Содержание
Общие положения \ КонсультантПлюс
Общие положения
1. В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Исходя из данной конституционной нормы часть 1 статьи 11 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее — ЖК РФ) устанавливает приоритет судебной защиты нарушенных жилищных прав, то есть прав, вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством.
Защита жилищных прав в административном порядке путем обращения с заявлением или жалобой в государственный орган, орган местного самоуправления или к должностному лицу, являющемуся вышестоящим по отношению к лицу, нарушившему право, осуществляется только в случаях, предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации или другим федеральным законом (часть 2 статьи 11 ЖК РФ). При этом судам необходимо учитывать, что право на обращение в суд за защитой жилищных прав сохраняется за лицом и в том случае, когда закон предусматривает административный порядок защиты жилищных прав. В случае несогласия с принятым в административном порядке решением заинтересованное лицо вправе обжаловать его в судебном порядке.
2. Защита нарушенных жилищных прав осуществляется судом общей юрисдикции в соответствии с подведомственностью дел, установленной Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации (далее — ГПК РФ).
Согласно пункту 1 части 1 статьи 22 ГПК РФ суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из жилищных правоотношений.
Дела по жилищным спорам рассматриваются в судах на основании исковых заявлений (заявлений) заинтересованных лиц, по заявлению прокурора, поданному на основании и в порядке, предусмотренных статьей 45 ГПК РФ, либо по заявлению лиц, указанных в статье 46 ГПК РФ.
3. Жилищные споры (о признании права на жилое помещение, о выселении из жилого помещения, о прекращении права пользования жилым помещением бывшего члена семьи собственника этого жилого помещения, о сохранении права пользования жилым помещением за бывшим членом семьи собственника этого жилого помещения, об изъятии жилого помещения у собственника путем выкупа в связи с изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд, о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, о признании недействительным решения о предоставлении жилого помещения по договору социального найма и заключенного на его основании договора социального найма, о принудительном обмене занимаемого жилого помещения, о признании обмена жилыми помещениями недействительным и другие) исходя из положений статей 23 и 24 ГПК РФ рассматриваются по первой инстанции районным судом.
КонсультантПлюс: примечание.
С 01.10.2019 из подсудности мировых судей исключили дела по спорам об определении порядка пользования имуществом. Положения п. 5 ч. 1 ст. 23 ГПК РФ старой редакции см. в п. 4 ч. 1 ст. 23 новой редакции.
Принимая во внимание, что жилое помещение законом отнесено к недвижимому имуществу (часть 2 статьи 15 ЖК РФ, пункт 1 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации, далее — ГК РФ), мировым судьям в силу пункта 7 части 1 статьи 23 ГПК РФ подсудны дела об определении порядка пользования жилым помещением, находящимся в общей собственности нескольких лиц, если между ними не возникает спор о праве на это жилое помещение или если одновременно не заявлено требование, подсудное районному суду. Если спор об определении порядка пользования таким жилым помещением (жилым домом, квартирой) связан со спором о праве собственности на него (в частности, о признании права на долю в общей собственности и ее выделе для владения и пользования), то его подсудность как имущественного спора мировому судье или районному суду зависит от цены иска (пункт 5 части 1 статьи 23 ГПК РФ).
Мировым судьям также подсудны дела по таким имущественным спорам, как взыскание с граждан и организаций задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, при цене иска, не превышающей суммы, установленной пунктом 5 части 1 статьи 23 ГПК РФ.
4. Разрешая споры, возникшие из жилищных отношений, судам необходимо учитывать, что жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункт «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации) и включает в себя Жилищный кодекс Российской Федерации, принятые в соответствии с ним другие федеральные законы, а также изданные в соответствии с ними указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, нормативные правовые акты органов местного самоуправления (часть 2 статьи 5 ЖК РФ). При этом наибольшую юридическую силу среди актов жилищного законодательства в регулировании жилищных отношений имеет Жилищный кодекс Российской Федерации. В случае выявления судом несоответствия норм иных актов жилищного законодательства положениям Жилищного кодекса Российской Федерации должны применяться нормы этого Кодекса (часть 8 статьи 5 ЖК РФ).
Принимая во внимание, что жилое помещение может выступать объектом как гражданских, так и жилищных правоотношений, судам следует иметь в виду, что гражданское законодательство в отличие от жилищного законодательства регулирует отношения, связанные с владением, пользованием и распоряжением жилым помещением как объектом экономического оборота (например, сделки с жилыми помещениями, включая передачу в коммерческий наем жилых помещений).
5. Часть 1 статьи 6 ЖК РФ закрепляет общеправовой принцип действия законодательства во времени: акт жилищного законодательства не имеет обратной силы и применяется к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие.
При этом необходимо иметь в виду, что часть 2 статьи 6 ЖК РФ допускает применение акта жилищного законодательства к жилищным отношениям, возникшим до введения его в действие, но только в случаях, прямо предусмотренных этим актом. Так, статьей 9 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» (далее — Вводный закон) нормам раздела VIII ЖК РФ «Управление многоквартирными домами» придана обратная сила: они распространяются на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров управления многоквартирными домами.
Так как отношения, регулируемые жилищным законодательством, как правило, носят длящийся характер и, соответственно, права и обязанности субъектов этих отношений могут возникать и после того, как возникло само правоотношение, статьей 5 Вводного закона установлено общее правило, согласно которому к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных Вводным законом. Например, нормы части 4 статьи 31 ЖК РФ о правах собственника жилого помещения в отношении бывшего члена его семьи подлежат применению и к тем жилищным правоотношениям, которые возникли до вступления в силу данного Кодекса.
В связи с этим суду при рассмотрении конкретного дела необходимо определить, когда возникли спорные жилищные правоотношения между сторонами. Если будет установлено, что спорные жилищные правоотношения носят длящийся характер, то Жилищный кодекс Российской Федерации может применяться только к тем правам и обязанностям сторон, которые возникли после введения его в действие, то есть после 1 марта 2005 года.
6. Перечень участников жилищных отношений определен частями 2 и 3 статьи 4 ЖК РФ. К ним относятся граждане, юридические лица, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, а также иностранные граждане, лица без гражданства или иностранные юридические лица.
При этом судам следует иметь в виду, что частью 3 статьи 4 ЖК РФ на иностранных граждан, лиц без гражданства, иностранных юридических лиц, являющихся участниками жилищных отношений, распространяется определяемый российским жилищным законодательством национальный правовой режим с изъятиями, которые предусмотрены Жилищным кодексом Российской Федерации или другими федеральными законами. Так, часть 5 статьи 49 ЖК РФ предусматривает, что жилые помещения по договорам социального найма не предоставляются иностранным гражданам, лицам без гражданства, если международным договором Российской Федерации не предусмотрено иное. То же касается субсидий на оплату жилых помещений, коммунальных услуг (часть 12 статьи 159 ЖК РФ) и приватизации жилых помещений (статья 1 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 г. N 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации»).
Исходя из приведенных положений статьи 4 ЖК РФ судам при разрешении жилищных споров с участием иностранных граждан, лиц без гражданства необходимо учитывать, что каких-либо ограничений жилищных прав лиц, не являющихся гражданами Российской Федерации, статьи 31, 69, 100 ЖК РФ, определяющие соответственно права и обязанности членов семьи собственника жилого помещения, нанимателя жилого помещения по договору социального найма и нанимателя специализированного жилого помещения, не содержат.
7. Объектом отношений, регулируемых жилищным законодательством, является жилое помещение, существенные признаки которого определены статьей 15 ЖК РФ. Жилым признается изолированное помещение, относящееся к недвижимому имуществу, пригодное для постоянного проживания граждан, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства (часть 2 статьи 15 ЖК РФ).
Судам надлежит иметь в виду, что порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, а также порядок признания жилого помещения непригодным для проживания устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами (части 3, 4 статьи 15 ЖК РФ). В настоящее время действует Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. N 47.
8. При разрешении споров, связанных с защитой жилищных прав, судам необходимо иметь в виду, что принцип неприкосновенности жилища и недопустимости произвольного лишения жилища является одним из основных принципов не только конституционного, но и жилищного законодательства (статья 25 Конституции Российской Федерации, статьи 1, 3 ЖК РФ).
Принцип недопустимости произвольного лишения жилища предполагает, что никто не может быть выселен из жилого помещения или ограничен в праве пользования им, в том числе в праве получения коммунальных услуг, иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Жилищным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами (часть 4 статьи 3 ЖК РФ).
При этом судам следует учитывать, что положения части 4 статьи 3 ЖК РФ о недопустимости произвольного лишения жилища, под которым понимается лишение жилища во внесудебном порядке и по основаниям, не предусмотренным законом, действуют в отношении любых лиц, вселившихся в жилое помещение.
9. Если в Жилищном кодексе Российской Федерации не установлены сроки исковой давности для защиты нарушенных жилищных прав, то к спорным жилищным отношениям применяются сроки исковой давности, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации (статьи 196, 197 ГК РФ), и иные положения главы 12 Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности (часть 1 статьи 7 ЖК РФ). При этом к спорным жилищным отношениям, одним из оснований возникновения которых является договор (например, договор социального найма жилого помещения, договор найма специализированного жилого помещения, договор поднайма жилого помещения, договор о вселении и пользовании жилым помещением члена семьи собственника жилого помещения и другие), применяется общий трехлетний срок исковой давности (статья 196 ГК РФ).
Разрешение споров, возникающих из жилищных отношений \ КонсультантПлюс
Разрешение споров, возникающих из жилищных отношений
10. Гражданину, страдающему тяжелой формой хронического заболевания, при котором совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, соответствующее жилое помещение должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения права на получение жилого помещения вне очереди.
Б. обратилась в суд с иском к органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации о возложении обязанности предоставить жилое помещение по договору социального найма во внеочередном порядке.
В обоснование заявленных требований истец указала на то, что является инвалидом I группы, постановлением местной администрации Б. включена в сводный список граждан, нуждающихся в жилой площади по категории «граждане, страдающие тяжелыми формами хронических заболеваний». На обращение Б. к ответчику с заявлением о предоставлении ей жилого помещения во внеочередном порядке в соответствии со ст. 57 ЖК РФ ей сообщено, что рассмотреть данный вопрос не представляется возможным в связи с отсутствием жилого помещения из жилищного фонда субъекта Российской Федерации.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для предоставления Б. жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке, указав в том числе на то, что необходимым условием реализации права Б. на обеспечение жилым помещением вне очереди является наступление обстоятельств, свидетельствующих о наличии жилого помещения из состава жилищного фонда субъекта Российской Федерации, которое может выступать в качестве предмета договора социального найма (например, введение жилых помещений в эксплуатацию, их приобретение или освобождение).
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации отменила состоявшиеся судебные постановления по следующим основаниям.
В силу ч. 3 ст. 40 Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В целях реализации названных конституционных положений в ч. 2 ст. 49 ЖК РФ предусмотрено, что малоимущим гражданам, признанным по установленным Жилищным кодексом Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в установленном данным кодексом порядке предоставляются жилые помещения муниципального жилищного фонда.
В соответствии с ч. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных ч. 2 этой статьи случаев.
Между тем для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилого помещения по договорам социального найма во внеочередном порядке.
В п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ установлено, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном п. 4 ч. 1 ст. 51 данного кодекса перечне.
Согласно этой норме гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Такой перечень был утвержден действовавшим в момент возникновения спорных правоотношений постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2006 г. N 378 «Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире» <1>.
———————————
<1> В связи с признанием утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 16 июня 2006 г. N 378 (постановление Правительства Российской Федерации от 21 июля 2017 г. N 859) с 1 января 2018 г. действует Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденный приказом Министра здравоохранения Российской Федерации от 29 ноября 2012 г. N 987н в соответствии со ст. 51 ЖК РФ.
При этом каких-либо иных (дополнительных) требований для предоставления жилого помещения вне очереди, кроме наличия у гражданина, состоящего на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, тяжелых форм хронических заболеваний, указанных в перечне, п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ не предусмотрено. Для предоставления такому гражданину жилого помещения вне очереди исходя из данной нормы необходимы такие условия, как принятие гражданина на учет нуждающихся в предоставлении жилых помещений и наличие у него тяжелой формы хронического заболевания, указанного в перечне.
Таким образом, реализация прав граждан, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в перечне, на получение вне очереди жилых помещений по договорам социального найма по основаниям, предусмотренным п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, относится к компетенции органов местного самоуправления.
Действующим законодательством предусмотрена возможность реализации права инвалидов на предоставление жилых помещений в другом порядке не из муниципального, а из государственного жилищного фонда.
Статьей 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» определено, что инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 г., обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Жилые помещения предоставляются инвалидам, семьям, имеющим детей-инвалидов, с учетом состояния здоровья и других заслуживающих внимания обстоятельств.
Судом по делу установлено, что Б. состоит на учете граждан, имеющих право на получение жилого помещения из жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договору социального найма, и страдает заболеванием, указанным в перечне.
Постановление местной администрации от 9 ноября 2016 г. в части постановки Б. на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма и включении в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения по договору социального найма из жилищного фонда субъекта Российской Федерации, как инвалида I группы, имеющего хроническое заболевание, незаконным не признано.
Отказывая в иске, суд не учел, что порядок обеспечения жилыми помещениями такой категории граждан, как граждане, страдающие тяжелыми формами хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними в одной квартире невозможно и которые указаны в перечне, утверждаемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, установлен Жилищным кодексом Российской Федерации.
При этом дополнительных условий реализации прав на предоставление жилья в установленном законом порядке указанной категории граждан, таких как фактическое финансирование и наличие в жилищном фонде субъекта Российской Федерации или в муниципальном жилищном фонде жилья, федеральное законодательство не содержит, соответственно, указанные граждане не могут быть лишены права на обеспечение жилыми помещениями в том порядке, который гарантирован им федеральным законом и законом субъекта Российской Федерации.
Кроме того, отказывая в иске, суды не учли, что действующее жилищное законодательство (п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ) не ставит право на внеочередное предоставление жилого помещения в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в предоставлении жилого помещения, от включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди (список внеочередников).
Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилое помещение гражданам указанной категории должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права — права на получение жилого помещения вне очереди.
Определение N 20-КГ18-22
11. Реконструкция, переустройство, перепланировка балконных плит, относящихся к общему имуществу многоквартирного дома, отвечающие требованиям технических регламентов и санитарно-эпидемиологических норм, должны производиться с согласия всех собственников помещений многоквартирного дома.
Местная администрация обратилась в суд с исковым заявлением к А. о продаже с публичных торгов жилого помещения. В обоснование заявленного требования указано, что А. произведены работы по реконструкции балкона в принадлежащей ей на праве собственности квартире без соответствующих разрешений и согласований с компетентными органами. Балконные плиты входят в состав общего имущества в многоквартирном доме и являются ограждающими несущими конструкциями. Уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме возможно только с согласия всех собственников помещений в данном доме. Собственнику жилого помещения А. направлено предписание о приведении балкона в прежнее состояние. В установленный срок данные требования собственником не выполнены.
А. обратилась в суд со встречными исковыми требованиями к местной администрации о сохранении указанной выше квартиры в переустроенном и (или) перепланированном состоянии. В обоснование заявленного требования истец по встречному иску указала, что является собственником изолированного жилого помещения в многоквартирном доме. С сентября по ноябрь 2014 г. она самовольно произвела перепланировку спорной квартиры. Согласно экспертным заключениям перепланировка данного жилого помещения не противоречит требованиям СП 54.13330.2011 «Здания жилые многоквартирные», в состав которого входят требования СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях». Перепланировка указанной квартиры выполнена без нарушений действующих норм и правил пожарной безопасности в Российской Федерации.
С., Г., действующая в интересах несовершеннолетнего Г.Л., обратились с иском к А. о сносе всех строительных конструкций, возведенных на балконе квартиры, выходящих за границу балконной плиты перекрытия, восстановлении фасада дома в прежнем состоянии и демонтаже отопления на балконе.
В обоснование заявленного требования истцы указали на то, что являются собственниками по доли квартиры, расположенной над квартирой, принадлежащей А.
А. без их согласия и без согласия всех жильцов дома, самовольно без соответствующих разрешений и согласований с компетентными государственными органами, выполнила работы по увеличению размеров балкона в квартире, с облицовкой профнастила, над балконом смонтирован козырек, выходящий за границу балконной плиты перекрытия приблизительно на 1,5 м, который полностью перекрывает им обзор с балкона.
Разрешая спор, отказывая в удовлетворении исковых требований местной администрации, С. и Г. и удовлетворяя исковые требования А., суд первой инстанции исходил из того, что перепланировка и переустройство квартиры выполнены ответчиком с учетом требований строительных и санитарных норм и правил, не нарушают права и интересы собственников других помещений, не создают угрозы их жизни и здоровью, целевое назначение помещения изменено не было. При этом суд первой инстанции указал на то, что местной администрацией, С. и Г. не представлено доказательств, подтверждающих, что действиями ответчиков нарушены их права.
С выводами суда первой инстанции согласился суд апелляционной инстанции.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации отменила состоявшиеся по делу судебные постановления и направила дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 26 ЖК РФ переустройство и (или) перепланировка жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения.
Для проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения собственник данного помещения или уполномоченное им лицо обращается в орган, осуществляющий согласование, либо через многофункциональный центр с документами, указанными в ч. 2 ст. 26 ЖК РФ.
Самовольными являются переустройство и (или) перепланировка жилого помещения, проведенные при отсутствии основания, предусмотренного ч. 6 ст. 26 ЖК РФ, или с нарушением проекта переустройства и (или) перепланировки, представлявшегося в соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 26 данного кодекса (ч. 1 ст. 29 ЖК РФ).
Собственник жилого помещения, которое было самовольно переустроено и (или) перепланировано, или наниматель такого жилого помещения по договору социального найма обязан привести такое жилое помещение в прежнее состояние в разумный срок и в порядке, которые установлены органом, осуществляющим согласование (ч. 3 ст. 29 ЖК РФ).
Из материалов дела видно, что А. не выполнила установленный законом порядок проведения перепланировки и переустройства квартиры, произведенные работы выполнены самовольно без соответствующих разрешений и согласований с компетентными органами (организациями).
Собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое оборудование (п. 3 ч. 1 ст. 36 ЖК РФ).
Согласно п. 2 раздела I «Определение состава общего имущества» Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491, в состав общего имущества включаются в том числе ограждающие несущие конструкции многоквартирного дома (включая фундаменты, несущие стены, плиты перекрытий, балконные и иные плиты, несущие колонны и иные ограждающие несущие конструкции).
В силу указанных норм права балконные плиты входят в состав общего имущества в многоквартирном доме и являются ограждающими несущими конструкциями.
Собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных Жилищным кодексом Российской Федерации и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме (ч. 2 ст. 36 ЖК РФ).
Уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме возможно только с согласия всех собственников помещений в данном доме путем его реконструкции (ч. 3 ст. 36 ЖК РФ).
Согласно ч. 2 ст. 40 ЖК РФ, если реконструкция, переустройство и (или) перепланировка помещений невозможны без присоединения к ним части общего имущества в многоквартирном доме, на такие реконструкцию, переустройство и (или) перепланировку помещений должно быть получено согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме.
Исходя из положений приведенных выше правовых норм согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме является обязательным условием для проведения реконструкции, переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме, влекущей присоединение к реконструированному (перепланированному) помещению части общего имущества многоквартирного дома.
При рассмотрении дела судами первой и апелляционной инстанций не принято во внимание, что суду не представлены сведения о наличии согласия всех жильцов многоквартирного дома, в то время как требуется согласие всех собственников многоквартирного дома, поскольку выполненные работы касаются общего имущества в многоквартирном доме.
Более того, в материалах дела содержится коллективное обращение жильцов многоквартирного дома (всего 57 подписей), категорически возражающих против расширения балкона и присоединения балкона к квартире А.
Определение N 18-КГ17-164
Аренда жилищного спора Определение | Law Insider
означает оспаривание счета, выставленного Оператором Другому Оператору, который выставлен добросовестно.
означает застройку здания или сооружения с четырьмя или более жилыми единицами, каждая из которых предназначена для использования в качестве сдаваемых внаем жилых помещений.
означает официальное письменное уведомление, направленное в Converged Заказчиком в соответствии с настоящим Порядком.
означает любое недвижимое имущество, находящееся в этом штате, на котором построено или предполагается построить жилище;
имеет значение, указанное в разделе 6.1.
или «Жилой дом» означает жилой дом, занимаемый владельцем, на одну семью, расположенный на территории штата, который соответствует требованиям для финансирования Управлением в соответствии со значением Закона, Правил и положений, Кодекса и соответствующих положений.
(см. также пункт 15)
означает мероприятия и деятельность муниципалитета в области обновления города по ликвидации и предотвращению развития или распространения трущоб и упадка, и может включать расчистку трущоб и перепланировку в районе обновления города или восстановление или сохранение в районе городской реконструкции или любой их комбинации или части в соответствии с планом городской реконструкции. Эти обязательства и действия могут включать:
означает все взносы, сборы, оценки и другие сборы, которые налагаются на Заемщика или Имущество ассоциацией кондоминиумов, ассоциацией домовладельцев или аналогичной организацией.
означает Национальный закон о жилье (Канада), федеральный закон, который поощряет строительство новых домов, а также ремонт и модернизацию существующих домов. В соответствии с этим законом CMHC обеспечивает страхование дефолта по ипотеке.
означает сумму, выплаченную:
означает организацию, которая отвечает за планирование и предоставление услуг для лиц с нарушениями развития в определенной географической зоне обслуживания штата, управляемой Отделением или по контракту с ним, или местный орган по охране психического здоровья.
означает имущество, недвижимое и движимое, которое находится в собственности или в аренде ассоциации или предназначено зарегистрированной платформой для использования и в интересах ее членов.
означает недвижимое имущество или долю в недвижимом имуществе, не являющуюся ни одной из следующих:
означает сдаваемую в аренду квартиру в доступном жилом доме, которая сдается за сумму, доступную для домохозяйств, на уровне 60% или ниже средний доход области, согласно последнему определению Министерства жилищного строительства и городского развития США для района Миннеаполис-Сент. Пол-Блумингтон, столичный статистический район Миннесота-Висконсин, с поправкой на размер домохозяйства и количество спален.
означает физическое лицо, которое за компенсацию или ценное вознаграждение нанято прямо или косвенно лицензированным брокером по недвижимости для продажи или предложения продажи, покупки или предложения покупки, предоставления или предложения анализа рынка, списка или предложения или пытаться перечислить или договориться о покупке, продаже или обмене недвижимости; вести переговоры об ипотеке недвижимости; вести переговоры о строительстве здания на недвижимом имуществе, или сдавать в аренду или предлагать в аренду, или сдавать в аренду или предлагать в аренду недвижимое имущество; кто нанят брокером по недвижимости для управления недвижимостью; или кто продает или предлагает к продаже, покупает или предлагает купить, сдает в аренду или предлагает в аренду, или ведет переговоры о покупке или продаже или обмене бизнеса, деловых возможностей или деловой репутации существующего бизнеса для других, в целом или частично призвание.
означает жилье с неограниченным сроком пребывания, которое занято целевым населением и которое связано с услугами на месте или за его пределами, которые помогают проживающему в вспомогательном жилье сохранить жилье, улучшить состояние своего здоровья, максимальное увеличение его или ее способности жить и, по возможности, работать в обществе.
означает государственное корпоративное и политическое учреждение, созданное в соответствии со статьей 21 Закона о государственном управлении жилищного строительства от 1966, 1966 PA 346, MCL 125.1421.
означает отчетность и деятельность по расследованию в соответствии с требованиями OAR 407-045-0300, а также любые последующие услуги или поддержку, необходимые для предотвращения дальнейших злоупотреблений в соответствии с требованиями OAR 407-045-0310.
означает физическое или юридическое лицо, которое с намерением получить вознаграждение, компенсацию или ценное вознаграждение продает или предлагает к продаже, покупает или предлагает купить, предоставляет или предлагает провести анализ рынка, списки или предлагает или пытается перечислить или ведет переговоры о покупке, продаже или обмене недвижимости; который ведет переговоры об ипотеке недвижимости; что ведет переговоры о строительстве здания на недвижимом имуществе; который сдает в аренду или предлагает или сдает в аренду или предлагает в аренду недвижимое имущество или улучшения в недвижимом имуществе для других, в целом или частично; занимается управлением недвижимостью в целом или частично; который продает или предлагает к продаже, покупает или предлагает купить, сдает в аренду или предлагает к аренде, или ведет переговоры о покупке или продаже или обмене бизнеса, деловых возможностей или деловой репутации существующего бизнеса для других; или кто, как владелец или иным образом, занимается продажей недвижимости в качестве основного призвания.
означает застройку, включенную в План жилищного строительства и справедливого распределения, и включает, помимо прочего, инклюзивную застройку, муниципальный строительный проект или 100-процентно доступную застройку.
означает Закон о справедливом жилищном обеспечении с поправками.
означает жилые помещения, предназначенные для проживания более 1 семьи.
имеет значение, указанное в разделе 13.1.
означает уведомление, выпущенное Стороной, возбуждающей Спор относительно Ежемесячного Xxxx или Дополнительного Xxxx, выпущенного другой Стороной;
означает недвижимое имущество, улучшенное жилищем от одной до четырех семей, которое используется или занято или предназначено для использования или занятия, полностью или частично, в качестве дома или места жительства одного или нескольких лиц, но не относится к (a) неулучшенное недвижимое имущество, на котором должны быть построены такие жилища, или (b) единицы кондоминиума или кооперативные квартиры, или (c) собственность ассоциации домовладельцев, которая не принадлежит продавцу за вознаграждение.
Программа разрешения жилищных споров
На этой странице: | ||
---|---|---|
Para los servicios en español |
Что такое Программа разрешения споров о промышленном жилье (MHDRP)?
Владельцы промышленных и мобильных домов, которые арендуют место для своего дома в парке или сообществе, имеют важные права и обязанности в соответствии с Законом штата об арендаторах промышленных / мобильных домов (MHLTA), RCW 59.20. Арендодатели также имеют права и обязанности в соответствии с законом.
Генеральная прокуратура стремится поддерживать более тесную связь и способствовать взаимопониманию между арендодателями и владельцами готовых домов. Офис предоставляет справедливый и недорогой вариант для владельцев и арендодателей промышленных домов для разрешения споров, касающихся предполагаемых нарушений этих прав.
Как появился MHDRP?
Миссия | |
Программа разрешения споров в отношении промышленных/мобильных домов обеспечивает соблюдение Закона об арендодателях промышленных/передвижных домов, обучает заинтересованные стороны и способствует установлению отношений между местными владельцами промышленных/передвижных домов и домовладельцами. Мы облегчаем общение между сторонами, чтобы разрешить споры и избежать выселения. | |
Видение | |
Мы стремимся способствовать развитию безопасной и устойчивой промышленной индустрии мобильных домов в штате Вашингтон за счет высокого качества обслуживания, уважаемого руководства регулирующих органов и эффективного членства в заинтересованных организациях. |
В 2007 году Законодательное собрание штата Вашингтон признало, что существуют факторы, уникальные для отношений между арендатором промышленного/передвижного дома и их арендодателем. Сложность и стоимость перемещения и перемещения промышленного/передвижного дома создают уникальные проблемы. Законодательный орган установил, что многие арендаторы, столкнувшиеся с нарушениями Закона о арендодателях и арендаторах промышленных / мобильных домов (MHLTA), часто оставались без защиты или доступа к средствам правовой защиты. В ответ Законодательное собрание штата приняло закон RCW 59..30. Этот закон уполномочивает Генеральную прокуратуру управлять Программой разрешения споров о промышленном жилье и обеспечивать соблюдение Закона о арендодателе и арендаторе промышленного / мобильного дома. Он также уполномочивает Департамент доходов регистрировать сообщества производителей/передвижных домов и взимать регистрационные сборы.
[наверх]
Кто может использовать программу MHDR?
Домовладельцы подпадают под действие MHLTA и имеют право участвовать в программе разрешения споров, если они владеют промышленным домом или передвижным домом и арендуют участок для этого дома в сообществе или парке. Сообщество, по юридическому определению, включает в себя арендную площадь для двух или более домов, которые занимают владельцы.
Арендодатели также подпадают под действие MHLTA и имеют право участвовать в программе разрешения споров. Мы рекомендуем арендодателям использовать программу разрешения споров в качестве недорогой альтернативы 15-дневному уведомлению и процессу выселения, предусмотренному законом.
Программа не может помочь людям, которые арендуют дом , в котором они живут. Если сам дом сдается в аренду и не принадлежит арендатору, вместо него применяется Закон о арендодателе-арендодателе, RCW 59.18, и эта программа разрешения споров не может быть использовал.
[наверх]
Мы не представляем арендодателей или арендаторов, но защищаем общественные интересы как
нейтральная третья сторона, ведущая переговоры по соглашению, соответствующему MHLTA.
Если соглашение не будет достигнуто, мы можем приступить к принудительным действиям.
Чем эта программа может мне помочь?
Домовладельцы и арендодатели могут подать жалобу через программу разрешения споров , если они считают, что может иметь место нарушение их прав в соответствии с MHLTA. Генеральная прокуратура может вести переговоры с противоборствующими сторонами, определять необходимость дальнейшего расследования, решать, имело ли место нарушение, и при необходимости налагать штрафы и другие меры наказания для обеспечения соблюдения закона.
Как я могу запросить разрешение спора?
A Форма жалобы на разрешение споров должна быть подана в письменной форме. Вы можете заполнить нашу онлайн-форму или бумажную форму и отправить ее в наш офис по обычной почте, электронной почте или факсу. Вы также можете позвонить нам, и мы вышлем вам форму.
Мы не принимаем запросы от частных лиц от имени других домовладельцев или от членов совета ассоциации домовладельцев от имени их членов. Если жильцы одного сообщества хотят вместе подать жалобу через программу разрешения споров, каждый жилец должен заполнить отдельную форму и подписать ее индивидуально. Эти формы могут быть отправлены по почте в наш офис одновременно, однако, пожалуйста, убедитесь, что формы отправлены по почте в течение недели после подписания каждым арендатором.
К форме приложите 90 146 копий 90 147 соответствующих документов, таких как договор аренды, правила сообщества, переписка между сторонами, уведомления, фотографии, судебные документы и т. д. Пожалуйста, не отправляйте оригиналы документов.
[назад к началу]
Служба поддержки на испанском языке
Формуларио де ходатайство о разрешении споров debe ser Presentado por escrito. Puede llenar nuestro Formulario por línea o por papel y enviarlo a nuestra oficina через correo postal, correo electronico y факс. También puede llamarnos y le enviaremos un Formulario. Хабламос испанский.
Где я могу получить информацию о статистике программы и результатах рассмотрения дел?
Посетите эту страницу, где вы найдете информацию о статистике программы и результатах дел после официальных расследований. Мы также разместили здесь наши ежегодные отчеты для Законодательного собрания штата Вашингтон.
Каковы лицензионные требования и как финансируется эта программа?
По закону арендодатели обязаны регистрировать каждую площадку в своем сообществе или парке в Департаменте доходов и платить 15 долларов США в год за каждое помещение, сдаваемое в аренду лицу, владеющему их домом. Домовладельцы могут взимать с каждого домовладельца максимум 5 долларов в год за эту оценку. Затем сбор используется для финансирования MHDRP и покрытия расходов на регистрацию и лицензирование DOR. 5 долларов США вносятся в Фонд помощи при переселении, находящийся в ведении Министерства торговли (RCW 59).