Кадастровая оценка участков: правила, порядок проведения, методы расчета

Государственная кадастровая оценка земельных участков завершена во всех регионах России

Цветовая схема:

C
C
C
C

Шрифт

Arial
Times New Roman

Размер шрифта

A
A
A

Кернинг

1
2
3

Изображения:

Обычная версия

Об учреждении

19 декабря 2022 05:12

Количество просмотров: 404

Работы по определению кадастровой стоимости земельных участков завершены во всех субъектах Российской Федерации, где проводится ГКО. В фонд данных ГКО включены отчеты об итогах государственной кадастровой оценки 85 регионов.

Закон, устанавливающий единый цикл ГКО, принят в 2020 году. Синхронизация мероприятий позволит предоставить актуальную кадастровую стоимость на определенную дату по единой методологии для всей страны. Государственная кадастровая оценка будет проходить каждые 4 года, а в городах федерального значения – раз в 2 года при принятии соответствующего решения.

В настоящее время ведется работа по совершенствованию системы государственной кадастровой оценки.

«В 2022 году в рамках единого цикла государственной кадастровой оценки в России проведена оценка более 61 млн земельных участков. Повысить ее эффективность и избежать возникновения спорных вопросов помогает системная работа, которую Росреестр проводит совместно с бюджетными учреждениями регионов, наделенными полномочиями по определению кадастровой стоимости, и при поддержке членов Общественного совета при ведомстве. По инициативе Росреестра создана экспертная группа, которая занимается рассмотрением предложений в области нормативно-методического сопровождения и цифровой трансформации государственной кадастровой оценки. Мы анализируем и актуализируем положения нормативно-правовых актов и методических указаний с целью совершенствования процедуры определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», – рассказала заместитель руководителя Росреестра, руководитель цифровой трансформации Елена Мартынова.

По инициативе Росреестра для обсуждения существующей проблематики в октябре прошла рабочая встреча с членами экспертной группы по обеспечению нормативно-методического сопровождения кадастровой оценки, посвященная вопросам установления кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости.

«Введение единого цикла государственной кадастровой оценки призвано повысить качество оценки, сопоставимость по дате оценки результатов по всем субъектам, обладать полной стоимостной картиной по имеющимся объектам недвижимости на территории всей страны. Государственная кадастровая оценка земельных участков уже успешно проведена в Республике Башкортостан по новым правилам. Это одномоментно позволило получить цельную, неразрывную стоимостную картину по всему субъекту, без учета категории земель, на основе вида разрешенного использования», – отметила руководитель ГУП Республики Башкортостан «Государственная кадастровая оценка и техническая инвентаризация» Светлана Санникова.

«Пермский край при проведении ГКО применяет принципы непредвзятости и независимости результатов государственной кадастровой оценки, чему способствуют выработанные и установленные единые критерии проверки отчетов об итогах государственной кадастровой оценки для всех бюджетных учреждений. Применяемая единая методика позволила качественно оценить все земельные участки. Кроме того, единая дата определения кадастровой стоимости и единая методика расчета позволяют сопоставить результаты, полученные в Пермском крае, с результатами, полученными в других субъектах РФ, что также можно считать дополнительным критерием качества проведенных работ», – отметил и.о. директора ГБУ «Центр технической инвентаризации и кадастровой оценки Пермского края» Никита Морошкин.

«На территории Красноярского края утверждены результаты оценки 1,4 млн земельных участков общей площадью более 110 млн га. Кадастровая оценка является, по сути, индикатором развития рынка недвижимости. Сфера применения кадастровой стоимости многогранна, это расчет арендных платежей, земельного налога, выкупной стоимости земельных участков, находящихся в публичной собственности, а также государственной пошлины при наследовании, судебных разбирательствах», – рассказала директор КБУ «Центр кадастровой оценки» Елена Марченко.

Для совершенствования процедур в области государственной кадастровой оценки в 2022 году Росреестр также провел стратегические сессии «Государственная кадастровая оценка сегодня и завтра» и «Национальная система пространственных данных: развитие государственной кадастровой оценки».

Источник: https://rosreestr.gov.ru/press/archive/gosudarstvennaya-kadastrovaya-otsenka-zemelnykh-uchastkov-zav…

  • ← Пред. новость
  • След. новость →

Государственная кадастровая оценка: изучаем нововведения

Главная »
Землеустройство »
Государственная кадастровая оценка: изучаем нововведения

С 1 января 2022 года начнется проведение государственной кадастровой оценки земельных участков, в 2023 году оценят объекты капитального строительства

 

Федеральный закон от 03.07.2016 № 237-ФЗ (ред. от 11.06.2021) «О государственной кадастровой оценке» (далее – Закон) разработан в соответствии с поручениями Президента РФ. Он призван усовершенствовать порядок определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в целях недопущения применения при налогообложении величины кадастровой стоимости объекта, превышающей величину его рыночной стоимости.

Для этого предусмотрен комплекс мер. Так, государственную кадастровую оценку будут проводить с другой периодичностью. По-новому начнут исчисляться сроки применения кадастровой стоимости. Скорректируют правила исправления ошибок, допущенных при её определении.

Очередную государственную кадастровую оценку будут проводить через четыре года с года последней оценки. Города федерального значения смогут сократить этот срок вдвое.

Новые правила начнут применяться:

– с 1 января 2022 года – в отношении земельных участков;

– с 1 января 2023 года – в отношении зданий, помещений, сооружений, объектов незавершённого строительства, машино-мест.

Следует учесть новые требования законодательства: решение о проведении очередной государственной кадастровой оценке принимается субъектом не позднее чем за полгода до 1 января года будущей оценки. То есть до 1 июля текущего года субъект должен определиться с проведением процедуры кадастровой оценки в году следующем.

Сведения о кадастровой стоимости, которые внесены в ЕГРН, будут применяться, в частности, с 1 января года:

– следующего за годом, когда вступил в силу акт об утверждении результатов определения кадастровой стоимости;

– следующего за годом, когда вступил в силу акт о внесении изменений в акт об утверждении результатов определения кадастровой стоимости. Речь идёт о случае, если кадастровая стоимость увеличилась;

– в котором в бюджетное учреждение подано заявление об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной, но не ранее даты постановки объекта на государственный кадастровый учёт. Это положение будет применяться, если заявление удовлетворено.

Сейчас сведения о кадастровой стоимости по общему правилу применяются со дня, когда вступил в силу акт об утверждении результатов государственной кадастровой оценки.

Ещё одним нововведением является новый механизм пересмотра результатов государственной кадастровой оценки в случае серьезного снижения цен на рынке недвижимости. Бюджетное учреждение ежегодно по состоянию на 1 января будет рассчитывать индекс рынка недвижимости на основе сопоставления кадастровой и рыночной стоимости. В случае его снижения более чем на 30% по сравнению с величиной индекса рынка недвижимости года, следующего за годом проведения последней государственной кадастровой оценки, бюджетным учреждением будет изменяться актуальная кадастровая стоимость объектов недвижимости, за исключением случаев, если кадастровая стоимость установлена в размере рыночной, путем ее умножения на индекс рынка недвижимости.

Заявление об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, вправе подать любые юридические и физические лица (раньше только лица, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивали их права или обязанности), а также органы государственной власти и органы местного самоуправления. Заявление об исправлении ошибок можно подать в течение 5 лет со дня внесения в ЕГРН сведений о кадастровой стоимости (ранее – пока кадастровая оценка действует, то есть до дня принятия акта об утверждении результатов очередного определения кадастровой стоимости, либо до дня включения в ЕГРН кадастровой стоимости, определенной по итогам оспаривания кадастровой стоимости). Скорректированы сроки: как и ранее, заявление рассматривается в течение 30 дней, при этом исключена возможность увеличения сроков. Бюджетное учреждение будет исправлять ошибки, допущенные при определении кадастровой стоимости, в течение 45 календарных дней со дня поступления заявления (ранее – 60 дней). Если бюджетное учреждение решит, что была ошибка, и нужно пересчитать кадастровую стоимость, то оно будет обязано проверить, допущена ли выявленная ошибка в отношении иных объектов недвижимости, в том числе соседних, смежных, однотипных. Если да, то кадастровую стоимость этих объектов тоже пересчитают, это позволит собственникам аналогичных объектов недвижимости получить перерасчет кадастровой стоимости без обращения в исполнительный орган и/или суд. Следует отметить, что все ошибки в определении кадастровой стоимости рассматриваются в пользу правообладателя объекта недвижимости. Например, если исправление ошибки в определение кадастровой стоимости привело к ее уменьшению, то новая стоимость применяется ретроспективно взамен оспоренной. Если стоимость увеличилась – она будет применяться только со следующего года

В Законе об оценочной деятельности теперь предусмотрено, что в случае наличия нескольких применяемых в один момент времени кадастровых стоимостей, определенных на одну дату, применяется наименьшая из таких стоимостей.

С 2023 года будет действовать обязательный «досудебный» порядок. Чтобы снизить кадастровую стоимость, придется обратиться сначала в бюджетное учреждение, установившее кадастровую стоимость, с заявлением об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной. К нему нужно будет приложить отчет об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости. Закон предусматривает не оспаривание, а установление кадастровой стоимости равной рыночной. То есть собственник может заказать отчет об оценке рыночной стоимости. Если она окажется меньше кадастровой, то он вправе в течение 6 месяцев с даты оценки подать заявления об установлении кадастровой стоимости равной рыночной и приложить данный отчет.

Заявление об установлении рыночной стоимости можно будет подать в бюджетное учреждение или МФЦ в период с даты постановки объекта на государственный кадастровый учёт до даты снятия с учёта. При этом потребуется уложиться в 6-месячный срок с даты, по состоянию на которую проведена рыночная оценка объекта. Решение бюджетного учреждения в отношении заявления об установлении рыночной стоимости может быть оспорено в суде в порядке административного судопроизводства. Одновременно с оспариванием решения бюджетного учреждения в суд может быть также заявлено требование об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости. Также, решение об установлении рыночной стоимости в качестве кадастровой могут оспорить в суде органы муниципальной или региональной власти, если затронуты их интересы, в том числе в части налогообложения.

Действующие правила рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости утратят силу с 1 января 2023 года. Соответственно, с этой даты начнёт действовать новый порядок.

На территории Кемеровской области – Кузбасса государственную кадастровую оценку осуществляет Государственное бюджетное учреждение «Центр государственной кадастровой оценки и технической инвентаризации Кузбасса». За ходом выполнения работ следит областная комиссия по рассмотрению хода выполнения работ и результатов государственной кадастровой оценки земель Кемеровской области, утвержденная постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 25.09.2008 № 414 «О создании областной комиссии по рассмотрению хода выполнения работ и результатов государственной кадастровой оценки земель Кемеровской области» (в редакции постановлений Коллегии Администрации Кемеровской области от 16. 09.2009 № 384, от 15.09.2011 № 418, от 03.07.2012 № 241, от 04.09.2014 № 347, от 27.03.2019 № 196).

Таким образом Закон направлен на получение объективной кадастровой стоимости объектов недвижимости. С его принятием кадастровая оценка будет проводиться чаще, а, следовательно, кадастровая стоимость объекта недвижимости будет сопоставима с его рыночной стоимостью.

 

Закон об оценке земель – Riigi Teataja

Принят 09.02.1994
RT I 1994, 13, 231
Вступил в силу 05.03.1994

Изменен следующими правовыми актами (показать)

90 024 27.02.2010

Пройдено Опубликован Вступил в силу
14.12.1994 РТ I 1994, 94, 1609 29.12.1994 90 025
14.12.1994 РТ I 1995, 2, 4 19.01.1995
30.04.1996 РТ I 1996, 36, 738 07.06.1996
26.06.1 996 РТ I 1996, 49, 953 26. 07.1996
15.11.2000 РТ I 2000, 92, 598 18.06.2001
07.03.2001 РТ I 2001, 31, 172 07.04.2001
19.06.2002 РТ I 2002, 61, 375 01.08.2002
13.12.2007 РТ I 2007, 69, 425 01.01.2008
27.01.2010 РТ I 2010, 8, 37
22.04.2010 РТ I 2010, 22, 108 01.01.2011 вступает в силу в день, указанный в решении Совета Европейского Союза об отмене отступления, установленного в пользу Эстонской Республики, на основании, предусмотренном частью 2 статьи 140 Договор о функционировании Европейского Союза, Решение № 2010/416/EU Совета Европейского Союза от 13 июля 2010 г. (OJ L 196, 28.07.2010, с. 24–26).
19.12.2013 РТ I, 14.01.2014, 1 24.01.2014
19.06.201 4 RT I, 29.06.2014, 109 01. 07.2014, должности министров были заменены на основе подраздела 4 § 107³ Закона о правительстве Республики, начиная с формулировки в силе с 1 июля 2014 года. 18.01.2016
17.01.2018 РТ I, 30.01.2018, 1 01.01.2019
06.06.2018 РТ I, 29.06.2018, 1 01.07.2018
24.11.2021 РТ I, 08.12.2021, 2 01.01.2022
23.02.2022 РТ I, 10.03.2022, 2 900 25

15.03.2022, в части 01.01.2024
13.04.2022 РТ I, 27.04.2022, 1 07.05.2022

Глава 1 ОБЩАЯ ЧАСТЬ  

§ 1.  Цель Закона

 Настоящим Законом устанавливаются основания и порядок оценки земли. Результаты оценки используются при совершении сделок, консолидации земель, налогообложении и приватизации, компенсации за незаконно отчужденные земли и других целях.
[RT I, 10.03.2022, 2 – в силе с 15. 03.2022]

§ 1 1 .  Закон о применении административных процедур

  К административным производствам, указанным в настоящем Законе, применяются положения Закона об административном производстве с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Законом.
[RT I 2002, 61, 375 – в силе с 01.08.2002]

§ 2. Объект оценки

(1) Объект оценки – земельный участок без строений, леса, другой растительности или аксессуары, расположенные на нем. При индивидуальной оценке объектом оценки может быть земельный участок вместе с его существенными частями и принадлежностями.

 (2) В случае, предусмотренном статьей 10 настоящего Закона, объектом оценки является земельный участок вместе с выросшим на нем лесом.

§ 3. Основа, цель, методология и виды оценки

 (1) Оценка земли основывается на передовой практике и международно признанных принципах оценки недвижимого имущества.

 (2) Целью оценки является определение обычной стоимости земли.

 (3) При оценке используются подход сравнения продаж, доходный подход, затратный подход и их комбинации.
[RT I, 10.03.2022, 2 – в силе с 15.03.2022]

(4) Оценка земли подразделяется на массовую, индивидуальную и оценку незаконно отчужденной земли.

§ 4. Оценщик земли

 (1) Оценщик земли (далее оценщик ) – лицо, получившее и имеющее действующую профессию оценщика земли 7 уровня. Оценщиком жилой недвижимости может быть также лицо, получившее и имеющее действующую профессию оценщика жилой недвижимости 6-го уровня на основании Закона о профессиях. В случаях, предусмотренных законом, оценщиком является Земельный департамент.
[RT I, 10.03.2022, 2 – в силе с 15.03.2022]

 (1 1 ) Оценщиком может выступать лицо, получившее иностранную профессиональную квалификацию, если его профессиональная квалификация признана в соответствии с Закон о признании иностранных профессиональных квалификаций. Компетентным органом, предусмотренным частью 2 статьи 7 Закона о признании иностранных профессиональных квалификаций, является Земельный департамент.
[RT I, 30.12.2015, 1 – в силе с 18.01.2016]

 (2) Оценщик имеет право запрашивать информацию, необходимую для оценки земли, у собственника или владельца, а также во всех государственных органах и органах местного самоуправления.
[RT I, 10.03.2022, 2 – в силе с 15.03.2022]

(3) Оценщик обязан сохранять конфиденциальность профессиональной и коммерческой тайны, раскрытой ему в ходе проведения оценки.

§ 4 1 .  Массовая оценка и налогооблагаемая стоимость земли

 (1) Массовая оценка – это маркированная оценка земли на основе баз данных, в результате которой определяется налогооблагаемая стоимость земли по каждой кадастровой единице.

 (2) Массовую оценку проводит Земельный департамент с привлечением специалистов, в том числе профессиональных оценщиков.

 (3) Массовая оценка проводится раз в четыре года.
[RT I, 10.03.2022, 2 – в силе с 15.03.2022]

§ 4 2 .  Информация, используемая для массовой оценки

 (1) Массовая оценка основана на следующей информации:
 1) данные о сделках в базе данных сделок земельной книги по состоянию на 30 июня года оценки.
 2) данные, характеризующие земельный участок на карте стоимости земли земельного кадастра;
 3) данные, необходимые для анализа рынка недвижимого имущества.

 (2) В случае внесения в земельный кадастр новой кадастровой единицы или изменения данных, указанных в пункте 2 части 1 настоящей статьи, после массовой оценки налогооблагаемая стоимость земли кадастровой единицы определяется на основании измененные данные.
[RT I, 10.03.2022, 2 – в силе с 15.03.2022]

§ 4 3 .  Методика массовой оценки

 (1) При массовой оценке:
 1) анализируются данные, указанные в части 1 статьи 4 2 настоящего Закона;
 2) кадастровые единицы группируются по сходным признакам;
 3) к каждой кадастровой единице применяется ценовая модель соответствующей группы или групп и рассчитывается налогооблагаемая стоимость земли.

 (2) Факторы, влияющие на стоимость земли, включают местоположение, использование и его ограничения, инфраструктуру, площадь, качество земли и права на строительство.

 (3) При массовой оценке не учитывается влияние договоров аренды и коммерческой аренды или ограниченных вещных прав или отметок, внесенных в земельную книгу, на стоимость земли.

 (4) При массовой оценке выезды для осмотра на место не проводятся.

 (5) Министр, отвечающий за сектор политики, своим постановлением устанавливает:
 1) условия, исключающие сделки из учета;
 2) основания для корректировки данных о сделках;
 3) данные, которые могут быть использованы для анализа рынка недвижимого имущества;
 4) различия в учете факторов, влияющих на стоимость земли;
 5) территории, в которых учитывается влияние прав на застройку на стоимость земли;
 6) описания групп кадастровых единиц со схожими характеристиками и моделями оценки;
 7) данные, подлежащие предоставлению при расчете налогооблагаемой стоимости земли;
 8) достоверность представления налогооблагаемой стоимости земли.
[RT I, 10.03.2022, 2 – в силе с 15. 03.2022]

§ 4 4 .  Раскрытие и внесение налогооблагаемой стоимости земли

 Налогооблагаемая стоимость земли вместе с расчетом раскрывается в земельном кадастре не позднее 31 октября года проведения массовой оценки и вводится 31 декабря того же года.
[RT I, 10.03.2022, 2 – в силе с 15.03.2022]

Глава 2 МАССОВАЯ ОЦЕНКА

§ 5. Понятие и основания массовой оценки

  [Часть недействительна – RT I, 10.03.2022, 2 – в силе с 15.03.2022]

§ 5 1 .  Проведение массовой оценки

  [Часть недействительна — RT I, 10.03.2022, 2 – в силе с 15.03.2022]

§ 6. Налогооблагаемая стоимость земли очищенный — RT I, 10.03.2022, 2 – в силе с 15.03.2022]

§ 6 1 . Средняя стоимость земли
[Часть недействительна – RT I, 27.04.2022, 1 – в силе с 07.05.2022]

§ 6 2 .  Налогооблагаемая стоимость земли под коммуникациями

 На основании результатов массовой оценки земли, проведенной в соответствии с настоящим Законом, Земельный департамент рассчитывает налогооблагаемую стоимость земли под коммуникациями с целью определения предусмотренной допусковой платы в Законе о применении Закона о собственности.
[RT I, 30.01.2018, 1 – в силе с 01.01.2019]

§ 7.  Разрешение споров о регулировании оценки земли в административном порядке 9

Глава 3 ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ОЦЕНКА  

§ 8.

 (1) Индивидуальная оценка означает определение стоимости объекта оценки для целей совершения сделки или для иных целей.
[RT I, 29.06.2018, 1 – в силе с 01.07.2018]

(2) Правила индивидуальной оценки, в том числе методика оценки древесины на корню, устанавливаются постановлением Правительства Республики.
[RT I, 08.12.2021, 2 – в силе с 01.01.2022]

(3) [Исключена]

(4) Индивидуальная оценка производится за счет лица, ее заказывающего.

 (5) [Часть недействительна – RT I, 10.03.2022, 2 – в силе с 15.03.2022]

§ 8 1 . Плата за пользование инженерными сетями, инженерными сетями и дорогами

Плата за пользование инженерными сетями, инженерными сетями и дорогами устанавливается в размере трех процентов от рыночной или налогооблагаемой стоимости земли при условии, что последняя соответствует рыночной стоимости. Компенсация земельного налога добавляется к плате за использование в пределах площади использования.
[RT I, 08.12.2021, 2 – в силе с 01.01.2022]

§ 8 2 .  Определение обычной стоимости и платы за пользование недвижимой вещью

 Если на основании закона Земельный департамент может определить обычную стоимость или плату за пользование недвижимой вещью, Земельный департамент может использовать налогооблагаемую стоимость земли, рассчитанную на основании актуальных данных в базе данных сделок земельного кадастра в качестве основы для такого определения.
[RT I, 10.03.2022, 2 – в силе с 15.03.2022]

Глава 4 ОЦЕНКА НЕЗАКОННО ОТЛУЧЕННОЙ ЗЕМЛИ  

§ 9.  Оценка незаконно отчужденной земли

 (1) Стоимость незаконно отчужденной земли определяется для компенсации за землю, которая не подлежит возврату в соответствии с подразделом 2 § 6 Закона о земельной реформе и для определения суммы долга, подлежащего уплате государству в случае возврата земли в размере, превышающем право требования.
[RT I 2001, 31, 172 – в силе с 07.04.2001]

 (2) [Часть недействительна – RT I 2001, 31, 172 – в силе с 07.04.2001]

 (3) Стоимость незаконно отчужденного земельного участка определяется исходя из общей площади земельного участка на момент отчуждения. Общая площадь незаконно отчужденной именной недвижимости по состоянию на 1940 год определяется на основании записей в крепостной книге, перечней земель, подлежащих налогообложению, договоров купли-продажи, судебных решений, безвозмездных договоров, документов о принятии наследства или иных документов, удостоверяющих размер земли. В случае расхождений в сведениях стоимость земли определяется на основании записи из крепостной книги, а при ее отсутствии — на основании последнего документа.

 (4) Стоимость незаконно отчужденных земель, расположенных в малонаселенных районах, определяется на основе средневзвешенной налогооблагаемой стоимости одного гектара общей площади волости без учета налоговых льгот, уменьшающих налогооблагаемую стоимость земля.
[RT I 2001, 31, 172 – в силе с 07.04.2001]

(5) Стоимость незаконно отчужденного земельного участка, расположенного в густонаселенном районе, определяется исходя из налогооблагаемой стоимости земельного участка в расчете на квадратный метр жилых земли в зоне стоимости без учета налоговых льгот, уменьшающих налогооблагаемую стоимость земли. Стоимость до 0,5 га незаконно отчужденной земли определяется исходя из налогооблагаемой стоимости земли. Если площадь незаконно отчужденной земли превышает 0,5 га, оценочная стоимость земли умножается на коэффициент 0,1 для определения стоимости оставшейся незаконно отчужденной земли. В случае частичного возврата земли, но площадь возвращаемой земли менее 0,5 га, для определения стоимости незаконно отчужденной земли стоимость разницы между возвращенной землей и 0,5 га определяется исходя из налогооблагаемой стоимости земли. а для определения стоимости оставшейся невозвращенной земли налогооблагаемая стоимость земли умножается на коэффициент 0,1. В случае частичного возврата незаконно отчужденной земли, но площадь возвращаемой земли составляет 0,5 га и более, для определения стоимости невозвращенной земли налогооблагаемая стоимость земли умножается на коэффициент 0,1. Если незаконно отчужденный земельный участок находится в нескольких стоимостных зонах, стоимость земельного участка определяется исходя из средневзвешенной налогооблагаемой стоимости соответствующего земельного участка.
[RT I 2001, 31, 172 – в силе с 07.04.2001]

 (6) Местами с высокой плотностью населения в значении настоящего Закона являются территории городов, поселков и поселков городского типа, а также застроенные территории, утвержденные уездный старейшина по предложению местного совета и территории, признанные законом густонаселенными, до 1 мая 2001 года.
[RT I 2001, 31, 172 – в силе с 07.04.2001]

экспроприированная земля находится в Ида-Петсеримаа или Вирумаа к востоку от реки Нарвы, стоимость незаконно экспроприированной земли будет определяться на основе средневзвешенной налогооблагаемой стоимости земли в расчете на гектар в Пылваском уезде и Вырумаа для земли в Ида-Петсеримаа и средневзвешенной налогооблагаемой стоимости земли в Ида-Вирумаа за землю в Вирумаа к востоку от реки Нарвы. Стоимость земли, расположенной в городе Петсери, определяется на основе средневзвешенной налогооблагаемой стоимости земли, расположенной в городе Ряпина, а стоимость земли, расположенной в городе Яанилинн, определяется на основе средневзвешенной налогооблагаемой стоимости земли. находится в городе Нарва.
[RT I 2001, 31, 172 – в силе с 07.04.2001]

 (8) Утверждается указанная в частях 4, 5 и 7 настоящей статьи налогооблагаемая стоимость земли для определения стоимости незаконно отчужденной земли. Правительством Республики по результатам проведенной в 1993 году массовой оценки.  Оценка природных объектов, неразрывно связанных с незаконно отчужденной землей

 (1) В качестве возмещения стоимости леса, выросшего на незаконно отчужденной земле, к стоимости земли, указанной в частях 4 и 7 статьи 1, прибавляется до 30 процентов стоимости возмещаемой земли. 9 настоящего Закона в порядке, установленном Правительством Республики.

 (2) Другие природные объекты, прикрепленные к земле при незаконном отчуждении, не оцениваются.

 (3) Споры, связанные с определением компенсации за незаконно отчужденную землю и выросший на ней лес, разрешаются в порядке, предусмотренном Законом об основах реформы собственности.

 (4) Споры, связанные с оценкой земли и ее результатами, разрешаются в судебном порядке.

§ 11.  Компенсация за незаконно отчужденную землю

 (1) Стоимость незаконно отчужденной земли определяется в соответствии со статьями 9 и 10 настоящего Закона в порядке, предусмотренном в Положении об оценке и компенсации незаконно отчужденного имущества Действовать.

 (2) Компенсацию за незаконно отчужденную землю, расположенную в Ида-Петсеримаа и Вирумаа к востоку от реки Нарва, устанавливает Выруский уездный комитет по возврату и компенсации незаконно отчужденного имущества в отношении земли в Ида-Петсеримаа, а комиссией Ида-Вирумаа по возврату и возмещению незаконно отчужденного имущества в отношении земли, расположенной в Вирумаа к востоку от реки Нарва.
[RT I 2001, 31, 172 – в силе с 07.04.2001]

(3) [Исключен]

(4) [Исключен]

(5) [Исключен]

Глава 5 ОКОНЧАТЕЛЬНАЯ ПОЛОЖЕНИЯ  

§ 12.  Введение в действие Закона

 (1) Определение налогооблагаемой стоимости земли в 1993 году считается первой массовой оценкой. На их основании производится определение стоимости незаконно отчужденного земельного участка в целях возмещения.

 (2) Стоимость или базовая стоимость земли, подлежащей приватизации, определяется на основе налогооблагаемой стоимости земли, полученной в результате массовой оценки. Стоимость леса, произрастающего на приватизируемой земле, определяется в порядке, установленном Правительством Республики, и прибавляется к стоимости или базовой цене приватизируемой земли.
[RT I, 14.01.2014, 1 – в силе с 24.01.2014]

(3) [Исключен]

(4) [Исключен]

(5) Если незаконно отчужденный земельный участок находился в густонаселенных районах предусмотренной частью 6 статьи 9 настоящего Закона на момент принятия решения о компенсации за землю, но компенсация была предоставлена ​​на основании средневзвешенной налогооблагаемой стоимости земли общей площади волости, получателя компенсации вправе обратиться за перерасчетом компенсации и назначением дополнительной компенсации до 1 сентября 2001 г.
[RT I 2001, 31, 172 – в силе с 07.04.2001]

 (6) Следующая массовая оценка земли проводится в 2022 году.
[RT I, 10.03.2022, 2 – в силе с 15.03.2022 ]

 (7) Налогооблагаемая стоимость земли, определенная при массовой оценке 2022 года, и налогооблагаемая стоимость земли, определенная до 1 января 2024 года в соответствии с частью 2 статьи 4 2 настоящего Закона, вводится с 1 января 2024 года.
[RT I, 10.03.2022, 2 – в силе с 15.03.2022]

(8) До введения в действие результатов массовой оценки 2022 года стоимость земель горнодобывающей промышленности, определенная в результате массовой оценки от 2001 года применяются к землям горнодобывающей промышленности, предусмотренным частью 10 статьи 18 1 Закона о земельном кадастре и к землям торфопереработки, предусмотренным частью 11 статьи 18 Закона о земельном кадастре.
[RT I, 10.03.2022, 2 – в силе с 15.03.2022]

§ 12 1 .  Внедрение результатов массовой оценки 1993, 1996 и 2001 годов

(1) При расчете налогооблагаемой стоимости земли результаты массовой оценки земли 2001 года применяются до 31 декабря 2023 года. 2) По состоянию на 1 января 2024 года результаты 1993, 1996 и 2001 массовые оценки земли применяются для расчета налогооблагаемой стоимости земли только в случаях, предусмотренных законом.

 (3) В случаях, указанных в частях 1 и 2 настоящей статьи, местное самоуправление рассчитывает налогооблагаемую стоимость земли на основании и в порядке, действовавшем до 31 декабря 2021 года.
[RT I, 10.03. 2022, 2 – в силе с 15.03.2022]

§ 13.  [В тексте исключен.]

§ 14.  Вступление в силу Закона

 Настоящий Закон вступает в силу со дня, следующего за днем ​​опубликования в Riigi Teataja .

Реальная рыночная стоимость для определения налога на имущество

Если планы правительства осуществятся, в этом году будет проведена оценка имущества по всей стране в соответствии с рыночными стандартами, что проложит путь к введению нового налога на имущество, который может частично вступить в силу уже в 2013 г.

Идея введения нового налога, который называется единый налог на имущество и должен заменить существующие земельный налог и налог на имущество физических лиц, впервые была озвучена правительством 11 лет назад, и премьер-министр Владимир Путин заявил в 2009 году, что этот шаг должен снизить налоговую нагрузку на владельцев небольших квартир. Аналитики говорят, что это может вывести на рынок больше объектов и снизить цены.

Новый налог будет основываться на рыночной стоимости имущества, а не на нынешних искусственно заниженных цифрах, установленных бюро технической инвентаризации или БТИ — система, созданная в советское время.

Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии отвечает за процесс оценки и надеется получить полную картину к концу этого года.

Оценка завершена только в 12 регионах, включая Калужскую, Тверскую, Калининградскую, Краснодарскую, Красноярскую и Ростовскую области. Служба заявила, что намерена завершить оценку еще в 29 регионах к июлю, а в оставшихся 42 регионах — до конца 2012 года.

Общие результаты оценки будут опубликованы в региональной прессе в соответствии с действующим законодательством. и будут доступны на сайте службы.

Установление стоимости

При оценке БТИ стоимости объектов недвижимости традиционно учитывались три основных фактора — стоимость строительства, степень износа и поправка на инфляцию, рассказал начальник управления оценки объектов Федеральной службы Алексей Штейников. государственной регистрации, кадастра и картографии.

В настоящее время реализуется процесс кадастровой оценки, который будет включать все линии собственности и их точное местоположение, а также предоставит более подробную информацию о собственности.

Основное различие между старым и новым способами определения стоимости заключается в том, что при кадастровой оценке также учитывается местонахождение самой недвижимости — ключевой фактор при определении рыночной цены, сказал Штейников.

Для определения рыночной стоимости объекта оценочные компании, победившие в тендере, организованном Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии, анализируют эти факторы и собирают информацию о сделках с недвижимостью в отношении аналогичных объектов.

Кадастровая стоимость объекта фактически будет равна его рыночной стоимости, сказал Штейников.

Стоимость БТИ квартиры в центре города и на окраине, одинаковой площади, конструкции и степени износа будет одинакова, но кадастровая стоимость может быть разной, так как рыночная цена квартиры в центре недвижимость выше, сказал Штейников, добавив, что кадастровая оценка определяет «справедливую стоимость» недвижимости.

Например, квартира стоимостью БТИ 300 000 рублей (9 долларов США).,700) может иметь рыночную стоимость 10 миллионов рублей.

«Инвентаризационная стоимость не имеет никакого отношения к рыночной стоимости и может быть занижена в десятки раз», — говорит Вадим Заско, директор института налогового управления и экономики недвижимости НИУ ВШЭ.

Действительно, размер налоговой базы в Калужской области и Республике Татарстан, где в июле завершилась рыночная оценка имущества, увеличился на 500 и 800 процентов соответственно, сообщали в августе «Ведомости» со ссылкой на отчет «Союзэкспертизы». Негосударственный орган по сертификации при Торгово-промышленной палате.

Налог ведет к предложению

Введение налога на недвижимость, который будет собираться муниципальными властями, которые теперь собирают два существующих налога, окажет наибольшее влияние на тех, кто владеет несколькими квартирами, но это «очень хорошая новость» для тех, кто планирует покупать жилье, потому что это сделает недвижимость более доступной, говорит Олег Репченко, руководитель портала недвижимости Irn. ru.

Предложение на внутреннем рынке жилья довольно ограничено, поскольку у некоторых домовладельцев есть несколько квартир, которые они купили, чтобы вложить свободные деньги. Недостаток свободного места приводит к завышению цен на жилье, сказал он по телефону.

По словам Репченко, после введения налога на недвижимость цены на жилье, скорее всего, будут снижаться, потому что такие домовладельцы могут начать продавать или сдавать в аренду свои пустующие квартиры, пополняя пул свободной недвижимости.

Единый налог на имущество во многом считается налогом на богатство, но не призван увеличить нагрузку на собственников жилья со скромными доходами, которые получили свои квартиры в советское время и впоследствии приватизировали их или получили по наследству, сказал Засько, добавив, что необходим механизм предоставления налоговых льгот мелким домовладельцам.

В 2009 году Путин предложил повысить новую ставку налога для владельцев дорогих квартир или больших земельных участков и понизить для владельцев малогабаритных квартир и домов, а Минэкономразвития позже предлагало не взимать плату с владельцев малогабаритных квартир до 55 квадратных метров.

В 2004 году Госдума приняла в первом чтении законопроект об обновлении системы налога на имущество, но с тех пор работа застопорилась.

Минфин готовит поправки в Налоговый кодекс, которые будут обсуждаться позже в 2012 году, сообщил в ноябре начальник управления налоговой политики Минфина Сергей Разгулин, сообщает РБК.

После внесения поправок городские власти должны будут принять законы, регулирующие введение налога в регионах, сказал он.

Дьявол в деталях

Но даже если процесс оценки будет завершен в этом году, остается неясным, когда единый налог можно будет внедрить по всей стране.

В июне президент Дмитрий Медведев призвал к взиманию единого налога с 2012 года в регионах, где завершена оценка имущества. Однако и в Минфине, и в Минэкономразвития заявляли, что введение налога в некоторых регионах возможно только в 2013 году9.0005

Новый налог может появиться в 2013 году в некоторых регионах, где завершена кадастровая оценка, сообщила журналистам в конце декабря министр экономического развития Эльвира Набиуллина. Но введение налога по всей стране может занять не менее пяти лет, сказала она.

«До единого налога на имущество у нас еще далеко. Это наша совместная позиция — Минфина, ФНС и наша», — сказала Набиуллина.

Однако в ноябре Минфин заявил, что полное введение налога возможно в 2014 году.

Набиуллина сказала, что одним из основных препятствий, мешающих введению нового налога, является действующий порядок оформления прав собственности, поскольку земельные участки и здания обычно имеют отдельные документы на право собственности.

Чтобы ввести единый налог, собственники должны начать регистрировать свою землю и строения как единое имущество, сказала она.

Игроки отрасли видят в этом требовании дополнительную возможность для чиновников вымогать деньги у граждан.

«По сути, вся работа рассчитана на то, чтобы стать еще одной кормушкой для чиновников, у которых появятся новые возможности для получения доплат за переоформление объектов, проведение экспертизы и так далее», — рассказал специалист по регистрации объектов подмосковной девелоперской компании. Moscow Times на условиях анонимности в связи с деликатностью темы.

Еще одна проблема — размер налоговой ставки, который остается неопределенным, так как нет полной информации о налоговой базе. Набиуллина сообщила, что правительство обсуждает ставку в размере 0,01% от рыночной стоимости недвижимости.

Правительство не может принять решение о размере ставки и предоставлении налоговых льгот только на основании информации из 12 регионов, где завершена оценка, заявил в октябре замминистра финансов Сергей Шаталов.

«Это один из самых важных вопросов… Мы не хотим ни душить граждан, ни собирать дополнительные налоги», — сказал он, сообщает «Российская газета».

Размер земельного налога в настоящее время составляет от 0,3% до 1,5% от кадастровой стоимости участка, сообщается на сайте ФНС.

Ставка налога на имущество физических лиц составляет до 0,1 процента от стоимости БТИ объекта недвижимости стоимостью до 300 000 рублей и может достигать 2 процентов для имущества, стоимость которого по БТИ превышает 500 000 рублей, сообщает служба.