Управление организацией: основные понятия, принципы и методы управления. Система управления организацией и ее структура. Понятия управление


основные понятия, принципы и методы управления. Система управления организацией и ее структура

    1. Соотношение понятий «управление» и «менеджмент»

Управление– особый вид деятельности, выделившийся в ходе разделения и кооперации общественного труда. На первый взгляд, это понятие не нуждается в пояснении. Но это не совсем так. Например, многие отождествляют понятия «менеджмент» и «управление». Тогда как на самом деле, несмотря на идентичность перевода английского слова «management», данные слова в русском языке несут различную смысловую нагрузку.

По определению В. Р. Веснина «управление» – осознанная, целесообразная деятельность человека, с помощью которой он упорядочивает и подчиняет своим интересам элементы внешней среды.

Система управления включает в себя две подсистемы: управляющую (субъект управления) и управляемую (объект управления), связь между которыми осуществляется посредством передачи информации (в форме управленческого воздействия и обратной связи). Процесс управления схематично приведен на рис.7.1.

Субъектом управления признается человек или группа людей, наделенные определенными правами, решающие задачи и выполняющие конкретные функции для достижения поставленной цели. Объектом управления выступают выше означенные элементы. Как видно, управленческий цикл всегда замкнут. Любое управление невозможно без управляющего воздействия и обратной связи. Согласно приведенной схеме, субъект управления вырабатывает и передает управленческое воздействие (команды, сигналы) объекту управления. Тот, в свою очередь, восприняв сигнал, изменяет свой образ действия. О том, что объект принял и отреагировал на команду, субъект управления узнает, получая сигнал обратной связи. В зависимости от полученной информации, субъект управления вырабатывает новое воздействие, либо, признав ранее переданный сигнал удачным, позволяет объекту развиваться в указанном направлении. Таким образом, обратная связь является важнейшим инструментом контроля.

В зависимости от объекта можно выделить следующие виды управления: техническое, государственное управление социально-экономической жизнью общества, идеологическое, негосударственное и неполитическое управление социальными процессами, осуществляемое общественными организациями, хозяйственное управление производственной и экономической деятельностью коммерческих и некоммерческих организаций, функционирующих в рамках рыночных отношений.

Термин «менеджмент» (англ. management) имеет американское происхождение и переводится на русский язык как «руководство». Такой перевод полностью не раскрывает его смыслового значения, поскольку этот термин не переводится дословно на другой язык. На практике термином «менеджмент» характеризуют преимущественно процессы управления хозяйственной деятельностью.

Менеджмент – это разновидность хозяйственного управления, когда хозяйствующий субъект функционирует в условиях рынка и ориентируется на его нужды и потребности, независимо от того, ставит ли он своей основной целью получение прибыли или нет. Отметим, что менеджмент подразумевает не только управление организацией, но и управление самостоятельным видом деятельности, не обязательно предполагающее создание организации и руководство подчиненными. Например, под менеджментом понимают также организацию концертов, спортивно-массовых мероприятий и т. п.

Менеджмент как система управления организацией включает в себя все отмеченные выше элементы (рис.7.1), к которым, однако следует добавить понятие «субъект управленческой деятельности».

Так, субъектом управления являются люди, в функции и задачи которых входит осуществление управления (профессионалы-менеджеры). Объектом управления является хозяйственная деятельность организации в целом или ее отдельные составляющие (производство, сбыт, финансы, кадры, маркетинг и т. д.). Под субъектом управленческой деятельности понимается человек, вступающий в управленческие отношения (как субъект, так и объект управления). Управляющее воздействие, в сою очередь, раскрывает содержание управленческого труда, является основой управленческих отношений и реализуется в форме законов, приказов, распоряжений, нормативов, планов, материального и морального стимулирования и т. п. Используемые формы управленческого воздействия во многом определяют методы управления и стиль руководства. Обратная связь, как инструмент контроля, осуществляется в форме отчетов, сообщений, докладных и т. п.

Следует отметить, что система управления организацией носит иерархический характер, т. е. субъект управления в то же время является и объектом управления со стороны субъекта более высокого уровня. В связи с чем, выделяют три уровня управления: высшее звено управления (top management), среднее звено управления (middle management), низовой уровень (sole management) .

В крупных фирмах давно сформировался класс наемных управляющих. Управление крупной фирмой превратилось в своеобразное искусство. Высшим пилотажем этого искусства владеют так называемые «топ-менеджеры». Собственно для них и ими разрабатывались знания в области менеджмента. Крупная фирма может иметь численность работников в несколько десятков тысяч человек. Такой фирме естественно нужны менеджеры нижнего звена, менеджеры среднего звена и «топ-менеджеры». Ситуация в предпринимательской сфере дизайн-проектирования иная. В организационном срезе дизайнерская профессия раздроблена на множество мелких фирм и фирмочек, а то и одиночек. «Студии», «мастерские» по своей величине редко превышают 30 – 40 – 50 человек. И знания из «классического менеджмента» нужно адаптировать применительно к ситуациям управления в дизайнерских фирмах. Здесь большое значение приобретает преобладание коммуникационной формы управления, коммуникаторы.

studfiles.net

1. Сущность, предмет, содержание понятия «управление».

Управление есть элемент и одновременно функция организо­ванных систем различной природы обеспечивающая сохранение их струк­туры, поддержание режима деятельности, реализацию прог­раммы и цели деятельности. Управление – это процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформулировать и достичь целей организации.

Управление – целенаправленное воздействие на коллективы людей с целью организации и координации их действий для достижения поставленных целей.

Управление включает в себя 3 аспекта:

1. институциональный (кто – кем)

2. Функциональный ( как влиять на управляемого)

3. инструментальный (чем осуществлять управление)

Целью управления называется желаемое состояние системы, которое должно быть достигнуто. Как наука управление появилась 100 лет назад.

Наука управления создает, систематизирует и распространяет знания о том, как осуществлять управленческую деятельность. Это пограничная наука; она сочетает в себе элементы экономи­ки, социологии, психологии, кибернетики, информатики.

Предмет науки управления составляют управленческие отно­шения, а также технологии и методы управления и тенденции развития практики управления.

Теория управления изучает закономерность осуществле­ния управленческой деятельности и возникающие во время этой деятельности отношения между людьми.

Объектами управления могут быть отрасли территориальные общ­ности людей, отдельные стадии воспро­изводства, виды ресурсов, аспекты экономической деятельности (качество продукции, взаимодей­ствие с потребителем, маркетинг, а также характеристики производства (эф­фективность, отношение к работе, качество жизни, уровень за­нятости).

Субъектами управления могут выступать директор, менеджер, совет директоров, мэр города, а также любые другие люди или группы людей, осуществляю­щие управленческое воздействие на объект управления.

Главный элемент любой социально-экономической систе­мы — человек. Он может быть и объектом, и субъектом управ­ления.

Управление можно определить путем перечисления его основых функций, к которым относятся: целеполагание, анализ, прогнозирование, планирование, организация, координация, мотивация, обучение, учет и контроль, коммуникация, приня­тие решений.

Методы управления — это способы выполнения перечислен­ных выше функций. Классификация методов управления мо­жет производиться по различным признакам: по масштабам применения — общие, относимые ко всей системе, и особен­ные, обращенные к отдельным составным частям этой систе­мы; по отраслям и сферам применения — в государственном уп­равлении, в бизнесе, в торговле, в промышленности и т. д. Обычно методы управления различаются по их содержанию: административные (организационно-распорядительные), эко­номические и социально-психологические.

Принципы управления: принцип духовной ориентации - менеджмент опирается на национальную философию; принцип сочетания централизации и децентрализации рациональное распределение полномочий и ответственности; принцип единоначалия - предоставление руководителям организации власти в объеме, необходимом для принятия решений; принцип коллегиальности - предполагает совместное общение и выработку решений с привлечением специалистов; принцип целенаправленности- определяются основные направления и задачи развития организации с ее ориентацией на долгосрочные цели; принцип мотивации - разработка и реализацию систем вознаграждений, побуждающих работников к более полному использованию своего трудового потенциала; принцип научной обоснованности - все решения и действия руководителя должны аргументироваться с научных позиций .

studfiles.net

1.3. Содержание понятия «менеджмент», интерпретация понятий «управление», «руководство», «администрирование», «организация».

С понятием менеджмента тесно связаны понятия организации, руководства и администрирования.

Можно выделить 3 подхода к определению организации:

1. организация как внутренняя упорядоченность, согласованность взаимодействия более или менее дифференцированных или автономных частей целого, обусловленная его строением;

2. организация как совокупность процессов или действий, ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязей между частями целого;

3. организация как объединение людей, совместно реализующих некоторую программу или цель и действующих на основе определенных процедур и правил. /БСЭ/

Организация – группа людей, работающих для достижения одной цели. /Баринов, Голобокова/

Организация представляет собой совокупность людей и других ресурсов, необходимых для достижения определенных целей на основе установленных правил и процедур, разделения труда и обязанностей. /Румянцева/

Характерные черты организации:

  • цели, которые отражают предназначение и те виды продукции и услуг, которые они производят для удовлетворения потребностей общества;

  • персонал, или работники, обладающие соответствующей квалификацией, знаниями и умениями, необходимыми для достижения поставленных целей,

  • разделение труда в соответствии с профессионально-квалификационными характеристиками каждого работника и обеспечивающее рациональную структуризацию работ и задач;

  • коммуникации, т.е. различные виды связей, необходимых в процессе выполнения совместной работы,

  • формальные правила поведения, процедуры и контроль, устанавливаемые для того, чтобы организации функционировании как целостные образования,

  • уровни полномочий и ответственности, устанавливающие масштабы власти для разных должностей в организации.

О. С. Виханский, А.И. Наумов определяют организацию как систематизированное сознательное объединение людей, преследующих посредством решения задач, стоящих перед организацией, достижение определенных целей. Основными составляющими любой организации являются задачи, люди и управление.

Руководство - «надфункция», «сверхфункция» управления, позволяющая интегрировать усилия разных специалистов для достижения общей цели.

Термин «администрирование» ввел в научный и практический обиход основоположник классической школы в управлении Анри Файоль. По его мнению, административные функции состоят из умения предвидеть, организовать, руководить, координировать, контролировать.

Сегодня этот перечень имеет следующий вид - содержание функции администрирования:

1. установление целей (определение будущего состояния предприятия),

2. разработка стратегии (определение способов достижения цели),

3. планирование работы (определение задач конкретным специалистам),

4.проектирование работы (определение рабочих функций исполнителям),

5. мотивирование работы (целенаправленное воздействие на работника),

6. координация работы (согласование усилий исполнителей),

7. учет и оценка работы (измерение результатов и их анализ),

8. контроль работы (сопоставление результатов с целями),

9. обратная связь (корректировка целей),

Под администрированием следует понимать более конкретную работу, связанную с необходимостью выполнять конкретные действия.

Администрирование – деятельность по руководству порученным участком работы посредством административных методов управления (приказы, распоряжения и т.д.).

Административный подход к управлению – подход, заключающийся в регламентации функций, прав, обязанностей, нормативов качества, затрат, продолжительности, элементов системы менеджмента в нормативных актах (приказы, распоряжения, указания, стандарты, инструкции, положения).

studfiles.net

Основные понятия управления

Содержание

Введение……………………………………………………………..……………3

1. Понятие управления…………………………………………………..………5

2. Управление как система………………………………………………………6

3. Модель управления………………………………………………………….12

4. Основные функции управления…………………………………….………14

Заключение……………………………………………………………..…….....18

Библиографический список…………………………………………………....20

Введение

Управление — это социальный феномен,характерный абсолютно для всех сфер человеческой жиз­недеятельности, будь то семья, дружеский коллектив, раз­личные общественные объединения и т. д. Каждый чело­век в своей жизни в различных ситуациях применяет теили - иные способы воздействия на поведение человека с целью изменить поведение другой личности в нужном для себя направлении. Однако неправильно выбранные методы могут привести к необратимым последствиям, поскольку человек не машина, и «поломки» в душе человека, вызванные неумелым управлением со сто­роны «пользователя», выражаясь на машинном языке,могут навсегда нарушить характер и структуру межлич­ностных, профессиональных, отношений.

Понятие «управление» очень многогранно, поэтому оно используется в ряде научных дисциплин, каждая из кото­рых трактует его в контексте специфики предмета иссле­дования и разрабатываемых ими концепций. Согласно од­ному из определений, которое дает В.И. Кнорринг, управ­ление представляет собой непрерывный и целенаправленный процесс воздействия на управляемый объект для обес­печения его функционирования и эффективного развития, а система управления — механизм, который обеспечивает этот процесс.

Управление как система включает в себя управляющую и управляемую подсистемы, называемые соответственно, субъектом и объектом управления. В современной социо­логической литературе за термином «управление» утвер­дилось следующее определение: это «основанное на досто­верном знании систематическое воздействие субъекта управления (управляющей подсистемы) на социальный объект (управляемую подсистему), в качестве каковой мо­жет выступать общество в целом, на отдельные сферы: экономическая, социальная, политическая, духовная, а также различные звенья (организации, предприятия, уч­реждения и т. п.) с тем чтобы обеспечить их целостность, нормальное функционирование, совершенствование и раз­витие, достижение заданной цели».

Не менее важна роль психологического знания в управленческой дея­тельности. Ведь, эффективность управления зависит не только от профессиональной ком­петентности руководителя, но и от его психологической подготовки в области управления — психологической куль­туры управления. Речь идет о том, что психологическое содержание управленческой деятельности является едва ли не самой главной составляющей структуры социально­го управления, поскольку только знание психологических особенностей людей, их поведения и взаимодействия, ха­рактера и темперамента, их проявления в трудовой и по­вседневной деятельности, способов воздействия на поведе­ние человека и других психологических особенностей лю­дей могут обеспечить руководителю тот уровень и характер работы трудового коллектива, который его (руководи­теля) устраивает.

1. Понятие управления

Управление является важным ресурсом общества. По мнению Питера Дракера, исторические успехи человече­ства на 80% определяются не природными ресурсами и технологиями, а эффективностью управления.

Вопросы, связанные с управлением, интересовали лю­дей на всех исторических этапах существования человече­ства с самого зарождения общественной организации, вол­нуют людей на современном этапе и будут волновать на протяжении всего развития человеческой цивилизации не­зависимо от того, о каком уровне управления идет речь, поскольку что может быть интереснее и полезнее, чем эф­фективное воздействие на поведение человека, группы, народа. В настоящий момент нет недостатка в управлен­ческой литературе и каждый управленец, руководитель в целях обеспечения эффективности управления вооружает­ся положениями, разработанными в рамках управленче­ских отраслей знания на основе теории управления.

Теория управления — это отрасль научного знания, изучающая процессы управления в социальных и социально-экономических системах, систему принципов, мето­дов и технологий управления, содержание, форму и эволюцию управленческих отношений, эффективность при­нятия управленческих решений и управления вообще.

В социологической и управленческой литературе сло­жились различные подходы к управлению.

Управление как наука представляет собой систему зна­ний в виде концепций, теорий, принципов, способов, форм и школ управления.

Управление как искусство — это способность умело и эффективно применять на практике теоретические основы управления, разработанные в рамках научного знания.

Управление как функция может рассматриваться как целенаправленное воздействие на сознание и поведение людей, осуществляемое с целью направить их действия на достижение желаемых целей.

Управление как процесс — это совокупность управ­ленческих действий, направленных на достижение постав­ленных целей.

Управление как аппарат — совокупность структур и людей, обеспечивающих использование и координацию всех ресурсов социальных систем для достижения определен­ных целей.

В наиболее общем виде управление представляет собой воздействие субъекта управления на его объект. Обозна­ченные элементы являются подсистемами единой системы управления. Г. В. Атаманчук, в зависимости от субъекта управляющего воздействия, выделил следующие типы управления: государственное управление (субъект управ­ления — государство), общественное управления (субъект управления — общество и его структуры), менеджмент (субъект управления — предприниматель, собственник).

2. Управление как система

Вместе с изменением и развитием социально-экономи­ческой и духовной структуры общества изменяется и со­вершенствуется управление, а вместе с ним и управлен­ческие отношения. Поэтому не может быть единой, универсальной для всех типов общественно-исторического раз­вития системы управления, управленческих отношений.

В связи с реформой российской политической системы, преобразованиями в социально-экономической сфере чрез­вычайно актуальными становятся вопросы, связанные с поиском новых подходов к проблеме управления. Речь идёт не столько о модернизации, сколько о структурной пере­стройке всей системы управления. Осознание человеческо­го фактора в функционировании управленческих струк­тур привело к тому, что в центре внимания ученых, ана­литиков, политиков, руководителей различного уровня оказались проблемы поиска научных и прикладных мето­дов исследования и анализа системы управления, поскольку накопленный прежде научно-практический опыт в совре­менных условиях часто не дает желаемого результата.

Система управления представляет очень сложный объект, который включает в себя: управленческие взгляды, идеи, теории; социальные технологии; организационные формы выражения, функционирования и развития управленчес­ких отношений — совокупность организаций, учреждений данного общества, а также характеризуется такими важ­ными свойствами, как: уникальность, слабопредсказуемость, целенаправленность, способность к самообучению и адаптации. По своим свойствам системы управления мо­гут быть отнесены к различным классам: социальным, от­крытым, самоорганизующимся, адаптирующимся, много­уровневым, иерархическим, активным, полиструктурным, многоцелевым, динамическим.

В современной науке и практике управление, чаще все­го, рассматривается как система. Применение системного подхода в исследовании управления дает возможность все­стороннего анализа данного объекта. Современная наука рассматривает системный подход как «особую методоло­гическую (в широком смысле) установку, регулирующую направление тех или иных философских и специально на­учных исследований, выбор соответствующих объектов, а также теоретических и экспериментальных средств для их изучения». Системный подход нашел свое применение в различных научных областях знания при исследовании политических, философских, социологических и других проблем, рассматривающих системные объекты высокой сложности, а также управление ими.

Система может рассматриваться как «объединение некоторого разнообразия в единое и четко расчлененное целое, элементы которого по отношению к целому и дру­гим частям занимают соответствующие им места». Мож­но сказать проще, что «система — это набор взаимосвя­занных и взаимозависимых частей, составленных в таком порядке, который позволяет воспроизвести целое». Лю­бая система обладает важными системными принципами, среди которых особое значение для их исследования и изу­чения имеет принцип структурности, дающий возможность описания системы через установление ее структуры. Об­щество отвечает всем признакам системы и представляет собой сложноорганизованную систему высшего типа, су­персистему, или социетальную систему, включающую в себя все виды социальных систем.

Социальная система — это упорядоченное целое, включающее отдельных индивидов, группы, организации, институты, общности и сообщества, объединенные соци­альными связями и отношениями. Основными элементами социальной системы являются люди, а также их нормы, связи, отношения, взаимодействия. Таким образом, соци­альные системы выступают в качестве структурных эле­ментов общества, представляя собой некое единое целое, детерминирующее на «своем системном» уровне действия, и поведение входящих в нее индивидов и групп, и элемент общей социальной структуры. Система управления как элемент единой социальной системы включает в себя три вида систем управления:

mirznanii.com

Понятие, функции и виды управления :: BusinessMan.ru

В последние несколько десятков лет обстановка в стране совсем не предрасполагала к удачному построению производственного и совсем не пощадила виды государственного управления. Кроме того, значительную роль играет средний заработок населения. После изменения государственного строя экономика переживала не самые лучшие времена. Это отразилось на значительном падении производственной и деловой активности.

Важность управления

Вне зависимости от того, какой период переживает страна, кризисный или спокойный, деятельность любых организаций требует квалифицированного управления, которое гарантирует не только развитие и эффективное функционирование, но и выживание предприятия. Кроме того, стоит отметить, что виды структур управления влияют также на взаимоотношения между организациями и принятие решений в будущем. Иными словами, от управления зависит не только сама организация, но и ее окружение. Рыночные отношения диктуют свои условия, по которым руководитель должен иметь творческое мышление, инициативность, самостоятельность, предприимчивость, а также он должен быть готов рисковать в мерах разумного.

Особенности

Основная особенность управления в наши дни ссылается на эффективность управленческих действий с учетом недостатка ресурсов, уменьшения административного влияния и регулировки производства, а также с учетом интенсификации производства. Оно должно играть свою роль в развитии рынка, стабильности ценовой политики и отношений касательно оптовой торговли.

Понятие

Управление одновременно является и элементом, и включает в себя виды функций управления, которые должны обеспечивать системе сохранение ее структуры, поддержку режима, а также реализовывать задачи и цели, необходимые для ее развития. Под управлением принято понимать совокупность процессов, которые способны обеспечить поддержку системе в конкретном состоянии или усовершенствование ее механизмов с целью улучшения ее работы, используя разработки и воздействуя на нее методом постановки задач и целей. Воздействия происходят на основании сбора, передачи и обработки информационных потоков, включая в себя управленческие решения. На этом принципе основываются понятие и виды управления. Иными словами, руководство воздействует на сотрудников так, чтобы они стремились к достижению целей, выгодных организации.

Задачи

Люди, которые представляют собой аппарат управления, должны эффективно использовать и координировать все возможные ресурсы компании, чтобы достичь целей, полезных для нее. Основная задача менеджмента – это использование опыта, навыков, интеллекта и знаний в постановке задач, позволяющих достигнуть цели организации. Она включает в себя также основные виды управления. Стоит учитывать, что все ресурсы должны быть при этом распределены рационально и максимально выгодно для общей цели компании.

Менеджмент

В качестве объекта управления можно принимать отрасли, территориальное собрание людей, воспроизводство, экономическую деятельность, ресурсы и производство. В качестве субъекта – людей, находящиеся на руководящих постах, у которых есть полномочия принимать решения. Виды структур управления разделяют по таким признакам:

- Нормативное управление – предусматривает разработку и воплощение в реальность философии компании, иными словами, проводится предпринимательская политика, которая позволяет определить позицию организации на рынке и сформировать ее общие стратегии.

- Стратегическое управление – создание стратегий, распределение их во временных рамках. При этом формируется потенциал успеха компании, проводится контроль за реализацией стратегий.

- Оперативное управление – разработка оперативных и тактических мер, способствующих практических решений, направленных на усовершенствование эффективности работы предприятия.

Принципы менеджмента

Основываясь на функциональном делении работы управления, менеджмент разделяют на такие виды: производственный, административный, кадровый, экологический, творческий и многое другое. Методами управления считаются способы работы с использованием конкретных инструментов, средств и способов управления. Они бывают социально-психологическими, экономическими и административными.

Подробное рассмотрение принципов управления

Ограниченность (целостность) отталкивается от мнения, что любая система зависит от своих элементов, но при этом ее свойства не являются свойствами этих частей. Она не сводится к ним или их сумме. У системы они свои, при этом они не отражаются ни на одном из ее элементов. Свойствами системы можно считать качество и эффективность управления.

Генетическая определенность заключается в решении проблемы методом поиска причин ее возникновения. Проходит анализ факторов, которые ее спровоцировали, и их последствий. Руководитель должен сначала определить почему это произошло, а уже дальше принимать решения, что с этим делать.

Пространственно-временные виды систем управления предполагают существование системы, которая не зависит от внешних факторов. Этот процесс важен, что видно при анализе управления транснациональных корпораций, динамики их коммуникаций во время роста и развития фирмы. Тут имеется в виду, что любая связь, неважно, внутренняя она или внешняя, любой элемент относится к определенному временному и пространственному промежутку. Важно, какое именно в это время было влияние, и как это отразилось на функционировании организации. Не менее важна история или этап, иными словами, цикличность существования системы и ее развитие. Тут требуется четкий учет всех тенденций, повлиявших на развитие.

Это помогает предвидеть подъемы и спады в развитии организации. Данный принцип используется также, когда рассматриваются виды государственного управления. Кроме того, дает возможность подготовиться к ситуациям на гране кризиса и поможет определить, когда стоит принимать рискованные решения. Главное - выделить связь между прошлым и нынешним этапом и качественно ее проанализировать.

Условность системных границ со средой извне с сохранением целостности системы - этот принцип является основным, который включают в себя виды систем управления. Граница не исчезает полностью, она является связующим звеном с более масштабной системой. Этот принцип важен тем, что он позволяет управлять не только внутренними элементами, но и брать под контроль элементы внешней среды. Практическое управление требует не только контролировать эти процессы, но и четко выделять связь между ними.

Относительность заключается в соотношении элементов и частей системы. Несмотря на переменчивость этого состояния, в определенных критериях оно статично. Этот принцип управления строится на разумном и выгодном контроле всех соотношений в системе.

Виды управления

Под понятием управления подразумеваются специальные области, относящиеся к управленческой активности, которые напрямую связывают с решением конкретных задач. Бывает общий менеджмент, под ним подразумевается виды управления организацией в целом, а также контроль над ее самостоятельными звеньями. Под функциональным менеджментом понимают управление отдельными сферами организации или ее элементами. Именно эти два вида менеджмента составляют управленческий механизм в любой организации.

Подробное описание каждого вида

Административное управление предполагает разработку и принятие решений, а также распределение задач между работниками и полное контролирование выполнения поставленных задач.

Инновационные виды управления предполагают организацию и контроль за исследованиями, принятием и распределением всех нововведений, основываясь на перспективах и целях организации, ее потенциальных возможностях и результатах опросов.

Производственное управление предполагает организацию и поставки ресурсов материального характера, подготовку производства и непосредственно его осуществление, основная цель – сохранить свойства установленных технологий и провести контроль над выполнением требований качества изготовляемой продукции.

Морально-этическое виды управления персоналом заключаются в организации подбора, предоставления необходимых знаний, распределении, оценке и стимуляции работников, кроме того, сюда входит контроль за качеством отношений в коллективе сотрудников.

Экологическое управление предполагает организацию предупреждений, недопущений и устранений последствий, посредством которых производство может нанести вред окружающей среде.

Инвестиционное управление предполагает выявление приоритетных финансовых вложений, покупок, получения доходов, выгод посредством определения эффективности проектов методом расчетов.

Креативные виды управления предполагают развитие стремлений к реализации опыта, идей, знаний посредством маркетинговых инструментов.

Стратегическое управление подразумевыает создание перспективных задач для развития организации, позволяющих увеличить ее конкурентоспособность, закрепить цели на основе долгосрочных планов, разработать программы, позволяющие достигнуть желаемого.

Антикризисное управление предполагает выявление ситуаций, способных привести к кризису, которые возникают во время работы предприятия, а также определение рисков и поиск решений, позволяющих минимизировать убытки от этих ситуаций. Оно подразумевает разработку стратегии, которая поможет организации выйти на прежний уровень и повысить свою эффективность. В качестве инструментов используются внедрение нововведений, полный анализ деятельности организации, а также обновление капитала.

businessman.ru

Понятие управления и виды управления в административном праве

Большинство учёных XXI века проводят исследования человека с точки зрения его социального взаимодействия с окружающим миром. Подобные действия помогают выделить наиболее эффективные способы общественного регулирования. Следует отметить, что процесс поиска начался задолго до появления существующей цивилизации. Интересен тот факт, что уже во времена Древнего Рима люди знали: наиболее удачным «изобретением» регулирования общественных отношений является право. С того времени эта концепция не утратила своей силы.

понятие управления и виды управления

На сегодняшний день в Российской Федерации практически вся жизнедеятельность граждан регулируется при помощи правовых норм различных отраслей юридической науки. Это позволяет, прежде всего, государству осуществлять повсеместный контроль и диктовать свою волю. Однако большое количество вопросов вызывает сам процесс управления, который осуществляет уже упомянутая в статье государственная власть. Сам термин «управление» имеет несколько достаточно интересных значений. Что касается государства, то тут существует своя специфика - как юридическая, так и практическая. В статье рассмотрим понятие управления и виды управления через призму соответствующей юридической отрасли – административного права.

Многогранность термина

Прежде чем рассматривать понятие управления и виды управления в административном праве, нужно обратить внимание на многогранность этого термина вообще. Следует отметить, что он используется сразу в нескольких отраслях человеческой жизнедеятельности. Исходя из этого, характеристику термина можно давать совершенно по-разному.

В философии управление понимается как определённая деятельность каких-либо субъектов, направленная на достижение цели или ряда целей. Во время подобной деятельности происходит изменение какого-либо объекта. Философское понятие дало отправной толчок для создания «классического» универсального термина. Таким образом, управление, сущность, понятия, виды которого будут представлены в статье, – это специфический процесс контроля, организации, планирования и мотивации, который необходим для достижения поставленных целей. Что касается специфики данной категории, то она отлично прослеживается в военной и административной среде.

Специфика военного управления

Ранее мы уже отметили тот факт, что понятие управления и виды управления в военной среде имеют собственную специфику. То же самое можно сказать и про административное право. Особенности этой отрасли будут представлены далее в статье. Что касается военного дела, управление, понятие, признаки, виды которого представлены ниже, – это комплекс мероприятий, целью которых является координация действий отдельных военных формаций. При этом субъекты управления должны поддерживать в этих формациях надлежащего уровня организацию, что будет отвечать основным требованиям обороноспособности государства.

общее понятие и виды управления

Таким образом, существует несколько видов управления в военном деле, а именно:

  • Управление всеми войсками – это процесс координации и поддержания общей боеготовности на всех эшелонах вооруженных сил государства.
  • Управление воздушным движением позволяет координировать деятельность авиации военной направленности.
  • Управление формированиями возникает по большей части во время непосредственного военного конфликта, когда из разных отраслей вооружённых сил формируются единые структурированные боевые единицы.

Таким образом, учитывая приведённую спецификацию, можно сделать вывод, что военное управление имеет ряд характерных признаков.

Что такое административное право?

Теперь попробуем разобраться в специфике административного права. Ведь именно через призму данной отрасли мы будем рассматривать понятие управления и виды управления. Следует заметить, что данная отрасль на просторах Российской Федерации является относительно молодой. Она была сформирована в СССР и частично Российской Империи – прародительнице современной России. Изначально это была сугубо полицейская отрасль правовой системы государства. Однако ближе к XXI веку учёные выяснили, что процесс управления, как и иные механизмы в стране, подчиняется определённым правовым закономерностям. При анализе специфики процесса управления стало понятно, что он является предметом административного права, так как вобрал в себя публичные черты. Таким образом, правовая отрасль существенно преобразилась.управление понятие признаки виды На сегодняшний день административное право исходит именно от управления, так как оно считается основным предметом регулирования отрасли. Отсюда следует, что содержание, признаки и виды управления можно выделять, изучать и рассматривать в пределах административной науки.

Управление в административном праве

Общее понятие и виды управления в административном праве исследуются учёными повсеместно, потому что это является наиболее приоритетным вопросом в современной России. Именно в пределах этой правовой отрасли и по совместительству науке изучаются наиболее спорные моменты координирования общественной жизни посредством государственной власти. Иными словами, рассматриваются вопросы взаимодействия государственных органов всех эшелонов и граждан как в совокупности, так и по отдельности.

Учитывая все вышепредставленные особенности, можно сделать вывод, что управление (понятие, признаки, виды которого будут представлены далее) в административном праве – это действия, имеющие распорядительный характер. Они направлены на организацию функционирования достаточно сложных систем с целью обеспечения сохранности и качества деятельности последних. В зависимости от особенностей систем выделяют разные типы и виды управления в административном праве.

Следует отметить тот факт, что управление административной отрасли имеет собственную структуру. Это позволяет более эффективно и качественно реализовать данную категорию при реальном регулировании общественных отношений.

Структура административного управления

Понятие управления и его виды напрямую связаны со структурой этой специфической категории. Ранее мы уже указали, что именно благодаря структурированности управления оно имеет высокий уровень эффективности в процессе регулирования общественных отношений. Как правило, выделяют три основных структурных элемента: объект, субъект и содержание. Субъектом управления всегда являются люди. Некоторые ученые вносят в число субъектов органы государственной власти, что является в корне неверным. Ведь даже органы госвласти фактически состоят из людей. Следует отметить, что субъекты делятся на две большие группы: единоличные (отдельные граждане РФ) и коллегиальные (социальные группы). Помимо общественных отношений, объектом управления являются системы, например формации людей, всевозможные явления (экономические, правовые и т. п.).

понятие управления и его виды

Наиболее интересный и важный элемент – содержание управления. Он характеризует тот пакет отношений, который фактически регулируется при реализации управленческой деятельности. Помимо того, к содержанию относятся конкретные способы воздействия на эти правоотношения, так как они осуществляются с использованием определённых методов и способов. По сути, содержательный элемент представленной административно-правовой категории – это сам «корень» государственного процесса управления. На основе его выделяются различные типы рассматриваемого в статье института.

Основные типы управления в административном праве

Нужно заметить, что виды и признаки управления выделяются лишь посредством анализа отдельных типов этой категории административного права. Теоретиками отрасли выдвигалось множество гипотез по данному вопросу на протяжении многих лет. Основная проблема заключалась в том, что учёные не могли прийти к общему согласию по поводу типологии управления в административном праве. Сказывался тот факт, что управление, сущность, понятие и виды которого представлены в статье, является действительно сложной структурой. Тем не менее была создана типология, состоящая из четырёх элементов, которая существует по сей день. Она предлагает следующие типы управления в административном праве:

  • Технический тип управления, то есть координация деятельности объектов на основе общепринятых правил физики, математики и т. д.
  • Биологическое управление вобрало в себя способы влияния на те или иные объекты с учётом природных законов.
  • Социальный тип является одним из наиболее сложных. Его особенности проявляются в структуре и способах регулирования, о чём будет рассказано далее.
  • Ключевым типом в административном праве является государственное управление. В процессе анализа затрагиваются такие проблематики, как суть государства, взаимодействие страны и социума, власти и отдельных граждан.

Таким образом, представленная типология является «стандартом» отечественного административного права. Исследование её элементов позволяет увидеть понятие и виды форм управления, ключевые особенности не только института управленческой деятельности, но и всей отрасли правового регулирования.

Виды управления в административном праве

Понятие и методы управления – это неразрывно связанные между собой термины, которые фактически дополняют друг друга. Но их суть наиболее ярко прослеживается через определённые виды представленной в статье категории. Следует отметить тот факт, что многие люди достаточно часто путают понятия «типы» и «виды». В данном случае нужно помнить, что видом называется определённая совокупность методов и способов воздействия на конкретные социальные отношения. А тип, в свою очередь, является лишь отдельной целевой сферой направленности. Понятие управления и его виды, как уже было указано ранее, являются взаимодополняющими. Таким образом, различные совокупности методов в административном праве можно выделить, исходя из дефиниции термина.

понятие управления его признаки и виды

На сегодняшний день теоретиками административного права выделено три основных вида, а именно:

  • государственное управление;
  • коллективное;
  • семейное.

Как мы понимаем, общее понятие и виды управления, представленные выше, позволяют раскрыть суть этого специфического правового института. Поэтому их необходимо рассматривать в отдельности друг от друга. Следует заметить, что мы отмечаем управление как институт административного права, так как представленная в статье категория объединяет в себе не только определенный набор методов и способов, но также однородные правовые нормы регулирования.

Государственное управление: понятие и методы

Понятие управления, его признаки и виды в призме административного права прямо зависят от государства. Фактически в данной отрасли институт администрирования является исходным от высших органов власти в стране. Государственное управление, в свою очередь, вобрало в себя наиболее важные методы и принципы деятельности государственных органов. Что оно собой представляет? Таким образом, государственное управление – это вид деятельности государственных органов, а также их должностных лиц, направленный на реализацию заданного политического курса. Исполнителям этого вида не интересны источники существующего курса, так как они лишь приводят его положения в форму реального исполнения.понятие виды функции управления

Основным методом при осуществлении государственного управления, как правило, является императивный. Это совершенно не удивительно, если учесть факт наличия права властного веления, которым наделено государство в лице своих основных органов. Некоторые учёные достаточно часто приписывают осуществление государственного управления лишь органам исполнительной власти РФ. Эта теория является по большей части ошибочной. Потому что судебная и законодательная власть также вносят свои нотки в процесс регулирования общества. В некоторых случаях законодательная власть более важна, чем иные ветви, потому что именно законодательные органы в Российской Федерации имеют наивысший приоритет.

Принципы государственного управления

Понятие, содержание и виды управления государственной направленности дополняются также наличием некоторых принципов, на основе которых эта деятельность фактически осуществляется. На сегодняшний день в теории административного права сформировалось четыре основные группы принципов, а именно:

  • Правовые. Этот аспект объединил в себе концепции правопорядка и законности, а также приоритетность прав и свобод человека и гражданина. Помимо этого, правовой подход закрепляет в себе принцип главенствующего места Конституции в иерархии нормативно-правовых актов и всей правовой системы.
  • Политические принципы – это по большей части идеи воплощения политической доктрины. На сегодняшний день в России все больше развивается тенденция к тому, что государственная власть существует для максимального воплощения идеи народовластия. Политический подход фактически является протестом любого рода дискриминации, нарушения свободы слова и т. п.
  • Управленческий подход закрепляет принципы эффективности, экономичности и результативности государственного управления.
  • Последней совокупностью является «группа принципов Песика», которая была разработана в XX веке польским учёным Пшечем Песиком. Особенность группы в том, что она объединила в себе несколько относительно однородных принципов осуществления государственного управления. Таким образом, создаётся единое положение о том, что государственная власть должна быть «удобной» для народа. Она не может нарушать права граждан того или иного государства, а наоборот, должна поддерживать и обеспечивать их. Эффективность власти должна проявляться, прежде всего, в здоровье нации и внешнеполитическом благополучии.

содержание признаки и виды управления

Ранее мы уже указали, что содержание, признаки и виды управления государственной направленности во многом зависят от представленных выше принципов. По сути, именно благодаря данным принципам в Российской Федерации деятельность органов власти имеет максимальный уровень эффективности в процессе регулирования общественных отношений. Необходимо также учитывать тот факт, что понятие, виды, функции управления в административном праве во многом «строятся» на исходных положениях отрасли и института.

Социальное управление в административном праве

Специфическим видом в административной отрасли является социальное управление. Оно имеет следующие особенности:

  • Объектом воздействия всегда выступают люди, то есть социум.
  • Все возникающие отношения в процессе социального управления носят диспозитивный, правовой характер.
  • Этот вид управления строится на основе приоритета воли человека, а не властного веления государства.
  • Субъектами, как правило, выступают в большей части люди и их сформированные группы. Что касается органов власти, то в структуре социального управления это специальный субъект.

Таким образом, на основе представленных особенностей можно сделать вывод, что, в отличие от государственного, социальное управление возникает в среде взаимодействия граждан. При этом органы власти лишь в некоторых случаях играют «вспомогательную» роль.

Заключение

Итак, понятие управления и его виды кратко были представлены в этой статье. Следует отметить, что вопрос о роли граждан и органов власти в процессе организации управления любого рода является приоритетным направлением изучения как в рамках представленного института, так и административного права в целом. Помимо этого, изучение управленческих правоотношений необходимо для организации эффективной работы органов власти, однако это уже не предмет данной статьи.

fb.ru