Особенности судебно психиатрических экспертиз: Судебно-психиатрическая экспертиза

Судебная психиатрическая экспертиза и ее особенности

Перейти к содержимому

cтоимость экспертизы

от 30 000

Заказать

Точная стоимость зависит от конкретного случая. Оставьте заявку или уточняйте по телефону.

5/5 — (1 голос)

Судебно-психиатрическая экспертиза является специальным видом судебной экспертизы, проводимой врачом-психиатром. Особенности судебно-психиатрических экспертиз позволяют выделить следующие ее виды:

  • амбулаторная экспертиза;
  • экспертиза в кабинете у следователя;
  • экспертиза, проводимая в стационарных условиях;
  • посмертная экспертиза;
  • экспертиза, проводимая в зале судебного заседания.


Остановимся подробнее на каждом из видов судебно-психиатрической экспертизы.

Так, при амбулаторной экспертизе, человека обследуют психиатры в составе комиссии. Как правило, ее проведение не занимает много времени. При невозможности постановки диагноза в амбулаторных условиях, человека направляют в стационар.

Во многом успешность в решении задач амбулаторной комиссией зависит от полноты и точности сведений, предоставленных следствием и судом. Одним из врачей, входящих в состав экспертной комиссии составляется история болезни. Затем после ознакомления с историей болезни и беседы с обследуемым врачи-психиатры выносят заключение.

Амбулаторная экспертиза занимается освидетельствованием лиц, при наличии у них кратковременных психических расстройств, или же при совершении ими правонарушения в состоянии алкогольного опьянения. При невозможности решения поставленных задач в рамках амбулаторной экспертизы, обследуемого направляют на стационарную экспертизу.

Для помещения подозреваемого или обвиняемого в стационар для проведения обследования необходимо соответствующее решение суда. В стационар могут быть направлены лица, в отношении которых имеются подозрения на наличие у них стертых психических заболеваний или же заболеваний на начальной стадии развития. Если у врачей при амбулаторном обследовании подэкспертного возникли подозрения о наличии у него психоза, его также отправляют в стационар.

Стационарная судебно-психиатрическая экспертиза проводится в течение месяца. При невозможности вынесения заключения о состоянии обследуемого в эти временные рамки, комиссия принимает решение о продлении сроков экспертизы с привлечением специалистов более узкого профиля.

Экспертиза в кабинете следователя представляет собой нечто вроде консультации, предоставляемой врачом-психиатром прямо в кабинете следователя. Как правило, в ходе данной экспертизы даются ответы на ряд вопросов, поставленных следствием: например, о необходимости проведения амбулаторной или стационарной экспертиз, о вменяемости обследуемого, о том, возможно ли проводить с подэкспертным очные ставки и т.д.



Заключение психиатра при таком виде экспертизы всегда имеет характер высказанного предположения. Зачастую врач в кабинете следователя определяет, что подэкспертный вовсе не нуждается в судебно-психиатрическом освидетельствовании, так как не имеет признаков какого-либо психического расстройства.

Если у суда возникли сомнения по поводу вменяемости подсудимого прямо в ходе судебного заседания, то может быть назначена психиатрическая экспертиза в зале суда. Однако данный вид экспертизы весьма затруднителен, поэтому специалист, как правило, направляет подэкспертного в амбулаторию или стационар.

Посмертная судебно-психиатрическая экспертиза часто назначается при расследовании дел о самоубийствах, чтобы выяснить состояние умершего в тот или иной момент его жизни. В ходе гражданского процесса суд может назначить такую экспертизу при наличии сомнений во вменяемости лица, при составлении им завещания.

Теперь хотелось бы затронуть особенности судебно-психиатрической экспертизы несовершеннолетних. Подобного рода экспертиза имеет ряд сложных моментов.

В Уголовном кодексе сказано, что при отставании несовершеннолетним в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством, он может не осознавать опасность совершенного им противоправного деяния, и таким образом, уголовной ответственности не подлежит.

Согласно данной формулировке перед экспертом стоит задача уметь разграничивать психическое заболевание от проявления иных психических отклонений, ведь ответственность для несовершеннолетнего наступает лишь в случае совпадения его «паспортного» и «психического» возрастов. Как правило, подобными исследованиями занимаются психиатры, имеющие знания в области детской и подростковой психиатрии.

Продолжая разговор на данную тему, нельзя не коснуться такого момента, как оспаривание судебно-психиатрической экспертизы. Безусловно, каждый гражданин имеет право не согласиться с результатами экспертизы и в этом случае может быть проведена повторная судебно-психиатрическая экспертиза.

В НП «Федерация Судебных Экспертов» Вам помогут составить заключение на первичную экспертизу и аргументировать в суде результаты повторного исследования. Для привлечения нашего эксперта к участию в судебном процессе, Вам нужно будет подать соответствующее ходатайство. Специалист подготовится и представит необходимые доказательства в суде с указанием самых «слабых» мест в первичном заключении. Если Вам нужна квалифицированная независимая судебно-медицинская экспертиза любого вида – обращайтесь только к проверенным специалистам, работающим в НП «Федерация Судебных Экспертов».


Другие статьи по теме «Психиатрическая экспертиза»

Цены

Вид экспертизыСтоимость экспертизы
Судебно-психиатрическая экспертизаот 15 000

ПРИМЕЧАНИЕ:

Цена психиатрической экспертизы указана с учетом налогов. Транспортные расходы оплачиваются отдельно.

Читайте также:

Особенности судебно-психологической экспертизы детей

Главная / Блог / Особенности судебно-психологической экспертизы несовершеннолетних

Ведение дел о преступлениях несовершеннолетних имеет ряд особенностей, большая часть из которых должна защищать ребенка или подростка от некорректного обвинения, несправедливого решения суда, а также обеспечивать правильность наказания в отношении него, с обязательным учетом всех его характерологических и личностных свойств.

В уголовно-процессуальном законе РФ указан список условий, которые необходимо выполнить при ведение дела о преступлении несовершеннолетнего. В первую очередь нужно установить все особенности личности и уровень психологического, интеллектуального развития ребенка. Если по полученным результатам у ребенка наблюдается отставание в психическом развитие, следующим действием является выявление уровня осознания опасности совершаемых или не совершаемых несовершеннолетним действий, возможности управлять ими.

Чтобы привлечь несовершеннолетнего к уголовной ответственности, нужно узнать соответствует ли умственное развитие его возрасту. Если у ребенка существует отставание в развитии, и он не мог полностью понимать всю опасность своих действий и управлять ими – уголовное преследование по такому делу должно быть прекращено.

Случаи, при которых назначается судебно-психологическая экспертиза с участием несовершеннолетних:

  1. Когда необходимо определить способность несовершеннолетнего полностью осознавать опасность своих действий и управлять ими, если ребенок имеет отставание, которое не связано с психическими расстройствами.
  2. Для того, чтобы установить способность несовершеннолетних участников преступления (свидетелей или потерпевших) корректно воспринимать ситуации, которые важны для дела, и давать о них верную информацию.
  3. По делам, связанным с сексуальными домогательствами, экспертиза назначается, чтобы установить, способен ли ребенок понимать, какое значение имеют действия, произведенные в отношении них и может ли ребенок оказать сопротивление.

Судебно-психологическую экспертизу несовершеннолетних рекомендуется поводить на первых этапах дела, потому что от ее результата во многом зависит последующий ход судебно-следственных действий. Основной задачей психолога является установление психологического контакта у следователя с подростком, которое нередко затрудняется страхами перед наказанием, психологическими особенностями ребенка. Психологи считают, что при проведении экспертизы возможно выявление всего спектра позитивных и негативных черт личности ребенка, например, высокая возбужденность, заторможенность, напряженность, нарциссизм, эгоцентризм и так далее. Все это важно при анализе возникших обстоятельств, так как определенные черты ведут к определенному поведению. Не менее важной является анализ невербального поведения подростка – его мимики и жестов, так как их проявление несовершеннолетними контролироваться практически не может. Иногда жесты закрытости свидетельствуют о том, что в отношении ребенка было произведено насилие.

На данный момент выделяется три виды судебно-психологической экспертизы несовершеннолетних:

  1. Экспертиза несовершеннолетнего, который нарушил чьи-то права.
  2. Экспертиза несовершеннолетнего, права которого были нарушены, который пострадал от чьих-либо действий.
  3. Экспертиза несовершеннолетних свидетелей определенных преступлений, с целью получения верных показаний.

В первом случае оцениваются как особенности ребенка, так и производится оценка рисков того, что преступление может быть совершен вновь, с целью выбора правильного наказания для нарушителя.

Во втором случае экспертиза является особенно важной и востребованной, если у ребенка наблюдаются проявления психологической или физической травмы, после совершенных с ним действий. Как правило экспертиза назначается по делам о половой неприкосновенности детей, так как действия сексуального характера могут оставить серьезные след на психике ребенка. В случаях, если было совершено преступление против здоровья ребенка или его жизни – экспертиза назначается реже.

В тех случаях, когда несовершеннолетние являются свидетелями каких-либо преступных деяний и их показания не являются полными, они путаются, противоречат друг другу или показаниям других свидетелей, но их показания являются крайне важными для ведения дела – так же назначается экспертиза.

В итоге, главные особенности судебно-психологической экспертизы несовершеннолетних формируются потому что:

Во-первых, несовершеннолетние имеют особый правовой статус от чего их защита в процессуальных подходах имеет свои особенности.

Во-вторых, ведется разработка универсальных методов экспертной оценки состояния детей. Эти методы отличаются от других из-за психологических и физиологических особенностей детей.

В-третьих, для психологов-экспертов, которые исследуют несовершеннолетних, необходима особая программа подготовки.

В заключении можно сказать, что основные особенности судебно-психологической экспертизы несовершеннолетних возникают из-за особенностей ее главного объекта – несовершеннолетних, проведение экспертизы с которыми должно отличаться от экспертизы со взрослыми, из-за возрастных и культурологических особенностей. Усилия эксперта так же должны быть направлены не только на поиск истины, но и на защиту прав и психологического состояния детей, потому что они являются уязвимыми и не могут самостоятельно оградить себя и защищать свои права. В основном, экспертиза назначается в тех делах, когда нужно установить способности обвиняемого судом несовершеннолетнего, его психологический возраст. В случаях, когда ребенок пострадал от сексуальных домогательств, и тогда, когда необходимо проверить свидетельские показания, данные ребенком.

Чтобы заказать экспертизу звоните, телефон:   +7 (495) 204 13 54  E-mail:   info@sud-med. com

Психиатрия и право | Northwestern Medicine

Наши услуги

Наша высококвалифицированная команда обладает опытом в различных юридических вопросах и клинических областях и может предоставить оценку и консультации как по гражданским, так и по уголовным делам.

    arrow_forward
    Наши услуги

    Стипендия

    Программа стипендий по судебной психиатрии предлагает обучение в области права и психиатрии и предназначена для развития навыков во всех аспектах судебно-психиатрической практики, включая дидактическое обучение и контролируемый клинический опыт.

      arrow_forward
      Программа стипендий судебной психиатрии

      Исследования

      Исследовательская программа Исаака Рэя продвигает междисциплинарные исследования на пересечении человеческого поведения и правовых систем с целью разработки основанных на доказательствах вмешательств, улучшения государственной политики и продвижения правосудия.

        arrow_forward
        Исследовательская программа Исаака Рэя

        Познакомьтесь с нашей командой

        Стивен Х. Динвидди, доктор медицинских наук
        Профессор, Северо-Западный университет Медицинской школы им. Файнберга

        Доктор Динвидди получил медицинскую степень в Медицинской школе Восточной Вирджинии, прошел резидентуру по психиатрии в Медицинском центре Вашингтонского университета в Сент-Луисе, и занимал должности преподавателей в Вашингтонском университете в Сент-Луисе, Медицинской школе Розалинды Франклин и Чикагском университете.

        ПОСМОТРЕТЬ ПОЛНЫЙ ПРОФИЛЬ

        Гаурава Агарвал, MD
        Адъюнкт-профессор, Северо-Западный университет, Медицинская школа им. Файнберга

        Доктор Агарвал получил степень доктора медицины в Медицинском колледже Бейлора, прошел ординатуру по психиатрии в Медицинском центре Макгоу Северо-Западного университета и является первым психиатром, получившим премию Джорджа Х. Joost Teaching Award для выдающегося клинического преподавателя.

        ПОСМОТРЕТЬ ПОЛНЫЙ ПРОФИЛЬ

        Cara Angelotta MD
        Доцент, Северо-западный университет, Медицинская школа им. Файнберга

        Д-р Анджелотта получила степень доктора медицины в Школе медицины Файнберга Северо-Западного университета, прошла резидентуру по психиатрии в Корнельском университете и стажировку по судебной психиатрии в Колумбийском университете.

        ПОСМОТРЕТЬ ПОЛНЫЙ ПРОФИЛЬ

        Майкл Брук, доктор философии
        Доцент, Северо-Западный университет, Медицинская школа имени Файнберга

        Доктор Брук получил степень доктора клинической психологии в Университете медицины и науки им. Розалинды Франклин и прошел стажировку в области клинической психологии. и нейропсихологии в Медицинском центре Университета Раш и стипендию в области клинической нейропсихологии в Медицинском центре Макгоу Северо-Западного университета.

        ПОСМОТРЕТЬ ПОЛНЫЙ ПРОФИЛЬ

        Ричи Кокерилл, доктор медицинских наук, MBE
        Доцент, Северо-Западный университет, Медицинская школа им. , получил степень магистра биоэтики в Пенсильванском университете и диплом врача в Медицинском и научном колледже клиники Мэйо.

        ПОСМОТРЕТЬ ПОЛНЫЙ ПРОФИЛЬ

        Скотт Гершан, доктор медицины
        Доцент, Северо-Западный университет, Медицинская школа им. Файнберга

        Доктор Гершан получил степень доктора медицины в Тель-Авивском университете, работал главным ординатором стационарной службы в больнице Джорджтаунского университета, прошел стажировку в области судебной психиатрии в Нью-Йоркском университете и стажировался в стационарном исправительном учреждении в больнице Бельвю.

        ПОСМОТРЕТЬ ПОЛНЫЙ ПРОФИЛЬ

        Лорен К. Робинсон, MD, MPH
        Адъюнкт-профессор, Северо-Западный университет, Медицинская школа им. Файнберга

        Доктор Робинсон получил степень в области медицины и общественного здравоохранения в Тулейнском университете в Новом Орлеане, а также прошел резидентуру и стипендию по клинической медицинской этике в Чикагском университете.

        ПОСМОТРЕТЬ ПОЛНЫЙ ПРОФИЛЬ

        Елена Семенова, DO
        Клиницист системы здравоохранения, Северо-Западный университет, Медицинская школа им. стипендия в Медицинском центре Макгоу Северо-Западного университета.

        ПОСМОТРЕТЬ ПОЛНЫЙ ПРОФИЛЬ

        Природа и эволюция судебной экспертизы психического здоровья | Основы судебно-медицинской экспертизы психического здоровья

        Войти

        Получить помощь с доступом

        Получить помощь с доступом

        Доступ для учреждений

        Доступ к контенту в Oxford Academic часто предоставляется посредством институциональных подписок и покупок. Если вы являетесь членом учреждения с активной учетной записью, вы можете получить доступ к контенту одним из следующих способов:

        Доступ на основе IP

        Как правило, доступ предоставляется через институциональную сеть к диапазону IP-адресов. Эта аутентификация происходит автоматически, и невозможно выйти из учетной записи с IP-аутентификацией.

        Войдите через свое учреждение

        Выберите этот вариант, чтобы получить удаленный доступ за пределами вашего учреждения. Технология Shibboleth/Open Athens используется для обеспечения единого входа между веб-сайтом вашего учебного заведения и Oxford Academic.

        1. Нажмите Войти через свое учреждение.
        2. Выберите свое учреждение из предоставленного списка, после чего вы перейдете на веб-сайт вашего учреждения для входа.
        3. Находясь на сайте учреждения, используйте учетные данные, предоставленные вашим учреждением. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
        4. После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.

        Если вашего учреждения нет в списке или вы не можете войти на веб-сайт своего учреждения, обратитесь к своему библиотекарю или администратору.

        Войти с помощью читательского билета

        Введите номер своего читательского билета, чтобы войти в систему. Если вы не можете войти в систему, обратитесь к своему библиотекарю.

        Члены общества

        Доступ члена общества к журналу достигается одним из следующих способов:

        Войти через сайт сообщества

        Многие общества предлагают единый вход между веб-сайтом общества и Oxford Academic. Если вы видите «Войти через сайт сообщества» на панели входа в журнале:

        1. Щелкните Войти через сайт сообщества.
        2. При посещении сайта общества используйте учетные данные, предоставленные этим обществом. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
        3. После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.

        Если у вас нет учетной записи сообщества или вы забыли свое имя пользователя или пароль, обратитесь в свое общество.

        Войти с помощью личного кабинета

        Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам. См. ниже.

        Личный кабинет

        Личную учетную запись можно использовать для получения оповещений по электронной почте, сохранения результатов поиска, покупки контента и активации подписок.

        Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам.

        Просмотр учетных записей, вошедших в систему

        Щелкните значок учетной записи в правом верхнем углу, чтобы:

        • Просмотр вашей личной учетной записи и доступ к функциям управления учетной записью.
        • Просмотр институциональных учетных записей, предоставляющих доступ.

        Выполнен вход, но нет доступа к содержимому

        Oxford Academic предлагает широкий ассортимент продукции.