Содержание
ОРГАНИЗАЦИЯ, МЕНЕДЖМЕНТ, МЕНЕДЖЕРЫ | Спортдиплом
Уже в который раз:
«Новое – это новая комбинация старого в новых условиях»
Маршев В.И.
Аннотация. В статье рассматриваются проблемы, связанные с осознанием человеческой потребности в осуществлении совместных работ, в создании организаций, в менеджменте, оценкой его роли и места в общественной практике, в менеджировании организациями, с потребностью в компетентных менеджерах, как главных участников процесса управления социально-экономическими системами, с технологиями обучения/научения и другими дидактическими элементами и участниками процесса подготовки менеджеров
Ключевые слова: организация, управление (менеджмент), кадры управления (менеджеры), подготовка менеджеров
Во избежание двусмысленности восприятия текста статьи, начнем с определения ключевых терминов, которые мы будем употреблять.
- Структура – это элементы и связи между ними
- Организация – это совокупность из двух и более индивидуумов, как её элементов[1], обладающих общей целью и формализованными[2] структурированными отношениями
- Элементы организации – это индивидуумы, атрибуты организации – это общие цели и формализованные структурированные отношения между индивидуумами.
- Управление (или менеджмент) организацией — это целенаправленное[3] системное воздействие на организацию[4]
- Наука (теория) управления организацией[5] – это наука, которая изучает управленческую деятельность и/или отношения, возникающие между участниками управленческой деятельности, выявляя и объясняя закономерности этой деятельности и/или отношений
- Предмет науки управления[6] — это либо управленческая деятельность, либо управленческие отношения, возникающие в результате осуществления управленческой деятельности, либо и то, и другое (одновременно)[7].
- Система управления организацией – это совокупность множества специальных элементов (цели управления, функции управления, методы управления кадры управления, и др.) и процессов их взаимодействия и развития[8]
1. Автор уже как-то обращал внимание своих коллег на то, что если любой из нас однажды заставит себя посчитать, со сколькими организациями он «имеет дело» в один рабочий день только на пути от дома до работы, то он легко насчитает несколько сотен таковых. Слова «имеет дело» с организациями означают те предметы и услуги, которые читатель за время передвижения на работу потребляет и/или пользуется, и которые были произведены различными организациями. Начиная с завтрака, лифта в доме, газет и журналов, купленных в ближайшем киоске (не забудьте о самом киоске, кем-то произведенным, доставленным и установленным рядом с Вашим домом), билетов в поезд или карточки в метро, транспортного средства и т.д., и т.п., и заканчивая входной дверью в свой кабинет, можно на самом деле легко насчитать сотню товаров/услуг и организаций.
Возникновение организаций обусловлено тем, что любой человек в одиночку не может выполнить большинство действий, необходимых для продолжения его жизни (сиречь – «удовлетворения природных потребностей»), и потому он вынужден искать себе подобных, создавать организацию или вступать в существующую организацию. В итоге за тысячелетия существования человечества большинство видов человеческой деятельности приобрело форму коллективных усилий. Специфика нынешнего времени в том, что возникают большие и сложные организации, которые осуществляют многие виды деятельности и которые доминируют в социальном мире. Мы создаём эти человеческие формирования для того, чтобы они могли создавать для нас то, в чем у нас есть потребность (напр., потребительские товары), или то, что решает наши проблемы (напр., средства передвижения). Мы учимся и/или трудимся в организациях, чтобы зарабатывать средства для приобретения этих товаров и услуг. Иными словами, мы давно уже являемся «пленниками» множества организаций, и потому неизбежно задаёмся вопросами их выживания и благополучного существования. Прав Аристотель, утверждая, что «человек по природе своей животное социальное», а потому организации были, есть и впредь будут создаваться.
Организации создаются людьми, вовлекают людей и часто становятся местом завершения их карьеры и даже жизни. Парадоксальность процесса социализации заключается в том, что участникам этого процесса известны его негативные стороны. Ведь до сих пор организации всё еще (и довольно часто) разочаровывают их создателей, клиентов и окружающий мир. Ежедневно как появляются, так и исчезают (часто, умышленно), банкротятся и ликвидируются тысячи организаций, а другие – теряют доверие потребителей, отзывая (а чаще – нет) недоброкачественную продукцию (медикаменты, автомобили, продукты питания и т.д.), отказываются выполнять взятые на себя обязательства. Только за последние 2-3 года «ушли из жизни» крупнейшие финансовые корпорации, банки и страховые компании, в большинстве стран резко сократили свою деятельность недавно еще преуспевавшие производственные, строительные и торговые компании, уволены сотни тысяч сотрудников этих организаций.
Тенденции и прогнозы безработицы в 2014 году выглядят неутешительно: «Российский рынок труда в этом году ждет массовый наплыв безработных, причем, поисками работы в первую очередь займутся сокращенные «белые воротнички»[9]и выпускники вузов, которых сейчас на предприятиях никто не ждет… На улицу выкинут около полумиллиона россиян. И это не считая тех, кого затронет скрытая безработица – ушедших в неоплачиваемые отпуска, вынужденных перейти на сокращенный рабочий день и так далее»[10]
Представители официальных властей призывают не беспокоиться, несмотря на то, что сами же прогнозируют увеличение безработицы в среднем по году до 6% с нынешних 5,5%. «Первыми пострадавшими станут вспомогательные процессы. К ним относятся IT, бухгалтерия, кадры, юристы, финансово-экономический блок. То есть те, которые обслуживают цифры, но не производят сами добавочную стоимость»[11]. С т.зр. «целей организации» звучит современно, логично и теоретически оправдано, но с т.зр. нравственной, социальной, демографической и, наконец, политической — безнравственно, жестоко и опасно.
В чем же дело? Почему люди оказываются за пределами любимой организации, в которую они шли (сиречь, «социализировались») в поисках «безопасности и благополучия»[12] и готовые для этого служить организации вечно? С другой стороны, почему люди, создающие организации, сами же доводят их до банкротства и ликвидации? Почему великие менеджеры двигают организации «От хорошего к великому» (автор монографии Дж. Коллинз), преподносят их, как «Созданные навечно» (авторы Д.Коллинз и Д.Поррас), а затем начинают совершать глупости, доводят их до краха, целеустремленно осуществляя «Созидательное разрушение» (авторы Р.Фостер и С.Каплан)?
Если бы большая часть работодателей давала объявления о найме в свою компанию в такой формулировке, как Apple: «Компания Apple хотел бы заключить с вами сделку, но выдвигает следующие условия. В этих стенах вы получите реальный шанс. Мы обучим вас тому, чему больше вы нигде не научитесь. Взамен…мы хотим, чтобы вы работали как проклятый и не упустили свою мечту – раз вы уже здесь. Мы не говорим, что заинтересованы работать с вами всю жизнь – так вопрос не стоит. Просто каждый из нас получат хорошую возможность – впрочем, с ограниченным сроком действия», то человек-социализирующийся задумался и, возможно, не направился бы именно в эту организацию.
2. Осознав необходимость создания организации или «вхождения» в существующую организацию, в т.ч. и прежде всего для удовлетворения своих потребностей и решения своих проблем, индивидуум вынужден выполнять определённые роли в организации для поддержания существования, простого воспроизводства, роста и развития организации. Это не лозунг, это не уже гипотеза, это социальная обусловленность, объясняемая как Дарвиным, так и его противниками. Легко показать, что роли индивидуумов в организации – это синонимы функционалов организации (функционирующих областей организации), которые более популярны в работах по теории организации и менеджменту организациями. Причем некоторые функционалы (или их элементы) возникают с момента её создания, другие — по мере её роста и развития.
Так, если создатель (акционер) организации законопослушен и принимает решение о её формальной регистрации, то согласно российскому законодательству создатель должен зафиксировать в документе о своём создании позицию руководителя и бухгалтера. А это по терминологии теории организации — элементы функционалов Менеджмент и Эккаунтинг. Поскольку эти «два и более» вступают во взаимоотношения, то в момент создания организации в ней проявляются элементы функционала «Персонал» (напр., Подбор и расстановка вовлеченных индивидуумов, Структура кадров, Должностные инструкции, Вознаграждение). Следом за ними появляются элементы функционала Маркетинг (как минимум, его элементы «Маркетинговое исследование» и «Продукт») и элементы двух функционала, входящие в Бизнес-процесс, — Закупки (или приобретение всех видов необходимых ресурсов, в т.ч. Финансов) и Производство (или трансформация ресурсов в товар и/или услугу). В случае с старт-апами, эта часть бизнес-процесса может продолжаться довольно долго, пока не наступит счастливый день «первой» Продажи и соответствующий функционал. Часто (но не всегда) к ним присоединяется функционал «Послепродажное обслуживание».
Но на этом жизнь созданной организации не заканчивается. В организации появляются всё больше и больше функционалов (сиречь, ролей и их исполнителей). Так возникают полноценный функционалы Менеджмент, Маркетинг, Персонал и др., а также новые функционалы – Безопасность, GR, PR, ClientR, IR и другие. Когда-то А.Файоль представил этот процесс в виде завершенного набора из 6 видов деятельности. выполняемых любой организацией:
1. Техническая деятельность (изготовление и производство).
2. Коммерческая деятельность (закупки, продажи и обмен).
3. Финансовая деятельность (в т.ч. поиск оптимальных источников капитала).
4. Работа по обеспечению безопасности (с целью защиты от пожара, краж, наводнений и общественных беспорядков)
5. Учетная деятельность (в т.ч. сбор данных, представление финансовых отчетов и статистической информации).
6. Управленческая деятельность, что означает «прогнозировать, планировать, организовывать, руководить, координировать и контролировать[13]
По мере развития мирового хозяйства и отраслей экономики, а также осознания необходимости учета факторов внутренней и внешней среды организации ( или «бизнес-среды») в принятии управленческих решений число функционалов организации постоянно увеличивалось. В составленной автором Таблице 1 представлен перечень функционалов, где ключевым словами являются «и другие Роли», поскольку минимизация рисков совершать нерезультативные действия может привести к созданию всё новых и новых функционалов.
Роли индивидуумов – Функционалы организации | |
1.1. Shareholders (?) | 1.13. Law |
1.2. Management | 1.14. Public Relation |
1.3. Accounting | 1.15. Government Relation |
1.4. HR | 1.16. Finance Relation |
1.5. Marketing | 1.17. Investor Relation |
1.6. Finance | 1.18. Client Relation |
1.7. Purchase | 1.19. Competitive Intelligence |
1.8. Production | 1.20. Corporate Governance |
1.9. Sales | 1.21. Social Responsibility |
1.10. Security | 1.22. Ecology |
1. | 1.23. Knowledge |
1.12. IT-active | 1.24. Corporate Culture |
и другие Роли (по потребности в них)!!! | |
РИСКИ предопределяют необходимость в новых Ролях |
Таблица 1. Перечень функционалов организации.
3. Говоря об этих давно известных объективных процессах зарождения и существования организаций, мы лишний раз подчеркиваем три обстоятельства. Во-первых, это объективность зарождения «частей организма организации». Даже пресловутые компании-однодневки успевают (от рождения до смерти) совершить как минимум одну сделку, т.е. осуществить один бизнес-процесс. И в направлении этого процесса – от частного к общему – есть одна из причин, не позволяющая проводить однозначную аналогию жизни организаций (точнее, жизненных циклов организаций) с жизнью биологических организмов. Помимо направления процессов есть и другие существенные отличия одного процесса от другого (отсутствие гомеостазиса, жизнеспособности и др.)[14]. Но самое важное отличие – это возможность организации возвращаться (причем, неоднократно) на стадию «молодость» из стадии «зрелости» и даже из безнадежного предсмертного состояния).
Во-вторых, не следует отождествлять число функционалов (ролей) с числом исполнителей этих функционалов (ролей). В микро и малых компаниях, в семейных фирмах и даже в крупных компаниях один и тот же сотрудник может выполнять несколько ролей. Важнее помнить и следовать правилу создания новых функционалов, указанному внизу Таблицы 1, — риск…порождает необходимость создания соответствующегофункционала
И в–третьих, очень важно подчеркнуть следующее. За всеми разговорами о начальных и последующих этапах жизни организации, как процессах зарождения, роста, развития и исчезновения организации скрывается «невидимая рука» менеджера, действия которой выражаются в форме принимаемых представителем функционала Менеджмент управленческих решений и проявляются в т. ч. в виде появления функционалов, обеспечивающих существование организации. Но заслуга менеджмента не только в обеспечении существования, но роста и развития организации. Иными словами, это множество функционалов постоянно должно находиться под зорким взором менеджера этого функционала и менеджера организации в целом.
Если мысленно вернуться к Таблице 1 и добавить к каждому из перечисленных функционалов термин «Менеджмент» (как деятельность), то мы получим самое первое (но далеко не окончательное) представление о направлении и объеме работ менеджеров организации. Иными словами, появятся Менеджер по закупкам, Менеджер по производству, Менеджер по продажам, Менеджер по персоналу и так все 24 категории менеджеров.
Принципиальное отличие природы организации от природы менеджмента организации в том, что организация – это объект воздействия, а менеджмент – это субъект воздействия на этот объект. И менеджмент по существу и в итоге – это изменение состояния организации и/или состояния её функционала. При этом не надо забывать, что первопричиной изменения организации являются изменения её элементов, т.е. индивидуумов. Мы говорим – «изменение организации», подразумеваем «изменение сотрудников организации»
Оказавшись в организации или даже создав собственную организацию, человек становится объектом воздействия разных субъектов, как одушевленных (например, членов Совета директоров или уникального, талантливого, но склонного к алкоголизму работника мастерской), так и неодушевленных (например, экономических кризисов, засухи Нила или извержения вулкана Эйяфьядлайёкюдль (Исландия, 2010 год)). Что касается внутренней среды организации, то основным субъектом воздействия на рядового работника, согласно определению, будут менеджеры организации. Очевидно, что практически любая задача, требующая для своего решения участие двух и более персон, порождает потребность в том, чтобы хотя бы одна из этих персон стала бы исполнять роль постановщика целей, координатора совместных действий, котроллера над действиями и других действий, что теперь составляет сущность функций, как элемента системы управления (по А. Файолю, Г.Х.Попову), или называются ролями менеджера (по Г.Минцбергу).
4. О ролях и компетенциях менеджеров. Наиболее ёмко о ролях менеджера высказался Лоуренс Лафлин в 1896 году в трактате «Элементы политической экономии»:
«Менеджер – это тот, кто выбирает место для фабрики, управляет финансами, покупает сырьё, продает продукт, кто имеет дела с рабочими, распределяя их задания и оценивая их труд, кто следит за рынком, зная когда продавать, а когда придерживать товар, кто удачно узнает, что покупатели действительно хотят, и меняет характер своего товара в соответствии с этими желаниями, в общем — это …РЕДКИЙ ЗВЕРЬ»
Как вам нравится тревожное утверждение профессионального педагога-психолога: «Разрыв между умными и глупыми людьми нарастает!»? Это высказывание принадлежит руководителю лаборатории социальной психологии СПбГУ, главе центра «Диагностика и развитие способностей» Людмиле Ясюковой. Оно чем-то напоминает принцип Питера о стремлении каждого человека достичь уровня полной некомпетентности в иерархической организации. Сравнение уровней умственного развития она осуществляет с помощью показателя «понятийное мышление»:
«Истоки этого понятия следует искать в работах выдающегося советского психолога Льва Выготского. Обобщив, понятийное мышление можно определить через три важных момента. Первый — умение выделять суть явления, объекта. Второй — умение видеть причину и прогнозировать последствия. Третий — умение систематизировать информацию и строить целостную картину ситуации.
Те, кто обладают понятийным мышлением, адекватно понимают реальную ситуацию и делают правильные выводы, а те, кто не обладают… Они тоже уверены в правильности своего видения ситуации, но это их иллюзия, которая разбивается о реальную жизнь. Их планы не реализуются, прогнозы не сбываются, но они считают, что виноваты окружающие люди и обстоятельства, а не их неправильное понимание ситуации»[15].
Что делают менеджеры? Какие компетенции выделяют касту менеджеров из всех граждан мира? Чего нам, педагогам, коучерам, бизнес-тренерам не хватает, чтобы не только обучать менеджменту, но и научать менеджменту?
5. Об обучении и научении менеджменту.
И опять больше вопросов, чем ответов. Как нам (представителям образовательных заведений, высшей школы, школ менеджмента, школ бизнеса) «выводить» студентов — будущих менеджеров во внешний мир, чтобы они погружались в него фактически, а не (только) в имитационных условиях (кейсы, деловые игры и т.п.)? Как нам научить студентов научаться?
А ведь опыт таких «упражнений» набран за тысячелетия существования человечества, существования менеджмента и осознания необходимости менеджмента как КФУ, осознания необходимости подготовки будущих менеджеров и повышения квалификации нынешних менеджеров.
Конечно, надо приглашать в учебное заведение (в т.ч. на ЭФ МГУ) «слонов», лидеров бизнеса, чтобы иметь возможность с ними пообщаться, их пощупать, задать им вопросы, получить ответы. Это надо делать, как делали древние в своих школах, в формате бесед с мудрецами, великими философами. Но это своего рода «движение извне учебного заведения вовнутрь учебного заведения».
А как вывести студентов «наружу», во внешнюю среду? Как нам, оставляя студентов буквально в здании учебного заведения на 4 года в бакалавриате, плюc на 2 года в магистратуре, а теперь еще и на 3 года в аспирантуре, научать менеджменту? Как их, обучившихся читать литературу по менеджменту, научить принимать управленческие решения, за последствия которых они будут нести ответственность не в имитационных условиях (даже в самой совершенной деловой игре или набирая опыта анализа кейсов), а в реальной ситуации, набивая шишки за неправильные решения?
Вот два примера организации учебного процесса в лучших западных школах бизнеса 2013 года.
«Студенты программы MBA Дартмутской школы пользуются особым спросом у консалтинговых фирм – сразу 45% выпускников-2012 устроились в отрасли, это самый высокий результат в США. После первого года программы все студенты берут на попечение консалтинговый проект в стартапах, корпорациях или некоммерческих организациях»[16].
«После интенсивных занятий в аудитории в первом семестре студенты местной программы MBA сосредотачивают все усилия на выбранной отрасли, чтобы подготовиться после второго семестра к летней практике». Кстати, «в Johnson также можно выбрать годичный курс обучения, редкий для американских бизнес-школ. 5% студентов выпуска 2015 года – это ветераны иракской и афганской кампаний, имеющие в Johnson льготные условия»[17].
6. И последнее.
С 1 по 5 августа 2014 года в Филадельфии состоится очередная пятидневная конференция Американской академии менеджмента (American Academy of Management, AOM), тема которой «The Power of Words». По мнению руководителя Оргкомитета и Вице-президента АОМ г-жи Дебры Шапиро «слова, как хорошие, так и плохие, не проходят бесследно, а скорость и глобальный охват нас словами благодаря интернет-технологиям увеличивают власть слова с экспоненциальной скоростью. Как исследователи, авторы статей и трактатов, педагоги, коучеры, инструктора, стратеги, предприниматели, лидеры и менеджеры мы должны знать ответ на вопрос: Как наиболее эффективно использовать слова, чтобы творить и осуществлять результативные изменения в менеджменте?»[18].
В рамках большой конференции 3 августа 2014 г. пройдет ставшая для АОМ уже традиционной мини-конференция «Teaching and Learning Conference»,, посвященная только вопросам подготовки менеджеров. Удачное совпадение с темой нашей нынешней конференции! Однако у американцев — это традиция, это заложено в миссии АОМ, а мы вернулись к этой теме через 13 лет[19], осознав и почувствовав остроту актуальности подготовки менеджеров. Похоже, эта тема и у нас должна стать традиционной, тем самым отражая вечную актуальность вопросов обучения и научения, вообще, и менеджеров, в частности.
Литература
- Маршев В.И. История управленческой мысли. Учебник. М.: ИНФРА-М, 2005. – 731 с.
- Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. М.: Экономистъ, 2006. — 670 с.
[1] Примеры – от микро-компании до транснациональных компаний, как государственных, так и частных
[2] Примеры формализации отношений — от рукопожатия и клятвы (в т. ч. «бей пять») и записей в ЗАГСе до регистрации Устава организации и подписания долгосрочных контрактов (напр., на поставку газа в Китай до 2030 года)
[3] В этом определении первична «цель организации», а вторична «цель управления организацией»
[4] или «Субъекта управления на Объект управления»
[5] или «наука управления в узком смысле слова»
[6] или «науки управления в узком смысле слова»
[7] Вопрос: Может ли наука иметь более одного предмета?
[8] Примеры систем управления приведены в [1; сс.626-627] и [2, сс. 40-46]
[9] управленцы среднего звена и административный персонала
[10] См. http://1prime.ru/Politics/20140127/776394679.html
[11] Там же
[12] как провозглашали цели своих полисов еще древние правители
[13] См. А.Файоль. Общее и промышленное управление. 1916
[14] Подробнее об этом сказано в статье Edith Tilton Penrose. Biological Analogies in the Theory of the Firm. The American Economic Review, Vol. 42, No. 5, (Dec., 1952), pp. 804-819
[15] источник: http://www.rosbalt.ru/main/2013/12/04/1207437.html)
[16] http://www.forbes.ru/forbeslife-photogallery/obrazovanie/246085-luchshie…
[17] http://www.forbes.ru/forbeslife-photogallery/obrazovanie/246085-luchshie…
[18] См. http://aom.org/annualmeeting/overview
[19] Тема IV конференции по ИУМиБ 2001 года «Развитие кадров управления: история, современность и будущее»
система планирования или функции стратегического современного менеджмента и анализ эффективности этого
На сегодняшний день четкого определения для этого понятия нет. Тем не менее наиболее распространенное объяснение, что такое менеджмент, следующее: менеджмент — максимально эффективное управление предприятием и персоналом.
Некоторые бизнесмены, например Терри Александр Гибсон, называют менеджмент искусством: «Менеджмент — это искусство достижения целей в условиях ограниченности ресурсов».
Что такое менеджмент и для чего он необходим в организации
Эффективное управление предприятием состоит из:
- Постановки задач и целей.
- Детального планирования задач.
- Организации работы.
- Регулирования производственных возможностей.
- Повышения мотивации подчиненных.
- Контроля производительности.
Менеджмент: для чего он необходим организациям
Одна из основных целей искусства управления — достижение поставленных задач в максимально короткие сроки при наиболее высокой производительности. При эффективном управленческом процессе руководство компании задействует в работе фирмы каждого сотрудника, мотивируя его «выкладываться на полную», чтобы получить максимальную пользу.
Например, существует проектная организация, которая занимается моделированием и построением мостов и дорог. В этой компании четыре главных отдела, у каждого из которых разные обязанности:
- финансовый;
- проектный;
- отдел по внешним экономическим связям; 4) отдел по внутренним экономическим связям.
Президенту компании, которому они подчиняются, сложно уследить за выполнением поставленных задач. То, что у компании есть позитивный результат, еще не означает: производственная деятельность организации максимально эффективная.
Иногда руководители отделов не выполняют свои задачи, оправдываясь тем, что «забыл», «задача была поставлена не так» и тому подобные вещи. Для того чтобы избежать подобных случаев и повысить эффективность работы компании, президент вводит электронное управление проектами.
Оно состоит в том, что у всех сотрудников на компьютерах стоит программа, в которой они ведут свои проекты, и они видны всем.
Теперь никто из подчиненных не может сказать: «Забыл, не понял». Его задачи и процесс их выполнения доступны каждому для просмотра и комментирования. Президент в любое удобное для него время может проконтролировать работу подчиненных.
Другой пример. Рабочий день в компании начинается в восемь часов утра. Но некоторые сотрудники очень любят опаздывать без видимой на то причины. Поскольку в компании работает большое количество людей, уследить за каждым невозможно.
Поэтому руководство вводит электронные карты, по которым в конце месяца считываются пропущенные часы работы и начисляется штраф. При этом, если сотрудник ежедневно в течение месяца не опаздывал, он получает небольшую денежную премию.
Итог — повышена эффективность производительности и увеличилась мотивация сотрудников. Прав Джастин Менкес: «Разгадывая секрет успеха управленцев, стоит смотреть не на решение, а на способ, который позволил к нему прийти».
Для того чтобы увидеть идеальный пример эффективного управления, стоит прочитать книгу Джека Уэлча (генеральный директор General Electric с 1981 по 2001 год) «История менеджера». Примечательно, что его методом пользуются большинство управленцев.
Метод прост — разделить бизнесы на категории. Как это сделал Уэлч: на салфетке нарисовал три круга, в которые вписал направления своих бизнесов. То, что выходило за рамки трех кругов, требовало реформирования или же от этих предприятий стоило избавляться. Это Уэлч и сделал, таким образом увеличив эффективность компании.
Виды менеджмента
Ученые и бизнесмены выделяют несколько подходов к классификации менеджмента. Это обусловлено тем, что компании имеют разные направления, поэтому один вид классификации не может подойти под все организации. К предприятию, занимающемуся предоставлением услуг, классификация менеджмента по производству товаров вряд ли подойдет.
Итак, существует:
Организационный менеджмент:
- стратегический. Главная задача — установка целей и выбор «миссии» компании;
- оперативный. Занимается распределением ресурсов и задач;
- тактический. Этот вид менеджмента базируется на управлении такими отделами, как маркетинговый, научно-исследовательский или финансовый.
Функциональный менеджмент:
- производственный;
- финансовый;
- кадровый;
- инновационный;
- логистический.
Таким образом, зная, что такое менеджмент, можно повысить результативность работы организации. Именно поэтому, чтобы компания была успешной, ею должны руководить профессионалы — менеджеры.
Главная задача менеджера — повышать эффективность работы организации, прогнозировать различные ситуации, а также регулировать и контролировать работу подчиненных.
Менеджмент — что это: функции, виды, примеры из жизни
В России понятие «менеджер» отличается от общепринятого в европейских странах или в США. У нас этим словом могут называть кого угодно – встречаются даже уборщицы – менеджеры по клинингу.
Но мы поговорим о настоящем менеджменте. О том, что это такое, каким он бывает и как не наделать ошибок, управляя людьми и материальными ресурсами.
Что такое менеджмент
У термина «менеджмент» много определений. С английского он переводится как «управление» или «администрирование», но в российском деловом обиходе используется в более широком смысле.
Это и сам процесс управления фирмой, и прогнозирование последствий управленческих действий, и организация производства товаров или услуг. Однако наиболее точно менеджмент можно определить как управление ресурсами – в первую очередь, человеческими.
Краткая история менеджмента
Люди с самого начала существования человечества копили опыт управления. В первобытном обществе центром таких знаний были вожди и старейшины племен.
С того времени, как охота и собирательство стали уступать место производительному хозяйству, возникло и искусство управления им.
Наряду с системой государственного управления появляется управленческий аппарат крупных родовых, а затем рабовладельческих хозяйств. Каждая смена общественной формации давала резкий толчок развитию управленческих техник.
Наиболее системно менеджмент стал развиваться в индустриальном периоде (в 18-19 веках), в эпоху быстрого развития капитализма в Западной Европе.
Наряду с практическими знаниями появилось и теоретическое осмысление процесса управления ресурсами. Адам Смит, Чарльз Бэббидж и многие другие экономисты вывели менеджмент на уровень полноценной научной дисциплины.
Современный менеджмент – это явление, зародившееся на рубеже 19-20 веков, в период индустриальной революции по всему миру. Появление предприятий с тысячами работников и сложной структурой управления вызвало необходимость систематизировать способы принятия решений, унифицировать их, оставив в рамках разумного простор для творчества.
С наступлением информационной эры, начиная с 70-х годов ХХ века, появилось большое количество IT-технологий, облегчающих обработку больших массивов данных для принятия управленческих решений, но и требующих нового уровня знаний и навыков. Постиндустриальная экономика изменила отношения между сотрудниками разных уровней, директивные отношения во многом уступили место мотивационным.
Сейчас развитие науки управлять продолжается. Все большее внимание уделяется менеджменту удаленных структур и распределенных задач. По мере роботизации производств снижается концентрация персонала на них, растет значение управления максимально автоматизированными процессами.
Особенности российского менеджмента
В нашей стране в начале 90-х годов развитие науки управления пошло своим путем, который местами далеко отклонялся от классического. Знания управленцев, полученные в советских вузах, оказались практически неприменимы в рыночной экономике.
На крупных предприятиях это сразу отразилось прежде всего на сбытовых и закупочных подразделениях, а затем и на общем руководстве, от которого теперь требовалось не столько планирование производства, сколько планирование продаж.
В результате множество таких предприятий не смогли найти свою конкурентную нишу и прекратили существование. Оставшиеся, в течение десятилетия, перешли в руки владельцев, которые и сами зачастую обучались искусству менеджмента за рубежом, и от наемных директоров требовали современных управленческих знаний.
Постепенно стандарты менеджмента, по крайней мере в крупных компаниях, приблизились к западным. А вот менеджмент в малом и среднем бизнесе начинал в РФ почти с нуля. За спиной у большинства управленцев в этой сфере было кооперативное движение, а то и криминальное прошлое.
Отрицательную роль сыграла хаотичность рынка в 90-е и монополизация основных доходных сфер в экономике в 2000-е.
В области управленческих технологий и стандартов наиболее успешные фирмы брали пример с крупных компаний, а вот их менее удачливые собратья – а таких на рынке было подавляющее большинство – старались восполнить скромные финансовые условия для сотрудников имиджевыми «фишками».
Отсюда возникла целая россыпь профессий, в названии которых было слово «менеджер»: менеджер по продажам, по закупкам, по работе с клиентами, по логистике, по туризму и так далее (попробуйте на hh.ru ввести слово «менеджер» в строку поиска – и убедитесь сами). Чаще всего такие рабочие места ничего общего с управлением ресурсами не имеют.
Обычно это продавцы с расширенным функционалом – в их обязанности вменены активные продажи, поиск клиентов, выездные и телефонные переговоры и т. д. Но слово «продавец» звучит прозаично и буднично, а «менеджер» – куда более статусно.
Учитывая, что на такие позиции часто берут студентов или начинающих специалистов, это немаловажный фактор мотивации.
Каковы функции менеджмента
Чтобы быть управленцем в любой организации – хоть в «Газпроме», хоть в маленьком ООО – нужно четко представлять себе последовательность действий, которые придется производить. Эта последовательность – и есть цепочка функций, которые обязан выполнять менеджер. Рассмотрим их по порядку.
Постановка целей и задач
Постановка целей дает направление движения компании, стимулирует изменения, формирует корпоративный дух. Поэтому к данной функции менеджмент должен относиться очень серьезно.
В зависимости от уровня менеджера цели могут ставиться для всей организации (увеличить прибыль, занять определенную долю рынка, «съесть» конкурентов, не допустить банкротства и т.д.) или для конкретного подразделения/отдела/управления/цеха/участка (повысить продажи, уменьшить количество брака, внедрить технологические изменения в требуемые сроки и т. д.).
Для внутреннего пользования цели и задачи должны быть максимально конкретными – это позволит избежать попыток увильнуть от их выполнения через «иное толкование» руководящих указаний.
Менеджмент и организации
В условиях сегодняшней жесткой и неопределенной экономики компании нужны сильные менеджеры, способные вести своих сотрудников к достижению бизнес-целей. Но менеджеры — это больше, чем просто лидеры — они также умеют решать проблемы, поддерживать и планировать. И менеджеры не бывают универсальными для всех форм и образов. Менеджеры выполняют множество ролей и имеют множество различных обязанностей на каждом уровне управления в организации.
Организации изобилуют сегодняшним обществом. Группы людей постоянно объединяют усилия для достижения общих целей. Иногда целью этих организаций является получение прибыли, например, сеть франчайзинговых ресторанов или розничная торговля одеждой. В других случаях цели более альтруистичны, например, некоммерческие церкви или государственные школы. Но какими бы ни были их цели, все эти организации объединяет две вещи: они состоят из людей, и за этих людей отвечают определенные лица.
Введите менеджеров. Менеджеры появляются в каждой организации — по крайней мере, в организациях, которые хотят добиться успеха. У этих людей есть иногда незавидная задача принимать решения, решать сложные проблемы, ставить цели, планировать стратегии и сплачивать людей. И это только часть их обязанностей!
Чтобы быть точным, менеджеры управляют и координируют ресурсы эффективно и действенно для достижения целей организации. По сути, менеджеры выполняют работу через других людей.
Независимо от того, в какой организации они работают, менеджеры обычно несут ответственность за работу группы людей. Как лидеры, менеджеры должны поощрять эту группу к достижению общих бизнес-целей, таких как своевременный вывод нового продукта на рынок. Для достижения этих целей менеджеры используют не только свои человеческие ресурсы, но и различные материальные ресурсы, такие как технологии.
Подумайте, например, о команде. Менеджер может руководить определенным отделом, задачей которого является разработка нового продукта. Менеджер должен координировать усилия членов команды своего отдела, а также давать им материальные инструменты, необходимые для качественного выполнения работы. Если команда терпит неудачу, в конечном итоге ответственность ложится на менеджера.
Два лидера могут быть менеджерами в одной компании, но иметь очень разные должности и цели. Крупные организации, в частности, могут разбивать управление на разные уровни, потому что нужно управлять гораздо большим количеством людей. Типичные уровни управления делятся на следующие категории:
- Верхний уровень: Руководители этого уровня обеспечивают постановку и достижение основных целей производительности. Общие названия должностей для топ-менеджеров включают главного исполнительного директора (CEO), главного операционного директора (COO), президента и вице-президента.
Эти старшие менеджеры считаются руководителями, ответственными за работу организации в целом или за одну из ее важных частей. Когда вы думаете о топ-менеджере, подумайте о ком-то вроде Дэйва Томаса из франшизы фаст-фуда Wendy’s. Хотя Джон Т. Шусслер был избран генеральным директором в 2000 году, Дэйв Томас был основателем и председателем совета директоров. Он был известным представителем сети до своей смерти в 2002 году.0023
- Средний уровень: Менеджеры среднего звена подчиняются высшим менеджерам и руководят относительно крупными отделами или подразделениями, состоящими из нескольких более мелких подразделений. Примеры менеджеров среднего звена включают директоров клиник в больницах; деканы в университетах; и руководители подразделений, руководители заводов и менеджеры по продажам филиалов в компаниях. Менеджеры среднего звена разрабатывают и реализуют планы действий в соответствии с целями компании, такими как увеличение присутствия на рынке.
- Низкий уровень: Первоначальная управленческая должность, которую получают большинство людей, обычно представляет собой руководящую должность первой линии, такую как руководитель группы или руководитель — лицо, отвечающее за небольшие рабочие подразделения, состоящие из практических работников.
Названия должностей этих менеджеров первой линии сильно различаются, но включают такие должности, как начальник отдела, руководитель группы и руководитель подразделения. Руководители первой линии следят за тем, чтобы их рабочие группы или подразделения выполняли поставленные задачи, такие как производство определенного количества изделий заданного качества, которые согласуются с планами среднего и высшего руководства.
Менеджмент и организации | Cornell SC Johnson
Организации продолжают развиваться, становясь более плоскими, более рассредоточенными и более сложными, и наше понимание организаций и поведения людей в них также должно развиваться. Факультет в области управления и организаций занимается исследованиями, направленными на информирование руководства, управления и структуры организаций, принятия решений отдельными лицами в организации и отношений организаций с их более широкой институциональной и конкурентной средой. Наши исследования публикуются в различных журналах по менеджменту, психологии, стратегии, юриспруденции и гостиничном бизнесе, и благодаря этим исследованиям и нашему взаимодействию с организациями мы вносим свой вклад как в академическую литературу, так и в практику управления.
Наши преподаватели преподают различные основные и факультативные занятия в трех школах, а также по программам бакалавриата, профессиональной магистратуры и докторантуры. Курсы в области управления и организаций охватывают темы, касающиеся организационного поведения, лидерства, человеческих ресурсов, трудовых отношений, устойчивого бизнеса, этики, переговоров, критического мышления, международного бизнеса и власти в организациях.
- Гаутам Ахуджа (в отпуске)
- Лурдес С. Казанова
- Я-Ру Чен
- Джон М. Дорис
- Глен В.
С. Доуэлл
- Мишель М. Дугид
- Аллан М. Филипович
- Стивен С. Гал
- Лаура Джорджианна
- Ангус Хилдрет
- Майкл Дж. Хостетлер
- Мукти Хайре
- Хиён Ким
- Адам Клаузнер
- Кевин Книффин
- Стефани Кубанек
- Ташлин Лахани
- Майкл Д.
Маффи
- Элизабет А. Мэнникс (в отпуске)
- Кристофер Маркиз
- Мэтт Маркс
- Элизабет МакКлин
- Марк Б. Мильштейн
- Риса М. Миш
- Лаура Ниеми
- Педро Перес
- Дениз Рамзи
- Сунита Сах (в отпуске)
- Стивен Дж.
Зауэр
- Овул Сезер
- Дэвид Шервин
- Юань Ши
- Тони Саймонс
- Уэсли Дэвид Син
- Симона Тан
- Нил Таралло
- Джон Тобин-де ла Пуэнте
- Брюс Трейси
- Кейт Уолш
- Кристина М.
Уоркман
Почетные и аффилированные лица
- Тэтчер Белл
- Джуди Браунелл
- Джордж У. Кейси-младший
- Натан Джей Кук
- Дункан Оливер Дьюк
- Густаво А.
Флорес-Масиас
- Фернандо Гомес-Бакеро
- Дейл Гроссман
- Донна Л. Хагер
- Джилл Хеллман
- Тимоти Хинкин
- Джейсон Хогг
- Андреа Кэтрин Ипполито
- Фархан Икбал
- Роберт Джеймс
- Бо Гён Ким
- Дженнифер Майка
- Муна Барон Ндуло
- Ник Никитас
- Трент Преслер
- Дана М.
Рэдклифф
- Грегори Чендлер Рэй
- Джесси Рейес
- Кеннет С. Ротер
- Эрнан Дж. Ф. Саенс, III
- Том Шривер
- Стейси Сильвер
- Брэдли Н.
Трит
- Пол Вагнер
- Анке Весселс
- Джозеф Т. Уилсон
Публикации по управлению и организациям
- Ши, Юань. «Смена мелодии: демократизация рыночного посредничества и перекрестного производства в коммерческой музыкальной индустрии США» Ежеквартальный журнал административной науки . (ожидается).
- Казанова, Лурд; Миру, Энн. «Отчет о развивающихся рынках за 2022 год: новое изобретение глобальных цепочек создания стоимости». Cornell University.
(2022): 171 стр.
- Казанова, Лурд; Миру, Энн. «Отчет транснациональных корпораций по развивающимся рынкам за 2021 год: построение будущего на превосходстве ESG». Cornell University. (2022): 150 стр.
- Хсу, Дэвид; Маркс, Мэтью. «Пересмотр предпринимательской коммерциализации академической науки: данные «двойных» открытий» Наука управления . 68.2 (2022): 1330-1352
- Маркс, Мэтью. «Соглашения о неконкуренции сотрудников, гендер и предпринимательство» Организационная наука . 33.5 (2022): 1756-1772
- Маркс, Мэтью; Фуэги, Аарон. «Опирание изобретателей на науку: гибридное извлечение цитат из патента в статью» Journal of Economics and Management Strategy . 31.2 (2022): 369-392
- Сезер, ул. «Впечатление (неправильное) управление: когда то, что вы говорите, не то, что они слышат» Текущее мнение в психологии . 44 (2022): 31-37
- Сах, Сунита. «Парадокс профессионализма: чувство профессионализма повышает уязвимость к конфликтам интересов» Перспективы Академии управления .
36.3 (2022): 896-918
- Маленькая книга инвестирования в природу: простое руководство по финансированию жизни на Земле, под ред. Джон Тобин-де ла Пуэнте, изд. А. Митчелл. Глобальный навес. (2021): 224 стр.
- Книффин, Кевин; Нараянан, Джаянтх; Ансил, Фредерик; Антонакис, Джон; Эшфорд, Сьюзен; и другие. «COVID-19 и рабочее место: последствия, проблемы и идеи для будущих исследований и действий» Американский психолог . 76.1 (2021): 63-77
- От подражателей к лидерам: инновации на развивающихся рынках, под ред. Фернанда Каэн, изд. Лурдес Казанова, изд. Энн Миру. Издательство Кембриджского университета. (2021): 250 стр.
- Робертс, Аннабель; Левин, Эмма; Сезер, Овул. «Скрытие успеха» Журнал личности и социальной психологии . 120.5 (2021): 1261-1286
- Ким, Тами; Сезер, Овул; Бойл, Джулиана; Воскресший, Джейн; Джино, Франческа; Нортон, Майкл. «Ритуалы рабочей группы повышают смысл работы» Организационное поведение и процессы принятия решений .
165 (2021): 197-212
- Роуз, Сюзанна; Сах, Сунита; Двейк, Раэд; Шмидт, Кори; Мерсер, МэриБет; и другие. «Реакция пациентов на сообщения врачей о конфликтах интересов в отрасли: рандомизированный полевой эксперимент» Организационное поведение и процессы принятия решений человеком . 166 (2021): 27-38
- Дойц, Эндрю; Исцели, Джеффри; Ню, Роуз; Суонсон, Эрик; Тауншенд, Терри; и другие. «Финансирование природы: устранение глобального разрыва в финансировании биоразнообразия». Институт Полсона, Охрана природы и Центр устойчивого развития Корнелла Аткинсона. (2020): 258 стр.
- Фицджеральд, Тимоти; Хиггинс, Фиби; Куиллиган, Эмма; Сетхи, Суреш; Тобин-де ла Пуэнте, Джон. «Стимулирование инвестиций в сохранение рыбного хозяйства» Границы экологии и окружающей среды . 18.3 (2020): 151-158
- Родевальд, А. Д.; Арсезе, П.; Тобин-де ла Пуэнте, Джон; Сэйер, Дж.; Хокинс, Ф .; и другие. «Инновационное финансирование природоохранной деятельности: роли экологов и практиков» Проблемы экологии .
22 (2020): 1-35
- Книффин, Кевин; Хэнкс, Эндрю; Цянь, Сюэчао; Ван, Бо; Вайнберг, Брюс. «Диссертанты с отдаленно связанными фокусами сталкиваются с различными краткосрочными результатами», Национальное бюро экономических исследований (NBER), серия рабочих документов . Национальное бюро экономических исследований. 27825 (2020)
- Книффин, Кевин; Детерт, Джеймс; Лерой, Ханнес. «О лидерстве и управлении: синонимы или отдельные (и неравные)?» Академия управленческих открытий (только онлайн) . 6 (2020): 544-571
- Маркс, Мэтью; Фуэги, Аарон. «Опирание на науку: цитирование научных статей на первых страницах мировых патентов» Журнал стратегического управления . 41.9 (2020): 1572-1594
- Бикард, Майкл; Маркс, Мэтью. «Соединение научных кругов и промышленности: как географические центры соединяют университетскую науку и корпоративные технологии» Менеджмент . 66.8 (2020): 3295-3798
- Нолт, Келли; Роджерс, Бенджамин; Сезер, Овул; Клейн, Надав.