Содержание
Новые санитарно-эпидемиологические требования к условиям труда. Что изменилось?
Новые санитарно-эпидемиологические требования к условиям труда. Что изменилось?
Главная
/
Охрана труда
/
Практикум
/
Новые санитарно-эпидемиологические требования к условиям труда. Что изменилось?
Волна изменений, связанных с практической реализацией положений «регуляторной гильотины», в начале 2021 года накрыла не только сферу безопасности труда (отмена многих нормативных правовых актов, ввод в действие более 40 новых Правил по охране труда и т.д.), но захлестнула и «смежные» области, одна из которых — организация и проведение производственного контроля (далее — ПК) за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий. Подробно о том, что изменилось — в статье.
10.09.21
9K
Cодержание статьи
Обзоры, интервью, свежие новости и изменения в законодательстве — оперативно в нашем Telegram-канале. О самых важных событиях — в нашей группе ВКонтакте.
Выделение особого вида производственного контроля
«Смежные» они потому, что контроль исполнения работодателем своих обязанностей в сферах безопасности (охраны) труда и санитарно-эпидемиологической безопасности (в том числе и ПК) осуществляют два разных федеральных органа исполнительной власти (Роструд и Роспотребнадзор соответственно), нормативная база при этом в значительной степени является общей. Так, в соответствии с пунктом 2 «Положения о разработке, утверждении и изменении нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 27.12.2010 г. № 1160 (утратило силу с 1 сентября 2022 года на основании постановления Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2022 года № 255), к нормативным правовым актам (далее — НПА), содержащим государственные нормативные требования охраны труда (далее — ГНТОТ), относятся стандарты безопасности труда, правила и типовые инструкции по охране труда, государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (санитарные правила и нормы, санитарные нормы, санитарные правила и гигиенические нормативы, устанавливающие требования к факторам производственной среды и трудового процесса).
С другой стороны, пункт 2 «Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании» (Постановление Правительства РФ от 24.07.2000 г. № 554) определяет в качестве НПА, устанавливающих санитарно-эпидемиологические требования, государственные санитарно-эпидемиологические правила (санитарные правила, санитарные правила и нормы, санитарные нормы, гигиенические нормативы), содержащие, помимо прочего, требования по обеспечению благоприятных для человека условий труда.
Таким образом, государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы, разработанные, утверждённые и введённые в действие в установленном порядке, являются одновременно и НПА, содержащими ГНТОТ, и НПА, устанавливающими санитарно-эпидемиологические требования. На практике же, как правило, в условиях предприятия обязанности по реализации мероприятий ПК возлагаются на специалиста по охране труда — в том числе и поэтому провести чёткую «границу» между вопросами охраны труда и вопросами санитарно-эпидемиологической безопасности представляется весьма затруднительным.
Тем не менее, законодательная база двух указанных областей различается. Отношения в области охраны труда регулируются Трудовым кодексом РФ (далее — ТК РФ), точнее — его разделом Х, который так и называется: «Охрана труда». Обязанности работодателя по обеспечению безопасности труда работников устанавливаются статьёй 212. Как известно, с 1 марта 2022 года вступает в силу новая редакция ТК РФ.
В свою очередь, сфера санитарно-эпидемиологической безопасности регулируется Федеральным законом от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее — Закон № 52-ФЗ). Статья 11 этого закона устанавливает обязанность индивидуальных предпринимателей и юридических лиц по осуществлению, помимо прочих обязанностей, ПК за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции.
Мероприятия производственного контроля, в силу нормы части 2 статьи 32 Закона № 52-ФЗ, реализуются в порядке, установленном техническими регламентами или применяемыми до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов санитарными правилами, а также стандартами безопасности труда. Поскольку ни соответствующих регламентов, ни стандартов в настоящее время не разработано, вопросы организации и проведения ПК регламентируются санитарными правилами СП 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий». Следует отметить, что в настоящее время этот документ не имеет статуса НПА и применяется только в силу прямого указания на это в Законе № 52-ФЗ (часть 2 статьи 32).
- производственные и помещения;
- здания и сооружения;
- санитарно-защитные зоны, зоны санитарной охраны;
- оборудование и транспорт;
- технологическое оборудование, технологические процессы, рабочие места, используемые для выполнения работ и оказания услуг;
- а также сырьё, полуфабрикаты, готовая продукция, отходы производства и потребления.
Объекты ПК (согласно пункту 2.3 СП 1.1.1058-01):
При этом ПК реализуется в соответствии с программой, которая составляется и утверждается работодателем (пункт 2.6 СП 1.1.1058-01) и включает в себя все мероприятия по контролю, выполняемые по каждому из объектов ПК.
01.01.2021 г. вступили в силу санитарные правила СП 2.2.3670-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям труда», которые ввели в правовое поле понятие «производственный контроль за условиями труда» (пункт 1.4 СП 2.2.3670-20). Данный вид ПК также (см. пункт 2.2 СП 2.2.3670-20) проводится в соответствии с составляемой и утверждаемой работодателем программой, включающей перечень ответственных за осуществление ПК лиц и номенклатуру химических веществ и иных факторов, представляющих потенциальную опасность для работника. Объектом ПК за условиями труда являются рабочие места.
Заметим, что использование выражения «условия труда» в сочетании с термином «производственный контроль» потенциально может способствовать возникновению некоторой неопределённости, связанной с существованием в круге обязанностей работодателя по охране труда института специальной оценки условий труда (СОУТ) на рабочих местах.
СОУТ, проводимая по иным законодательным и нормативным основаниям, чем ПК, классифицирует условия труда работников с точки зрения их «вредности» или «невредности» и определяет минимальную номенклатуру гарантий и компенсаций, полагающихся работникам, занятым во вредных и (или) опасных условиях труда. Производственный же контроль, в том числе и за условиями труда, не устанавливает «вредность» или «невредность» существующих условий труда. Впрочем, результаты СОУТ могут применяться для целей ПК, также как и результаты ПК могут быть использованы в СОУТ.
Как бы то ни было, СП 2.2.3670-20 является НПА, и его требования обязательны к исполнению в регулируемой им сфере, в том числе и в части дефиниций используемых в нём терминов.
Вступление в силу данного документа фактически выделило производственный контроль за условиями труда в особый вид ПК за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции. Во исполнение требований, установленных СП 1.1.1058-01 и СП 2.2.3670-20, работодатель, осуществляя производственный контроль, должен разработать и утвердить две программы — программу «общего» ПК на объекты контроля, перечисленные в пункте 2.3 СП 1.1.1058-01 (за исключением рабочих мест), и программу ПК за условиями труда. При этом ПК за условиями труда, в силу нормы пункта 2.4 СП 2.2.3670-20, осуществляется посредством проведения (организации) лабораторных исследований (испытаний) и измерений факторов производственной среды, в то время как «общий» ПК может проводиться и в иных формах (см., например, пункт 2.4 СП 1.1.1058-01).
Механизмы и порядок организации обоих видов производственного контроля
Следует отметить, что вступление в силу СП 2.2.3670-20 не просто вводит в номенклатуру локальных нормативных актов организации ещё один документ — программу ПК за условиями труда (ранее информация об объектах контроля, включая рабочие места, включалась в одну общую программу ПК). Контроль условий труда не отменяет, как это видно из таблицы выше, необходимости контроля выполнения санитарно-эпидемиологических требований в отношении иных объектов ПК, например, в отношении производственных помещений. Таким образом, в случае, если в каком-либо производственном помещении расположены рабочие места, а в номенклатуре государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов имеются НПА, устанавливающие требования непосредственно к этому помещению либо аналогичным помещениям, то работодатель должен проконтролировать (в рассматриваемой ситуации — путём проведения соответствующих инструментальных измерений) выполнение требований указанных НПА в помещении, а также и требований НПА в отношении каждого из расположенных в помещении рабочих мест (тоже путём выполнения инструментальных измерений).
Единственным обстоятельством, способным несколько облегчить положение работодателя, является то, что в рамках регуляторной гильотины в начале 2021 года было отменено большое количество различных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов, содержащих, помимо прочего, требования к уровням и значениям производственных факторов на рабочих местах. Эти требования (нормативные значения факторов) теперь включены в один новый НПА — СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».
При составлении программы ПК за условиями труда следует учитывать указания СП 2.2.3670-20 в части её содержания. Так, в силу нормы пункта 2.5.2 данного документа, в программу ПК за условиями труда должны быть включены, помимо упомянутой ранее номенклатуры химических веществ и иных факторов, влияющих на состояние работника, ещё и сведения о периодичности проведения на рабочих местах соответствующих инструментальных измерений.
Информация, позволяющая оценить объём необходимых исследований в рамках ПК за условиями труда, приведена в пункте 2.7 СП 2.2.3670-20. Согласно данной информации, номенклатура, объём и периодичность контроля за соблюдением гигиенических нормативов по уровням микроклимата, освещённости, шума, вибрации (общей и локальной), инфразвука, ультразвука, электромагнитного излучения, лазерного излучения, ультрафиолетового излучения, тяжести и напряжённости трудового процесса на рабочих местах устанавливаются работодателем, а данные факторы включаются в программу в случаях, когда они идентифицированы на рабочих местах в ходе СОУТ и (или) ранее проведённого ПК, а их фактические уровни не соответствуют установленным гигиеническим нормативам, а также после проведения реконструкции, модернизации производства, технического перевооружения и капитального ремонта, проведения мероприятий по улучшению условий труда.
10.09.21
9K
Чтобы ничего не пропустить, подпишитесь на наш дайджест. Каждый понедельник, среду и пятницу делимся подборками самых интересных материалов по охране труда, экологической безопасности и ESG.
Нажав кнопку, вы даете согласие на обработку
персональных данных и соглашаетесь
с политикой конфиденциальности
СанПиН. Все о соблюдении официальных санитарных норм и правил
- Полезные статьи
- СанПиН. Все о соблюдении официальных санитарных норм и правил
Новый СанПиН 1.2.3685-21 Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 2
С 14.02.2021 вступают в силу новые санитарные нормы и правила. СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», и действуют они до 01. 03.2027г.
Новый СанПиН 3.3686-21 Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней
СанПиН 3.3686-21 от 28.01.2021 Постановление Главного государственного санитарного врача РФ № 4 «Об утверждении санитарных правил и норм» призван предотвратить возникновение и распространение инфекционных заболеваний среди населения.
О профилактике желтой лихорадки. Прививка от желтой лихорадки
Письмо Роспотребнадзора № 02/5670-2021-32 от 24.03.2021 «О профилактике желтой лихорадки». Список эндемичных стран, требующих вакцинации. Перечень прививочных кабинетов, имеющих разрешение на проведение вакцинации против желтой лихорадки.
СанПиН 3.3686-21 Раздел IX. Профилактика инфекций, передающихся кровососущими комарами
Раздел IX СанПиН 3.3686-21 содержит в себе утверждённые санитарные правила и нормы, санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней, передающихся кровососущими комарами.
Приказ 988н/1420н от 31.12. 2020 Перечень вредных факторов, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные медицинские осмотры
Приказ Минздрава и Минтруда содержит в себе перечень вредных и опасных факторов и работ при выполнении которых проводятся обязательные медицинские осмотры при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры.
Приказ 29н от 28.01.2021 Перечень медицинских противопоказаний к осуществлению работ с вредными и опасными производственными факторами
Порядок проведения медицинских осмотров работников, перечня медицинских противопоказаний к осуществлению работ с вредными производственными факторами, а также работам, при выполнении которых проводятся обязательные медицинские осмотры.
СанПиН 2.5.3650-20 для транспорта. Новые санитарные правила.
Санитарные правила 2.5.3650-20 санитарно-эпидемиологические требования к отдельным видам транспорта и объектам транспортной инфраструктуры направлены на охрану здоровья населения, обеспечение безопасных условий эксплуатаций ТС.
Профилактика инфекций, передающихся иксодовыми клещами
Раздел Х СанПиН 3.3686-21 Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней содержит в себе информацию об инфекциях, передающихся клещами, их диагностике, санитарно-противоэпидемических мероприятиях.
СанПиН к условиям труда СП 2.2.3670-20
Новые действующие санитарные требования к условиям труда или СанПиН 2.2.3670-20, как и СанПиН по охране труда — важный документ, необходимый для деятельности индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
МР 2.3.6.0233-21 Методические рекомендации к организации общественного питания населения
Помимо СанПиН для общепита есть и другой важный документ, утверждённый 2 марта 2021 г. МР 2.3.6.0233-21. Рекомендации разработаны для предотвращения возникновения различных заболеваний. Какие новые требования введены для общепита — в этой статье.
СанПиН 2.1.3684-21 Требования к содержанию территорий
О чём СанПиН 2.1.3684-21 и что изменилось после его введения? Санитарно эпидемиологические требования содержат в себе требования к содержанию различных территорий, к питьевой воде и водоснабжению, а также воздуху, почве.
Проведение дератизации по действующему СанПиН
Новые санитарные требования к проведению дератизации регламентируют порядок проведения обработки от грызунов, применения приманок и других родентицидов. Проведение дератизации по СанПиН — важная мера по снижению численности грызунов.
СанПиН 3.3686-21 по дезинсекции
Проведение дезинсекции от клопов, тараканов, муравьёв, клещей должно проводиться на объектах, имеющих особое эпидемиологическое значение, а также там, где появились насекомые или есть угроза их проникновения в помещение.
Дезинфекция и стерилизация по новым санитарным требованиям
Медицинская, профилактическая, заключительная, очаговая дезинфекция, а также стерилизация и дезинфекция изделий медицинского назначения должны проводиться в соответствие с новыми установленными санитарными требованиям.
Дезинфекция, дезинсекция, дератизация по СанПиН 3.3686-21
Что включает в себя дезинфекционная деятельность, как правильно проводить текущую и заключительную дезинфекция, дезинсекцию, дератизацию, дезинвазию. Правила хранения и транспортировки средств дезинфекции. Для кого обязателен новый СанПиН?
СП 3.1/2.4.3598-20 Санитарно эпидемиологические требования к организациям
О соблюдении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий санаторно-курортными учреждениями и гостиницами, образовательными организациями и другими объектами социальной инфраструктуры для детей и молодежи.
Новый СанПиН 2021 для школ и детских садов, санитарно эпидемиологические требования к организациям и дошкольным учреждениям
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20
ComMin просит экспортеров строго соблюдать нормы безопасности пищевых продуктов
ComMin просит экспортеров строго соблюдать нормы безопасности пищевых продуктов — Times of India
Edition
Войти ТИ / 30 октября 2017 г., 17:17 IST
AA
Размер текста
- Мелкий
- Средний
- Крупный
Нью-Дели, 30 октября () Министерство торговли попросило экспортеров строго соблюдать санитарные и фитосанитарных норм, говоря о том, что их несоблюдение может нанести ущерб имиджу страны.
В торговом уведомлении Главное управление внешней торговли (DGFT) также сообщило, что против экспортеров будут приняты меры за несоблюдение этих правил, касающихся безопасности пищевых продуктов и требований к здоровью животных и растений.
Предупреждение следует за жалобой, полученной от министерства сельского хозяйства в отношении несоблюдения глобальных норм.
В нем говорится, что Министерство сельского хозяйства «довело до сведения этого управления о различных случаях несоблюдения санитарных / фитосанитарных мер индийскими экспортерами при экспорте товаров».
«Страны-импортеры подают жалобы на индийских экспортеров, что наносит ущерб репутации страны и может негативно сказаться на интересах других экспортеров, а также на стране в целом», — добавил он.
Меры за несоблюдение этих правил могут включать денежный штраф или приостановку и аннулирование торговой лицензии.
Санитарные и фитосанитарные меры вступили в силу с учреждением Всемирной торговой организации (ВТО) 1 января 1995.
Оно касается применений правил безопасности пищевых продуктов и здоровья животных и растений. Индия подписала это соглашение, будучи членом базирующейся в Женеве ВТО.
DGFT при министерстве заявило, что экспортеры осведомлены о том, чтобы обеспечить «строгое» соблюдение санитарных и фитосанитарных законов стран-импортеров.
Дирекция посоветовала экспортерам запрашивать требования страны-импортера вместе с заказом на экспорт.
«И при экспорте товаров они должны предоставить сертификат(ы) от назначенных агентств вместе с экспортными документами, свидетельствующими о соблюдении норм, установленных страной-импортером», – говорится в торговом уведомлении DGFT.
Он также обратился к Министерству доходов с просьбой проконсультировать полевые таможенные формирования, чтобы убедиться, что экспортеры придерживаются норм страны-импортера. RR CS MKJ
Начать разговор
СЛЕДУЙТЕ ЗА НАМИ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ
FacebookTwitterInstagramKOO APPYOUTUBE
Наглядные истории
Выборы
ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ
Other Times Group News Sites
The Economic TimesHindi Economic TimesNavbharat TimesMaharashtra TimesVijaya KarnatakaTelugu SamayamTamil SamayamMalayalam SamayamEi SamayI am GujaratTimesPointsIndiatimesBrand CapitalEducation TimesTimes FoodMiss KyraMumbai MirrorBangalore Mirror
Жизнь и развлечения
iDivaMensXP. comFeminaETimesGraziaZoomTravel DestinationsBombay TimesCricbuzz.comFilmfareOnline SongsTVLifestyleLongwalks AppПодписка на газетыFood NewsTimes PrimeWhats Hot
Services
CouponD uniaMagicbricksTechGigTimesРаботаBollywood NewsTimes MobileГаджеты NowCareersColombia
Copyright © 2023 Bennett, Coleman & Co. Ltd. Все права защищены. За правами на перепечатку: Times Syndication Service
Закон о лицензировании некоторых видов деятельности.
- Платы/Территория
- Туркменистан
- Тип документа
- Законодательство
- Дата
1999 г.
- Источник
- ФАО,
ФАОЛЕКС
- Суджет
- Pêche, Alimentation et Nutrition, Bétail, Plantesculivées, Eau
- Мот-клей
Пеш континентальный
Пеш морской
Разрешение на продажу
Жест и консервация рыб
Авторизация/разрешение
Трансформация/перевозка
Céréales/злаки/рис
Виноградарство / pratiques vinicoles
Lait/продукты laitiers
Дезинфекция
Материя репродукции/образов
Табак
Производство овощей
Approvionnement en eau
Эгутс
- Географический воздух
- Asie, Mer Caspienne, Asie Centrale, CEI (Communauté des États indépendants), EUROPE ET ASIE CENTRALE, Pays en développement sans littoral, Asie du nord
- Примечания о вступлении в силу
- Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
- Резюме
Настоящий Закон определяет правовые основы лицензирования отдельных видов деятельности на территории Туркменистана, государственный лицензирующий орган, лицензионные требования, условия и порядок выдачи лицензий и их аннулирования, а также приводит перечень видов деятельности, подлежащих лицензирование. Одним из обязательных лицензионных требований и условий при осуществлении юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями лицензируемых видов деятельности является соблюдение законодательства Туркменистана, экологических, санитарно-эпидемиологических, гигиенических, противопожарных норм и правил, а также положений о лицензирование конкретных видов деятельности. В соответствии с настоящим Законом лицензированию подлежат следующие виды деятельности: 1) деятельность по производству муки, круп и других пищевых продуктов из зерна; 2) деятельность по производству хлеба, булочек и булочек и макаронных изделий; 3) деятельность по оптовой закупке, хранению, реализации зерна и продуктов его переработки для государственных нужд; 4) деятельность по переработке зерна для государственных нужд; 5) производство мясомолочной, масложировой, пива и безалкогольной, минеральной и питьевой воды, кондитерских изделий; 6) импорт, производство, реализация алкогольной продукции, всех видов спирта и табачных изделий; 7) деятельность по проведению дезинфекционных, дезинсекционных и дератизационных работ; 8) деятельность по экспертизе и техническому надзору за проектированием, строительством и эксплуатацией объекта водопроводно-канализационного хозяйства; 9) семеноводческая деятельность; 10) лов промысловой рыбы, охота на других водных животных в территориальных водах внутренних водоемов; 11) деятельность, связанная с животным миром. Документ состоит из 4 глав, содержащих 20 статей. Глава 1 (статьи 1-7) устанавливает общие положения. Глава 2 (ст. 8-17) касается лицензирования. Глава 3 (статья 18) определяет виды деятельности, подлежащие лицензированию. Глава 4 (статьи 19-20) устанавливает заключительные положения.
- Интегральный текст
- Русский/Английский
- Поправка к пункту
Закон о внесении изменений в Закон о лицензировании некоторых видов деятельности. (2000)
Законодательство |
Туркменистан
|2000
Ключ к слову:
Порт, Навигация, Транспорт/депоИсточник: ФАО,
ФАОЛЕКСЗакон о внесении изменений в Закон о лицензировании некоторых видов деятельности.