Трудовой инспекции: Онлайн Инспекция — Главная

Содержание

Плановая проверка трудовой инспекции в 2023 году

Что проверяет трудовая инспекция при плановой проверке? В целом — соблюдение норм трудового законодательства. В частности — кадровую документацию, выплаты заработной платы и отпускных, условия труда и выполнение требований ОТ.

Содержание

Нормы законодательства

Руководители организаций-работодателей должны представлять, к чему готовиться при проверках Государственной инспекции труда (ГИТ), какие у инспекторов ГИТ есть права и обязанности, отталкиваясь от следующих законодательных актов:

  1. Трудовой кодекс РФ (в особенности статьи 353 и 356).
  2. Кодекс РФ об административных правонарушениях.
  3. Федеральный закон №294-ФЗ от 26.12.2008 с учётом поправок, внесённых в него законом №277-ФЗ от 03.07.2016.
  4. Подзаконные акты, в частности, Постановления Правительства РФ №875 от 01.09.2012, №177 от 13.02.2017, №1080 от 08.09.2017 и Приказ Минтруда №354н от 30.10.2012.

Основания для надзорных мероприятий

Для понимания причин интереса ГИТ к работе организации следует помнить то, какими бывают трудовые проверки, а именно: плановые и внеплановые.

Основания для планового контроля:

  1. Прошло уже 3 года с момента регистрации организации или заявления о начале её деятельности.
  2. Предыдущий плановый контроль имел место более 3 лет назад.

Основания для внепланового визита инспектора:

  1. Истечение срока исполнения предписания по результатам предыдущего визита.
  2. Распоряжение прокуратуры, правительства.
  3. Обращения в ГИТ по фактам нарушения в организации норм трудового законодательства (задержки с выплатами зарплаты, начисление зарплаты ниже МРОТ, несоблюдение правил техники безопасности, других законных прав работников).
  4. Направленная в ГИТ жалоба действующего или уже уволенного работника организации по поводу нарушения его прав.

Как часто происходят плановые проверки

Проводятся раз в 3 года, а их график на текущий год утверждается не позднее декабря предыдущего года. График публикуется на сайтах Роструда и Генпрокуратуры РФ. Такая частота даёт ответ на вопрос, за какой период проверяет трудовая инспекция — за последние 3 года.

С 01.01.2016 сроком на 3 года были введены «надзорные каникулы» — мораторий на проведение плановых неналоговых надзорных мероприятий субъектов малого бизнеса. Законом №480-ФЗ от 25.12.2018 они были продлены на 2019 и 2020 годы. Организациям, отнесённым статьёй 4 закона №209-ФЗ от 24.07.2007 года к субъектам малого предпринимательства, плановая проверка трудовой инспекции в 2020 году не грозит. Исключения: этот мораторий не действует в отношении компаний, род работы которых связан с социальным обслуживанием, здравоохранением, образованием, теплоснабжением, электроэнергетикой (ст. №21.5 закона №294-ФЗ), и со сферами деятельности, в которых введён риск-ориентированный подход. Полный перечень таких исключений приводится в ст. 1 закона №480-ФЗ.

Кроме того, мораторий не действует в отношении организации, которая в течение трех лет допускала грубые нарушения или лишалась какой-либо лицензии.

Как долго длятся проверки

Продолжительность инспекции ГИТ регламентирована, а максимальный срок плановой проверки трудовых инспекторов зависит от вида проверяемой организации:

  • компания с филиалами — до 2 месяцев;
  • компания малого бизнеса — до 5 часов;
  • микропредприятие — до 15 часов;
  • все другие организации — до 20 дней.

Ответ на вопрос о том, каков максимальный срок трудовой проверки внепланового характера в случаях микропредприятий и субъектов малого бизнеса, дан — ограничиваются общим сроком в 20 дней.

Как происходят проверки

Законом определена последовательность действий проверяющих:

  1. Оповещение организации о предстоящем визите.
  2. Запрос интересующих инспектора ГИТ документов с возможным последующим выездом инспектора в проверяемую организацию.
  3. Составление акта о результатах.
  4. Вынесение предписаний по результатам.

Плановые

Инспектор ГИТ обязан уведомить организацию не позднее чем за 3 дня до даты начала плановой проверки, которые бывают:

  1. Документарными — инспектор запрашивает заверенные копии интересующих его документов, которые должны быть ему предоставлены в течение 10 рабочих дней после запроса, и изучает их на своём рабочем месте.
  2. Выездными — инспектор выезжает по месту расположения организации и там знакомится с относящимися к предмету инспекции документами. Он обязан предъявить своё удостоверение и приказ о проведении проверки. Срок предоставления документов не регламентирован, но инспектор вправе потребовать к ним незамедлительный доступ. В случае большого объёма затребованных документов необходимо письменно уведомить об этом инспектора и запросить дополнительное время на их сбор.

Внеплановые

Инспектор ГИТ обязан уведомить организацию не позднее чем за 24 часа до начала внеплановой проверки. Однако, если она проводится на основании жалобы работника организации о нарушении работодателем его трудовых прав или требований трудового законодательства, что привело к появлению угрозы жизни и здоровью работников, то согласно ч.9 ст. 360 ТК РФ уведомление работодателя о планируемом посещении инспекторами не допускается. Изложенные в заявлении факты — это то, что проверяет трудовая инспекция по жалобе работника — и более ничего, что выходит за данные рамки.

Инспекторы ГИТ не имеют права требовать:

  • изъятия оригиналов документов;
  • нотариального заверения затребованных документов;
  • документов, не относящихся к предмету контроля;
  • при внеплановой проверке по жалобе сотрудника — документов, не имеющих отношения к этому работнику. Однако полномочия трудовой инспекции при проверке по жалобе такого рода позволяют запрашивать документы за всё время работы организации, а не как в других случаях — только за последние 3 года.

Документы, которые интересуют проверяющих

  1. Трудовые договоры с сотрудниками, их трудовые книжки, заявления и другие их документы и выданные справки.
  2. Штатное расписание, кадровые приказы, журналы учёта рабочего времени, графики отпусков.
  3. Больничные листы, данные о медосмотрах.
  4. Все бухгалтерские документы по любым выплатам сотрудникам.
  5. Правила внутреннего распорядка, положения об аттестациях, о защите данных, информации и коммерческой тайне.
  6. Документы по охране труда.
  7. Документальные доказательства того, что работники ознакомлены со всеми имеющими отношение к ним документами организации.

При проведении контрольных мероприятий инспекторы ГИТ пользуются контрольными листами — их можно изучить целиком в статье «Подготовьтесь к проверке, используя проверочные листы ГИТ по кадровым вопросам»

Результаты проверок

По результатам проверки ГИТ в 2 экземплярах составляется акт (для ГИТ и для проверяемой организации). Форма акта утверждена Минэкономразвития. Акт составляется немедленно после окончания мероприятия, но инспектор вправе издать этот акт в течение максимум 3 рабочих дней. Если выявлены нарушения, то к акту прилагается предписание по их устранению с указанием сроков исполнения. В случае, когда нарушения носят серьезный характер или нарушены сроки исполнения выданного предписания, инспектор ГИТ составляет протокол об административном нарушении и постановление о назначении административного наказания в виде штрафа. Работодатель вправе немедленно узнать результаты проверки трудовой инспекции, после чего у него имеется 15 дней на подачу на имя вышестоящего должностного лица проверяющей ГИТ своих возражений или 10 дней на судебное обжалование.

Самопроверка

Роструд внедряет систему самопроверок исполнения трудового законодательства (см. Письмо Роструда от 07.03.2018 N 837-ТЗ). В приказе даются методические рекомендации по проведению самопроверки с помощью сервиса «Электронный инспектор», а также форма акта.

Виды проверок трудовой инспекции

Все организации, в которых есть штат сотрудников, периодически подвергаются проверкам трудовой инспекции, призванным выявить и/или предотвратить нарушения во взаимоотношения работников и работодателей. Проверки бывают документарными и выездными, плановыми и внеплановыми.

Документарные и выездные проверки трудовой инспекции

Документарная проверка проводится удаленно и заключается в запросе трудовой инспекцией определенных документов организации. Список предоставляемой на проверку документации обычно включает:

  • документы, которые подтверждают наличие трудовых отношений между работниками и работодателем: трудовые книжки, договора, приказы о приеме сотрудников на работу и их увольнении, должностные инструкции и т. д.;
  • локальные нормативные акты: правила внутреннего трудового распорядка, инструкции по охране труда, положения об оплате труда и премировании и т. д.;
  • документы по учету рабочего времени: табели учета рабочего времени, документы о больничных отпусках, графики и приказы об отпусках и т. д.;
  • документы об оплате труда: платежные ведомости, расчетные листки, и т. д.

При возникновении у специалистов трудовой инспекции сомнений в подлинности предоставленных документов выполняется выездная проверка. Также она может быть организована в том случае, если на предприятие поступили жалобы о несоблюдении норм трудового законодательства от сотрудников.

В ходе выездной проверки инспекторы определяют, соответствуют ли рабочие места нормам законодательства,  правильно ли ведутся кадровые документы, соблюдаются ли нормы охраны труда.

Плановые проверки трудовой инспекции

График плановых проверок с указанием их типа ежегодно формируется Федеральной службой труда и занятости – Рострудом. Организация включается в нее, если прошло 3 года с момента:

  • госрегистрации юридического лица или ИП;
  • фактического осуществления предпринимательской деятельности;
  • предыдущей плановой проверки трудовой инспекции.

Чаще 1 раза в 3 года проверяются организации, осуществляющие деятельность в социальной, образовательной и медицинской сферах.

Плановые проверки бывают тематическими и комплексными. Первые посвящены отдельным аспектам соблюдения трудового законодательства, вторые – анализу соблюдения всех требований, которые предъявляются к работодателям.

Перед плановой проверкой руководитель трудовой инспекции выпускает распоряжение о ее проведении. Организация или ИП предупреждаются о грядущей проверке минимум за 3 дня до ее начала (уведомление и требование о направлении документов на проверку вручаются лично или отсылаются заказным письмом по почте). Документы на документарную проверку следует предоставить в течение 10 дней с момента получения требования от трудовой инспекции.

Внеплановые проверки трудовой инспекции

Основаниями для проведения внеплановых проверок трудовой инспекции служат:

  • истечение срока выполнения предписания об устранении выявленных нарушений трудового законодательства и законодательства об охране труда;
  • поступление в Федеральную службу труда и занятости информации или заявления о возникновении или угрозе причинения вреда здоровью и жизни граждан;
  • поступление в Федеральную службу труда и занятости жалобы от сотрудника предприятия и фактах нарушения его трудовых прав и/или необходимости провести проверку соблюдения трудового законодательства и законодательства об охране труда на рабочих местах;
  • издание приказа Правительства или Президента России о массовых внеплановых проверках.

На основании анонимных жалоб и заявления внеплановые проверки Роструда не проводятся.

О внеплановой проверке организация предупреждается минимум за 1 сутки до ее проведения. Исключение составляют случаи, когда существуют факты или опасность причинения вреда здоровью и жизни граждан – в этом случае инспектора вправе начать проверку незамедлительно.

Подготовьтесь к проверке трудовой инспекции – закажите кадровый аудит в «Гранит-Консалтинг»! Наши менеджеры всегда готовы проконсультировать вас по этой и другим услугам компании в онлайн-чате и по телефонам и email из раздела «Контакты».

Причины для проверки предприятия трудовой инспекцией Как прекратить действие лицензии по собственному желанию?

Инспекция труда Гаити занимается сложными вопросами

Пандемия COVID-19 принесла много проблем, но в то же время появилось много возможностей. Таков случай тесного сотрудничества между Министерством социальных дел и труда (MAST) и Better Work Haiti, которые объединились во время пандемии для поддержания достойных условий труда в швейной промышленности. С 2020 года Better Work Haiti проводит совместные мероприятия на фабриках с инспекторами труда MAST, что позволяет совместно определять приоритетные области обучения. С начала года 60 инспекторов прошли обучение по вопросам обращения с химическими веществами и опасными продуктами, а также принудительного труда и торговли людьми после того, как эти темы были отмечены как приоритетные для соблюдения международных трудовых норм и экспортных требований.

Инспекторы труда МАСТ впервые познакомились с управлением химическими и опасными веществами в 2017 году благодаря партнерству между Better Work и проектом МОТ-МАСТ. Обучение дало им необходимые знания для включения набора контрольных точек соответствия, связанных с химическими и опасными веществами, в их контрольный список посещений завода для инспекции. Тем не менее, из-за текучести кадров многие из нынешней группы инспекторов были новичками в этой теме, в то время как опытные инспекторы считали, что переподготовка улучшит согласованность действий в подразделении.

В марте 2022 года восемь инспекторов (в том числе две женщины) прошли курс обучения по управлению химическими и опасными продуктами, организованный Better Work Haiti. В ходе этого обучения были предоставлены инструменты и передовой опыт по эффективному обращению с химическими веществами, чтобы инспекторы могли проводить свои поездки по охране труда (БОТ) с более фундаментальными знаниями. Инспектор MAST Инносент Диманш указывает на ключевые элементы этого обучения, которые помогут им проводить качественные проверки химических и опасных продуктов.

«Понимание совместимости продуктов и диаграммы химических рисков — это некоторые из ключевых элементов, изученных в ходе этого обучения, которые позволяют мне [и другим инспекторам] определять, правильно ли фабрики управляют этими продуктами и обеспечивают ли они надлежащим оборудованием работников, подвергающихся воздействию», — сказал Диманш.

После первоначального обучения инспекторы труда сообщили, что за последние пять лет они заметили некоторые улучшения в хранении химических продуктов на заводах. Тем не менее, фабрикам необходимо дополнительно обеспечивать надлежащую маркировку продукции и обеспечивать надлежащее обучение работников безопасному использованию этих продуктов во избежание несчастных случаев или связанных с ними опасностей для здоровья. В 23-м двухгодичном отчете о соблюдении требований Better Work Haiti отмечается высокий уровень несоблюдения требований в отношении химических и опасных веществ – 9У 6% швейных фабрик было выявлено хотя бы одно нарушение в этой сфере. Большинство проблем, связанных с отсутствием паспортов безопасности, точной инвентаризацией и маркировкой химических веществ и опасных продуктов, и шесть (из 27 заводов) были признаны несоблюдением правил надлежащего хранения химических и опасных веществ, что является потенциально опасной проблемой.

 Диманш, который сталкивался с этими проблемами несоблюдения требований на работе, отмечает, что «важнейшая обязанность фабрик — обеспечить эффективное и полное разделение между зонами, где используются химические продукты, и производственным цехом, чтобы рабочие не подвергались воздействию этих продуктов». Они также подтвердили, что это обучение помогло им понять потребность в защитном снаряжении при проведении инспекционных посещений на определенных производственных участках, где они могут подвергаться воздействию химических веществ и опасных продуктов.

Расширение обучения по вопросам принудительного труда

С целью повышения общего качества 28 инспекторов труда и должностных лиц из северо-восточного регионального отделения MAST приняли участие во втором раунде очного обучения по вопросам принудительного труда и торговли людьми. Эксперты МОТ по международному трудовому праву и нормативным стандартам из странового отделения МОТ в Центральной Америке и директор Национального комитета по борьбе с торговлей людьми (CNLTP) выступили на этом заседании в индустриальном парке CODEVI после конференции за круглым столом по вопросам труда. CNLTP является межминистерским и отраслевым органом при MAST, задачей которого является координация деятельности по борьбе с принудительным трудом и торговлей людьми, предотвращение и борьба с торговлей людьми во всех ее формах и гарантия защиты жертв.

  «Трудоемкие отрасли часто подвергаются формам торговли людьми или оскорбительным методам трудового давления, именуемым принудительным трудом». Эта проблема также затрагивает Гаити, сказал Ибреус Андре, директор CNLTP.

Согласно отчету посольства США на Гаити о торговле людьми за 2021 год, правительство Гаити не полностью соблюдает минимальные стандарты по искоренению торговли людьми, но прилагает для этого значительные усилия. Эти усилия включали судебное преследование и осуждение большего числа торговцев людьми, обновление уголовного кодекса, формирование региональных подкомитетов по борьбе с торговлей людьми и продолжение реализации национальной программы удостоверений личности. На основании этого прогресса Гаити было понижено до уровня 2 списка наблюдения Министерства труда США (USDOL).

CNLTP сотрудничает с МОТ в рамках Better Work Haiti, чтобы расширить знания инспекторов труда, чтобы поддержать их усилия по устранению всех признаков принудительного труда и трудовой эксплуатации (связанных с торговлей людьми), особенно в компаниях швейного сектора, в котором сосредоточено наибольшее количество официальных рабочих мест.

«Гаити ратифицировала Конвенцию МОТ № 29 о принудительном труде. По состоянию на 1 июля 2021 года CNLTP опубликовала свои официальные стандартные операционные процедуры (СОП) по выявлению и поддержке жертв торговли людьми на Гаити. Этот документ является продолжением проекта национальной стратегии и плана по борьбе с торговлей людьми на 2017-2022 годы. Ежегодные отчеты о торговле людьми, представляемые CNLTP в Государственный департамент США, облегчают оценку усилий страны по борьбе с этой проблемой». — Ибреус Андре  

Согласно данным Better Work Haiti, швейные фабрики выявили четыре случая принудительного труда за последние пять лет, и они касались принуждения рабочих к увольнению без разумного уведомления и увольнению с работы по истечении срока действия контракта, а также к их свободе выходить и выходить из общежитий и/или индустриального парка или зоны, в которой расположена фабрика. По словам Диманша, предприятия, как правило, прилагают больше усилий для решения вопросов, связанных с соблюдением международных трудовых норм, которые считаются обязательными и определяющими факторами права на получение торговых льгот, по сравнению с национальным трудовым законодательством, которое напрямую не связано с доступом к экспорту.

Между тем, Синтия Ипполит, , инспектор труда, принимавшая участие в обоих тренингах, делится своим мнением о возможном применении знаний, полученных в ходе этого тренинга: «Я считаю, что знания, полученные и юридические рекомендации, полученные в ходе этого тренинга, позволят нам выявить большинство потенциальных ситуаций, считающихся принудительным трудом или торговлей людьми, в ходе наших проверок и расследований. В качестве продолжения мы уже начали обсуждения в инспекции Западного регионального отделения, чтобы предложить рекомендации нашему начальнику, чтобы внести пункты, непосредственно связанные с этими темами, в наши инспекционные листы»,  сказала Ипполита.  

Многие инспекторы разделяли идею о том, что инспекция труда играет важную роль в поддержке усилий по борьбе с принудительным трудом и торговлей людьми, несмотря на ограничения.

«Наша работа в качестве инспекторов немного ограничивается проверками и расследованиями, но это позволяет нам выявлять случаи принудительного труда или торговли людьми на рабочем месте. Помимо этого, я считаю, что мы можем помочь повысить осведомленность и предотвратить эти проблемы, а также дать рекомендации по более строгим или более подходящим правилам . ” Hyppolithe  

Качество инспекционных посещений может оказать существенное влияние на соблюдение предприятиями требований, поэтому повышение квалификации инспекторов MAST имеет решающее значение. Better Work Haiti продолжает развивать новые виды сотрудничества, направленные на обеспечение устойчивости подхода Better Work, направленного на поддержку безопасного рабочего места, улучшение условий труда и повышение соответствия требованиям. В этих двух областях работы, которые несут потенциальный ущерб и опасность, инспекция труда должна быть готова к прогрессу.

Дом – Национальная инспекция труда

Политика конфиденциальности (GDPR)

Политика конфиденциальности Национальной инспекции труда Адрес: Masarykova 10, 040 01 Košice Национальная инспекция труда в качестве оператора назначила ответственное лицо, с которым вы можете связаться по адресу электронной почты: ochrana. [email protected] В соответствии с действующим законодательством в области защиты персональных данных (статьи 13 и 14 GDPR / раздел 19и 20 из

čítať ďalej

Автомобильный транспорт — размещение объявлений

Применение Директивы (ЕС) 2020/1057 Европейского парламента и Совета от 15 июля 2020 г., устанавливающей особые правила в отношении Директивы 96/71 / EC и Директива 2014/67 / EU о размещении водителей в сфере автомобильного транспорта и изменении Директивы 2006/22 / EC в отношении требований соответствия и Регламента (ЕС) Нет Регламента (ЕС) №

čítať ďalej

Автомобильный транспорт — условия работы

После переноса положений Директивы (ЕС) 2020/1057 Европейского парламента и Совета от 15 июля 2020 г. , устанавливающей особые правила в отношении Директивы 96/71/ЕС и Директивы 2014/67/ЕС о размещении водителей в секторе автомобильного транспорта и вносящих поправки в Директиву 2006/22/ЕС в отношении требований соответствия и Регламента

Читать Дялей

Автомобильный транспорт — размещение объявлений

Применение Директивы (ЕС) 2020/1057 Европейского парламента и Совета от 15 июля 2020 г., устанавливающей особые правила в отношении Директивы 96/71 / EC и Директива 2014/67 / EU о размещении водителей в сфере автомобильного транспорта и изменении Директивы 2006/22 / EC в отношении требований соответствия и Регламента (ЕС) Нет Регламента (ЕС) №

čítať ďalej

Долгосрочная публикация

В соответствии с разделом 5(3) Закона № 311/2001 Сб. Трудового кодекса с поправками («Трудовой кодекс»), трудовые отношения работников, направленных в рамках оказания услуг работодателем, осуществляющим командировку из другого государства-члена Европейского Союза на территорию Словацкой Республики, регулируются настоящим Законом, специальными положениями или соответствующими

Читать Дялей

Средний заработок для целей трудового права

Средний заработок для целей трудового права (далее — средний заработок) определяется работодателем из начисленной работнику заработной платы за соответствующий период и из проработанного работником периода в соответствующем периоде. 4 последнего предложения включается в период, отработанный работником в решающий период

Читать Дялей

Компенсация отпускных

Работник имеет право на компенсацию заработной платы в размере его среднего заработка за использованный отпуск. За часть отпуска, превышающую четыре недели основной суммы отпуска, которую работник не мог взять до конца следующего календарного года, работник имеет право на компенсацию в размере его

Читать Дялей

Компенсация заработной платы за трудную работу

Работник имеет право на компенсацию заработной платы за тяжелую работу при выполнении трудовой деятельности, указанной в пункте 2, если эта трудовая деятельность отнесена компетентным органом здравоохранения к категории 3 или 4 в соответствии со специальным положением, а при их выполнении организационные и специальные защитные и профилактические меры — в соответствии со специальным положением 9.0003 Читать Дялей

Надбавка к заработной плате за работу в праздничные дни

За работу в праздничный день работник имеет право на полученную заработную плату и надбавки к заработной плате в размере не менее 100% его среднего заработка.