|
|
|
|
|
|
|
|
|
Новости Архив новостей2017-09-10 00:00:01 Паломничество к Тульской Голгофе.
Cостоялась паломническая поездка учеников Воскресной школы Преображенского храма г. Донского к Тульской Голгофе в Тесницком лесу.
2017-09-03 00:00:01
Особый детский праздник
В первое воскресенье сентября в Свято-Ильинском храме села Ильинка Новомосковского района прошла детская православная викторина, посвященная началу нового учебного года.
2017-09-01 00:00:01
«Волнительный и важный день».
День знаний прошел в Куркинском районе в школе поселка Самарский. Торжественная линейка в этой школе похожа на большой семейный праздник. Радость озаряла лица пришедших в родные стены ребят, педагогов, родителей. Почетными гостями Праздника стали: заместитель главы администрации МО Куркинский район Жувага Тамара Вячеславовна, глава МО Самарское Никифорова Светлана Александровна, настоятель храма Николая Чудотворца в селе Орловка иерей Алексий Дудин.
Подать записку | Максимова Анна Николаевна, методист МКУ
«Информационно - методический
центр», г. Новомосковск
ВЛИЯНИЕ ПРАВОСЛАВНЫХ ДОБРОДЕТЕЛЕЙ НА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ВЫБОР ПЕДАГОГА
Обращение к опыту православной педагогики в настоящее время, когда идет поиск путей духовного возрождения России, особенно актуально. Общество остро нуждается в социально-педагогических моделях, обеспечивающих духовно-нравственные основы жизни человека, что связано, в первую очередь с осмыслением личностной позиции самого педагога.[1]
Именно в недрах православной культуры формировались, оттачивались и передавались из поколения в поколение высшие духовные ценности русского народа: добродетель, соборность, благочестие, бескорыстие, совестливость, трудолюбие, милосердие, справедливость, честь, достоинство, любовь к ближнему, земле, дому, Родине. В этой связи позиция российского образования специфична: исторически сложилось так, что она сводится к выделению в качестве высшего стремления постижение мудрости, благодаря чему приоритетным остается поиск смысла жизни, а не только рациональное познание. Вот почему традиционно личность самого учителя играет важную и определяющую роль. Являясь, прежде всего, профессионалом, творцом педагогического процесса, носителем профессиональной культуры, именно он определяет содержание образования, адаптируя применительно к определённым условиям, возрастным и психофизическим особенностям обучающихся.[2] Более того, учитель определяет педагогические технологии, конкретизирующие процесс обучения и повышающие его эффективность. Наконец, учитель направляет и руководит деятельностью всего коллектива учащихся в процессе не только обучения, но и воспитания, т.е. чем выше профессионализм педагога, тем выше будет качество образования.
При этом профессионализм традиционно трактуется как качество, свидетельствующее о высоком уровне владения умениями, необходимыми при выполнении какой-либо работы; качественная характеристика специалиста (квалификация высокого уровня). Действительно, наличие теоретических знаний у учителя – необходимое условие его профессионализма, без специальных знаний учитель не сможет обучать детей. Однако даже глубокие знания теории обучения в научно-предметной области без умений и навыков применения их на практике не могут обеспечить положительный результат. В этом случае нельзя говорить о наличии педагогического профессионализма. Только сочетание теоретических знаний с умениями и навыками применения их в практике характеризует необходимый педагогический профессионализм.
Не следует забывать, что на профессионализм учителя влияют его личностные качества: чтобы формировать ценностное сознание учащихся, необходимо самому быть нравственным человеком. Культура общения педагога с воспитанниками имеет колоссальное значение не только в воспитательной работе, но и в освоении учебных дисциплин, предметов. [3]Кроме того, в формировании познавательного интереса к предмету немаловажную роль играет поведение учителя, его отношение к учащимся. Вот почему учитель должен знать основы этики и руководствоваться нормами морали не только в профессиональной деятельности, но и в обычной жизни.
В этом смысле православные ценности являются важным ориентиром в процессе формирования моральных качеств личности, а православная педагогика является особым средством определения технологий образовательной деятельности.
Призвание учителя раскрывается только в контексте понимания значения этой профессии и смысла жизни каждого человека: учительский труд при этом можно отождествить с православным служением. Труд учителя направлен на духовно-нравственное развитие детей, то есть на пробуждение наиболее «возвышенного» в человеке, на открытие в душе ребенка образа Божия, что вернее всего содействует истинному благу людей. В пределах школы учителю вверяются важные полномочия: ему передается родительская власть, он учит и воспитывает детей, ограничивает и поощряет, наказывает и награждает, руководит ими, т.е. «дает пищу уму и сердцу».
Осознавая, что педагог имеет дело с детьми открытыми и незащищенными (слабыми, неопытными, мало знающими), можно сделать вывод о колоссальном доверии к носителю высокого звания «учитель». Сколь же велика ответственность того, кто принимает на себя обязанности образования и воспитания детей! В детях – будущее семьи и общества. Посеянное в детстве с годами взойдет и даст плод. Каков он будет? Из детей вырастут отцы и матери, и то, что было воспринято ими в детстве, отзовется в их взрослой жизни. Доброта, трудолюбие, спокойствие, трезвость, общее благосостояние – все это следствия «доброго» воспитания; на формирование этих качеств влияет непосредственно учитель, добросовестно и умело выполняя свои обязанности.
Каждый, кто посвятил себя педагогическому служению, прежде всего, должен понять, имеет ли он призвание к такого рода деятельности. Апостол Павел вопрошает: «Все ли учители?» (1Кор. 12, 29). Другой предостерегает непризванных: «Немногие делайтесь учителями» (Иак. 3, 1).[4] Из этого следует, что иметь призвание – значит быть призванным. Кто нас призывает и к чему? На этот вопрос можно ответить словами Софьи Сергеевны Куломзиной, известного православного педагога, профессора Свято-Владимирской духовной семинарии: «Если общение с детьми, участие в их росте и развитии духовно обогащает вас, если вы чувствуете, что в этом общении сами растете, делаетесь все более самим собой, - вы можете быть уверены, что у вас призвание педагога».
На призвание учителя следует смотреть, как на дар. Обнаруживается он в способности просто и вразумительно рассказывать, с теплотою и сердечностью руководить другими. Верным признаком дара учительства служат искренняя любовь к детям, любовь к учительскому труду и, особенно, радость и духовное наслаждение, которые испытывает учитель в своей деятельности. Не имеющий призвания, но взявшийся за учительство только потому, что ему некуда было деваться или не нашлось более выгодного занятия, при этом он становится мучеником, а для детей – мучителем. Он вечно всем недоволен, его тяготит скромная доля учителя, ему надоедают дети, к которым у него нет любви, учительство не приносит ему радости, он постоянно занят мыслью подыскать профессию «повыгоднее» и, не находя ее, считает себя жертвою, хотя на самом деле жертвой является школа.
Считая свое занятие временным, недовольный учитель не заботится о профессиональном совершенствовании, ему не понять высокой важности своего дела, он охотно тратит время вне школы на развлечения и удовольствия и заботится более о своем спокойствии, чем о благе доверенных ему учеников. Такой педагог обучает плохо, еще хуже у него дело обстоит с воспитанием, т.к. между педагогом и воспитанниками нет никакой духовной связи.
Учительское звание не обещает ни выгоды, ни удобства. При невеликом вознаграждении учительство требует самоотвержения: учитель не принадлежит себе. Не только свое время, но и все силы, всю энергию, свои способности, всего себя он посвящает детям, работе, школе. Сам характер деятельности требует от учителя неистощимого терпения. Русский православный педагог Сергей Александрович Рачинский[5] сказал об этом так: «Нужен личный подвиг, бесконечно тяжкий, до смешного скромный – и потому великий». Учитель, имеющий призвание, сумеет преодолеть все трудности и будет вознагражден любовью детей, уважением и сердечным расположением родителей.
Главным является то, что учитель должен верить в себя и в свое призвание, а эта вера парадоксальным образом требует глубокого смирения: только смирение приносит «мир душевный». Вы не преувеличиваете свои способности, не считаете себя гением; вы считаете естественным, что нравитесь не всем ученикам, что даже лучшие ваши уроки захватывают не весь класс. Христианское смирение помогает чрезмерно не расстраиваться из-за случайных педагогических неудач. Учитель должен знать как свои таланты, так и свои недостатки. Одни учителя – прекрасные рассказчики и умеют приковать внимание всего класса; другие, напротив, умеют пробуждать детскую энергию и одарены особой наблюдательностью к способностям детей. Одни превосходно объясняют самые сложные вещи, другие – неплохие художники или музыканты. Учитель должен хорошо знать, на что он способен, и как эти способности лучше использовать.
Важнее всего для педагога – умение любить детей. Однако необходимо уяснить, что мы понимаем под любовью. Вряд ли любит детей тот, кто называет их всего лишь внешне «очаровашками» или «ангелочками», или тот, кто относится ко всем детям одинаково. Апостол Павел говорил: «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит» (1 Кор. 13, 4-8).[6] Несомненно то, что именно такая любовь преображает учителя, обогащает его жизнь, и он перестает быть «медью звенящей и кимвалом звучащим»: вот почему важное для учителя качество – его интерес к жизни, его увлечения и любознательность, если учитель по-настоящему любит детей, то растет как личность.
Влияние учителя на учеников определяется, прежде всего, его личностными качествами, примером его собственного «я». Задатки хорошего учителя есть у того, чья вера, пусть несовершенная, но искренна и неподдельна, кто отличается широким кругозором, живой заинтересованностью, смирением, любовью и добросовестностью.
Наставник обычно гораздо сильнее действует на ребенка безмолвным примером своих дел, чем словами и дискуссиями. Учитель имеет большое влияние на личность ребенка, но влияние это сложнее и тоньше, чем нам обычно представляется. Более всего учитель воспитывает не методами и приемами, а самой своей личностью, и происходит это иногда интуитивно и бессознательно: и педагог, и воспитанник могут не осознавать, насколько глубоко личностные черты учителя оставляют свой след при выборе линий поведения у учащихся. И при этом влияние оказывает не то, к чему мы призываем, а то, что мы на самом деле есть: наши вкусы, привычки, оценки и многое другое. В школе невозможно никакое педагогическое притворство: наши промахи и пороки повторяются в наших учениках – об этом нам, педагогам, надо помнить.
Учитель должен правильно оценивать свои достоинства и недостатки, учитывать первые и бороться со вторыми; верить в себя и в свое призвание и при этом проявлять глубокое смирение перед великой глубиной и тайной личности ученика.
Список литературы:
Шестун, Евгений. Православная педагогика / Протоиерей Евгений Шестун. — М. :Про-Пресс, 2001. — 576 с.
Троицкий, В. Ю. Национальные духовные традиции и будущее образования / В. Ю. Троицкий // Педагогика. — 1998. — № 2. — С. 3 – 7.
Шеховская, Н. Л. Духовность нравственного воспитания в русской философско-педагогической мысли (вторая половина XIX - первая половина XX вв.) : Монография / Н. Л. Шеховская. — Белгород : ОАО «Белгородская областная типография», 2006. — 352 с.
Новый Завет. Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла. – М., 2015.
[1] Шестун, Евгений. Православная педагогика. /Протоиерей Евгений Шестун.—М.:Про-Пресс,2001.—576 с.
[2] Троицкий В.Ю. Национальные духовные традиции и будущее образования //Педагогика.—1998.—№2.—С. 3-7
[3] Шеховская, Н. Л. Духовность нравственного воспитания в русской философско-педагогической мысли (вторая половина XIX - первая половина XX вв.) / Шеховская, Н.Л. Духовность нравственного воспитания в русской философско-педагогической мысли (вторая половина XIX - первая половина XX вв.) : Монография..— Белгород: ОАО «Белгородская областная типография», 2006. — 352 с.
[4] Новый Завет. Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла
[5]В советское время педагогическая наука даже не упоминала его имени. Только в последние годы восстанавливается историческая справедливость. Дворянин Рачинский, оставив службу профессора ботаники в Московском университете, положил всё своё состояние и силы на создание в родном имении Татево и окрестных сёлах церковноприходских школ для крестьянских детей.
[6] Новый Завет. Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла
|