Форма наставничества посмотри что получается: Корпоративное обучение и наставничество — семинар, институт “Иматон”

Содержание

Лидерство тест — Помощь в дистанционном обучении

Тест Московского Технологического Института и Синергии «Лидерство» Цена 250р.

Обмен информацией становится возможен, если коммуникатор и реципиент используют … систему кодирования и декодирования информации

Ситуационная теория лидерства нашла свое отражение в работах … Тип ответа: Одиночный выбор У. Бенниса Д. МакКлелланда П. Херси и К. Бланшара Д. Макгрегора

Основные системные требования, предъявляемые к лидеру группы: … Тип ответа: Одиночный выбор координация активности группы, обеспечение безопасности членов, поддержание веры в будущее координация активности группы, определение целей деятельности, контроль соблюдения групповых норм координация деятельности группы, организация ее функционирования, мотивация членов на достижение высоких результ

Вспомнив мультфильм «Маугли», можно утверждать, что теория лидерства, последователями которой были инициированы перевыборы вожака стаи, после того как Акелла промахнулся, называется … Тип ответа: Одиночный выбор теорией великого человека теорией личностных качеств поведенческой теорией ситуационной теорией теорией влияния теорией взаимоотношений (системной, синтетической)

Установите последовательность этапов осуществления наставничества:Тип ответа: Сортировка3рассказ4показ1практика2обратная связь

Наибольшую известность получила типология трех стилей лидерства, автором которой является … Тип ответа: Одиночный выбор Ренсис Лайкерт Поль Херси Врум-Йеттон-Яго Манфред Кетс де Врис Курт Левин Кен Бланшар

Одним из условий образования малой группы является … Тип ответа: Одиночный выбор наличие общей территории дифференциация групповая открытость изолированность членов группы друг от друга

Форма наставничества, к которой относится высказывание «Делай, как я», – это … Тип ответа: Одиночный выбор прямая передача личного опыта сопровождение формирование опыта через короткую обратную связь коучинг

Управление собственными психическими состояниями и поведением в рамках сложившихся ситуаций называется … Тип ответа: Одиночный выбор самоуправлением саморегуляцией самосознанием самодисциплиной самоограничением

Код идеального лидера (по И. Адизесу) – это … Тип ответа: Одиночный выбор РАЕi РаЕI paei РАЕI РАеI

Расставьте теории лидерства в последовательности их возникновения (по Р. Дафту): Тип ответа: Сортировка 2 теории великого человека 5теории личностных качеств 4поведенческие теории 3вероятностные (ситуационные) теории 1теории влияния 6теории взаимоотношений (системные)

Неверно, что к методам самоуправления относится … Тип ответа: Множественный выбор анализ самообладание самоприказ самовнушение целеполагание самокритика рефлексия

Для того чтобы сообщение звучало убедительно, оно должно … Тип ответа: Одиночный выбор не слишком отличаться от мнения реципиента часто повторяться часто видоизменяться взывать главным образом к страху

это феномен воздействия или влияния индивида на мнения, оценки, отношения и поведение группы в целом или отдельных ее членов

 

  • Лидерство в малой группе

 

  • Конформизм в малой группе

 

  • Влияние меньшинства

 

  • Автокинетический феномен

 

  1. … — это микродвижение лицевых мышц, создающее смену эмоциональных выражений лица

 

  • Мимика

 

  1. … — это свойство группы, связанное с ценностно-ориентационным единством и предметно-ценностным единством

 

  • Сплоченность

 

  • Коллективизм

 

  • Привязанность

 

  • Конформизм

 

  • Идентификация

 

4. … – это характеристика единства, прочности и устойчивости взаимодействий в группе

 

  • Привязанность

 

  • Конформизм

 

  • Коллективизм

 

  • Сплоченность

 

  • Идентификация

 

5.…член группы наиболее болезненно переживает изменения, происходящие в коллективе

 

  • Отвергнутый

 

6.Автором теоретических положений о «Я-концепции» является …

 

  • У. Джемс

 

  • Р. Бернс

 

  • У. Шутц

 

  • Э. Берн

 

7.В качестве … выступают: выделение лидера из толпы, подчеркивание его исключительности, сплочение последователей и обеспечение преданности масс вождю

 

  • результатов работы команды

 

  • условий формирования лидера

 

  • факторов проявления харизм

 

8.В качестве … составляющей любого поведения выступает язык тела (жесты, взгляд походка)

 

  • имиджевой

 

  • вербальной

 

  • невербальной

 

9. В просоциальных ассоциациях формируется … стиль лидерства

 

  • попустительский

 

  • анархический

 

  • авторитарный

 

  • демократический

10.В трудах Роберта Розенталя описан .

 

  • механизм самореализующегося пророчества

 

  • эффект Пигмалиона

 

  • прием «лифт-тест»

 

11.Ваша студенческая группа является разновидностью … группы

 

  • официальной

 

  • неформальной

 

  • лабораторной

 

  • условной

 

12.Власть, построенная на традиции и силе личных качеств и особенностей лидера,

 

– это …

 

  • власть вознаграждения

 

  • харизматическая власть

 

  • власть информации

 

  • традиционная власть

 

  • власть примера

 

13. Волновые характеристики деятельности мозга, показывающие расслабление на фоне бодрствования, называются …

 

  • альфа-волнами

 

  • бета-волнами

 

  • тета-волнами

 

  • дельта-волнами

 

14.Вопрос «Что для этого нужно сделать?» в индивидуальном коучинге относится к этапу ..

 

  • анализа текущей ситуации

 

  • постановки целей

 

  • наработке вариантов возможных действий

 

  • реализации и контроля

 

15.Вопрос «Что нужно сделать?» в индивидуальном коучинге относится к этапу…

 

  • наработки вариантов

 

16.Вопрос «Что ты будешь делать?» в индивидуальном коучинге относится к этапу

 

 

  • постановки целей

 

  • наработки вариантов

 

  • анализа текущей ситуации

 

  • реализации и контроля

 

17. Вспомнив мультфильм «Маугли», можно утверждать, что теория лидерства, последователями которой были инициированы перевыборы вожака стаи, после того как Акелла промахнулся, называется …

 

  • теорией великого человека

 

  • теорией личностных качеств

 

  • поведенческой теорией

 

  • ситуационной теорией

 

  • теорией влияния

 

  • теорией взаимоотношений (системной, синтетической)

18.Говоря об эффективности общения, следует учитывать, что на этапе «высказал- услышал-раскодировал-понял» теряется или искажается до … информации

 

  • 10%

 

  • 70%

 

  • 30%

 

  • 50%

 

19.Для обеспечения отсутствия незаменимых людей, создания командного взаимодействия и сотрудничества в команде лидеров необходим человек, реализующий лидерскую роль … (по И. Адизесу)

 

  • Интегратора

 

  • предпринимателя

 

  • управляющего

 

  • производителя

 

20. Для того чтобы сообщение звучало убедительно оно должно

 

  • не слишком отличаться от мнения реципиента;

 

21.Достижение эффекта личного притяжения является … управления впечатлением

 

  • Задачей

 

  • Целью

 

  • предметом

 

  • инструментом

 

22.К предпосылкам сплоченности можно отнести …

 

  • срабатываемость

 

  • совместимость

 

  • враждебные отношения

 

  • совместную деятельность членов группы

 

  • наличие общей территории

 

23.К ценностным функциям имиджа относят

 

  • затенения внешних недостатков

 

  • межличностную адаптацию

 

  • комфортизацию межличностных отношений

 

  • преодоление возрастных рубежей

 

  • психотерапевтическую функцию

 

24. Код идеального лидера (по И. Адизесу) — это…

 

  • PAEi

 

  • PaEI

 

  • paei

 

  • PAEI

 

  • PAel

 

25.Коммуникация между индивидами без использования слов, представленных в прямой или какой-либо знаковой форме, называется…

 

  • невербальное общение

 

26.Коммуникация между индивидами без использования слов, представленных в прямой или какой-либо знаковой форме, называется…

 

  • невербальное общение

 

  • директивное общение

 

  • вербальное общение
  • внушение

 

27.Лидеры, принадлежающие к типу «Соединяющие точки».

 

  • способны быстро оценить большое количество переменных, иногда из совершенно разных областей, чтобы решить проблему или подать идею усовершенствования

 

  • считают первоочередными вопросы ценности и пользы для бизнеса

 

  • увлечены своей работой и «воспламеняются», когда речь заходит об их роли или конкретном проекте, над которым они работают

 

  • являются, как правило, прирожденными системными мыслителями, образно говоря, они видят весь лес, а не одно дерево или только кору на дереве

 

28. Личностные качества и навыки пристально изучались в рамках…

 

  • Теории черт

 

29.Метод направленный на изучение социально-психологического климата, характера отношений и структуры коллектива, позволяющий выявить лидера. называется …

 

  • проективным

 

  • наблюдением в создаваемых ситуациях

 

  • социометрией

 

  • самооценочным опросником

 

30.Наибольшую известность получила типология трёх стилей лидерства, автором которой является…

 

  • Курт Левин

 

  • Ренсис Лайкерт

 

  • Поль Херси

 

  • Врум-Йеттон-Яго

 

  • Манфред Кете де Врис

 

  • Кен Бланшар

 

31.Наличие таких базовых навыков, развитие которых позволит стать эффективным лидером с наименьшими усилиями или в более короткий срок, называют …

 

  • лидерскими умениями

 

  • лидерским потенциалом

 

  • лидерскими способностями

 

32. Неверно.. что к методам самоуправления относится …

 

  • анализ

 

  • самообладание

 

  • самоприказ

 

  • самовнушение

 

  • целеполагание

 

  • самокритика

 

  • рефлексия

 

33.Непосредственное или преднамеренно создаваемое визуальное впечатление о личности или социальной структуре называется …

 

  • деловой репутацией

 

  • имиджем

 

  • харизмой

34.Неточность высказывания, неуместное использование профессиональных терминов, чрезмерное использование иностранных могут являться причинами возникновения … барьера в общении

 

  • психологического

 

  • стилистического

 

  • семантического

 

  • фонетического

 

  • логического

 

35.Область применения, как основание классификации, позволяет выделять такие виды коучинга, как …

 

  • индивидуальный коучинг

 

  • бизнес-коучинг

 

  • интернет-коучинг

 

  • фотокоучинг

 

  • лайф-коучинг

 

36. Обмен информацией становится возможен, если коммуникатор и реципиент используют…систему кодирования и декодирования информации

 

  • различную

 

37.Одна из форм обучения на рабочем месте акцент которой делается на практическую составляющую называется

 

  • Наставничеством

 

38.Одним из условий образования малой группы является …

 

  • изолированность членов группы друг от друга

 

  • групповая открытость

 

  • наличие общей территории

 

  • дифференциация

 

39.Определите порядок прохождения ступеней лидерского роста, предложенных М. Кете де Врисом:

 

  • Внутреннее лидерство

 

  • Ситуативное (или контекстуальное) лидерство

 

  • Командное (или тактическое) лидерство

 

  • Системное (или стратегическое) лидерство

 

40.Основанием для выделения карьерного коучинга, бизнес-коучинга, коучинга личной эффективности и лайф-коучинга служит …

 

  • характеристика клиента

 

  • формат проведения

 

  • область применения

 

41. Основой власти … выступает возможность руководителя наказывать, препятствовать достижению целей и потребностей исполнителей

 

  • харизмы

 

  • эталона

 

  • принуждения

 

  • традиций

 

  • вознаграждения

 

42.По мнению представителей ….. лидером является тот. кто лучше организует группу для решения конкретной задачи

 

  • Ситуационной теории

 

  • Трансформационной теории лидерских качеств

 

  • системной теории лидерства

 

43.Повышение эффективности деятельности, а также скорости ее выполнения в присутствии других людей, называется …

 

  • Эфектом социальной ингибиции

 

  • гирперактивностью

 

  • эффектом социальной фасилитации

 

  • эффектом установки

 

44.Поза человека, отраженная на рисунке свидетельствует..

 

  • О занятости собственными мыслями

 

  • Об отвлеченности от разговора

 

45. Поза человека, отраженная на рисунке свидетельствует…

 

  • О наступившей готовности к активности

 

46.Правила, вырабатываемые и принятые группой, которые обязаны соблюдать ее члены, называются групповыми …

 

  • мнениями

 

  • целями

 

  • нормами

 

  • ценностями

 

47.Принцип лидерского поведения, отражающий важность самосознания, — это принцип … и оптимизма

 

  • эмоциональной зрелости

 

48.Расположите в порядке следования этапы осуществления наставничества

 

  • Рассказ, показ, практика, обратная связь

 

49.Расположите степени мобилизационной готовности организма в последовательности их возникновения:

 

  • напряжение организма таково, как будто именно сейчас решается вопрос жизни и смерти

 

  • человек спит, все мышцы расслаблены и находятся в состоянии покоя

 

  • оптимальная готовность к любому действию, точка отсчета вашей готе вноси чтото сделать

 

  • «а ведь я устал»

 

  • лихорадочные действия

 

  • неготовность, нежелание что-то делать

 

  • Расставлено верно

 

50. Расставьте теории лидерства в последовательности их возникновения (по Р. Дафту):

 

  • теории влияния

 

  • теории великого человека

 

  • вероятностные (ситуационные) теории

 

  • поведенческие теории

 

  • теории личностных качеств

 

  • теории взаимоотношений (системные)

 

  • Расставлено верно

 

51.Свойства общей моторики различных частей тела изучает …

 

  • кинесика

 

  • просодика

 

  • лингвистика

 

  • проксемика

 

  • такесика

 

52.Ситуационная теория лидерства нашла свое отражение в работах ..

 

  • Дугласа Макгрегора

 

  • Дэвида Макклелланда

 

  • Поля Херси и Кеннета Бланшара

 

  • Уоррена Бенниса

 

53.Ситуационная теория лидерства нашла свое отражение в работах . .

 

  • Дугласа Макгрегора

 

  • Дэвида Макклелланда

 

  • Поля Херси и Кеннета Бланшара

 

  • Уоррена Бенниса

 

54.Согласно …, тот, кто лучше организует группу для решения конкретной задачи, является лидером

 

  • Системной теории лидерства

 

55.Согласно системной теории лидерства, основные системные требования, предъявляемые к лидеру группы:…

 

  • координация активности группы, обеспечение безопасности членов, поддержание веры в будущее

 

  • координация активности группы, определение целей деятельности, контроль соблюдения групповых норм

 

  • координация деятельности группы, организация ее функционирования, мотивация членов на достижение высоких результатов, контроль исполнения

 

56.Состояние обоюдной готовности к приему и передаче сообщений характеризует функцию общения

 

  • информативную

 

  • коммуникативную

 

  • координационную

 

  • контактную

 

  • побудительную

 

57. Способность эффективно использовать все имеющиеся источники власти для превращения созданного для других видения в реальность называется

 

  • Лидерством

 

  • Руководством

 

  • Мотивацией

 

  • Стимулированием

 

58.Стратегия принятия решения, связанная с ведущей репрезентативной системой, относится к такой метопрограмме,

 

  • как…

 

  • мотивация

 

  • способ организации информации

 

  • направленность

 

  • «врата сортировки»

 

  • Время

 

59.Сущность эффекта… заключается в формировании нереалистичного восприятия другого

 

  • Ореола

 

60.Такое проявление невербального лидерства, как мобилизация, представляет собой …

 

  • впечатление от нашего вида (восприятие нашей внешности)

 

  • рабочее состояние тела, приспособление его к затрате усилий и относительно широкому выбору действий

 

  • готовность человека к предстоящему действию, характеризуемая общей собранностью внимания

 

  • непроизвольное приспосабливание человеком положения своего тела для воздействия на внешний объект, с тем чтобы приспособить объект к своим нуждам

 

61. Теория, в которой лидерство рассматривается как процесс организации межличностных отношений в группе, а лидер – как субъект управления этим процессом, является…

 

  • системная теория лидерства

 

62.Управление собственными психическими состояниями и поведением в рамках сложившихся ситуаций называется

 

  • самоуправлением

 

  • саморегуляцией

 

  • самовнушением

 

  • самоубеждением

 

  • самоограничением

 

63.Управленческая решетка Р Блейка и Дж Моутон включает …стили руководства

 

  • демократический, авторитарный и либеральный

 

  • диктаторский, попустительский и коллегиальный

 

  • диктаторский, демократический, пессимистический, организаторский и манипулятивный

 

  • диктаторский, коллективный, пессимистический и организационный

 

64.Установите последовательность этапов осуществления наставничества:

 

  • Практика

 

  • Обратная связь

 

  • Рассказ

 

  • Показ

 

  • Расставлено верно

 

65. Установите соответствие аспектов лидерства и их содержания:

 

  • А Лидерство как черта

 

  • B Лидерство как деятельность

 

  • C Лидерство как статус

 

  • D способность влиять на группы людей, чтобы побудить их работать для достижения поставленных целей

 

  • E один из механизмов социальной интеграции, управленческого воздействия

 

  • F ведущее положение отдельной личности, социальной группы, класса, государства, обусловленное белее эффективными результатами деятельности

 

  • A=D, B=E, C=F

 

66.Установите соответствие между источниками власти и механизмами их влияния

 

  • Принуждение — страх наказания

 

  • Информация — знание

 

  • Пример — харизма

 

  • Компетенции — умения и навыки

 

  • Должность — традиции

 

  • Вознаграждение — удовлетворение потребностей

 

67. Установите соответствие между механизмами влияния и источником власти

 

  • A Знание — информация

 

  • B Харизма — пример

 

  • C Традиции -должность

 

  • D Умения и навыки — компетенции

 

  • E компетенции

 

  • F информация

 

  • G должность

 

  • H пример

 

68.Устойчивый способ поведения для побуждения последователей к достижению поставленной цели — это …

 

  • стиль лидерства

 

69.Форма наставничества, к которой относится высказывание посмотри что получается называется

 

  • Пряма передача личного опыта

 

  • Формирование опыта через короткую обратную связь

 

  • Сопровождение ученика

 

70.Форма наставничества, которая связана с инструктажем и показом (по принципу «Делай, как я»), — это ..

 

  • формирование опыта через короткую обратную связь

 

  • сопровождение ученика

 

  • прямая передача личного опыта

 

71. Характерные способы организации информации и концентрации нашего внимания в окружающем и внутреннем

 

  • мире называются …

 

  • метапрограммами

 

  • привычками восприятия

 

  • целевыми установками

 

  • фильтрами ощущения

 

72.Член группы, который направляет группу к ее целям, подводит итог того, что в ней уже произошло, выявляет отклонения от намеченного курса, действует исходя из роли

 

  • инициатора

 

  • вдохновителя

 

  • оценщика

 

  • погонщика

 

  • контролера

73.Члены коммуникационной сети …чаще всего бывают удовлетворены взаимодействием друг с другом

 

  • колесо

 

74.Эмоционально окрашенное отношение к себе в разных конкретных ситуациях и различных видах деятельности называется…

 

  • установкой

 

  • Я-концепцией

 

  • самооценкой

 

  • динамической характеристикой личности

 

  • самосознанием

 

75. Этап развития команды, на котором возникает конфронтация между ее членами, называется стадией …

 

  • зарождения

 

  • функционирования

 

  • бурления

 

  • равновесия

Лидерство Синергия (ответы на тест)

Власть, построенная на традиции и силе личных качеств и особенностей лидера, – это …

власть вознаграждения харизматическая власть

власть информации

традиционная власть

власть примера

Волновые характеристики деятельности мозга, показывающие расслабление на фоне бодрствования, называются … альфа-волнами

бета-волнами

тета-волнами

дельта-волнами

Код идеального лидера (по И. Адизесу) — это…

PAEi

PaEI

paei PAEI

PAel

Установите соответствие аспектов лидерства и их содержания:

А Лидерство как черта

B Лидерство как деятельность

C Лидерство как статус

D способность влиять на группы людей, чтобы побудить их работать для достижения поставленных целей

E один из механизмов социальной интеграции, управленческого воздействия

F ведущее положение отдельной личности, социальной группы, класса, государства, обусловленное белее эффективными результатами деятельности

A=D, B=E, C=F

Свойства общей моторики различных частей тела изучает … кинесика

просодика

лингвистика

проксемика

такесика

Коммуникация между индивидами без использования слов, представленных в прямой или какой-либо знаковой форме, называется… невербальное общение

директивное общение

вербальное общение

внушение

Метод направленный на изучение социально-психологического климата, характера отношений и структуры коллектива, позволяющий выявить лидера. называется …

проективным

наблюдением в создаваемых ситуациях социометрией

самооценочным опросником

Ситуационная теория лидерства нашла свое отражение в работах ..

Дугласа Макгрегора

Дэвида Макклелланда Поля Херси и Кеннета Бланшара

Уоррена Бенниса

Способность эффективно использовать все имеющиеся источники власти для превращения созданного для других видения в реальность называется лидерство

Обмен информацией становится возможен, если коммуникатор и реципиент используют…систему кодирования и декодирования информации различную

Форма наставничества, к которой относится высказывание посмотри что получается называется

Пряма передача личного опыта Формирование опыта через короткую обратную связь

Сопровождение ученика

Наибольшую известность получила типология трёх стилей лидерства, автором которой является… Курт Левин

Ренсис Лайкерт

Поль Херси

Врум-Йеттон-Яго

Манфред Кете де Врис

Кен Бланшар

Расположите степени мобилизационной готовности организма в последовательности их возникновения:

1 напряжение организма таково, как будто именно сейчас решается вопрос жизни и смерти

2 человек спит, все мышцы расслаблены и находятся в состоянии покоя

3 оптимальная готовность к любому действию, точка отсчета вашей готе вноси что-то сделать

4 «а ведь я устал»

5 лихорадочные действия

6 неготовность, нежелание что-то делать

Расставлено верно

Установите последовательность этапов осуществления наставничества:

Практика

Обратная связь

Рассказ

Показ

Расставлено верно

Расставьте теории лидерства в последовательности их возникновения (по Р. Дафту):

1 теории влияния

2 теории великого человека

3 вероятностные (ситуационные) теории

4 поведенческие теории

5 теории личностных качеств

6 теории взаимоотношений (системные)

Расставлено верно

Форма наставничества, к которой относится высказывание «Делай, как я», – это …

коучинг прямая передача личного опыта

формирование опыта через короткую обратную связь

сопровождение ученика

По мнению представителей ….. лидером является тот. кто лучше организует группу для решения конкретной задачи ситуационной теории

трансформационной теории лидерских качеств системной теории лидерства

Вспомнив мультфильм «Маугли», можно утверждать, что теория лидерства, последователями которой были инициированы перевыборы вожака стаи, после того как Акелла промахнулся, называется …

теорией великого человека

теорией личностных качеств

поведенческой теорией

ситуационной теорией

теорией влияния теорией взаимоотношений (системной, синтетической)

Состояние обоюдной готовности к приему и передаче сообщений характеризует функцию общения

информативную

коммуникативную

координационную контактную

побудительную

Основой власти … выступает возможность руководителя наказывать, препятствовать достижению целей и потребностей исполнителей

харизмы

эталона принуждения

традиций

вознаграждения

— это феномен воздействия или влияния индивида на мнения, оценки, отношения и поведение группы в целом или отдельных ее членов

Конформизм в малой группе Лидерство в малой группе

Влияние меньшинства

Автокинетический феномен

Автором теоретических положений о «Я-концепции» является . .. У. Джемс

Р. Бернс

У. Шутц

Э. Берн

Член группы, который направляет группу к ее целям, подводит итог того, что в ней уже произошло, выявляет отклонения от намеченного курса, действует исходя из роли

инициатора

вдохновителя

оценщика

погонщика контролера

Управленческая решетка Р Блейка и Дж Моутон включает …стили руководства

демократический, авторитарный и либеральный

диктаторский, попустительский и коллегиальный диктаторский, демократический, пессимистический, организаторский и манипулятивный

диктаторский, коллективный, пессимистический и организационный

Одним из условий образования малой группы является …

изолированность членов группы друг от друга

групповая открытость наличие общей территории

дифференциация

Такое проявление невербального лидерства, как мобилизация, представляет собой …

впечатление от нашего вида (восприятие нашей внешности) рабочее состояние тела, приспособление его к затрате усилий и относительно широкому выбору действий

готовность человека к предстоящему действию, характеризуемая общей собранностью внимания

непроизвольное приспосабливание человеком положения своего тела для воздействия на внешний объект, с тем чтобы приспособить объект к своим нуждам

Принцип лидерского поведения, отражающий важность самосознания, — это принцип . .. и оптимизма эмоциональной зрелости

Эмоционально окрашенное отношение к себе в разных конкретных ситуациях и различных видах деятельности называется…

установкой

Я-концепцией самооценкой

динамической характеристикой личности

самосознанием

Область применения, как основание классификации, позволяет выделять такие виды коучинга, как …

индивидуальный коучинг бизнес-коучинг

интернет-коучинг

фотокоучинг лайф-коучинг

Неверно.. что к методам самоуправления относится … анализ

самообладание

самоприказ

самовнушение целеполагание

самокритика рефлексия

Как измерять, отслеживать и оценивать вашу программу наставничества [с примерами]

Ко всем программам наставничества предъявляется одно очень важное требование — способность измерять их успех. Если вы не можете доказать, что программа успешна, существует риск того, что программа может быть закрыта руководством или что участники потеряют к ней интерес. Очень важно установить показатели успеха.

Эти показатели успеха должны быть определены и отслеживаться с самого начала программы. Что вам нужно как менеджеру программы, так это процесс измерения и оценки . Процесс: 

  • Должен быть встроен в структуру программы с самого начала.
  • Следует исходить из целей программы.
  • Должен предоставлять полезную информацию об отношениях между наставником и подопечным.

Каждая программа наставничества контролируется и оценивается; мы хотим определить каждый для ясности.

Мониторинг относится к регулярному отслеживанию программы и может осуществляться на протяжении всего наставничества.

Оценка предполагает более тщательный анализ успешности программы и обычно проводится в конце.

В этой статье мы рассказали, что менеджеры программ должны знать об измерении и отчетности об успехе своей программы наставничества.

  • Начнем с описания характеристик успешной программы;
  • , затем мы объясняем, что такое система отслеживания наставников и что отслеживается; и
  • , наконец, мы сравниваем использование программного обеспечения или нет, чтобы оценить вашу программу наставничества.

К концу статьи вы будете знать, как следить за своей программой и гарантировать ее рост и влияние. Давайте погрузимся!

Характеристики успешной программы наставничества

В «Вместе» мы помогли многим крупным организациям запустить программы наставничества. Исходя из нашего опыта, мы разработали множество статей и руководств, в которых изложены передовые методы работы с программой наставничества.

Мы также поговорили со многими экспертами, которые построили карьеру благодаря успешным программам наставничества.

Недавно мы разговаривали с двумя экспертами по наставничеству, Джоди Петерсен и Мэри Шлегель, которые стоят за MentorStrat, консультационной и обучающей фирмой по наставничеству. Мы обсудили передовой опыт для начинающих руководителей программ наставничества.

Джоди подчеркнула важность сообщения о вашей программе наставничества и привлечения других отделов для помощи: развитие, стремительный рост вовлеченности — у них были общие передовые методы.

Но еще до того, как они начали запускать свои программы, у них были системы, гарантирующие хорошо организованную программу наставничества. У всех у них было три общих черты:

  1. Предопределенные цели
  2. Ясность в отношении того, какие показатели они собирались отслеживать и составлять отчеты, а также инструменты для этого.

Кратко рассмотрим каждый подробнее.

Программа имеет заранее определенные цели

У каждой программы наставничества есть цель. Создание программы наставничества требует ресурсов и времени, поэтому вполне вероятно, что вам приходилось разрабатывать бизнес-обоснование для наставничества. В процессе создания этого бизнес-кейса, скорее всего, будут цели программы наставничества. Например, цель вашей программы наставничества может заключаться в следующем:

  • Привлечь и удержать лучшие таланты
  • Повысить вовлеченность сотрудников
  • Поддержать преемственность сотрудников 
  • Поддержать инициативы по разнообразию и интеграции

Каждая программа предназначена для достижения одной или нескольких из этих целей.

Но самые успешные программы еще более детализируют свои цели. У них есть конкретные цели и ключевые показатели эффективности. Их ключевые показатели эффективности или KPI программы наставничества поддаются наблюдению и измерению. Рассмотрим несколько примеров:

Цель Как помогает наставничество Ключевой результат
Развитие новых лидеров  Помощь высокоэффективным сотрудникам в развитии их способностей 

Увеличение скорости продвижения на 10 % в течение 12 месяцев 

Быстрее на борту

Обучение новых сотрудников компании и ожиданиям руководства Сокращение времени достижения полной квоты продаж нового представителя на 3 недели 
Поощрение разнообразия Программы наставничества поощряют и расширяют возможности сотрудников из групп меньшинств, которые в настоящее время могут не достичь следующего уровня карьерного роста  20% младших вице-президентов принадлежат к расовым меньшинствам
Развитие карьеры  Оказание помощи сотрудникам в достижении их карьерных целей путем оттачивания новых навыков 80 % сотрудников положительно оценивают свою карьеру
Повышение культуры Построение продуктивных отношений между коллегами может привести к более здоровой рабочей культуре Достичь рейтинга Glassdoor 4,3
Удержание сотрудников  Сотрудники, которые считают, что компания заботится об их карьерных перспективах и их будущем, с большей вероятностью останутся в организации дольше. Уменьшить годовой оборот с 20% до 15%
Здание репутации Организации, которые проявляют приверженность развитию своих сотрудников, приобретут репутацию желательного места для работы. Увеличить конверсию новых предложений о найме с 50% до 75%

После того, как они определили свои цели и задачи, у них также есть средства для их измерения.

Ясность показателей для отслеживания и инструментов для этого

Если вы не можете это измерить, вы не можете это улучшить. Лучшие администраторы программ компании, с которыми мы работали в «Вместе», использовали наши инструменты отчетности ( , что мы рассмотрим ниже ), чтобы отслеживать важные показатели.

Они следят за такими показателями, как количество регистраций, цели, которые ученики ставят при регистрации, навыки, которые наставники привносят в программу, количество наставников и подопечных в программе и многое другое. Остальная часть этой статьи посвящена всей этой конкретной области.

Имея это в виду, давайте перейдем к рассмотрению того, что такое система отслеживания наставничества.

Что отслеживается в системе отслеживания наставничества?

Система отслеживания наставничества отслеживает несколько ключевых показателей. Давайте рассмотрим каждый:

Регистрации

Процесс регистрации является для менеджеров программ доказательством того, что программа наставничества востребована. До этого момента у них могли быть неподтвержденные отзывы о том, что наставничество важно для сотрудников, или разговоры с руководителями, которыми они хотели бы поделиться и наставлять многообещающие таланты. Именно здесь сотрудники доказывают свою приверженность наставничеству, подписываясь на наставника или подопечного.

Руководители программ должны тщательно следить за балансом между наставниками и подопечными в процессе регистрации. Ключевой вопрос, который мы освещаем в нашем информационном документе о передовом опыте (см. раздел характеристик успешной программы наставничества ), заключается в том, что нехватка наставников является проблемой для многих программ наставничества. Регистрация в качестве наставника может пугать некоторых сотрудников, но у администраторов программ есть несколько способов убедить их, что они станут отличными наставниками.

Цели подопечных и наставников

Подопечные и наставники должны обозначить свои цели в начале программы наставничества. Точно так же, как вся программа нуждается в всеобъемлющих целях, наставники и подопечные должны обсудить, чего они надеются достичь в своих отношениях. Если они этого не сделают, их разговоры могут быть неэффективными и, в конечном счете, пустой тратой времени. Это рецепт неудачной программы.

Хорошие менеджеры программ гарантируют, что обсуждение целей между наставниками и подопечными начнется на раннем этапе. Обычно это делается через соглашение о наставничестве , в котором они договариваются об основных вещах, таких как, когда они будут встречаться и как часто, а также о важных ожиданиях, таких как цели и желаемые результаты.

Соглашение о наставничестве должно быть документом со всеми этими ожиданиями. При этом администраторы программы смогут проверять пары на протяжении всей программы и видеть, добиваются ли они прогресса в достижении согласованных целей.

Неподтвержденная обратная связь

Другой важный показатель, на который обращают внимание руководители программ, — это неподтвержденная обратная связь. Несмотря на то, что трудно дать количественную оценку, эта качественная обратная связь по-прежнему важна для наставников и подопечных. Менеджеры программы могут периодически обращаться к участникам в начале, середине и ближе к концу программы, чтобы спросить, как они себя чувствуют. Такие неформальные беседы несколько раз в течение программы могут дать менеджерам программы представление об общем настроении участников программы. Добавьте к этому более структурированную обратную связь, и менеджеры программ будут иметь более четкое представление о состоянии своей программы.

Обратная связь о сеансе

Обратная связь о сеансе выполняется после каждого сеанса. На платформе наставничества Together наставникам и подопечным предлагается заполнить форму обратной связи после каждого сеанса. Обычно обратная связь состоит из одного-двух предложений, но она помогает руководителям программ получить базу отзывов, из которых можно извлечь информацию. Это также отличный ресурс, который можно использовать при составлении отчетов о программе перед руководителями. Их можно использовать в качестве свидетельств воздействия — например, использование видеоотзывов ваших сотрудников покажет, насколько они выиграли (и вы должны включить это в свой годовой отчет). 

Бизнес-результаты

Половина работы руководителя программы заключается в успешном выполнении программы. Другая половина — доказать руководству успех программы.

Мы рекомендуем всем, кто проводит программу наставничества, загрузить наш информационный документ по ROI наставничества . Руководители программ могут использовать это руководство для количественной оценки влияния своей программы на бизнес.

Кроме того, Мэри Шлегель из MentorStrat делится несколькими полезными советами по получению данных, которые показывают четкую рентабельность инвестиций в наставничество:

Регулярный мониторинг показателей

Наличие программного обеспечения для наставничества, которое может производить аналитику и отчеты, является ценным способом измерения успеха программы наставничества. Например, в программе «Вместе» есть встроенные отчеты, которые могут измерять активность программы и вовлеченность.

Если эти данные не будут регулярно пересматриваться, то их ценность будет потеряна.

Менеджеры программ наставничества должны проверять эти показатели ежемесячно или раз в два месяца, чтобы быть в курсе каждой программы наставничества и программы в целом.

Оценка и мониторинг вашей программы наставничества

Мониторинг программы наставничества на работе обычно включает в себя отслеживание и измерение различных признаков успеха. Тем не менее, каждая программа наставничества также должна быть оценена. Это более сложный процесс, чем мониторинг с использованием системы отслеживания наставничества. Во время оценки пересматривается вся программа, от целей и результатов, определенных при ее начале, до отчетов и данных, собранных на этапе мониторинга.

Регистрация

Вместе занимается регистрацией наставников и подопечных, собирая важную информацию для успешной реализации программы. Независимо от того, используете ли вы программное обеспечение для наставничества или нет, вам необходимо отслеживать некоторую информацию о ваших зарегистрированных лицах. Это поможет нарисовать картину демографии программы. Под этим мы подразумеваем их отделы, должности, уровень старшинства, опыт и навыки, которые они надеются развить.

С менторской платформой Together вы получите следующую информацию в автоматически сгенерированном регистрационном отчете:

  • Обзор количества наставников и подопечных
  • Количество перечисленных наставниками подопечных, которых они могут взять одновременно (их способность наставничества)
  • Регистрация по дням
  • Ответы на вопросы о регистрации

Сопряжение 90 069

Когда дело доходит до рассмотрения пары в программе наставничества, все зависит от первоначального совпадения. Есть несколько способов подобрать наставника к подходящему подопечному:

  1. (с помощью программного обеспечения, такого как Together) Алгоритмы и данные могут подобрать пару на основе местоположения, целей, интересов и опыта.
  2. Ученики могут самостоятельно выбирать, где они могут просматривать профили разных наставников, которые, как они знают, им подходят.
  3. Руководители программ могут объединяться в пары после того, как увидят свои цели и уровни опыта, чтобы создать хорошую пару наставников.

Менеджеры программ должны внимательно следить за качеством своих пар. В «Вместе» мы настоятельно рекомендуем руководителям программ планировать процесс создания пар таким образом, чтобы им руководил подопечный. Мы делаем это, потому что подопечные являются основными бенефициарами программы. Они должны иметь право голоса в том, кто их наставляет, если только они не решат, что кто-то другой будет решать за них. Автономия и выбор приведут к лучшим результатам. Если подопечные выбирают своих наставников, они будут больше вкладываться в отношения.

Сессия

Один из лучших способов оценить эффективность вашей программы наставничества на рабочем месте — запросить отзывы у участников. Когда наставничество идет своим чередом, попросите подопечного и наставника заполнить анкету. Вы можете спросить их, как они относятся к наставничеству, и даже узнать, будут ли они рекомендовать программу другим. Эта информация может помочь определить ключевые области, которые еще предстоит проработать. Это также может выявить части программы наставничества, которые работают хорошо.

Отчет о навыках и целях

Менеджеры программ должны понимать, есть ли совместимость между наставниками и подопечными. У отличной программы будут наставники, обладающие навыками и опытом, которые нужны подопечным. Эту информацию предоставляет отчет о навыках и целях.

Например, в вашей программе может быть 24 подопечных, желающих развить свои навыки эффективного общения. Если у вас есть 6 наставников, которые назвали своим главным навыком эффективное общение, вам нужно попросить каждого из этих 6 наставников взять на себя 4 подопечных. Если они согласятся, у всех подопечных будет наставник с именно теми навыками, которые они хотят развить.

Эта информация может быть довольно тонкой и вести вашу программу в разных направлениях. В приведенном выше примере просьба к наставникам взять на себя несколько подопечных одновременно будет означать, что вы создаете программу группового наставничества. Программы группового наставничества отличаются от традиционных программ наставничества один на один, и руководители программ должны знать об этих различиях и о том, где они лучше всего подходят.

Кроме того, отчет о навыках и целях на платформе Together позволяет руководителям программ видеть, что чаще всего обсуждается на каждой встрече. Это может быть индикатором преобладающих навыков, которые подопечные хотят освоить. Например, на изображении ниже эта программа наставничества сосредоточена на инновационном мышлении и построении команды. С помощью этой информации менеджеры программ могут создавать более индивидуальные программы сеансов или мероприятия, если захотят.

Запуск программы наставничества с помощью программного обеспечения или вручную

Мы рассмотрели много вопросов по измерению вашей программы наставничества. Тема использования программного обеспечения поднималась несколько раз, поэтому мы хотели включить раздел с изложением того, когда вы должны или не должны рассматривать программное обеспечение для наставничества. В целом, это зависит от размера вашей программы. Но давайте подробнее:

Встречи

Хотя сбор данных может занимать много времени, это не обязательно. Программное обеспечение для наставничества может помочь вам отслеживать ход выполнения программы наставничества на рабочем месте. Ведя цифровые записи, в том числе расписание встреч участников программы, менеджеры программы наставничества на рабочем месте смогут быстро оценить ход выполнения программы.

Программное обеспечение для наставничества также способно создавать отчеты о ходе выполнения программы наставничества. Это может помочь руководству организации и заинтересованным сторонам быстро получить доступ к своей информации, чтобы увидеть, насколько успешной была программа наставничества. Это также может выявить области программы наставничества, которые нуждаются в улучшении.

Сбор отзывов

Как кратко упоминалось выше, сбор отзывов — невероятно важная часть всех успешных программ наставничества. Если у вас его нет, как вы можете улучшить или узнать, выполняете ли вы свои цели в программе? Это важно.

С таким программным обеспечением для наставничества, как Together, у вас есть целый арсенал инструментов для сбора значимых отзывов от участников. У вас есть:

  • Регистрационные анкеты
  • Формы обратной связи после сеанса
  • Периодические опросы
  • Рейтинги пар

Без программного обеспечения собрать такую ​​информацию намного сложнее. В то время как с платформой Together это можно сделать с первого взгляда.

Краткий обзор результатов

Программное обеспечение Together позволяет менеджерам программ быстро получать информацию. Они могут увидеть эффективность программы с высокого уровня или увеличить отдельные пары наставник-наставляемый.

Без программного обеспечения руководителям программ пришлось бы связываться с участниками и брать у них индивидуальные интервью. Это займет много времени и, возможно, произойдет после того, как отношения завершились.

В целом, компаниям, желающим начать программу наставничества, следует использовать программное обеспечение для наставничества, если они хотят запустить программу в масштабе. Использование электронных таблиц возможно, если участников меньше 25, но управлять таким количеством парных комбинаций и отношений наставничества после того, как все закончится, становится логистическим кошмаром.

Если в вашей программе более 25 участников, свяжитесь с нами сегодня, чтобы узнать, как программное обеспечение для наставничества может сделать вашу программу настолько простой, что она работает сама.

Какие бывают виды наставничества?

Наставничество происходит, когда более опытный профессионал делится знаниями и советами с более экологичным подопечным с целью передачи навыков и содействия профессиональному развитию.

Отношения «наставник — подопечный» отличаются от типичной структуры «менеджер — сотрудник» тем, что главная обязанность менеджера — следить за выполнением сотрудником своих основных должностных функций, тогда как основная роль наставника — дать подопечному перспективу и помочь ему в карьере стратегии развития.

Наставничество имеет множество преимуществ. Сотрудники, которых наставляют, как правило, более продуктивны и вовлечены. Согласно одному исследованию, подопечные получают повышение в пять раз чаще, чем те, кто не участвует в программе наставничества.

Существует множество различных типов наставничества — от однорангового до группового наставничества — и каждый стиль имеет свои уникальные преимущества.

Типы наставничества на рабочем месте

Индивидуальное наставничество

При наставничестве один на один более опытный наставник помогает менее опытному подопечному развивать свою карьеру. Это может выглядеть так: 

  • Наставляемый ставит цели профессионального развития и помогает наставляемому достичь этих целей
  • Наставник обучает подопечных новым навыкам
  • Подопечный задает наставнику вопросы о том, как они продвигаются по карьерной лестнице 
  • Наставник консультирует подопечного по следующим карьерным шагам 
  • Наставник консультирует подопечного о том, как справляться с болями, связанными с работой

Наставничество обычно длится в течение определенного периода времени — часто от трех месяцев до года. Оба человека обязуются встречаться с определенной регулярностью, вероятно, один или два раза в месяц. Но если договоренность взаимовыгодна, она может длиться гораздо дольше.

Индивидуальное наставничество может происходить лично (например, за чашечкой кофе) или виртуально. Если вы раздумываете, предпочитаете ли вы получать наставничество лично или удаленно, подумайте о своих целях и потребностях.

Встреча лицом к лицу может создать безопасное пространство для открытости и аутентичности — связь, которую может быть сложно создать перед экраном. Но удобство встреч в Zoom может сделать ежемесячное наставничество более выполнимым. Виртуальные встречи также позволят вам закинуть широкую сеть в поисках идеального наставника.

Ситуационное наставничество

Ситуационное наставничество полезно, когда вы хотите развить навык или решить конкретную проблему. Этот тип отношений наставничества предполагает обращение к наставнику, который успешно справился с бизнес-задачей, с которой вы столкнулись. Цель состоит в том, чтобы ваш наставник использовал свой опыт, чтобы помочь вам в этой конкретной ситуации.

Ситуационное наставничество может быть особенно полезным для предпринимателей — особенно на сложном этапе — например, привлечение инвесторов, создание команды или продажа бизнеса.

Обратное наставничество

Обратное наставничество происходит, когда младшие специалисты обучают более старших специалистов в определенной области. Этот тип договоренности может быть полезен для обмена навыками, связанными с технологиями. Например, если пожилой основатель пытается построить маркетинговую стратегию на TikTok, он может извлечь выгоду, подключив сотрудника поколения Z.

Точно так же профессионалы поколения Z и миллениалов могут помочь лидерам бумеров и поколения X понять молодое поколение. Этот тип обмена знаниями может помочь пожилым руководителям: 

  • Разработка более привлекательных продуктов
  • Понимать важность борьбы с расизмом и поиска разнообразной и инклюзивной рабочей силы 
  • Узнайте, как использовать инструменты цифровой коммуникации и повышения производительности, такие как Zoom, Slack, Notion и Asana 

Обратное наставничество также может способствовать развитию взаимопонимания и дружбы между поколениями.

Групповое наставничество

Групповое наставничество — это соглашение, при котором три или более сотрудников или специалистов делятся знаниями друг с другом. Иногда все в группе находятся на одном и том же этапе карьеры, что больше похоже на наставничество сверстников. Или может быть более опытный наставник, который будет руководить несколькими подопечными на групповых занятиях.

В сценарии группового наставничества подопечные извлекают пользу, обучаясь и получая поддержку от нескольких коллег, занимающих одинаковую карьеру, а не только от одного наставника. Групповое наставничество может особенно хорошо работать для предпринимателей, которым будет полезно встретиться с группой коллег-основателей, чтобы решить бизнес-проблемы, обменяться уроками маркетинга и поделиться стратегиями выхода на рынок.

Виды группового наставничества

Групповое наставничество с фасилитатором

Групповое наставничество с фасилитатором включает в себя группу подопечных, работающих с наставником. В этом типе наставничества подопечные формируют повестку дня встречи и формулируют групповые цели. Наставляемые могут учиться на проблемах и вопросах, заданных другими наставляемыми, что может выявить важные идеи, которые вы изначально не рассматривали.

Групповое наставничество отлично подходит для совместных учащихся. Однако потенциальным недостатком может быть нехватка времени, чтобы задать наставнику все интересующие вас вопросы.

Коллективное наставничество

Коллективное наставничество происходит, когда группа людей, обычно с одинаковыми ролями и карьерными уровнями, собирается вместе, чтобы поделиться уроками. Этот подход может включать в себя обмен выводами от сложных клиентов, изучение отраслевых тенденций или обсуждение проблемы, с которой сталкивается коллега.

Обучение в такой среде, когда все находятся на одном игровом поле, может быть очень полезным. Но отсутствие более опытного наставника, способного предложить решения, может привести к тому, что группа застрянет.

Групповое наставничество

Групповое наставничество происходит, когда группа наставников и группа подопечных объединяют усилия для совместного обучения, часто в контексте организации. Преимущества группового наставничества включают создание сообщества, развитие навыков делового общения и обучение у самых разных людей.

Типы стилей наставничества 

Будущему подопечному важно подумать о том, какой стиль наставничества может подойти вам лучше всего. Наставники также должны быть в состоянии описать свой стиль наставничества. Предварительное обсуждение этих предпочтений поможет наставникам и подопечным найти хорошие пары.

Согласно платформе наставничества «Вместе», существует восемь различных типов стилей наставничества, в том числе:

Консультант

Консультанты используют свой опыт, чтобы направлять подопечных по определенному карьерному пути. Это включает в себя предложение, какие шаги нужно предпринять, чтобы перейти от A (текущая работа) к B (желаемая работа). Этот стиль больше похож на подход «сверху вниз» и предполагает, что у наставника есть ответы.

Если вам нужен совет о том, как перейти на следующий уровень в вашей карьере, найдите консультанта, который пошел по пути, который вы хотели бы выбрать.

Защитник

Защитники сосредотачиваются на создании безопасного пространства для исследования своих подопечных. Поиск защитника может быть правильным шагом во время стрессового события в карьере, например, при переходе на новую должность или в новую отрасль — или после увольнения.

Коуч

Коучи, как правило, позволяют своим подопечным управлять отношениями. Этот подход включает в себя активное слушание, празднование побед подопечного и предвидение проблем. Поиск тренера может иметь смысл, если вам нравится решать свои собственные проблемы, но вам может понадобиться небольшое руководство.

Соединитель

Соединители любят знакомить подопечных со своими сетями. Когда коннектор понимает, какие навыки хочет развить его подопечный, он свяжет подопечного с контактом, который силен в этой области.

Наставничество со стороны контактного лица может быть особенно полезным для предпринимателей, стремящихся развивать несколько направлений своего бизнеса. Коннектор может представить своего подопечного различным экспертам, чтобы обсудить такие вещи, как написание бизнес-плана, составление бюджета и найм.

Претендент

Претенденты любят подталкивать своих подопечных к критическому мышлению и творческому решению проблем. Они также любят играть адвоката дьявола. Подумайте о том, чтобы найти наставника такого типа, если вы обнаружите, что такой вызов помогает вам лучше мыслить, работать, творить или решать проблемы.

Осветлитель

Осветлитель помогает подопечным понять культуру компании, политику и организационную структуру. Быть наставником разъяснителя может быть особенно полезно, если вы новичок в компании или если вы работаете в крупной компании.

Спонсор

Спонсор использует свое влияние, чтобы защищать подопечного (или протеже), чтобы связать его с карьерными и деловыми возможностями. Поиск спонсора может быть особенно полезен для учредителей, которые ищут клиентов, партнеров или инвестиционный капитал.

Утверждающий

Утверждающий выступает в качестве доски для своих подопечных. Они помогают подопечным разобраться и справиться со сложными ситуациями, слушая и предлагая рекомендации. Вы можете подумать о поиске аффирматора, если чувствуете, что вам нужно подтверждение решений, которые вы принимаете на работе.

Типы наставнических отношений 

Формальное наставничество

Наставнические отношения могут быть как формальными, так и неформальными. Примером официальных отношений наставничества может быть шестимесячная программа, организованная компанией, в рамках которой наставники и подопечные устанавливают цели и встречаются в течение часа каждый месяц.

Формальные программы популярны среди крупных организаций: около 70% компаний из списка Fortune 500 предлагают своим сотрудникам программы наставничества.

Неформальное наставничество

Неформальное наставничество может начаться со случайной встречи, которая может перерасти в случайные телефонные разговоры или счастливые часы в Zoom.