Рестурикзация долга в банке: Реструктуризация долга по кредиту что означает и как оформить 2023

Меры по стимулированию реструктуризации кредитов граждан и отсрочке платежей \ КонсультантПлюс

О продлении и о прекращении действия части регуляторных послаблений, введенных в связи с пандемией, о реализации новых мер см. Информацию Банка России от 10.08.2020.

Меры по стимулированию реструктуризации кредитов граждан и отсрочке платежей

1.1.

Содействие реструктуризации кредитов граждан, столкнувшихся с сокращением доходов. В условиях снижения деловой активности заемщики — физические лица, оказавшиеся в сложной жизненной ситуации, могут воспользоваться кредитными каникулами, позволяющими отложить платежи по кредитам на срок до 6 месяцев. #

Федеральный закон от 03.04.2020 N 106-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части особенностей изменения условий кредитного договора, договора займа» #

Реализовано

Заемщик может направить требование о предоставлении каникул до 30 сентября 2020 года #

Банк России направил рекомендации по порядку расчета снижения дохода заемщика для целей Федерального закона от 03. 04.2020 N 106-ФЗ, а также рекомендовал кредиторам реструктурировать кредиты заемщикам в рамках собственных программ. #

Информационное письмо Банка России от 05.04.2020 N ИН-06-59/49 #

В целях формирования кредиторами единообразных подходов к информированию граждан об условиях и предоставления кредитных каникул, более акцентированного разграничения государственной программы от собственных программ реструктуризации, а также предупреждения возможных нарушений прав заемщиков Банк России направил кредиторам информационное письмо, в котором рекомендовал кредиторам информировать заемщиков как через свои сайты, так и иные каналы коммуникации с потребителями обо всех существующих вариантах реструктуризации, а также о порядке начисления процентов и возвращения к графику платежей, всех правилах и особенностях оформления различных видов кредитных каникул, отсрочек и льгот. Заемщик должен понимать разницу между альтернативными способами реструктуризации, а кредитор — фиксировать волю клиента при выборе такой реструктуризации. #

Информационное письмо Банка России от 15.05.2020 N ИН-06-59/89 #

В дополнение Банк России рекомендовал кредиторам при рассмотрении заявлений на реструктуризацию кредита (займа) по собственным программам руководствоваться подходами, аналогичными изложенным в Федеральном законе от 03.04.2020 N 106-ФЗ. Кроме того, кредиторам рекомендовано одновременно с уведомлением заемщика об отказе в удовлетворении его требования о предоставлении льготного периода по кредитному договору (договору займа) в соответствии с частью 11 статьи 6 Федерального закона от 03.04.2020 N 106-ФЗ информировать заемщика о причинах такого отказа.

Информационное письмо Банка России от 28.05.2020 N ИН-06-59/93

В целях обеспечения возможности выбора заемщиком предлагаемых мер поддержки и исключения случаев утраты заемщиком права на установление Льготного периода Банк России рекомендовал кредиторам в случае соответствия кредитного договора (договора займа), заключенного до дня вступления в силу Федерального закона от 03. 04.2020 N 106-ФЗ, условиям, установленным пунктами 1 и 3 части 1 статьи 6 Федерального закона от 03.04.2020 N 106-ФЗ, при направлении кредитором заемщику решения об одобрении рефинансирования кредита (займа) по собственной программе кредитора и до заключения нового кредитного договора (договора займа), доводить до сведения заемщика информацию :

— о праве обратиться к кредитору с требованием об установлении Льготного периода при соблюдении условия пункта 2 части 1 статьи 6 Федерального закона от 03.04.2020 N 106-ФЗ;

— об отличиях для заемщика условий рефинансирования кредита (займа) по собственной программе кредитора от условий изменения кредитного договора (договора займа) при установлении по требованию заемщика Льготного периода, в частности, о разнице в долговой нагрузке заемщика: количестве, размере и периодичности (сроках) платежей заемщика по договору и размере полной стоимости потребительского кредита (займа) в денежном выражении ;

— о невозможности воспользоваться Льготным периодом при выборе заемщиком собственной программы кредитора по рефинансированию кредита (займа). #

Информационное письмо Банка России от 31.08.2020 N ИН-015-59/129 #

1.2. #

Банк России предоставил банкам возможность не увеличивать резервы по заемщикам, у которых ухудшилось финансовое положение на фоне пандемии, а также по реструктурированным кредитам (и в рамках закона, и в рамках дополнительных программ банков):

В целях применения Положения Банка России от 28.06.2017 N 590-П и Положения Банка России от 23.10.2017 N 611-П при классификации реструктурированных в соответствии с Федеральным законом от 03.04.2020 N 106-ФЗ или реструктурированных в рамках банковских программ ссуд, прочих активов и условных обязательств кредитного характера, вытекающих из условий кредитных договоров с заемщиками, по которым по состоянию на 1 марта 2020 года отсутствовала просроченная задолженность или непрерывная длительность просроченной задолженности не превышала 30 календарных дней, уполномоченным органом управления (органом) кредитной организации по 30 сентября 2020 года включительно может быть принято решение (общее решение в отношении совокупности ссуд, прочих активов и условных обязательств кредитного характера) на срок не более 6 месяцев о неухудшении оценки финансового положения, и (или) качества обслуживания долга, и (или) категории качества ссуд, прочих активов и условных обязательств кредитного характера заемщиков, определенных по состоянию на 1 марта 2020 года.

При принятии указанного решения в отношении ссуд, прочих активов и условных обязательств кредитного характера, классифицируемых на портфельной основе и реструктурированных в соответствии с Федеральным законом от 03.04.2020 N 106-ФЗ либо в рамках банковских программ по реструктуризации, они могут включаться в отдельные портфели исходя из соответствующей программы и длительности просроченных платежей, сложившейся по состоянию на 1 марта 2020 года. #

Информационное письмо Банка России от 17.04.2020 N ИН-01-41/72 #

Реализовано #

По 31 марта 2021 года #

Банком России продлен срок предоставления банкам возможности принятия решения в целях классификации ссуд, прочих активов и условных обязательств кредитного характера (за исключением кредитных договоров, реструктурированных в соответствии с Федеральным законом от 03.04.2020 N 106-ФЗ) до 31 декабря 2020 года. #

Резервы по кредитам (займам), реструктурированным до 31 декабря 2020 года (в том числе в период с 1 марта по 30 сентября 2020 года), должны быть сформированы в полном объеме до 1 июля 2021 года. #

Информационное письмо Банка России от 24.09.2020 N ИН-03-41/137 #

До 31 декабря 2020 года

(резервы должны быть сформированы в полном объеме до 1 июля 2021 года) #

Банком России продлен срок предоставления банкам возможности принятия решения в целях классификации ссуд, прочих активов и условных обязательств кредитного характера (за исключением кредитных договоров, реструктурированных в соответствии с Федеральным законом от 03.04.2020 N 106-ФЗ) до 31 марта 2021 года включительно. #

Резервы по кредитам (займам), реструктурированным до 31 марта 2021 года включительно, должны быть сформированы в полном объеме до 1 июля 2021 года. #

Информационное письмо Банка России от 24.12.2020 N ИН-08-41/179 #

Продлено по 31 марта 2021 года

(резервы должны быть сформированы в полном объеме до 1 июля 2021 года) #

1. 3. #

Рекомендации по отсрочке платежей заболевшим коронавирусной инфекцией:

— рекомендовано кредитным организациям, микрофинансовым организациям, кредитным потребительским кооперативам реструктурировать задолженность, не назначать пени и штрафы по кредитам (займам), предоставленным заемщикам — физическим лицам, в случае предоставления заявления и подтверждения о наличии коронавирусной инфекции у такого заемщика; #

Информационное письмо Банка России от 20.03.2020 N ИН-06-59/22 #

Реализовано #

До 30 сентября 2020 года #

Информационное письмо Банка России от 30.09.2020 N ИН-06-59/142 #

Продлено до 31 декабря 2020 года #

Информационное письмо Банка России от 24.12.2020 N ИН-06-59/178 #

Продлено до 31 марта 2021 года включительно #

— рекомендации в части реструктуризации задолженности физических лиц, перечисленные в предыдущем абзаце, распространены на задолженность физических лиц, чьи доходы снизились. #

Информационное письмо Банка России от 30.03.2021 N ИН-06-59/19 #

Продлено по 30 июня 2021 года #

Информационное письмо Банка России от 29.06.2021 N ИН-06-59/44 #

Продлено по 30 сентября 2021 года #

Информационное письмо Банка России от 22.10.2021 N ИН-06-59/83 #

Возобновлено с 1 ноября 2021 года по 31 декабря 2021 года #

Рекомендовано кредитным организациям, микрофинансовым организациям, кредитным потребительским кооперативам, сельскохозяйственным кредитным потребительским кооперативам в период до 30 сентября 2020 года в случае нарушения заемщиком — физическим лицом обязательств по договору не обращать взыскание на недвижимое имущество, являющееся обеспечением по требованиям, в случае подтверждения COVID-19 у заемщика и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи. #

Информационное письмо Банка России от 20.03.2020 N ИН-06-59/22 #

До 30 сентября 2020 года #

Действие рекомендации, указанной в предыдущем абзаце настоящего пункта, продлено до 31 декабря 2020 года включительно, а также распространено на случаи снижения дохода заемщика (совокупного дохода созаемщиков). Указанная рекомендация также направлена жилищным накопительным кооперативам. #

Информационное письмо Банка России от 30.09.2020 N ИН-06-59/140 #

Продлено до 31 декабря 2020 года #

Действие предыдущего абзаца настоящего пункта продлено до 31 марта 2021 года включительно. #

Информационное письмо Банка России от 24.12.2020 N ИН-06-59/177 #

Продлено до 31 марта 2021 года включительно #

Рекомендовано страховым организациям удовлетворять заявления страхователя в случае предоставления заявления и официального подтверждения о наличии у него коронавирусной инфекции, о продлении срока урегулирования страховых случаев, об отсрочке платежа по договорам добровольного страхования, а также не начислять неустойку (штраф, пени) и не применять иных последствий за ненадлежащее исполнение договора добровольного страхования в течение периода временной нетрудоспособности страхователя. #

Информационное письмо Банка России от 30.09.2020 N ИН-06-59/140 #

Продлено до 31 декабря 2020 года #

Предоставление кредитным организациям права до 30 сентября 2020 года не увеличивать резервы по кредитам заемщикам — физическим лицам, в случае ухудшения их финансового положения и/или качества обслуживания долга при наличии официального подтверждения о наличии коронавирусной инфекции у такого заемщика. #

Информационное письмо Банка России от 20.03.2020 N ИН-01-41/19 #

До 30 сентября 2020 года #

Предусмотренный вышеуказанным абзацем период продлен до 31 декабря 2020 года. #

Информационное письмо Банка России от 24.09.2020 N ИН-03-41/137 #

Продлено до 31 декабря 2020 года

(резервы должны быть сформированы в полном объеме до 1 июля 2021 года) #

Резервы по кредитам (займам), реструктурированным до 31 декабря 2020 года (в том числе в период с 1 марта по 30 сентября 2020 года), должны быть сформированы в полном объеме до 1 июля 2021 года. #

Банк России продлевает регуляторные послабления по резервам до 31 марта 2021 года включительно. Резервы по ссудам, прочим активам и условным обязательствам кредитного характера, по которым до 31 марта 2021 года включительно реализовано право принятия кредитной организацией решения о неухудшении финансового положения и/или качества обслуживания долга и/или категории качества ссуд, прочих активов и условных обязательств кредитного характера заемщиков (контрагентов) в случае официального подтверждения о наличии у них коронавирусной инфекции, должны быть сформированы в полном объеме до 1 июля 2021 года. #

Информационное письмо Банка России от 24.12.2020 N ИН-08-41/179 #

Продлено по 31 марта 2021 года

(резервы должны быть сформированы в полном объеме до 1 июля 2021 года) #

Предоставление права кредитным организациям не применять макропруденциальные надбавки в отношении указанных кредитов до 30 сентября 2020 года. Указанный период продлен по 31 декабря 2020 года. #

Информационное письмо Банка России от 24.08.2020 N ИН-05-35/124 #

Продлено до 31 декабря 2020 года #

Информационное письмо Банка России от 20.04.2020 N ИН-05-35/78 #

Информационное письмо Банка России от 27.03.2020 N ИН-03-35/31 #

1.4. #

Послабления по реструктуризации валютных кредитов:

— рекомендовано кредитным организациям в период до 30 сентября 2020 года в случае обращения заемщика с заявлением о реструктуризации его долга, предусматривающей изменение валюты кредита (займа) с иностранной валюты на валюту Российской Федерации, оперативно рассматривать такие обращения; #

Предусмотрено пресс-релизом Банка России от 27.03.2020 #

Реализовано #

До 30 сентября 2020 года #

— кредитным организациям предоставлена возможность в период до 30 сентября 2020 года принимать решение о неухудшении по таким реструктурированным ссудам оценки качества обслуживания долга и (или) финансового положения заемщика, осуществленной на 1 марта 2020 года. #

Информационное письмо Банка России от 30.03.2020 N ИН-01-41/39 #

Возможность принятия кредитной организацией вышеуказанного решения в целях классификации реструктурированных валютных ссуд (за исключением кредитных договоров, реструктурированных в соответствии с Федеральным законом от 03.04.2020 N 106-ФЗ) продлена до 31 декабря 2020 года. #

Информационное письмо Банка России от 24.09.2020 N ИН-03-41/137 #

Продлено до 31 декабря 2020 года

(резервы должны быть сформированы в полном объеме до 1 июля 2021 года) #

Резервы по валютным ссудам, реструктурированным до 31 декабря 2020 года (в том числе в период с 1 марта по 30 сентября 2020 года), должны быть сформированы в полном объеме до 1 июля 2021 года. #

1.5. #

В целях содействия процессу реструктуризации кредитов заемщикам — физическим лицам в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, Банк России предоставляет кредитным организациям возможность для целей применения надбавок к коэффициентам риска при реструктуризации ссудной задолженности в период с 1 марта по 30 сентября 2020 года не признавать кредит (заем) реструктурированным. Это позволит кредитным организациям применять в указанных случаях прежние (более низкие) надбавки к коэффициентам риска вне зависимости от даты реструктуризации. #

Информационное письмо Банка России от 14.05.2020 N ИН-05-35/87 #

Реализовано #

До 30 сентября 2020 года #

Предусмотренный абзацем первым настоящего пункта период продлен по 31 декабря 2020 года. #

Информационное письмо Банка России от 24.08.2020 N ИН-05-35/124 #

Продлено по 31 декабря 2020 года #

1.6. #

Банк России рекомендует кредитным и микрофинансовым организациям, кредитным потребительским кооперативам, сельскохозяйственным кредитным потребительским кооперативам, жилищным накопительным кооперативам приостановить до 30 сентября 2020 года процедуры принудительного выселения должников (бывших собственников и лиц, совместно с ними проживающих) из жилых помещений, на которые кредиторами ранее было обращено взыскание. #

Информационное письмо Банка России от 22.04.2020 N ИН-06-59/79 #

Реализовано #

До 30 сентября 2020 года #

Предусмотренный абзацем первым настоящего пункта период продлен до 31 декабря 2020 года. #

Информационное письмо Банка России от 30.09.2020 N ИН-06-59/140 #

Продлено до 31 декабря 2020 года #

Предусмотренный абзацем первым настоящего пункта период продлен до 31 марта 2021 года включительно. #

Информационное письмо Банка России от 24.12.2020 N ИН-06-59/177 #

Продлено до 31 марта 2021 года включительно #

Реструктуризация — глоссарий КСК ГРУПП


В жизни случается всякое — вы взяли кредит, вроде бы всё рассчитали, но по независящим от вас причинам платить по нему уже не получается, долг перед банком растет, капают проценты. Не отчаивайтесь, на помощь вам может прийти такой финансовый инструмент, как реструктуризация любого вида кредитного обязательства.


Реструктуризация — это процесс переоформления кредитного договора с увеличением срока, снижением процентов или изменением других условий получения денег. Не стоит путать этот инструмент с рефинансированием — переоформлением кредита у другой финансовой организации с последующим погашением первичного займа.


Реструктуризация осуществляется только в том банке, который первоначально выдал вам кредит. Ее целью является снижение финансовой нагрузки на клиента за счет увеличения срока кредита либо снижения процентов по нему.


Для того чтобы получить эту услугу, необходимо доказать банку, что вы в ней нуждаетесь. И для этого потребуется собрать ряд необходимых документов. Ваши шансы увеличатся, если вы сообщите о желании реструктуризовать кредит еще до момента просрочки по платежам.


Условия ранее полученного кредита, которые могут подвергнуться реструктуризации:

  • изменение графика платежей в большую сторону;
  • смена валюты займа — особенно популярно стало в последнее время;
  • увеличение срок кредита, сумма также растет в большую сторону;
  • заемщик может получить кредитные каникулы — освобождение на время от уплаты основного долга с уплатой только процентной ставки за использование кредита;
  • в редком случае возможно снижение процентной ставки.

Преимущества этого финансового инструмента


Выгодами реструктуризации являются для клиента следующие факторы:

  • избегание морального прессинга со стороны банка и какого-либо другого давления от взыскателей долгов;
  • отсутствие штрафов и санкций за просрочки по кредиту;
  • снижение переплаты при получении кредитных каникул с отсутствием выплат.


Преимущества для кредитора:

  • уменьшение количества просрочек по платежам;
  • снижение рисков и убытков;
  • клиент переплачивает, что ведет к повышению прибыли.


Право на реструктуризацию долга имеют следующие категории граждан:

  • уволенные наемные работники;
  • работники, которым понизили заработную плату официально;
  • частные предприниматели, получившие убытки в своей деятельности;
  • заемщики при изменении курса национальной валюты.


Банки способны сами реструктуризовать долг, если договор просрочен либо не соблюдаются условия договора со стороны клиента. Факторы, являющиеся основанием для изменения ипотечного договора:

  • жилище, взятое в ипотеку, — единственное;
  • сокращение дохода до трех МРОТ на каждого из членов семьи, после вычета платежей;
  • у заемщика нет собственных ликвидных активов.


Условия, применимые к заемщику для реструктуризации:

  • заявление было подано впервые;
  • причины достаточно веские и подтверждены документально;
  • хорошая кредитная история;
  • имеется ликвидный залог;
  • возраст не более 70 лет.


Для того чтобы наверняка получить реструктуризацию, необходимо заранее обратиться в финансовую организацию до первых просрочек по платежу. Тогда есть вероятность, что банк пойдет вам навстречу.

Процесс реструктуризации долга


Проведение реструктуризации осуществляется по следующему плану.

  1. Оформление заявления установленной формы в кредитное учреждение, с указанием весомых причин.
  2. Выбор одного из вариантов изменения кредитных обязательств.
  3. Заполнение и направление анкеты в отдел, работающий с задолженностями.
  4. Выбор предложенной схемы реструктуризации после консультации со специалистом.
  5. Ожидание решения банка.
  6. Получение результата с последующим оформлением документов, если ответ положительный.

Возврат к списку

Недавние изменения в реструктуризации внешнего долга

Не существовало формальной основы для ведения переговоров о долге коммерческих банков, когда в течение 1982 г. стали очевидны серьезные проблемы основных стран-должников. Ранее реструктуризация банковского долга была спорадической, касалась относительно небольших сумм и представляла меньше проблем. серьезные трудности для банковского управления и для международной финансовой системы. Проблемы, возникшие в 1982 г. , потребовали проведения процедур по реструктуризации больших объемов задолженности перед сотнями банков-кредиторов, а также для решения вопросов распределения бремени между частными и официальными кредиторами. Кроме того, как банкам-кредиторам, так и властям стран-должников нужна была основа для содействия сохранению краткосрочных банковских рисков во время и после реструктуризации долга и для достижения согласия, когда это уместно, в отношении обязательств по новым денежным средствам.

Неоднократная необходимость решения таких проблем привела к дальнейшему сближению рамок и подходов, принятых коммерческими банками. Хотя в модальностях остаются важные различия, основные операции по реструктуризации включают ряд общих черт.

Консультативная группа или руководящий комитет банкиров была создана для содействия связи со всеми кредиторами банка, для обсуждения охвата и условий реструктуризации и, при необходимости, для координации поддержания краткосрочных банковских рисков и предоставления новых финансирование. Кроме того, в целом существовала тесная связь между переговорами страны-должника о реструктуризации через консультативный комитет и обсуждением ею поддерживаемой Фондом программы корректировки. В этом контексте Фонд по просьбе заинтересованных сторон принял участие во встречах с группами кредиторов банка. Успешная реструктуризация потребовала как интенсивной координации между банками, правительствами, Фондом и другими многосторонними учреждениями в отношении финансовых требований, связанных с программами корректировки, так и постоянного взаимодействия координирующих банков со всеми банками-кредиторами для обеспечения согласования пакетов реструктуризации. В ходе этих переговоров промежуточное финансирование предоставлялось странам-должникам различными способами, включая кредиты от коммерческих банков, заинтересованных правительств и БМР.

Консультативные комитеты банков, созданные во время первоначальной реструктуризации, впоследствии поддерживали связь между страной-должником и другими банками-кредиторами. Этот скоординированный подход, а также помогающий предотвратить еще более резкое сокращение чистого нового кредита коммерческих банков, позволил банкам более внимательно следить за политикой, проводимой страной-должником. В результате руководство банков приобрело больший опыт в оценке экономической и финансовой политики стран. Существование этой структуры также значительно облегчило последующие раунды реструктуризации.

При завершении этих важных переговоров два аспекта структуры оказались особенно важными. Во-первых, это роль банковских консультативных комитетов и их региональных координаторов в обеспечении широкой финансовой поддержки пакета со стороны всех банков, связанных со страной-должником. Во-вторых, это постоянная связь между приверженностью страны-заемщика жизнеспособной экономической программе и обеспечением адекватного финансирования.

Покрытие и суммы

Покрытие реструктуризации банковского долга отражает ряд факторов. Первым соображением была необходимость добиться справедливого распределения бремени между банками, чтобы предотвратить любое неравномерное сокращение подверженности риску, которое могло бы подорвать сплоченность групп кредиторов и усугубить проблемы обслуживания долга страны. Следовательно, банковские консультативные комитеты пытались сделать покрытие банковской задолженности в соглашениях о реструктуризации как можно более широким. Как минимум, все необеспеченные среднесрочные кредиты обычно подлежат официальному пересмотру. Увеличение подверженности риску — как с точки зрения сумм, так и с точки зрения распределения между банками — зависело от подверженности банков на дату прекращения, согласованную между должником и консультативным комитетом после официального признания необходимости реструктуризации. Та же крайняя дата была сохранена для последовательных финансовых пакетов, чтобы не наказывать последующее спонтанное кредитование.

Распределение бремени между банком и официальными кредиторами также вызывает всеобщее беспокойство. Иногда соглашения о реструктуризации банковского долга требуют выполнения определенных официальных обязательств до того, как соглашение будет окончательно оформлено, в то время как Парижский клуб поставил реструктуризацию в зависимость от того, добились ли страны сопоставимого облегчения бремени задолженности от других кредиторов. (Сопоставимость режима различных групп кредиторов более подробно обсуждается в разделе IV.)

Для развивающихся стран решающим соображением было сведение к минимуму ущерба их перспективам восстановления доступа к международным рынкам капитала. По этой причине процентные платежи, подлежащие выплате или просроченные, почти во всех случаях исключались из реструктуризации. По возможности также избегали официальной реструктуризации торговых кредитов и межбанковских депозитов на том основании, что среднесрочная реструктуризация может серьезно повредить будущему обращению страны за такими инструментами, а также поставить под угрозу стабильность этих рынков. Тем не менее, сам размер этих краткосрочных кредитов часто делал их обслуживание необходимым для жизнеспособной программы корректировки. Поэтому в ряде случаев доступ к торговым кредитам был защищен механизмом «поддержания подверженности риску», в соответствии с которым новые торговые кредиты предоставляются по мере погашения старых. На межбанковском рынке также достигнуты договоренности о пролонгации депозитов. Облигации и векселя с плавающей процентной ставкой, принадлежащие небанковским организациям, как правило, не подвергались реструктуризации, чтобы защитить перспективы доступа стран к международным рынкам облигаций в будущем.

В дополнение к реструктуризации долга, причитающегося или гарантированного государством-должником, ряд стран-должников поощряют реструктуризацию негарантированного долга своего частного сектора, чтобы урегулировать отношения сектора с кредиторами и обеспечить дополнительное облегчение платежного баланса. Чтобы облегчить эту реструктуризацию и смягчить воздействие резкого обесценивания валюты на расходы частного сектора по обслуживанию внешнего долга, в ряде случаев в связи с реструктуризацией была введена схема преференциального обменного курса. Чтобы ограничить бюджетные расходы на такие схемы, некоторые страны ввели сложные критерии приемлемости, которые иногда приводили к длительным административным задержкам и задержке реструктуризации долга как частного, так и государственного секторов. В некоторых случаях банки также оказывали давление на власти стран, чтобы они приняли на себя или снизили коммерческий риск их кредитов частному сектору.

В течение 1983 и 1984 годов в общей сложности было заключено 32 соглашения о реструктуризации банковского долга (исключая 7 случаев отсрочки) — по крайней мере, в принципе — 26 странами. Кроме того, ряд дел, по которым первоначальный подход к банкам был сделан в 1984 или начале 1985 года, остается на стадии переговоров. Сумма банковского долга, реструктурированного в соответствии с соглашениями, подписанными или согласованными в принципе, за исключением краткосрочной задолженности, которая была пролонгирована, оценивается в 34 миллиарда долларов в 1983 году и в 103 миллиарда долларов в 1984 году. среднесрочные кредиты по соглашениям, заключенным в рамках реструктуризации долга, оцениваются в $28 млрд в 1983 и 36 миллиардов долларов в 1984 году (таблицы 16 и 17).

Новые соглашения о финансировании

До 1982 года спонтанное банковское кредитование часто возобновлялось после того, как страны принимали жесткие меры по корректировке и регулировали отношения с банками-кредиторами. Однако, когда возникли массовые трудности с платежами, страны, участвующие в программах реструктуризации долга и корректировки, не смогли спонтанно получить новое финансирование. Потенциальное облегчение, обеспечиваемое банковской и официальной реструктуризацией долга, было недостаточным для устранения пробела в авансовом финансировании, с которым сталкивается ряд стран-должников. Хотя страны могли бы предусмотреть дополнительные меры по корректировке для закрытия такого дефицита финансирования, была серьезная обеспокоенность по поводу последствий более быстрой корректировки. Поэтому возникла потребность в дополнительном финансировании, и при поддержке Фонда был разработан согласованный подход к кредитованию для предоставления новых денег.

Согласованное банковское кредитование имело ряд преимуществ. Он был многосторонним и основывался на диалоге между банками-кредиторами и странами-должниками. Баланс между корректировкой и финансированием был адаптирован к обстоятельствам и перспективам страны. Кроме того, согласованное кредитование, как представляется, сводит к минимуму ущерб перспективам страны восстановить более нормальный доступ к международным рынкам капитала. Другие подходы, такие как ограничение процентных платежей, могли бы привести к такому же облегчению движения денежных средств, но были сочтены значительно менее совместимыми с возвращением к нормальному доступу к рынку. Кроме того, если бы страны-должники как группа оказались не в состоянии выплачивать проценты по графику, международная банковская система оказалась бы под угрозой, а будущее банковское кредитование развивающихся стран было бы серьезно ограничено.

Новый денежный подход привел к тому, что кредиторы банков провели анализ ситуации с предполагаемыми платежами в стране и увязали новое кредитование с соответствующей политикой корректировки. Таким образом, несмотря на трудности с формированием новых денежных пакетов, которые отражали различные деловые интересы банков, а также их различную нормативную, налоговую и бухгалтерскую среду, согласованное кредитование было распространенным подходом, принятым банками-кредиторами.

В 1983–1984 годах десять стран-членов достигли соглашений или принципиальных соглашений с банками о согласованных пакетах кредитования в контексте соглашений о реструктуризации (таблица 15). Утверждение Фондом программы экономической перестройки страны зависело от предварительного выделения значительной части этого кредита (которая стала известна как «критическая масса»). В 1983 согласованные кредитные обязательства для восьми стран составили 13,9 млрд долл. США, или 40 процентов новых внешних обязательств перед развивающимися странами в этом году (таблица 18). В 1984 г. твердые согласованные кредитные обязательства трех стран составили 11,1 млрд долл. (примерно такая же доля обязательств, как и в 1983 г.), а еще три страны достигли принципиальных договоренностей о согласованных кредитах на общую сумму около 5,2 млрд долл. В 1983–1984 годах большая часть увеличения требований банков к развивающимся странам, недавно реструктурировавшим свой долг, была связана с согласованными пакетами кредитов для семи стран Западного полушария и Югославии.

Связи с программами корректировки

Чтобы укрепить способность стран-должников обслуживать как существующую, так и новую задолженность, банки поставили почти все реструктуризации в зависимость от утверждения программы корректировки, поддерживаемой Фондом, и увязали свои выплаты по согласованному кредитованию с закупки в рамках договоренностей Фонда. Несоблюдение критериев эффективности по договоренности с Фондом привело к задержке выплат по новым пакетам денежных средств до тех пор, пока не будут восстановлены права заимствования страны по договоренности с Фондом. Хотя банки иногда официально приостанавливали реструктуризацию долга, когда страна была не в состоянии делать покупки в рамках соглашения с Фондом, они, тем не менее, на практике продолжали пролонгировать амортизационные платежи.

Масштабы внешнего финансирования, которое должно быть предоставлено официальными и банковскими кредиторами, и неопределенность в отношении его доступности часто требовали от Фонда получения официальных гарантий того, что предположения о внешнем финансировании программы будут выполнены, чтобы гарантировать, что программа будет полностью профинансированы и должным образом спроектированы. В таких случаях программы, поддерживаемые Фондом, представлялись его Исполнительному совету только тогда, когда достаточный прогресс в сборе критической массы обязательств давал разумную уверенность в том, что предположения о финансировании программы были реалистичными. По запросу властей стран-должников сотрудники Фонда обменялись информацией и обсудили последствия альтернативных уровней финансирования с банками-кредиторами. Там, где это уместно, обмен информацией также включал описание предпринятых политических мер и общей политики, проводимой в рамках программ, поддерживаемых Фондом.

Условия

Коммерческие банки провели переговоры о долгах по каждой стране. Условия, установленные для той или иной страны, отражали множество соображений, в том числе эффективность политики экономической перестройки страны и историческую модель отношений между страной и ее банками-кредиторами. Этот последний фактор затрудняет выявление общих черт в условиях реструктуризации долга в разных странах. 9 Тем не менее, некоторые основные элементы можно выделить.

Спреды, как правило, были выше, а сроки погашения короче для первой реструктуризации долга страны. На начальных этапах трудностей стран с платежами период консолидации, как правило, ограничивался примерно одним годом (в дополнение к реструктуризации задолженности по основному долгу). Реструктуризация сосредоточила внимание на определении с помощью Фонда надлежащего баланса между корректировкой и финансированием на предстоящий год. Из-за значительной неопределенности в отношении внешних событий и корректировок, которые должны быть достигнуты странами-должниками, консультативные комитеты банков, как правило, не разрабатывали среднесрочные планы платежей по обслуживанию долга. Сочетание однолетних периодов консолидации и среднесрочных сроков погашения для реструктуризации способствовало группированию амортизационных платежей стран. Для стран, успешно реализующих политику корректировки, банки соглашаются на более выгодные условия последующей реструктуризации, включая более тонкие спреды, более низкие комиссии, более длительные периоды погашения и отсрочки, а также (в последнее время) более длительные периоды консолидации.

Готовность банков предоставить более благоприятные условия странам, принявшим участие в программах адаптации, иллюстрируется условиями MYRA с Мексикой, Венесуэлой и Эквадором. Для этих стран банки согласились на более длительные периоды консолидации и погашения, на меньшие спреды и на отсутствие комиссий за реструктуризацию. В случае Мексики сроки погашения, наступавшие в 1985–1990 годах, были перенесены, а период погашения был увеличен с 8 до 14 лет с даты принципиального соглашения (19 сентября84). Маржа была установлена ​​на уровне ⅞ процента по сравнению с LIBOR на период 1985–86 годов, 1⅛ процента по сравнению с LIBOR на 1987–1991 годы и 1¼ процента на 1992–1998 годы. (LIBOR — лондонская межбанковская ставка предложения.) Эти маржи выгодно отличаются от тех, которые были согласованы при предыдущих реструктуризациях. В случае Венесуэлы период окончательного погашения по срокам погашения в 1983–1988 годах был установлен в 12,5 лет с даты принципиального соглашения (также сентябрь 1984 г. ), а маржа была установлена ​​на уровне 1⅛ процента сверх LIBOR. Для Эквадора сроки погашения наступают в 1985–89 было решено переносить сроки на последовательной основе с окончательным погашением в 1996 году. В случае этих MYRA банки отказались от платы за переоформление. Таким образом, когда банки предусмотрели скорейший переход к нормальным платежным отношениям со страной, условия реструктуризации были разработаны таким образом, чтобы облегчить возвращение к нормальным отношениям между кредиторами и должниками.

В более общем плане недавние соглашения со странами, которые ранее осуществили реструктуризацию долга и имели программы корректировки, показывают сужение спредов и удлинение льготных периодов и сроков погашения по сравнению с более ранними соглашениями. В ряде недавних соглашений спреды к ставке LIBOR составляют 1¾ процента или меньше, что значительно ниже, чем обычно в первый год после того, как в конце 19 века возникли массовые трудности с платежами.82. Сроки погашения для реструктуризации, кроме MYRA, в последнее время составляли до десяти лет по сравнению с типичными сроками погашения в 1982–1983 годах до восьми лет.

В тех случаях, когда не наблюдается очевидного улучшения экономических показателей или когда страна не может выполнить условия существующего соглашения о реструктуризации, банки время от времени заключают фактические или неофициальные соглашения об отсрочке, которые периодически продлеваются. Для некоторых стран, которые испытывали чрезвычайно длительные трудности с платежами, банки также были готовы растянуть сроки погашения на относительно длительный период. Однако в таких случаях банки не предусматривали нового среднесрочного финансирования, и банки считали, что у стран мало шансов на скорейшее возвращение стран к нормальному доступу к рынкам капитала.

Изменения условий реструктуризации отражаются в статистике непогашенных требований банков. Структура погашения непогашенной банковской задолженности многих не добывающих нефть развивающихся стран значительно удлинилась в первой половине 1984 г., продолжая тенденцию, начавшуюся в 1983 г. (таблица 19). Наибольшее изменение было зарегистрировано в структуре зрелости стран Западного полушария. В частности, доля долга со сроком погашения один год или менее в Мексике снизилась с 43 процентов в конце 19с 83 до 26 процентов к концу 1984 года. Тенденция к удлинению сроков погашения знаменует собой существенный отход от тенденции к общему увеличению доли краткосрочной задолженности, преобладавшей до середины 1982 года.

Что касается согласованного кредитования, последние данные о сроках погашения и спредах по новым банковским кредитным обязательствам подтверждают, что условия согласованного кредитования в значительной степени объясняют недавнее общее улучшение условий кредитования развивающихся стран. Собранные ОЭСР данные о сроках погашения новых долгосрочных банковских кредитных обязательств показывают, что средний срок погашения этих обязательств увеличился в 1984, развернув предыдущий тренд (см. График 1). 10 Средний срок погашения по всем странам увеличился с семи лет и трех месяцев в 1983 г. до семи лет и одиннадцати месяцев в 1984 г. (таблица 20). Значительная часть недавнего улучшения структуры сроков погашения объяснялась более длительными сроками погашения, полученными по согласованным кредитам, которые составили 42 процента новых кредитных обязательств перед развивающимися странами в 1984 году. 0002 Важным событием в 1984 году стали переговоры по MYRA с Мексикой, Венесуэлой и Эквадором. Как указывалось ранее, эти соглашения были призваны способствовать возвращению стран-должников к более нормальным отношениям с кредиторами, т. е. отходу от согласованного подхода к новому кредитованию и восстановлению независимого принятия решений участниками рынка. В этих случаях МИР считались уместными и осуществимыми, поскольку страны-должники добились значительного прогресса в своих усилиях по внутренней и внешней корректировке и считались приверженными политике, которая ограничивала бы потребность в чистом внешнем финансировании с целью восстановления доступа к кредитным рынкам на более спонтанная основа.

Хотя считалось, что эти страны продемонстрировали способность вернуться к более нормальному доступу к кредитным рынкам, структура амортизации по их существующему долгу была такова, что рефинансирование этого долга, по-видимому, требовало годовой ставки валовых новых обязательств, нельзя было разумно ожидать, что механизмы справятся. Основная цель этих MYRA заключалась в том, чтобы устранить этот «горб» в будущих платежах по амортизации, который был бы препятствием для нормализации отношений должник-кредитор. В таких ситуациях MYRA, предоставляя кредиторам и инвесторам, а также правительству-должнику более четкие горизонты планирования, могут способствовать возвращению к спонтанному финансированию. Эти соображения были изложены Директором-распорядителем Фонда в презентации для банков на Международной валютной конференции в Филадельфии 4 июня 19 г.84.

По мере обсуждения многолетних реструктуризаций банки запрашивали процедуры экономического мониторинга на период, когда эти страны больше не будут использовать ресурсы Фонда. Неопределенность в отношении возможной эволюции внутренней экономической политики и внешних условий заставила банки-кредиторы искать более своевременную и полную информацию об экономическом развитии стран и планах политики. Банки также стремились увязать реструктуризацию с постоянной оценкой экономического развития и политики стран. В этой связи Мексика договорилась с коммерческими банками о том, что она будет предоставлять больше экономической информации напрямую банкам-кредиторам, а также просила Фонд усилить меры по регулярному наблюдению за своей экономикой в ​​соответствии со статьей IV с целью предоставления копий отчетов о консультациях персонала Фонда. банкам. Стремлению внешних кредиторов к более своевременной информации и анализу способствовало внедрение процедур, которые также могут повысить доступность экономической информации для национальных директивных органов.

Мероприятия, запрошенные властями Мексики, предусматривают проведение Фондом консультаций по Статье IV с властями два раза в год. Ежегодные отчеты о консультациях будут рассматривать и оценивать адекватность количественной финансовой программы, подготовленной властями страны, конкретно комментируя внутреннюю согласованность ее целей и задач и рассматривая их совместимость с устойчивым ростом и жизнеспособной позицией внешних платежей. Промежуточные консультации будут посвящены прогрессу, достигнутому в реализации финансовой программы, и оценке экономических показателей страны на той же основе, что и ежегодные консультации. Хотя усиленный надзор со стороны сотрудников Фонда может способствовать оценке рисков банками, он никоим образом не может заменить независимые экономические оценки коммерческих банков, которые должны нести полную ответственность за свои собственные кредитные решения, основанные на их собственных оценках и использовании информации из различных источников. Общим чертам этого подхода следуют Венесуэла и Эквадор.

В последние месяцы банки начали переговоры о реструктуризации долга с продлением периода консолидации с рядом других стран. Цель состоит в том, чтобы обеспечить механизмы, которые увязывают облегчение бремени задолженности с проведением разумной экономической политики, обеспечивая при этом предсказуемый горизонт планирования для лиц, определяющих политику, для банков-кредиторов и для частного сектора. Поскольку условия корректировки и финансирования в странах различаются, банки указали, что они предпочитают формировать механизмы в соответствии с каждым обстоятельством, но принимая во внимание прецеденты и последствия для других механизмов.

Таким образом, банки и страны-должники заключили или в настоящее время обсуждают MYRA, которые различаются по продолжительности и структуре периода консолидации, процедурам мониторинга, ковенантам и случаям дефолта. К различным периодам консолидации может применяться широкий спектр возможных процедур мониторинга, адаптированных к ситуации в стране. В течение многолетнего периода консолидации кредиторы могут сделать только подпериоды пригодными для немедленной реструктуризации (которая затем становится «последовательной» реструктуризацией), при этом реструктуризация оставшихся подпериодов зависит от экономических показателей и перспектив страны. В некоторых случаях банки настаивали на том, чтобы страна взяла на себя обязательство добиваться договоренности с Фондом на один или несколько лет многолетнего периода консолидации. Банки также согласовали со странами-должниками различные условия и случаи неисполнения обязательств, связанные с ухудшением экономических показателей или перспектив страны. Цель этих различных механизмов состоит в том, чтобы обеспечить, насколько это возможно, оперативные изменения в политике в ответ на любые неблагоприятные события.

Прочие текущие события

В последние месяцы произошли и другие важные события в области реструктуризации банковских долгов. Во-первых, в соответствии с несколькими недавними соглашениями о реструктуризации банкам было разрешено по своему выбору со временем деноминировать часть существующих кредитов в их национальные валюты или ЭКЮ. Реденоминация может снизить риски финансирования для недолларовых банков как с точки зрения рыночного финансирования, так и поддержки ликвидности со стороны центральных банков, а также уменьшит влияние будущих изменений обменного курса на подверженность банков риску по отношению к капиталу в национальной валюте.

Для страны-должника диверсификация в валюты, рыночные процентные ставки по которым ниже процентных ставок в долларах США, сократит текущие процентные расходы. С другой стороны, снижение курса доллара США уменьшит эту прибыль, равно как и сужение или обращение вспять разницы в процентных ставках. В свете этих неопределенностей реденоминация может быть запланирована на длительный период (например, 42 месяца в случае Мексики). По этим причинам трудно оценить преимущества валютной диверсификации для страны-должника. Тем не менее валютная диверсификация путем предоставления банкам требований в предпочтительной форме может облегчить участие банков в этих соглашениях и помочь заложить основу для возобновления спонтанного кредитования.

Вторым изменением в некоторых недавних финансовых пакетах стало предпочтение со стороны банков предоставлять новые средства в форме (или конвертируемых в) торговых или проектных кредитов, а не чисто финансовых кредитов правительству. Такие кредиты позволяют банкам поддерживать экспортную деятельность своих клиентов и в определенной степени более внимательно следить за использованием этих средств, хотя в контексте покрытия дефицита внешнего финансирования такое кредитование не может полностью заменить кредитование платежного баланса. Кроме того, в соглашения о реструктуризации включены некоторые механизмы «перекредитования» реструктурированной задолженности заемщикам из частного сектора.

Банки также выразили заинтересованность в более широком участии Всемирного банка в оценке отраслевой политики и оценке проектов. Преимущество софинансирования со Всемирным банком заключается в его способности связывать кредитование коммерческих банков с продуктивными проектами. Отраслевой опыт и методы оценки проектов Всемирного банка рассматриваются банками как важный потенциальный вклад в раскрытие возможностей банковского кредитования в будущем.

Формирование системы реструктуризации долга завтрашнего дня

Поскольку во многих беднейших странах мира разразился долговой кризис, большое внимание было сосредоточено на реструктуризации индивидуального долга в рамках Общей концепции G20. Это остается приоритетной задачей, однако реализация остается медленной и не обеспечивает предсказуемости, необходимой для обеспечения уверенности должников и кредиторов. Круглый стол по глобальному суверенному долгу и долговая конференция Всемирного банка 26 апреля, Выход из тупика в реструктуризации глобального долга , обсудили эффективную реструктуризацию долга и устойчивость долга. На конференции также обсуждались вопросы предотвращения чрезмерного накопления долгов; и неотложные вопросы, касающиеся последствий сокращения чистых международных резервов до отрицательных значений для устойчивости долга, поскольку страны используют долговые инструменты, такие как своп-линии. После встречи министров финансов и управляющих центральных банков G7 в Японии на этой неделе мы опубликуем первоначальные результаты недавней инициативы по выверке долга, которая указывает на множество технических проблем при согласовании сумм долга, подлежащих реструктуризации.

Бюджеты развивающихся стран сильно пострадали на фоне сужения доступа к рынкам и ограниченной иностранной помощи. Нет никаких сомнений в том, что финансирование развития должно увеличиваться, а странам необходимо лучше управлять ресурсами. Это выдвигает на передний план насущную необходимость разумной налогово-бюджетной политики во избежание чрезмерного и неуправляемого накопления долга. Крупные фискальные проблемы возникают из-за проциклических и неэффективных решений в отношении расходов и налогообложения, которые часто сочетаются с монетизацией бюджетного дефицита. Результат подрывает макроэкономическую стабильность, местную валюту и инвестиции, оставляя задолженность неприемлемой.

 

Развивающиеся страны сталкиваются с огромным набором проблем. Долг стоит дороже, что подчеркивает важность осмотрительной налогово-бюджетной политики.

Между тем давление на расходы стало огромным, чтобы удовлетворить насущные потребности в здравоохранении, образовании, инфраструктуре, климатических расходах и развитии частного сектора. В своем выступлении 30 марта в Нигере в преддверии Весенних совещаний Группы Всемирного банка и МВФ я выступил за облегчение бремени задолженности и возобновление внешних ресурсов, а также призвал к политическим реформам, включая повышение эффективности и ограничения расходов, отмену расточительных и регрессивных субсидий и налоговых льгот, и расширение налоговой базы. Имеются веские основания для улучшения фискальной дисциплины путем принятия налогово-бюджетных правил, повышающих доверие, которые служат опорой для политиков и инвесторов и помогают избежать циклов подъемов и спадов. Также необходимо больше бюджетных обязательств по инвестициям в обеспечение готовности к стихийным бедствиям и чрезвычайным ситуациям в области здравоохранения – это поможет странам снизить стоимость катастроф и неустойчивое накопление долга в случае стихийных бедствий.

Укрепление частного сектора в развивающихся странах и привлечение частного капитала из-за рубежа станут ключевыми шагами в решении проблемы финансирования. Программа Группы Всемирного банка по содействию частному капиталу включает в себя акцент на реформы, способствующие развитию бизнеса, и усиленную мобилизацию частных внутренних и иностранных ресурсов. Поскольку страны с развитой экономикой поглощают все большую часть мирового капитала, это становится как никогда актуальным. Предстоящий отчет Business-READY и новый акцент всего Банка на нашей существующей диагностике частного сектора в стране могут помочь странам выявить основные препятствия для роста частного сектора и описать полезные реформы. Чтобы удовлетворить потребности в обеспечении готовности, условное финансирование с помощью инструментов страхования и CAT-DDO может помочь защитить государственные финансы в случае возникновения чрезвычайных ситуаций.

Ключевым вопросом, обсуждавшимся на конференции 26 апреля, была оценка устойчивости долга и насущная необходимость большей прозрачности долга. Трудно добиться прогресса в обеспечении устойчивости долга и реструктуризации долга, когда сумма долга неясна. Отсутствие прозрачности начинается с индивидуальных долговых контрактов, в которых используются пункты о неразглашении, чтобы избежать общественного контроля или полагаются на счета условного депонирования и обеспечение. Проблема прозрачности усугубляется неадекватной отчетностью о задолженности отдельных стран. Это затрудняет оценку устойчивости долга и реструктуризацию неустойчивых обязательств.

В ходе обсуждения на нашей апрельской конференции по вопросам долга была подчеркнута необходимость скорректировать анализ устойчивости долга стран с низким уровнем дохода, чтобы лучше включить сложные долговые инструменты, климатические издержки и быстрое увеличение внутреннего долга  . Обсуждение на конференции также было сосредоточено на важных технических вопросах, таких как обращение со своп-линиями; условные обязательства; задолженность ГП при наличии определенного потока доходов; и долговые обеспеченные инструменты. Одной из проблем был разрыв в «черном ящике» в некоторых странах между их валовыми резервами, используемыми валовыми резервами и чистыми резервами, а также отсутствие прозрачности в отношении своп-линий и их использования. Предстоящий обзор LIC DSF Всемирным банком и МВФ дает хорошую возможность увидеть, как можно решить некоторые из этих вопросов, сохраняя при этом анализ устойчивости долга (DSA) как можно более простым и ясным.

Всемирный банк очень активно работает над повышением прозрачности долга, но многое еще предстоит сделать. Мы прилагаем все усилия, чтобы сделать статистику более полной и доступной для всех заинтересованных сторон. Система отчетности по внешнему долгу остается единственным наиболее важным источником поддающейся проверке информации о внешнем долге стран с низким и средним уровнем дохода. Охват и точность системы DRS были расширены, и предпринимаются дальнейшие усилия по включению модулей внутреннего долга.

В рамках Политики финансирования устойчивого развития мы стимулируем страны, отвечающие требованиям МАР, к осуществлению конкретных действий, направленных на повышение финансовой устойчивости, прозрачности долга и управления им. Мы также решительно выступаем за усиление практики раскрытия публичных транзакций и выделяем передовые подходы к раскрытию информации на уровне транзакций.

Необходимо добиться большего прогресса в отчетности по долгам, которая часто оказывается недостаточной из-за того, что системы устарели и неадекватны. Сверка данных о долге является мучительно долгой и ситуативной, как показали недавние случаи Common Framework в Чаде и Замбии. Среди двусторонних кредиторов, не входящих в Парижский клуб, и участников частного сектора также существует ограниченный интерес к обмену дезагрегированными данными о долге. И хотя недавно под председательством Японии в «Большой семерке» был достигнут некоторый прогресс в сверке непогашенных долговых обязательств на 2021 год для стран, имеющих право на участие в МАР, важно распространить сверку на страны со средним уровнем дохода и привлечь более широкую группу кредиторов. Кроме того, в 21 веке настало время использовать современные технологии для отчетности и сверки долгов, чтобы обеспечить точность и своевременность этого процесса.

В контексте содействия процессам реструктуризации долга конференция обсудила необходимость изменения баланса полномочий кредиторов и должников в реструктуризации долга, учитывая отсутствие суверенной системы банкротства. Если реструктуризация долга является единственным решением, этот процесс должен предоставить странам-должникам больше рычагов для скорейшего решения проблемы. Можно рассмотреть несколько инструментов. Существует возможность включения, например, агрегированной оговорки о коллективных действиях во все новые долговые обязательства официального и частного секторов и инструменты, эквивалентные долговым обязательствам. Другие меры, которые могут способствовать реструктуризации, включают ограничение возмещения кредиторами, освобождение суверенных активов от ареста или включение положения о «наиболее благоприятствуемом кредиторе». Последний подход, который в настоящее время рассматривается Шри-Ланкой, направлен на обеспечение того, чтобы, если какой-либо кредитор получит от страны-должника более выгодную сделку, чем та, которая была согласована при реструктуризации, это более выгодное предложение распространилось на всех других кредиторов. Это побуждает кредиторов соглашаться на сопоставимые условия реструктуризации.

Развивающиеся страны столкнулись с огромным набором проблем. Долг стоит дороже, что подчеркивает важность осмотрительной налогово-бюджетной политики. Эра сверхнизких процентных ставок вряд ли вернется, поэтому способность стран занимать и пролонгировать долг нельзя считать само собой разумеющимся. Во многих странах необходимы серьезные реформы для восстановления макроэкономической стабильности, но вместо этого правительства сокращают резервы и используют внутренние сбережения. Это позволяет долговой проблеме усугубляться с каждым месяцем, нанося ущерб перспективам новых инвестиций и роста.