Что мне делать, если не могу подружиться с тайм-менеджментом? Тайм менеджмент и управление изменениями


Тайм-менеджмент. Практикум по управлению временем

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ

С. И. Калинин

ТАЙМ-МЕНЕДЖМЕНТ

ПРАКТИКУМ ПО УПРАВЛЕНИЮ ВРЕМЕНЕМ

Лучшие методы управления временем — это методы, удобные лично для вас.

ББК 88.5

К17

Калинин С. И.

К17 Тайм-менеджмент:Практикум по управлению временем. — СПб.: Речь, 2006. - 371с .

ISBN 5-9268-0424-8

Книга посвящена очень актуальному в нашу эпоху вопросу: как управлять временем своей жизни, как успевать сделать все необходимое, не потратив при этом слишком много сил.

В книге представлены основные принципы тайм-менеджмента,предложены методики индивидуальной и групповой работы для формирования навыков управления временем.

Книга будет полезна многим: психологам, консультантам, коучам, работающим в бизнес-среде,менеджерам различного профиля, всем, кто интересуется проблемой времени или заинтересован в оптимальной организации своей жизни.

ББК 88.5

 

© Калинин С. И., 2006

 

© Издательство «Речь», 2006

ISBN 5-9268-0424-8

© Борозенец П. В., оформление, 2006

ocr:Jansal

ОГЛАВЛЕНИЕ

Неформальное предисловие

7

Введение

13

Глава 1

 

ПРИРОДА ВРЕМЕНИ

19

1.1. Что такое время?

19

1.2. Исторический темпорализм

24

1.3. Виды времени

27

1.4. Социальное время

28

1.5. Экономическое время

30

1.6. Жизненный цикл фирмы (ЖЦФ)

32

1.7. Жизненный цикл товара (услуги)

37

1.8. Индивидуальный фонд времени и его структура

38

1.9. Фонд времени организации (подразделения)

43

1.10. Этапы карьеры

45

1.11. Типы карьеры

49

1.12. Причины медленной и неудачной карьеры

51

1.13. Виды психологического времени

54

1.14. Временная перспектива и временная трансспектива

57

1.15. Основные типы внутренних концепций времени

60

Глава 2

 

ВРЕМЯ КАК РЕСУРС И ЦЕЛЬ

62

2.1. Время — стратегический ресурс организации и человека

62

2.2. Основной закон времени как стратегического ресурса

68

2.3. Помехи («воры времени»)

70

2.4. Внутренние и внешние помехи

72

2.5. Тайная причина внутренних помех

74

2.6. Почему гибнут великие компании?

76

2.7. Энергетический потенциал работы

78

2.8. Как улучшить способ работы?

80

2.9. Система управления временем

82

2.10. Компетентность организации во времени

86

2.11. Компетентность менеджера во времени

88

2.12. Собственная система управления временем

89

2.13. Историческая справка о ТМ

92

Глава 3

 

 

ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ И АНАЛИЗ ВРЕМЕНИ

105

3.1. Основные методы инвентаризации личного и организационного

 

времени

 

105

3.2. Алгоритм инвентаризации и анализа времени

107

ЭТАП 1. Подготовка к инвентаризации

109

ЭТАП 2. Проведение инвентаризации (хронометраж)

110

ЭТАП 3. Анализ времени

 

110

ЭТАП 4. Изменение стратегии/способов управления временем..... 111

3.3. Поточная карта

 

111

3.4. Поточная диаграмма

 

114

3.5. Карта совместных операций

 

116

3.6. Сетевой анализ

 

119

3.7. Простой органайзер

.'.

.122

3.8. Органайзер для качественного учета времени

126

3.9. Категории временных затрат (кодификатор)

130

3.10. Категории временных затрат менеджера

133

3.11. Хронокарта Гастева

 

135

3.12.Анализ временных трат с использованием хронокарты Гастева...138

3.13.Ежедневный экспресс-анализвременных трат с использованием

органайзера

142

3.14. Итоговый анализ временных трат с использованием органайзера .. 146

3.15. Анализ помех (углубленный анализ трат времени)

153

1. Листок учета дневных помех

154

2. Оценка важности помех за учетный период

155

3. Ментальные карты помех, листки-памятки

156

3.16. Результаты инвентаризации и анализа времени

157

Глава 4

 

ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ, ПЛАНИРОВАНИЕ, ИСПОЛНЕНИЕ

160

4.1. Главный секрет эффективного управления временем

160

4.2. Цели организации и цели личности

162

4.3. Назначение целей в организации

166

4.4. Ключевые аспекты целеполагания

169

4.5. Целеполагание и процесс достижения цели

174

4.6. Свойства целей

178

4.7. Поиск и формулировка целей

184

4.8. SMART-технологияпостановки целей (по Д. Доурдэну)

188

4.9. Проектная система постановки целей (по Г. Архангельскому)

190

4.10. Алгоритм и методы целеполагания

193

4.11. Ситуационный анализ (по Л. Зайверту)

198

4.12. Постановка целей: от общего — к частному

201

4.13. Семь главных проблем с целями

203

4.14. Принципы и правила планирования

208

4.15. «Золотые» пропорции планирования времени

213

4.16. Система планов

216

4.17. Планирование дня с помощью метода «Альпы»

218

4.18. Как выполнять дневной план?

223

Глава 5

 

ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЙ И КОНТРОЛЬ

226

5.1. Принятие решений

226

5.2. Принятие решений по отклонениям

229

5.3. Типы решений ворганизации

233

5.4. Виды контроля в ТМ

236

5.5. Метод «пяти пальцев» (по Л. Зайверту)

240

5.6. Контроль в организации

242

5.7. Правила и ошибки контроля

245

5.8. Использование карт контроля

248

Глава 6

 

СПОСОБЫ ПОВЫШЕНИЯ ЛИЧНОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ

253

6.1. Два главных направления повышения личной эффективности

... 253

6.2. 28 принципов лидерства

256

6.3. Стратегический алгоритм лидерства

260

6.4. Что можно делегировать?

263

6.5. Правила эффективного делегирования

265

6.6. Как преодолеть сопротивление делегированию

269

6.7. Для чего нужно делегирование?

271

6.8. Система заместителей

273

6.9. Коммуникативная компетентность

276

6.10. Деловое общение и принципы деловых коммуникаций

278

6.11. Построение системы коммуникаций в организации

281

6.12. Формализация информации

284

6.13. Система межличностных коммуникаций руководителя

 

(менеджера)

287

6.14. Эффективное проведение совещаний (цели и участники)

291

6.15. Правила проведения совещаний

296

6.16. Планирование и подготовка совещаний

298

6.17. Совещание для руководителя

300

До совещания

300

Во время совещания

301

После совещания

302

6.18. Биоритмы человека

302

1. Суточные биоритмы человека

304

2. Недельные биоритмы человека

307

3. Периоды жизни (жизненные циклы)

308

6.19. Персональные правила «хорошего» рабочего дня

311

6.20. Персональная система работы с информацией

314

6.21. «Краткий курс» по повышению эффективности работы

 

с информацией

319

Работа с деловыми бумагами (документами)

319

Общение по телефону

 

320

Работа с почтой (деловой корреспонденцией)

321

Работа с книгами и печатной прессой (газетами, журналами)

321

Как конспектировать, делать выписки?

 

322

Использование «умной» техники

 

322

Заключение

 

325

ПРАКТИКУМ К ГЛАВЕ 1

 

327

Задание 1. Тест на восприятие времени «Субъективная минута»

327

Задание 2. Рисуночный тест «Персональная концепция времени»

328

ПРАКТИКУМ К ГЛАВЕ 2

 

332

Задание 1. Тест «Персональная компетентность во времени»

332

Задание 2. Анализ персональной системы управления временем

334

ПРАКТИКУМ К ГЛАВЕ 3

 

337

Задание 1. Кодификатор трат времени

 

337

Задание 2. Экспресс-анализдневных затрат времени

338

Задание 3. Составление ментальной карты дневных помех

338

Задание 4. Заполнение аналитической поточной карты

339

ПРАКТИКУМ К ГЛАВЕ 4

 

342

Задание 1. Жизненные ценности личности

 

342

Задание 2. Целеполагание: постановка долгосрочных целей

343

Задание 3. Целеполагание: анализ взаимосвязей между целями

344

Задание 4. Целеполагание: анализ «цели — ценности»

345

Задание 5. Целеполагание: ситуационный анализ

346

Задание 6. Целеполагание: анализ «цель — средства»

347

Задание 7. Целеполагание: анализ «цель — задачи»

347

Задание 8. Планирование рабочего дня по методу «Альпы»

347

ПРАКТИКУМ К ГЛАВЕ

6

348

Задание 1. Оценка индивидуальных суточных ритмов

348

Задание 2. Анализ индивидуальной системы коммуникаций

349

Приложение. ТМ-БЛАНКИ

 

351

НЕФОРМАЛЬНОЕ ПРЕДИСЛОВИЕ

Здравствуй, уважаемый читатель! Не подумай ничего плохого, но здороваюсь я не просто потому, что у нас в деревне так принято, и не только из вежливости, а дабы отметить точку старта предлагаемого твоему вниманию временного отрезка — текста.

(Сразу прошу простить меня всех тех, кому не нравится обращение на «ты». Поверьте, в обыденной жизни я человек отнюдь не наглый и вполне этикетосообразный. Но я намеренно сокращаю дистанцию и разрушаю перегородки, ибо речь пойдет о вещи более чем интимной — о Времени. И, как говорили многие хорошие люди вроде Бахтина, Бубера и проч., — либо диалог состоится, либо Вы к нему еще не готовы.)

Вот оно — началось! Открой свои глаза и уши, растопырь сознание и постарайся максимально эффективно использовать этот отрезок своей жизни. Мне не нравится выражение «потратить время», поэтому я искренне надеюсь, что ты не «потратишь время» на чтение этой книги, а приобретешь его. Во всех смыслах этого слова...

Очень хочется верить, что темпомир этой маленькой семиотической реальности (текста данной книги) будет для тебя не просто полезным, но и уютным. Текст этот создавался с душой, и, перефразируя известную формулу щедрости: «Время моей души — время твоей души». Дар этот будет в чем-тополезным, вчем-тотрудным, а в чемто поистине троянским — выбирай, пробуй, думай!

Признаюсь откровенно, как и многие избравшие профессию психолога, на определенной стадии своего личностного саморазвития я переболел болезнью перфекционизма. Образование психологическое я получал еще в те далекие времена, когда пересчитать вузы, обучающие психологов в нашей стране, хватило бы пальцев на двух-трехруках. Такое положение дел создавало иллюзию собственной исключительности и мотивировало эту самую «исключительность» развивать и поддерживать.

Какими только «болезнями» самосовершенствования ваш покорный слуга не переболел! Тут были и западная философия и восточная мистика, и «физика» и «лирика», и мрачное одиночество и беспорядочное общение, и суровая аскеза и попытки достичь «абсолютной» свободы, и многое-многоедругое.

Пишу об этом в прошедшем времени, не потому, что хочу все забыть и от всего отречься, — думаю, многие попытки «стать лучше» были вполне искренними и диктовались не только желанием оправдать модный имидж «настоящего» психолога. Просто все это происходило много лет назад, и жизнь не стояла на месте, а вершила свою «терапию реальностью», постоянно проверяя и перепроверяя багаж моих увлечений на востребованность и эффективность. Многое «отболело» и прошло, но кое-чтоосталось, и этим«кое-чем»я не прочь похвастаться и поделиться.

В череде моих опытов над самим собой не малое место занимали попытки «подружиться» со временем собственной жизни, сделать его более осмысленным и наполненным. По своемускладу я человеккрайне неорганизованный и непунктуальный. Я живу в вечном и болезненном обострении между внутренним «хочу» и внешним «надо». Пирог времени для меня всегда большая проблема — размышляю, мучаюсь и потом нарезаю на кривенькие такие кусочки: «Это вот — для ХОЧУ, а это — для НАДО».

Не знаю, знакомо ли это пронзительное чувство раздвоенности тебе, уважаемый читатель, так как мне, например, достаточно часто встречались люди полностью «роботизированные», лишенные этого чувства. Эти люди принесли свое внутреннее время в жертву времени внешнему, благо современное общество это поощряет (Матрице ведь нужны новые винтики?). Они стали хорошими механизмами, эдакими швейцарскими часами, пунктуально тикающими... по чужим расписаниям. Но я не уверен, существуют ли такие люди (индивидуальности) на самом деле — ведь не существует времени их жизни, они «живут» чужим. Нет своего времени, нет своей жизни, нет их самих? И откуда-тосбоку к их бытию подкрадывается Пустота, и отсутствие смысла, и стрессы, и добрые взгляды людей в белых халатах...

Видел я и людей из другой категории, лишенных всяких сомнений относительно времени свой жизни. Время для них — это синоним внутреннего времени. Они живут своей жизнью, в своей обособленной реальности, занимаясь своим любимым делом. Как влюбленные — «часов не наблюдают». Нет, это не сумасшедшие, это Творцы. Для окружающего мира они чудаки, вечно опаздывающие и теряю-

щие зонтики; их наручные часы оставлены дома или давно уже остановились. Причина этого проста: циферблат их времени — вечность, минутная стрелка скачет веками, часовая шагает эпохами. Но таких людей единицы, а куда податься нам, консуетальным индивидуумам?

Мы, как справедливо заметил Эрик Берн, вынуждены решать проблему структурирования времени с момента своего рождения и до момента своей смерти. Кто-тослепо мечется, используя для подчинения Времени метод проб и ошибок, акто-топодходит к этому делу серьезно, выстраивая системы и разрабатывая алгоритмы. Знания о Времени накапливаются веками, правда, сущность времени от этого яснее не становится; рецептов примирения со Временем становится все больше, но битву эту каждый отдельный человек может выиграть только самостоятельно.

Сначала (это было еще в то время, когда я учился в старших классах школы) в обширной библиотеке моего отца я «раскопал» книгу А. К. Гастева «Как надо работать» и еще несколько книжек по популярной в советские годы «научной организации труда» (НОТ). С одной стороны, меня восхитила энергетика книги Гастева, с другой — очаровали «маленькие хитрости», содержащиеся в книгах по НОТ. Эти книги дали мне надежду — можно работать быстрее и удобнее, можно вовремя достигать планируемых целей, можно и нужно управлять временем своей жизни!

Следующим этапом в направлении оптимизации временных затрат на привычные для меня виды работ стало увлечение системой Г. С. Альтшуллера ТРИЗ (теория решения изобретательских задач). Потом было еще много книг и идей, но настоящей сенсацией для меня стало знакомство с книгой немецкого «классика» Time Management Лотара Зайверта «Ваше время — в Ваших руках» (М.: Экономика, 1991). Мне посчастливилось купить ее «тепленькой», только что изданной, и книга вызвала у меня настоящий «культурный шок». Упрямо игнорируя поговорку «что русскому хорошо, то немцу...», я старательно считал все эти минуты, заполнял все эти бланки и следовал всем этим рекомендациям. Мне было очень тяжело истязать мою бескрайнюю русскую душу немецкой дисциплиной, но, как говорят сторонники йогической аскезы, я «упражнялся в терпении».

Потом были другие книги и другие методы и системы управления временем. Точно я не считал, но, думаю, мои «игры со временем» продолжаются уже лет двадцать, а то и более. Я не стал «фанатом» какойто одной системы и не изобрел в управлении временем чего-либореволюционно нового (я вообще сомневаюсь, что это можно сделать).

studfiles.net

ТОП 10 лучших книг по тайм-менеджменту (управлению временем)

Если вы хотите стать экспертом по тайм-менеджменту — обязательно прочтите следующую топ десятку лучших книг.

Также внизу страницы представлен дополнительный список интересной литературы по управлению временем.

21 метод повышения личной эффективности. Брайан Трейси1. Выйди из зоны комфорта. 21 метод повышения личной эффективности. Брайан Трейси

Книга № 1 по саморазвитию. Она переведена на 40 языков. Куплено более 1 200 000 экземпляров. Эта книга сделала Брайна Трейси тем, кто он есть сейчас — звездой и гуру для всех, кто стремится к эффективности. В книге представлен результат более чем тридцатилетнего изучения вопросов распределения времени. Она рассказывает о том, как добиваться решения сложных задач, выходя из зоны комфорта. Ранее книга выходила под названием «Оставьте брезгливость, съешьте лягушку!»

Искусство продуктивности без стресса. Дэвид Аллен2. Как привести дела в порядок. Искусство продуктивности без стресса. Дэвид Аллен

Это переработанное издание самой известной книги в мире по личной эффективности, впервые опубликованной в 2001 году и переведенной на 30 языков. В этом издании убрана вся неполная или устаревшая информация. Теперь книга актуальна для нового времени и для современного мобильного мира. Рекомендации от Дэвида Аллена будут полезны и тем, кто впервые услышал об этой методологии, и преданным поклонникам техники GTD (Getting Things Done), читавшим первое издание и желающим быть в курсе всех изменений.

Искусство успевать. Алан Лакейн3. Искусство успевать. Алан Лакейн

Книга для тех, кто стремится прожить интересную, творческую и счастливую жизнь. Ее автор не только описывает проблемы нынешней жизни и вытекающие из них болезни современного человека, но и предлагает методы преодоления этих проблем, дает советы относительно того, как выйти невредимыми из жизненных передряг и при этом добиться заметных достижений.61 метод экономии Вашего времени.  Эти рецепты доступны каждому человеку, поэтому эта книга – незаменимый помощник в вашей повседневной жизни.

Советский тайм-менеджмент4. Эта странная жизнь. Гранин Даниил

Советский тайм-менеджмент. Эта книга — об удивительной научной системе, которую создал и по которой жил 56 лет — с 1916 по 1972 год — гениальный ученый, биолог Александр Любищев, ставший, сам того не ведая, «основателем и разработчиком принципов постановки целей и учета времени, называемых сегодня тайм-менеджментом». Как Любищев планировал, как ему удавалось успевать много за короткое время, вписывать в свой график работу, отдых, помощь друзьям и при этом продолжать радоваться жизни и семейным отношениям, — обо всем подробно, с восхищением, а потому с интересом рассказал писатель и друг ученого Даниил Гранин. С 1974 года, когда «Эта странная жизнь» вышла из печати 100-тысячным тиражом (!), книга переиздавалась десятки раз, она переведена на английский, немецкий и другие языки.

Экстремальный тайм-менеджмент. Н. Мрочковский5. Экстремальный тайм-менеджмент. Н. Мрочковский, А. Толкачёв

Авторы книги «Экстремальный тайм-менеджмент» – известные бизнес-тренеры и консультанты – в экстремально сжатые сроки (всего 2 месяца!) проводят своего героя по огромному пути – от заурядного, недовольного жизнью, непривлекательного брюзги со средней зарплатой и вечной усталостью до успешного, счастливого и обеспеченного человека, живущего яркой, полноценной жизнью. Книга, написанная очень живо и увлекательно, предлагает читателю последовать примеру героя и выполнить те же практические задания, что и он, с важнейшей целью – изменить свою жизнь к лучшему, научившись успевать все делать вовремя. Это непросто, но результат того стоит!

Тайм-драйв. Как успевать жить и работать. Глеб Архангельский6. Тайм-драйв. Как успевать жить и работать. Глеб Архангельский

Самая полезная и увлекательная книга об управлении временем. Глеб Архангельский — инициатор российского TM-движения, основатель Тайм-менеджерского сообщества, автор фундаментальной монографии «Организация времени». «Тайм-драйв» — вторая его книга — отличается популярным изложением. В максимально простой и пошаговой форме, на реальных российских примерах, она дает ответ на главный вопрос современного менеджера: как успевать больше? Приводятся советы по организации рабочего времени и отдыха, по мотивации и целеполаганию, планированию, расстановке приоритетов, эффективному чтению и пр.

Принцип 80-20. Ричард Кох7. Принцип 80-20. Ричард Кох

В большинстве случаев, около 80% результата происходят из 20% причин. Эти цифры могут меняться – иногда это 70/30 и иногда 90/10. Но какое бы ни было соотношение, суть в том, что небольшое количество причин оказывают непропорционально большое влияние на результат. Книга предлагает и Вам научиться достигать большего с меньшими затратами, то есть овладеть основным секретом повышения эффективности труда. Ричард Кох подчеркивает, что принцип 80/20 не должен рассматриваться только как метод для принятия решений или выбора. Он первым предложил идею, что мы можем достичь большего, если расслабимся и будем наслаждаться жизнью и сосредотачивать внимание на нескольких важных вещах..

Тайм-менеджмент по помидору8. Тайм-менеджмент по помидору. Штаффан Нётерберг

Вам нужно очень много успеть сегодня. Список дел разросся до километровой длины, а вас при этом поминутно дергают. Вы требуете от окружающих оставить вас в покое – и тут же сталкиваетесь с тем, что отвлекающие факторы атакуют вас изнутри. Все, что вам нужно, – это перестать отвлекаться и по настоящему сосредоточиться на одном деле в течение 25 минут. Описанный в книге метод помидора не требует сложных инструментов – достаточно нескольких листов бумаги, карандаша и обычного кухонного таймера – например, в виде помидора. Этот метод можно использовать как сам по себе, так и в качестве дополнения к популярным методикам тайм-менеджмента. Овладев искусством концентрации, вы сможете сделать значительно больше, не затрачивая при этом дополнительного времени.

Тайм-менеджмент. Искусство планирования. Джулия Моргенстерн9. Тайм-менеджмент. Искусство планирования. Джулия Моргенстерн

Эта книга посвящена передовым технологиям повышения личной эффективности и приемам планирования времени для достижения поставленных целей. С ее помощью вы сможете:— определить стратегические цели своей жизни и на их основе построить собственную систему планирования времени, которая поможет вам достичь поставленных целей;— научиться составлять планы распределения времени, учитывающие ваш стиль жизни, привычки и предпочтения, ваши циклы изменения энергии и с помощью этих планов поддерживать в своей жизни гармоничное равновесие между различными видами деятельности.

Работай меньше, успевай больше. Программа персональной эффективности10. Работай меньше, успевай больше. Программа персональной эффективности. Глисон Керри

Более миллиона людей во всем мире делают свою работу чрезвычайно эффективно и получают удовольствие от нее благодаря этой книге Керри Глисона. Теперь наступил ваш черед. Узнайте, как правильно организовать рабочий процесс, пользоваться электронной почтой, а также как проводить эффективные совещания, поддерживать деловые контакты и находить время на самое важное. «Одни объясняют беспорядок тем, что он дает им пищу для ума и способствует творческому процессу. Другие убеждены, что творческие люди рождаются такими. На самом деле все не так!»

 

Дополнительный список литературы по тайм-менеджменту:

Интегрированный тайм-менеджмент. Стив ПрентисКак находить два лишних часа каждый день. Джуди ДжеймсКак управлять временем. С макимальной отдачей без спешки. С.В. ПотаповЛичный тайм-менеджмент или как управлять своим временем. Соснина М.А.Мастер-класс по организации рабочего дня. КюстенмахерНаконец-то у нас стало больше свободного времени. КюстенмахерСамоорганизация по принципу «Изнутри наружу». Джулия МоргенстернСамоучитель по тайм-менеджменту. Васильченко Ю.П.Сдвиньте с мёртвой точки Ваш тайм-менеджмент. Кей ФренсисСтань организованным. Рон ФрайТайм-менеджмент на Outlook. Формула времени. Глеб АрхангельскийТайм-менеджмент на компьютере. Б.НовакТехника личной работы. Г.Х. ПоповТехнологии эффективной работы. 9 ключевых навыков самоорганизации. Джулия МоргенстернУправление временем. Дебра Олкок ТайлерУправление временем и рабочей нагрузкой. Дебра Олкок ТайлерУправление временем. Менеджмент на ладони. Кинан КейтУправление временем. ХаланУправляй своим временем и удвой результаты. Брайан ТрейсиВремя в психике человека. Цуканов Б.И.12 недель в году. Как за 12 недель сделать больше, чем другие успевают за 12 месяцев. Майкл Леннингтон, Брайан МоранМаксимальная концентрация. Как сохранить эффективность в эпоху клипового мышления. Люси ПалладиноНе откладывай на завтра. Краткий гид по борьбе с прокрастинацией. Тимоти ПичилНачни с главного! 1 удивительно простой закон феноменального успеха. Джей Папазан, Гэри Келлер

successlib.ru

Грамотный тайм-менеджмент |

Автор Л. И. Круглова - бизнес-тренер, коуч-консультант, управляющий партнер тренинговой Мастерской «Личность и карьера»

“Грамотный тайм-менеджмент или Властелины собственного времени”

Необходимость решать одновременно несколько задач, потоки разнообразной информации, требующей осмысления, ускорившийся темп жизни – все эти реалии сегодняшнего дня возводят способность управлять временем в ранг «бестселлера» среди необходимых навыков руководителя. Как научиться эффективно распоряжаться своими минутами?

 

Управлять временем невозможно: независимо от желания человека оно будет двигаться с неизменной скоростью. Поэтому в данной статье о тайм-менеджменте речь пойдет о самоорганизации – управлении собственными действиями во временном потоке, об отношении к часам и минутам как к ценному ресурсу, который может принести прибыль или повлечь убытки, о сбалансированности жизни (распределении времени на работу, семью, отдых, обучение), о чувстве времени, позволяющем достигать высоких результатов. Но, самое главное, здесь будут предложены инструменты, с помощью которых можно достигнуть обозначенных целей.

Ценный ресурс

Время называют великим демократом: перед ним все люди находятся в равных условиях, поскольку каждый имеет в сутках 24 часа. Однако вопрос заключается в том, на что тратятся эти драгоценные минуты. Сегодняшний день наполнен важными событиями, значимыми встречами, полезными и осмысленными действиями, а завтра время в очередной раз будет «пущено на ветер», израсходовано так, что потом станет «мучительно больно за бесцельно прожитые годы». В отношении человека ко времени наглядно проявляется его жизненная позиция: он – хозяин своей судьбы или раб обстоятельств? Расточитель или инвестор?

Тайм-менеджмент начинается с практического осознания ценности времени, и способов почувствовать эту ценность очень много. Для людей, подверженных влиянию эмоций, идеальным вариантом практического осознания будет создание ситуации, когда «убийство времени» наглядно и очевидно. Об этом способе очень точно написал Альберт Камю: «Вопрос: как добиться того, чтобы не терять зря времени? Ответ: прочувствовать время во всей его протяженности. Средства: проводить дни в приемной зубного врача на жестком стуле; слушать доклады на непонятном для тебя языке; выбирать самые длинные и самые неудобные железнодорожные маршруты, торчать в очереди у театральной кассы и не брать билета на спектакль и т. д. и т. п.». Такие ситуации вызывают раздражение из-за бессмысленности и бесполезности проведенных часов, тем самым создавая чувство ценности времени, желание его беречь и тратить только на значимые события.

Есть и рациональный способ ощутить его ценность: начать фиксировать расход времени, чтобы увидеть реальную картину взаимоотношений с ним и оценить их результативность. В тайм-менеджменте такой способ называется хронометражем. Суть его состоит в том, что человек в течение трех дней (двух будней и одного выходного) каждые 10 – 15 минут фиксирует свою занятость. Практика показывает, что результаты радуют далеко не всегда, но задуматься они точно заставят.

В процессе выполнения упражнения «хронометраж» хорошо проявляются и «хронофаги» (дословный перевод «пожиратели времени») – дела, ситуации, события, которые безрезультатно расходуют время. «Хронофагами» могут быть конкретные действия (излишнее просиживание у телевизора или чрезмерно долгое чтение), неграмотная система ведения дел («бумажные завалы» или отсутствие четкой цели), персональная неорганизованность («сидром откладывания» или чрезмерная суетливость), а также люди, чьи визиты и телефонные звонки отрывают от дел. Все эти «поглотители времени» характеризуют личный выбор человека, его привычные способы поведения, которые при желании вполне можно изменить. В качестве одного из вариантов внесения подобных изменений в собственную жизнь можно предложить следующее: выявить три-пять типичных для себя «хронофагов» и в течение месяца действовать иначе, наперекор привычкам. Эти действия станут стимулом к формированию новых привычек, которые в будущем обеспечат лучшие результаты и достижения.

Пять пальцев для контроля

Еще одним инструментом контроля времени является метод «пяти пальцев» Л. Зайверта. Простая и очень действенная техника позволяет понять, на каком этапе относительно поставленной цели находится человек. При этом инструмент для осуществления контроля – пять пальцев руки – всегда будет при себе.

Методика следующая: каждый палец символизирует один из параметров, с помощью которых контролируется движение к цели. В течение дня достаточно лишь посмотреть на ладонь и по первым буквам названия пальцев вспомнить параметры.

  •  М (мизинец) – мысли, знания, информация. Подумав об этом параметре, нужно задать себе вопросы: «Что нового я сегодня узнал?», «Какие знания приобрел?», «В чем возросла моя компетентность, увеличился профессионализм?», «Какие новые и важные идеи сегодня меня озарили?».
  • Б (безымянный палец) – близость к цели. Здесь уместны следующие вопросы: «Где я нахожусь относительно достижения желаемого?», «Что я сегодня сделал, чего достиг?».
  • С (средний палец) – состояние. В отношении этого параметра задаются такие вопросы: «В каком эмоциональном состоянии я прожил сегодняшний день?», «Что было связано с положительными эмоциями и энтузиазмом при достижении цели?», «Как я справлялся с негативными состояниями и поддерживал свой настрой в течение дня?».
  • У (указательный палец) – услуга, помощь, сотрудничество. Дотронувшись до указательного пальца, вы можете спросить себя о следующем: «Чем я сегодня помог другим?», «Познакомился ли я с новыми людьми?», «Улучшились ли мои взаимоотношения с коллегами (или наоборот)?», «С кем возник конфликт и что я сделал для его конструктивного решения?».
  • Б (большой палец) – бодрость, физическое состояние. Здесь задается такая группа вопросов: «Что я сделал сегодня для моего здоровья, поддержания физической формы?», «Как позаботился о своем хорошем самочувствии?», «Что позволило отдохнуть, восстановить силы?».

«Пятипальцевый» метод контроля удобен прежде всего своей результативностью и многофункциональностью: он не только позволяет быстро и качественно подвести итоги дня, но и задает смысловые ориентиры для последующего планирования. При всей кажущейся простоте данный метод может быть вполне серьезным аналитическим и практическим инструментом для улучшения собственной жизни.

 

Важны результаты, а не усилия

Когда руководитель нервно и гордо заявляет, что не был в отпуске уже три года, а выходные у него бывают раз в месяц, – это явный сигнал о неполадках в его системе управления организацией. Признанный тренер тайм-менеджмента Г. А. Архангельский первую главу своей популярной книги «Тайм-драйв» посвящает правильной организации отдыха, а не рабочего дня. Роль «загнанной лошади» сегодня уже не в почете, поскольку все больше ценятся результаты, а не затраченные усилия. Лозунг «Работать больше!» постепенно заменяется на установку «Работать лучше!», а соблюдение баланса между деятельностью и восстановлением сил становится одним из необходимых навыков для эффективного движения по жизни. Интересный факт: в немецких ресторанах на кухне находится специальный человек, который следит за тем, чтобы повара тратили на отдых пять – десять минут в час, иначе их усталость скажется на качестве пищи и, как следствие, репутации ресторана.

Важно также научиться перераспределять нагрузку, освобождая себя от авралов и суеты. Хорошо решает эту задачу технология анализа деятельности и саморазгрузки. Анализ осуществляется на основании четырех вопросов по поводу той деятельности, которой человек занимается в данный момент или планирует заняться в будущем.

Ответ на первый вопрос – «Зачем вообще это делать?» – позволяет определить значимость и важность совершаемых или планируемых действий, выделить приоритетные направления. Кроме того, ответ позволяет исключить дела, никак не влияющие на результат, бессмысленные по своей сути.

Постановка вопроса «Почему именно я буду заниматься этим?» помогает создать перечень дел для делегирования и перепоручения подчиненным. Если с этой работой может справиться кто-то другой, насколько необходимо ее выполнять именно вам? Правда, попутно здесь встают вопросы о готовности и умении руководителя корректно делегировать задачи (вместе с полномочиями) другим людям, чтобы впоследствии достигался высокий результат. Но это тема отдельной статьи.

Третий вопрос при анализе деятельности – «Почему это надо делать именно сейчас?» – позволяет определить временные границы исполнения задуманного, установить оптимальные сроки выполнения задач, а также согласовать планируемые действия с реальными обстоятельствами. В тайм-менеджменте есть понятие «кайрос» – наиболее благоприятный момент для выполнения задачи. Это попутный ветер, удачный момент, добрый случай – когда лучи обстоятельств и действий сходятся в одной точке и позволяют событию случиться самым благоприятным образом. Умение чувствовать «кайросы» и даже их создавать – высший пилотаж управления ситуацией.

По пути на открытие выставки завезти документы в департамент, не выделяя на это отдельного времени. Обсудить новый проект с социальным партнером после его удачной сделки (когда он в хорошем расположении духа), а не перед обедом, когда тот устал и думает об отдыхе. В период обучения на семинаре среди его участников найти поставщиков для своей организации и т. д. Здесь важен не формальный подход ко времени (делать все в оговоренные часы), а интуитивный, когда событие происходит не во время, а вовремя.

Многие руководители очень тщательно относятся к соблюдению формальных договоренностей и своей пунктуальности, но данный способ работает не всегда. Гораздо более надежной и эффективной будет способность оказываться в нужном месте в нужное время, а для этого понадобится умение видеть события во взаимосвязи и управлять ситуацией в целом. Впрочем, когда есть настрой на достижение результата, а не всего лишь на соблюдение договоренностей и исполнение функций, чувство нужного времени и нужных действий у многих включается интуитивно.

Наконец, четвертый вопрос – «Почему я буду действовать именно в такой форме?» – позволяет оптимизировать процесс работы и выполнения намеченных планов, находить адекватную форму воплощения задуманного. Ответ на него помогает избежать ненужных затрат и суетливости в воплощении идей.

Эти четыре вопроса саморазгрузки можно повесить на видное место, чтобы всегда была возможность оптимизировать процесс работы, выделить время для отдыха, тем самым более быстро и качественно достигая результатов.

 

Планы для реализации

 От превращения в «загнанную лошадь» удержит и грамотное планирование, при котором обязательно резервируется время на полноценный отдых, сон и все важные сферы жизни (работу, семью, хобби, обучение, общение, поддержание здоровья, путешествия и т. д.). При этом жестко регламентируется всего лишь 60% времени, а остальные 40% предназначаются для действий по «гибкому графику» – взаимозаменяемых задач и возможных обстоятельств. План является лишь пунктирной линией на карте, позволяющей кораблю держать верный курс.

Для повышения эффективности планирования важно учитывать принцип Парето. Итальянский экономист Вильфредо Парето рассчитал, что 80% конечного результата достигается за счет 20% затраченного времени и усилий. Применительно к повседневной работе это означает, что не следует браться сначала за самые легкие и интересные дела либо те, что требуют минимальных затрат времени. Необходимо найти те самые 20% ключевых действий, которые принесут 80% желаемого результата.

При планировании и реализации задуманного в первую очередь необходимо решать жизненно важные проблемы, а уже потом — многочисленные второстепенные. Принцип Парето хорошо помогает и в тех случаях, когда руководитель работает со множеством проектов и по различным направлениям деятельности. Выявляя зоны работы, которые принесут максимум результата, он получает возможность оптимальным образом достигать нескольких целей и делегировать рутинную работу другим (те самые 80% занятости). Ведь всегда лучше не «правильно действовать» (просто выполнять правила игры, то есть быть фигурой), а «совершать правильные действия» (видеть все поле, играть и выигрывать, то есть быть шахматистом).

 

Последний важный принцип при планировании будущих действий – двигаться не из прошлого в будущее (то, что я вчера не успел, сегодня придется доделывать), а из будущего к настоящему (цель, к которой я хочу прийти, и действия, необходимые мне сегодня для ее достижения). Не поленитесь и пропишите свои цели, задачи, мечты, смоделировав свое будущее через пять лет:

– кем вы станете;

– чем будете заниматься;

– что вы будете иметь на тот момент;

– какими людьми будете окружены;

– как будет построен ваш день;

– что важного произойдет в вашей жизни к этому отдаленному моменту.

Только после такой работы с желаемым пропишите цели на текущий год: к чему нужно прийти за это время, чтобы через пять лет оказаться в желаемом будущем? Затем планируются дела на месяц, неделю и сегодняшний день – все исходя из картинки будущего, а не ограниченных возможностей и незавершенных дел вчерашнего дня. Лишь в этом случае ваш ежедневник будет действенным инструментом планирования, а не склерозником:-)

Практически изучить тему грамотного распределения времени можно на тренинге мастерской “Личность и карьера” - “Колесо времени или возможности тайм-менеджмента”. 

Другие тренинги Мастерской “ЛИК” – здесь…

Другие статьи Людмилы Игоревны Кругловой – здесь… 

Успешного и результатиного тайм-менеджента!

Мастерская “Личность и карьера” – настоящие тренинги, коучинг, результаты! 

(831) 433-08-40, 8-903-847-36-81

 

liknn.ru

УПРАВЛЕНИЕ ИЗМЕНЕНИЯМИ

Отрасль: телекоммуникационные услуги

УПРАВЛЕНИЕ ИЗМЕНЕНИЯМИ 

Каждое улучшение — это перемена,но не каждая перемена — это улучшение!

Управление переменами — ключ к успеху любой стратегии. При внедрении любых изменений наибольший страх у нас вызывает ожидаемое и неизбежное сопротивление, которое эти изменения вызовут. Возьмем сопротивление в союзники и научимся им управлять!

Процесс проведения перемен имеет два основных этапа: 

  •  ПЛАНИРОВАНИЕ перемен и достижение консенсуса среди тех, кто эти изменения будет воплощать в жизнь. На данном этапе центральная роль отводится лидерству в осуществлении перемен. 
  •  УПРАВЛЕНИЕ изменениями как ПРОЕКТАМИ. Здесь в фокусе внимания находится методика управления. 

Оба этапа критически важны для успешного управления переменами, и на обоих этапах привычные навыки регулярного менеджмента приводят к серьезным промахам. 

Управление изменениями – технология, позволяющая избежать типичных ошибок и доказавшая свою эффективность при проведении организационных перемен.

КАРТА ПЕРЕМЕН

При реализации масштабных изменений в компании менеджменту важно иметь «штурманскую карту», обеспечивающую выстраивание правильной последовательности действий. Внедрение отдельных проектов (управления качеством, обучения персонала, создание целевых рабочих групп и проведение семинаров для топ-менеджеров, посвященных принципам построения команд) — хаотическая деятельность может только поглотить, а не увеличить энергию процесса реформ. Результаты будут достигнуты в случае, если предпринимаемые по всем направлениям усилия скоординированы и взаимоувязаны.

ЦЕЛЬ

Сформировать у участников представления о последовательности этапов процесса изменений.

ПОСЛЕ ТРЕНИНГА УЧАСТНИКИ БУДУТ ЗНАТЬ:

  •  Пять этапов процесса изменений в организации.

УМЕТЬ:

  • Адаптировать свое поведение к задачам каждого этапа.
  • Использовать сопротивление персонала для внедрения перемен.

ЗНАНИЯ И НАВЫКИ, осваиваемые участниками на тренинге

1. Организационное развитие и перемены

    1.1. Виды организационных изменений. Цели и задачи управления изменениями в организации.

    1.2. Три уровня изменений: личностный, групповой, организационный.

    1.3. Цикл адаптации Kobler – Ross. Особенности индивидуального поведения:

           1.3.1. Темперамент.

           1.3.2. Ценностные установки. Влияние факторов возраста и образования.

    1.4. Пять этапов внедрения перемен в организации. Специфика задач каждого этапа:

           1.4.1. Определение курса: внушение сотрудникам необходимости перемен.

           1.4.2. Подготовка. Три обязательных условия.

           1.4.3. Реализация. Баланс осей «трансформационного треугольника».

           1.4.4. Перегруппировка: структура, системы, персонал.

           1.4.5. Закрепление в корпоративной культуре.

2. Сопротивление

    2.1. Сопротивление персонала как реакция адаптации. 

           2.1.1. Пять уровней сопротивления.

    2.2. Методы менеджмента границ для управления сопротивлением.

    2.3. Навыки руководителя:

           2.3.1. Преобразование сопротивления в приверженность переменам. 

           2.3.2. Набор коммуникационных и административных инструментов для каждого уровня сопротивления.

3. Отношение к переменам в корпоративной культуре

    3.1. Двухфакторная модель корпоративных культур Камерона-Куина.

           3.1.1. Диагностика.

           3.1.2. Особенности внедрения перемен в различных корпоративных культурах.

    3.2. Управление корпоративной культурой компании.

          3.2.1. Ценности.

          3.2.2. Пропаганда.

          3.2.3. Лидерство.

Продолжительность модуля 16 часов.

Отрасль: банковские услуги

УПРАВЛЕНИЕ ИЗМЕНЕНИЯМИ

Каждое улучшение — это перемена,но не каждая перемена — это улучшение!

Управление переменами — ключ к успеху любой стратегии. При внедрении любых изменений наибольший страх у нас вызывает ожидаемое и неизбежное сопротивление, которое эти изменения вызовут. Возьмем сопротивление в союзники и научимся им управлять!

Процесс проведения перемен имеет два основных этапа:

  • ПЛАНИРОВАНИЕ перемен и достижение консенсуса среди тех, кто эти изменения будет воплощать в жизнь. На данном этапе центральная роль отводится лидерству в осуществлении перемен.
  • УПРАВЛЕНИЕ изменениями как ПРОЕКТАМИ. Здесь в фокусе внимания находится методика управления.

Оба этапа критически важны для успешного управления переменами, и на обоих этапах привычные навыки регулярного менеджмента приводят к серьезным промахам.

Управление изменениями – технология, позволяющая избежать типичных ошибок и доказавшая свою эффективность при проведении организационных перемен.

Программа включает три взаимодополняющих модуля:

  1. «Карта перемен». 16 часов.
  2. «Создание команды агентов изменений». 16 часов.
  3. «Управление стрессом перемен». 8 часов.

Общая продолжительность программы 40 часов.

 

Модуль 1

КАРТА ПЕРЕМЕН

При реализации масштабных изменений в компании менеджменту важно иметь «штурманскую карту», обеспечивающую выстраивание правильной последовательности действий. Внедрение отдельных проектов (управления качеством, обучения персонала, создание целевых рабочих групп и проведение семинаров для топ-менеджеров, посвященных принципам построения команд) — хаотическая деятельность может только поглотить, а не увеличить энергию процесса реформ. Результаты будут достигнуты в случае, если предпринимаемые по всем направлениям усилия скоординированы и взаимоувязаны.

ЦЕЛЬ

Сформировать у участников представления о последовательности этапов процесса изменений.

ПОСЛЕ ТРЕНИНГА УЧАСТНИКИ БУДУТ ЗНАТЬ:

  • Пять этапов процесса изменений в организации.

УМЕТЬ:

  • Адаптировать свое поведение к задачам каждого этапа.
  • Использовать сопротивление персонала для внедрения перемен.

ЗНАНИЯ И НАВЫКИ, осваиваемые участниками на тренинге

1. Организационное развитие и перемены

    1.1. Виды организационных изменений. Цели и задачи управления изменениями в организации.

    1.2. Три уровня изменений: личностный, групповой, организационный.

    1.3. Цикл адаптации Kobler – Ross. Особенности индивидуального поведения:

           1.3.1. Темперамент.

           1.3.2. Ценностные установки. Влияние факторов возраста и образования.

     1.4. Пять этапов внедрения перемен в организации. Специфика задач каждого этапа:

            1.4.1. Определение курса: внушение сотрудникам необходимости перемен.

            1.4.2. Подготовка. Три обязательных условия.

            1.4.3. Реализация. Баланс осей «трансформационного треугольника».

            1.4.4. Перегруппировка: структура, системы, персонал.

            1.4.5. Закрепление в корпоративной культуре.

2. Сопротивление

    2.1. Сопротивление персонала как реакция адаптации.

           2.1.1. Пять уровней сопротивления.

           2.2. Методы менеджмента границ для управления сопротивлением.

    2.3. Навыки руководителя:

           2.3.1. Преобразование сопротивления в приверженность переменам.

           2.3.2. Набор коммуникационных и административных инструментов для каждого уровня сопротивления.

Продолжительность модуля 16 часов. 

Модуль 2

ФОРМИРОВАНИЕ КОМАНДЫ АГЕНТОВ ИЗМЕНЕНИЙ

Во всех успешных программах перемен присутствуют три главные «оси», формирующие «трехмерное пространство» процесса трансформации:

  • «сверху вниз» — установление руководством основного курса реформ с целью концентрации всеобщего внимания на проблеме повышения эффективности и создания условий для ее решения;
  • «снизу вверх» — инициативы сотрудников корпорации, направленные на поиск новых подходов к преодолению возникающих трудностей и обеспечению роста эффективности;
  • «горизонтальная» (межфункциональная) — реорганизация ключевых бизнес-процессов (установление новых взаимосвязей между направлениями деятельности, выполняемыми функциями и информационным обеспечением) для достижения принципиальных прорывов в таких областях, как затраты, качество и своевременность.

Эффективность организационных изменений по каждой из осей требует максимального подключения потенциала сотрудников. При этом нужно быстро замечать перемены в настроении персонала и иметь инструменты реагирования. Наличие приверженцев перемен – агентов изменений в каждом подразделении становится ключевой задачей управления.

ЦЕЛЬ

Сформировать у руководителя знания и навыки создания команды агентов перемен, охватывающей всю организацию.

ПОСЛЕ ТРЕНИНГА УЧАСТНИКИ БУДУТ ЗНАТЬ:

  • Необходимость лидерской группы для успеха перемен.
  • Правила и стандарты эффективной команды.

УМЕТЬ:

  • Создавать и развивать команду приверженцев перемен.
  • Применять техники персонального и организационного влияния.

ЗНАНИЯ И НАВЫКИ, осваиваемые участниками на тренинге

1. Технология формирования команд

    1.1. Инструменты объединения сотрудников в команду.

           1.1.1. Командные ценности.

           1.1.2. Командные цели. Алгоритм формирования общности видения цели.

           1.1.3. Методики убеждения, пропаганды, используемые при формировании общности видения цели, направлений, конечного результата.

     1.2. Стадии развития команды.

     1.3. Роли, которые играют люди в команде.

            1.3.1. Ролевой веер команды. Значение и возможности каждой роли.

            1.3.2. Значение правил и стандартов взаимодействия внутри команды

2. Анализ силового поля (заинтересованных сторон).

    2.1. Создание лидерской группы для руководства процессом трансформации.

           2.1.1. Особенности формирования команды из руководителей.

           2.1.2. Задачи трансляции перемен по уровням вниз.

           2.1.3. Задачи обеспечения политической поддержки вышестоящего руководства.

     2.2. Привязка целевых параметров программы изменений к определенным организационным подразделениям.

            2.2.1. Зависимость количественных индикаторов от конкретных отделов, команд, групп и ответственных работников.

            2.2.2. Формирование последовательности развертывания отдельных проектов.

3. Лидерство как технология подготовки и управления переменами

    3.1. Различия между лидерством и регулярным менеджментом.

           3.1.1. Ключевые компетенции лидера

           3.1.2. Способы воздействия лидера и менеджера на сотрудников.

           3.1.3. Пять источников власти. Навыки персонального влияния.

     3.2. Лидер и управление коммуникациями.

            3.2.1. Основные коммуникационные проблемы и барьеры.

            3.2.2. Создание системы коммуникаций, включающей в себя обратную связь и систему измерения эффективности.

      3.3. Работа лидера в команде: как убеждать и вдохновлять людей.

            3.3.1. Стратегемы формирования приверженности.

            3.3.2. Четыре группы мотиваторов. Выгода или угроза потери.

            3.3.3. Критика, возражения, конфликты.

            3.3.4. Стресс для проводников перемен.

Продолжительность модуля 16 часов.

Модуль 3

УПРАВЛЕНИЕ СТРЕССОМ в процессе ПЕРЕМЕН

Изменения постоянны. Иногда у нас просто нет другого выхода, кроме как измениться. Как руководителю Вам необходимо добиваться результата, а ваши подчиненные находятся в эмоциональном напряжении …

Можно ли научиться владеть собой? Существует оптимальный уровень стресса? Какие есть инструменты у руководителя для управления уровнем стресса в коллективе?

ЦЕЛЬ

Сформировать у участников представления о возможных стратегиях и тактиках управления стрессом на рабочем месте и навыки поведения в стрессовых ситуациях, сопровождающих процесс изменений.

ПОСЛЕ ТРЕНИНГА УЧАСТНИКИ БУДУТ ЗНАТЬ:

  • Что такое стресс, его стадии, источники.
  • Индивидуальные и организационные последствия стресса.
  • Необходимый уровень эмоциональной напряженности для эффективных изменений.

УМЕТЬ:

  • Применять психологические техники преодоления стресса.
  • Оптимизировать уровень стресса в рабочем коллективе.

ЗНАНИЯ И НАВЫКИ, осваиваемые участниками на тренинге

1. Что такое стресс?

    1.1. Сущность и стадии стресса, его отрицательное и положительное воздействие.

    1.2. Различные проявления стресса на этапах процесса изменений.

    1.3. Понятие оптимального уровня эмоциональной напряженности, необходимой для эффективных изменений.

2. Индивидуальные подходы к преодолению стресса

    2.1. Различия в восприятии внешних стрессоров.

           2.1.1. Индивидуальная адаптивность к изменениям.

    2.2. Выбор стратегии и тактики поведения в стрессовой ситуации.

    2.3. Техники изменения эмоционального напряжения.

           2.3.1. Позитивное мышление в проблемной ситуации.

           2.3.2. Релаксационные упражнения.

           2.3.3. Рациональная терапия.

3. Организационные способы управления уровнем стресса

    3.1. Источники стресса на работе.

          3.1.1. Состав команды по темпераментам.

          3.1.2. Групповые отношения: партнеры, подчиненные, руководство.

          3.1.3. Организационные стрессоры: политика, структура, участие.

    3.2. Инструменты управления изменениями / стрессом.

          3.2.1. Поведение лидера.

          3.2.2. Когнитивный диссонанс как технология пропаганды.

          3.2.3. Групповые коммуникации.

          3.2.4. Референтные группы.

Продолжительность модуля 8 часов. 

Отрасль: финансовые услуги

«УПРАВЛЕНИЕ ИЗМЕНЕНИЯМИ»

ЦЕЛЬ

  • сформировать у участников знания о структуре и особенностях каждого этапа процесса изменений;
  • освоить базовые навыки каждого этапа.

ЗНАНИЯ И НАВЫКИ, осваиваемые участниками на тренинге

1. Сопротивление изменениям

   1.1. Отношение к переменам.

   1.2. Четыре уровня сопротивления (поведение, навыки, цели, ценности).

2. Процессы адаптации

   2.1. Цикл адаптации.

   2.2. Пять фаз процесса перемен

3. Стресс

   3.1. Стресс. Оптимальный уровень стресса.  

   3.2. Время – стрессор. Тайм – менеджмент.

4. Подготовка перемен

   4.1. Необходимость.  

   4.2. Готовность к переменам.

   4.3. Способность.

5. Каскадное вовлечение организации

   5.1. Вовлеченность сотрудников:

  • структура команды
  • референтные группы
  • внушаемая точка зрения

6. Научение

   6.1. Когнитивный диссонанс.  

   6.2. Цикл и типы обучения по David A. Kolb.

7. Развитие сотрудника

   7.1. Ситуативное лидерство.

   7.2. 4 этапа развития сотрудника.

Технология обучения:

Структура занятий и учебные материалы, разработаны на принципах обучения взрослых:

  • Интерактивный разбор ситуаций и теоретического материала.
  • Объем подачи информации с учетом особенности восприятия и усвоения новых данных
  • Спиральный принцип формирования сложно - ситуативного поведения.
  • Деловые игры для освоения и закрепления навыков в индивидуальном опыте. Продолжительность тренинга 16 часов (теория – 4 часа, практика – 12 часов)

www.utraining.ru

Что мне делать, если не могу подружиться с тайм-менеджментом?

Наверняка, вы не раз читали, перелистывали, изучали работы по управлению  временем, а потом старались применять полученные знания на практике. Но в будущем снова приходили к выводу, что не получается в точности соответствовать разработанным планам и использовать предлагаемые технологии. На определенной итерации циклов по освоению тайм-менеджмента кто-то достигает гармонии в управлении собой. Но другие задаются вопросом — что же я делаю не так? И на мой взгляд одна из ключевых причин — непринятие себя таким, как есть!!!

Все еще мучаете себя тайм менеджментом? Тогда мы идем к вам!!!

Все мы знаем, как важно уметь сосредотачиваться, управлять своим временем, не откладывать дела на потом, придерживаться планов. И самое главное стараться развивать свои навыки использования сознания, управления собой. И среди этой убедительной и ставшей уже привычной одноголосицы профессор Adam Grant в своей работе о том, как важно для успеха быть оригинальным («Originals: how non-conformists move the world») обращает внимание читателей на то, что далеко не все так однозначно.

Jihae Shin из Университета штата Висконсин в своем исследовании обнаружил, что сотрудники, которые любят медлить, как правило, являются самыми творческими.  И Adam Grant говорит, что если вы любите откладывать дела на потом не обязательно насиловать себя тайм-менеджментом — считайте  себя творческим человеком! 🙂 Отложив дело на потом, человек получает возможность найти более яркое решение, чем первое, посетившее его голову. Откладывая задачу человек повышает вероятность того, что она никогда может быть не сделана. Но с другой стороны, промедление может сделать более продуктивным, эффективным ее достижение в долгосрочной перспективе.

Горе от ума?

Mark Molloy пишет, что согласно последним исследованиям умные люди более легко отвлекаются на работе. Рабочие, которые имеют проблемы с концентрацией внимания могут быть интеллектуально выше своих коллег. Связано это с тем, что умным людям трудно сосредоточить ум из-за  удивительных идей, которые постоянно посещают их гениальные мозги.

Умнейшим среди нас трудно определить приоритеты, чтобы сосредоточиться на первом. Постоянный поиск и идеи переполняют их, что отвлекает и может привести к ощущению неполноценности и неспособности справиться с нагрузкой в целом.

Но не стоит быть сильно предвзятым к себе или окружающим. Да Винчи чувствовал себя неудачником посвятив 16 лет работе над Монной Лизой, потому что все время отвлекался. Но в конечном итоге его постоянные эксперименты в оптике изменили способ, которым он моделировал свет и в конечном итоге сделали его лучшим художником.

Я вначале упоминал книгу Адама Гранта. Она подталкивает к следующему выводу:

Если кто-то или вы сами считаете, что имеете большой недостаток — подумайте над тем, какие возможности он предоставляет вам, как он поможет вам стать оригинальным.

Для поиска себя и баланса между рациональным и эмоциональным, между возможностями и ограничениями, между планированием и творческим подходом предлагаю вам взглянуть на управление, тайм-менеджмент, успех через управление энергией и целостный подход.

Можно ли быть красивым и умным

В любом случае, если вы красивая белка, а все вокруг говорят, что нужно быть хищником — так пусть говорят. А мы с вами подумаем о сильных и слабых сторонах каждого. Но…

Советские физиологи в восьмидесятые годы выяснили, что когда уделяем внимание усилению слабых физических сторон организма — это происходит очень медленно. Но если работаем над сильными сторонами, то слабые подтягиваются гораздо быстрее. И в этот месте  я для себя делаю пару выводов:

  • признаемся себе, кто мы и какие есть на самом деле, а дальше…
  • слабые стороны удобно компенсировать привлекая к сотрудничеству других людей. Если я творческий, то буду очень полезен человеку с административными склонностями.

Это мои выводы, а какие ваши?

ibcm.biz

Правда об управлении временем

Вот ещё одно модное выражение, плохо понимаемое большинством тех людей, которые его используют — «time management». Тайм менеджмент, управление временем. Чего только не подразумевают под этими словами консультанты и гуру разной степени модности. От составления расписания рабочего дня в ежедневнике, до по-секундных «фотографий рабочего дня». Все эти вещи правильные, даже чрезвычайно полезные. Однако «тайм менеджмент» это более широкое понятие.

Тайм менеджмент

  Я знаю, что многие из вас как умные люди сразу же полезут в словари. Для облегчения вашей работы я сделал это сам, приведу несколько определений.

  Тайм менеджмент (Словарь менеджмента): подраздел менеджмента, изучающий методы, которые позволяют руководителю эффективно расходовать собственное рабочее время. 

  Для того, чтобы управлять временем, полезно знать точное определение этого понятия. К сожалению, оно относится к одному из наиболее запутанных. Неподготовленный человек, пытаясь разобраться с этим простым (на первый взгляд) термином по словарю(ям) накличет головокружение. Вот несколько словарных определений с моими комментариями.

  Время (Энциклопедический словарь) - 1) Это показатель скорости движения (видите — время определяется через скорость, но если посмотреть скорость, то она определяется через время, так ничего и, не объясняя — В. М.), а так же одна из основных - наряду с пространством - форм существования материи, выражающая длительность бытия и последовательность смены состояний всех материальных систем и процессов в мире (в философии). (Максимально приближенное к правильному, однако очень туманное и запутанное определение, которое сложно понять и применить с какой-либо пользой — В. М.). 

  2) Продолжительность происходящего или существующего, измеряемая годами, месяцами, днями и т.п. (Тоже близко к истине, но непрактично для целей управления временем — В. М.).

  Однако, дальше всех продвинулся Библейский словарь: 3) Размышляя о времени, не следует забывать слов Спасителя, которые Он сказал Своим ученикам: «...не ваше дело знать времена или сроки». (Деян.1:7). Исходя из этого, можно с уверенностью сказать, что никто из людей не сможет когда-нибудь точно объяснить значение этого понятия. (Как писал Л. Рон Хаббард: «Техническое определение глупости таково: незнание времени, места, формы или события». Так что с уверенностью можно тут сказать одно — не очень-то умными хотел сделать своих читателей господин Вихлянцев, который составлял этот словарь, если с такой «уверенностью» так интерпретировал фразу Иисуса. Сам Христос наверное весьма удивился бы приведённой выше трактовке, основанной на вырванном из контекста изречении  — В. М.).

Техники управлением временем

  В лекциях и книгах Л. Рона Хаббарда есть несколько ценнейших данных о времени и об управлении временем. Я приведу лишь некоторые из них, которые попроще (сложные техники и процессы — тема для серьёзного обучения, а не для обзорной статьи).

  Во-первых, само определение времени. Будучи физиком-ядерщиком по образованию, Хаббард в своём «Филадельфийском докторском курсе» (76  интереснейших, насыщенных уникальной информацией аудио-лекций по философии) даёт определение времени, как «ощущению или видимости изменения объектов».Например, как вы узнаёте, сколько прошло времени? Вы смотрите на изменяющийся объект и прислушиваетесь к собственным ощущениям. В вашем теле происходят постоянные процессы изменения (дыхание, сердцебиение и т.д.) которые тоже являются объектами вашего восприятия и создают ощущение времени. Вы смотрите на стрелки часов (они меняются), на солнце и луну (они изменяют положение), на освещённость (она меняется) и т.д. и всё это создаёт у вас ощущение того, что прошло какое-то время.Давая определение времени, как субъективному ощущению, Хаббард открывает путь для субъективного (самостоятельного) изменения времени. Если вы можете изменить ваше восприятие скорости изменения вещей, то вы можете изменить время. А вы можете.

Если вы можете изменить ваше восприятие скорости изменения вещей, то вы можете изменить время. А вы можете.

  Вот вам упражнение, которое лежит в основе тайм-менеджмента. Возьмите часы с секундной стрелкой или электронные. Понаблюдайте, как проходят 10 секунд. Когда истечёт 10-я секунда, подумайте, сколько и чего вы бы успели сделать за это время. Потом сделайте так ещё и ещё раз. Постарайтесь ускорить своё восприятие мира, представив, что вы увеличиваете скорость своих движений. Сколько вы можете сделать теперь за 10 секунд? Для чего нужен тайм менеджмент? Для того, чтобы просто успевать больше сделать.

  Человек проживает рабочий день. Он работает с комфортной для него скоростью. Успевает сделать какой-то объём работы. Но хочет успевать сделать больше. Это происходит по различным причинам. Либо он перегружен делами, и не успевает. Либо хочет просто повысить эффективность. Может быть, у него сдельная оплата труда. Или горят сроки проекта.

  Скорость изменения — весьма субъективное понятие. То, что для одного «слишком медленно» для другого «непереносимо быстро». Спросите мотоциклистов. Вы услышите (на полном серьёзе): «Я попал в плотное движение и плёлся со скоростью 160 км/ч». А те же 160 км/ч. доведут кого-нибудь до инфаркта, особенно, если посадить его на мотоцикл. Ощущение скорости может быть очень быстрым или крайне замедленным. Наркоману день кажется пятью минутами, настолько он замедлен. Знаете анекдот? Сидит наркоман на балконе, мимо пролетают три подряд огненных шара. Он очень удивляется, начинает думать об этом странном явлении... Возвращается с балкона в квартиру... Мать спрашивает его: «Что ты делал на балконе трое суток?».

  Для пятилетнего ребёнка наоборот — один день тянется столько же, сколько для среднего взрослого тянется неделя. Он гулял во дворе целое утро! Это было длинное-длинное время, наполненное массой приключений. А через двадцать лет этот же человек просыпается, почёсывается, завтракает, только садится работать — уже и обедать пора. Замечали? 

Изменить своё ощущение времени

  Составлять расписание дня вы, возможно, умеете. А вот пробовали ли вы изменить своё ощущение времени? Я бываю иногда на телевидении. Один раз в студии слышал разговор тележурналистов: «До эфира ещё полно времени, целых 30 секунд» (со скучающим выражением лица). А для кого-то 30 секунд это вжик! Человек, печатающий со скоростью 30 знаков в минуту, успеет напечатать в 10 раз меньше, чем человек, печатающий со скоростью 300 знаков. Они могут работать вместе и получать одинаковый оклад за рабочее время. Это и есть основа тайм менеджмента — ощущение времени, и как следствие количество изменений в единицу общепринятого времени. «Он много успевает». Так говорят о человеке, для которого комфортна высокая скорость. Кто-то хаотично делает много лихорадочных движений, на самом деле успевая не так уж и много свершить. Этот человек пытается действовать со скоростью большей, чем для него комфортно. «Я печатаю со скоростью 600 знаков в минуту! Правда, такая ерунда получается...».

...основа тайм менеджмента — ощущение времени, и как следствие количество изменений в единицу общепринятого времени.

  Есть множество административных принципов, которые хоть и менее действенны, чем повышение внутренней скорости восприятия, тем не менее, помогают «запихнуть» в одну единицу времени больше дел. Они описаны уже не в философских работах, а в административной технологии Хаббарда. Самый первый из этих принципов — не делать одно дело два раза. Это достигается за счёт того, что вы даже не начинаете браться за какое-то дело, если не готовы прямо сейчас довести его до конца. Вам приходит почта. Вы прочитываете её и откладываете. Через несколько часов возвращаетесь к ней, читаете ещё раз и отвечаете. Видите? Вы сделали работу дважды. Первый раз можно было даже не читать, если вы не были готовы тут же ответить. В то время, как вы читали, можно было сделать что-то ещё. Так вы и экономите время.

  Следующий инструмент — это планирование. Система планов (стратегические, тактические, краткосрочные) с выполнимыми задачами и конкретными сроками организовывает, помогает скоординировать деятельность и произвести меньше лишних движений. В стандарте администрирования «бережливое производство» (Lean production) приводится семь типов излишнего движения. В административной технологии Хаббарда — пятьдесят три, с подробным объяснением, как устранить каждый из них. Но это не тема данной статьи. Я просто хотел отметить, что само искоренение лишних движений приводит к экономии времени.

  А также в тайм-менеджменте можно использовать оптимизацию способов коммуникации, так как именно на коммуникацию тратится наибольшее количество лишнего времени.Хорошая новость в том, что при помощи изменения собственного ощущения времени вы можете невероятно увеличить свою эффективность, и при этом у вас останется ощущение, что вы работаете не торопясь. А изучение административных процедур помогут использовать время максимально эффективно. Для того, чтобы оптимизировать время, нужно сначала создать его. Приведённое выше упражнение вам поможет. Видите, у вас множество возможностей. Пользуйтесь. А если хотите окончательно разобраться с этим вопросом - посмотрите курс "Прицельный Тайм-менеджмент"

Вадим Мальчиков,

учредитель Центральной тренинговой компании

Оригинал статьи

rb.tv

Тайм менеджмент руководителя: инструменты управления собственным временем | Обеспечить эффективное управление временем - одна из основных направлений

 Технологии и принципы управления временем давно разработаны и описаны в книгах и методических пособиях. По мнению экспертов, внедрению культуры тайм менеджмента должны предшествовать следующие шаги:

  1. Руководители и рядовые сотрудники должны осознать тот факт, что их личную эффективность необходимо повышать.
  2. Нужно понять, что управление собственным временем обеспечит повышение такой эффективности.
  3. Внедрить инструменты тайм менеджмента в повседневную практику.

 Последние 2 пункта взаимосвязаны, поскольку невозможно убедиться в эффективности тайм менеджмента, не проверив на практике его методы. Поэтому далее описаны простые инструменты, которые легко применить и которые приведут к немедленным и ощутимым результатам.

Тайм менеджмент руководителя: планирование рабочего дня

 Посвятите первые 10 минут своей работы планированию дня. Составьте список «жестких» задач, которые должны быть выполнены строго в определенные часы. К таким задачам обычно относятся встречи. Оставляйте между ними промежутки, ведь ваш партнер может задержаться, беседа может затянуться и т.п. Вы будете нервничать, что опаздываете на следующую встречу, ее придется откладывать, весь ваш график начнет рушиться, задачи на день перемешаются. Поэтому тайм менеджмент руководителя предусматривает составление двух списков: первый – «жесткие задачи», а второй – «гибкие», то есть те, которые можно выполнять в любое время в течение дня, в том числе, и между встречами.

 Далее, чтобы обеспечить эффективное управление временем, необходимо распределить «гибкие» задачи по приоритетности. Начинать нужно с выполнения самых главных. Следующим этапом является «бюджетирование» времени для выполнения крупных задач. Вы знаете, например, что для составления отчета необходимо 2 часа. Но как только вы за него садитесь, вас начинают отвлекать по разным причинам. В итоге на написание отчета уходит не 2 часа, а 4,5. Много времени «съедает» процесс вхождения в то самое состояние работы, во время которого вас отвлекли.

 Принципы управления временем не поддаются арифметике. Поэтому приходится учитывать не только фактические минуты, на которое вас прервали, но и время на очередное «погружение» в работу. Поэтому если вы решили написать отчет за 2 часа, то создайте для этого условия. В этом поможет личный секретарь. Но если такого не имеется, то включите на телефоне автоответчик, а также сообщите всем и каждому, что отвлекать вас с 14.00 до 16.00 не следует. Если с телефоном все понятно, то каждый день сообщать всем о своих намерениях как-то нелогично.

 В такой ситуации спасет техника т. н. «красного флажка», которая также является составляющей тайм менеджмента руководителя. Кстати, этот метод должен стать частью корпоративной культуры, поскольку имеет прямое отношение к командной договоренности. Договоритесь с коллегами, что вас не нужно отвлекать, когда на столе стоит красный флажок, светофор, открытка и т.п. Только не стоит этим способом злоупотреблять. Оговорите ограничения: «флажок» можно выставлять раз в день на 2 часа.

 Еще один принцип управления временем – не планируйте больше 60-70% своего рабочего дня. То есть вы сможете контролировать только часть своего времени, все остальное поглотят авральные, неожиданно возникшие дела, требующие срочного решения. Если вы будете знать, что у вас в запасе 30-40% рабочих часов, то вы сможете без стрессов и результативно решить непредвиденные проблемы. Авралов нет – отлично! Потратьте время на разработку стратегических задач. Возможно, вас давно посещают мысли о построение франчайзингового бизнеса. Начните составлять план действий. Также можно заняться и саморазвитием: изучите нормативные акты, почитайте профессиональную литературу.

Учет рабочего времени

 Если вы весь день вертитесь, как белка в колесе, ваш рабочий день заканчивается где-то в 21.00, и вы не можете понять, на что потрачен весь день – ведите хронометраж. Фиксируйте, что вы делали и сколько времени на каждое дело потратили. Анализируйте записи в конце дня. Выявление «времяпоглотители» - это еще один метод тайм менеджмента. Ваше рабочее время могут отнимать: телефонные разговоры, частый просмотр электронной почты, совещания и другие дела, расход времени на которые вы хотели бы уменьшить.

 Еще один инструмент для эффективного управления временем - борьба с поглотителями времени. Такую работу нужно объединить в блоки и нормировать для них время. Например, сделайте сразу несколько звонков, заведите правило просматривать почту дважды в день, а в остальное время отключите уведомление о новых письмах. Также следите за тем, чтобы вам не приходилось по несколько раз выполнять одну и ту же задачу. На совещаниях должны присутствовать все задействованные в работе лица. Все решения нужно протоколировать и ставить на контроль.

 Тайм менеджмент руководителя также предусматривает варианты использования вынужденных простоев или периодов ожидания. Часто в рабочее время приходится простаивать в пробках, ждать кого-то в аэропорту и т.п. В такие минуты управление личным временем тоже должно быть эффективным. Вы можете:

  • делать телефонные звонки;
  • просматривать электронную почту;
  • читать книгу;
  • давать поручения сотрудникам;
  • делать полезные наблюдения и записывать появившиеся идеи на диктофон.

 Возможно, вас заинтересовала необычная реклама или оформление офиса, в котором вы побывали. Все наблюдения можно записать, а затем использовать на благо собственному делу.

Эффективное управление временем – это еще и отдых

 Нельзя поощрять стремление своих подчиненных засиживаться допоздна, работать без обеда и перекуров. Усталость имеет свойство накапливаться, а затем перерастать в нервные срывы, болезни или просто в неэффективную работу. В деловом мире хорошо знаком термин «кароши», что значит «смерть от переутомления». В Японии ведется статистика смертей на работе. Их основная причина – инсульт, инфаркт из-за стресса.

 Эффективное управление временем должно предусматривать ритмичный отдых. Не зря еще в советские времена практиковалась производственная гимнастика, а в школах и вузах уроки длятся по 45-90 минут. Затем наступает «переменка». Многие компания и сегодня разбивают свои плотные графики двумя 15-минутными перерывами на зарядку.

  Следующее правило тайм менеджмента руководителя – отдых должен быть регулярным. Оптимально отвлекаться от дел на 5 минут каждый час или на 15 минут каждые полтора часа. Если вы работали перед компьютером, нужно встать и подойти к окну, пройтись по улице, позвонить родителям и т.п. То есть нужно полностью «отключиться» от рабочего процесса и сменить обстановку.

Тайм менеджмент: планирование сложных и крупных задач

 Перед каждым руководителем часто встают большие задачи, которые невозможно решить за пару часов. Они кажутся глобальными и от того постоянно откладываются на потом. Между тем, такие задачи часто работают на перспективу. Например, ими могут быть: обновление существующей концепции, построение новой бизнес-стратегии и т.п. Эксперт тайм менеджмента Глеб Архангельский называет такие задачи «слонами» и предлагает их «съесть», разрезав на «бифштексы».

 Итак, следующий метод результативного тайм менеджмента руководителя - разделить работу на порции и включать по одной порции в план дня. Например, если «слон» - развитие бизнеса по франчайзингу, то «бифштексами» будут:

 Если и эти задачи остаются довольно емкими, то их тоже можно поделить на более простые. Есть цели и попроще, например, руководителю необходимо освоить иностранный язык. Порциями от такого «слона» могут стать ежедневное общение по 15-минут с носителями языка.

 Еще один эффективный инструмент тайм менеджмента – это принцип «швейцарского сыра». Нужно написать статью, диссертацию, отчет, бизнес-план? Начинайте выполнять проект не по порядку, а с самого простого и понятного места. «Выгрызая» кусочки из разных мест, вы и не заметите, как работа будет проделана целиком.

Тайм менеджмент руководителя имеет философский смысл

 Основной принцип управления временем – это расходовать его в соответствии со своими личными жизненными ценностями. То есть тайм менеджмент учит управлять всей своей жизнью в целом. Цели любого человека указывают на его личные приоритеты, в соответствии с которыми строятся планы. Тайм менеджмент – планирование времени, его эффективное использование. Но возникает вопрос: к чему все это? Куда спешить? Зачем рабочее время экономить? Кому нужна вся эта эффективность, кроме начальника?

 Задача руководителя – совместить интересы всей компании и интересы каждого ее работника. При успешном решении этой задачи, достижение личных целей каждого сотрудника будет способствовать развитию компании. И наоборот – когда компания достигает своих целей, создаются условия для самореализации сотрудников.

Жизненными ценностями могут быть:

  • семья;
  • отдых;
  • здоровье;
  • друзья;
  • хобби;
  • карьера
  • материальное благополучие.

 Составьте на листе план: каких целей в этом году вы хотите достичь в каждой из этих ключевых областей. Назначьте реальные сроки. Поместите лист в то место, куда вы заглядываете каждый день. Постоянное напоминание о ваших стратегических целях не позволит погрязнуть в повседневной «текучке».

kupi-franshizu.ru