Будет ли доллар дорожать в 2018 году: почему рубль ослабел в 2018 году после двух лет роста — РБК

Понимание спроса на валюту внутри страны и за рубежом

Валюта традиционно является самой большой пассивной частью центрального банка, и сегодня на ее долю приходится 36% обязательств Федеральной резервной системы, или 1,59 триллиона долларов. 1 ФРС поставляет валюту для удовлетворения спроса, поэтому изменения спроса на валюту будут важным фактором, определяющим, как изменится баланс ФРС в будущем. В этом Письме Федерального резервного банка Чикаго мы изучаем спрос на валюту во всем мире и с течением времени, чтобы узнать о ряде возможностей того, как может измениться спрос на валюту США. Затем мы прогнозируем спрос на валюту на следующее десятилетие в нескольких иллюстративных сценариях.

Международная перспектива

На рис. 1 показано соотношение валюты к валовому внутреннему продукту (ВВП) с течением времени для семи стран (Канада, Индия, Япония, Швеция, Швейцария, Соединенное Королевство и США) и еврозоны. Связь между спросом на валюту и размером экономики не совсем ясна. Мы можем ожидать, что использование валюты будет расти вместе с ВВП, потому что в более крупной экономике будет больше транзакций и, следовательно, больше потребность в валюте. Но на самом деле соотношение меняется как между странами, так и во времени для данной страны. Эти вариации помогают выявить некоторые из основных факторов, определяющих спрос на валюту.

1. Банкноты в обращении

Источники: данные Совета управляющих Федеральной резервной системы, Бюро экономического анализа США, Банка Канады, Статистического управления Канады, Резервного банка Индии, Центрального статистического управления Индии, Института экономических и социальных исследований, Центрального банка Швеции, Государственного секретариата Швейцарии. по экономическим вопросам и Банку Англии были получены через Haver Analytics. Дополнительные источники включают Банк Японии, Евростат, Швейцарский национальный банк, Управление национальной статистики Великобритании и Европейский центральный банк.

Одним из важных факторов, влияющих на спрос на валюту, является внедрение альтернативных технологий осуществления платежей. В Японии, экономика которой в основном основана на наличных деньгах, где использование кредитных карт и других электронных платежей является относительно редким явлением, спрос на валюту в настоящее время составляет почти 19% ВВП — это самый высокий показатель среди всех стран, по которым Банк международных расчетов собирает статистику. 2 Но в Швеции в последние годы спрос на валюту резко упал, поскольку технологии электронных платежей заменили наличные деньги. Большие различия между странами позволяют предположить, что внедрение новых платежных технологий, вероятно, будет не менее важным, чем существование этих технологий: люди знают, как использовать кредитные и дебетовые карты по всему миру, но они гораздо больше стремятся перейти на карты в одних местах, чем в других. Более широкое использование к настоящему времени традиционных электронных платежных инструментов, таких как кредитные карты, оказалось достаточным для резкого сокращения спроса на валюту в таких странах, как Швеция. 3 Если криптовалюты, такие как Биткойн, когда-либо станут широко использоваться, спрос на наличные может упасть еще больше.

Еще одним важным фактором, определяющим спрос на валюту, является степень использования валюты страны за границей. США и Канада имеют относительно схожие экономики, однако валюта сейчас составляет 8% ВВП в США и только 4% ВВП в Канаде. Разрыв увеличился за три десятилетия, показанные на рисунке 1, что, по мнению некоторых аналитиков, связано с более широким использованием долларов США в других странах.

Государственная политика также может вызвать резкие изменения курса валюты по отношению к ВВП, как это видно на примере Индии. Доля индийской валюты в ВВП резко упала после 8 ноября 2016 года, когда правительство объявило, что существующие банкноты в 500 и 1000 рупий больше не действительны и что старые банкноты необходимо обменять на новые банкноты в 500 и 2000 рупий. 4 Еврозона представляет собой еще один пример воздействия изменений в политике — в данном случае введения совершенно новой валюты. Монеты и банкноты евро были впервые распространены в конце 2001 года и стали законным платежным средством 1 января 2002 года, заменив отдельные валюты стран, входящих в еврозону. Но количество евро в обращении в тот первый день было меньше, чем люди в конечном итоге потребовали; по мере того, как печаталось больше евро и по мере того, как новая валюта получала общественное признание, сумма в обращении росла.

Наконец, тенденции на рис. 1 свидетельствуют о том, что процентные ставки могут влиять на спрос на валюту. На валюту проценты не начисляются, в отличие от средств, хранящихся на банковских счетах. Таким образом, когда процентные ставки низки, альтернативные издержки хранения валюты вместо того, чтобы вкладывать деньги в банк, ниже, и люди склонны держать больше валюты. В соответствии с этой идеей мы видим на рисунке 1, что отношение валюты к ВВП выросло после финансового кризиса в Швейцарии, США, Канаде и Великобритании, так как центральные банки всех этих стран установили процентные ставки на самом низком уровне. границы. А использование валюты начало резко расти в середине 1990-х годов в Японии, когда процентные ставки в этой стране упали почти до нуля. 5

2. Ставка по федеральным фондам и отношение валюты США к ВВП

Примечание. Период выборки начинается со второго квартала 1982 г. и заканчивается в последнем квартале 2017 г.
Источники: Совет управляющих Федеральной резервной системы и Бюро экономического анализа США через Haver Analytics.

Низкие ставки, много наличных

На рисунке 2 показана связь между процентными ставками и использованием валюты в США. На рисунке представлены квартальные данные об отношении валюты к ВВП по вертикальной оси в сравнении с целевой ставкой по федеральным фондам, установленной Федеральным открытым банком. Рыночный комитет (FOMC) на горизонтальной оси. Каждая точка показывает данные за разные кварталы, а сплошная линия сглаживает точки, показывая среднюю взаимосвязь между процентными ставками и валютой. Общая отрицательная взаимосвязь очевидна: повышение ставки по федеральным фондам с 0% до 2% в среднем связано с падением отношения валюты к ВВП на 1 процентный пункт.

Однако изменения других факторов, кроме процентных ставок, также могли повлиять на взаимосвязь, показанную на рисунке. Например, процентные ставки, как правило, падали в течение периода, показанного в данных, в то время как иностранный спрос на американскую валюту, по-видимому, вырос в течение этого периода по причинам, не связанным с процентными ставками. Таким образом, некоторая очевидная связь между низкими процентными ставками и высоким спросом на валюту может на самом деле не зависеть от процентных ставок. По этой причине мы не можем быть уверены, что будущие изменения процентных ставок вызовут изменение спроса на валюту точно на величину, указанную на рисунке.

Действительно, последняя серия повышений ставок FOMC является исключением из типичной взаимосвязи. С декабря 2015 года по декабрь 2017 года FOMC повысил целевую ставку по федеральным фондам на 1 процентный пункт. Тем не менее, на рисунке показано, что отношение валюты к ВВП выросло за это время на 0,4 процентных пункта, что указывает на то, что на спрос на валюту значительно повлияли другие факторы, помимо процентных ставок.

Экспорт долларов

Люди в других странах, особенно в странах с нестабильной финансовой системой, часто используют финансовые активы США в качестве убежища. Валюта США является особенно привлекательным активом для людей, которые хотят иметь стабильную валюту для своих повседневных операций, а также для людей, которые занимаются незаконной деятельностью и не хотят размещать свои деньги там, где они будут видны власти, такие как финансовое обеспечение или банковский счет. В результате спрос на американскую валюту за рубежом является значительным. Большая часть этого спроса приходится на 100-долларовые банкноты, высокая стоимость которых делает их более удобными для перевозки больших сумм наличных денег.

На рис. 3 показаны оценки доли всей валюты США и 100-долларовых банкнот, хранящихся за границей, сделанные экономистом Совета Федеральной резервной системы Рут Джадсон. 6 Бумажные деньги нелегко отследить после того, как центральный банк их распространяет, поэтому необходимо оценить количество американской валюты за границей. По оценкам Джадсона, при отсутствии иностранного спроса соотношение между использованием валюты и ВВП в США было бы таким же, как в Канаде. Другими словами, она предполагает, что более высокое отношение валюты к ВВП в США связано с иностранным спросом. Оценки показывают, что более 60% всех банкнот США и почти 80% 100-долларовых банкнот в настоящее время находятся за границей — с 15% до 30% около 1980. В своем исследовании Джадсон обнаружила, что этому требованию способствует экономическая и политическая нестабильность. 7

Будущие сценарии

Факторы, которые мы оценили, предполагают, что для оценки будущего спроса на валюту США нам необходимо учитывать как минимум четыре ключевые переменные: размер экономики, внедрение новых платежных технологий, заменяющих валюту, изменения процентных ставок и изменения внешнего спроса. По состоянию на 14 марта 2018 года непогашенная валюта США составляла 1,59 триллиона долларов. На Рисунке 4 показаны оценки того, какая валюта может быть непогашенной через десять лет, в 2028 году, при трех сценариях, учитывающих эти переменные.

3. Акции в валюте США за границей

Источник: см. текст, примечание 6.

В сценарии 1, нашем базовом или среднем сценарии, мы предполагаем, что использование платежных технологий не меняется и что спрос на валюту США как внутри страны, так и за рубежом определяется изменениями номинального ВВП США и процентных ставок. . Медианный прогноз FOMC в марте 2018 года заключался в том, что целевая ставка по федеральным фондам в долгосрочной перспективе составит 2,9% по сравнению с сегодняшним диапазоном от 1,50% до 1,75%. 8 Рисунок 2 показывает, что такое повышение ставки по федеральным фондам исторически было связано со снижением отношения национальной валюты к ВВП примерно на 1,03 процентных пункта. Это уменьшит соотношение валюта/ВВП до 6,9.2% по сравнению с 7,95% сегодня. В сочетании со среднегодовым темпом роста номинального ВВП в 3,9%, прогнозируемым Бюджетным управлением Конгресса (CBO) в июне прошлого года, 9 , это означает, что через десять лет спрос на валюту США составит 2 триллиона долларов. Рост процентных ставок в этом сценарии означает, что общий спрос на валюту растет медленнее, чем ВВП, и на 298 миллиардов долларов ниже, чем он был бы, если бы процентные ставки остались на уровне марта 2018 года. В результате в этом сценарии спрос на валюту несколько ниже прогнозов персонала Совета управляющих ФРС, которые предполагают, что валюта будет расти пропорционально ВВП. 10

Возможны и другие исходы. Как показано на рисунке 1, отношение валюты к ВВП США со временем неуклонно росло. С конца 2014 г. по конец 2017 г. коэффициент рос в среднем на 0,06 п.п. в квартал. Это может показаться небольшим изменением каждый квартал, но если бы такая скорость изменений сохранялась в течение десяти лет, отношение валюты к ВВП через десять лет достигло бы 10,2%. В сочетании с прогнозом роста ВВП CBO и предположением, что процентные ставки не будут расти, спрос на валюту достигнет 2,9 доллара.5 трлн. Это число формирует сценарий 2, наш сценарий высокого спроса на валюту.

В сценарии 3, нашем низком сценарии, мы предполагаем, что процентные ставки нормализуются и что быстрое внедрение новых платежных технологий как в США, так и за рубежом приводит к падению отношения общей валюты к ВВП в четыре раза, как это и произошло в Швеции. Таким образом, отношение валюты к ВВП остается на уровне около 1,73%, а с учетом курса CBO на рост ВВП общий спрос на валюту составит всего 501 миллиард долларов. В этом сценарии ФРС фактически будет возвращено чуть более 1 триллиона долларов в валюте.

4. Сценарии будущего спроса на валюту США

Сценарий

Ключевые факторы
Валюта США/ВВП
в 2028 г. (%)
Всего в валюте США
в 2028 г. (млрд долл. США)

1 – базовый уровень

Рост процентных ставок снижает отношение валюты к
ВВП, но ВВП растет

6,92
2 003

2 – Высокий

Внешний спрос продолжает расти
Отношение валюты к ВВП

10. 20
2 951

3 – Низкий

Рост процентных ставок и новые платежи
Технологии снижают спрос на валюту

1,73
501

Памятка: Текущие данные

 

7,95
1 587

Источники: расчеты авторов на основе данных Бюро экономического анализа США, Совета управляющих Федеральной резервной системы и Бюджетного управления Конгресса США, доступ к которым получен через Haver Analytics.

Заключение

Хотя наши низкие и высокие сценарии, возможно, маловероятны, они иллюстрируют широкий спектр возможных результатов для спроса на валюту и, как следствие, для будущего размера валютной составляющей баланса ФРС. Прогнозирование спроса на валюту США является сложной задачей и требует ряда допущений. Спрос на валюту зависит от того, насколько быстро растет экономика, от процентных ставок, от изобретения и принятия новых платежных технологий, а также от того, продолжают ли люди в других странах рассматривать долларовые купюры как полезный актив — все факторы, которые, так сказать, являются решающими. по крайней мере, неуверенно.


1 Мы благодарим Майкла Локка за отличную помощь в исследованиях. Наше недавнее письмо Федерального резервного банка Чикаго с описанием обязательств Федеральной резервной системы доступно в Интернете. Crossref

2 Банк международных расчетов, Комитет по платежам и рыночной инфраструктуре, 2016 г. , Статистика платежных, клиринговых и расчетных систем в странах CPMI: данные за 2015 г. , Базель, Швейцария, декабрь.

3  Лиз Олдерман, 2015 г., «Где даже банки больше не принимают наличные», New York Times , 27 декабря, с. А1.

4  Дополнительная информация доступна в Интернете.

5  Отчасти увеличение отношения валюты к ВВП при низких процентных ставках отражает низкий рост ВВП в эти периоды.

6 Рут Джадсон, 2017 г., «Смерть наличных денег? Не так быстро: спрос на валюту США внутри страны и за рубежом, 1990-2016», презентация доклада на Международной конференции по наличным деньгам Deutsche Bundesbank 2017, «Война с наличными: есть ли будущее у наличных?», остров Майнау, Германия, 26 апреля. доступно онлайн.

7 Рут Джадсон, 2012 г., «Кризис и затишье: спрос на валюту США внутри страны и за рубежом с момента падения Берлинской стены до 2011 г.», Документы для обсуждения международных финансов, Совет управляющих Федеральной резервной системы, № 2012-1058, ноябрь.

8  Доступно онлайн.

9  Доступно онлайн.

10  Эрин Э. Сайрон Феррис, Су Чон Ким и Бернд Шлуше, 2017 г., «Прогнозы доверительного интервала баланса и доходов Федеральной резервной системы», Примечания FEDS, Совет управляющих Федеральной резервной системы, 13 января.

Мнения, выраженные в этой статье, принадлежат авторам и не обязательно отражают точку зрения Федерального резервного банка Чикаго или Федеральной резервной системы.

Должны ли США попытаться ослабить доллар?

Авторы Майкл Кляйн и Морис Обстфельд · 5 августа 2019 г.

Школа Флетчера, Университет Тафтса и Калифорнийский университет в Беркли

Выпуск:

Политические лидеры США от президента Трампа до кандидата в президенты от Демократической партии Элизабет Уоррен считают, что нынешняя сила доллара тормозит американскую экономику. Сильный доллар делает американские товары более дорогими на зарубежных рынках, в то же время затрудняя конкуренцию американским производителям с дешевым импортом. Результат, по мнению критиков: закрытые фабрики и производственные рабочие теряют работу. Президент неоднократно обвинял мягкую денежно-кредитную политику в Европе, Японии, Китае и других странах, которую он характеризует как «манипулирование валютой». Он призвал Федеральную резервную систему «соответствовать» мягкой внешней денежно-кредитной политике и выдвинул идею прямой валютной интервенции. В то же время Министерство торговли рассматривает возможность рассматривать недооценку валюты как недобросовестную торговую субсидию, облагаемую компенсационными пошлинами. Но правильно ли рассматривать сильный доллар как препятствие для роста? Является ли нынешняя сила доллара исключительно результатом действий иностранных правительств?

Какие варианты доступны для политики США по управлению стоимостью доллара и какова их стоимость?

Факты:

  • В период с июля 2011 года по июль 2019 года курс доллара США вырос на 25 процентов (см. график). Стоимость доллара росла за последние восемь лет, что измеряется индексом реального обменного курса доллара (или с поправкой на инфляцию), который измеряет стоимость товаров США относительно товаров почти пятидесяти основных торговых партнеров (двадцати -пять стран плюс зона евро), взвешивая их обменные курсы по объему торговли с Соединенными Штатами. Однако стоит отметить, что значение индекса доллара в июле 2011 года достигло самой низкой отметки с тех пор, как валюты начали плавать в 1973, и, хотя с тех пор он вырос, он остается ниже уровня начала 2000-х годов. По данным Международного валютного фонда, в 2018 году доллар был переоценен в диапазоне от 6 до 12 процентов, причем примерно на 5 процентных пунктов из-за фискальной политики, которую МВФ считает чрезмерно экспансионистской по отношению к торговым партнерам.
  • Важным фактором, определяющим стоимость доллара, является ожидаемая доходность активов США. Эта доходность, в свою очередь, зависит от текущей и будущей ожидаемой силы экономики (что помогает определить отдачу от инвестиций США, включая директивную процентную ставку, установленную Федеральной резервной системой). Рисунок иллюстрирует это. Он показывает, что самое резкое устойчивое укрепление доллара за последние два десятилетия началось в середине 2014 года, когда экономика Соединенных Штатов росла быстрее, чем экономика многих их основных торговых партнеров.
  • В то время как сильный доллар обычно ассоциируется с относительной силой экономики в целом, сильный доллар делает экспорт США более дорогим для иностранцев и более дешевым импортом для резидентов США, отвлекая часть выгод от роста от производства и других задействованных секторов. в международной торговле. Более сильный доллар оказывает конкурентное давление на экспортирующие и конкурирующие с импортом фирмы США, даже если некоторые из них могут одновременно в некоторой степени выиграть от более высокого внутреннего спроса, стимулирующего относительный рост США, и более сильного доллара. Фирмы, которые ведут большую часть своего бизнеса за границей или сталкиваются с жесткой конкуренцией со стороны импорта, в итоге могут фактически пострадать. Эта возможность лежит в основе опасений, что сильный доллар может поставить под угрозу экономический рост, нанеся ущерб производству. В то же время более дешевый импорт помогает производителям, которые импортируют ресурсы, используемые в собственном производстве. Что говорят данные? В целом трудно увидеть какую-либо последовательную связь между силой доллара и занятостью в обрабатывающей промышленности (см. левую ось на диаграмме выше, которая отображает занятость в обрабатывающей промышленности по отношению к общей занятости вне сельского хозяйства). Например, за период 2001-2009 гг., в котором произошло самое резкое за всю историю падение занятости в обрабатывающей промышленности, доллар в среднем ослаб.
  • Если обменный курс станет целью политики, как правительство пойдет на ослабление сильного доллара? Бюджетное стимулирование США в связи со снижением налогов в декабре 2017 года и последующим увеличением государственных расходов способствовало укреплению экономики и укреплению доллара. Сокращение этого стимула, как рекомендовал МВФ, ослабит доллар, но в ближайшее время это маловероятно. (Президент Трамп и Конгресс не проявили никакого желания отменить снижение налогов, принятое в 2017 году, или сократить расходы. Действительно, 2 августа 2019 г.Президент Трамп подписал новый закон о продлении лимита федерального долга и ослаблении ограничений на расходы еще на два года.) В качестве альтернативы, долларовые активы станут менее привлекательными, если Федеральная резервная система снизит процентные ставки. Это одна из причин, по которой президент Трамп призывает центральный банк сделать это. Но Федеральная резервная система устанавливает денежно-кредитную политику для достижения своего двойного мандата: низкой инфляции и высокой занятости, и значение обменного курса является результатом этой установки денежно-кредитной политики, а не ее основным определяющим фактором. Политика снижения процентных ставок для ослабления доллара вместо того, чтобы сосредоточиться на двойном мандате, позволяет хвосту вилять собакой. Кроме того, систематическое снижение процентных ставок, когда экономика сильна, в попытке ослабить доллар может привести к росту инфляции, которая, как и сильный доллар, повысит иностранные цены на товары США и подорвет конкурентоспособность США на мировых рынках. .
  • Существуют ли меры по управлению стоимостью доллара без отклонения денежно-кредитной политики от ее основных целей? Прямое вмешательство Министерства финансов США в валютный рынок предлагает одну возможность, и несколько экономистов выступают именно за такой шаг, чтобы противодействовать потенциальным валютным манипуляциям со стороны зарубежных стран. В таких операциях Казначейство использовало бы доллары для покупки облигаций в иностранной валюте, повышая относительные цены иностранной валюты и ослабляя доллар. Казначейство может вмешаться через свой биржевой стабилизационный фонд (который даст ему чуть менее 23 миллиардов долларов для продажи, хотя ФРС может присоединиться к казначейству, как это было в прошлом, для продажи облигаций США на своем балансе в обмен на иностранные облигации, без изменения процентная политика). Валютные интервенции, возможно, должны быть большими, чтобы двигать рынки устойчивым образом. Например, в 2019 финансовом годудо июня федеральное правительство выпустило долларовых облигаций на сумму 747 миллиардов долларов для финансирования своего дефицита, или около 83 миллиардов долларов в месяц (что на 23 процента больше, чем за тот же период годом ранее). При прочих равных условиях такое значительное увеличение предложения облигаций, номинированных в долларах, должно ослабить доллар, поскольку инвесторы диверсифицируют свои возросшие вложения в американские облигации в иностранную валюту, но, хотя эти облигации были выпущены не по этой причине, доллар не упал. Учитывая размер международных рынков облигаций, будут ли иметь значение еще несколько миллиардов (максимальный размер прошлых интервенций)?
  • Единственным крупным примером, когда интервенция на рынке иностранной валюты, казалось, резко и постоянно влияла на стоимость доллара, было Соглашение Plaza в сентябре 1985 года, но этот опыт не является хорошей моделью для того, что может произойти сегодня. В то время министры финансов пяти крупнейших промышленно развитых стран действовали сообща, чтобы ослабить доллар. Но это было уникальное событие и имело ограниченное значение для успеха политики вмешательства в целом. Одной из важных особенностей Plaza Accord было то, что это были скоординированные усилия: все участники договорились о более слабом долларе и координировали свои интервенционные продажи долларов. Другим важным аспектом было то, что доллар переживал длительный подъем, во время которого его стоимость выросла более чем на 50 процентов после 1978; большинство экономистов сочли такое повышение частично чрезмерным, учитывая основы роста и политики, а падение доллара уже началось примерно за шесть месяцев до акции Plaza. В данном случае рынки увидели, что доллару еще далеко до падения, и многосторонняя встреча в отеле «Плаза», на которой было заключено соглашение, послужила для рынков спусковым крючком, ускорившим устойчивое падение доллара.
  • Другие предлагали ввести налоги на покупку иностранных активов в США как способ ослабления доллара и сокращения торгового дефицита. Еще более важным является новое двухпартийное законодательство, предложенное сенаторами Тэмми Болдуин (демократ от штата Висконсин) и Джош Хоули (республиканец от штата Миссури), которое потребует от Федеральной резервной системы взимать «плату за доступ к рынку» при покупке иностранными активами США с целью управления обменным курсом доллара, чтобы торговый баланс США всегда был близок к нулю. Использование налогов на приток инвестиций для достижения сбалансированной торговли привело бы к краху инвестиций и резкому увеличению бремени государственного долга, учитывая высокую зависимость экономики США от иностранного финансирования.

Общая причина того, что доллар в последнее время был сильным, заключается в том, что экономика Соединенных Штатов быстро растет по сравнению со многими крупными экономиками за рубежом, что также побуждает Федеральную резервную систему поддерживать более высокий уровень процентных ставок в качестве сдерживания инфляции. Однако, как всегда, выгоды от экономического роста распределяются неравномерно, и секторы экономики, ориентированные на торговлю, особенно производство, могли бы выиграть, если бы доллар был слабее. Поскольку общая позиция денежно-кредитной политики США в настоящее время соответствует сильному росту и стабильным ценам, смещение денежно-кредитной политики в сторону более слабого обменного курса позволит хвосту вилять собакой, нанеся побочный ущерб экономике в долгосрочной перспективе в виде более высокой инфляции. и снижение доверия к центральному банку. Если правительство США сочтет необходимым поддержать определенные секторы экономики, было бы более эффективно сделать это в явной форме посредством бюджетных действий, делая компромиссы очевидными для избирателей, а не искажая денежно-кредитную политику, подходящую для экономики в целом. Более ограниченные действия по влиянию на обменный курс, такие как вмешательство Министерства финансов США, вряд ли будут устойчивыми и эффективными, если только они не будут осуществляться в очень больших масштабах или в координации с торговыми партнерами. Но Соединенные Штаты давно обязались вместе с другими крупными странами избегать валютных интервенций для достижения конкурентного преимущества.