Содержание
Рейтинг лизинговых компаний России 2020
Рейтинг лизинговых компаний рассчитан аналитиками Рэнкингового агенства «Экперт РА».
№ | Наименование компании | Лизинговый портфель |
---|---|---|
1 | Государственная Транспортная Лизинговая Компания — ГТЛК | 1 097 946 млн ₽ |
2 | СберЛизинг | 775 149 млн ₽ |
3 | ВТБ Лизинг | 580 141 млн ₽ |
4 | Газпромбанк Лизинг | 241 832 млн ₽ |
5 | ТрансФин-М | 216 203 млн ₽ |
6 | Альфа-Лизинг | 156 995 млн ₽ |
7 | Европлан | 98 100 млн ₽ |
8 | РЕСО-Лизинг | 72 570 млн ₽ |
9 | ДельтаЛизинг (ранее «Сименс Финанс») | 70 222 млн ₽ |
10 | Балтийский Лизинг | 65 204 млн ₽ |
11 | Росагролизинг | 56 553 млн ₽ |
12 | ЮниКредит Лизинг | 47 233 млн ₽ |
13 | КАМАЗ-ЛИЗИНГ | 43 434 млн ₽ |
14 | РЕГИОН Лизинг | 39 529 млн ₽ |
15 | Major Лизинг | 37 140 млн ₽ |
16 | Машпромлизинг (бывш.![]() | 30 703 млн ₽ |
17 | CARCADE (Каркаде) | 29 514 млн ₽ |
18 | Открытый Лизинг | 28 927 млн ₽ |
19 | Райффайзен-Лизинг | 27 033 млн ₽ |
20 | БАЛТОНЭКСИМ Лизинг Северо-Запад | 21 486 млн ₽ |
21 | Фольксваген Груп Финанц | 21 341 млн ₽ |
22 | Стоун-XXI | 20 861 млн ₽ |
23 | Универсальная Лизинговая Компания | 20 082 млн ₽ |
24 | Интерлизинг | 19 956 млн ₽ |
25 | Элемент Лизинг | 19 539 млн ₽ |
26 | Контрол Лизинг | 18 617 млн ₽ |
27 | Группа лизинговых компаний Зест | 17 932 млн ₽ |
28 | Эксперт-Лизинг | 17 180 млн ₽ |
29 | Северная Венеция | 15 627 млн ₽ |
30 | Ураллизинг | 14 268 млн ₽ |
31 | Металлинвестлизинг | 14 045 млн ₽ |
32 | УралБизнесЛизинг | 13 756 млн ₽ |
33 | Сибирская лизинговая компания | 12 564 млн ₽ |
34 | Рейл1520 | 10 506 млн ₽ |
35 | Универсальные финансовые решения | 10 441 млн ₽ |
36 | ТаймЛизинг | 9 279 млн ₽ |
37 | Совкомбанк Лизинг | 9 150 млн ₽ |
38 | Лизинговая компания «Дельта» | 8 546 млн ₽ |
39 | Восток-лизинг | 8 240 млн ₽ |
40 | Комацу БОТЛ Финанс СНГ | 8 040 млн ₽ |
41 | ЧелИндЛизинг | 6 499 млн ₽ |
42 | Бизнес Альянс | 5 463 млн ₽ |
43 | КузбассФинансЛизинг | 5 276 млн ₽ |
44 | Альянс-Лизинг | 4 592 млн ₽ |
45 | ПЕАК Лизинг | 4 311 млн ₽ |
46 | Лизинг-Трейд | 4 191 млн ₽ |
47 | Абсолют-Лизинг | 4 003 млн ₽ |
48 | Транслизинг-сервис | 3 956 млн ₽ |
49 | ТСС-Лизинг | 3 653 млн ₽ |
50 | Ак Барс Лизинг | 3 212 млн ₽ |
51 | Рафт Лизинг | 3 003 млн ₽ |
52 | Объединенная лизинговая компания (ОБЛИК) | 2 648 млн ₽ |
53 | Азия корпорейшн | 2 380 млн ₽ |
54 | НГМЛ финанс | 2 374 млн ₽ |
55 | Простые решения (ПР-Лизинг) | 2 354 млн ₽ |
56 | Уралпромлизинг | 2 243 млн ₽ |
57 | ИНВЕСТ-лизинг | 2 242 млн ₽ |
58 | СпецИнвестЛизинг | 2 009 млн ₽ |
59 | ЭКСПО-лизинг | 2 009 млн ₽ |
60 | Роделен | 1 980 млн ₽ |
61 | ПРОМАГРОЛИЗИНГ-ЦЕНТР | 1 897 млн ₽ |
62 | АКБ «ЦентроКредит» | 1 844 млн ₽ |
63 | ИКС-Лизинг | 1 826 млн ₽ |
64 | Интеза Лизинг | 1 820 млн ₽ |
65 | Ликонс | 1 771 млн ₽ |
66 | АС Финанс | 1 715 млн ₽ |
67 | ТЕХНО Лизинг | 1 688 млн ₽ |
68 | Лизинговое агентство | 1 489 млн ₽ |
69 | Транслизинг | 1 421 млн ₽ |
70 | Столичный Лизинг | 1 398 млн ₽ |
71 | Оренбургская государственная лизинговая компания (ОГЛК) | 1 359 млн ₽ |
72 | БелФин | 1 307 млн ₽ |
73 | СГБ-Лизинг | 1 170 млн ₽ |
74 | МСБ-лизинг | 1 170 млн ₽ |
75 | Солид-Лизинг | 1 169 млн ₽ |
76 | Лизинговая компания малого бизнеса Республики Татарстан | 1 157 млн ₽ |
77 | Межрегиональная инвестиционная компания | 1 075 млн ₽ |
78 | Пионер-Лизинг | 1 035 млн ₽ |
79 | Бэлти-Гранд | 1 030 млн ₽ |
80 | Инавтотрак Лизинг | 1 012 млн ₽ |
81 | КВАЗАР Лизинг | 979 млн ₽ |
82 | ГЕН ЛИЗИНГ | 909 млн ₽ |
83 | Аквилон-Лизинг | 909 млн ₽ |
84 | ЭкономЛизинг | 854 млн ₽ |
85 | Лизинг-Медицина | 719 млн ₽ |
86 | ДиректЛизинг | 712 млн ₽ |
87 | Титан-лизинг | 598 млн ₽ |
88 | ЛК Пруссия | 586 млн ₽ |
89 | Центр-Лизинг | 540 млн ₽ |
90 | Независимая Лизинговая Компания | 536 млн ₽ |
91 | Инвест-Бизнес Лизинг | 505 млн ₽ |
92 | Межрегиональная лизинговая компания | 482 млн ₽ |
93 | Байтек Лизинг | 474 млн ₽ |
94 | ЛенТрансЛизинг | 463 млн ₽ |
95 | СпецАвтоТехЛизинг | 447 млн ₽ |
96 | Петербургснаб | 418 млн ₽ |
97 | ПТК-лизинг | 389 млн ₽ |
98 | Лиакон | 275 млн ₽ |
99 | Лизинговая компания «Арктика» | 252 млн ₽ |
100 | Региональная лизинговая компания Ростовской области | 203 млн ₽ |
101 | ЛК «Развитие» | 180 млн ₽ |
102 | ТехМедЛизинг | 167 млн ₽ |
103 | Энергоинвест | 155 млн ₽ |
104 | Аксиома-Лизинг | 123 млн ₽ |
105 | ГКР-ЛИЗИНГ | 84 млн ₽ |
106 | Анлагелизинг | 58 млн ₽ |
107 | Аспект | 17 млн ₽ |
Рэнкинг российских лизингодателей на 01. 01.2023 года.
Рэнкинг составлен по данным «Эксперт РА»
Выгода международного лизинга | ООО «Альфа-Лизинг»
Самый важный вопрос при оценке экономической эффективности лизинга в международном формате является определение места реализации данной услуги согласно действующего российского законодательства. Так как в случае, если местом реализации услуги становится РФ, лизингополучатель вынужден оплачивать НДС два раза, а именно: при ввозе имущества и при оплате периодических лизинговых платежей. Что касается уплаты НДС с лизинговых платежей, то налог будет взиматься в случае, если местом реализации услуг лизинга будет признаваться территория Российской Федерации. Место реализации работ (услуг) определяется согласно положениям ст. 148 НК РФ. Лизинг является разновидностью аренды, но о нем в ст. 148 ничего не сказано. Официальная позиция такова: лизинг как разновидность аренды подчиняется тем же правилам определения места реализации, что и услуги по сдаче имущества в аренду.
Российская Федерация признается местом реализации услуг по предоставлению любого оборудования в лизинг, а реализация услуг по предоставлению недвижимого имущества, находящегося на территории Российской Федерации, облагается НДС в любом случае. Поэтому международный лизинг таких объектов — крайне редкая ситуация.
При международном лизинге лизингодателем является иностранная организация, а в соответствии с пп. 7 п. 1 ст. 309 НК РФ доходы, полученные иностранной организацией от лизинговых операций с имуществом, используемым на территории Российской Федерации (если получение таких доходов не связано с предпринимательской деятельностью иностранной организации через постоянное российское представительство), относятся к доходам иностранной организации от источников в Российской Федерации и подлежат обложению налогом на прибыль, удерживаемым у источника выплаты доходов. К таким доходам, в частности, относятся доходы от лизинговых операций. Если лизингодатель является резидентом государства, с которым у Российской Федерации заключено и действует соответствующее соглашение об избежании двойного налогообложения, при налогообложении доходов лизингодателя необходимо учитывать положения такого соглашения.
При международном лизинге наиболее приемлемым является применение такого таможенного режима, как временный ввоз, когда иностранные товары используются в течение определенного срока (срока временного ввоза) на таможенной территории Российской Федерации с полным или частичным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения к этим товарам запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности (ст. 209 Таможенного кодекса РФ).
Несмотря на то что данный режим является льготным, поскольку предусматривает полное или частичное освобождение от уплаты ввозных таможенных платежей, российские организации — лизингополучатели редко его используют, поскольку он ограничен максимально допустимым сроком нахождения предмета лизинга на территории Российской Федерации в два года (ст. 213 ТК РФ). В отношении товаров, относящихся к основным производственным фондам (средствам), при условии, что они не являются собственностью российских лиц, пользующихся ими на таможенной территории Российской Федерации, допускается временный ввоз с применением частичного освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов на 34 месяца.
Помимо ограничения сроков нахождения товаров на территории Российской Федерации ТК РФ содержит еще ряд условий для применения режима временного ввоза, которые заключаются в следующем. Временный ввоз допускается при условии, что товары могут быть идентифицированы таможенным органом при их обратном вывозе (реэкспорте). Таким образом, временно ввезенные товары должны оставаться в неизменном состоянии, за исключением изменений вследствие естественного износа или естественной убыли при нормальных условиях перевозки (транспортировки), хранения и использования (эксплуатации). С временно ввезенными товарами допускается совершать операции, необходимые для обеспечения их сохранности, включая ремонт (за исключением капитального ремонта и модернизации), техническое обслуживание и другие операции, необходимые для сохранения потребительских свойств товаров и поддержания товаров в состоянии, в котором они находились на день их помещения под таможенный режим временного ввоза. Распоряжение временно ввезенными товарами иными способами не допускается (п. п. 2 — 4 ст. 211 ТК РФ).
При этом таможенный орган вправе требовать от лица, заявляющего таможенный режим временного ввоза, предоставления гарантий надлежащего исполнения обязанностей, установленных ТК РФ (ст. 160), в т.ч. предоставления обязательства об обратном вывозе временно ввезенных товаров (п. п. 1 и 2 ст. 210 ТК РФ).
Еще одно важное условие применения режима временного ввоза заключается в том, что временно ввезенными товарами может пользоваться лицо, получившее разрешение на временный ввоз (ст. 211 ТК РФ). В силу данного условия в целях дальнейшего использования предмета лизинга на территории Российской Федерации декларантом должна выступать российская организация — лизингополучатель.
При частичном условном освобождении от уплаты таможенных пошлин, налогов за каждый полный и неполный календарный месяц нахождения товаров на таможенной территории Российской Федерации уплачивается 3% суммы таможенных пошлин, налогов, которая подлежала бы уплате, если бы товары были выпущены для свободного обращения.
При расчете объема таможенных платежей могут возникнуть проблемы с определением размера таможенной пошлины, поскольку законодательство в настоящее время не содержит четких предписаний о порядке определения таможенной стоимости товаров, передаваемых по договору лизинга. Зачастую лизингополучатели при ввозе предметов лизинга используют первый метод (по стоимости сделки с ввозимыми товарами), т.к. он является наиболее выгодным, поскольку позволяет учесть реальную цену товара и затраты на его приобретение. Таможенные органы нередко оспаривают возможность применения первого метода и необходимость использования шестого метода (резервного) при определении таможенной стоимости предмета лизинга, объясняя это особенностями лизинговых отношений (Письмо ФТС России от 19.11.2008 N 05-33/48386).
Режим временного ввоза должен быть завершен либо вывозом оборудования с таможенной территории Российской Федерации, либо помещением под иной таможенный режим. Действующим законодательством не установлен строгий порядок завершения режима временного ввоза, однако следует учитывать необходимость четкого соблюдения сроков возможности применения данного таможенного режима (два года, а в некоторых случаях — 34 месяца).
Недостатки международного лизинга заключаются в следующем:
•
классический финансовый лизинг может быть выгоден только в ситуации, когда иностранное юридическое лицо готово предложить условия лизинга, существенно более интересные чем Российская лизинговая компания. Однако, иностранные компании не предлагают такие продукты на рынке РФ, а риски для них при оценке Российских компаний существенно выше;
•
международный лизинг может быть интересен за счет льготного режима налогообложения, однако в таком случае речь может идти только о рассрочке таможенных платежей, а в конце срока лизинга имущество подлежит вывозу с территории РФ, что не позволяет говорить о достаточной эффективности использования имущества, так как лизингополучатель обязан будет заплатить все таможенные платежи, хоть и с рассрочкой, однако имущество в собственность на территории РФ не получит;
•
необходимость при отсутствии освобождения предмета лизинга от таможенных платежей платить НДС как при ввозе имущества, так и при оплате лизинговых платежей, при некорректном составлении договора или неправильной трактовке структуры платежей фискальными органами есть риски оплаты двойной суммы НДС — первый раз при ввозе, второй раз при оплате лизинговых платежей как налоговый агент;
•
максимальный срок временного ввоза или вывоза товара не может превышать двух лет, что меньше обычного срока действия договора лизинга (три — пять лет), а это связано с необходимость продления срока временного ввоза;
•
большое количество споров с таможенными органами о порядке определения таможенной стоимости предмета лизинга;
•
в день, когда истекает срок временного ввоза, лизингодатель или лизингополучатель должен заявить о смене таможенного режима на другой или поместить товар на склады временного хранения, что весьма проблематично при условии, что предмет лизинга — это стационарное или используемое в непрерывном технологическом процессе оборудование;
•
международный финансовый лизинг отнесен таможенными органами к группе риска, т.
е. к сделкам, способным привести к неуплате таможенных платежей. Это свидетельствует о повышенном внимании фискальных органов к участникам внешнеэкономической деятельности, задействованным в подобных проектах. А следовательно, таможенные органы требуют дополнительные обеспечительные меры, что усложняет администрирование сделки или требует дополнительных финансовых затрат.
Все вышеизложенное позволяет сделать вывод: плюсов от практического применения международного лизинга не так много, а экономически для многих объектов лизинга это просто невыгодно. Выгода международного лизинга возникает в ситуации, когда лизингополучатель не платит налогов при ввозе и освобожден от оплаты НДС на лизинговые платежи. А это имеет место только в части ограниченного перечня имущества, в основном не имеющего аналогов в РФ, и в отношении только тех предметов лизинга, местом реализации лизинговой услуги по которым будет иностранное государство. Поэтому международный лизинг будет пока развиваться в сегменте авиа, где он получает максимальную поддержку со стороны государства.
Международный лизинг внутри таможенного союза также сложен в администрировании. Но при этом есть еще и реальные финансовые недостатки такой схемы.
В рамках таможенного союза отсутствует как таковое понятие импорта, поэтому процедура сделок международного лизинга проще в реализации. Однако, в данном случае также имеет место налоговый аспект и территория, которая признается местом оказания услуги. Если в случае с оборудованием это будет территория лизингополучателя, а следовательно обязанность уплаты НДСа с лизинговых платежей возникает именно у лизингополучателя, то в случае с транспортом это будет территория лизингодателя. Поэтому при лизинге транспорта именно лизинговая компания будет обязана оплачивать НДС в бюджет. При этом источником оплаты данного НДСа будет ее клиент-резидент другой страны Таможенного союза. Однако механизмов зачета или возврата НДСа между государствами не существует, поэтому в ситуации с лизингом транспорта лизингополучатель по существу теряет НДС, оплачиваемый в составе лизинговых платежей на стоимость услуги лизинговой компании – резидента другой страны Таможенного союза.
Еще одна сложность заключается в законодательном регулировании налога на имущество, так как в странах участниках Таможенного союза данный налог платится по-разному. При этом вне зависимости от того какие ставки налога действуют на территории лизингополучателя, а возможно даже при его отсутствии на конкретные виды имущества, налог на имущество будет оплачиваться лизинговой компанией. При этом фактор так называемого баланса также не играет роли, так как учет предмета лизинга на балансе иностранного государства автоматически не создает у стороны, на балансе которой учитывается предмет лизинга, обязанности по оплате налога. В случае, если в государстве лизинговой компании налог на имущество предусмотрен, а в государстве лизингополучателя налог на имущество отсутствует, налоговыми органами лизингодателя данный налог скорее всего все равно будет взыскан. Таким образом, лизинговая компания должна будет его включить в состав лизинговых платежей. Это в конечном счета также негативно отражается на экономике сделок международного лизинга внутри Таможенного союза.
В итоге для лизингодателя проще и выгоднее создавать дочернюю компанию на сопредельной территории, чем оформлять международный лизинг в Беларуссию или Казахстан.
Российский лизинговый сектор готов к турбулентности в связи с усилением угрозы санкций
Российский лизинговый сектор существует более 30 лет и за это время значительно вырос. В то время как у лизинга были трудные 18 месяцев, чтобы справиться с экономическими последствиями Covid, он пришел в норму в 2021 году. будет продолжено в 2022 году и далее. Эта новость появилась, когда бизнес-сектор рассматривает возможность экономических санкций, которые могут быть наложены на Россию западными странами из-за растущей напряженности вокруг Украины.
Татьяна Позднякова
Татьяна Позднякова, директор Российской объединенной лизинговой ассоциации (РУЛА), российской организации лизинговой торговли и члена Leaseurope, заявила в эксклюзивном интервью, что после трудного 2020 года ее члены испытали лизинговые цены на историческом уровне в 2021 году.
По словам Поздняковой, за первые девять месяцев 2021 года объем российского лизингового рынка составил 1,5 трлн рублей (17,6 млрд евро), что на 54% больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, что является рекордным показателем для сектора.
«Автолизинг остается самым перспективным сегментом рынка с точки зрения роста», — сказала она.
В 2021 году автомобильный лизинг, на долю которого приходится 47% рынка лизинга оборудования, вырос на 65% по сравнению с предыдущим годом.
Позднякова сказала, что одной из причин роста была отсрочка спроса с 2020 года, когда производители были вынуждены приостановить производство из-за правил блокировки, из-за которых они сократили свой ассортимент.
В 2021 году спрос на автомобили в России значительно превышал предложение, при этом многим клиентам приходилось ждать поставок по полгода и более. Дефицит привел к росту цен, что также способствовало росту лизингового сектора в России, пояснила она.
Хотя официальные темпы экономического роста на 2021 год еще не опубликованы, аналитики ожидают, что ВВП за весь 2021 год составит около 4,3% по сравнению с -3,41% в 2020 году. Российская экономика восстанавливается благодаря восстановлению потребительский спрос и высокие цены на нефть, ее ключевой экспорт.
Позднякова ожидает, что в этом году ВВП России может вырасти дополнительно на 10-15%, в основном за счет государственных субсидий для промышленности.
Ожидается, что лизинговая отрасль выиграет, поскольку многие из этих субсидий будут нацелены на российских производителей автотранспортных средств и специального оборудования, особенно сельскохозяйственного оборудования и машин.
Объем государственной поддержки промышленности значительно увеличился с начала пандемии, достигнув пика в 2020 году.
Рассматривается или готовится к реализации ряд программ поддержки:
1. Новая программа льготного лизинга , в рамках которого российские аграрии смогут приобрести высокотехнологичную технику со скидкой, которая полностью заработает в 2022-2023 годах, на нее будет выделено более 24 млрд руб. Максимальная скидка по программе составит 45% от стоимости техники (она распространяется только на технику, ранее не находившуюся в эксплуатации), а полный перечень техники, охватываемой программой, определит Минсельхоз.
2. Предприятиям легкой промышленности предоставляется скидка до 50% от стоимости оборудования, полученного по договору лизинга. Это коснется компаний, реализующих инвестиционные проекты по модернизации производства. При этом сумма договора лизинга должна быть не менее 50 млн руб., а срок его действия не менее двух лет. Максимальный размер государственной субсидии составляет 200 млн рублей.
3. Новая программа стимулирования гражданского судостроения в России, предусматривающая установление льготной ставки лизинга в размере 2% от ранее 9%.
Дмитрий Козак
Действующая схема, которую внедряет правительство, предполагает льготный лизинг, который в период с 2021 по 2023 годы предполагает выделение 3 млрд руб. государственных средств на закупку различного оборудования и техники, в первую очередь для нужд агропромышленного комплекса .
В рамках схемы в 2021 году закуплено около 3500 единиц техники.
Кроме того, в настоящее время в правительстве рассматривается вопрос о запуске так называемой единой лизинговой субсидии, которую разработал замминистра Кремля Дмитрий Козак. начальник штаба, с 2008 по 2020 год занимал пост вице-премьера России.
Схема предполагает предоставление частичной компенсации затрат лизинговым компаниям, предоставление льготных условий лизинга промышленной продукции – от автомобильной, сельскохозяйственной, железнодорожной техники до оборудования для различных других отраслей промышленности. Годовая стоимость схемы оценивается примерно в 10 миллиардов рублей.
Роль государства в поддержке лизингового сектора также привлекла в этот сектор новых игроков и помогла некоторым ведущим местным игрокам расширить существующие операции.
Одной из таких является ВЭБ.РФ, государственная корпорация экономического развития и одна из крупнейших инвестиционных компаний России, а также один из ведущих игроков лизингового сектора страны.
Характеризуя планы компании в сфере лизинга, представитель ВЭБ.РФ сообщил:
«Компания в первую очередь ориентирована на финансирование крупных проектов за счет проектного финансирования. Лизинг будет использоваться для поддержки судостроения, например, в том числе для строительства 15 крупнотоннажных газовозов на судостроительном заводе «Звезда» в рамках проекта «Арктик СПГ 2».
«В числе ключевых лизинговых проектов для компании в 2021 году – поставка 438 автобусов для Тверской области, поставка 48 электропоездов для нужд РЦППК, а также рельсовых автобусов для Сахалина и Курска»
Максим Калинкин, исполнительный директор Лизинговой группы Газпромбанка, участвующей в реализации российских федеральных и региональных программ, заявил: «Мы ожидаем дальнейшего развития российского лизингового рынка в 2022 году, динамика которого в первую очередь будет зависеть от внутреннего спроса»9.0007
«Естественный износ транспорта и оборудования; переход на экологически чистые автомобили и городской пассажирский транспорт; запуск новых производств, крупных инфраструктурных и строительных проектов; и реализация социально значимых схем, я уверен, обеспечит позитивный рост на российском рынке лизинга». повышение цен на автомобили.
«Среди основных рисков для лизинговых компаний — нехватка оборудования, которая, по нашим оценкам, сохранится в течение первого полугодия 2022 года и, возможно, до конца года и далее», — говорит Дмитрий Корчагов, генеральный директор ООО «Балтийский лизинг».
Однако бизнес лизинга оборудования остается хорошо изолированным от внешних шоков
«В отличие от банковского и экспортоориентированного секторов, российский лизинговый рынок менее зависим от внешних санкций и давления», — говорит Корчагов9.0007
«Доля трансграничного лизинга в общем объеме невелика. В России лизинг будет развиваться или падать синхронно с ростом или спадом инвестиционной активности российских предприятий», — говорит он.
Евгений Дитрих, генеральный директор Государственной транспортной лизинговой компании (ГТЛК), крупнейшей лизинговой компании России, говорит, что рост в 2021 году является хорошей основой для этого года: «Розничный лизинг динамично рос в 2021 году, в то время как капиталоемкий сектор росли более низкими темпами. Что касается отдельных секторов рынка, то в настоящее время мы наблюдаем рост лизинга автомобилей, лизинга телекоммуникационного оборудования и железнодорожной техники.
Но основой будущего выживания является адаптация к изменяющимся рыночным условиям: «Наши операции стали более динамичными, процессы — более гибкими, а доля клиентов, пользующихся онлайн-сервисами, увеличилась. Мы также уделяем больше внимания управлению рисками».
На решение российской авиационной головоломки стоимостью 15 миллиардов долларов у страховщиков уйдут годы
И США, и ЕС запретили российские авиакомпании после вторжения в Украину. |
Страховщики столкнулись с многолетней судебной тяжбой с фирмами по аренде самолетов из-за потенциального счета в размере 15 миллиардов долларов от самолетов, застрявших в России из-за войны на Украине.
AerCap Holdings NV, крупнейшая в мире компания по лизингу самолетов, подала иск на 3,5 миллиарда долларов в конце марта после того, как российское правительство приняло закон, позволяющий регистрировать арендованные в стране самолеты на местном уровне, что многие считают первым шагом к конфискации самолетов.
S&P Global Ratings сообщило в отчете от 31 марта, что потери авиации в результате российско-украинской войны могут составить от 6 до 15 миллиардов долларов по трем различным сценариям.
Источники конфликтов
То, что арендодатели смогут получить от страховщиков, будет в значительной степени зависеть от покрытия, которое считается применимым. На арендодателей распространяются полисы, принятые авиакомпаниями, а также их собственное условное покрытие всех рисков и военное покрытие, если полисы авиакомпаний не отвечают. Военное покрытие обычно имеет положение об отмене в течение семи дней, что может вызвать споры о том, было ли покрытие отменено до того, как оно было активировано.
Источник в авиационной страховой компании сообщил, что один из вопросов заключается в том, послужит ли подписание российского закона о перерегистрации или конфискация самолета причиной возникновения убытков.
«Есть довольно много областей, которые подлежат обсуждению, поэтому может пройти несколько лет, прежде чем будет урегулирован окончательный счет», — сказал в интервью Али Каракую, директор и ведущий аналитик по страхованию в S&P Global Ratings. .
Военное покрытие содержит совокупные лимиты, предназначенные для ограничения выплат в случае одновременного поражения большого количества самолетов. Но при предъявлении претензий арендодатели будут выходить за рамки своего условного военного прикрытия.
«Военная политика — не единственная политика, которой угрожает опасность в этом случае», — написал по электронной почте Бенджамин Серра, старший вице-президент рейтингового агентства Moody’s. «Арендодатели самолетов получают выгоду от различных видов покрытия, которые, в зависимости от интерпретации, могут вызвать выплаты страховщиков за пределами совокупных ограничений на авиационную войну».
Сценарий авиационных потерь S&P Global Ratings на сумму 6 миллиардов долларов, его базовый сценарий, учитывает 78 из 515 иностранных самолетов, арендованных российскими авиакомпаниями, которые либо находились за пределами России до вторжения, либо были возвращены после этого, по данным авиационного консалтинга. Цириум. Также предполагается, что часть страхового покрытия была отменена, а некоторые судебные решения не включают самые высокие уровни страховых сумм и покрытия.
Сценарий Ratings на сумму 15 миллиардов долларов, что превышает страховую стоимость в 12 миллиардов долларов, которую он оценивает для 515 самолетов, предполагает, что подавляющее большинство полисов не подлежит отмене, а подавляющее большинство судебных дел позволяет арендодателям получить максимально возможные страховые суммы — например , если страховой случай классифицируется как кража, а не как военные действия.
Требование AerCap на сумму 3,5 миллиарда долларов превышает стоимость ее активов, застрявших в России, в размере 2,5 миллиарда долларов, которые включают 113 самолетов и 11 двигателей после обнаружения 22 самолетов и трех двигателей.
Другие арендодатели оптимистично оценивают свои страховые выплаты. Стивен Удвар-Хази, исполнительный председатель Air Lease Corp., заявил на конференции 16 марта, что ее страховщики однажды «полностью выплатили» два Boeing 737 в Таиланде, которые Air Lease Corp. балансовая стоимость двух самолетов.
Нестабильная ситуация
Санкции, введенные российско-украинской войной, вынудили арендодателей самолетов расторгнуть свои сделки с российскими авиакомпаниями, и с тех пор они изо всех сил пытаются вернуть свои самолеты. Крупные игроки российского рынка мало говорят о своей стратегии в предстоящей страховой битве. AerCap не ответила на запрос о предоставлении дополнительной информации о страховом случае. Air Lease Corp., Avolon Holdings Ltd. и Carlyle Aviation Partners Ltd. не ответили на вопросы о своих планах подавать страховые претензии. В отчете за первый квартал от 7 апреля Avolon сообщила, что по состоянию на 31 марта 10 принадлежащих ей самолетов находились в России, что составляет менее 1% стоимости ее портфеля.
BOC Aviation Ltd. имеет 17 собственных самолетов и один управляемый самолет, сданный в аренду российским авиакомпаниям, говорится в сообщении компании от 7 апреля. Чистая балансовая стоимость 17 находящихся в собственности самолетов составляла 589 миллионов долларов, или 2,5% от общей суммы активов по состоянию на 31 марта, за вычетом денежного залога. Представитель BOC Aviation сообщил по электронной почте, что компания имеет «обширное» условное покрытие для своих самолетов внутри и за пределами России в дополнение к основному покрытию, организованному авиакомпанией, но они отказались предоставить дополнительную информацию на данном этапе из-за «текучести условий».