|
|
|
|
|
|
|
|
|
1.3. Понятие «бюджет». Его особенности и разновидности. Бюджет затрат разрабатывается с использованием какого метода7.2. Классификация бюджетов и методы их разработки7.2. Классификация бюджетов и методы их разработки По формам можно выделить следующие группы бюджетов: • финансовые (основные, главные) бюджеты: бюджеты доходов и расходов, бюджет движения денежных средств, прогнозный баланс; • операционные бюджеты: бюджет продаж, бюджет производства, бюджет затрат на основные материалы, бюджет затрат труда, бюджет накладных расходов производства, бюджет коммерческих, управленческих расходов и др.; • вспомогательные бюджеты: инвестиционный бюджет, кредитный план и др. Финансовые бюджеты являются конечными документами, разрабатываемыми при бюджетном планировании. Они являются обязательными для предприятия. Назначение операционных бюджетов – увязка натуральных показателей планирования со стоимостными; определение наиболее важных пропорций, ограничений и допущений, которые следует учитывать при составлении основных бюджетов. Операционные и вспомогательные бюджеты формируются для разработки финансовых бюджетов. Их состав является произвольным, исходя из целесообразности их разработки, и определяется руководством предприятия. Наиболее общая классификация видов бюджетов предприятия по основным классификационным признакам приведена в табл. 16. Таблица 16 Общая классификация бюджетов хозяйствующего субъекта Бюджет по операционной деятельности детализирует в рамках соответствующего временного периода содержание показателей, отражаемых в текущем плане доходов и расходов по операционной деятельности. Бюджет по инвестиционной деятельности направлен на соответствующую детализацию показателей текущего плана доходов и расходов по этой деятельности. Бюджет по финансовой деятельности призван детализировать показатели текущего плана поступления и расходования денежных средств. Бюджет текущих затрат состоит из 2 разделов: текущих расходов, представляющих собой издержки производства (обращения) по рассматриваемому виду операционной деятельности, и доходов от текущей хозяйственной деятельности, сформированных в основном за счет реализации продукции (товаров, услуг). Бюджет капитальных затрат представляет собой форму доведения до конкретных исполнителей результатов текущего плана капитальных вложений, разрабатываемого на основе осуществления нового строительства, реконструкции и модернизации основных фондов, приобретения новых видов оборудования и нематериальных активов и т. д. Функциональный бюджет разрабатывается по одной (или двум) статьям затрат, например бюджет оплаты труда персонала. Комплексный бюджет разрабатывается по широкой номенклатуре затрат, например бюджет производственного участка, бюджет административно-управленческих расходов и т. п. Гибкий бюджет является скорее динамическим, чем статическим. Разрабатывается с учетом возможности изменений, которые будут внесены в него при колебаниях выпуска, реализации и других параметров деятельности, влияющих на уровень доходов и расходов предприятия. В случае гибкого бюджета характер изменения затрат по каждому пункту учитывается путем пересмотра заложенных в бюджет допущений в свете фактически достигнутого уровня деятельности. Гибкий бюджет является эффективным средством сравнения фактических затрат с предписанными для выбранного уровня активности. Фиксированный (статичный) бюджет должен оставаться без изменений независимо от объемов выпуска и другого уровня деятельности. То есть это бюджет, основанный только на одном уровне активности (для одного объема производства или продаж). Он подходит для предприятий, уровень производства (реализации) которых предсказуем и достаточно стабилен или, наоборот, у которых изменение уровня деятельности в производстве не внесет изменений в затраты или годовой доход. Фиксированный бюджет относительно прост при составлении и не нуждается в пересмотре при изменениях уровня деятельности. Тем не менее даже при составлении бюджета такого типа должна быть возможность, при необходимости, внести по крайней мере незначительные корректировки. Оперативный бюджет– это бюджет, прямо связанный с достижением целей предприятия, например план производства, материально-технического снабжения. Текущий бюджет – краткосрочный бюджет, направленный на планирование текущих целей предприятия. Перспективный бюджет – бюджет генерального развития бизнеса и долгосрочной структуры предприятия. Самостоятельный бюджет – это изолированный, не зависящий от других бюджетов. Непрерывный (скользящий) бюджет – по мере того, как заканчивается месяц или квартал, к бюджету добавляется новый. Укрупненный бюджет – бюджет, в котором основные статьи доходов и расходов указываются недетализированно. Детализированный бюджет – бюджет, в котором все статьи доходов и расходов расписываются полностью по всем составляющим. Говоря о методах разработки бюджетов, можно выделить метод прироста и метод нулевого базиса. Метод прироста является традиционным. При подготовке бюджета часто применяется подход, когда в основу его составления на предстоящий период закладываются данные о полученных ранее уровнях дохода и затрат. Затем эти данные перерабатываются с учетом ожидаемых цен, а также изменений объема или характера осуществляемой деятельности. Таким образом, бюджеты подготавливаются на базе прироста затрат и доходов от достигнутого уровня деятельности. Недостаток этого метода в том, что неэффективные решения, «заложенные» в достигнутом уровне, переходят в бюджеты будущих периодов. Метод нулевого базиса позволяет подготовить бюджет затрат для определенной сферы деятельности при минимальном уровне производства, а затем определить, оформив в решение в виде отдельного документа, затраты и выгоды от дополнительного прироста деятельности. Суть метода в том, что каждый из видов деятельности, осуществляемый в рамках центра финансовой ответственности или же структурного подразделения, в начале года должен доказать свое право на дальнейшее существование путем обоснования будущей экономической эффективности выделяемых средств. В результате руководство получает информацию, позволяющую лучше расставить приоритеты. При сопоставлении данных методов выявляются как недостатки, так и их достоинства. Составление бюджета по методу прироста имеет то преимущество, что оказывается относительно простым. С другой стороны, составление бюджета на основе нулевого базиса, хотя и более обоснованно, практически труднее осуществимо. Если применять его ко всем разрабатываемым бюджетам, то процесс потребует больших затрат времени. Выбор того или иного метода разработки, видов и форм бюджетов определяется исходя из специфики деятельности, объемов производства и реализации, целей и задач деятельности предприятия и т. д. Поделитесь на страничкеecon.wikireading.ru 3.9 Бюджетирование затратБюджетирование затрат. В условиях рыночной системы хозяйствования управление затратами на предприятии тесно связано с финансовым управлением. Это достигается бюджетированием затрат, т. е. построением на предприятии системы бюджетного планирования, контроля и анализа затрат и финансовых ресурсов. Внедрение бюджетирования ресурсов обеспечивает целый ряд преимуществ: • планирование бюджетов структурных подразделений дает более точные предполагаемые объемы и структуру затрат; • утверждение месячных (квартальных, годовых) бюджетов предоставляет структурным подразделениям большую самостоятельность в расходовании фонда оплаты труда, что повышает материальную заинтересованность работников в успешном выполнении плановых заданий; • упрощение системы контроля бюджетных средств позволяет сократить непроизводительные расходы рабочего времени экономических служб предприятия; • вводится более строгий режим экономии затрат и финансовых ресурсов предприятия, что особенно важно для выхода из экономического кризиса. Система бюджетирования охватывает на предприятии как производственные подразделения, так и функциональные службы (отделы) и подразделения непромышленной группы. Бюджетирование затрат структурных подразделений целесообразно в известных границах. Для производственных подразделений основного производства, деятельность которых зависит от объема производства и реализации продукции (работ, услуг) предприятия, есть смысл устанавливать бюджеты затрат на выполнение отдельных договоров (проектов). Утверждение общего бюджета затрат таким подразделениям оправдывает себя при стабильных условиях производства и реализации, каковые на практике наблюдаются достаточно редко. В условиях нестабильности объемов производства и реализации продукции производственным подразделениям основного производства лучше всего устанавливать расчетный норматив затрат на единицу объема производства продукции (работ, услуг). Можно нормировать как общий объем затрат на единицу продукции, так и затраты на использование отдельных видов ресурсов (на заработную плату, материальные затраты, на энергоресурсы и другие). Бюджетирование, сущность, методика и порядок применения. Бюджетирование - это процесс планирования будущей деятельности предприятия, результаты которого оформляются системой бюджетов. В зависимости от поставленных целей (стратегическое или оперативное планирование) бюджет составляется на различные периоды – год, полгода, квартал, месяц, декаду, неделю и т.д. – и с различной глубиной проработки. Обычно создание бюджетов осуществляется в рамках оперативного планирования. Исходя из стратегических целей фирмы, бюджеты решают задачи распределения экономических ресурсов, находящихся в распоряжении организации. Разработка бюджетов придает количественную определенность выбранным перспективам существования фирмы. В общем случае в процессе составления бюджета до служб и подразделений организации доводятся контрольные цифры предполагаемого распределения ресурсов на интересующий период. Эти структуры формируют свои собственные бюджеты (первичные бюджеты), исходя из поставленных целей и имеющихся в наличии ресурсов, после чего представляют их на согласование и утверждение. Согласованные первичные бюджеты являются теми блоками, из которых строится проект бюджета всей организации. Для обеспечения последующего контроля прогнозы и планы, на основе которых вырабатываются бюджеты, и их последующие изменения должны сохраняться в системе с обязательной регистрацией ответственного лица. В процессе утверждения происходит урегулирование отдельных статей и перераспределение акцентов. Исполнение бюджета – наиболее продолжительная и ответственная из всех стадий бюджетирования. Здесь бюджет может претерпевать различные коррективы в зависимости от изменившихся внешних условий или внутренних потребностей: ресурсы перераспределяются и сокращаются, статьи бюджета пропорционально уменьшаются, бюджет изменяется по специально описанным алгоритмам и т.д. studfiles.net 7.2.2 Разработка бюджета расходов: инструменты и методы.1 Суммирование стоимости Стоимостные оценки отдельных плановых операций объединяются в группы по пакетам работ в соответствии с ИСР. Затем стоимостные оценки пакетов работ объединяются в элементы более высоких уровней также согласно ИСР, и, в конце концов, образуется оценка стоимости всего проекта. .2 Анализ резервов Управленческие резервы на непредвиденные обстоятельства представляют собой бюджет, зарезервированный на случай незапланированных, но потенциально возможных изменений содержания и стоимости проекта. Это своего рода "неизвестные неизвестные", и для задействования или расходования такого резерва менеджер проекта всегда обязан получать одобрение. Управленческие резервы на непредвиденные обстоятельства не входят в базовый план по стоимости проекта, а включаются в бюджет проекта. Они не распределяются по проекту, как бюджет, и поэтому не учитываются при расчете освоенного объема. .3 Параметрическая оценка Метод параметрической оценки предполагает использование характеристик (параметров) проекта в математической модели для прогнозирования общей стоимости проекта. Модели могут быть простыми (например, сооружение жилого дома обойдется в определенное количество долларов за квадратный метр жилой площади) или сложными (например, одна из моделей расчета стоимости программного продукта использует 13 различных настраиваемых параметров, каждый из которых составляет от 5 до 7 элементов). Параметрические модели отличаются друг от друга стоимостью и точностью. Наиболее точными они являются при соблюдении следующих условий: При разработке модели используется точная историческая информация Параметры, использованные при разработке модели, легко поддаются количественному определению Модель является масштабируемой, то есть она применима как к большому проекту, так и к малому. .4 Согласование объемов финансирования Обычно большие колебания объемов периодических расходов нежелательны для операционной деятельности организаций. Поэтому возникает необходимость в согласовании объемов расходуемых средств по проекту с объемами финансирования, установленными заказчиком или исполняющей организацией. Для согласования расходов потребуется, чтобы расписание выполнения работ и порядок выплат были составлены так, чтобы они носили плавный характер, без резких колебаний, то есть, чтобы выплаты производились по требуемым датам, которым в расписании проекта соответствуют выполнение определенных пакетов работ, контрольные события расписания или элементы ИСР. Изменение расписания может повлиять на порядок распределения ресурсов. Если в процессе разработки расписания средства выступали в качестве ограничивающего ресурса, то потребуется повторный анализ расписания и внесение в него изменений с учетом новых требуемых дат. Конечным продуктом этих плановых итераций является базовый план по стоимости. studfiles.net Разработка бюджета.Основные плановые решения обычно вырабатываются в процессе подготовки программ, и сам процесс разработки бюджета по существу является уточнением этих планов. Разработка бюджетов по существу является самым детализированным видом планирования, уточняющим основные операции по отдельным подразделениям или функциям компании на ближайший период. Каждый центр ответственности влияет на работу других центров ответственности, и сам зависит от их деятельности. В процессе разработки бюджета координируются отдельные виды деятельности таким образом, чтобы все подразделения организации работали согласованно, воплощая цели организации в целом. Очень важно, чтобы планы производства были скоординированы с планом отдела маркетинга, т.е. необходимо произвести количество продукции в соответствии с запланированным объемом продаж и желаемым уровнем конечных запасов готовой продукции. План закупки материалов должен исходить из потребностей производства количества продукции, определенного в бюджете производства, и так далее. Планы руководства не будут осуществлены, пока все исполнители не поймут содержание этих планов. Они включают такие конкретные пункты, как: сколько товаров и услуг необходимо произвести; какие методы, каких людей и какое оборудование использовать; сколько сырья и материалов необходимо закупить; какие продажные цены установить, а также какой политики и каких ограничений следует придерживаться в будущем. Примерами такого рода информации могут служить максимальные суммы, которые могут быть потрачены на рекламу, техническое обслуживание, расходы администрации; ставки заработной платы и количество рабочего времени; необходимый уровень качества продукции. Утвержденный бюджет является наиболее важным инструментом для увязки количественной информации в этих планах и имеющихся ограничений. Процесс составления бюджета может быть также мощным средством для стимулирования руководителей в осуществлении целей их центров ответственности и, следовательно, целей организации в целом. Каждый руководитель должен точно знать, что ожидают от их центров ответственности. Стимулирующая роль бюджета проявляется еще больше, если менеджеры принимают активное участие в разработке бюджета своего подразделения. Практика, когда все уровни управления принимают непосредственное участие в разработке бюджетов по подразделениям или функциям, а также в подготовке главного, общего бюджета на предстоящий период называется планированием с участием исполнителей. Бюджет представляет собой отчет о желаемых результатах на момент формирования бюджета. Тщательно подготовленный бюджет является наилучшим стандартом, с которым сравнивают фактически достигнутые результаты, так как он включает оценку эффекта всех переменных, которые прогнозировались во время разработки бюджета. До недавнего времени, общей практикой было сравнение текущих результатов с результатами за прошлый период или за аналогичный период в предыдущем году. В некоторых организациях такая практика является основным методом сравнения до сих пор. Но такие исторические стандарты имеют существенные недостатки, так как при сравнении с ними не учитываются изменения в направлениях деятельности и планируемых программах на текущий год. Сравнение фактических данных с бюджетными их значениями «водружает красный флаг», т.е. указывает области, куда следует направить в первую очередь внимание управляющих и необходимые управленческие действия. Анализ отклонений между фактически достигнутыми результатами и данными бюджета может: - помочь идентифицировать проблемную область, которая требует первоочередного внимания; - выявить новые возможности, не предусмотренные в процессе разработки бюджета; - показать, что первоначальный бюджет в некоторой степени был нереалистичным. Отклонения от бюджета, определяемые ежемесячно, служат для целей контроля в течение всего года. Сравнение фактических и бюджетных данных за год часто является главным фактором оценки каждого центра ответственности и его руководителя в конце года. В некоторых компаниях премии менеджеров рассчитываются как определенный процент от положительного отклонения по его центру ответственности (например, от суммы сэкономленных материалов, фондов оплаты труда). Бюджет также служит хорошим средством обучения менеджеров. Составление бюджетов способствует изучению в деталях деятельности своих подразделений и взаимоотношений одних центров ответственности с другими центрами в целом по организации. Это особенно важно для лиц, вновь назначенных на должность руководителя центра ответственности. Каждый человек, который имеет опыт разработки годового бюджета для своего собственного дела, может оценить обучающую природу этого процесса. При составлении бюджета необходимо учитывать следующие аспекты: - бюджеты могут быть недостижимыми, если недостижимы поставленные цели; - бюджеты могут быть неприемлемыми, если условия достижимости целей невыгодны для предприятия; - для оценки приемлемости и достижимости бюджетов применяются инструменты финансового анализа и диагностики; - диагностика состояния предприятия – это инструмент, который позволяет оценить эффект (улучшение / ухудшение положения) и эффективность (например, соотношение затраты / объем продаж) принятых бюджетов; - желательно при составлении бюджетов применять документы, по форме и структуре приближенные к документам бухгалтерской отчетности, что значительно облегчит составление бюджетов и упростит сравнение плановых и фактических данных; - современные компьютерные технологии позволяют значительно облегчить бюджетирование и существенно упростить сценарный анализ. studfiles.net 1.3. Понятие «бюджет». Его особенности и разновидности. Бюджетирование и контроль затрат: теория и практика1.3. Понятие «бюджет». Его особенности и разновидности В процессе внутрихозяйственного планирования одним из основных инструментов является бизнес – планирование. Внутренний бизнес – план – это всестороннее описание бизнеса и среды, в которой он действует, а также системы управления, в которой он нуждается для достижения поставленных целей. В отличие от стратегического бизнес – плана во внутреннем отсутствует глубоко проработанная стратегия для достижения поставленных целей. Внутренний бизнес – план можно представить совокупностью связанных бюджетов под общим названием мастер – бюджет. Бюджет – это форма планового отчета, которая определяет потребность в различных ресурсах, материалах и расходах. Бюджеты разрабатываются с целью координации использования ресурсов фирмы, улучшения внутрифирменной коммуникации, выявления слабостей организационной структуры и распределения должностных обязанностей. Определяющими характеристиками бюджета являются, во-первых, формализация, т. е. количественное выражение. Бюджет – это прежде всего набор цифр, в то время как план включает в себя помимо этого перечень конкретных мероприятий по достижению целей организации. Во-вторых, централизация. Формирование бюджета осуществляется по схеме взаимодействия «верхов» и «низов», т. к. планирование и составление бюджета представляет собой единый процесс, в котором предусматривается постоянное взаимодействие и координацию бюджетов различных уровней управления предприятием. Методология бюджетирования на различных предприятиях может различаться: встречается планирование «сверху вниз» (проекты бюджетов разрабатываются службами аппарата управления), другой вариант – планирование «снизу вверх» (бюджеты разрабатываются самими подразделениями) или встречное планирование (проекты бюджетов разрабатываются подразделениями с последующей корректировкой службами аппарата управления). Однако, в конечном результате, утверждение всех бюджетных показателей происходит по линии «аппарат управления – подразделение», то есть бюджетные показатели всегда устанавливаются центральным органом предприятия и обязательны к исполнению структурными подразделениями. Третьей характеристикой является «сквозной» характер бюджетирования (системность), который означает, что в бюджетном процессе совокупность бюджетов отдельных центров ответственности в обязательном порядке формирует сводный бюджет компании. Для обеспечения оперативности бюджет должен быть составлен на относительно короткий срок. Это обычно год с разбивкой по кварталам, месяцам и даже дням. В качестве отправной точки бюджета обычно используется уровень операций в текущем году. За основу берутся предполагаемые изменения в будущем периоде и с помощью «метода приращения» сравниваются с текущим годом. Однако такой подход не всегда удачен, особенно для более крупных компаний. Главным недостатком «метода приращения» в этом случае является сохранение прошлых просчетов. При этом бюджет продаж может упустить из виду возможность проникновения на другие рынки, а бюджет расходов сохранить излишнюю трату ресурсов и средств. Основными принципами формирования бюджета являются: 1) бюджетная интеграция, которая заключается в объединении частных бюджетов в единую общую систему бюджетирования на основе плановых расчетов, обеспечивающих успешную реализацию стратегии организации; 2) принцип последовательности — составление сводного бюджета происходит в соответствии с определенной схемой, исходным этапом которой является составление бюджета продаж; 3) система бюджетирования строится на основе норм и нормативов; 4) принцип сквозного бюджетирования — формирование сводного бюджета основывается на системе составления отдельных (частных) бюджетов; 5) принцип методической сопоставимости — для обеспечения качественного анализа и контроля исполнения бюджетов необходимо обеспечить единство методик для сравнения доходов и расходов, фактических и плановых показателей. Особенность структуры мастер—бюджета организации зависит в свою очередь от множества факторов. В первую очередь это масштаб самой организации. Чем крупнее фирма, тем сложнее ее организационная структура и тем более важной оказывается ее координационная работа между отдельными сегментами. Без четкой системы обмена плановой и контрольной информации между подразделениями и центрами ответственности практически невозможно обеспечить слаженную работу всей организации. Вторым фактором является понимание и готовность самого руководства в необходимости внедрения краткосрочного планирования. Схема 1.6 В нынешним рыночных условиях функционирования предприятий никто не может диктовать и указывать руководителям организаций что, как и когда планировать. Но по мере развития предприятия наступает такой момент, когда финансовый план, до того находившийся в голове у руководителя обретает форму настоящего документа, который определяет дальнейшее развитие предприятия. И для того чтобы воплотить этот план в реальность руководителю необходимо будет создавать структуры, ответственные за планирование, бюджетирование и контроль. И третий фактор – особенность выпускаемой продукции. Компании, выпускающие особенную продукцию небольшими партиями, требуют других подходов к планированию, чем те, которые выпускают массовую серийную продукцию. Построение полной системы бюджетов организации на различную перспективу (долго-, средне-, краткосрочную) представлено на схеме 1.6. Они формируют мастер—бюджет для организации с линейно-функциональной структурой. Фактически каждый блок представляет собой отдельный плановый документ. Полная система бюджетов организации состоит из двух основных типов: операционные (функциональные) и финансовые бюджеты. Операционные бюджеты составляются для различных центров ответственности (глава 2). Финансовые бюджеты разрабатываются на базе операционных бюджетов, в совокупности они являются аналогом бухгалтерской отчетности для организации в целом, и ответственность за их выполнение поэтому ложится на руководителя данной организации. В конкретной организации не обязательно формировать полную систему бюджетов, все зависит от ее деятельности, и некоторые блоки данной схемы могут отсутствовать. Бюджет продаж. Цель данного бюджета – рассчитать объем продаж в целом и по конкретным видам продукции. Здесь необходимо учесть стратегию развития компании, ее производственные возможности, рынок сбыта и перспективные возможности его расширения. Бюджет производства. В бюджете определяются объемы производства продукции с учетом объема продаж и запасов готовой продукции. Бюджеты расхода и закупок прямых материалов. В данном бюджете вычисляются потребности в сырье и материалах, объемы закупок и общая величина расходов на их приобретение. Учитываются объемы производства, затраты на единицу продукции и запасы сырья. Бюджет прямых затрат труда. Определяются общие затраты на привлечение трудовых ресурсов, занятых непосредственно в производстве. Исходными данными являются результаты расчета бюджета производства и норм оплаты труда. Бюджет производственных накладных расходов. Бюджет составляется по статьям накладных расходов. Бюджет производственных затрат. Расчет ведется в соответствии с методикой калькулирования себестоимости (по полным или переменным затратам). Бюджет коммерческих расходов. Исчисляется прогнозная оценка накладных расходов на полную реализацию продукции. Бюджет управленческих расходов. Сюда включаются прогнозные оценки административных накладных расходов. При составлении любого вида бюджета необходимо не забывать о плане развития компании, который должен быть составлен с учетом различных вариантов развития деятельности. Возможны следующие варианты: пессимистический (преследует минимальную цель и требует максимального сокращения ресурсов), вероятностный (ориентируется на достижение максимальных целей при умеренном использовании ресурсов), оптимистический (выполнение максимальной цели при эффективном использовании всех ресурсов). При разработке плана бюджета необходимо иметь определенную информационную базу. На основании данного подхода различают приростные бюджеты и бюджеты «с нуля». Приростные бюджеты формируются на основе текущих бюджетов или результатов прошлых периодов с учетом параметров и событий, которые могут произойти за период действия данного бюджета. Однако, как уже говорилось ранее применение этого подхода может в дальнейшем обернуться неэффективной деятельностью всей компании, так как использование только приростных бюджетов может сформировать у менеджеров уверенность в том, что затраты предыдущего периода оправданы и оснований для их пересмотра нет. А это не всегда справедливо: прошлый опыт может влиять на процесс планирования, но никак не должен заменять прогнозирование будущих результатов. Другим способом решения проблемы составления бюджета является бюджетирование «с нуля». В отличие от приростного бюджета главным его постулатом является независимость плановых уровней расходов от их предыдущих показателей. При этом предполагается, что все расходы в базовый период неизвестны и их требуется заново определить. В этом случае главную роль играют цели организации для определенных временных горизонтов. Именно цели, установленные в операционной перспективе, становятся базовыми ориентирами процесса бюджетирвания. Метод бюджетирования «с нуля» характеризуется несколькими положительными моментами: во-первых, его можно рассматривать как способ стимулирования поиска альтернативных путей достижения поставленных целей; во-вторых, он позволяет наглядно продемонстрировать связь между способом распределения бюджетных ресурсов и достижением целей организации; в-третьих, бюджетирование «с нуля» используется для планирования расходов в принципиально новых сферах деятельности, а также в случаях, когда организации приходится действовать в резко меняющемся окружении. В современном быстро развивающемся бизнес – мире для руководителей как малых, средних, так и крупных предприятий необходимо четко контролировать все показатели своей деятельности. Проблема заключается в том, что чем быстрее меняется внешняя и внутренняя бизнес – среда, тем сложнее прогнозировать будущие значения экономических показателей. Причем для малых фирм с еще неустоявшимся деловым циклом разработка показателей в функциональных бюджетах на короткий срок иногда представляется довольно затруднительной. Одним из способов уменьшения влияния неопределенности в процессе планирования всей организационной деятельности, является использование так называемых переходящих бюджетов. Сущность разработки такого бюджета заключается в детализации операционного бюджета во времени, т. е. разрабатываются более детальные бюджеты на более короткий срок. Например, месячный план движения денежных средств разбивается на 4–5 недельных плана, при этом еженедельно уточняются планы на последующие три-четыре недели с добавлением новой будущей недели вместо прошедшей. Общую схему формирования переходящего бюджета можно представить в следующем виде: Схема 1.7 Такая схема построения переходящего бюджета очень актуальна для более ликвидных бюджетов, что позволяет оперативно реагировать все происходящие изменения и не допустить радикальных изменений в процессе планирования. Все рассмотренные виды бюджетов необходимо планировать и составлять с учетом возможных альтернативных вариантов развития самого предприятия. Таких вариантов всего три: пессимистический, вероятностный и оптимистический. При первом варианте развития в плане должна отражаться реализация минимальной цели при максимальном сокращении имеющихся ресурсов, при вероятностном достижение максимальной цели при умеренном использовании ресурсов и оптимистический вариант предусматривает реализацию максимально поставленной цели при правильном и эффективном использовании всех имеющихся ресурсов. Поделитесь на страничкеСледующая глава > econ.wikireading.ru Тема 5. Планирование и контроль затрат.5.1. Основы планирования.Планирование наряду с контролем является одной из важнейших функций управления и представляет собой процесс определения действий, которые должны быть выполнены в будущем. В западных системах учета различают три вида планирования, отличающиеся временным периодом и соответственно степенью детализации проработки планов. Термин планирование употребляется в самом широком смысле, но чаще относится к долгосрочным прогнозам. Термин программирование соответствует второму по уровню детализации виду планирования, который конкретизирует выбранные стратегические направления, в виде отдельных программ для достижения долгосрочных целей. Бюджетное планирование, являющееся самым детализированным уровнем планирования, представляет собой процесс подготовки отдельных бюджетов по структурным подразделениям или функциональным сферам организации, разработанных на основе утвержденных высшим руководством программ. Иногда этот термин трактуется более широко, как целостная система выбора тактических целей планирования на уровне предприятия в рамках принятой стратегии, разработки планов (смет затрат и доходов) будущих операций компании и контроля исполнения этих планов, то есть по сути как система внутреннего финансового управления. Планы могут быть классифицированы следующим образом: 1. Оперативные планы — это тактические планы, которые прямо связаны с достижением целей фирмы; они являются краткосрочными планами, сформулированными в виде годовых или квартальных бюджетов. Примерами оперативного плана являются план производства, план материально-технического снабжения, план общепроизводственных расходов и т.п. 2. Административные планы — это тактические планы развития и поддержания организационной структуры. Их цель — создать организацию, при которой могут быть достигнуты желаемые уровни выполнения планируемых показателей. Они являются среднесрочными планами, пересматриваемыми ежегодно. 3. Стратегические планы — это планы генерального развития бизнеса и долгосрочной структуры организации. Стратегии организации пересматриваются не систематически, а при необходимости, например, при внедрении новых технологий, изменении в предпочтениях потребителя, возникновении нового конкурента и др. 5.2. Бюджетное (сметное) планированиеПеред тем, как ввести понятие бюджета, прежде всего, остановимся на проблемах терминологии. Обычно, понятие “бюджет” мы связываем с такими определениями как государственный, федеральный, местный семейный, у всех на слуху выражение “дефицит бюджета”. В управленческом учете, как самостоятельном виде учета в западных странах, термин “бюджет” используется в несколько ином смысле, который ближе к такому нашему понятию как смета (смета доходов и расходов). Процесс составления общего, главного бюджета в большинстве своих элементов практически совпадает с хорошо известным нам процессом разработки техпромфинплана. Многие в нашей стране уже используют такое слово как бюджетирование. 5.2.1. Определение и сущность бюджета.Разработка бюджета также как и программирование является процессом планирования. Существенная разница между двумя этими видами планирования заключается в том, что программы заглядывают в будущее на несколько лет вперед, а бюджет, как правило, рассчитывается на один, следующий год, Бюджеты являются ключевым инструментом системы управленческого контроля. Практически все компании, за исключением самых мелких, составляют бюджеты. Многие компании в качестве годового бюджета рассматривают план прибыли, который показывает планируемую деятельность компании по центрам ответственности для получения прибыли. Почти все не прибыльные организации также составляют бюджеты. Бюджет представляет собой финансовый документ, созданный до того, как предполагаемые действия выполняются. Его также часто называют финансовым (в данном контексте следует понимать как выраженный в стоимостном измерении) планом действий. Ключом к пониманию термина “бюджет” является осознание того, что это есть лист бумаги, на котором представлены финансовые и другие данные. Эти данные планируют серию событий, которые свершатся в будущем. Это есть прогноз будущих финансовых операций. Бюджет может иметь бесконечное количество видов и форм. В отличие от формализованных отчета о прибылях и убытках или бухгалтерского баланса, бюджет не имеет стандартизированной формы, которая должна строго соблюдаться. Бюджет может быть такой простой, как проектируемые продажи и затраты уличной овощной палатки, или такой сложный, как финансовые проекты крупной корпорации. Структура бюджета зависит от того, что является предметом бюджета, размера организации, степени, в которой процесс составления бюджета интегрирован с финансовой структурой предприятия, от квалификаций и опыта разработчиков. Бюджет должен представлять информацию доступным и ясным образом так, чтобы его содержание было понятно пользователю. Избыток информации затрудняет понимание значения и точности данных, недостаточность информации может привести к непониманию основных ограничений и взаимосвязей данных, принятых в документе. Бюджет может не содержать одновременно и доходы и расходы, нет необходимости, чтобы они были сбалансированы. Например, бюджет использования материалов содержит только планируемые расходы сырья и полуфабрикатов. Бюджет также может быть подготовлен целиком в неденежном выражении, могут быть использованы такие измерители, как часы труда, единицы продукции, количество услуг и т. п. При подготовке бюджета необходимо начать с ясно сформулированного его названия или заголовка и указания периода времени, для которого он составляется. Реальная форма представления бюджета создается его разработчиком. Компания может создать свои собственные формы бюджета, которые она будет постоянно использовать. Если в бюджете необходима информация о новом продукте или услуге, то может потребоваться новая структура и форма этого документа. Но всегда необходимо следовать основному правилу — информация, содержащаяся в бюджете, должна быть предельно точной, определенной и значащей для ее получателя, на сколько это возможно. Наиболее часто в экономической литературе бюджет определяется как план, выраженный в количественном, обычно денежном, виде на определенный период времени, как правило, год. Детализированные бюджеты чаще всего составляются на ограниченный период в будущем, обычно максимум год, с подразделением на более короткие периоды: кварталы, месяцы. Планирование на краткосрочные периоды вызвано целями контроля управления. В конце контрольного периода фактические данные сравниваются с бюджетными для анализа и оценки текущей деятельности. На практике годовой бюджет часто разрабатывается укрупнено по кварталам, и только первый квартал детализируется до месяцам. В течение года бюджеты могут корректироваться с учетом изменившихся обстоятельств. Широко применяются непрерывные иди скользящие бюджеты. Сущность их заключается в том, что по мере завершения месяца или квартала, к бюджету добавляется следующий детализированный бюджет, чем обеспечивается непрерывное внутригодовое планирование. В целом периодичность разработки бюджетов определяется объемом планируемых данных и потребностями конкретной организации. В случаях существенных изменений, таких, как выпуск нового продукта, внедрение новых технологий и нового оборудования, которые требуют дополнительных капитальных вложений, бюджеты разрабатываются на период пять или даже более лет. Все возрастающее количество компаний используют бюджеты как основной инструмент в долгосрочном планировании. Бюджеты разрабатываются как в целом для организации, так и для ее структурных подразделений или отдельных функций деятельности. studfiles.net Тема 5. Бюджетирование и контроль затрат
1. Виды планированияПланирование наряду с контролем является одной из важных функций управления и представляет собой процесс определения действий, которые должны быть выполнены в будущем. Планирование представляет собой умение предвидеть цели организации, результат его деятельности и ресурсы, необходимые для достижения поставленных целей. Планирование в зависимости от времени действия подразделяется на долгосрочное, среднесрочное и краткосрочное, а по характеру преследуемой цели – на стратегическое, тактическое и оперативное. В рамках стратегического и долгосрочного планирования (на срок 5 – 10 лет) разрабатывается концепция перспективного развития организации. Она преследует достижение следующих стратегических целей: сохранение стабильного положения на рынке, расширение доли рынка, повышение рентабельности, поддержание и обеспечение ликвидности (платёжеспособности), завоевание лидерства на рынке, расширение экспортных возможностей. По каждому из этих направлений определяют, в какие сроки должны быть достигнуты цели, что для этого нужно сделать и кто несёт ответственность за решение проблемы. С помощью тактического и среднесрочного планирования (3 – 5 лет) осуществляется детализация стратегических целей и задач. В рамках такого планирования обеспечивается разработка конкретных программ по внедрению долгосрочных целей. В них предусматривается увязка целей развития с ресурсами, и определяются пропорции между различными показателями. Система оперативного и краткосрочного планирования задаёт динамику и ритмичность работы в течение года. Такие планы разрабатываются на основе программ, имеют узкую направленность, высокую степень детализации. 2. Бюджет, его содержание. Функции бюджетаВ управленческом учёте для планирования деятельности организации используется краткосрочное бюджетирование. Бюджет представляет собой финансовый документ, созданный до выполнения предполагаемых действий, это прогноз будущих финансовых операций. Бюджет – это количественный план в денежном выражении, подготовленный и принятый до определённого периода, показывающий планируемую величину доходов и (или) расходов, и капитал, который необходимо привлечь для достижения цели. Бюджет может иметь бесконечное количество видов и форм, он не имеет стандартизированной формы. Структура бюджета зависит от того, что является предметом бюджета, особенностей финансово-хозяйственной деятельности, размера организации, квалификации разработчиков. Функции бюджетасостоят в следующем: – планирование операций, обеспечивающих достижение целей; – координация различных видов деятельности и отдельных подразделений; – стимулирование руководителей всех рангов в достижении целей центров ответственности; – контроль текущей деятельности, обеспечение дисциплины; – основа для оценки выполнения плана как организаций в целом, так и центрами ответственности. Процесс составления организацией бюджета называется бюджетным циклом, он состоит из трёх этапов: 1. Планирование с участием руководителей деятельности организации и структурных подразделений. 2. Определение показателей, которые будут использоваться при оценке этой деятельности. 3. Корректировка планов с учётом предложенных поправок. В зависимости от поставленных задач различают следующие виды бюджетов: - главные и частные; - гибкие и статичные. Бюджет, который отхватывает общую деятельность организации, называется главным. Его суть – объединить планы структурных подразделений (частных бюджетов). Статичные разрабатываются исходя из одного объёма продаж, а гибкие бюджеты – исходя из разных уровней объёма продаж. При этом переменные расходы планируются исходя из объёма продаж, а постоянные – общей суммой. studfiles.net
|