Экспертиза психическая: РФЦСЭ // Возможности // Психологическая экспертиза

Содержание

Судебная психологическая экспертиза


Судебная психологическая экспертиза — это профессиональное всестороннее исследование человека в сфере психологии. Данная экспертиза может быть назначена судебными органами, органами следствия, по инициативе самих подозреваемых либо пострадавшими лицами. Заключение психологической экспертизы используется судом и следственными органами. Отметим также, что эксперт не вправе давать юридическую оценку по делу, его главная задача – оценка психологического состояния человека.


Во время психологического исследования – главная задача психолога определить, может ли человек адекватно воспринимать окружающую действительность. Если дело касается преступления, эксперт дает оценку психического и эмоционального состояния человека на момент совершения преступления.


И конечно, эксперт – психолог проводящий судебную психологическую экспертизу обязательно должен иметь высшее профильное (педагогическое, психиатрическое, медицинское) образование и опыт проведения экспертиз в данной сфере.

Основные виды психологической экспертизы


Когда необходимо проведение психологической экспертизы? Распространенные случаи.


Рассмотрим самые распространенные ситуации при которых проводится психологическая экспертиза.


1) Определение наличия или отсутствия при совершении преступления состояния аффекта у подозреваемого лица. Эксперт должен ответить на вопрос – находился ли человек в состоянии аффекта во время совершения преступления? Состояние аффекта – это непрогнозируемое и внезапно возникающее состояние сильного психического перевозбуждения, в следствии которого человек может быть не способен адекватно реагировать на окружающих и объективно оценивать окружающую действительность.


2) Анализ психического состояния наркозависимых подозреваемых. По факту – человек совершивший преступление в состоянии наркотического опьянения считается вменяемым. Невменяемым он может быть признан если страдает каким либо расстройством психики. Поэтому для определения психического состояния человека при расследовании преступлений, проводится судебно – психиатрическая экспертиза.


3) Определение способности жертв преступлений в области полового насилия правильно воспринимать действия преступника. Часто жертвы насильников бывают беспомощны и не могут дать отпор по причине физической слабости, болезни, в связи с алкогольным или наркотическим опьянением, малолетнего возраста и т.д. Также часто неспособны адекватно воспринимать действия преступника лица с неполноценным психическим развитием, с психическими заболеваниями, во время состояния аффекта или сильного стресса. Эксперт – психолог выявляет такие ситуации и подтверждает или опровергает их в заключении экспертизы.


4) Сомнения у суда или следственных органов во вменяемости подозреваемого или потерпевшего лица. Судебная психологическая или психиатрическая экспертиза часто назначается когда подозреваемый постоянно меняет показания, ведет себя неадекватно и его действия не поддаются логике. Это может быть обычная симуляция с целью запутать следствие, или же реальные проблемы с психикой у человека. Выяснить реальное состояние подозреваемого помогают эксперты – психологи и психотерапевты.


Психологическая экспертиза несовершеннолетних. Порядок проведения.


Психологическая экспертиза детей несколько отлична от экспертизы психологического состояния взрослых. В чем особенности судебной психологической экспертизы несовершеннолетних? Разберем поэтапно порядок проведения данной экспертизы.


Шаг 1. Постановление на проведение судебной психологической экспертизы.


Экспертизу назначает следователь или суд на этапе предварительного расследования или уже на самом судебном процессе. Если вы хотите добиться проведения повторной психологической экспертизы, нужно ходатайствовать суду о проведении. Если по какой то причине суд отказывает в проведении повторной экспертизы – есть смысл провести рецензирование предыдущей выполненной экспертизы на предмет ошибок и других возможных нарушений. На основании заключения рецензии вы сможете обжаловать предыдущую экспертизу.


Шаг 2. Выбор экспертной организации.


Следствие или судья может вам предложить экспертную организацию по своему усмотрению. На практике будет целесообразнее заняться выбором экспертного учреждения самостоятельно, если вы хотите получить объективное заключение независимого эксперта. Настаивайте на предоставлении вам права выбора судебного эксперта, закон этого не запрещает. Если вы доверите нам подбор специалиста по какому — либо виду судебных экспертиз – вы всегда можете быть уверены в компетентности и опыте наших судебных экспертов.


Шаг 3. Подготовка документов.


На данном этапе необходимо подготовить все имеющиеся документы – решение суда, протоколы допроса свидетелей, потерпевших, подозреваемых, другие доступные материалы по делу. Если планируется проведение рецензирования уже имеющейся психологической экспертизы, необходима копия проведенного исследования. Старайтесь готовить все документы заранее и относитесь серьезно к любым «бумажкам». Это в последствии позволит не затягивать процесс.


Шаг 4. Исследование индивидуальных психологических особенностей личности несовершеннолетнего.


Психологическая экспертиза несовершеннолетних помимо определения эмоционального состояния ребенка или подростка и составления его психологического портрета, должна в обязательном порядке ответить и на следующие вопросы:

  • Имеется ли у несовершеннолетнего не связанное с болезнью психики отставание в психическом развитии?

  • Насколько эмоционален подросток? Насколько сильно он подвержен внушению, насколько склонен фантазировать на разные темы и т.д
  • Насколько сильно влияние индивидуальных психологических особенностей несовершеннолетнего на его поведение в обществе? Способен ли он контролировать и осознавать свои поступки?


Шаг 5. Определение уровня стрессоустойчивости ребенка, подростка.


У всех нас разный характер и разный психологический тип. Психика ребенка и подростка как правило еще недостаточно сформирована. У каждого есть черты в ту или иную сторону влияющие на стрессоустойчивость. При проведении судебной психологической экспертизы несовершеннолетнего — эксперт анализируя психотип и другие известные только психологу черты характера, определяет уровень стрессоустойчивости ребенка или подростка.


Во время стресса у человека может изменяться не только психологическое состояние…но и даже почерк. Это не раз доказывали наши эксперты когда проводилась почерковедческая экспертиза в рамках того или иного расследования.


Шаг 6. Анализ полученных результатов по факту экспертизы и экспертное заключение.


Во время проведения психологической экспертизы эксперт часто использует различное психологическое тестирование и другие методики. Но несомненно, главную информацию для составления психологического портрета подростка психолог получает в ходе личной беседы и наблюдения за несовершеннолетним. Основываясь на полученных данных и дополнительно анализируя всю доступную информацию из протоколов допроса и других материалов дела – составляется экспертное заключение психологической экспертизы.


Вместе с другими материалами дела – заключение судебного эксперта – психолога имеет полную юридическую силу и используется как доказательство в суде. Часто заключение экспертизы является основным или важнейшим доказательством вменяемости, невменяемости, состояния аффекта, при рассмотрении множества различных уголовных и гражданских дел.


«Межрегиональный центр экспертизы и оценки» в г.Мытищи проводит все виды судебных и независимых экспертиз, в том числе психологическую экспертизу и психиатрическую медицинскую экспертизу, а также другие виды медицинских экспертиз в Москве, Московской области и в регионах РФ. Привлекаем только судебных экспертов с большим опытом и положительной судебной практикой.


Со своей стороны – желаем Вам никогда не попадать в ситуации, при которых вам может понадобится проведение какой либо медицинской или психологической экспертизы! Если же такая ситуация все же случилась в Вашей жизни – звоните, мы всегда поможем!

Психологическая экспертиза | Москва

ВИДЫ И НАПРАВЛЕНИЯ, КТО И КАК ПРОВОДИТ

Человеческая психика сложна и многогранна, и чтобы установить некоторые факты, касающиеся поведения человека, его эмоционального состояния, способности принимать решения и быть полноценным членом общества, назначается психологическая экспертиза.

В тех случаях, когда экспертиза проводится в частном порядке она может называться психологическое исследование.

Что такое психологическая экспертиза?

Психологическая экспертиза — особый вид обследования человека, в ходе которого эксперт отвечает на вопросы о психологическом состоянии подэкспертного, его эмоциональном состоянии. Исследуются психологические составляющие явлений, а также психологические компоненты юридически значимого события.

 Экспертиза может проводиться не только для установление обстоятельств и причин имеющих значение в судебном разбирательстве. Исследования могут проводится для определения пригодности человека к определенным видам деятельности, определения профпригодности. 

Чем отличается судебная экспертиза от досудебной

Комплексная и однородная психологическая экспертиза
Виды и подвиды психологических экспертиз
Новые направления психологической экспертизы
Порядок проведения психологической экспертизы
Общие требования к заключению эксперта по результатам производства экспертизы
Общие требования к экспертам-психологам

Чем отличается судебная психологическая экспертиза от досудебной

Психологическая экспертиза проводится для выяснения обстоятельств уголовного или административного дела, а также вне судебных заседаний. У этих экспертиз есть несколько отличий:

  • Инициатором судебной экспертизы может стать любое лицо, но официально назначить судебную экспертизу имеют право только суд, органы следствия, дознания, а также лицо, ведущее производство по делу об административном правонарушении;

  • Исследование для суда ведётся и оформляется по строгому алгоритму и четко прописанным в законе правилам;

  • Эксперт несёт уголовную ответственность за дачу заведомо ложного заключения и может быть вызван в суд для дачи разъяснений;

  • Заключение судебного эксперта имеет силу официального документа и признается доказательством в суде.

Внесудебную экспертизу может заказать любое частное лицо.

Заключение ее оформляется в произвольном виде, а ответственность эксперта предусматривается только договором.

В суде документ по результатам экспертизы может быть признан доказательством лишь в единичных случаях.

Комплексная и однородная психологическая экспертиза

В экспертизе могут участвовать специалисты разных отраслей наук — это комплексное исследование. Психологам обычно помогают психиатры и медики. Эксперты создают комиссию и по итогам исследования подписывают общее заключение. Если один из членов комиссии не согласен с выводами остальных, он вправе оформить отдельный документ с изложением собственной точки зрения. Более простые виды экспертиз эмоционального состояния пациента проводят психологи — такие исследования называются однородными.

Виды и подвиды психологических экспертиз

 Психологические экспертизы широко используются в судебной и досудебной практике.

   В результате появилось множество их видов:

  • Очные и заочные,

  • Стационарные, амбулаторные и в зале суда,

  • Обследование обвиняемых, жертв, свидетелей.

Есть особая классификация по сферам применения:

  • Военная,

  • Психолого-психиатрическая,

  • Медико-социальная (трудовая),

  • Медико-психолого-психиатрическая.

Другая классификация подразумевает деление экспертиз
по проблемам, которые они решают:

  • На установление состояния аффекта,

  • Подтверждение дееспособности лица,

  • Ответ на вопрос, осознавал ли человек тяжесть своих действий,

  • Обследование психологического состояния человека, склонного к суициду,

  • Ответ на вопрос, могла ли жертва оказать сопротивление преступнику,

  • Определение невменяемости лица. 

Новые направления психологической экспертизы

   Психологическая экспертиза активно развивается, что приводит к появлению новых ее видов:

  • Анализ отношений в преступной группировке для выяснения ее лидера,

  • Исследование механизмов влияния на людей в сектах и пирамидах,

  • Экспертизы по делам о взяточничестве,

  • Обследование жертв сексуального насилия,

  • Исследование состояния жертв насилия с большим сроком давности.  

Порядок проведения психологической экспертизы

При производстве экспертизы используются стандартизированный порядок проведения:

  • Назначение экспертизы, знакомство с основаниями для ее проведения, списком вопросов, на которые должен ответить эксперт,

  • Анализ материалов дела, документов, подтверждающих психологическое состояние пациента,

  • Очное или заочное обследование человека, при котором используются тесты, эксперименты, беседы и опросы,

  • Сведение данных в заключение, получение данных от коллег, если экспертиза была комплексной.

Общие требования к заключению эксперта

по результатам производства психологической экспертизы

Итогом работы эксперта становится заключение. Оно оформляется в письменном виде, заверяется подписями эксперта или комиссии. За его содержание эксперт несёт ответственность вплоть до уголовной, если экспертиза велась по запросу суда. К его тексту и оформлению предъявляется ряд требований:

  • Основания для исследования,

  • Его время и место,

  • Данные об эксперте, его фамилия, квалификация,

  • Информация об инициаторе,

  • Материалы, данные эксперты для анализа,

  • Перечисление методов работы,

  • Содержание исследования — что конкретно проводилось для установления истины,

  • Анализ полученных результатов, выводы, ответы на главные вопросы, поставленные в начале. 

Заключение не должно допускать неоднозначных толкований. Документ должен быть квалифицированным — основанным на научных фактах и методах, понятным и логичным. Итоги исследования описываются простым языком, доступным неспециалисту. От того, насколько заключение доступно объяснит сложные психологические термины суду и госоргану, будет зависеть эффективность экспертизы как способа доказательства. 

Общие требования к экспертам-психологам

Судебно-психологическим экспертом может быть только специалист с высшим образованием и повышением квалификации или профессиональной переподготовкой в области судебной экспертизы.

На эксперта-психолога возлагается большая ответственность — часто от его вердикта зависят срок и тяжесть наказания обвиняемого. Поэтому к уровню проведения экспертизы и квалификации специалиста лично предъявляется ряд требований:

  • высшее образование по профилю деятельности, обширный опыт работы — как клинической, так и в части проведения подобных исследований,

  • использование новейших научных знаний при обследовании пациента,

  • полное и всестороннее знакомство с материалами дела,

  • ознакомление с ответственностью за дачу заведомо ложного заключения. 

Значимость психологической экспертизы в судебных разбирательствах и при расследовании уголовных дел

В большинстве расследований уголовных дел психологическая экспертиза — один из важнейших процессуальных этапов. Обычно она проводится на стадии выяснения обстоятельств преступления, но иногда эксперт оценивает эмоциональное состояние жертвы или преступника прямо в зале суда.

В процессе исследования эксперт способен определить, находился ли обвиняемый в состоянии сильного душевного волнения в момент совершения преступления, отдавал ли отчет своим действиям, дееспособен ли он в принципе и готов ли отвечать за свои деяния.

 

Часто преступления совершают невменяемые люди, с психическими патологиями, которым требуется стационарное лечение. Заключение эксперта об их недееспособности освобождает их от длительного заключения, чтобы отправить на принудительное лечение. Эксперт определяет и глубину нанесенной душевной травмы, особенно что касается преступлений над детьми и несовершеннолетними. Степень морального вреда также оказывает влияние на тяжесть наказания, которую понесет преступник. Экспертиза, проведенная квалифицированным психологом в содружестве с медиком и психиатром, признается судом важным доказательством и часто влияет на формулировку приговора и его тяжесть. 

Исследование психического статуса | AAFP

Исследование психического статуса является полезным инструментом, помогающим врачам дифференцировать различные системные состояния, а также неврологические и психические расстройства, начиная от делирия и деменции и заканчивая биполярным расстройством и шизофренией. Само обследование может включать в себя несколько кратких наблюдений, сделанных во время общей встречи с пациентом, или более тщательную оценку врачом. Он также может включать использование относительно кратких стандартизированных инструментов, таких как мини-тест психического состояния (MMSE) и мини-ког. Доступно также очень подробное и требующее много времени нейропсихологическое тестирование, но оно выходит за рамки данной статьи.

Клиническая рекомендация Рейтинг доказательств Ссылка
Интерпретация обследования психического статуса должна учитывать нативный язык пациента, образовательный уровень и культура. C 1
Хотя скрининг может выявить снижение когнитивных функций и деменцию, нет никаких доказательств того, что скрининг улучшает результаты лечения пациентов. C 6
Mini-Cog и пересмотренный когнитивный тест Адденбрука являются предпочтительной альтернативой мини-экзамену психического состояния для скрининга деменции, а Монреальский когнитивный тест является предпочтительной альтернативой для выявления легких когнитивных нарушений. С 4

Культура, родной язык, уровень образования, грамотность и социальные факторы, такие как недосыпание, голод или другие факторы стресса, должны учитываться при интерпретации экзамена, поскольку эти факторы могут повлиять на успеваемость. 1 Языковые навыки врача и пациента имеют решающее значение; пациент должен уметь понимать вопросы и сообщать свои ответы, а врач должен уметь интерпретировать результаты обследования. Если возможно, обследование психического статуса следует проводить, когда врач остается с пациентом наедине, а затем в присутствии друзей или членов семьи пациента, которые могут дать более полное представление о проблемах, которые могут возникнуть у пациента. Врач должен поддерживать непредвзятое, поддерживающее отношение во время встречи. 1

Обследование начинается с общей оценки уровня сознания, внешнего вида, активности и эмоционального состояния пациента. 1,2 Каждый из этих пунктов может быть быстро оценен врачом в начальные моменты обращения путем сбора анамнеза и общего наблюдения. Эти результаты в сочетании с кратким тестом памяти могут быть всем, что необходимо для подтверждения отсутствия патологии. 1

Если общая оценка выявляет проблемные области, требуется дальнейшее углубленное расследование. Когда показано более тщательное обследование, его можно разделить на две основные части: наблюдения врача за физическим состоянием пациента и когнитивную оценку, при которой оцениваются неврологические и психологические функции пациента. Когнитивная часть включает оценку 11 различных функций: внимание, исполнительные функции, гнозия, язык, память, ориентация, практика, просодия, содержание мыслей, мыслительные процессы и зрительно-пространственные навыки. В Таблице 1 представлена ​​информация о каждой части обследования, а также дифференциальные диагнозы, которые могут быть предложены по отклонениям в каждой области. 1–5

DeliRIM, DotiaRIM, DotiaRIM, Demement, Demy, Demy, Demy, Demy, Demy, Demy, Demy, Demy, Demy, Demy, Demy, Demy, Demy, Demy, Demy Demi

Component Definition/content What to assess Sample questions/tests Potential diagnoses if abnormal
Общие наблюдения
Внешний вид и поведение Телосложение, зрительный контакт, межличностный стиль, стиль одежды Внешность: внимание к деталям, одежда, отличительные черты (например, шрамы, татуировки), ухоженность, гигиена NA Растрепанность: депрессия, шизофрения/психотическое расстройство, употребление психоактивных веществ

Журнал: тревога
Взгляд Контакт: Мимоковое, хорошо, нет, спорадический Параноид: психотическое расстройство
Плохой глаз. 0025
Провокация: расстройство личности или черта характера ) Как настроение? Расстройство настроения, шизофрения, употребление психоактивных веществ
Воздействие: объективное наблюдение врачом за эмоциональным состоянием больного Испытывали ли вы в последнее время грусть/разочарование?
Чувствовали ли вы в последнее время прилив энергии/неуправляемость?
Двигательная активность Мимика, движения, поза Акатизия: чрезмерная двигательная активность (например, хождение взад-вперед, заламывание рук, неспособность усидеть на месте) NA NA медикаментозный эффект, расстройство настроения, паркинсонизм, посттравматическое стрессовое расстройство, шизофрения
Брэдикинезия: психомоторная замедление (например, замедление физических и эмоциональных реакций) Брэдикинезия: депрессия, эффект лекарства, шизофтия
-attonialia
-attonialialia
-attonialialia. шизофрения/психотическое расстройство, тяжелая депрессия
Когнитивное функционирование
Внимание Способность концентрироваться на основе внутренних или внешних приоритетов Счет семерками или пятерками Синдром дефицита внимания/гиперактивности, делирий, деменция, расстройство настроения, психотическое расстройство
5 слов назад

Исполнительные функции Упорядочивание и реализация когнитивных функций, необходимых для участия в соответствующем поведении Тестирование каждой когнитивной функции, связанной с выполнением задания Тест на рисование часов: попросите пациента нарисовать часы со стрелками, установленными на 11:10 Делирий, деменция, расстройство настроения, психотическое расстройство, инсульт
буквы в порядке возрастания (например, A1B2C3)
Gnosia Способность называть предметы и их функции может идентифицировать его и описать, как он используется Прогрессирующая деменция, инсульт
Язык Устная или письменная коммуникация Уместность разговора, скорость речи (> 100 слов в минуту в норме; < 50 слов в минуту ненормально), чтение и письмо в соответствии с уровнем образования уровень NA Быстрая или напряженная речь: мания
Медленная или обедненная речь: делирий, депрессия, шизофрения
Неуместный разговор: Расстройство личности, шизофрения
. Неуместное чтение/Уровень написания: Dementiat недавние и прошедшие события Когда у тебя день рождения? Кратковременный дефицит: отсутствие мотивации, синдром дефицита внимания/гиперактивности, деменция, невнимательность, употребление психоактивных веществ
Процедурные: способность выполнять выученные задания без сознательного размышления Как зовут ваших родителей? Долгосрочный дефицит: развитая деменция, амнезия, диссоциативное расстройство, двигательное расстройство, перенесенный инсульт
Где вы родились?
Где вы были 11 сентября 2001 года?
Попросите пациента сразу же повторить три слова и еще раз через пять минут
Попросите пациента расписаться, отвечая на несвязанные вопросы (каждый тест должен быть адаптирован к конкретному пациенту) и пространство Время, место, человек Какой сейчас год/месяц/день/время? Амнезия, делирий, деменция, мания, предшествующий инсульт, тяжелая депрессия
В каком городе/здании/этаже/комнате вы находитесь?
Как вас зовут? Когда вы родились?
Praxis Способность к преднамеренным двигательным действиям Апраксия: неспособность к выполнению двигательных действий; возможны нарушения двигательных или сенсорных систем, понимания или сотрудничества Не могли бы вы показать мне, как пользоваться этой расческой/молотком/карандашом? Делирий, деменция, интоксикация, инсульт
Просодия Способность распознавать эмоциональные аспекты речи Повторять «Почему ты здесь?» с множественными интонациями (например, счастливый, удивленный, взволнованный, злой, грустный) и попросите пациента назвать эмоцию Расстройство аутистического спектра, задержка развития, расстройство настроения, шизофрения
Попросите пациента сказать то же самое предложение с каждым из перечисленных выше эмоциональных перегибов
Содержание мыслей О чем думает пациент Бред, галлюцинации, склонность к убийству, навязчивые идеи, фобии, суицидальные наклонности Есть ли у вас в голове мысли или образы, от которых вы не можете избавиться? Бред: устойчивый бред, мания, психотическое расстройство/психотическая депрессия
Есть ли у Вас иррациональные или чрезмерные страхи? Галлюцинации: делирий, деменция, мания, шизофрения, тяжелая депрессия, употребление психоактивных веществ
Как вы думаете, люди пытаются как-то навредить вам? Убийство: расстройство настроения, расстройство личности, психотическое расстройство
Люди говорят за вашей спиной? Навязчивые идеи: обсессивно-компульсивное расстройство, посттравматическое стрессовое расстройство, психотическое расстройство
Вы думаете, что люди воруют у вас? Фобии: тревожное расстройство, посттравматическое стрессовое расстройство
Вам кажется, что жить не стоит? Суицидальные наклонности: депрессия, посттравматическое стрессовое расстройство, употребление психоактивных веществ
Видите ли вы вещи, которые вас расстраивают?
Вы когда-нибудь видели/слышали/нюхали/пробовали на вкус/чувствовали вещи, которых на самом деле нет?
Вы когда-нибудь слышали или видели что-то, чего не видели другие люди?
Вы когда-нибудь думали о том, чтобы причинить боль другим или отомстить тому, кто обидел вас?
Вы когда-нибудь думали о том, чтобы навредить себе? Если да, то как бы вы это сделали?
Вы когда-нибудь думали, что без вас мир станет лучше?
Мыслительные процессы Организация мыслей по целевому образцу Окружное: пациент прокручивает несколько связанных мыслей, прежде чем прийти к ответу на вопрос от одной темы к другой без организации или связности
Касательно: пациент слушает вопрос и начинает обсуждать связанные мысли, но так и не приходит к ответу
Visuopatial Paliness Возможность воспринимать и манипулировать объектами и фигурами в пространстве. Попросите пациента скопировать пересекающие пентаганы или трехмерный куб на бумаге Нарисуйте треугольник и попросите пациента нарисовать ту же фигуру вверх ногами

Инструменты для скрининга психического статуса

Несколько кратких инструментов скрининга могут помочь врачам в получении объективной оценки психического статуса. Однако некоторые инструменты не изучались для использования в учреждениях первичной медико-санитарной помощи; для других методы исследования были непоследовательными, что ограничивало возможность обобщения результатов для определенных практических условий. 6 Другие широко исследованные инструменты скрининга различаются по времени применения, измеряемым когнитивным навыкам, количеству вопросов, а также чувствительности и специфичности в отношении деменции или легких когнитивных нарушений. Таблица 2 обобщает несколько инструментов, изученных в учреждениях первичной медико-санитарной помощи. 3,4,6 При выборе наиболее подходящего инструмента для конкретного пациента необходимо мнение врача. Ни один инструмент скрининга не является диагностическим для любого расстройства психического статуса. Хотя скрининг может выявить снижение когнитивных функций или деменцию, нет никаких доказательств того, что скрининг улучшает клинические исходы. 6 В качестве основы диагностики клиническая оценка должна основываться на многочисленных наблюдениях, сделанных в течение длительного времени. Однако эти инструменты могут быть полезными, поскольку они обеспечивают объективный стандартизированный метод оценки психического состояния.

Тест Время для администрирования (минуты) Чувствительность (95% доверительный интервал) Специальность (95% доверительный интервал) 0009 Домены оценки Доступность Веб -сайт
Когнитивное обследование Адденбрука (пересмотрено) ≤ 20 92% (900% до

% до9%

до до

до

≤ 200025

92%. %) Внимание, исполнительные функции, язык, память, ориентация, зрительно-пространственные навыки Общественное достояние http://www.stvincents.ie/dynamic/File/Addenbrookes_A_SVUH_MedEl_tool.pdf
Mini-Cog ≤ 5 91% (от 80% до 96%) 86% (от 74% до 93%) Исполнительные функции, память, зрительно-пространственные навыки Общественное достояние

5 http:// www.alz.org/documents_custom/minicog.pdf
Краткое обследование психического состояния от 6 до 10 81% (от 78% до 84%) 89% (от 87% до 91%)

Внимание , язык, память, ориентация, зрительно-пространственные навыки Собственность http://www4. parinc.com/products/Product.aspx?ProductID=MMSE
Montreal Cognitive Assessment ≤ 10 91% (от 84% до 95%) 81% (от 71% до 81%) Внимание, исполнительные функции, язык, память, ориентация Общественное достояние http://www.mocatest.org (требуется бесплатная регистрация)

По данным Национального института проблем старения и Ассоциации Альцгеймера, для диагностики когнитивных нарушений и деменции требуется дефицит как минимум двух когнитивных или поведенческих функций, включая обучение и воспоминание информации, рассуждение или выполнение задач, зрительно-пространственные навыки, речь, чтение и письмо. , поведение и личность. 4 Инструменты скрининга различаются по когнитивной и поведенческой сферам, которые они оценивают. Наиболее широко исследуемым инструментом когнитивного тестирования является MMSE. Для введения требуется от шести до 10 минут, хотя это может занять больше времени в зависимости от степени нарушения. В 14 исследованиях MMSE имела чувствительность 88,3 % (95 % доверительный интервал [ДИ], 81,3–92,9 %) и специфичность 86,2 % (95 % ДИ, 81,8–89,7 %) для деменции с оценкой отсечка от 23 до 25 указывает на значительное ухудшение. 4 Более поздний метаанализ 108 когортных исследований показал чувствительность 81 % (95 % ДИ, 78–84 %) и специфичность 89 % (95 % ДИ, 87–91 %). 6 MMSE оценивает широкий спектр областей, включая внимание, язык, память, ориентацию и зрительно-пространственные навыки. Однако он является собственностью и, по словам правообладателя, не может воспроизводиться или применяться без платы, а при интерпретации результатов необходимо учитывать уровень образования пациента. 3,4

Mini-Cog — это краткий (не более пяти минут) инструмент для скрининга, который измеряет исполнительные функции, память и зрительно-пространственные навыки. Оценки его чувствительности и специфичности в отношении деменции различаются в разных исследованиях. Тем не менее, недавний метаанализ когортных исследований выявил совокупную чувствительность 91% (95% ДИ, 80–96%) и специфичность 86% (95% ДИ, 74–93%). 4 Mini-Cog инструктирует пациента произнести три слова, выполнить задание по рисованию часов, а затем повторить эти три слова. Mini-Cog является кратким, простым в использовании и широко доступным, и он предпочтительнее MMSE. Однако он продемонстрировал лучшую эффективность у пациентов с деменцией по сравнению с пациентами с легкими когнитивными нарушениями, что может объяснить разницу в чувствительности (от 76% до 100%) и специфичности (от 54% до 85,2%) в других обзорах. 4

Монреальский когнитивный тест представляет собой краткий (не более 10 минут) инструмент проверки, который оценивает внимание, исполнительные функции, речь, память и ориентацию. Он более эффективен при оценке пациентов с легкими когнитивными нарушениями по сравнению с Mini-COG, MMSE и пересмотренным когнитивным тестом Адденбрука (ACE-R) и не является патентованным. 3,4 Его объединенная чувствительность и специфичность в 20 когортных исследованиях составила 91% (95% ДИ, от 84% до 95%) и 81% (95% ДИ, от 71% до 81%), соответственно. 4 Его содержание аналогично MMSE, которое может быть заменено им, но также состоит из зрительно-пространственных задач, называния и тестов на память. 4

ACE-R — еще одна альтернатива MMSE, которая не является частной. 3,4 Требуется около 20 минут для проведения и оценки внимания, исполнительных функций, языка, памяти, ориентации и зрительно-пространственных навыков. 4 В 13 исследованиях совокупная чувствительность этого инструмента составила 92% (95% ДИ, от 90% до 94%) и специфичность 89% (95% ДИ, 84% до 93%) для деменции. 4 Его содержание и администрирование аналогичны MMSE, но требуют некоторых дополнительных зрительно-пространственных задач.

Доступны и другие инструменты краткого скрининга, но они не рассматриваются подробно из-за недостаточной обобщаемости, непоследовательности в подсчете баллов и нехватки высококачественных исследований относительно их использования в учреждениях первичной медико-санитарной помощи. 3

Прочее диагностическое тестирование

Аномальные результаты отдельных компонентов обследования психического статуса могут дать важные диагностические подсказки, которые могут помочь врачам определить причину когнитивных проблем. Однако результатов обследования психического статуса может быть недостаточно для уточнения дифференциального диагноза, а данные анамнеза и физического осмотра, а также дополнительные тесты обычно необходимы для окончательного диагноза.

Не существует общепринятых руководств по проведению диагностического тестирования в условиях обследования на отклонения в психическом статусе. Таким образом, тестирование основано на клиническом суждении. Хотя обширное тестирование, как правило, не требуется, первоначальные лабораторные исследования, которые следует рассмотреть у пациентов с аномальным психическим статусом, включают измерение уровня глюкозы в сыворотке крови, азота мочевины крови и клиренса креатинина, а также анализ мочи. Эти исследования могут выявить потенциально устранимую причину, такую ​​как гипогликемия или гипергликемия, уремия, вторичная по отношению к острой почечной недостаточности, или инфекция мочевыводящих путей. Целесообразно также исследование функции щитовидной железы, особенно у женщин старше 50 лет с неврологическими заболеваниями или расстройствами настроения, а также у молодых женщин и мужчин с клиническими признаками заболевания щитовидной железы. Однако такого тестирования следует избегать, если маловероятно, что оно повлияет на клинический результат пациента. 7 Другие тесты (например, нейровизуализация, 8 электроэнцефалография, 9 позитронно-эмиссионная томография, 10 более обширные лабораторные исследования сыворотки, анализ спинномозговой жидкости) могут быть показаны пациентам с потенциально непсихиатрическими симптомами или симптомами, которые могут быть вызваны по общему состоянию здоровья. 11

Источники данных: Поиски в PubMed и UpToDate проводились с использованием ключевых терминов обследование психического статуса, общее обследование психического статуса, специальное обследование психического статуса, краткое обследование психического статуса и Mini-Cog. Поиски включали метаанализы, рандомизированные контролируемые испытания, клинические испытания и обзорные статьи. Также поиск проводился в Essential Evidence Plus и Кокрановской базе данных систематических обзоров. Даты поиска: 2 сентября 2015 г. и 3 октября 2015 г.

Авторы выражают благодарность Элизабет Хинтон, MSIS, за ее исследовательскую помощь при подготовке этой статьи.

Примечание редактора: Национальная исследовательская сеть Американской академии семейных врачей разработала комплект когнитивной помощи, который обеспечивает бесплатный доступ к исчерпывающему списку инструментов и ресурсов, классифицированных по потребностям или применению. Экспертная группа семейных врачей и исследователей рассмотрела, проверила и организовала существующие инструменты и ресурсы в зависимости от стадии жизни и тяжести заболевания. Инструменты и ресурсы предназначены для использования врачами, пациентами, семьями, лицами, осуществляющими уход, и группами поддержки. Для получения дополнительной информации посетите https://www. aafp.org/patient-care/public-health/cognitive-care.html или отправьте электронное письмо по адресу [email protected].

Обследование психического статуса — StatPearls

Обследование психического статуса организуется каждым практикующим врачом по-разному, но имеет одни и те же основные направления. Для целей этой деятельности исследование психического статуса можно разделить на широкие категории внешнего вида, поведения, двигательной активности, речи, настроения, аффекта, мыслительного процесса, содержания мысли, нарушений восприятия, познания, понимания и суждения. Познание может подразделяться на различные когнитивные области в зависимости от того, какие области практик считает необходимым оценить. В каждом разделе ниже будет подробно описано определение, правильный метод оценки и то, как эта информация может быть использована для диагностики и мониторинга психических заболеваний.

Внешний вид

Описание того, как выглядит пациент во время наблюдения. Его можно определить в первые секунды клинического введения, а также отметить на протяжении всего интервью. Детали, которые должны быть включены, включают, выглядят ли они старше или моложе своего заявленного возраста, во что они одеты, их уход и гигиена, а также есть ли у них татуировки или шрамы. Если пациент выглядит моложе своего заявленного возраста, у него может быть задержка в развитии или одежда не по возрасту. Пациенты, которые выглядят старше своего заявленного возраста, могут иметь сопутствующие тяжелые заболевания, годы злоупотребления психоактивными веществами или часто годы плохо контролируемого психического заболевания. Уход и гигиена могут дать представление об уровне функционирования пациента. Те, у кого плохая гигиена и уход, обычно указывают на то, что в контексте их психического заболевания они в настоящее время плохо функционируют. Люди с плохим уходом или гигиеной могут быть в тяжелой депрессии, иметь нейрокогнитивное расстройство или испытывать негативные симптомы психотического расстройства, такого как шизофрения. Татуировки и шрамы могут нарисовать картину истории, личности и поведения пациента. Шрамы рассказывают истории о старых значительных травмах в результате случайной травмы, вреда, причиненного другим человеком, или нанесенного самому себе вреда. Нанесенные самому себе травмы часто включают поверхностные порезы, следы игл от внутривенного употребления наркотиков или попытки самоубийства в прошлом.[2] Татуировки часто представляют собой имя члена семьи, близкого человека или потерянного любимого человека. Они также могут изображать следы банд, вульгарные образы или экстравагантные произведения искусства. Если в ходе интервью был установлен определенный уровень доверия, интервьюер может спросить о значении татуировок или шрамов и о том, какую историю они рассказывают о пациенте.

Поведение

Это описание, полученное путем наблюдения за поведением пациента во время интервью. Во-первых, важно отметить, находится ли пациент в состоянии дистресса. Если пациент находится в бедственном положении, это может быть связано с сопутствующими медицинскими проблемами, вызывающими дискомфорт, пациентом, который против своей воли был доставлен в больницу для психиатрического обследования, или из-за тяжести его галлюцинаций или паранойи, пугающих пациента. Далее следует отметить описание их взаимодействия с интервьюером.[2] Например, сотрудничает ли пациент, или он взволнован, избегает, отказывается говорить или не может быть перенаправлен? Пациент, который не соглашается на интервью, может сопротивляться, если психиатрическая оценка была непроизвольной или активно испытывает симптомы психического заболевания. Пациенты, которых невозможно перенаправить, часто остро реагируют на внутренние раздражители или проявляют маниакальное поведение. Наконец, важно отметить, соответствует ли поведение пациента ситуации. Например, можно считать уместным, чтобы пациент, доставленный через полицию для принудительного обследования, был раздражительным и не сотрудничал. Однако, если в том же сценарии пациент смеялся и улыбался на протяжении всего интервью, это считалось бы неуместным.

Двигательная активность

Описывает, как двигается пациент и какие у него движения. Двигательная активность может указывать на основное психическое заболевание или неврологическое расстройство. Кроме того, поскольку дофаминовая система, на которую воздействуют лекарства, играет жизненно важную роль в движении, она особенно важна для мониторинга побочных эффектов лекарств.

Одним из аспектов мониторинга является скорость движений. Это может быть описано как нормальная психомоторная заторможенность/брадикинезия или психомоторное возбуждение/гиперкинезия. У пациента с депрессией или нейрокогнитивным расстройством может быть задержка психомоторного развития.[5] С другой стороны, психомоторное возбуждение может свидетельствовать о том, что больной остро находится под влиянием стимулятора или проявляет маниакальное поведение. Важно следить за походкой больного. Например, если походка жесткая, шаркающая или атаксическая, это может указывать на основное неврологическое заболевание. Одним из таких неврологических расстройств является болезнь Паркинсона, на которую указывает кардинальная триада, состоящая из ригидности, брадикинезии и тремора в покое. Если эти симптомы выявляются на ранней стадии при внимательном наблюдении клинициста, это может помочь в более ранней диагностике и лечении таких состояний.

Важно обратить внимание на позу пациента, так как это может указывать на основные проблемы. Длительная поза может свидетельствовать о кататонии, типе психомоторной неподвижности/ступора/негибкости и признаке психотических расстройств. Практики, незнакомые с этим состоянием, часто не замечают кататонию, но очень важно дифференцировать ее, поскольку она требует отдельного лечения, а не основного психоза. Если у пациента проявляется акатизия, беспокойное желание двигаться/неспособность оставаться на месте, он может проявлять гиперактивность/импульсивность, которая часто проявляется у пациентов с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). В качестве альтернативы, пациент с акатизией может испытывать побочный эффект антипсихотика.[6] Другими аспектами движения, которые могут указывать на экстрапирамидные побочные эффекты (ЭПС) нейролептиков, являются ригидность, тремор и тики, такие как скрежетание зубами, причмокивание губами или выпячивание языка. Тяжелая внезапная ригидность, наблюдаемая после введения нейролептиков, считается острой дистонической реакцией. Хотя и редко, в самой крайней форме это может быть опасным для жизни, если затрагиваются мышцы гортани. Таким образом, практикующий врач должен отслеживать и лечить малейшие реакции, прежде чем они станут более серьезными. Поздняя дискинезия — это неврологическое состояние, возникающее в результате длительного приема нейролептиков, которое поддерживает эти экстрапирамидные побочные эффекты. Эти симптомы и их тяжесть можно более тщательно отслеживать с помощью шкалы аномальных непроизвольных движений (AIMS).

Речь

Речь оценивается пассивно на протяжении всего психиатрического опроса. Следует отметить такие качества, как количество словесных выражений, беглость, скорость, ритм, громкость и тон. Крайне важно отметить количество слов, которые говорит пациент. Если пациент говорит меньше, чем обычно, он может испытывать депрессию или тревогу. И наоборот, повышенное/гипервербальное количество речи также может указывать на некоторый уровень тревоги или на то, что пациент в настоящее время находится в маниакальном состоянии. Беглость относится к языковым навыкам пациента. Английский может не быть родным языком пациента, и он может не владеть им свободно. С другой стороны, английский может быть их родным языком, но у них могут быть трудности с подбором слов из-за измененного психического состояния или нейрокогнитивного расстройства. Темп речи может быть медленным у пациентов с депрессией или с нейрокогнитивным расстройством. Частота давления может указывать на острую интоксикацию психоактивными веществами или на то, что пациент переживает маниакальный эпизод.[6] Задержка речевого ответа может также указывать на нейрокогнитивное расстройство или на то, что пациент испытывает расстройство мыслительного процесса, такое как блокирование мыслей, наблюдаемое при психозе. Ритм речи может дать ключ к постановке ряда диагнозов. Невнятная речь может свидетельствовать об интоксикации. Дизартрия может свидетельствовать о возможной двигательной дисфункции при разговоре. Громкость может быть тихой, если пациент подавлен/замкнут, или громкой, если он взволнован. У некоторых пациентов есть нейрокогнитивное расстройство или проблемы со слухом, из-за которых они не могут контролировать громкость своего голоса. Наконец, тон может указывать на настроение пациента. Кроме того, детский тон может свидетельствовать о задержке развития в зависимости от возраста пациента.

Настроение

Это субъективное описание пациентом своего самочувствия. Это определяется путем прямой просьбы пациента описать, как он себя чувствует, своими словами.[5] Он документируется цитатами, дословно расшифровывающими ответ пациента.

Влияние

Так практикующий врач описывает наблюдаемое выражение лица пациента с помощью его невербального языка.[2] Часто используемые термины: эвтимический, счастливый, грустный, раздраженный, сердитый, взволнованный, ограниченный, притупленный, плоский, широкий, причудливый, полный, лабильный, тревожный, яркий, приподнятый и эйфорический. В дополнение к этим терминам может быть описан диапазон воздействия. Например, пациент может быть минимально раздражен, а может быть крайне взволнован. Некоторые практикующие врачи также уточняют, соответствует ли аффект ситуации.[6] Считается, что пациент, который улыбается и смеется после того, как его доставили в больницу для непроизвольного обследования, испытывает неадекватно приподнятый аффект. Другой дескриптор, который клиницисты могут использовать для описания аффекта, заключается в том, соответствует ли аффект тому, что пациент говорит о своем настроении. Если пациент говорит, что его настроение «отличное» и он улыбается, то его аффект счастлив и, следовательно, конгруэнтен. Однако если этот пациент сказал «отлично» во время плача, то его аффект был бы слезливым и неконгруэнтным.

Мыслительный процесс

Это описание организации мыслей, выраженных пациентом.[5] Для нормального мыслительного процесса мысли описываются как линейные и целенаправленные. Общие описания нерегулярных мыслительных процессов: косвенные, тангенциальные, бегство идей, распущенность, настойчивость и блокировка мыслей. Обстоятельный мыслительный процесс описывает кого-то, чьи мысли связаны, но отходят от темы, прежде чем вернуться к исходной теме. С другой стороны, тангенциальный мыслительный процесс представляет собой серию связанных мыслей, которые уходят от темы, но не возвращаются к исходной теме. Полет идей — это тип мыслительного процесса, который похож на тангенциальный в том, что мысли уходят от темы, но связь между мыслями менее очевидна и слушателю труднее уследить. В свободном, неорганизованном мыслительном процессе нет никакой связи между мыслями и последовательностью мыслей.[5] Персеверации — это тип мыслительного процесса, при котором независимо от темы или вопроса пациент возвращается к одному и тому же предмету. Содержание этих персевераций будет важно отметить в следующем разделе. Наконец, блокировка мыслей наблюдается при психозе, когда у пациента возникают перерывы в мыслях, из-за которых трудно начать или закончить мысль. Ранее это обсуждалось в речи, поскольку у этих пациентов часто бывают паузы в речи и задержки в ответах на вопросы.

Содержание мыслей

По сути, это предмет мыслей, которые возникают у пациента. Это определяется путем прослушивания на протяжении всего интервью и путем прямого опроса. Если у пациента есть определенная озабоченность, у него может быть мыслительный процесс персеверационного типа, для которого важно документировать тему. При оценке содержания мыслей больного обязательно необходимо определить суицидальные мысли, мысли об убийстве, бред.

Врач может спросить пациента, есть ли у него суицидальные мысли или мысли об убийстве. Суицидальные мысли нуждаются в дополнительном разъяснении пассивными мыслями о желании умереть по сравнению с активными мыслями о желании покончить с собой. Кроме того, практикующие врачи должны быть в состоянии установить, есть ли у пациента план и намерение действовать в соответствии с такими мыслями. Это может быть трудно определить, поскольку пациенты редко сообщают такие подробности. Если есть какие-либо опасения по поводу суицидальных намерений, необходима более тщательная оценка суицидального риска. Оценка мыслей об убийстве следует аналогичной схеме: необходимо определить, являются ли мысли пассивными мыслями о желании кого-то умереть или активными мыслями об убийстве кого-то с планом и / или намерением действовать или без такового. Также жизненно важно попытаться получить от пациента, по отношению к которому у них есть мысли об убийстве. Согласно постановлению Тарасова по делу Верховного суда Калифорнии Tarasoff v. Regents of the University of California, . Обязанностью специалиста по психическому здоровью является предупреждение человека, если пациент угрожает его жизни.[8]

Бред – это твердо укоренившиеся ложные убеждения пациента, которые не являются частью системы культурных убеждений и сохраняются, несмотря на противоречивые доказательства.[6] Они могут быть правдоподобными или фантастическими по своей природе. Типы бреда включают причудливый, грандиозный, паранойя, персекуторный и соматический типы. Доказательства этих заблуждений часто трудно получить от пациента, потому что он может знать, что другие не верят ему и опасаются преследований. Врачам-психиатрам требуется практика, чтобы выявлять эти заблуждения у пациентов тонким и непредубежденным образом. Например, нельзя спрашивать пациента: «Вы параноик?», а скорее: «Вы обеспокоены тем, что кто-то следит за вами или шпионит за вами?» Некоторыми распространенными бредом преследования являются паранойя, связанная с тем, что кто-то следит за ними или шпионит за ними с помощью камеры. Другие — это грандиозные убеждения о том, что вы — Бог, королевская особа, знаменитость или богатство. Соматический бред часто возникает из ощущений, которые испытывает больной. Например, распространенный соматический бред заключается в том, что пациент беременен (часто встречается у мужчин и женщин) или что внутри него находится паразит или инопланетянин из-за запора или вздутия живота. При определении того, является ли что-то бредом, важно сравнить то, во что верит пациент, с объективными побочными сообщениями от посторонних или лабораторными данными. Например, взлохмаченный пожилой пациент, утверждающий, что он известная модель, на самом деле мог быть таковой в прошлом. Другие типы бреда включают в себя включение мысли, трансляцию мысли, изъятие мысли, чтение мыслей и идеи ссылки. Это относится к случаям, когда пациенты считают, что они контролируют мысли других, или наоборот. Идеи ссылки относятся к ситуации, когда пациент считает, что он получает особое сообщение по телевидению, радио или из Интернета, которого там нет.

Восприятие

В этом разделе описываются некоторые из различных видов галлюцинаций, которые могут испытывать пациенты. Это оценивается путем опроса пациента, что он воспринимает. Галлюцинация – это восприятие чего-либо в отсутствие каких-либо внешних раздражителей. Важно противопоставить иллюзию, которая представляет собой неправильное восприятие, основанное на фактическом стимуле, например, когда вы думаете, что слышите свое имя в толпе. Напротив, галлюцинации, возникающие при засыпании (гипнагогические), пробуждении ото сна (гипнопомпические) или сонный паралич, не являются патологическими и могут считаться нормальными. Наиболее распространенными галлюцинациями являются слуховые и зрительные, но они также могут быть обонятельными, тактильными и вкусовыми. Спрашивая о слуховых галлюцинациях, важно отметить, какой звук слышен или голос. Если пациент слышит один или несколько голосов, спросите, узнает ли пациент этот голос или голоса, какого пола они кажутся и что эти голоса говорят ему. Слуховая галлюцинация Бога, желающего пациенту хорошего дня, потенциально может относиться к сфере нормы в зависимости от религиозной и этнической культуры пациента. Слуховые галлюцинации, которые не считаются нормальными, могут быть негативными и антагонистическими по отношению к пациенту или давать ему команды причинять вред себе или другим. Даже если больной верит, что это Бог, такие опасные слуховые галлюцинации считаются патологией и симптомом психического заболевания. Спрашивая о зрительных галлюцинациях, важно получить как можно больше подробностей. Если пациент видит змей, попросите его описать змей. Сколько их там? Что они делают? Кроме того, как и в случае со слуховыми галлюцинациями, некоторые зрительные галлюцинации можно считать нормальными, например, видение призрака умершего любимого человека вскоре после его смерти.

Часто пациенты отрицают наличие галлюцинаций, несмотря на то, что они у них были. Это может быть либо из-за паранойи, либо из-за страха, вызванного тем, что они переживают. Даже если пациент отрицает наличие галлюцинаций, важно отметить, активно ли он реагирует на внутренние стимулы, разговаривая с кем-то, кого нет, или глядя на что-то, чего нет.

Познание

Наиболее распространенными областями познания, оцениваемыми при обследовании психического статуса, являются бдительность, ориентация, внимание/концентрация, память и абстрактное мышление. Если при оценке когнитивных функций или любой другой части исследования психического статуса практикующий врач обнаруживает симптомы возможного нейрокогнитивного расстройства, возможен более тщательный скрининг с помощью дополнительных инструментов оценки, таких как мини-тест психического состояния (MMSE), Монреальский когнитивный тест (МОСА), или Mini-Cog.[3][5]

Настороженность — уровень сознания пациента. Это может быть описано как бдительность, сонливость, оглушенность, ступор или коматозное состояние. Тревога означает, что пациент полностью проснулся и может реагировать на раздражители. Сонливость означает, что пациент вялый или сонливый. Сонливость считается пониженным уровнем сознания, но пациент все еще способен воспринимать раздражители и его довольно легко разбудить. Притупление означает, что слабые или умеренные стимулы могут не возбудить пациента, и когда разбуженный пациент будет сонливым с отсроченными реакциями. Больной в ступоре не реагирует почти на все раздражители и при возбуждении может быстро снова заснуть без продолжения стимуляции. Больной в коматозном состоянии не реагирует ни на какие раздражители, включая энергичные и вредные.[6] Измененный уровень сознания или чувствительности может указывать на то, что у пациента могла быть травма головы, он проглотил вещество или у него делирий из-за другого заболевания.[9]]

Ориентация относится к осознанию пациентом своего положения и окружения. Это оценивается путем опроса пациента, знают ли они свое имя, текущее местоположение (включая город и штат) и дату. Тот, кто в норме полностью ориентирован, но остро не ориентируется, может испытывать интоксикацию психоактивными веществами, первичное психическое заболевание или делирий. Делирий можно легко пропустить и ошибочно классифицировать как первичное психическое заболевание. Важно уметь дифференцировать это измененное психическое состояние, поскольку оно может означать наличие критического состояния здоровья, которое необходимо оценить и лечить.[10]

Внимание/концентрацию можно оценить на протяжении всего интервью, наблюдая, насколько хорошо пациент остается сосредоточенным на заданных вопросах.[3] В качестве альтернативы, это может быть непосредственно проверено множеством способов. Один из способов — попросить пациента постукивать по руке каждый раз, когда он слышит определенную букву в цепочке случайных букв. Если у них хорошие математические навыки, то другой метод — попросить пациента сосчитать от 100 до 7. Кроме того, практикующий врач может попросить пациента произнести слово вперед и назад или попросить его повторить случайную цепочку чисел вперед и назад. назад.[2][6] Нарушение внимания/концентрации может быть симптомом беспокойства, депрессии, плохого сна или нейрокогнитивного расстройства.[3] При описании состояния пациента практикующий врач может задокументировать его как плохое, ограниченное, удовлетворительное или, в случае предыдущего сравнения, ухудшение по сравнению с улучшением. Кроме того, практикующий врач может конкретно описать задачу и работу пациента.

Память подразделяется на немедленную память, отложенную память, недавнюю память и долговременную память. Практикующий врач может выбрать оценку одного или всех типов памяти во время оценки. Немедленный отзыв — это просьба пациента повторить вам что-то. Это определяет, может ли пациент зарегистрировать новую информацию.[3] Это может быть список случайных слов, случайных чисел или предложение.[6] Отсроченный отзыв — это просьба пациента повторить вам то же самое через определенное время (обычно от 1 до 5 минут) после выполнения другого задания, которое не позволяет пациенту повторять ответ для отработки ответа. [3] Даже если у пациента нет отсроченного припоминания, он может вспомнить информацию, если ему дать подсказку. В этом случае отсроченный отзыв пациента не будет сохранен, а подсказанный отзыв останется.[3] Недавняя память — это оценка того, насколько хорошо пациент помнит недавние события. Это можно определить во время интервью, спросив об истории болезни в настоящее время, о том, что они ели в начале дня или чем они занимались в свободное время. Долговременная память оценивает память пациента на давно прошедшие события. Примерами этого являются вопросы пациента о том, когда у него был ребенок, в какую среднюю школу он ходил, в доме своего детства или на свадьбе. Если у пациента нарушены ответы на тесты на припоминание и/или память, это может указывать на нейрокогнитивное расстройство, которое требует дальнейшего скрининга с помощью одного из тестов, упомянутых в начале этого раздела.

Абстрактное мышление — это способность пациента делать выводы о значениях и концепциях. Это можно оценить, спросив пациента, что общего между двумя объектами или как интерпретировать распространенное высказывание, поговорку или пословицу. Буквальные интерпретации и ответы указывают на конкретное мышление, которое наблюдается при многих психических расстройствах, а также при некоторых умственных нарушениях и нейрокогнитивных расстройствах.[6]

Проницательность

Это относится к пониманию пациентом своего заболевания и функциональных возможностей.[2] Обычно его описывают как плохое, ограниченное, удовлетворительное или, если есть предыдущее сравнение ухудшения по сравнению с улучшением. Если пациент может признать, что его слуховые галлюцинации не реальны, то у него правильное понимание. Если пациент не осознает, что его паранойя по поводу того, что вся пища отравлена, не может быть правдой, то его понимание плохое.

Решение

Это относится к способности пациента принимать правильные решения. Способ непосредственно оценить суждение состоит в том, чтобы спросить пациента, что бы он сделал в определенных сценариях. Часто это оценивается по истории пациента во время интервью и его наблюдаемых действий. [2] Это, как и понимание, также оценивается как плохое, ограниченное, удовлетворительное или, если есть предыдущая оценка для сравнения, ухудшение или улучшение. Пациенты, которые повторяют одни и те же ошибки снова и снова или отказываются принимать лекарства, проявляют недальновидность. Нередко встречаются пациенты, которые не верят, что их лекарства влияют на них положительно или вообще не влияют. Независимо от их плохой интуиции, некоторые пациенты проявляют справедливость, принимая лекарства, потому что они знают, что, если они их не примут, они вернутся в больницу для стационарного лечения. Люди с плохим суждением, как правило, плохо функционируют из-за тяжести своего психического заболевания. Пациенты с таким неверным суждением и функционированием обычно серьезно инвалидизируются и часто нуждаются в стационарном психиатрическом лечении.[4]

Пример документации для карты пациента

Внешность: 25-летняя афроамериканка, возраст указан, одета в бумажную больничную форму, обрезанную таким образом, чтобы обнажить живот с видимым вертикальным шрамом на животе, и множественными татуировками с разными именами, видимыми на предплечьях с обеих сторон.

Поведение: Не испытывает острого дистресса, трудно перенаправить на собеседование, неуместно смеется и улыбается

Двигательная активность: Присутствует минимальное психомоторное возбуждение. Регулярная походка. Регулярная поза. Тиков, тремора или ЭПС нет.

Речь: гипервербальная, беглая, напористая, правильный ритм, равномерная громкость, счастливый тон идеи, отрицает мысли об убийстве. Вызвано грандиозное заблуждение о том, что он «ангел на миссии».

Восприятие: Одобряет слуховые галлюцинации Бога, повелевающего ей отправиться в Калифорнию. Отрицает зрительные галлюцинации. Не проявляет активной реакции на внутренние раздражители.

Познание: 

Сенсориум/ориентация: Бдительность и ориентация на человека, место и дату 

Внимание/концентрация: Плохая. Невозможно написать МИР вперед и назад.

Память: Способен вспомнить 3/3 объекта сразу и через 1 минуту. Недавнее воспоминание — Целый, чтобы позавтракать сегодня утром. Долговременная память — не повреждена, в какой школе она училась.