4.2. Обязанности и ответственность за соблюдение санитарных правил. Соблюдение санитарных правил является обязательным для


4.2. Обязанности и ответственность за соблюдение санитарных правил

Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (ст. 39 Федерального Закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.99 г. № 52-ФЗ).

Руководители предприятий обязаны обеспечить:

- необходимые условия для соблюдения санитарных правил и норм при обработке сырья, приготовлении изделий с целью выпуска продукции, безопасной для здоровья людей;

- наличие личных медицинских книжек у каждого работника с отметкой о прохождении периодических медицинских обследований;

- проведение занятий по изучению санитарных правил с поступающими на работу, а также ежегодной проверки санитарно-гигиенических знаний персонала с отметкой о сдаче санминимума в личной медицинской книжке;

- выборочную проверку санитарно-гигиенических знаний на рабочих местах и повторное изучение с принятием зачетов при выявленных нарушениях санитарных требований или при отсутствии необходимых знаний;

- наличие санитарной и форменной одежды в соответствии с действующими нормами, ее регулярную централизованную стирку и починку;

- наличие достаточного количества производственного инвентаря и других предметов материально-технического оснащения;

- проведение мероприятий по дезинсекции и дератизации согласно договору с дезотделениями;

- проведение дополнительных профилактических мероприятий по эпидемиологическим показаниям;

- наличие на предприятии журнала ежедневных осмотров на гнойничковые заболевания;

- наличие аптечек для оказания первой медицинской помощи и их своевременное пополнение;

- организацию санитарно-просветительной работы (семинары, беседы, лекции).

Ответственность за общее санитарное состояние предприятия, за соблюдение санитарного режима и допуск к работе лиц, не прошедших медицинское обследование и не сдавших санминимума, за создание условий, необходимых для выполнения работниками правил личной гигиены, обеспечение работы по контролю за качеством поступающего сырья и выпускаемой продукции несет руководитель предприятия.

Ответственность за соблюдение правил приема продовольственных товаров, надлежащее санитарное содержание складских помещений, соблюдение условий и сроков хранения продуктов на складе несет заведующий складом (кладовщик).

Ответственность за качество принятых на производство продуктов, соблюдение технологических, санитарных требований при изделий, а также за качество и сроки реализации готовой продукции несет заведующий производством.

Ответственность за состояние рабочего места, выполнение правил личной гигиены, выполнение технологических и санитарных требований на своем участке несет каждый работник предприятия.

Контроль за качеством сырья, выпускаемой продукции, соблюдением технологических и санитарно-гигиенических требований осуществляется территориально-отраслевыми санитарно-технологическими пищевыми лабораториями и соответствующими службами вышестоящих органов.

Постоянный контроль за выполнением санитарных требований на предприятиях по производству хлеба, хлебобулочных и кондитерских изделий возлагается на администрацию предприятия, а периодический контроль возлагается на местные органы Госсанэпиднадзора. При проведении санитарного контроля необходимо составлять акт обследования, схема написания которого дана ниже (см. Приложение 1).

studfiles.net

16. обязанности и ответственность за соблюдение санитарных правил санитарные правила для предприятий общественного питания- СанПиН 42-123-5777-91 (утв- минздравом СССР 19-03-91) (вместе с санитарными требованиями к выработке кондитерских изделий с кремом на предприятиях общественного питания санитарными требованиями к производству мягкого мороженого на предприятиях общественного питания) (2018). Актуально в 2018 году

размер шрифта

САНИТАРНЫЕ ПРАВИЛА ДЛЯ ПРЕДПРИЯТИЙ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ- СанПиН 42-123-5777-91 (утв- Минздравом СССР 19-03-91) (вместе с... Актуально в 2018 году

16.1. Руководители предприятий общественного питания обязаны обеспечить:

- необходимые условия для соблюдения Санитарных правил и норм при обработке сырья и приготовлении блюд и изделий с целью выпуска продукции, безопасной для здоровья людей;

- наличие личных медицинских книжек у каждого работника с отметкой о прохождении периодических медицинских обследований;

- проведение занятий по изучению настоящих Санитарных правил лицами, поступающими на работу, а также ежегодную проверку санитарно - гигиенических знаний персонала с отметкой о сдаче санминимума в личной медицинской книжке;

- выборочную проверку санитарно - гигиенических знаний на рабочих местах и повторное изучение с принятием зачетов при выявленных нарушениях санитарных требований или при отсутствии необходимых знаний;

- наличие санитарной и форменной одежды в соответствии с действующими нормами (Прил. 3), регулярную централизованную стирку и починку санодежды <*>;

<*> Запрещается стирка санодежды в индивидуальном порядке в домашних условиях.

- наличие достаточного количества производственного инвентаря, посуды и других предметов материально - технического оснащения;

- проведение мероприятий по дезинсекции и дератизации согласно договору с дезотделениями;

- проведение дополнительных профилактических мероприятий по эпидпоказаниям;

- наличие на предприятии журнала ежедневных осмотров на гнойничковые заболевания;

- наличие аптечек для оказания первой медицинской помощи и их своевременное пополнение;

- организацию санитарно - просветительной работы путем проведения семинаров, бесед, лекций.

16.2. Ответственность за общее санитарное состояние предприятия общественного питания, соблюдение в нем санитарного режима и допуск к работе лиц, не прошедших медицинское обследование и не сдавших санминимума, за создание условий, необходимых для выполнения работниками правил личной гигиены, обеспечение работы по контролю за качеством поступающего сырья и выпускаемой продукции несет руководитель предприятия.

16.3. Ответственность за соблюдение правил приема продовольственных товаров, надлежащее санитарное содержание складских помещений, соблюдение условий и сроков хранения продуктов на складе несет заведующий складом (кладовщик).

16.4. Ответственность за качество принятых на производство продуктов, соблюдение технологических, санитарных требований при изготовлении блюд и изделий, а также за качество и сроки реализации готовой продукции несет заведующий производством.

16.5. Ответственность за состояние рабочего места, выполнение правил личной гигиены, выполнение технологических и санитарных требований на своем участке работы несет каждый работник предприятия.

16.6. Контроль за качеством сырья, выпускаемой продукции, соблюдением технологических и санитарно - гигиенических требований осуществляется территориально - отраслевыми санитарно - технологическими пищевыми лабораториями и соответствующими службами вышестоящих органов управления общественным питанием.

Надзор за соблюдением настоящих Санитарных правил возлагается на учреждения санитарно - эпидемиологической службы Министерства здравоохранения СССР и министерств здравоохранения союзных республик.

www.zakonprost.ru

17. обязанности, ответственность и контроль за соблюдением настоящих санитарных правил и норм производство спирта этилового ректификованного и ликероводочных изделий- санитарные правила и нормы- СанПиН 2-3-4-704-98 (утв- постановлением госкомсанэпиднадзора РФ от 18-05-98 18) (2018). Актуально в 2018 году

размер шрифта

ПРОИЗВОДСТВО СПИРТА ЭТИЛОВОГО РЕКТИФИКОВАННОГО И ЛИКЕРОВОДОЧНЫХ ИЗДЕЛИЙ- САНИТАРНЫЕ ПРАВИЛА И НОРМЫ- СанПиН 2-3-4-704-98 (утв-... Актуально в 2018 году

17.1. Администрация предприятия обязана обеспечивать:

- необходимые условия для выработки продукции гарантированного качества в соответствии с ГОСТ, ТУ, СанПиН, гигиеническими требованиями;

- выполнение всех необходимых дополнительных профилактических мероприятий, предписанных учреждениями Госсанэпидслужбы в случае возникновения неблагоприятной эпидемической ситуации;

- прохождение работниками гигиенического обучения с последующей сдачей экзамена при поступлении на работу и в процессе работы с внесением результатов в санитарный журнал и личную медицинскую книжку;

- наличие достаточного количества уборочного инвентаря и дезинфицирующих средств для уборки рабочих мест и помещений;

- систематическое проведение дезинфекционных, дезинсекционных и дератизационных мероприятий; исключение попадания вредных веществ в готовую продукцию и полуфабрикаты;

- регулярную стирку, просушку и починку спецодежды и выдачу ее работнику для носки только во время работы;

- наличие аптечек в цехах для оказания первой медицинской помощи;

- условия труда персонала, соответствующие гигиеническим нормам и требованиям безопасности;

- защиту окружающей среды от производственной деятельности предприятия;

- ознакомление всех работников предприятия с настоящими Санитарными правилами и нормами.

17.2. Ответственность за санитарное состояние предприятия и за соблюдение настоящих Санитарных правил несет руководитель предприятия.

17.3. Ответственность за санитарное состояние цехов, отделений предприятий несет руководитель соответствующего цеха, отделения, участка (лабораторий, складов, столовых и т.п.).

17.4. Руководитель предприятия (работодатель) обязан приказом возложить на должностных лиц всех служб предприятия ответственность за выполнение настоящих Санитарных правил и норм.

17.5. Ответственность за санитарное состояние оборудования, аппаратуры и рабочего места (площадки, цеха, отделения) несет рабочий цеха, отделения, участка.

17.6. Виновные в нарушении требований настоящих Санитарных правил и норм могут быть привлечены к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в порядке, установленном Законодательством Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации.

Приложение 1 (справочное)

www.zakonprost.ru

Требования к соблюдению санитарных правил в кафе и ресторанах

15.1. Руководитель организации обеспечивает:

· наличие на каждом предприятии настоящих санитарных правил;

· выполнение требований санитарных правил всеми работниками предприятия;

· должное санитарное состояние нецентрализованных источников водоснабжения и качество воды в них;

· организацию производственного и лабораторного контроля;

· необходимые условия для соблюдения санитарных норм и правил на всех этапах приготовления и реализации блюд и изделий, гарантирующих их качество и безопасность для здоровья потребителей;

· прием на работу лиц, имеющих допуск по состоянию здоровья, прошедших профессиональную, гигиеническую подготовку и аттестацию;

· наличие личных медицинских книжек на каждого работника;

· своевременное прохождение предварительных при поступлении и периодических медицинских обследований всеми работниками;

· организацию курсовой гигиенической подготовки и переподготовки персонала по программе гигиенического обучения не реже 1 раза в 2 года;

· выполнение постановлений, предписаний органов и учреждений госсанэпидслужбы;

· наличие санитарного журнала установленной формы;

· ежедневное ведение необходимой документации;

· условия труда работников в соответствии с действующим законодательством, санитарными правилами, гигиеническими нормативами;

· организацию регулярной централизованной стирки и починки санитарной и специальной одежды;

· исправную работу технологического, холодильного и другого оборудования предприятия;

· наличие достаточного количества производственного инвентаря, посуды, моющих, дезинфицирующих средств и других предметов материально-технического оснащения;

· проведение мероприятий по дезинфекции, дезинсекции и дератизации;

· наличие аптечек для оказания первой медицинской помощи и их своевременное пополнение;

· организацию санитарно-просветительной работы с персоналом путем проведения семинаров, бесед, лекций.

15.2. Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (ст. 39 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ*).

soglas-proekt.ru

Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

Эпидемиология Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

просмотров - 303

Контроль за выполнением настоящих санитарных правил осуществляют органы и учреждения системы государственного санитарно-эпидемиологического надзора.

II. Общие положения

2.1. Холера представляет собой особо опасную инфекционную болезнь с диарейным синдромом, фекально-оральным механизмом передачи возбудителя инфекции, водным (наиболее частым), пищевым и контактным путями распространения. Характеризуется различной тяжестью клинического течения заболевания, нарушением водно-солевого обмена, обезвоживанием, токсикозом и гастроэнтеритом. Инкубационный период - один-пять дней.

2.2. Холера входит в перечень болезней, требующих проведения мероприя­тий по санитарной охране территории Российской Федерации. В соответствии с Международными медико-санитарными правилами (2005 ᴦ.) холера относится к болезням, которые могут оказывать серьезное влияние на здоровье населœения, вызывать события, которые могут представлять собой чрезвычайную ситуацию в области санитарно-эпидемиологического благополучия населœения, имеющую ме­ждународное значение.

2.3. В соответствии с «Международной статистической классификацией болезней и проблем, связанных со здоровьем» (МБК-10), холера кодируется: АОО холера; АОО.О - холера, вызванная холерным вибрионом 01, биовар cholerae, классическая холера; АОО.1 - холера, вызванная холерным вибрионом О1, биовар eltor, холера Эль-Тор; АОО.9 - холера неуточненная.

2.4. Возбудителями холеры являются эпидемически значимые токсигенные, содержащие гены холерного токсина (ctx AB +) и токсинорегулируемых пилей (tcpA+) холерные вибрионы О1 серогруппы, биоваров V. cholerae cholerae и V.cholerae eltor, а также V. cholerae 0139 серогруппы. Выделœенные из поверхностных водоемов и других объектов окружающей среды не содержащие гена холерного токсина (ctx АВ-) холерные вибрионы О1 и 0139 серогрупп могут вызывать единичные заболевания холерой (вибриононосительство) и вспышки.

2.5. В целях предупреждения возникновения и распространения холеры крайне важно своевременно и в полном объеме проводить комплекс организационных, профилактических и противоэпидемических мероприятий.

2.6. Проведение профилактических и противоэпидемических противохолерных мероприятий осуществляется в соответствии с настоящими санитарными правилами, нормативными документами федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, федерального органа исполнительной власти, уполномоченного осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор в Российской Федерации.

medic.oplib.ru

Санитарные нормы и правила следует знать и соблюдать

Санитарные нормы и правила сопровождают нас практически с рождения и распространяются  на все сферы жизнедеятельности человека. Соблюдение этих норм позволяет в значительной степени снизить негативное влияние многих вредных для человека факторов. Например, санитарные правила для холодильников установлены для защиты здоровья населения страны и распространяются на все предприятия, учреждения любой формы собственности. За нарушение этих правил возможна не только дисциплинарная или административная ответственность, но и уголовная. Под словом "холодильник" понимаются хладокомбинаты и распределительные холодильники. Санитарные нормы и правила, установленные  для них, предусматривают практически все нюансы их работы, в том числе и требования к территории, водоснабжению и водоотведению, отоплению, освещению, вентиляции и т.д. Все это очень важно, потому что большинство населения используют самую разную замороженную продукцию. От ее качества зависит здоровье, а иногда и жизнь многих людей.

Еще одним очень важным документом, который касается многих, являются санитарные правила для детских садов. У большинства населения, если не собственные дети их посещают или собираются это делать, то внуки или даже правнуки. Новая их редакция вступила в силу в октябре 2010 года. Они были разработаны для создания благоприятных условий по охране здоровья детей, посещающих дошкольные организации. В этих правилах наряду с требованиями к обычным детским садам, прописаны и такие формы, как семейные и кратковременного пребывания, о которых в предыдущих документах даже не упоминалось.

Эти  санитарные нормы и правила были восприняты неоднозначно. Особенно негативно многие родители отреагировали на некоторое увеличение количества человек в группах. Но этот пункт, в связи с огромными очередями желающих отдать своих детей в садик, в основном  носит рекомендательный характер. Многим не понравился пункт о запрете, так называемых живых уголков. Но вероятнее всего, это можно оправдать все большим распространением аллергических реакций даже в самом раннем возрасте. И, таким образом, дети будут защищены от аллергенов, носителями которых могут являться хомячки, крысы, попугаи и т.д. В документе много внимания  уделено таким важным элементам:

  •  Организации правильного питания, то есть никаких жареных или жирных блюд в меню быть не должно. Так же значительно увеличился список продуктов, не рекомендованных для детского питания;
  •  Претерпели изменения и требования к игрушкам, например, отменен запрет на мягконабивные их виды;
  •  Учитываются интересы как праворуких, так и леворуких детей, правильной организацией освещения и т.д.

Санитарные нормы и правила к дошкольным учреждениям, где дети находятся кратковременно, намного мягче, что позволяет для их организации использовать различные помещения, в том числе и пристройки. Для прогулок такие сады могут использовать рядом расположенные парки или скверы. Но все же главное отличие такого сада – ребенок здесь находиться всего несколько часов. В соответствии с нормативом, если время пребывания не превышает 4 часов, то питание и сон организовывать нет необходимости. В случае же нахождения ребенка в учреждении до 5 часов, его необходимо один раз накормить, причем наличие столовой необязательно, хватит и буфета. Если же пребывание ребенка превышает это время, то необходим и дневной сон.

Санитарных норм и правил существует огромное количество, но некоторые из них распространяются на очень узкую область, а другие охватывают практически все население. Но в любом случае их следует соблюдать и не допускать нарушений со стороны недобросовестных исполнителей.

fb.ru

Соблюдение санитарных правил

С чем связана необходимость введения новых санитарных правил для общеобразовательных учреждений?

Среди факторов, влияющих на формирование здоровья детей, большое значение имеют организация учебного процесса и те условия, в которых он осуществляется.

Установлено, что воздействие школьной среды на состояние здоровья обучающихся в последние годы увеличилось и достигает порядка 40%. Это говорит о важности и необходимости того, чтобы все факторы, образующие школьную среду, включая сами занятия, находились в гармонии с детским организмом, соответствовали возрастным возможностям и особенностям детей и подростков.

Новые санитарные правила для школ "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях. СанПиН 2.4.2.2821-10" вступят в силу 1 сентября 2011 г, тогда как их в свою очередь сменит СанПиН для школ с изменениями на 2016 год. Они заменят действовавший с 2003 г. СанПиН 2.4.2.1178-02.

О необходимости принятия новых санитарных правил говорилось уже давно.

За последние годы произошли серьезные изменения в деятельности службы Роспотребнадзора, появились новые нормативные документы (технические регламенты, национальные стандарты), были отменены некоторые утвержденные ранее требования (например, обязательность оформления санитарно-эпидемиологических заключений).

Важнейшим основанием для появления санитарных требований в школе послужило также принятие федеральных общеобразовательных стандартов второго поколения, включающих требования не только к структуре и результатам освоения основных образовательных программ, но и к условиям их реализации.

Официальный источник

  • Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях. СанПиН 2.4.2.2821-10", утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189

Чем новые санитарные правила принципиально отличаются от существующих норм и требований?

Одно из принципиальных отличий новых санитарных правил состоит в исключении "избыточных" норм. СанПиН 2.4.2.1178-02 содержит ряд требований, за выполнение которых руководитель общеобразовательного учреждения не может нести ответственность.

Это, прежде всего, некоторые требования безопасности, профилактики травматизма, т. е. те нормы, которые не являются ни гигиеническими, ни санитарно-эпидемиологическими и, следовательно, не подлежат контролю со стороны санитарного надзора.

Так, к "избыточным" отнесены требования к оборудованию остановки для транспорта, который осуществляет подвоз детей в школу.

В разряд "избыточных" норм попали и требования к оснащению оборудованием и инструментарием медицинских кабинетов – данные вопросы находятся в компетенции Минздравсоцразвития России.

Однако новые санитарные правила содержат все, ставшие уже традиционными, разделы, устанавливающие требования к размещению общеобразовательных учреждений, окружающей их территории, к зданию, помещениям и оборудованию, воздушно-тепловому режиму, естественному и искусственному освещению, водоснабжению и канализации, к режиму образовательного процесса, организации медицинского обслуживания обучающихся и т. д., за исключением требований к условиям и организации школьного питания. Их будут по-прежнему определять действующие санитарные правила и нормативы "Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования. СанПиН 2.4.5.2409-08".

Количество приложений в новых санитарных правилах осталось прежним, однако их содержание значительно обновилось. В частности, изменились отдельные положения в рекомендациях: по воспитанию и формированию правильной рабочей позы у обучающихся; комплексам упражнений для проведения физкультурных минуток и гимнастики для глаз; к организации и режиму работы групп продленного дня; составлению расписания уроков с обновленными шкалами трудности учебных предметов.

Кроме того, в приложениях впервые представлена информация о дифференцированных по регионам России параметрах микроклимата (температура и скорость движения воздуха), при которых допускается проведение занятий физической культурой на открытом воздухе для разных возрастных групп обучающихся, в т. ч. в условиях муссонного климата Приморского края.

Официальный источник

  • Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях. СанПиН 2.4.2.2821-10", утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189
  • Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы "Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования. СанПиН 2.4.5.2409-08", утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 23.07.2008 № 45

Что изменилось в требованиях к условиям и организации обучения в школе?

Из разряда обязательных требований к территории общеобразовательного учреждения изъята организация учебно-опытной зоны. Допускается использовать синтетические и полимерные покрытия для оборудования спортивно-игровых площадок при условии их безвредности для здоровья детей. На школьном участке не разрешается размещать постройки и сооружения, функционально не связанные с общеобразовательным учреждением, определены безопасные уровни шума на территории и в помещениях школы.

Сегодня немало школ имеют в своем составе дошкольные группы. В этой связи санитарные правила содержат требования к организации игровой зоны для данной категории детей на участке общеобразовательного учреждения.

Из документа исключены требования к этажности и вместимости здания школы. Вместо них появились новые требования, которые предписывают размещать учебные помещения для обучающихся 1-х классов не выше 2-го этажа, а для обучающихся 2–4-х классов – не выше 3 этажа. Вместимость же вновь строящихся или реконструируемых общеобразовательных учреждений должна обеспечивать обучение детей только в одну смену.

Кроме того, в новых санитарных правилах:

1. Определена высота учебных помещений (для вновь строящихся и реконструируемых зданий) – важного показателя, обеспечивающего необходимый уровень воздухообмена.

2. Разрешено размещение спортивных залов на 2-м этаже и выше при соблюдении звуко- и виброизолирующих мероприятий.

3. Обозначены требования к рекреационным помещениям, помещениям для внеурочной деятельности детей, кабинетам логопеда и психолога.

4. Указана необходимость наличия в санитарных узлах педальных ведер, держателей для туалетной бумаги, электрополотенец или приспособлений для бумажных полотенец, а также самих полотенец, туалетной бумаги и мыла.

5. Определены требования к пришкольным интернатам и др.

В главу, посвященную оборудованию школьных помещений, вошли как уже устоявшиеся нормы, так и принципиально новые. В частности, требования к учебным, в т. ч. интерактивным доскам, конторкам и их расстановке, оборудованию кабинетов домоводства, игровых комнат, спальных помещений для первоклассников.

Также в санитарных правилах появилась новая запись – "использование помещений общеобразовательных учреждений не по назначению не допускается".

В требованиях к воздушно-тепловому режиму уточнены регламенты температуры воздуха в школьных помещениях, указан запрет на использование переносных обогревательных приборов, а также обогревателей с инфракрасным излучением. В этом же разделе появились регламенты скорости движения воздуха в помещениях (не более 0,1 м/с), концентрации вредных веществ в воздухе помещений общеобразовательных учреждений, требования к оснащению учебных кабинетов бытовыми термометрами, к остеклению и плоскости открытия окон.

Ряд новых и уточненных данных появились в главе, содержащей требования к световой среде учебных помещений. Так, если прежний норматив освещенности на рабочей поверхности составлял не менее 300 лк, то в новой редакции дается оптимальный диапазон значений этого показателя – 300–500 лк. Изъяты требования, в которых указаны определенные марки светильников. Включены нормативы, касающиеся продолжительности инсоляции в учебных помещениях.

Далеко не всегда школы располагаются в специально построенных зданиях. В санитарных правилах имеется глава, в которой сформулированы требования к помещениям и оборудованию школ, размещенных в приспособленных зданиях. В этой главе указывается, что размещение общеобразовательных учреждений в приспособленных помещениях возможно на время проведения капитального ремонта (реконструкции) существующих основных зданий общеобразовательных учреждений.

При отсутствии возможности оборудовать собственный спортивный зал необходимо использовать спортивные сооружения, расположенные вблизи школы, при условии соответствия их требованиям к устройству и содержанию мест занятий по физической культуре и спорту. Следует заметить, что это требование действительно для всех общеобразовательных учреждений, которые не имеют необходимых условий для проведения физкультурно-оздоровительной работы.

Довольно много нового в главе, содержащей свод требований к организации учебного процесса. Впервые за многие годы увеличились на 1 ч в неделю показатели, определяющие величины максимально допустимой образовательной нагрузки для учащихся 1–11-х классов независимо от продолжительности учебной недели.

Гигиенические требования к максимальным величинам недельной образовательной нагрузки представлены в таблице:

Классы

Максимально допустимая недельная нагрузка в академических часах

при 6-дневной неделе, не более

при 5-дневной неделе, не более

1

21

2–4

26

23

5

32

29

6

33

30

7

35

32

8–9

36

33

10–11

37

34

Повышение нагрузки связано с увеличением до 3 ч в неделю обязательных уроков физической культуры, предусмотренных новым образовательным стандартом. Допуская повышение образовательной нагрузки для всех обучающихся независимо от возраста, санитарные правила в то же время устанавливают ограничение, согласно которому нельзя заменять уроки физической культуры другими предметами.

Поскольку использование в учебном процессе инновационных образовательных программ и технологий, расписаний занятий, режимов обучения предполагает их адекватность возрастным и функциональным возможностям детей, то в санитарных правилах указывается, что применение инноваций возможно при отсутствии их неблагоприятного влияния на функциональное состояние и здоровье обучающихся.

Установлены новые, менее продолжительные регламенты подготовки домашних заданий. Объем домашних заданий (по всем предметам) должен быть таким, чтобы затраты времени на его выполнение не превышали (в астрономических часах): во 2–3-х классах – 1,5 ч, в 4–5-х классах – 2 ч, в 6–8-х классах – 2,5 ч, в 9–11-х классах – 3,5 ч.

Результаты научных гигиенических исследований последних лет убедительно показали преимущество проведения сдвоенных по одному предмету уроков для снижения утомительности учебного процесса, что позволило снять ограничения на такой способ составления расписания (они имеются в действующих санитарных правилах). Кроме того, для рационального составления расписания школьных занятий приведены новые шкалы трудности учебных предметов, которые дифференцированы для каждой ступени школьного обучения, а для 5–9-х классов даны для каждого года обучения.

Среди новых требований – запрет на обучение детей в 3 смены. Впервые сформулированы требования к проведению итоговой аттестации, к весу ежедневного комплекта учебников и письменных принадлежностей, который не должен превышать: для обучающихся 1–2-х классов – более 1,5 кг, 3–4-х классов – более 2 кг, 5–6-х классов – более 2,5 кг, 7–8-х классов – более 3,5 кг, 9–11-х клас­сов – более 4,0 кг.

В СанПиН 2.4.2.2821-10 включены и такие важные и очень востребованные регламенты, которые касаются организации практики и занятий обучающихся общественно-полезным трудом. В частности указывается, что не допускается привлекать обучающихся к работам с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда лиц моложе 18-ти лет, а также к уборке санитарных узлов и мест общего пользования, мытью окон и светильников, уборке снега с крыш и другим аналогичным работам.

В раздел, регламентирующий медицинское обслуживание, включены требования о том, что после перенесенного заболевания обучающиеся могут быть допущены к занятиям в общеобразовательном учреждении только при наличии справки врача-педиатра и о необходимости проводить медосмотры детей с целью выявления педикулеза не реже 4 раз в год после каждых каникул и ежемесячно выборочно.

Требования к санитарному содержанию территории и помещений содержат правила уборки и дезинфекции территории и школьных помещений, подробную информацию о том, как хранить уборочный инвентарь, дезинфицирующие и моющие средства и др.

В отличие от действующих санитарных правил ряд требований СанПиНа 2.4.2.2821-10 носит рекомендательный характер. Их выполнение не является обязательным, но желательным.

Завершает документ новая глава – требования к соблюдению санитарных правил. В ней указывается, что руководитель общеобразовательного учреждения является ответственным лицом за организацию и полноту выполнения санитарных правил и обеспечивает:

1. Наличие в учреждении настоящих санитарных правил и доведение их содержания до работников учреждения.

2. Выполнение требований санитарных правил всеми работниками учреждения.

3. Необходимые условия для соблюдения санитарных правил.

4. Прием на работу лиц, имеющих допуск по состоянию здоровья, прошедших профессиональную гигиеническую подготовку и аттестацию.

5. Наличие медицинских книжек на каждого работника и свое­временное прохождение ими периодических медицинских обследований.

6. Организацию мероприятий по дезинфекции, дезинсекции и дератизации.

7. Наличие аптечек для оказания первой медицинской помощи и их своевременное пополнение.

Это вполне согласуется со ст. 28 Закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" и ст. 51 Закона РФ "Об образовании", в которых указывается, что образовательное учреждение обеспечивает меры по профилактике заболеваний и создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, а также с недавно утвержденными Федеральными требованиями к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников.

Как и прежде, соблюдение санитарно-эпидемиологических правил и нормативов является обязательным для всех видов общеобразовательных учреждений независимо от их подчиненности и форм собственности.

Официальный источник

  • Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (ред. от 21.04.2011). Ст. 28
  • Закон РФ от 10.07.1992 № 3266-1 "Об образовании" (ред. от 02.02.2011). Ст. 51
  • Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях. СанПиН 2.4.2.2821-10", утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189

Чем обусловлены изменения, внесенные в новые санитарные правила для дошкольных организаций?

Изменения № 1 к СанПиН 2.4.1.2660-10 вступили в силу в феврале 2011 г. Их появление обусловлено необходимостью внесения корректив, которые устраняют рассогласованность новых санитарных правил с другими действующими законодательными актами в области дошкольного образования. Некоторые коррективы носят редакционный, уточняющий характер и практически не меняют смысл требований санитарных правил.

Термин "ясельная группа" заменен на юридически более корректный – "группа для детей младенческого и раннего возраста".

Новая редакция п. 1.8 определяет возможность размещения групп для детей дошкольного возраста в образовательных учреждениях других типов при наличии в них помещений, которые соответствуют требованиям санитарных правил.

Ряд требований гл. 12, посвященной организации образовательной деятельности, содержательно приведены в соответствие с Федеральными государственными требованиями к общеобразовательным программам дошкольного образования. В частности вместо термина "занятие" предлагается использовать термин "непосредственно образовательная деятельность".

В санитарные правила введены также поправки, которые носят принципиальный характер и меняют смысл требований. Причины их появления продиктованы острой нехваткой мест в дошкольных образовательных учреждениях РФ. Эта ситуация послужила поводом для либерализации некоторых требований СанПиН. Одна из самых заметных перемен – новый подход к определению количества детей в группах дошкольной организации.

Согласно новой редакции санитарных правил предлагается определять количество детей в дошкольных группах общеразвивающей направленности, исходя из расчета площади групповой (игровой) – для ясельных групп не менее 2,5 м² на 1 ребенка, в дошкольных группах не менее 2,0 м² на одного ребенка. Между тем, в документе отсутствует ответ на вопрос: как производить расчеты для групп коррекционной направленности.

Предлагается новый подход к определению минимально необходимой площади групповых помещений на одного ребенка. При вычислении размера помещения групповой теперь следует учитывать и ту площадь, которая занята мебелью (в прежней редакции вычисление следовало проводить без учета мебели и ее расстановки). По мнению многих экспертов, использование нового способа расчетов приведет к сокращению развивающей среды – игровой, художественно-эстетической, оздоровительной, резко снизит возможности для двигательной активности и самостоятельной деятельности детей, увеличит риск их травматизации. Кроме того, такой подход к регламентации наполняемости групп вступает в прямое противоречие с действующим Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, зафиксировавшим предельную наполняемость группы в зависимости от установленных норм, для каждого вида групп, разделенных по возрасту.

Прежняя редакция санитарных правил ограничивала размещение воспитанников в дошкольном учреждении: не выше второго этажа. Внесенные изменения создают больше маневров для размещения детей: групповые ячейки для воспитанников от 5 до 7 лет могут быть размещены на третьем этаже. В условиях плотной жилой застройки допускается строительство трехэтажных зданий детских садов.

Из документа убран запрет на использование двухъярусных кроватей. Это связано с тем, что профилактика травматизма не регулируется санитарными правилами. Следует, однако, отметить, что изъятие запрета не стоит рассматривать, как возможность увеличить плотность "заселения" спальни. Площадь на одно спальное место для детей раннего возраста составляет не менее 1,8 м², а в дошкольных группах – не менее 2,0 м² без учета расстояния от наружных стен и минимальных разрывов между различными сторонами кроваток.

Изменения № 1 к санитарным правилам устанавливают более либеральные требования к разделу санитарных правил, который посвящен группам кратковременного пребывания, семейным дошкольным группам и иным подобным видам дошкольных организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.

Допускается совмещение в одном туалетном помещении туалета для детей и персонала. При этом помещение должно быть оборудовано персональными горшками для каждого ребенка, а для детей в возрасте 5–7 лет персональными сидениями на унитаз.

Впервые санитарными правилами предусмотрена норма, согласно которой использование помещений дошкольных учреждений не по назначению не допускается. Это означает, что помещения групповой должны использоваться только для игровой и образовательной деятельности детей, спальня – для организации сна, физкультурный зал – для проведения физкультурных занятий и праздников и т. д. Однако это весьма рациональное требование приходит в противоречие с содержанием некоторых пунктов документа, из которого следует, что в минимально необходимый набор помещений для размещения групп кратковременного пребывания наряду с групповой попали физкультурный и актовый залы. Размещение детских групп кратковременного пребывания в указанных залах не только не обеспечит минимально необходимые условия для пребывания детей (отсутствие подводки воды, санитарных узлов), но и лишит всех остальных воспитанников учреждения возможности заниматься физкультурой в требуемом объеме.

В целом следует отметить, что внесенные изменения значительно облегчают выполнение требований санитарных правил. Это обусловлено отказом от излишней конкретизации и избыточности положений документа. Новые санитарные правила практически избавлены от противоречий с сопряженными законодательными актами, однако не лишены и определенных недостатков.

Официальный источник

  • Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении, утв. постановлением Правительства РФ от 12.09.2008 № 666. П. 32
  • Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях. СанПиН 2.4.1.2660-10", утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 22.07.2010 № 91 (ред. от 20.12.2010). Пп. 1.10, 1.14, 4.2, 4.10, 11.4–11.6

www.menobr.ru