Лучшие кинофраншизы в истории по версии Rotten Tomatoes. Франшиза в кино это


Как обрастает продолжениями самая необычная франшиза в истории кино

Любой поклонник кино прекрасно понимает, почему такой популярностью пользуются даже нещадно критикуемые сиквелы, приквелы и спин-оффы популярных картин – зритель ценит свое время, а потому без тени сомнений готов отдать деньги за просмотр кино лишь в том случае, когда четко уверен в том, что увидит на экране. Франшизы дают такую уверенность – из одного только названия совершенно очевидно, что будет показано в «Трансформерах 5», «Миссии Невыполнима 6» или «Астрале 4». Как это ни грустно, подобная ситуация все больше устраивает и потребителей кинопродукции, и ее производителей – на рынке все меньше остается места для оригинальных идей и экспериментов. На фоне очевидных линеек картин особняком стоит вселенная «Кловерфилд» Джей Джей Абрамса, у неподготовленного зрителя может возникнуть впечатление, что фильмы туда попадают случайно по каким-то неведомым причинам, и это недалеко от истины. Выход в прокат триллера Джона Красински «Тихое место» вновь подстегнул интерес к франшизе «Монстро». Почему? Разбираемся вместе.

Существенное отличие франшизы «Монстро» от других серий фильмов заключается в том, что о присоединении той или иной ленты к киновселенной «Кловерфилд» зрители узнают лишь в последний момент, а то и уже во время просмотра. Это полностью выбивается из принятого свода правил – обычно студии сначала заявляют о том, что у успешной картины появится продолжение, и лишь потом берутся воплощать идеи в жизнь, постоянно напоминая о том, что новая картина непременно будет связана с событиями предыдущей. Таким образом, интерес зрителей поддерживается на самом высоком уровне на протяжении нескольких месяцев и доходит до кульминации в даты премьер. «Кловерфилд» прирастает «ответвлениями» (прямыми продолжениями фильмы этой франшизы не назовешь) иначе – здесь о связи заявляется незадолго до релиза, и результат этих маркетинговых трюков пока недостаточно изучен.

Кадр из фильма «Кловерфилд, 10»

Насколько можно судить сегодня, происходит это не от хорошей жизни – скорее это результат энергичной работы на производственном рынке команды Джей Джей Абрамса и его компании Bad Robot. Например, известно, что проект «Кловерфилд, 10» вовсе не задумывался частью вселенной «Монстро», просто уже на этапе съемок Абрамс увидел в сюжете и конструкции будущего фильма потенциал для создания общего пространства, добился согласия авторов и студии на досъемки, отснял заключительный эпизод с монстрами и назвал картину частью франшизы. Та же история развернулась вокруг недавнего «Парадокса Кловерфилд» – фильм был задуман как вполне самостоятельный научно-фантастический триллер, но, попав на глаза Абрамсу, сюжет обрел крохотные вкрапления уже знакомой зрителю мифологии и вошел в общую вселенную. Обе картины имеют своих фанатов, обе собрали противоречивые отзывы, но, как бы то ни было, иначе как к трилогии, относиться к «Монстро», «Кловерфилд, 10» и «Парадокс Кловерфилд» нельзя.

Кадр из фильма «Парадокс Кловерфилда»

Однако даже после выхода трех фильмов, увязанных единой вселенной, Абрамс не меняет свою стратегию – продолжения не анонсируются, все ограничивается слухами. И слухи эти порождают порой удивительные смысловые завихрения, так, перед самым выходом в прокат триллера Джона Красински «Тихое место» по Интернету прошел слух, что и эта картина входит в линейку «Монстро». Логика в таком предположении определенно имеется – сюжет картины разворачивается в постапокалиптическом мире, где загадочные чудовища охотятся за оставшимися в живых людьми, ориентируясь на звуки, не нужно производить особых усилий, чтобы вписать эту ситуацию в контекст событий «Монстро». Были и другие косвенные «улики»: «Тихое место» произведен компанией Paramount, как и фильмы вселенной «Кловерфилд», Джон Красински некоторое время входил в актерский состав «Парадокса Кловерфилд», однако потом вдруг был выведен за скобки ради съемок собственной ленты, наконец, чудовища – в них есть что-то общее с тварями из «Кловерфилд, 10», не правда ли?

Выход фильма на экраны, казалось бы, расставил точки над «i» – никаких явных указаний на общность с «Монстро» и Ко в «Тихом месте» не оказалось. Это, впрочем, истинных поклонников франшизы не смутило, так что авторам идеи сценаристам Скотту Беку и Брайану Вудсу пришлось «оправдываться» – писатели признали, что на определенном этапе их задумка рассматривалась как часть вселенной «Кловерфилд», но затем студия посчитала, что концепт «Тихого места» имеет достаточно большой потенциал, чтобы выступать в одиночку. Как ни странно, эти объяснения многих фанатов лишь уверили в том, что фильм Джона Красински входит-таки в линейку «Монстро», просто до определенного момента это будет скрыто от широкой публики, а раскроется лишь в каком-то грядущем кроссовере, где встретятся, например, условные персонажи «Парадокса Кловерфилд» и твари из «Тихого места». Учитывая странные способы формирования франшизы, такой вариант развития событий не исключен и даже весьма вероятен.

Вероятен, потому что мы до сих пор ничего не знаем о том, каким образом продолжится линейка «Монстро» – «Кловерфилд, 10» – «Парадокс Кловерфилд». Ближайшим претендентом на то, чтобы вписаться в «монструозную» семейку, является запланированный на осень хоррор Джулиуса Эйвери «Операция Оверлорд» – нет никаких прямых свидетельств того, что лента является частью франшизы, больше того, нет ни кадров, ни снимков со съемочной площадки, чтобы увязать фильмы вместе, но поклонники уверены в грядущей состыковке. Фанатов не смущает даже тот факт, что действие «Оверлорда» будет разворачиваться во времена Второй мировой войны – и правда, пустяки какие.

Кадр из фильма «Тихое место»

Недавно появились слухи и об еще одном проекте, который якобы войдет в линейку «Кловерфилд». Речь о фантастической драме под названием «Колма», которая расскажет о женщине, которая много лет назад потеряла в автомобильной аварии любимого и теперь, на смертном одре, получает возможность выбора – воссоединиться со своей любовью в загробном мире или вернуться в прошлое и предотвратить катастрофу. О фильме известно лишь то, что главную роль в нем сыграет Дейзи Ридли, а производством займется все та же Bad Robot, так что лента вполне может оказаться самостоятельным произведением, с монстрами и частицами бога никак не связанным.

Но в том-то и фокус, что в текущей ситуации частью вселенной «Кловерфилд» может стать буквально любой оригинальный фильм, его лишь нужно немного подшлифовать, чтобы он как влитой встал в сложную мозаику франшизы. Абрамс, строго говоря, так и задумывал свою линейку – фильмы не должны являться прямыми продолжениями друг друга, они должны стать частями антологии с собственными сюжетами и персонажами. Это, по замыслу продюсера, должно привлекать авторов, ведь им, по сути, дается свобода творчества в обмен на небольшие уступки в крохотных деталях – отнюдь не самый бесславный компромисс, особенно на фоне бессовестного продактплейсмента или навязываемой обществом толерантности в формировании состава персонажей.

С этой точки зрения «Тихое место» могло бы стать хорошим продолжением франшизы «Кловерфилд»: интересный концепт, напряженный сюжет, блестящая игра актеров и подлинный первобытный ужас привлекают не только зрителей, но и новых оригинальных авторов. Успех фильма Красински, а уже можно говорить об успехе как минимум в американском прокате, привлек бы еще больше сценаристов со свежими идеями и режиссеров с новаторскими взглядами. И тогда уже не Абрамс бегал бы по чужим съемочным площадкам, «перекупая» уже снимающиеся проекты, а к нему бы стояли очереди с предложениями расширить Монстровселенную.

Все, впрочем, еще возможно. Концепция франшизы-антологии не ограничена во времени и пространстве – ее сюжеты и идеи могут разветвляться бесконечно далеко и долго. Поэтому не исключено, что мы еще увидим продолжение «Тихого места», но уже в антураже «Кловерфилд, 10». Или наоборот. В конце концов Абрамс обещал зрителям по фильму из серии «Монстро» каждый год – вот и поглядим, кого в ближайшее время удастся заарканить во франшизу, которая изо всех сил отрицает законы франшиз.

www.film.ru

Лучшие кинофраншизы в истории по версии Rotten Tomatoes — Новости на Фильм Про

Известный интернет-ресурс Rotten Tomatoes («Тухлые помидоры») составил рейтинг самых «свежих» киносерий за всю историю. Интересно, что ни одна из представленных в списке франшиз не заслужила оценку выше 84%. Как это часто бывает, даже если большинству кинокритиков фильм приходится по душе, находятся те, кому картина категорически не нравится.

Лучшие кинофраншизы в истории по версии Rotten Tomatoes

Лучшие кинофраншизы в истории по версии Rotten Tomatoes

«Гарри Поттер» - 84%

Одна из самых известных современных киносерий основана на книгах британской писательницы Джоан Роулинг. Первый фильм о юном волшебнике Гарри Поттере вышел на экраны 16 лет назад – в 2001-м. Тогда ещё студия Warner Bros., купившая у Роулинг права на экранизацию, не могла себе и представить, что в итоге мальчик со шрамом станет самым известным и любимым зрителями волшебником, а на экраны в итоге выйдут девять фильмов. Самая низкая оценка (75%) критиками была поставлена первому спин-оффу (сюжетному ответвлению) от основной истории – картине «Фантастические твари и где они обитают», самую высокую (96%) заслужил фильм «Гарри Поттер и Дары смерти. Часть 2», завершивший историю Гарри Поттера.

Трейлер фильма «Гарри Поттер и Дары смерти. Часть 2»

Кинематографическая вселенная MARVEL – 82%

Ещё один феномен современного кинопроката – фильмы, основанные на супергеройских комиксах. Издательство MARVEL, создавшее собственное киноподразделение, выпустило свой первый фильм в 2008 году – им стала картина «Железный человек». В то время MARVEL предпочитало работать в копродукции, продавая права на те или иные картины большим голливудским студиям, таким как Paramount Pictures и Universal Pictures. Спустя год после премьеры первого фильма про Тони Старка, киноподразделение MARVEL за $4 млрд было куплено студией Disney. Всего в настоящий момент на экраны вышло 14 фильмов о различных супергероях. Самые низкие оценки критиков (66%) получила лента «Тор 2: Царство тьмы», а самых высоких удостоился кинокомикс «Железный человек» (92%).

Трейлер фильма «Железный человек»

«Властелин колец» / «Хоббит» - 80%

Режиссёр Питер Джексон и студия Warner Bros. вместе выпустили на экраны шесть фильмов киносерии – по три на каждую из книг. Самый первый из них вышел в прокат в 2001 году, а завершилась эта история в 2014-м. При этом самых лестных отзывов заслужила картина «Властелин колец: Две крепости» 2002 года – критики оценили её на 96%. Самый низкий результат показала заключительная часть трилогии «Хоббит» - «Битва пяти воинств» (59%).

Трейлер фильма «Властелин колец: Две крепости»

«Миссия невыполнима» - 75%

Большинству зрителей Том Круз стал известен именно благодаря этой киносерии, в которой он по сей день исполняет роль специального агента Итана Ханта. Премьера самого первого фильма, основанного на одноимённом телесериале, состоялась в 1996 году, а последний на данный момент – «Миссия невыполнима: Племя изгоев» – вышел спустя 19 лет. Наиболее низкую оценку критики «Тухлых помидоров» поставили второй части киносерии – фильм «Миссия невыполнима 2» оценили всего на 57%. А экшн «Миссия невыполнима: Протокол Фантом», в котором первоначально планировалось заменить Тома Круза, напротив, получил высокие оценки (94%).

Трейлер фильма «Миссия невыполнима: Протокол Фантом»

«Джейсон Борн» - 74%

На волне популярности шпионских боевиков студия Universal взялась за работу над киносерией про бывшего шпиона Джейсона Борна, взбунтовавшегося против системы. Первая часть, вышедшая в 2002-м, тепло была принята зрителями, однако наивысшую оценку (93%) кинокритики поставили «Ультиматуму Борна» (2007). Хуже всего ресурс «Тухлые помидоры» оценил сразу два фильма – совсем новый «Джейсон Борн» и спин-офф с Джереми Реннером «Эволюция Борна» (56%).

Трейлер фильма «Ультиматум Борна»

«Звёздные войны» - 73%

Самую популярную у зрителей космическую сагу – «Звёздные войны» – кинокритики оценили ниже, чем шпионские боевики. Первый фильм киносерии – «Звёздные войны. Эпизод IV: Новая надежда» режиссёр Джордж Лукас выпустил в 1977-м. Первая часть новой трилогии – «Звёздные войны. Эпизод I: Скрытая угроза», вышедшая в 1999 году, – получила самые низкие оценки критиков (всего 55%). Рекорд в 94%, установленный фильмом «Звёздные войны. Эпизод V: Империя наносит ответный удар» в 1980-м, до сих пор не удалось побить ни одной из вышедших следом картин.

Трейлер фильма «Звёздные войны. Эпизод V: Империя наносит ответный удар»

«Джек Райан» - 72%

Шпионские истории писателя Тома Клэнси о Джеке Райане, неоднократно переносившиеся на экраны, не нашли поддержки у зрителей, но зато понравились критикам. С 1990 по 2014 года на экраны вышли пять фильмов: первым из них в 1990-м стала лента «Охота за "Красным октябрём"» (она же получила наивысшую оценку критиков – 86%), а последним – «Джек Райан: Теория хаоса» 2014 года (картина получила самую низкую оценку – 56%).

Трейлер фильма «Охота за "Красным октябрём"»

«Люди Икс» - 71%

Эра современных кинокомиксов началась в 2000 году с экранизации графического романа издательства MARVEL «Люди Икс». С этого момента на экраны вышло уже девять фильмов, посвящённых разных персонажам. Ниже всего кинокритики с сайта «Тухлые помидоры» оценили фильм «Люди Икс: Начало. Росомаха» 2009 года (38%), а наиболее высоко – картину «Люди Икс: Дни минувшего будущего» (91%), вышедшую в 2014-м.

Трейлер фильма «Люди Икс: Дни минувшего будущего»

«Стартрек» - 70%

История «Стартрека» (или «Звёздного пути») началась в 1966 с выходом на экраны одноимённого телесериала. Первый полнометражный фильм – «Звёздный путь» – появился на экранах в 1979-м. Самый высокий балл от кинокритиков заслужила лента перезагруженного «Звёздного пути» режиссёра Джей Джей Абрамса – ей поставили 95%, а самый низкий получил фильм 1989 года «Звёздный путь 5: Последний рубеж» (всего 23%).

Трейлер фильма «Звёздный путь»

«Джеймс Бонд» - 69%

Несмотря на повсеместную известность, персонаж шпионских романов Яна Флеминга – Джеймс Бонд – оказался в рейтинге наиболее успешных киносерий современности на самом последнем месте. Всего с 1962 года на экраны вышли уже 26 кинокартин, первой из которых стала экранизация романа «Доктор Ноу», а последней на данный момент является «007: Спектр» (2015). Самые низкие оценки критики поставили фильму 1967 года «Казино Рояль» (29%), а самые высокие – картине «Голдфингер» 1964-го (96%).

Трейлер фильма «Голдфингер»

www.filmpro.ru

самые кассовые франшизы — Новости на Фильм Про

Любой современный кинозритель знает, что прокат заполонили сиквелы, приквелы, ремейки, спин-оффы. Всё это включает в себя термин «франшиза» - и несмотря на то, что их господство в мировой киноиндустрии не вызывает сомнений, до сих пор не существовало рейтинга, который отражал бы успехи франшиз в российском прокате. «Фильм Про» решил изучить, какие франшизы на сегодня - самые кассовые в России и в мире.

При расчётах мы отталкивались от следующего определения: франшиза в кино - это сумма фильмов, объединённая одним брендом. Права на его использование при этом могут переходить от студии к студии.

Исследование «Фильм Про»/«Индустрии кино»: самые кассовые франшизы

ФРАНШИЗЫ И КИНОСЕРИИ

Часто смешиваются понятия «франшиза» и «киносерия», воспринимаются как синонимы. В действительности же «киносерия» - понятие более узкое. Части киносерии образуют единое целое в художественном плане; одни и те же актёры играют одних и тех же персонажей, действие одного фильма вытекает из действия другого. То же самое нельзя сказать о франшизе. Разница проясняется на примере: скажем, три «Человека-паука» с Тоби Магуайром и два «Человека-паука» с Эндрю Гарфилдом - это одна франшиза, один бренд. Но никак нельзя сказать, что эти пять фильмов рассказывают одну историю, то есть это не цельная киносерия. Даже наоборот - совпадение ключевых персонажей и некоторых сюжетных линий подчёркивает, что это похожие истории, рассказанные по-разному. В одну франшизу, таким образом, может входить несколько киносерий. И если главный атрибут франшизы - бренд, то киносерии - сюжетное единство, заданное рамками бренда. Путаница же возникает при смешении критериев экономических и художественных.

ФРАНШИЗЫ В РОССИИ И В МИРЕ: ОБЩЕЕ И РАЗЛИЧИЯ

В рейтингах самых кассовых франшиз России и мира совпадают пять пунктов из десяти. Это весомая доля, особенно учитывая, что прямое сопоставление этих топов некорректно. Американские франшизы свой кассовый «учёт» ведут уже много десятилетий, в то время как данные по российским сборам систематически регистрируются только с конца 90-х. Этим, в частности, можно объяснить, почему в мировом и американском рейтинге «Звёздные войны» и «Бондиана» стоят так высоко, а в российском вообще отсутствуют (также показательно, что у топов по миру и США совпадений больше, восемь из десяти).

Тем не менее, такая асимметрия лишь подчёркивает удивительные сходства топов по важным показателям. Во-первых - лидерство киновселенной Marvel, причём с большим отрывом от всех конкурентов. Во-вторых - любовь зрителей к экранизациям Джона Р.Р. Толкина: и в международном, и в российском зачёте «Средиземье» показало лучшие средние сборы среди всех игровых франшиз. В-третьих - аналогичные предпочтения аудитории в отношении анимации: по средним сборам в обоих топах лучшая франшиза - «Гадкий я». В-четвёртых, наконец, наличие среди лидеров «Людей Икс», которые, появившись в начале 2000-х, впервые показали, что такое драматический кинокомикс. Аналитик кинопроката Николай Ларионов прокомментировал «Фильм Про» неожиданность этих сходств:Есть в топах и принципиальное различие. В международном рейтинге самых кассовых (как и в американском топе) нет ни одной анимационной франшизы, да и по средним сборам в десятку пробился только упомянутый «Гадкий я». Между тем, в российской десятке сразу четыре анимационных франшизы (а по средним сборам даже пять). Это не означает, что в США и на других рынках те же самые франшизы не становятся блокбастерами, однако на сегодняшний день они попадают в лучшем случае в топ-20. Таким образом, в этой отрасли российская киноиндустрия в меньшей степени следует глобальным тенденциям; специфичность пристрастия к анимации подчёркивается и тем, что на третьем месте по сборам - отечественная «богатырская» серия студии «Мельница», рекордам которой не мешает отсутствие голливудских бюджетов.

РАЗНОВИДНОСТИ ФРАНШИЗ

Самый простой прецедент - когда киносерия и франшиза совпадают. Другими словами, все фильмы франшизы рассказывают одну историю, и до ремейков и других способов обновления бренда дело пока не дошло. Примеров такого рода среди главных кинофраншиз осталось немного. «Пираты Карибского моря», «Сумерки», «Ледниковый период», «Гарри Поттер», «Властелин колец» с «Хоббитом», «Форсаж», «Голодные игры» - эти франшизы вошли в число лучших, не прибегая к помощи ремейков, спин-оффов и других хитростей (это не гарантирует, впрочем, что так останется и в дальнейшем). Линейное повествование используется в современных франшизах всё реже - выгоднее развиваться не только «вдаль», но и «вширь». Моду на так называемые «киновселенные» породила студия Marvel - а за ней последовали «Звёздные войны» (помимо новой трилогии - несколько спин-оффов), кинокомиксы DC, а затем приобщатся и «Трансформеры» (вслед за очередным сиквелом планируются фильмы об отдельных персонажах, которые должны расширить горизонты франшизы). Своего рода киновселенной стала и анимационная «богатырская» серия - мультфильмы студии «Мельница» про Алёшу Поповича, Добрыню Никитича, Илью Муромца и их совместные приключения. Среди киновселенных ближайшего будущего - проект студии Universal, который объединит знаменитых монстров: Дракулу, Человека-невидимку, Мумию, Человека-Волка. По опробованной Marvel схеме, сначала каждый из них получит сольный фильм, а затем они объединятся в одном блокбастере. Застрельщиком станет «Мумия» с Томом Крузом, которая выйдет на экраны в 2017 году. Если киновселенная кажется замыслом излишне грандиозным, то на помощь франшизе приходят спин-оффы. Подход в данном случае прост: из персонажей киносерии выбирается зрительский фаворит, достойный отдельного полного метра, и новый фильм преподносится одновременно как свежая часть франшизы и как временный отход от основной линии. Эту стратегию использовал «Мадагаскар» («Пингвины Мадагаскара»), «Шрэк» («Кот в сапогах»), «Гадкий я» («Миньоны»), «Люди Икс» («Росомаха» и «Дэдпул»), «Ёлки» («Ёлки лохматые»). Спин-оффы выгодны и тем, что снижают риск неудачи для франшизы: в случае провала такой картины-ответвления киносерия остаётся «нетронутой». Если же её ждёт успех, то это разовое ответвление может стать самостоятельной киносерией в рамках франшизы, как это планируется с «Дэдпулом» и уже случилось с «Росомахой». У супергеройских франшиз, за исключением Marvel, свой рецепт успеха: постоянные «перезагрузки», или ремейки. Когда истощается потенциал одного замысла, можно начать заново. Сила брендов в супергеройском кино сегодня такова, что они могут пережить неудачные инкарнации и измениться до неузнаваемости. «Бэтмен», «Бэтмен возвращается», «Бэтмен навсегда», «Бэтмен и Робин» разительно отличаются от трилогии Кристофера Нолана о Тёмном рыцаре - тем не менее, все они идут под брендом «Бэтмен». «Бэтмен и Робин» «похоронил» героя на восемь лет, но это не помешало фильму «Бэтмен: Начало» возродить франшизу с новой силой в 2005 году. Так же и «Человек-паук» с «Людьми Икс», которые несколько лет назад «перезапустились» с новыми актёрами, как только положение дел перестало удовлетворять аудиторию («Человек-паук» успел это сделать и ещё раз - теперь герой стал частью киновселенной Marvel). Обновление путём регулярной «перезагрузки» проходит и «бондиана» - раз в несколько фильмов меняется исполнитель главной роли, и франшизе это только на пользу. 54 года на экранах, 25 фильмов - и следующая часть точно будет, с Дэниэлом Крэйгом или без.

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ

Глобальный успех требует развития - из всех франшиз-лидеров, упомянутых в наших рейтингах, завершёнными можно считать всего три: «Голодные игры», «Сумерки» и «Средиземье», объединяющее «Властелина колец» и «Хоббита» Питера Джексона. Завершение во всех трёх случаях, очевидно, вынужденное: охвачен весь книжный первоисточник. Впрочем, Голливуд не остановить такими условностями - ставить на этих франшизах крест всё равно нельзя. Приквел, ремейк, спин-офф - всё к услугам этих и любых других франшиз.

Все указанные рейтинги актуальны на август 2016-го. Каждый год несколько франшиз из этих топов в обязательном порядке будут получать сиквелы - и расклад сил изменится. Кроме того, нельзя забывать, что некоторые блокбастеры просто не успели стать франшизами, как «Аватар». Продолжение точно следует.

www.filmpro.ru

Франшизы, которые всем надоели | Кино на www.elle.ru

26 мая 2017Степанов Сергей

К премьере пятых «Пиратов Карибского моря» — эта и другие широкоэкранные саги, откровенно засидевшиеся в кинотеатрах

В прокат вышли пятые «Пираты Карибского моря» — очередная глава некогда веселой и сумасбродной франшизы, вяло разводящей мировые мультиплексы на лишнюю сотню миллионов долларов, хотя жизни в ней осталось не больше, чем в жаждущем крови Джека Воробья зомби, которого опрометчиво сыграл Хавьер Бардем. Эта и другие многосерийные киносаги, которым пора на покой, — в безжалостном обзоре ELLE.

«Пираты Карибского моря»

«Пираты Карибского моря»

Всего фильмов: 5

Первый: «Пираты Карибского моря: Проклятие Черной жемчужины», 2003

Очередной: «Пираты Карибского моря: Мертвецы не рассказывают сказки», 2017

А ведь как здорово все начиналось: рискнув слепить блокбастер из сомнительного (для 2003 года) материала своего же парка аттракционов, студия Walt Disney сорвала большой куш и заработала пять номинаций на «Оскар» (включая вполне сенсационную — для Джонни Деппа). 14 лет спустя Депп — наименее надежная и, может статься, самая испорченная из голливудских суперзвезд, а когда хакеры пригрозили выложить копию пятых «Пиратов» в торренты, это не заинтересовало примерно никого. Каждый новый фильм франшизы нарывается на все более и более разгромную прессу, а «Мертвецам», кажется, не грозят даже когда-то дежурные для «Пиратов» кассовые рекорды.

«Трансформеры»

«Трансформеры»

Всего фильмов: 5

Первый: «Трансформеры», 2007

Очередной: «Трансформеры: Последний рыцарь», 2017

Ах, если бы «Последний рыцарь» и впрямь оказался последним, но как бы не так: впереди еще как минимум один сиквел и обещанный уже следующим летом спин-офф. Самая громкая и — с колоссальным отрывом — тупая из голливудских франшиз, «Трансформеры» стерли все хорошее, что можно было сказать о режиссере Майкле Бэе, и заслуживают комплиментов разве что за канонический — насколько это возможно в заданной системе координат — дебют Меган Фокс. Но пока эти фильмы исправно преодолевают миллиардный рубеж в мировом прокате, избавиться от них не получится.

«Ледниковый период»

«Ледниковый период»

Всего фильмов: 5

Первый: «Ледниковый период», 2002

Последний: «Ледниковый период: Столкновение неизбежно», 2016

Может показаться, что адресованная самым маленьким франшиза о говорящих животных — слишком безобидная мишень для критики, но за полторы декады в мультиплексах «Ледниковый период» превратился в айсберг, растопивший родительские сердца на три с лишним миллиарда долларов (больше, чем у всех «Миссий» или, допустим, «Стартреков»). При этом качество фильмов неуклонно падает (у последнего — 15% одобрения на Rotten Tomatoes), а главную звезду франшизы — одержимую желудем саблезубую белку — прогнали через столько испытаний, что она, похоже, бог.

«Другой мир»

«Другой мир»

Всего фильмов: 5

Первый: «Другой мир», 2003

Последний: «Другой мир: Войны крови», 2016

Отливаясь полусотней оттенков сине-серого, франшиза об оборотнях и вампирах во главе с Кейт Бекинсейл никогда не блистала особым качеством: четыре последних фильма выходили в январе (в Голливуде традиционно использующемся в качестве мусорной корзины) и собирали глубоко заурядную прессу. Но свои скромные бюджеты «Другие миры» отбивали исправно, и хотя кажется, что всем задействованным в этой истории давно пора найти занятие повеселее, ходят разговоры, что на очереди шестой фильм и телесериал.

«Обитель зла»

«Обитель зла»

Всего фильмов: 6

Первый: «Обитель зла», 2002

Последний: «Обитель зла: Последняя глава», 2016

Примерно все вышесказанное можно повторить и по адресу «Обители зла» — своевременно прибравшей к рукам многими любимую актрису (здесь — Милла Йовович) и выдавшей ее замуж за собственного режиссера (в «Другом мире» — Лен Уайзман, здесь — Пол У.С. Андерсон), но никогда не хватавшей звезд с неба франшизы о фантастических тварях (здесь — зомби). Вышедшая тогда, когда ее уже совсем не ждали, «Последняя глава» была буднично уничтожена критиками, но оказалась самой успешной из шести и, похоже, спровоцировала — это страшное слово — перезагрузку.

«Люди Икс»

«Люди Икс»

Всего фильмов: 10

Первый: «Люди Икс», 2000

Последний: «Логан», 2017

Реанимировав Дэдпула и — внимание, спойлер! — похоронив Росомаху, «Люди Икс» уже сделали два шага в верном направлении. Шестилетней давности перезапуску франшизы повезло с кадрами (Джеймс МакЭвой! Дженнифер Лоуренс! Майкл Фассбендер!), но прошлогодний «Апокалипсис» не спасли ни они, ни сыгравший титульного злодея Оскар Айзек. Еще одна перетасовка «Людей Икс» будет явно лишней, а воскрешение Росомахи — плевком в душу поклонникам «Логана». Оптимальное решение налицо: оставить Дэдпула — и оставить в покое всех остальных.

«Человек-паук»

«Человек-паук»

Всего фильмов: 6

Первый: «Человек-паук», 2002

Очередной: «Человек-паук: Возвращение домой», 2017

Обижать Спайди хочется еще меньше, чем «Людей Икс», но происходящее с франшизой слишком наглядно иллюстрирует все то, что не так с теперешним Голливудом. Не удовлетворившись вполне самодостаточной трилогией с Тоби Магуайром, обладатели прав на Человека-паука поспешили с его сменщиком, а недобрав в прокате сто или двести миллионов, на которые предположительно рассчитывали, скоропалительно избавились и от Эндрю Гарфилда. Совсем нового Человека-паука играет Том Холланд, а степень его некогда плакатной ответственности снизилась до массовок в «Мстителях».

www.elle.ru