В россию из китая: Импорт из Китая в Россию

Многим кажется, что за год Россия превратилась в вассала Китая. На самом деле, Пекину не выгоден подчиненный статус Москвы На чем тогда строятся эти отношения? Материал Carnegie Politika

Владимир Путин и Си Цзиньпин во время визита председателя КНР в Москву

Администрация президента РФ / AP / Scanpix / LETA

О том, что Россия оказалась в вассальной зависимости от Китая, в последние годы говорят так часто, что это выражение уже превратилось в штамп. Причем штамп, как минимум не полностью соответствующий действительности: зависимость двух стран отнюдь не односторонняя. Китай тоже заинтересован в развитии контактов с Россией — и как с источником ресурсом, и как с союзником в противостоянии с Западом. Все эти факторы создают прочный базис для достаточно равноправного сотрудничества, пишет востоковед Михаил Коростиков в материале для проекта Carnegie Politika. С любезного разрешения проекта «Медуза» публикует полную версию статьи.

С началом войны взаимодействие России и Китая выросло во всех направлениях. Москва не скрывает того, что делает на КНР ставку в глобальном противостоянии с Западом, и видит в Пекине альтернативный центр силы со схожими интересами и ценностями. Товарооборот двух стран, достигший в прошлом году рекордных 190 миллиардов долларов, увеличился еще на 39% в первом квартале этого года (квартал к кварталу). Резко вырос и экспорт российского сырья в Китай, и импорт в Россию китайской бытовой и строительной техники, мобильных телефонов, автомобилей и огромного количества других товаров.

Неудивительно, что все это порождает разговоры о формировании чуть ли не вассальной зависимости России от Китая, где Пекин, пользуясь экономическими рычагами и изоляцией России на Западе, сможет превратить Москву в послушную марионетку, принуждая к унизительным и односторонним уступкам. Причем эти опасения единодушно разделяют и самые жесткие противники российского режима на Западе, и провоенные ультрапатриоты в самой России.

Очевидная, более чем десятикратная разница в размерах экономик двух стран превратила выражение про «вассальную зависимость» в штамп, о верности которого уже никто особо не задумывается. И напрасно, потому что при ближайшем рассмотрении выясняется, что зависимость эта совсем не такая односторонняя и тем более — не вассальная, а у России сохраняется немало рычагов в отношениях с Китаем.

Отсутствие доказательств

Начать стоит с самого распространенного тезиса об экономической зависимости, которая на поверку оказывается совсем не такой тотальной. Даже после рекордного роста во время войны доля Китая в торговле России достигла примерно 22%, что, несомненно, много, но не беспрецедентно. Такая же доля у КНР, например, в торговле Южной Кореи, что не мешает последней оставаться близким союзником США и проводить независимую от Пекина внешнюю политику.

Еще большая доля (26%) приходится на Китай во внешней торговле Австралии, руководство которой активно участвует в работе антикитайских объединений AUKUS и Quad. Не говоря уже про Тайвань, где Китай обеспечивает почти 40% внешнеторгового оборота, но это не особенно помогает Пекину добиться от тайваньцев более дружественной позиции.

Конечно, в отличие от России, ни Южная Корея, ни Австралия, ни Тайвань не обложены западными санкциями, а потому не так ограничены в выборе торговых партнеров. Но значение Китая во многих глобальных цепочках поставок таково, что и без санкций он оказывается фактически безальтернативным потребителем и поставщиком огромного перечня продукции и ресурсов. Тут можно вспомнить пример Австралии, которая, начав в 2019 году «первый в истории декаплинг» (разрыв связей с Китаем по политическим соображениям), столкнулась с таким падением экспорта, что до сих пор уговаривает Пекин откатить ситуацию назад.

Сейчас Китай — крупнейший торговый партнер примерно для 120 государств, и многие из них экономически куда более зависимы от него, чем Россия. Этот дисбаланс не мешает им выходить из инвестиционных соглашений, десятилетиями вести с Пекином пограничные конфликты и становиться союзниками США или Евросоюза. В российском случае тут нужно добавить оговорку про экспорт газа, где гибкость сильно ограничена из-за зависимости от соответствующей инфраструктуры, но уже с нефтью выбор партнеров у Москвы гораздо шире. Даже сейчас объем поставок российской нефти в Индию (1,7 миллиона баррелей в день) и некрупные развивающиеся страны (1,6 миллиона) вполне сопоставим по отдельности с экспортом в КНР (2,2 миллиона).

Если говорить об импорте, помимо Китая, целый ряд стран (Турция, ОАЭ, Индия, государства Центральной Азии) становятся хабами для серой торговли, которые вполне способны обеспечить какой-никакой приток нужных товаров на российский рынок. Новые пакеты санкций, без сомнения, сделают работу стран-посредников тяжелее, но представить их стопроцентную эффективность достаточно трудно: это потребует кропотливой многолетней работы, связанной с угрозами в адрес государств, правительства которых заботятся о своем суверенитете не меньше Китая. Товары, попавшие в Россию через Турцию или Казахстан, могут быть дороже или хуже китайских, но от этого они не перестают быть реальной альтернативой.

Не видно пока и тех уступок, к которым Пекин должен был бы принуждать Москву с помощью новообретенных экономических рычагов. Россия так и не присоединилась к флагманскому проекту Си Цзиньпина «Пояс и Путь», не признала претензии Китая на акваторию Южно-Китайского моря и не торопится заключать с китайцами кабальные концессионные соглашения или хотя бы изменять законодательство в этом направлении. Перенос на территорию РФ грязных производств (обсуждался, но не случился), строительство вылетных железнодорожных путей, не имеющих остановок в самой России (такой стала бы магистраль Пекин — Берлин, будь проект реализован), одностороннее снижение пошлин или хотя бы введение безвизового режима для граждан КНР показали бы, что Китай нужен России больше, чем она ему, но ничего из этого не происходит.

Через почти полтора года после начала войны взаимодействие между РФ и КНР идет в основном по тем же правилам, что и до нее. Единственным значимым развитием ситуации стало недавнее открытие небольших пограничных маршрутов Благовещенск — Хэйхэ и Нижнеленинское — Тунцзян, которые строились абсурдно долго из-за противодействия российских спецслужб.

Объем инвестиций из Китая в Россию увеличился в 2022 году на 150%, но по-прежнему остается небольшим, в том числе потому что Москва не готова принимать китайские вложения совсем уж без ограничений.

На независимость Москвы косвенно указывает и череда уголовных дел о шпионаже в пользу Китая среди российских ученых, которые российские спецслужбы сознательно выносили в прессу. Их можно было бы попытаться замять, чтобы не раздражать партнеров, но никто этого не делает, несмотря на установленную в стране жесткую цензуру. Трудно представить себе аналогичную публичную кампанию, например, в Германии в отношении информаторов американской разведки.

Отсутствие мотивов

Есть и другой важный вопрос, на который трудно ответить в рамках логики вассалитета: для чего конкретно Пекин мог бы стремиться установить с Москвой такие неравноправные отношения? И без всякого давления трудно найти сферы, где Россия отказывалась бы сотрудничать с Китаем на обычных условиях.

Российский рынок открыт для китайских товаров, и в расширении их ввоза заинтересован скорее Кремль, чья задача — не допустить социального напряжения. Точно так же, без дополнительного давления, Россия сама охотно поставляет в Китай столько необходимых ему ресурсов, что их поток ограничен только пропускной способностью торговых путей.

В технологической сфере ситуация сложнее: чрезмерная зависимость от поставок критического оборудования одной компании (например, Huawei) действительно создает угрозу безопасности. Но здесь ситуация для России не слишком изменилась со времен довоенного сотрудничества с Западом. Российского оборудования нет и не появится, а значит, выбор состоит в том, кто будет иметь доступ к данным: Вашингтон, Брюссель или Пекин. В нынешней конфигурации сотрудничество с Китаем создает наименьшую угрозу для безопасности Кремля.

Попытки Пекина продавить Москву по небольшому числу тех направлений, где это могло бы иметь смысл (политические заявления, отдельные ресурсные концессии), были бы чреваты катастрофическими последствиями. В прошлом году Владимир Путин наглядно продемонстрировал, на какие жертвы он готов заставить пойти Россию ради противостояния «угрозам ее суверенитету», как его понимают в Кремле. Так что в случае реальной попытки вассализации со стороны Китая российское руководство скорее предпочло бы лишить россиян китайских товаров и полностью перейти на серый импорт через другие страны, чем подчиниться Пекину.

Нематериальные активы

В довершение, война не только усилила китайские позиции в отношениях с Россией, но и дала Москве несколько важных козырей. Главные среди них — это информация о противостоянии санкциям и о боевых действиях против западного оружия, которую Китаю кроме как из Кремля просто неоткуда больше получить.

Пекин уже давно рассматривает углубление конфронтации с Западом как неизбежный процесс. Нельзя сказать, что такой подход не имеет под собой оснований. С момента объявления администрацией Барака Обамы политики «поворота в Азию» в 2011 году Китай рассматривается в США исключительно как стратегический противник, даже если это определение периодически разбавляют заявлениями о возможности конструктивного взаимодействия. Евросоюз долго старался стоять в стороне от этой конфронтации, но в 2019 году также закрепил Китай в стратегических документах как «системного противника».

Менять свою политику Пекин, очевидно, не намерен, поэтому введение новых санкций по образцу российских выглядит лишь вопросом времени. Тесное взаимодействие между администрациями руководителей и другими госорганами двух стран позволяет Пекину понять, как санкции влияют на экономику, какие существуют способы обхода и уклонения от них, как будет вести себя финансовая система, какие меры защиты эффективны, а какие — нет. Конечно, экономики России и Китая очень разные, но обе они функционируют на рыночных началах и многие процессы в них схожи.

Опыт, который сейчас получает российская армия в Украине, еще более интересен для Пекина. Значительная часть китайского оружия либо закуплена у России, либо является результатом эволюции российских и советских образцов. В Украине это оружие проходит масштабное испытание на прочность в столкновении с западными образцами, причем в настоящей войне.

Конечно, в случае атаки на Тайвань этот опыт может пригодиться не полностью, но даже десятую часть этой информации пришлось бы добывать кровью солдат и ценой поражений, если бы Китай решил приобрести ее самостоятельно. А налаженное взаимодействие между военными двух стран дает Китаю доступ к ней без особых затрат.

Отношения между Россией и Китаем отнюдь не безоблачны, но общие интересы руководства двух стран и стратегическая логика противостояния с Западом создают прочный базис для достаточно равноправного сотрудничества. В нем у Китая есть определенная возможность, но нет особых причин превращать Россию в своего вассала. И перспектив изменения в этой ситуации на горизонте 5–10 лет нет.

Читайте также на Carnegie Politika:

  • Dance macabre для инвесторов. О чем не скажет Путин на ПМЭФ
  • Нормализируй это. Кто выигрывает от молчания Путина
  • «Север — Юг» из кармана России. В чем проблемы с транзитным маршрутом через Иран

Михаил Коростиков

Наблюдай и осваивай. Чего хочет Китай от России

Даже если руководство КНР и весь китайский народ сопереживали бы Украине, присоединение к санкциям против Москвы шло бы вразрез с коренными интересами Китая, для которого Россия остается уникальным источником ресурсов и опыта, получать который самостоятельно было бы очень дорого и больно

Председатель КНР Си Цзиньпин приехал в Москву тогда, когда на это не решился бы, наверное, никто другой даже из партнеров по БРИКС. И у него есть для этого веские причины: желание изучить бесценный российский опыт выживания под самыми жесткими санкциями без экономического коллапса, а также перспективы освоения российского рынка, оставленного западными компаниями. Любой из этих пунктов для Пекина куда важнее, чем, к примеру, гипотетические поставки вооружений, будоражащие умы западных политиков.

Нынешний этап российско-китайских отношений определяется уже не конкретными событиями и реакциями на них, а структурными факторами, которые задают жесткую рамку взаимодействия и существенно ограничивают Москву и Пекин в выборе дальнейших ходов. Главные ограничители тут — конфронтация обеих стран с Западом, пускай и совсем разная по своей природе и динамике, а также структурная перестройка российской экономики и торговли из-за исхода западных компаний.

Страна, которую не жалко

Главная задача визита председателя КНР в Москву — оценить устойчивость российской государственной системы в ситуации, когда страна была искусственным образом поставлена в тяжелые внешние условия. Для Си Цзиньпина Россия сегодня — гигантская лаборатория, где власть проводит довольно успешный эксперимент по насильственному и противоестественному разъединению с западной экономикой, промышленностью, культурой и финансовым сектором.

Возможность наблюдать за ходом этого эксперимента в режиме реального времени, снимать показания приборов и на основании этого готовить собственную страну к аналогичным шокам — куда более ценный ресурс, чем увеличившиеся поставки в Россию китайских машин и пуховиков. 

Это знание важно для Пекина потому, что похожий процесс отсоединения от Запада, пускай более медленный и менее масштабный, идет в самом Китае. Уже несколько лет Вашингтон постепенно отрезает китайские компании от западных рынков, технологий и сервисов. Такой подход был в США официальной доктриной при президенте Трампе, но сохранился и при Байдене.

Например, с начала российского вторжения в Украину Вашингтон успел ввести экспортный контроль над продажами в Китай микроэлектроники, расширить на 18% (на 110 компаний) список китайских предприятий под частичными экспортными санкциями и, вопреки протестам Пекина, отправить спикера палаты представителей с визитом на Тайвань, который США, к слову, признают частью Китая. В довершение, несколько недель назад в Конгрессе сформировали орган под многообещающим названием «Комитет по стратегическому соперничеству между США и Коммунистической партией Китая» — консенсус по этому вопросу был надпартийный.

Все эти шаги США предприняли, несмотря на то что за этот период Китай не вторгался на территорию соседних государств, не осуществлял попытки военных переворотов в других странах, не травил диссидентов боевыми химикатами и вообще был большую часть года погружен в затянувшуюся борьбу с пандемией. Тем не менее США и риторически, и фактически упорно ставят Китай на одну полку с Россией.

Во всех американских стратегических документах две страны идут через запятую (иногда вместе с Ираном и Северной Кореей) как главные противники США, и разница между ними состоит только в скорости ввода различных ограничений. Более мягкий, но схожий курс взял и Евросоюз, в стратегических обзорах которого Китай с 2019 года фигурирует как глобальный «системный противник» (хотя и «партнер в экономике»).

В нормальной ситуации Китай вынужден был бы приспосабливаться к ограничениям самостоятельно, но политика России дала Пекину уникальную возможность увидеть свою судьбу заранее и подготовиться к ней. А поучиться есть чему: за год с начала вторжения в России не случилось кризиса ни в одной из ключевых сфер.

Страна, на которую приходится всего 2% мировой экономики, вовлечена в открытый конфликт с 60% мировой экономики, отрезана от рынков капитала и лишена возможности вести нормальную торговлю со своими традиционными партнерами (в 2021 году на ЕС приходилось 38% российского товарооборота). При этом в России не случилось ни повального банкротства банков, ни массовой безработицы, которой пугали в марте-апреле 2022 года, ни дефицита потребительских товаров.

Китай — страна с намного более устойчивой и диверсифицированной экономикой, чем Россия. Но он сильно зависит от импорта сырья и внешних рынков сбыта своей продукции. Вторую зависимость Си активно снижает c самого начала своего правления, стимулируя внутреннее потребление. А с первой надеется справиться за счет укрепления партнерства с Россией, способной переориентировать значительную часть своего сырьевого экспорта на Китай. Собственно, это уже происходит: торговля двух стран в 2022 году выросла на треть, до $190 млрд, при этом темпы роста российского экспорта в Китай были втрое выше, чем импорта оттуда (44% против 14%).

Для Пекина тщательное изучение и частичное внедрение инструментов и решений, которые сейчас использует Россия, выглядит разумным курсом в ситуации, когда конфронтация самого Китая с Западом кажется неизбежной. Также логичной выглядит и поддержка России на плаву, чтобы та отвлекала внимание США и ЕС от Пекина, давая ему больше времени подготовиться.

Даже если руководство КНР и весь китайский народ сопереживали бы Украине, присоединение к западным санкциям против Москвы шло бы вразрез с коренными интересами Китая, для которого Россия остается уникальным источником ресурсов и опыта, получать который самостоятельно было бы очень дорого и больно.

Путь воды

Вторая причина приезда Си Цзиньпина в Россию — контроль за освоением российского рынка, расчищенного после ухода европейских компаний. Значительную часть кортежа из 50 автомобилей, сопровождавших китайского лидера, составляли представители крупного бизнеса, заинтересованные в том, чтобы закрепить результаты, достигнутые за последний год в России.

А результаты эти значительны. Самый заметный сдвиг произошел на российском рынке автомобилей: из 14 оставшихся на нем брендов 11 — китайские, при этом через Китай активно ввозятся по «параллельному импорту» и европейские автомобили. Доля китайских машин среди новых покупок выросла с 9% в феврале 2022 года до 38% в феврале 2023-го.

Доля китайских смартфонов на российском рынке достигла 75% против 50% годом ранее, строительной техники — 70% против 40% годом ранее, ноутбуков — 40%. Впервые китайские холодильники Haier заняли в России первое место по популярности.

Если в военно-политическом эксперименте России Китай выступает по большей части внешним наблюдателем, то в экономическом — он непосредственный участник. Российский потребитель довольно консервативен в своих предпочтениях и, если хватало денег, между немецкой и китайской продукцией неизменно выбирал первую. Теперь же во многих сегментах западного предложения либо не осталось вовсе, либо цена стала запретительной, и люди вынуждены знакомиться с производителями из КНР поближе.

Итоги оказались предсказуемы: по опросу портала auto.ru, за последний год 43% ответивших россиян стали лучше относиться к китайским автомобилям. Это неудивительно: за последние 10 лет качество и модельный ряд производимых в КНР машин выросли многократно. С 2019 года страна поднялась с пятого на третье место в мире по продажам, обогнав США и Южную Корею и вплотную приблизившись к Германии.

В нормальных условиях китайским автоконцернам пришлось бы вкачивать миллиарды долларов в рекламу, пытаясь убедить консервативных россиян в том, что Geely ничем не хуже BMW. Но благодаря геополитическим решениям Кремля треть российского авторынка просто упала китайцам в руки.

Похожие вещи будут происходить и в других отраслях. Китайские компании, как вода, естественным образом будут заполнять высвобождающиеся ниши. Процесс только начался. Пока что, несмотря на громкие заявления, из России ушли лишь 8,5% компаний из Евросоюза и G7, которые обещали это сделать после начала войны.

Отдельно стоит вопрос соблюдения Китаем западных санкций против России. Официально Китай не поставляет в Россию ничего, связанного с вооружением и военной техникой. Пекин уверяет, что запретил экспорт в Россию даже высокопроизводительных процессоров Loongson. Но реальность состоит в том, что большинство активно используемых на войне товаров и компонентов имеют двойное назначение и могут быть поставлены под видом гражданской продукции. Это хорошо видно на примере краудфандинговых кампаний, через которые одевают и экипируют солдат и добровольцев и в России, и в Украине.

Война в Украине требует отнюдь не передовых технических решений, а больших объемов электроники среднего и низкого качества, которую российская промышленность успешно добывает из бытовой техники. С неизбежным ростом объема поставок этой техники из КНР будет расти и ее доля, разбираемая на запчасти для военных нужд.

Ситуация выгодна для обеих сторон: Китай покупает у России все больше нефти, газа и другого сырья, а в обмен продает все больше бытовой техники, используемой и в мирных, и в военных целях. Вдобавок, значительная часть этой торговли будет идти в юанях, доля которых в торговле России выросла за два года с 0,5% до 16%.

Новая взаимозависимость

Новый формат взаимоотношений России и Китая для Москвы одновременно и проще, и сложнее, чем довоенный. С одной стороны, зависимость от Пекина очевидным образом возрастает и в экономической, и в политической плоскости. С другой — по мере неизбежного углубления конфронтации Китая с США и ЕС у Пекина тоже снижается количество вариантов.

Россия — безальтернативный партнер в том, что касается ресурсов, которых Китаю может критически не хватить в случае эскалации его противостояния с Западом. Аналогичное предложение сырья есть в Африке и Латинской Америке, но туда нужно сначала доплыть, а китайский флот как минимум в ближайшие 15–20 лет будет существенно уступать американскому.

Это обстоятельство несколько выравнивает ситуацию и позволяет Москве надеяться, что Пекин не будет использовать свой новообретенный экономический рычаг слишком уж активно. К тому же особых причин для его использования пока не наблюдается: Россия и так добровольно снабжает Китай всем, что ему необходимо, и вполне довольна обменом. В качестве бонуса китайский лидер щедро делится с московским коллегой самой дорогой для Владимира Путина и ничего не стоящей Си Цзиньпину валютой: уважением и символическим капиталом.

Для главы КНР нынешний визит — первый двусторонний после переизбрания на новый срок главой Компартии в октябре прошлого года. Этот знак внимания особенно важен в свете окончательной криминализации российского руководства Гаагским судом накануне приезда Си и подчеркивает окончательный цивилизационный разрыв Кремля с Европой. Сотрудничество Москвы с Пекином, наоборот, впервые в истории становится по-настоящему тесным — настолько, что существенным образом изменит облик России уже в ближайшие годы.

следующего автора:

  • Михаил Коростиков

Фонд Карнеги за Международный Мир и Carnegie Politika как организация не выступают с общей позицией по общественно-политическим вопросам. В публикации отражены личные взгляды авторов, которые не должны рассматриваться как точка зрения Фонда Карнеги за Международный Мир.

США потеряли ОАЭ в пользу России, Китая?

Ткань стратегических связей Америки с регионом Персидского залива изнашивается. Лидер самой влиятельной нации, Саудовской Аравии, по сути, сказал администрации Байдена в отношении поставок нефти, продажи оружия или ядерной энергетики: «Если вы хотите работать со мной, хорошо, но если нет, есть другие, которые будут».

Менее заметным, но вряд ли менее важным является тревожный и постоянный раскол между Вашингтоном и Объединенными Арабскими Эмиратами (ОАЭ). Дважды за последние два года самые высокопоставленные официальные лица Америки пытались умиротворить лидера ОАЭ Мохаммеда бен Заида Аль Нахайяна, известного как МБЗ, в попытке вернуть отношения в нужное русло. Находясь в Джидде в июле 2022 года, президент Байден лично пригласил президента ОАЭ с официальным визитом в Вашингтон до конца года.

Это не материализовалось. Вместо этого почти год спустя брат МБЗ, который также является советником по национальной безопасности ОАЭ, встретился в Вашингтоне со своим американским коллегой Джейком Салливаном, чтобы узнать, смогут ли они восстановить нормальные отношения.

Раздор между Эмиратами и Вашингтоном длится не менее десяти лет, начиная с тайных переговоров президента Обамы по ядерной сделке с Ираном за спинами его союзников в Персидском заливе. Технологические ограничения со стороны государственного департамента и министерства обороны при Трампе и Байдене подтолкнули ОАЭ к отмене покупки усовершенствованных самолетов F-35 на сумму 20 миллиардов долларов. Запоздалый ответ США на ракетные удары по ОАЭ из Йемена еще больше разозлил Абу-Даби.

Эмиратцы в конце концов пришли к выводу, что с такими друзьями кому нужны враги, и постепенно обратились к России и Китаю за экономическим ростом и дипломатическими рычагами. ОАЭ стали крупнейшим торговым партнером России и Китая в арабском мире.

Китай является крупнейшим ненефтяным торговым партнером ОАЭ в мире, а ОАЭ являются вторым по величине торговым партнером Китая.

Под поверхностью этих улучшенных коммерческих связей с противниками Америки скрывается сеть отношений в области безопасности, которая заставила высокопоставленных чиновников США и членов Конгресса усомниться в надежности ОАЭ как стратегического партнера.

Сговор ОАЭ с российскими интересами в течение некоторого времени был предметом трений с правительством США. Его связи с группой Вагнера в Ливии и поставка оружия ренегатскому военачальнику этой страны Халифе аль-Хифтару уже давно раздражают политиков в Вашингтоне, что побудило их в январе ввести санкции против организаций, базирующихся в ОАЭ. Последующее участие Абу-Даби в деятельности Вагнера в Судане подлило масла в этот огонь. Согласно сообщениям из региона, Вагнер и ОАЭ вместе работают над экспортом золота из Судана в Дубай, где выручка от его продажи пополняет казну Вагнера, суданских повстанцев и посредников из ОАЭ.

После того, как ОАЭ воздержались от участия в февральской резолюции Совета Безопасности ООН, осуждающей вторжение России в Украину, последовательная тенденция ОАЭ закрывать глаза или способствовать уклонению от санкций в интересах России побудила администрацию Байдена к агрессивным действиям. Согласно данным, собранным Фондом «Свободная Россия», стоимость электронных компонентов, отправленных из ОАЭ в Россию, увеличилась в семь раз с 2021 по 2022 год. За тот же период ОАЭ экспортировали в Россию в 15 раз больше микрочипов, а также более 150 дронов.

Министерство финансов публично раскритиковало ОАЭ за «плохое соблюдение санкций». Только в этом году США наложили санкции на многочисленные организации Эмиратов за нарушение санкций. В одном случае пара эмиратских фирм сотрудничала с Ираном для переброски иранских беспилотников, персонала и вспомогательного оборудования из Ирана через ОАЭ в Россию.

Другим шагом Министерство финансов наложило санкции на российский банк, работающий в ОАЭ по лицензии Центрального банка Эмиратов. Брат МБЗ, который также является заместителем премьер-министра, подвергается расследованию со стороны властей США и Великобритании в связи с сообщениями о том, что он помогал российским олигархам уклоняться от санкций. В довершение всего, разведывательные службы США задокументировали тревожные и углубляющиеся отношения разведки между ОАЭ и Россией.

Возможно, более тревожным с точки зрения Вашингтона являются все более тесные отношения в области безопасности между ОАЭ и Китаем. Два года назад американской разведке стало известно, что Китай тайно строит военный объект в порту ОАЭ. В не одном разговоре с MBZ президент Байден выражал тревогу и призывал его остановить проект, на что бин Заид согласился.

В конце 2022 года, несмотря на заверения Эмиратов в обратном, США обнаружили возобновившуюся активность на объекте, в том числе подключение воды и электричества к объекту и строительство стены по периметру для объекта материально-технического снабжения Народно-освободительной армии. Многим в Вашингтоне кажется, что руководство ОАЭ изо всех сил старается показать нос американским опасениям.

Критики Эмиратов указывают на то, что они отвергают просьбы Соединенных Штатов в связи с их все более тесными связями с китайским телекоммуникационным гигантом Huawei. Проникновение Huawei в ОАЭ, давно известное как преследующая лошадка китайского государства, а также растущее партнерство между разведывательными службами двух стран представляют серьезные проблемы для истеблишмента национальной безопасности Америки.

Космос становится минным полем опасностей — сейчас нам нужна лучшая видимость

EPA должно уделять приоритетное внимание выбросам в течение жизненного цикла в политике строительных материалов.
900:02 После встречи в начале этого месяца советники по национальной безопасности стран выступили с совместным заявлением, в котором эта напряженность была замаскирована классической вашингтонской дипломатической речью. Они отметили «прочное стратегическое партнерство США и ОАЭ»; подтвердил «приверженность США сдерживанию угроз в отношении ОАЭ»; и выразил «общие цели по созданию более интегрированного, процветающего и стабильного ближневосточного региона».

Отсутствие МБЗ в Вашингтоне, однако, говорит о многом и противоречит радостным разговорам, которые пускает в ход его советник. Приглашение Байдена было отклонено, как и его многочисленные мольбы. Учитывая все более расходящиеся мировоззрения этих бывших союзников, напряженные отношения Америки со вторым по силе государством в регионе вряд ли улучшатся в ближайшее время.

Стивен Бланк, доктор философии, старший научный сотрудник Института исследований внешней политики. Он бывший профессор российской национальной безопасности и вопросов национальной безопасности в Институте стратегических исследований Военного колледжа армии США и бывший научный сотрудник Макартура в Военном колледже армии США. Бланк — независимый консультант, специализирующийся на геополитике и геостратегии бывшего Советского Союза, России и Евразии.

Copyright 2023 Nexstar Media Inc. Все права защищены. Этот материал нельзя публиковать, транслировать, переписывать или распространять.

Российские военные используют Китай для получения запрещенных технологий от 59 американских компаний Китай,

Newsweek нашел. Более 60 процентов импортируемых важнейших компонентов российского оружия поступают от американских компаний.

Масштабы технологий, все еще достигающих России, значительно больше, чем признают западные официальные лица, которые часто рекламируют систему экспортного контроля и санкций, которые они ввели против Москвы — отчасти для того, чтобы попытаться помешать ей получить компоненты для оружия.

Россия импортировала компонентов, связанных с военной техникой, на сумму 20,3 миллиарда долларов в период с марта по декабрь прошлого года, согласно анализу Института KSE, аналитического центра Киевской школы экономики, к которому Newsweek был предоставлен эксклюзивный доступ. Эта цифра выше, чем сообщалось ранее, и представляет собой всего лишь 15-процентное снижение по сравнению с годом, предшествовавшим вторжению России в Украину в феврале 2022 года.

Фотоиллюстрация Newsweek с изображением (слева направо) президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана, президента России Владимира Путина и председателя Китая Си Цзиньпина.
Newsweek; Исходное фото Мурада Сезера/Getty Images; Авторы Getty Images

Компании, базирующиеся в США, произвели 64 процента товаров двойного назначения — компонентов, которые могут использоваться в военных целях, а также для потребительских товаров, таких как автомобили и бытовая техника, — которые Россия импортировала в период с марта по декабрь 2022 года, согласно Данные о торговле России.

В целом, Россия закупила технологии, произведенные 155 компаниями со штаб-квартирами в США или Европе, а также в Азии и на Ближнем Востоке. Согласно отдельным данным, собранным украинскими властями, 66 процентов важнейших иностранных компонентов, обнаруженных в системах вооружений, которые российские военные использовали в Украине, были произведены компаниями со штаб-квартирой в США9.0003
Украинский солдат стоит на брошенном российском танке возле села на окраине Изюма Харьковской области.
Хуан Баррето/AFP через Getty Images

«Из этих данных мы видим, что российские вооруженные силы по-прежнему полагаются в основном на западные компоненты» в своих системах вооружения, сказала Newsweek Элина Рыбакова, директор программы международных отношений Киевской школы экономики.

Ранее сообщалось о некоторых аспектах недавней торговли России иностранными технологиями. Но вместе взятые, отчет KSE и Дальнейшее сообщение Newsweek дает наиболее полное на сегодняшний день описание масштабов, в которых Россия уклоняется от экспортного контроля и санкций.

Вырисовывается картина слабой практики соблюдения правил торговли в некоторых частях частного сектора, бесчисленных проблем правоприменения для западных правительств и сложной глобальной цепочки поставок технологий двойного назначения. Этот отчет основан на новых данных о российской торговле и ранее не сообщавшейся информации, собранной украинскими властями о российских системах вооружения, изъятых с поля боя, а также на интервью с американскими и европейскими официальными лицами, экспертами по экспортному контролю, военными аналитиками и другими, некоторые из которых который попросил анонимности для обсуждения секретных разведывательных вопросов.

Предоставлено Институтом KSE

В период с марта по декабрь 2022 года Москва импортировала 72 процента от общей стоимости своих критически важных компонентов из Китая, что больше, чем всего 22 процента за тот же период предыдущего года, согласно данным российской торговли.

Однако данные показывают, что большая часть технологий двойного назначения, которые Россия импортирует из Китая, производится в Америке и Европе, опровергая аргумент западных лидеров о том, что экспортный контроль лишает Москву передовых технологий, необходимых ей для продолжения войны в Украина.

В отчете KSE содержится множество новых подробностей о конкретных российских системах вооружения в Украине, основанных на западных технологиях, основанных на анализе украинскими властями оборудования, извлеченного с поля боя. Он также предоставил первый снимок данных о торговле России за первый квартал 2023 года. Торговые данные разбиты на подробные описания импортируемых товаров, стран, из которых они были получены, и компаний, которые произвели товары.

У Москвы меньше доступа к передовым компонентам, чем до войны, и широко распространено мнение, что со временем экспортный контроль еще больше ухудшит оборонный сектор России, что приведет к серьезным долгосрочным проблемам для ее вооруженных сил.

Но после 16 месяцев конфликта стало ясно, что США и их союзникам необходимо предпринять дополнительные шаги, чтобы экспортный контроль достиг желаемых результатов, сказала Эмили Килкриз, директор Программы по энергетике, экономике и безопасности в Центре Новая американская безопасность.

«Сейчас мы находимся в той точке, когда экспортный контроль должен начать действовать. Но Россия приспосабливается», — сказал Килкриз. «Мы сделали большой шаг, который могли сделать. Теперь речь идет о правоприменении».

Американские компании, чьи товары были обнаружены в российском оружии на Украине, заявили Newsweek , что они не ведут дела с Россией, и осудили использование их продукции в войне.

«Компании должны работать лучше. Они просто должны работать лучше» с точки зрения соблюдения экспортного контроля и санкций, сказала Эрика Трухильо, соучредитель и управляющий директор SEIA, фирмы, базирующейся в Мюнхене, Германия, которая консультирует многонациональные компаний по соблюдению правил торговли, экспортного контроля и санкций.

«С Россией того, на чем мы сейчас находимся, недостаточно», — сказала она.

Безудержное уклонение, несмотря на массовый режим санкций

Режим экспортного контроля и санкций против России описывается администрацией Байдена как крупнейший из когда-либо введенных против крупной экономики. Меры США и их союзников нацелены на производство энергии в России, финансовые системы и доступ к технологиям.

Тем не менее, согласно украинским данным, полученным Институтом KSE, Украина идентифицировала 1057 иностранных компонентов в 58 различных единицах критической российской военной техники. Микрочипы и процессоры составляют почти половину всего импорта, но Россия также импортирует множество других товаров, используемых в навигационных и коммуникационных системах и других элементах современной войны.

В некоторых случаях поток критических компонентов фактически увеличился за первые три месяца этого года. Согласно торговым данным, Россия импортировала на 28% больше подшипников и на 27% больше навигационных и сенсорных систем в первом квартале 2023 года по сравнению с последним кварталом прошлого года.

Украинские власти обнаружили импортные микросхемы, процессоры, приемопередатчики, устройства памяти, транзисторы, преобразователи постоянного тока и другие компоненты в четырех типах крылатых ракет российского производства: Х-59, Х-101, Калибр и Искандер-К.

Аналогичная зарубежная техника обнаружена в семи типах российской бронетехники и артиллерийских установках, в том числе в ЗРК малой дальности «Тор-М2» и боевом танке Т-72. Импортные компоненты были также обнаружены в семи различных типах беспилотников, в том числе в российском «Орлане-10» и двух иранских моделях «Шахед-131» и «Шахед-136».

Предоставлено Институтом KSE

Хорошо задокументированные продажи Ираном беспилотников в Россию отражают один из способов, которым Москве удалось избежать международного экспортного контроля. США и их союзники мало что могут сделать, чтобы заблокировать торговый путь через Каспийское море, используемый двумя государствами-изгоями, которые давно находятся в конфликте с Западом.

Но большую часть московского импорта двойного назначения обнаружить намного сложнее. Эксперты говорят, что типичный случай уклонения от уплаты налогов включает в себя поставку критически важных компонентов, которые продаются и перепродаются несколько раз, часто в рамках ряда сделок между законными предприятиями, прежде чем в конечном итоге оказаться в Китае или другой стране, где российская подставная компания может покупать товары и экспортировать. их в Россию.

Россия перевозит товары двойного назначения через Кавказ, некоторые районы Центральной Азии и Ближнего Востока. Но торговые данные показывают, что Китай на сегодняшний день является крупнейшим перевалочным пунктом микрочипов и других технологий в Россию. В период с октября по декабрь прошлого года Россия импортировала 87 процентов своих микрочипов у продавцов в Китае, хотя только 40 процентов были произведены в Китае.

Newsweek обратился за комментариями к украинскому правительству и министерствам иностранных дел, обороны и экономического развития России. Newsweek также запросил комментарии для этой статьи у министерств национальной обороны, иностранных дел и торговли Китая, а также у министерств иностранных дел Ирана и Турции.

Официальные данные о торговле России не содержат подробных спецификаций на микрочипы и другие импортные технологии, что затрудняет определение качества микрочипов и других товаров, импортируемых в Россию. Но подавляющее большинство микросхем, которые Россия использует в оружии на Украине, производится в странах Запада, а не в Китае, который отстает в технологиях производства микросхем на годы.

Недостаток ресурсов для соблюдения правил торговли затрудняет правоприменение

Американские компании невольно сыграли роль крупнейших поставщиков товаров двойного назначения в Россию с начала войны.

Reuters и другие новостные агентства сообщают, что с начала вторжения Россия импортировала критически важные компоненты, произведенные несколькими крупными американскими фирмами. Но доля российских товаров двойного назначения, поступающих от крупных американских технологических компаний, больше, чем считалось ранее, и Выводы Newsweek также показывают, что Россия импортирует технологии от гораздо более широкого круга иностранных компаний, чем документально подтверждено в предыдущих отчетах.

Согласно собранным данным, критически важные компоненты, произведенные пятью американскими компаниями — Analog Devices, Texas Instruments, Microchip Technology, Intel Corporation и Advanced Micro Devices (AMD), — составляют 52% технологического импорта, обнаруженного в российских системах вооружений. украинскими властями и получены Институтом KSE. Эти компании входят в пятерку крупнейших производителей товаров двойного назначения, используемых в российском оружии.

Но Россия также получает доступ к товарам большего числа средних и малых фирм, чем сообщалось ранее. Согласно торговым данным, из 155 компаний, критические компоненты которых были обнаружены в российской военной технике, 59 базировались в США.

Россия также импортировала важные компоненты из 18 других стран Азии, Европы и Ближнего Востока с начала войны на Украине. Наряду с Китаем Турция стала важным каналом для поставок критически важных компонентов в Россию. Турция является членом НАТО, но не присоединилась к США и ЕС в вопросе введения жестких санкций против России.

Эксперты подчеркнули, что нельзя нести единоличную ответственность за уклонение Москвы от экспортного контроля от производителей.

Аналитики по экспортному контролю сообщили Newsweek , что им не известно ни одного примера с начала войны, когда компания, базирующаяся в США или в союзной стране, сознательно продавала критически важные технологии непосредственно в Россию с явной целью помочь военным усилиям Москвы .

Доля прямых продаж критически важных компонентов в Россию иностранными фирмами резко упала из-за войны с 45 процентов за год до вторжения до всего 2 процентов в период с марта по декабрь прошлого года.

Предоставлено Институтом KSE

Newsweek обратился за комментариями к пяти ведущим американским производителям товаров двойного назначения, обнаруженных в российской военной технике. Все пять компаний сообщили Newsweek , что они соблюдают экспортный контроль и санкции и не продают продукцию в Россию или Беларусь, союзника России.

«Intel продолжит соблюдать все применимые экспортные правила и санкции в странах, в которых она работает», — заявил представитель компании.

«Мы осуждаем незаконное использование нашей продукции», — заявил представитель Microchip. «Мы серьезно относимся к своей ответственности как добросовестная компания и соблюдаем применимые законы, включая экспортный контроль и торговые санкции».

Представитель AMD сказал, что у компании есть «надежная программа соблюдения правил экспорта, в рамках которой мы проводим комплексную проверку всех наших потенциальных клиентов и дистрибьюторов и требуем от наших авторизованных дистрибьюторов соблюдения всех экспортных правил США и всего мира». Представитель добавил, что AMD «не поддерживает использование наших продуктов в российской военной технике в войне против Украины или для приложений, для которых они не были разработаны или предназначены».

Несмотря на международные санкции, Россия импортировала технологии на миллиарды долларов с Запада для своих военных действий в Украине.
Сергей Михальчук/Global Images Украина через Getty Images

Представитель Analog Devices заявил, что компания «активизирует наши усилия по выявлению и противодействию» уклонению от платежей со стороны России, «включая внедрение расширенных процессов мониторинга и аудита» и другие шаги.

«Мы считаем, что эти меры помогут сократить количество несанкционированных перепродаж, утечки и непреднамеренного неправильного использования наших продуктов», — добавил представитель Analog Devices.

В заявлении Texas Instruments говорится, что компания «соблюдает применимые законы и правила в странах, где мы работаем. Мы не поддерживаем и не оправдываем использование наших продуктов в приложениях, для которых они не предназначены».

Компании, базирующиеся в Соединенных Штатах, как правило, обязаны проверять иностранных торговых партнеров, таких как производители и дистрибьюторы, а также их предполагаемых конечных потребителей, известных как «конечные пользователи», на отраслевом языке, чтобы убедиться, что продукты не попасть не в те руки.

Частные компании нанимают в США специалистов по соблюдению правил торговли для управления процессом проверки. Если производитель получает подозрительный заказ на товар двойного назначения, офицеры могут проверить, не подпадает ли данный иностранный импортер под санкции Министерства торговли, Государственного департамента или других ведомств.

Но правительство зависит от частных компаний, которые должны проводить собственную проверку и предоставлять точную информацию о своей торговле таможенным органам. Процесс регулирования фактически основан на системе чести, которой могут легко манипулировать иностранные компании, которые могут фальсифицировать таможенные декларации или иным образом скрывать истинный характер своей коммерческой деятельности в сложной цепочке поставок.

В результате выявить тревожные флажки непросто, сказал Трухильо, глава фирмы по управлению рисками и бывший чиновник по соблюдению правил торговли в Министерстве торговли.

«Структуры корпоративной собственности очень скрыты, особенно в таких странах, как Россия и Китай, — сказал Трухильо. «Особенно сложно провести комплексную проверку в Китае. Вы увидите, как появляется компания, совершает одну или две транзакции и закрывается на следующий день».

По ее словам, это также плохо охраняемый отраслевой секрет, что отделы соблюдения правил торговли сильно недоукомплектованы кадрами, и им часто не хватает времени и ресурсов для анализа сотен или тысяч ежегодных транзакций.

«У вас есть компании стоимостью в миллиарды долларов, которые ведут масштабный глобальный бизнес, и у них может быть пять офицеров по соблюдению правил торговли, если это так», — сказал Трухильо. «И что шокирует, так это то, что, несмотря на растущую геополитическую напряженность, отделы комплаенса по-прежнему сталкиваются со значительным бюджетным давлением».

Ольга Торрес, член Консультативной группы по оборонной торговле Государственного департамента, сказала, что, поскольку война продолжается, некоторые крупные американские компании предприняли шаги для усиления своей практики соблюдения правил торговли.

«Мы видим, что солидные американские компании относятся к этому очень серьезно. Нас больше беспокоят небольшие магазины, которые могут быть не так требовательны к соблюдению требований», — сказал Торрес, который руководит юридической практикой, специализирующейся на торговом праве.

Правительства должны сделать больше, чтобы замедлить импорт в Россию товаров двойного назначения, но в конечном итоге все «сводится к проблемам с соблюдением», — сказала Кимберли Донован, директор Инициативы экономического государственного управления в Атлантическом совете и бывший член Совета национальной безопасности. советник.

Служба экспортного контроля «только пока»

Newsweek обратился в Белый дом и Министерство торговли США за комментариями относительно принудительных мер.

Представитель Министерства торговли сообщил Newsweek , что попытки России обойти экспортный контроль и санкции являются доказательством того, что ограничения работают. Чиновник сказал, что США тесно сотрудничают с ЕС и другими союзниками, чтобы пресечь уклонение, и указал на длинный список действий, предпринятых администрацией Байдена после вторжения России в Украину.

В прошлом месяце США и другие члены Большой семерки (G7) договорились о введении новых мер экспортного контроля и санкций, направленных на ограничение доступа России к товарам двойного назначения. Сделка была заключена через три месяца после того, как администрация Байдена объявила о новых правилах, ограничивающих торговлю технологиями между Россией и США. сектор.

После российского вторжения в Украину западные страны изо всех сил пытаются согласовать свои торговые законы. В разных странах действуют разные, часто противоречащие друг другу законы, регулирующие торговлю, и экспортный контроль в отношении России отличается от страны к стране. Эта лоскутная система дополнительно усложняется юридическим принципом, лежащим в основе торгового права США, известным как «экстерриториальная юрисдикция». Власть позволяет Америке применять свои законы о торговле за пределами страны, в любой точке мира, где торгуются товары с американскими компонентами.

ЕС предпринял шаги по расширению своих полномочий по регулированию торговли, чтобы привести свои законы в соответствие с моделью США. Но пробелы в этих двух системах остаются, и некоторые страны, такие как Китай, не признают экстерриториальных претензий Америки.

Страны G7 подтолкнули Индию, Бразилию и другие страны, которые не приняли сторону в войне на Украине, присоединиться к коалиции крупных экономик, наложивших санкции на Россию. Но пока эти усилия не принесли плодов, поскольку многие из этих стран ведут значительную торговлю с Россией.

«Сейчас мы видим, что G7 может зайти так далеко, — сказал Донован.

Бюро промышленности и безопасности, агентство Министерства торговли США, отвечает за регулирование экспорта товаров двойного назначения. Но в агентстве работает всего девять сотрудников экспортного контроля, известных как ECO, которые проводят проверки конечного использования товаров в других странах, чтобы определить, нарушают ли они законы США.

В Китае всего два ОЭС. Два чиновника, которые находятся в посольстве США в Пекине, должны получить разрешение китайского правительства на проведение проверок конечного использования, что делает практически невозможным проведение независимых проверок. У США не было сотрудника по экспортному контролю в Москве с конца 2017 года, когда Россия вынудила ОЭС уйти в отместку за санкции за вторжение на восток Украины в 2014 году.

Еще до того, как эта должность исчезла, было ограниченное финансирование для проведения кропотливой работы по поиску подозрительной торговли внутри России, сказал Дональд Пирс, занимавший пост ОЭС в России с 2004 по 2007 год. По его словам, это простой способ определить, нарушают ли транзакции санкции, когда официальные лица США зависят от правительств или организаций, которые хотят скрыть свою деятельность.

«Вы никогда не решите эту проблему полностью», сказал Пирс.

Полная ликвидация торговли на черном рынке невозможна, но это не причина не пытаться, сказал Дэниел Фрид, который был главным переговорщиком по санкциям в отношении России в администрации Обамы.