Основные подходы к определению понятия «менеджмент». Определение понятия управление


1. Понятие менеджмента, его необходимость. Определения управления. Менеджмент: конспект лекций

1. Понятие менеджмента, его необходимость. Определения управления

Менеджмент – это управление людьми, работающими в одной организации, имеющей общую конечную цель. Но менеджмент—не просто управление людьми, организацией, а особая его форма, это управление в условиях рынка, рыночной экономики, т. е. в условиях постоянных изменений, риска. Поэтому менеджмент направлен на создание благоприятных условий (технических, экономических, психологических и др.) функционирования организации, на достижение ею успеха.

Основными составляющими успеха являются:

1) выживание организации в долгосрочной перспективе;

2) результативность;

3) эффективность.

С этих позиций менеджмент предстает как сложная система данных науки управления, опыта лучших управляющих мира и искусства управления.

Как система научных данных менеджмент – это совокупность философий, моделей, стратегий, принципов, методов и стилей управления организацией, производством и персоналом в целях повышения ее эффективности и роста прибыли.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

marketing.wikireading.ru

Однозначное определение понятия "управление" - Политическое образование

 

          "Если бы мне пришлось в двух словах выразить суть того, что я хочу довести до сознания руководителей, то я бы выразил это так: это все об уменьшении вариабельности".  

                                                                                      Э. Деминг

     Содержание

I. В чём проблема?

II. Объяснение  управления на примере преодоления А. Бомбаром Атлантики. Однозначное определение понятия "управление".

2.1. Преодоление Атлантического океана.

2.2. Однозначное определение понятия "управление".

2..3. Сущностное объяснение эксперимента "Воронка и мишень".

     Заключение

 

     I. В чём проблема?

     Проблема том, что современный менеджмент представляет собой совокупность отдельных частей, а не единое целое. Целостной, логичной и ясной бизнес - теории нет. Более того и сами части-лоскуты состоят из отдельных разрозненных частей. Это относится, в частности, к управлению. "Общую совокупность теоретических знаний об управлении бизнесом можно сравнить с известной басней Крылова про лебедя, рака и щуку. Мотивация – об одном, бюджетирование – о другом, стратегия – это уже о третьем. Но ведь предприятие – это единый организм, целостная система, и значит, все его составляющие должны быть логически взаимоувязаны друг с другом, как все составляющие увязаны в организме человека" [4, с. 8].

     Почему сложилась такая ситуация? Потому что отсутствуют точные, однозначные определения понятий (о важности однозначных определений см. [5]). Чтобы бизнес-теория приобрела целостность нужно точно, однозначно определить не менее 7 понятий. Одно из важнейших (если не самое главное) понятий, которое неоднозначно определено – понятие "управление". Существует множество диаметрально противоположных значений этого слова. Это свидетельствует о глубоком непонимании данного понятия.

     Например, авторитетнейший консультант по управлению П. Друкер определяет это понятие слишком широко и не инструментально:  "управление - это особый вид деятельности, превращающий неорганизованную толпу в эффективную, целенаправленную и производительную группу" [1, с. 32].

     Известный специалист в области государственного управления Г. Атаманчук считает что "...управление представляет собой целеполагающее (сознательное, преднамеренное, продуманное!), организующее и регулирующее воздействие людей на собственную общественную, коллективную и групповую жизнедеятельность, осуществляемое как непосредственно (в формах самоуправления), так и через специально созданные структуры (государство, общественные объединения, партии, фирмы, кооперативы, предприятия, ассоциации, союзы и т.д.)" [9, с. 50]. В данном определении есть даже восклицательный знак! Это определение расплывчато, неконкретно и сложно для восприятия. Определение должно быть ёмким, ясным, инструментальным и сущностным. Если определение не отвечает этим критериям, то его автор не понимает смысл данного понятия.

     В последнее время всё большей популярностью пользуется следующее определение: "Менеджмент – процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для формулирования и достижения организационных целей" [1, с. 31]. Оно не сильно отличается от первого современного определения этого понятия, данного А. Файолем в 1916 году в книге "Общее и промышленное управление": "Управлять значит – предвидеть, организовывать, распоряжаться, координировать и контролировать" [3, с. 9]. Под предвидением Файоль понимал программу действий, т.е. план.

     Моё определение управления схоже с нынешним пониманием контроля, т.е. связано с отклонениями. Предварительно и неполно можно сказать, что управление - это борьба с отклонениями, потому что план – это прямая дорога к результату, а отклонения от плана есть отклонения от результата, который быстро и эффективно достигается при минимуме отклонений.

     Чтобы до конца понять, что такое управление, нужно разгадать загадку, связанную с тем, что Э. Деминг постоянно говорил о вариациях, но почти никогда об отклонениях, а современные консультанты по управлению наоборот, упоминают отклонения, но не вариации. Также потребуется уточнить понимание контроля после того как я от туда "вытащу" отклонения.

     II. Объяснение  управления на примере преодоления А. Бомбаром Атлантики. Однозначное определение понятия «управление».

     2.1. Преодоление Атлантического океана.

     Ален Бомбар [1924 – 2004 гг.] – французский врач, впервые в мире в 1952 году (с 19 октября по 22 декабря) в одиночку на резиновой лодке пересёк Атлантический океан от Канарских островов до острова Барбадос, преодолев 4400 километров за 65 дней.

     Лодка, которую Бомбар назвал «Еретиком», представляла собою туго накаченную резиновую колбасу, изогнутую в форме вытянутой подковы, оконечности которой были соединены деревянной кормой. Её длина была 4,65 метра, ширина - 1,9 метра. На плоском резиновом дне лежал легкий деревянный настил. Боковые поплавки состояли из 4-х отсеков, которые накачивались и спускались независимо один от другого. Двигалась лодка с помощью четырехугольного паруса площадью около трех квадратных метров. В пути он питался пойманной сырой рыбой и планктоном.

     Работая врачом Бомбар столкнулся с чрезмерным, по его мнению, количество погибших при кораблекрушениях. Он начал анализировать причины избыточности погибших и вот что выяснил.

     Ежегодно в мире погибает около двухсот тысяч человек. «Примерно одна четвёртая часть этих жертв не идёт ко дну одновременно с кораблём и высаживается в спасательные шлюпки и т.п. Но скоро и они умирают мучительной смертью (в п. 2.1. весь цитируемый материал взят из[2]». При этом, как он определил, главным является психический фактор. 90% жертв погибает в трёхдневный срок не от истощения или обезвоживания организма. Так, например, к «Титанику первые суда подходили уже через три часа, как пароход скрылся под водою, однако в спасательных шлюпках было немало мертвецов и сошедших с ума».

     Чтобы вселить в людей веру в то, что в океане есть всё необходимое для длительного выживания, а также определить эффективность спасательных средств для оснащения ими кораблей, Бомбар предпринял беспрецедентное путешествие.

     Весь этап апробации идеи состоял из трёх подэтапов: изучения, практического опробования и самого путешествия. Подэтап изучения занял примерно год. В этот период Бомбар изучал, сколько, как и с помощью чего добывать воду из рыб, как обеспечить организм жирами, белками, углеводами и витаминами, а также течения и ветра в Атлантике. Подэтап практического опробования состоял из двух подэтапов: путешествия по Средиземному морю из Монако на остров Минорка – 14 дней и по Атлантике из Танжера до Канарских островов (885 километров) - 11 дней. Само пересечение Атлантического океана, как уже сказано, заняло у него 65 дней.

     Подэтап изучения.

     Во время этого подэтапа Бомбар нашёл информацию о том, что необходимое количество жидкости может дать рыба, содержащая 50-80% воды, кроме этого в небольших количествах можно пить морскую воду. Рыба и планктон содержат необходимое количество органических веществ и витаминов. Изучение вопросов, связанных с пищей заняло у него полгода, в течение года он изучал течения и ветра в Атлантике.

     Подэтап практического опробования. Средиземное море.

     Путешествие по Средиземному морю вдвоём с товарищем, с которым Бомбар планировал пересечь Атлантику (впоследствии этот товарищ отказался от рискованной океанской затеи) заняло 14  дней. «Средиземное море, столь обманчиво напоминающее озеро, должно было стать нашим полигоном для испытания снаряжения и людей. Чем немилосерднее оно будет к нам, тем большую службу оно нам сослужит. Так мы узнаем, что нас ждет впереди и будем готовы к встрече с Атлантическим океаном».

     Подэтап практического опробования. Атлантический океан.

     Переход от Танжера до Канарских островов (885 километров) занял 11 дней. «Как я в сущности плыл? Разумеется, я определял свой курс с помощью приборов, хотя делал это впервые в жизни». Во время этого перехода Бомбар помимо того что мог управлять парусом и пользоваться компасом освоил измеритель Краса, с помощью которого прокладывают курс и начал осваивать секстант.

     Читая книгу об этом этапе, у меня вызвал недоумение тот факт, что Бомбар чуть не забыл на берегу морские карты необходимые для прокладки маршрута, а также слабое владение навигационными приборами и это – при плавании по Атлантическому океану!

     Пересечение Атлантического океана.

     Этот этап занял 65 дней (Бомбар рассчитывал на 35 дней), с 19 октября по 22 декабря.      Уже 23 октября он записал в своём дневнике: «Я очень мало продвинулся вперед и – что гораздо хуже – не знаю, сколько миль уже пройдено».

     Ежедневно Бомбар осматривал лодку. «Любая потертость может оказаться для неё роковой: достаточно, чтобы переплет книги, какая‑нибудь дощечка или хотя бы мой приёмничек в течение нескольких дней оставался на одном и том же месте, чтобы резина здесь протерлась до дырки. Те, кому приведется увидеть моего «Еретика» в парижском морском музее, заметят, что, несмотря на все мои предосторожности, на правом поплавке изнутри резина стерта: в этом месте я опирался на него спиной». «Ежедневный осмотр, ощупывание и выслушивание лодки не раз помогали мне предотвратить катастрофу».

     «В четверг 30 октября мною овладел настоящий приступ необузданного оптимизма. Записываю дословно следующее: «Осталось еще 23 дня!» Это означало, что я доплыву до земли 23 ноября». «В действительности я увидел землю и высадился на нее только 23 декабря, то есть на месяц позже».

     2 ноября Бомбар отмечает, что от непривычной пищи и постоянной сырости вызванной пропитанной морской солью одеждой у него на коже «появились мелкие и крайне болезненные прыщи». Этот день для него чуть не стал роковым. Чтобы не бередить прыщи, он старался опираться на надувную подушку. «И вот из‑за какого‑то неосторожного движения эта подушка упала за борт, и я это заметил лишь тогда, когда она оказалась уже в нескольких сотнях метров позади. Тотчас же, спустив парус и бросив плавучий якорь (плавучий якорь по сути тот же парашют. В складном положении он занимает мало места, а в воде расправляется опять же, как парашют и сильно замедляет движение лодки под воздействием ветра – разъяснение В.К.), я нырнул и поплыл к ней. Плаваю я хорошо, так что через несколько минут подушка была у меня в руках. Но каково же было мое изумление и ужас, когда я поплыл обратно: лодка убегала от меня и мне не удавалось к ней приблизиться. Плавучий якорь, этот водяной парашют, почему‑то не раскрылся и болтался на волнах, как мокрый флажок. Ничто не удерживало лодку, и ветер уносил ее все дальше. Догнать беглянку я уже не мог, у меня не хватало на это сил. Еще немного, и «Еретик» продолжал бы свой путь без меня…

     В 1951 г., когда я тренировался перед заплывом через Ла‑Манш и был в хорошей форме, я мог плыть без отдыха двадцать один час, но теперь, ослабев после стольких лишений и стольких дней почти полной неподвижности, я бы не смог долго продержаться на воде. Поэтому, бросив свою надувную подушку, я пошел кролем, напрягая все силы. Даже во время состязаний в Лас‑Пальмасе с Буато‑отцом я наверняка не показывал такой скорости! Вначале мне удалось сократить расстояние между мной и лодкой, но дальше у меня хватило сил лишь на то, чтобы не отставать. Догнать ее я был не в состоянии…

     И вдруг «Еретик» замедлил ход. Я доплыл до него и с трудом перевалился через борт. Оказалось, что стропы плавучего якоря каким‑то чудом распутались и мой водяной парашют сработал. Я был настолько измучен физически и морально, что тут же поклялся больше не плавать до конца путешествия».

     1 декабря. Бомбара больше всего мучает то, что он не знает где находится. Приёмник не работает, как и часы с самозаводом. Когда браслет сломался он прицепил часы булавкой на грудь, а т.к. он почти не двигался, они встали. «Где же я нахожусь? В 40 или в 1200 милях от земли? Палящий зной. Горизонт пуст и подернут дымкой. О, если бы я смог определить свою точную долготу, если бы у меня были батарея для радиоприемника и хронометр!

     За 17 дней до конца путешествия он пишет в дневнике: «Пятница 5 декабря Я измучен и обессилен кровавым поносом настолько, что боюсь даже есть. Если бы я мог точно определить свои координаты! Мне кажется, что если бы я был уверен, что точно знаю, где нахожусь – пусть это даже далеко от земли, – мне было бы легче». 

     И вот 10 декабря, после 53 дней путешествия он останавливает встречный корабль – «Аракаку» и первым делом спрашивает своё местоположение. Разница с его расчётами составляет 600 миль (966 километров).

     Ему предлагают завтрак, который он не должен был есть и как врач он должен был об этом знать. «Первый завтрак за 53 дня! О, я его хорошо запомнил: яйцо, совсем крохотный кусочек говяжьей печенки, ложка капусты и немного фруктов. Этот более чем скромный завтрак, который впоследствии кое‑кто ставил мне в вину, причинил моему желудку самые жестокие мучения за все время плавания». «Фотографии доказывают, что за последние 12 дней моего плавания после встречи с «Аракакой» я похудел гораздо больше, чем за предыдущие 53». «Позднее, в Париже, один из крупных специалистов‑диетологов сказал мне: «Если бы мы знали, что вы что‑то поели на этом корабле, мы бы и гроша не дали за вашу жизнь!».

     «Я знаю теперь, где нахожусь. Больше того, я могу теперь определять свою долготу. Дело в том, что капитан показал мне среди морских таблиц маленькую табличку, называемую уравнением времени. Она давала ежедневную поправку, которую надо было отнимать от времени прохождения солнца через меридиан. Следовательно, мне было достаточно знать приблизительно час прохождения солнца через меридиан, чтобы определить с точностью до 60 миль своё местонахождение. Теперь я мог, наконец, плыть как полагается: часы мои были проверены и «Аракака» подарила мне новую батарею для радиоприемника».

     И вот, наконец, после 65 дневного путешествия Бомбар вступил на землю. «Я похудел на 25 килограммов. Я достиг берега с серьезной анемией (5 млн. красных кровяных шариков перед началом путешествия и 2,5 млн. – по возвращении) и с общим количеством гемоглобина, граничащим со смертельным. Период, последовавший за легким завтраком на «Аракаке», едва не оказался для меня роковым. Ужасающий понос с немалыми кровяными выделениями мучил меня в течение двух недель (с 26 ноября по 10 декабря). Моя кожа вся покрылась сыпью и мелкими прыщами. Ногти на пальцах ног выпали. Я претерпел серьезное расстройство зрения».

     2.2.  Однозначное определение понятия «управление».

     Своим путешествием Бомбар хотел сократить количество погибших после кораблекрушений, т.е. удалить рассогласование между тем, что есть (большое количество погибших) и тем, что хотелось бы (минимум погибших). Удаление данного рассогласования – это способ решения проблемы (где пересечь океан, когда, на чём, с кем, риски). Затем он с товарищем проделал путешествие по Средиземному морю, т.е. смоделировал достижение результата. После этого Бомбар организовал путешествие: разработал план (план – это поэтапный график достижения цели), подготовил средство достижения цели (лодка с принадлежностями), приборы для определения местоположения и принял меры к минимизации рисков не достижения цели.

     Во время путешествия Бомбар стремился удалить рассогласование между тем, что есть(его настоящее местоположение в океане) и тем, что должно быть (его местоположение в соответствии с планом).

     Прошу обратить внимание на то, что после того как план окончательно составлен, рассогласование из того что хотелось бы, когда определялся способ решения проблемы (о чём сказано выше), превращается в то, что должно быть. Таким образом, окончательно составленный план приобретает как бы роль нормативного акта, обязательного для выполнения.

     Бомбар почти каждый день осматривал лодку и самого себя, чтобы удалить рассогласование между тем, что есть и тем, что может быть, т.е. старался снизить риски не достижения цели.

     Необходимо подчеркнуть, что удаление указанных рассогласований направлено на одно – на достижение цели, а план можно представить как кратчайшее расстояние между началом пути и целью.

     Опять же, для достижения цели, Бомбар должен был удалять рассогласование между тем, что есть (он жив и почти здоров и продвигается к цели) и тем, что могло бы быть (например, его лодка могла бы продолжать плавание без него, когда он пытался подобрать упавшую за борт подушку, он мог бы не выжить после того как поел на "Аракаке"). Удаление рассогласования происходит через осознание возможных последствий допущенной ошибки. Это формирует опыт и в частности, предусмотрительность и осторожность (после того как лодка чуть не уплыла без Бомбара, он осматривал её дно страхуясь не только раскрытым водяным якорем, но и обвязав тело верёвкой).

     Известными становятся те управленцы, которые умеют извлекать из анализа того, что могло бы быть гораздо больше пользы, чем от собственных провалов. Как сказал О. Хаксли: «Опыт – это не то, что с вами происходит, а то, что вы извлекаете из того, что с вами происходит».

     Лучше учиться на чужих ошибках, но обычно учатся на своих собственных, и в этом нет ничего зазорного, главное - не повторять одни и те же ошибки. Эта очевидная сентенция, тем не менее, является важным условием обеспечения успеха: «Кто-то однажды заметил, что разница между Dell и другими компаниями заключается в том, что если ошибаются все, то Dell никогда не ошибается дважды. Мы всегда анализировали свои неудачи. Главное – учиться на своих ошибках, чтобы не допускать их в дальнейшем [6, с. 35]».

     Если обобщить сказанное, то получится следующее. Началом любой деятельности является проблема. Она разрешается определённым способом. Вначале этот способ, а по сути - это стратегия,  представляет собой очень общий, не совсем точный и не конкретный план разрешения проблемы. Чтобы конкретизировать этот план и оценить вероятность его выполнения,  моделируется процесс достижение результата. Затем создаётся организационная структура путём декомпозиции цели и составляется детальный план достижения этой цели. Бомбару не нужно было создавать организацию, он сам всё организовал и сам разработал план достижения цели. Потом начинается процесс выполнения плана (достижения цели) в ходе, которого минимизируются отклонения для сохранения постоянной направленности на цель (важнейшее значение приобретет мониторинг). Минимизируются риски не достижения цели. Чтобы не наступать дважды на грабли необходимо анализировать свои ошибки. Это формирует опыт (расчётливость, предусмотрительность, осторожность, в том числе и выбор адекватных стратегий решения проблем).

     Итак, управление – это удаление рассогласования между тем, что есть и тем, что должно быть; между тем, что есть и тем, что может быть; между тем, что есть и тем, что могло бы  быть. Таким образом, управление осуществляется для того, чтобы достичь запланированную цель.

     В научной литературе управление объясняется как процесс воздействия управляющего объекта на управляемый объект. Это так, однако, это неполное понимание. Управление, скорей всего, можно представить как управление лодкой, когда вся организация, в том числе и руководство, находятся в этой лодке и продвигаются к достижению цели стремясь минимизировать отклонения от плана. При таком понимании управления важнейшая роль отводится не только воздействию управляющего объекта на управляемый объект, а мониторингу, прогнозу, плану и цели. Мониторинг необходим для определения местоположения и оценки рисков, а прогноз как прожектор освещает путь. План, как уже сказано, можно представить как кратчайшее расстояние до цели. Можно сказать, что план является эталонным путём достижения цели (вот почему по Тейлору, завод должен управляться не столько директором - распорядителем, сколько плановым отделом).

     2.3. Сущностное объяснение эксперимента Воронка и мишень.

     Не смотря на то, что этот эксперимент прост он, тем не менее, содержит большой смысл. Эксперимент показывает, по какому принципу должно осуществляться управление и где находится проблема, связанная с улучшением качества управления.

     Для проведения этого эксперимента [7,8] используется обыкновенная (кухонная) воронка, которая крепится на штативе на высоте примерно 30-50 сантиметров от матерчатой мишени, на которой делаются отметки остановки шарика после многократного опускания его в воронку.

     Эксперимент наглядно демонстрирует, при каком способе перемещения воронки разброс отметок остановок шарика относительно центра мишени будет минимальным, т.е. эксперимент позволит нам практически определить какой способ удаления рассогласования между тем, что есть и что должно быть будет наилучшим. Что есть – это отметка положения шарика после его опускания в воронку, а что должно быть – это способ перемещений воронки. Чем меньше площадь разброса отметок шарика, тем лучше способ удаления рассогласований.

     Рассматриваются четыре способа перемещения воронки. Первое опускание шарика при всех способах начинается при положении воронки, когда она направлена в центр мишени.

     Первый способ можно назвать целенаправленным. Воронка при этом способе не перемещается. После каждого опускания шарика она не передвигается, всё время стоит на одном месте направленной в центр мишени. При этом способе наблюдается минимальный разброс отметок шарика от центра мишени.

     Второй способ можно назвать компенсаторным. Предположим, что шарик остановился в пяти сантиметрах к востоку от центра мишени. Воронка сдвигается на пять сантиметров к западу от ее текущего положения и т.д. Отмечается разброс положений шарика от центра мишени примерно в два раза больший, чем при первом способе.

     Третий способ можно назвать компенсаторным относительно центра мишени. Если шарик остановился в пяти сантиметрах к востоку от центра мишени, то воронка передвигается на запад на пять сантиметров от центра мишени. При этом способе наблюдаются очень большая амплитуда положений шарика.

     Четвёртый способ можно назвать минимизирующим расстояние между отметками двух последних бросаний. То есть воронка располагается непосредственно над тем положением, где шарик только что остановился (падая из воронки на мишень, шарик немного откатывается от места приземления). На небольшом временном интервале наблюдаются малые отклонения, но в целом, как и у третьего способа, отмечается очень большая амплитуда разброса.

     Что показывает этот эксперимент? Наилучший способ удаления рассогласования между тем, что есть и тем, что должно быть – первый, когда обеспечивается постоянная направленность на цель – целенаправленность. Другие способы удаления рассогласования можно назвать управленческой патологией, но они, тем не менее, широко применяются на практике [8], особенно второй способ. Например, при стрельбе. Если пуля не попала в самый центр мишени, ствол оружия для осуществления последующего выстрела перемещается на расстояние противоположное отклонению пули при предыдущем выстреле.

     Ещё пример второго способа удаления рассогласований. На Ford Motor Company валы обрабатывались на станке с компенсирующим прибором. «Если  диаметр очередного вала по результатам его измерений оказывался слишком большим, компенсатор изменял настройку станка на величину соответствующего расхождения; и наоборот, если диаметр вала был слишком мал, настройка машины изменялась в сторону его увеличения» [7, с. 85]. Т.е. выполнялась вполне разумная корректировка. Однако гистограмма диаметров 50 валов показывала большой разброс вариаций. Статистики предложили выключить компенсатор. Вариации уменьшились, т.е. качество улучшилось. Почему? «Ответ заключается в том, что технологический процесс без работающего компенсирующего прибора уже был в управляемом состоянии, т.е. проявлял наименьший разброс, на какой он был способен... Уменьшение этого разброса достигается только улучшением самого процесса. Компенсатор не улучшал процесса. Он лишь вмешивался в процесс, который уже был стабилен». [7, с. 86].

          Эксперимент Воронка и мишень также показывает, как улучшить качество управления. Площадь разброса отметок значительно уменьшится, если, например, шарики и мишень сделать из материала с ворсом, а высоту воронки уменьшить. Т.е. проблема повышения качества управления связана с улучшением организации системы/

                                     Заключение

     Эту статью я планировал написать за 2 недели, а получилось за 3 месяца. Почему?

     В РАН есть институт управления (ИПУ РАН), существует государственный университет управления (ГУУ), множество консалтинговых фирм, школ МВА. В каждом ВУЗе  изучают управление. И это только в России, но есть ещё и остальной мир.

     Э. Деминг с 1980 по 1993 год провёл четырёхдневные семинары с Красными бусинами и Воронка и мишень примерно с 250 000 человек [10], но так и не смог догадаться, что такое управление, хотя считал, что главное в руководстве - это уменьшение вариабельности.

     При написании статьи я часто задавал себе вопрос почему, мне удалось дать единственно верное определение управления, а другим нет, ведь я ничем не отличаюсь от других. Я много раз снова и снова пытался опровергнуть своё определение, но каждый раз убеждался, что именно оно верно. И сейчас я убежден, что это точное, однозначное определение ...хотя некоторые сомнения всё-таки остались.

     Эта статья даёт достаточно полное представление о понятии "управление". Однако глубокое понимание наступит после публикации последующего материала близкого к данной теме.

     P.S. Для лучшего понимания понятия "управление" следует прочитать мои ответы (их два и они совсем небольшие) в  комментариях к такой же статье, но размещённой на сайте бережливого производства.

 

     Список использованной литературы

1. Мескон М. Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М., Вильямс , 2007 – 665 с

2. Бомбар А. За бортом по собственной воле. М., Терра, 1997 – 205 с.

3. Файоль А. Общее и промышленное управление. М.: журнал "Контроллинг", 1992 – 112 с. 4. Федосеев А., Карабанов Б. Битва за эффективность. М.: Альпина Паблишер, 2013 – 287с.

5. http://koviivblogger.blogspot.ru/2013_04_01_archive.html

6. Делл М., Фредман К. От Dell без посредников: стратегии, которые совершили революцию в компьютерной индустрии. М.: Альпина Бизнес Букс, 2004 - 228 с.

7. Нив Г. Организация как система: Принципы построения устойчивого бизнеса Эдвардса Деминга. М.: Альпина Паблишерз, 2011 – 370 с.

8. http://www.stabbs.ru/deming-voronka.html

9. Атаманчук Г.В. Теория государственного управления. Курс лекций. М.: Омега-Л, 2004 – 584 с.

10. www.stabbs.ru/deming-krasn_bus.html

                                                        © Колыхалов Виктор Иванович, 2014

lawinrussia.ru

Дайте определение понятию «управление»

целенаправленное воздействие на коллективы для организации и координации их деятельности

Организация как система

управляющая подсистема – субъект управления. Управляемая подсистема – объект управления

Дайте определение понятию «управляющая подсистема»

субъект управления – управляющая часть организации как системы

Дайте определение понятию «управляемая подсистема»

объект управления – управляемая часть организации как системы

Дайте определение понятию «субъект управления»

Орган либо лицо, осуществляющее управляющее воздействие

Дайте определение понятию «объект управления»

Отдельная структура или организация в целом, на которую направлено управляющее воздействие

Менеджмент, как наука управления

практическая деятельность по управлению организацией. Имеет свой предмет изучения, законы, принципы, функции, методы, специфические проблемы и подходы к их решению.

Менеджмент, как практика управления

накопленные эмпирические навыки предыдущих поколения менеджеров и опыт, приобретенный в результате своей управленческой деятельности

Менеджмент, как искусство управления

сфера деятельности, требующая высокой степени умения и мастерства

Дайте определение понятию «менеджер»

Наемный работник, обладающий специфической профессиональной подготовкой в области теории и практики управления

Основные школы управления

школа научного управления, классическая школа управления, школа человеческих отношений, эмпирическая школа управления, количественная школа управления.

Авторы школы научного управления

Ф.,. Тейлор, Гант, Гилбрейт, Эмерсон

Авторы классической школы управления

Файоль, Урвик, Лизли

Авторы школы человеческих отношений

Мейо, Фоллет

Авторы эмпирической школы управления

Друккер, Делис, Ньюмен

Авторы количественной школы управления

Акков, Бир, Экман, Энтховен, Квейт

Основные подходы к менеджменту

Процессный, системный, ситуационный

Процессный подход к менеджменту

Управление рассматривается как процесс, представляющий собой серию непрерывно взаимосвязанных действий, называемых управленческими функциями

Этапы процесса управления

Целеполагание, определение ситуации, распознавание проблемы, осуществление управленческих решений

Системный подход к менеджменту

Способ мышления, по отношению к организации и управление. Согласно теории систем каждый объект рассматривается как сложная система и как элемент более сложной системы

Дайте определение понятию «система управления»

Иерархия связей и звеньев, осуществляющих процессы управления

Основные факторы системы управления

Цель, функция, полномочия, объекты, информация, техники управления

 

Дайте определение понятию «управленческая ситуация»

Временное состояние наблюдаемой или исследуемой системы, ее внешней среды и их воздействий

Виды управленческих ситуаций

Производственные, хозяйственные, плановые, отчетные, риска и неопределенности, проблемный, конфликтные, игровые, конкретные, экспериментальные.

Ситуационный подход к менеджменту

Конкретные приемы и концепции управления в некоторых ситуациях в интересах наиболее эффективного достижения целей организации.

Основные модели менеджмента

Японская, Американская, Западноевропейская

Особенности японского менеджмента

Пожизненный найм, коллективное принятие решений, коллективная ответственность, механизмы косвенного контроля, неспециализированная карьера, холистический подход к работнику

Особенности американского менеджмента

краткосрочный наем, индивидуальное принятие решений, индивидуальная ответственность, явный и точный контроль, специализированная карьера по вертикали, дифференцированное отношение к работнику

Особенности западноевропейского менеджмента

Долгосрочный наем, коллективное принятие решений, индивидуальная ответственность, косвенный и неформальный контроль, умеренная специализированная карьера, холистический подход.

Внутренняя среда организации

Определяется структурой самой организации, целями и задачами, технологией, распределением полномочий и власти

Основные внутренние переменные факторы организации

Цели, структура организации, трудовые ресурсы, оборудование, материальные запасы, технология, организационная культура.

Внешняя среда организации

Совокупность переменных факторов, которые находятся за пределами организации

Основные факторы внешней среды организации прямого воздействия

Поставщики, законодательство, потребители, конкуренты, собственники, рабочая сила, цены, инвестиции, финансовая и налоговая политика

Основные факторы внешней среда организации косвенного воздействия

Политическая ситуация, технологическое окружение, состояние экономики, международное окружение, ментальность, образование, обычаи и верования, нормы поведения.

Дайте определение понятию «цель организации»

Идеальное или желаемое состояние объекта управления

Дайте определение понятию «миссия организации»

Выражение философии и смысла существования организации

Дайте определение понятию «философия организации»

Представление об организации, ее продукции, стиля руководства, характере работы, отношениям в коллективе.

Классификация целей организации по содержанию

Технологические, экономические, производственные, административные, маркетинговые, научно-технические, социальные.

Классификация целей организации по комплектности

Простые, сложные.

Классификация целей организации по формам выражения

Количественные, качественные показатели

Классификация целей организации по источникам

Внешние, внутренние

Классификация целей организации по степени важности

Стратегические, тактические

Классификация целей организации по сроку действия

Долго-, средне-, краткосрочные

Классификация целей организации с точки зрения приоритетности

Необходимые, желаемые, возможные.

Классификация целей организации с точки зрения уровней

Общие, специфические

Сущность управления по целям (МВО)

Управляющее воздействие на управляемый объект, направленное на достижение определенных, направленных целей

Как переводится с латинского понятие «функция»

Выполнение, деятельность, обязанность

Дайте определение понятию «функция менеджмента»

Конкретный вид управленческой деятельности, осуществляемый специальными приемами и методами, необходимыми организации для достижения поставленной цели

Перечислите основные общие универсальные функции менеджмента

Планирование, организация, мотивация, координация, контроль и контроллинг, анализ

Перечислите основные частные (конкретные) функции менеджмента

Управление производством, персоналом, маркетингом, финансами, инвестициями и т.д.

52) Дайте определение понятию функции менеджмента «планирование»

Первая функция менеджмента, сложный процесс по определению миссии, целей и стратегии организации, распределению ресурсов, адаптации к факторам внешней и внутренней среды.

53) Дайте определение понятию «стратегическое планирование»

Процесс формирования миссии и целей организации, выбор специфических стратегий для получения ресурсов и их распределение с целью обеспечения эффективной деятельности.

Что означает начальные буквы английского слова SWOT?

Мощь, слабость, возможность, угроза

Виды стратегий организаций?

Продуктово-рыночная, маркетинговая, конкурентная, инновационная, капиталовложений, развития, поглощения, инвестирования, внешне экономической экспансии.

56)Основные методы планирования?

Балансовый, нормативный, математически - статистический.

lektsia.com

Определение понятия «Психология управления» — Мегаобучалка

Введение

Современная психология – это система наук, как фундаментальных, так и прикладных. Многие из отраслей психологии имеют междисциплинарный характер, что обогащает арсенал исследователя новыми методами изучения психических явлений. В психологии, сегодня выделяются такие отчасти пересекающиеся отрасли, как педагогическая, политическая, возрастная психология, психология труда, психология религии, рекламы и другие. Стремительно развиваются социальная психология и психология управления. Во многом преимущественное развитие этих отраслей психологии связано с тем, что они решают задачи, касающиеся роли «человеческого фактора» в развитии общества. В этом ряду отраслей в последнее время возрастает теоретическое и практическое значение психологии управления. Особенностью психологии управления является то, что ее объектом является организованная деятельность людей. Организованная деятельность - это деятельность людей, объединенных в одну организацию, подчиняющихся правилам и нормам этой организации и выполняющих заданную им совместную работу в соответствии с экономическими, технологическими, правовыми, организационными и корпоративными требованиями. Социально-психологические отношения выступают как взаимоотношения людей, опосредованные целями, задачами и ценностями совместной деятельности, т.е. ее реальным содержанием. Управленческие отношения составляют организованную совместную деятельность, делают ее организованной. В социальной психологии отдельный работник выступает как часть, как элемент социальной группы, вне которой его поведение не может быть понятым. В психологии управления и отдельный работник, и социальная группа, и коллектив выступают в контексте организации, в которую они входят и без которой их анализ в плане управления оказывается неполным.

 

 

Определение понятия «Психология управления»

Понятие «управление» вошло в нашу жизнь настолько прочно, что мы иногда не задумываемся над его точным значением. Когда речь идет об управлении людьми, объединенными в организацию, то ко многим другим аспектам управленческой деятельности присоединяется и аспект психологический, поэтому в психологической науке появился и успешно развивается новый предмет – психология управления. Для всякой науки важно точное определение ее предмета. Понимание предмета психологии управления, до сих пор носит дискуссионный характер, так как в современном обществе эта тема, как никогда, актуальна. Чтобы понять, что такое психология управления, обратимся к таким понятиям, как «психология», «управление», «менеджмент».

Психология – это наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности. Точнее – объективная наука о субъективных психических явлениях. Психика имеет две основные функции: отражение – построение образа мира и регуляция поведения на основе этого образа. Управление – это совокупность системы скоординированных мероприятий, направленных на достижение значимых целей организации. В самом общем виде под управлением понимается элемент, функция, обеспечивающая сохранение определенной структуры, организованных систем, поддержание режима их деятельности, реализацию их программы и целей.

Цель психологии управления – разработка путей повышения эффективности и качества жизнедеятельности организационных систем. Содержание психологии управления – разработка психологических аспектов деятельности человека, группы и организации в целом.

Источники психологии управления:

• практика управления;

• развитие психологической науки;

• развитие социологии организаций.

Организация представляет собой форму объединения группы людей (два и более), деятельность которых сознательно координируется субъектом управления для достижения общей цели или целей и для упорядочения совместной деятельности. В зависимости от целей и условий деятельности индивиды в социальном управлении выступают субъектами и объектами управления. Субъектом управления является носитель предметно-практической деятельности, источник управленческой активности, направленной на определенный объект управления. Субъектами управления может выступать как отдельный индивид, так и социальная группа. Объектом управления может быть часть объективной действительности, на которую направлено управленческое воздействие. Объектом управления также может выступать и отдельный индивид, и социальная группа. Между субъектом и объектом управления существуют диалектическое взаимодействие и взаимовлияние. При этом важным условием эффективности управления является соответствие субъекта управления его объекту.

Организация – это структура, в рамках которой проводятся определенные мероприятия для достижений определенных значимых целей, а также одна из функций управления.

Для того чтобы группа могла называться организацией, необходимо выполнение нескольких обязательных требований. К ним относятся:

а) наличие по меньшей мере двух людей, которые считают себя членами этой группы;

б) наличие хотя бы одной цели как конечного состояния или результата, которую принимают как общую для всех члены этой группы;

в) существование членов группы, которые сознательно и намеренно работают сообща для достижения значимой для них всех цели.

Психология управления пересекается с различными областями психологии. Так, например, общая психология так же, как и психология управления, изучает мотивацию, личность, волю, эмоции и чувства и т.п. Но, в отличие от общей психологии, в которой основной проблемой является проблема личности, в психологии управления она рассматривается в прикладном аспекте: как субъект и объект управления. Общеизвестны ее связи с общей, социальной, инженерной психологией, эргономикой, экономической психологией, а также с другими науками, например философией, социологией организаций. Среди психологических дисциплин психология управления является самостоятельным разделом психологии, но управление невозможно без соответствующего экономического контекста, т.е. без использования знаний экономической теории, эргономики, менеджмента, этики, культуры и психологии делового общения и др. Таким образом, психология управления – междисциплинарная прикладная отрасль психологии, основной задачей которой является изучение и решение проблем управленческой деятельности с помощью психологических знаний и теорий. Синонимами понятия «Психологии управления» являются понятия «организационная психология», «психология организаций», «менеджмент».

Менеджмент – это управление, руководство, дирекция, администрация. Субъект, осуществляющий управленческие функции, называется менеджер. Слово «менеджер» прочно вошло в практику и зарубежного и отечественного управления. Деятельность современного менеджера непосредственно зависит от умелого использования человеческого фактора. Менеджер должен обладать определенными управленческими способностями, чтобы нужным образом воздействовать на людей, которые ему подчинены, а также на тех, кто ему не подчиняется, по от которых зависит работа всей организации, которой он руководит. Когда говорится о менеджменте, то имеется в виду группа управляющих. Если речь идет об экономике, то подразумевают;

– высших управляющих – высшее звено обусловливает общее движение организации, ее изменчивость и направления развития;

– менеджеров среднего звена, подчиненных дирекции – создает жизнеспособную структуру, действующую в целостности относительной стабильности связей;

– низовых управляющих (руководителей отделов и цехов) – низовое звено обеспечивает устойчивость определенных параметров системы.

В этой связи становится понятым, что «нет существенных различий между руководителями и управляющими, администраторами и начальниками. Общим для них является то, что все они выполняют определенные функции, добиваясь результатов посредством создания необходимых условий для эффективной групповой деятельности».

Система управленческой деятельности опирается на два социально-психологических феномена:

• собственно управление, т.е. целенаправленное воздействие на определенный объект;

• подчинение, т.е. восприимчивость и подверженность целенаправленному воздействию субъекта воздействия.

 

В зависимости от типологических черт само чувство подчинения переживается разными людьми не одинаково. Руководитель и подчиненный не могут существовать друг от друга, поэтому должна быть система согласованной деятельности, опирающаяся на повторяющиеся циклы получения и переработки информации, и обеспечивающаяся за счет организации, регулирования, планирования и контроля. Это и есть сущность или содержательная сторона управления в поддержании целостности, достижении целей, развитии организации.

Из всего выше сказанного, следует, что психология управления – это отрасль психологической науки, объединяющая достижения различных наук в области изучения психологических аспектов процесса управления и направленная на оптимизацию и повышение эффективности этого процесса.

1.1. Основные методы психологии управления

Психология управления использует различные психологические методы, основными из которых являются наблюдение и эксперимент. Наблюдение - сложный объективный психологический процесс отражения действительности. Его сложность обусловлена тем, что оно ведется в естественной обстановке функционирования организации, в которой место и роль исследователя как наблюдателя оказывает определенное влияние и воздействие на наблюдаемых, с одной стороны, и на подбор и обобщение информации, с другой.

Эксперимент – один из самых своеобразных и трудно осваиваемых методов сбора информации. Осуществление эксперимента позволяет получить уникальную информацию Основная цель его проведения - проверка гипотез, результаты которых имеют прямой выход на практику, на различные управленческие решения.

1.2. Психологические законы управления

Основными законами психологии управления и управленческой деятельности в целом являются:

1. Закон неопределенности отклика. Его можно назвать законом зависимости внешних воздействий от внутренних психологических условий (структур). Этот закон основывается на психологических явлениях - апперцепции и наличии стереотипов сознания. Апперцепция - зависимость восприятия от прошлого опыта субъекта. Стереотипы сознания - устойчивые мнения, оценки, суждения, которые неточно и неполно отражают окружающую действительность и влияют на поведение, создавая явные или скрытые коммуникационные барьеры. Один и тот же человек в разное время может качественно по-разному реагировать на одно и то же воздействие. Множество внутренних психологических факторов (настроение, эмоциональное состояние и т.д.) серьезно влияют, а порой и определяют реакции конкретного человека в конкретных ситуациях. И эти факторы невозможно учесть.

2. Закон неадекватности взаимного восприятия. Суть этого закона состоит в том, что человек никогда не может постичь другого человека с той точностью и полнотой, которая была бы достаточной для серьезных решений относительно этого человека.

1) Человек всегда находится в состоянии изменения. Известно, что в любой момент времени любой человек определенного возраста может находиться на разных уровнях физического, физиологического, интеллектуального, социального, нравственного, эмоционального и сексуального развития.

2) Человек всегда осознанно или неосознанно защищается от попыток раскрыть его особенности и «слабые места».

3) Достаточно часто человек не может дать информацию о себе потому, что не знает себя. А в некоторых случаях он, часто сам того не подозревая, старается показаться не таким, какой есть на самом деле, а таким, каким ему хочется быть в глазах других людей.

 

3.Закон неадекватности самооценки. Суть этого закона состоит в том, что при попытке оценить себя человек сталкивается с теми же внутренними барьерами и ограничениями, что и при анализе других людей.

4. Закон искажения информации. Иногда его называют законом потери смысла управленческой информации, или законом расщепления смысла управленческой информации. Суть этого закона заключается в том, что управленческая информация (директивы, приказы, распоряжения и т. д.) имеет объективную тенденцию к изменению смысла в процессе движения «сверху вниз». Степень изменения прямо пропорциональна числу звеньев, через которые проходит информация: чем больше работников знакомится с ней и передает ее другим людям, тем сильнее смысл отличается от первоначального. В основе потери смысла информации лежат следующие обстоятельства:

1) Язык, на котором передается управленческая информация, является языком многозначным.

2) Если информация неполная, если доступ к ней ограничен и потребность подчиненных в получении оперативных сведений удовлетворяется не полностью, то люди неизбежно начинают домысливать, додумывать, дополнять то, что знают, опираясь на непроверенные факты и собственные догадки. И тогда объем информации изменяется не только в сторону уменьшения, но и в сторону увеличения.

3) Люди, воспринимающие информацию и передающие ее, отличаются друг от друга по уровню образования, интеллектуального развития, по своим потребностям, а также по физическому и психическому состоянию.

 

5. Закон самосохранения. Суть этого закона в том, что одним из ведущих мотивов, определяющих поведение людей, является сохранение личного статуса, состоятельности, собственного достоинства. Прямое или косвенное ущемление достоинства вызывает отрицательную реакцию.

6. Закон компенсации. При высоком уровне стимулов к данной работе или высоких требованиях к человеку недостаток каких-либо способностей к данному виду деятельности возмещается другими способами или навыками и умением работать. Если это происходит неосознанно, то необходимый опыт приобретается методом проб и ошибок. Но если компенсация осуществляется сознательно, то эффект от нее можно увеличить.

 

 

megaobuchalka.ru

Основные подходы к определению понятия «менеджмент»

Рассмотрим каждый из этих подходов более подробно.

Менеджмент как наука

Теория менеджмента относится к классу социально-экономических наук. Научные основы менеджмента включают в себя систему научных знаний, которая составляет теоретическую базу практики управления и обеспечивает эту практику научными рекомендациями.

Объектом изучения в теории управления является социально-экономическая система.

Проблематика менеджмента как науки составляют: методология и организация управления, дифференциация и интеграция деятельности, социально-экономические и организационно-технические аспекты.

Менеджмент как процесс принятия решения

Любая ситуация, возникающая в процессе управления, классифицируется как задача, требующая от менеджера принятия соответствующего решения и, при необходимости, корректировки программы действий и формулирования целей.

Основой принятия управленческого решения является поступающая к менеджеру информация, которая подлежит соответствующей обработке. Принятое на основе полученной и обработанной информации решение разбивается на составные части, т.е. конкретизируется для исполнителей различного уровня. Также необходимо осуществлять контроль исполнения принятого решения.

Анализ информации и последующее принятие на ее основе решений составляет технологию менеджмента.

Менеджмент как организация

При этом подходе менеджмент рассматривается как организация управления некоторым объектом (коммерческой или общественной организацией, политической партией, объединением людей и т.д.) для достижения определенных целей (получение прибыли, победа на выборах и т.д.). Таким образом, суть менеджмента состоит в обеспечении определенных результатов в ходе деятельности.

Организация делится на структурные единицы (подразделения), которые выполняют возложенные на них задачи. Деятельность этих подразделений направляется и координируется.

Таким образом, в любой организации формируется орган управления, управленческий аппарат различных уровней, которые составляют систему управления.

Менеджмент как люди, управляющие организацией

Этот подход предполагает, что процесс управления обеспечивается профессионально подготовленными специалистами. Для осуществления руководства организацией менеджер должен обладать определенными знаниями, навыками, которые позволят ему эффективно добиваться поставленных результатов за счет использования различных ресурсов (потенциал других людей, деньги, время, производственные мощности, информация, научные разработки и др.).

Составляющими менеджмента при данном подходе являются следующие факторы:

Профессиональный менеджер в рамках своих полномочий и компетенции должен уметь планировать, организовывать и мотивировать подчиненных, учитывая особенности внешней среды.

Менеджмент как функция и процесс

Менеджмент – это отдельный вид профессиональной деятельности, в ходе которой при использовании ресурсов достигаются определенные результаты.

Существует три подхода к определению менеджмента как функции:

  • процессный, когда менеджмент представляется как связанный процесс, имеющий обратную связь;
  • системный, когда менеджмент рассматривается как управление взаимосвязанными друг с другом элементами организацией, которые также имеют связи с внешней средой;
  • ситуационный, когда процесс принятия решений зависит от специфики каждой конкретной ситуации.

Процессный подход объединяет все виды деятельности и все принимаемые в ходе их реализации управленческие решения в одну цепочку. При этом менеджмент имеет постоянную обратную связь, при помощи которой происходит координирование процессов.

Процессный подход выражается в простой цепочке действий «планирование – организация (выделение ресурсов) – мотивация – контроль».

Системный подход подразумевает описание взаимосвязи элементов организации между собой и с элементами внешней среды. Если система работает эффективно, то на выходе организация получает реализацию поставленных задач (образование добавленной стоимости, получение прибыли и т.д.).

В рамках системного подхода в организации выделяются различные подсистемы, которые заточены под выполнение узкоспециализированных задач. Традиционно выделяются следующие подсистемы: маркетинг, производство, финансы, НИОКР, персонал, менеджмент. В зависимости от специфики деятельности организации, подсистемы могут дополняться или убираться.

Ситуационный подход подразумевает, что принятие управленческих решений происходит неодинаково каждый раз. Решения зависят от конкретной ситуации в конкретное время. Менеджер, принимая решения в рамках ситуационного подхода, ориентируется на различные факторы (ситуационные переменные). Исследователи сходятся во мнении, что для эффективного управления подобным образом максимально возможное количество принимаемых во внимание факторов равно 10. При этом отмечается, что набор возможных существующих переменных значительно больше, и при решении конкретной задачи каждый раз используется различный их набор.

Менеджмент как искусство

Данный подход во главу угла ставит индивидуальные особенности и качества менеджера, используя которые он достигает поставленных перед ним результатов.

Разработка, выбор и принятие управленческих решений зависит от следующих качеств менеджера: интуиция, образования, опыт работы, коммуникабельность, убеждения, решительность, инициативность, тип мышления.

Творчество менеджера, возведенное в обязательный и важнейший атрибут его деятельности, существенно влияющее на качество управленческих решений и в значительной мере определяющее успех их реализации характеризует искусство менеджмента.

spravochnick.ru

Дайте определение понятия «менеджмент»

Дайте определение понятия «менеджмент»

Совокупность принципов и методов, средств и форм управления организации с целью ее повышения.

Дайте определение понятию «управление»

целенаправленное воздействие на коллективы для организации и координации их деятельности

Организация как система

управляющая подсистема – субъект управления. Управляемая подсистема – объект управления

Дайте определение понятию «управляющая подсистема»

субъект управления – управляющая часть организации как системы

Дайте определение понятию «управляемая подсистема»

объект управления – управляемая часть организации как системы

Дайте определение понятию «субъект управления»

Орган либо лицо, осуществляющее управляющее воздействие

Дайте определение понятию «объект управления»

Отдельная структура или организация в целом, на которую направлено управляющее воздействие

Менеджмент, как наука управления

практическая деятельность по управлению организацией. Имеет свой предмет изучения, законы, принципы, функции, методы, специфические проблемы и подходы к их решению.

Менеджмент, как практика управления

накопленные эмпирические навыки предыдущих поколения менеджеров и опыт, приобретенный в результате своей управленческой деятельности

Менеджмент, как искусство управления

сфера деятельности, требующая высокой степени умения и мастерства

Дайте определение понятию «менеджер»

Наемный работник, обладающий специфической профессиональной подготовкой в области теории и практики управления

Основные школы управления

школа научного управления, классическая школа управления, школа человеческих отношений, эмпирическая школа управления, количественная школа управления.

Авторы школы научного управления

Ф.,. Тейлор, Гант, Гилбрейт, Эмерсон

Авторы классической школы управления

Файоль, Урвик, Лизли

Авторы школы человеческих отношений

Мейо, Фоллет

Авторы эмпирической школы управления

Друккер, Делис, Ньюмен

Авторы количественной школы управления

Акков, Бир, Экман, Энтховен, Квейт

Основные подходы к менеджменту

Процессный, системный, ситуационный

Процессный подход к менеджменту

Управление рассматривается как процесс, представляющий собой серию непрерывно взаимосвязанных действий, называемых управленческими функциями

Этапы процесса управления

Целеполагание, определение ситуации, распознавание проблемы, осуществление управленческих решений

Системный подход к менеджменту

Способ мышления, по отношению к организации и управление. Согласно теории систем каждый объект рассматривается как сложная система и как элемент более сложной системы

Дайте определение понятию «система управления»

Иерархия связей и звеньев, осуществляющих процессы управления

Основные факторы системы управления

Цель, функция, полномочия, объекты, информация, техники управления

 

Дайте определение понятию «управленческая ситуация»

Временное состояние наблюдаемой или исследуемой системы, ее внешней среды и их воздействий

Виды управленческих ситуаций

Производственные, хозяйственные, плановые, отчетные, риска и неопределенности, проблемный, конфликтные, игровые, конкретные, экспериментальные.

Ситуационный подход к менеджменту

Конкретные приемы и концепции управления в некоторых ситуациях в интересах наиболее эффективного достижения целей организации.

Основные модели менеджмента

Японская, Американская, Западноевропейская

Особенности японского менеджмента

Пожизненный найм, коллективное принятие решений, коллективная ответственность, механизмы косвенного контроля, неспециализированная карьера, холистический подход к работнику

Особенности американского менеджмента

краткосрочный наем, индивидуальное принятие решений, индивидуальная ответственность, явный и точный контроль, специализированная карьера по вертикали, дифференцированное отношение к работнику

Особенности западноевропейского менеджмента

Долгосрочный наем, коллективное принятие решений, индивидуальная ответственность, косвенный и неформальный контроль, умеренная специализированная карьера, холистический подход.

Внутренняя среда организации

Определяется структурой самой организации, целями и задачами, технологией, распределением полномочий и власти

Основные внутренние переменные факторы организации

Цели, структура организации, трудовые ресурсы, оборудование, материальные запасы, технология, организационная культура.

Внешняя среда организации

Совокупность переменных факторов, которые находятся за пределами организации

Основные факторы внешней среды организации прямого воздействия

Поставщики, законодательство, потребители, конкуренты, собственники, рабочая сила, цены, инвестиции, финансовая и налоговая политика

Основные факторы внешней среда организации косвенного воздействия

Политическая ситуация, технологическое окружение, состояние экономики, международное окружение, ментальность, образование, обычаи и верования, нормы поведения.

Дайте определение понятию «цель организации»

Идеальное или желаемое состояние объекта управления

Дайте определение понятию «миссия организации»

Выражение философии и смысла существования организации

Дайте определение понятию «философия организации»

Представление об организации, ее продукции, стиля руководства, характере работы, отношениям в коллективе.

Классификация целей организации по содержанию

Технологические, экономические, производственные, административные, маркетинговые, научно-технические, социальные.

Классификация целей организации по комплектности

Простые, сложные.

Классификация целей организации по формам выражения

Количественные, качественные показатели

Классификация целей организации по источникам

Внешние, внутренние

Классификация целей организации по степени важности

Стратегические, тактические

Классификация целей организации по сроку действия

Долго-, средне-, краткосрочные

Классификация целей организации с точки зрения приоритетности

Необходимые, желаемые, возможные.

Классификация целей организации с точки зрения уровней

Общие, специфические

Сущность управления по целям (МВО)

Управляющее воздействие на управляемый объект, направленное на достижение определенных, направленных целей

Как переводится с латинского понятие «функция»

Выполнение, деятельность, обязанность

Дайте определение понятию «функция менеджмента»

Конкретный вид управленческой деятельности, осуществляемый специальными приемами и методами, необходимыми организации для достижения поставленной цели

Перечислите основные общие универсальные функции менеджмента

Планирование, организация, мотивация, координация, контроль и контроллинг, анализ

Перечислите основные частные (конкретные) функции менеджмента

Управление производством, персоналом, маркетингом, финансами, инвестициями и т.д.

52) Дайте определение понятию функции менеджмента «планирование»

Первая функция менеджмента, сложный процесс по определению миссии, целей и стратегии организации, распределению ресурсов, адаптации к факторам внешней и внутренней среды.

53) Дайте определение понятию «стратегическое планирование»

Процесс формирования миссии и целей организации, выбор специфических стратегий для получения ресурсов и их распределение с целью обеспечения эффективной деятельности.

Что означает начальные буквы английского слова SWOT?

Мощь, слабость, возможность, угроза

Виды стратегий организаций?

Продуктово-рыночная, маркетинговая, конкурентная, инновационная, капиталовложений, развития, поглощения, инвестирования, внешне экономической экспансии.

56)Основные методы планирования?

Балансовый, нормативный, математически - статистический.

Теории мотивации?

Содержательные, процессуальные.

Этапы процесса контроля?

Установление стандартов и критериев оценки; сравнение результатов со стандартами, установление масштабов отклонений, принятие корректирующих решений и выбор ниши поведения.

Общие принципы менеджмента?

Принципы обратной связи, развития, конкуренции, дополнительности.

Виды групп?

Микро, референтные

Основные типы коллективов?

Семейные, трудовые, учебные, военные, спортивные, самодеятельные, любительские, научные.

Метод «дерево решений»?

Разрешение сложных проблем, требующих точной технологии, последовательных процедур решений при нескольких возможных решениях.

Личностные формы власти?

Власть эксперта; власть харизмы; власть информации; власть убеждения.

Основные формы влияния?

Убеждение, участие.

Планирование потребностей в персонале?

Разработка кадровой программы, направленной на оценку количественной и качественной потребности в персонале.

166) Основные этапы планирования потребностей в персонале?

Набор, отбор, расстановка оценки, аттестация, развитие.

Разновидности конфликтов?

Внутриличностный, межличностный, межгрупповой, мотивационный, коммуникативный, целевой, статусный, выбор наименьшего зла, потребностей, мировоззренческий, распределение средств, мнений, несовместимости, неорганизованности характеров.

Дайте определение понятия «менеджмент»

Совокупность принципов и методов, средств и форм управления организации с целью ее повышения.

lektsia.com

Общие понятия управления

В самом общем виде управление определяется как «элементарная функция организованных систем различной природы (биологических, социальных, технических), обеспечивающая сохранение их определенной структуры, поддержание режима деятельности, реализацию программы, цели деятельности». Представление реального объекта как совокупности взаимодействующих компонентов характерно для системного подхода. Системный подход позволяет интегрировать и систематизировать знания, устранять излишнюю избыточность в накопленной информации, преодолеть недостатки локального подхода, уменьшить субъективизм в интерпретации явлений. Системный подход помогает выявить пробелы в знаниях о данном объекте, обнаружить их неполноту, в отдельных случаях предсказать свойства отсутствующих частей описания.

В рамках системного подхода возможна реализация предложения У. Росса Эшби: «Вместо того чтобы исследовать сначала одну систему, затем вторую, третью и т. д., следуют противоположному принципу — рассматривают множество «всех мыслимых систем», а потом сокращают это множество до более рациональных пределов»2. К наиболее сложным видам систем относят целенаправленные и самоорганизующиеся. Целенаправленными называют системы, поведение которых подчинено достижению определенных целей, а самоорганизующимися — системы способные в процессе функционирования видоизменять свои структуры, определять новые цели.

В любой системе управления выделяются две подсистемы: управляющая и управляемая, каждую из которых можно рассматривать как самостоятельные системы. Управляющая подсистема или субъект управления наделены управленческими полномочиями и осуществляют управленческую деятельность. Управляемая подсистема или объект управления это часть системы управления, на которую направлены организованные, систематические, планомерные воздействия субъекта управления.

Неотъемлемой частью систем управления являются функции управления, под которыми понимаются конкретные формы и направления управленческой деятельности. Посредством управления обеспечивается, с одной стороны, единство, слаженность и взаимосвязь элементов системы исходя из ее предназначения, а с другой — развитие, изменение, усовершенствование составляющих элементов данной системы. В этом сочетании проявляется двуединый характер функций управления, которые подразделяются на целевые и организационные.

Назначение целевых функций состоит в направлении объекта управления на достижение заданной цели системы. Организационные функции обеспечивают использование оптимальных методов объединения элементов системы для обеспечения жизнедеятельности всех ее подструктур, реализацию целевой функции системы. Роль тех или иных функций зависит от вида систем. Понятно, что в случае целенаправленной системы на первый план выходят целевые управляющие функции. В предельном варианте функция управления сводится к регулированию, как, например, деятельность диспетчера, поддерживающего оптимальные параметры функционирования какого-либо агрегата. В самоорганизующихся системах определяющее значение приобретают организационные функции управления, когда сама цель системы формируется как производная от .реализации потенциалов составляющих ее элементов. Тогда функции управления сходны с функциями попечительства. Очевидно, что в практике существует ряд промежуточных систем, в которых преобладают другие виды целевых и организационных функций, например, функция прогнозирования, то есть предвидение субъектом управления конечного результата работы системы в будущем, построение образа цели и способов, необходимых для ее достижения.

Таким образом, элементом прогнозирования является процесс целеполагания, заключающийся в обозначении желаемого результата, который должен быть получен после осуществления действий управления. Ничто так отрицательно не влияет на всю деятельность системы, как ошибочное целеполагание, поэтому руководители всех уровней системы управления должны четко определять цели деятельности в любых условиях. Успешность прогнозирования существенно зависит от диагностической функции управления, посредством которой выявляется фактическое состояние системы управления в целом или по каким-то отдельным вопросам.

Другая функция управления — планирование заключается в разработке решения о том, каковы должны быть результаты деятельности, средств их достижения, этапы исполнения. Планирование включает соотношение интересов объекта и субъекта управления, детализацию по уровням и видам, предвидение путей реализации общих интересов через индивидуальные. Условием эффективного планирования является функция принятия решения субъектом управления на основе анализа и оценки информации о состоянии системы управления. Принятие решения означает переход от анализа ситуации к практическому действию, которое осуществляется в соответствии с планом.

Выполнение плана требует осуществление ряда специальных функций. К ним относится общеорганизационная функция, которая предусматривает распределение средств и ресурсов между исполнительными элементами системы, постановку перед ними конкретных задач, определение порядка их выполнения. Сюда же можно отнести создание новых структур для выполнения определенных задач.

Посредством материально-технической функции определяются действительные потребности системы и подсистем в материальных ресурсах, выявляются возможности внешней среды для удовлетворения потребности данной системы, распределяются имеющиеся материально-технические средства в соответствии с их наличием и потребностями управляемых подсистем, обеспечивается рациональное и экономичное использование соответствующих средств. Выполнение последней задачи определяется также финансово-экономической функцией управления. Ее реализация позволяет своевременно определять реальную стоимость осуществления поставленных задач, затраты по жизнеобеспечению составных частей системы управления.

К важнейшим функциям управления относится функция учета и контроля, которая состоит в обеспечении сбора, передачи, сохранения и обработки данных учета, в регистрации и систематизации информации о деятельности системы, о выполнении управленческих решений, о количественном наличии финансов и материальных ресурсов. Учет создает основу контроля, сущность которого состоит в выявлении соответствия и несоответствия реального состояния управляемого объекта заданной программе. Контроль обеспечивает обратную связь, то есть дает фактическую информацию о достижении объектом управления поставленных перед ним целей.

Политико-правовая функция позволяет руководителю ориентироваться в политико-правовом окружении управляемой системы и одновременно обеспечивает управление подчиненными в рамках организации в соответствии с принятыми политическими нормами и законами. Социальная функция управления направлена на то, чтобы способствовать эффективному разрешению возникающих противоречий, которые обусловлены такими социальными явлениями, как разнородность деятельности и ее оплата, социальное неравенство людей, наличие людей, требующих социальной защиты и т. п.

Функция стимулирования — один из важнейших факторов повышения эффективности системы управления. Функция стимулирования направлена на обеспечение должного уровня исполнительских действий. С этой целью в системе создаются условия для моральной и материальной заинтересованности исполнительных структур в выполнении поставленных перед ними задачи.

Перечисленные функции в процессе управления тесно взаимосвязаны и часто осуществляются одновременно. Эффективность их реализации зависит от опыта руководителя, его профессиональной подготовки, наличия у него специальных знаний и навыков решения управленческих задач, индивидуальных способностей, состояния здоровья и т. п.

Цели и функции управления формируют управленческие отношения. Цель управления выступает как общий, опосредованный интерес относительно интересов субъектов управленческих отношений. Но в то же время, носители функций управления имеют свои особые интересы, которые могут вступать в противоречие с общими интересами. Совмещение удовлетворения противоречивых интересов возможно при соблюдении системы управленческих отношений.

Управленческие отношения — это прежде всего отношения между субъектом и объектом управления в форме субординации. В субординации выражается подчиненность структур систем управления и воплощается отношение централизма. Отношение централизма вытекает из наличия иерархии структур управления, когда высшие органы управления имеют права и обязанности определять содержание и направленность деятельности низших структур для достижения общей цели системы управления. Отношение субординации имеет место как между органами управления, отделениями, отделами, так и между руководителями различных уровней, между руководителем и исполнителем. Отношения субординации, распорядительства со стороны субъектов управления предполагают необходимость отношений исполнительства, подчиненности со стороны объектов управления.

Содержание управленческих отношений не ограничивается отношениями между субъектами и объектами управления. Это также отношения между находящимися на одном и том же иерархическом уровне элементами системы, которые не подчинены друг другу. Такие отношения координации направлены на взаимное согласования действий, исходя из конкретных заданий и общих целей. Отношения координации могут связывать не только отдельных исполнителей, но и отдельные звенья системы управления, которые выполняют относительно самостоятельные, специфические функции. В целом отношения координации являются воплощением отношений самостоятельности в системах управления. Другая форма связи между самостоятельными субъектами управленческих отношений проявляется в виде отношений соревнования, которые поощряют рост инициативы, творчества, создают стимулы для полного раскрытия способностей.

Основой осуществления всей структуры управленческих отношений являются отношения ответственности, которые обеспечивают действие механизма выполнения прав и обязанностей для достижения целей управления. Отношения ответственности особенно проявляются во взаимодействиях субъектов управления, когда деятельность одного из них причиняет ущерб интересам другого. Молено сказать, что ни централизм, ни самостоятельность, ни координация не могут быть обеспечены без установления отношений ответственности. Отношения ответственности образуются на основе закрепления соответствующих экономических, правовых, моральных норм, плановых заданий, системы морального и материального стимулирования, санкций, которые действуют для придания деятельности нужного направления.

Разделение субординационных и координационных отношений управления производится на основе выделения вертикальных и горизонтальных связей в системах управления. Вертикальные связи — это отношения подчиненности субординации, а горизонтальные — договорные отношения между равными, независимыми элементами системы. Кроме того, управленческие отношения можно разделить на формальные (официальные) и неформальные (неофициальные). Неформальные отношения устанавливаются добровольно на основе личных контактов и не зависят от властных полномочий.

Таким образом, управленческие отношения представляют собой сложное сочетание объективных и субъективных составляющих. С одной стороны управленческие отношения определяются материальными, техническими, экономическими факторами, а с другой — управленческие отношения складываются между людьми и поэтому отражают их психологические особенности.

Другим важным элементом управления являются методы управления, в виде которых реализуются функции управления. К их числу относятся приемы и процедуры подготовки, принятия, организации, контроля за выполнением управленческих решений Так, например, на этапе подготовки решения могут применятся «мозговой штурм», дискуссия, метод деловых игр и другие формы группового взаимодействия специалистов. По характеру воздействия на объект управления принято разделять методы прямого (непосредственного) и непрямого (опосредованного) действия: административные, материального и морального стимулирования. В качестве примера можно привести метод распоряжений, проявляющийся в выпуске приказов, планов, инструкций, других документов, которые называются актами управления. В таком виде метод распоряжений можно отнести к категории административных методов, основанных на подчинении законам, правопорядку, старшим должностным лицам, реализующих властную мотивацию и предполагающих обязательность исполнения. Вообще, в каждом конкретном случае выбор метода управления должен определяться особенностями субъекта и объекта управления. Как правило в практике используется соответствующая комбинация методов, которая обеспечивает комплексность воздействия.

Основные правила, нормы, руководящие установки, на основе которых организуется процесс управления, научно обоснованная организация управленческих функций, выбор адекватных методов управления составляют принципы управления. К наиболее общим принципам управления относят:• социальную направленность;• законность в управленческой деятельности;• объективность;• системность;• комплексность;• гласность;• соединение коллегиальности и единоначалия.

Социальная направленность — это необходимость в ходе управления, выработки и реализации управленческих решений учитывать интересы всего общества, отдельных социальных групп. Принцип законности в управленческой деятельности состоит в том, что она регулируется нормами права, и любые акты управления должны опираться на требования закона вне зависимости от необходимости, местных условий, интересов дела и т. п. Принцип объективности требует знания и учета объективных закономерностей взаимодействия субъекта и объекта управления, учета имеющихся возможностей, реального состояния общественных процессов, то есть направлен против субъективизма и волюнтаризма, своевольных решений, поспешных действий, которые не учитывают реальных ситуаций и противоречий. Принцип системности предполагает, что субъект управления при выборе методов, форм воздействия на объект должен учитывать все те изменения, которые осуществляются в окружении системы управления, ограниченного пределами ее функционирования и развития. Принцип комплексности в управлении заключается в том, что в каждом достаточно сложном явлении необходимо учитывать все его аспекты: технологические, экономические, социальные, идеологические, психологические, организационные, политические. Принцип гласности обеспечивает доступность обсуждения и компетентное участие сотрудников в принятии решений на основе широкой информированности и учета общественного мнения, что позволяет ему стать инструментом в реализации прямых и обратных связей в системах управления.

psyera.ru