|
|
|
|
|
|
|
|
|
Нужно ли работать студенту? Как студенту работатьКак студенту совмещать учёбу с работой на полный день?Три года назад, разочаровавшись в системе современного высшего образования, я устроился работать программистом на полный рабочий день. В то же время, мне не хватило смелости или наглости совсем забросить университет, поэтому формально я продолжал числиться студентом дневного отделения. Три недели назад я с отличием защитил диплом магиcтра, и марафон бессмысленности под названием «украинское высшее образование» для меня закончился. При этом, в отличии от большинства своих сокурсников, я уже имею достойный опыт работы, приличную зарплату, и массу предложений от работодателей. В этом посте я хочу поделиться советами о том, как совмещать учёбу в вузе на дневном отделении с работой на полный рабочий день. Философский вопрос о необходимости этого совмещения, равно как и дискуссию о проблемах современного образования, давайте отложим на другой раз. В первую очередь, в деканате своего вуза узнайте, можно ли оформить т.н. «свободное посещение». В моём случае, это была бумажка, которую в начале каждого семестра нужно было подписать у всех преподавателей, и их подпись говорила о том, что они согласны с тем, что я буду посещать лекции «по свободному графику» (заметьте, про практические занятия ни слова). По факту, смысла от этой бумажки было мало, а практическая польза ровно одна (о ней чуть дальше). Но наличие подобного документа у вас в случае каких-либо разногласий с кафедрой или деканатом может сыграть вам на руку («видите, вы же сами тут подпись поставили»). Это бюрократия, детка. Если вдруг в вашем вузе ничего подобного нет — не страшно. Будет чуть сложнее, но вполне осуществимо. Упомянутая практическая польза от документа о свободном посещении в том, что это очень удобный повод подойти к преподавателю и начать разговор о вашем отсутствии на парах (есть разница между «я не буду ходить на ваши пары» и «подпишите, пожалуйста, вот тут»). А провести этот разговор очень важно для успешной сдачи предмета в конце семестра. Самый важный момент этого разговора, как и любого дальнейшего разговора с преподавателями (а по хорошему, с кем угодно :)) — будьте вежливыми. Нет, не так — БУДЬТЕ ВЕЖЛИВЫМИ!!! Многие студенты, начиная работать, чувствуют себя хозяевами жизни, открывают дверь в аудиторию с ноги и с преподавателями говорят сквозь зубы. Не прокатит. Если вы всё ещё хотите получить диплом о В/О, любой преподаватель может вам в этом хорошенько навредить, и если не помешать окончательно, то попортить достаточно нервов. Объясните преподавателю, что так уж сложилось, что вам необходимо работать, и у вас, может быть, не получится присутствовать на всех лекциях, хотя вы и постараетесь. Если эта часть была воспринята более-менее благосклонно, можно закинуть удочку про то, что и с практическими занятиями не всё так гладко, как хотелось бы, и, возможно, часть из них тоже придётся пропустить, и т.п. Главная цель этого диалога — выяснить, как с наименьшими затратами получить положительную оценку по окончанию курса. Некоторые преподаватели предлагают сделать реферат/доклад/контрольную работу/whatever вместо посещения лекций — соглашайтесь, это в любом случае займёт меньше времени и сил, чем каждый раз отпрашиваться с работы. Некоторые могут согласиться на то, что вы пропустите лекции, но потребуют обязательного присутствия на практике — соглашайтесь, даже если у вас не получиться ходить на все практики, преподаватель, по крайней мере, будет помнить, что вы ему про что-то такое говорили. Бывают клинические случаи, которые требуют посещения всех лекций, проверяют конспект и так далее — если такой зверь у вас один, то можно и перетерпеть, но чаще всего вежливыми (это важно) уговорами можно добиться некоторых послаблений. Зачем вообще это нужно — говорить с каждым преподавателями в начале семестра? Это такой трюк против формата их мышления. Если преподаватель видит одни сплошные «энки» в журнале напротив какой-то фамилии, он автоматически заносит этого человека в разряд двоечников и разгильдяев, с которыми будет много мороки. Естественно, когда этот человек покажется на глаза во время сессии, к нему сразу будут настроены агрессивно. У меня была ситуация, когда я забыл поговорить в начале семестра с новой преподавательницей по английскому, и пришёл первый раз на её пару только перед зачётной неделей. В начале пары я выслушал 15-минутную лекцию о том, что она меня не знает и знать не хочет, о том, что я должен идти к завкафедрой объяснять кто я и что делал весь семестр, и прочую ерунду. Я мужественно остался сидеть на задней парте. За 15 минут до конца пары, когда все остальные студенты группы уже сдали всё, что хотели, и ушли, я ещё раз попросился сдать перевод текста. Она, ворча, согласилась. За 15 минут я перевёл ей 4 текста, на которые у других студентов моей группы уходило в 3 раза больше времени. Мгновенно подобревшая преподавательница назначила мне сдачу теста на следующий день, после которого я получил свои 97 из 100 и мы расстались друзьями. Что произошло, я думаю, понятно, — хорошим переводом я быстро перевёл себя в её голове из категории «разгилдяи, ничего не знают, на пары не ходят» в категорию «предмет знает, всё остальное не важно». Если бы я начал с ней скандалить, мне бы не дали возможности сделать это так просто. Поэтому, я считаю, вежливость и терпение — две очень важные вещи при общении с преподавателями, и особенно в решении конфликтных ситуаций. Этот совет озвучивают практически все преподаватели всем студентам, но его стабильно никто не слушает. Но для тех кто работает, он приобретает критическую важность. Во-первых, у среднего студента во время сессии есть время на то, чтобы провести весь день в очереди на сдачу конкретной лабораторной конкретному преподавателю, а у работающего — нет (если, конечно, он не берёт отпуск на время сессии, что само по себе неприятно). Во-вторых, преподаватели, как правило, гораздо лояльнее относятся к тем, кто сдаёт работы раньше дедлайна, и, соответственно, не заставляет его (преподавателя) сидеть в аудитории допоздна. Так что за раннюю сдачу работы вам могут простить и непосещение пар, и не идеальное знание предмета. Написание диплома (бакалавра, магистра, специалиста — не важно) — процесс долгий, утомительный и связанный с большими временными затратами. Если мы ориентируемся на то, чтобы тратить на это как можно меньше времени, нам просто необходима помощь научрука. И я не говорю про то, что он за вас будет писать диплом, нет. Но, например, промежуточные версии диплома можно отправлять своему руководителю по электронной почте, вместо того, чтобы бегать каждый раз с флешкой в универ. Так что не лишним будет убедиться, что преподаватель умеет и готов её использовать (к сожалению, таких в наших вузах пока далеко не 100%). Самый главный опыт, который я вынес за три года совмещения работы и учёбы заключается в том, что вежливостью и терпением от людей можно добиться гораздо большего, чем скандалами — по крайней мере, от преподавателей в вузах. Не стоит доказывать каждому преподавателю, что он ничего не понимает ни в своём предмете, ни в жизни вообще — даже если вы уверены, что это так. Будьте милым и пушистым — и вам ничего не помешает получить заветный диплом о высшем образовании параллельно с зарплатой и опытом работы. Фото: Shutterstock lifehacker.ru Нужно ли работать студенту?Нужно ли работать студенту или не работать, вот в чем вопрос. Мнения по этому поводу обычно расходятся. Причем сейчас, сравнительно с прошлыми годами, они изменились чуть ли не на полярно — все больше студентов настаивает, что работа мешает учиться и стремятся продлить детство, в то время как все больше преподавателей утверждает, что работать студенту (конечно, по специальности) нужно еще с 3-4 курсов.
Почему студент стремится работать?
Все до банального просто — он томится и / или беспокоится за собственное будущее. По результатам проведенного опроса, в котором приняли участие студенты 1-5 курсов, весомой причиной поиска работы среди тех, кто работает по специальности или в близкой к ней области (а таких, между прочим, почти 65% из общего числа студентов, имеющих работу), является стремление получить опыт и навыки практической работы. И только после этого идет финансовая потребность. Из этого следует, что современное академическое образование не дает возможности реализоваться непосредственно во время учебного процесса. Ситуация осложняется еще и тем фактом, что студент растрачивает свои силы на несколько разноплановых дисциплин за семестр, не в состоянии сосредоточиться на чем-то одном и определиться с приоритетами. В таких условиях достаточно легко потерять интерес к учебе. Поэтому и уровень мотивации снижается. Студенты привыкают просто делать то, что от них требуют, и получать баллы. Реальных знаний ощутимо меньше, вот их и ищут на стороне.
Причиной же не работать довольно ожидаемо стал стереотип, что без опыта работодатель даже не посмотрит в сторону студента. Откровенно говоря, этому всему есть много объективных причин, ведь студент, который работает, обычно еще та главная боль и для университета, и для работодателя: некачественно выполненная работа, сорваны дедлайны, многочисленные хвосты, и это еще не полный перечень проблем, которые могут возникнуть из-за работника-студента. Но такие же ошибки обычно делает и выпускник, не имеет практических навыков. Получается замкнутый круг. Поэтому из года в год попытки разорвать его до того, как наступит время «Х» (т.е. за спиной закроются двери альма-матер и придется выживать в мире рыночных отношений), делает все больше студентов. В общем, их количество с первого до пятого курсов увеличивается в геометрической прогрессии и, в итоге, приближается к 100%.
Следует также учитывать и финансовую нужду, есть хотят все. А что уж говорить о тех, кто учится на коммерческом отделении и вообще не имеет приятного бонуса в виде стипендии. Показательно, что расходы «бюджетников» и «контрактников» немного различаются. Причем студенты государственной формы обучения тратят в месяц больше, чем те, что учатся за средства физических лиц (конечно, не считая оплату за обучение).
В целом получается, что расчеты в любом случае не соответствуют прибыли и нужно каким-то образом заполнять данный бюджетный дефицит. Со временем сидеть на шее у родителей становится уже не престижно. Тем более, что слово «независимость» звучит чрезвычайно приятно для уха молодого человека. Единственный выход — дополнительная прибыль «на стороне» (ну еще, конечно, почти мифический вариант найти себе богатого спонсора, но его во внимание не берем). Вот и делаем вывод, что к пятому курсу студент не просто «вынужден» работать, а должен делать это сознательно, для собственного же блага и дальнейшего развития.
jobofstudent.ru Как студенту найти работу по специальности?Как правило, вопрос, как студенту найти работу по специальности, возникает на третьем курсе университета, когда экватор уже позади. Теперь кажется, что учиться осталось совсем недолго, и самое время подумать о своем будущем. Однако в этот период подработку по специальности находят единицы, а большая часть учащихся вузов продолжают обучение и свою беззаботную жизнь. Когда «корочка» о высшем образовании уже получена, а статус молодого специалиста не только открывает новые перспективы и возможности, но и обязывает; пора бы задуматься о трудоустройстве. Деваться некуда, а каникулы по выпуску – последние в студенчестве. Как поступить? Последние каникулы: что предпринять?Когда студент успешно защищает диплом, то на него находит чувство эйфории, которое может продолжаться неопределенный промежуток времени. Так может и все лето бессмысленно пройти, а уже первого сентября наступит полное разочарование, что время было потрачено впустую. Чтобы этого не произошло, требуется совмещать приятное с полезным, а во время законного отдыха находить время для усердных поисков работы. Как это делается? Ну, для начала желательно выяснить, а не трудоустраивает ли вуз, который окончил выпускник. Если да, то, на каких условиях принимают на работу студентов те или иные организации. В целом, данный вопрос в случае своего положительного ответа должен решаться еще на пятом курсе, но все равно дополнительно поинтересоваться не помешает. Если же вуз дал «отворот – поворот», то газета объявлений и многочисленные сайты поиска работы тебе в помощь. Здесь можно найти достаточное количество вакантных мест, а также подробную справочную информацию, которая как раз и поможет лично выяснить все нюансы потенциальной работы. Не стоит забывать о полезных знакомствах, которые на данном жизненном этапе особенно пригодятся. Советуем почитать: Что такое нетворкинг? Рекомендуется поднять все свои связи, а также «лазейки» родителей, чтобы найти себе хорошее местечко, соответствующее изученной профессии. Но таким образом подыскать достойную работу по специальности очень сложно, поэтому лучше всего все делать правильно, а начинать свои трудовые поиски с составления резюме. Этот официальный документ является своего рода «палочкой — выручалочкой», поскольку и выпускника представляет с самой лучшей стороны, и лишний раз подчеркивает его коммуникабельность, грамотный подход к проблеме. Как поможет резюме в поиске работы по специальности?Итак, начать стоит с того, что резюме – это краткая автобиография работника, которая больше отражает его трудовые достижения, чем, в целом, повествует о его судьбе. Советуем почитать: Как студенту составить резюме? Конечно, неопытному выпускнику, у которого за спиной нет многолетнего стажа в работе, будет сложно удивить потенциального работодателя своими карьерными достижениями, но, тем не менее, это вовсе не означает, что студенческая жизнь прошла бесследно. Обязательно найдутся поощрения и заслуги перед университетом, а активность в культурной жизни вуза и достижения в профсоюзной сфере также берутся в расчет. Здесь главное – не подчеркнуть свою неопытность, а показать все перспективы, который приобретает начальник при приеме такого амбициозного работника к себе в штат. Резюме придется обыграть, чтобы лишний раз скрасить все недочеты в профессионализме неопытного работника. Если вы не можете самостоятельно справиться с этой творческой работой, можно обратиться к помощи друзей или бывших преподавателей, у которых фантазии, да и опыта будет больше. Грамотно составленное резюме – это половина успеха, так что к этому вопросу важно подойти со всей ответственностью. Когда резюме будет готово, важно прочитать его на предмет выявления орфографических и пунктуационных ошибок, а после проверить лексику, которая также может «хромать». После этого можно преступать к распространению документа, а для этого помнить следующие правила: • Использовать все системы поиска работы подходящей тематики; • Пытаться сотрудничать без посредников с особенно привлекательными предприятиями; • Задействовать местные и профессиональные сайты; • Менять ключевые фразы в поисковике; • Активно использовать расширенный поиск. Здесь важно понять, что не предприятие ожидает твоей заявки на работу, а ты остро нуждаешься в работе, именно поэтому разосланных резюме может быть неограниченное количество. Если со всего перечня организаций тебе ответят хотя бы двое заинтересованных, то это уже считается большой удачей. Визитные карточки, как способ устроиться на работуВсе мы понимаем, что резюме – это рекламный ход, который презентует товар (знания выпускника в нашем случае) с самой благоприятной стороны. Дополнительной «рекламной акцией» могут стать визитные карточки, которые поначалу можно распространить среди друзей, а потом, по возможности, разнести на предприятия. С одной стороны это может показаться смешным и излишне пафосным действием, да приплатить придется за такое удовольствие. Зато с другой стороны работодатель будет иметь твои контакты, а случай позвонить, как правило, возникнет в самый неожиданный момент. Уже доказано, что успешное трудоустройство на 70% — это вопрос случая, а выпускнику всего лишь необходимо оказаться в нужном месте и в нужное время. Так, может, пора заказать визитки и, возможно, уже через несколько дней одна из них попадет в руки нужному человеку, который и станет первым начальником. Мобильный телефон, как способ трудоустройстваКак известно, и на резюме, и на визитной карточке имеется номер контактного телефона, по которому один из заинтересованных работодателей в скором времени обязательно позвонит. Такой звонок будет один единственный, поэтому очень важно его не пропустить. Перезванивать в дальнейшем нет смысла, поскольку «свято место пусто не бывает», а последующий телефонный звонок будет уже адресован следующему более расторопному претенденту на вакантное место. Советуем почитать: Как найти работу после окончания ВУЗа? Именно поэтому во время поиска работы очень важно не выпускать телефон из рук, а в случае звонка соображать молниеносно. Под рукой желательно иметь карандаш и лист бумаги, чтобы записать важную информацию о предстоящем собеседовании, которая может растеряться ввиду повышенной нервозности и неожиданности звонка. Иногда на поиски работы у выпускника уходит не один месяц, поэтому крайне важно начать свои поиски заблаговременно, а не ждать осени, когда штат молодых сотрудников уже набран, и свободные вакансии попросту отсутствуют. Стажировка, как начало успешной карьерыУспешное трудоустройство начинается с собеседования, а после новому работнику назначается стажировка. Ее продолжительность различная, а зависит от устава и порядков конкретной компании. Например, одной организации достаточно один месяц наблюдать за молодым сотрудником, чтобы сделать объективные выводы о его успешности и потенциале; зато другой компании и трех месяцев мало, чтобы понять, чего стоит молодой специалист, и какую пользу он способен принести. Не стоит пугаться этого непростого периода, поскольку работа, действительно доставляющая интерес и удовольствие, сделает его незаметным и быстротечным. Главное – с первого дня проявить себя, продемонстрировав не только знания в теме, но и стержень в характере. Конечно, очень важно найти компромисс с новыми коллегами, но при этом уметь отстоять свою точку зрения. По итогам стажировки станет понятно, останешься ты работать на предприятии или продолжишь поиски работы. В большинстве случаев это становится очевидно через неделю после трудоустройства, а, дойдя до окончания стажировки, можно не сомневаться, что ответ работодателя на главный вопрос будет однозначным: «Принят». Отдельно стоит отметить, что стажировка также должна оплачиваться, однако тариф несколько снижен по сравнению с тарифами остальных сотрудников. Это вполне нормальное явление, а по ее завершению оклад будет уравновешен. Насторожить должна другая ситуация, когда потенциальный начальник предлагает поработать «за просто так», типа «опыт наработать или знаний поднакопить». Не стоит вестись на такие нечистоплотные уловки, поскольку в итоге можно не увидеть своей первой честно заработанной оплаты, да и на работу в конечном итоге не трудоустроиться. Перспективы работы по специальностиСогласно статистике, высокооплачиваемой становится работа не по специальности. Именно поэтому выпускники так часто отказываются от полученной в университете профессии и выбирают высокий, стабильный доход. Таких молодых специалистов можно понять, тем более, на альтруизме и юношеском максимализме сильно не проживешь, но и оставлять специальность тоже неправильно. Если же доход играет в жизни выпускника только второстепенную роль, а желание принести пользу обществу по своей специальности бьет ключом; не стоит сомневаться, а работу искать только соответствующую «корочке» о высшем образовании. Говорить о финансовой стабильности в такой ситуации не приходится, зато при желании и стремлении продвижение по карьерной лестнице обеспечено. Возможно, необходимо просто показать себя и поработать на собственное имя, а уж потом отдыхать на лаврах успеха и гордо хвастаться своей заработной платой. Вывод: Если ты на третьем курсе не начнешь думать о будущем, то и по выпуску поиски работы долгое время будут безрезультатными. Необходимо всегда размышлять о перспективах, а потом в самый неожиданный момент ловить удачу за хвост. Вопросы имеются? Если да, то я с радостью на них отвечу! Теперь, когда ты знаешь, как студенту найти работу по специальности, может самое время всерьез задуматься над этим вопросом? C уважением, команда сайта советстуденту.рф Автор: Анна Кислякова P.S. А перед тем, как вы найдёте себе работу, посмотрите интересный мультфильм о том, как действительно работают деньги. xn--b1aecb4bbudibdie.xn--p1ai
|