Порядок проведения судебно медицинской экспертизы: ПОРЯДОК ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОИЗВОДСТВА СУДЕБНО-МЕДИЦИНСКИХ ЭКСПЕРТИЗ В ГОСУДАРСТВЕННЫХ СУДЕБНО-ЭКСПЕРТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Содержание

Нормативно-правовая база

Правовая база судебно-медицинской экспертной деятельности в РФ

Федеральный закон Российской Федерации от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» одним из основных принципов охраны здоровья называет соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий. В целях реализации этих гарантий закон предусматривает производство медицинских экспертиз (статья 58), в том числе судебно-медицинских и судебно-психиатрических.

В России производство судебно-медицинских экспертиз осуществляется в государственных судебно-экспертных учреждениях здравоохранения – бюро судебно-медицинской экспертизы (БСМЭ), находящихся в ведении территориальных органов здравоохранения в соответствии с административным делением Российской Федерации. В субъ­ектах Российской Федерации судебно-медицинскими учрежде­ниями являются республиканские, краевые, областные (в Моск­ве и Санкт-Петербурге городские) бюро судебно-медицинской экспертизы, которые находятся в ведении соответствующих ми­нистерств, управлений, департаментов, комитетов и отделов здравоохранения, что диктуется, во-первых, необходимостью независимости от органов расследования или суда и, во-вторых, органической связью судебной медицины с медицинской наукой и практикой.

Научно-методическое руководство судебно-медицинской службой страны осуществляет Российский центр судебно-медицинской экспертизы Минзрава РФ, образованный в 1995 году путем слияния Научно-исследовательского института судебной медицины МЗ СССР и Главного бюро судебно-медицинской экспертизы Минздрава РФ.

Правовой основой государственной судебно-медицинской деятельности в России являются:

  • Конституция Российской Федерации

  • федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (упомянут выше)

  • Уголовно-процессуаль­ный кодекс РФ

  • Гражданский процессуальный кодекс РФ

  • Арбитражный процессуальный кодекс РФ

  • Кодекс РФ об административных правонарушениях

  • Федеральный закон РФ от 31.05.2001г. № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации»

  • а также иные нормативные правовые акты Российской Федерации и положения, инструкции, приказы, распоряжения, издаваемые Минздравом России.

    На сегодня основными ведомственными документами, регламентирующими деятельность всей судебно-медицинской службы в Российской Федерации, являются:

    1. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 12.05.2010. № 346н «Об утверждении Порядка организации и производства судебно-медицинских экспертиз в государственных судебно-экспертных учреждениях Российской Федерации», который «регулирует вопросы организации и производства судебно-медицинской экспертизы, включая методические особенности производства судебно-медицинских экспертиз и исследований трупов, экспертизу вещественных доказательств и исследование биологических объектов (биохимическую, генетическую, медико-криминали­стическую, спектрографическую, судебно-биологическую, судебно-гистологическую, судебно-химическую, химико-токсикологиче­скую), судебно-медицинскую экспертизу и обследование потерпевших, обвиняемых и других лиц» в государственных судебно-экспертных учреждениях, экспертных подразделениях системы здравоохранения, имеющих лицензию на осуществление медицинской деятельности по соответствующим работам (услугам).

    Утвержденный упомянутым приказом «Порядок» определяет также Рекомендуемые штатные нормативы государственных судебно-экспертных учреждений и экспертных подразделений системы здравоохранения (приложение 1 к приказу) и Стандарт оснащения государственных судебно-экспертных учреждений и экспертных подразделений системы здравоохранения медицинскими приборами и оборудованием для проведения основных видов судебно-медицинских экспертиз (приложение 2 к приказу) – судебно-медицинских экспертиз трупов, судебно-медицинских экспертиз потерпевших, обвиняемых и других лиц, генетических экспертиз, медико-криминалистических экспертиз, судебно-биологических экспертиз, судебно-гистологиче­ских экспертиз, судебно-химических и химико-токсикологиче­ских экспертиз, оснащения дежурных (оперативных) экспертных подразделений и бригад.

    2. Постановление Правительства РФ от 17.08.2007. № 522 «Об утверждении Правил определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека».

    3. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 24. 04.2008. № 194н «Об утверждении Медицинских критериев определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека».

    Основная функция бюро судебно-медицинской экспертизы, цель его профессиональной деятельности заключаются в производстве качественных судебно-медицинских экспертиз и исследований по заданиям правоохранительных органов. Результаты судебно-медицинской работы имеют также существенное значение и для улучшения качества оказания медицинской помощи населению, поскольку являются ценным источником верифицированной секционной (патологоанатомической) информации о качестве диагностики и лечения.

    Нормативно-правовые акты, регулирующие судебно-медицинскую деятельность

    КОДЕКСЫ

    • «КОДЕКС АДМИНИСТРАТИВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» от 8 марта 2015 г. № 21-ФЗ

    • «ГРАЖДАНСКИЙ ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» от 14 ноября 2002 г. № 138-ФЗ

    • «КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ» от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ

    • «УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ КОДЕКС» от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ

    ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ЗАКОНЫ

    • ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «ОБ ОСНОВАХ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ ГРАЖДАН В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

    • ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 31 мая 2001 г. № 73-ФЗ «О ГОСУДАРСТВЕННОЙ СУДЕБНО-ЭКСПЕРТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

    ПОСТАНОВЛЕНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА

    • Постановление Правительства Российской Федерации от 21 июля 2012 г. N 750 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ ПЕРЕДАЧИ НЕВОСТРЕБОВАННОГО ТЕЛА, ОРГАНОВ И ТКАНЕЙ УМЕРШЕГО ЧЕЛОВЕКА ДЛЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В МЕДИЦИНСКИХ, НАУЧНЫХ И УЧЕБНЫХ ЦЕЛЯХ, А ТАКЖЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НЕВОСТРЕБОВАННОГО ТЕЛА, ОРГАНОВ И ТКАНЕЙ УМЕРШЕГО ЧЕЛОВЕКА В УКАЗАННЫХ ЦЕЛЯХ »

    • Постановление Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. N 614«О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 30 ИЮНЯ 2004 Г. N 323 »

    • Постановление Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. N 608 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О МИНИСТЕРСТВЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

    • Постановление Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2012 г. N 291 «О ЛИЦЕНЗИРОВАНИИ МЕДИЦИНСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (ЗА ИСКЛЮЧЕНИЕМ УКАЗАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ОСУЩЕСТВЛЯЕМОЙ МЕДИЦИНСКИМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ И ДРУГИМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ,ВХОДЯЩИМИ В ЧАСТНУЮ СИСТЕМУ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ,НА ТЕРРИТОРИИ ИННОВАЦИОННОГО ЦЕНТРА «СКОЛКОВО»)»

    • Постановление Правительства Российской Федерации от 17 августа 2007 г. № 522 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СТЕПЕНИ ТЯЖЕСТИ ВРЕДА, ПРИЧИНЕННОГО ЗДОРОВЬЮ ЧЕЛОВЕКА»

    • Постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. № 323 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЕ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ»

    ПРИКАЗЫ

      • Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 13 октября 2017 г. N 804н «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ НОМЕНКЛАТУРЫ МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ»

      • Приказ Минздрава России от 04.05.2018 № 201н «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОКАЗАТЕЛЕЙ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИХ ОБЩИЕ КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА УСЛОВИЙ ОКАЗАНИЯ УСЛУГ МЕДИЦИНСКИМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ, В ОТНОШЕНИИ КОТОРЫХ ПРОВОДИТСЯ НЕЗАВИСИМАЯ ОЦЕНКА»

    • Приказ Росстата от 03 июня 2016 №266 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ СТАТИСТИЧЕСКОГО ИНСТРУМЕНТАРИЯ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО СТАТИСТИЧЕСКОГО НАБЛЮДЕНИЯ ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ В СФЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ»

    • Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 24 марта 2016 г. N 179н «О ПРАВИЛАХ ПРОВЕДЕНИЯ ПАТОЛОГО-АНАТОМИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ»

    • Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 22 декабря 2017 г. N 1043н «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ СРОКОВ И ЭТАПОВ АККРЕДИТАЦИИ СПЕЦИАЛИСТОВ, А ТАКЖЕ КАТЕГОРИЙ ЛИЦ, ИМЕЮЩИХ МЕДИЦИНСКОЕ, ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЕ ИЛИ ИНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ПОДЛЕЖАЩИХ АККРЕДИТАЦИИ СПЕЦИАЛИСТОВ»

    • Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 10 февраля 2016 г. N 83н «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ ТРЕБОВАНИЙ К МЕДИЦИНСКИМ И ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИМ РАБОТНИКАМ СО СРЕДНИМ МЕДИЦИНСКИМ И ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИМ ОБРАЗОВАНИЕМ»

    • Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 18 декабря 2015 г. N 933н «О ПОРЯДКЕ ПРОВЕДЕНИЯ МЕДИЦИНСКОГО ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЯ НА СОСТОЯНИЕ ОПЬЯНЕНИЯ (АЛКОГОЛЬНОГО, НАРКОТИЧЕСКОГОИЛИ ИНОГО ТОКСИЧЕСКОГО)»

    • Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 8 октября 2015 г. N 707н «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ ТРЕБОВАНИЙ К МЕДИЦИНСКИМ И ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИМ РАБОТНИКАМ С ВЫСШИМ ОБРАЗОВАНИЕМ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ «ЗДРАВООХРАНЕНИЕ И МЕДИЦИНСКИЕ НАУКИ»»

    (Зарегистрировано в Минюсте России 23 октября 2015 г. N 39438)

    • Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 7 октября 2015 г. N 700н «О НОМЕНКЛАТУРЕ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ СПЕЦИАЛИСТОВ, ИМЕЮЩИХ ВЫСШЕЕ МЕДИЦИНСКОЕ И ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ»

    (Зарегистрировано в Минюсте России 12 ноября 2015 г. N 39696)

    • Приказ Министерства здравоохранения России от 07.07.2015 N 422ан «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КРИТЕРИЕВ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ»

    • Приказ Минздрава России от 6 марта 2015 г. N 86н «ОБ УСТАНОВЛЕНИИ СООТВЕТСТВИЯ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ И ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ, ПО КОТОРЫМ ДО 18 МАРТА 2014 ГОДА БЫЛИ ВЫДАНЫ СЕРТИФИКАТ СПЕЦИАЛИСТА И (ИЛИ) ДОКУМЕНТ, ПОДТВЕРЖДАЮЩИЙ ПРИСВОЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ КАТЕГОРИИ, СПЕЦИАЛЬНОСТЯМ, УКАЗАННЫМ В НОМЕНКЛАТУРАХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ СПЕЦИАЛИСТОВ, ИМЕЮЩИХ МЕДИЦИНСКОЕ И ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, УТВЕРЖДЕННЫХ В СООТВЕТСТВИИ С ЧАСТЬЮ 2 СТАТЬИ 14 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ 21 НОЯБРЯ 2011 Г. N 323-ФЗ «ОБ ОСНОВАХ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ ГРАЖДАН В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»»

    • Приказ Министерства здравоохранения РФ от 26 февраля 2015 г. N 77н «ОБ УСТАНОВЛЕНИИ СООТВЕТСТВИЯ ДОЛЖНОСТЕЙ МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ И ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ, УСТАНОВЛЕННЫХ ДО 18 МАРТА 2014 ГОДА, ДОЛЖНОСТЯМ, УКАЗАННЫМ В НОМЕНКЛАТУРАХ ДОЛЖНОСТЕЙ МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ И ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ, УТВЕРЖДЕННЫХ В СООТВЕТСТВИИ С ЧАСТЬЮ 2 СТАТЬИ 14 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ 21 НОЯБРЯ 2011 Г. N 323-ФЗ «ОБ ОСНОВАХ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ ГРАЖДАН В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»»

    • Приказ Министерства здравоохранения РФ от 26 января 2015 г. N 20н «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ АДМИНИСТРАТИВНОГО РЕГЛАМЕНТА ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ПО ИСПОЛНЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ФУНКЦИИ ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА И БЕЗОПАСНОСТИ МЕДИЦИНСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПУТЕМ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОВЕРОК СОБЛЮДЕНИЯ ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИМИ МЕДИЦИНСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНИЗАЦИЯМИ И ИНДИВИДУАЛЬНЫМИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯМИ ПОРЯДКОВ ПРОВЕДЕНИЯ МЕДИЦИНСКИХ ЭКСПЕРТИЗ, МЕДИЦИНСКИХ ОСМОТРОВ И МЕДИЦИНСКИХ ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЙ»

    (Зарегистрировано в Минюсте России 10 июня 2015 г. N 37618)

    • Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 9 января 2014 г. N 5 «О СОЗДАНИИ МЕЖВЕДОМСТВЕННОЙ РАБОЧЕЙ ГРУППЫ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СУДЕБНО-ЭКСПЕРТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ».

    • Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 6 августа 2013 г. N 529н «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ НОМЕНКЛАТУРЫ МЕДИЦИНСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ».

    • Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 20 декабря 2012 г. N 1183н «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ НОМЕНКЛАТУРЫ ДОЛЖНОСТЕЙ МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ И ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ»

    • Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 11 марта 2013 г. N 121н «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ТРЕБОВАНИЙ К ОРГАНИЗАЦИИ И ВЫПОЛНЕНИЮ РАБОТ (УСЛУГ) ПРИ ОКАЗАНИИ ПЕРВИЧНОЙ МЕДИКО-САНИТАРНОЙ, СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОЙ (В ТОМ ЧИСЛЕ ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНОЙ), СКОРОЙ (В ТОМ ЧИСЛЕ СКОРОЙ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОЙ), ПАЛЛИАТИВНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ, ОКАЗАНИИ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ ПРИ САНАТОРНО-КУРОРТНОМ ЛЕЧЕНИИ, ПРИ ПРОВЕДЕНИИ МЕДИЦИНСКИХ ЭКСПЕРТИЗ, МЕДИЦИНСКИХ ОСМОТРОВ, МЕДИЦИНСКИХ ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЙ И САНИТАРНО-ПРОТИВОЭПИДЕМИЧЕСКИХ (ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ) МЕРОПРИЯТИЙ В РАМКАХ ОКАЗАНИЯ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ, ПРИ ТРАНСПЛАНТАЦИИ (ПЕРЕСАДКЕ)ОРГАНОВ И (ИЛИ) ТКАНЕЙ, ОБРАЩЕНИИ ДОНОРСКОЙ КРОВИ И (ИЛИ) ЕЕ КОМПОНЕНТОВ В МЕДИЦИНСКИХ ЦЕЛЯХ»

    • Приказ Минздравсоцразвития России от 20 июля 2011 г. № 764 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ УСТАВА ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ «РОССИЙСКИЙ ЦЕНТР СУДЕБНО-МЕДИЦИНСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ» МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В НОВОЙ РЕДАКЦИИ»

    • Приказ Минздравсоцразвития России от 23 июля 2010 г. № 541н «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ЕДИНОГО КВАЛИФИКАЦИОННОГО СПРАВОЧНИКА ДОЛЖНОСТЕЙ РУКОВОДИТЕЛЕЙ, СПЕЦИАЛИСТОВ И СЛУЖАЩИХ, РАЗДЕЛ «КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ДОЛЖНОСТЕЙ РАБОТНИКОВ В СФЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ»»

    (зарегистрирован в Минюсте России 25.08.2010 г. № 18247).

    • Приказ Минздравсоцразвития России от 30 июня 2010 г. № 487 «О ПРИЗНАНИИ НЕ ДЕЙСТВУЮЩИМ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРИКАЗА МИНЗДРАВА СССР ОТ 11 ДЕКАБРЯ 1978 Г. № 1208»

    • Приказ Минздравсоцразвития России от 9 июня 2010 г. № 433 «О ПРИЗНАНИИ УТРАТИВШИМ СИЛУ ПРИКАЗА МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РСФСР ОТ 27 ФЕВРАЛЯ 1991 Г. № 35 «О ДАЛЬНЕЙШЕМ РАЗВИТИИ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ СУДЕБНО-МЕДИЦИНСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ В РСФСР»

    • Приказ Минздравсоцразвития России от 4 июня 2010 г. № 423н «О ПРИЗНАНИИ УТРАТИВШИМ СИЛУ ПРИКАЗА МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 24 АПРЕЛЯ 20003 Г. № 161 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОИЗВОДСТВУ ЭКСПЕРТНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ В БЮРО СУДЕБНО-МЕДИЦИНСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ»

    • Приказ Минздравсоцразвития России от 12 мая 2010 г. № 346н «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОИЗВОДСТВА СУДЕБНО-МЕДИЦИНСКИХ ЭКСПЕРТИЗ В ГОСУДАРСТВЕННЫХ СУДЕБНО-ЭКСПЕРТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

    (зарегистрирован в Минюсте России 10.08.2010 г. № 18111)

    • Приказ Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития от 11 марта 2010 г. № 1844-Пр/10 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИКИ ЗАПОЛНЕНИЯ ФОРМЫ АКТА ПРОВЕРКИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ СУДЕБНО-МЕДИЦИНСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ»

    • Приказ Минздравсоцразвития России от 24 апреля 2008 г. № 194н «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕДИЦИНСКИХ КРИТЕРИЕВ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СТЕПЕНИ ТЯЖЕСТИ ВРЕДА, ПРИЧИНЕННОГО ЗДОРОВЬЮ ЧЕЛОВЕКА»

    • Приказ Минздравсоцразвития России от 16 апреля 2008 г. № 176н «О НОМЕНКЛАТУРЕ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ СПЕЦИАЛИСТОВ СО СРЕДНИМ МЕДИЦИНСКИМ И ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИМ ОБРАЗОВАНИЕМ В СФЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

    • Приказ Минздравсоцразвития России от 21 июля 2006 г. № 546 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ ТРЕБОВАНИЙ К СПЕЦИАЛИСТУ СО СРЕДНИМ МЕДИЦИНСКИМ ОБРАЗОВАНИЕМ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «СУДЕБНО-МЕДИЦИНСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА»

    • Приказ Минздрава России от 22 октября 2001 г. № 385 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ОТРАСЛЕВОЙ СТАТИСТИЧЕСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ»

    • Приказ Минздрава России от 14 сентября 2001 г. № 361 «ОБ ОТМЕНЕ ПРИКАЗА МИНЗДРАВА РОССИИ ОТ 10 ДЕКАБРЯ 1996 Г. № 407»

    • Приказ Минздрава России от 31 июля 2000 г. № 297 «ОБ ОТМЕНЕ ПРИКАЗА МИНЗДРАВА РОССИИ ОТ 22 АПРЕЛЯ 1998 Г. № 131»

    • Приказ Минздрава СССР от 4 октября 1980 г. № 1030 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФОРМ ПЕРВИЧНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ УЧРЕЖДЕНИЙ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ» — утратил силу в связи с изданием приказа Минздрава СССР от 5 октября 1988 г № 750

    ПИСЬМА

    • Письмо Минздрава России от 20. 08.2018  №16-6/2085852  «Продолжительность рабочей недели для санитара»

    • ПИСЬМО РОСПОТРЕБНАДЗОРА от 13 мая 2016 г. N 01/5985-16-32 «О СРОКАХ И ЭТАПАХ АККРЕДИТАЦИИ СПЕЦИАЛИСТОВ, А ТАКЖЕ КАТЕГОРИЙ ЛИЦ, ИМЕЮЩИХ МЕДИЦИНСКОЕ, ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЕ ИЛИ ИНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ПОДЛЕЖАЩИХ АККРЕДИТАЦИИ СПЕЦИАЛИСТОВ»

    • ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 29 марта 2016 г. N 16-5/10/2-1907 «О РЕАЛИЗАЦИИ ПРИКАЗА МИНЗДРАВА РОССИИ ОТ 10.02.2016 № 83Н»

    • ПИСЬМО ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ от 30 декабря 2015 г. N 01И-2358/15 «О РЕГИСТРАЦИИ ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ»

    • ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 23 июля 2013 г. N 12-3/10/2-5338 «О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ ОКАЗАНИЯ ГРАЖДАНАМ ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ»

    • ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 29 июня 2012 г. N 12-1/10/2-362 «ОБ ОТНЕСЕНИИ ОТДЕЛЬНЫХ ДОЛЖНОСТЕЙ РАБОТНИКОВ К КАТЕГОРИИ МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ»

    Минздрав изменит структуру организаций судебно-медицинской экспертизы – журнал Vademecum

    Марат Хамитов

    Мединдустрия
    Регуляторы

    21 сентября 2022, 12:10


    Общественные обсуждения проекта приказа завершатся 22 сентября. В случае утверждения документ вступит в силу с 1 марта 2023 года и будет действовать шесть лет. В пояснительной записке к проекту сказано, что действующий порядок частично устарел, «в частности, в условиях современного развития медицины необходимо пересмотреть подходы к проведению судебно-медицинской экспертизы».


    В проекте приказа прописан порядок приема, регистрации и хранения материалов СМЭ, контроля за ее ходом, определены правила работы экспертов и процедура направления объектов на исследование, а также установлено рекомендуемое штатное расписание и оснащение отделений судебно-экспертных организаций отдельно по каждой из специализаций. Кроме того, вводятся новые санитарные правила, которые в том числе учитывают принятые из-за пандемии коронавируса нормы.


    Согласно проекту документа, СМЭ в России могут проводить медицинские и другие занимающиеся медицинской деятельностью организации, которые имеют лицензию на проведение работ по судмедэкспертизе, – судебно-экспертные организации (СЭО). В действующем приказе говорится о государственных судебно-экспертных учреждениях (ГСЭУ), а также экспертных подразделениях системы здравоохранения с лицензией на медицинскую деятельность по соответствующим работам.


    Проект приказа определяет четыре типа СЭО по виду проводимых ими экспертиз: СМЭ трупов, СМЭ в отношении живых людей, СМЭ по материалам дела, а также СМЭ вещественных доказательств и объектов биологического и иного происхождения, в том числе судебно-гистологическую, судебно-биологическую, генетическую, медико-криминалистическую, спектрографическую, биохимическую, судебно-химическую и химико-токсикологическую.


    Одна и та же организация, сказано в документе, имеет право проводить экспертизу как по всем направлениям, так и по отдельным или нескольким из них. Для каждого типа СЭО отдельными приложениями прописывается порядок осуществления экспертиз, штатное расписание и оснащение. Поправки в рекомендуемых перечнях сотрудников СЭО связаны с изменением структуры организаций СМЭ и необходимостью обеспечить работу разных типов экспертных организаций, а также ускорить проведение экспертиз. В необходимое оснащение добавили современное оборудование (например, компьютеры с возможностью подключения к интернету).


    Проект документа также вводит сроки проведения СМЭ. Их определяет руководитель СЭО «с учетом сложности экспертного исследования: в пределах 30 дней, с возможностью его продления на срок до 60 дней; в случаях проведения комиссионной или комплексной экспертизы – в пределах 180 дней». При определении сроков проведения экспертизы учитывают периоды ее возможной приостановки из-за исполнения ходатайств (например, о предоставлении дополнительных материалов). Кроме того, сроки проведения СМЭ могут быть продлены «при одномоментном увеличении объема поступающих в структурное отделение экспертиз, в том числе при чрезвычайных ситуациях». Ранее время, отводимое на осуществление экспертизы, определялось в постановлении о назначении СМЭ.


    Новым порядком «при невозможности проведения экспертизы» допускаются исключения, которые позволят руководителю СЭО с согласия органа или уполномоченного, назначившего ее, увеличивать срок освидетельствования фактически без ограничений.


    На данный момент высокая продолжительность СМЭ является серьезной проблемой, рассказал старший юрист уголовно-правовой практики Антон Любимов. По его мнению, новый порядок в определенной степени решит этот вопрос, но полностью задержки в проведении экспертиз не исчезнут. Для этого необходимо справиться с перегруженностью отдельных экспертных учреждений, куда следственные органы направляют экспертизы со всей России, считает адвокат Иван Александров. В 2020 году в Минздраве озвучивали намерение ограничить срок проведения экспертизы. «Данный пробел вызывает существенные затруднения при планировании деятельности при производстве судебно-медицинских экспертиз», – отмечали тогда в ведомстве. Однако корректировки в действующий порядок так и не были внесены.


    Также в проекте документа изменены некоторые технические детали организации экспертиз. Например, вести журнал регистрации приема материалов для исследования нужно будет в электронной форме «в медицинской информационной системе СЭО» (бумажный носитель не отменен). Если в СЭО доставили труп человека, скончавшегося в медучреждении, без раскрывающих состояние его здоровья документов, начало исследования тела можно будет отсрочить.


    Если у специалиста есть подозрение, что труп подвергся воздействию радиации, то экспертизу должны приостановить, а эксперт должен сообщить об этом заведующему отделением и главе СЭО. Последний должен передать информацию органам власти региона. Порядок исследования таких тел входит в юрисдикцию Федерального медико-биологического агентства. Кроме того, в документе сказано, что экспертиза трупа должна проводиться «с соблюдением достойного отношения к телу умершего и максимально возможным сохранением его анатомической формы», а после исследования труп следует омыть водой.


    В августе 2021 года руководитель бюро СМЭ Ивановской области, вице-президент Ассоциации медицинского права России Сергей Ерофеев сообщал, что за 2020 год в стране провели 5 736 экспертиз. Это в два раза больше, чем в 2016 году.

    Подписывайтесь на наши каналы

    Telegram

    Telegram Live

    судебно-медицинских экспертиз | Предотвращение осведомленности о сексуальном насилии и реагирование на него


    Судебно-медицинские осмотры

    Эта веб-страница посвящена судебно-медицинским сестринским услугам HonorHealth. Чтобы узнать больше о процедурах судебно-медицинской экспертизы, посетите страницу Получить медицинскую помощь.

    В случае нападений, совершенных в округе Марикопа, Служба судебно-медицинской экспертизы HonorHealth проводит судебно-медицинские экспертизы в течение пяти дней или 120 часов после нападения. ASU Health Services не проводит судебно-медицинские экспертизы.

    • Общая информация: 480-312-6340, доступен с понедельника по пятницу с 8:00 до 17:00.
    • Запись на осмотр без полицейского отчета:  480-312-6339,  доступно 24 часа в сутки, 7 дней в неделю, 365 дней в году.

    Если вы находитесь за пределами округа Марикопа, но в Аризоне, просмотрите этот список медицинских судебно-медицинских экспертиз в Аризоне. Для тех, кто находится за пределами Аризоны, но находится в Соединенных Штатах, посетите RAINN для получения дополнительной информации о том, как найти экзаменационный центр.

    Что такое услуги судебно-медицинской экспертизы HonorHealth?

    Служба судебно-медицинской экспертизы HonorHealth включает дипломированных медсестер, специально обученных для оказания помощи жертвам и пострадавшим после опыта сексуального и домашнего насилия. Эти медсестры могут проводить судебно-медицинские экспертизы в местных центрах защиты интересов семьи. Семь таких центров защиты интересов семьи расположены в Чандлере, Глендейле, Гудиере, Месе, Фениксе, Прескотт-Вэлли и Скоттсдейле. Эти судебно-медицинские экспертизы могут помочь в сборе доказательств после пережитого насилия. Помимо доступа к судебно-медицинскому освидетельствованию, защитники потерпевших доступны через программу судебно-медицинских экспертиз HonorHealth, чтобы предложить жертвам и пострадавшим дополнительную поддержку. Эти адвокаты могут помочь с получением приказов о защите, разработкой плана безопасности, сопровождением пережившего насилие в суд и т. д.

     

    Как службы судебно-медицинской экспертизы HonorHealth обслуживают пострадавших и выживших?

    Служба судебно-медицинской экспертизы HonorHealth в первую очередь обслуживает жертв и выживших путем проведения судебно-медицинских экспертиз. Судебно-медицинская экспертиза, иногда называемая SANE Exam или Rape Kit, собирает доказательства после опыта сексуального насилия.

    Служба судебно-медицинской экспертизы Honor Health сотрудничает с городами округа Марикопа, чтобы обеспечить проведение осмотров в помещениях с информацией о травмах в центрах защиты семьи. Служба судебно-медицинской экспертизы Honor Health заключила контракт с округом Марикопа на проведение всех судебно-медицинских экспертиз. Обследования не проводятся в условиях стационара, за исключением случаев неотложной помощи и проблем со здоровьем, требующих немедленного внимания.

    Если вы сообщите в отделение полиции о сексуальном насилии, вас спросят, не хотите ли вы пройти судебно-медицинскую экспертизу, если насилие произошло в течение последних пяти дней или 120 часов. Если вы решите пройти обследование, они будут работать с судебно-медицинской медсестрой, чтобы обследование было проведено в Центре защиты семьи. В округе Марикопа расположено несколько центров защиты семьи. Узнайте больше о них на веб-странице центров защиты семьи округа Марикопа.

    В зависимости от того, где произошло сексуальное насилие, адвокаты потерпевших из местного города могут оказать вам поддержку во время судебно-медицинской экспертизы и объяснить возможные варианты. Независимо от того, где произошло нападение, защитники жертв ASU могут оказать поддержку.

    Закон о насилии в отношении женщин (VAWA) Повторное разрешение также гласит, что любая жертва может пройти судебно-медицинскую экспертизу, независимо от того, решит ли она явиться в отделение полиции. Эти экзамены, называемые экзаменами VAWA, также должны быть проведены в течение пяти дней или 120 часов после опыта.