Содержание
Военные финансы (Российская Империя) | Международная энциклопедия Первой мировой войны (1МВ)
Введение↑
В начале 1914 года большинство наблюдателей дали бы России солидный кредитный рейтинг. Рубль был полностью обеспечен золотом, а высококвалифицированные экономисты и банкиры страны руководили его финансовым управлением. Золото больше не текло за границу, как это было во время революции 1905 года. Оправившись от рецессии, промышленность снова испытала устойчивый рост после 1910 года. Но были и основные недостатки. Торговый оборот России был не больше, чем у Бельгии, и только в пять раз меньше, чем у Англии. [1] Российские рынки капитала также не были так развиты, как в других странах Европы. Показательным показателем является то, что в 1912-1914 годах стоимость российских ценных бумаг составляла всего 2 процента национальных активов по сравнению с 11 процентами в Германии, 18 процентами в США, 26 процентами во Франции и 41 процентом в Великобритании. [2] И хотя с 1900 по 1914 год российский фондовый рынок почти удвоился, с 11,9 млрд рублей до 21,1 млрд рублей, без иностранных инвестиций эти суммы сократились бы примерно вдвое. [3] Оглядываясь назад, можно предположить, что российское правительство серьезно пострадало в войне, которая оказалась астрономически дорогой.
Далее следует обзор государственных финансов России во время Великой войны, составленный в ходе взаимодействия между царским министерством финансов, Советом министров и Государственной Думой. Текст начинается с мер, предпринятых Министерством финансов сразу после начала войны. Статья продолжается оценкой государственной политики в отношении налогообложения, иностранных займов, внутренних выпусков облигаций и валютной эмиссии. Он завершается инфляционным кризисом, который помог свергнуть и старый режим, и Временное правительство. Первоисточниками статьи являются стенографические отчеты Думы и записи Аркадия Николаевича Яхонтова (1878-1919 гг. ).39) во время заседаний Совета Министров. [4] Но это эссе также представляет собой синтез литературы по данной теме, от старой, но все еще ценной классики эмигрантских и советских ученых, до существенных современных работ историков С. Г. Беляева, Питера Гатрелла и В. В. Страхова. [5]
Дилеммы российских финансов↑
После объявления войны правительство приняло два решения, которые имели негативные последствия, направляя управление государственными финансами на время конфликта. 19 августа14 Николай II, император России (1868-1918), который был приверженцем представления о том, что умеренность лечит социальные болезни, запретил продажу водки сначала во время мобилизации, а затем на время войны. Запрещением правительство считало, что правильно усвоило уроки истории: если, как полагали царь и его советники, пьянство способствовало поражению в русско-японской войне и беспорядкам революции 1905 года, то на этот раз всеми силами будет сделано, чтобы побудить трезвость со стороны масс. Сторонники воздержания были в восторге, когда, по словам одного из них, «финансовые поступления [Государственной монополии спиртных напитков] рухнули, как проколотый мочевой пузырь». [6] Это, однако, создало финансовую проблему: продажа водки составляла 28 процентов государственного бюджета, крупнейшего источника государственных доходов. [7] И вот бутылка закупорена, как раз тогда, когда страна была втянута в дорогостоящую войну. Годом позже депутат Думы Андрей Иванович Шингарев (1869-1918), ведущий специалист по государственному бюджету в левоцентристской Конституционно-демократической (кадетской) партии, резко оценивал меру: «испокон веков страны ведение войны испытывало нехватку средств…. Никогда еще на заре человечества ни одна страна во время войны не отказывалась от основного источника своих доходов». [8] Но в августе 1914 года российское правительство было не единственным, кто ожидал быстрой победы, а не долгой войны, которая уничтожит многовековые империи.
Другим судьбоносным финансовым решением правительства было приостановить платежи звонкой монетой и индивидуальное обеспечение золотом, чтобы выпускать бумажные деньги сверх обычных законных ограничений. Среди причин была необходимость обеспечить мгновенные ассигнования для мобилизации армии и ликвидности, чтобы остановить набег на банки. [9] Более того, Совет министров заботился лишний раз «не повторить ошибок» прошлого, как министр финансов Петр Львович Барк (1869 г.-1937) заявил. Валюта рухнула после русско-турецкой войны (1877-1878 гг.) и рухнула бы после русско-японской войны, если бы не крупные кредиты на спасение от Франции и Англии. С началом войны в 1914 году царские чиновники были озабочены сохранением с трудом завоеванной международной репутации рубля и кредитоспособности российского государства. С этой целью они приняли меры для защиты своего золотого запаса, предписав военным использовать бумажные деньги, а не звонкую монету для закупок «на оккупированных территориях». Как оказалось, усилия были напрасными: армия нарушала правила, когда считала нужным, и, как мы увидим, казне пришлось отправить большую часть своего золота за границу в качестве обеспечения британских займов. [10] Кроме того, мало кто, включая депутатов Думы и экономических советников правительства, понимал, что бумажная эмиссия может запустить инфляционную спираль, которую будет трудно остановить. [11]
Ожидание завоевания Россией территории Германии или Австрии отражает чрезмерный оптимизм всех воюющих держав в начале войны. Такое настроение длилось недолго, но в июле 1915 года министр финансов Барк все еще являл публике радостный лик, сообщая Думе, что, несмотря на войну, Россия находится в финансовом положении не хуже, чем любая другая воюющая нация, за исключением разве что Англии, с его эффективная налоговая система. Он с удовольствием сообщил, что обычный (невоенный) бюджет находится в равновесии благодаря профицитам казначейства, перенесенным с предыдущих лет. [12] Еще в феврале 1916 года он настаивал на том, что экономика стабильна и здорова, и предсказывал, что после войны Россия станет «трезвой, богатой и могущественной» благодаря стимулирующему сухому закону росту производительности. [13]
Барк не признался в Думе, что он и другие члены Совмина уже в июне 1915 г. беспокоились о «развале денежного обращения». [14] Но он не скрывал колоссальных финансовых проблем, стоящих перед страной: чрезвычайный (военный) бюджет был дефицитным, в значительной степени из-за запрета на продажу водки; кроме военных операций правительству приходилось оказывать массированную помощь семьям призывников, раненым солдатам и гражданским лицам, чье имущество и средства к существованию были уничтожены в непосредственной близости от фронта, прежде всего в разоренной войной Польше; а расходы на войну удвоились за 1915 и поднимались выше. [15]
Борясь с этими последствиями войны, Барку также пришлось плыть по коварным водам в Совете министров. В октябре 1914 г. представители Военного министерства жаловались на то, что министерство финансов слишком медленно организует расчеты за закупку иностранных товаров. Барк возразил, что его отдел работает хорошо, а военные ничего не понимают в принципах банковского дела, бухгалтерского учета или международных финансов. [16] Он и другие министры придирались к Военному министерству за суммы денег, которые оно тратило, не принимая во внимание тот факт, что оно поднимало цены и угрожало стабильности гражданской экономики. [17] Барк и его сторонники, похоже, молчаливо согласились с кадетским лидером Павлом Николаевичем Милюковым (1859-1943), который обвинил военное министерство в коррупции, продавая контракты за взятки или раздавая их дружкам, все в пользу тех, чья «доходная профессия — грабить казну». [18] Барк также боролся против обращения военного министерства с евреями, которых без промедления изгоняли из западных частей империи. Как он сказал своим коллегам, это усложняло размещение кредитов за границей. [19] Но в правительстве преобладало мнение, что главной целью Министерства финансов является финансирование армии и флота любой ценой и без лишних вопросов.
Фискальные стратегии Министерства финансов военного времени ↑
В условиях резкого падения государственных доходов дефицит бюджета России составлял 40% в 1914 г., 76% в 1915 г. и 78% в 1916 г. [20] трехсторонняя стратегия, включающая кредиты, налоговую реформу и расширенную эмиссию валюты.
Налогообложение↑
Из этих трех методов налогообложение было наименее предпочитаемым экспертами и политическим руководством методом финансирования войны и меньше всего вносило вклад в российские военные бюджеты. [21] Повышение налоговых ставок было деликатным вопросом, учитывая, что низшие классы уже несли на своих плечах непропорционально большую долю налогового бремени: до войны косвенные налоги на товары первой необходимости (сахар, табак, спички, спиртные , и минеральные масла) составляли четыре пятых от общего объема налоговых поступлений (остальная часть приходилась на сборы на недвижимость, капитал, передачу собственности и т. п.). Тем не менее правительство увеличило некоторые из ранее существовавших прямых и косвенных налогов, а также повысило пошлины на железные дороги как для пассажиров, так и для грузов. [22]
Но в Совете министров и Государственном совете довольно быстро сложился консенсус в отношении того, что глубокая налоговая реформа жизненно необходима. К середине 1915 года Барк готовил несколько налоговых инициатив, в том числе налог на избыточную военную прибыль и подоходный налог, которые, как он надеялся, станут основой новой структуры государственных доходов. Цель заключалась в улучшении баланса казначейства на основе более справедливого распределения налогов; складывается ощущение, что Барк, в отличие от остальной части его министерской когорты, начал понимать, что война изменит все общество. [23] Безусловно, предложение о подоходном налоге встретило сильную оппозицию: крупные землевладельцы боролись с ним на том основании, что он истощит потенциальный инвестиционный капитал из их поместий, который, по их утверждениям, поддерживает местную крестьянскую экономику. Акционерные компании также лоббировали против этого, утверждая, что налогообложение как прибыли от бизнеса, так и доходов от дивидендов равносильно двойной опасности. [24] Но в вопросе о подоходном налоге, в отличие от почти любого другого вопроса, правительство имело в Думе поддержку как прогрессистов, так и реакционеров. Среди прочих Милюков и Николай Евгеньевич Марков (1866-1945), лидер ультраправой фракции в Думе, требовал, чтобы элита платила свою справедливую долю как в военное, так и в мирное время. [25] К сожалению, подоходный налог не был готов к введению до 1 января 1917 года, а это означало, что его влияние будет незначительным. И по мере того, как правительство все больше вовлекалось в военную экономику, оно в конечном итоге платило транспортные сборы и многие косвенные налоги себе, а не собирало их с гражданских лиц, что сводило на нет их цель. [26]
Несмотря на то, что это был героический подвиг, который имел бы долгосрочные последствия для российского общества, реформирование налоговой системы было огромной задачей, которую необходимо было выполнить в военное время. Но у Барка и других политических лидеров не было оснований полагать, что имперский режим находится на грани забвения. Они думали, что у них есть время сделать все правильно, а не безжалостно выжимать доходы из и без того стесненного населения.
Долг↑
Дело в том, что большинство видных экономистов в России считали долг, как внешний, так и внутренний, менее обременительным для страны, чем налоги, поскольку платеж можно было отсрочить до мирного времени. [27] Барк тоже утверждал, что было бы справедливо распределить плату за войну между несколькими поколениями, и он надеялся, что займ денег поможет ограничить объем банкнот, которые казне придется печатать. Самый быстрый способ получить столь необходимое вливание средств взамен тех, кто потерял из-за сухого закона, заключался в открытии кредитных линий у союзников и размещении займов на лондонском, нью-йоркском и парижском рынках облигаций. [28] Барк сделал это своим главным приоритетом в 1914 и 1915 годах. [29]
Иностранные кредиторы были обеспокоены тем, что, поскольку война препятствовала экспорту и дестабилизировала экономику, царскому правительству стало трудно обслуживать свои долги. [30] Скептицизм рынков облигаций был оправдан: вражеская блокада Балтийского и Черного морей привела к 75-процентному сокращению экспорта к 1915 году. оборудование за границей. Все это усугублялось немецкой оккупацией некоторых из наиболее продуктивных сельскохозяйственных и промышленных регионов России, что привело к сокращению 20 процентов ее довоенной фабричной продукции и нарушению снабжения продовольствием. Курс рубля резко упал и сальдо торгового баланса ушло с положительного (+146 млн руб. за 1913) до глубоко отрицательных (—737 млн руб. в 1915 г. и —1,874 млн руб. в 1916 г.). [31]
В конечном счете, военный альянс перевесил опасения инвесторов. Короче говоря, переговоры Барка и других чиновников казначейства принесли 1,5 миллиарда рублей от французского правительства, 5,4 миллиарда рублей от британского казначейства и меньшие взносы от японского правительства и частных банков США, Италии и Нидерландов. К октябрю 1917 года внешний долг России во время войны составил более 8 миллиардов рублей (сверх 3 миллиардов рублей непогашенного довоенного внешнего долга) и обеспечил 20 процентов всех государственных военных расходов. Британцы предоставляли кредиты только в обмен на российские поставки золотых слитков на сумму около 2 миллиардов рублей в Англию и Канаду в качестве залога. Для сохранения видимости того, что золотые запасы российского государства все еще полны, эти поставки в Лондон и Оттаву были названы кредитами и обменены на 1,8 миллиарда рублей в британских казначейских облигациях. Но это было намеренно обманчиво: облигаций было дополнительных к твердой валюте, предоставленной Великобританией россиянам взаймы под их золото. И хотя слитки хранились в британских хранилищах, Министерство финансов России продолжало учитывать их (незаконно) в составе золотого запаса России. [32] Этот фискальный трюк не обманул критиков правительства, кадетов в Думе, хотя Шингарев признал, что у Барка, возможно, не было никакого выбора, если бы он хотел уйти с британскими займами. [33]
Внутри страны Министерство финансов потратило много сил, пытаясь привлечь интерес к шести облигациям, выпущенным им на внутреннем рынке в 1914, 1915 и 1916 годах. [34] Первоначально они имели двойную функцию: доходов и для защиты от инфляции путем поглощения избыточных бумажных денег, обращающихся в стране в результате взрывной эмиссии валюты. К октябрю 1915 г., когда был выдан четвертый заем, главной целью стало противодействие влиянию печатного станка.
Первый выпуск облигаций и два последующих, в феврале и апреле 1915 года, были проданы синдикатам частных банков и других крупных компаний в обмен на различные льготы, в том числе налоговые льготы и разрешение использовать облигации в качестве залога для Государственного банка. кредиты для инвестирования в военную промышленность. В отличие от предыдущих выпусков облигаций, четвертый, пятый и шестой (октябрь 1915 г., февраль и октябрь 1916 г.) были официально обозначены как «военные облигации». Это название сочеталось с обширной пропагандистской кампанией, целью которой было «демократизировать» участие в займах. Это была попытка министерства финансов убедить низшие классы, прежде всего крестьянство, внести свой вклад в военные действия, вложив средства в облигации. Чтобы крестьянам было легче откладывать деньги на эти цели, в 1916 Министерство финансов открыло более 4300 сберегательных касс на сельских вокзалах и почтовых отделениях. Как и в других воюющих странах, правительство заказало плакаты, фильмы, брошюры, открытки и рекламные объявления в газетах, рекламирующие патриотическую добродетель «взять долги за Родину». [35]
По своему обыкновению, Барк представил Думе оптимистичный доклад, но результаты оказались не такими, на какие он надеялся. [36] В основном подписывались только самые богатые крестьяне. Среди рабочих это были самые образованные. С каждым новым выпуском облигаций средний класс проявлял все меньший интерес — отчасти потому, что промышленные акции и облигации оставались привлекательными до конца старого режима, отчасти потому, что с нарастанием политического кризиса ценные бумаги царского правительства перестали казаться надежным убежищем. В самых удаленных от центра регионах продавалось очень мало, а в некоторых случаях вообще ничего. В целом пропагандистская кампания была «вялой» и продажи шли «медленно» среди низов, которые, несмотря на всю шумиху, оставались «без должного понимания» государственного долга, по выражению современников. Когда Шингарев читал лекцию рабочим Путиловского завода в Петрограде о важности покупки облигаций, они его перекрикивали. [37] В конце концов, синдикаты коммерческих банков сыграли самую большую роль в «демократизированных» облигациях, как и в более ранних.
Военные облигации 1914-1916 гг. собрали солидную сумму в 8 миллиардов рублей, что составляло около 30 процентов всего военного бюджета Российской империи. Но облигации не были такими успешными, как предполагают эти суммы. По сути, Государственный банк сам обеспечивал большую часть финансирования, либо предоставляя крупным институциональным инвесторам деньги, необходимые для их покупки, либо разрешая использовать облигации в качестве обеспечения для других кредитов. И средства, принесенные облигациями в казну, не были изъяты для стабилизации рубля, как это было задумано, а потрачены на военные нужды. В любом случае деньги рециркулировались обратно в экономику и подрывали цель движения облигаций. Возможно, они не разожгли инфляцию, но уж точно не нейтрализовали ее. Прямо перед Февральской революцией Барк планировал лотерею, рассчитывая, что она больше понравится низшим классам, чем сложные процентные ценные бумаги, которые он продвигал в последние несколько лет. [38]
Валютная эмиссия↑
Как утверждал Барк, без облигаций правительству пришлось бы печатать еще больше денег, так что некоторым это помогло. [39] Но война поглотила все налоговые и ссудные ресурсы, которые государство могло собрать, и потребовала еще больше. С нарушением золотого стандарта в первый раз на временной основе был создан прецедент, и правительство, несмотря на свои предчувствия, не видело другой альтернативы, кроме как печатать все большее количество бумажных денег. Министр земледелия Александр Васильевич Кривошеин (1857-1919 гг.)21) с горечью констатировал, когда Барк предложил в марте 1915 г. еще одно временное расширение денежной массы на 1 млрд. руб., это была «мера печальная и болезненная, но, увы, необходимая». [40] В первый год войны количество банкнот в обращении подскочило в пять раз по сравнению с запасом золота, несмотря на усилия министерства финансов поощрять добычу полезных ископаемых. [41] До августа 1914 года Государственный банк печатал банкнотами 4-5 миллионов рублей в день. В 1915 году оно составляло 20-30 миллионов, а к началу 1917 оно достигло 50 миллионов. [42] К этому добавились еще 7,8 миллиарда рублей краткосрочных пятипроцентных казначейских векселей, выпущенных в годы войны. Поскольку правительство требовало от компаний (часто против их воли) принимать их в оплату своих покупок, эти векселя функционировали в экономике как бумажные деньги. [43] Барк оправдывал эмиссию валюты перед Думой как «неизбежное зло в военное время», к которому прибегала каждая страна. [44] Действительно, это было так, но в России она была в пять-шесть раз выше довоенной, а в Англии не изменилась, во Франции удвоилась, а в Германии утроилась. [45]
Инфляция и смена режимов↑
Постоянно увеличивающийся объем банкнот в обращении подрывал покупательную способность рубля. Сокращение производства для гражданского сектора экономики усилило инфляционное давление. То же самое произошло и с введением правительством предельных цен на зерно и другие сельскохозяйственные продукты с целью обеспечения того, чтобы продовольствие для городов и вооруженных сил оставалось свободным от «капризности рынка», как выразился министр сельского хозяйства. [46] В ответ крестьяне вообще уходили из денежного хозяйства, продавали по более высоким ценам на черном рынке или, играя на снятие контроля над ценами, удерживали запасы зерна. С 1914 по 1916 год цены удвоились, а к февралю 1917 года покупательная способность рубля упала примерно до 30 копеек в довоенных деньгах. [47] Это также снизило реальную стоимость выпусков военных облигаций 1916 года.
В доказательство закона Грешема, согласно которому плохие деньги вытесняют хорошие, население копило золотые, серебряные, а вскоре и медные монеты. [48] Если в начале 1914 г. бумажные деньги в России составляли 69,5%, то к концу года — 82%, а к концу 1916 г. — 100%. Нехватка мелочи и мелких купюр вынудила правительство печатать больше денег, чтобы предотвратить паралич торговли. [49] Штампы и бумажные купоны, которые производились вместо монет, сигнализировали всем в Российской империи, что некогда могучий обеспеченный золотом рубль находится на неустойчивой почве, а значит, и режим. [50] Участились бунты из-за цен на основные продукты. Подпитываемые слухами, участники обычно обвиняли крестьян, лавочников, местных немцев, евреев, полицейских, бюрократов или, что знаменательно, царя. [51]
Министры правительства сверхчувствительны к этому «нервозничеству населения». Их паника по этому поводу соответствовала уровню инфляции. Еще в 1915 году министр внутренних дел Николай Алексеевич Маклаков (1871-1918) предупреждал своих коллег , что повышение цен «действует на настроение населения, возбуждая его к бунту!» [52] К началу 1917 г. высшие должностные лица публично заявляли, что «не могут скрыть тревоги» и опасаются неминуемой катастрофы. [53] Но у России оставалось мало вариантов, о чем свидетельствует тот факт, что когда после Февральской революции и падения монархии антицаристически настроенные депутаты Думы оказались у власти в стране, они проводили ту же политику, против которой когда-то выступали.
При Временном правительстве обострился валютный кризис и развалилась экономика. К концу мая автор дневника написал, что «теперь деньги сошли с ума. Деньги потеряли всякую ценность». [54] «Рубль, — оплакивал другой современник, — сломан». [55] Новые денежные знаки, получившие прозвище «Керенки» в честь премьер-министра Александра Федоровича Керенского (1881-1970), оказались настолько обесцененными, что люди начали копить обесценившиеся царские бумажные деньги. [56]
За четыре месяца с марта по июнь эмиссия валюты составила 3 млрд руб.; в июле и августе — 2,3 миллиарда. [57] Для нового правительства, как и для его предшественника, валютный кризис представлял собой «серьезную и неминуемую опасность», требующую немедленных действий. Единственной доступной тактикой сдерживания инфляции была выдача «Займа свободы»: «кратчайший путь к финансовому благополучию — это активное участие населения страны в покупке государственных облигаций, что поглотит избыточные деньги с рынка и ограничит потребность в для печатания денег». [58] Петроградский Совет, прежде чем он оказался в руках большевиков, приказал всем областным Советам заставить рабочих и солдат подписаться — безуспешно. Большевики агитировали против покупки Займа Свободы, что, возможно, имело какой-то эффект. [59] Но нуждающиеся в деньгах и разочарованные правительством средние и высшие классы также не хотели их получать. [60] Вместо этого те, кто мог, начали покупать иностранные ценные бумаги и отправлять активы за границу. [61]
Вынужденный кредит от населения обсуждался и сбивался. [62] Ничего не помогло. С февраля по октябрь рубль упал в цене с довоенных 30 копеек до 6 или 7 копеек. И «пляска миллиардов», как назвал один современный экономист эмиссию бумажных денег, продолжалась, став еще более неистовой после большевистского переворота. [63]
Заключение↑
В итоге цена войны для России через лето 1917 оценивается в сумму от 38 до 50 миллиардов рублей (в эту сумму не входит стоимость уничтоженного имущества, средств производства или жизней). Для покрытия своих расходов он полагался на сочетание иностранных и внутренних займов (62%), неиспользованные средства довоенного бюджета (7%) и валютную эмиссию (31%). Бюджет был дефицитным во время войны примерно в такой же степени, как Германия и Великобритания. [64] Но Россия была вынуждена больше полагаться на печатный станок, чем другие державы (за исключением Османской империи), чтобы компенсировать ликвидацию монополии на спиртные напитки и другие недостатки своей налоговой структуры и рынков капитала. .
Прослеживая государственные финансы России во время войны, мы можем точно определить эти слабые места в ее экономике, большинство из которых связано с давним политическим выбором самодержавия. Но это также намекает на изменения, которые, вероятно, произойдут, если режим уцелеет, включая более справедливую налоговую систему и более полную интеграцию крестьянства в современный банковский и финансовый сектор. Поскольку увеличение внутреннего долга превратило население в кредиторов государства, легко представить, что баланс сил в политической системе мог еще немного сместиться от монархии к народу. В действительности же ничего из этого не произошло, поскольку инфляция опустошила экономику в 1919 г.17 и способствовал приходу к власти большевиков.
Стивен Г. Маркс, Университет Клемсона
Редакторы раздела: Борис Колоницкий; Николаус Катцер
Инвестиционно-банковские услуги | BCS Global Markets
10 млрд руб.
Облигационный заем
Серия БО-П03
5 миллиардов рублей
Облигационный заем
Серия БО-П04
5 млрд руб.
Облигационный заем
Серия 001Р-07
5 миллиардов рублей
Облигационный заем
Серия 001Р-16
14 миллиардов рублей
Облигационный заем
Серия 001Р-17
4 миллиарда рублей
Облигационный заем
Класс
15 млрд руб.
Облигационный заем
Серия БО-001Р-04
2,5 млрд руб.
Облигационный заем
Серия БО-П02
4,95 млрд руб.
Облигационный заем
Серия 001Р-04
6,2 млрд рублей
Облигационный заем
Класс
2,5 млрд руб.
Облигационный заем
Серия БО-П01
10 миллиардов рублей
Облигационный заем
Серия 001Р-15
7 миллиардов рублей
Облигационный заем
Серия 001Р-03
700 млн руб.
Облигационный заем
Серия 001Р-07
3 миллиарда рублей
Облигационный заем
Серия 001Р-04
4 миллиарда рублей
RMBS, выпуск
Серия 01
4 миллиарда рублей
Облигационный заем
Серия 001Р-01
10 миллиардов рублей
Облигационный заем
Серия 001Р-14
3 миллиарда рублей
Облигационный заем
Серия БО-П01
10 миллиардов рублей
Облигационный заем
Серия 001Р-12
5 миллиардов рублей
Облигационный заем
Серия БО-П-03
10 миллиардов рублей
Облигационный заем
Серия БО-002Р-01
5 млрд руб.
Облигационный заем
Серия 001Р-01
1 миллиард рублей
Облигационный заем
Серия 001Р-01
5,6 млрд рублей
Социальные облигации, выпуск
А класс, В и М
10 миллиардов рублей
Облигационный заем
Серия 001Р-11
15 миллиардов рублей
Облигационный заем
Серия 001Р-13
6,5 млрд рублей
Облигационный заем
Серия БО-002Р-04
4 миллиарда рублей
Облигационный заем
Серия 001Р-01
900 млн руб.
Выпуск зеленых облигаций
В класс
10 миллиардов рублей
Облигационный заем
Серия 001Р-07
7 миллиардов рублей
Облигационный заем
Серия 001Р-02
500 миллионов рублей
Облигационный заем
Серия 001Р-06
5 миллиардов рублей
Облигационный заем
Серия 001Р-04
5,8 млрд рублей
Облигационный заем
Класс
6 миллиардов рублей
Облигационный заем
Серия 001Р-01
10 миллиардов рублей
Облигационный заем
Серия 001Р-10
13,4 млрд руб.
Облигационный заем
Серия 08
6 миллиардов рублей
Облигационный заем
Серия 001Р-05
3 миллиарда рублей
Облигационный заем
Серия БО-П02
5 миллиардов рублей
Облигационный заем
(вторичное размещение)
Серия БО-07
5 миллиардов рублей
Облигационный выпуск
Серия 001Р-04
5 миллиардов рублей
Облигационный заем
Серия БО-П-02
10 миллиардов рублей
Облигационный заем
Серия 001Р-09
10 миллиардов рублей
Облигационный заем
(вторичное размещение)
Серия 001Р-07
3 миллиарда рублей
Облигационный заем
Серия БО-П01
1 миллиард рублей
Облигационный заем
Серия 001Р-02
3 миллиарда рублей
Облигационный заем
Серия 001Р-02
1,45 млрд руб.
Облигационный заем
Серия 001Р-01
4 миллиарда рублей
Облигационный заем
Серия БО-П07
6 миллиардов рублей
Облигационный заем
Серия БО-П06
10 миллиардов рублей
Облигационный заем
Серия 001Р-03
5 миллиардов рублей
Облигационный заем
Серия 001Р-01
10 миллиардов рублей
Облигационный заем
Серия 001Р-06
10 миллиардов рублей
Облигационный заем
Серия 001Р-05
4 миллиарда рублей
Облигационный заем
Серия БО-ПО2
10 миллиардов рублей
Облигационный заем
Серия 001Р-07
2,7 млрд рублей
Облигационный заем
Серия 001Р-01
1 миллиард рублей
Облигационный заем
Серия 001Р-03
2 миллиарда рублей
Облигационный заем
Серия БО-04
15 миллиардов рублей
Облигационный заем
Серия БО-001Р-03
5 миллиардов рублей
Облигационный заем
Серия БО-03
10 миллиардов рублей
Облигационный заем
Серия БО-П03
1,5 млрд руб.
Облигационный заем
Серия БО-01
10 миллиардов рублей
Облигационный заем
Серия 001Р-04
300 миллионов долларов
Облигационный заем
Серия 9,25% бессрочная
10 миллиардов рублей
Облигационный заем
Серия БО-07
4 миллиарда рублей
Облигационный заем
Серия БО-П01
2,5 млрд руб.
Облигационный заем
Серия БО-03
15 миллиардов рублей
Облигационный заем
Серия ПБО-03-Р
10 миллиардов рублей
Облигационный заем
Серия БО-П02
15 миллиардов рублей
Облигационный заем
Серия 001Р-06
3 миллиарда рублей
Облигационный заем
Серия БО-07
3 миллиарда рублей
Облигационный заем
Серия БО-П01
13 миллиардов рублей
Облигационный заем
Серия БО-П01
1,5 млрд руб.