Рекстуризация долга по кредиту: Что такое рефинансирование и реструктуризация кредита: чем отличаются, что выбрать

Содержание

Спорные вопросы реструктуризации кредита

Хасанов Марат

Партнер Юридической группы «Парадигма», адвокат

24 августа 2020


Советы

Обратите внимание на дату публикации материала: информация могла устареть из-за изменений в законодательстве или правоприменительной практике.

Банки отказывают клиентам в предоставлении кредитных каникул или просят за это плату, а суды оставляют заемщиков в уязвимом положении. Так как получить отсрочку по кредиту?


Реструктуризация кредита – это изменение условий кредитного договора в части увеличения срока для его погашения, процентной ставки, валюты платежа. В случае ухудшения финансового положения заемщик может попросить банк о приостановлении своих обязательств по договору или уменьшении размера платежей. Право заемщиков на такие кредитные каникулы предусмотрено Федеральным законом от 3 апреля 2020 г. № 106-ФЗ (далее – Закон № 106-ФЗ)1 и в многочисленных рекомендациях ЦБ РФ2. Несмотря на это, клиенты банков сталкиваются с проблемами при попытке договориться о реструктуризации кредита.

Кредитные каникулы – за плату


Нередко кредитные каникулы предоставляют заемщикам только на платной основе. Например, в январе Ленинский районный суд Кемерова удовлетворил требования кредитора о взыскании комиссии за услугу «кредитные каникулы», хотя заемщик имел право на них согласно закону3. Июньское решение Лискинского районного суда Воронежской области также является подтверждением того, что суды не всегда различают случаи, когда клиент банка может рассчитывать на кредитные каникулы лишь как на платную дополнительную услугу, предусмотренную в договоре, и когда банк обязан предоставить их бесплатно по закону4.


Часто кредиторы прописывают в кредитных договорах условие о предоставлении кредитных каникул как возмездной услуги, плата за которую включается в основной долг. Так, согласно июньскому решению Первомайского районного суда Пензы, заемщик согласился на услугу «кредитные каникулы», плата за которую вошла в тело основного долга5. В суд он обратился с требованием о возврате комиссии банка за эту услугу, так как ею не воспользовался. Суд отказал в удовлетворении его требований, поскольку согласно п. 8.7.17 Общих условий предоставления кредитов заемщик имеет право на возврат комиссии лишь в случае подачи заявления в офис банка в течение 10 календарных дней с даты ее уплаты, а срок этот он пропустил. Однако такие условия банка о возврате комиссии за дополнительные услуги представляются несправедливыми, так как в большинстве случаев клиенты не знают о том, что услуга была подключена, а плата за нее включена в основной долг6. Более того, иногда банк и вовсе отказывается выдавать кредит без покупки дополнительных финансовых услуг, в том числе по предоставлению кредитных каникул7.

В предоставлении кредитных каникул – отказать


Еще одной распространенной проблемой является отказ заемщику в предоставлении кредитных каникул, несмотря на прямое указание Закона № 106-ФЗ. В таких случаях кредиторы продолжают применять санкции за ненадлежащее исполнение обязательств заемщиком.

Читайте также

А если на кредитные каникулы не отправят?

Чтобы банк не отказал в отсрочке по кредиту, внимательно отнеситесь к подтверждающим документам. Если сумма кредита не позволяет претендовать на отсрочку по новому закону, просите ипотечные каникулы на основе закона прошлогоднего

07 апреля 2020 Новости


Например, в июне в подобной ситуации разбирался Одоевский районный суд Тульской области8. Заемщик исполнял обязательства по кредитному договору надлежащим образом, пока из-за распространения коронавирусной инфекции и ухудшения состояния здоровья его не уволили, в связи с чем его финансовое положение сильно ухудшилось. 13 апреля он направил кредитору заявление о предоставлении кредитных каникул. Банк рассматривал его до 30 апреля. В это время продолжала начисляться неустойка по кредитному договору – 20% годовых от суммы просроченного платежа за период просрочки. Суд подчеркнул, что согласно ст. 6 Закона № 106-ФЗ и Постановлению Правительства РФ от 3 апреля 2020 г. № 435 заемщик имеет право на кредитные каникулы, но удовлетворил требования кредитора о взыскании неустойки с должника.


Аналогичный спор в июне рассмотрел Октябрьский районный суд Иванова9. Заемщик неоднократно обращался к кредитору с просьбой о предоставлении кредитных каникул на основании Закона № 106-ФЗ и предлагал дополнительное обеспечение, но банк отказал в изменении условий кредитного договора. Суд оказался на стороне банка.

Как получить отсрочку по кредиту?


Кредиторы отказывают в предоставлении кредитных каникул и обращают взыскание на имущество должников, несмотря на рекомендации ЦБ РФ и разъяснения Верховного Суда РФ. Напомним: отвечая на вопрос о том, каковы особенности исполнения должниками кредитных договоров и договоров займа в период действия мер, направленных на противодействие распространению коронавируса, Верховный Суд указал, что неуплата предусмотренных договором платежей с 30 марта по 3 апреля просрочкой исполнения обязательств не является10. При этом в судах заемщики не находят поддержки и оказываются в уязвимом положении. Что же делать в таких ситуациях?


1. Давайте разберемся, в каком случае заемщику должны предоставить отсрочку по кредиту. Это будет возможно, если его доход снизился на 30% за месяц, предшествующий месяцу обращения к кредитору, по сравнению с его среднемесячным доходом за 2019 г. Закон не предусматривает обязательного предоставления подтверждающих документов, но кредитор имеет право запросить их у заемщика, например справку о доходах от работодателя или выписку о регистрации заемщика как безработного. Поэтому лучше сразу приложить к заявлению документы, подтверждающие снижение дохода. Это упростит получение отсрочки.


2. Согласно закону попросить об отсрочке можно по телефону, но такой способ является нежелательным. При возникновении спора заемщику будет намного сложнее доказать в суде, что он обращался с таким требованием к кредитору. Кроме того, банки сталкиваются с отказами Росреестра в регистрации предоставления отсрочки по ипотечным кредитам: госорган ссылается на то, что Закон «Об ипотеке (залоге недвижимости)» не предусматривает внесения изменений в регистрационную запись на основании обращения путем радиотелефонной связи. Поэтому рекомендуем передавать в банк запрос в письменной форме. Причем желательно подготовить два экземпляра заявления: один остается у сотрудника банка, а второй, с отметкой о получении заявления, заемщику следует сохранить на случай обращения в суд.


3. В заявлении о предоставлении отсрочки следует сослаться на ст. 6 и 7 Закона № 106-ФЗ. Так банк будет уведомлен, что клиент хочет воспользоваться правом на кредитные каникулы, предусмотренным законодательством, а не договором. Это позволит избежать необходимости платить за отсрочку как за дополнительную услугу банка.


Перечисленные действия помогут заемщику получить отсрочку, выплатить кредит и избежать банкротства (с 1 сентября 2020 г. в России вводится новая процедура – внесудебное банкротство граждан; кто и при каких условиях может рассчитывать на списание задолженности перед своими кредиторами в упрощенном порядке – читайте в статье «Внесудебное банкротство граждан»).




1 Федеральный закон от 3 апреля 2020 г. № 106-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)” и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части особенностей изменения условий кредитного договора, договора займа».


2 Информационные письма Банка России от 5 апреля 2020 г. № ИН-06-59/49, от 15 мая 2020 г. № ИН-06-59/89, от 28 мая 2020 г. № ИН-06-59/93.


3 Решение Ленинского районного суда г. Кемерово от 10 января 2020 г. по делу № 2-140/2020.


4 Решение Лискинского районного суда Воронежской области от 15 июня 2020 г. по делу № 2-473/2020.


5 Решение Первомайского районного суда г. Пензы от 30 июня 2020 г. по делу № 2-783/2020.


6 Решение Первомайского районного суда г. Пензы от 19 июня 2020 г. по делу № 2-726/2020, решение Кировского районного суда г. Саратова от 15 июня 2020 г. по делу № 2-1693/2020.


7 Апелляционное определение Нижегородского областного суда от 23 июня 2020 г. по делу № 33-5312/2020.


8 Решение Одоевского районного суда Тульской области от 17 июня 2020 г. по делу № 2-292/2020.


9 Решение Октябрьского районного суда г. Иваново от 29 июня 2020 г. по делу № 2-409/2020.


10 Обзор по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) № 2 (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 30 апреля 2020 г.).

Реструктуризация долга по кредиту или ипотеке.

Теперь банки не спешат отдать заемщика коллекторам на съедение, а предлагают реструктуризацию кредита. О том, что это, как ее добиться и при чем тут кредитный рейтинг — в нашем материале.

Что такое реструктуризация и где ее проводят?

Реструктуризация кредита проводится в том же банке, где выдан займ — это изменения условий кредитования. Их вводят по просьбе заемщика, если тот не может выплатить кредит вовремя.

Формы реструктуризации могут быть совершенно разные и покрывают разные предложения банков. Например, банк продлевает срок кредита на несколько лет, из-за чего общая сумма платежей вырастает, но разовый платеж становится меньше. Или заемщик в течение определенного срока освобождается от необходимости гасить основной долг и платит только проценты по ставке.

Важно помнить, что долг при этом не уменьшается и не списывается: когда тяжелый период в жизни заемщика пройдет, банк может вернуть прежний график платежей. Даже когда речь идет о простой отсрочке, кредит продолжает «работать» на банк и приносить ему процентные доходы. Это означает, что заемщик после процедуры реструктуризации заплатит больше запланированного.

Для чего нужна реструктуризация кредита?

Как ни странно, заемщики, которые попадают в непростую жизненную ситуацию и теряют в доходах, иногда боятся сообщать об этом кредитору. В результате задерживают платежи и портят себе кредитную историю. Почему так происходит? Проблема эта чисто психологического свойства: заемщику кажется, что как только кредитор узнает о его проблеме — сразу же отдаст долг коллекторам или заберет залог. Но это не так.

Банк, как и заемщик, заинтересован в возврате кредита, а не в том, чтобы продать его коллекторам.

И пока у заемщика есть шанс выправить свое финансовое положение, банк вместе с ним будет пытаться найти приемлемый график и размер платежей — составлять план реструктуризации, чтобы избежать просрочек. Потому что просрочки — самый верный путь к тому, чтобы кредит стал безнадежным и не принес прибыли. Таким образом реструктуризация задолженности позволяет заемщику получить более лояльные условия по выплате долга и не испортить кредитную историю, а банку — сохранить прибыль от выданного кредита. То есть причина реструктуризации — взаимное желание банка и клиента закрыть кредит.

Какие документы нужны заемщику для реструктуризации?

Обычно при изменении условий кредитного договора банк просит предоставить максимальное количество документов, подтверждающих изменение доходов должника. По сути, банк проводит ту же процедуру, что при рассмотрении кредитной заявки, поэтому для положительного решения ничем нельзя пренебрегать.

Ещё до обращения в банк лучше иметь следующее:

  • Справку 2 НДФЛ за последние полтора-два года.
  • Если вы лишились работы — документ, подтверждающий это (оригинал трудовой книжки подойдет).
  • Хорошую кредитную историю.

Могут потребовать и другие документы. Например, когда в апреле 2020 года из-за пандемии Госдума приняла закон о кредитных каникулах (что, по сути, реструктуризация), претендовавшие на них заемщики должны были подтвердить сокращение доходов не менее чем на 30% от среднего значения за 2019 год. Если сделать этого заемщик не мог, каникулы прекращались, и ему начисляли все проценты и пени с момента, когда он запросил льготу.

Почему для реструктуризации важна хорошая кредитная история?

Кредитная история — это информация о всех кредитах и долгах заемщика, а также о том, как он их выплачивал.

Если заемщик исправно платил по кредитам, банк охотнее одобрит реструктуризацию. А любой спорный момент будет решать в пользу заемщика.

К таким спорным моментам относятся, например, ситуации, когда банк решает: предоставить длительный льготный период или ограничиться коротким, снизить процентную ставку или оставить прежней (то есть изменить стоимость кредита)?

Качество кредитной истории можно узнать из персонального кредитного рейтинга. Минимальный рейтинг — 1 балл, максимальный — 999. Чем выше балл, тем качественнее история. Если вы просрочили платеж или, что еще печальнее, не отдали вовремя весь кредит — ваш ПКР падает. И банки учтут это, когда вы обратитесь к ним за реструктуризацией.

Запросить свой рейтинг каждый человек может в любой момент в личном кабинете на сайте НБКИ или в мобильном приложении. Для этого, правда, необходимо пройти процедуру регистрации и подтвердить свою личность через портал госуслуг. Но благодаря развитию интерактивных сервисов это не займет много времени. Регистрация нужна исключительно для того, чтобы эффективно защитить ваши персональные данные.

Как улучшить кредитную историю перед реструктуризацией?

  • Перед подачей заявления на реструктуризацию займа проверить кредитную историю и узнать количество текущих долгов (два раза в год это можно сделать бесплатно на сайте НБКИ).
  • Погасить просрочки по текущим кредитам.
  • Если кредитов много — постараться закрыть самые дорогие из них.

Почему это важно? Если кредитор увидит у заемщика нескольких кредитов (особенно с просрочками), он обеспокоится тем, что на всех кредиторов активов не хватит, и вместо реструктуризации может принудительно взыскать долг. При этом утаить кредитную историю не получится — действующий кредитор все равно имеет к ней доступ.

Какие последствия у реструктуризации?

В кредитной истории появится запись о реструктуризации долга по кредиту. В этом нет ничего критичного: просто следующие кредиторы должны знать, почему выплаты сократились или прервались.

Однако совсем нейтральной запись о реструктуризации быть не может, так как говорит об ухудшении материального положения заемщика. Соответственно персональный кредитный рейтинг может немного понизиться. Но небольшое снижение рейтинга не страшно по сравнению с длительными просрочками и принудительным взысканием: в этом случае он бы просто «рухнул». Кроме того, поднять ПКР легко в ходе последующих платежей и после погашения кредита.

При реструктуризации долга «стрижка» лучше, чем «перепланировка?» Новое исследование показывает, что это сопоставимые подходы

. Является ли «стрижка» лучше «стрижки» при реструктуризации долга, чем «реструктуризация»? Новые исследования показывают, что это сопоставимые подходы

Лусака, Замбия. Фото Africadventures через Shutterstock.

  Ян Ван и Ин Цянь

После почти трех лет пандемии COVID-19 и ее последствий мировая экономика столкнулась с тремя перекрывающимися кризисами: 1) климатическим кризисом, о чем свидетельствуют экстремальные погодные катаклизмы, 2) войной России на Украине, которая привела к энергетическим и резкому росту цен на продовольствие и 3) оттоку капитала из стран с формирующимся рынком и развивающихся стран, что усугубило кризис суверенного долга в этих странах.

Большое внимание средств массовой информации было уделено действиям кредиторов в случае реструктуризации долга Замбии. Кажется, есть два подхода: страны-члены Парижского клуба предпочитают «стрижку» (прощение долга), тогда как Китай, похоже, в последние годы использует реструктуризацию и перепрофилирование (как в случае с Анголой и Эквадором). Кроме того, в прошлом месяце Китай объявил, что отменит 23 беспроцентных кредита 17 африканским странам, которые, по оценкам Центра глобальной политики развития Бостонского университета, могут составить от 45 до 160 миллионов долларов.

В целом, лучше ли «стрижка» «реструктуризации долга с более низкими процентными ставками?» Короткий ответ — нет.

Во-первых, Международный валютный фонд (МВФ) в своем недавнем анализе устойчивости долга Замбии отметил, что следующие шаги должны включать, «как минимум (i) изменения в обслуживании номинального долга в течение периода действия программы МВФ; (ii) где это применимо, уменьшение долга в пересчете на чистую текущую стоимость; и (iii) продление срока рассмотрения претензий».

Чтобы понять, что означают термины «чистая приведенная стоимость (NPV)», мы провели упражнение, используя определение МВФ NPV для долга. Мы рассчитали NPV «прощения x процентов долга», а затем NPV «продления кредита с десяти до 20 лет по более низкой процентной ставке y процентов». На третьем шаге мы приравняли первое (он же NPV1) ко второму (он же NPV2), найдя решение для x (процент прощения) и y (процент процентной ставки по кредиту). Для каждого значения x существует значение y, которое уравнивает NPV1 и NPV2.

Например, прощение в размере 39,4 процента будет иметь такую ​​же чистую приведенную стоимость продления на десять дополнительных лет при пониженной процентной ставке с 6 процентов до 2 процентов. Прощение в размере 28,76 процента было бы эквивалентно продлению на десять дополнительных лет при сниженной процентной ставке с 6 до 4 процентов. Таким образом, выгоды для страны-должника должны быть равными в обоих вариантах, и кредиторы могут найти «справедливый режим» для своих различных подходов.

На самом деле, как «стрижка», так и «перепланировка» использовались для удовлетворения конкретных потребностей должников и кредиторов в урегулировании проблемных ситуаций. Так было с Парижским клубом на протяжении многих лет, а также с планом Брейди в начале 19-го века.90-е. Приемлемый уровень долга означает оказание помощи странам-должникам в приобретении достаточного запаса прочности для обслуживания долга каждый год в течение всего срока действия долга. Этого можно достичь с помощью стрижки, изменения графика, а также естественного хеджирования с помощью структурированных финансовых решений, чтобы смягчить волатильность чистого денежного потока, вызванную циклами подъема-спада. Естественное хеджирование может быть достигнуто за счет использования облигаций, привязанных к ценам на товары, или других форм условных государственных долговых инструментов.

В таблице 1 мы приводим подробный расчет, сравнивая два варианта реструктуризации долга по кредиту в размере 100 миллионов долларов США с учетной ставкой 10 процентов, где процентная ставка по контракту изначально составляла 6 процентов, находя решения для x и y путем уравнивания NPV1 с NPV2. Чистая приведенная стоимость в последнем столбце представляет собой выгоды, которые страны-должники получат в будущем, дисконтированные до текущей стоимости.

Таблица 1: Реструктуризация долга: сопоставимые варианты в терминах NPV

Примечание. Эти расчеты основаны на кредите в размере 100 миллионов долларов США с постоянной ставкой дисконтирования 10 процентов. Для каждой строки Вариант 1 и Вариант 2 равны в чистой приведенной стоимости, что означает, что страны-должники получили одинаковую сумму в чистой приведенной стоимости. Источник: разработка авторов.

Во-вторых, мы находим, что «краткосрочные потери» не всегда превосходят «долгосрочные потери» реструктуризации долга. Как известно инвесторам, в проектах строительства объектов жесткой инфраструктуры кредиторы должны совместно нести операционные риски, риски несоответствия валюты и сроков, риски внешних бедствий и политические риски. После завершения многих проектов в области жесткой инфраструктуры в принимающих странах, которые становятся частью государственных активов принимающей страны, производство социальных услуг, таких как электричество и дорожные услуги, имеет решающее значение для благосостояния населения принимающей страны, банки-кредиторы несут расходы, связанные с внешними потрясениями, макроэкономическими неэффективное управление и последствия открытия счетов операций с капиталом, приводящие к крупномасштабному оттоку капитала, и обесценивание местной валюты. Эти банки (и их страховщики) обеспечивают международное страхование политических и внешних рисков в глобальной среде. Принимающие страны извлекают выгоду из этой страховой функции, которая не была должным образом «учтена» финансовым рынком (как в случае провалов рынка).

Международному сообществу пора признать необходимость предоставления государственных активов в странах с низким и средним уровнем дохода и правильно оценить и «оценить» «страховую» функцию терпеливого капитала, предоставляемую многосторонними и двусторонними банками развития. и другие партнеры по развитию. Терпеливые держатели капитала сталкиваются с долгосрочным обесцениванием, финансовыми и геополитическими рисками. Если надбавки за риск не будут учтены в ценах, будет меньше организаций, готовых инвестировать в «зеленое» и устойчивое развитие, особенно в странах с низким уровнем доходов.

Премии, необходимые для покрытия вышеупомянутых рисков, отражаются в «дисконтной» ставке, используемой для расчета чистой приведенной стоимости. Приравнивая стрижку и изменение графика для наших моделей, мы использовали стандартную 10-процентную ставку дисконтирования, предложенную МВФ. Хотя можно утверждать, что существует определенная степень субъективизма при выборе определенной «ставки дисконтирования», в современном мире ставка дисконтирования, вероятно, должна быть намного выше 10 процентов, чтобы отражать не только стандартный набор рисков, специфичных для должника, но и также системные риски, такие как изменение климата, пандемия, безопасность пищевых продуктов и т. д. Принятие во внимание системных рисков будет означать более высокое прощение на условиях чистой приведенной стоимости при реструктуризации.

Всемирный банк и МВФ предупредили, что мировая экономика сталкивается с повышенным риском глобальной рецессии в 2023 году. Реструктуризация долга в таких условиях требует глобальной координации, непредубежденности и компромиссов между всеми сторонами. Можно рассмотреть множество инновационных подходов, включая долговые обязательства, обмен долговых обязательств на природу (см. недавнюю инициативу Барбадоса по сохранению долговых обязательств) и рефинансирование активов плюс. Необходимо поддерживать тонкий баланс между необходимостью сокращения долга в странах с низким уровнем доходов и необходимостью сохранения уверенности инвесторов в создании государственных активов для экологически безопасного и устойчивого восстановления.

*

阅读中文报告

Не пропустите новости:  Подпишитесь на информационный бюллетень Global China Initiative .

При реструктуризации долга «стрижка» лучше, чем «перепланировка?» Новые исследования показывают, что это сопоставимые подходы

Опубликовано 9 месяцев назад
по

Реструктуризация внешнего суверенного долга: отсрочка и повторение

Сегодня более половины стран с низким уровнем дохода, имеющих право на помощь в рамках Инициативы по приостановке обслуживания долга (DSSI), либо находятся в долговом кризисе, либо подвержены высокому риску. Некоторые развивающиеся рынки либо недавно реструктурировались (Аргентина и Эквадор), либо остаются в состоянии дефолта (Ливан, Суринам и Венесуэла). В этом контексте мы рассматриваем некоторые особенности реструктуризации внешнего суверенного долга. Мы показываем, что периоды дефолта длительны и что путь к разрешению долгового кризиса часто усеян последовательными соглашениями о реструктуризации.

Во время глобального кризиса, вызванного COVID-19, бюджетный дефицит увеличился, а государственные долги в странах с развитой и развивающейся экономикой резко выросли почти по всем направлениям. Более того, страны с наименьшими ресурсами в своем распоряжении оказались хуже всех на многих фронтах, включая восприятие суверенного риска. В то время как 15 процентов стран с развитой экономикой понизили свои кредитные рейтинги с начала 2020 года, сопоставимая доля понижений рейтингов стран с формирующимся рынком и развивающихся стран (EMDE) составляет почти 40 процентов (см. также Andritzky and Schumacher, 2021). 1 Опасения по поводу устойчивости суверенного долга во многих странах с формирующимся рынком сбыта росли еще до пандемии.

В этой колонке мы рассматриваем некоторые особенности прошлых эпизодов дефолта и реструктуризации суверенных внешних долгов, уделяя особое внимание 1980-м и 1930-м годам. Эти две незабываемые волны суверенных дефолтов представляют интерес, поскольку они последовали за глубоким, широкомасштабным и синхронным спадом экономической активности, охватившим множество стран.

Заклинания по умолчанию и сделки по реструктуризации

Как и в Reinhart and Rogoff (2009), начало «заклинания по умолчанию » отмечено кредитным событием, а его конец датируется реструктуризацией долга или другим соглашением, которое устраняет по умолчанию в течение не менее 24 месяцев (см. Farah-Yacoub et.al., 2021). Эти сделки по реструктуризации, «завершающие чары», также называются « решающими », как в Reinhart and Trebesch (2016). Решающая реструктуризация долга обычно сопровождается возобновлением доступа к рынку капитала и улучшением макроэкономических показателей, по крайней мере, на какое-то время.

Обширный каталог проанализированных здесь сделок по реструктуризации долга объединяет данные Cruces and Trebesch (2013) и Meyer, Reinhart, and Trebesch (2019). Реструктуризация долга бывает двух видов: решительная реструктуризация, которая кладет конец долговому кризису, и промежуточных реструктуризации, которые не позволяют вывести долг на устойчивую траекторию, так что в течение двух лет страна снова скатывается. Конечно, сравнительно легко классифицировать реструктуризацию по этим двум категориям, если оглянуться задним числом. Проницательный, ex ante , сделки по реструктуризации которых обречены на провал, гораздо сложнее, как будет показано ниже. Заклинание по умолчанию может включать несколько или серийных промежуточных сделок по реструктуризации.

На рис. 1 представлены предельное и кумулятивное распределения частоты продолжительности (в годах) 279 периодов внешних дефолтов (исключая случаи отказа) в 113 странах за период с 1800 по 2020 год. Среднее заклинание по умолчанию для полной выборки длилось десять лет, в то время как медиана составляет семь лет. Значительная часть самых продолжительных эпизодов, продолжавшихся несколько десятилетий, была связана с войнами или внутренними гражданскими конфликтами и предшествовала 21 веку. 3   Как показано, после окончания Второй мировой войны заклинания по умолчанию стали короче, в среднем они продолжаются 7,9 года, а средняя продолжительность составляет пять лет.

Несмотря на послевоенное снижение продолжительности, во время синхронных дефолтных кризисов 1930-х и 1980-х годов средняя продолжительность дефолтов составляла 13,9 и 11 лет соответственно. В 1930-х годах около половины заклинаний по умолчанию длились более десяти лет. В «потерянное десятилетие» 1980-х годов более трети всех периодов дефолта длились более десяти лет, а ¾ — пять лет и более.

Задержка и повтор: промежуточная реструктуризация сериалов

В то время как серийный номер по умолчанию , термин, введенный Рейнхартом, Рогоффом и Савастано (2003), относится к странам с послужным списком более двух заклинаний или эпизодов по умолчанию, промежуточный серийная реструктуризация , как уже отмечалось, относится к реструктуризации в рамках дефолтного периода, который не приводит к закрытию долгового кризиса. На рис. 2 показано частотное распределение для двух подпериодов (1920–1969 и 1970-2020). В среднем требовалось две реструктуризации, прежде чем суверенный дефолт был урегулирован «устойчиво». Стоит отметить, что эти данные занижают количество сделок по реструктуризации долга. Это связано с тем, что мы не учитываем реструктуризацию, которая по замыслу должна быть временной. DSSI G20 в ответ на пандемию — особый пример временных мер. 4  

Рекордсменом по серийным промежуточным реструктуризациям является Польша, поскольку во время долгового кризиса 1981–1994 годов было проведено восемь реструктуризаций долга (семь из них промежуточные). Демократическая Республика Конго, Ямайка и Нигерия следуют за ними по семи реструктуризациям каждая. Более длинные заклинания по умолчанию из 1930-е и 1980-е годы были особенно подвержены серийной реструктуризации, что показано на рисунке 3 для подвыборки стран в нашей группе. Теперь Чад добивается своей третьей реструктуризации с 2014 года, подчеркивая, что серийные реструктуризации не являются пережитком прошлого.

Рисунок 1. Продолжительность дефолтов: 18:00-2020

Предельное распределение частот

Кумулятивное распределение частот 9 0024

Источник: Farah-Yacoub, Graf von Luckner, and Reinhart (2021) 

0004  Источники: Cruces and Trebesch (2013 г.) ), Асонума и Требеш (2016 г.) и Мейер, Рейнхарт и Требеш (2019 г.).

 *За исключением стран, охваченных Международной ассоциацией развития (МАР) и инициативой в отношении долга бедных стран с крупной задолженностью (HIPC). Источники: Cruces and Trebesch (2013 г.), Reinhart and Rogoff (2009 г.).), Мейер, Рейнхарт, Требеш (2019 г.), Фарах Якуб, Граф фон Люкнер и Рейнхарт (2021 г.).

Факторы, которые задерживают и срывают решение долговых кризисов

В этом разделе мы представляем некоторые из аргументов, которые были предложены для объяснения того, почему долговые кризисы часто требуют так много времени для разрешения долговых кризисов. Первое объяснение существовало с незапамятных времен: кредиторы — правительства, коммерческие банки и держатели облигаций — обычно неохотно предлагали быстрое облегчение долгового бремени. Никто не любит потерь. Помимо этого, в Таблице 1 показаны другие причины. Хотя объяснения различаются, общий результат (по какой-либо причине) заключается в том, что первоначальные условия реструктуризации (стрижка) не соответствуют требованиям, необходимым для достижения устойчивости долга. 1985 План Бейкера является примером. Схема основывалась на облегчении денежных потоков и избегала стрижки по номинальной стоимости; подход, которого оказалось недостаточно для прекращения кризиса 1980-х годов. Есть сопоставимые примеры в 1920-х и 1930-х годах. Это согласуется с данными литературы, в которых говорится, что более обширная первоначальная реструктуризация снижает вероятность дополнительных реструктуризаций (например, Reinhart and Trebesch 2016, Ghosal and Miller, 2017).

Таблица 1: Факторы, продлевающие кризис дефолта

Коэффициент задержки Пояснение
Отсутствие политического потенциала Политические кризисы и нестабильность правительства в стране-должнике могут привести к задержкам в переговорах и повторным реструктуризациям (Trebesch 2019).
Неэффективный переговорный процесс (например, из-за возражений и судебных разбирательств с кредиторами)  У кредиторов могут возникнуть проблемы с координацией, что приведет к возражениям и судебным разбирательствам (Pitchford and Wright 2012, Fang et al. 2021, Schumacher et al. 2021). Кроме того, изменение позиции должника на переговорах может привести к более длительным периодам дефолта, равно как и условия делового цикла в стране-кредиторе (Benjamin and Wright, 2009)., Асонума и Джу, 2020 г.).

Сильные выходные шоки

Все стороны, как правило, откладывают реструктуризацию до тех пор, пока ожидаемого восстановления производства не станет достаточно, чтобы надежно гарантировать выплаты по обслуживанию долга (Бенджамин и Райт, 2009 г., Камински и Вега-Гарсия, 2016 г.).
Чрезмерно оптимистичные прогнозы роста, сальдо бюджета, премий за риск и других факторов, влияющих на анализ устойчивости долга (DSA) Чрезмерный оптимизм в экономических прогнозах страны-должника часто приводит к недооценке размера «стрижки», необходимой для восстановления приемлемого уровня долга (Ghosal et al 2017, Bulow et al, 2020). Поскольку реальность не соответствует прогнозам, становятся необходимыми новые раунды реструктуризации. Вариант этой проблемы, когда неплатежеспособность принимается за неликвидность.

Что дальше в отношении реструктуризации долга

В период высоких цен на сырьевые товары и уверенного роста, продолжавшегося примерно до 2014 года, многие EMDEs накопили значительные «скрытые долги» перед кредиторами, не входящими в Парижский клуб, в том числе перед Китаем (Horn et al. др. 2019). Значительная часть этих долгов осталась незарегистрированной в основных базах данных и не попала в поле зрения рейтинговых агентств. Также возросло внешнее заимствование государственных предприятий, у которых гораздо более неравномерные стандарты отчетности.

Несколько стран с низким доходом начали выпуск еврооблигаций, так как инвесторы недооценили риск в странах с непрозрачной структурой долга, что способствовало наращиванию долга. Внутренний долг (который был незначительной проблемой во время долгового кризиса 1980-х годов) неуклонно рос, а доступность данных отрывочна. Результатом этих событий является то, что многие развивающиеся страны, которые могут нуждаться в реструктуризации своих долгов, теперь сталкиваются с более сложной и разнообразной группой кредиторов, чем Парижский клуб и коммерческие банки 19-го века.80-е годы. Это обязательно усложнит скоординированный ответ.

Прозрачность не может решить многие из проблем, описанных здесь, но она может иметь большое значение для повышения доверия между группами кредиторов, которое в настоящее время довольно низкое. Общие рамки (CF), одобренные Группой двадцати в конце прошлого года для решения проблемы неприемлемого долга, требуют сопоставимого режима со всеми официальными двусторонними кредиторами, как Парижским клубом, так и не входящими в Парижский клуб, а также частными кредиторами. Без прозрачности и раскрытия информации отдельные кредиторы могут не захотеть сделать этот первый шаг к реструктуризации долга, и затяжные периоды дефолта, перемежающиеся безуспешными переговорами о реструктуризации, могут снова стать нормой.

Эта статья была впервые опубликована на VoxEU:
https://voxeu.org/article/external-sovereign-debt-restructurings-delay-and-replay

Ссылки

Андрицкий, Дж. и Шумахер , Дж. (2018 г.) «Доходность облигаций в условиях кризиса суверенного долга: взгляд инвесторов», VoxEU, 18 января.

Асонума, Т. и Джу, Х. (2020). Реструктуризация суверенного долга: задержки в пересмотре условий и кредиторы, не склонные к риску. Журнал Европейской экономической ассоциации , 18(5): 2394–2440.

Бенджамин, Д. и Райт, М. (2009). «Восстановление перед погашением: теория задержек при пересмотре условий суверенного долга», апрель.

Бюлов, Дж., Рейнхарт, К., Рогофф, К. Требеш, К. (2020). «Долговая пандемия», Финансы и развитие , 13-16 сентября.

Крусес Дж. и Требеш К. (2013). «Суверенные дефолты: цена стрижки», American Economic Journal: Macroeconomics , Vol, 5(3):85–117.

Фанг, К., Шумахер, Дж. и Требеш, К. (2021). Реструктуризация суверенных облигаций: возражения, «стрижки» и эффективность CAC» IMF Economic Review , готовится к публикации

Фарах-Якуб, Дж., Граф фон Люкнер, К. и Рейнхарт, К. (2021). «База данных кризисов суверенного долга».

Хорн, С., Рейнхарт К. и Требеш, К., (2020). «Зарубежное кредитование Китая и надвигающийся долговой кризис развивающихся стран». VoxEU, 04 мая.

Госал, С., и Миллер, М., (2017). «Новый взгляд на реструктуризацию суверенного долга» VoxEU, 17 апреля.

Камински Г. Л. и Вега-Гарсия П. (2016). Системные и идиосинкразические кризисы государственного долга. Журнал Европейской экономической ассоциации, 14(1), 80-114.

Мейер, Дж., Рейнхарт, К.М., и Требеш, К. (2019). Суверенные облигации после Ватерлоо», рабочий документ NBER 25543, февраль.

Питчфорд, Р., и Райт, М., (2012) «Отказы в реструктуризации суверенного долга: теория переговоров в слабой договорной среде», The Review of Economic Studies, Vol. 79(2), апрель, 812-837.s, Vol. 79(2), апрель, 812-837 .

Рейнхарт, К.М., и Рогофф, К. (2009). На этот раз все по-другому: восемь веков финансового безумия . (Принстон: Издательство Принстонского университета).

 

Рейнхарт, К.М., Рогофф, К., и Савастано, М. (2003). «Нетерпимость к долгу», Brookings Papers for Economic Activity, Vol.1, Spring, 1-74.

 

Рейнхарт, К. и Требеш, К. (2016). «Списание суверенного долга и его последствия», Журнал Европейской экономической ассоциации , 14(1), 215-251.

 

Шумахер, Дж., Требеш, К., Эндерлейн Х. (2021). «Суверенные дефолты в суде», Journal of International Economics, готовится к публикации

 

Trebesch, C. (2019). «Разрешение кризисов суверенного долга: роль политического риска» Oxford Economic Papers, Vol. 71(2), апрель 2019 г., стр. 421–444.

 

 

 


 

 

 

1 Количество соверенов с повышенным рейтингом и рейтингом EMDE 39 и 108 соответственно.