Что такое публичное выступление. Публичные выступления их назначение и правила подготовки

Psikh_del_obsch_Lektsii_avt_Markova_O_Yu (1) / Лекция 5. ПУБЛИЧНОЕ ВЫСТУПЛЕНИЕ. Что такое публичное выступление


18. Публичное выступление

Публичное выступление – это выступление перед аудиторией, изложение какой‑либо информации, возможно, с показом наглядного материала, с определенной целью.

Цели публичного выступления могут быть самыми разными: проинформировать, объяснить, заинтересовать, убедить, переубедить, побудить к действию или воодушевить.

В зависимости от цели подразделяются и виды речей: информационные (повествовательные, описательные, объяснительные), агитационные (воодушевляющие, убеждающие, побуждающие к действию) и развлекательные.

В современной практике в зависимости от конкретной сферы применения публичные выступления подразделяются на следующие виды:

1) академические (лекция, научный доклад, научное сообщение). Отличительные черты – научная терминология, аргументированность, логическая культура, сообщение сведений научного характера;

2) судебные (обвинительная или защитная речь). Отличительные черты – анализ фактического материала, использование данных экспертизы, ссылки на показания свидетелей, логичность, убедительность;

3) социально‑политические (выступление на заседании, агитаторская, митинговая речь). Такие речи могут носить призывной или разъяснительный характер. Отличительные черты – разнообразие изобразительных и эмоциональных средств, черты официального стиля, использование политических и экономических терминов;

4) социально‑бытовые (приветственная, застольная, поминальная речь). Отличительные черты – призыв к чувствам; свободный план изложения; использование сравнения, метафоры, торжественный стиль.

Первым этапом любого вида публичного выступления является подготовка – определение темы, подбор материала и сбор дополнительной информации. Хорошее выступление определяется глубиной содержания (сутью) и формой изложения (стилем). И то и другое требует времени и упорной работы. Чтобы ваше выступление достигло цели, соберите как можно больше информации о предполагаемой аудитории: к кому вы обращаетесь, сколько будет людей, узнайте их возраст, круг интересующих вопросов, уровень образования, профессии ваших будущих слушателей. Выясните, насколько они осведомлены в вопросах, касающихся вашего выступления. Чем больше у вас будет собрано материала, тем легче вам будет донести информацию до аудитории, а также ответить на вопросы, рассмотреть и опровергнуть возражения, в т. ч. и заведомо провокационные и нечестные. Но не стремитесь в одном выступлении объять необъятное. То, что вы говорите, варианты, которые вы предлагаете, должны быть понятны и приемлемы для собеседника. Не увлекайтесь терминологической лексикой, чрезмерным количеством статистических выкладок, доказывая, насколько вы умны и красноречивы. Ваша цель – быть понятым.

Речь составляется в соответствии с законами логического мышления. В ней должно содержаться сообщение необычное, возбуждающее интерес, либо жизненно важное обстоятельство. Абстрактные рассуждения чередуются в речи с конкретными фактами, иллюстрирующими эти рассуждения. Яркая, убеждающая аргументация, свежая, захватывающая информация, материал, составленный в форме поиска истины, заставляет аудиторию воспринимать выступление, затаив дыхание. Факты, которые приводятся в публичной речи, должны быть проверены, все выводы – продуманы, выверены.

Второй этап – это представление подготовленного материала. Здесь нужно соблюсти три условия: подстроиться под аудиторию, завладеть ее вниманием и наблюдать за тем, как воспринимается информация, совпадает ли реакция с той, которую вы ожидали.

В начале выступления важно сконцентрировать внимание аудитории, наладить контакт и относительную непринужденность в общении с присутствующими.

Необходимо начинать свою речь с сильным и настойчивым стремлением достичь своей цели. Речь имеет отклик у слушателя только тогда, когда в сознании оратора сам он, аудитория и слово сольются воедино. Для этого нужно знать, о чем выступающий будет говорить. Если речь заранее не обдумана и не спланирована, оратор не может чувствовать себя уверенно перед слушателями, а уверенность – это одна из главнейших составляющих успеха.

Каждое публичное выступление должно соответствовать целому ряду основных требований.

Первое из них – определенность, ясность. Слушатели должны ясно понимать все слова и выражения, употребляемые выступающим. Когда оратор использует незнакомые для аудитории слова, то возникает неопределенность и непонимание. Вы должны изложить предлагаемую информацию в доступной, ясной форме. Вам следует стремиться, чтобы ваша информация была услышана и правильно понята.

Современная аудитория желает, чтобы оратор говорил так же просто, как в личной беседе. У хорошего оратора слушатели не замечают манеры говорить, они воспринимают только предмет, о котором идет речь.

Для убеждающего воздействия необходимо, чтобы уровень говорения соответствовал уровню понимания. Аргументы должны быть взяты из сферы деятельности слушателей, информация должна быть приемлема по половозрастным особенностям и по возможности наглядно представлена.

Следующее обязательное требование к публичному выступлению – это последовательность. Она достигается тогда, когда изложение идет от известного к неизвестному, от простого к сложному, от описания знакомого и близкого к далекому. Следует продумать композицию выступления. Ограничьте ваше выступление 20 мин, т. к. большинство людей не способны долго и внимательно слушать. Чаще всего применяется трехкомпонентная структура: вступление (5‑10 % времени выступления), основная часть, заключение (5 % времени выступления).

В начале вашего выступления тезисно перечислите основные мысли, которые вы собираетесь раскрыть. В ходе изложения более подробно останавливаетесь на тех или иных положениях, которые на ваш взгляд интересны для аудитории. В заключение необходимо резюмировать речь, повторить основные выводы и положения, призвать к действию. Начало и конец выступления должны быть связаны друг с другом. То, что сказано в конце, лучше запоминается слушателями.

Очень важно соблюдать композиционную соразмерность материала, разумно сочетать старое и новое, теоретический и практический материал, позитивную и негативную информацию, рациональное и эмоциональное в выступлении.

Важнейшим условием ораторского искусства является умение пользоваться образами и картинами. Без этого речь всегда бледна и скучна, а главное – не способна воздействовать на чувства и через них на разум. Настоящая публичная речь должна волновать и возбуждать не только мысли, но и чувства. Только краски и образы могут создать живую речь, такую, которая способна произвести впечатление на слушателей. Речь, состоящая из одних рассуждений, не может удержаться в голове людей, она быстро исчезает из памяти. Задача оратора состоит в том, чтобы воздействовать на чувства слушателей. Сильное чувство, переживания человека всегда затрагивают и разум, оставляя неизгладимое впечатление.

Для активизации внимания, формирования в человеческой психике умственной напряженности, эмоциональной тональности опытные ораторы используют тонкие риторические приемы, цитаты, примеры.

Ораторское искусство обязательно включает в себя культуру речи и знание норм литературного языка. Существует целый ряд типичных ошибок в устной речи: неправильный выбор слов, употребление лишних слов, употребление близких по звучанию слов, непонимание значения слов. Недопустимы также ошибки в произношении звуков и их сочетаний, в ударении.

Речевая грамотность оратора проявляется в умении приспособить речь к определенной ситуации и искусстве интонирования. С помощью интонации, увеличения, уменьшения скорости речи, ее громкости задействуется мышление и эмоциональное восприятие. Важные слова и мысли выделяются интонационно, с особой энергией, перед их высказыванием делаются паузы.

Для того чтобы воздействие было максимально эффективным, необходимо научиться владеть своим голосом. Голос способен передавать, просто и красиво выражать наши мысли и чувства. Речь должна быть достаточно слышимой, а это зависит от хорошо поставленного голоса и умения пользоваться им в различных условиях. Умение владеть голосом связано с развитием речевого дыхания. Меняйте громкость голоса и скорость речи, показывайте свое волнение и заинтересованность в отношении обсуждаемого вопроса.

Качество звучания речи зависит от яркости, отчетливости произношения – дикции и от соответствия речи нормам русского литературного произношения.

Еще в процессе подготовки к выступлению вы должны укреплять веру в свою способность управлять аудиторией, тренироваться в овладении конкретными риторическими приемами.

Существует правило: если хочешь овладеть каким‑то искусством, упражняйся постоянно, настойчиво, неустанно. В ораторском искусстве необходимо усвоить технику, механизмы, культуру речи с помощью системы тренировок, упражнений в сочетании с практикой выступлений. Обучение ораторскому искусству и изложению своих мыслей заключается в устранении скованности, в том, чтобы помочь человеку чувствовать себя свободно, непринужденно, уверенно, воодушевленно и вести себя корректно перед аудиторией.

Попросите кого‑нибудь, кто не является специалистом в вашей области, выслушать вас и высказать свое мнение. Интересно ли было вас слушать? Имеет ли ваше выступление смысл? Понятно ли вы говорите?

Уложились ли вы в отведенное время, что было удачным в выступлении, какие недостатки и почему они возникли?

Вероятнее всего, с первого раза вы будете не удовлетворены результатом, т. к. потратите много лишних слов, и у вас будет ощущение, что вы не сказали чего‑то очень важного. Тогда необходимо еще раз продумать свои идеи, подобрать подходящие слова, убрать лишние и пояснить что‑то схемами или рисунками. Репетируйте до тех пор, пока не почувствуете себя уверенно и не выучите ваше выступление почти наизусть. Оратор должен основательно знать материал своего выступления. Не плохо будет иметь под рукой справочный материал для тех, кто захочет получить более подробное обоснование. Это к тому же вселяет уверенность, спокойствие, твердость в аргументации информационного сообщения.

Очень важно научиться преодолеть так называемую «ораторскую лихорадку» или чрезмерное волнение. Симптомы ее испытывают многие: это нервозность, суетливость в движениях рук, бледность или, наоборот, излишний румянец, красные пятна на лице, учащенный пульс и др. Все это не только сковывает движения, но и приводит к «психическому зажиму», неспособности эффективно мыслить. Нужно овладеть умением создать дружескую и вместе с тем деловую атмосферу.

Ваше выступление ни в коем случае не должно принимать вид просто дословной передачи материала или чтения текста на одной ноте, не обращая внимания на знаки препинания, т. к. в таком выступлении практически полностью отсутствует контакт с аудиторией.

Для поддержания контакта с аудиторией или для его восстановления можно воспользоваться следующими приемами:

1) усилить громкость голоса или, наоборот, понизить его;

2) сосредоточить взгляд на тех, кто мешает выступлению;

3) ввести удлиненную паузу, создав в тексте кульминационный момент;

4) внезапно задать вопрос аудитории;

5) использовать наглядные средства, схемы, диаграммы, картины, иллюстрирующие рассуждения;

6) изменить темп речи, подчеркивая важные мысли путем их перефразировки.

Существуют также несколько способов влияния на восприятие человеком информации. Для этого важно определить, в какой модальности (зрительной, слуховой, кинестетической) информацию можно представить наилучшим образом. Зрительная модальность является в большинстве случаев самым удачным вариантом. Зрительно можно представить себе одновременно большое количество информации, а это значит, что все сложные объекты (со множеством деталей), системы со сложными процессами и отношениями можно воспринимать целиком.

Создайте «стержень» зрительного образа, т. е. сначала проговорите только самое основное, сделав на этом ударение. После этого постепенно переходите к деталям, дополняя и расширяя этот образ. Дополните словесное описание рисунками, схемами, диаграммами. Это особенно полезно в тех случаях, когда ваш собеседник испытывает трудности с построением зрительного образа.

Чтобы помочь человеку создать зрительный образ того, о чем вы говорите, попытайтесь очень точно описать то, как вы сами представляете предмет или событие, о котором говорите, используйте как можно более подробное описание, не бойтесь повторить то, что наиболее существенно. Добавляйте эмоциональную окраску, т. е. говорите с воодушевлением, заинтересованно, особо выделяйте самые важные моменты. Наиболее запоминающимися и убедительными являются те ораторы, которые говорят от сердца. Задействуйте жестикуляцию: когда человек рассказывает о том, что он видит «мысленным взором», он начинает «рисовать» это в воздухе с помощью рук, и, как ни странно, собеседнику это часто помогает.

Жестикулируйте, подчеркивая наиболее важные моменты с помощью рук, лица и верхней части тела, чтобы придать своим мыслям большую яркость и живость. В сочетании со словами жесты тоже говорят, усиливая их эмоциональное звучание. Жестикуляцию можно классифицировать в соответствии с назначением: выразительная, описательная, указующая, подражательная. Жестами пользуются при описаниях, при желании указать место и движение, они помогают вносить в изложение нужную ясность.

Но правильно пользоваться жестами – трудная задача. Пользуйтесь жестами по мере ощущения потребности в них. Жестикуляция не должна быть непрерывной. Не жестикулируйте руками на протяжении всей речи, т. к. не каждая фраза нуждается в подчеркивании жестом. Вносите разнообразие в жестикуляцию, не пользуйтесь без разбора одним и тем же жестом во всех случаях, когда нужно придать словам выразительность. Жесты должны отвечать своему назначению. Их количество и интенсивность должны соответствовать характеру речи и аудитории (например, взрослые в противоположность детям предпочитают умеренную жестикуляцию).

Для более эффективного воздействия на слушателей используйте следующие способы:

1) эффект первых фраз. Сразу привлечь внимание к себе как к личности. Например: «Я рад(а) встрече с вами»;

2) эффект квантового выброса информации. Для предупреждения потери внимания аудитории необходимы «россыпи» новизны;

3) эффект аргументации. Использовать убедительные и доступные для усвоения слушателей доказательства, особенно если доводы связаны со сферой профессиональных интересов присутствующих;

4) эффект релаксации. Психологически объединить разных людей в зале, настроить их на сопереживание. Юмор, шутка, острое слово помогут сплотить людей в интеллектуальной деятельности, удержать и усилить их внимание;

5) эффект аналога. Если два явления сходны в одном или более отношениях, то они, вероятно, сходны и в других отношениях;

6) эффект воображения. Мыслительные усилия слушателя при отсутствии должной полноты информации стимулируют предположения, догадки, мечты, фантазии;

7) эффект дискуссии. Дискуссия – одна из разновидностей спора как словесного состязания. Ее цель – добиться истины путем сопоставления различных мнений. Обязательное условие дискуссии – наличие проблемы, занимательной для присутствующих, чтобы вовлечь их в обмен мнениями. Из наиболее интересных суждений выстроить общее резюме;

8) эффект эллипса. Это пропуск структурно необходимого элемента высказываний, который в данном контексте легко восстанавливается. Его использовал Аркадий Райкин во время выступлений, разговаривая со зрителями, делал паузы, чтобы они сами домыслили концовку фразы или пропущенные в ней слова и хором их досказывали. Аудитория охотно включается в сотворчество с выступающим. При ответах на задаваемые вам вопросы:

1) никогда не говорите: «Я согласен, но…», или даже: «Да, но…» Такие выражения вызывают споры, поскольку слово «но» несет агрессивный смысл и предполагает сопротивление. Скажите вместо этого: «Я согласен, и…» или «Я понимаю, почему вы так считаете, и…» или даже «Я уважаю ваше мнение, и…» Слово «и» в значительно меньшей степени вызывает споры и показывает ваше желание прийти к согласию. Такие выражения могут с самого начала пресечь споры. Они помогут вам перейти к вашей теме, а не просто отвечать на вопросы;

2) при ответе на заведомо ложное предположение дайте ему определение. Не пытайтесь защищаться, просто скажите: «Это неправильный вывод. В действительности я сказал, что…» и повторите свою мысль;

3) если вопрос не логичен, не говорите, что он «плохой» или «глупый», эффективным оружием против него будет юмор, кроме того, это поможет вам завоевать поддержку аудитории. Однако, используя юмор, связывайте его с логикой вопроса или вашей темой, но не с человеком. Отвечайте на вопрос, не задевая личности того, кто его задал;

4) при ответе на каверзные вопросы определите, какая в вопросе заложена основная мысль. Спросите у задающего вопрос его имя, чтобы выиграть несколько секунд. Начните ваш ответ, назвав этого человека по имени и кратко выразив ему свою симпатию, затем продолжайте: «Если я правильно понял вопрос, вы главным образом беспокоитесь об…» Если вы будете предельно кратким, то не дадите задавшему вопрос время, чтобы перебить вас. В первые 45 с ответа говорящего перебивают очень редко. Поэтому за первую минуту вашего ответа вам надо ответить на основную часть вопроса. Скажите что‑нибудь положительное и приведите интересный пример.

В общении оратора с аудиторией важную роль играет не только форма выступления, но и весь его внешний облик. Хорошее общее впечатление от внешности оратора, его манер, позы и жестов крайне необходимо для успеха речи. Но здесь может быть и отрицательная сторона, т. к. внешние данные могут отвлечь внимание слушателей от содержания речи.

Вы должны быть уверены, что ваш внешний вид отвечает требованиям слушателей и обстановки. Тщательно подойдите к выбору одежды.

Так как вам необходимо управлять вниманием людей, то очень важно не остаться незаметным. Если вы появитесь в бледно‑голубом костюме, бледно‑голубой рубашке и бледно‑голубом галстуке, то на вас попросту не обратят внимания и, вероятнее всего, не будут слушать. Так же важно и не слиться с фоном. Конечно, лучше заранее знать, что будет у вас за спиной во время выступления. Если вдруг оказалось, что вы сливаетесь с фоном, то снимите пиджак, т. к. другого выхода нет. Лучше выглядеть несколько экстравагантно, чем позволить слушателям проигнорировать вас. С некоторого расстояния мелкие детали сливаются: костюм в мелкую клеточку может вызвать головокружение, а полоски – рябь в глазах. Для выступлений надевайте темно‑синий или темно‑серый костюм, обязательно однотонный, белую или очень бледную однотонную рубашку и галстук, сочетающийся с цветом костюма.

Оденьтесь современно, но не броско, чтобы аудитория слушала ваше выступление, не отвлекаясь на ваш наряд.

Ничто у вас или при вас не должно связывать свободу движений. Не надевайте плотно обтягивающих костюмов, стесняющих движения плеч и рук.

Лицо должно быть серьезным, но не хмурым. Для этого необходимо практиковаться перед зеркалом. Изучайте свое лицо. Что происходит с бровями, со лбом? Разглаживайте набегающие складки, расправляйте нахмуренные брови. Если на нем «застывшее» выражение, упражняйтесь в ослаблении и напряжении лицевой мускулатуры. Произносите фразы, насыщенные различными эмоциями – печалью, радостью и так далее, наблюдая за тем, чтобы мимика тоже принимала в этом участие.

Не волнуйтесь и не забывайте о внутренней уверенности. Спокойно направляйтесь к трибуне. Не перебирайте на ходу ваши заметки, не застегивайте пиджак или жакет, не приводите в порядок прическу, не поправляйте галстук. Обо всем этом надо думать заранее. Не начинайте речь, пока не займете удобное и устойчивое положение. Как только займете свое место, обратитесь к президиуму и затем к слушателям. Выберите какую‑либо определенную форму обращения вроде: «Г‑н председательствующий, дамы и господа…», – и начинайте.

studfiles.net

Публичное выступление - Психологос

Фильм "Вся королевская рать"

Одна из первых задач оратора - привлечь к себе внимание. Она требует смелости и яркости. скачать видео

Публичное выступление - это выступление не только на площадях и стадионах, по телевидению, и перед большой аудиторией. Публичным выступлением может стать и обращение к руководству, и беседа с новым работодателем, и общение в дружеской компании. Выступление на публике - это возможность наиболее выгодно подать себя (например, при соискании новой должности) и возможность оттачивать навык самопрезентации.

От хорошего публичного выступления зависит очень многое - подписанный контракт, новые клиенты, собственный рейтинг и признание в обществе. Яркое и сильное выступление - это когда публика ловит каждое слово оратора, жест и изменение интонации. Это умение вдохновлять и восхищать произнесенной речью.

Умение выступать публично, умение привлечь к себе и своему выступлению внимание аудитории - это великое искусство, которое подвластно далеко не каждому. О том, как вести себя во время публичного выступления и пойдет речь в нашей статье.

Итак, все подготовительные моменты позади, речь написана и отрепетирована, позади бессонная ночь. Остается только открыть дверь в зал, зайти и начать говорить. Остановитесь. Сейчас начинается самое важное. На аудиторию влияет все, даже то, как вы войдете в зал. Поза, жесты - все это воспринимается людьми на подсознательном уровне. Вот несколько советов, которые помогут вам добиться успеха.

Успешное начало

Когда вы заходите в аудиторию, двигайтесь уверенно, не семените и не делайте суетливых движений. Идите своей обычной походкой, этим вы убедите присутствующих, что вы не волнуетесь и никуда не спешите. Когда вас представили, поднимитесь, обязательно подарите залу легкую улыбку и войдите в непосредственный зрительный контакт с аудиторией.

Для того, чтобы показать свою значимость и вызвать уважение аудитории, необходимо контролировать максимально допустимое пространство. Не старайтесь показать себя маленьким человеком и не таитесь где-то в углу сцены. Обязательно займите место в центре или же хотя бы направляйте в центр свой взгляд время от времени. Расправьте плечи, поднимите голову и немного наклонитесь вперед, демонстрируя что-то наподобие поклона перед аудиторией, можно этот жест несколько раз потом повторить.

Когда вы поднялись на подиум, сцену, трибуну или заняли другое место для выступления, не спешите сразу же начинать говорить. Обязательно сделайте паузу. Можете воспользоваться любой возможностью - попросите стакан воды, разложите бумаги, что-то передвиньте. Используйте паузу настолько, насколько вы считаете необходимым, чтобы подготовить себя психологически и настроить аудиторию на общение с вами. Если вы сильно волнуетесь, сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов перед началом речи. Пауза также вам поможет, чтобы за несколько секунд изучить пространство вокруг вас, прикинуть, как вы его будете использовать. Помните театральную аксиому: чем талантливее актер, тем большую паузу он умеет держать.

Далее не просто охватите глазами, а внимательно осмотрите зал, присмотритесь ко всей аудитории. Остановитесь взглядом на нескольких из присутствующих, которые станут зрительными точками опоры, маяками в вашем выступлении. Потом, в случае необходимости, вы их можете изменить. Попробуйте подарить ваше персональное внимание как можно большему количеству людей, но обязательно пройдитесь взглядом по всему пространству зала - слева направо, от первого к последнему ряду. Не задерживайтесь долго в задних рядах и снова переведите свой взгляд на передние места. Помните, что их всегда занимают наиболее заинтересованные люди, в их глазах вы найдете для себя поддержку. Зафиксировав для себя несколько таких зрительных «якорей», начинайте говорить.

Жесты, поза, мимика

Ваша мимика и жесты дают человеку куда больше впечатлений, чем все, что вы произносите. Жестами вы сконцентрируете внимание на важности информации. При жестикулировании существует три правила: первое - не кладите руки в карманы; второе - не прячьте их за спину; третье - не занимайте их посторонними предметами. Руки - это помощники, которые всегда должны быть свободными и готовыми объединиться в единое целое с вашими мыслями.

Нельзя применять «оборонительные» или «защитные» движения тела, например, скрещивание рук на груди, закладывание их за спину. Скрещивание рук демонстрирует неуверенность в том, что человек говорит. Лучше всего занять открытую позу и время от времени демонстрировать улыбку. Постоянно контролируйте свою осанку, спину держите прямой, голову поднятой, двигайтесь естественно.

Во время публичного выступления не застывайте, будто памятник, и не отбрасывайте голову назад, так как этим вы отталкиваете аудиторию и задерживаете поток психологической энергии, который должен динамично влиять на присутствующих. Обязательно двигайтесь. Нужно показать себя живым, энергичным, динамичным. Ваши движения должны быть короткими, точными и убедительными. Когда вы хотите что-то подчеркнуть, подайтесь телом навстречу аудитории или воспользуйтесь жестом приближения вашего тела к присутствующим. Если есть возможность приблизиться к аудитории, то сделайте это тогда, когда вы хотите сообщить ей что-то важное донести и убедить присутствующих в вашей правоте.

Постоянно удерживайте зрительный контакт с аудиторией. Опытный оратор всегда следит за вниманием слушателей, переводя взгляд из передних рядов на задние. Если вы пользуетесь записками, то делайте это очень аккуратно: быстрым и коротким взглядом вниз посмотрите текст и снова поднимите глаза, переведя все внимание обратно на аудиторию.

Учитывайте культурные, национальные, религиозные и прочие особенности аудитории. Например, у китайцев и японцев ваш открытый взгляд в глаза может вызвать отрицательные чувства, так как в восточных культурах это не принято. У кавказских народов прямой твердый взгляд в глаза мужчине воспринимается как вызов на поединок и т.д. Также с большой осторожностью нужно использовать шутки на национальную или религиозную тематику.

У вас не должно быть замороженного, неподвижного выражения лица. В противном случае вы вызовете равнодушие и скуку у публики. Основа вашей привлекательности как оратора - это легкая приятная улыбка. Попробуйте переход к каждой ключевой теме сопровождать особым изменением на лице: немного поднимите брови или поведите глазами, используйте медленные повороты головы. Если сидите - включайте в дело руки: что-то переведите или измените немного их позицию. Во время сидения все время подчеркивайте свободу вашей позы.

Тон, слова, реакция

Неоднократное повторение простых выразительных фраз, ярких словосочетаний способствует успеху публичного выступления. Однако старайтесь избегать неуместного и несвоевременного их употребления. Нельзя допускать, чтобы содержание фраз было далеко от мыслей, которые нужно донести до аудитории.

​​​​​​​Не демонстрируйте превосходства или легкомысленности при общении с аудиторией, не вещайте «свысока» менторским тоном. Очень серьезно подходите к формулированию ответов на поставленные вопросы - ответы дают возможность еще раз подчеркнуть основные положения вашей речи. Избегайте раздражения, враждебности или сарказма, даже если вопросы неприятны для вас. Куда лучше - спокойствие, доброжелательность и легкий юмор.

Воспринимайте философски любые неожиданности и неловкости - поломку микрофона, падение на пол стакана с водой, внезапную паузу и т.п. Нельзя выдавать своей растерянности и проявлять негативное отношение к отрицательным моментам, которые возникли случайно или же оказались «домашними заготовками» ваших недоброжелателей. Лучше всего реагировать на это с юмором, обыграть в выгодном для себя ключе. Оратор должен контролировать ситуацию, показывать, что все это не препятствует ему, а неприятности не выбивают его из колеи.

Если речь перерывается аплодисментами, необходимо дождаться их окончания и только потом продолжать - чтобы начало вашей следующей фразы было всеми услышано. Также помните о том, что аплодисменты аплодисментам рознь Речь должна закончиться до того, как утомленные и раздраженные слушатели начнут «захлопывать» выступающего.

Завершая речь необходимо посмотреть в глаза слушателям и сказать что-нибудь приятное, продемонстрировав свое удовлетворение от общения с аудиторией. Такой позитивный информационный импульс в финале останется в памяти людей, в их восприятии вашего публичного выступления.

Рекомендуем тренинги ораторского мастерства в Москве:

Подробности по телефону: (495) 507-87-93

Статья из книги Игоря Манна «Номер 1. Как стать лучшим в том, что ты делаешь»

1. Используйте каждую возможность выступить публично. Никогда не отказывайтесь, если вам предлагают. Если не предлагают, напрашивайтесь сами. Поначалу будет получаться не слишком хорошо, но с опытом волнения будет все меньше, а результат – все выше. Это как в развитии любого навыка – в спорте, в изучении иностранных языков, в искусстве.

2. При любом уровне владения навыком не пренебрегайте тщательной подготовкой. Изучайте детально тему, по которой будете выступать. Предположите, какие вопросы могут быть заданы, и подготовьте ответы на них.

3. Обязательно репетируйте. Не ждите, что многочасовая работа над слайдами позволит вам лучше подготовить речь. Чтобы подготовить речь, текст нужно проговорить. Выделите специальное время, отключитесь от всего, запритесь и проговорите речь в движении, подглядывая в тезисы. Таких репетиций может потребоваться несколько, и с каждым разом будет получаться лучше и лучше. Очень эффективна репетиция в условиях реальной, но заведомо доброжелательной аудитории – среди друзей, родственников, коллег. Хотите добиться большего эффекта – запишите одно из финальных выступлений на видео. Скорее всего, это вам не понравится, зато позволит объективно увидеть недостатки и успеть их исправить.

4. Преступник всегда возвращается на место преступления. Хороший оратор всегда приходит на место предстоящего выступления. Осмотрите зал, походите по сцене, поговорите в микрофон. В знакомом зале на знакомой сцене вы будете чувствовать себя гораздо увереннее.

5. Никогда не пишите текст выступления. Делайте только тезисы или интеллектуальную карту. Это позволит вам контактировать во время выступления с аудиторией, а не с листком бумаги или экраном компьютера.

6. Двигайтесь во время выступления. Перемещайтесь по сцене, жестикулируйте, поворачивайтесь. Я не призываю вас метаться, как загнанный зверь, но живость должна быть.

7. Во время выступления постоянно поддерживайте зрительный контакт со всей аудиторией. Особое внимание обратите на сидящих на флангах и в задних рядах. Старайтесь охватить взглядом весь зал.

8. Используйте прием привлечения внимания «вовлечение»: время от времени обращайтесь в зал с вопросом, просите прореагировать на что‑либо поднятием руки, провоцируйте аплодисменты.

9. Отвечая на вопрос, обращайтесь ко всем слушающим вас, а не только к тому, кто его задал. Отвечайте предельно кратко и по сути. Кстати, если ответом не владеете, лучше признаться в этом откровенно: аудитория это воспримет гораздо лучше, чем попытки выкрутиться. Если вы не поняли вопроса, попросите его переформулировать. Если вы предложили задавать вопросы, а «народ безмолвствует», можете один‑два вопроса задать себе сами и сами же на них ответить. Но чтобы подобного конфуза не случилось, в начале выступления предупредите, что можно будет задавать вопросы, и предложите слушателям записывать их для того, чтобы в нужный момент задать вопрос вслух или прислать записку.

10. Следите за регламентом. Репетируйте с секундомером, а во время выступления положите перед собой устройство, которое будет показывать вам, сколько времени длится выступление. Каждая лишняя минута выступления сверх заявленного снижает общее впечатление. Будьте пунктуальны еще и потому, что организаторы планируют следующие за вашим выступления, исходя из вашего ораторского профессионализма, в котором умение управлять временем выступления – одна из важнейших составляющих.

www.psychologos.ru

Что такое публичное выступление | Секретов нет

1.

Что такое публичное выступление? Думаю, будет правильно, если самая первая статья сайта  станет ответом на этот вопрос. Очень хочется, чтобы у тех, кто прочтет ее до конца, изменилось привычное мнение относительно публичного выступления. А если изменится мнение, то поверьте мне, изменится и отношение вообще к любым выступлениям.

Готовя материал для статьи, я специально задала нескольким своим знакомым вопрос: «Что такое публичное выступление?». И в большинстве случаев получила стандартные ответы: «Это выступление перед публикой», «Это выступление перед аудиторией», «Это выступление перед слушателями».

Мои знакомые дали правильные ответы, только вот меня они мало порадовали. Стандартный подход к этой теме, как правило, выливается в скучные, неинтересные и слабо запоминающиеся выступления. А ведь публичное выступление – это прекрасный повод показать самого себя, донести до людей свои мысли и идеи. Не секрет, что для многих людей публичное выступление – это один из способов демонстрации своей работы и уверенного движения вверх по карьерной лестнице.

Так почему же кого-то мы слушаем долго и с удовольствием, а от чьих-то речей так и хочется убежать?

Почему кто-то притягивает к себе внимание, а кто-то, наоборот, отталкивает?

Что же такое надо делать, чтобы ваше выступление было ярким и запоминающимся?

Давайте обо всем по порядку и начнем с того, что такое «публика».

НЕМНОГО О ВСЕМ ЗНАКОМОМ СЛОВЕ «ПУБЛИКА»

Не стану загружать вас словарной терминологией, скажем просто: в нашем понимании «публика» – это люди, общество. И в зависимости от того, что конкретно объединяет этих людей, слово «публика» звучит по-разному. В театре и кино публика – это зрители, в торговых точках – покупатели, в транспорте – пассажиры, на избирательном участке – избиратели, в маркетинге и рекламе – целевая аудитория…

Нам интересны люди, которых объединяет желание  послушать «ЧТО» мы говорим и посмотреть «КАК» мы это делаем. Наша публика – это и слушатели, и зрители одновременно. Это первое, о чем необходимо помнить, собираясь выступать публично.

К сожалению, многие ораторы рассматривают свою аудиторию только как слушателей. И мало придают значения тому, что люди не только слышат их, но еще и видят.  А ведь от пристального взгляда публики ничто не ускользнет: ни внешний вид оратора, ни его умение держаться и подать себя, ни мимика, ни жесты, ни зрительный контакт…           Все это подмечается и в конечном итоге оказывает немаловажное влияние на оценку выступления оратора в целом.

Итак, наша публика – это слушатели и зрители. Все действия человека, адресованные публике,  будем называть публичными.

ПУБЛИЧНЫЙ ЧЕЛОВЕК – УСПЕШНЫЙ ЧЕЛОВЕК

Кстати, за рубежом принято считать, что публичный человек – это успешный человек. Именно поэтому, обучение ораторскому искусству начинается с детства и является одним из предметов школьных программ.

Я закончила школу в 1981 году. Если бы тогда наравне в алгеброй, русским языком, химией, физикой и прочими предметами нам преподавали ораторское искусство… Если бы тогда нас учили свободно держаться перед публикой, говорить энергично и увлекательно, грамотно излагать свои мысли и отстаивать свою точку зрения… Как бы было здорово!

К сожалению, с того времени мало что изменилось. И у нас в России подход к вопросам обучения ораторскому искусству не системный, а фрагментарный. Как правило, человек начинает интересоваться информацией о публичных выступлениях  и принимать участие в тренингах, семинарах только тогда, когда к этому его вынуждают обстоятельства.

Я сама веду тренинги и знаю, что люди становятся их участниками по разным причинам. Большинству необходимо избавиться от страха публичных выступлений, кому-то хочется научиться убеждать и тем самым влиять на ход событий, а кому-то необходимо просто чувствовать себя свободнее в общении. У каждого свои цели.

Но смотрите, что происходит. Во время тренинга часто создаются яркие, живые, эмоциональные переживания, когда люди «выходят» за рамки своего обычного стиля. И в эти моменты расширяется представление человека не только о своих ораторских способностях, но и о себе как о человеке. Развиваясь как оратор, человек неизменно меняет себя как личность. И как следствие, увлекает людей за собой и становится «заразительным» в общении.

Я не случайно употребила эту фразу: «Выходят» за рамки своего обычного стиля. Я подвожу вас к новому взгляду на такую привычную вещь, как «выступление».

НОВЫЙ ВЗГЛЯД НА ПРИВЫЧНОЕ СЛОВО «ВЫСТУПЛЕНИЕ»

Общеизвестно, что понятие «выступление» принято рассматривать с двух позиций – ораторство и актерство. «Выступление» с позиции ораторства – это речь, высказывание; а с позиции актерства — исполнение, игра. И все это перед публикой.

Нас больше интересует позиция ораторства и в нашем понимании публичное выступление – это речь, адресованная слушателям и зрителям. Все очень просто. И именно о таких привычных и стандартных ответах я говорила в начале этой статьи.

Друзья! Задумывались ли вы когда-нибудь над тем, что у слова «выступление» может быть совершенно иное значение?

Выступление – это «выйти из самого себя прежнего», найти в себе новые резервы, показать себя другим.

Выйти на публику – это значит «выйти из себя обычного» и показать себя нового, другого, продемонстрировать все свои резервы и возможности.

Это второе, о чем необходимо помнить, готовясь выступать публично.

Чтобы быть интересным для своих слушателей и зрителей, чтобы постоянно привлекать и удерживать их внимание, надо быть разным. Быть разным – это не играть чужие роли. Быть интересным — это не быть самим собой. Быть интересным и разным – это быть лучшим проявлением самого себя в нужные моменты.

Когда мы на тренинге с участниками обсуждаем тему «выхода из самого себя обычного», я всегда задаю один и тот же вопрос: «Как вы думаете, говорю ли я дома с родными и близкими так же, как общаюсь сейчас с вами?». И всегда получаю одинаковый ответ: «Конечно, нет». И это правильно.

Но в жизни существуют такие моменты, и ситуация публичного выступления одна из них, когда просто необходимо «выйти» за рамки своего обычного стиля и быть лучше самого себя.

Да, это не просто. Да, это не у всех и не всегда получается. Но этому можно научиться! И не просто научиться, а еще и получать от  этого удовольствие!

Надо просто не сидеть в ожидании чуда, а начать действовать. Слова британского предпринимателя и миллиардера Ричарда Бренсона «Путешествие в тысячу миль начинается с первого шага» могут послужить этому хорошей отправной точной.

Итак, начинаем путешествие в мир получения удовольствия от публичных выступлений  и вот первые шаги —  задания.

НЕМНОГО ПРАКТИКИ

УПРАЖНЕНИЕ 1.

Вспомните свои публичные выступления. Если у вас есть их видеозапись – здорово! Просмотрите ее от начала и до конца. Если нет, вся надежда на вашу память.

  • Отметьте в своем выступлении те моменты, когда вы были не такой, как обычно.
  • В чем это проявилось (голосе, мимике, жестах, передвижениях или еще в чем-либо)?
  • Запишите, что конкретно помогло  продемонстрировать ваши ораторские возможности.
  • Проанализируйте: Что получилось хорошо? Что можно было бы сделать для того, чтобы получилось еще лучше?

УПРАЖНЕНИЕ 2.

Вспомните публичные выступления других людей, которые вам понравились больше всего.

  • Что именно привлекло ваше внимание? Чем конкретно вас «зацепил» оратор?
  • Запишите это и попробуйте повторить.

УПРАЖНЕНИЕ 3.

К сожалению, нередко мы обедняем самих себя, когда думаем, что можем быть только такими, какие мы есть. У большинства из нас есть привычка говорить только каким-то одним, не всегда уместным во всех ситуациях, образом. Другими словами, у нас есть шаблон, которого мы стараемся придерживаться.

Отстранитесь от самого себя и найдите внутри себя еще какие-нибудь роли. А для этого устройте эксперимент  перед зеркалом или видеокамерой. Возьмите любой небольшой текст.  Произнесите его:

  • как ребенок;
  • как важный начальник;
  • так, как будто вы неожиданно выиграли приз;
  • как будто вы находитесь на приеме у президента…..

Придумайте разные ситуации и поэкспериментируйте. Почувствуйте, что вместо привычного вам стиля поведения, существуют еще много других. Исследуйте себя, свой образ и стиль. Это первый шаг к свободе!

Прошу вас, выполните эти задания обязательно. Не откладываете «на потом», «на завтра». Просто возьмите и сделайте! Маленькие шаги по верной дороге приведут вас к нужному результату.

Что такое публичное выступление? Сегодня мы поговорили об этом. В следующей статье мы продолжим наше общение на тему ораторского искусства и порассуждаем: ораторами рождаются или становятся?

А пока…

ПРИЯТНОГО ВАМ ЧТЕНИЯ И ПОЛУЧЕНИЯ УДОВОЛЬСТВИЯ ОТ УПРАЖНЕНИЙ!

КОММЕНТАРИИ К СТАТЬЕ ПРИВЕТСТВУЮТСЯ.

СТАТЬЯ ПОНРАВИЛАСЬ? Нажмите на кнопки и поделитесь ею с друзьями.

31.10.2017Марина Корельская

sekretovnet.com

Публичное выступление

Публичное выступление

Содержание

Введение

. Специфика понятия публичного выступления

. Основные действия подготовки публичного выступления

. Основные этапы подготовки

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Античная риторика огромное значение имеет при подготовке публичных выступлений (риторический канон). Еще греки отмечали, что речь Димосфена пропитана маслом ночной лампады, при свете которой он их сочинял.

Овладение ораторским искусством это очень длительный и динамичный процесс, который требует постоянной работы над самим собой и большой практики говорения (ведения беседы, переговоров, выступление в массовой аудитории, участие в дискуссиях и т.п.). Исходя из этого, важное место в деятельности оратора занимает повседневная подготовка к выступлению, иными словами непрерывный процесс работы над совершенствованием своего речевого мастерства, систематическое риторическое самообразование.

На сегодняшний день очень остро поставлен вопрос о публичных выступлениях. В последние годы очень популярными стали профессии, где главным аспектом выступает коммуникабельность человека. Что объясняет актуальность выбранной нами темы.

Цель моего исследования - рассмотреть и проанализировать основные аспекты подготовки к публичному выступлению. Для решения поставленной цели необходимо решить ряд задач, а именно:

рассмотреть специфику понятия публичного выступления

выявить основные действия подготовки публичного выступления

рассмотреть основные этапы подготовки

Структура работы: работа состоит из введения, трех параграфов, заключения и списка использованной литературы.

1. Специфика понятия публичного выступления

Публичное выступление - это коммуникативное взаимодействие оратора с аудиторией слушателей. Результат ораторского выступления перед публикой во многом зависит от эффективности подготовки и компетентности оратора в вопросах обсуждаемой темы и мастерства публичного выступления.

Публичное выступление - есть не что иное, как публичное взаимодействие кандидата с аудиторией. Кандидат должен выступать четко, доступно и кратко, учитывая следующие моменты аудитории

мотивацию аудитории (зачем пришли, или зачем их пригласили)

компетентность в вопросе кандидата

интеллектуальный и возрастной уровень аудитории

время отведенное на встречу

Информация должна идти к конкретному адресату, то есть информация должна быть интересна аудитории. Достаточно часто кандидаты выступают «сами для себя», полностью игнорируя избирателей. Кандидаты смотрят поверх голов избирателей, в пол, в окно, в сторону. Вследствие этого, теряется контакт с аудиторией, что приводит к низким результатам по окончании встречи

Особое внимание кандидат должен уделить акцентированию ключевых моментов встречи. Это может быть упор на части своей предвыборной программы, дате выборов, «понижение статуса конкурентов» и т.д.

Что надо иметь в виду при проведении выступления:

входя в аудиторию, поприветствуйте избирателей, всегда улыбайтесь;

держитесь уверенно, демонстрируйте уверенность в своих словах. Именно демонстрация уверенности позволяет склонить избирателей на свою сторону.

взгляд должен быть всегда устремлен на избирателей. Нельзя избегать взглядов;

начинайте говорить только после установления полной тишины в зале;

начинайте свое выступление с краткого приветствия;

выступайте четко, но ни в коем случае не монотонно, иначе избиратели просто заснут;

внимательно следите за реакцией избирателей;

если избиратели устали, начните говорить тише, а потом резко повысьте голос;

если избирателям понравились ваши слова, то акцентируйте на них внимание;

не обращайте внимания на провокации;

никогда не говорите, что вы не компетентны, в каком-то вопросе. Избиратель ждет от вас, что вы решите его проблемы, и вы должны ему это пообещать;

по окончании выступления не забудьте поблагодарить избирателей и пригласить их на выборы.

2. Основные действия подготовки публичного выступления

К повседневной подготовке отнесем такие действия, как:

.Приобретение новых знаний, накопление сведений из различных областей науки и техники, получение информации из периодической печати, передач радио и телевидения, чтение научной, публицистической, художественной литературы. Постоянно стремиться к новым знаниям, расширение сферы своих интересов.

. Создание собственного архива.

. Овладение техникой речи

. Повышение культуры устной и письменной речи.

. Критический анализ выступлений

Если говорить о правилах подготовки к публичному выступлению, отметим следующее:

Для подготовки текста выступления, необходимо уточнить у организатора лимит времени, отведенный под ваш доклад. Если ограничения по времени отсутствуют, все равно не стоит готовить длинную речь. В среднем рассчитывайте на 5 - 7 минут, максимум - 10 минут.

Разработать план.

Определитесь с целью доклада, его основной идеей. Затем приступайте к составлению плана речи. Чем подробней составлен план, тем проще будет написать сам текст. Главную идею доклада можно озвучить как в начале выступления, так и в конце. Выбор зависит от вашего личного предпочтения. Помните, речь должна быть связной, осмысленной и ёмкой. Также не рекомендуется перегружать доклад профессиональными терминами. Исключение - научные конференции, в этом случае без терминов не обойтись. Рекомендуется использовать цифровые показатели, но умеренно, их количество зависит от поставленной задачи.

Отрепетировать речь.

Ориентируйтесь на публику. Если вы экономист и выступаете перед своими коллегами, естественно, раскрытие сути специальных терминов будет неуместным. В случае доклада для людей других профессий, наоборот, очень кстати. После подготовки текста перечитайте его, подправьте. Сверьте по часам, сколько минут занимает прочтение доклада. Подкорректируйте его под необходимое количество времени.

Отработка речи выступления. Перейдем к голосовой тренировке. Прочитайте несколько раз подготовленный текст, придерживаясь вашей привычной манеры общения. Затем потренируйтесь у зеркала, подсматривая в план доклада. Попросите близких людей уделить вам время и сыграть роль вашей аудитории.

Стиль одежды. После тренировок приступайте к подбору одежды. Прежде всего, наряд должен соответствовать формату встречи. Если это научный форум следует отдать предпочтение одежде классического покроя. Вы собираетесь провести урок для учеников? Тогда ваш выбор - повседневная одежда спокойных тонов. Главное правило: наряд не должен привлекать чрезмерное внимание аудитории, иначе он будет отвлекать от сути доклада. Поэтому избегайте красных туфлей, оригинальной бижутерии, платья всех цветов радуги одновременно, если не хотите, чтобы слушатели обсуждали и разглядывали ваш наряд вместо того, чтобы заинтересоваться докладом.

Очень важно четко сформулировать для себя, что нравиться в выступлении, какого либо оратора, а что вызывает негативную реакцию, какие действия, приемы, слова способствуют успеху выступающего, а какие нет. Оратор должен приобрести как теоретические, так и практические знания в области ораторского искусства. Важно понимать этапы деятельности оратора, как подготовиться к встрече со слушателем, как построить ораторскую речь, какие приемы управления аудиторией можно использовать. Повседневная подготовка повышает профессиональный уровень оратора.

.Основные этапы подготовки

Все этапы можно объединить в три группы по отношению к моменту речи.

Рисунок 1. Основные этапы подготовки к публичному выступлению.

В докоммуникативной фазе (в фазе до выступления) выделяются два начальных этапа:

Определение темы и цели выступления

Действительно ли меня интересует тема и может ли быть он интересна для меня

Важна ли эта тема для аудитории

Оценка состояния аудитории и обстановки в целом

Работа на этих этапах носит характер учета и оценки объективных данных: тема и цель выступления обычно задаются, а состояние аудитории и обстановка не выбираются выступающим.

Определение темы выступления.

Тему выступления следует тщательно выбирать. Если есть возможность, то нужно остановиться на том, что хорошо знакомо и интересно лично выступающему. Тогда это, возможно, будет интересно и значимо для других. Затем, нужно попробовать сузить темы выступления, чтобы она представляла наибольший интерес. Необходимо решить: описывать ли предмет, разъяснять что-либо о предмете, оспаривать ли некую точку зрения или излагать новую версию. Не надо пытаться «втиснуть» слишком много материала в ограниченное время. Еще Шекспир сказал: «Где мало слов, там вес они имеют». Если есть возможность, то необходимо подумать над будущей речью несколько дней. За это время появится множество новых идей. Главная мысль - это основной тезис, который необходимо ясно сформулировать с самого начала. Знание цели усиливает внимание. В речи может быть несколько стержневых идей, но не более трех.

Стержневая идея дает возможность задать определенную тональность выступлению. Например, доклады на научно-технические темы могут произноситься с сердитой, упрекающей интонацией, смысл которой состоим в не произносимых, но подразумеваемых выражениях типа «Если вы не сделаете этого, то пожалеете», или «Не могу понять, почему вы не делаете то-то и то-то». Подобный слегка раздраженный тон позволяет докладчику эффективнее донести свою идею до слушателей.

Возможные интонационные окраски выступлений следующие:

мажорная;

беспечная или юмористическая;

шутливая;

сердитая или упрекающая;

мрачная;

торжественная;

предостерегающая;

вопросительная.

Сформулировать основной тезис означает ответить на вопрос, зачем говорить (цель) и о чем говорить (средства достижения цели).

Требования к основному тезису выступления:

фраза должна утверждать главную мысль и соответствовать цели выступления;

суждение должно быть кратким, ясным, легко удерживаться в кратковременной памяти;

мысль должна пониматься однозначно, не заключать в себе противоречия.

После подготовки плана выступления полезно проконтролировать себя вопросами:

Кто мои слушатели (заинтересованные, незаинтересованные)?

Подготовлены они или нет?

Вызывает ли мое выступление интерес?

Достаточно ли я знаю по данному вопросу, и имеется ли у меня достаточно данных?

Смогу ли я закончить выступление в отведенное время?

Соответствует ли мое выступление уровню моих знаний и опыту?

Оценка аудитории и обстановки

Спросите себя: «Кто мои слушатели?». Если ответ затруднителен, то лучше представить себе группу из двух-трех человек, к которым обращено выступление и готовить речь для них. Обязательно нужно принять во внимание следующие характеристики аудитории:

возраст;

уровень образования;

профессия;

цель прихода людей на выступление;

уровень заинтересованности в теме;

уровень осведомленности в данном вопросе;

Желательно заранее поговорить с некоторыми людьми из предполагаемой публики, чтобы лучше узнать аудиторию. Место выступления - очень важный фактор успешного выступления. Для того, чтобы чувствовать себя уверенно, нужно заранее прийти в зал и освоиться. Если предполагается использование микрофона, то его необходимо отрегулировать.

Кодирование.

Оценка темы, цели и аудитории является основой и фоном следующего этапа докоммуникативной фазы - «кодирования», т.е. создания сообщения на данную тему, с заданной целью, для данной аудитории и в соответствии с конкретной обстановкой. Этот этап включает:

подбор материалов;

композиционно-логическое оформление речи;

использование фактологического материала;

работу над языком и стилем выступления.

Фактологический материал и цифровые данные, для облегчения восприятия лучше демонстрировать посредством таблиц и графиков, а не злоупотреблять их зачитыванием. Проще всего сделать презентацию и весь цифровой материал поместить туда, по ходу повествования ссылаться на нее, так как цифры скорее утомляют слушателей, нежели вызывают интерес.

Докоммуникативная фаза обязательно должна завершаться репетицией выступления. Потренироваться можно перед близкими или друзьями, можно использовать средства аудиозаписи и видеозаписи, чтобы проконтролировать хронометраж, качество выступления - одним словом, посмотреть на себя со стороны.

Подготовка по существу вопросов:

анализ проблемы, ситуации

формирование целей, задач, общего подхода к выступлению и

собственной позиции

подготовка речи и аргументации выводов

подбор необходимых документов и материалов

Учитывать возрастной и половой факторы.

Коммуникативная фаза.

Коммуникативный этап (во время выступления) выступления предполагает также развитие у оратора способности распределять внимание, быстро переключаться с излагаемого материала на аудиторию и обратно. Важно научиться представлять ход мыслей слушателей и степень восприятия ими материала.

Оратору, стремящемуся к достижению успеха, конструктивного результата, необходимо тщательно подготовить выступление. Такую подготовку можно представить в виде следующих составных частей:

подготовка

манеры поведения

учитывать сложившиеся ритуалы и субординацию

Таким образом, действия оратора во время коммуникативной фазы выступления включают:

реализацию норм культуры речи;

логико-композиционное структурирование текста речи;

реакцию на действия аудитории

Какие же ошибки типичны для выступающих? Чего не следует допускать в своей публичной речи?

Нельзя злоупотреблять иностранными словами, незнакомыми терминами и понятиями. Это затрудняет восприятие вашей речи, делает ее громоздкой. Кроме того, необходимо помнить, что кто- то из слушателей не знаком с данными словами, а кто-то вкладывает в них иной смысл, не совпадающий с вашим. Неверная интерпретация понятий может привести к недоразумению - неправильному истолкованию ваших слов в целом.

Недопустимо наличие в речи выступающего слов-паразитов типа того, значит, так сказать, ну, вот и др. Такие слова загрязняют речь и затемняют смысл.

Не рекомендуется делать начало преувеличенно эмоциональным. В этом случае оратор быстро «выдыхается» и не в состоянии затем удерживать внимание слушателей.

Не рекомендуется также говорить слишком громко. Через 8 - 10 минут аудитория устанет, и не будет воспринимать речь, похожую на крик.

Недопустимо частое употребление союзов. Еще М.В. Ломоносов заметил, что «союзы подобны гвоздям и клею, чем их меньше, тем лучше».

Посткоммуникативная фаза

Посткоммуникативный этап (вопросы после выступления). При анализе устного выступления необходимо рассматривать речь с трех основных позиций:

полноты реализации замысла

логики изложения

эстетической выразительности

На что обычно обращает внимание аудитория и каждый слушатель в отдельности.

. Оценка содержания выступления:

тема и цель: интересны ли, не слишком ли широки; насколько отвечают ситуации;

вступление: насколько интересно и нестандартно; не слишком ли шло; понятно ли и убедительно;

главная часть: продуман ли план и логика выступления; вызывает 'ли интерес; нет ли лишнего материала; правильны ли приводимые доводы и доказательства; достаточно ли аргументов; есть ли слишком отвлеченный материал; все ли примеры целесообразны; убедительно выступление;

заключение: достаточно ли мотивировано; насколько ясно и впечатляюще; соответствует ли поставленной цели.

.Оценка выступления с позиций соответствия нормам культуры речи и стилистики:

есть ли двусмысленности; достаточна ли конкретность, есть ли чрезмерная отвлеченность;

непринужденен ли язык, подходит ли данной аудитории и теме; есть ли смешение стилей и насколько оно целесообразно;

есть ли длинные предложения, запутанные конструкции; наблюдается ли многословие или же чрезмерная краткость;

употребляются ли речевые штампы; насколько в речевом оформлении оригинально выступление, насколько ярок язык.

. Оценка внешнего облика оратора:

внешность и манеры: непринужденно ли поведение; есть ли уверенность, дружелюбный тон; ко всем ли обращена речь; смотрит ли на слушателей;

поза: скованная или непринужденная, театральная или царственная, сутулая или прямая и т.д.; нет ли лишних движений и др.;

жесты: насколько целесообразны; не слишком ли их много; насколько естественны, осмысленны, уместны.

Оценка произнесения речи:

голос: достаточно ли звучен или чрезмерно громок; есть ли надлежащая выразительность;

темп: не слишком ли быстрый или медленный; не отрывиста ли или замедленна речь; достаточно ли пауз;

высота голоса: насколько разнообразны модуляции голоса, акцентируется ли внимание на главных понятиях; не монотонна ли речь.

. Оценка артикуляции:

насколько правильно произношение слов;

насколько четка артикуляция.

Таковы примерные характеристики, которые помогут вам сориентироваться при подготовке к выступлению и во время произнесения речи. Особое внимание необходимо обратить на правильное произношение слов, так как соблюдение орфоэпических норм - одно из слабых звеньев языковой и речевой культуры педагога.

публичный выступление оратор аудитория

Заключение

Таким образом, мы можем отметить, что овладение ораторским искусством это очень длительный и динамичный процесс, который требует постоянной работы над самим собой и большой практики говорения (ведения беседы, переговоров, выступление в массовой аудитории, участие в дискуссиях и т.п.). Исходя из этого, важное место в деятельности оратора занимает повседневная подготовка к выступлению, иными словами непрерывный процесс работы над совершенствованием своего речевого мастерства, систематическое риторическое самообразование.

На сегодняшний день очень остро поставлен вопрос о публичных выступлениях. В последние годы очень популярными стали профессии, где главным аспектом выступает коммуникабельность человека. В ходе исследования, мы достигли поставленной нами цели, с помощью решения таких задач, как: рассмотрение специфики понятия публичного выступления, выявление основных действий подготовки публичного выступления, рассмотрение основных этапов подготовки выступления.

К повседневной подготовке мы отнесли такие действия, как:

.Приобретение новых знаний, накопление сведений из различных областей науки и техники.

.Создание собственного архива.

.Овладение техникой речи.

.Повышение культуры устной и письменной речи.

.Критический анализ выступлений.

В качестве основных этапов подготовки к публичному выступлению отнесли три фазы (этапа): докоммуникативный, коммуникативный и посткоммуникативный. И наконец, выявили тот факт, что повседневная подготовка повышает профессиональный уровень оратора.

Список использованной литературы

1.Александров Д.Н. Риторика. Учебное пособие для вузов, М., 2010, - 157 с.

.Андреев Ф.И. Риторика. Учебное пособие для вузов, М., 2009, - 10 стр.

.Костромина Е.А. Риторика. Учебное пособие. - НИМБ. Н.Новгород:,2006. - 57 стр.

.Русский язык и культура речи. Учебное пособие для вузов., Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова, Е.Ю. Кашаева.,15-е изд. Ростов н./Д: Феникс, 2006 - 36 с.

.http://www.33333.ru/public/publicexgipition.php

Теги: Публичное выступление  Реферат  АнглийскийПросмотров: 30181Найти в Wikkipedia статьи с фразой: Публичное выступление

diplomba.ru

Публичные выступления

Содержание

Введение

1. Понятие публичной речи

2. Виды публичного выступления

3. Оратор и аудитория

Заключение

Список литературы

Существует довольно много классификаций публичных выступлений. Для практического обучения искусству публичного выступления наиболее целесообразно подразделение публичных выступлений на виды по их функции, т.е. по цели, которую ставит оратор в своем выступлении. Иногда подобную классификацию называют классификацией жанров публичного выступления.

Виды публичных выступлений по цели:

Информационные

Протокольно-этикетные

Развлекательные

Убеждающие

Цели, которые ставит перед собой оратор, могут сочетаться, в результате чего выступления могут приобретать комплексный характер. Можно, например, говорить об информационно-этикетных, информационно-развлекательных, информационно-убеждающих выступлениях, возможны также и другие смешанные типы.

В риторике также различают виды публичной речи по форме:

Доклад

Сообщение

Выступление

Лекция

Беседа

Выступление обычно строится по традиционной трехчастной композиции: вступление, основная часть, заключение. Данная композиция традиционна, аудитория ждет именно такой композиции. Именно такое построение выступления облегчает аудитории восприятие устного выступления.

"Нам не дано предугадать, /Как слово наше отзовется... ", - сказал великий русский поэт Ф.И. Тютчев. Ведь доброе слово лечит, вредное - ранит душу, нужное слово заставляет действовать, принимать решения.

Публичная речь - явление творческое, сложное. Чтобы добиться нужного эффекта, оратору необходимо много работать. Будет ли это хорошо подготовленная речь или блестящая импровизация, она всегда результат накопленного опыта, знаний и умений. Оратор должен уметь подготовить выступление по заданной теме, уметь изложить материал, установить контакт со слушателями, отвечать на вопросы, быть готовым ко всяким неожиданностям (3, стр.56).

Публичное выступление представляет собой процесс передачи информации, основная цель которого - убедить слушателей в правильности тех или иных положений.

Хорошая речь насчитывает десять элементов: объективность, ясность, образность, целенаправленность, повышение внимания, повторение, неожиданность, смысловую насыщенность, лаконизм, юмор.

Ораторской речью называют воздействующую, убеждающую речь, которая обращена к широкой аудитории, произносится профессионалом речи и имеет своей целью изменить поведение аудитории, её взгляды, убеждения, настроения. Стремление говорящего изменить поведение слушателя может касаться самых разных сторон его жизни: убедить голосовать за нужного депутата, склонить к принятию нужного решения, побудить покупать его определённые товары. Таких конкретных целей существует бесчисленное множество, но в любом случае воздействующая речь направлена на внеязыковую действительность, в сферу жизненных интересов, потребностей слушателя. Умение убеждать всегда ценилось обществом. Особенно велика роль профессионала речи в сфере политики, общественной деятельности. Возрастание роли воздействующей речи в обществе привело к возникновению учения, которое разрабатывало теорию этой разновидности речевой деятельности. Такое учение называется риторикой.

Для общества в целом основная цель обучения языку состоит в том, чтобы научить каждого члена общества облекать любую социально значимую информацию в соответствующую речевую форму.

Подготовка речи начинается задолго до выступления и состоит из нескольких этапов, например, по предложению немецкого ученого X. Леммермана, таких (4, стр.34):

сбор материала,

отбор материала и его организация,

обдумывание материала,

подготовка тезисов или плана,

стилистическое оформление,

написание текста выступления,

мысленное освоение,

проба речи.

Кроме первого, подготовительного этапа, следующий этап - это подготовка к конкретному выступлению. Она определяется видом ораторской речи, зависит от темы, целей, состава аудитории.

Подготовка речи начинается с определения ее темы. Тема должна быть не абстрактной, а ясной и понятной для слушателей, точной и лаконичной Тема может быть выбрана самим автором или ее может определить случай, ситуация.

Тема раскрыта, если освещены все выбранные аспекты, приведено достаточное количество нужных фактов, когда вывод логически вытекает из содержания лекции и слушателям все понятно. Затем определяют цель выступления, так как в одном случае цель - информировать слушателя, в другом - заставить слушателя переживать, в третьем - принять позицию автора. Так, задача информационной речи - дать слушателям новые знания. Информационная речь содержит факты, события, размышления и выводы. Развлекательная речь призвана доставить слушателям удовольствие, снять стресс. Агитационные речи убеждают слушателей, воодушевляют, побуждают к действию. Часто эти цели бывают объединены. Необходимым элементом подготовки является оценка состава слушателей и обстановки. Оратор заранее должен выяснить, какова предполагаемая численность слушателей, социальный состав аудитории, возраст, образовательный и культурный уровень, национальность, В отдельных случаях - вероисповедание. Также необходимо узнать, где будет проходить выступление - в большом зале, маленьком помещении, какова акустика выбранного помещения, не тесно ли будет слушателям. Следующий этап работы - подбор материала для конкретного выступления.

Выступающий должен изучить официальные документы, справочную и научно-популярную литературу, обобщить наблюдения и размышления. В ходе этой работы рекомендуется делать записи, выписывать цитаты, цифры, факты, вести картотеку. Как бы мастерски ни владел оратор речью, текст речи необходимо готовить заранее. Подготовка заранее написанного текста имеет много преимуществ. Его можно проверить, исправить ошибки, внести дополнения и изменения, можно показать кому-либо для проверки. Кроме того, когда оратор работает над речью, он еще раз тщательно продумывает все детали выступления. Чтобы речь прозвучала, дошла до слушателей, чтобы оратор не уклонялся от темы, нужно расположить материал определенным образом. Поэтому очень важна композиция выступления - составление, расположение материала выступления. В композиции можно выделить пять частей: зачин, вступление, основная часть, заключение, концовка речи. Но отдельные части ее могут отсутствовать.

Ораторская речь бывает развлекательной, информационной, воодушевляющей, убеждающей, призывающей к действию.

Публичная речь в различных ситуациях общения преследует разные цели, но, как правило, она прагматична, поэтому должна быть продуманной, логически выстроенной. В деловом общении, профессиональной сфере традиционно используются определенные виды речей (1, стр.89).

1. Информационная речь.

Ее цель обогатить слушателей новыми знаниями, пробудить любопытство. Способами создания информационной речи являются описание, повествование, рассуждение. Информационная речь должна пробуждать внимание к затронутой проблеме, в ней не должно быть спорных моментов, должен быть подобран современный материал с примерами и иллюстрациями. В практике вуза часто используются информационные речи студентов на семинаре, при защите реферата, курсовой и дипломной работ. Они обычно включают: определение темы, предмета исследований, методику работы, обзор имеющейся литературы по этой теме, новизну и практическое применение.

Один из распространенных видов публичных выступлений в вузе - научный доклад - сообщение о постановке проблемы, о ходе исследования, о его результатах. Он содержит новые сведения, во многом определяется наличием авторской точки зрения. С ним студент выступает на семинаре или, например, на научной конференции. Он готовится так же, как и другие устные выступления, кроме того, обязательно нужно прочитать текст вслух перед выступлением, составить план.

Таким же образом готовится защита реферата. Выступление включает: объявление темы и цели работы, указание на источники, содержание работы, включающее цитаты, факты, значимость, имеющиеся точки зрения.

Информационная речь ставит своей задачей не только пробудить любознательность, но и дать новое представление о предмете. Она может быть повествованием, описанием, объяснением. Она должна соответствовать следующим требованиям (1, стр.90):

В ней не должно быть ничего спорного;

Она должна вызывать пытливость;

Она должна удовлетворять запросы слушателя;

Сообщение должно быть актуально.

2. Речи, обращенные к чувствам (речи по специальному поводу)

Делятся, как правило, на протокольную речь (рамочную), траурную речь, торжественную речь, речь в дружеском кругу. Произнесение такого рода речей обычно вызывает трудности из-за того, что необходимо правильно выбрать момент, уметь уловить настроение слушателей именно в этот момент, уметь выразить чувства и ожидания слушающих. Необходимо говорить коротко и понятно, но при этом выразительно. Речь должна быть оригинальной и запоминающейся.

Во всех областях деятельности распространена протокольная (рамочная) речь, она не является центром мероприятия, но как бы обрамляет событие. К протокольным речам относятся презентации, приветственные и благодарственные речи, всевозможные открытия (выставок, зданий, мемориалов и др.).

В начале приветственной речи необходимо открыть мероприятие, по поводу которого собрались зрители и слушатели, приветствовать всех собравшихся, приветствовать докладчика и представить его слушателям.

В конце приветственной речи благодарят докладчика и выступающих, обосновывают благодарность и прощаются с аудиторией. Таким образом, в начале и в конце мероприятия рамочная речь состоит из трех пунктов, и совершенно лишним будет рассматривать содержание доклада или характеризовать докладчика, пространно и трафаретно говорить.

mirznanii.com

Лекция 5. ПУБЛИЧНОЕ ВЫСТУПЛЕНИЕ

ЛЕКЦИЯ № ПУБЛИЧНОЕ ВЫСТУПЛЕНИЕ.

Формы публичного выступления.

- публичное выступление по частному поводу и в знакомой или полузнакомой аудитории: тост, поздравление, поминовение, отповедь детям.

- публичное выступление в деловой ситуации: отчет, доклад, сообщение, выступление, предложение, возражение, реплика.

-публичное выступление перед большой аудиторией: речь, лекция, доклад.

- Публичное выступление перед виртуальной аудиторией.

Цели публичного выступления.

Подготавливая публичное выступление, Вы должны ответить себе на два вопроса:

1. Что я хочу сказать аудитории?.

2. Как мне донести до нее эту мысль?

Страхи публичного выступления.

Говорят, что боязнь публичного выступления сродни страху смерти. Для того, чтобы победить свой страх перед аудиторией, необходимо сформировать особые защитные психологические установки.

  • Страх 1. “Я не умею говорить”. Защита: Учитесь говорить публично, лучше всего произнося тосты в знакомой компании, постепенно навык появится и страх исчезнет.

  • Страх 2. “ Я боюсь, что им будет неинтересно”. Защита: Убеждайте себя, что вы хорошо подготовились, что Вы знаете предмет лучше многих. Поверьте - то, что Вы говорите, важно и Вы хорошо разобрались в вопросе.

  • Страх 3. “ Им не понравится” Защита: На самом деле, как правило, никто не хочет Вашего провала, и слушатели настроены на то, чтобы сохранить Ваше лицо.

  • Страх 4. “Я опять провалился”. Защита: Это бывает со всеми. В другой раз получится.

Существует несколько способов подготовиться к выступлению:

1) написать текст и читать его,

2) написать, выучить и рассказать,

3) иметь записи ,

4) обдумать и выступать без материалов.

5)выступать экспромтом.

Если Вы готовите отчет, лекцию, доклад, любое информационное сообщение, лучше всего иметь записи основных положений. Речь оратора на митинге или поздравление юбиляра, относятся к убеждающим и побуждающим выступлениям и воспринимается должным образом, если человек выступает “без

бумажки”. Брежнев с бумагой. Путин с блокнотом.

Типы ораторов. Фактор Ореола.

Системщики: тщательная подготовка, отсутствие быстрой реакции и обратной связи с аудиторией.

Мыслители: поток сознания.

Поэты: описательная речь.

Вожди: побуждающая речь.

Критерии оценки публичного выступления.

проблемность, аргументированность, новизна, доходчивость, логичность, компетентность, учет аудитории, эмоциональность, красота языка, пунктуальность.

Что зависит от Вас?

Представление и обращение к аудитории.

Риторическое начало.

Способы привлечения внимания слушателей в первый момент:

Речь

  1. Риторический вопрос: “До каких пор мы будем это терпеть!”

  2. Сопоставление точек зрения: “В объяснении этой проблемы существуют два подхода”.

  3. Чтение газетных заголовков, ссылка на Тел. Новости, на новости в Интернете: “Посмотрите сегодняшние “Ведомости”…”.

  4. Драматургия: “Представляете, иду я вечером…”

  5. Внесение элемента неформальности: “Мой муж обычно говорит…”

  6. Цитата известного ученого или писателя: “Академик Ландау писал...”.

  7. “Прямое включение”: “А вот Вы что об этом думаете?”

  8. Исторический эпизод: “Однажды Наполеон…”.

Выступление

При коротком выступлении вводная фраза также необходима. Можно воспользоваться теми же способами, сократив время.

Эти формы могут быть использованы в начале или в конце выступления для придания большей убедительности Вашей речи. Их ценность в том, что при внешней неожиданности подобные “экспромты” могут быть продуманы и работать на общую задачу выступления.

Чего нельзя говорить и делать в начале выступления

Я во всем согласен с предыдущим оратором.

Ничего нового я не скажу.

Я не имел необходимой информации.

Я не оратор или Я не умею говорить.

Что говорить можно, но рискованно.

Я не согласен с предыдущим оратором.

Трудно выступать после…

Содержание выступления.

  1. Послание аудитории. Цель? - Информация. Поддержка. Действие. В зависимости от определения цели Ваш доклад будет состоять из описаний, примеров и общих выводов ( 1 вариант), аргументов и предложенного решения ( 2 вариант), из конкретных предложений со списком мероприятий, сроками и ответственными (3 вариант).

  2. Структура выступления: Тема, история вопроса, изложение позиции, доказательство, опровержение противников, воззвание, выводы.

  3. Иллюстративность.

    1. Примеры: нельзя обходиться без примеров, нельзя объяснять слишком многое на одном примере, нельзя использовать один пример несколько раз .

    2. Наглядность-люди запоминают 70 процентов того, что видят и слышат одновременно . Кроме того, любые схемы, диаграммы, таблицы сокращают время выступления и убеждают аудитории в Вашей компетентности. Требования к иллюстративному материалу.Новая проблема – электронная презентация.

  4. Обязательность выводов. Наличие выводов в конце. Оформление их в виде цифровой последовательности. Ограниченность выводов (4 – 5 ) Горбачев и Ельцин.

Форма выступления

  1. Эмоциональность. 1.форма: Апелляция к чувствам- говорят: если хочешь, чтобы слушатель заплакал - заплачь сам. Эмоциональность оратора завораживает аудиторию, поэтому, если эмоции не чужды Вам, не бойтесь их демонстрировать. 2 форма: Подчеркивание личной позиции. 3 форма: Обращение к ценностям, которые у данной аудитории вызовут необходимые эмоции.

  2. Соблюдение регламента: Будьте точны. Не говорите: «Я буду краток», вдруг вы не выдержите регламент, и аудитория воспримет Вас как обманщика. Не говорите, когда напоминают об окончании вашего времени: «А у меня все.» - это звучит смешно. Если Вы не хотите, чтобы Вас прервали, сообщите слушателям: “Я остановлюсь на трех вопросах”, и они будут ждать. Скажите : « И последнее».

  3. Риторика. Выбор речевого стиля (высокий, низкий, влиятельный, невлиятельный). Демонстрация профессионализма. Упрощение терминологии и предложений. Интонационный выбор. Уровень категоричности. Обратная связь с аудиторией. Не говорите: «Как всем известно…» (три еще худшие варианты использования данного оборота), «Ничего нового я не скажу.» «Я во всем согласен с предыдущим оратором». «Я не умею говорить».

  4. Внешний вид. Состояние. Когда Вы стоите перед аудиторией, ей мгновенно передается Ваше состояние. Поэтому отрепетируйте дома Ваш “бодрый вид”, стойте прямо, не ходите перед аудиторией, не прячьтесь за кафедрой или за столом, улыбайтесь Одежда. Жестикуляция, поза и движение.

Что не зависит от оратора, но может быть сведено к минимуму?

1.Состав аудитории, качественный и количественный, ее квалификация,

2. Состояние и настроение в момент Вашего выступления.

Трудная аудитория – тоже самое, что трудный собеседник – о которой мы ничего не знаем; еще хуже – ничего не хотим знать.

Тяжелая аудитория – некомпетентные в этом вопросе люди, «не в теме».

Тяжелая – настроенная против Вас..

3. Динамика внимания слушающей аудитории.

4. Другие отвлекающие факторы.

Если Вы выступаете первым (на совещании по спорному вопросу, на дискуссии, на научной конференции):

Сначала докажите свой тезис, а потом постарайтесь посеять сомнения в правильности позиции оппонентов, если Вы ее знаете. В этом случае собеседнику придется сначала опровергать Вас. Начинать надо всегда с того, что всех объединяет. С другой стороны, нельзя убедить того, кто не согласен в принципе. Необходимо договориться об общих началах, на которых ведется спор. Постарайтесь построить свое выступление по схеме: идея –действия – средства - результат

Если Вы говорите вторым: Делайте записи по ходу дела, чтобы быть «в теме».

Можно сразу начать излагать свою позицию. Это выигрышно, если Вы сильны.

Если силы примерно равны, то следует начать с контраргументации. Формы расположения доказательств: сначала сильные и важные. Затем послабее, а в конце самые убедительные; или от слабых к сильным.

Не повторяйтесь и не произносите общих фраз, которые уже произнес ведущий или предыдущие выступающие.

Упомяните позиции, с которыми Вы согласны. Поименно назвав их авторов (только правильно). Ограничьтесь этим, или четко зафиксируйте, что предлагаете Вы лично.

Если Вы чувствуете, что цель достигнута, просите прямой поддержки у аудитории: голосования, аплодисментов. подписей, высказываний.

Участники обсуждения.

Вздорный собеседник – пусть его критикуют другие. Если Вы вдвоем, делайте паузы, снисходительно улыбаясь. Говорите: «ну что Вы так волнуетесь» и т.п.

Позитивно настроенный собеседник – не давите, пусть выскажется в конце.

Демагоги – останавливайте вопросами, уточнениями, указанием на регламент встречи.

Робких людей подбодрите: Вот у Сергея есть предложение…»

Признанный авторитет – комплимент и просьба помочь советом.

Незаинтересованные скептики – мягко кивать, не обращая внимания на их аргументацию

Когда Вы выступаете по частным поводам: с поздравлением, на митинге, на поминках лучше выступать третьим – пятым. Тогда можно надеяться, что Вы скажете то, что еще не сказано. И Вас услышат. Разумеется, если Вы очень боитесь, можно выступать десятым – шестнадцатым, тогда Вас наверняка не запомнят. Только Вы-то будете волноваться одинаково.

Практические задания:

Публичное выступление перед аудиторией.

  1. Самопредставление. (Презентация фирмы).

  2. Поздравительная речь (Юбилей Значимого лица).

  3. Публицистическая или дискуссионная речь (Защита собственной позиции)

Требования: продуцирование текста без записи; литературный язык; регламент; обратная связь с аудиторией.

studfiles.net

Публичные выступления их назначение и правила подготовки

Публичное выступление – это процесс передачи информации. Главная задача этого процесса заключается в убеждении слушателей в правильности самых различных положений.

Оратор является мастером публичного выступления, который в совершенстве владеет языком. Именно такой человек способен воздействовать на слушателей своим красноречием, высокой речевой культурой и словесным мастерством. Оратор - человек умеющий вести пропаганду наиболее убедительно, понятно, доходчиво и блестяще.

Для того, чтобы любая речь стала не только понятной для все аудитории, но и интересной существуют определенные правила и нормы. Как уже было сказано, что красиво говорить, грамотно, выражать свои мысли доступно и понятно – это все называется ораторским искусством. В его основу входят общие правила риторики.

В деловой жизни приходится довольно часто выступать перед слушателями различного круга.

Для многих публичное выступление является неотъемлемой частью их работы. Настоящий оратор знает, насколько важным моментом к такому выступлению является подготовительный процесс. Нельзя полагаться лишь на свой опыт, что негативно скажется и на самом выступлении, и отвернет от вас внимание слушателей. Отлично подготовленное публичное выступление - это залог успешно проведенного дела. Так себя можно показать не только высококлассным специалистом, но и выразить должное уважение к публике. Слушатели это обязательно прочувствуют.

Публичные выступления их назначение и правила подготовки

Весь процесс подготовки к публичному выступлению необходимо начинать с предварительной отработки навыков. Такая подготовка должна проходить еще задолго до даты, на которую запланировано выступление.

Можно прибегнут к определенным несложным искусственным приемам, которые помогут привыкнуть к публичности. Для этого следует представить любую группу, наметить конкретную тему и участников данной группы. Обычно тема выбирается похожей на ту, которая и будет озвучена на публичном выступлении. Но это не столь важно, можно пробовать выступать и начинать это с любой темы, а затем плавно перейти к необходимой.

Цель этой подготовки заключается в том, что человек сможет наиболее правильно научиться формулировать свои предложения, быть точнее в высказываниях, подбирать наиболее яркие, эмоциональные примеры к будущему выступлению. Через некоторое время можно мысленно поменять группу слушателей и уже в этом случае подбирать наиболее подходящие слова, термины, высказывания, приводить другие примеры.

Представляя перед собой в качестве слушателей самых различных людей, подбирая различные темы, ситуации, все это помогает отработать навыки для будущего, настоящего публичного выступления.

В других приемах подготовки предлагается кратко изложить выбранный текст выступления. Можно сделать аудио, видеозапись и со стороны посмотреть на свое выступление.

www.proprof.ru