Определение конкуренция в экономике: Конкуренция — Что такое Конкуренция?

Читать онлайн «Конкуренция и конкурентоспособность», И. Н. Маврина – Литрес

Введение

В условиях усиления конкурентной борьбы для каждого предприятия на первый план выходит задача сохранения и повышения собственной конкурентоспособности.

Все большее число предприятий ориентируется на достижение победы в конкуренции и добивается намеченных целей в результате постоянных усилий менеджмента в осуществлении эффективной конкурентной стратегии развития.

В контексте мировых кризисных явлений проблема формирования устойчивой конкурентоспособности приобрела особую актуальность в силу повышения изменчивости внешней среды и недостаточной научно-методической разработанности многих аспектов формирования и реализации конкурентных преимуществ предприятий. Проблема управления конкурентоспособностью предприятий актуальна и с практической точки зрения в силу далеко не полного владения руководством предприятий современными методами оценки конкурентоспособности и механизмами разработки конкурентоустойчивых стратегий.

Цель настоящего учебного пособия – оказание помощи студентам в изучении основных положений теории конкуренции и методического инструментария управления конкурентоспособностью предприятия.

Изучение конкурентоспособности предполагает знание основных положений микроэкономики, экономики отрасли и экономики отраслевых рынков, прежде всего в отношении поведения хозяйствующих субъектов и особенностей отраслевой организации. В этой связи значительное внимание в учебном пособии уделено эволюции теории конкуренции, статической и динамической ее моделям, методологии исследования конкурентоспособности как многоуровневой и многоаспектной экономической категории.

Особенность учебного пособия состоит в том, что конкурентоспособность предприятия рассмотрена в нем комплексно: с точки зрения формирования его внутренних и внешних конкурентных преимуществ. Конкурентоспособность предприятия исследуется во взаимосвязи с макро-, мезо- и микроуровнями ее формирования и реализации. Поэтому в структуре учебного пособия выделены разделы по оценке конкурентоспособности на разных уровнях экономики: товара, предприятия, отрасли, страны. В целях комплексного изучения проблемы конкурентоспособности в учебное пособие включены разделы по конкурентной стратегии как предприятия, так и государства, обеспечивающего соответствующие внешние условия формирования конкурентного потенциала.

Изложение материала, посвященного формированию и реализации конкурентных стратегий предприятий, в учебном пособии сопрягается с вопросами осуществления государственного регулирования экономики, рассмотренными через призму промышленной и антимонопольной политики.

Глава 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНКУРЕНЦИИ

1.1. Понятие конкуренции и ее роль в развитии экономики

Конкуренция относится к экономическим категориям, сущность которых не имеет однозначного толкования. По мере становления и развития экономической мысли в содержании понятия «конкуренция» отражались различные аспекты. Можно выделить несколько теоретических подходов к пониманию экономического содержания понятия «конкуренция».

Изначально слово «конкуренция» вошло в экономическую теорию из бытового языка и в течение длительного времени обозначало только независимое соперничество двух или более лиц1. Именно поведенческий подход к трактовке категории конкуренции изначально установился в экономической литературе. Конкуренция рассматривалась как внутреннее свойство человека, присущее ему по натуре, которое естественным образом проявляется и в экономическом поведении людей, стремящихся к соперничеству.

Впервые А. Смит в работе «Исследование о богатствах народов» попытался внести ясность в определение конкуренции. Он писал о том, что «конкуренция сейчас же начнется среди покупателей, если произойдет сокращение предложения, что повлечет за собой повышение цен», но когда предложение слишком велико, цена будет падать тем ниже, чем больше конкуренция между продавцами, «или, смотря по тому, насколько окажется для них быстрее сбыть этот товар»2. А. Смит отождествлял конкуренцию с «честным соперничеством между продавцами за более выгодные условия продажи своих товаров», с «невидимой рукой» рынка – рыночными ценами, формирующимися под влиянием конкурентных сил. Сущность конкуренции, по мнению А. Смита, представляет собой совокупность взаимосвязанных попыток продавцов установить контроль на рынке в долгосрочной перспективе. Следовательно, конкуренция – это процесс реакции на новую силу и способ достижения нового равновесия, сущностью которого является борьба конкурентов за относительные преимущества3. При этом основным методом конкурентной борьбы служит изменение цен.

А. Смит выделяет определенный набор условий свободной конкуренции4:

● конкуренты должны действовать независимо, а не в сговоре;

● число конкурентов, потенциальных или уже имеющихся, должно быть достаточным, чтобы исключить экстраординарные доходы;

● экономические единицы должны обладать приемлемым знанием о рыночных возможностях;

● должна быть обеспечена свобода действий в соответствии с этим знанием;

● необходим достаточный запас времени, чтобы направление и объем потока ресурсов стали отвечать желанию хозяйствующих субъектов.

Неоклассический вариант поведенческого толкования конкуренции, одним из родоначальников которого справедливо считается английский экономист А. Маршалл, связывает ее с борьбой за редкие экономические блага и, разумеется, за деньги потребителя, на которые их можно приобрести. Логика этого подхода состоит в том, что большинство благ (товаров, услуг, ресурсов) является редким в том смысле, что их количество меньше потенциальной потребности общества. Поэтому владельцы благ имеют возможность распределять их, руководствуясь своей выгодой. Они выставляют условия или критерии (требуемый уровень цен, качества и т. п.) и в зависимости от исполнения этих условий решают, кому предоставить блага, а кому – нет5.

Теория конкуренции А. Маршалла находилась в основе экономического образования вплоть до 40-х гг. XX столетия. Маршалл писал о том, что допускает, что силы спроса ипредложения действуют свободно, что не существует прочного объединения торговцев на обеих сторонах, что каждый выступает самостоятельно и что широко развертывается свободная конкуренция, т. е. что покупатели обычно беспрепятственно конкурируют с покупателями, а продавцы столь же беспрепятственно конкурируют с продавцами. Однако Маршалл подчеркивает: хотя каждый выступает сам за себя, предполагается, что его осведомленность о деятельности других обычно вполне достаточна, чтобы он не стал соглашаться продать по меньшей цене или покупать по большей, чем все остальные.

А. Маршалл отмечал, что не существует единого термина, строго соответствующего данной цели, но выражение «свобода производства и предпринимательства» или «экономическая свобода» указывает правильное направление и его можно употреблять за неимением лучшего6. Таким образом, предполагается, что возможность свободного выбора в равной степени может привести как к состязанию, так и к сотрудничеству.

Свободная конкуренция трактуется А. Маршаллом как способ организации, ведущий к оптимальному разделению труда и обеспечивающий эффективность экономики.

Исследуя возможные последствия свободной конкуренции, А. Маршалл тем самым обосновывает ее преимущества перед другими формами организации экономики.

Главное преимущество конкуренции, по мнению А. Маршалла, заклюючается в формировании равновесия низких цен («нормальных цен», в его терминах). Если нет свободы конкуренции, подчеркивает исследователь, то низкие цены могут быть обеспечены только некими внеэкономическими методами – за счет обычая, например.

 

Касаясь стремления цен в условиях свободной конкуренции к равновесию, А. Маршалл обосновывает обязательность существования равновесия на рынке, цены равновесия и преимущественную стабильность рыночного равновесия.

А. Маршалл выдвинул еще одно утверждение, которое долгое время было господствующим в экономической теории рынков. Он считал монополию полной противоположностью конкуренции. На рынке существует либо одно, либо другое. И если свободная конкуренция – это оптимальное состояние экономики, то монополия как ее антипод является такой организацией, которая уменьшает общественное благосостояние, причем всегда и везде.

Представление о единственности, устойчивости и детерминированности равновесия в условиях совершенной конкуренции нашло свое отражение в теории общего равновесия Леона Вальраса7. Используя механизм общего равновесия, на основе предпосылок конкурентного рынка Л. Вальрас выдвигает процедуру «нащупывания», показывая, что относительные цены, сформированные на рынках свободной конкуренции, в точности соответствуют решениям системы уравнений с неизвестными в виде равновесных цен и объемов продаж. Свободный рынок достигает этого результата именно потому, что он свободен – есть возможность изменения цен и объемов продаж как следствие проб и ошибок, так что каждый экономический агент и со стороны предложения, и со стороны спроса двигается как бы «на ощупь».

Наряду с поведенческой трактовкой понятия конкуренции в ХIХ в., и особенно в ХХ в., получил распространение структурный подход. Его истоки восходят к работам Дж.Робинсон, Э. Чемберлина и других крупнейших ученых, заложивших фундамент современной западной теории четырех типов рынков: совершенной конкуренции, монополистической конкуренции, олигополии и монополии.

Э. Чемберлин доказал, что каждый конкурент, стремясь выделиться на рынке, прежде всего старается дифференцировать свой продукт, что влечет за собой создание субрынка, на котором он выступает как частичный монополист, регулирующий цену. Впервые монополия и конкуренция были рассмотрены не как антитезы, было введено понятие «монополистическая конкуренция» и установлено, что термины, в него входящие, не исключают друг друга. Этот ученый обратил внимание на то, что дифференциация товара приводит к ситуации, когда вместо единого рынка складывается сеть частично обособленных рынков. Основная идея Э. Чемберлина, положенная в основу его теории монополистической конкуренции, – возможность рассматривать современный рынок с дифференцированным продуктом как конкуренцию между монополистами, каждый из которых имеет рыночную власть над частью потребителей. Книга Э. Чемберлина «Теория монополистической конкуренции», вышедшая одновременно с книгой Дж. Робинсон «Теория несовершенной конкуренции» в 1933 г., содержала революционную аргументацию. Был предложен отход от предположений об однородности продукции и абсолютно эластичных кривых спроса. При этом сохранялось положение о свободном входе и выходе из отрасли. Условие равновесия было прежним – равенство предельной выручки предельным затратам.

При структурном подходе акцент смещается с самой борьбы компаний друг с другом на анализ структуры рынка, тех условий, которые господствуют на нем. В структурной трактовке конкуренции в центре внимания оказывается не соперничество фирм в установлении цены, не выяснение того, кто и почему победил, а установление факта принципиальной возможности (или невозможности) влияния фирмы на общий уровень цен на рынке. Если такое воздействие невозможно, то речь идет о рынке совершенной конкуренции, в противном случае – об одной из разновидностей конкуренции несовершенной.

Таким образом, структурная концепция конкуренции предполагает смещение акцента с самой борьбы организаций друг с другом на анализ структуры рынка, тех условий, которые на нем господствуют.

В начале XX в. взгляды на конкуренцию и ее роль в экономике изменились. Основным объектом критики стала модель совершенной конкуренции – из-за чрезмерного внимания только к одному ее виду – ценовой конкуренции, из-за невозможности раскрыть ее сущность с помощью динамичной конкурентной борьбы, а также из-за игнорирования роли научно-технологических инноваций и воздействия государства на развитие и поддержку конкуренции.

Одним из первых экономистов – представителей нового функционального подхода является Й. Шумпетер, который в качестве отличительного критерия конкурентного рынка выделяет его способность инициировать новые достижения научно-технического прогресса8.

В условиях конкуренции происходит открытие новых ресурсов и расширение возможностей использования уже существующих, поэтому ее рассматривают как процедуру открытия. Функциональный подход смещает рассмотрение экономической сущности конкуренции в сторону изучения ее роли в экономическом развитии. Этот вид конкуренции связан с тем, что одну и ту же потребность можно удовлетворить различными способами, т. е. существуют альтернативные способы удовлетворения потребности.

Функциональный подход на первое место выдвигает концепцию конкуренции как борьбы старого с новым. Эта борьба осуществляется предпринимателями – организаторами производства, которые внедряют новые комбинации ресурсов, занимаются нововведениями.

М. Портер, исследуя теорию конкурентоспособности, ведущее место отводит не столько структуре рынка и уровню развития конкурентных отношений, сколько степени их адаптации к технологическим изменениям. Конкуренция в отрасли возникает из ее основополагающей экономической структуры и выходит далеко за рамки поведения действующих конкурентов. Состояние конкуренции в отрасли зависит от угрозы вхождения на рынок новых участников и появления товаров-субститутов (аналогов, заменителей), рыночной власти покупателей и поставщиков, характера соперничества между действующими конкурентами. Потребители, поставщики, субституты, потенциальные участники – все это «конкуренты» для компаний отрасли, которые могут быть более или менее влиятельными в зависимости от конкретных обстоятельств. Конкуренция в таком широком смысле может быть определена как расширенное соперничество.

В соответствии с функциональным подходом конкуренция в отрасли постоянно вызывает тенденцию к снижению нормы прибыли на инвестированный капитал до минимального конкурентного уровня, т. е. уровня, соответствующего условиям, определяемым в экономической теории как условия «совершенной конкуренции».

В условиях новой экономики конкурентная среда становится все более сложной по степени взаимного влияния всех сил и интенсивности конкуренции. Эволюция теории конкуренции привела к новому пониманию современной экономической системы с точки зрения содержания конкурентных отношений. На данном этапе развитие экономики характеризуется изменением отношений между экономическими агентами: от жесткой конкуренции к сочетанию кооперации и конкуренции в различных сферах. Сформировалось новое понимание конкуренции с точки зрения ценностно-сетевого подхода, суть которого находит отражение в двух основных аспектах:

● во-первых, конкуренция – это соперничество по вхождению в наиболее эффективные и надежные производственные цепи создания ценностей;

● во-вторых, конкуренция – это борьба за место в цепи, так как от этого зависит размер доли получаемой прибыли.

Современный этап развития конкуренции, безусловно, связан с инновациями (продуктовыми, технологическими и организационными). Все это в условиях современной экономики привело к появлению логистической концепции бизнеса, к возникновению конкуренции «цепей» и конкуренции внутри самих сетевых производственных систем создания ценностей.

В основе ценностно-сетевой концепции лежит тезис о том, что компании являются скорее потенциальными партнерами в создании конечного отраслевого продукта, чем конкурентами. Конечный потребитель, приобретая товар, ставит оценку не только конечному продавцу, но и всей отраслевой цепочке – от начала и до конца. Все участники отраслевой цепи участвуют в той или иной мере в создании потребительной стоимости и ценности, поэтому любое предприятие, включенное в цепь, несет ответственность не только за результаты деятельности в пределах своей зоны работы, но и за качественное обеспечение связей между различными звеньями.

С точки зрения типологии подходов к исследованию природы конкуренции возможно выделить понятия статической и динамической конкуренции. При статическом подходе конкуренция отражает сложившееся состояние рынка и характеризует набор рыночных условий, в которых протекает конкурентная борьба. Статическая модель предполагает противопоставление конкуренции и монополии как двух полярных состояний рынка. Статическая конкуренция в большей мере присуща структурному подходу к анализу конкуренции.

Динамический подход предполагает, что конкуренция является процессом развития рынка. Она представляет эндогенную составляющую рыночной среды, которая обусловливает характер изменения рынка и фирм. Понимание динамического характера конкуренции позволяет признать многообразие соотношений конкуренции и монополий как соотношений, проявляющихся в различных вариантах рыночной власти – конкуренции между производителями дифференцированного продукта и ценовой дискриминации. При исследовании конкуренции как динамического по своей природе процесса конкуренция и монополия оказываются лишь моментами единого процесса развития рынка, «во всей системе цен силы конкуренции и монополии неразрывно сплетаются в единую ткань, отличаясь в ней лишь своими особыми узорами»9.

Конкуренция – многоуровневое явление, проявляющееся на различных уровнях: макроэкономическом, мезоэкономическом и микроэкономическом.

Она может рассматриваться в различных аспектах, в том числе:

● как способ координации хозяйственной деятельности;

● как механизм взаимодействия агентов рынка;

● как способ достижения экономических целей;

● как способ завоевания конкурентных преимуществ.

Соответственно выделяются различные типы конкуренции, имеющие специфические формы проявления. Например, в зависимости от характера экономического контроля над эффективностью использования производственных ресурсов рассматривается свободная и регулируемая конкуренция; по способу регулирования межотраслевых пропорций – отраслевая и межотраслевая конкуренция.

1. Стиглер Дж. Совершенная конкуренция: исторический ракурс // Вехи экономической мысли: теория фирмы: В 3 т. / под ред. В. М. Гальперина. СПб.: Экон. шк., 2000. Т. 2. С. 300.

2. Смит А. Исследование о богатствах народов. М.: Ось-89, 1997. С. 58.

3. Стиглер Дж. Указ. соч. 7

4. Там же. С. 301.

5. Маршалл А. Принципы экономической науки: В 3 т. М.: Прогресс, 1993. Т. 1. 415 с. 8

6. Маршалл А. Указ. соч.

7. См.: Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе: учебник. М.: Дело Лтд, 1994. 720 с.

8. Шумпетер Й. Теория экономического развития (Исследование предпринимательской прибыли, капитала, кредита, процента и цикла конъюнктуры): пер. с англ. М.: Прогресс, 1982. 455 с. 11

9. Чемберлин Э. Теория монополистической конкуренции // Э. Чемберлин. М.: Экономика, 1996. С. 29. 13

Стимулирование развития конкуренции в национальной экономике: правовой аспект (Ермакович С.Л.)

Версия для печати

Главная

/

Правовая информация

/

Право современной Беларуси: истоки, достижения и перспективы

/

2022 год
/ Стимулирование развития конкуренции в национальной экономике: правовой аспект

ЕРМАКОВИЧ С.Л.,
кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры гражданского права
Белорусского государственного университета

Рассматриваются и анализируются вопросы, связанные с обеспечением развития экономической конкуренции в Республике Беларусь на основе антимонопольного законодательства и нормотворческой деятельности субъектов государственной политики в сфере противодействия монополистической деятельности и развития конкуренции. Обоснован вывод о том, что в национальной экономике преимущественно решается задача защиты уже существующей конкуренции и недостаточно внимания уделяется стимулированию ее развития.

К числу необходимых правовых мер по стимулированию развития конкуренции автором отнесены придание конкуренции статуса конституционной ценности, недопущение возрождения и усиления государственного монополизма в результате создания новых хозяйствующих субъектов и их объединений, определение четких оснований оказания государственной помощи хозяйствующим субъектам с целью минимизации ее негативного воздействия на конкуренцию, отказ от предоставления отдельным хозяйствующим субъектам специальных правовых режимов, следствием которых может быть существенное ограничение или устранение конкуренции на товарных рынках, антимонопольное воздействие на отраслевое нормативно-правовое регулирование.

Переход Республики Беларусь к социально ориентированной рыночной экономике, начавшийся в конце ХХ столетия, обусловил необходимость обеспечения в предпринимательской деятельности конкуренции, которая является базовым механизмом рыночной экономики. Главным инструментом обеспечения конкуренции стало антимонопольное законодательство, ядро которого составлял Закон Республики Беларусь от 10 декабря 1992 г. № 2034-XII «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции». 12 декабря 2013 г. был принят Закон Республики Беларусь № 94-З «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции» (далее – Закон № 94-З). В последней редакции Закон № 94-З существует с 8 января 2018 г. с изменениями и дополнениями по состоянию на 18 декабря 2019 г. Он ставит задачу ограничения уровня монополизации как отдельных сфер предпринимательской деятельности (товарных рынков), так и экономики в целом. Для реализации данной задачи предусматриваются следующие средства: запрещение и ограничение монополистической деятельности, контроль за экономической концентрацией в целях недопущения достижения и усиления доминирующего положения хозяйствующих субъектов, запрет на ограничивающие конкуренцию акты законодательства, иные правовые акты и действия (бездействие), соглашения и согласованные действия государственных органов.

Антимонопольное регулирование осуществляется в отношении субъектов, участвующих в процессе монополизации на товарных рынках и (или) оказывающих непосредственное влияние на монополизацию. Таковыми выступают хозяйствующие субъекты (группа лиц), занимающие доминирующее положение на товарных рынках, участвующие в соглашениях и согласованных действиях по ограничению, недопущению или устранению конкуренции, а также государственные органы.

Вместе с тем очевидно, что для существования и эффективного функционирования рыночной экономики одного только пресечения и ограничения монополистических тенденций на товарных рынках недостаточно. В условиях неразвитых конкурентных отношений на многих товарных рынках требуется еще одна группа норм, направленных на стимулирование развития конкуренции, которая не нашла должного отражения в отечественном антимонопольном законодательстве и нормотворческой деятельности субъектов государственной политики в сфере противодействия монополистической деятельности и развития конкуренции. В связи с этим автор данной статьи поставил задачу определить ряд правовых мер, направленных на стимулирование развития конкурентных отношений в национальной экономике.

Среди комплекса правовых инструментов по регулированию экономических отношений на конкурентной основе важнейшая роль во всем мире, в том числе и в Республике Беларусь, принадлежит антимонопольному законодательству. Его ядро составляет Закон № 94-З, в основу которого положены нормы защиты конкуренции, присущие современному зарубежному и прежде всего западноевропейскому антимонопольному законодательству. Однако зарубежное законодательство по защите конкуренции формировалось в условиях свободной игры рыночных сил, наличия всех необходимых атрибутов рыночной экономики: господства частной собственности, экономической свободы, рыночного взаимодействия имущественно самостоятельных и организационно независимых субъектов рынка, развитой рыночной инфраструктуры и других.

Следствием такого заимствования стало механическое перенесение зарубежных антимонопольных норм на национальную экономическую почву без учета ее специфики, которая до недавнего времени характеризовалась полным огосударствлением экономики, лишенной мотивов и стимулов к самоорганизации и саморазвитию. К тому же она отличается высоким уровнем концентрации производства, преобладанием крупных предприятий, являющихся монополистами в различных отраслях общественного производства. Ни одним из параметров, обусловливающих монопольную власть в условиях рыночной экономики, отечественные монополисты не обладают [1, с. 5]. В то же время конкуренция может существовать только в условиях конкурентного рынка, противоположного монопольной структуре [2, с. 8].

В таких условиях первоначальной задачей государства стала демонополизация экономики путем разгосударствления собственности и приватизации с целью формирования конкурентной среды и поддержка конкуренции на товарных рынках, сформировавшихся и функционирующих в результате проводимого государством курса на демонополизацию экономики.

Можно утверждать, что на сегодняшний день в нашей стране создана государственно-частная экономика с преобладанием на многих товарных рынках крупных хозяйствующих субъектов, способных самостоятельно или сообща оказывать решающее воздействие на состояние конкурентных отношений, потенциально ограничивать возможности конкурентного поведения остальных участников товарных рынков.

Таким образом, сформировалась олигополистическая структура экономики с еще неразвитой конкуренцией, но уже пригодной для целей антимонопольного регулирования. Основной целью такого регулирования выступает ограничение монополистических тенденций на товарных рынках путем противодействия монополистической деятельности хозяйствующих субъектов, запрета на ограничивающие конкуренцию акты законодательства, иные акты и действия (бездействие), соглашения, согласованные действия государственных органов, контроля процессов экономической концентрации на товарных рынках с уже существующей конкурентной средой.

Такой подход отечественного законодателя направлен прежде всего на защиту (охрану) уже существующей, но еще неразвитой конкуренции, который удерживает товарные рынки в функциональном (конкурентном) состоянии, но не решает задачу стимулирования развития конкуренции, проникновения ее во все сферы рыночных отношений. Между тем стимулирующие меры по развитию конкуренции приобретают первостепенную важность. Они заключаются в поддержке конкуренции, а не просто в ее защите [3, с. 35-36].

Закон № 94-З хотя и ставит задачу развития конкуренции, но не содержит конкретных норм, которые бы прямо отражали задачи, способы и средства стимулирования развития конкуренции, расширения ее присутствия на товарных рынках. В таких обстоятельствах экономическая база антимонопольного регулирования является весьма ограниченной, а антимонопольное законодательство не в полной мере реализовывает свои возможности по развитию отношений состязательности на монополизированных товарных рынках.

Не решая задачу стимулирования развития конкуренции, также невозможно перевести чрезмерно монополизированные рынки, которые в национальной экономике преобладают в ряде отраслей, в минимально конкурентное состояние, пригодное для целей антимонопольного регулирования.

Не претендуя на определение исчерпывающего перечня мер по стимулированию развития конкуренции на основе антимонопольного законодательства и нормотворческой деятельности субъектов государственной политики в сфере развития конкуренции, в числе таких первоочередных мер, по нашему мнению, необходимо назвать следующие:

1) в связи с тем, что конкуренция является основой поступательного развития экономики, обеспечивает внедрение инновационных технологий, выступает главным движущим фактором эволюционного развития общества, ей необходимо придать статус конституционной ценности, для чего в Конституцию Республики Беларусь следует включить норму, гарантирующую поддержку конкуренции в Республике Беларусь. Конституционный статус конкуренции будет способствовать осознанию всеми гражданами ее общественной значимости, формированию в обществе положительного отношения к ней.

Особенно важен конституционный статус конкуренции для государственных органов и хозяйственных кадров, который станет для них дисциплинирующим и мобилизующим фактором, придаст их деятельности по демонополизации экономики и развитию конкуренции большую последовательность, системность и настойчивость;

2) необходимо и дальше, но более энергично осуществлять демонополизацию экономики на основе разгосударствления собственности и приватизации оптимизировать присутствие государства в экономике как субъекта предпринимательской деятельности.

В условиях сохраняющегося доминирующего положения госсобственности в экономике важно ослаблять доминирование там, где это возможно и необходимо. Наличие у государства так называемой «золотой акции» (51 % и более акций) при акционировании предприятий далеко не всегда способствует появлению конкурентоспособных предприятий [4, с.  173]. При этом остается низким инвестиционный компонент предприятий при их переходе к частнику. Средства от приватизации в основном направляются в бюджет, а не на финансирование воспроизводства. Соответственно, снижается возможность предприятий обновлять оборудование, технологии и тем самым достойно соперничать со своими конкурентами [4, с. 172].

В связи с этим в акты законодательства, регулирующие процессы приватизации, следует включить норму, согласно которой не менее половины денежных средств, полученных от акционирования, должны направляться на инвестирование частных хозяйствующих субъектов. Это тем более важно, поскольку при проведении приватизации бюджет уже может пополняться за счет эффективно функционирующих негосударственных предприятий [5, с. 199];

3) необходимо ограничить возможности возрождения государственного монополизма в результате процессов экономической концентрации. В Республике Беларусь создаются и действуют такие формы объединений, как концерны, холдинги, государственно-производственные объединения, хозяйственно-промышленные группы.

С одной стороны, создание объединений хозяйствующих субъектов, их реорганизация в форме слияния и присоединения несет определенные экономические и социальные выгоды, с другой стороны, большинство объединений хозяйствующих субъектов создает угрозу конкуренции и ее развитию на соответствующих товарных рынках. Поэтому они не должны создаваться на рынках с неразвитой конкуренцией, а на рынках с развитой конкуренцией они могут создаваться при условии, что их рыночная доля будет составлять менее 15 %, чтобы исключить достижение ими доминирующего положения, предопределяющего возможность ведения монополистической деятельности. В связи с этим в главу 5 Закона № 94-З, определяющую требования к экономической концентрации, следует включить следующую норму: «Не допускается создание объединений хозяйствующих субъектов на рынках с неразвитой конкуренцией. На рынках с развитой конкуренцией они могут создаваться при условии, если их совместная рыночная доля составляет не более 15 процентов»;

4) следует значительно сократить оказание государственной помощи хозяйствующим субъектам при одновременном указании на конкретные основания ее оказания. Чрезмерная господдержка ведет к тому, что становится трудно убедить промышленность делать капиталовложения и идти на риск без такой поддержки. В то же время помощь создает спрос на еще большую помощь [6, с. 773].

Основанием для оказания государственной помощи должно быть достижение наиболее важных публичных интересов: обеспечение государственной и экологической безопасности, поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства, хозяйствующих субъектов с большим инновационным потенциалом и другое. Все эти обстоятельства нуждаются в осмыслении и последующем закреплении в Законе № 94-З и других актах законодательства;

5) в Республике Беларусь создаются и действуют специальные правовые режимы для отдельных хозяйствующих субъектов в интересах стимулирования развития отдельных территорий или определенного вида деятельности. Такая практика, являясь в ряде случаев социально оправданной и экономически обоснованной, приводит к тому, что различные субъекты хозяйствования оказываются в разных условиях осуществления предпринимательской деятельности [7, с.  11]. Тем самым хозяйствующие субъекты со специальными правовыми режимами выводятся из-под конкурентного воздействия рынка, оказываются в привилегированном положении, что негативно сказывается на конкурентоспособности остальных хозяйствующих субъектов, не обладающих указанным правовым иммунитетом.

Выход из данной ситуации видится в следующем: правовые преференции отдельным хозяйствующим субъектам должны оказываться только в том случае и в таком объеме, когда они не смогут нанести существенного ущерба общему состоянию конкуренции на товарных рынках и (или) не смогут устранить ее полностью, для чего соответствующая норма должна быть включена в Закон № 94-З;

6) предметом особой заботы антимонопольных органов и других субъектов государственной политики в сфере регулирования конкурентных отношений должно стать обеспечение конкуренции в процессе отраслевого нормативно-правового регулирования. Именно отраслевые товарные рынки являются главным объектом антимонопольного регулирования в целях обеспечения их функционирования на конкурентной основе.

Отраслевое нормотворчество зачастую не учитывает конкурентную составляющую, а возможности антимонопольных органов влиять на него весьма ограничены. В связи с этим полагаем, что есть необходимость разработки и принятия отраслевыми министерствами и ведомствами программ развития конкуренции на своих товарных ранках сроком на 5–10 лет, которые должны пройти экспертизу и получить одобрение антимонопольных органов. Аргументы в пользу таких программ звучат уже давно, но практических шагов в этом направлении пока не наблюдается.

Отраслевые программы развития конкуренции, по нашему мнению, должны содержать следующие ключевые условия развития:

1) контроль за количеством хозяйствующих субъектов с целью недопущения необоснованного сокращения их численности. Безопасный с точки зрения монополизации товарный рынок предполагает наличие на нем 10 и более конкурирующих фирм. Причем рыночная доля одной из крупнейших из них не должна превышать 31 %, двух крупнейших – 44 %, трех – 54 % и четырех – 63 % [8, с.  33]. По западноевропейским оценкам для существования хотя бы ограниченной (монополистической) конкуренции численность хозяйствующих субъектов на базовом (релевантном) рынке должна составлять не менее 4–5 [9, с. 55]. Чем больше хозяйствующих субъектов на товарных рынках, тем больше развита конкуренция на них. Такое положение свидетельствует о деконцентрации, распылении рыночной власти, что сильно затрудняет или вообще исключает возможность появления на рынке доминирующих хозяйствующих субъектов, способных негативно влиять на конкуренцию;

2) определение условий, стимулирующих появление на товарных рынках в течение определенного отрезка времени хотя бы одного хозяйствующего субъекта с частной или частно-государственной формой собственности. Одним из таких важнейших условий, безусловно, должно стать оказание государственной помощи хозяйствующим субъектам для вхождения на рынок. В условиях монополистической и олигополистической структуры экономики государственная помощь для вхождения на рынок новому хозяйствующему субъекту является адекватным, а иногда и единственным средством поддержки конкуренции и повышает эффективность работы всего рыночного механизма [10, с.  20];

3) устранение или снижение до приемлемого уровня (сохраняющего стимулы к ведению предпринимательской деятельности) барьеров для входа на рынок новых хозяйствующих субъектов, в частности, введение уведомительного (вместо разрешительного) принципа начала осуществления большинства видов предпринимательской деятельности;

4) запрещение органам хозяйственного управления вводить любые дополнительные формы ограничительной практики на товарных рынках, не предусмотренных действующим, в том числе антимонопольным законодательством;

5) отказ от ценового регулирования на товарных рынках с развитой конкурентной средой, даже при наличии на них доминирующих хозяйствующих субъектов с любой формой собственности;

6) определение мер, расширяющих антимонопольную поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства и повышающих их конкурентоспособность. В частности, в интересах более успешного противодействия крупному бизнесу следует разрешить ограничивающие конкуренцию соглашения и согласованные действия хозяйствующих субъектов с совокупной рыночной долей не более 15 % ввиду их неспособности нанести существенный вред конкуренции. Именно рыночная доля менее 15 % согласно п. 4 ст. 6 Закона № 94-З не создает доминирующего положения и, следовательно, не несет угрозу ограничения конкуренции. Одновременно должны быть запрещены соглашения и согласованные действия субъектов малого и среднего предпринимательства по горизонтальной фиксации цен, что в мировой практике антимонопольного регулирования считается наиболее опасной формой злоупотребления рыночной властью;

7) отказ от создания хозяйствующих субъектов с государственной формой собственности и рыночной долей более 15 % на рынках с развитой конкуренцией с целью недопущения их монополизации.

Отраслевые органы управления также должны разработать специальную «дорожную карту» поэтапного развития конкуренции и внутреннюю систему контроля за ее реализацией.

Все вышеуказанные предложения по стимулированию развития конкуренции на основе отраслевых программ ее развития предлагается объединить в Законе № 94-З нормой следующего содержания: «Антимонопольные органы осуществляют экспертизу отраслевых программ развития конкуренции на предмет их соответствия антимонопольному законодательству».

В Республике Беларусь, где антимонопольное законодательство развивалось при отсутствии конкуренции, стимулирующие меры по развитию конкуренции, наряду с охранительными мерами, приобретают первостепенное значение в осуществлении перевода экономики на путь эффективного рыночного развития. Это диктует необходимость придания конкуренции статуса конституционной ценности, использования антимонопольными органами и другими субъектами государственной политики в сфере противодействия монополистической деятельности и развития конкуренции дополнительных правовых возможностей, стимулирующих процессы формирования развитой конкурентной среды, конкурентного поведения и взаимодействия субъектов рыночных отношений.

Среди таких правовых возможностей важными с позиции антимонопольного регулирования являются:

1) снижение уровня присутствия государства в экономике и его роли как субъекта предпринимательской деятельности. Если государственная собственность будет сохранять и усиливать свое доминирующее положение в экономике, то состояние конкуренции будет определяться функционированием государственной собственности, а не обстоятельствами рыночного характера;

2) усиление регулирующего воздействия антимонопольного законодательства на отраслевое нормативно-правовое регулирование в интересах стимулирования развития конкуренции. Именно на этом уровне регулирования довольно часто создаются барьеры, не допускающие или ограничивающие конкурентное взаимодействие хозяйствующих субъектов, которые впоследствии трудно и далеко не всегда поддаются устранению со стороны антимонопольных органов;

3) недопущение усиления монополизации товарных рынков в результате создания новых хозяйствующих субъектов и их объединений, оказания государственной помощи хозяйствующим субъектам и наделения их специальными правовыми режимами.

В целом лишь комплексное использование указанных и других стимулирующих мер, облеченных в правовую форму, может привести к появлению развитой конкуренции на товарных рынках, а антимонопольное законодательство сможет реализовать свои возможности по регулированию экономических отношений на подлинно рыночной основе.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Санько, Г. Г. Государственно-частный монополизм: содержание, формы проявления / Г. Г. Санько // Вестник Белорусского государственного экономического университета.  – 2003. – № 2. – С. 5–10.

2. Волонцевич, Е. Ф. Конкурентоспособность фирм : курс лекций / Е. Ф. Волонцевич. – Минск : БГЭУ, 2003. – 103 с.

3. Варламова, А. Н. Тарифное регулирование как специальная мера конкурентного права / А. Н. Варламова // Юрист (РФ). – 2017. – № 1. – С. 35–40.

4. Гуцаленко, Л. А. Социология конкуренции / Л. А. Гуцаленко ; научная редакция А. Н. Данилова. – Минск : Право и экономика, 2007. – 236 с.

5. Резюк, В. И. Уголовная ответственность за злоупотребления властью или служебными полномочиями, совершенные должностным лицом при разгосударствлении, приватизации государственной собственности: становление и развитие, особенности современного состояния / В. И. Резюк // Вестник БарГУ. Серия : Исторические науки и археология. Экономические науки. Юридические науки. – 2020. – Вып. 8. – С. 198–203.

6. Портер, М. Международная конкуренция: конкурентные преимущества стран / М. Портер. – М. : Альпина Паблишер, 2016. – 947 с.

7.  Амельченя, Ю. К. К вопросу о действии принципа развития конкуренции в сфере государственных закупок / Ю. К. Амельченя // Тендер. – 2015. – № 8 (733). – С. 10–12.

8. Головачёв, А. С. Конкурентоспособность организации : учебное пособие / А. С. Головачёв. – Минск : Высш. школа, 2012. – 319 с.

9. Филиппович, С. Монополизм. Благо или зло? / С. Филиппович // Финансы. Учет. Аудит. – 2001. – № 10. – С. 54–55.

10. Кондратьева, Н. Б. Конкуренция в ЕС: экономика, политика, право / Н. Б. Кондратьева. – М. : Ин-т Европы РАН : Рус. сувенир, 2009. – 74 с.

Материал поступил в редакцию 20.05.2021

Какие факторы влияют на конкуренцию в микроэкономике?

С точки зрения микроэкономики на конкуренцию могут влиять пять основных факторов: характеристики продукта, количество продавцов, входные барьеры, доступность информации и местоположение. Каждый фактор зависит от наличия или привлекательности заменителей, и когда альтернатив не существует и компания является единственным продавцом уникального продукта, существует монополия и отсутствует конкуренция.

Основные выводы

  • С точки зрения микроэкономики пять факторов (свойства продукта, количество продавцов, входные барьеры, доступность информации и информация) могут влиять на конкуренцию.
  • Когда у компании есть уникальный продукт, который не продает ни одна другая компания, существует монополия, так как нет конкуренции.
  • Большинство рынков находятся где-то между конкуренцией и монополией.
  • Масштабы конкуренции также будут варьироваться в зависимости от местоположения, входных барьеров и наличия информации о ценах.

Инвестопедия / Элисон Чинкота

Влияющие факторы

Характеристики продукта в основном описывают уровень дифференциации. Например, если продукт компании однороден (похож на другие, уже представленные на рынке), товар или услуга совершенно неотличимы от продуктов, продаваемых конкурентами. Такая ситуация будет означать серьезную конкуренцию.

В качестве альтернативы продукт может быть полностью дифференцированным, что означает, что он уникален. Если да, то может быть мало альтернатив и, следовательно, низкий уровень конкуренции. Уровень дифференциации в значительной степени является субъективным вопросом и зависит от мнения потребителей.

Количество продавцов также влияет на конкуренцию. Если продавцов недифференцированного товара много, конкуренция считается высокой. Если продавцов мало, конкуренция низкая. Если есть единственный продавец, рынок считается монополией.

Барьеры входа могут влиять на количество продавцов. Рыночные характеристики, такие как высокие требования к капиталовложениям или жесткое регулирование, могут препятствовать выходу новых компаний на рынок, что, в свою очередь, обеспечивает определенный уровень защиты существующих фирм. При более низкой конкуренции из-за барьеров для входа фирмы могут устанавливать более высокие цены.

Доступность информации также важна, и она вращается главным образом вокруг определения цены. Когда клиенты могут эффективно и точно узнавать цены у конкурентов, у компаний меньше возможностей устанавливать цены, а конкуренция становится более острой.

Эффективная стратегия определения местоположения может загнать в угол группу потенциальных клиентов или иным образом привлечь их более эффективно, чем конкуренты. Например, заправочные станции часто стратегически расположены на оживленных перекрестках.

Характеристики конкурса

Эти характеристики конкуренции проще всего понять через призму двух крайних вариантов: совершенной конкуренции и монополии. В условиях совершенной конкуренции предельная прибыль каждой фирмы равна предельным издержкам; экономической выгоды нет. В монополии предельная прибыль равна предельному доходу, который представляет собой дополнительный доход, полученный от продажи еще одной единицы продукта.

Компании в условиях совершенной конкуренции считаются ценополучателями, а это означает, что они не имеют возможности устанавливать цены — по этой причине предельная прибыль равна предельным издержкам. Рынки совершенной конкуренции характеризуются однородным продуктом, множеством продавцов с небольшой долей рынка и абсолютно отсутствием барьеров для входа или выхода. Эти фирмы не могут дифференцировать свою продукцию, а их клиенты обладают очень точной информацией.

Монополия означает, что одна компания доминирует на всем рынке. В этой ситуации фирма устанавливает цену, а конкуренция отсутствует.

Большинство рынков находятся где-то между совершенной конкуренцией и монополией. Например, рынок безалкогольных напитков, на котором доминируют Coca-Cola и Pepsi, можно рассматривать как олигополию, где большую часть рынка доминируют несколько крупных фирм. Рынок томатов можно считать на один-два шага выше уровня совершенной конкуренции; в конце концов, некоторые люди готовы платить больше за органические или семейные помидоры, в то время как другие смотрят только на цену.

Как определить ценовую конкуренцию в экономике | Малый бизнес

Эллис Дэвидсон Обновлено 10 января 2022 г.

Ценовая конкуренция — это один из многих способов, с помощью которых продукт или услуга могут конкурировать на рынке. В ценовой конкуренции потенциальные потребители оценивают два продукта, которые в значительной степени схожи, по их соответствующей цене, при этом покупка совершается в основном на основе того, какой из них дешевле. Однако всегда действуют другие формы конкуренции, которые будут влиять на сравнение цен.

Определить похожие товары

Определить, какие товары по существу похожи на ваш товар в глазах покупателя. Как указывает Quickbooks, это может быть связано с тем, что продукты на самом деле похожи, например, конкурирующие марки кукурузных хлопьев в отделе с хлопьями в супермаркете. Это также может произойти, когда потребитель может рассматривать две категории продуктов как аналогичные для целей покупки; бабушка, покупающая подарки для своих внуков, может считать расфасованный десерт и мягкую игрушку похожими в категории «подарок», хотя в остальном эти продукты напрямую не конкурируют.

Рассмотрите относительную цену

Определив похожие товары, рассмотрите относительную цену двух (или более) конкурирующих товаров. Это должно включать ценностное предложение продуктов: импортная плитка шоколада за 10 долларов может конкурировать с плиткой Hershey за 2 доллара, если можно ожидать, что потребитель будет более высоко воспринимать ценность импортного шоколада. Однако для большинства потребителей импортная плитка шоколада за 10 долларов, скорее всего, выиграет у импортной плитки шоколада за 15 долларов в прямой ценовой конкуренции, если только они не обладают достаточными навыками, чтобы понимать разницу между типами шоколада.

Сделать абсолютное сравнение

Сравнить цены товаров в абсолютном выражении; в этом случае не учитывайте относительную стоимость продукта. Если у нашей гипотетической бабушки есть предел цены в 5 долларов за внука, она ни при каких обстоятельствах не рассмотрит подарок в 10 долларов. Абсолютная цена ваших продуктов и услуг будет определять диапазон конкуренции, отличный от относительного ценообразования.

Корректировка с учетом ценовой конкуренции

Измените ваши цены так, как это будет разумно, чтобы поговорить с различными клиентами, определенными в приведенных выше сравнениях. Например: бабушке в настоящее время предлагают плитку шоколада только за 2 доллара, и она может счесть это слишком «дешевым» для своих внуков, но купит что-то ближе к ее лимиту в 5 долларов. С другой стороны, снижение цены на импортный шоколад за 10 долларов слишком сильно сократит вашу прибыль; если другие клиенты охотно заплатят эту цену, найдите другой продукт, отвечающий потребностям каждого класса клиентов, и убедитесь, что ваша прибыль остается стабильной. Как сообщает Prisync, лучше всего протестировать несколько ценовых категорий, чтобы максимизировать продажи и прибыль, не теряя своей конкурентоспособности.

Ссылки

  • Quickbooks: конкурентоспособные цены
  • Prisync: конкурентоспособные цены: определение, преимущества и недостатки

Writer Bio

Эллис Дэвидсон был самозанятым консультантом по Интернету и технологиям, предпринимателем и автор с 1993 года. написал книгу о самозанятости для недавних выпускников колледжей и является постоянным автором Macworld и технологического информационного бюллетеня TidBITS. Он заканчивает книгу о вариантах самозанятости во время рецессии. Дэвидсон имеет степень бакалавра искусств в области американской цивилизации Пенсильванского университета.