Определение управление это: Управление – Гуманитарный портал

3.1. Определение управления

 

3.1. Определение управления

 В  главе
2 было показано, что все структуры, явления, технологии природы и сам человек
непрерывны и эволюционны. Ноосфера также непрерывна и эволюционна.  Информация присутствует на всех иерархических
уровнях Мира. Ее корни уходят в глубь материи и где-то сливаются с
неоднородностями пространства. Следуя логике установленных закономерностей и
принципу глобального эволюционизма, можно смело предполагать, что и управление,
которое не мыслится без информации, 
также имеет свой генезис и корнями уходит в низшие иерархические
уровни Мира. Кроме того, понять ноосферогенез без привлечения понятий
самоорганизация и управление невозможно. Попытаемся проследить путь эволюции
управления как ноосферного феномена. Начнем с анализа
этого явления в человеческом социуме ибо первые теории
управления создавались для человечества.

   
Теорией управления занимаются такие специалисты как политологи,
социологи, менеджеры, кибернетики. Их интересуют главным образом высшие формы
управления. Но для совершенствования и поиска новых форм социального управления
необходимо увидеть корни этого сложного явления. Биологи видят управление во
всех живых системах. Кибернетики обнаружили общность в управлении биосистемами
и автоматическими устройствами [52]. Как всякое сложное явление управление не
может быть описано одной моделью. Нужно использовать множество разных моделей.
Попытаемся выделить наиболее существенные признаки управления.

К управлению обычно относят в
первую очередь процессы организации человеческих социумов. По мнению одних
[21], управление начинается тогда, «когда в каких-либо взаимосвязях,
отношениях, явлениях, процессах присутствует сознательное начало». Такой узкий
взгляд на управление не всегда оправдывает себя. Известно, что социальное
поведение человека корнями уходит в прошлое биосферы. Зачатки этики, морали,
власти и управления можно увидеть даже в стаях макак и павианов [88].

Если управление увязывать только с
деятельностью разума, то до сих пор неясно, когда появился разум, и что мы
понимаем под разумом. Разве разум дельфина, шимпанзе сейчас вызывает сомнения?
А как следует понимать “разумные” системы будущего-
заводы, управляемые компьютерами  и т.д.?
В  праве 
ли  мы  применять 
здесь  понятие управления?
Конечно, правомочно, говорят теоретики, потому что компьютер есть творение
человека, его разума и является всего лишь инструментом человеческой воли.
Потому в человеческих системах управляет опять же человек, хотя и посредством
“умных” машин. Давайте проанализируем эту логику и рассмотрим две  схемы управления:                                         

        1.        Человек — компьютер — исполнитель
(робот).

        2.         Бог (биосфера) — человек — компьютер —
исполнитель.

 По мнению некоторых ученых [21], компьютер
сотворен человеком, поэтому он лишается права считаться управляющим. Во второй
схеме сам человек сотворен кем-либо (чем-либо). Поэтому согласно логике [21],
его также следует лишить права считаться управляющим. Везде управляет Бог, а не
человек. Не правда ли “логично”?. Очевидно, что
функцию управляющего нельзя связывать с его происхождением.
Если есть
управление, то не важно как оно возникло. Выяснение генезиса управления — это уже
другая задача.

 Если управление существовало  в человеческих социумах всегда, то оно должно
быть и в биологических системах (в чем кибернетики не сомневаются), и вероятно,
его можно редуцировать даже до явлений неживой природы. Управление также как
информация и энтропия на разных уровнях сложности материи должно иметь общие
признаки, но также и различия. Представляет интерес разобраться, как процессы
управления протекают в биосфере и можно ли их использовать в управлении
человечеством. Изменялись ли механизмы управления в процессе
ноосферогенеза и какие особенности имеет управление в
человеческом социуме в настоящий момент.

Опыт биосферы в процессах
самоорганизации совершенствовался ~4 млрд. лет, а опыт человечества ~200 тысяч
лет. В проблеме коэволюции человека и окружающей
среды сталкиваются разные человеческие и биосферные “управленческие школы”.
Коэволюция –э то не только прессинг человечества на
биосферу, но и коррекция человечества в связи с “требованиями” биосферы. Для
консенсуса человечества и биосферы необходимо выработать общие, единые
алгоритмы коэволюции и использовать находки природы в
общих целях. Инженеры уже давно “подглядывают” в патенты природы для решения
своих задач. Известна даже специальная наука “бионика». Фармацевты изобретают
лекарства и потом обнаруживают, что эти соединения давно функционировали в
биосфере, еще до появления человека.

Выделенные в главе 2 уровни
организации Мира существуют и умопостигаемы благодаря
их стабильности, возникшей в результате внутренних процессов, удерживающих их
от распада (гомеостатические процессы). Человеческое управление также
направлено на сохранение гомеостаза социальных систем. Никто не станет
сомневаться в том, что гомеостатические процессы в человеческом социуме
отличаются от гомеостатических взаимодействий молекул, хотя последние и
являются предшественниками биологического гомеостаза. На биологических уровнях
к четырём известным типам физических взаимодействий добавляется высшая форма
взаимодействия, называемая управлением. Можно постулировать, что управление
есть функция более простых взаимодействий, их эволюционное развитие, сложная
комбинация.

Целесообразно создать для начала
наиболее общее представление о социальном управлении, а затем отслеживать его
генезис в более древних структурах. Начнем с наиболее известных формулировок.

1. Управление — это вид
деятельности, с помощью которой субъект управления оказывает воздействие на
управляемый объект [221].

В этом определении слово
воздействие следует заменить  словом
“взаимодействие”, т. к. в природе каждому действию соответствует
противодействие (И.Ньютон). Итак, выделим ключевое слово “взаимодействие”.

 2. 
Особый вид  постадийного,
целенаправленного воздействия на связи и отношения людей в процессе
производства [221].

Определение сужено до производства.
Постадийность означает каскад действий, то есть цепь
взаимодействий растянутую во времени. Ключевые слова: цепь, постадийность, последовательность действий.

 3. Виды властных, целесообразных и
регулирующих воздействий государства на общественные процессы [221].

Власть подразумевает возможность вызывать определенные действия со стороны
исполнителя. Регулирование – это процесс обеспеченный обратными связями.
Ключевые слова: власть, регулирование, обратные связи.

   
4.Функции управления: прогнозирование, организация, распорядительство,
координация, контроль [269].

Распорядительство опирается на
власть. Координация, контроль сводятся к регулированию. Ключевые слова: прогнозирование,
власть, регулирование.

    
5.Функции управления: планирование, организация, исполнение  [169]. Новых ключевых слов нет.   

    
6.   Управление – динамически
изменяющиеся в пространстве и времени, связанные между собой, управленческие
функции, целью которых является решение проблем и задач организации  [57].

Динамичность есть
последовательность действий. Новых ключевых слов нет.

7. 
Управление — это упорядоченное взаимодействие определенного множества
элементов общества  [21].

Из определения вытекает,   что управление  возможно только в системах, т.к.
упорядоченное, целенаправленное взаимодействие множества элементов и есть
система (Л. Берталанфи). Ключевое слово – система.

    
8. Управление — это определенный тип взаимодействия [57]. Ключевое слово
взаимодействие.

   
Попытаемся синтезировать из ключевых слов (понятий) обобщенную
формулировку управления: 1.Система. 2. Взаимодействие. 3. Цель. 4. Постадийность. 5. Власть. 6. Регулирование. 7. Обратные
связи.

Каждое из этих понятий имеет
множество трактовок и смыслов. Сгруппируем их по смыслам. Постадийность
можно исключить из рассмотрения, т. к. в природе любое взаимодействие можно
разложить во времени на составляющие. Понятия 1, 2, 3 попадают под определение
систем: «Система есть совокупность элементов, взаимодействующих между собой и
организованных единой целью »[228].         


 

 

 


                           А                                     В                                С 

  

 

 

      

                            Рис.3.1.1.
Иллюстрация функций управления

              Где  А — неуправляемая система; В, С – управляемые
системы;

              вектор 
интересов управляющей подсистемы;

                                                вектор интересов управляемых подсистем

 

Власть – понятие очень широкое.
Власть стихии, государственная власть, власть денег, властное влечение и т. п.
Определить её можно следующим способом. Власть — это возможность некоторого
элемента системы оказывать доминирующее влияние на другие элементы.

Синтезируем обобщенное определение управления.

 Управление — это процесс взаимодействия
доминирующей подсистемы с другими элементами системы для достижения
определенной общей цели.
 Схематически это определение  можно иллюстрировать рисунком 3.1.1. Это
краткое определение подразумевает, что в системе элементы выполняют разные
функции. Некоторая группа элементов (доминантов)
выполняет функции управления, то есть организует всю систему на реализацию
определенной цели.

Целью любой самоорганизующейся  системы является сохранение гомеостаза или
эволюция в другое состояние

На рис.В
доминантная подсистема своей властью 
ориентирует цели элементов в направлении своей цели. На рис.С  возникает консенсус целей. Управление
уменьшает количество возможных состояний системы, ограничивая ее стохастизм,
делая ее более детерминированной, предсказуемой.

Уменьшение числа
состояний ассоциируется с уменьшением энтропии [83, 103,
230], поэтому сложилось мнение об антиэнтропийности
управления. Этот вопрос уже анализировался в главе 2, где сделан вывод о
некорректности применения понятия энтропии для социальных и биологических
систем. Лучше говорить об устойчивости.

Выводы

 1. Проведен анализ различных определений
управления в человеческих социумах.

*2. 
Сформулировано обобщенное определение: «Управление – это процесс
взаимодействия доминирующей подсистемы  с
другими элементами системы для достижения определенной общей цели».               

 

Следующий раздел

«)

Тесты с ответами по менеджменту

Правильные ответы выделены курсивом и +

1. Управление – это:

+ процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимые для того, чтобы сформулировать и достичь целей;

— особый вид деятельности, превращающий неорганизованную толпу в эффективно и целенаправленно работающую производственную группу;

— эффективное и производительное достижение целей предприятия посредством планирования, организации и лидерства руководителя.

2. Менеджмент – это:

— процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимые для того, чтобы сформулировать и достичь целей;

— особый вид деятельности, превращающий неорганизованную толпу в эффективно и целенаправленно работающую производственную группу;

+ эффективное и производительное достижение целей предприятия посредством планирования, организации и лидерства руководителя.

3. Кто является родоначальником классической школы менеджмента:

— Ч. Бебидж;

— М. Вебер;

+ Ф. Тейлор.

4. Первый учебник по управлению был написан английским предпринимателем М. Веберов в:

— 1850;

-1790;

+ 1832;

5. Кто автор этих слов: «Управление – это искусство знать точно, что предстоит сделать и как это сделать самым дешевым и наилучшим способом»?

— Ч. Бебидж;

— М. Вебер;

+ Ф. Тейлор.

6. Какие бывают виды разделения труда менеджеров?

— функциональное;

+ горизонтальное;

+ вертикальное;

-прямое.

7. Сколько существует иерархических уровней менеджмента?

— 5;

+3;

-9.

8. Кто относится к среднему уровню менеджеров?

— заместители;

+ руководители подразделений;

— руководители групп.

9. Функции менеджмента бывают:

— общие, индивидуальные;

— групповые, специфические;

— конкретные, расширенные;

— правильного ответа нет.

10. Выберите правильные функции менеджмента:

+ планирование;

+ коодинирование;

— распределение;

— стимулирование;

— все ответы верны.

Тесты по менеджменту с ответами 2-ой вариант


1. Планирование – это:

+ управленческая деятельность, отраженная в планах и фиксирующая будущее состояние менеджмента в текущее время;

— перспективная ориентация в рамках распознавания проблем развития;

— обеспечение целенаправленного развития организации в целом и всех её подразделений.

2. Сформулируйте задачи планирования:

 + перспективная ориентация в рамках распознавания проблем развития;

— обеспечение целенаправленного развития организации в целом и всех её подразделений.

— создание базы для эффективного контроля путем сравнения показателей.

3. По форме планирование бывает:

— тактическое;

— конкретное;

+ перспективное.

4. Необходимость планирования заключается в определении:

+ конечных и промежуточных целей;

+ задач, решение которых необходимо для достижения целей;

+ средств и способов решения задач;

— правильного ответа нет.

5. При какой форме планирования осуществляется выбор средств для выполнения целей на период от 1 года до 5 лет?

— перспективное;

+ среднесрочное;

— оперативное.

6. При какой форме планирования осуществляется определение целей деятельности на срок больше 5 лет:

+ перспективное;

— среднесрочное;

— оперативное.

7. Организация – это:

— процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимые для того, чтобы сформулировать и достичь целей;

— особый вид деятельности, превращающий неорганизованную толпу в эффективно и целенаправленно работающую производственную группу;

+ это управленческая деятельность, посредством которой система управления приспосабливается для выполнения задач, поставленных на этапе планирования.

8. Установление постоянных и временных связей между всеми подразделениями организации осуществляет функция:

— планирования;

+ организации;

— контроля.

9. Выберите основные принципы организации менеджмента:

— непрерывность;

— ритмичность;

— надежность;

+ все ответы верны.

10. Функции административно-оперативного управления:

+ определение структуры предприятий;

— периодическое или непрерывное сравнение;

+ установление ответственности.

Тесты по менеджменту 3-ий вариант

1. Регулирование – это:

+ управленческая деятельность, направленная на ликвидацию отклонений от заданного режима управления;

— процесс выработки корректируемых мер и реализации принятых технологий;

+ функция менеджмента.

2. Принципы регулирования:

+ рациональность;

— ритмичность;

— надежность;

+ достоверность.

3. Задача регулирования:

— обновление планируемых заданий;

+ обеспечение своевременного эффективного достижения организацией своих целей;

— корректировка результатов деятельности;

4. Виды регулирования:

+ реактивное;

-операционное;

+ упреждающее.

5. При каком виде регулирования проблема рассматривается как потенциальная возможность:

— реактивное;

— операционное;

+ упреждающее.

6. Назовите этапы регулирования:

+ информационная подготовка для принятия решений;

+ разработка и принятие решений;

— определение структуры предприятия.

7. Дайте правильное определение функции координации:

+ управленческая деятельность, обеспечивающая согласованность работы рабочих подразделений;

— управленческая деятельность, направленная на ликвидацию отклонений от заданного режима управления;

— это управленческая деятельность, посредством которой система управления приспосабливается для выполнения задач, поставленных на этапе планирования.

8. Назовите функции менеджмента:

— ритмичность;

+ мотивация;

— законность;

9. Тип власти, который может использовать менеджер:

— экспертная;

— эталонная;

— законная;

+ все ответы верны.

10. Влияние – это:

+ поведение одного человека, которое вносит изменение в поведение другого человека;

— волевое отношение между людьми, основанное на силе;

— убеждение человека в чем-либо.

Тесты по теория менеджмента тесты с ответами вариант 4

1. Назовите форму влияния, которая может побудить человека к более тесному сотрудничеству:

+ убеждение;

-принуждение;

+ участие сотрудников в управлении.

2. Задачи контроля:

— сбор и систематизация информации о фактическом состоянии деятельности;

+ оценка состояния и значимости полученных результатов;

— разработка и принятие решений.

3. Анализ – это:

+ это управленческая деятельность, обеспечивающая выявление причин отклонения желаемого состояния системы от фактического и осуществляющая разработку мер по устранению выявленных недостатков;

— управленческая деятельность, направленная на ликвидацию отклонений от заданного режима управления;

— это управленческая деятельность, посредством которой система управления приспосабливается для выполнения задач, поставленных на этапе планирования.

4. Кто является продолжателем теоретической работы Тейлора о менеджменте:

— А. Файолль;

— Ч. Бебидж;

+ М. Вебер.

5. Назовите психологические методы управления:

+ метод профессионального отбора;

— метод социального нормирования;

+ метод гуманизации труда.

6. Какие приемы используются при психологических методах управления?

+ интервью;

+ беседы;

+ тесты;

— наблюдения.

7. Назовите социальные методы управления:

— метод профессионального отбора;

  +метод социального нормирования;

— метод гуманизации труда.

8. Управление – это:

— эффективное и производительное достижение целей предприятия посредством планирования, организации и лидерства руководителя.

+ процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимые для того, чтобы сформулировать и достичь целей;

— особый вид деятельности, превращающий неорганизованную толпу в эффективно и целенаправленно работающую производственную группу;

9. Назовите этапы регулирования:

— определение структуры предприятия;

+ информационная подготовка для принятия решений;

+ разработка и принятие решений;

10. Социальные методы управления:

— метод управления группами;

— метод ролевых изменений;

— метод управления групповыми явлениями;

+ все ответы верны.

 

Итоговое тестирование по менеджменту с ответами:

1 Тест. Что такое менеджмент?

1. Разновидность науки управления.

2. Группа руководителей.

3. Разновидность управленческой деятельности.

4. Это отношение, складывается в процессе управленческой деятельности.

+ 5. Совокупность принципов, методов, форм и средств управления, особый вид деятельности, связанный с руководством людьми, умелым использованием их труда и знаний.

2. Задачами менеджмента являются:

1. Тактическая.

2. Стратегическая

3. Оперативная

+ 4. Поддержание устойчивости фирмы и всех ее элементов и ее развитие.

5. Контроль результатов деятельности и внесение коррективов.

3. Функции менеджмента – это …

1. Виды управленческой деятельности, которые обеспечивают формирование управленческого влияния.

+ 2. Отдельные виды управленческой деятельности, которые увеличивают эффективность руководства.

3. Отдельные управленческие процессы, направленные на увеличение продуктивности труда подчиненных.

Тест № 4. Функции менеджмента

1. Инновационный менеджмент.

2. Оптимальное сочетание централизованного регулирования и самоуправления.

+ 3. Организация, планирование, контроль, мотивация.

4. Перевод фирмы в качественно новое состояние.

5. Целенаправленность.

5. Тест. Процесс менеджменту – это …

1. Последовательное выполнение функций менеджмента, конкретно: планирование, организация, мотивация, контроль и регулирование.

2. Последовательность определенных оконченных этапов, выполнение которых способствует обеспечению: управленческого влияния руководящей системы на руководимую для достижения целей организации.

3. Последовательное выполнение функций и методов менеджмента.

+ 4. Правильные ответы 1 и 3.

6. Выберите понятие, относящиеся к принципам менеджмента.

+ 1. Единоначалия и коллегиальность.

2. Организация.

3. Достижение цели.

4. Планирование.

7. Среди условий, что перечислены ниже, выберите такие, которые определяют успех организации.

1. Наличие формальных и неформальных организаций.

2. Выход на внешний рынок.

3. Способность к выживанию, результативности, практической реализации.

+ 4. Наличие современных технологий.

8. В чем состоит основное отличие формальных и неформальных организаций.

1. В количестве членов организаций.

2. В контактах с внешней средой.

+ 3. В способе возникновения.

4. В связях между членами организации.

9. Организация – это:

1. Группа людей, которые владеют определенными ресурсами.

+ 2. Группа людей, которые владеют определенными ресурсами, имеют общее руководство и общие цели.

3. Группа людей, деятельность которых сознательно, направленно или спонтанно координируется для достижения определенной цели.

4. Группа лиц, которые имеют общее руководство.

10. Какие из нижеприведенных понятий относятся к целям по содержанию.

1. Долгосрочные.

2. Общие.

3. Территориальные.

+ 4. Экономические

11. Выберите правильные ответы:





1. Организация

А – процесс установления пропорций и согласование действий в системе управления.

2. Мотивация

Б – процесс приобщения рабочих до высокопроизводительности труда.

3. Координация

В – процесс формирования структуры управления и создания определенного порядка в работе.

4. Контроль

Г – система наблюдения и проверки функционирования предприятия.

1-В;  2-Б;  3-А;  4-Г

12. Функция организации базируется на таких категориях:

1. Полномочие, ответственность, стимулирование, делегирование.

2. Полномочие, ответственность.

+ 3. Полномочие, ответственность, делегирование.

13. Полномочия – это:

+ 1. Возложена на должностное лицо обязанность выполнять постановленные задания и обеспечивать их позитивное решение.

2. Ограниченное право использовать ресурсы предупреждения и направлять усилия подчиненных на выполнения задания.

3. Передача заданий и полномочий лицу, что берет на себя ответственность за их выполнение.

14. Ответственность – это:

1. Возложенная на должностное лицо обязанность выполнить поставленные задачи, обеспечить их позитивное решение.

+ 2. Ограничения права использовать ресурсы предприятия и направлять усилия подчиненных на выполнение задания.

3. Передача заданий и полномочий лицу, что берет на себя ответственность за их выполнение.

15. Делегирование – это:

1. Возложенная на должностное лицо обязанность выполнить поставленные задачи, обеспечить их позитивное решение.

2. Ограничения права использовать ресурсы предприятия и направлять усилия подчиненных на выполнение задания.

+ 3. Передача заданий и полномочий лицу, что берет на себя ответственность за их выполнение.

17. Управленческое решение это:

1. Формы влияния на исполнителей.

2. Организационный инструмент в руках работников управления.

+ 3. Творческая деятельность по анализу проблемной ситуации, выбор средств от разрешения.

4. Разрешение.

18. Дайте определение понятий:





1. Власть

А – поведение руководителя, что меняет отношение подчиненных к нему.

2. Влияние

Б – способность вести за собой.

3. Лидерство

В – способность и возможность менеджера влиять на деятельность и поведение рабочих.

4. Обычаи

Г – общепринятые повторяющиеся социальные действия, что становятся обычными.

1 – В; 2 – А;  3 – Ь; 4 – Г.

Тест № 19. Какие качества должны быть присущи менеджеру?

1. Знание по специальности.

+ 2. Практичность ума.

3. Спонсорство.

4. Любовь к чтению художественной литературы.

20. Что Вы понимаете под словом «группа».

1. Количество людей, едущих в одном автобусе.

2. Личности, имеющие одинаковые наклонности к какому-то процессу.

+ 3. Две и больше личности, что взаимодействуют одна с одной.

4. Четко определенное количество людей.

21. Кто такой формальный лидер:

1. Один из членов группы, что владеет силой личного влияния на других.

+ 2. Руководитель коллектива, который пользуется данной ему служебной властью.

3. Целеустремленный менеджер.

4. Главный специалист.

22. Группы работников делят на такие категории:

+ 1. Формальные и неформальные.

2. Простые и сложные.

3. Открытые и закрытые.

23. Отметьте какие из нижеперечисленных предложений не являются признаками коллектива.

1. Наличие непосредственных производственных связей.

+ 2. Наличие высокой активности.

3. Психологический климат.

4. Общность целей и задач.

24. Назовите причины конфликтов:

1. Психологическая совместимость

2. Конкуренция.

+ 3. Режимы труда и отдыха.

4. Сотрудничество.

25. Путь разрешения конфликтов:

1. Премирование.

+ 2. Компромисс.

3. Поездка на природу.

4. Гласное обсуждение.

26. Стресс – это:

1. Перегрузка нервной системы.

2. Рассеянность.

+ 3. Вегетативно-психологическое состояние.

4. Увольнение с работы.

27. Руководитель авторитарного стиля руководства:

+ 1. Много работает, требует этого от других.

2. Много работаем сам.

3. Делится властью с подчиненными.

4. Ценить подчиненных.

28 — Тест. Руководитель демократического стиля руководства.

1. Не терпит критики.

2. Ждет указаний сверху.

3. Избегает конфликтов.

+ 4. Коллегиально решает проблемы коллектива.

29. Технология принятия управленческих решений в порядке их разрешения.

+ 1. Одобрение.

+ 2. Реализация.

+ 3. Подготовка.

30. Что относится к методам принятия управленческих решений:

+ 1. Мозговая атака.

2. Организация.

3. Формулировка.

4. Форма контроля.

КОНТРОЛЬ РЫНКА определение | Кембриджский словарь английского языка

Примеры рыночного контроля

рыночный контроль

Наиболее значительное регулирование связано с появлением государственного промышленного планирования с контролем рынка труда.

Из Кембриджского корпуса английского языка