Содержание
Новые санитарно-эпидемиологические требования к условиям труда. Что изменилось?
Новые санитарно-эпидемиологические требования к условиям труда. Что изменилось?
Главная
/
Охрана труда
/
Экспертные мнения
/
Новые санитарно-эпидемиологические требования к условиям труда. Что изменилось?
Волна изменений, связанных с практической реализацией положений «регуляторной гильотины», в начале 2021 года накрыла не только сферу безопасности труда (отмена многих нормативных правовых актов, ввод в действие более 40 новых Правил по охране труда и т.д.), но захлестнула и «смежные» области, одна из которых — организация и проведение производственного контроля (далее — ПК) за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий. Подробно о том, что изменилось — в статье.
10.09.21
7K
Cодержание статьи
Выделение особого вида производственного контроля
«Смежные» они потому, что контроль исполнения работодателем своих обязанностей в сферах безопасности (охраны) труда и санитарно-эпидемиологической безопасности (в том числе и ПК) осуществляют два разных федеральных органа исполнительной власти (Роструд и Роспотребнадзор соответственно), нормативная база при этом в значительной степени является общей. Так, в соответствии с пунктом 2 «Положения о разработке, утверждении и изменении нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 27.12.2010 г. № 1160 , к нормативным правовым актам (далее — НПА), содержащим государственные нормативные требования охраны труда (далее — ГНТОТ), относятся стандарты безопасности труда, правила и типовые инструкции по охране труда, государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (санитарные правила и нормы, санитарные нормы, санитарные правила и гигиенические нормативы, устанавливающие требования к факторам производственной среды и трудового процесса).
С другой стороны, пункт 2 «Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании» (Постановление Правительства РФ от 24.07.2000 г. № 554) определяет в качестве НПА, устанавливающих санитарно-эпидемиологические требования, государственные санитарно-эпидемиологические правила (санитарные правила, санитарные правила и нормы, санитарные нормы, гигиенические нормативы), содержащие, помимо прочего, требования по обеспечению благоприятных для человека условий труда.
Таким образом, государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы, разработанные, утверждённые и введённые в действие в установленном порядке, являются одновременно и НПА, содержащими ГНТОТ, и НПА, устанавливающими санитарно-эпидемиологические требования. На практике же, как правило, в условиях предприятия обязанности по реализации мероприятий ПК возлагаются на специалиста по охране труда — в том числе и поэтому провести чёткую «границу» между вопросами охраны труда и вопросами санитарно-эпидемиологической безопасности представляется весьма затруднительным.
Тем не менее, законодательная база двух указанных областей различается. Отношения в области охраны труда регулируются Трудовым кодексом РФ (далее — ТК РФ), точнее — его разделом Х, который так и называется: «Охрана труда». Обязанности работодателя по обеспечению безопасности труда работников устанавливаются статьёй 212. Как известно, с 1 марта 2022 года вступает в силу новая редакция ТК РФ.
В свою очередь, сфера санитарно-эпидемиологической безопасности регулируется Федеральным законом от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее — Закон № 52-ФЗ). Статья 11 этого закона устанавливает обязанность индивидуальных предпринимателей и юридических лиц по осуществлению, помимо прочих обязанностей, ПК за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции.
Мероприятия производственного контроля, в силу нормы части 2 статьи 32 Закона № 52-ФЗ, реализуются в порядке, установленном техническими регламентами или применяемыми до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов санитарными правилами, а также стандартами безопасности труда. Поскольку ни соответствующих регламентов, ни стандартов в настоящее время не разработано, вопросы организации и проведения ПК регламентируются санитарными правилами СП 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий». Следует отметить, что в настоящее время этот документ не имеет статуса НПА и применяется только в силу прямого указания на это в Законе № 52-ФЗ (часть 2 статьи 32).
- производственные и помещения;
- здания и сооружения;
- санитарно-защитные зоны, зоны санитарной охраны;
- оборудование и транспорт;
- технологическое оборудование, технологические процессы, рабочие места, используемые для выполнения работ и оказания услуг;
- а также сырьё, полуфабрикаты, готовая продукция, отходы производства и потребления.
Объекты ПК (согласно пункту 2.3 СП 1.1.1058-01):
При этом ПК реализуется в соответствии с программой, которая составляется и утверждается работодателем (пункт 2.6 СП 1.1.1058-01) и включает в себя все мероприятия по контролю, выполняемые по каждому из объектов ПК.
01.01.2021 г. вступили в силу санитарные правила СП 2.2.3670-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям труда», которые ввели в правовое поле понятие «производственный контроль за условиями труда» (пункт 1.4 СП 2.2.3670-20). Данный вид ПК также (см. пункт 2.2 СП 2.2.3670-20) проводится в соответствии с составляемой и утверждаемой работодателем программой, включающей перечень ответственных за осуществление ПК лиц и номенклатуру химических веществ и иных факторов, представляющих потенциальную опасность для работника. Объектом ПК за условиями труда являются рабочие места.
Заметим, что использование выражения «условия труда» в сочетании с термином «производственный контроль» потенциально может способствовать возникновению некоторой неопределённости, связанной с существованием в круге обязанностей работодателя по охране труда института специальной оценки условий труда (СОУТ) на рабочих местах.
СОУТ, проводимая по иным законодательным и нормативным основаниям, чем ПК, классифицирует условия труда работников с точки зрения их «вредности» или «невредности» и определяет минимальную номенклатуру гарантий и компенсаций, полагающихся работникам, занятым во вредных и (или) опасных условиях труда. Производственный же контроль, в том числе и за условиями труда, не устанавливает «вредность» или «невредность» существующих условий труда. Впрочем, результаты СОУТ могут применяться для целей ПК, также как и результаты ПК могут быть использованы в СОУТ.
Как бы то ни было, СП 2.2.3670-20 является НПА, и его требования обязательны к исполнению в регулируемой им сфере, в том числе и в части дефиниций используемых в нём терминов.
Вступление в силу данного документа фактически выделило производственный контроль за условиями труда в особый вид ПК за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции. Во исполнение требований, установленных СП 1.1.1058-01 и СП 2.2.3670-20, работодатель, осуществляя производственный контроль, должен разработать и утвердить две программы — программу «общего» ПК на объекты контроля, перечисленные в пункте 2.3 СП 1.1.1058-01 (за исключением рабочих мест), и программу ПК за условиями труда. При этом ПК за условиями труда, в силу нормы пункта 2.4 СП 2.2.3670-20, осуществляется посредством проведения (организации) лабораторных исследований (испытаний) и измерений факторов производственной среды, в то время как «общий» ПК может проводиться и в иных формах (см., например, пункт 2.4 СП 1.1.1058-01).
Механизмы и порядок организации обоих видов производственного контроля
Следует отметить, что вступление в силу СП 2.2.3670-20 не просто вводит в номенклатуру локальных нормативных актов организации ещё один документ — программу ПК за условиями труда (ранее информация об объектах контроля, включая рабочие места, включалась в одну общую программу ПК). Контроль условий труда не отменяет, как это видно из таблицы выше, необходимости контроля выполнения санитарно-эпидемиологических требований в отношении иных объектов ПК, например, в отношении производственных помещений. Таким образом, в случае, если в каком-либо производственном помещении расположены рабочие места, а в номенклатуре государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов имеются НПА, устанавливающие требования непосредственно к этому помещению либо аналогичным помещениям, то работодатель должен проконтролировать (в рассматриваемой ситуации — путём проведения соответствующих инструментальных измерений) выполнение требований указанных НПА в помещении, а также и требований НПА в отношении каждого из расположенных в помещении рабочих мест (тоже путём выполнения инструментальных измерений).
Единственным обстоятельством, способным несколько облегчить положение работодателя, является то, что в рамках регуляторной гильотины в начале 2021 года было отменено большое количество различных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов, содержащих, помимо прочего, требования к уровням и значениям производственных факторов на рабочих местах. Эти требования (нормативные значения факторов) теперь включены в один новый НПА — СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».
При составлении программы ПК за условиями труда следует учитывать указания СП 2.2.3670-20 в части её содержания. Так, в силу нормы пункта 2.5.2 данного документа, в программу ПК за условиями труда должны быть включены, помимо упомянутой ранее номенклатуры химических веществ и иных факторов, влияющих на состояние работника, ещё и сведения о периодичности проведения на рабочих местах соответствующих инструментальных измерений.
Информация, позволяющая оценить объём необходимых исследований в рамках ПК за условиями труда, приведена в пункте 2.7 СП 2.2.3670-20. Согласно данной информации, номенклатура, объём и периодичность контроля за соблюдением гигиенических нормативов по уровням микроклимата, освещённости, шума, вибрации (общей и локальной), инфразвука, ультразвука, электромагнитного излучения, лазерного излучения, ультрафиолетового излучения, тяжести и напряжённости трудового процесса на рабочих местах устанавливаются работодателем, а данные факторы включаются в программу в случаях, когда они идентифицированы на рабочих местах в ходе СОУТ и (или) ранее проведённого ПК, а их фактические уровни не соответствуют установленным гигиеническим нормативам, а также после проведения реконструкции, модернизации производства, технического перевооружения и капитального ремонта, проведения мероприятий по улучшению условий труда.
10.09.21
7K
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 13.07.2001 N 18 Санитарно-эпидемиологические правила от 13.07.2001 N 1.1.1058-01 О введении в действие санитарных правил
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 13.07.2001 N 18
Санитарно-эпидемиологические правила от 13.07.2001 N 1.1.1058-01
О введении в действие санитарных правил — СП 1.1.1058-01 (с изменениями на 27 марта 2007 года), СП 1.1.1058-01 Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий
Номер документа
Санитарные правила от 13 Июля 2001 года СП 1.1.1058-01
Вид документа
Санитарно-эпидемиологические правила и нормы
→
Санитарные правила
Кто принял постановление
Министерство здравоохранения РФ (Минздрав России)
Последние изменения
Санитарные правила СП 1.![]() |
Область применения (прежде всего для ГОСТ и ФЗ)
Санитарные правила СП 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» определяют порядок организации и проведения производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и предусматривают обязанности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по выполнению их требований.
Настоящие Санитарные правила предназначены для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих подготовку к вводу и/или производство, хранение, транспортировку и реализацию продукции, выполняющих работы и оказывающих услуги, а также для органов и учреждений государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
Термины и определения
Производственный контроль за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий – производственный контроль, целью которого является обеспечение безопасности и (или) безвредности для человека и среды обитания вредного влияния объектов производственного контроля путем должного выполнения санитарных правил, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, организации и осуществления контроля за их соблюдением.
Санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия — организационные, административные, инженерно-технические, медико-санитарные, ветеринарные и иные меры, направленные на устранение или уменьшение вредного воздействия на человека факторов среды обитания, предотвращение возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и их ликвидацию.
Источник публикации
Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти от 5 ноября 2001 г. , N 45
Российская газета» от 13 ноября 2001 г. N 222
Ключевые слова
санитарные правила; санитарно-противоэпидемические мероприятия; профилактика; производственный контроль; контроль соблюдения санитарных правил
Похожий документ
Средства реализации
Инструменты реализации
- All topics »
- A
- B
- C
- D
- E
- F
- G
- H
- I
- J
- K
- L
- M
- N
- O
- P
- Q
- R
- S
- T
- U
- V
- W
- x
- Y
- Z
- Ресурсы »
- Бюллетени
- Факты в картинках
- Мультимедиа
- Публикации
- Вопросы и Ответы
- Инструменты и наборы инструментов
- Популярный »
- Загрязнение воздуха
- Коронавирусная болезнь (COVID-19)
- Гепатит
- оспа обезьян
- Все страны »
- A
- B
- C
- D
- E
- F
- G
- H
- I
- J
- K
- L
- M
- N
- P
- Q
- P
- Q
- P
- 9
- P
- 9
- 4000
- P
- 9
- 4000
- T
- U
- V
- W
- X
- Y
- Z
- Регионы »
- Африка
- Америка
- Юго-Восточная Азия
- Европа
- Восточное Средиземноморье
- Западная часть Тихого океана
- ВОЗ в странах »
- Статистика
- Стратегии сотрудничества
- Украина ЧП
- все новости »
- Выпуски новостей
- Заявления
- Кампании
- Комментарии
- События
- Тематические истории
- Выступления
- Прожекторы
- Информационные бюллетени
- Библиотека фотографий
- Список рассылки СМИ
- Заголовки »
- Сфокусироваться на чем-либо »
- Афганистан кризис
- COVID-19 пандемия
- Кризис в Северной Эфиопии
- Сирийский кризис
- Украина ЧП
- Вспышка оспы обезьян
- Кризис Большого Африканского Рога
- Последний »
- Новости о вспышках болезней
- Советы путешественникам
- Отчеты о ситуации
- Еженедельный эпидемиологический отчет
- ВОЗ в чрезвычайных ситуациях »
- Наблюдение
- Исследовательская работа
- Финансирование
- Партнеры
- Операции
- Независимый контрольно-консультативный комитет
- Данные ВОЗ »
- Глобальные оценки здоровья
- ЦУР в области здравоохранения
- База данных о смертности
- Сборы данных
- Панели инструментов »
- Информационная панель COVID-19
- Приборная панель «Три миллиарда»
- Монитор неравенства в отношении здоровья
- Основные моменты »
- Глобальная обсерватория здравоохранения
- СЧЕТ
- Инсайты и визуализации
- Инструменты сбора данных
- Отчеты »
- Мировая статистика здравоохранения 2022 г.
- избыточная смертность от COVID
- DDI В ФОКУСЕ: 2022 г.
- Мировая статистика здравоохранения 2022 г.
- О ком »
- Люди
- Команды
- Состав
- Партнерство и сотрудничество
- Сотрудничающие центры
- Сети, комитеты и консультативные группы
- Трансформация
- Наша работа »
- Общая программа работы
- Академия ВОЗ
- Деятельность
- Инициативы
- Финансирование »
- Инвестиционный кейс
- Фонд ВОЗ
- Подотчетность »
- Аудит
- Программный бюджет
- Финансовые отчеты
- Портал программного бюджета
- Отчет о результатах
- Управление »
- Всемирная ассамблея здравоохранения
- Исполнительный совет
- Выборы Генерального директора
- Веб-сайт руководящих органов
- Портал государств-членов
Инструменты для реализации
Навигация по разделам
Для достижения успеха в области ПИИК и обеспечения более безопасных и высококачественных методов оказания медицинской помощи крайне важно внедрение в местах оказания медицинской помощи. Глядя в будущее, необходимо разработать и поддерживать планы реализации для претворения рекомендаций в жизнь.
главное направление для всех. Инструменты и ресурсы ПИИК, предоставляемые ВОЗ, связаны с мультимодальным подходом к внедрению, который интегрирует передовой опыт ПИИК в рамках повышения безопасности и организационной культуры. Этот подход был показан
чтобы добиться изменений, которые люди хотят видеть в здравоохранении.
Ключевые ресурсы для реализации
Инициатива ВОЗ и ЮНИСЕФ «Гигиена рук для всех» направлена на обеспечение выполнения глобальных рекомендаций ВОЗ по гигиене рук для предотвращения и… Мб)
WHO_IER_PSP_2009.02_per.pdf (1.857Mb)
Настоящее руководство по местному производству рекомендованных ВОЗ составов для антисептики рук разделено на два отдельных, но взаимосвязанных раздела: Часть A содержит практические…
Инструмент планирования и расчета затрат на спиртосодержащий антисептик для рук (пересмотрен в марте 2010 г.
)
Чтобы помочь определить целесообразность применения спиртосодержащего антисептика для рук в вашем медицинском учреждении. Это обновленная версия инструмента. В допущениях раздела III есть некоторые изменения по сравнению с предыдущими версиями. Более четко они объясняются в документе.
Дополнительные ресурсы
Инструменты для создания институционального климата безопасности
Other related posters of 5 Moments for Hand Hygiene
English
Moment 2
Moment 3
Moment 5
All moments
Others
French
Moment 2
Момент 3
Момент 5
Все моменты
Испанский
903
Момент 3 2
Момент 3
Момент 3
Момент 5
Все моменты
Местные инструменты
Albania
- Who 5 Momens для Hand Hygiene & AMR Poster Pdf, 1,83MB.
- Плакат «Как мыть руки» pdf, 137 КБ
Аргентина
- Плакат «Как мыть руки» pdf, 610 КБ
- Плакат «Как мыть руки» pdf, 134 КБ
- Слайды для учебных занятий ppt, 9,13 Мб0005
- Ваши 5 моментов для плаката по гигиене рук PDF, 556KB
Armenia
- 5 МОМЕНТЫ ДЛЯ ПАСКА 399kb
Бразилия
- Salve vidas: гигиена suas Mãos — Campanha do 5 мая 2018 года
- Associação Paulista de Estudos e Controle de Infecção Relacionada à Assistênên0005
Каталония, Испания. Для плаката о гигиене рук (2009) PDF, 420KB
Cambodia
- 5 мая 2019 — Плакат кампании SLCYH, 641KB
Китай
- Hand Hygien изображение pdf, 2.09Mb
- 5 Moments for Hand Hygiene – изображение кровати pdf, 2.15Mb
- Система самооценки гигиены рук ВОЗ (HHSAF)pdf, 1.04Mb
Китай, Специальный административный район Гонконг
- 5 Moments for Hand Hygiene Poster – горизонтальный вид pdf, 1.
78Mb
- Плакат «5 моментов гигиены рук» – портретный вид pdf, 1.72Mb
Чехия
- 5 мая 2019 г. Кампания плакат pdf, 3.70Mb
- How To Handrub4 Poster pdf0005
- Плакат «Как мыть руки» pdf, 597kb
- Плакат «Пять моментов гигиены рук» pdf, 349kb
- Краткое изложение рекомендаций ВОЗ по гигиене рук в здравоохранении pdf, 7.08Mb
- Система самооценки гигиены рук pdf, 4.905Mb
Germany
5 May 2018 campaign posters
- Poster 5 may 2018 pdf, 2.76Mb
- Mitarbeiter im Gesundheitswesen pdf, 2.68Mb
- Hygienefachkräfte & Hygieniker pdf, 2.84Mb
- Gesundheitsministerien pdf, 2.55Mb
- Patenterenfürsprecher PDF, 2,80 МБ
- Ваши 5 моментов для плаката гигиены рук JPG, 495KB
- Who Dist Hygiene Framework (HHSAF). 277kb
- Плакат «Как мыть руки» jpg, 278kb
- Плакат «Пять моментов гигиены рук» jpg, 285kb
- Анкета по гигиене рук для медицинских работников pdf, 648kb
Иран
- Система самооценки гигиены рук ВОЗ (HHSAF) pdf, 384 КБ
- Система оценки ВОЗ по профилактике и контролю инфекций (IPCAF) pdf, 646 КБ
Италия
- Плакат ВОЗ 5 моментов для гигиены рук и УПП pdf, 1.
3
- Система самооценки гигиены рук ВОЗ (HHSAF) pdf, 828 КБ
- Система оценки ВОЗ по профилактике и контролю инфекций (IPCAF) pdf, 705 КБ
Япония
- Плакат. 5 мая 2018 г. pdf, 6.93Mb
- Система самооценки гигиены рук ВОЗ (HHSAF) pdf, 712 КБ
- Система оценки профилактики и контроля инфекций ВОЗ (IPCAF) pdf, 993 КБ
Норвегия
- Как мыть руки5 плакат pdf, 9007kb4 плакат pdf, 338 КБ
Польша
- Ваши 5 моментов для гигиены рук плакат pdf, 415 КБ
- Пирамида перчаток pdf, 1,19 МБ
- Система самооценки гигиены рук ВОЗ (HHSAF.6 M) 3b, 199 M pdf0005
Portugal
- Os seus 5 momentos para a higiene das mãos: Ciudados aos doentes com cateter urinário pdf, 1.44Mb
- WHO Hand Hygiene Self-Assessment Framework (HHSAF) pdf, 1.43Mb
Republic of Macedonia
- Плакат ВОЗ «5 моментов для гигиены рук и УПП» pdf, 1,83 Мб
- Буклет «Гигиена рук: когда и как» pdf, 426 кб
- Плакат «Как мыть руки» pdf, 138 кб пдф, 497KB
- WHOM HIGIENE SAMESSANSERSEMSTARCE (HHSAF) PDF, 1,75 МБ
Сербия
- 5 мая 2019 Плакат кампании PDF, 3,05 МБ
Slovakia
- Who HygeSER).
pdf, 1,33 Мб
Словения
- Плакат «Как дезинфицировать руки» pdf, 429 КБ
- Плакат «Как мыть руки» pdf, 558 КБ
Таиланд
- Оценка ВОЗ по борьбе с инфекциями8 КБ
Турция
- ВОЗКИ ГИГИЕННАЯ СРЕМНАЯ СВОБОДА (HHSAF) PDF, 1,41 МБ
WHO Collaborating Center по безопасности пациентов, Университет Женевской больницы, Switzerland
- 9. pdf, 260 КБ
Всегда используйте JS Compressor для сжатия перед публикацией веб-сайта.
Показать меньшеПоказать больше
SAVE LIVES: Clean Your Hands Campaign Другие языки
Фарси
- Плакат кампании от 5 мая 2019 г. pdf, 1.34Mb
- Плакат для работников здравоохранения pdf, 9.12Mb
- Плакат для руководителей МПК pdf, 9.47Mb
- Плакат для руководителей медицинских учреждений pdf, 8,50Mb
- Плакат адвокационных групп пациентов PDF, 8,66 МБ
- Инструмент для создания плакатов PPTX, 1,88 МБ
- WHOM HIGIENE SHAMESSARNTIONS (HHSAF) PDF, 728KB
MALAY
- 5 MAY
- Постер для работников здравоохранения pdf, 9.
50Mb
- Постер для руководителей ПИИК pdf, 9.85Mb
- Постер для руководителей медицинских учреждений pdf, 8.86Mb
Turk
- Плакат кампании 5 мая 2019 г. pdf, 1.75Mb
- Плакат работников здравоохранения pdf, 9.52Mb
- Плакат руководителей МПК pdf, 9.87Mb 9.32Mb
- Patient advocacy groups poster pdf, 9.06Mb
Urdu
- 5 May 2019 campaign poster pdf, 1.34Mb
- Health workers poster pdf, 9.12Mb
- IPC leaders poster pdf, 9.47Mb
- Health facility Постер лидеров pdf, 8.49Mb
- Постер министерств здравоохранения pdf, 8.91Mb
- Постер групп защиты интересов пациентов pdf, 8.65Mb
СкрытьПоказать больше
СИСТЕМА АНАЛИЗА ОПАСНОСТЕЙ И КРИТИЧЕСКИХ КОНТРОЛЬНЫХ ТОЧЕК (НАССР)
И РУКОВОДСТВО ПО ЕЕ ПРИМЕНЕНИЮ
СИСТЕМА АНАЛИЗА ОПАСНОСТЕЙ И КРИТИЧЕСКИХ КОНТРОЛЬНЫХ ТОЧЕК (HACCP) И РУКОВОДСТВО ПО ЕЕ ПРИМЕНЕНИЮ
Приложение к CAC/RCP 1-1969, ред.
3
(1997)ПРЕАМБУЛА
В первом разделе этого документа изложены принципы
система анализа рисков и критических контрольных точек (HACCP), принятая
Комиссия Кодекса Алиментариус. Во втором разделе приведены общие рекомендации по
применение системы, признавая при этом, что детали применения
может варьироваться в зависимости от обстоятельств пищи
операция[1].Система НАССР, основанная на науке и систематическая,
определяет конкретные опасности и меры по их контролю для обеспечения безопасности
еды. HACCP — это инструмент для оценки опасностей и создания систем контроля, которые
сосредоточиться на предотвращении, а не полагаться в основном на тестирование конечного продукта. Любой НАССР
система способна приспосабливаться к изменениям, таким как достижения в конструкции оборудования,
технологические процессы или технологические разработки.HACCP может применяться по всей пищевой цепочке от первичной
производства до конечного потребления и его реализации следует руководствоваться
научные доказательства рисков для здоровья человека.Помимо повышения безопасности пищевых продуктов,
внедрение HACCP может дать и другие существенные преимущества. В дополнение
Применение систем НАССР может помочь в проверке со стороны регулирующих органов и
способствовать развитию международной торговли за счет повышения уверенности в безопасности пищевых продуктов.Для успешного применения HACCP требуется полное
приверженность и участие руководства и рабочей силы. Это также требует
мультидисциплинарный подход; этот мультидисциплинарный подход должен включать, когда
соответствующие, опыт в агрономии, ветеринарии, производстве, микробиологии,
медицина, общественное здравоохранение, пищевые технологии, гигиена окружающей среды, химия и
инженерия, согласно конкретному исследованию. Применение ХАССП
совместим с внедрением систем менеджмента качества, таких как
ИСО 9000 и является предпочтительной системой управления безопасностью пищевых продуктов.
внутри таких систем.В то время как применение HACCP к безопасности пищевых продуктов рассматривалось
здесь концепция может быть применена к другим аспектам качества пищевых продуктов.ОПРЕДЕЛЕНИЯ
Управление (глагол ): Взять все необходимое
действия по обеспечению и поддержанию соответствия критериям, установленным в HACCP
строить планы.Контроль (существительное): Состояние, при котором правильно
процедуры соблюдаются и критерии соблюдаются.Мера контроля : Любое действие и деятельность, которые
могут быть использованы для предотвращения или устранения угрозы безопасности пищевых продуктов или уменьшения ее до
приемлемый уровень.Корректирующее действие: Любое действие, которое необходимо предпринять, когда
результаты мониторинга на ПГУ свидетельствуют о потере контроля.Критическая контрольная точка (ККТ): Шаг, на котором
контроль может применяться и имеет важное значение для предотвращения или устранения нарушения безопасности пищевых продуктов.
опасности или снизить ее до приемлемого уровня.Критический предел: Критерий, разделяющий
приемлемость от неприемлемости.Отклонение: Невыполнение критического
предел.Блок-схема: Систематическое представление
последовательность стадий или операций, используемых при производстве или изготовлении
конкретный продукт питания.HACCP: Система, которая идентифицирует, оценивает и
контролирует опасности, которые важны для безопасности пищевых продуктов.План HACCP: Документ, подготовленный в соответствии
с принципами HACCP для обеспечения контроля опасностей, которые являются значительными
по безопасности пищевых продуктов в рассматриваемом сегменте пищевой цепи.Опасность: Биологический, химический или физический агент
в продуктах питания или в их состоянии, которые могут нанести вред здоровью
эффект.Анализ опасности: Процесс сбора и
оценка информации об опасностях и условиях, ведущих к их
решить, какие из них важны для безопасности пищевых продуктов и, следовательно, должны быть рассмотрены
в плане ХАССП.Монитор: Акт проведения плановой
последовательность наблюдений или измерений контрольных параметров для оценки того,
КПК находится под контролем.Шаг: Точка, процедура, операция или этап в
пищевая цепочка, включающая сырье, от первичного производства до конечного
потребление.Валидация: Получение доказательств того, что элементы
плана HACCP являются эффективными.Проверка: Применение методов,
процедуры, тесты и другие оценки, в дополнение к мониторингу для определения
соответствие плану ХАССП.ПРИНЦИПЫ СИСТЕМЫ НАССР
Система НАССР состоит из следующих семи
принципы:ПРИНЦИП
1Проведите анализ опасностей.
ПРИНЦИП 2
Определите критические контрольные точки (ККТ).
ПРИНЦИП 3
Установить критические пределы.
ПРИНЦИП 4
Создать систему контроля над ККТ.
ПРИНЦИП 5
Установите корректирующие действия, которые необходимо предпринять при мониторинге
указывает на то, что конкретная ККТ не находится под контролем.ПРИНЦИП 6
Установить процедуры проверки для подтверждения того, что
Система ХАССП работает эффективно.ПРИНЦИП 7
Создание документации, касающейся всех процедур и записей
соответствующие этим принципам и их применению.РУКОВОДСТВО ПО ПРИМЕНЕНИЮ НАССР
СИСТЕМАПеред применением HACCP к любому сектору пищевой цепи,
этот сектор должен функционировать в соответствии с Общими принципами Кодекса
Гигиена пищевых продуктов, соответствующие своды правил Кодекса и соответствующие пищевые продукты.
законодательство о безопасности. Приверженность руководства необходима для реализации
эффективная система ХАССП. Во время идентификации опасностей, оценки и последующего
при разработке и применении систем HACCP необходимо учитывать
к влиянию сырья, ингредиентов, методов производства пищевых продуктов, роли
производственных процессов для контроля опасностей, вероятного конечного использования продукта,
категории потребителей, вызывающих обеспокоенность, и эпидемиологические данные, касающиеся
безопасности пищевых продуктов.Целью системы НАССР является сосредоточение контроля на ККТ.
Следует рассмотреть возможность изменения схемы операции, если опасность, которая должна быть устранена
контролируемый идентифицирован, но ККТ не обнаружены.HACCP следует применять к каждой конкретной операции отдельно.
ККТ, указанные в любом данном примере в любом Кодексе гигиенической практики Codex Alimentarius
могут быть не единственными, идентифицированными для конкретного приложения, или могут быть
другой характер.Необходимо пересмотреть приложение HACCP и внести необходимые изменения
производится при внесении любых изменений в продукт, процесс или любое другое
шаг.При применении НАССР важно быть гибким там, где
уместно, учитывая контекст приложения с учетом характера
и размер операции.ПРИМЕНЕНИЕ
Применение принципов НАССР состоит из следующего:
задачи, указанные в логической последовательности применения HACCP (диаграмма
1).1.
Собрать команду HACCP
Управление пищевыми продуктами должно обеспечивать
имеются специальные знания и опыт для разработки
эффективный план ХАССП. В оптимальном случае это может быть достигнуто путем сборки
мультидисциплинарная команда. Если такой опыт отсутствует на месте, эксперт
советы должны быть получены из других источников. Объем плана HACCP должен
быть идентифицированы. Область применения должна описывать, какой сегмент пищевой цепи является
и общие классы опасностей, которые необходимо учитывать (например, охватывает ли это
все классы опасности или только выбранные классы).2. Описать товар
Необходимо составить полное описание товара,
включая соответствующую информацию о безопасности, такую как: состав, физические/химические
структура (включая A w , pH и т. д.), микроцидная/статическая обработка
(термическая обработка, заморозка, соление, копчение и др.), упаковка, долговечность и
Условия хранения и способ распространения.3. Укажите предполагаемое использование
Предполагаемое использование должно основываться на предполагаемом использовании
продукта конечным пользователем или потребителем. В отдельных случаях уязвимые группы
население, т.е. возможно, придется рассмотреть вопрос о кормлении в учреждениях.4. Построение блок-схемы
Блок-схема должна быть составлена группой HACCP.
блок-схема должна охватывать все этапы операции. При применении ХАССП к
данной операции следует учитывать шаги, предшествующие и следующие за ней.
указанную операцию.5. Подтверждение потока на месте
диаграммаГруппа HACCP должна подтвердить операцию обработки в отношении
блок-схему на всех этапах и часах работы и изменить блок-схему
схему, где это уместно.6. Перечислите все потенциальные опасности, связанные с каждым этапом,
провести анализ опасностей и рассмотреть любые меры по контролю выявленных
опасности(СМ.
ПРИНЦИП 1)Группа HACCP должна составить список всех опасностей, которые могут
разумно ожидать, что это произойдет на каждом этапе от первичного производства, переработки,
производство и распределение до точки потребления.Группа HACCP должна затем провести анализ опасностей для
определить для плана HACCP, какие опасности имеют такой характер, что их
устранение или снижение до приемлемого уровня имеет важное значение для производства
безопасная еда.При проведении анализа опасностей по возможности
следует включить следующее:- вероятное возникновение опасностей и тяжесть их неблагоприятных последствий для здоровья;
- качественная и/или количественная оценка наличия опасностей;
- выживание или размножение вызывающих озабоченность микроорганизмов;
- производство или сохранение в пищевых продуктах токсинов, химикатов или физических агентов;
и, - условия, приводящие к вышеуказанному.
Затем команда HACCP должна рассмотреть, какие меры контроля, если
существуют любые, которые могут быть применены для каждой опасности.Для контроля над
определенная(ые) опасность(и) и более чем одна опасность могут контролироваться определенным
мера контроля.7. Определение критических контрольных точек
(СМ. ПРИНЦИП 2) [2]
Может существовать более одной ККТ, на которой применяется управление к
устранить одну и ту же опасность. Определение ККТ в системе НАССР может быть
облегчается применением дерева решений (например, диаграмма 2), которое
указывает на логический подход к рассуждениям. Применение дерева решений должно быть
гибкой, учитывая, является ли операция производством, забоем, переработкой,
хранение, распространение или другое. Его следует использовать в качестве ориентира при определении
КПК. Этот пример дерева решений может быть применим не ко всем ситуациям.
Можно использовать другие подходы. Обучение применению дерева решений
Рекомендовано.Если опасность была выявлена на этапе, где
необходимо для безопасности, и на этом или любом другом этапе не существует никаких мер контроля,
то продукт или процесс должны быть изменены на этом этапе или на любом более раннем этапе.
или более поздней стадии, чтобы включить меры контроля.8. Установить критические пределы для каждого
ККТ(СМ.
ПРИНЦИП 3)Должны быть указаны и подтверждены критические пределы, если это возможно
для каждой критической контрольной точки. В некоторых случаях будет более одного критического предела.
уточняться на конкретном этапе. Часто используемые критерии включают измерения
температура, время, уровень влажности, рН, А w , доступный хлор и
сенсорные параметры, такие как внешний вид и текстура.9. Создать систему мониторинга для каждого
ККТ(СМ.
ПРИНЦИП 4)Мониторинг – это запланированное измерение или наблюдение
CCP относительно ее критических пределов. Процедуры мониторинга должны быть в состоянии
обнаружить потерю контроля на ККТ. Кроме того, в идеале мониторинг должен обеспечивать
эту информацию, чтобы вовремя внести коррективы, чтобы обеспечить контроль процесса для
предотвратить нарушение критических пределов. По возможности внесите коррективы в процесс
следует проводить, когда результаты мониторинга указывают на тенденцию к потере контроля
в КПК. Корректировку следует проводить до того, как произойдет отклонение. Данные
полученные в результате мониторинга, должны быть оценены назначенным лицом, обладающим знаниями
и полномочия для выполнения корректирующих действий, когда это указано. Если мониторинг
не является непрерывным, то объем или частота мониторинга должны быть достаточными для
гарантировать, что КПК находится под контролем. Большинство процедур мониторинга для ККТ потребуют
выполняться быстро, поскольку они относятся к онлайновым процессам и не будут
настало время длительных аналитических испытаний.Физические и химические измерения
часто предпочитают микробиологические тесты, потому что они могут быть выполнены быстро и
часто может указывать на микробиологический контроль продукта. Все записи и
документы, связанные с мониторингом ККТ, должны быть подписаны лицом (лицами), осуществляющим
мониторинга и ответственным должностным лицом (должностными лицами)
Компания.10. Определите корректирующие действия
(СМ.
ПРИНЦИП 5)Для каждой ККТ в
системы НАССР для устранения отклонений в случае их возникновения.Действия должны гарантировать, что КПК была поставлена под
контроль. Предпринимаемые действия должны также включать надлежащее распоряжение затронутыми
продукт. Процедуры отклонения и утилизации продукции должны быть задокументированы в
Ведение учета ХАССП.11. Установить процедуры проверки
(СМ.
ПРИНЦИП 6)Установить процедуры проверки. Проверка и
методы аудита, процедуры и тесты, включая случайную выборку и анализ,
можно использовать для определения правильности работы системы HACCP.Частота
проверки должно быть достаточно, чтобы подтвердить, что система HACCP работает
эффективно. Примеры деятельности по проверке включают в себя:- Обзор системы НАССР и ее записей;
- Обзор отклонений и диспозиций продукции;
- Подтверждение того, что ККТ находятся под контролем.
Там, где это возможно, мероприятия по валидации должны включать действия
для подтверждения эффективности всех элементов плана HACCP.12. Создание документации и запись
Хранение(СМ.
ПРИНЦИП 7)Эффективное и точное ведение документации имеет важное значение для
применение системы ХАССП. Процедуры НАССР должны быть задокументированы.
Документация и ведение записей должны соответствовать характеру и размеру
операция.Примеры документации:
- Анализ опасностей;
- определение ККТ;
- Определение критического предела.
Примеры записи:
- Деятельность по мониторингу ККТ;
- Отклонения и связанные с ними корректирующие действия;
- Модификации системы НАССР.
Пример рабочего листа HACCP прилагается в виде диаграммы
3.ОБУЧЕНИЕ
Обучение персонала в промышленности, правительстве и научных кругах в
Принципы и приложения HACCP, а также повышение осведомленности потребителей
необходимые элементы для эффективного внедрения HACCP. В качестве помощи в
разработка специального обучения для поддержки плана HACCP, рабочих инструкций и
должны быть разработаны процедуры, определяющие задачи оперативного персонала
должны быть размещены в каждой критической контрольной точке.Сотрудничество между первичным производителем, промышленностью, торговыми группами,
организаций потребителей и ответственных органов имеет жизненно важное значение.
Должны быть обеспечены возможности для совместного обучения промышленности и контроля
властям поощрять и поддерживать непрерывный диалог и создавать атмосферу
понимания практического применения ХАССП.СХЕМА 1. ЛОГИЧЕСКАЯ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ДЛЯ
ПРИМЕНЕНИЕ HACCPДИАГРАММА 2.