|
|
|
|
|
|
|
|
|
Виды медико-социальной помощи, сравнительная характеристика. Медико социальнойВиды медико-социальной помощи, сравнительная характеристикаВсем гражданам Российской Федерации гарантировано медицинское обслуживание, в том числе на бесплатной основе. Это право закреплено Конституцией страны и отражено в статье 41. Утвержденные перечнем виды медико-социальной помощи населению оказываются в учреждениях системы здравоохранения на бесплатной основе за счет программного финансирования государством и других источников распределения целевых поступлений. Комплексная помощь населению"Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан" (№ 5487-1) – это документ, определяющий основные принципы предоставления медицинской помощи, охраны жизни и здоровья, гражданских прав и регулирующий обязанности медицинских учреждений, государственных органов. Оказание гражданам медицинской помощи, лечебных мероприятий регулируются несколькими действующими законами – «О психиатрической помощи», «О ветеранах», «О статусе военнослужащих» и другими актами государственных и федеральных законов. В спектр медико-социальной помощи входит:
Общие положенияМедико-социальная помощь для населения предоставляется в организациях здравоохранения и организациях соц. защиты любой формы собственности квалифицированным персоналом. Под охраной здоровья граждан подразумевается комплекс мер, внедрение которых способствует сохранению и укреплению здоровья (психического, физического), поддержание активности на протяжении всей жизни, предоставление обусловленного количества медицинской помощи в случае потери трудоспособности или здоровья. Бесплатное медицинское обслуживание гарантируется в муниципальных и государственных учреждениях. Дополнительный комплекс медицинских услуг предоставляется на основании программ индивидуального или коллективного медицинского страхования (добровольного). Виды помощиНа современном этапе в Российской Федерации видами медицинской и социальной помощи являются:
Учреждения оказания помощиВсе виды медицинской и медико-социальной помощи предоставляются в учреждениях:
СтрахованиеМедицинское страхование граждан – это обязательная форма социального обеспечения и защиты граждан. Целью страхования является гарантированное получение большинства видов медико-социальной помощи. Страхование различают по видам:
Медицинское социальное страхование обуславливается законом «Об обязательном медицинском страховании». По системе ОМС страхуются граждане РФ, а также лица без российского гражданства, но проживающие на территории России. Граждане, заключившие любой из видов договора о страховании, получают медицинский полис. Существующие и законодательно утвержденные формы и виды медико-социальной помощи гарантированы каждому гражданину Конституцией РФ. Формы помощи инвалидам и пожилым людямВиды медико-социальной помощи пожилым и инвалидам регулируются законом «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов». В комплекс предоставляемой помощи входит:
Пожилые люди и инвалиды, испытывающие необходимость в помощи посторонних людей (постоянной, временной) имеют право и получают социальное обслуживание, предоставляемое квалифицированными специалистами, работающими в специализированных учреждениях. Виды помощи социально незащищенным людямВ специализированных отделениях для инвалидов и пожилых людей видами медико-социальной помощи является:
ЛьготыК видам медико-социальной помощи гражданам относится система льгот. В настоящее время различают такие виды льгот:
Лекарственная помощьВ Российской Федерации некоторые категории граждан имеют право на льготное, а также на бесплатное обеспечение медикаментозными препаратами. За определенными группами граждан и категориями заболеваний закреплена возможность получения медикаментозных средств за половину стоимости или на бесплатной основе. Лечение в стационарах, госпиталях, больницах полностью обеспечивается бесплатными лекарствами вне зависимости от длительности пребывания пациента. Право на бесплатное получение медикаментов имеют:
Скидка на приобретение лекарств в размере 50% от полной стоимости предоставляется:
Санаторное лечениеЭтот вид медико-социального обеспечения предполагает предоставление части граждан бесплатных или льготных путевок на санаторное лечение. При некоторых случаях предусмотрена монетизация льгот. Кто имеет право на такую медико-социальную помощь:
Социальная или медицинская?Медико-социальную деятельность разделяют на виды – первичную и вторичную. Мероприятия первичной помощи направлены на профилактику заболеваний, формирование среди населения потребности ежегодно проходить диспансеризацию, а также на восстановление в каждом гражданине потребности вести здоровый и осознанный образ жизни. Вторичная (адаптивная) медико-социальная работа ориентирована на создание комфортных физических и психологических условий для больного человека, позволяющих ему вернуться к социальной и трудовой активности без ущерба для состояния здоровья. Социальная и медицинская работа – это единая система, предоставляющая каждому члену общества возможность оставаться активным на протяжении всей жизни, а при болезни получить доступную квалифицированную помощь для выздоровления и возвращения к обычной деятельности. Работа структур здравоохранения предлагает населению все виды медико-социальной помощи. Сравнительная характеристика социальных и медицинских функций (таблица):
Медико-социальная помощь гражданам поддерживается государственными учреждениями в области развития нормативных, законодательных, научно-методических основ функционирования организаций и учреждений, деятельность которых направлена на социальную защиту и медицинскую помощь населению. fb.ru МЕДИКО-СОЦИАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПОЛИКЛИНИКИ — МегаобучалкаИНВАЛИДНОСТЬ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ Отделение медико-социальной службы поликлиники — структурное отделение детской поликлиники. Цель работы отделения заключается в реализации с учетом специфических особенностей детей, в том числе подросткового возраста медико-социальных мероприятии, направленных на сохранение и укрепление здоровья детей и подростков, их социальную и правовую защиту, поддержку, профилактику и снижение заболеваемости, формирование потребности в здоровом образе жизни. Отделение функционирует на основе преемственности и взаимосвязи с подразделениями детской поликлиники и другими медицинскими и не-меднцинскими учреждениями. Основные задачи и функции отделения перечислены ниже. • Медико-социальный патронаж в семье, выявление лиц, имеющихфакторы социального риска и нуждающихся в медико-социальной защите и поддержке. • Оказание медико-психологической помощи на основе индивидуального подхода с учетом особенностей личности, в том числе путеманонимного приема. • Осуществление мероприятий по сохранению и укреплению репродуктивного здоровья девочек (девушек) и мальчиков (юношей). • Гигиеническое (включая половое) воспитание, обеспечение мероприятий по подготовке молодежи к предстоящей семейной жизни,ориентация на создание здоровой семьи. • Индивидуальная, групповая и коллективная санитарно-просвети-тельная работа, пропаганда мер профилактики, направленных на формирование здорового образа жизни и ориентирующих молодых людей иих родителей на осознание вреда «рисковых» или так называемых «саморазрушающих» форм поведения для здоровья и развития (табакокурение, злоупотребление алкоголем, наркомания, токсикомания, ранняясексуальная активность, правонарушения несовершеннолетних, бродяжничество и др.). • Оказание индивидуальной или опосредствованной социально-правовой помощи детям, подросткам, семье по защите их прав и законных интересов в соответствии с действующим законодательством. • Анализ (с применением анкетного опроса и других методов) потребности обслуживаемого детско-подросткового контингента и их семей в конкретных видах медико-социальной помощи. Структура и штаты отделения определяют индивидуально в зависимости от численности прикрепленного контингента, характера и объема работы. В составе отделения могут быть дополнительные должности: психолог (медицинский психолог), врач-педиатр, подростковый врач-терапевт, социальный работник. МЕДИКО-СОЦИАЛЬНАЯ ЭКСПЕРТИЗА Федеральный закон «О социальной защите инвалидов Российской Федерации» определяет инвалидность как социальную недостаточность вследствие нарушения здоровья со стойким расстройством функций организма, приводящую к ограничению жизнедеятельности и необходимости социальной защиты. Инвалидность у детей — значительное ограничение жизнедеятельности, приводящее к социальной дезадаптации вследствие нарушения развития, роста, способности к самообслуживанию, передвижению, ориентации, контролю своего поведения, обучению, общению и трудовой деятельности в будущем. Ниже приведены законодательные документы в которых регламентированы основные права детей-инвалидов. • Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. статья7 «Охрана труда и здоровья населения, государственная поддержка, социальная защита», статья 38 «Защита семьи, материнства и детства»,статья 39 «Социальное обеспечение по возрасту, болезни и др.», статья41 «Право на охрану здоровья и медицинскую помощь». • На федеральном уровне действуют закон «О социальной защитеинвалидов в РФ» № 181 от 24 ноября 1995 г., постановление «Об утверждении Классификаций и временных критериев, используемых приосуществлении медико-социальной экспертизы» № 1/20 от 29 января1997 г., «Положение о признании лица инвалидом» № 965 от 13 августа1996 г. (исправления от 1 февраля 2005 г.). • Международные правовые документы по защите прав и интересовдетей представлены «Конвенцией о правах ребенка» от 20 ноября 1989 г.,«Всемирной декларацией об обеспечении выживания, защиты и развития детей» от 30 августа 1990 г. • Местным администрациям дано право вводить дополнительныевиды пособий и льгот для семей, воспитывающих инвалидов. Основанием для признания ребенка инвалидом, служит сочетание следующих 3 основных факторов. • Нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами. • Ограничение жизнедеятельности, полная или частичная утратаспособности осуществлять самообслуживание, самостоятельное передвижение, общение, ориентацию, контролировать свое поведение, обучаться или заниматься игровой деятельностью в соответствии с возрастной нормой. • Необходимость социальной защиты. Международная номенклатура включает 9 основных разделов нарушений здоровья: умственные, другие психологические, языко- вые и речевые, ушные (слуховые и вестибулярные), зрительные, висцеральные и метаболические, расстройства питания, двигательные, уродующие, нарушения, связанные с причинами общего характера. Ограничение жизнедеятельности — неудача в выполнении какой-то привычной деятельности. Существует градация степени ограничения (т.е. тяжести): от затруднения при выполнении действия до полной неспособности действовать, ни при использовании вспомогательных средств, ни при содействии окружающих. Существует 7 основных категорий для оценки характера ограничения жизнедеятельности: ограничение к самообслуживанию, самостоятельному передвижению, обучению, трудовой деятельности, способности к ориентации, способности общению, контролировать свое поведение. При определении ограничения жизнедеятельности очень важно оценить прогноз, который может быть сформулирован следующим образом. • Благоприятный — возможность полного восстановления нарушенных категорий жизнедеятельности. • Относительно благоприятный — возможность частичного восстановления нарушенных категорий жизнедеятельности при уменьшениистепени их ограничений или стабилизации. • Сомнительный (неопределенный). • Неблагоприятный — невозможность даже частичного восстановления нарушенных категорий жизнедеятельности и уменьшения степени их ограничений. Ограничения жизнедеятельности неизбежно приводят к формированию социальной недостаточности, которую подразделяют на недостаточность из-за ограничения физической независимости, мобильности, заниматься обычной деятельностью, способности к получению образования, профессиональной деятельности, экономической самостоятельности, интеграции в обществе. В случае соответствия состояния здоровья направленного на экспертизу ребенка какому-либо из пунктов «Классификаций и временных критериев, используемых при проведении медико-социальной экспертизы», ему присваивают статус ребенка-инвалида. В зависимости от степени ограничения жизнедеятельности детям устанавливают инвалидность на определенный срок: 1 год, 2 года, до 18 лет. Термин «дети-инвалиды» правомочен в возрасте до 18 лет («Положение о признании лица инвалидом», в редакции постановления Правительства РФ № 820 от 26 октября 2000 г.). Направление на медицинское освидетельствование ребенка дают на основании решения клинико-экспертных комиссий детских поликлиник. На ребенка заполняют «Направление ребенка до 16 лет для проведения медико-социальной экспертизы» (форма № 080/у-97, а в возрасте от 16 до 18 лет — форму № 088/у-97), утвержденное приказом МП и МЗ РФ № 50/18 от 25 февраля 1998 г., медицинский блок вопросов которого составлен с учетом необходимости многомерного описания различных последствий болезней и травм, являющихся причиной наступления инвалидности у ребенка. В направлении указывают, помимо паспортных данных и развернутого клинического диагноза, расшифровку нарушений в состоянии здоровья, ограничений жизнедеятельности, оценку прогноза и рекомендации по медицинской реабилитации. Обследование детей для заполнения формы № 80/у-96 проводят в сроки, не превышающие 30 календарных дней, в государственных лечебно-профилактических учреждениях, медицинских клиниках и научно-исследовательских институтах педиатрического профиля. Форму № 080/у-96 в 3-дневный срок представляют в учреждения федеральной государственной службы медико-социальной экспертизы по месту жительства ребенка для установления инвалидности. К основным задачам «Бюро медико-социальной экспертизы» относят определение инвалидности, ее причин, сроков, времени наступления, потребности инвалида в различных видах социальной защиты, определение степени ограничения жизнедеятельности и социальной дезадаптации, разработку индивидуальных программ реабилитации, изучение уровня и причин инвалидности. По результатам освидетельствования выдают справки установленной формы, утвержденной Министерством труда и социального развития РФ. Для восстановления социального статуса инвалида, достижения им материальной независимости и социальной адаптации проводят систему медицинских, психологических, педагогических, социально-экономических мероприятий, направленных на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма, т.е. осуществляют реабилитацию инвалида. Реабилитация включает оценку реабилитационного потенциала (т.е. комплекса биологических и психофизиологических характеристик человека, а также социально-средовых факторов, позволяющих в той или иной степени реализовать потенциальные возможности человека) и реабилитационного прогноза (т.е. предполагаемую вероятность реализации реабилитационного потенциала). Реабилитация и абилитация включают медицинские мероприятия (восстановительная терапия, реконструктивная хирургия, протезирование, ортопедирование), социальные меры (социально-бытовая и соци-ально-средовая адаптация) и профессиональную реабилитацию (профессиональная ориентация, профессиональное образование, трудоустройство). В медицинском понимании реабилитация означает восстановление утраченных функций: у старших детей — восстановление трудоспособности, у маленьких — чаще необходима стимуляция развития функций, т.е. абилитация. Абилитация и реабилитация, таким образом, включает комплекс медицинских и педагогических мер, направленных на максимально полную адаптацию ребенка к окружающей обстановке, на устранение социальной недостаточности в ее педиатрическом понимании. Данные освидетельствования ребенка после анализа клинико-функ-циональных, психологических, социальных факторов должны быть отражены в медико-социальном экспертном заключении об отнесении ребенка до 18 лет к категории «ребенок инвалид» и его обосновании с указанием следующих данных. • Развернутый клинико-функциональный диагноз. • Психологический диагноз. • Оценка образовательного, социально-бытового и социально-сре-дового статуса. • Категория и степень ограничения жизнедеятельности. • Реабилитационный потенциал. • Реабилитационный прогноз. • Заключение о причине, сроках установления и переосвидетельствования инвалидности. • Потребности ребенка в мерах социальной помощи и защиты,включая рекомендации по медико-социальной реабилитации. megaobuchalka.ru 62.Социально-ориентированные, медико-ориентированные и интегративные виды медико-соц помощи населению.Медико-социальная работа — новый вид профессиональной деятельности медицинского, психологического и социально-правового характера, созданный на основе многих дисциплин, направленный на восстановление, сохранение и укрепление здоровья. Медико-социальная работа является специальностью в системе высшего образования и имеет следующие направления специализации: медико-социальная работа с населением, медико-социальная помощь людям пожилого возраста и социальная работа в учреждениях здравоохранения. Но и в практике специалиста по социальной работе, получившего образование в среднем профессиональном учебном заведении, медико-социальная работа занимает также значительное место, так как в настоящее время во многих учреждениях здравоохранения предусмотрена ставка специалиста по социальной работе для выпускников средних учебных заведений (наркологические, психиатрические, онкологические клиники, хосписы, детские клиники, учреждения родовспоможения). Медико-социальная работа как профессиональная деятельность формируется на стыке здравоохранения и социальной защиты населения, имеет много общего с деятельностью медицинских работников. При этом медико-социальная работа не должна подменять собой лечебную работу, что делает необходимым четкое разграничение действий социальных и медицинских работников. Цель и объекты медико-социальной работы Целью медико-социальной работы является достижение максимально возможного уровня здоровья, функционирования и адаптации лиц с физическими и психическими отклонениями, а также социально неблагополучных. Объектами медико-социальной работы являются различные лица, неблагополучные по медицинским и социальным показателям: инвалиды, лица пожилого и старческого возраста, дети-сироты, юные матери, многодетные и асоциальные семьи, больные СПИДом, пострадавшие от стихийных бедствий, беженцы, безработные и т. д. Содержание медико-социальной работы Медико-социальная работа включает:
Функции медико-социальной работы можно разделить на следующие виды: медико-ориентированные, социально-ориентированные, смешанные. К медико-ориентированным функциям относятся: организация медицинской помощи и ухода за больными, оказание медико-социальной помощи семье, медико-социальный патронаж различных групп, оказание медико-социальной помощи хроническим больным, организация паллиативной помощи умирающим, вторичная профилактика, санитарно-гигиеническое просвещение, информирование клиента о его правах на медико-социальную помощь и порядке ее оказания с учетом специфики проблем. Социально-ориентированные функции включают в себя: обеспечение социальной защиты прав граждан в вопросах охраны здоровья и оказания медико-социальной помощи; оформление опеки и попечительства; участие в осуществлении реабилитационных программ; информирование клиентов о льготах, пособиях и других видах социальной защиты; содействие клиентам в решении социально-бытовых и жилищных проблем; семейное консультирование и семейная психокоррекция; обеспечение доступа информации по вопросам здоровья, состояния среды обитания, качества продовольственного сырья и продуктов питания. Смешанные функции - формирование установки клиентов на здоровый образ жизни; планирование семьи; проведение медико-социальной экспертизы; осуществление медицинской, социальной и профессиональной реабилитации инвалидов; проведение социальной работы в психиатрии, наркологии, онкологии, гериатрии, хирургии и других областях клинической медицины; содействие предупреждению распространения ВИЧ-инфекции и обеспечение социальной защиты инфицированных и членов их семей; социально-правовое консультирование; участие в разработке комплексных программ медико-социальной помощи нуждающимся группам населения на разных уровнях; обеспечение преемственности при взаимодействии специалистов смежных профессий в решении проблем клиентов. studfiles.net МЕДИКО-СОЦИАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПОЛИКЛИНИКИИНВАЛИДНОСТЬ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ Отделение медико-социальной службы поликлиники — структурное отделение детской поликлиники. Цель работы отделения заключается в реализации с учетом специфических особенностей детей, в том числе подросткового возраста медико-социальных мероприятии, направленных на сохранение и укрепление здоровья детей и подростков, их социальную и правовую защиту, поддержку, профилактику и снижение заболеваемости, формирование потребности в здоровом образе жизни. Отделение функционирует на основе преемственности и взаимосвязи с подразделениями детской поликлиники и другими медицинскими и не-меднцинскими учреждениями. Основные задачи и функции отделения перечислены ниже. • Медико-социальный патронаж в семье, выявление лиц, имеющихфакторы социального риска и нуждающихся в медико-социальной защите и поддержке. • Оказание медико-психологической помощи на основе индивидуального подхода с учетом особенностей личности, в том числе путеманонимного приема. • Осуществление мероприятий по сохранению и укреплению репродуктивного здоровья девочек (девушек) и мальчиков (юношей). • Гигиеническое (включая половое) воспитание, обеспечение мероприятий по подготовке молодежи к предстоящей семейной жизни,ориентация на создание здоровой семьи. • Индивидуальная, групповая и коллективная санитарно-просвети-тельная работа, пропаганда мер профилактики, направленных на формирование здорового образа жизни и ориентирующих молодых людей иих родителей на осознание вреда «рисковых» или так называемых «саморазрушающих» форм поведения для здоровья и развития (табакокурение, злоупотребление алкоголем, наркомания, токсикомания, ранняясексуальная активность, правонарушения несовершеннолетних, бродяжничество и др.). • Оказание индивидуальной или опосредствованной социально-правовой помощи детям, подросткам, семье по защите их прав и законных интересов в соответствии с действующим законодательством. • Анализ (с применением анкетного опроса и других методов) потребности обслуживаемого детско-подросткового контингента и их семей в конкретных видах медико-социальной помощи. Структура и штаты отделения определяют индивидуально в зависимости от численности прикрепленного контингента, характера и объема работы. В составе отделения могут быть дополнительные должности: психолог (медицинский психолог), врач-педиатр, подростковый врач-терапевт, социальный работник. МЕДИКО-СОЦИАЛЬНАЯ ЭКСПЕРТИЗА Федеральный закон «О социальной защите инвалидов Российской Федерации» определяет инвалидность как социальную недостаточность вследствие нарушения здоровья со стойким расстройством функций организма, приводящую к ограничению жизнедеятельности и необходимости социальной защиты. Инвалидность у детей — значительное ограничение жизнедеятельности, приводящее к социальной дезадаптации вследствие нарушения развития, роста, способности к самообслуживанию, передвижению, ориентации, контролю своего поведения, обучению, общению и трудовой деятельности в будущем. Ниже приведены законодательные документы в которых регламентированы основные права детей-инвалидов. • Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. статья7 «Охрана труда и здоровья населения, государственная поддержка, социальная защита», статья 38 «Защита семьи, материнства и детства»,статья 39 «Социальное обеспечение по возрасту, болезни и др.», статья41 «Право на охрану здоровья и медицинскую помощь». • На федеральном уровне действуют закон «О социальной защитеинвалидов в РФ» № 181 от 24 ноября 1995 г., постановление «Об утверждении Классификаций и временных критериев, используемых приосуществлении медико-социальной экспертизы» № 1/20 от 29 января1997 г., «Положение о признании лица инвалидом» № 965 от 13 августа1996 г. (исправления от 1 февраля 2005 г.). • Международные правовые документы по защите прав и интересовдетей представлены «Конвенцией о правах ребенка» от 20 ноября 1989 г.,«Всемирной декларацией об обеспечении выживания, защиты и развития детей» от 30 августа 1990 г. • Местным администрациям дано право вводить дополнительныевиды пособий и льгот для семей, воспитывающих инвалидов. Основанием для признания ребенка инвалидом, служит сочетание следующих 3 основных факторов. • Нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами. • Ограничение жизнедеятельности, полная или частичная утратаспособности осуществлять самообслуживание, самостоятельное передвижение, общение, ориентацию, контролировать свое поведение, обучаться или заниматься игровой деятельностью в соответствии с возрастной нормой. • Необходимость социальной защиты. Международная номенклатура включает 9 основных разделов нарушений здоровья: умственные, другие психологические, языко- вые и речевые, ушные (слуховые и вестибулярные), зрительные, висцеральные и метаболические, расстройства питания, двигательные, уродующие, нарушения, связанные с причинами общего характера. Ограничение жизнедеятельности — неудача в выполнении какой-то привычной деятельности. Существует градация степени ограничения (т.е. тяжести): от затруднения при выполнении действия до полной неспособности действовать, ни при использовании вспомогательных средств, ни при содействии окружающих. Существует 7 основных категорий для оценки характера ограничения жизнедеятельности: ограничение к самообслуживанию, самостоятельному передвижению, обучению, трудовой деятельности, способности к ориентации, способности общению, контролировать свое поведение. При определении ограничения жизнедеятельности очень важно оценить прогноз, который может быть сформулирован следующим образом. • Благоприятный — возможность полного восстановления нарушенных категорий жизнедеятельности. • Относительно благоприятный — возможность частичного восстановления нарушенных категорий жизнедеятельности при уменьшениистепени их ограничений или стабилизации. • Сомнительный (неопределенный). • Неблагоприятный — невозможность даже частичного восстановления нарушенных категорий жизнедеятельности и уменьшения степени их ограничений. Ограничения жизнедеятельности неизбежно приводят к формированию социальной недостаточности, которую подразделяют на недостаточность из-за ограничения физической независимости, мобильности, заниматься обычной деятельностью, способности к получению образования, профессиональной деятельности, экономической самостоятельности, интеграции в обществе. В случае соответствия состояния здоровья направленного на экспертизу ребенка какому-либо из пунктов «Классификаций и временных критериев, используемых при проведении медико-социальной экспертизы», ему присваивают статус ребенка-инвалида. В зависимости от степени ограничения жизнедеятельности детям устанавливают инвалидность на определенный срок: 1 год, 2 года, до 18 лет. Термин «дети-инвалиды» правомочен в возрасте до 18 лет («Положение о признании лица инвалидом», в редакции постановления Правительства РФ № 820 от 26 октября 2000 г.). Направление на медицинское освидетельствование ребенка дают на основании решения клинико-экспертных комиссий детских поликлиник. На ребенка заполняют «Направление ребенка до 16 лет для проведения медико-социальной экспертизы» (форма № 080/у-97, а в возрасте от 16 до 18 лет — форму № 088/у-97), утвержденное приказом МП и МЗ РФ № 50/18 от 25 февраля 1998 г., медицинский блок вопросов которого составлен с учетом необходимости многомерного описания различных последствий болезней и травм, являющихся причиной наступления инвалидности у ребенка. В направлении указывают, помимо паспортных данных и развернутого клинического диагноза, расшифровку нарушений в состоянии здоровья, ограничений жизнедеятельности, оценку прогноза и рекомендации по медицинской реабилитации. Обследование детей для заполнения формы № 80/у-96 проводят в сроки, не превышающие 30 календарных дней, в государственных лечебно-профилактических учреждениях, медицинских клиниках и научно-исследовательских институтах педиатрического профиля. Форму № 080/у-96 в 3-дневный срок представляют в учреждения федеральной государственной службы медико-социальной экспертизы по месту жительства ребенка для установления инвалидности. К основным задачам «Бюро медико-социальной экспертизы» относят определение инвалидности, ее причин, сроков, времени наступления, потребности инвалида в различных видах социальной защиты, определение степени ограничения жизнедеятельности и социальной дезадаптации, разработку индивидуальных программ реабилитации, изучение уровня и причин инвалидности. По результатам освидетельствования выдают справки установленной формы, утвержденной Министерством труда и социального развития РФ. Для восстановления социального статуса инвалида, достижения им материальной независимости и социальной адаптации проводят систему медицинских, психологических, педагогических, социально-экономических мероприятий, направленных на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма, т.е. осуществляют реабилитацию инвалида. Реабилитация включает оценку реабилитационного потенциала (т.е. комплекса биологических и психофизиологических характеристик человека, а также социально-средовых факторов, позволяющих в той или иной степени реализовать потенциальные возможности человека) и реабилитационного прогноза (т.е. предполагаемую вероятность реализации реабилитационного потенциала). Реабилитация и абилитация включают медицинские мероприятия (восстановительная терапия, реконструктивная хирургия, протезирование, ортопедирование), социальные меры (социально-бытовая и соци-ально-средовая адаптация) и профессиональную реабилитацию (профессиональная ориентация, профессиональное образование, трудоустройство). В медицинском понимании реабилитация означает восстановление утраченных функций: у старших детей — восстановление трудоспособности, у маленьких — чаще необходима стимуляция развития функций, т.е. абилитация. Абилитация и реабилитация, таким образом, включает комплекс медицинских и педагогических мер, направленных на максимально полную адаптацию ребенка к окружающей обстановке, на устранение социальной недостаточности в ее педиатрическом понимании. Данные освидетельствования ребенка после анализа клинико-функ-циональных, психологических, социальных факторов должны быть отражены в медико-социальном экспертном заключении об отнесении ребенка до 18 лет к категории «ребенок инвалид» и его обосновании с указанием следующих данных. • Развернутый клинико-функциональный диагноз. • Психологический диагноз. • Оценка образовательного, социально-бытового и социально-сре-дового статуса. • Категория и степень ограничения жизнедеятельности. • Реабилитационный потенциал. • Реабилитационный прогноз. • Заключение о причине, сроках установления и переосвидетельствования инвалидности. • Потребности ребенка в мерах социальной помощи и защиты,включая рекомендации по медико-социальной реабилитации.
Похожие статьи:poznayka.org Основы медико-социальной работы | Социальная работаМировая практика свидетельствует о том, что специалист по социальной работе, профессионально оказывающий помощь своему клиенту, обязан владеть теоретическими и практическими знаниями в области медицины и здравоохранения. Независимо от специализации и места работы, он участвует в решении проблем индивидуального и общественного здоровья, выступает в качестве «учителя здоровья».Всемирная Организация Здравоохранения определяет здоровье как состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов. Проблема здоровья выступает как глобальная неотъемлемая от других проблем человечества. Она возникает вместе с ним и изменяется вместе с прогрессом общечеловеческой культуры, будучи актуальной во все периоды индивидуального развития организма: от рождения и до смерти, в полном благополучии и при болезни.Здоровье человека является предметом изучения как естественных, так и общественных наук: биологии, медицины, социологии, психологии, философии и многих других. И все же необходимо помнить, что хотя все медицинские доктрины в своей основе имели две взаимосвязанные цели — сохранение здоровья и лечение болезней, фактически медицина является наукой о болезнях. Человек связан с обществом, со всеми эле ментами его структуры множеством отношений. Поэтому не возможно решать проблемы здоровья без учета широкого спектра социальных факторов.В современных условиях усугубления социальных проблем возрастает объективная потребность решения взаимосвязанных задач медицинского и социального характера на качественно новом уровне. Из потребностей практики возникает необходимость создания новых механизмов, форм и методов медико-социальной помощи населению как новых социальных технологий, которые позволят обеспечить гражданам комплексные социальные услуги при заболевании, утрате трудоспособности и иных случаях в больнице или вне ее с акцентом на связанные со здоровьем социальные проблемы. В этой связи в 90-е годы в России как качественно новое направление финальной работы и вид профессиональной деятельности стала развиваться медико-социальная работа. Ее становление обусловлено современным состоянием здравоохранения, сажальной защиты населения, других социальных институтов в условиях реформирования экономического уклада и структуры общественных отношений.До рассмотрения основ медико-социальной работы прежде всего уточним содержание понятия “медико-социальная помощь”. Признано, что медико-социальная помощь представляет собой комплекс проводимых на государственном и муниципальном уровнях интегрированных мероприятий : медицинских, социальных, психологических, юридических, педагогических, направленных на укрепление социальной защищенности населения, особенно наиболее уязвимых его слоев. Это межсекторальная сфера деятельности, виды, направления и организационные формы которой зависят как от политики государства в области охраны здоровья населения, так и от современной концепции здоровья и теорий социального обеспечения, являющихся базой медико- социальной помощи.В соответствии с “Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан” (1993 г.). медико-социальная помощь включает профилактическую, лечебно-диагностическую, реабилитационную, протезно-ортопедическую и зубопротезную помощь, а также меры социального характера по уходу за больными, нетрудоспособными и инвалидами.Медико-социальная работа дает иной подход к оказанию медико-социальной помощи. Она рассматривается как новый вид мультидисциплинарной профессиональной деятельности медицинского, психолого-педагогического и социально-правового характера, направленной не только на восстановление, но и сохранение и укрепление здоровья различных групп населения. Медико-социальная работа принципиально изменяет комплексную помощь в сфере охраны здоровья, так как предполагает осуществление системных медико-социальных воздействий на более ранних этапах развития болезненных процессов и социальной дезадаптации, потенциально ведущих к тяжелым осложнениям, инвалидизации и летальному исходу. Таким образом, медико-социальная работа имеет не только выраженную реабилитационную, но и профилактическую направленность.Цель медико-социальной работы — достижение максимально возможного уровня здоровья, функционирования и адаптации лиц с физической и психической патологией, а также социальным неблагополучием.Объектом медико-социальной работы являются различные контингенты лиц, имеющих выраженные медицинские и социальные проблемы, взаимно потенцирующие друг друга, решение которых затруднительно в рамках односторонних профессиональных мероприятий. Работа с такими контингентами одинаково тяжела и малоэффективна в отдельности как для медицинских работников, так и для специалистов учреждений социального обслуживания, поскольку неизбежно они оказываются перед кругом проблем, выходящих за рамки их профессиональной компетенции и препятствующих успешной профессиональной деятельности. К таким контингентам относятся длительно, часто и тяжело болеющие, социально дезадаптированные лица, инвалиды, одинокие престарелые, дети-сироты, одинокие матери, многодетные и асоциальные семьи, пострадавшие от стихийных бедствий, больные СПИДом и др. Численность названных контингентов устойчиво возрастает на протяжении последних лет.Особенность медико-социальной работы состоит в том, что как профессиональная деятельность она формируется на стыке двух самостоятельных отраслей- здравоохранения и социальной защиты населения. Отечественный опыт организации первичной медико-санитарной помощи, зарубежный опыт социальной работы в здравоохранении показывает, что несмотря на предпринимаемые усилия в организации помощи лицам, имеющим как медицинские, так и социальные проблемы, реальная координация ведомственных действий недостаточно эффективна.Медицинские работники на практике выполняют ряд функций социальных работников — отечественные дипломированные специалисты по социальной работе появились лишь в последние годы и их количество незначительное. В свою очередь, социальные работники очень часто работают с клиентами, которые страдают психической и физической патологией, то есть должны иметь соответствующие медицинские знания, навыки и умения.При этом необходимо четкое разграничение функций между медицинскими и социальными работниками. Обобщенный перечень специальных функций можно объединить в три группы: медико-ориентированные, социально-ориентированные и интегративные.В рамках медико-ориентированных функций рассматриваются:организация медицинской помощи и ухода за больными,— оказание медико-социальной помощи семье;— медико-социальный патронаж различных групп,— оказание медико-социальной помощи хроническим больным;— организация паллиативной помощи умирающим,предупреждение рецидивов основного заболеваниям выхода на инвалидность, смертности ,вторичная и третичная профилактика),— санитарно-гигиеническое просвещение;информирование клиента о его правах на медикосоциальную помощь и порядке ее оказания с учетом специфики проблем и др. В социально-ориентированные функции включаются:-.обеспечение социальной защиты прав граждан в вопросах охраны здоровья и оказания медико-социальной помощи —— содействие в предупреждении общественно опасных действий— оформление опеки и попечительства;— участие в проведении социально-гигиенического мониторинга;участие в создании реабилитационной социально- медицинской инфраструктуры для нуждающихся категорий населения.— обеспечение доступа к информации по вопросам эдоровья, состояния среды обитания, качества продовольственного сырья и продуктов питания,— информирование клиентов о льготах, пособиях и других видах социальной защиты,— содействие клиентам в решении социально-бытовых и жилищных проблем получении пенсий, пособий и выплат;— семейное консультирование и семейная психокоррекция, психотерапия, психическая саморегуляция,В том числе в интегративных функциях рассматриваются:— комплексная оценка социального статуса клиента,содействие выполнению профилактических мероприятий против социально-зависимых нарушений соматического, психическою и репродуктивного здоровья на индивидуальном, групповом и территориальном уровнях,Формирование установок клиента, группы, населения на здоровый образ жизни,— планирование семьи,— проведение медико-социальной экспертизы,осуществление медицинской, социальной и профессиональной реабилитации инвалидов;— проведение социальной работы в психиатрии наркологии, онкологии, гериатрии, хирургии и других областях клинической медицины;— содействие предупреждению распространения ВИЧ инфекции и обеспечение социальной защиты инфицированных и членов их семей;— социально-правовое консультирование;— организация терапевтических сообществ само- и взаимопомощи реабилитационного, психолого-педагогического, социально-правового характера;— участие в разработке комплексных программ медико-социальной помощи нуждающимся группам населения на разных уровнях;— обеспечение преемственности при взаимодействии специалистов смежных профессий в решении проблем клиентов и др.По своей сути медико-социальная работа имеет много общего с медицинской помощью и деятельностью органов здравоохранения и предусматривает тесное взаимодействие с медицинским персоналом и четкое разграничение сфер ответственности.Медико-социальную работу можно условно разделить на две направленности — профилактическую и патогенетическую.Медико-социальная работа профилактической направленности включает выполнение мероприятий по предупреждению социально-зависимых нарушений соматического, психического и репродуктивного здоровья; формирование установок на здоровый образ жизни, обеспечение доступа к информации по вопросам здоровья участие в разработке целевых программ медико-социальной помощи на различных уровнях администрирование, обеспечение социальной защиты прав граждан в вопросах охраны здоровья и др.Медико-социальная работа профилактической направленности включает мероприятия по организации медико-социальной помощи проведение медико-социальной экспертизы. осуществление медицинской социальной и профессиональной реабилитации инвалидов; проведение социальной работы в отдельных областях медицины и здравоохранения, проведение коррекции психического статуса клиента, создание реабилитационной социально-бытовой инфраструктуры, обеспечение преемственности во взаимодействии специалистов смежных профессий и др.С целью создания оптимальных и наиболее эффективные технологии медико-социальной работы специалисты занимаются разработкой базовых моделей которые позволяют обеспечить единые методические подходы в данном виде деятельности и учесть соответствующую специфику. Это будет проиллюстрировано на примере наркологии и онкологии.Такие модели можно строить на основании двух положении. Во-первых, выделить наиболее однородные группы клиентов (например, группа повышенного риска, члены семьи клиента и ближайшее окружением длительно и тяжело болеющие. инвалиды и др.). Во-вторых, в работе с каждой из выделенных групп учитывать два сформулированных выше направления медико-социальной работы — профилактическое и эгоистическое. Такой подход позволит при сохранении единых методических принципов учесть специфику профессиональной медико-социальной работы с конкретными контингентами различного профиля в отдельных областях медицины или системе социальной защиты населения. Опубликовано 30.11.-0001. soc-work.ru
|