Определение наставничество это: Что такое наставничество. Объясняем простыми словами — Секрет фирмы

Содержание

Что такое наставничество. Объясняем простыми словами — Секрет фирмы

Проще говоря, это передача профессиональных знаний новичку от старожилов предприятия или организации. Цель наставничества — в короткие сроки подготовить работника к самостоятельному исполнению своих обязанностей в соответствии со спецификой и запросами компании.

Чаще всего наставник назначается именно новому работнику. Но также он может понадобиться, например, сотруднику, который уже работал в компании, но перешел на новую должность или получил новые должностные обязанности.

Наставником может быть как непосредственный руководитель, так и просто более опытный коллега, который имеет необходимые знания и навыки, большой стаж работы в компании или в конкретной области и готов делиться своей экспертизой.

В обязанности наставника может входить:

  • знакомство нового сотрудника со спецификой организации рабочих процессов и корпоративной культурой, а также с непосредственными должностными обязанностями;
  • оценка уровня профессиональной подготовки новичка;
  • личное обучение определённым навыкам и приёмам работы;
  • постановка задач новичку на период наставничества и помощь в достижении нужного результата;
  • разбор ошибок и формулирование советов, как пра­виль­но по­сту­пить в той или иной ра­бо­чей си­ту­а­ции.

Для этого наставник должен иметь комплексное представление о работе всей компании и подразделении, где работает новичок, владеть навыками планирования и администрирования, уметь находить общий язык и доходчиво доносить информацию, быть терпеливым и давать адекватную обратную связь.

На период наставничества это может быть как основной деятельностью сотрудника, так и дополнительной обязанностью.

Пример употребления на «Секрете»

«Ситуацию в компании моего приятеля удалось изменить коренным образом, когда мы ввели систему наставничества. Опытный сотрудник получал в качестве спецзадачи совместные выезды с новичком, на которых оценивал проведение встречи по специальной анкете — полевому листу сопровождения. <…> Чтобы это не выглядело как экзамен, новичок сперва сам выставлял себе оценку по каждому этапу и отмечал, что забыл сказать и что можно было сделать лучше. Затем наставник давал обратную связь и отмечал слабые места, над которыми предстояло поработать на следующей встрече».

(Заместитель коммерческого директора «Яндекс.Кассы» Дмитрий Кармишин — в колонке о том, через какие тесты прогнать кандидатов, чтобы нанять лучшего.)

Нюансы

Понятие наставничества не закреплено никакими законами. То есть нельзя заставить сотрудника быть кому-то наставником, если только это не прописано в его трудовом договоре и должностной инструкции.

Если наставничество не включено в должностные обязанности, то это увеличение рабочей нагрузки на специалиста, поэтому его необходимо оплачивать. Например, оформить наставничество как дополнительную работу по совмещению, выплатить премию и т. п.

Критика

У системы наставничества есть слабые стороны. Самые эффективные сотрудники могут переключиться на обучение новичков и перестать показывать результаты в своих основных задачах.

Статью проверил:

Артём Ступак, тренер бизнес-школ РГУ нефти и газа (НИУ) имени И. М. Губкина, РАНХиГС, Финансового университета при Правительстве РФ

Автономное образовательное учреждение Вологодской области дополнительного профессионального образования — «Вологодский институт развития образования»

Найти:


Стартовал межрегиональный конкурс методических разработок педагогов по функциональной грамотности

С 15 мая по 10 июля 2023 года в рамках образовательного марафона федерального проекта «Флагманы образования» проводится межрегиональный конкурс методических разработок педагогов по функциональной грамотности. Мероприятие организовано в рамках Года…

15 мая, 2023



Открыт новый сезон проекта «Флагманы образования» — ресурса для профессионального и карьерного роста управленцев в сфере образования, талантливых педагогов и перспективных молодых специалистов

Проект «Флагманы образования» реализуется Министерством просвещения РФ совместно с президентской платформой «Россия – страна возможностей» в рамках федерального проекта «Социальные лифты для каждого» национального проекта «Образование». Конкурс станет ресурсом для…

11 мая, 2023



Как подать заявление на аттестацию в целях установления квалификационной категории через федеральный портал госуслуг (ЕПГУ)

Внимание! Педагогические работники организаций, осуществляющих образовательную деятельность, могут подать заявление на аттестацию в целях установления квалификационной категории через федеральный портал госуслуг (ЕПГУ). Наименование государственной услуги — «Аттестация педагогических работников организаций,…

14 марта, 2023


X Всероссийский конкурс генеалогических исследований «Моя родословная»

Уважаемые родители, педагоги! Информируем вас о том, что ООО «Национальная родительская ассоциация социальной поддержки семьи и защиты семейных ценностей» с 01. 06. по 25.09. 2023 г.г. проводит X Всероссийский конкурс генеалогических…

5 июня, 2023



Образовательные курсы по программе «Социокультурные истоки» открылись в ВИРО

Вологодские учителя, преподающие курс «Истоки», повысят свою квалификацию, обучаясь по дополнительной профессиональной программе «Формирование духовно-нравственных ценностей обучающихся в рамках образовательной программы «Социокультурные истоки». Такой образовательный курс открылся сегодня на базе Вологодского…

5 июня, 2023



Приглашаем ознакомиться с новым Порядком аттестации педагогических работников

Уважаемые коллеги! 2 июня 2023 года в Минюсте России зарегистрирован новый Порядок аттестации педагогических работников (№ 73696) – приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 24 марта 2023 года № 196 «Об утверждении…

5 июня, 2023



Рубрика «Педагоги-герои нашего времени»

Эдуард Семенович Романов – ветеран педагогического труда, директор средней общеобразовательной школы г. Вологды № 21 в 1982 – 1998 гг., учитель географии, судья по баскетболу республиканской категории, много лет был…

5 июня, 2023



Приглашаем слушателей программ и работодателей педагогов принять участие в пролонгированном мониторинге результатов реализации дополнительных профессиональных программ ПК и ПП

Уважаемые коллеги! В 2022 году Вологодский институт развития образования реализовал 46 дополнительных профессиональных программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки, в том числе и в рамках сетевого взаимодействия с Вологодский государственным…

5 июня, 2023



Методический триатлон «Навигатор карьеры»

31 мая Центр профмастерства педагогических работников города Череповца снова собрал молодых педагогов на методический триатлон «Навигатор карьеры». Среди участников мероприятия не только учителя школ, но и преподаватели учреждений СПО со…

2 июня, 2023



Областная конференция творческого проекта «Жизнь замечательных людей Вологодской области» собрала любознательных школьников из семи муниципалитетов

2 июня на площадке Центра профмастерства Вологодского института развития образования состоялась конференция — итоговое мероприятие регионального творческого проекта «Жизнь замечательных людей Вологодской области: культурный след». Мероприятие проводится в рамках Года педагога и наставника, объявленного Президентом…

2 июня, 2023



НОВИНКИ в издательстве ВИРО

Уважаемые коллеги! В издательстве Вологодского института развития образования вышли в свет два новых сборника: Раннее выявление и грамотное реагирование: программа /Н.В. Афанасьева, Е.В. Шубина, Н.В. Малухина [и др.] ; Департаментобразования…

1 июня, 2023



Организация образовательной деятельности в профессиональных образовательных организациях в соответствии с требованиями  обновленных ФГОС СОО и ФГОС СПО

 Очередной онлайн-семинар для руководящих работников профессиональных образовательных организаций в рамках методического проекта «Управленческий вторник» прошел 30 мая 2023 года, участие приняли более 90 человек. Рассмотрели актуальные вопросы по организации образовательной деятельности:…

1 июня, 2023

Подача заявки на курсы повышения квалификации

Заявка подается лично претендентом на обучение с указанием личного или рабочего Email

(использование общего Email организации нежелательно)

Подать заявку

Определение наставничества? — ИСКУССТВО НАСТАВНИКА

наставник: (существительное) опытный и надежный советник.

наставничество: (глагол) консультировать и обучать кого-либо.

В целом Оксфордский словарь предлагает адекватное определение наставничества. Но на практике австралийские организации используют широкий спектр подходов к наставничеству. На одном конце спектра находятся отношения наставничества, которые сосредоточены на обширном опыте наставника. Ожидается, что знания, сила и влияние наставника помогут подопечным в достижении их карьерных целей. Эти отношения часто носят долгосрочный характер и иногда их путают с ролями линейного руководства. На противоположном конце спектра внимание смещается на подопечного. Акцент делается на личном озарении и интеллектуальных задачах, которые можно получить благодаря взаимодействию с наставником. Ожидается, что подопечный будет руководить отношениями, приглашая наставника к своему внутреннему диалогу, чтобы помочь в проработке сложных карьерных решений. Эти типы отношений чаще всего поддерживаются с помощью формальных программ, которые, как правило, являются краткосрочными и предназначены для того, чтобы не запутываться в иерархических ролях.

НАСТАВНИЧЕСТВО ПО РАЗВИТИЮ

Наставничество по развитию, поддерживаемое такими консультантами, как Horizons Unlimited, имеет тенденцию к последнему концу спектра. Основное внимание уделяется личностному развитию подопечного. Иерархический статус наставника не так важен, как обучающий потенциал, который он или она может предложить. Этот подход открывает двери для новых форматов, таких как взаимное наставничество и обратное наставничество. Равное наставничество обычно имеет место между людьми на одном и том же иерархическом уровне, когда один человек (наставник) имеет опыт, которого нет у другого (наставляемого). В обратном наставничестве (восходящем наставничестве) наставник находится ниже в организационной иерархии, чем подопечный, но обладает опытом и знаниями, которых не хватает подопечному. Это может быть перспектива поколений или технологическая смекалка.

ЧЕМ НАСТАВНИЧЕСТВО ОТЛИЧАЕТСЯ ОТ КОУЧИНГА

Наставничество — это обучающие отношения, обычно направленные на долгосрочное развитие карьеры. Основная цель — стимулировать личностный рост; формирование навыков, знаний и понимания. Наставники могут использовать навыки коучинга в своих беседах, но обычно роль наставника шире, чем у коуча, и может включать открытие дверей, установление связей и обмен опытом. Коучинг в бизнес-среде в первую очередь направлен на помощь людям в их текущей деятельности. В отличие от наставничества, направленного на развитие карьеры в долгосрочной перспективе, коучинг направлен на то, чтобы дать возможность руководителям «приспособиться» к своей текущей роли или, возможно, подготовить их к следующей.

КОГДА ИСПОЛЬЗОВАТЬ НАСТАВНИЧЕСТВО

Наставничество особенно подходит для увеличения удержания сотрудников (см. Удержание персонала посредством наставничества), облегчения культурных сдвигов и поощрения организационного разнообразия (см. Наставничество для разнообразия). Он часто используется для поддержки программ талантов, чтобы участники могли получить максимальную отдачу от своего участия, используя наставника, чтобы помочь им внедрить обучение. Наставничество также можно использовать для поощрения этичного поведения внутри организации (см. Этическое наставничество).

Хотите узнать, готовы ли вы запустить программу наставничества? Взгляните на наш инструмент самооценки готовности к программе наставничества, чтобы убедиться, что вы хорошо подготовлены.

Дополнительные учебные материалы можно найти в нашем блоге.

Или свяжитесь с нами. Мы расскажем вам обо всем процессе и поможем разработать индивидуальную программу наставничества, отвечающую конкретным потребностям вашей ассоциации.

Что такое наставничество? – Определения, история и руководства

« Вернуться к статьям

Наставничество, Обратное Наставничество, Наставник, Наставник или даже Наставник — все эти слова часто используются и могут, по понятным причинам, вызвать путаницу. Мы уже рассмотрели один из наиболее часто задаваемых вопросов — разницу между наставничеством и коучингом. Однако в этой статье мы приведем ключевые определения и ключевые слова, которые мы часто используем в отношении наставничества, в надежде прояснить для вас некоторые моменты.

Наставничество широко используется, и есть вероятность, что вы были наставником или наставником кого-то еще на каком-то этапе или на нескольких этапах вашей жизни, даже не осознавая этого и не называя это наставничеством. Причина? Определение наставничества — это когда кто-то делится своими знаниями, навыками и опытом с другим человеком, чтобы помочь ему прогрессировать. Итак, если вы поделились какими-либо знаниями, навыками или опытом с другим человеком или другой человек поделился этим с вами, вы участвовали в наставничестве.

Определение наставничества
Существует множество определений наставничества. Однако наиболее краткое определение наставничества — это когда кто-то делится своими знаниями, навыками и опытом, чтобы помочь другому человеку прогрессировать. Этот прогресс может быть профессиональным или личным, хотя, учитывая баланс между работой и личной жизнью, который сейчас есть у многих из нас, часто рассматривается пересечение между ними.

Откуда взялось слово наставник?
Слово Наставник имеет исторические корни в греческой мифологии. Улисс доверил своего сына Телемаха заботе и руководству своего старого и надежного друга Ментора, прежде чем отправиться в свое эпическое путешествие. Телемахом руководил и советовал Ментор, и именно здесь мы теперь используем слово наставник и глагол «наставничество». С точки зрения современного развития, наставничество обычно представляет собой двусторонние отношения развития один на один.

Что такое наставник?
Наставник — это человек, который делится своими знаниями, навыками и/или опытом, чтобы помочь другому человеку или группе людей развиваться. Традиционно наставник направляет подопечного (см. определение подопечного ниже) в отношениях наставничества один на один. Однако в последнее время среди предприятий и организаций стало популярным групповое наставничество, когда один человек делится знаниями и рекомендациями с большей группой людей.

Что такое подопечный?
Под подопечным понимается человек, который получает знания, навыки, опыт и рекомендации от наставника, чтобы помочь ему, подопечному, развиваться. Этот прогресс часто связан с профессиональным и карьерным развитием, например, с переходом на новую роль или работу, но может происходить на протяжении всей жизни человека. В некоторых случаях вы можете использовать здесь слово mentee, называемое mentoree.

Что такое обратное наставничество?
Обратное наставничество — это относительно новая концепция, при которой кто-то, кого обычно считают менее опытным, менее старшим или более молодым в организации, будет наставлять кого-то более старшего, чтобы обучать их определенным взглядам, идеям или знаниям. Обычно это включает в себя идеи и знания о разнообразии и инклюзивности, технологиях и предстоящих рыночных тенденциях. Чтобы узнать больше об обратном наставничестве, ознакомьтесь с нашими рекомендациями по обратному наставничеству здесь.

Каковы преимущества наставничества?
Наставничество имеет ряд преимуществ для всех участников. При традиционном наставничестве с двумя сторонами и наставник, и подопечный могут многое выиграть от отношений наставничества, поэтому организации все чаще используют программы наставничества и программное обеспечение для наставничества для продвижения наставничества среди своих сотрудников.

Преимущества наставничества могут включать:

  • Эффективное обучение и обмен знаниями из первых рук посредством наставничества
  • Получение практических идей, рекомендаций и советов от опытных
  • Повышение уверенности (как правило, у подопечного) благодаря наличию наставника, занимающего руководящую должность в организации
  • Улучшение навыков межличностного общения и общения как у наставника, так и у подопечного
  • Предоставление подопечным возможности эффективно развиваться, а наставника взять на себя новые и дополнительные обязанности по поддержке подопечного
  • Более широкое понимание различных точек зрения, будь то из разных стран, организаций или отделов одной и той же организации
  • Доверенный партнер для обсуждения более конфиденциальных задач и целей в карьере

Преимущества наставничества ощущаются обеими сторонами, и фраза «взаимное наставничество» может эффективно передать это, давая понять обеим сторонам, что наставничество может им помочь.