Наставничество на производстве: организация системы, виды и этапы

Разрыв поколений. Наставничество. Воспитание свободоспособности — «Управление школой»


За ответом мы обратились к Президенту Межрегиональной тьюторской ассоциации профессору Татьяне Ковалевой. Усилиями именно ее команды в официальном реестре профессий в 2008 году появилась профессия «тьютор», а в 2017 году утвержден профессиональный стандарт тьюторской деятельности.


Так тьютор или наставник?


Мастера на производстве, руководители разных типов студенческих практик, психологи, тьюторы, коучи, фасилитаторы, менторы, а теперь и наставники… Что общего? В чем различия?


Тема наставничества становится в современной ситуации российского образования как никогда популярной. Попробуем вместе поразмышлять, почему это происходит именно сегодня. Проблема нового поколения — другое восприятие мира, ориентация на другие ценности, увлеченность другими идеалами и т.д. — существовала всегда. Всегда старшее поколение, глядя на молодежь, вздыхало и сетовало, а часто и раздражалось, не понимая эти новые веяния.

Поколения: смена чаще, пропасть глубже


Социологи проводят условную границу между поколенческими стратами — 20 лет. За это время под влиянием различных социальных институтов — семьи, школы; различных средовых эффектов, в том числе и разновозрастных коллективов в системе дополнительного образования — во многом естественным образом происходит постепенная социальная адаптация и на смену одному поколению приходит другое, оснащенное иными технологиями и за счет этого могущее видеть мир и его возможности принципиально по-другому. Но сегодня все убыстряющееся технологическое обновление привело к тому, что граница между поколенческими стратами стремительно уменьшается. Сейчас разница в 5–10 лет иногда становится непреодолимым барьером в общении и понимании: люди говорят «на разных языках», опираются на разные культурные ценности, живут в разных технологических мирах.


В первую очередь это начинают испытывать на себе педагоги, для которых такой быстрый «поколенческий разрыв» часто становится непреодолимым и приводит к еще большей формализации образования. На уроках таких педагогов детям не то что неинтересно, им вообще информация, которая звучит, кажется несовременной и безнадежно устаревшей. Эту проблему ощущают сегодня даже студенты педагогических вузов, которые старше своих будущих учеников всего-то на 5–7 лет. Но и они, возвращаясь в университет после педагогической практики, часто говорят о том, что совсем не понимают интересов и запросов современных школьников и поэтому не уверены в выборе своей педагогической профессии.


Вот в этот момент чрезвычайно быстрого сокращения возрастной границы между поколенческими стратами и в связи с этим усиливающейся в обществе педагогической «растерянности» перед новым, технологически гораздо более оснащенным, поколением и возникает тема наставничества — как тема поиска и привлечения к образовательной (в самом широком смысле) деятельности людей, которые в создавшихся условиях могут преодолевать этот поколенческий разрыв и каким-то образом передавать накопленный опыт.


Для того чтобы была возможность хоть как-то представить и проанализировать этот богатый опыт межпоколенческого взаимодействия (было даже выделено направление практик наставничества, где младшие «наставляли» старших), было предложено выделить несколько типов наставничества.

  • наставничество в производстве и предпринимательстве;
  • наставничество в образовании;
  • наставничество в социальной сфере.

Наставничество — наше новое всё?


Совсем не случайно 13–15 февраля 2018 года на ВДНХ прошел 1-й Всероссийский форум «Наставник», который собрал большое количество людей, занимающихся самыми разнообразными видами наставничества: мастеров на производстве, руководителей разных типов студенческих практик, психологов, тьюторов, коучей, фасилитаторов…


Задав такое предельно широкое понимание наставничества как процесса передачи опыта, участники прежде всего столкнулись с трудностями понимания границ наставничества в отличие от других социальных и педагогических профессий. Действительно, при таком широком понимании практики наставничества любой воспитатель, учитель, руководитель кружка фактически становится наставником, так как в своей педагогической деятельности он, как правило, всегда опирается на свой опыт и каким-то образом передает его своим ученикам и воспитанникам.


Одной из реальных задач Форума стала выработка понимания границ наставничества и его отличия от других социальных и педагогических практик.

Наставники в жизни каждого из нас


Далеко не каждый вид передачи своего опыта в какой-то деятельности может являться наставничеством. Для того чтобы это произошло, нужно, чтобы и наставник, и его подопечный прежде всего договорились о своем взаимодействии и совместно выработали его нормы: согласовали способы, регламенты взаимодействия и т.д. Отметим, что для наставничества очень важно уважительное, свободное и доверительное отношение друг к другу.


Если говорить о наставничестве в сфере отечественного образования, то такие прецеденты существовали всегда: и в дореволюционной России (духовные наставники, домашние учителя, гувернеры), и в советское время (пионервожатые, мастера в системе профтехобразования, конкретные отдельные педагоги системы как школьного, так и дополнительного образования). Сегодня в производственной, социальной и образовательной сферах активно разворачиваются современные практики наставничества: менторство, фасилитация, коучинг, тьюторство.


Важность принципа индивидуализации в современном образовании и в современной жизни вообще, а в связи с этим право современного человека (и ребенка, в частности) на собственную образовательную программу, привела к тому, что профессия тьютора (как педагога, сопровождающего построение индивидуальной образовательной программы) была в 2008 году внесена в российский реестр профессий. Межрегиональной тьюторской ассоциацией был разработан, а в 2017 году утвержден профессиональный стандарт тьюторской деятельности (см. www.thetutor.ru), и у нас в стране закрепилась еще одна профессия, непосредственно связанная с наставничеством.


Таким образом, можно сказать, что практики наставничества в российском образовании существовали во все времена, и, несмотря на то что сам фокус наставничества не являлся в официальной педагогике приоритетным направлением, в педагогической практике всегда были конкретные люди, которые (часто просто в качестве волонтеров) свою реальную деятельность разворачивали прежде всего как практику наставничества. В рамках статьи мы, к сожалению, не сможем сейчас проанализировать опыт всех этих замечательных людей, хотя я думаю, что каждый из вас сам может назвать, опираясь на свой собственный опыт, несколько конкретных примеров такого наставничества.


В ходе работы на Форуме нами были выделены четыре ключевые характеристики наставничества, конкретизирующие процесс передачи опыта и задающие отличие наставничества от других практик.

  • Практика сопровождения, которая предполагает длительное взаимодействие с человеком, в отличие от разовых консультаций или презентаций, мастер-классов, также демонстрирующих собственное мастерство и опыт.
  • Практика передачи опыта через освоение в действии. Тот, кто осваивает новый способ, технологию, профессию, сам действует, пробует, проектирует, исследует, а наставник помогает ему в осуществлении этого реального практического действия.
  • Практика, которая предполагает не только демонстрацию и обучение освоению действия, но и анализ самого процесса. Наставник со своим подопечным обсуждают риски и ограничения в реализации того или иного действия, анализируют различные способы его осуществления.
  • Практика, предполагающая неформальные, близкие, доверительные и уважительные отношения друг к другу. В процессе наставничества всегда должна быть задана возможность выбора самого наставника.

Воспитание свободоспособности: практика раньше идеи


В этой статье я хотела бы остановиться в качестве примера практики наставничества на деятельности одной государственной школы, в которой еще в советское время всем педагогическим коллективом была развернута именно такая целостная педагогическая практика, вобравшая в себя все четыре характеристики наставничества, о которых мы писали выше.


Это школа № 734 г. Москвы, известная сегодня всей стране как Школа самоопределения имени А.Н. Тубельского. Александр Наумович пришел в эту школу в качестве директора в 1985 году и руководил ей 22 года. Это обычная школа в одном из спальных районов Москвы, куда не было никакого специального отбора детей. Но эта школа стала известна из-за особой педагогической работы с детьми, которую мы можем анализировать как особую практику наставничества. Она подробно описана членами педагогического коллектива в сборнике под редакцией А.Н. Тубельского с характерным названием «Учитель, который работает не так».


Анализируя работу педагогов своей школы, Александр Наумович пишет: «Работа по приданию личностного смысла учебному материалу и самому процессу овладения им, может быть, главное, что отличает наши эксперименты и поиски от опыта других инновационных школ. Возможно, в этом и состоит главная ценность опыта нашего коллектива, наших книг и наших ежемесячных семинаров для учителей инновационных школ России… В отличие от привычной установки «от идеи — к практике», у нас раскрывается сама практика, а потом делается попытка теоретически интерпретировать сделанное. Важно при этом, что учитель раскрывает не только внешнюю сторону действий своих и учеников (что мы делали), а пытается реконструировать процесс своего и их мышления (как мы думали).


Короткие вспышки увлеченных диалогов на уроках и доверительные беседы после них; чаепития учителей, на которых невзначай завязываются новые планы; некие школьные события, к которым долго и кропотливо готовятся; совместные дела подростков — то полутайные, то с вовлечением взрослых; нежданные обстоятельства, в которых у учителя или группы детей возникает выбор того или иного развития событий; выезды в летние и зимние школы…»


Тубельский А. Н. Школа будущего, построенная вместе с детьми / Под ред. А. Русакова. — М.: Первое сентября, 2012, с. 246–247.

Школьный уклад и наставничество


Так, учителя под руководством своего директора стали рассматривать в качестве единицы учебного процесса не урок, а образовательную ситуацию, постепенно переходить от линейного планирования учебного процесса к его сетевой нелинейной организации; начали рассматривать уклад всей школьной жизни как важнейшую часть содержания образования в современной школе, и фактически все это позволило им в конечном итоге оформить целостную педагогическую практику наставничества в рамках государственной общеобразовательной школы.


И эта реализующаяся и сегодня в школе № 734 имени А.Н. Тубельского педагогическая практика наставничества создает для многих государственных школ России важнейший прецедент и понимание того, как в условиях современной общеобразовательной школы развивать наставничество.


Каждый ребенок уже несет в себе высокое предназначение, и следует помочь ему это предназначение осознать. В воспитании свободоспособности человека нам в этом случае предстоит признать основное содержание образования. А то, что казалось содержанием образования прежде, предстанет перед нами именно учебным материалом, не целью, а средством, инструментом работы школы.

А. Н. Тубельский

Наставникам на производстве могут начать выплачивать материальное поощрение

Свежий номер

РГ-Неделя

Родина

Тематические приложения

Союз

Свежий номер

Власть

16.02.2023 15:10

Поделиться

Ирина Огилько

Московская городская дума работает над законодательными инициативами о мерах материального поощрения наставников на производстве. Подробности рассказал в четверг председатель столичного парламента Алексей Шапошников, выступая на кругом столе «Развитие института наставничества: вопросы нормативно-правового регулирования», который состоялся в Совете Федерации.

Повышенное внимание к теме наставничества сейчас неслучайно. Связано это с тем, что 2023 год в России объявлен годом педагога и наставника. Как рассказал Алексей Шапошников, основное внимание уделяется развитию наставничества в системе образования, прежде всего высшего, в рамках которого наставничество рассматривается как инструмент инновационного развития России.

Однако, по его словам, важно сосредоточить внимание на наставничестве в производстве. Возродить эту традицию, которая была утеряна 1990-е годы, но до этого функционировала в системе профессионально-технического образования и промышленной сфере. Председатель Мосгордумы отметил, что основная задача наставников — делиться уникальностью практических навыков, которые не могут быть в полной мере освоены в ходе образовательного процесса, освоения теории и краткой производственной практики, особенно при подготовке рабочих кадров. А сейчас подготовка высококвалифицированных рабочих, инженерных кадров для реальной экономики — это одно из главных условий существенного повышения производительности труда.

При этом наставниками, как правило, выступают люди старшего поколения — работающие пенсионеры, у которых большой опыт работы, высокая профессиональная квалификация, уровень образования. Эта тенденция актуальна для отраслей, где высокая доля работающих пенсионеров, в том числе для оборонно-промышленного, топливно-энергетического и транспортного комплексов. И сейчас меры материального поощрения, если они есть для наставника, зависят только от решения самого работодателя. Отчасти, это обосновано, поскольку именно работодатель заинтересован в повышении квалификации специалистов. Однако спикер столичного парламента предлагает эту ситуацию изменить для тех наставников, кто работает, например, в стратегически важных отраслях экономики, а также предусмотреть меры поощрения для предприятий, поощряющих наставничество.

«Мы рассматриваем несколько вариантов изменения федерального законодательства, в частности, изменение закона о социальной помощи, Трудового кодекса, Налогового кодекса, — рассказал Шапошников. — Что касается социальной помощи, предлагаем предусмотреть в законодательстве ряд мер материального поощрения: определить ежемесячные выплаты наставникам, достигшим пенсионного возраста, работающим на стратегически важных отраслях экономики». Причем, следует отнести эти выплаты к начислениям стимулирующего или компенсирующего характера, то есть исключив их из налогообложения. Эти предложения, по словам спикера, заинтересовали коллег из Совета Федераций.

Еще одной мерой поддержки может стать уже для предприятия исключение из налогооблагаемой базы при расчете налога на прибыль стоимости закупки необходимых для работы наставников учебных станков и другого оборудования, методической литературы, материалов. «Изменения помогут стимулировать работодателя развивать институт наставничества, привлекать опытных работников к наставничеству молодежи, тех, кто пришел впервые на рабочее место или хочет пройти переквалификацию», — добавил Алексей Шапошников.

По его словам, работа над проектом законодательной инициативы, с которой собирается выйти столичный парламент, еще идет. Есть ряд проблемных точек — например, как оценивать эффективность наставников, могут ли эти меры применяться избирательно или будут закреплены за всеми наставниками. Идет обсуждение и «цены вопроса», сколько платить за наставничество. Как отметил Алексей Шапошников, тема интересна, и ответы на все эти вопросы депутаты столичного парламента пока ищут совместно с коллегами из Государственной думы, различных федеральных министерств и ведомств.

Поделиться

Внутренняя политикаПравительство Москвы

Наставничество в производстве — воспитание нового поколения лидеров

17 января 2021 г. прошел Международный день наставничества. Каждый член команды Polaris ME P на протяжении многих лет получал пользу от работы с наставниками. И мы видим огромное значение наставничества в производственном сообществе Род-Айленда.

Polaris MEP считает привилегией сотрудничать с The Leadership Partnership of Rhode I sland (TLPRI) в своей работе с начинающими лидерами производства. Консультативный совет TLPRI включает таких производителей, как Toray Plastics, Taco Comfort Solutions, Banneker Industries и Hexagon Manufacturing Intelligence.

В этом гостевом посте менеджер TLPRI по связям с общественностью Джерри Марзилли ( ) описывает свои программы наставничества и делится вдохновляющим видео.

Джерри Марзилли, The Leadership Partnership of Rhode Island

В честь Международного дня наставничества я хотел бы представить вам The Leadership Partnership of Rhode Island. Мы являемся программой REAL JOBS, финансируемой RI, которая занимается обучением лидерству работодателей Род-Айленда. Понимая необходимость обучения новой волны лидеров на рабочем месте, наше партнерство предлагает обучение на трех различных уровнях лидерства. Новые/начинающие лидеры, супервайзеры и тренеры/наставники по лидерству.

Краеугольным камнем нашей программы является курс «Быть ​​лидером» . Наши работодатели-партнеры-производители выбирают новых и перспективных лидеров, которые продемонстрировали компетентность или потенциал.

Наш курс обучения следует элементам компетенций Korn Ferry. Программа состоит из трех этапов, с элементом обучения в классе, завершающим проектом на рабочем месте с использованием приобретенных компетенций и возможностью получить наставничество от опытного лидера. Каждый наставник сначала проходит обучение по TLPRI Программа «Обучение через коучинг лидеров» .

Обучение через коучинг лидеров – это наставничество! Он предназначен для опытных лидеров, которые хотят поделиться своим опытом с новыми/появляющимися лидерами. Методология основана на сильных сторонах и направлена ​​на развитие мышления, навыков и инструментов, необходимых для роста других.

Участники встречаются в течение 18 часов занятий в классе, посещают семинар наставника/наставляемого и получают самосознание посредством нескольких самопроверок. У участников будет возможность стать наставником нового/начинающего лидера в рамках нашей учебной программы «Быть ​​лидером», получить сертификат и курсы повышения квалификации от URI, а также членство в сети наставничества.

Основные затронутые вопросы включают:
• Лидерство
• Четкое общение
• Изменения
• Принятие решений
• Разумное использование эмоций

Программа наставничества TLPRI получила множество «Восторженных отзывов» за поддержку, которую она оказала новые лидеры и их работодатели.

Возьмем, к примеру, отзыв Дениз Дрисколл, вице-президента по персоналу компании Dominion Diagnostics в Северном Кингстауне. Дениз входит в наш совет директоров и сама является выдающимся наставником. Ее подопечная Хизер Уокер из Clean Rite R.I. говорит:

«Быть ​​подопечным дало мне возможность учиться и решать проблемы с точки зрения вне моей рабочей среды. Я понял, что наставничество не ограничивается описанием работы или сферой деятельности, но поскольку все мы люди, работающие друг с другом, наши взаимодействия и даже проблемы могут быть очень похожими, независимо от того, кто мы и чем занимаемся. Я очень благодарна Дениз за то, что она нашла время поговорить и обдумать проблемы, а также оставить отзыв о проектах и ​​презентациях».

Дэйв Декстраз из Mahr, Inc. также пользуется преимуществами наставничества. В этом видео вы услышите его точку зрения и узнаете больше о нашей философии и программах.

Вы заинтересованы в развитии своих навыков наставничества? Можете ли вы помочь нам вырастить следующее поколение лидеров производства в Род-Айленде? Свяжитесь со мной по адресу [email protected] или по телефону 401-595-4986.

Подпишитесь на наш блог

Получайте актуальные советы от экспертов-производителей, новости и многое другое!

  • Электронная почта
  • CAPTCHA

Популярные категории

КатегорииВыберите категориюБлог  (253)Задачи  (6)Кибербезопасность  (17)Планировка объекта  (12)Рост и стратегия  (109)Бережливое производство  (104)Вызов производственных инноваций   (7)Новости  (136)Системы управления качеством  ( 56)Результаты  (41)Ускорение технологий  (35)Без категорий  (31)Видео  (124)Развитие рабочей силы  (62)

Важность наставничества в обрабатывающей промышленности

Перейти к содержимому

Предыдущий Следующий

Важность наставничества в обрабатывающей промышленности

  • Посмотреть увеличенное изображение

Многие владельцы бизнеса и потенциальные предприниматели полагаются на рекомендации наставников, которые помогают им достичь своих целей и добиться успеха, но многие профессионалы в обрабатывающей промышленности недооценивают важность программ наставничества. Если вы работаете в производственной сфере и ищете новые способы достижения своих карьерных целей, стоит рассмотреть некоторые преимущества, которые может предложить наставничество.

Почему важно наставничество?

Есть несколько причин, по которым начинающим специалистам в области производства важно работать с наставником. Как гласит старая поговорка, опыт — лучший учитель, а наставничество дает молодым специалистам возможность учиться на опыте людей, которые уже много лет проработали в производственной сфере. Несмотря на то, что со временем в обрабатывающей промышленности многое изменилось, существует множество принципов и советов, которые остаются верными независимо от того, как меняется отрасль.

По мере того, как поколение бэби-бумеров выходит на пенсию, в обрабатывающей промышленности увеличивается разрыв, который необходимо заполнить молодыми специалистами, обладающими навыками, необходимыми для того, чтобы вывести отрасль в будущее. Это означает, что для новых специалистов как никогда важно тесно сотрудничать с опытными наставниками, чтобы развивать навыки, необходимые для поддержания жизни и процветания обрабатывающей промышленности.

Как работает наставничество в производстве

Наставничество — это уникальные отношения между человеком, имеющим большой опыт в определенной профессии или отрасли, и человеком, который новичок в отрасли. Наставничество не является заменой формального образования или учебных программ. Вместо этого он дополняет другие виды обучения и позволяет новичкам в отрасли получать знания и идеи в непринужденной обстановке один на один. Наставничество дает подопечным возможность задавать вопросы и получать информацию, соответствующую их интересам, целям и амбициям.

В некоторых случаях потенциальные подопечные находят наставника через официальную сеть или программу наставничества, которая объединяет наставников и подопечных. Тем не менее, очень часто наставничество развивается естественным образом, когда молодой профессионал в отрасли встречает кого-то более опытного в отрасли. Информация и мудрость, которые предоставляют наставники, невероятно ценны, но подопечным ничего не стоит работать с наставниками.