Содержание
Комплексная судебная психолого-психиатрическая экспертиза. Большая российская энциклопедия
Научные отраслиНаучные отрасли
Ко́мплексная суде́бная психо́лого-психиатри́ческая эксперти́за (КСППЭ), процессуальное действие, состоящее из проведения исследований и дачи заключения экспертами разных специальностей по вопросам, разрешение которых требует специальных знаний в области психологии и психиатрии, поставленным перед экспертами судом, судьёй, органом дознания, лицом, производящим дознание, следователем, в целях установления обстоятельств, подлежащих доказыванию по конкретному делу.
В Федеральном законе от 31 мая 2001 г. № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в РФ» (Закон о ГСЭД) комплексная судебная экспертиза определяется как комиссия экспертов разных специальностей (ч. 1 ст. 23). Каждый из экспертов разных специальностей проводит исследования в пределах своих специальных знаний. В заключении экспертов, участвующих в производстве комплексной экспертизы, указывается, какие исследования и в каком объёме провёл каждый эксперт, какие факты он установил и к каким выводам пришёл. Каждый эксперт, участвующий в производстве комплексной экспертизы, подписывает ту часть заключения, которая содержит описание проведённых им исследований, и несёт за неё ответственность. Общий вывод делают эксперты, компетентные в оценке полученных результатов и формулировании данного вывода. Если основанием общего вывода являются факты, установленные одним или несколькими экспертами, это должно быть указано в заключении.
В ч. 1 ст. 201 Уголовно-процессуального кодекса РФ (УПК РФ) указывается, что «судебная экспертиза, в производстве которой участвуют эксперты разных специальностей, является комплексной». В ч. 1 ст. 82 Гражданского процессуального кодекса РФ (ГПК РФ) даётся более расширенное понятие различных компетенций экспертов: «комплексная экспертиза назначается судом, если установление обстоятельств по делу требует одновременного проведения исследований с использованием различных областей знания или с использованием различных научных направлений в пределах одной области знания».
В ч. 2 ст. 201 УПК РФ акцентируется внимание на том обстоятельстве, что при производстве комплексной судебной экспертизы каждый эксперт действует в пределах своей компетенции: «В заключении экспертов … указывается, какие исследования и в каком объёме провёл каждый эксперт, какие факты он установил и к каким выводам пришёл. Каждый эксперт … подписывает ту часть заключения, которая содержит описание проведённых им исследований, и несёт за неё ответственность». В ч. 2 ст. 82 ГПК во главу угла ставится возможность выработки интегративного вывода: «По результатам проведённых исследований эксперты формулируют общий вывод об обстоятельствах и излагают его в заключении, которое подписывается всеми экспертами. Эксперты, которые не участвовали в формулировании общего вывода …, подписывают только свою исследовательскую часть заключения».
История комплексной судебной психолого-психиатрической экспертизы
До введения в действие УПК РФ, ГПК РФ и Закона о ГСЭД понятия «комплексная судебная экспертиза» (КСЭ) в России в процессуальном плане не существовало. Однако вопросы теории КСЭ активно обсуждались в теоретическом плане, в основном при анализе криминалистических экспертиз. В теории КСЭ стали различать следующие варианты взаимодействия экспертов разных специальностей:
«Комплекс исследований в рамках одной экспертизы» (комплексно-вспомогательное исследование). Применительно к судебно-психиатрической экспертизе это ситуации, когда эксперт-психиатр при клинической диагностике и формулировании экспертных выводов использует данные нейрофизиологов, психологов, неврологов и других специалистов.
«Комплекс экспертиз» (комплексно-кооперативное исследование). Эксперты разных специальностей исследуют один и тот же объект, учитывают выводы друг друга, но формулируют самостоятельные выводы в пределах своей компетенции. Например, эксперт-психолог при диагностике аффекта у обвиняемого может учитывать судебно-психиатрические экспертные решения (о наличии того или иного психического расстройства, о способности осознавать фактический характер и общественную опасность инкриминируемых деяний и руководить ими), но сам вывод о наличии или отсутствии состояния аффекта всецело относится к компетенции психолога.
«Комплексная экспертиза» (комплексно-интегративное исследование), основной особенностью которой является формулирование общего вывода на основе использования различных предметных специальных знаний.
К середине 1980-х гг. сформировались два основных подхода к определению КСЭ: «мягкий» (И. Л. Петрухин, Ю. К. Орлов, А. Р. Шляхов и др.), включающий в КСЭ как «комплексно-кооперативный», так и «комплексно-интегративный» типы исследований, и «жёсткий» (Н. А. Селиванов, Ю. Г. Корухов, М. Н. Ростов и др.), рассматривающий в качестве КСЭ только «комплексно-интегративное» исследование.
В теории КСППЭ также сформировалось два подхода к определению КСЭ с участием психолога и психиатра: «мягкий», согласно которому комплексной является экспертиза, в производстве которой участвуют эксперты психиатры и психологи (без указания на необходимость всегда формулировать общий вывод экспертами различных специальностей), и «жёсткий», в качестве главного признака КСППЭ выделяющий «интегративную» оценку психологами и психиатрами особенностей психической деятельности подэкспертных лиц, имеющих юридическое значение, и формулирование «общего (единого)» ответа на вопросы судебно-следственных органов.
С 1980-х гг. наблюдается устойчивый рост количества назначаемых КСППЭ. В России, по данным автора статьи, проводится около 70 тыс. таких экспертиз в год, что составляет примерно четверть от всех проводимых в России судебно-психиатрических экспертиз.
Анализ сложившейся практики КСППЭ и привёл к тому, что в составленном Ф. С. Сафуановым и С. Н. Шишковым (под редакцией Т. Б. Дмитриевой) «Положении о производстве комплексной судебной психолого-психиатрической экспертизы в ГНЦ социальной и судебной психиатрии имени В. П. Сербского» (утверждённом 14 мая 1998, согласованном с прокуратурой г. Москвы 12 мая 1998), в противовес постановлению пленума Верховного суда СССР от 16 марта 1971 г. № 1 «О судебной экспертизе по уголовным делам» и Инструкции об организации производства комплексных экспертиз в судебно-экспертных учреждениях СССР (1986), было закреплено «мягкое» определение КСППЭ: «КСППЭ назначается в случаях, когда при производстве по уголовному или гражданскому делу в рамках одной экспертизы требуются специальные познания в психологии и психиатрии».
Современное процессуальное определение КСЭ реализует «мягкий» подход. Процессуальный статус КСППЭ позволяет в экспертном заключении формулировать как интегративные (синтезирующие) выводы, так и выводы эксперта одной специальности. В первом случае формулируются выводы комплексного исследования, входящие в совместную компетенцию экспертов психиатров и психологов, а во втором – выводы, которые входят в компетенцию эксперта лишь одной специальности.
Закреплённые в процессуальном законодательстве положения о взаимодействии экспертов разных специальностей при производстве КСЭ соответствуют одному из принципов судебной экспертологии, сформулированных А. И. Винбергом и Н. Т. Малаховской в 1979 г. – принципу единства интеграции и дифференциации предметных экспертных наук. Применительно к КСППЭ можно отметить, что подход к интеграции психологических и психиатрических знаний заключается в совместном экспертном исследовании юридических критериев (например, ограничения способности обвиняемого или нарушения способности истца, оспаривающего совершённую им сделку, к осознанной регуляции юридически значимых действий). Дифференциация специальных знаний психолога и психиатра проявляется в разведении психопатологических факторов (определение которых является компетенцией психиатра), влияющих на юридически значимые способности подэкспертных (например, на способность оказывать сопротивление или давать показания) и эмоциональных, личностных и возрастных (установление которых входит в компетенцию психолога).
Вопросы теории, методологии и организации КСППЭ впервые были исследованы в начале 1970-х гг. М. М. Коченовым, Н. И. Фелинской, Н. Н. Станишевской, Т. П. Печерниковой. Проблемы КСППЭ в уголовном и гражданском процессах получили развитие в трудах И. А. Кудрявцева, В. В. Гульдана, Ф. С. Сафуанова, В. А. Гурьевой, Е. Г. Дозорцевой, Н. К. Харитоновой, О. А. Русаковской, А. А. Ткаченко и др.
Модели интеграции и дифференциации судебно-психологических и судебно-психиатрических знаний
Отсутствие интегративных ответов. Каждый из вопросов, поставленных перед экспертами, входит в компетенцию судебного эксперта только одной специальности, поэтому ответы психологов и психиатров на вопросы практически не пересекаются. Например, при выводе экспертов-психиатров об отсутствии психического расстройства у обвиняемого и его способности осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий и руководить ими возможно решение эксперта-психолога о наличии у подэкспертного состояния аффекта в момент совершения правонарушения.
Последовательное комплексирование. Эта модель описывает ситуации, когда ответить на вопросы, поставленные перед психологом, невозможно без знания диагностического и экспертного решения психиатра. Типичным примером такого последовательного комплексирования психологических и психиатрических знаний являются ответы на вопросы, имеющие значение для квалификации ч. 3 ст. 20 Уголовного кодекса РФ (УК РФ): установление психологом отставания в психическом развитии обвиняемого, которое не связано с психическим расстройством, требует обязательного учёта диагностического решения судебно-психиатрического эксперта.
Последовательно-параллельное комплексирование. Предметом совместного применения познаний в психологии и психиатрии является юридический критерий. Так, при КСППЭ свидетелей нарушение способности правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для дела, или давать о них показания могут быть обусловлены фактором психического расстройства (компетенция психиатра) или психологическими факторами – особым эмоциональным состоянием, непатологическими особенностями познавательных процессов, уровнем возрастного психического развития (компетенция психолога). Аналогичным образом можно устанавливать причины нарушения способности понимать характер и значение действий сексуального насильника или оказывать сопротивление при КСППЭ потерпевших. Нарушение способности гражданина понимать значение своих действий или руководить ими при совершении сделки, в соответствии со ст. 177 Гражданского кодекса РФ (ГК), также быть может обусловлено фактором психического расстройства (компетенция психиатра) или психологическими факторами – особым эмоциональным состоянием, непатологическими особенностями познавательных процессов, особенностями взаимодействия с контрагентом при совершении сделки (компетенция психолога). При определении психиатрами наличия психического расстройства у подэкспертного лица совместное экспертное решение психолога и психиатра касается только анализа той или иной из названных юридически значимых способностей, а при отсутствии психического расстройства – анализа не только юридически значимой способности, но и возможных психологических причин нарушения этих способностей – т. е. на последнем этапе комплексирование психологических и психиатрических знаний является уже последовательным.
Параллельное комплексирование. Этот вариант комплексного использования психиатрических и психологических знаний может применяться при оценке ограниченной способности обвиняемого к осознанию фактического характера и общественной опасности своих действий вследствие психического расстройства, не исключающего вменяемости (что имеет значение для применения ч. 1 ст. 22 УК РФ) и его общественной опасности (что является основанием для назначения принудительных мер медицинского характера, сопряжённого с исполнением наказания в соответствии с ч. 2 ст. 22 УК РФ). При определении ограниченной вменяемости судебно-экспертная оценка учитывает не только структуру психического расстройства, но требует анализа и ситуативных, и личностных факторов. В этих случаях при производстве КСППЭ в экспертный вывод психиатра о способности обвиняемого в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий или руководить ими в неполной мере вследствие психического расстройства, может интегрироваться и использоваться при его обосновании вывод эксперта-психолога о существенном влиянии личностных особенностей обвиняемого на его криминальное поведение.
Сафуанов Фарит Суфиянович Дата публикации: 8 февраля 2023 г. в 08:58 (GMT+3)
#Прикладная психология
Прикладная психология
#Специальные психологические отрасли
Специальные психологические отрасли
Психолого психиатрическая экспертиза несовершеннолетнего 2023
Эксперт обратил внимание на необходимость учитывать особенности психического развития ребенка, обозначил ряд организационно-правовых ошибок при проведении экспертизы, выделил типичные ошибки психологической части экспертного заключения.
Как сообщает пресс-служба ФПА, 26 мая в ходе очередного образовательного вебинара Федеральной палаты адвокатов с лекцией на тему «Актуальные аспекты комплексной судебной психолого-психиатрической экспертизы несовершеннолетних» выступил старший научный сотрудник лаборатории детского и подросткового возраста отдела социальных и судебно-психиатрических проблем несовершеннолетних, доцент Национального медицинского исследовательского центра психиатрии и наркологии имени В.П. Сербского, к.п.н. Дмитрий Ошевский.
ТОЛЬКО СЕГОДНЯ — Задайте вопрос юристу бесплатно!
- Задайте вопрос через через онлайн-чат
- Позвоните на горячую линию: Вся РФ — 8(800)302-58-65
В начале своего выступления лектор отметил, что даже в случае обращения к психологу по поводу каких-либо частных проблем необходимость широкого психологического исследования особенностей психического развития диктуется целостным характером процесса развития, а следовательно, невозможностью существования изолированных проблем и необходимостью принятия во внимание множественности их возможных источников. Поэтому вопрос об особенностях психического развития является обязательным при экспертизе несовершеннолетних, уточнил он.
Дмитрий Ошевский напомнил, что юридическими основаниями производства комплексной судебной психолого-психиатрической экспертизы являются постановление лица, производящего дознание, следователя, прокурора или судьи либо определение суда (судьи и двух народных заседателей). Иные письменные документы или устные распоряжения не могут служить основаниями производства экспертизы.
Он обозначил ряд организационно-правовых ошибок при проведении КСППЭ несовершеннолетних. Это случаи, когда экспертиза проводится без постановления; на доследственном этапе; когда собрано недостаточно сведений, а процессуальное положение обследуемого не определено. Кроме того, когда эксперт отвечает на вопросы, не входящие в пределы его профессиональной компетенции, не анализирует в полном объеме предоставленные материалы, а также не отвечает на все поставленные вопросы, входящие в пределы его профессиональной компетенции.
Дмитрий Ошевский подробно остановился на одном предметном виде КСППЭ несовершеннолетних в уголовном процессе – экспертизе способности несовершеннолетнего обвиняемого с отставанием в психическом развитии, не связанным с психическим расстройством, в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий либо руководить ими. Решение этого вопроса, как пояснил спикер, значимо для возможности правоприменения ч. 3 ст. 20 Уголовного кодекса РФ.
В рамках данной экспертизы психологу-эксперту обязательно должны быть заданы одновременно два вопроса, подчеркнул лектор. Первый – имеются ли у несовершеннолетнего признаки отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством. Второй вопрос – при наличии у несовершеннолетнего отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством, можно ли заключить, что во время совершения общественно опасного деяния он не мог в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими.
Лектор обратил внимание на методологически неверные вопросы экспертам, противоречащие принципам развития психики несовершеннолетнего. Например, каков паспортный возраст несовершеннолетнего; соответствует ли несовершеннолетний своему биологическому возрасту; соответствует ли психическое развитие несовершеннолетнего его паспортному возрасту и другие.
Кроме того, он выделил типичные ошибки психологической части заключения КСППЭ несовершеннолетних. В частности, когда используются необоснованные и неапробированные методы и методики, недостаточный набор методов и методик; без приведения конкретных (качественных и количественных) данных дается квалификация функционирования различных сфер психической деятельности; необоснованно квалифицируются экспертные феномены – аффект, отставание в психическом развитии и другие.
С презентацией спикера можно ознакомиться здесь.
Повтор трансляции состоится в субботу, 30 мая.
Психолого-психиатрическая экспертиза несовершеннолетних
Подборка наиболее важных документов по запросу Психолого-психиатрическая экспертиза несовершеннолетних (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
- Медицинская экспертиза:
- Документы для МСЭ
- Заключение ввк
- КИЛИ
- Комиссия по изучению летальных исходов
- Направление на МСЭ
- Ещё.
- Судебная экспертиза:
- Баллистическая экспертиза
- Виды судебных экспертиз
- Виды экспертиз
- Вопросы строительно-технической экспертизы
- Как оспорить судебную экспертизу
- Ещё.
Судебная практика: Психолого-психиатрическая экспертиза несовершеннолетних
Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Подборка судебных решений за 2019 год: Статья 166 «Разрешение судом ходатайств лиц, участвующих в деле» ГПК РФ «Доводы апелляционной жалобы о том, что суд первой инстанции отказал истцу в удовлетворении ходатайства о назначении комплексной психолого-психиатрической экспертизы родителей и несовершеннолетнего ребенка, не могут повлечь отмену решения суда первой инстанции, поскольку как следует из материалов дела (протокол судебного заседания Люблинского районного суда г. Москвы от 05 сентября 2018 года, определение от 05 сентября 2018 года — л.д. 29 — 30, 23, протоколы судебных заседания от 17 октября 2018 года, от 28 ноября 2018 года — 67 — 71, 107 — 108) указанное ходатайство постановлено судом на обсуждение участников процесса, с учетом мнения которых разрешено принятием соответствующего определения, в котором приведены судом необходимые мотивы по существу разрешенного вопроса. Кроме того, по смыслу положений ст. 166 ГПК РФ, удовлетворении ходатайства является правом, а не обязанностью суда.»
Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Подборка судебных решений за 2019 год: Статья 65 «Осуществление родительских прав» СК РФ
(Р.Б. Касенов) Суд удовлетворил требования истца к ответчику о расторжении брака, определении места жительства детей, отказал в удовлетворении встречного требования ответчика к истцу об определении места жительства детей. Разрешая заявленные требования об определении места жительства детей, суд, руководствуясь положениями ст.
65 Семейного кодекса РФ, ст. 6 Конвенции ООН «О правах ребенка», принял во внимание заключения органов опеки, выводы заключения психолого-психиатрической экспертизы, обоснованно учел желание детей проживать с истцом — матерью и посчитал целесообразным и отвечающим интересам несовершеннолетних определить их место жительства с матерью.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Психолого-психиатрическая экспертиза несовершеннолетних
Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Статья: Проблемы участия специальных субъектов в обеспечении медиативных процедур в рамках ювенального уголовного судопроизводства
(Ковязин А.В.)
(«Российский следователь», 2018, N 5) На наш взгляд, судьи, уполномоченные осуществлять ювенальное уголовное судопроизводство, даже в результате повышения своей профессиональной квалификации с учетом вышеуказанных требований не будут располагать эффективными возможностями для поиска и глубокого усвоения вышеуказанных знаний в силу имеющейся у них нагрузки, связанной с осуществлением своих непосредственных профессиональных обязанностей в отношении рассмотрения уголовных дел других категорий. В связи с этим важной составляющей процесса интеграции медиативных процедур в ювенальное судопроизводство должно, на наш взгляд, являться правовое обеспечение участия в нем социального работника, а также обязательности осуществления комплексной психолого-психиатрической экспертизы несовершеннолетнего — участника медиативного процесса. Необходимо отметить, что в действующей редакции Уголовно-процессуального кодекса РФ (далее — УК РФ) легальное определение педагога или социального работника отсутствует.
Кроме того, уголовный закон характеризуется и недостаточной правовой регламентацией процессуального статуса специалиста. Справедливо мнение о том, что данные обстоятельства могут свидетельствовать «как об отсутствии у законодателя четкого представления о том, какова роль специалиста в уголовном процессе, так и об отсутствии теоретической ясности в том, что следует относить к правам и обязанностям специалиста, а что к направлениям его деятельности» .
Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Статья: Применение положений ч. 3 ст. 20 УК РФ о «возрастной незрелости»
(Мухачева И.М.)
(«Актуальные проблемы российского права», 2018, N 6) Совпадение юридического критерия ограниченной вменяемости и отставания в психическом развитии, с нашей точки зрения, является всего лишь результатом применения единого термина «не мог в полной мере. «. Это, безусловно, никак не может повлиять на диагностику, оценку и результат судебно-психологической либо комплексной психолого-психиатрической экспертизы в отношении несовершеннолетнего.
Правовые ресурсы
- «Горячие» документы
- Кодексы и наиболее востребованные законы
- Обзоры законодательства
- Федеральное законодательство
- Региональное законодательство
- Проекты правовых актов и законодательная деятельность
- Другие обзоры
- Календари
- Формы документов
- Полезные советы
Проблемы экспертов при обследовании подростков
20 октября в рамках очередного вебинара ФПА РФ по повышению квалификации адвокатов лекцию на тему «Проблемные вопросы комплексной судебной психолого-психиатрической экспертизы несовершеннолетних» прочитала доктор психологических наук, профессор, главный научный сотрудник, и. о. руководителя Лаборатории психологии детского и подросткового возраста ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр психиатрии и наркологии им. В.П. Сербского» Минздрава России Елена Дозорцева.
Комплексная судебная психолого-психиатрическая экспертиза (далее – КСППЭ) несовершеннолетних – один из наиболее сложных видов судебной экспертизы, находящийся на пересечении судебной психиатрии, судебной, клинической, возрастной психологии и права. Как отметила Елена Георгиевна, при назначении и проведении КСППЭ нередко возникают проблемы, ошибки в решении которых могут повлечь серьезные последствия для участников дела. Она обозначила цель своего выступления – рассмотреть ряд наиболее проблемных моментов с точки зрения судебного психолога и ориентировать адвокатов в возможностях действий в подобных ситуациях.
Елена Дозорцева начала свое выступление с сообщения, что обсуждение судебной экспертизы несовершеннолетних начинается с классификации ее видов, назначения экспертизы на этапе доследственной проверки и в условиях возбужденного уголовного дела, выбора вида экспертизы и экспертного учреждения, постановки вопросов эксперту. При этом данные, которые получены в ходе экспертиз, крайне редко проводимых на этапе доследственной проверки, все же могут быть использованы в качестве доказательств, хотя в это время у исследуемых нет процессуального статуса.
В сфере уголовного процесса обычно анализируются трудности, возникающие при проведении КСППЭ несовершеннолетних обвиняемых, свидетелей, потерпевших, а также при выполнении посмертных экспертиз по делам о самоубийствах несовершеннолетних.
Экспертизы несовершеннолетних обвиняемых, по ее словам, ориентированы на поиск психологических и клинических факторов, влияющих на способность подростков-правонарушителей осознанно управлять своими противоправными действиями, пояснила лектор. К числу психологических факторов относятся личностная незрелость, индивидуально-психологические особенности, эмоциональные состояния в криминальной ситуации. В ряде случаев экспертиза может выявить обстоятельства, способствующие смягчению наказания.
Экспертная оценка каждого из обозначенных психологических факторов связана с рядом проблем и трудностей, которые обсуждались в ходе онлайн-лекции. Кроме того, по словам эксперта-психолога, все чаще требует экспертного исследования и уголовно-процессуальная дееспособность несовершеннолетнего обвиняемого. Это относительно новое направление экспертной практики.
Елена Дозорцева обратила внимание на то, что посмертные КСППЭ по делам о самоубийствах несовершеннолетних представляют собой особую сложность. Они довольно часто проводятся начиная с 2011 г. В ряде случаев в таких делах появляются обвиняемые, и тогда эксперт выявляет связь между их действиями и развитием эмоционального состояния потерпевшего.
Лектор отметила аспекты экспертиз, которые могут представлять интерес для адвокатов, назвала применяемые статьи Уголовного кодекса, пояснила, почему подростки редко попадают в состояние аффекта, однако могут совершить правонарушение в «сильном душевном волнении». Кроме того, она предупредила адвокатов, что следователи часто нарушают права подростков, препятствуя проведению допроса с использованием видеозаписи. В таких случаях защитник может объяснить законным представителям несовершеннолетнего, что такая запись проводится в интересах допрашиваемого, чтобы исключить некорректные вопросы и даже давление со стороны следователя.
Довольно большую часть экспертиз несовершеннолетних в последнее время составляют экспертизы свидетелей и потерпевших. Сложность экспертизы детей как свидетелей связана не только с ее содержательной спецификой, но и зачастую с некорректной процедурой получения показаний следствием. Эксперт рассказала, в каком русле обсуждаются вопросы оправданности экспертного определения достоверности показаний несовершеннолетних.
Кроме того, при анализе КСППЭ несовершеннолетних потерпевших ставится вопрос о возможности квалификации морального вреда с помощью экспертного исследования.
В рамках гражданского судопроизводства основное внимание уделяется экспертизам по делам о семейных спорах о детях. В таких случаях определяется предмет экспертного исследования и возможности различных видов экспертиз в решении поставленных вопросов.
В завершение лекции Елена Дозорцева перечислила вопросы, наиболее часто используемые психологами при общении с несовершеннолетними, ответила на вопросы участников вебинара и пригласила их к активному обсуждению наиболее острых проблем, возникающих в адвокатской практике в связи с проведением КСППЭ несовершеннолетних. Она также призвала юристов ознакомиться с материалами сайта ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр психиатрии и наркологии им. В.П.
Сербского».
С презентацией спикера можно ознакомиться здесь.
Обращаем ваше внимание, что трансляция будет доступна сегодня до 24.00. Повтор состоится в субботу, 24 октября.
Комплексная судебная психолого-психиатрическая экспертиза несовершеннолетнего обвиняемого.
Понятие «отставание в психическом развитии, не связанное с психическим расстройством»:
— не умственная отсталость
— не задержка психического развития
— не задержка интеллектуально развития или эмоционально-волевой сферы
— обусловленная нетипологическими факторами
— недостаточная развитость мотивационно-смысловой сферы
— слабо развито самосознание
— поверхностность суждений и установок
— несамостоятельность, подверженность влиянию
— преобладание непосредственных ситуационно-обусловленных форм поведения
— преобладание игровой мотивации поведения при нарушении с нарушением прогноза возможных последствий своих поступков и их адекватной оценки
— подражание действиям подростковой группы
— недостаточно опосредованная деятельность с импульсивностью поступков, с нарушением процесса принятия решения
Судебная экспертиза способности несовершеннолетних обвиняемых (подсудимых) в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий либо руководить ими имеет неоднородное юридическое значение.
Согласно ч. 3 ст. 20 УК РФ, если несовершеннолетний достиг возраста, с которого наступает уголовная ответственность, но вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством, во время совершения общественно опасного деяния не мог в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими, он не подлежит уголовной ответственности.
Несовершеннолетние, которые также не в полной мере осознают и регулируют свои противоправные действия, но уже вследствие задержки или отклонения в психическом развитии, связанных с психическими расстройствами, подпадают под действие ст. 22 УК РФ: во-первых, они подлежат уголовной ответственности, во-вторых, их психические расстройства учитываются судом при назначении наказания и могут служить основанием для назначения принудительных мер медицинского характера.
При наличии у несовершеннолетнего обвиняемого психического расстройства, определяющего его неспособность осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий либо руководить ими при совершении общественно опасного деяния, суд может сделать вывод о его невменяемости. Это означает, что подэкспертный не подлежит уголовной ответственности, и ему судом могут быть назначены принудительные меры медицинского характера (ст. 21 УК РФ).
Необходимость выяснения наличия или отсутствия психических расстройств у несовершеннолетнего обвиняемого для решения экспертных вопросов предопределяет предпочтительность назначения не однородных судебно-психологической или судебно-психиатрической экспертиз, а комплексной судебной психолого-психиатрической экспертизы.
В компетенцию психолого-психиатрической экспертизы при определении способности несовершеннолетнего обвиняемого осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий либо руководить ими входят следующие вопросы:
«Страдал ли несовершеннолетний обвиняемый во время совершения инкриминируемого ему деяния психическим расстройством?»
«Имеется ли у несовершеннолетнего обвиняемого отставание в психическом развитии, не связанное с психическим расстройством?»
«Могли несовершеннолетний обвиняемый во время совершения инкриминируемого ему деяния осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий либо руководить ими, и, если мог, то в полной ли мере?»
В компетенцию судебного эксперта-психолога входят ответы на второй и частично на третий вопросы.
В зависимости от утвердительных или отрицательных ответов экспертов при последовательном рассмотрении вопросов возможны различные правовые последствия, вытекающие из выводов комплексной судебной психолого-психиатрической экспертизы.
Вопрос о соответствии уровня психического развития несовершеннолетнего обвиняемого его паспортному (календарному) возрасту не входит в компетенцию судебного эксперта-психолога.
Что такое судебно-психологическая экспертиза?
Судебно-психологическая экспертиза, также известная как судебно-психологическая экспертиза или оценка, представляет собой процесс оценки психического состояния и поведения человека в юридических целях. Обученный судебный психолог или психиатр проводит оценку, и она используется для определения психической дееспособности или состояния человека во время преступления, в делах об опеке над детьми или в гражданских делах, когда психическое здоровье является проблемой. Эта статья представляет собой исчерпывающее руководство по судебно-психологической экспертизе, включая ее определение, цель, виды и процесс ее проведения.
ЦЕЛЬ СУДЕБНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ
Основной целью судебно-психологической экспертизы является предоставление экспертного заключения о психическом состоянии и поведении лица для юридических целей. Оценка проводится, чтобы помочь суду в принятии обоснованных решений по вопросам, связанным с психическим здоровьем. Он используется в различных правовых контекстах, включая уголовные дела, гражданские дела и дела об опеке над детьми. Судебно-психологическая экспертиза проводится:
- Оценить дееспособность обвиняемого предстать перед судом.
- Оценка психического состояния подсудимого в момент совершения преступления.
- Определите риск опасного поведения в будущем.
- Оцените способность принимать решения, например, медицинские или финансовые.
- Оцените наличие психического расстройства, такого как депрессия или тревога.
- Оцените воздействие травмирующих событий, таких как сексуальное насилие или насилие в семье.
- Дайте рекомендации по лечению или вмешательству.
- Виды судебно-психологической экспертизы
- Судебно-психологические экспертизы можно разделить на два основных типа: криминалистические экспертизы и гражданско-правовые экспертизы.
УГОЛОВНО-СУДЕБНЫЕ ЭКСПЕРТИЗЫ
Уголовно-судебные экспертизы проводятся по уголовным делам для определения психического состояния и поведения подсудимого. Оценка проводится для определения того, дееспособен ли подсудимый предстать перед судом, обладал ли он умственной способностью понимать характер и последствия своих действий в момент совершения преступления, находился ли он в момент совершения преступления под воздействием наркотиков или алкоголя. время правонарушения. Оценка также используется для определения риска повторного совершения преступления обвиняемым и для предоставления рекомендаций по лечению или вмешательству.
Гражданские судебные экспертизы
Гражданские судебно-медицинские экспертизы проводятся по гражданским делам, связанным с психическим здоровьем. Оценка проводится для определения влияния травматического события, такого как сексуальное насилие или насилие в семье, на психическое здоровье человека. Оценка также используется для определения способности человека принимать решения, такие как медицинские или финансовые решения.
ПРОЦЕСС ПРОВЕДЕНИЯ СУДЕБНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ
Процесс проведения судебно-психологической экспертизы включает несколько этапов:
ЭТАП 1: НАПРАВЛЕНИЕ И ПРИЕМ
Первым этапом проведения судебно-психологической экспертизы является получение направления от суда или адвоката. Затем судебный психолог или психиатр проведет предварительную беседу с оцениваемым лицом. Во время вступительного собеседования оценщик собирает информацию о биографических данных человека, истории психического здоровья и причине оценки.
ЭТАП 2: ПРОСМОТР ЗАПИСЕЙ
Судебно-медицинский эксперт просматривает медицинские записи лица, судимость и другие соответствующие документы. Это делается для лучшего понимания истории человека и событий, которые привели к оценке.
ЭТАП 3: ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ
Психологическое тестирование является неотъемлемой частью судебно-психологической экспертизы. Оценщик будет проводить различные тесты, такие как личностные тесты, тесты интеллекта и контрольные списки симптомов. Тесты предназначены для оценки психического состояния и поведения человека.
ЭТАП 4: КЛИНИЧЕСКИЙ ИНТЕРВЬЮ
Судебно-медицинский эксперт проведет клиническое интервью с человеком. Интервью предназначено для сбора дополнительной информации о психическом состоянии, поведении и мыслительных процессах человека.
ЭТАП 5: АНАЛИЗ И НАПИСАНИЕ ОТЧЕТА
После завершения оценки эксперт проанализирует результаты
ЭТАП 5: АНАЛИЗ И НАПИСАНИЕ ОТЧЕТА оценка, судебный оценщик проанализирует результаты и написать отчет. Отчет будет включать выводы, выводы и рекомендации оценщика. Отчет также будет включать объяснение процесса оценки и используемых тестов.
ЭТАП 6: ПОКАЗАНИЯ И ПЕРЕКРЕСТНЫЙ ДОПРОС
Последним этапом процесса является дача судебно-медицинским экспертом показаний в суде. Оценщик представит суду свои выводы, выводы и рекомендации. Адвокат противной стороны также может подвергнуть оценщика перекрестному допросу.
Часто задаваемые вопросы
КТО МОЖЕТ ПРОВЕСТИ СУДЕБНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКУЮ ЭКСПЕРТИЗА?
Судебно-психологическую экспертизу может проводить обученный судебный психолог или психиатр.
КАКОВА ЦЕЛЬ СУДЕБНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ?
Основной целью судебно-психологической экспертизы является предоставление экспертного заключения о психическом состоянии и поведении человека в юридических целях.
В КАКИХ ДЕЛАХ ТРЕБУЕТСЯ ПРОВЕДЕНИЕ СУДЕБНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ?
По уголовным, гражданским делам и делам об опеке над детьми может потребоваться судебно-психологическая экспертиза.
КАКОВ ПРОЦЕСС ПРОВЕДЕНИЯ СУДЕБНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ?
Процесс проведения судебно-психологической экспертизы включает в себя направление и прием, просмотр записей, психологическое тестирование, клинический опрос, анализ и написание отчета, а также показания и перекрестный допрос.
В ЧЕМ РАЗНИЦА МЕЖДУ УГОЛОВНЫМИ И ГРАЖДАНСКИМИ ЭКСПЕРТИЗАМИ?
Уголовно-судебные экспертизы проводятся по уголовным делам для определения психического состояния и поведения обвиняемого, а гражданские судебно-медицинские экспертизы проводятся по гражданским делам, связанным с психическим здоровьем.
Если вам нужна оценка компетентности или другие услуги судебной психологии, назначьте встречу с нашей опытной командой в WeCareSupport сегодня. Свяжитесь с нами, чтобы узнать больше и начать путь к юридической и психологической экспертизе.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, судебно-психологическая экспертиза представляет собой процесс оценки и оценки психического состояния и поведения человека в юридических целях. Оценка проводится, чтобы помочь суду в принятии обоснованных решений по вопросам, связанным с психическим здоровьем. Существует два основных вида судебно-психологической экспертизы: уголовная и гражданская. Процесс включает в себя направление и прием, просмотр записей, психологическое тестирование, клиническое интервью, анализ и написание отчета, а также показания и перекрестный допрос.
Судебная психология против судебной психиатрии
Решение Верховного суда США 1960 года по делу Даски против Соединенных Штатов, возможно, не самое известное в истории, но оно помогло проложить путь к новой карьере для специалистов в области психического здоровья. Суд низшей инстанции приговорил Милтона Даски, 33-летнего мужчину, страдающего шизофренией, к 45 годам тюремного заключения за насильственное преступление. Поскольку он понял, кто и где находится во время допроса, его признали годным для суда и вынесения приговора. Однако адвокаты Даски подали апелляцию в Верховный суд, где судьи отменили решение суда низшей инстанции. Они постановили, что подсудимые должны продемонстрировать две вещи: во-первых, что они понимают обвинения, выдвинутые против них, и, во-вторых, что они могут помочь своим адвокатам в компетентной правовой защите. В итоге Даски отсидел 20 лет в тюрьме, но прецедент был изменен.
Полученные в результате законы о компетенции ответчика различаются от штата к штату, но прецедент Даски применим по всей стране. Обеспечение соблюдения этих законов является небольшой, но жизненно важной частью работы специалистов в области судебной психологии и судебной психиатрии.
Судебная психология и судебная психиатрия предлагают ценные возможности на стыке психического здоровья и уголовного правосудия. Хотя для того, чтобы стать психологом или психиатром, требуются годы образования, в том числе ученая степень, можно оказать влияние в этой области на всех уровнях. Те, кто получил степень бакалавра, могут найти вознаграждаемые, хорошо оплачиваемые возможности карьерного роста, которые выполняют важную функцию в судебной системе. Продолжайте читать, чтобы узнать, что нужно для входа в эти области, включая различия между судебной психологией и судебной психиатрией.
Обзор судебной психологии
Судебная психология исследует, как состояния психического здоровья и расстройства применимы к системе уголовного правосудия. Те, кто работает в этой области, могут работать помощниками по исследованиям в области социальных наук, офицерами службы пробации или специалистами по общественным работам. Обязанности в этих ролях различаются, но каждая из них напрямую влияет на людей, которые оказываются вовлеченными в систему уголовного правосудия. Например, человек со степенью бакалавра в области судебной психологии может использовать свое понимание психического здоровья и уголовного правосудия для защиты тех, кто стал жертвой преступления.
Те, кто получает степень магистра и доктора психологии или доктора психологии (PsyD), могут стать судебными психологами. Это включает определение судебной компетенции обвиняемых, прокуроров и свидетелей; оценка риска заключенных, находящихся на рассмотрении на предмет освобождения; и даже помощь в выборе жюри. Психологи должны иметь государственную лицензию, но не являются врачами и не имеют права прописывать лекарства.
Судебная психология Перспективы работы
Хотя Бюро трудовой статистики США (BLS) не ведет конкретных данных о судебных психологах, оно сообщает, что в 2016 году в Соединенных Штатах работало 166 600 психологов, и ожидается, что к 2026 году их число вырастет на 23 000, т. е. на 14%. увеличивать. Это вдвое больше, чем в среднем по стране за тот же период времени. PayScale сообщает, что средняя зарплата судебного психолога составляет около 67 000 долларов в год.
Обзор судебной психиатрии
Судебная психиатрия фокусируется на биологии мозга применительно к системе уголовного правосудия. В работе судебной психиатрии основное внимание уделяется науке, а судебные психиатры диагностируют и лечат психические расстройства в контексте системы уголовного правосудия. Их работа включает в себя оценку клиентов, постановку диагноза и назначение лекарств.
Практикующие судебные психиатры должны получить степень доктора медицины (MD). Они имеют лицензию на диагностику и лечение психических расстройств, включая назначение лекарств. Те, у кого есть степень бакалавра в этой области, могут найти карьеру в качестве помощников по исследованиям, в управлении общественными работами или в социальной работе.
Судебная психиатрия Перспективы работы
Судебная психиатрия все еще является относительно молодой областью и остается небольшой. Американская академия психиатрии и права (AAPL) сообщает, что у нее около 2000 членов, или около 8% из 25 000 психиатров, которые, по данным BLS, практикуют в США. PayScale сообщает, что средняя зарплата судебных психиатров составляет около 19 долларов.0,000 ежегодно.
Сходства между судебной психологией и судебной психиатрией
Судебная психология и судебная психиатрия предполагают взаимодействие психического здоровья и правовой системы. Обе роли оценивают обвиняемых, чтобы определить их способность предстать перед судом; помощь работникам семейных служб в судебных процессах; и работа с адвокатами, обвиняемыми и пациентами в пенитенциарной системе. Оба могут диагностировать и лечить психические расстройства. Оба предлагают карьерные пути для тех, кто имеет степень бакалавра и магистра.
Различия между судебной психологией и судебной психиатрией
Хотя судебная психология и судебная психиатрия выполняют схожие функции в судебной системе, это разные области с разным уровнем образования, требованиями и подходами к психическому здоровью.
Основное внимание в области психического здоровья
Судебная психология фокусируется на социальных и поведенческих элементах охраны психического здоровья и на том, как они влияют на систему уголовного правосудия. Студенты, изучающие судебную психологию, столкнутся с курсовой работой, которая применима к человеческим услугам и допускает широкий спектр приложений. Те, кто получает ученую степень, могут найти работу судебного психолога. В этой роли они используют различные методы лечения, в том числе разговорную терапию, чтобы определить корень проблем пациентов и научить их навыкам преодоления трудностей.
Судебная психиатрия, с другой стороны, фокусируется на медицинских аспектах психического здоровья. Из-за этого большинство студентов стремятся получить ученую степень с прочной научной базой, особенно в области биологии и неврологии. Те, кто делает карьеру в области судебной психиатрии, узнают о химических взаимодействиях в мозге и о том, как лекарства могут лечить дисбалансы и проблемы. Затем выпускники могут найти работу начального уровня в качестве офицеров по условно-досрочному освобождению, социальной работы или менеджеров общественных служб.
Степени бакалавра и работа на начальном уровне
Степень бакалавра в области судебной психологии обеспечивает прочную основу для студентов. По окончании учебы они приобретут навыки эмпатии, критического мышления и исследования. Кроме того, они поймут, как работает система уголовного правосудия и какую роль в ней играет психология. Имея степень бакалавра, выпускники могут работать специалистами по исправлению положения; в качестве защитников потерпевших; или, с дополнительной подготовкой, в правоохранительных органах.
Степени судебной психиатрии обычно не предлагаются на уровне бакалавра. Вместо этого многие начинающие судебные психиатры специализируются на психиатрической реабилитации, психологии или судебной психологии. Затем выпускники могут найти работу начального уровня в качестве офицеров по условно-досрочному освобождению, социальной работы или менеджеров общественных служб.
Судебная психология и судебная психиатрия: что вам подходит?
Если вы рассматриваете возможность карьеры в области судебной психологии или судебной психиатрии, убедитесь, что вы начинаете с высшего образования, которое поможет вам понять правовую систему, а также человеческий разум. Если вас интересует медицинская карьера, и вы готовы получить ученую степень в области науки, судебная психиатрия может предложить вам ту задачу, которую вы ищете.
Однако, если вас воодушевляет перспектива использования вашего бакалаврского образования в области уголовного правосудия, степень в области судебной психологии может заложить основу для успеха.