Содержание
виды, особенности и этапы проведения
Содержание:
- Что такое трасологическая экспертиза
- Особенности трасологической экспертизы
- Виды трасологических экспертиз
- В каких случаях проводится трасологическая экспертиза
- Как проводится трасологическая экспертиза
Выявление, фиксация, сбор следов на месте происшествия – это первый шаг любого расследования. Без заключения трасологической экспертизы, кому или чему эти следы принадлежат, как появились, какие есть причинно-следственные связи, наличие таких улик теряет смысл.
Что такое трасологическая экспертиза
Криминалисты называют следы «молчаливыми свидетелями», способными рассказать целую историю. На месте происшествия в любом случае остаются царапины, осколки, оттиски, механические повреждения, прочие фрагменты. В свою очередь, часть следов после контакта виновное лицо уносит с собой. Это могут быть частицы земли, волос, человеческих выделений, горюче-смазочных, пороховых материалов.
Изучением таких следов с целью определения объекта, который их оставил, и условий их образования занимается трасологическая судебная экспертиза. При исследовании следов-отображений можно выяснить:
- механизм следообразования, например, с какой стороны разбили стекло, взломали дверь;
- отдельные признаки, которые характеризуют личность преступника, – рост, пол, вес, профессию;
- групповую принадлежность – каким именно предметом оставили следы;
- идентификационную принадлежность – было ли транспортное средство подозреваемого на месте аварии.
Особенности трасологической экспертизы
Исследуемые в трасологии следы нельзя воспринимать в узком смысле. По характеру образования они бывают:
- Материальными – отображения одних объектов на других в результате контакта, аварии, совершения преступления. Это отпечатки обуви, рук, орудий взлома, автомобилей.
- Следами-предметами. В эту категорию включают пломбы, замки, оставленные осколки, другие изделия.

- Следами-веществами. Сюда относят кровь, лакокрасочные, горюче-смазочные материалы, грязь с признаками направления движения.
Часть следов изучают, кроме трасологов, другие специалисты для решения многих задач, в частности установления механизма возникновения отпечатков с использованием ситуационного анализа. Исследование проводит комиссия, в которую могут входить, кроме трасологов, медики, баллисты, материаловеды.
Виды трасологических экспертиз
В зависимости от решаемых задач и объектов исследования, выделяют несколько видов и подвидов трасологических экспертиз следов:
- Гомеоскопические – все типы исследований, связанных со следами человека: дактилоскопическая, отпечатков обуви, ног, протезов, зубов, губ, кожного покрова.
- Механоскопические – изучение следов, оставленных орудиями и инструментами, механических повреждений одежды, замков, узлов, пломб, осколков.
- Транспортно-трасологические – исследования царапин, вмятин, повреждений, отпечатков шин для восстановления полной картины ДТП.

- Исследование отпечатков животных – изучают следы лап, подков, зубов, пр.
Из классификации, утвержденной ГОСТ Р 57428-2017, можно сделать вывод, что во время проведения тератологической экспертизы изучают любые следы, которые оставили люди, животные, инструменты, транспорт.
В каких случаях проводится трасологическая экспертиза
Назначает экспертизу и определяет задачу суд или следователь. Проводят ее непосредственно после происшествия или в ходе процессуальных действий.
Основные цели, которые ставят перед экспертами, – идентификационные и диагностические. До начала исследования специалисты обязаны обнаружить и зафиксировать следы. Эту часть работы относят к первому шагу выполнения диагностических задач. Чтобы в дальнейшем выводы приняли в суде, необходимо правильно запротоколировать найденные улики.
Идентификационные задачи направлены на то, чтобы определить принадлежность:
- к определенной группе объектов, которые оставили след;
- частей по морфологическим и другим признакам единому целому.
Например, принадлежит ли обнаруженный осколок на месте аварии фаре автомобиля подозреваемого.
Диагностические задачи преследуют цель установить:
- Пригодность следов для идентификации. Важно выяснить, можно ли использовать отпечаток для дальнейшего исследования. В некоторых ситуациях материалы настолько нечеткие, слабые, что провести адекватное исследование невозможно.
- Время возникновения следов. Под влиянием осадков и времени отпечатки могут значительно исказиться. Кроме этого, важно отделить материалы рассматриваемого происшествия от тех, что возникли раньше или позже.
- Механизм контакта, который привел к появлению отпечатков. Например, направление движения транспортных средств. Кроме прямого механического контакта, эксперты изучают следы, которые появились в результате химического, теплового, микробиологического воздействия.
- Последовательность возникновения отпечатков. При выявлении факта контактного воздействия нередко обнаруживают, что вещество попадает на следоноситель не в результате прямого соприкосновения, а через другие объекты.
Такие наслоения горюче-смазочных материалов, крови, различных волокон усложняют задачу, поэтому решаются трасологами с привлечением материаловедов, судебных медиков. - Выяснить свойства, состояние исследуемого объекта. Например, были ли существенные поломки автомобиля до ДТП, какую скорость ТС развило до столкновения, происходило ли торможение. Кроме этого, выявляют скрытые повреждения, например царапины в замке от применения отмычек, для чего требуется разобрать объект.
Инициировать исследование, кроме следователя и суда, могут заинтересованные лица. Особенно это актуально для проведения трасологической экспертизы при ДТП. При взаимных претензиях участников, наличии пострадавших, в том числе когда виновный скрылся с места аварии, ее проводят сразу после происшествия. Но привлечь трасологов по собственной инициативе может и заинтересованная сторона, если:
- участник ДТП сомневается в объективности судебной экспертизы;
- страховая отказывает в выплате, так как не верит, что повреждения связаны с аварией.

Любую экспертизу заинтересованное лицо может оспорить, заказав независимое исследование.
Как проводится трасологическая экспертиза
При проведении расследования на месте происшествия работают трасологи, которые есть в штате следственных органов. По решению суда или инициативе заинтересованной стороны допускается привлечение независимой экспертной компании, например «Стандарт Эксперт». Обращайте внимание, что проводить трасологическое исследование имеют право только специалисты с профильным образованием и наличием специальных допусков. Для некоторых специфических ситуаций требуется собрать команду экспертов, в которую будут входить, кроме трасологов, материаловеды, медики, баллисты, другие узкие специалисты. После согласования заявки, времени проведения обследования, уведомления всех заинтересованных сторон сотрудники приступают к работе.
Процесс состоит из нескольких обязательных этапов:
- Изучения представленных документов, в том числе ранее проведенного исследования, если речь идет о его оспаривании.

- Выезда команды на место происшествия. Для проведения экстренной экспертизы сразу после события важно начать этот этап как можно раньше.
- Сбора и фиксации следов. На месте эксперты собирают улики, ведут фото- и видеосъемку, составляют схему происшествия, на которой отмечают важные сведения.
- Осмотра объекта исследования. При расследовании обстоятельств ДТП обязательно осматривают автомобиль, в том числе если ТС отбуксировано на штрафстоянку, в автосервис. При необходимости проводят частичную разборку.
- Проведения лабораторных и других специфических исследований.
- Компьютерного моделирования происшествия. Показывает наглядно, как произошла авария или другое расследуемое событие.
На основании проведенной работы эксперт-трасолог составляет отчет со всеми выкладками и расчетами, в заключении отражает вывод.
Важно понимать, что эксперты не называют виновных происшествий, а только указывают причинно-следственную связь, выявленную в ходе изучения следов.
Но такое заключение принимают в судах как неоспоримое доказательство.
Трасологическая экспертиза это \ Акты, образцы, формы, договоры \ КонсультантПлюс
- Главная
- Правовые ресурсы
- Подборки материалов
- Трасологическая экспертиза это
Подборка наиболее важных документов по запросу Трасологическая экспертиза это (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
- Судебная экспертиза:
- Баллистическая экспертиза
- Виды судебных экспертиз
- Виды экспертиз
- Вопросы строительно-технической экспертизы
- Как оспорить судебную экспертизу
- Ещё…
Судебная практика: Трасологическая экспертиза это
Зарегистрируйтесь и получите пробный доступ к системе КонсультантПлюс бесплатно на 2 дня
Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Подборка судебных решений за 2019 год: Статья 137 «Животные» ГК РФ»Отменяя решение суда первой инстанции в связи с переходом к рассмотрению дела по правилам суда первой инстанции, и принимая новое решение, суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями статей 15, 137, 210, 1064, 1079, пункта 2 статьи 1083 Гражданского кодекса Российской Федерации, обосновано исходил из того, что водитель К.
Д., двигаясь как со скоростью, равной 60 — 70 км/ч, так и при увеличении указанной скорости, не располагал технической возможностью предотвратить наезд на животное (корову), что подтверждается выводами заключения эксперта от 10 июня 2019 года N 022/13.3, 13.4 проведенной по делу повторной комплексной автотехнической, трасологической и товароведческой судебной экспертизы, при этом совокупность исследованных в судебном заседании доказательств подтверждает наличие причинно-следственной связи между действиями К.Н. и наступившими последствиями в виде причинения истцу ущерба и гибели принадлежащего К.Н. домашнего животного.»
Зарегистрируйтесь и получите пробный доступ к системе КонсультантПлюс бесплатно на 2 дня
Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Определение Первого кассационного суда общей юрисдикции от 25.08.2021 N 88-19100/2021 по делу N 2-179/2021
Категория спора: ОСАГО.
Требования страховщика: О признании незаконным решения финансового уполномоченного о взыскании доплаты страхового возмещения.
Обстоятельства: Потерпевший обратился к уполномоченному по правам потребителей финансовых услуг с требованием о взыскании страхового возмещения. Решением требования о взыскании страхового возмещения по договору ОСАГО были удовлетворены.
Решение: Отказано.
Процессуальные вопросы: О возмещении расходов по уплате государственной пошлины — отказано.Также судом апелляционной инстанции с учетом Разъяснений по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 4 июня 2018 г. N 123-ФЗ «Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг», утвержденных Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 18 марта 2020 г., признан правомерным отказ суда первой инстанции в удовлетворении ходатайства о назначении судебной комплексной трасологической экспертизы. При этом судебная коллегия областного суда исходила из того, что в нарушение статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не предоставлены достаточные доказательства, которые давали бы основания сомневаться в правильности и обоснованности заключения экспертизы ООО «Апэкс Груп».
Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Трасологическая экспертиза это
Зарегистрируйтесь и получите пробный доступ к системе КонсультантПлюс бесплатно на 2 дня
Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Статья: Использование специальных знаний в области судовождения при производстве трасологической экспертизы
(Ильин Н.Н.)
(«Российский следователь», 2021, N 4)Анализ следственной и экспертной практики также свидетельствует о том, что узлы и петли довольно редко являются объектами трасологической экспертизы. Это можно объяснить тем, что специальными способами завязывания узлов владеют лишь представители определенных профессий , которые в основном были распространены еще в прошлом веке (хотя их можно встретить и сегодня). Так, по сферам применения узлы подразделяются на: альпинистские, морские, пожарные, такелажные, ткацкие, рыбацкие и др. .
Судебно-медицинская экспертиза – экспертиза физического соответствия
ВНИМАНИЕ:
Ваш браузер не может правильно отображать навигацию.
Убедитесь, что JavaScript
включен, и файлы cookie включены.
Каждая категория (например, «О DPS») имеет несколько подкатегорий. Чтобы просмотреть эти
категорий, нажмите на ссылки на глобальной панели навигации, и вы
быть представлены с этими ссылками.
Если у вас есть какие-либо вопросы, пожалуйста, посетите раздел «Помощь» или свяжитесь с нами.
Мы приносим свои извинения за доставленные неудобства.
| |||||||||||||
Trace Evidence
Trace Evidence отвечает за исследование мелких (следовых) частиц улик, оставленных во время преступления, таких как волосы, волокна, краска, стекло, лента, обломки огня и остатки огнестрельного оружия. Такого рода доказательства часто представляются в ответ на насильственные преступления, включая изнасилования, убийства, грабежи, поджоги и инциденты с побегами.
Исследования Trace Evidence основаны на принципе обмена Локара, который гласит, что каждый раз, когда два объекта вступают в контакт, происходит обмен информацией.
Такой обмен информацией может быть волоском при сексуальном насилии, краской при наезде и бегстве или стеклом при взломе и проникновении.
Исследования волос
Исследования волос включают микроскопическое сравнение доказательных волос с образцами известного происхождения и микроскопическое исследование волос для определения наличия материала для анализа ДНК. Сравнение волос не является формой положительной идентификации.
Исследования волокон и лент
Исследования волокон и лент сравнивают доказательные волокна или ленты с источниками известного происхождения с помощью микроскопии, инфракрасной спектроскопии, микроспектрофотометрии и пиролизной газовой хроматографии-масс-спектрометрии. Эти сравнения очень эффективны для демонстрации ассоциаций; однако, поскольку многие волокна и ленты изготавливаются человеком и производятся оптом, указание единственного источника невозможно.
Исследования стекла
Исследования стекла сравнивают физические свойства (цвет, толщину и тип), элементный состав и показатель преломления доказательных образцов с образцами известного происхождения.
Элементный состав определяют рентгенофлуоресцентным методом. Показатель преломления — это то, как свет преломляется из одной среды в другую, в данном случае в воздух и стекло. Система измерения показателя преломления стекла (GRIM) измеряет показатель преломления осколков стекла методом масляной иммерсии, в котором используется изменение показателя преломления в зависимости от температуры. Атрибуция единственного источника невозможна при исследованиях стекла.
Проверка красок
Краска представляет собой смесь пигментов и добавок, предназначенных для окрашивания и/или защиты поверхности. Типичные краски включают автомобильные и архитектурные краски. Ученые сравнивают доказательные образцы с образцами известного происхождения с помощью микроскопии, включая сканирующий электронный микроскоп с энергодисперсионной рентгеновской системой, инфракрасной спектроскопии, микроспектрофотометрии и пиролизной газовой хроматографии-масс-спектрометрии. В случаях ДТП, когда потенциальный источник неизвестен, ученые могут изучить кусочки краски и ввести их характеристики в базу данных Paint Data Query (PDQ), чтобы определить возможную марку и модель автомобиля, чтобы предоставить следователям наводку
Исследование мусора после пожара
Исследование мусора после пожара позволяет извлечь летучие соединения из мусора, собранного при возможных поджогах.



Например, принадлежит ли обнаруженный осколок на месте аварии фаре автомобиля подозреваемого.
Такие наслоения горюче-смазочных материалов, крови, различных волокон усложняют задачу, поэтому решаются трасологами с привлечением материаловедов, судебных медиков.

Прямые физические совпадения — это когда два куска материала физически соединяются вместе, используя шаблон сломанных краев и особенности поверхности. Косвенное физическое совпадение происходит, когда два куска материала сопоставляются друг с другом с использованием таких элементов поверхности, как царапины или следы экструзии. Физической подгонки или обилия совпадающих элементов поверхности достаточно, чтобы установить идентичность между двумя частями. Физическое соответствие может быть установлено для многих типов материалов. Возможные типы улик включают ленту, пластик, металл, 