Содержание
Объекты экспертизы промышленной безопасности | Современный предприниматель
Экспертиза промышленной безопасности производственных объектов – это их проверка на предмет того, отвечают ли они требованиям нормативных актов. Ее главная задача – определение степени риска возникновения аварии на опасном производстве. Под последней понимают разрушение сооружений или техустройство на производстве, взрыв или выброс вредных веществ.
Нормативное регулирование экспертизы промбезопасности
Вопросы, связанные с экспертизой промышленной безопасности опасных производственных объектов, регулируют:
- Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21.07.1997 N 116-ФЗ.
- Правила, утвержденные Приказом Ростехнадзора от 20.10.2020 года № 420.
- Административный регламент, утвержденный приказом Ростехнадзора от 08.04.2019 года № 141.
Полный список правил промышленной безопасности чрезвычайно велик, поскольку технические нормы урегулированы отдельными документами для разных устройств или производственных процессов.
Полный список таких документов составлен экспертами системы КонсультантПлюс. Если данная ссылка не открывается, рекомендуем использовать бесплатный пробный доступ в КонсультантПлюс на 2 дня (оформляется здесь). Если вы хотите пользоваться КонсультантПлюс постоянно, закажите прайс-лист.
Какие объекты подлежат экспертизе промышленной безопасности
К объектам экспертизы промышленной безопасности относятся:
- технические устройства;
- здания и сооружения;
- связанная документация (по консервации и ликвидации объекта, декларация промбезопасности, обоснования безопасности промобъекта).
Является ли ЗИП объектом промышленной безопасности
ЗИП, т.е. «запасные части, инструменты и принадлежности» не является объектом промышленной безопасности, т.к. промбезопасность рассматривает вопросы эксплуатации техники и сооружений. ЗИП — лишь элемент устройства, причем до его монтажа, т.е. эксплуатируется только вместе с устройством.
Запасная часть или инструмент должны соответствовать ребованиям ГОСТ или ТУ производителя, либо требованиям системы обязательной или добровольной сертификации.
Особенности экспертизы техустройств
Техустройства подлежат экспертизе не во всех случаях, а только в ситуациях, предусмотренных Правилами Ростехнадзора:
- до начала использования на производстве;
- по окончании срока службы, который определен техдокументацией;
- при превышении предельно допустимого числа циклов нагрузки, определенного техдокументацией;
- если срок службы техустройства в документации не указан и с момента его ввода в эксплуатацию прошло 20 лет;
- после внесения изменения в конструкцию.
Также экспертизу проводят, если ранее произошла авария с участием техустройства, в ходе которой оно пострадало и было восстановлено путем ремонта.
Особенности экспертизы зданий и сооружений
Экспертиза также проводится только в случаях, оговоренных правилами Ростехнадзора:
- по завершении установленного проектными документами срока эксплуатации;
- если в проектных документах нет указания на такой срок;
- если произошла авария, которая привела к повреждению несущих конструкций;
- по истечении срока безопасности, который был указан в заключении предыдущей экспертизы.

Проверяют не все здания на объекте, а только участвующие в технологических процессах, предназначенные для хранения сырья, продукции, перемещения грузов и людей, а также ликвидации результатов аварии на производстве. Важно наличие требований промышленной безопасности. Если их нет, то и экспертиза не требуется.
Как проводится экспертиза промышленной безопасности опасного объекта
Экспертиза промышленной безопасности объектов Ростехнадзора проводится организацией, имеющей лицензию ведомства. Для этого с ней заключается гражданско-правовой договор. Расходы на экспертизу несет ее заказчик.
Сама процедура состоит из нескольких этапов:
- Назначение экспертов. Производится путем вынесения специального приказа руководителем экспертной организации.
- Непосредственно экспертиза. Подразумевает оценку фактического состояния техустройств, зданий и сооружений путем обследования, визуального контроля.
В предусмотренных нормативными актами случаях может проводиться техническое диагностирование, неразрушающий и разрушающий контроль техустройств, исследование материалов. По результатам этих мероприятий (а также обследования) составляется акт. - Оформление заключения. По результатам экспертизы оформляется специальный документ – заключение. Оно должно содержать сведения о заказчике, изученных документах и объектах, а главное — результаты исследования со ссылками на нормативные акты.
Продолжительность экспертизы определяется индивидуально и зависит от сложности объекта, однако она не может превышать 3 месяцев.
Чем определяется сложность объекта экспертизы промышленной безопасности
Порядок определения сложности объекта экспертизы действующим законодательством не установлен. На практике ее оценивают сами эксперты по размерам, назначению, особенностям использования техустройств, зданий, сооружений на производстве.
Однако установлены требования к тому, какой объект какой эксперт может исследовать.
Градация предусмотрена по классу опасности.
|
Класс опасности
|
Категория эксперта
|
|
I
|
Первая
|
|
II
|
Первая или вторая
|
|
III и IV
|
Вторая или третья
|
Эксперты делятся на 3 категории. Независимо от принадлежности к последним они должны иметь высшее профильное образование, быть аттестованы в установленном порядке, а также обладать знаниями действующих нормативных актов.
Разница между категориями – в опыте работы и количестве проведенных экспертиз:
- первая – стаж 10 лет и не менее 15 экспертиз;
- вторая – стаж 7 лет и не менее 10 экспертиз;
- третья – только стаж 5 лет.

Если объект принадлежит организации, с которой эксперт находится в трудовых отношениях, он не вправе проводить его экспертизу.
Внесение результатов в реестр
Заключение должно быть внесено в реестр Ростехнадзора. В противном случае объект обязательной экспертизы промышленной безопасности нельзя использовать. Для внесения в реестр владелец предприятия должен направить в ведомство заявление, которое рассматривают в течение 5 рабочих дней. По результатам рассмотрения принимается одно из двух решений: о внесении или об отказе внесения результатов экспертизы в реестр. Независимо от результатов рассмотрения заявления заявителю направляется уведомление о принятом решении.
Заключение
Объекты, подлежащие экспертизе промышленной безопасности – это технические устройства, здания и сооружения, которые используются на опасных производствах, а также связанная с ними документация. Сама экспертиза проводится специальными лицензированными организациями.
По ее результатам выносится заключение, которое должно быть внесено в реестр Ростехнадзора.
Специализация: Гражданское, земельное, трудовое, уголовное право
Имеет более 15 лет юридического стажа в крупных холдингах Юга России.
Обладает опытом в области договорной и претензионной работы, мирного разрешения споров, судебного взыскания долгов и оспаривания прав на имущество.
Ростехнадзор разъясняет: Техническое перевооружение ОПО
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ,
ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУПИСЬМО от 17 мая 2017 г. N 09-00-06/5715
О ТРЕБОВАНИЯХ К ЭКСПЕРТИЗЕ ПРОМЫШЛЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
ДОКУМЕНТАЦИИ ОПАСНОГО ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБЪЕКТА
Управление государственного строительного
надзора Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному
надзору, рассмотрев обращение, сообщает следующее.
В соответствии с определением статьи 1
Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ «О промышленной безопасности
опасных производственных объектов» (далее — ФЗ N 116) техническое
перевооружение опасного производственного объекта (далее — ОПО) — это
приводящие к изменению технологического процесса на ОПО внедрение новой
технологии, автоматизация ОПО или его отдельных частей, модернизация или замена
применяемых на ОПО технических устройств.
Согласно пункту 1 статьи 8
ФЗ N 116 документация на техническое перевооружение ОПО подлежит экспертизе
промышленной безопасности в случае, если указанная документация не входит в
состав проектной документации такого объекта, подлежащей экспертизе в
соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной
деятельности. Не допускаются техническое перевооружение, консервация и
ликвидация ОПО без положительного заключения экспертизы промышленной
безопасности, которое в установленном порядке внесено в реестр заключений
экспертизы промышленной безопасности, либо, если документация на техническое
перевооружение ОПО входит в состав проектной документации такого объекта, без
положительного заключения экспертизы проектной документации такого объекта.
Следовательно, в указанном случае проведения работ по техническому
перевооружению трех ОПО, в объеме которых предусмотрены демонтаж и установка
тепловой изоляции трубопроводов тепловых сетей, документация на техническое
перевооружение каждого ОПО подлежит экспертизе промышленной безопасности, если
данная документация не входит в состав проектной документации такого объекта,
подлежащей экспертизе в соответствии с законодательством Российской Федерации о
градостроительной деятельности.
Начальник Управления государственного строительного надзора М.А.КЛИМОВА
Вопрос от 26.12.2017:
В соответствии со статьей 13 пункт 1 Федерального закона 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» сказано что экспертизу промышленной безопасности проводят для документации на техническое перевооружение опасного производственного объекта в случае, если указанная документация не входит в состав проектной документации такого объекта, подлежащей экспертизе в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности.
![]()
Прошу Вас пояснить, необходимо ли проходить повторную экспертизу промышленной безопасности при внесении в документацию изменений, а в случае такой необходимости изменения какого рода можно вносить в документацию не подвергая в последствии документацию повторной экспертизе промышленной безопасности.
Ответ: В соответствии с пунктом 2 статьи 8 федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 24 июля 1997 года № 116-ФЗ, отклонения от документации на техническое перевооружение в процессе его технического перевооружения не допускаются.
Изменения, вносимые в документацию на техническое перевооружение опасного производственного объекта, подлежат экспертизе промышленной безопасности. Заключение такой экспертизы промышленной безопасности также регистрируется в реестре заключений экспертизы промышленной безопасности.
Законом не предусмотрен перечень отступлений, при которых не требуется проведение экспертизы промышленной безопасности внесенных изменений.
Вопрос от 26.10.2016:
1.Существуют ли сроки ограничивающие по времени проведение технического перевооружения опасного производственного объекта законодательно. Если да,то каким нормативно-правовым документом они установлены?!
2.Необходимо ли обязательно уведомить территориальное управление Ростехнадзора о проведении технического перевооружения опасного производственного объекта на предприятии. Если да,то в какие сроки и в какой форме?!
Ответ: Действующими нормативными правовыми актами не установлены сроки, ограничивающие по времени проведение технического перевооружения опасного производственного объекта.
Если документация на техническое перевооружение опасного производственного объекта входит в состав проектной документации, подлежащей экспертизе в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности, то извещение органов надзора осуществляется в соответствии со статьей 52 (часть 5) Градостроительного Кодекса Российской федерации от 29 декабря 2004 года № 190-ФЗ, не позднее чем за семь рабочих дней до начала строительства, реконструкции объекта капитального строительства.
Документация на техническое перевооружение опасного производственного объекта в случае, если указанная документация не входит в состав проектной документации, подлежащей экспертизе в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности, подлежит экспертизе промышленной безопасности в соответствии со статьей 13 федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ. Заключение экспертизы промышленной безопасности подлежит внесению в реестр в территориальном органе Ростехнадзора по месту нахождения опасного производственного объекта.
Вопрос от 01.11.2015:
В Ростехнадзор обратился гражданин с вопросом: является ли техническим перевооружением котельной осуществление подпитки тепловых сетей котельной от соседнего предприятия?
Ответ: Специалисты Управления государственного энергетического надзора Ростехнадзора ответили на данный вопрос.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21.
07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» техническое перевооружение опасного производственного объекта – приводящие к изменению технологического процесса на опасном производственном объекте внедрение новой технологии, автоматизация опасного производственного объекта или его отдельных частей, модернизация или замена применяемых на опасном производственном объекте технических устройств.
Вопрос от 15.09.2015:
В Ростехнадзор поступил вопрос: необходимо ли получать разрешение на строительство (реконструкцию) при техническом перевооружении (модернизации) опасного производственного объекта?
Ответ: Специалистами Управления государственного строительного надзора Ростехнадзора подготовлен ответ на поступивший вопрос.
Согласно основным понятиям, используемым в целях реализации Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее – Федеральный закон от 21.
07.1997 № 116-ФЗ), техническое перевооружение опасного производственного объекта — приводящие к изменению технологического процесса на опасном производственном объекте внедрение новой технологии, автоматизация опасного производственного объекта или его отдельных частей, модернизация или замена применяемых на опасном производственном объекте технических устройств.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ техническое перевооружение, капитальный ремонт, консервация и ликвидация опасного производственного объекта осуществляются на основании документации, разработанной в порядке, установленном настоящим Федеральным законом с учетом законодательства о градостроительной деятельности.
Документация на техническое перевооружение опасного производственного объекта подлежит экспертизе промышленной безопасности в случае, если указанная документация не входит в состав проектной документации такого объекта, подлежащей экспертизе в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.
В соответствии с частью 2 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство.
На основании изложенного, в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности получение разрешения на строительство при проведении технического перевооружения опасного производственного объекта не требуется.
Вопрос от 04.09.2018:
В управление поступило обращение с вопросом применения понятия «техническое перевооружение» при замене технического устройства на аналогичное?
Ответ: Техническое перевооружение опасного производственного объекта относится к видам деятельности в области промышленной безопасности.
В соответствии ст. 1 Федерального закона от 21.07.97 N 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» техническое перевооружение опасного производственного объекта предполагает проведение следующих видов работ:
- внедрение новой технологии, приводящей к изменению технологического процесса на опасном производственном объекте;
- автоматизация опасного производственного объекта или его отдельных частей, приводящая к изменению технологического процесса;
- модернизация применяемых на опасном производственном объекте технических устройств, приводящая к изменению технологического процесса на опасном производственном объекте;
- замена применяемых на опасном производственном объекте технических устройств, приводящая к изменению технологического процесса на опасном производственном объекте.

Следовательно, техническое перевооружение опасного производственного объекта должно отвечать одновременно двум критериям:
- проведение одного из перечисленных видов работ;
- изменение технологического процесса на опасном производственном объекте, вызванное проведением такой работы.
Вопрос от 29.11.2018:
Являются ли техническим перевооружением ОПО замена технических устройств (насосного оборудования, двигателей, установка датчиков, дополнительных приборов, систем защит и т.д.), если данные замены не ведут к изменению технологического процесса, не меняют характеристик и производительности ОПО?
Ответ: Если данные замены не ведут к изменению технологического процесса и не меняют характеристик и производительности объекта, то это не является техническим перевооружением опасного производственного объекта.
Вопрос от 02.2019:
Какие требования к порядку проведения технического перевооружения? И кто может проводить техническое перевооружение?
Ответ: В соответствии со ст.
1 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее – 116-ФЗ) техническим перевооружением опасного производственного объекта являются приводящие к изменению технологического процесса на опасном производственном объекте внедрение новой технологии, автоматизация опасного производственного объекта или его отдельных частей, модернизация или замена применяемых на опасном производственном объекте технических устройств.
Требования к порядку проведения технического перевооружения определены ст. 8 Федерального закона № 116-ФЗ. В соответствии с » Положением об организации работы по подготовке и аттестации специалистов организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденным приказом Ростехнадзора от 27.01.2009 № 37, специалисты (должностные лица) организаций, осуществляющих проектирование, строительство, эксплуатацию, реконструкцию, капитальный ремонт, техническое перевооружение, консервацию и ликвидацию, а также изготовление, монтаж, накладку, обслуживание и ремонт технических устройств на опасных производственных объектах, должны быть подготовлены и аттестованы по вопросам безопасности в объеме, соответствующем должностным обязанностям.
Вопрос от 15.02.2019:
На опасном производственном объекте, для обогрева предприятия, применяется котел водогрейный КВ-ГМ-2,5-115П с горелочным устройством «Marathon» М 3001 ARZ мощностью min 444кВт max 3166кВт среднего давления газа, в связи с окончанием нормативного срока службы выше указанных горелочного устройства, наше предприятие хотело бы заменить горелочное устройство, без замены котла, на горелочное устройство Ecoflam BLU 3000.1 мощностью min 630кВт max 3000кВт среднего давления газа. Является ли данная замена техническим перевооружением? Требуется ли нам делать проект технического перевооружения ОПО для выше указанной замены горелочного устройства? Какое наказание грозит нашему предприятию или должностным лицам в случае если не будет проекта на техническое перевооружение и экспертизы?
Ответ: Приволжское управление Ростехнадзора рассмотрело обращение и сообщает. В соответствии с требованиями статьи 1 Федерального закона №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» техническое перевооружение опасного производственного объекта — приводящее к изменению технологического процесса на опасном производственном объекте внедрение новой технологии, автоматизация опасного производственного объекта или его отдельных частей, модернизация или замена применяемых на опасном производственном объекте технических устройств.
Исходя из вышеизложенного работы по замене газогорелочных устройств, указанные в вашем обращении относятся к техническому перевооружению. Также поясняем, согласно требованиям вышеуказанного Закона, данные работы должны выполнятся в строгом соответствии с разработанной проектной документацией, прошедшей экспертизу промышленной безопасности.
Новые правила по котлонадзору: Экспертиза промышленной безопасности трубопроводов и теплосетей
Вопрос:
При постановке на учет трубопровода 2007 г. ввода в эксплуатацию возник вопрос необходимости проведения экспертизы промышленной безопасности (ЭПБ) технического устройства до начала применения на опасном производственном объекте в соответствии со статьей 7 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ (ред. от 13.07.2015).
Но на момент ввода в эксплуатацию трубопровода в 2007 году такая норма в законодательстве отсутствовала (Федеральный закон от 21.
07.1997 № 116-ФЗ (ред. от 18.12.2006). Трубопроводы, материалы и арматура, примененные при монтаже трубопровода, имели необходимые сертификаты и разрешения. Управление Ростехнадзора на данный трубопровод в 2007 году на основании предоставленных документов выдало разрешение на допуск в эксплуатацию. В настоящий момент трубопровод не отработал 20 лет.
На основании вышеизложенного, прошу пояснить необходимость проведения ЭПБ техническому устройству – трубопроводу, введенному в эксплуатацию в 2007 году, если на момент ввода его в эксплуатацию требований о проведении экспертизы до начала применения на опасном производственном объекте в законодательстве отсутствовали, технический регламент Таможенного союза «О безопасности оборудования, работающего под избыточным давлением» (ТР ТС 032/2013) вступил в силу с 01.02.2014 и с учетом ст. 4. Гражданского кодекса Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 13.07.2015) где сказано что, акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.
Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом. В Федеральном законе от 21.07.1997 № 116-ФЗ (ред. от 13.07.2015) положений об особенности его применения на отношения, возникшие до его вступления в силу, нет.
Ответ Ростехнадзора: Порядок учета оборудования, работающего под избыточным давлением, используемого на опасных производственных объектах, установлен » пунктом 214 федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением» (далее – ФНП ОРПД), утвержденных приказом Ростехнадзора от 25.03.2014 № 116 (зарегистрирован Минюстом России 19.05.2014, ре. № 32326).
В отношении оборудования, введенного в эксплуатацию до вступления в силу » ФНП ОРПД и не подлежавшего ранее регистрации в органах Ростехнадзора, процедура учета осуществляется территориальными органами Ростехнадзора в соответствии со сведениями, характеризующими ОПО, представленными эксплуатирующей организацией при регистрации ОПО в государственном реестре согласно требованиям » приложения № 7 Административного регламента Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по исполнению государственной функции по регистрации опасных производственных объектов и ведению государственного реестра опасных производственных объектов, утвержденного приказом Ростехнадзора от 04.
09.2007 № 606, зарегистрированным Минюстом России 01.10.2007, рег. № 10224.
В случае недостаточности имеющейся в территориальном органе Ростехнадзора информации Вам необходимо обеспечить ее уточнение путем направления соответствующих писем.
При отсутствии в сведениях, характеризующих ОПО, информации об указанных в обращении трубопроводах Вам надлежит направить в территориальный орган Ростехнадзора, выдавший свидетельство о регистрации ОПО в государственном реестре, заявление о внесении изменений в сведения, характеризующие ОПО, в части дополнения информации об используемых в составе ОПО технических устройствах.
Одновременно сообщаем, что проведение экспертизы промышленной безопасности трубопровода, имеющего разрешение на ввод в эксплуатацию и не отработавшего расчетный срок службы, установленный изготовителем, не требуется.
Вопрос от 20.10.2016:
Проведение экспертизы промышленной безопасности трубопроводов, на которые не распространяются требования технических регламентов и федеральных норм и правил (ФНП)
Ответ Ростехнадзора: Управление государственного строительного надзора Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору рассмотрело Ваше обращение, поступившее 20.
09.2016 по информационным системам общего пользования, и сообщает следующее.
В случае, если на трубопровод пара и горячей воды не распространяется действие технического регламента Таможенного союза «О безопасности оборудования, работающего под избыточным давлением» ТР ТС 032/2013, а также » Федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением», утвержденными приказом Ростехнадзора от 25.03.2014 № 116 (далее — ФНП ОРПД) не установлены требования безопасности к объекту, связанные эксплуатацией указанного трубопровода (характеристики указанного трубопровода не являются основанием для распространения области ФНП ОРПД на объект), то до начала применения указанного трубопровода не требуется проведения оценки соответствия требованиям ТР ТС 032/2013 или проведения экспертизы промышленной безопасности.
Обращаем Ваше внимание на то, что возможна ситуация, в которой, согласно проекту, указанный трубопровод является частью трубопровода, на который распространяется требование ТР ТС 032/2013 и, соответственно, подлежащего оценке соответствия требованиям ТР ТС 032/2013.
При проведении работ по подтверждению соответствия это должно учитываться и отражаться в документах.
Также, если в отношении технического устройства идентифицированы риски и опасности, меры к устранению которых предусмотрены иными техническими регламентами, то техническое устройство подлежит оценке соответствия требованиям таких технических регламентов.
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ
ПИСЬМО от 5 октября 2017 г. N 09-00-06/12099 О ТРЕБОВАНИЯХ К ТРУБОПРОВОДАМ
Управление государственного строительного надзора Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору рассмотрело обращение и сообщает.
» Федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением» (далее — ФНП ОРПД), утвержденными приказом Ростехнадзора от 25.
03.2014 N 116 (зарегистрирован Минюстом России 19.05.2014, рег. N 32326), разработанными в развитие положений пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее — ФЗ N 116) в отношении понятия «трубопровод» установлено следующее определение: трубопровод — совокупность деталей и сборочных единиц из труб с элементами, являющимися их составляющими (тройники, переходы, отводы, арматура), которые предназначены для транспортирования среды от источника до потребителей.
В соответствии с пунктом 3 ФНП ОРПД трубопроводы являются одним из видов оборудования, работающего под избыточным давлением, относящегося согласно определениям статьи 1 ФЗ N 116 к понятию «технические устройства, применяемые на опасном производственном объекте, — машины, технологическое оборудование, системы машин и (или) оборудования, агрегаты, аппаратура, механизмы, применяемые при эксплуатации опасного производственного объекта».
Аналогично указанному выше в Правилах технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 24.03.2003 N 115 (зарегистрирован Минюстом России 02.04.2003, рег. N 4358), приведено определение понятия «тепловая сеть», согласно которому тепловая сеть — совокупность устройств, предназначенных для передачи и распределения теплоносителя и тепловой энергии.
Пунктом 2 статьи 7 ФЗ N 116 установлена необходимость проведения экспертизы промышленной безопасности технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, до начала применения в случае, если техническим регламентом не установлена иная форма оценки соответствия технического устройства, применяемого на опасном производственном объекте, обязательным требованиям к такому техническому устройству.
Одновременно сообщаем, что при проектировании участка трубопроводов тепловой сети вне зданий проектом прокладки в его составе могут быть предусмотрены несущие конструкции (опоры, фундаменты, эстакады и т.
д.), которые воспринимают нагрузку от трубопровода, а также здания насосных и (или) тепловых пунктов, павильоны и иные сооружения для размещения арматуры, насосов, теплообменных аппаратов и иных видов машин и оборудования.
В отношении данных зданий (сооружений) статьей 13 ФЗ N 116 предусмотрена необходимость проведения экспертизы промышленной безопасности, если они предназначены для осуществления технологических процессов, хранения сырья или продукции, перемещения людей и грузов, локализации и ликвидации последствий аварий.
Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с положениями » пункта 7 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила проведения экспертизы промышленной безопасности», утвержденных приказом Ростехнадзора от 14.11.2013 N 538 (зарегистрирован Минюстом России 26.12.2013, рег. N 30855), экспертиза зданий и сооружений на опасном производственном объекте, предназначенных для осуществления технологических процессов, хранения сырья или продукции, перемещения людей и грузов, локализации и ликвидации последствий аварий, проводится при наличии соответствующих требований промышленной безопасности к таким зданиям и сооружениям.
Требования промышленной безопасности согласно пункту 1 статьи 3 ФЗ N 116 — условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в ФЗ N 116, других федеральных законах, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актах Президента Российской Федерации, нормативных правовых актах Правительства Российской Федерации, а также федеральных нормах и правилах в области промышленной безопасности.
Начальник Управления государственного строительного надзора М.А.КЛИМОВА
Вопрос от 29.06.2018:
В управление поступило обращение с вопросом: о нормативно-правовых документах, которыми необходимо руководствоваться при проведении экспертизы промышленной безопасности тепловых сетей.
Ответ: В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 21.07.1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» обязательные требования к техническим устройствам, применяемым на опасном производственном объекте, и формы оценки их соответствия указанным обязательным требованиям устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.
Если техническим регламентом не установлена иная форма оценки соответствия технического устройства, применяемого на опасном производственном объекте, обязательным требованиям к такому техническому устройству, оно подлежит экспертизе промышленной безопасности:
- до начала применения на опасном производственном объекте;
- по истечении срока службы или при превышении количества циклов нагрузки такого технического устройства, установленных его производителем;
- при отсутствии в технической документации данных о сроке службы такого технического устройства, если фактический срок его службы превышает двадцать лет;
- после проведения работ, связанных с изменением конструкции, заменой материала несущих элементов такого технического устройства, либо восстановительного ремонта после аварии или инцидента на опасном производственном объекте, в результате которых было повреждено такое техническое устройство.
При определении необходимости проведения каких-либо работ в отношении оборудования, работающего под избыточным давлением, которому проводится экспертиза промышленной безопасности необходимо руководствоваться » разделом VI федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением» (далее – ФНП ОРПД), утвержденных приказом Ростехнадзора от 25.
03.2014 (зарегистрирован в Минюсте России 19.05.2014, рег. № 32326).
Согласно пункту 417 ФНП ОРПД по результатам технического диагностирования и определения остаточного ресурса (срока службы) оборудования, выполненных в рамках экспертизы промышленной безопасности оформляется заключение экспертизы промышленной безопасности, содержащее выводы о соответствии объекта экспертизы требованиям промышленной безопасности и возможности продления срока безопасной эксплуатации, устанавливающие:
- срок безопасной эксплуатации оборудования до очередного технического диагностирования или утилизации;
- условия дальнейшей безопасной эксплуатации оборудования, в том числе разрешенные параметры и режимы работы, а также объем, методы, периодичность проведения технического освидетельствования и поэлементного технического диагностирования в случае, указанном в пункте 416 ФНП ОРПД, в период эксплуатации оборудования в пределах установленного по результатам экспертизы промышленной безопасности срока безопасной эксплуатации оборудования.

Объём работ по ЭПБ и причины её проведения определяются владельцем оборудования (заказчиком экспертизы) и указываются в разделе «цели экспертизы» заключения ЭПБ. При этом экспертная компания самостоятельно определяет программу и перечень работ, необходимых для определения возможности дальнейшей безопасной эксплуатации оборудования.
Вопрос от 29.08.2019:
В тепловых сетях учетные номера присваиваются на магистральный трубопровод протяженностью несколько километров. В случае возникновения инцидентов возможно ли проведение экспертизы промышленной безопасности ремонтируемого участка трубопровода или необходимо проведение экспертизы промышленной безопасности всего трубопровода?
Ответ: Положениями нормативно-правовых актов в области промышленной безопасности не предусмотрено проведение экспертизы промышленной безопасности отдельным участкам или элементам оборудования. Есть понятие экспертизы промышленной безопасности технического устройства в целом.
Границы и пределы технического устройства определяются в первую очередь проектом и паспортом технического устройства с определенным регистрационным номером. Объемы проведения технического диагностирования при проведении экспертизы промышленной безопасности определяются экспертом, следовательно, при проведении экспертизы после восстановительного ремонта техническому диагностированию могут быть подвергнуты только поврежденные участки или элементы оборудования, но заключение экспертизы должно быть оформлено на все техническое устройство.
Вопрос от 29.08.2019:
п.216 (в) » ФНП «Правила промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением», утвержденных приказом Ростехнадзора от 25.03.2014г №116:
для постановки на учет оборудования под давлением эксплуатирующая это оборудование организация представляет в территориальный орган Ростехнадзора или иной федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности краткие сведения о подлежащем учету оборудовании, указанные в паспорте, в том числе: сведения о дате и результатах проведения технического освидетельствования или экспертизы промышленной безопасности и сроках следующего технического освидетельствования или экспертизы.
Прошу разъяснить, почему Ростехнадзор требует именно проведение ЭПБ при постановке на учет оборудования работающего под давлением, эксплуатация которого не превышает 20 лет?
Ответ: Предоставление информации о проведенной экспертизе промышленной безопасности при постановке на учет оборудования под давлением необходимо только для оборудования, подлежащего экспертизе промышленной безопасности в соответствии со статьей 7 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21.07.1997 г. №116-ФЗ и в соответствии с пунктом 411 федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением», в частности для оборудования:
- до начала применения на ОПО, к которому не установлены ТР ТС 032/2013;
- по истечении срока службы, расчетного ресурса, указанных в технической документации или в заключении экспертизы промышленной безопасности;
- при отсутствии в технической документации данных о сроке службы оборудования, если фактический срок его службы превысил 20 лет, или при отсутствии технической документации;
- после проведения работ, связанных с изменением конструкции, заменой материала основных элементов оборудования под давлением, либо восстановительного ремонта после аварии или инцидента на ОПО, в результате которых было повреждено оборудование под давлением.

В остальных случаях предоставление сведений о проведенной эксперизе промышленной безопасности, для постановки на учет оборудования, не требуется.
См.также » Приказ Ростехнадзора от 14.11.2013 №538 (ред. от 28.07.2016) «Об утверждении федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила проведения экспертизы промышленной безопасности».
Управление безопасностью – выявление и оценка опасностей
- Дом
- Управление безопасностью
Выявление и оценка опасностей
Одной из «коренных причин» травм, заболеваний и несчастных случаев на рабочем месте является неспособность идентифицировать или распознать опасности, которые присутствуют или которые можно было бы предвидеть. Важнейшим элементом любой эффективной программы безопасности и гигиены труда является упреждающий непрерывный процесс выявления и оценки таких опасностей.
Для выявления и оценки опасностей работодатели и работники:
- Собирать и анализировать информацию об опасностях, существующих или возможных на рабочем месте.
- Проводить первоначальные и периодические проверки рабочего места на рабочем месте для выявления новых или повторяющихся опасностей.
- Расследуйте травмы, болезни, инциденты и критические ситуации/предаварийные ситуации, чтобы определить основные опасности, их причины и недостатки программы безопасности и здоровья.
- Сгруппируйте похожие инциденты и определите тенденции в сообщениях о травмах, заболеваниях и опасностях.
- Учитывайте опасности, связанные с аварийными или нештатными ситуациями.
- Определите серьезность и вероятность инцидентов, которые могут возникнуть в результате каждой выявленной опасности, и используйте эту информацию для определения приоритетности корректирующих действий.
Некоторые опасности, такие как уборка и опасность споткнуться, могут и должны устраняться по мере их обнаружения.
Устранение опасностей на месте подчеркивает важность безопасности и здоровья и использует возможность лидерства в области безопасности. Дополнительные сведения об устранении других опасностей, выявленных с помощью описанных здесь процессов, см. в разделе «Предотвращение опасностей и контроль».
Элемент действия 1: Сбор имеющейся информации об опасностях на рабочем месте
Элемент действия 2: Проверка рабочего места на наличие угроз безопасности
Элемент действия 3: Выявление опасностей для здоровья
Действия 4
Действие 5: Идентификация опасностей, связанных с аварийными и нештатными ситуациями
Действие 6: Охарактеризовать характер выявленных опасностей, определить временные меры контроля и определить приоритеты опасностей для контроля
Действие 1: Сбор имеющейся информации об опасностях на рабочем месте
Информация об опасностях на рабочем месте уже может быть доступна работодателям и работникам как из внутренних, так и из внешних источников.
Как это сделать
Соберите, систематизируйте и проанализируйте информацию с работниками, чтобы определить, какие типы опасностей могут присутствовать и какие работники могут подвергаться или потенциально подвергаться воздействию. Информация, доступная на рабочем месте, может включать:
- Инструкции по эксплуатации оборудования и механизмов.
- Паспорта безопасности (SDS), предоставленные производителями химических веществ.
- Отчеты о самопроверке и отчеты об инспекциях страховых компаний, государственных учреждений и консультантов.
- Записи о предыдущих травмах и заболеваниях, такие как журналы OSHA 300 и 301 и отчеты о расследовании инцидентов.
- Записи и отчеты о компенсации работникам.
- Характер часто встречающихся травм и заболеваний.
- Результаты мониторинга воздействия, оценки промышленной гигиены и медицинские записи (соответствующим образом отредактированы для обеспечения конфиденциальности пациента/работника).

- Существующие программы безопасности и охраны здоровья (блокировка/маркировка, замкнутые пространства, управление безопасностью процессов, средства индивидуальной защиты и т. д.).
- Информация от рабочих, включая опросы или протоколы заседаний комитета по безопасности и гигиене труда.
- Результаты анализа опасностей на рабочем месте, также известного как анализ безопасности труда.
Информация об опасностях может быть доступна из внешних источников, таких как:
- OSHA, веб-сайты, публикации и оповещения Национального института охраны труда и здоровья (NIOSH) и Центров по контролю и профилактике заболеваний (CDC).
- Торговые ассоциации.
- Профсоюзы, государственные и местные комитеты/коалиции по безопасности и гигиене труда («группы COSH») и группы защиты интересов рабочих.
- Консультанты по безопасности и здоровью.
Действие 2. Осмотр рабочего места на наличие угроз безопасности
Опасности могут возникать со временем по мере изменения рабочих мест и процессов, износа оборудования или инструментов, пренебрежения техническим обслуживанием или ухудшения методов ведения домашнего хозяйства.
Выделение времени для регулярной проверки рабочего места на наличие опасностей может помочь выявить недостатки, чтобы их можно было устранить до того, как произойдет инцидент.
Как это сделать
- Проводить регулярные проверки всех операций, оборудования, рабочих зон и помещений. Привлеките рабочих к участию в инспекционной группе и поговорите с ними об опасностях, которые они видят или о которых сообщают.
- Обязательно документируйте проверки, чтобы впоследствии можно было убедиться, что опасные условия устранены. Сделайте фотографии или видео проблемных областей, чтобы облегчить последующее обсуждение и мозговой штурм о том, как их контролировать, а также для использования в качестве учебных пособий.
- Включите в эти инспекции все области и виды деятельности, такие как хранение и складирование, техническое обслуживание помещений и оборудования, закупки и офисные функции, а также деятельность подрядчиков, субподрядчиков и временных сотрудников на объекте.

- Регулярно осматривайте как заводские транспортные средства (например, вилочные погрузчики, промышленные грузовики), так и транспортные средства (например, автомобили, грузовики).
- Используйте контрольные списки, которые выделяют вещи, которые нужно искать. Типичные опасности делятся на несколько основных категорий, таких как перечисленные ниже; на каждом рабочем месте будет свой список:
- Общее ведение домашнего хозяйства
- Опасность поскользнуться, споткнуться и упасть
- Опасность поражения электрическим током
- Эксплуатация оборудования
- Обслуживание оборудования
- Противопожарная защита
- Организация работы и технологический процесс (включая укомплектование персоналом и расписание)
- Методы работы
- Насилие на рабочем месте
- Эргономические проблемы
- Отсутствие аварийных процедур
- Перед изменением операций, рабочих станций или рабочего процесса; внесение серьезных организационных изменений; или внедряя новое оборудование, материалы или процессы, запрашивайте мнение работников и оценивайте запланированные изменения на предмет потенциальных опасностей и связанных с ними рисков.

Примечание: Многие опасности можно идентифицировать, используя общие знания и доступные инструменты. Например, вы можете легко определить и устранить опасности, связанные со сломанными перилами лестницы и изношенными электрическими шнурами. Работники могут быть очень полезным внутренним ресурсом, особенно если они обучены тому, как выявлять и оценивать риски.
Действие 3: Выявление опасностей для здоровья
Выявление подверженности работников опасностям для здоровья, как правило, сложнее, чем выявление угроз физической безопасности. Например, газы и пары могут быть невидимыми, часто не иметь запаха и не оказывать непосредственно заметного вредного воздействия на здоровье. Опасности для здоровья включают химические опасности (растворители, клеи, краски, токсичная пыль и т. д.), физические опасности (шум, радиация, тепло и т. д.), биологические опасности (инфекционные заболевания) и эргономические факторы риска (поднятие тяжестей, повторяющиеся движения, вибрации).
Просмотр медицинских карт работников (соответственно отредактированных для обеспечения конфиденциальности пациента/работника) может быть полезен для выявления опасностей для здоровья, связанных с воздействием вредных веществ на рабочем месте.
Как это сделать
- Определите опасные химические вещества – просмотрите паспорта безопасности и этикетки продуктов, чтобы определить химические вещества на вашем рабочем месте, которые имеют низкие пределы воздействия, очень летучие или используются в больших количествах или в невентилируемых помещениях. Определите действия, которые могут привести к воздействию химических веществ на кожу.
- Определить физические опасности – определить любое воздействие чрезмерного шума (зоны, где вы должны повышать голос, чтобы вас услышали другие), повышенной температуры (в помещении и на улице) или источников излучения (радиоактивные материалы, рентгеновские лучи или радиочастотные излучение).
- Идентифицировать биологических опасностей – определить, могут ли работники подвергаться воздействию источников инфекционных заболеваний, плесени, токсичных или ядовитых растений или материалов животного происхождения (меха или экскременты), способных вызывать аллергические реакции или профессиональную астму.

- Определить эргономических факторов риска. – изучить виды деятельности, требующие поднятия тяжестей, работу выше уровня плеч, повторяющиеся движения или задачи со значительной вибрацией.
- Провести количественную оценку воздействия – по возможности с использованием приборов для отбора проб воздуха или прямого считывания.
- Просмотр медицинской документации – для выявления случаев скелетно-мышечных травм, раздражения кожи или дерматита, потери слуха или заболеваний легких, которые могут быть связаны с воздействием вредных факторов на рабочем месте.
Примечание: Выявление и оценка опасностей для здоровья могут потребовать специальных знаний. Малые предприятия могут получить бесплатные и конфиденциальные консультационные услуги по безопасности и гигиене труда, в том числе помощь в выявлении и оценке опасностей на рабочем месте, в рамках Консультационной программы OSHA на месте.
Действие 4: Проведение расследований происшествий
Происшествия на рабочем месте, включая травмы, болезни, опасные ситуации и сообщения о других проблемах, дают четкое представление о том, где существуют опасности.
Тщательно расследуя инциденты и отчеты, вы определите опасности, которые могут причинить вред в будущем. Целью расследования всегда должно быть выявление основных причин (а часто их несколько) инцидента или беспокойства, чтобы предотвратить повторение в будущем.
Как это сделать
- Разработайте четкий план и порядок проведения расследования происшествий, чтобы расследование можно было начать сразу же после возникновения инцидента. План должен охватывать такие пункты, как:
- Кто будет участвовать
- Линии связи
- Необходимые материалы, оборудование и расходные материалы
- Формы и шаблоны отчетности
- Обучить следственные группы методам расследования происшествий, уделяя особое внимание объективности и непредубежденности на протяжении всего процесса расследования.
- Проведение расследований с помощью обученной группы, включающей представителей как руководства, так и рабочих.
- Расследовать близкие вызовы/промахи.

- Определите и проанализируйте основные причины для устранения основных недостатков программы, которые привели к возникновению инцидентов.
- Сообщите результаты расследования менеджерам, контролерам и рабочим, чтобы предотвратить повторение.
Эффективное расследование инцидентов не ограничивается выявлением одного фактора, вызвавшего инцидент. Они задают вопросы «Почему?» и «Что привело к сбою?» Например, если какое-то оборудование выходит из строя, хорошее расследование задает вопрос: «Почему оно вышло из строя?» «Было ли это поддерживается должным образом?» «Был ли это вне его срока службы?» и «Как можно было предотвратить эту неудачу?» Точно так же хорошее расследование инцидента не прекращается, когда приходит к выводу, что работник допустил ошибку. В нем задаются такие вопросы, как: «Был ли рабочий обеспечен соответствующими инструментами и временем для выполнения работы?» «Был ли работник надлежащим образом обучен?» и «Был ли работник должным образом надзираем?»
Примечание: OSHA предъявляет особые требования к сообщениям о производственных происшествиях, которые привели к серьезным травмам или летальному исходу (29 CFR 1904.
39). OSHA должно быть уведомлено в течение 8 часов о несчастном случае на производстве и в течение 24 часов после ампутации, потери глаза или госпитализации.
Действие 5: Идентификация опасностей, связанных с чрезвычайными и нештатными ситуациями
Чрезвычайные ситуации представляют собой опасности, которые необходимо распознать и понять. Нестандартные или нечастые задачи, включая техническое обслуживание и действия по запуску/отключению, также представляют потенциальную опасность. Необходимо разработать планы и процедуры для надлежащего и безопасного реагирования на опасности, связанные с прогнозируемыми аварийными сценариями и нештатными ситуациями.
Как это сделать
- Определить прогнозируемые аварийные сценарии и нештатные задачи, принимая во внимание типы используемых материалов и оборудования и расположение на объекте. Можно предвидеть такие сценарии, как следующие:
- Пожары и взрывы
- Химические выбросы
- Разлив опасных материалов
- Запуски после плановых или внеплановых остановов оборудования
- Нестандартные задачи, такие как редко выполняемые действия по техническому обслуживанию
- Обрушение конструкции
- Вспышки болезней
- Чрезвычайные погодные условия и стихийные бедствия
- Неотложная медицинская помощь
- Насилие на рабочем месте
Пункт действия 6: Охарактеризовать характер выявленных опасностей, определить временные меры контроля и определить приоритетность опасностей для контроля
Следующим шагом является оценка и понимание выявленных опасностей и типов инцидентов, которые могут возникнуть в результате воздействия этих опасностей на работников.
опасности. Эта информация может быть использована для разработки временных мер контроля и определения приоритетности опасностей для постоянного контроля.
Как это сделать
- Оцените каждую опасность, принимая во внимание тяжесть потенциальных последствий, вероятность возникновения события или воздействия и количество рабочих, которые могут подвергнуться воздействию.
- Используйте временные меры контроля для защиты рабочих, пока не будут реализованы более постоянные решения.
- Определите приоритеты опасностей, чтобы в первую очередь устранялись те, которые представляют наибольший риск. Обратите внимание, однако, что работодатели несут постоянную обязанность контролировать все признанные серьезные опасности и защищать работников.
Примечание: «Риск» является продуктом опасности и воздействия. Таким образом, риск можно уменьшить, контролируя или устраняя опасность или уменьшая воздействие опасностей на работников.
Оценка риска помогает работодателям понять опасности в контексте их собственного рабочего места и определить приоритеты опасностей для постоянного контроля.
Скачать
Рекомендуемые практики для программ безопасности и здоровья (на испанском языке)
Скачать
Рекомендуемые практики для программ безопасности и гигиены труда в строительстве
Скачать
Обзоры опасностей и протоколы безопасности
Обзоры опасностей…
- требуются в соответствии с федеральным законом
- Стандартная практика в отрасли com/XSL/Variables»> защитить лабораторных работников и оборудование
Главные исследователи и руководители лабораторий должны подготовить письменный отчет по безопасности.
протоколы для обеспечения соответствия, избежания штрафов и пени, а также предотвращения несчастных случаев.
Письменный протокол безопасности должен быть доступен всем, кто работает над процедурой.
со специальным обучением, чтобы гарантировать, что каждый получит информацию, необходимую для проведения
их исследование безопасно.
Что такое анализ рисков?
Анализ опасностей — это процесс, используемый для определения наличия потенциальных опасностей.
и риски, связанные с процедурой.
Опасность – это способ, которым объект или ситуация могут причинить вред. Существует опасность
когда объект, вещество или ситуация обладают встроенной способностью вызывать неблагоприятное
эффект.
Это внутренние токсические свойства химического или биологического материала.
Риск — это вероятность возникновения неблагоприятного эффекта. Даже если химическое или биологическое
материал имеет опасные свойства, любой риск для здоровья человека или окружающей среды чрезвычайно
низкий, если с химическим веществом безопасно обращаются в контролируемых условиях. Оценка рисков
является инструментом управления для определения того, может ли, каким образом и при каких обстоятельствах может быть причинен вред
быть вызвано. Для оценки риска необходимо учитывать как опасность, так и воздействие. Риск
к себе, коллегам, лаборатории, зданию или университету.
Зачем проводить анализ рисков?
Лабораторный стандарт OSHA требует проведения анализа рисков и наличия письменных процедур безопасности.
при работе с особо опасными материалами или процессами.
Анализ рисков используется для определения соответствующих защитных мер, необходимых для
быть реализованы до проведения процедуры, чтобы избежать несчастных случаев и травм. Это
также используется для записи
Протокол безопасности для процедуры и должен стать частью плана исследования.
Анализ рисков проводится для предотвращения несчастных случаев и травм, а также для избежания юридической ответственности
это может произойти, если все способствующие факторы не будут полностью учтены, например:
- Нет документированных процедур безопасности.
- Специальное обучение не проводится, инструкции не даются и не документируются.

- Устаревшие списки химических веществ.
- Паспорт безопасности материала (MSDS) недоступен.
- Склад химикатов без разделения по классам опасности.
- Химические контейнеры без маркировки.
- Неправильная утилизация острых предметов.
- Заблокированные проходы и перегруженные рабочие места.
- Благоразумные методы не соблюдаются или не применяются.
- Неправильное использование средств индивидуальной защиты (СИЗ).

- Неправильное использование защитного оборудования.
- Отключение или обход устройств безопасности.
Американское химическое общество предоставляет инструменты для проведения
Оценка опасности/риска для всех лабораторных работ.
Когда следует проводить проверку рисков?
Университет
План химической гигиены требует, чтобы любая новая процедура подвергалась рассмотрению не только со стороны научного
точки зрения, но и убедиться, что все соображения безопасности приняты до
реализация. Директор лаборатории должен рассмотреть и дать разрешение на продолжение
с лабораторным заданием всякий раз, когда:
процедура.
как вытяжные шкафы или зажимные устройства.
должны быть приняты меры безопасности.

запах или иным образом заподозрить отказ каких-либо мер безопасности.
Признавая, что не все процедуры требуют одинакового уровня проверки, существует три
рекомендуемые уровни проверки для лабораторных работ с опасными химическими веществами:
1. Проверка зазора
Проверка допуска разрешает процедуры для малоопасных операций с использованием химикатов.
которые являются относительно безвредными или слегка токсичными и требуют базовой лабораторной практики,
или ситуации средней опасности, требующие Стандартной лабораторной практики, где тип
и уровень опасности существенно не меняется по сравнению с предыдущим опытом работы.
Каждый
лаборатория должна назначить человека с соответствующим уровнем подготовки и опытом
нести ответственность за проверку клиренса.2. Местная экспертная оценка
Проекты, которые могут повлиять на здоровье и безопасность всех пользователей в лаборатории, должны
пройти местную экспертную оценку. Как минимум, эти проекты или процессы должны быть проверены
руководителем лаборатории, главным исследователем или Департаментом охраны окружающей среды.
Специалист по охране труда и химической гигиене. Копия обзора рисков должна быть
хранится в архиве лаборатории.3.
Предварительное утверждение протокола Проекты или процессы, связанные с процедурами высокой опасности, которые требуют дополнительной защиты
должны быть рассмотрены Главным исследователем. Копия обзора рисков должна
храниться в архиве лаборатории.
Как провести анализ рисков?
Начните с того, что задайте себе эти простые вопросы по оценке рисков:
- Почему я это делаю?
- Что может пойти не так?
- Насколько вероятно, что это произойдет? com/XSL/Variables»> Как это может повлиять на меня или других?
- Что мне с этим делать?
Если риск слишком велик, СТОП! Контролируйте риск и предотвратите аварию!
Шаг 1: Прежде чем приступить к оценке опасности, вам необходимо знать:
- Возможная физическая опасность и опасность для здоровья всех химических веществ и опасных материалов, используемых в процедуре, включая воспламеняемость,
коррозионная активность, реактивность, токсичность, хроническая и острая опасность для здоровья, профессиональные
Пределы воздействия. com/XSL/Variables»> - Требуемые технические средства контроля, административные средства контроля и
средства индивидуальной защиты. - Требования к утилизации отходов
- Аварийные требования.
Опасности, связанные с лабораторным оборудованием, используемым в процедуре (вакуум, температура и т. д.)
Шаг 2: Вам также необходимо знать, каков потенциал воздействия этих материалов, в том числе:
- com/XSL/Variables»> Количество использованного материала
- Потенциал рассеивания (изменчивость, запыленность)
- Рабочая температура
- Частота использования
- Доступны элементы управления безопасностью
Эта информация не всегда будет доступна для всех опасных материалов и
процессы в процедуре. Их можно сгруппировать во время оценки риска.
на основе предварительных знаний. Это похоже на
контрольная полоса, используемая в промышленности.
- com/XSL/Variables»> Присвойте категории риска некоторым или всем химическим веществам (канцерогенам, репродуктивным токсикантам,
- Аппараты высокого вакуума, нагреваемые масляные бани, ультрацентрифуги, оборудование ЯМР и
высокотемпературные печи классифицируются как представляющие больший риск по сравнению с другими
аппараты и оборудование. - Вакуумная перегонка, работа с лазерами класса III и IV, работа с радиоактивными материалами,
работа с нестабильными или взрывоопасными химическими веществами, работа с высокотоксичными, опасными для репродуктивной системы
и канцерогены имеют высокий риск.
остротоксичные вещества, взрывчатые вещества, неустойчивые процессы, пирофорные материалы), аппараты и
оборудование.
Шаг 3: Оцените риск: Опасность + Воздействие = Риск
Для оценки рисков можно использовать анализ «Что, если». это мозговой штурм
подход, при котором группа опытных людей, знакомых с процессом, задает вопросы
о возможных нежелательных событиях. Это серия вопросов, которые начинаются со слов «Что, если?».
- Каждый вопрос представляет собой потенциальный сбой на объекте или неправильное функционирование
процедуры и используется для определения опасностей, последствий, серьезности, вероятности и
рекомендации. - Реакции оцениваются, чтобы определить, может ли возникнуть потенциальная опасность.

- Если это так, адекватность доступных мер защиты сопоставляется с вероятностью и
серьезность сценария, чтобы определить, следует ли вносить изменения в систему.
рекомендуемые. - Необходимо задать вопросы «что, если» об отказах оборудования, человеческом факторе и внешних факторах.
события (перебои в коммунальных услугах).
Дополнительную информацию о «Что, если» и методах оценки рисков можно найти в: Справочник
безопасности и гигиены труда, второе издание, под редакцией Лу Диберардиниса, глава
6 Методы оценки рисков, Томас М. Догерти, стр. 127-178, Джон Вили и сыновья,
1999.
Если оценка показывает, что риск слишком велик, рассмотрите способы снижения опасностей,
воздействия или риски:
несколько граммов или доли грамма.
переменного тока.

Используйте эти формы, чтобы помочь в проведении оценки рисков для ваших процедур:
Химикаты
Химически опасные операции
Матрица оценки химической опасности и рискаБиопрепараты
Операции с биологическими опасностями
Оценка биологического риска.
Радиологические препараты
Операция с опасными радиоактивными материалами
Оценка рисков механического цеха
Как использовать обзор опасностей для разработки протокола безопасности?
Требуется письменный протокол безопасности, также известный как «Стандартная рабочая процедура».
лабораторным стандартом OSHA. Это документ, который включает в себя требования безопасности
разрабатываются при оценке рисков. Он используется для того, чтобы все в лаборатории знали
и понимает опасности, риски и защитные меры, необходимые для выполнения процедуры.
Для этого письменного протокола нет обязательного формата, но эти
Можно использовать шаблоны протокола безопасности, и они должны стать частью плана исследования.
Информация, полученная в результате вашей оценки опасностей и рисков, используется для разработки безопасных условий эксплуатации.
параметры. Разработка безопасных параметров работы позволяет проводить исследования и
изменение переменных (например, замена растворителей, изменение концентрации или количества,
повышение температуры и т. д.) без необходимости проводить новую проверку опасностей и писать
новый протокол безопасности. Эти ограничения имеют решающее значение при масштабировании процедуры.
Параметры безопасной эксплуатации: Пределы процесса должны быть определены и включены в письменные процедуры.
Этот
информация должна быть доведена до всех, кто работает над процедурой.
Концентрация: Укажите конкретную концентрацию используемых концентраций маточного раствора.
Примеры включают формальдегид при 10% против 30% или перекись водорода при 3% против 30% против 30%.
50%. Конечная концентрация реакционной смеси также должна быть в пределах безопасного рабочего диапазона.
пределы.
Расход: Укажите конкретные значения расхода газа и жидкостей, добавляемых в процесс.
Давление: При каком давлении происходит процесс? Вакуумное оборудование и оборудование высокого давления
конкретные эксплуатационные ограничения.
Количество: Существует ли максимальное количество, с которым можно безопасно обращаться? Это ограничение должно быть зафиксировано в письменной форме.
Может ли оборудование содержать только определенное количество, позволяющее выделять газ?
Это важно при масштабировании процесса.
Температура: При какой максимальной температуре процесс может быть нагрет до достижения
температура вспышки или температура самовоспламенения любого легковоспламеняющегося материала? Что самое низкое
температура, которую может выдержать оборудование при охлаждении жидким азотом или сухим льдом?
Объем: Каковы пределы содержания оборудования? Это важно при масштабировании процесса.
Размер оборудования должен увеличиваться пропорционально и обеспечивать дополнительное газовыделение.
Дополнительные параметры: Существует много других факторов, которые необходимо учитывать при разработке безопасного эксперимента.
Некоторые из них включают:
- Время — при масштабировании важно иметь больше времени для завершения процесса
(загрузка, разгрузка, подогрев, охлаждение). Иногда это продолжается до поздней ночи
работать без надлежащей поддержки со стороны второго работника в лаборатории. - Окружающая среда — слишком высокая комнатная температура, требующая дополнительного охлаждения или использования
вытяжка и влажность слишком высоки для безопасного переноса реагентов/продукта или даже требуют
специальные меры по снижению влажности в реакционном сосуде. com/XSL/Variables»> Инженерно-строительные материалы — источник бесперебойного питания, достаточное количество охлаждающей воды - Избыточность — одно дело, если сосуд 10 мл взорвался из-за выхода из строя одного
датчика на установке, но в реакторе на 10 л не должно быть ни одного датчика.
потока, сжатого воздуха и/или пропускной способности вакуумной линии.
Информация, которую необходимо включить в протокол безопасности, включает:
- Перечислить все
Средства индивидуальной защиты (СИЗ), необходимые для процедуры. Укажите конкретный тип необходимых перчаток или очков. com/XSL/Variables»> Список всех химических веществ (включая концентрацию), необходимых биологических материалов и оборудования. - Перечислите опасности химических и биологических материалов, используемых в процедуре.
- Перечислите все необходимое специальное аварийное оборудование (например, жидкость для промывки глаз, комплект для разлива, сухой песок/класс
D огнетушитель, антидот HF, эффективное дезинфицирующее средство).
- Перечислите требования к утилизации отходов (химические, биологические отходы, контейнеры для острых предметов).
- Опишите любые предполагаемые проблемы, которые могут возникнуть при выполнении этой процедуры,
порядок действий, который необходимо предпринять, включая название должности, с которой следует консультироваться/отчитываться, если
возникает проблема.
для процедуры. Будьте конкретны в отношении биологического штамма: E. coli может быть BSL 2 (O157:H7).
или BSL 1 (K12). Включите химические концентрации, каталожные номера, названия оборудования,
номера моделей и т. д. Помните, что жидкий азот, сухой лед и сжатые газы
опасные материалы.
Письменный протокол безопасности должен быть доступен всем, кто работает над процедурой.
Его можно использовать для обучения новых исследователей различным протоколам, используемым в лаборатории.
Это гарантирует, что каждый получит информацию, необходимую для безопасного проведения научных исследований.
Протоколы безопасности EH&S
Как часто следует пересматривать оценки рисков
Как часто следует пересматривать оценки рисков?
Как владелец бизнеса, менеджер или супервайзер, вы знаете, как важно быть в курсе последних событий, и здоровье и безопасность не являются исключением. Чтобы убедиться, что вы и ваши сотрудники находятся в безопасности и защищены, а также соблюдаете закон, вам необходимо проводить и анализировать оценку рисков в рамках своей обычной рабочей практики.
Оценка риска не является разовой операцией, но нет официально установленных указаний относительно того, когда и как часто следует проводить оценку риска. Но как часто следует пересматривать оценки рисков?
В этом сообщении будет указано, когда и почему вам следует пересматривать процесс оценки рисков:
Хорошо быть в курсе событий, и оценка рисков должна стать обычной частью вашей рабочей практики. Важно также помнить, что оценку рисков необходимо проводить в определенных случаях и в конкретных ситуациях. Проактивность и способность быстро реагировать на изменения помогут вам предотвратить вред, которого можно избежать.
Существует несколько причин для пересмотра вашей оценки рисков:
1) Запланированный ежегодный обзор:
Поскольку не всегда легко узнать, когда наступает подходящее время для проведения оценки рисков, большинство компаний будут обновлять все в соответствии с графиком. Если вас проверяет представитель HSE, он будет ожидать, что ваши записи будут актуальными. Эмпирическое правило заключается в том, что вы должны планировать оценку рисков не реже одного раза в год. Таким образом, вы знаете, когда это должно быть сделано, когда оно выполнялось в последний раз и когда оно будет обновлено. Убедитесь, что это в вашем рабочем календаре, чтобы не забыть.
2) Изменения в законодательстве:
Вы хотите соблюдать закон, а это значит, что вы должны реагировать на любые изменения в законодательстве. Новые правила могут быть введены с новым налоговым годом 1 апреля или 1 октября и могут отражать новые исследования и технологии, изменения в методах работы и даже глобальную политическую ситуацию.
Следите за обновлениями и пересматривайте свою оценку рисков, если закон изменится.
3) Изменение задачи:
Ваше рабочее место динамично и постоянно развивается, и вам необходимо знать, как изменения на вашем участке, оборудовании и методах работы влияют на здоровье и безопасность людей, с которыми вы работаете. Согласно HSE, вам нужно будет проводить новую оценку рисков всякий раз, когда появляются «новые машины, вещества и процедуры, которые могут привести к новым опасностям». Это включает в себя проведение оценки рисков при установке, а также использование и регулярный контроль безопасности нового оборудования, машин и задач.
4) Улучшения:
Вы хотите убедиться, что любые улучшения или средства контроля здоровья и безопасности действительно работают на снижение риска, поэтому вам может потребоваться провести последующую оценку риска, чтобы просмотреть любые улучшения, которые были введены после последняя оценка рисков. Этот обзор, скорее всего, будет посвящен конкретному элементу управления.
5) Несчастные случаи и опасные происшествия:
Иногда случаются несчастные случаи (или опасные происшествия), и если вы окажетесь в такой ситуации, важно убедиться, что вы нашли время, чтобы предотвратить подобное событие. В НИУ ВШЭ есть документ, посвященный расследованию аварий и аварий. Этот процесс включает в себя проверку этих оценок рисков, чтобы убедиться, что у вас установлены самые современные средства контроля.
6) Сообщения и жалобы:
Никто не идеален, как и оценка рисков! Иногда опасность или риск могут быть упущены при оценке риска, но кто-то другой (возможно, сотрудник, коллега или представитель общественности) заметит и сообщит вам об этом. Когда это произойдет, вам может потребоваться отреагировать на проблему с новой оценкой рисков. Убедитесь, что вы держите линии связи открытыми и поощряйте людей оставлять отзывы и сообщать о проблемах, которые могут повлиять на здоровье и безопасность вашего рабочего места.
7) Проблемы с персоналом:
Здоровье и безопасность касаются физического и психологического благополучия, и некоторые опасности могут влиять на посещаемость, отношение и поведение людей на работе.
Высокая текучесть кадров, болезни, невыходы на работу и жалобы на стресс или издевательства могут указывать на то, что что-то на вашем рабочем месте влияет на здоровье и безопасность людей. Если вы заметили подобные вещи, вы должны попытаться определить фактор риска с помощью оценки.
8) Индивидуальные сотрудники:
Как сочувствующий работодатель или руководитель вы знаете, что некоторые люди время от времени нуждаются в особом внимании. Например, если сотрудница беременна или кормит грудью, или возвращается на работу после продолжительной болезни, или если на ваше рабочее место приходят посетители извне, вам необходимо провести оценку рисков, чтобы убедиться, что вы предотвращение любых опасностей и несчастных случаев.
Если вы регулярно контролируете свое рабочее место на наличие вышеуказанных факторов, вы будете знать, когда следует пересмотреть процесс оценки рисков. Не забудьте действовать в соответствии с вашими выводами, внедрить все необходимые улучшения и снова просмотреть!
Теперь вы знаете, когда необходимо пересматривать оценки рисков.


В предусмотренных нормативными актами случаях может проводиться техническое диагностирование, неразрушающий и разрушающий контроль техустройств, исследование материалов. По результатам этих мероприятий (а также обследования) составляется акт.

07.1997 № 116-ФЗ (ред. от 18.12.2006). Трубопроводы, материалы и арматура, примененные при монтаже трубопровода, имели необходимые сертификаты и разрешения. Управление Ростехнадзора на данный трубопровод в 2007 году на основании предоставленных документов выдало разрешение на допуск в эксплуатацию. В настоящий момент трубопровод не отработал 20 лет.
Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом. В Федеральном законе от 21.07.1997 № 116-ФЗ (ред. от 13.07.2015) положений об особенности его применения на отношения, возникшие до его вступления в силу, нет.









Каждый
Предварительное утверждение протокола 


