Содержание
Российский банк: «В Беларуси находится около сотни залоговых автомобилей из РФ, и их придется вернуть»
Поделись с друзьями
Вереница проблемных автомобилей из России поступила за последние год-полтора в Беларусь. Схема оказалась незамысловатой: в Москве или Санкт-Петербурге разные граждане брали кредиты с минимальным взносом для покупки машин, в основном корейских марок, которые затем оперативно перегонялись и выставлялись на продажу по заманчивой цене в РБ. Особенность в том, что все эти кроссоверы и седаны находятся в залоге у российских банков. Представители одного из них провели собственное расследование и связались с корреспондентами Onliner.by, чтобы в подробностях рассказать, почему это стало возможным, как они собираются возвращать залоговые автомобили и что изменится через несколько месяцев.
— Всерьез занялись проблемой осенью 2017 года, после публикаций в белорусской прессе о присутствии наших залоговых автомобилей в Беларуси, — рассказывают представители одного из российских банков. — Оценили портфель кредитов и пришли к выводу, что факты подтверждаются. Стали выяснять, по какой схеме происходила переправка машин, и поняли, что это постоянно действующая мошенническая схема. Суть ее простая — автомобили, оформленные в кредит в России, переправляются в Беларусь и продаются ничего не подозревающим гражданам, которым, вероятно, придется вернуть залоговое имущество.
Схема основана на несовершенстве законов и регламентов, которые существуют в России и Беларуси. Главный нюанс — при оформлении автомобиля в кредит заемщик обязан самостоятельно приехать в ГИБДД, поставить машину на учет, получить номера и свидетельство о регистрации транспортного средства (СТС). Затем он должен вернуться в банк и предоставить уже паспорт транспортного средства (ПТС), чтобы мы могли взять его в залог на хранение до момента полной выплаты кредита. Это гарантия, что никакие действия по купле-продаже автомобиля, находящегося в залоге у банка, осуществлены не будут.
Однако мошенники стали действовать иначе. Сразу после получения машины в салоне (как правило, покупались новые автомобили) они незамедлительно перегоняют ее в Беларусь. По всем документам выходит, что юридически транспортное средство «чистое»: один владелец, ПТС вопросов не вызывает (ведь отметок о том, что машина в залоге, нет). Тогда автомобиль ставят на учет в РБ и сразу же снимают. Или же выставляют на продажу с транзитными номерами.
Этот Kia оказался в числе проблемных
— Сразу хотелось бы уточнить: а сам банк может отслеживать ситуацию по передаче ему ПТС?
— У заемщика есть срок (около месяца), за который он обязан поставить автомобиль на учет в ГИБДД и предоставить ПТС в банк. Мы можем начинать действовать только в том случае, если это условие не выполнено. Тогда начинается разбирательство. Но за это время мошенники успевают вывезти транспортное средство из России, благо границы с Беларусью нет.
Какова механика? Мы выяснили, что заемщиками выступают, как считаем, некие знакомые мошенников или люди, найденные иным образом. Причем у них имеется хорошая кредитная история или ее вовсе нет. То есть по скорингу человек проходит, а его преступный умысел не очевиден — ни документы (справка о доходах), ни заявка, как правило, не вызывают подозрения.
Таким заемщикам объясняют, что ничего страшного в получении кредита нет, они ничем не рискуют, при этом им обещают солидное вознаграждение. Разумеется, подставные лица получают немного, а большая часть «дохода» достается инициатору мошеннической схемы. Отметим, что технология подачи заявок на кредит отработана, и возможно, что мошенниками выступают бывшие сотрудники банков, хорошо знающие особенности процедуры.
Когда найден заемщик, остается оформить кредитный договор, внести минимальный взнос и забрать автомобиль. Затем мошенники оперативно переправляют машину в Беларусь.
Дальше существует несколько вариантов действий. Первый. Автомобиль сразу ставят на учет в Беларуси и тут же снимают. Это самая популярная схема.
Второй. После ввоза в Беларусь машину оформляют в ГАИ, но с учета снимает сам покупатель.
Третий встречается реже. Транспортное средство ставят на учет в ГИБДД РФ, получают российские номера и перегоняют в Беларусь, где продают по доверенности. Да, мошенники предупреждают, что при этом новый владелец не может выехать за пределы РБ, поскольку любая проверка (на границе или инспекторами ДПС) покажет, что машина находится в розыске. На этот вариант клюют в основном те, кто не хочет платить штрафы за камеры скорости [на самом деле есть схема по привлечению таких нарушителей. — Прим. Onliner.by] и госпошлину за пользование дорогами.
Маржинальность этого, так сказать, «бизнеса» — довольно высокая. А люди, освоившие схему, явно не бедствуют. Однако после информационной волны их доходы определенно упали. Мы считаем, что за последний месяц не было фактов перегона залоговых автомобилей в Беларусь. Думаем, мошенники затаились.
— Основное действующее лицо в этой схеме занимается переправкой. А кто продает — еще один посредник или тот же мошенник?
— Подозреваем, что мошенники прибегают к услугам двух подставных лиц. На наш взгляд, есть три основных звена. Во-первых, заемщик, который оформляет кредит. Во-вторых, мошенник — назовем его основным действующим лицом. Он переправляет автомобиль в Беларусь, там же ставит на учет и получает транзиты. В-третьих, продавец. Разумеется, человек, получающий основную прибыль, при оформлении документов старается нигде не светиться.
— Интересно, продавец несведущий или он обманывает покупателей осознанно?
— Думаем, он, скорее всего, понимает, что происходит, но, возможно, не до конца. Регулярно мониторим форумы, соцсети и видим пользователей, которые высказываются в защиту такой схемы. Их основной аргумент такой: мол, после попадания автомобиля на территорию Беларуси с ним уже ничего не случится, а единственное неудобство — нельзя будет выехать за границу или в Россию. Но это, конечно, не так. Либо они намеренно врут, либо сами заблуждаются.
— Каков масштаб проблемы?
— Полностью оценить его невозможно. В России около двадцати банков, которые активно занимаются автокредитованием. На 80—90% проблемных автомобилей, незаконно перегнанных в Беларусь, кредиты оформлены в восьми банках: «Сетелем Банк», «Русфинанс Банк», ВТБ, «Тойота Банк», «Совкомбанк», «Плюс Банк», «ЮниКредит Банк» и «КредитЕвропаБанк».
На данный момент считаем, что около сотни залоговых машин за последние полтора-два года оказались в Беларуси.
Однако не исключено, что их больше, поскольку о некоторых случаях мы просто не знаем. В частности, небольшие банки не хотят раскрывать подобные сведения, поскольку для них это единичный случай и в принципе не выходит за пределы стандартной ситуации с невозвратом кредитов в России.
Масштабы занижаются также из-за того, что менеджмент отдельных банков не заинтересован в решении проблемы, так как это не влияет на его бонусные вознаграждения. Руководители закрывают глаза на единичные случаи и списывают кредиты в убыток, не раскрывая акционерам такую информацию.
Знаем как минимум один банк, в котором такие кредиты списываются, а об автомобиле просто-напросто забывают.
— Вы все время упоминаете Беларусь, а действует ли аналогичная схема в других странах Таможенного союза?
— Пока что подобных фактов ни в Казахстане, ни в Армении, ни в Кыргызстане мы не фиксировали. Вероятно, это связано с тем, что открытая граница у России только с Беларусью.
— Какова основная уловка мошенников? Почему им так легко удается обмануть добросовестных покупателей?
— Они ориентируются на неосведомленность. По всем явным признакам машина «чистая». Документы в порядке, получены белорусские транзитные номера, транспортное средство новое, в угоне не числится. Единственная зацепка, которая может навести на подозрения, — то, что автомобиль произведен и ввезен из РФ.
Пока что между Россией и Беларусью нет практики обмена данными по залогам, иначе бы эта схема стала бы невозможной.
Часто мошенники выбирают корейские машины — Hyundai и Kia, собранные в РФ. Особенность в том, что у этих автомобилей два VIN-номера: европейский и российский. Так вот продавцы указывают только один из них (европейский), поскольку второй (российский) можно проверить по базе залогов и выяснить, что это проблемная машина.
Несмотря на то что схема раскрыта и ведется расследование, мошенники развернули в интернете масштабную кампанию по дезинформации: якобы никто не вправе забрать у гражданина Беларуси даже такой проблемный автомобиль. Дескать, расслабьтесь, это не более чем истерика ушлых банкиров.
— Какие еще аргументы используют мошенники и продавцы проблемных машин?
— Их главный тезис — что юрисдикция России не действует на территории Беларуси. А если все-таки обнаружится, что автомобиль находится в залоге в РФ, вы, мол, добросовестный покупатель, у вас на руках документы ГИБДД и вам ничего не грозит. Даже некоторые юристы, комментировавшие ситуацию в СМИ, обращаются к этому аргументу.
— А на самом деле?
— Алгоритм достаточно простой, и он уже опробован одним из российских банков. Между Россией и Беларусью подписана Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным, уголовным делам (от 22 января 1993 года). Там предусмотрено, что суды Беларуси и России принимают и исполняют решения судов по вопросам, связанным с трансграничными отношениями.
Когда банк понимает, что машина по мошеннической схеме переправлена в Беларусь и там продана, то он подает в суд на заемщика. Там признается, что последний принял участие в мошеннической схеме и нарушил статью 159 «Мошенничество» УК РФ.
Автомобиль объявляется в розыск. После того как получены сведения, что машина находится в Беларуси, банк подает иск в суд РБ. Предметом иска становится истребование залога по кредитному договору. Важным обстоятельством является то, что иск направлен не на определение вины покупателя, а на возврат собственности банка. Правомочность истребования залога подтверждается решением российского суда, которое принимается к исполнению по конвенции белорусским судом.
Есть, впрочем, юристы, которые убеждают, что нужно оспаривать такое решение и, получив повестку из российского суда, бежать в белорусский, чтобы признать сделку добросовестной и опротестовать истребование залога. Однако это ни к чему не приведет.
— Какие-то автомобили удалось вернуть таким способом?
— Знаем как минимум об одной машине, возвращенной по данному алгоритму. Возврат еще нескольких транспортных средств находится в стадии исполнения.
— Ваш банк намерен действовать аналогичным образом?
— Да, мы уже подали иски к нашим заемщикам. Ждем решения судов. Как только получим, начнем процессуальные действия по истребованию собственности банка.
— Какую ответственность понесут заемщики?
— Уголовную. Фактически они принимали участие в мошеннических действиях. Люди, которые вовлекали в эту схему, им, конечно, не объясняли возможность наступления таких последствий.
Им говорили: «Просто не вернешь кредит. А что с тебя взять? Поэтому не волнуйся!»А в итоге против заемщиков возбуждаются уголовные дела.
— Возможно ли, что заемщики укажут на реальных мошенников, основных действующих лиц в этой схеме?
— Это вопросы следствия, которое ведется в двух странах. Мы не имеем права это комментировать.
— Как обезопасить себя от покупки проблемного автомобиля?
— Все просто. Не потребуется никаких трудоемких и длительных процедур. В России есть несколько электронных баз, которые могут дать исчерпывающую информацию о статусе и истории транспортного средства. Главная база — Реестр уведомлений о залогах движимого имущества. Туда попадают все предметы движимого имущества, оформленные в залог.
После оформления кредитного договора и отправки данных в эту базу проходит некоторое время. Разумеется, мы стараемся подавать сведения оперативно, но иногда случаются задержки. Требуется около недели-полутора, чтобы информация дошла до базы и отобразилась в электронном виде. Соответственно, мошенники стараются уместить процесс перегонки автомобиля, постановки на учет и продажи именно в этот короткий срок, пока есть шанс, что даже при проверке данные не отобразятся.
Первое, что следует сделать, — «пробить» российский VIN-номер по этой базе и выждать около трех-четырех недель, чтобы проверить его еще раз. Это гарантирует, что даже при оперативной переправке машина попадет в базу залогов.
Если же хотите узнать историю подержанного автомобиля из России, то лучше всего это сделать с помощью сайта ГИБДД. Там зафиксированы все значимые действия, которые осуществлялись с машиной: наличие обременения, находится ли она в угоне, аварийность, смена владельцев и пр.
Хотим обратить внимание возможных покупателей на то, что на такие транспортные средства продавцы делают большую скидку. Она может составлять от 15 до 30% (по сравнению с аналогичными автомобилями, которые продаются в салонах). Это приманка, чтобы сделать предложение наиболее выгодным и поскорее совершить сделку. Ведь чем дольше будет продаваться машина, тем больше шансов, что обман будет раскрыт.
Рекомендуем также обращать внимание на личность и поведение продавца. Мошенников могут выдавать излишняя торопливость, уговаривание. Если попросите их показать паспорт, они начнут сильно нервничать, откажутся предъявлять его под каким-то предлогом. У нас есть подозрение, что мошенники используют поддельные документы. Имейте в виду, что российский паспорт можно проверить в базе Федеральной миграционной службы России.
— Какие законодательные действия планируется совершить, чтобы искоренить подобные мошеннические схемы?
— С 1 июля 2018 года в России и Беларуси вводится так называемый «электронный ПТС». При оформлении автомобиля в кредит банк на этапе выдачи документов будет отправлять данные о статусе транспортного средства в электронном виде. А ГИБДД будет выдавать ПТС уже с отметкой о том, что машина находится в залоге.
Информация станет доступна всем регулирующим и контролирующим органам Евразийского экономического союза. Таким образом мошенническая схема, которая использовалась, исчезнет.
Даже если кредит выдается на подержанный автомобиль, банки тоже будут требовать, чтобы оформлялся электронный ПТС. Так что с 1 июля ситуация должна быть урегулирована.
— В связи с этой ситуацией вы наверняка связывались с другими банками. Насколько эффективно проходит коммуникация?
— Достаточно тяжело. Не все коллеги идут на контакт. Хотя есть несколько дружественных нам банков, с которыми мы обмениваемся данными.
Если банк управляется наемными менеджерами, а акционеры не участвуют в операционной деятельности, то финансовые учреждения не особо активно пытаются минимизировать убытки и возвращать залоговое имущество. Если же акционеры пристально наблюдают за процессом, то не позволяют так легко терять деньги.
— Почему столь активную позицию занял именно ваш банк?
— Мы подсчитали, что если вернем хотя бы половину залоговых автомобилей, находящихся в Беларуси, то компенсируем львиную долю расходов. Тогда убыток от мошеннической схемы будет минимальным. Наши акционеры оценили масштаб проблемы и решили выбрать такой формат работы, чтобы предотвратить последствия и взыскать часть залогов.
Владелец этого автомобиля с удивлением узнал, что кроссовер числится в реестре залоговых транспортных средств
— Какова роль службы безопасности вашего банка? Можно ли с ее помощью минимизировать риски, ведь до 1 июля еще много времени?
— Как уже говорилось выше, на момент подачи заявки на кредит выявить преступный умысел практически не представляется возможным. Лишь по косвенным признакам мы можем понять, что заемщик ненадежный. В таком случае ужесточаем требования, увеличивая первоначальный взнос. Чем более подозрительным кажется заемщик, тем выше сумма и ставка. Это определенная подстраховка.
После разбирательства мы намерены выяснить, есть ли что-то общее между заемщиками, которые стали участниками преступной схемы. Это несколько десятков человек. Возможно, наши коллеги из отдела рисков смогут выявить общие места, признаки и скоринговые показатели. В будущем это позволит ужесточить требования и сразу отсекать таких людей. Но это трудоемкий процесс, который не должен привести к отказам для добропорядочных клиентов.
— Наибольшие потери, может так статься, понесут добропорядочные покупатели автомобилей…
— Это скорее вопрос из области этики. Мы же все взрослые люди и совершаем поступки, за которые несем ответственность. Да, были нестыковки в законодательстве, существовала брешь в процедуре оформления в России, не было обмена информацией между двумя странами.
Понятно, что человеку, потерявшему и автомобиль и деньги, эти объяснения не дадут успокоения. Но такова жизнь… Банк не может заниматься благотворительностью.
Как кредитная организация мы управляем рисками. У нас есть обязательства перед нашими кредиторами и вкладчиками, доверившими нам свои средства. Если мы откажемся от взыскания залогового имущества, то тем самым спишем убыток на наших инвесторов. А это неправильно. Мы будем добиваться возвращения своих залогов всеми законными способами.
Подписывайтесь на наше Viber сообщество и телеграм канал, чтобы быть в курсе всех новостей.
Знаете новость? Пишите в наш Telegram-бот. @new_grodno_bot
Русфинанс Банк интегрировал сервис ЕСИА для оформления автокредитов онлайн
Академия \
Пресс-центр \
Новости банков \
30 ноября 2020
Росбанк, Северо-Западный филиал
(812) 449-35-95, 336-61-61
http://www.rosbank.ru/
mailbox@szap. rosbank.ru
Русфинанс Банк интегрировал Единую систему идентификации и аутентификации (ЕСИА), которая доступна пользователям портала «Госуслуги», для использования клиентами при дистанционном оформлении автокредитов на сайте банка.
До недавнего времени основным способом идентификации граждан являлся паспорт. Внедрение ЕСИА в России в 2011 году дало возможность подтверждать личность человека в режиме онлайн.
Интеграция с ЕСИА позволяет Русфинанс Банку автоматически получить персональные данные клиента, что сокращает объем информации для заполнения онлайн-формы на автокредит. Автолюбители могут также использовать единый логин и пароль с портала «Госуслуги» для регистрации или входа в сервис онлайн-одобрения заявок на кредит.
Новым дистанционным сервисом Русфинанс Банка могут воспользоваться владельцы подтвержденной учетной записи на сайте «Госуслуги». Им необходимо авторизоваться на портале, после чего заполнить анкету на предоставление кредита на банковском сайте. После одобрения кредита клиент сможет приобрести автомобиль.
«В связи с пандемией количество оффлайн-сделок сократилось во многих направлениях кредитования. Русфинанс Банк активно развивает цифровые и дистанционные каналы, предлагая с 2018 года онлайн-возможность для одобрения автокредитов. В интересах клиентов мы постоянно совершенствуем этот сервис, упрощаем интерфейс для заведения кредитных заявок на сайте банка. Интеграция с ЕСИА стала одним из важных моментов для решения этой задачи», — прокомментировал директор департамента розничного автокредитования Русфинанс Банка Алексей Бородавин.
Новости банка
3 марта 2023
Росбанк вновь повышает ставку по вкладу «Надежный»
6 февраля 2023
Скидка 25% на электромобили EVOLUTE в «Росбанк Авто»
25 января 2023
Скидка 20% по программе льготного кредитования в «Росбанк Авто»
19 января 2023
«Росбанк Авто» запускает совместную кредитную программу с электромобилями SKYWELL
20 декабря 2022
Нужен только паспорт: Росбанк внедрил новый подход к ипотечному кредитованию
20 декабря 2022
Вклад «Надёжный» от Росбанка: ставка до 7,75% годовых
9 декабря 2022
Росбанк открыл корреспондентские счета в национальных валютах Индии и Сербии
5 декабря 2022
Росбанк повышает ставку по вкладу «Надёжный» до 7%
17 ноября 2022
Росбанк повышает процентные ставки по вкладу и накопительному счету
14 ноября 2022
Росбанк запускает ипотеку на строительство дома
21 октября 2022
«Росбанк Капитал» первой в России запустила инвестиционный фонд с активами в китайских валютах
11 октября 2022
Росбанк открыл корреспондентские счета в национальных валютах Азербайджана и Турции
страница:
1
234567>
Благотворительный Государственный Банк | Автокредиты
Автокредиты Beneficial Banking™
Покупка нового или подержанного автомобиля? Хотите снизить платеж по текущему автокредиту? Свяжитесь с одним из наших экспертов по автокредитованию и узнайте, что Beneficial State Bank может сделать для вас.
Сделать ссылку на платежную карту
Сделать платеж
Значок желудяЗначок желудя заполнен
Подать заявку на автокредит Ссылка на карту
Подать заявку на автокредит
Значок желудяЗначок желудя заполнен
Ссылка на карту финансирования чистого автомобиля
Финансирование чистого автомобиля
Значок желудяЗначок желудя заполнен
Произвести платеж
Если у вас есть автокредит в Beneficial State и вы готовы произвести платеж, выберите один из следующих вариантов:
Используйте наш настольный платежный портал
Загрузите наше автоматическое приложение для управления платежами с телефона
Скачать
Позвоните в нашу бесплатную автоматизированную платежную систему круглосуточно и без выходных:
855-725-3511*
Текст для оплаты:
844-730-1327*
P. O. Box 2900
Porterville, CA 93258
Ночной адрес:
268 N. Main St.
Building #2
Porterville, CA 93257
*При оплате этими вариантами с помощью дебетовой карты взимается сервисный сбор в размере 5 долларов США.
Чтобы избежать комиссии, вместо нее можно настроить следующие типы платежей:
Платежи ACH | Регулярные платежи | Почтовые платежи | Оплата в отделении лично (наличными или дебетовой картой)
Как оплатить автокредит онлайн
Чтобы настроить онлайн-платежи, создайте новое имя пользователя и пароль. После того, как вы создали свою учетную запись, вы можете использовать эту же ссылку для входа в систему и осуществления платежей.
Покупка автомобиля или рефинансирование
Рефинансирование
Снизьте ставку или сумму платежа за ваш текущий некоммерческий автомобиль.
Предварительные одобрения
Прежде чем отправиться в магазин, узнайте, сколько вы можете потратить на свой следующий автомобиль, не нарушая при этом свой бюджет.
Готовы к покупкам?
Найдите свой следующий автомобиль прямо сейчас!
Применить сейчас
Найти автомобиль
Получите доступ к капиталу вашего автомобиля
Знаете ли вы, что вы можете взять кредит под залог вашего текущего автомобиля, чтобы консолидировать долг или покрыть непредвиденные расходы? Держите свою машину и работайте над своим личным долгом.
Нужна помощь? Связаться с нами.
Применить сейчас
Финансирование чистых транспортных средств
Знаете ли вы, что вы можете получить финансирование и доступное финансирование для чистых транспортных средств, если вы являетесь жителем Калифорнии с семейным доходом ниже определенного порога?
Beneficial State Bank является предпочтительным кредитором для нескольких программ чистых транспортных средств. Если ваша покупка сочетается с какой-либо поощрительной программой или грантом, обязательно выберите соответствующую программу и/или идентификатор одобрения гранта.