Содержание
Как составить положение о бюджетировании: этапы и нюансы разработки
Положение о бюджетировании — достаточно объемный документ, с которого начинается внедрение системы бюджетирования на предприятии. В нем определены стратегические цели организации, ее финансовая структура, бюджетный комитет (ответственные лица за разработку и сведение бюджетов). И зафиксированы все регламенты.
Ранее мы писали о том, что такое система бюджетирования и по каким принципам она создается. В этой статье вы узнаете, как составляется Положение о бюджетировании на предприятии, что в него входит и каких ошибок можно избежать при разработке регламента. Для экономии времени скачайте из материала образец Положения о бюджетировании, чтобы на его основе разработать собственный регламент.
Что такое положение о бюджетировании на предприятии
Положение о бюджете — это совокупность документов и приказов, которые описывают процесс и принципы бюджетирования в организации. Во многих компаниях Положение заменяют приказом о бюджетировании, в котором фиксируются сроки составления и утверждения бюджетов. Иногда в приказ о бюджетировании входят образцы документов. А основные правила бюджетного управления оговаривают устно: назначаются ответственные лица, обсуждается порядок утверждения бюджетов и пр.
Но такой подход не позволяет быстро ввести в курс дела новых сотрудников, а также контролировать соблюдение регламента. Когда в компании есть Положение о бюджете, это все упрощает: сотрудники понимают, что должны делать на каждом этапе бюджетного управления, а у руководства есть четкие критерии оценки работы подчиненных.
Так как разработка системы бюджетирования — это комплексный и длительный процесс, то создается Положение уже после проведения многих подготовительных мероприятий.
- Вначале руководство компании определяется с целями бюджетирования. На их основе выбирают методологию планирования, утверждают финансовую структуру (в ней описывается взаимосвязь центров финансовой ответственности — далее ЦФО).
Создается бюджетная модель (это виды бюджетов, их состав и структура). И только после этого утверждается Положение и регламент процесса бюджетирования.
- Когда готово Положение о бюджетировании, можно приступать к планированию бюджетов. Этот этап часто автоматизируют с помощью различных программ и сервисов. Самый простой способ реализовать готовую бюджетную модель — вести бюджетирование в Excel или в программах на платформе 1С. Кстати, можно бесплатно пройти тест Бюджетирование в Excel, чтобы понять, насколько хорошо вы владеете программой и умеете составлять в ней бюджеты.
Положение о бюджете еще называют регламентом, так как документ определяет правила и способ бюджетного управления для всех подразделений компании. От того, насколько четко и детально написан документ, зависит успех всего процесса бюджетирования. Так как именно Положение определяет, что и как должны делать участники процесса на каждом этапе.
Что входит в положение о бюджетировании компании
Положение о бюджетировании в разных компаниях составляется по единым правилам, но может содержать аспекты, необходимые конкретной организации. Обычно документ содержит цели бюджетирования, форматы и сроки подготовки бюджетов, список участников процесса. А также регламент, глоссарий и приложения.
В целом выделяют 4 основных раздела Положения о бюджетировании:
- Общая часть
В этом разделе прописывается цель и задачи бюджетирования (например, цель может быть — повысить финансово-экономическую устойчивость компании, а задача — оптимизировать финансовые потоки). Описываются общие термины и определения, а также требования к системе бюджетов. Здесь же выделяют ключевые показатели, которые компания планирует контролировать. И соответствующее им значения, которые нужно достичь за период. - Финансовая структура компании
В ней описывается принцип распределения центров ответственности и формы отчетности, которые должен предоставить каждый центр. Структура может быть представлена в виде блок-схемы, где описываются параллельные и последовательные связи между ЦФО.
При этом применяются разные схемы исполнения бюджетов:- самый простой вариант — «сверху-вниз». Это когда показатели спускаются сверху от высшего руководства и дробятся по центрам финансовой ответственности.
- вариант «снизу-вверх» возможен, когда сотрудники наделяются полномочиями. Подразделения самостоятельно определяют показатели, которых планируют достичь в будущих периодах.
Финансовая структура компании может совпадать с организационной (зачастую финансовая становится основой для организационной). Иногда внутри одного подразделения выделяют несколько ЦФО. Например, в отделе продаж продуктовый менеджер отвечает одновременно за закупку и продажу оборудования. Данный сотрудник будет считаться отдельным ЦФО внутри подразделения. - Бюджетная модель
Бюджетная модель — это перечень или система бюджетов. Здесь описываются бюджетные формы, необходимые для планирования. И в виде схемы показывается взаимосвязь бюджетов: какие из них исходные, какие – результирующие. - Бюджетный регламент
Это — порядок и график составления, согласования и утверждения бюджета. Регламент описывает сроки сбора данных (когда до начала отчетного периода нужно начать готовить бюджет, когда выполнять контроль и план-фактный анализ). А также сроки представления отчетности. В регламенте обязательно указываются ответственные лица за каждый шаг в исполнении бюджетов.
В большинстве компаний бюджеты составляют на год или квартал — такие бюджеты называются среднесрочными. Предприятия с развитой системой управления практикуют помесячный бюджет (в таком случае, пересматривают показатели каждые 4 недели). Вместе с бюджетным периодом утверждается и бюджетный цикл — это срок, после которого анализируются плановые и фактические показатели и составляются новые бюджеты.
Вот так может выглядеть примерное содержание Положения о бюджетировании:
ПОЛОЖЕНИЕ ПО БЮДЖЕТИРОВАНИЮ «________________» Содержание: | |
---|---|
1.![]() | Описание этапов бизнес-процесса «Финансовое планирование» в рамках месячного бюджета |
2. | Описание этапов бизнес-процесса «Финансовое планирование» в рамках квартального бюджета |
3. | Описание этапов бизнес-процесса «Финансовое планирование» в рамках годового бюджета |
4. | Методика бюджетирования статей доходов и расходов центрами ответственности |
5. | Процедура формирования и принятия бюджета на основании первичных бюджетных заявок |
6. | Процедура проверки фактов существенного изменения планируемой величины расходов по сравнению с аналогичной величиной расходов отчетного периода |
7. | Приложение №1 формат БДДС / ОДДС |
8. | Приложение № 2 формат БДР / ОДР |
9.![]() | Лист ознакомления |
Можно скачать образец Положения о бюджетировании на предприятии, чтобы ознакомиться с полной версией документа. Или посмотреть другой пример регламента о бюджетировании — для сравнения.
Иногда в Положение включают правила корректировки бюджетов и порядок мотивации персонала. Последнюю часть добавляют не во всех компаниях, хотя некоторые специалисты по бюджетированию считают её едва ли не основной. Ведь мотивация увязывает исполнение бюджета с вознаграждением сотрудников.
Этапы составления регламента о бюджетировании
Регламент о бюджете составляется в 2 этапа. На каждом из них нужно учесть нюансы, которые могут отразиться не только на дальнейшем процессе исполнения бюджетов, но и на всей системе управления финансами компании.
Этап 1. Подготовка документов
На первом этапе определяются форматы внутрифирменных документов, необходимых для оформления бюджетного процесса: от заявок на платежи по операционной деятельности и заканчивая самими бюджетами (как операционными, так и финансовыми). Сюда же входят правила согласования бюджетов для различных ЦФО. Правила составления и сроки подачи плановых форм и отчетов должны быть понятны всем участникам бюджетного процесса.
Пример
На крупном промышленном предприятии вели операционные бюджеты, включая бюджет доходов и расходов (далее — БДР), а финансовые бюджеты не составляли. Это было связано с тем, что БДР давал менеджменту важные показатели по маржинальной и чистой прибыли за отчетный период. И на их фоне финансовые бюджеты казались лишним балластом в бюджетном цикле предприятия.
Но когда в компании при наличии прибыли стало не хватать денежных средств, эффективно управлять финансами по одному БДР стало сложно. Так как бюджет не показывал реальный поток «живых» денег в компании. Так возникла необходимость составлять еще и финансовые бюджеты.
Этап 2. Обучение участников бюджетного процесса
После составления операционных и финансовых бюджетов, персонал необходимо научить работать в рамках утвержденного регламента. Без этого не получится эффективно внедрить систему бюджетирования.
Пример
В центральном офисе крупной торговой компании разработали Положение о бюджетировании. Руководителям филиалов без предварительного обучения прислали заполнить бюджетные формы. Каждый филиал заполнил формы по-своему. Из-за этого не получилось свести достоверную консолидированную отчетность по организации. Внедрить систему бюджетирования удалось только после того, как центральный офис сформировал пробный бюджет, подготовил документы с описанием бюджетного процесса и организовал обучение для специалистов «на местах».
Письменная регламентация бюджетного процесса решает множество организационных вопросов, упрощает внедрение бюджетов и контроль за их исполнением. Положение о бюджетировании необходимо в первую очередь крупным организациям и холдингам, состоящим из нескольких компаний. Это дает общее понимание составления бюджета для нескольких финансовых департаментов и делает их работу стабильной. Если структура компании небольшая либо часто меняется, необходимо прописать в документе все возможные изменения и мотивацию, чтобы сотрудники действовали слаженно и не потеряли интерес к бюджету.
Хотите стать экспертом по бюджетированию на предприятии? Зарегистрируйтесь на онлайн-тренинг по бюджетированию, чтобы по собственному графику научиться эффективно разрабатывать бюджеты для компании любого масштаба.
Тренинг по бюджетированию
Приходилось ли вам составлять положение о бюджетировании?
да, это моя работа
нет, но приходилось с ним работать
у нас не ведется бюджетирование в компании
нет, но хочу научиться
ОСНОВНОЙ ИНСТРУМЕНТ ЭФФЕКТИВНОГО ДОСТИЖЕНИЯ ФИНАНСОВЫХ ЦЕЛЕЙ КОМПАНИИ
Программа онлайн-курса:
Блок 1. СТРАТЕГИЯ – ПЛАНИРОВАНИЕ — БЮДЖЕТИРОВАНИЕ: КАК ЭТА СВЯЗКА ДОЛЖНА РАБОТАТЬ В ОРГАНИЗАЦИИ
• Последовательность шагов: стратегия – план – бюджет – увязка стратегии и планов – расчёт будущей стоимости – корректировки и оптимизация
• Основа успеха: методика (каталог информации по бюджетированию) + описание ежегодного процесса бюджетирования в виде последовательности шагов
• Кейс: разработка структуры методики бюджетирования в вашей организации
• Как точность бюджетов зависит от правильности прогнозов и планов продаж?
• Бюджетный комитет: функции и ответственность
• Финансовая структура организации. Формирование Центров Финансовой Ответственности
• Стратегические цели в бюджетах: эффективность бизнеса, повышение конкурентоспособности, стоимость организации (бизнеса), учет интересов акционеров и владельцев
• Распределение ресурсов при составлении бюджетов. Модель биржи ресурсов
• Как должен быть организован процесс составления прогноза и плана продаж?
• Бюджетирование как основная методика контроля над затратами
• Управленческая борьба в распределении ресурсов при бюджетировании
• Основные трудности и сложности при исполнении бюджетов
Блок 2. ПРАВИЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ ФИНАНСОВОЙ СЛУЖБЫ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ БЮДЖЕТИРОВАНИЯ
• Орг. структура финансовой службы и процесс бюджетирования
• Основные действующие лица в компании, их интересы, квалификация, знания и навыки. Директора и акционеры (владельцы), финансовый директор, ПЭО
• Взаимодействие генерального директора, финансового директора, главного бухгалтера и казначея в эффективном бюджетировании
• Взаимодействие между структурными подразделениями, порядок разрешения конфликтов
Блок 3. ОСНОВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ БЮДЖЕТНОГО УПРАВЛЕНИЯ
Превращение финансовой стратегии в бюджеты
• Финансовая стратегия как модель управления финансами предприятия. Связь с генеральной стратегией и стратегическими показателями
• Финансовое прогнозирование и моделирование как основа стратегических решений
• Инвестиционная стратегия предприятия как часть финансовой стратегии
• Как связано бюджетирование со стратегическими целями в бизнесе?
• Трансформация показателей финансовой стратегии в бюджетные цели и параметры
Прогнозы и сценарии планирования
• Пять главных целей бюджетирования
• Бюджеты и финансовое прогнозирование: как «проложить маршрут» в бизнесе
• Предбюджетная подготовка – сценарный анализ будущего
• Прогнозирование бизнеса в формате модели «как есть» и «как будет»
Бюджетирование как функция комплексного управления предприятием
• Генеральный («мастер») бюджет компании: состав и последовательность разработки
• Принципы разработки структуры бюджетов и отдельных его составляющих (операционных, инвестиционных, финансовых, сводных бюджетов)
• Особенности планирования продаж, производства, затрат, запасов, закупок
• Гибкие, плавающие, динамические, фиксированные бюджеты
• Способы оценки и прогнозирования объемов продаж и доходов. Активное и пассивное управление доходностью бизнеса
• Связи между различными бюджетами
• Планирование сводных бюджетов (бюджет доходов и расходов, бюджет движения денежных средств, прогнозный баланс). Каков порядок балансировки бюджета?
Виды бюджетов и их составление
• Классификация и виды бюджетов. Операционные и финансовые бюджеты
• Бюджет Движения Денежных Средств: как составить и использовать
• Бюджет Доходов и Расходов: структура затрат и виды прибыли
• Бюджетный классификатор: основной классификатор статей управленческого учета и планирования
• Прогнозный управленческий баланс
Бюджет движения денежных средств: прогнозирование и управление платежеспособностью
• Построение эффективной системы управления денежными потоками
• Прогнозирование поступлений денежных средств. Прогнозирование расходов денежных средств. Оптимизация денежных потоков в краткосрочном и долгосрочном периодах
• Алгоритм работы казначейства (финансового отдела с функциями казначейства)
• Формирование и контроль составляемых реестров платежей
• Платежный календарь и оперативно-кассовый план как инструменты оперативного управления денежными средствами
• Предвидение кассовых разрывов, ранжирование платежных операций
• Управление остатками на счетах. Расчет оптимального остатка денежных средств
• Резервный фонд компании как главный инструмент управления рисками. Создание и управление резервами
• Типовые ошибки при составлении БДДС
Бюджет Доходов и Расходов: прогнозирование и управление доходностью
• Методология построения БДР. Последовательность шагов по составлению БДР
Нормирование затрат в рамках бюджетного управления
• Операционные бюджеты: продаж, запасов, производства, материальных и трудовых затрат, общепроизводственных накладных расходов, управленческих и коммерческих расходов
• Сборка БДР из операционных бюджетов
• Структурный анализ бюджета доходов и расходов
• Стратегическое управление затратами через бюджеты
Прогнозный управленческий баланс
• Прогнозирование и управление оборачиваемостью и ликвидностью имущества
• Верстка прогнозного управленческого баланса на основании данных операционных бюджетов
• Анализ и корректировка составленного баланса
Финансовый анализ качества бюджетов
• Контроль основных финансовых показателей по бюджетам. С чем сравнивать показатели?
• Нормирование бюджетных показателей
• Трендовый анализ через соединение факта за 5 лет и бюджетов на 3 года вперед
Архитектура бюджетной системы: регламенты, объекты, отчеты
• Бюджетный регламент, распределение функций, порядок взаимодействия
• Финансовая структура компании: финансовые центры и их руководители
• Типы центров финансовой ответственности и учета (ЦФО и ЦФУ)
• Управление компанией через центры ответственности – проблемы и преимущества
• Разработка системы планово-контрольных показателей для ЦФО
• Каковы основные проблемы и ошибки при внедрении и реализации бюджетного управления в компании?
Блок 4. СИСТЕМА ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ В КОМПАНИИ НА ОСНОВЕ БЮДЖЕТНОГО УПРАВЛЕНИЯ
Финансовый контроль и исполнение бюджетов
• Контроль выполнения бюджетов: казначейский и план-фактный контроль
• Контрольные точки анализа и проверки основных бюджетов и отчетов
• Аудит существующей системы бюджетирования
• Как совершенствовать систему бюджетирования в организации?
• Внедрение эффективного бюджетирования и контроля в организации
Блок 5. УПРАВЛЕНИЕ РИСКАМИ ЧЕРЕЗ БЮДЖЕТЫ
Оценка финансовых рисков с помощью системы бюджетирования.
• Формирование финансовых резервов (фондов). Как это делается в развитых странах?
• Мониторинг и анализ состояния бюджетов с точки зрения риск-менеджмента
Блок 6. КАК ПРАВИЛЬНО ПРОГНОЗИРОВАТЬ И ПЛАНИРОВАТЬ ПРОДАЖИ ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ УМЕНЬШИТЬ ОТКЛОНЕНИЯ В ФИНАНСОВЫХ БЮДЖЕТАХ?
• Прогноз и план продаж
• Подготовка и анализ данных для построения прогноза
• Каковы типовые показатели для прогноза?
• Пример набора показателей в Региональном разрезе
• Аналитический разрез по каналам продаж
• Разрез по товарному признаку
• Анализ: динамика прибыли по отношению к аналогичному периоду прошлого года
• Информационная панель «План/факт»
• Очистка и подготовка статистических данных
• Построение прогноза для случаев, когда бизнес не связан с товарными позициями, а, например, с услугами
• Пример расчета плана продаж по многофакторной модели
Блок 7. КАК ПРАВИЛЬНО АВТОМАТИЗИРОВАТЬ БЮДЖЕТИРОВАНИЕ В ОРГАНИЗАЦИИ
• Определение уровня сложности и масштаба бизнес-процессов
• Анализ типичных проблем и ошибок российских предприятий при внедрении бюджетирования
• Цели автоматизации. Чего можно реально добиться от автоматизации?
• Опыт автоматизации бюджетирования: организационные и психологические аспекты
• Обзор систем автоматизации бизнеса. Интеграция с системами автоматизации финансового управленческого учета и бюджетирования
• Оценка стоимости проекта по внедрению автоматизированной системы управленческого финансового учета
• Основные этапы внедрения автоматизированной системы бюджетного управления
Двоичная диаграмма принятия решений — GeeksforGeeks
Двоичная диаграмма принятия решений (BDD) — эффективный способ представления функции переключения. Это структура данных, используемая для представления булевой функции и может быть представлена в виде сжатой формы наборов или отношений.
Определение:
BDD представляет собой набор из ациклического корневого графа с направленными ребрами (сверху вниз), которые состоят из узла принятия решения и двухтерминальных узлов и имеют специальный узел, называемый ROOT.
Бинарная диаграмма решений — это корневой ориентированный ациклический граф. Нетерминальные узлы в таком графе называются узлами решений; каждый узел решения помечен булевой переменной и имеет два дочерних узла, называемых младшим дочерним и старшим дочерним.
BDD — кофакторное дерево Шеннона:
- f = v f v + v’ f v’ (разложение Шеннона)
- Вершины представляют узлы решений ( мультиплексоры), управляемые переменными
- листья являются константами «0» и «1»
Решение и дочерний узел
- Каждый узел решения помечен булевой переменной и имеет два дочерних узла, называемых младшим дочерним и старшим дочерним.
- Ребра от узла к младшему дочернему элементу представляют собой присвоение переменной 0, а для старшего — 1.
Представление BDD
- Каждый узел принятия решений с переменной и имеет два дочерних узла.
BDD называется Ordered , если разные переменные появляются в одном и том же порядке на всех путях от корня.
Функция с тремя переменными представлена таблицей истинности и BDD.
BDD функции с тремя переменными Раствор-
Шаг -1: Разложение функции относительно переменной a
для a’ положить a=0 & для положить a=1 в функцию;
Теперь мы получаем-
f = a' (b'c'+bc) + a(c+bc) f = a'(b'c'+bc) + a(c)
Шаг – 2: Разложение функций по переменной b-
- разложить (b’c’+bc) по b = b'(c’)+b(c)
- decompose (c) w.
r.To b = b'(c)+b(c)
Шаг – 3: Разложение функций по переменной c-
- разложить c’ w.r.to c = c'(1)
- разложить c w.r.to c = c(0)
- разложить c’ w.r.to c’ = c'(0)
- разложить c w.r.to c’ = c(1)
Получаем:
c'(1)+c(0) c'(0)+c(1) c'(0)+c(1) c'(0) +c(1)
Примечание: Здесь порядок переменных a, b, c. Но мы можем брать переменные в любом порядке.
BDD of f=ac+bc+a’b’c
Логическая операция в BDD
Соединение (∧) – AND
BDD of ( a∧ b)
В математических обозначениях мы обычно пишем a ∧ b.
На приведенной выше диаграмме для a ∧ b мы обозначаем ветвь 0 (левая) пунктирной линией, а ветвь 1 (правая) сплошной линией. Это соглашение облегчит рисование диаграмм без большого количества пересекающихся линий.
Дизъюнкция( ∨ ) – OR
BDD of ( a ∨ b)
В математических обозначениях мы обычно пишем a ∨ b.
Отрицание(⊕) – НЕ
BDD of (a⊕b)
Исключающее или, что математически часто записывается как a⊕b.
Порядок переменных в BDD:
Размер BDD определяется как представляемой функцией, так и выбранным порядком переменных.
Для некоторых функций размер BDD может варьироваться от линейных до экспоненциальных в зависимости от порядка переменных.
Пример:
f(x 1 ,......,x 2n) = x 1 x 2 + x 3 x 4 +......+x 2n-1 x 2n
Порядок переменных: x 1 < x 3 <……
BDD требует 2 n+1 узлов для представления функции.
Переменная Порядок: x 1 .
Для представления функции BDD требуется 2n узлов.
Применение BDD:
- BDD широко используются в программном обеспечении САПР для синтеза схем (логический синтез) и формальной проверки.
- При анализе цифровой схемы.
- Существует несколько менее известных приложений BDD, включая анализ дерева отказов, байесовские рассуждения, настройку продукта и поиск конфиденциальной информации.
пакет rudd — github.com/dalzilio/rudd — пакеты Go
- Основы
- Использование тегов сборки
- Автоматическое управление памятью
Пакет rudd определяет конкретный тип для двоичных диаграмм принятия решений (BDD), данных
структура, используемая для эффективного представления логических функций на фиксированном наборе
переменные или, что то же самое, наборы булевых векторов фиксированного размера.
Основы ¶
Каждый BDD имеет фиксированное количество переменных Varnum, объявленных при
инициализируется (используя метод New), и каждая переменная представлена
(целочисленный) индекс в интервале [0. .Varnum), называемый уровнем. Поддержка нашей библиотеки
создание нескольких BDD с возможным разным количеством переменных.
Большинство операций через BDD возвращают узел; это указатель на «вершину» в
BDD, который включает переменный уровень и адрес младшей и старшей ветвей
для этого узла. Мы используем целое число для представления адреса узлов с
соглашение о том, что 1 (соответственно 0) является адресом постоянной функции True
(соответственно Ложь).
Использование тегов сборки ¶
По большей части структуры данных и алгоритмы, реализованные в этой библиотеке
являются прямой адаптацией тех, что находятся в C-библиотеке BuDDy, разработанной
Йорн Линд-Нильсен; мы даже реализовали те же примеры, что и в BuDDy
дистрибутив для бенчмарков и регрессионного тестирования. Мы предоставляем два возможных
реализации для BDD, которые можно выбрать с помощью тегов сборки.
Наша реализация по умолчанию (без тега сборки) использует стандартную хеш-карту среды выполнения Go.
для кодирования «таблицы уникальности».
При сборке исполняемого файла с тегом сборки `buddy` API переключится на
реализация, очень близкая к реализации библиотеки BuDDy; на основе
специализированная структура данных, которая смешивает динамический массив с хеш-таблицей.
Чтобы получить доступ к более точной статистике о кэшах и сборке мусора, а также
чтобы разблокировать ведение журнала некоторых операций, вы также можете скомпилировать свой исполняемый файл
с тегом сборки `debug`.
Автоматическое управление памятью ¶
Библиотека написана на чистом Go, без CGo или каких-либо других
зависимости. Как и в случае с MuDDy, интерфейсом машинного обучения для BuDDy, мы используем
механизм сборки мусора, предлагаемый нашим хост-языком (в нашем случае Go). Мы
позаботьтесь об изменении размера BDD и управлении памятью непосредственно в библиотеке, но
«внешние» ссылки на узлы BDD, сделанные пользовательским кодом, автоматически управляются
средой выполнения Go. В отличие от MuDDy, мы предоставляем не интерфейс, а настоящий
повторная реализация BDD в Go. Как следствие, мы не страдаем от FFI
накладные расходы при вызове из Go в C.
Пример (все узлы) ¶
Ниже приведен пример обработчика обратного вызова, используемого при вызове
Allnodes, который подсчитывает количество активных узлов во всем BDD.
основной пакет Импортировать ( "ФМТ" "github.com/dalzilio/rudd" ) основная функция () { bdd, _ := rudd.New(5) n := bdd.AndExist(bdd.Makeset([]int{2, 3}), bdd.Or(bdd.Ithvar(1), bdd.NIthvar(3), bdd.Ithvar(4)), бдд.Итвар(3)) акк: = новый (целое число) count := func(id, level, low, high int) error { *акк++ вернуть ноль } bdd.Allnodes(количество) fmt.Printf("Количество активных узлов в BDD: %d\n", *acc) *акк = 0 bdd.Allnodes(количество, n) fmt.Printf("Количество активных узлов в узле: %d", *acc) }
Выход: Количество активных узлов в BDD — 16. Количество активных узлов в узле равно 2
Пример (Allsat) ¶
Ниже приведен пример обработчика обратного вызова, используемого при вызове Allsat,
который подсчитывает количество возможных назначений (таких, что мы не считаем
дважды не важно).
основной пакет Импортировать ( "ФМТ" "github.com/dalzilio/rudd" ) основная функция () { bdd, _ := rudd.New(5) // n == ∃ x2,x3 . (x1 | !x3 | x4) & x3 n := bdd.AndExist(bdd.Makeset([]int{2, 3}), bdd.Or(bdd.Ithvar(1), bdd.NIthvar(3), bdd.Ithvar(4)), бдд.Итвар(3)) акк: = новый (целое число) bdd.Allsat (func (varset [] int) ошибка { *акк++ вернуть ноль }, с) fmt.Printf("Количество совмещенных заданий (без значения "все равно") равно %d", *acc) }
Выход: Количество сид. задания (без пофиг) 2
Пример (базовый) ¶
В этом примере показано основное использование пакета: создание BDD, вычисление некоторых
выражения и вывести результат.
основной пакет Импортировать ( "ФМТ" "бревно" "github.com/dalzilio/rudd" ) основная функция () { // Создаем новый BDD с 6 переменными, 10 000 узлов и размером кеша 5 000 // (изначально) с реализацией, основанной на подходе BuDDY. bdd, _ := rudd.New(6, rudd.Nodesize(10000), rudd.Cachesize(3000)) // n1 — это множество, состоящее из трех переменных {x2, x3, x5}.Это также может быть // интерпретируется как логическое выражение: x2 & x3 & x5 n1 := bdd.Makeset([]int{2, 3, 5}) // n2 == x1 | !x3 | х4 n2 := bdd.Or(bdd.Ithvar(1), bdd.NIthvar(3), bdd.Ithvar(4)) // n3 == ∃ x2,x3,x5 . (n2 и x3) n3 := bdd.AndExist(n1, n2, bdd.Ithvar(3)) // Вы можете распечатать результат или экспортировать BDD в формате Graphviz DOT log.Print("\n" + bdd.Stats()) fmt.Printf("Количество назначений спутников: %s\n", bdd.Satcount(n3)) }
Выход: Количество сид. задания 48
- func Cacheratio(ratio int) func(*configs)
- func Cachesize(size int) func(*configs)
- func Maxnodeincrease(size int) func(*configs)
- func Maxnodesize(размер int) func(*configs)
- func Minfreenodes(ratio int) func(*configs)
- func Размер узла (размер int) func (*configs)
- тип BDD
- func New(varnum int, options …func(*configs)) (*BDD, ошибка)
- func (b *BDD) Allnodes (f func (id, level, low, high int) error, n .
.. Node) error
- func (b *BDD) Allsat (f func ([] int) error, n Node) ошибка
- func (b *BDD) And(n …Node) Node
- func (b *BDD) AndExist(varset, n1, n2 Node) Node
- func (b *BDD) AppEx(n1, n2 Node, op Operator, varset Node) Node
- func (b *BDD) Apply (узел n1, n2, оператор op) Узел
- func (b *BDD) Dot (w io.Writer, n … Node) ошибка
- func (b *BDD) Equal(n1, n2 Node) bool
- func (b *BDD) Equiv(n1, n2 Node) Node
- func (b *BDD) Ошибка () строка
- func (b *BDD) Errored() bool
- func (b *BDD) Exist(n, varset Node) Node
- func (b *BDD) False() Узел
- func (b *BDD) From(v bool) Node
- func (b *BDD) High(n Node) Node
- func (b *BDD) Imp(n1, n2 Node) Node
- func (b *BDD) Ite(f, g, h Node) Node
- func (b *BDD) Ithvar(i int) Узел
- func (b *BDD) Метка (n узел) целое число
- func (b *BDD) Низкий (n-узел) Узел
- func (b *BDD) Makeset(varset []int) Узел
- func (b *BDD) NIthvar(i int) Узел
- func (b *BDD) NewReplacer(oldvars, newvars []int) (Replacer, ошибка)
- func (b *BDD) Not(n Node) Node
- func (b *BDD) Or(n .
..Node) Node
- func (b *BDD) Print(w io.Writer, n …Node)
- func (b *BDD) Replace(n Node, r Replacer) Node
- func (b *BDD) Satcount(n Node) *big.Int
- func (b *BDD) Scanset(n Node) []int
- func (b *BDD) Stats() строка
- func (b *BDD) True() Узел
- func (b *BDD) Varnum() целое число
- func (b *BDD) Allnodes (f func (id, level, low, high int) error, n .
- тип Узел
- тип Оператор
- func (оператор операции) String() строка
- Тип Замена
- Пакет (все узлы)
- Пакет (Allsat)
- Пакет (базовый)
Этот раздел пуст.
Этот раздел пуст.
func Cacheratio(ratio int) func(*configs)
Cacheratio — это параметр конфигурации (функция). Используется как параметр в New
он устанавливает «коэффициент кеша» (%), чтобы кеши могли увеличиваться каждый раз, когда мы изменяем размер
таблица узлов. При коэффициенте кеша r у нас есть r доступных записей в кеше.
на каждые 100 слотов в таблице узлов. (Типичное значение коэффициента кэш-памяти
составляет 25% или 20%). Значение по умолчанию (0) означает, что размер кэша никогда не увеличивается.
func Cachesize(size int) func(*configs)
Размер кэша — это параметр конфигурации (функция). Используется как параметр в New it
устанавливает начальное количество записей в кэшах операций. Значение по умолчанию
составляет 10 000. Типичные значения размера узла составляют 10 000 узлов для небольшого теста.
примеры и до 1 000 000 узлов для больших примеров. См. также
Конфигурация кэширования.
func Maxnodeincrease(size int) func(*configs)
Maxnodeincrease — это параметр конфигурации (функция). Используется как параметр в
Новый он устанавливает ограничение на увеличение размера таблицы узлов. Ниже этого
предел мы обычно удваиваем размер списка узлов каждый раз, когда нам нужно
изменить его размер. Значение по умолчанию составляет около миллиона узлов. Установите значение на ноль
чтобы не накладывать ограничения.
func Maxnodesize(size int) func(*configs)
Maxnodesize — это параметр конфигурации (функция). Используется как параметр в New
он устанавливает ограничение на количество узлов в BDD. Операция, пытающаяся
увеличение количества узлов выше этого предела приведет к ошибке и возврату
нулевой узел. Значение по умолчанию (0) означает, что ограничений нет. В таком случае
распределение может запаниковать, если мы исчерпаем всю доступную память.
func Minfreenodes(ratio int) func(*configs)
Minfreenodes — это параметр конфигурации (функция). Используется как параметр в New
он устанавливает соотношение свободных узлов (%), которые должны оставаться после удаления мусора.
Мероприятие по сбору. Когда свободных узлов в BDD не хватает, пробуем
восстановление неиспользуемых узлов. С коэффициентом, скажем, 25, мы изменяем размер таблицы, если
количество свободных узлов составляет менее 25% емкости таблицы (см.
Maxnodesize и Maxnodeincrease). Значение по умолчанию — 20%.
func Nodesize(size int) func(*configs)
Nodesize — это параметр конфигурации (функция). Используется как параметр в New it
устанавливает предпочтительный начальный размер для таблицы узлов. Размер BDD может
увеличиваться в процессе вычислений. По умолчанию мы создаем таблицу, достаточно большую, чтобы
включают две константы и «переменные», используемые при вызове Итвара и
Нитвар.
тип структуры BDD { // содержит отфильтрованные или неэкспортированные поля }
BDD — это тип бинарных диаграмм принятия решений. Он абстрагирует и инкапсулирует
внутренние состояния BDD; такие как кеши или внутренний узел и
таблицы уникальности, например. Мы предлагаем несколько реализаций (две на
момент) все основано на подходах, в которых мы используем целые числа в качестве ключа для узлов.
func New(varnum int, options ...func(*configs)) (*BDD, ошибка)
New возвращает новый BDD на основе реализации, выбранной с помощью тега сборки;
что означает BDD в стиле Hudd по умолчанию (на основе стандартной среды выполнения
hashmap) или BDD в стиле BuDDy, если установлен tags buddy. Параметр varnum — это
количество переменных в BDD.
Можно установить дополнительные (конфигурационные) параметры, такие как размер
исходной таблицы узлов (Nodesize) или размера кэшей (Cachesize),
с помощью функций конфигурации. Начальное количество узлов не критично, т.к.
размер таблицы будет изменяться всякий раз, когда остается слишком мало узлов после
вывоз мусора. Но это все же оказывает некоторое влияние на эффективность
операции. Мы возвращаем нулевое значение, если при создании произошла ошибка.
БДД.
func (b *BDD) Allnodes(f func(id, level, low, high int) error, n ...Node) error
Allnodes применяет функцию f ко всем узлам, доступным из узлов в
последовательность n… или все активные узлы, если n отсутствует (len(n) == 0).
параметрами функции f являются идентификатор, уровень и идентификаторы минимума и максимума.
наследники каждого узла. Два постоянных узла (True и False) всегда
идентификатор 1 и 0 соответственно. Порядок посещения узлов не
указано. Поведение очень похоже на поведение Allsat. В частности,
мы останавливаем вычисление и возвращаем ошибку, если f возвращает ошибку в какой-то момент
точка.
func (b *BDD) Allsat(f func([]int) error, n Node) error
Allsat Выполняет итерации по всем допустимым назначениям переменных для n и вызывает
функцию f на каждом из них. Мы передаем срез int длины varnum в f, где
каждая запись равна 0, если переменная ложна, 1, если она истинна, и -1, если
это все равно. Мы останавливаемся и возвращаем ошибку, если f возвращает ошибку в какой-то момент.
точка.
func (b *BDD) And(n ...Node) Node
And возвращает логическое «и» последовательности узлов или, что то же самое,
вычисляет пересечение последовательности логических векторов.
func (b *BDD) AndExist(varset, n1, n2 Node) Node
AndExist возвращает «реляционную композицию» двух узлов по отношению к
varset, что означает результат (∃ varset . n1 & n2).
func (b *BDD) AppEx(n1, n2 Node, op Operator, varset Node) Node
AppEx применяет бинарный оператор *op* к двум операндам, n1 и n2, затем
выполняет экзистенциальную количественную оценку переменных в varset; значение
он вычисляет значение (∃ varset . n1 op n2). Это делается снизу вверх
таким образом, чтобы и применение, и количественная оценка выполнялись на нижних узлах
прежде чем перейти к более высоким узлам. Это делает AppEx намного эффективнее.
чем операция применения с последующей количественной оценкой. Обратите внимание, что когда *op*
конъюнкция, эта операция возвращает относительное произведение двух BDD.
func (b *BDD) Apply(n1, n2 Node, op Operator) Node
Apply выполняет все основные операции bdd с двумя операндами, например
И, ИЛИ и т. д. Оператор opr должен быть одним из следующих:
Идентификатор Описание Таблица истинности OP и логические и [0,0,0,1] OPxor логическое исключающее ИЛИ [0,1,1,0] OPor логический или [0,1,1,1] OPnand логическое не-и [1,1,1,0] OPnor логическое не-или [1,0,0,0] Импликация OPimp [1,1,0,1] Эквивалентность OPbiimp [1,0,0,1] Разница в наборе OPdiff [0,0,1,0] OPless менее [0,1,0,0] Обратная импликация OPinvimp [1,0,1,1]
func (b *BDD) Dot(w io.Writer, n ...Node) error
Dot записывает графообразное описание BDD с корнями в n на выход
поток с использованием точечного формата Graphviz. Поведение Dot очень похоже на
тот из печати. В частности, мы включаем все активные узлы b, если n равно
отсутствует (len(n) == 0).
func (b *BDD) Equal(n1, n2 Node) bool
Equal проверяет эквивалентность между узлами.
func (b *BDD) Equiv(n1, n2 Node) Node
Equiv возвращает логическую «двойную импликацию» между двумя BDD.
func (b *BDD) Error() строка
Error возвращает состояние ошибки BDD.
func (b *BDD) Errored() bool
Errored возвращает значение true, если во время вычисления произошла ошибка.
func (b *BDD) Exist(n, varset Node) Node
Exist возвращает квантификацию существования n для переменных в
varset, где varset — это узел, построенный с помощью такого метода, как Makeset. Мы возвращаем
nil и установить флаг ошибки в b, если есть ошибка.
функция (b *BDD) False() Узел
False возвращает константу false BDD (узел, указывающий на значение 0).
func (b *BDD) From(v bool) Node
From возвращает (постоянный) узел из логического значения. Мы возвращаем (BDD)
значение True, если v истинно, и False в противном случае.
func (b *BDD) High(n Node) Node
High возвращает истинную (или старшую) ветвь BDD. Возвращаем nil и устанавливаем
флаг ошибки в BDD, если есть ошибка.
func (b *BDD) Imp(n1, n2 Node) Node
Imp возвращает логическое ‘следствие’ между двумя BDD.
func (b *BDD) Ite(f, g, h Node) Node
Ite (сокращение от оператора if-then-else) вычисляет BDD для выражения [(f
и г) | (!f & h)] более эффективно, чем выполнение трех операций по отдельности.
func (b *BDD) Ithvar(i int) Node
Ithvar возвращает BDD, представляющий i-ю переменную в случае успеха (
выражение xi), в противном случае мы устанавливаем статус ошибки в BDD и возвращаем
нулевой узел. Запрашиваемая переменная должна находиться в диапазоне [0..Varnum).
func (b *BDD) Label(n Node) int
Label возвращает переменную (индекс), соответствующую узлу n в BDD. Мы устанавливаем
BDD в состояние ошибки и вернуть -1, если мы попытаемся получить доступ к постоянному узлу.
func (b *BDD) Low(n Node) Node
Low возвращает ложную (или низкую) ветвь BDD. Возвращаем nil и устанавливаем
флаг ошибки в BDD, если есть ошибка.
func (b *BDD) Makeset(varset []int) Node
Makeset возвращает узел, соответствующий соединению (кубу) всех
переменная в varset, в их положительной форме. Это так, что
scanset(Makeset(a)) == a. Он возвращает False и устанавливает условие ошибки в b
если одна из переменных выходит за рамки BDD (см. документацию
для функции *Итвар*).
func (b *BDD) NIthvar(i int) Node
NIthvar возвращает узел, представляющий отрицание i-й переменной на
успех (выражение !xi), в противном случае нулевой узел. См. * ithvar * для
дополнительная информация.
func (b *BDD) NewReplacer(oldvars, newvars []int) (Replacer, error)
NewReplacer возвращает Replacer, который можно использовать для замены переменной
oldvars[k] с newvars[k] в BDD b. Мы возвращаем ошибку, если два среза
не имеют одинаковой длины или если мы найдем один и тот же индекс дважды в любом из
их. Все значения должны находиться в интервале [0..Varnum).
func (b *BDD) Not(n Node) Node
Not возвращает отрицание выражения, соответствующего узлу n; это
вычисляет результат !n. Мы отрицаем BDD, заменяя все ссылки на
нулевой терминал со ссылками на один терминал и наоборот.
func (b *BDD) Or(n ...Node) Node
Or возвращает логическое «или» последовательности узлов или, что то же самое, вычисляет
объединение последовательности булевых векторов.
func (b *BDD) Print(w io.Writer, n ...Node)
Print записывает текстовое представление BDD с корнями в n на вывод
транслировать. Результатом является таблица со строками, содержащими уровни и идентификаторы
узлов и его низкой и высокой части.
Мы печатаем все узлы в b, если n отсутствует (len(n) == 0), поэтому вызов
b.Print(os.Stdout) распечатывает таблицу, содержащую все активные узлы BDD.
на стандартный вывод. Мы также просто печатаем строку «True» и «False»,
соответственно, если len(n) == 1 и n[0] является константой True или False.
func (b *BDD) Replace(n Node, r Replacer) Node
Replace принимает Replacer и вычисляет результат n после замены старого
переменные новыми. См. тип Заменитель.
func (b *BDD) Satcount(n Node) *big.Int
Satcount вычисляет количество удовлетворяющих назначений переменных для
функция, обозначенная n. Мы возвращаем результат, используя произвольную точность
арифметика, чтобы избежать возможных переполнений. Результат равен нулю (и мы устанавливаем
флаг ошибки b), если есть ошибка.
func (b *BDD) Scanset(n Node) []int
Scanset возвращает набор переменных (уровней), найденных при следовании за верхним
ветвь узла n. Это двойная функция Makeset. Результат может быть нулевым
если есть ошибка и она сортируется в естественном порядке между
уровни.
func (b *BDD) Stats() string
Stats возвращает информацию о BDD. Можно напечатать больше
информацию о кешах и объеме памяти BDD путем компиляции
ваш исполняемый файл с тегом сборки «debug».
func (b *BDD) True() Node
True возвращает константу true BDD (узел, указывающий на значение 1). Наш
реализация гарантирует, что этот указатель уникален. Следовательно, два последовательных вызова
в True должен возвращать тот же узел.
func (b *BDD) Varnum() int
Varnum возвращает количество определенных переменных.
тип Узел *int
Узел — это ссылка на элемент BDD. Он представляет собой атомную единицу
взаимодействия и вычисления внутри BDD.
type Оператор int
Оператор описывает возможные (бинарные) операции, доступные в приложении Apply.
В AppEx можно использовать только первые четыре оператора (от OPand до OPnand).
константа ( OP и Оператор = йота OPxor OPor ОПнанд ОПнор OPimp OPbiimp OPdiff OPless OPinvimp )
func (op Operator) String() string
type Replacer interface { Заменить (int32) (int32, логическое значение) Идентификатор () целое }
Replacer — это типы объектов замены, используемые в операции замены,
который заменяет переменные в «функции» BDD.