Кем осуществляется производственный экологический контроль: Производственный экологический контроль

Государственный экологический контроль (надзор). Его виды и задачи.

Государственный экологический контроль (надзор) – это деятельность за соблюдением экологического законодательства, нормативов и правил, выполнением мероприятий по охране окружающей среды.

Предназначен для защиты от экологической опасности и состоит из надведомственных: контроля, экспертизы, мониторинга, нормирования, аудита и других методов регулирования природоохранной деятельности на уровне государства и юридических лиц.

Система государственного экологического контроля состоит из службы наблюдения за состоянием окружающей среды, производственного и общественного экологического контроля, проводимых органами представительной и исполнительной власти всех уровней.

Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственный экологический контроль, является Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор). Должностные лица и специалисты этой службы контролируют соблюдение норм и правил природоохранного законодательства. При выявлении нарушений они ограничивают, приостанавливают или запрещают выбросы и сбросы загрязняющих веществ в атмосферу и водные объекты, запрещают освоение и использование объектов, дают предписания об аннулировании лицензий на пользование отдельными видами природных ресурсов, предъявляют штрафные санкции, иски о возмещении ущерба, причиненного загрязнением окружающей среды и пр.

Ведомственный экологический контроль осуществляются структурными экологическими подразделениями хозяйственных и силовых ведомств (управления, отделы, инспекции). При этом внимание обращается на соблюдение экологических стандартов, нормативов и требований, внедрение безотходных и ресурсосберегающих технологий, снижение сбросов и выбросов загрязняющих веществ, осуществление мероприятий по предупреждению производственных аварий и катастроф, оказывающих вредное воздействие на природную среду.

Производственный экологический контроль проводится должностными лицами, отвечающими за соблюдение требований охраны окружающей природной среды и специальными природоохранными структурными подразделениями.

Задачи производственного экологического контроля:

  • охрана окружающей среды от загрязнения, рациональное использование природных ресурсов (сырья), рекультивация земель;
  • планирование соответствующих мероприятий;
  • анализ результатов природоохранной деятельности;
  • участие в рассмотрении проектов строительства, расширения и реконструкции производств в части решений по защите окружающей среды и рационального использования природных ресурсов;
  • контроль за внедрением технологических процессов, позволяющих минимизировать поступление загрязнений в окружающую среду;
  • контроль за сточными водами;
  • расследование причин и последствий залповых выбросов и сбросов вредных веществ, подготовка предложений о мерах по их недопущению;
  • ведение экологических паспортов предприятия.

Общественный экологический контроль в соответствии с Законом «Об охране окружающей среды» проводится с целью независимой проверки исполнения требований природоохранного законодательства министерствами, ведомствами, предприятиями, учреждениями, должностными лицами. При этом граждане имеют право:

  • участвовать в собраниях, демонстрациях и референдумах по вопросам охраны окружающей среды, излагать свое мнение, обращаться с письмами, заявлениями, требовать их рассмотрения;
  • ставить вопрос о привлечении к ответственности за нарушение экологических требований, предъявлять иски о возмещении вреда здоровью и имуществу;
  • требовать отмены решений о деятельности, осуществляемой с нарушением экологических требований и условий.

Большая часть контрольных мероприятий государственного экологического контроля (около 72 % проверок) проводится по годовым планам территориальных природоохранных органов. Они ориентированы в основном на деятельность крупных природопользователей и предприятий, оказывающих существенное негативное воздействие на окружающую среду. Практически все мероприятия государственного экологического контроля имеют комплексный характер, осуществляются одновременно по всем видам природопользования и формам воздействия на окружающую среду.

Приоритет государственного экологического контроля при обеспечении гражданской защиты — выявление и минимизация экологических рисков для природной среды и здоровья населения, связанных с возникновением чрезвычайных ситуаций, включая:

  • прогнозирование, выявление возможных экологических угроз, оценку факторов возникновения возможных чрезвычайных ситуаций с негативными экологическими последствиями;
  • разработку и осуществление мер по снижению риска чрезвычайных ситуаций;
  • обучение населения правилам поведения, действиям и способам защиты при чрезвычайных ситуациях;
  • разработку и совершенствование средств защиты населения и территории при возникновении чрезвычайных ситуаций.

С 2003 года государственный экологический контроль приобрел характер планомерной деятельности.

Департаменты государственного контроля в сфере природопользования и охраны окружающей среды федеральных округов координируют работу и осуществляют контрольные мероприятия по наиболее крупным объектам природопользования.

Государственный экологический контроль за использованием и охраной водных объектов ведут отделы государственного контроля бассейновых водных управлений.

Специализированные морские инспекции осуществляют государственный экологический контроль на море и континентальном шельфе.

В соответствии с законодательством РФ, государственный контроль за использованием и охраной лесного и земельного фонда вменяется в обязанности должностных лиц федеральных органов.

Аналитическое обеспечение государственного экологического контроля представлено лабораториями и специализированными инспекциями аналитического контроля (СИАК).

Источники: Экологическая доктрина РФ // Собрание законодательства РФ. 2002. №36. Cт. 3510. Государственный доклад «О состоянии и об охране окружающей среды РФ в 2003 году». —М., 2004; Теоретические и методические основы технологии регионального контроля природной среды по данным экологического мониторинга. Левич А.П., Булгаков Н.Г., Максимов В.Н. —М., 2004; Государственное и муниципальное управление в сфере охраны окружающей среды. Под общей редакцией Никитина А.Т. и Степанова С.А. —М., 2001.

Производственный экологический мониторинг в Москве

✚ Производственный экологический мониторинг под ключ от компании ООО «ЭкоЭксперт» в Москве, Московской области и по всей территории РФ.

Производственный экологический мониторинг – часть международной системы контроля промышленных предприятий в сфере их взаимодействия с окружающей средой. Согласно международному стандарту ISO 14000 и российскому ГОСТ Р ИСО 14001-2007, под производственным экологическим мониторингом понимают регулярные наблюдения за состоянием компонентов природной среды на территории, где функционирует предприятие. А производственно-экологическим контролем считается оценка деятельности самого предприятия, соблюдение им законодательных норм по охране окружающей среды, контроль сбросов и выбросов, управление отходами и т. д. Для эффективного осуществления этой процедуры составляется специальная программа экологического контроля. О том, из чего она состоит и как реализуется, можно подробнее почитать здесь.


Выполним для Вашего объекта производственный экологический мониторинг

  • «Под ключ» — всё сделаем за вас
  • Гарантия нужных вам сроков разработки
  • Проконсультируем бесплатно

В отличие от экологического контроля, который осуществляется чаще всего внутренними силами предприятия и находится в зоне ответственности его же собственного руководства, проведение производственного экологического мониторинга эффективнее и выгоднее поручать специализированным организациям. Они имеют все необходимое оборудование для проведения замеров и целый штат специалистов в различных областях науки – экологов, геологов, геодезистов, гидрологов, умеющих грамотно интерпретировать полученные результаты и составлять всю необходимую отчетную документацию.

Содержание

  • Задачи производственного экологического мониторинга
  • Этапы проведения производственного экологического мониторинга

Задачи производственного экологического мониторинга

Главной задачей проведения любого мероприятия по экологическому контролю и надзору на природном или антропогенном объекте является поддержание бережного отношения к окружающей среде, сохранение ее компонентов в минимально измененном виде и снижение нагрузки со стороны хозяйственной деятельности человека. В рамках производственного экологического мониторинга это выражается в:

  • сборе информации о фактическом состоянии природной среды в зоне влияния предприятия-природопользователя и о фоновом загрязнении территории;
  • сравнение полученных данных с более ранними и анализ происходящих изменений;
  • оценка степени воздействия хозяйственной деятельности человека;
  • разработка рекомендаций для профилактики роста или снижения негативного воздействия.

Этапы проведения производственного экологического мониторинга

Процедура проведения производственного экологического мониторинга (ПЭМ) регламентируется в России национальным стандартом ГОСТ Р 56059-2014, введенным в действие с 1 января 2015 года. Согласно этому документу, ПЭМ проводится по заранее составленной и утвержденной программе (требования по ее оформлению содержатся в ГОСТ Р 56063-2014) и состоит из следующих этапов:

  • разработка и утверждение программы наблюдений;
  • создание локальной наблюдательной сети пунктов для измерения различных показателей, характеризующих состояние окружающей среды;
  • проведение измерений и наблюдений согласно программе;
  • анализ полученных данных и производство расчетов;
  • составление прогноза воздействия объекта на окружающую среду;
  • разработка перечня мер, направленных на достижение максимально рационального использования природных ресурсов на конкретном объекте.

Результаты ПЭМ, оформленные в виде отчета, согласовываются с руководством организации-заказчика и затем передаются в территориальные органы экологического надзора совместно с программой производственно-экологического контроля и другими документами.

Проведение промышленного производственного экологического мониторинга – технически сложная задача, к тому же имеющая государственное значение. Результаты наблюдений, расчеты и выводы попадают в общую базу данных для контроля за состоянием окружающей среды на региональном и федеральном уровнях. Они должны строго соответствовать всем законодательным требованиям. По этим причинам проведение мониторинга допустимо только теми организациями, которые имеют соответствующую аккредитации в области гидрометеорологических исследований. Компания «ЭкоЭксперт» относится именно к таким. Располагая большим штатом сотрудников – специалистов в области экологии, гидрологии, геологии, геодезии, современным оборудованием и необходимыми инструментами, имея большой опыт взаимодействия с различными природоохранными ведомствами, мы:

  • проводим все виды экологического мониторинга;
  • составляем программы ПЭК, ПЭМ и другие виды экологической документации;
  • быстро и четко согласуем результаты работы в соответствующих ведомствах.

Вы:

  • получаете гарантированно положительные результаты;
  • экономите время и деньги;
  • обеспечиваете эффективную работу вашего производства – без перебоев, с уверенным прохождением любых экологических проверок и сертификаций!

Вы можете ознакомиться с нашими выполненными объектами и стоимостью работ по проведению производственного экологического мониторинга.




введите имя неверный номер телефона Invalid Input Вы должны предоставить разрешение

Все повышают цены, а мы понижаем!

Успейте оставить заявку Акция до 1 апреля!


Группа НЛМК Производственный экологический контроль

Целью производственного экологического контроля

Производственный экологический контроль, или ПЭМ, осуществляется для обеспечения выполнения мероприятий по охране окружающей среды, рационального использования природных ресурсов и предотвращения негативного воздействия хозяйственной деятельности на окружающую среду, а также для соблюдения установленных в России требований в области охраны окружающей среды.

Цели ИЭМ:

  • Обеспечение соответствия деятельности ОАО «НЛМК» требованиям природоохранного законодательства Российской Федерации;
  • Контроль за выполнением природоохранных мероприятий;
  • Контроль за соблюдением требований органов государственного надзора;
  • Контроль за соблюдением условий эксплуатации и технического состояния средств охраны окружающей среды;
  • Контроль за ведением природоохранной документации;
  • Контроль за обращением с отходами производства и потребления.

Ежегодно специалисты Департамента промышленной экологии НЛМК проводят комплексные проверки в подразделениях завода на соответствие требованиям нормативных документов по охране окружающей среды по всем видам воздействия. Кроме того, в структурных подразделениях НЛМК проводится ежедневный инспекционный контроль по проверке эффективности природоохранных мероприятий.

По итогам комплексных проверок и проверок подразделения компании разрабатывают и внедряют корректирующие мероприятия.

В 2016 году на Липецкой площадке создана Система улучшения внутренней окружающей среды (СВЭОС).

Это единственный проект, реализуемый производителями стали в России для получения помощи от сотрудников Группы по выявлению и предотвращению потенциальных экологических происшествий на постоянной основе.

Параметры мониторинга определяются на каждом объекте и прилегающей к нему территории, а затем контролируются сотрудниками. После выявления потенциально опасные ситуации вводятся в компьютерную систему. Назначается ответственный сотрудник и устанавливаются сроки устранения потенциальной угрозы. Система способствует не только оперативному устранению угроз, но и предотвращению негативных воздействий на окружающую среду, помогает улучшить управление экологическими аспектами, обеспечивает экологическую безопасность.

В 2017–2018 годах ИЭИС внедрена на всех производственных площадках Группы НЛМК. Ежегодно Группа награждает лучшие подразделения и сотрудников за лучшие годовые результаты IEIS.

Группа применяет процедуры экологического производственного мониторинга при поддержке аккредитованных лабораторий.

Является частью экологического производственного контроля и включает контроль:

  • Промышленные выбросы вредных веществ от стационарных источников;
  • Приземный слой атмосферного воздуха на границе санитарно-защитной зоны предприятия;
  • Качество поверхностных, природных питьевых и сточных вод;
  • Почвы.

Контроль качества промышленных выбросов осуществляется по 26 веществам на границе санитарно-защитной зоны. Контроль качества природных вод (поверхностных, питьевых) осуществляется по 29 параметрам, сточных вод по 21 показателю.

Периодичность контроля определяется Графиком контроля атмосферного воздуха, который охватывает границу санитарно-защитной зоны НЛМК и прилегающие территории. График разработан НЛМК и утвержден Роспотребнадзором.

В настоящее время реализуется проект по установке устройств онлайн-мониторинга в восьми точках на границе санитарно-защитной зоны НЛМК и еще в четырех точках города. Планируется установка автоматических систем непрерывного измерения.

Мониторинг окружающей среды | UNECE

Введение

Мониторинг окружающей среды является инструментом для оценки состояния окружающей среды и тенденций, поддержки разработки политики и ее реализации, а также получения информации для отчетности перед национальными политиками, международными форумами и общественностью.

За последнее десятилетие лишь несколько стран Европы и Центральной Азии смогли продолжить существующую деятельность по мониторингу. Мониторинг загрязнения воздуха в городах — серьезного риска для здоровья человека — во многих городах субрегиона ведется плохо. Мониторинг твердых и опасных отходов осуществляется слабо, а промышленные выбросы также плохо контролируются, что снижает эффективность инструментов политики, таких как сборы за выбросы и штрафы. Мониторинг трансграничного загрязнения воздуха также нуждается в укреплении. Более того, во многих странах Европы и Центральной Азии отсутствуют единые национальные методологии для различных областей мониторинга, а их системы классификации часто несовместимы с международными стандартами.

На Пятой конференции «Окружающая среда для Европы» (Киев, 2003 г.) министры ЕЭК ООН одобрили рекомендации по укреплению экологического мониторинга и информационных систем в странах Европы и Центральной Азии, подготовленные Рабочей группой ЕЭК ООН по мониторингу окружающей среды. Министры также одобрили руководящие принципы ЕЭК ООН по подготовке национальных докладов о состоянии окружающей среды. Вместе эти документы представляют собой дорожную карту для усиления мониторинга и отчетности в Европейском и Центрально-Азиатском субрегионах.

Дополнительную информацию о мониторинге окружающей среды и отчетности можно найти здесь.

Загрязнители воздуха известны своим неблагоприятным воздействием на здоровье человека и экосистемы. Некоторые из этих загрязняющих веществ также разрушают техническую инфраструктуру и памятники культуры. Выбросы оксидов азота и неметановых летучих органических соединений являются основными причинами образования приземного озона, оказывающего неблагоприятное воздействие на здоровье человека и экосистемы. Индикатор загрязнителей воздуха оценивает воздействие конкретных загрязнителей на атмосферный воздух в отдельных странах, а также определяет воздействие со стороны конкретных национальных секторов, таких как энергетика, транспорт, промышленные процессы, сельское хозяйство и управление отходами.

На основе этого показателя государственные органы могут корректировать национальную экологическую политику, например, путем пересмотра стандартов выбросов и предельных значений выбросов, ужесточения разрешений на деятельность, потенциально загрязняющую окружающую среду, и улучшения применения экономических инструментов. Информация о выбросах загрязняющих веществ необходима для оценки трансграничного загрязнения воздуха и для международного сотрудничества в решении этой проблемы.
Подробный отчет на основе показателей можно найти здесь.

Мониторинг воды

Возобновляемые ресурсы пресной воды имеют большое экологическое и экономическое значение. Их распределение широко варьируется между странами и внутри них. Давление на ресурсы пресной воды оказывает чрезмерная эксплуатация и загрязнение. Связь забора ресурсов с возобновлением запасов является центральным вопросом устойчивого управления ресурсами пресной воды. Если значительная часть воды страны поступает из трансграничных рек, может возникнуть напряженность между странами, особенно если водообеспеченность в стране верхнего течения больше, чем в стране нижнего течения. Страны весьма взаимозависимы в отношении водных ресурсов.

Конвенция по охране и использованию трансграничных водотоков и международных озер требует, чтобы Стороны внедряли устойчивое управление водными ресурсами, включая экосистемный подход и рациональное и добросовестное использование трансграничных вод.

Полный отчет о мониторинге воздуха и воды доступен здесь.

Биоразнообразие

Устойчивое развитие зависит от здоровой окружающей среды, которая, в свою очередь, зависит от разнообразия экосистем. Охраняемые территории, особенно полный спектр категорий охраняемых территорий Международного союза охраны природы (МСОП), имеют важное значение для сохранения биоразнообразия и содействия устойчивому развитию.

Индикатор биоразнообразия позволяет измерить реакцию на деградацию экосистем и утрату биоразнообразия в стране. Он демонстрирует, в какой степени территории, важные для сохранения биоразнообразия, культурного наследия, научных исследований, отдыха, сохранения природных ресурсов и других экологических ценностей, защищены от несовместимого использования.

Полный отчет доступен здесь.

Отходы представляют собой значительные потери ресурсов в виде материалов и энергии. Обработка и утилизация отходов могут привести к загрязнению окружающей среды и подвергнуть людей воздействию вредных веществ и инфекционных организмов. Образование отходов тесно связано с уровнем экономической активности в стране и отражает модели производства и потребления в обществе. Таким образом, сокращение объема образующихся отходов свидетельствует о переходе экономики к менее материалоемким моделям производства и потребления.

Основная цель индикатора отходов состоит в измерении нагрузки на окружающую среду от общего количества образующихся отходов и отходов по категориям. Интенсивность отходов представляет собой индикатор движущей силы и показывает реакцию на антропогенную деятельность.

Дистанционное зондирование может играть важную роль в мониторинге и освещении экологических проблем, в частности, когда целью таких наблюдений является оценка воздействия загрязняющих веществ в больших космических масштабах в течение длительных периодов времени, т. е. в региональном, континентальном или даже глобальном масштабе в течение всего сезонного цикла в течение ряда лет.

Дистанционное зондирование может предоставить дополнительную информацию к существующим наземным системам мониторинга окружающей среды. Его можно использовать для удовлетворения потребности в своевременной информации и предоставления синоптической трансграничной информации. Данные и информация, полученные в результате наблюдения Земли, могут использоваться в географических информационных системах для наложения и сравнения с другой информацией с географической привязкой.

Мониторинг предприятия

Экологический мониторинг и отчетность предприятия — система мероприятий, осуществляемых и оплачиваемых операторами, физическими или юридическими лицами, осуществляющими фактическую власть над техническим функционированием объекта.