Надзор по труду: Онлайн Инспекция — Главная

Статья 20. Государственный надзор и контроль \ КонсультантПлюс

Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

Статья 20. Государственный надзор и контроль

1. Государственный надзор и контроль за соблюдением требований охраны труда осуществляются федеральной инспекцией труда — единой федеральной централизованной системой государственных органов.

2. Положение о федеральной инспекции труда утверждается Правительством Российской Федерации.

3. Государственные инспектора труда при исполнении своих обязанностей имеют право:

беспрепятственно в любое время суток при наличии удостоверений установленного образца посещать в целях проведения инспекции организации всех организационно-правовых форм;

запрашивать и безвозмездно получать от руководителей и иных должностных лиц организаций, органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, работодателей документы, объяснения, информацию, необходимые для выполнения надзорных и контрольных функций;

изымать для анализа образцы используемых или обрабатываемых материалов и веществ;

расследовать в установленном порядке несчастные случаи на производстве;

предъявлять руководителям и иным должностным лицам организаций обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений законодательства об охране труда, о привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке;

абзац утратил силу. — Федеральный закон от 09.05.2005 N 45-ФЗ;

(см. текст в предыдущей редакции)

отстранять от работы лиц, не прошедших в установленном порядке обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах и проверку знаний требований охраны труда;

запрещать использование и производство не имеющих сертификатов соответствия или не соответствующих требованиям охраны труда средств индивидуальной и коллективной защиты работников;

привлекать к административной ответственности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, лиц, виновных в нарушении требований охраны труда, при необходимости приглашать их в инспекцию труда в связи с находящимися в производстве делами и материалами, а также направлять в правоохранительные органы материалы о привлечении указанных лиц к уголовной ответственности;

КонсультантПлюс: примечание.

По вопросу, касающемуся полномочий Федеральной инспекции труда по рассмотрению дел об административных правонарушениях, см. статью 23.12 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

КонсультантПлюс: примечание.

Приказом Минтруда РФ от 13.09.2002 N 184 утвержден Перечень должностных лиц федеральной инспекции труда Министерства труда и социального развития Российской Федерации, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частью 2 статьи 5.27, статьей 5.42, частью 1 статьи 19.4, частью 1 статьи 19.5, статьями 19.6 и 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

выступать в качестве экспертов в суде по искам о нарушении законодательства об охране труда и возмещении вреда, причиненного здоровью работников на производстве.

4. Государственные инспектора труда являются федеральными государственными служащими.

5. Государственные инспектора труда несут ответственность за противоправные действия или бездействие в соответствии с законодательством Российской Федерации.

6. Государственный надзор и контроль за соблюдением требований охраны труда наряду с федеральной инспекцией труда осуществляются федеральными органами исполнительной власти, которым предоставлено право осуществлять функции надзора и контроля в пределах своих полномочий.

Государственный надзор и контроль



Государственный надзор и контроль

 



Федеральный государственный надзор в сфере труда регламентирован постановлением Правительства РФ от 21 июля 2021 г. № 1230 «Об утверждении Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права

 


Федеральный государственный надзор в сфере труда осуществляется Федеральной службой по труду и занятости http://www.rostrud.ru/  и ее территориальными органами (государственными инспекциями труда) в отношении любых работодателей (организаций), независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности, работодателей — физических лиц, в трудовых отношениях с которыми состоят работники), а также иных субъектов, которые в соответствии с федеральными законами наделены правом заключать трудовые договоры.

 


Федеральный государственный надзор в сфере труда осуществляется в соответствии с ратифицированными Российской Федерацией конвенциями Международной организации труда по вопросам инспекции труда, Трудовым кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», другими федеральными законами, постановлением Правительства РФ от 21 июля 2021 г. № 1230 «Об утверждении Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

 


Сроки и последовательность выполнения административных процедур при осуществлении федерального государственного надзора в сфере труда устанавливаются административными регламентами исполнения государственных функций, разрабатываемыми и утверждаемыми в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16 мая 2011 г. № 373.

 


Приказ Роструда от 13 июня 2019 г. № 160 «Об утверждении Административного регламента осуществления Федеральной службой по труду и занятости федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

 


Перечень актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по федеральному государственному надзору за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права

 

 





                                      

 

 

 

 

ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО

НАДЗОРА В СФЕРЕ ТРУДА

 








проведение плановых и внеплановых проверок
  
выдача обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений
 
составление протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий государственных инспекторов труда
 
подготовка других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации
       



Плановые и внеплановые проверки проводятся в форме
документарных проверок и (или) выездных проверок в порядке,
предусмотренном Федеральным законом «О защите прав
юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при
осуществлении государственного контроля (надзора) и
муниципального контроля» с учетом особенностей, установленных
Трудовым кодексом Российской Федерации.
  

 


Плановые проверки проводятся государственными инспекторами труда на основании разрабатываемых в соответствии с полномочиями федеральной инспекции труда ежегодных планов не чаще, чем один раз в 3 года.

В отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих виды деятельности в сфере здравоохранения, сфере образования, в социальной сфере, в сфере теплоснабжения, в сфере электроэнергетики, в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности, плановые проверки могут проводиться два и более раза в три года. Перечень таких видов деятельности и периодичность их плановых проверок устанавливаются Правительством Российской Федерации.

 


Основанием для проведения внеплановой проверки является:

а) истечение срока исполнения работодателем выданного государственными инспекторами труда предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований;

б) поступление в федеральную службу по труду и занятости:

  •     обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов

    государственной власти (должностных лиц федеральной службы по труду и занятости труда и других федеральных органов исполнительной
    власти, осуществляющих государственный контроль (надзор), органов местного самоуправления, профессиональных союзов, из средств
    массовой информации о фактах нарушений работодателями обязательных требований, в том числе требований охраны труда, повлекших
    возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью работников;

  •     обращения или заявления работника о нарушении работодателем его трудовых прав;
  •     запроса работника о проведении проверки условий и охраны труда на его рабочем месте в соответствии со статьей 219 Трудового кодекса Российской Федерации;

в) наличие приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) Федеральной службы по труду и занятости или государственной инспекции труда о проведении внеплановой проверки, изданного в соответствии с поручением Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации либо на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

 


Срок проведения каждой из проверок не может превышать 20 рабочих дней.

В отношении работодателей — субъектов малого предпринимательства общий срок проведения плановых выездных проверок не может превышать 50 часов для малого предприятия и 15 часов для микропредприятия в год.

В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения сложных и (или) длительных исследований, испытаний, специальных экспертиз и расследований на основании мотивированных предложений государственных инспекторов труда, проводящих выездную плановую проверку, срок проведения выездной плановой проверки может быть продлен руководителем Федеральной службы по труду и занятости или государственной инспекции труда, но не более чем на 20 рабочих дней, а в отношении малых предприятий и микропредприятий — не более чем на 15 часов.

 


При осуществлении федерального государственного надзора в сфере труда государственные инспекторы труда имеют право:

а) беспрепятственно в любое время суток при наличии удостоверений установленного образца посещать работодателей в целях проведения их проверки;

б) запрашивать у работодателей и их представителей, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления и безвозмездно получать от них документы, объяснения, информацию, необходимые для выполнения надзорных и контрольных функций;

в) изымать для анализа образцы используемых или обрабатываемых материалов и веществ в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с уведомлением об этом работодателя или его представителя и составляют соответствующий акт;

г) расследовать в установленном порядке несчастные случаи на производстве;

д) предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений обязательных требований в сфере труда, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке;

е) направлять в суды при наличии заключений государственной экспертизы условий труда требования о ликвидации юридических лиц (организаций) или прекращении деятельности их структурных подразделений вследствие нарушения требований охраны труда;

ж) выдавать предписания об отстранении от работы лиц, не прошедших в установленном порядке обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах и проверку знания требований охраны труда;

з) запрещать использование средств индивидуальной и коллективной защиты работников, если такие средства не соответствуют обязательным требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, и государственным нормативным требованиям охраны труда;

и) составлять протоколы и рассматривать дела об административных правонарушениях в пределах своих полномочий, подготавливать и направлять в правоохранительные органы и в суд другие материалы (документы) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

к) выступать в качестве экспертов в суде по искам о нарушении обязательных требований в сфере труда, о возмещении вреда, причиненного здоровью работников на производстве.

 


По результатам проверки государственный инспектор труда составляет акт проверки по установленной форме.

Руководитель Федеральной службы по труду и занятости и руководители государственных инспекций труда отменяют решения, вынесенные государственными инспекторами труда с нарушениями требований к их организации и проведению, установленных законодательством Российской Федерации.

Решения государственных инспекторов труда, вынесенные по результатам проверки, могут быть обжалованы соответствующему руководителю по подчиненности, главному государственному инспектору труда Российской Федерации и (или) в суд.

страниц — Надзор

Положения о надзоре COMAR 10.42.08

Вступают в силу 1 июля 2004 г. и пересмотрены 17 декабря 2007 г. Эти правила были разработаны, поскольку устав социальной работы 2000 г. требовал разработки положений о надзоре.

10.42.08: Правила надзора

 

Рекомендуемые ресурсы для программ обучения надзору за социальной работой

Требуемое обучение включает следующее: Советом по социальным Рабочее образование; ИЛИ

  • 12 часов тренинга по супервизии, спонсируемого агентством; ИЛИ
  • 12 кредитных часов непрерывного обучения в области социального надзора от спонсора, уполномоченного Советом директоров.
  • Социальный работник может обратиться в следующие организации, чтобы определить, предлагают ли они программу непрерывного образования в социальная работа надзор:

    Ассоциация советов по социальной работе, www.aswb.org, имеет список утвержденных спонсоров CE со ссылками на веб-сайты.

    Национальная ассоциация социальных работников, www.socialworkers.org, имеет список утвержденных программ CE. Местные отделения NASW могут предлагать программы.

    Университет Мэриленда – Школа социальной работы – Непрерывное профессиональное образование, www. ssw.umaryland.edu/cpe, может предлагать программы обучения супервизии.

    Обратите внимание, что социальный работник может получить 12 кредитных часов в социальной работе надзора в категории I или категории II. Категория II включает программы онлайн-дистанционного обучения и домашнего обучения.

    Часто задаваемые вопросы о надзоре


    • 1) Если я наблюдаю за кандидатами на расширенное лицензирование, когда мне нужно будет зарегистрироваться в Совете и как я могу получить регистрационную форму?

      Положение о надзоре вступило в силу с 1 июля 2004 года. Регистрационная форма и инструкция размещены на странице Совета.

    • 2) Почему существует требование, чтобы социальный работник имел 18-месячный опыт социальной работы на уровне LCSW или LCSW-C до того, как он будет руководить другими для получения расширенной лицензии?

      Совет считает, что 18-месячный период предоставит социальному работнику дополнительное время, чтобы лучше привыкнуть к обязанностям, связанным с уровнем лицензирования LCSW или LCSW-C. Более знающий и уверенный в себе социальный работник сможет обеспечить более профессиональный уровень надзора за социальной работой для других, желающих получить расширенную лицензию.

    • 3) Если я не могу получить часы супервизии от утвержденного Советом директоров LCSW или LCSW-C в моем агентстве, могу ли я выйти за пределы агентства, чтобы получить супервизию, которая будет соответствовать требованиям для получения лицензии на одном из продвинутых уровней ?

      Да. Меры по получению надзора за лицензированием на одном из продвинутых уровней могут быть приняты внутри или за пределами агентства. Весь надзор должен осуществляться в соответствии с формой контракта, и надзор должен быть подотчетен работодателю.

    • 4) Можно ли использовать часы групповой супервизии для получения лицензии на уровне LCSW или LCSW-C?

      Да. Пятьдесят (50) часов из 100 часов, необходимых для супервизии, могут приходиться на групповую супервизию. Однако размер группы не может превышать 6 человек.

    НОРМ – ILS – Международные трудовые стандарты

    • Регулярный надзор
    • Специальные процедуры
    • Международные трудовые нормы (ILS) поддерживаются уникальной системой надзора, состоящей из

      независимых экспертов по правовым вопросам и трехсторонних органов

      Регулярный надзор поддерживает государства-члены в реализации ILS в стремлении к достойному труду и устойчивому развитию.

      Регулярный надзор

      С отчетами о новых ИЛП, нератифицированных конвенциях и рекомендациях

      Статья 19

      Государства-члены сообщают о том, какое внимание они уделяют внедрению ИЛП, недавно принятых Международной конференцией труда, а также ранее принятых.

      Узнать больше

      Регулярный надзор

      С отчетами о ратифицированных конвенциях

      Статья 22

      Правительства сообщают о мерах, которые они принимают для выполнения ратифицированных ими конвенций.

      Узнать больше

    • Международные трудовые нормы (ILS) поддерживаются уникальной системой надзора, состоящей из

      независимых экспертов по правовым вопросам и трехсторонних органов

      Специальные процедуры позволяют трехсторонним участникам обсуждать с МОТ предполагаемые недостатки в том, как государства применяют ILS или реализуют основополагающие принципы МОТ.

      Специальные процедуры

      С представлениями и жалобами на ратифицированные конвенции

      Статьи 24 и 26

      Трехсторонние участники МОТ могут предъявлять обвинения в ненадлежащем соблюдении ратифицированных конвенций.

      Узнать больше

      Специальные процедуры

      С жалобами в CFA

      Свобода ассоциации и ведение коллективных переговоров являются одними из основных принципов МОТ. Их уважение подразумевается членством в Организации. Таким образом, трехсторонние участники МОТ имеют в своем распоряжении процедуру заявления о нарушении этих принципов, независимо от ратификации соответствующих конвенций.

      Узнать больше

    Система надзора МОТ: РУКОВОДСТВО ДЛЯ УЧАСТНИКОВ

       Скачать текст

    Copyright © 2021 Департамент международных трудовых норм МОТ. Все права защищены.

    С 1919 года Международная организация труда (МОТ) создала и разработала систему международных трудовых норм (ILS), регулирующих широкий круг вопросов, ежедневно возникающих в сфере труда, а также уникальную систему контроля, продвигающую эффективное внедрение ИЛП на национальном уровне.

    В Декларации столетия МОТ о будущем сферы труда (2019 г.) подтверждается, что разработка, продвижение, ратификация и надзор за ИЛП имеют основополагающее значение для Организации. Это требует, чтобы МОТ в свой второй столетний юбилей имела и продвигала четкий, надежный, современный свод ИЛП и обеспечивала, чтобы их эффективное применение регулировалось прозрачной, авторитетной и эффективной системой надзора. ILS необходимо реагировать на меняющиеся модели мира труда с целью защиты работников и с учетом потребностей устойчивых предприятий. МОТ должна помогать своим государствам-членам в ратификации и эффективном применении ИЛП.

    Пандемия COVID-19 не приостановила применение ILS, которые остаются проверенной и надежной основой для принятия политических мер даже во время кризиса. По мере того, как акцент смещается на ориентированное на человека восстановление после кризиса COVID-19, которое является инклюзивным, устойчивым и устойчивым, уважение к ILS и содействие их ратификации, внедрению и контролю должны быть усилены. В Глобальном призыве к действию (2021 г.) для такого восстановления, ориентированного на человека, правительства, организации работников и работодателей коллективно обязались уделять особое внимание областям, в которых кризис выявил серьезные пробелы.

    Вдохновленное этим видением, данное Руководство представляет функционирование системы надзора в отношении применения ILS. Он надеется реализовать прозрачность устоявшейся практики в системе надзора, тем самым обеспечив равные условия для правительств, работодателей, работников и их организаций.