|
|
|
|
|
|
|
|
|
Программа инженерно-геологических изысканий. Образец инженерно геологические изысканияТехническое задание на производство инженерно-геологических изысканий для строительства зданий и сооружений (рекомендуемая форма)ФОРМЫ ТЕХНИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ НА ПРОИЗВОДСТВО ИНЖЕНЕРНО-ГЕОЛОГИЧЕСКИХ ИЗЫСКАНИЙ ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ НА ПРОИЗВОДСТВО ИНЖЕНЕРНО-ГЕОЛОГИЧЕСКИХ ИЗЫСКАНИЙ ДЛЯ СТРОИТЕЛЬСТВА ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ 1. Объект и адрес ____________________________________________ 2. Заказчик __________________________________________________ 3. Стадия проектирования _____________________________________ 4. Серия здания (по типовому или индивидуальному проекту) ____ 5. Уровень ответственности здания ____________________________ 6. Габариты здания в плане и полезная площадь ________________ 7. Количество и высота этажей ________________________________ 8. Наличие подвала, его назначение и заглубление от поверхности земли ________________________________________________ 9. Конструкция здания: а) основные несущие конструкции (каркас, панели, кирпичные стены) __________________________________________________________; б) ограждающие конструкции (панели, кирпичные стены) _________ 10. Предполагаемый тип фундаментов ___________________________ 11. Нагрузки (на погонный метр ленточного фундамента, на отдельную опору, на 1 кв. м плиты) _______________________________ 12. Планировочные отметки (ориентировочно) ___________________ 13. Предельные значения средних осадок фундаментов ___________ 14. Особые требования к изысканиям ___________________________ __________________________________________________________________ 15. Геотехническая категория объекта _________________________ Заказчик _____________________________________________________ "___" _________ 200_ г.Разработка программы инженерно геологических изысканий в МосквеКомпания «ЭкоЭксперт» оказывает услуги по подготовке программы инженерно-геологических изысканий. Она представляет собой основной документ для проведения инженерно-геологических изысканий, внутреннего контроля качества работы, приемки готовых материалов исследований, экспертизы технического отчета. В ней содержатся задачи, которые стоят перед специалистами, состав работ, их объем, методика проведения исследований, технология, этапы, чтобы результат был полным и достоверным, процесс – организован эффективно, а изыскания завершились в сроки, указанные в договоре. Программа также может содержать расчет потребности в количестве специалистов и материальных ресурсах. Документ согласовывается с заказчиком работ. Отметим, что если инженерно-геологические изыскания проводятся для строительства отдельного здания, объекта второго или третьего класса ответственности, то вместо программы можно использовать предписание. Содержание программы инженерно-геологических изысканийОсновные разделы программы следующие:
Приложение к программе – это копия техзадания. Вот образец программы инженерно-геологических изысканий с наименованиями разделов:
Для чего нужна программа инженерно-геологических изысканийПрограмма инженерно-геологических изысканий позволит предупредить возможные недопонимания между заказчиком и исполнителем работ, четко определить предстоящие мероприятия и провести их с соблюдением техники безопасности и минимизацией вреда для окружающей природы. Программа – это алгоритм действий исполнителя. В соответствии с ней, заказчик сможет оперативно проанализировать фактический объем работ и выявить недостатки (при наличии). Звоните в ООО «ЭкоЭксперт» и заказывайте программу инженерно-геологических изысканий: выполним оперативно и детально! xn--80anccgcwd3a3hra8a.xn--p1ai Методические указания «Методические указания по инженерно-геологическим изысканиям автомобильных дорог и сооружений на них»СОЮЗДОРПРОЕКТ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ИНЖЕНЕРНО-ГЕОЛОГИЧЕСКИМ ИЗЫСКАНИЯМ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ И СООРУЖЕНИЙ НА НИХ Москва 1992 СОЮЗДОРПРОЕКТ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ИНЖЕНЕРНО-ГЕОЛОГИЧЕСКИМ ИЗЫСКАНИЯМ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ И СООРУЖЕНИЙ НА НИХ
Утверждено для практического применения директором института «Союздорпроект» Ю.В. Постовым 25.09.1992 г.
ВВЕДЕНИЕ Методические указания рассматривают методику инженерно-геологических изысканий в условиях II - V климатических зон. В «Указаниях» дается методика, состав и объемы работ для получения исходных данных проектирования земляного полотна автомобильных дорог, малых искусственных сооружений, путепроводов, зданий эксплуатационной службы и временных сооружений для строительства дорог с учетом многолетнего опыта изысканий, проектирования и эксплуатации построенных дорожных сооружений. «Указания» детализируют и уточняют состав и объем работ, а также нормируют те работы, которые не предусмотрены СНиП 1.02.07-87. Инженерно-геологические изыскания в 1-й климатической зоне (зоне распространения вечной мерзлоты), работы на больших и средних мостовых переходах, а также работы по поискам и разведке месторождений строительных материалов в «Указаниях» не рассматриваются. По последним даются лишь общие рекомендации. «Методические указания» разработаны инженером Смирновым В.С. и главным специалистом технического отдела Союздорпроекта Филипповым В.Е. взамен выпущенных Союздорпроектом в 1979 году «Методических указаний по инженерно-геологическим изысканиям автомобильных дорог». Союздорпроект просит сообщить о всех замечаниях и предложениях, возникающих при использовании «Методических указаний», по адресу: 113035, Москва, Софийская наб., 34. 1.1. Инженерно-геологические изыскания наряду с геодезическими и гидрометеорологическими работами являются основным видом изысканий, выполняемых для строительства автомобильных дорог. Задачей инженерно-геологических изысканий является: а) совместно с экономическими, геодезическими, гидрологическими и природоохранными изысканиями обосновать правильный выбор трассы проектируемой дороги; б) собрать исходные данные для проектирования автомобильной дороги и выявить условия ее строительства и эксплуатации в той части, в какой они определяются природными факторами района строительства (климат, рельеф, геологическое строение, гидрогеологические условия, почвы и грунты, современные физико-геологические процессы). 1.2. В состав работ, выполняемых при инженерно-геологических изысканиях, входит: - сбор и обобщение данных о природных условиях района изысканий и материалов изысканий прошлых лет; - инженерно-геологическая съемка с применением аэрометодов; - горно-буровые работы; - отбор проб грунтов и воды и определение их свойств полевыми и лабораторными методами; - полевые опытные работы по определению физико-механических свойств грунтов, определение сопротивления грунтов сдвигу, пенетрации, испытания штампом и т.д.; - геофизические исследования; - стационарные наблюдения; - камеральная обработка и составление отчетных материалов. 1.3. Объем и характер инженерно-геологических изысканий зависит от сложности и степени изученности природных условий района, а также от стадии проектно-изыскательских работ /технико-экономическое обоснование (ТЭО), проект (П), рабочая документация (р.д.), рабочий проект (р.п.)/. При выполнении изысканий следует учитывать требования СНиП 1.02.07-87 (инженерные изыскания для строительства). 1.4. Инженерно-геологические изыскания на предпроектной стадии (ТЭО) имеют целью собрать основные данные, характеризующие природные условия района изысканий в объеме, достаточном для оценки намеченных вариантов трассы и выбора основного направления. Изучение природных условий осуществляется путем ознакомления с имеющимися литературными и фондовыми материалами и материалами изысканий прошлых лет, материалами аэрофотосъемки и космосъемки, инженерно-геологического дешифрирования с осмотром в натуре трассы и выполнения наземных изысканий на ключевых (эталонных) участках и отдельных сложных местах. 1.5. Инженерно-геологические изыскания для составления проекта (П) выполняются на основе подробных изысканий и заключаются в детальном изучении природной обстановки района проложения трассы по выбранному направлению и конкурирующим вариантам в объеме, достаточном для проектирования земляного полотна, дорожной одежды и дорожных сооружений. 1.6. Инженерно-геологические работы при рабочем проектировании для РД и РП выполняются: а) на участках трассы, где по тем или иным причинам намечаются изменения ее местоположения или инженерно-геологические работы не выполнялись; б) в местах индивидуального проектирования (оползни, осыпи, слабые грунты и др.), а также в районах с особыми природными условиями (места с наличием просадочных грунтов, карста подвижных песков и др.) с целью уточнения данных, полученных в результате произведенных ранее изысканий; в) в местах устройства дорожных сооружений, в случаях изменения их схемы, смещения сооружений в плане, а также в сложных случаях для уточнения отметок заложения и условий фундирования опор мостов, труб, гражданских зданий и по трассам отдельных инженерных сооружений (подпорные и одевающие стенки), регуляционные сооружения, разного вида дренажные устройства, коммуникации и т.п. В местах проектирования искусственных сооружений производятся опытные испытания грунтов; г) при поисках и разведке месторождений строительных материалов и сосредоточенных резервов грунта в случаях невозможности использования ранее разведанных месторождений или изменения в потребных объемах добычи. 2.1. Основными методами изучения инженерно-геологических условий района проложения трассы и отдельных сложных мест при изысканиях автомобильных дорог являются: инженерно-геологическая рекогносцировка, инженерно-геологическая съемка и инженерно-геологическая разведка. Инженерно-геологическая рекогносцировка производится для контроля, уточнения и дополнения собранных материалов изысканий прошлых лет. При ней устанавливаются и получают сравнительную оценку общих инженерно-геологических условий изучаемой территории для составления программы изысканий в случае отсутствия или недостаточности для этих целей материалов изысканий прошлых лет. Устанавливаются места распространения и характер развития неблагоприятных физико-геологических процессов. Выявляются изменения инженерно-геологических условий во времени, характер и причины деформаций зданий и сооружений. При рекогносцировке проводятся маршрутные наблюдения и при необходимости - дешифрирование имеющихся аэрокосмоматериалов, аэровизуальных наблюдений, геофизические исследования, проходка отдельных горных выработок, отбор образцов грунтов, проб подземных вод и их лабораторные исследования. 2.2. Инженерно-геологическая съемка при изысканиях автомобильных дорог - это полевое изучение, описание и нанесение на план или карту инженерно-геологических условий местности существенных для проектирования, строительства и эксплуатации будущей дороги. Такое изучение производится по возможным вариантам трассы на полосе варьирования, в границах которой намечается размещение проектируемых сооружений и осуществление необходимых мероприятий для обеспечения их нормальной работы. Изучение производится, в основном, по визуальным признакам с производством некоторого количества полевых и лабораторных испытаний грунтов. В задачи инженерно-геологической съемки входят: а) изучение геологического строения, гидрогеологических условий, определение литологических особенностей и границ распространения различных типов грунтов поверхностных отложений и коренных пород; б) изучение грунтов с точки зрения использования их в качестве основания земляного полотна и фундаментов проектируемых сооружений, как материала для возведения земляного полотна и дорожной одежды; в) изучение современных физико-геологических процессов и их влияния на выбор оптимального варианта трассы; г) выявление перспективных районов для поисков месторождений строительных материалов и резервов грунта для устройства насыпи. При наличии геологических карт дочетвертичных и четвертичных отложений того же или более крупного масштаба тектоника и стратиграфия не изучаются. 2.3. Особенность инженерно-геологической съемки, отличающей ее от других полевых методов исследований, состоит в пространственном отображении, т.е. картировании элементов, изучаемых природных условий. Топографической основой для проведения инженерно-геологических съемок и составления карт служат топографические карты, планы, аэрофотоснимки, фотопланы, фотосхемы. Если таковые отсутствуют, то в качестве основы может служить план глазомерной съемки, составляемой геологом в процессе съемочных работ. Геологической основой инженерно-геологической съемки служит геологическая карта и карта четвертичных отложений. 2.4. Инженерно-геологические карты при изысканиях автомобильных дорог составляются: 1. При разработке ТЭО. 2. При подробных изысканиях в горной местности. 3. При обследовании мест индивидуального проектирования. 4. Для средних и больших мостовых переходов. 5. Для сложных по геологическим условиям площадок гражданских зданий и мест устройства путепроводов. Составляемые инженерно-геологические карты являются специализированными картами, на которых отражаются лишь существенные для проектирования дороги и линейных сооружений особенности природной обстановки. Карты не должны содержать данных, не нужных проектировщику для решения тех или иных задач. Карты должны отражать инженерно-геологические условия на необходимую для проектирования глубину, быть легко читаемыми и понятными для проектировщиков. Инженерно-геологические карты наравне с топографическими являются одним из основных обосновывающих трассу документов. На инженерно-геологических картах должны найти отражение: 1. Состав, мощность и контуры поверхностных отложений, глубина залегания коренных пород. 2. Глубина залегания грунтовых вод. 3. Современные физико-геологические процессы и устойчивость горных пород. 4. Границы однотипных для проектирования строительства и службы эксплуатации дороги инженерно-геологических районов (участков). В каждом отдельном случае инженерно-геологическая карта может быть дополнена теми или иными данными в зависимости от конкретной обстановки и характера объекта. В сложных условиях в дополнение к инженерно-геологической карте прилагаются геологическая и геоморфологическая карты. В зависимости от стадии проектирования, особенностей геологического строения и длины трассы могут составляться карты инженерно-геологического районирования или карты инженерно-геологических условий. Последние составляются для небольших по протяжению участков (оползни, карсты, мостовые переходы и т.п.) или же при частой смене литологических разностей и пестроте инженерных геологических условий, что имеет место в горных районах. На картах инженерно-геологического районирования показываются таксономические единицы «районы» в пределах площади съемки, однородные в инженерно-геологическом отношении применительно к строительству дорог, как правило, приуроченные к определенному геоморфологическому элементу местности. На картах инженерно-геологических условий показывает в условных обозначениях литологический состав пород, гидрогеологические условия, современные физико-геологические процессы, строительные свойства грунтов. На предпроектной стадии, при разработке ТЭО, инженерно-геологические карты составляются на основе уже имеющихся топографических, геологических карт и данных аэрофотосъемки с производством инженерно-геологического дешифрирования. Перед началом работ производят камеральное дешифрирование аэроснимков с использованием архивной литературы и фондовых материалов по району работ. Камеральное дешифрирование сопровождается аэровизуальными наблюдениями с полевым выборочным дешифрированием на отдельных, типичных для данного района ключевых участках. Карты для ТЭО составляют в масштабе 1:10000 - 1:50000 в зависимости от протяженности объекта и характера ТЭО. При подробных изысканиях (или при подробном ТЭО с выносом трассы в натуру) для горных участков или участков со сложными инженерно-геологическими условиями производят крупномасштабную, не мельче 1:10000, съемку притрассовой полосы (на ширину не менее 200 м). Работы по крупномасштабной инженерно-геологической съемке производят в следующей последовательности: Подготовительные работы а) Получение задания от ГИПа с перечнем объектов, для которых требуется съемка и вариантов трассы, которые должны быть изучены. б) Составление программы работ. в) Получение имеющихся материалов изысканий прошлых лет, литературных и фондовых материалов. Предварительное дешифрирование аэрофотоснимков. Аэровизуальные наблюдения, составление предварительной инженерно-геологической карты. Полевые работы Инженерно-геологическая крупномасштабная съемка производится вместе с трассировочными работами несколько опережая их. При съемке и составлении инженерно-геологической карты используют выработки, закладываемые по трассе для составления грунтового профиля и поперечных геолого-литологических разрезов. К ним добавляют данные по точкам наблюдения (естественным обнажениям и выработкам), количество которых не должно быть менее, чем это указано в тб. 178 Сборника цен, изд. 1982 года. Масштабы инженерно-геологической съемки Таблица 1
х) Обычный масштаб аэроснимков хх) Обосновывается при необходимости сложностью инженерно-геологических условий Ширина полосы съемки зависит от расположения возможных вариантов трассы. При удалении вариантов на расстояние более 0,5 км съемка производится по каждому варианту отдельно. Для трассы ширина съемки должна быть не менее 200 м (по 100 м в сторону от оси проектируемой дороги). В местах индивидуального проектирования эта полоса может быть расширена. На постовых переходах съемка захватывает 300 м вверх и 200 м вниз от оси перехода. Масштаб съемки притрассовой полосы принимают от 1:2000 до 1:10000, как правило, 1:2000. Съемка заканчивается и окончательно уточняется после проложения пикетажа (теодолитного хода), составляемые инженерно-геологические крупномасштабные карты используют при разработке проекта дороги в случаях камеральной сдвижки трассы, проектировании защитных сооружений, водоотводных канав и т.п. Эти карты является одним из основных обосновывающих проект документов. В горных районах, где наблюдаются селевые явления и лавинообразование, составляются карты более мелкомасштабные - 1:25000, 1:5000, которые должны осветить селевые бассейны, места снегосборов, пути схода лавин и зоны транзита селей. Все записи при инженерно-геологической съемке делают в журнале из миллиметровой бумаги (можно использовать обычную пикетажную книжку). На левой стороне журнала делают необходимые плановые зарисовки, наносят в принятом масштабе границы литологических разностей, отражают современные физико-геологические процессы. На правой стороне журнала помещают текстовое описание участка трассы с зарисовками в горной местности характерных поперечных профилей (разрезов). Все точки наблюдения заносят в журнал и нумеруют в единой системе. Описание, относящееся к данной точке наблюдения, также делают на правой стороне журнала. При ориентировке на местности используют детали, отмеченные на топоснове. Точки наблюдения привязывают к пикетажу или станциям теодолитного хода; для привязки могут быть также использованы опознавательные знаки на аэроснимках. Записи и плановые зарисовки из полевого дневника переносят на топоснову, аэрофотоснимки или глазомерную карту, составляют экземпляр полевой карты. Данные инженерно-геологической съемки при необходимости передаются геологом начальнику изыскательской партии в процессе полевых работ еще до составления инженерно-геологической карты. Геологические наблюдения Прежде всего, следует изучить наиболее характерные естественные обнажения, дающие представление о геологическом строении местности. При этом изучают стратиграфическую последовательность состава пород, мощность отдельных слоев, характер контактов между ними, фациальную изменчивость. Для выполнения геологических наблюдений при необходимости делают специальные маршруты, прокладывая их по возможности в крест простирания слоев с пересечением наиболее характерных геоморфологических элементов. При описании обнажений следует точно показать их положение на карте или схеме. При описании отмечают положение в рельефе, размер, тип обнажения. Необходимо устанавливать абсолютную или относительную высотную отметку обнажений. Для этого в полевом журнале рисуют схематичные профили, на которых показывают обнажения над трассой или уровнем воды в реке, дном оврага и т.п. При описании необходимо производить зарисовку и желательно фотографирование обнажений. Описание производится в соответствии с указаниями по полевой документации при инженерно-геологических изысканиях автомобильных дорог (с.д.п. 1971 г.). Геоморфологические наблюдения Геоморфологические наблюдения производят с целью выявления и оконтурирования различных элементов рельефа. По каждому элементу рельефа устанавливают его гипсометрическое положение, генезис и возраст, размеры, характер поверхности, связь элементов рельефа со слагающими его породами и современными физико-геологическими процессами; устанавливают влияние рельефа на условия увлажнения грунтов. Геоморфологические наблюдения способствуют выделению участков с однотипными инженерно-геологическими условиями, границы которых обычно совпадают с границами выделенного геоморфологического элемента. Кроме крупных форм рельефа подробно описывают микрорельеф (впадины, блюдца, взбугрения, конуса выносов, карстовые воронки, трещины, микрорельеф и др.). Устанавливают положение мест обнаружения грунтовых вод по рельефу и высоту их по отношению к уровню ближайшего водоема (реки, озера). Выясняется связь подземных вод с теми или иными породами, описывают свойства воды, цвет, температуру, запах, заменяют дебит источников. В выработках и колодцах заменяют уровень воды от поверхности земли. По опросным данным отмечают его колебания в течение года и по отдельным годам. Образец оформления инженерно-геологической карты дан в «Образцах оформления геологических документов» (Союздорпроект, 1991 г.). Предлагаемые формы могут быть в зависимости от конкретных условий изменены и дополнены. Например, вторую от поверхности породу при ее малой мощности и необходимости показать разрез более глубоко, удобнее показывать не цветом, а врезками, на которых отразить 2 - 3 слоя. В основу выделения однородных по инженерно-геологическим условиям участков могут быть положены не только геоморфологические признаки (что в большинстве случаев является наиболее правильным), но и другие - например, литология или в однородных условиях рельефа - степень благоприятности для строительства. Как правило, рельеф изображают на карте горизонталями. Карты могут дополняться характерными геолого-литологическими разрезами. Инженерно-геологические карты используются при проектировании и прикладываются к общей пояснительной записке, составляемой при разработке ТЭО и проекта, а также в особо сложных случаях - к индивидуальным проектам земляного полотна и проектам мостовых переходов. При описании отмечаются границы форм рельефа. Привязка производится к пикетажу, станциям теодолитного хода, характерным местам, перегибам в рельефе, обнажениям и т.п. При описании составляют характерные для той или иной формы рельефа профили и делают необходимые зарисовки. При геоморфологическом описании речных долин отмечают ориентировку долины, форму поперечного сечения, ширину по дну и на уровне коренных берегов, форму склонов, их крутизну, характер нарушения устойчивости, расчлененность эрозионными процессами, наличие на склонах перегибов, характер русла реки, наличие боковой и глубинной эрозии, наличие стариц речных террас, их форму, размеры, высоту над руслом реки. При картировании речных террас отмечают порядковый номер террасы, абсолютную отметку ее уровня, превышение над руслом реки, ширину и протяженность, угол и направление наклона поверхности, геологическое строение. Гидрогеологические наблюдения Особое внимание при выполнении линейных инженерно-геологических обследований уделяется выявлению грунтовых вод и установлению их расчетного уровня, на основании которого определяется руководящая отметка бровки земляного полотна проектируемой дороги. Возможные колебания уровня грунтовых вод могут быть установлены по данным наблюдений стационарных гидрорежимных станций, а также по данным опроса местного населения о колебаниях уровня воды в существующих files.stroyinf.ru
|