7. Системный подход в логистике, принципы системного подхода. 7 правил логистики


7 R-s - 7 правил логистики:

1. Продукт должен быть необходим потребителю

2. Продукт должен быть соответствующего качества

3. Продукт должен быть в необходимом количестве

4. Продукт должен быть доставлен в нужное время

5. Продукт должен быть доставлен в нужное место

6. Продукт должен быть доставлен с минимальными затратами

7. Продукт должен быть доставлен конкретному потребителю

Это достигается двумя основными путями:

  1. своевременным поступлением на предприятие средств в объеме, необходимом для финансирования дальнейшей его деятельности;

  2. обеспечением эффективного расходования средств, приносящего прибыль и согласованного с миссией предприятия.

Финансовая логистика - это раздел логистики, в котором изучается оптимизация финансовых потоков, направляемых на приобретение ресурсов и получаемых предприятиями от покупателей книжной продукции и партнеров по движению продукции в логистической цепи.

Продавая товары или услуги, предприятие получает выручку, которая идет на покрытие затрат, оплату налогов. Оставшаяся часть образует прибыль (или убыток, если выручки не хватило на указанные платежи) предприятия. Прибыль предприятия используется на различные цели. В отдельные моменты жизни предприятия возникает необходимость в привлечении для обеспечения его деятельности заемных средств.

Оптимизация финансовых потоков складывается из управления стадиями логистического финансового цикла:

  • закупочной,

  • производственной,

  • распределительной деятельностью.

Существует три основных способа максимизации денежных потоков, получаемых в конце логистического цикла их движения, т.е. в результате продажи произведенных товаров и услуг:

  1. Увеличение разности между выручкой от продажи товаров (услуг) и затратами.

  2. Ускорение движения денежных средств.

  3. Устранение ненужных расходов, потерь и порчи товаров.

2.Кругооборот средств на предприятии. Логистический финансовый цикл.

Операционный цикл представляет собой период полного оборота всей суммы оборотных активов, в процессе которого происходит смена отдельных их видов. Он характеризует промежуток времени между приобретением производственных запасов и получением денежных средств от реализации, произведенной из них продукции.

На первой стадии денежные активы (включая их эквиваленты в форме краткосрочных финансовых инвестиций) используются для приобретения сырья и материалов.

На второй стадии входящие запасы материальных оборотных активов в результате непосредственной производственной деятельности превращаются в запасы готовой продукции.

На третьей стадии запасы готовой продукции реализуются потребителям и до наступления их оплаты преобразуются в текущую дебиторскую задолженность.

На четвертой стадии инкассированная (т.е. оплаченная) текущая дебиторская задолженность вновь преобразуется в денежные активы (часть которых до их производственного востребования может храниться в форме высоколиквидных краткосрочных финансовых инвестиций).

Производственный цикл предприятия характеризует период полного оборота материальных элементов оборотных активов, используемых для обслуживания производственного процесса, начиная с момента поступления сырья, материалов и полуфабрикатов на предприятие и заканчивая моментом отгрузки изготовленной из них готовой продукции покупателям.

Финансовый цикл (цикл денежного оборота) предприятия представляет собой период времени между началом оплаты поставщикам полученных от них сырья и материалов (погашением кредиторской задолженности) и началом поступления денежных средств от покупателей за поставленную им продукцию (погашением дебиторской задолженности).

studfiles.net

5. Основные правила логистики.

Выделяют семь правил логистики:

1. Продукт должен быть необходим потребителю.

2. Продукт должен быть соответствующего качества.

3. Продукт должен быть в необходимом количестве.

4. Продукт должен быть доставлен в нужное время.

5. Продукт должен быть доставлен в нужное место.

6. Продукт должен быть доставлен с минимальными затратами.

7. Продукт должен быть доставлен конкретному потребителю.

В общем виде цель любой логистической системы состоит в удовлетворении требований потребителей и описывается семью параметрами: покупатель, товар, качество товара, количество товара, время доставки, место доставки, затраты.

Цель логистической деятельности получила название правило «семи Н» (в английском варианте - «seven R-s»), которое гласит: обеспечение нашего потребителя нужным ему товаром в необходимом количестве с необходимым качеством в нужном месте в нужное время с наилучшими затратами.

Это правило должно выполняться на всех стадиях движения товаров, начиная с закупок сырья и далее по цепочке: изготовление товаров, распределение, продажа конечному потребителю. Лишь в этом случае обеспечиваются требуемые параметры качества товаров (услуг) на их конечной стадии - потребления.

6. Сущность логистического управления.

Логистическое управление обеспечивает настройку и улучшение процессов с ориентацией на потребителя, оптимизирует их и сводит к минимуму контрольные операции.

Главной особенностью логистического управления выставляется процессный подход, поэтому ключевыми понятиями в логистике являются потоки и процессы.

Выделения потоков и управления ими, организация непрерывного их протекания и эффективного мониторинга для достижения поставленной цели представляют собой содержания управления потоками.

Движения потоков в логистике описываются с помощью процессного подхода.

7. Понятие и виды материальных потоков и их классификация

Материальный поток - совокупность каких-либо объектов одинаковых или разных по своим параметрам, которые воспринимаются как единое целое, находятся в процессе движения на определённом участке пространства в определённом интервале времени и измеряется в абсолютных единицах за конкретный период.

Логистические потоки классифицирует по следующим признакам:

- По отношению рассматриваемой логистической системе – внутренней и внешней, входящей и выходящей.

- По степени непрерывности – непрерывные и дискретные

- По степени определённости – детерминированные и стохастические

- По степени стабильности – стабильные и нестабильные.

8. Логистические операции и процессы на предприятиях.

Логистическая операция представляет собой обособленную совокупность действий, направленных на преобразование мате­риального потока. Примерами типичных логистических опера­ций являются упаковка, погрузка, транспортировка, складиро­вание, внутрипроизводственное перемещение сырья и полуфаб­рикатов при изготовлении продукции, сбор, хранение и обра­ботка информации, соответствующей материальному потоку. Затраты на последние из названных операций составляют зна­чительную долю логистических издержек.

Логистические операции классифицируют по двум основ­ным признакам. В связи с тем, что выполнение логистических операций с входным и выходным материальными потоками от­личается от выполнения этих операций внутри логистической системы, различают операции одно- и двусторонние. В одно­сторонних операциях право собственности на товар и страхо­вые риски не переходят с одного юридического лица на другое, в двусторонних такой переход осуществляется. Отдельные ло­гистические операции являются продолжением технологиче­ского процесса производства (упаковка, погрузка) и могут из­менять потребительские свойства товара, в связи с чем их отно­сят к категории логистических операций с добавленной стои­мостью. Логистические операции, не изменяющие потреби­тельную стоимость товара, относят к категории операций без добавленной стоимости (оформление документов).

studfiles.net

8. Что такое логистическая операция? Приведите примеры.

Логистическая операция – обособл. совок-ть действий, направ-х на преобразование ИП или МП. Логистическая мб материальной (транспортировка, складирование, погрузка) и нематериальной (сбор данных о МП, хранение и передача данных).

Мат. рес. или ГП: погрузка, разгрузка, затаривание; перевозка, приемка и отпуск со склада, хран-е; перегрузка с 1 вида трансп. на другой; сортировка, укрупнение, разукрупнение, маркировка и т.п.

Логистич. операциями, связ. с информ. и финан. потоками, сопутствующими матер. потоку, мб сбор, хранение, передача инф-и о матер. потоке, расчеты с поставщиками и покуп-лями товаров, страхование груза, передача прав собств-ти на товар и т.п.

9. Конечная цель (семь правил) логистики.

Семь правил логистики:

1. продукт должен быть необходим потребителю

2. продукт должен быть соответствующего качества

3. продукт должен быть в необходимом количестве

4. продукт должен быть доставлен в нужное время

5. продукт должен быть доставлен в нужное место

6.продукт должен быть доставлен с минимальными затратами

7. продукт должен быть доставлен конкретному потребителю

10. Функциональные области логистики.

Функц. обл-ти лог-ки - обл., где лог-ка выполняет опред. ф-ии (трансп., распред., снабж., произв., инфор., лог-ка запасов, складир., сервисная)

Логист. наука и практика включает в себя закупочную (снабженческую) логистику, производственную логистику, маркетинговую (сбытовую, распределительную) логистику, транспортную логистику, логистику запасов, информационную (компьют.) логистику и т.п.

11. Участники логистического процесса, взаимосвязи между ними

Произ-ль ↔ Потреб-ль (также есть другие элементы-посредники).

Кажд. эл-т имеет 2 потока: входной и выходной.

Звенья бывают: генерирующие, перерабатывающие, поглощающие потоки. (Склад сырья - все виды).

12. Логистическая система. Ее компоненты, связи между ними, особенности логистической системы.

Логист. система - адаптивная система с обратной связью, выполняющая логист. функции или опер., состоящая из подсистем, имеющая развитые связи с внеш. средой.

В качестве логист.систем рассм. промыш. и торговые предпр-я, территориально-промыш. центр, снабженческо-сбытовую орг-ию и т.д. Логист. сист. мб с прямыми связями, т.е. сист., в кот. мат. поток довод. до конечного потреб-ля без участия посредников; гибкая - доведение мат. потока до потр-ля осущ-ся как по прямым связям, так и с участием посредника.

Особ-ти лог. системы:

1. Множ-во компонентов

2. Развитые связи с внеш. средой

3. Сист. управляемая

4. Сист. гибкая

5. Сист. адаптивная

Цель лог.сист. - интеграция раб-ков в общую работу, коорд-ция действий, оптимизация → минимизировать затраты

13. Информационные логистические системы: виды, состав, особенности.

Логист. информ. системы предст-т собой соответств. инфор. сети, начинающиеся с дневных требований заказчиков (представляющих чисто стохастическую величину), распространяющиеся через распределение и произ-во до поставщиков. Эти системы обычно раздел. на три группы.

Инфор. системы для принятия долгосрочных решений о структурах и стратегиях (так наз. плановые системы). Они служат глав. обр. для создания и оптимизации звеньев логист. цепочки. Для плановых систем характерна пакетная обработка задач.

Инфор. системы для принятия решений на среднесрочную и краткоср. перспективу (так наз. диспозитивные или диспетчерские сист.). Они направ. на обесп-е отлаженной работы логист. систем. Речь идет, напр., о распоряжении (диспозиции) внутризавод. транспортом, запасами гот. прод., обесп-и мат-лами и подрядными поставками, запуске заказов в произ-во. Некот. задачи мб обраб. в пакетном режиме, др. треб. интерактивной обработки из-за необх-ти испол-ть как можно более актуальные данные. Диспозитивная система подготавл. все исходные данные для принятия реш. и фиксирует актуальное состояние системы в базе данных.

Инфор. системы для исполн-я повседневных дел (так наз. исполнительные системы). Они испол. гл. обр. на админ. и оперативном уровнях упр-я, но иногда содержат также некот. элементы краткоср. диспозиции. Особ. важны для этих систем скор. обраб-ки и фиксирование физ. состояния без запаздывания (т.е. актуальность данных), поэтому они в больш-ве случаев работают в режиме online. Речь идет об упр-и складами и учете запасов, подготовке отправки, оперативном управ-и произ-вом, упр-и автоматизир. оборуд-ем. Упр-е процессами и оборуд-ем треб. интеграции инфор. систем коммер. хар-ра и систем упр-я автоматикой.

Созд. инф. систем треб. системного мышл-я. Струк-ра логист. системы предпр-я, матер. поток, обесп-щие логист., информ. системы взаимосвязаны и взаимозависимы. Чтобы логист. инфор. системы могли обеспечить требуемую эффек-ть логист. процессов, их надо интегрировать вертик-но и гориз-но.

studfiles.net

7. Системный подход в логистике, принципы системного подхода.

Логистическая система- это система предн для решения задач логистики. Система- это объект, облад след свойствами: 1)система должна состоять из неск элементов 2)все эл-ты должны б взаимосвязаны и взаимозависимы 3)система должна б структурирована 4)система должна иметь такие выходные кач-ва, кот не облад ни один ее эл-т в отд-ти.

Традиционно системы формир на основе метода перехода от частного к общему.

Этапы: 1) формирование цели подсистем 2) сбор инфы для охарактеризования целей по каждой подсистеме 3) формир подсистем. Лог сис подход основан на основании метода от общ к частному.

Этапы; 1) формируется цель всей системы 2) формир треб кот долж соотв системе для достиж целей 3) формир вариантов системы отвечающей дан требов 4) формир сис-мы.

8. Логистнчекая операция - это обособленная совокупность действий, направленных на преобразование материального и инф потока.

К ним относят складирование, транспортировку, упаковку и др. Выделяет внешние и внутренне логистические операции. К внешн лог опер относ все действия в области снабжения и сбыта готовой продукции, а к внутренним - операции по управлению материальным потоком в производстве. Кроме того, опер м.б. односторонними или двухсторонними, связанными с переходом права собственности на товар с одного юридического лица на другое.

9. Конечная цель логистики. Семь правил логистики:

Стратегическая цель-это повыш. конкурентоспособности лог. системы в рын. условиях

Тактическая цель- это 7 правил логистики

Товар должен быть 1) необходим потребителю 2) сооответсвующего качества 3) в необходимом количестве 4. доставлен в нужное время 5. доствлен в нужное место 6) с минимальными затратами 7) конкретному потребителю

10. Функциональные области логистики.

  • закупочная логистика;

  • производственная логистика;

  • распределительная логистика;

  • транспортная логистика;

  • логистика запасов;

  • логистика складирования;

  • логистика сервиса;

  • информационная логистика.

Функции: логистика и электронная обраб данных, закупка сырья, планирование снабжения, планир выпуска продукции.совершенствованне качества прод ии плани

системы, планир сбыта, рынок сбыта маркетинг, структура сервиса, орг-ия обслуживания клиента, планирование финансов, текущ финанс деят-ость, структ кадровой системы, планир и упр-ие кадрами.

11. Участники логистического процесса. Взаимодействие между ними.

В лог. лроцессе учавствуют как физ. так и юр. лица. Предприятия–поставщики материальных ресурсов, производственные предприятия и их подразделения, сбытовые, торговые, посреднические организации различного уровня; транспортные и экспедиционные предприятия, биржи, банки и др. фин учреждения, предприятия информац-комп. Сервиса и связи и т.д.

Потребители ГП. В микросистеме фигурируют отдельные звенья (генерирующие, преобразовывающие, поглощающие). Например склад, отдел снабжения и т.п

12. Логистическая сис-ма

Свойства системы: 1) Целостность и членимость. Системой является целостная совокупность элементов, взаимодействующих друг с другом, но в целях анализа система может быть условно разделена на отдельные элементы. 2) Интегративные качества (эмерджентность) – качества, присущие системе в целом, но не свойственные ни одному из ее элементов в отдельности 3.) Связи – это то, что соединяет объекты и свойства в системном процессе в целое. Между элементами системы существуют связи, которые определяют интегративные качества системы. Связи между элементами системы должны быть более мощными, чем связи отдельных элементов с внешней средой.4) Организация – это внутренняя упорядоченность, согласованность взаимодействия элементов системы, определенной структура связей между элементами системы.

Призн: Сис-ма должн сост из неск объеков. Все эл-ты д.б. взаимосв, Сис-ма должн иметь структуру. Должн иметь кач-во, кот не облад ни один эл-т. ЛС - это адаптивн сис-ма с обратн связью, сост из множ-ва Эл-ов, выполн те или иные лог ф-ции, имеющ развит связи с внеш средой. Вход(ресурсы, задания) =>ЛС=> выход(продукция) +обратн связь и

studfiles.net

9.Функции логистики. Правила логистики

Логистическая функция - это укрупненная группа логистич. опер-ий, направл-х на реализ-ю целей ло­гистич-й сис-мы. Виды:

1. по хар-ру выполняемых задач:

- Оперативные - связаны с движ-м мат-го потока (организ-я работ, управл-е, складирование, отгрузка, отборка, приемка)

- Координативные – связаны с планир-ем мат-го потока (согласов-е целей и координация действий различ. Подраздел-ий внутри п/п: опр-е запасов, исследование рынка, оформление).

2. по содержанию:

- Базисные - Снабжение, производство, сбыт

-Ключевые - Поддержание стандартов обслуж-ия, упр-е закупками, опред-е объемов и направ-й мат-х потоков, прогноз-е D, управ-е запасами, распред-е продукции, формир-е хоз. связей

-Поддерживающие –развитие, размещ-е и организ-я складского хоз-ва, сдача и приемка грузов, хранение, сортировка, подготовка необх-го ассорт-та, упак-ка, маркир-ка, погрузочно-разгрузочные работы, обеспечение зап. частями и сервис. обслуж-е. Деятельность в области логистики имеет конечную цель, которая получила название «шесть правил логистики»: 1. Груз — нужный товар.2. Качество — необходимого качества.3. Количество — в необходимом количестве. 4. Время — должен быть доставлен в нужное время.5. Место — в нужное место.6. Затраты — с минимальными затратами.

Цель логистической деятельности считается достигнутой если эти шесть условий выполнены, т. е. нужный товар, необходимого качества, в необходимом количестве доставлен в нужное время в нужное место с минимальными затратами.

10.Св-ва системы. Классификация логистических систем.

Система – набор единичных эл-ов, облад-х св-ми:

- целостность. С-ма - целостная совок-ть эл-тов, взаимодей-щих друг с другом. Элементы существу­ют лишь в системе.

-связи. Связи могут быть вещественные, информационные, прямые, обратные и т. д. Связи между элементами внутри системы должны быть более мощными, чем связи отдельных элементов с внешней сре­дой, так как в противном случае система не сможет существо­вать.

- организация Для появления системы необходимо сфор­мировать упорядоченные связи, т. е. определенную структуру, организацию системы.

- интегративные качества. Наличие у системы интегративных качеств, т. е. качеств, присущих си­стеме в целом, но не свойств-ых ни одному из ее эл-ов в отдельности. Это способность поставить нужный товар, в нужное время, в нужное место, необходимого качества, с минимальными затратами, а также способность адаптироваться к изменяющим­ся условиям внешней среды

- эмердженность. Элементы не похожи др на др, но все они предназначены для достижения единой цели.

11.Макрологистическая сис-ма.Концепция упр-ия запасами.

– Макрологистич-я с-ма (МАС) - это круп. с-­ма упр-ия матер-ми потоками, охватывающая п/п пром-ти, торговые, посреднические и трансп-ые орг-ии, располож-ых в разных регионах страны или в разных стра­нах. МАС – это опред-я инфраструктура экономики региона, страны или группы стран (например, ЕС – единая логистич с-ма)

При формир-и МАС, охватывающей разные страны, необх. преодолеть трудности, связанные с прав-ми и эк-ми особ-ми МЭО, с неодинако-ми усл-ми поставки т-ов, различиями в транспортном зак-ве стран, и др. Формир-е МАС в межгос-ых программах требует создания единого эк-го пространства, единого рынка без внутренних границ, таможен­ных препятствий транспортировке рес-ов.

Виды логистиче­ских систем:

1.с прямыми связями – матер поток проходит от производителя продукции к ее потребителю, минуя посредников.

2. Эшелонированные - есть хотя бы один посредник.

3.Гибкие - как напрямую, так и через посред.

studfiles.net

3.10 Основные требования логистики. Шесть основных правил логистики.

Логистика способствует повышению эффективности работы фирмы при соблюдении следующих требований:

  1. Связь логистики с корпоративной стратегией

  2. Совершенствование организации движения материальных потоков.

  3. Поступление необходимой информации и современная технология ее обработки.

  4. Эффективное управление трудовыми ресурсами.

  5. Тесная взаимосвязь с другими фирмами по выработке стратегии.

  6. Учет прибыли от логистики в системе финансовых показателей

  7. Определение оптимальных уровней качества логистического обслуживания с целью повышения рентабельности.

  8. Тщательная разработка логистических операций,

Шесть правил логистики

Деятельность в области логистики имеет конечную цель, которая получила название "шесть правил логистики":

1. Груз - нужный товар.

2. Качество - необходимого качества.

3. Количество - в необходимом количестве.

4. Время - должен быть доставлен в нужное время.

5. Место - в нужное место.

6. Затраты - с минимальными затратами.

Цель логистической деятельности считается достигнутой, если эти шесть условий выполнены, т. е. нужный товар, необходимого качества, в необходимом количестве доставлен в нужное время в нужное место с минимальными затратами.

3.11 Факторы развития логистики

Усложнение системы рыночных отношений и повышение требований к качественным характеристикам процесса распределения;

создание гибких производственных систем.

Значительное воздействие на развитие логистики оказал переход от рынка продавцов к рынку покупателей, сопровождавшийся существенными изменениями в стратегии производства и системах товародвижения. Приспособление к интересам клиентуры в условиях острой конкуренции, в свою очередь, потребовало от фирм - изготовителей продукции адекватной реакции на эти условия, и результатом стало повышение качества обслуживания, и прежде всего сокращение времени выполнения заказов и безусловное соблюдение согласованного графика поставок. Тем самым фактор времени наряду с ценой и качеством продуктов стал определять успех функционирования предприятия на современном рынке.

использование теории систем и компромиссов для решения экономических задач;

ускорение научно-технического прогресса в коммуникациях, внедрение в хозяйственную практику фирм ЭВМ последних поколений, используемых в сфере товародвижения; !

унификацию правил и норм по поставке товаров во внешнеэкономической деятельности, устранение различного рода импортных и экспортных ограничений, стандартизацию "технических параметров путей сообщения, подвижного состава и погрузочно-разгрузочных средств в странах, участвующих в интенсивных мирохозяйственных связях.

формирование концепции логистики было ускорено разработкой теории систем и теории компромиссов.

4.

4.1 Виды логистических систем

Логистические системы делят на макро- и микрологистические.

Макрологистическая система - это крупная система управления материальными потоками, охватывающая предприятия и организации промышленности, посреднические, торговые и транспортные организации различных ведомств, расположенных в разных регионах страны или в разных странах. Макрологистическая система представляет собой определенную инфраструктуру экономики региона, страны или группы стран. При формировании макрологистической системы, охватывающей разные страны, необходимо преодолеть трудности, связанные с правовыми и экономическими особенностями международных экономических отношений, с неодинаковыми условиями поставки товаров, различиями в транспортном законодательстве стран, а также ряд других барьеров. Формирование макрологистических систем в межгосударственных программах требует создания единого экономического пространства, единого рынка без внутренних границ, таможенных препятствий транспортировке товаров, капиталов, информации, трудовых ресурсов.

Микрологистические системы являются подсистемами, структурными составляющими макрологистических систем. К ним относят различные производственные и торговые предприятия, территориально-производственные комплексы. Микрологистические системы представляют собой класс внутрипроизводственных логистических систем, в состав которых входят технологически связанные производства, объединенные единой инфраструктурой. В рамках макрологистики связи между отдельными микрологистическими системами устанавливаются на базе товарноденежных отношений. Внутри микрологистической системы также функционируют подсистемы. Однако основа их взаимодействия бестоварная. Это отдельные подразделения внутри фирмы, объединения, либо другой хозяйственной системы, работающие на единый экономический результат.

studfiles.net

Главная цель логистики, шесть правил логистики — МегаЛекции

Основные предпосылки и объективные причины развития логистики

Впервые термин логистика применялся в Древней Греции. Под ней понималось счетное искусство, которым занимались высшие государственные чиновники. Они осуществляли контроль за хозяйственной, торговой, финансовой деятельностью государства.

Второе упоминание о логистике – Римская Империя. Логистику воспринимали в виде правил распределения продовольствия.

В первом тысячелетии нашей эры термин «логистика» появился в военном лексиконе многих стран.Воспринимали логистику как снабжение армии всем необходимым (боеприпасы, оружие, продовольствие, одежда и т.д.),Первый автор трудов по логистике был Антуан Анри Джомини.

В своих трудах он впервые ввел термин «логистика». Он считал, что логистика – это планирование, управление, материально-техническое снабжение и продовольственное обеспечение войск, а также определение мест дислокации войск, строительство укреплений, дорог, подготовка военных походов и т.д.

Понятие логистики. Логистические операции.

логистика – это планирование, управление, материально-техническое снабжение и продовольственное обеспечение войск, а также определение мест дислокации войск, строительство укреплений, дорог, подготовка военных походов и т.д.

Вторая трактовка термина «логистика» - это математическая логика. Ее ввел математик Г.Лейбниц (1646-1716), но как раздел математики «математическая логика» появилась в начале XX века (1904г.),

Логистика — это планирование, контроль и управление транспортировкой, складированием и другими материальными и нематериальными операциями, совершаемыми в процессе доведения сырья и материалов до производственного предприятия, внутризаводской переработкой сырья, материалов и полуфабрикатов, доведением готовой продукции до потребителя в соответствии с его интересами и требованиями, а также передачей, хранением и обработкой соответствующей информации.

Логистические операции — это любые действия, связанные с возникновением, преобразованием и поглощением материального и сопутствующих ему информационного и финансового потоков.

Виды логистических операций

Различают комплексные и элементарные операции. В свою очередь, комплексные операции бывают базисные, ключевые и вспомогательные.

Базисные операции — это закупка (снабжение), производство, сбыт.

Ключевые операции связаны с управлением процедурами заказов, закупками, запасами, производственными процедурами, физическим распределением.

Вспомогательные операции — это операции складирования, грузопереработки, упаковки, обеспечение возврата товаров, сбор возвратных отходов, информационно- компьютерная информация и другое сервисное обслуживание.

Элементарные операции — это погрузка, разгрузка, затаривание, перевозка, приемка и отпуск со склада, хранение, перегрузка, сортировка, маркировка и т. п.

Другими словами, к логистическим операциям относятся такие действия, как погрузка, разгрузка, затаривание, перевозка, приемка и отпуск со склада, хранение, перегрузка с одного вида транспорта на другой, комплектация, сортировка, консолидация, разукрупнение и т. п. Логистическими операциями, связанными с информационными и финансовыми потоками, сопутствующими материальному, могут быть сбор, хранение, передача информации о материальном потоке, прием и передача заказа по информационным каналам, расчеты с поставщиками, покупателями товаров и логистическими посредниками, страхование груза, операции таможенного оформления груза и т.п.

Принципы логистики

Принцип системного подхода. Подход к объектам исследования как системам – одна из главных особенностей логистики. Максимальный эффект можно получить только в случае, когда МП оптимизируется на всем протяжении от первичного источника сырья вплоть до конечного потребителя, а не в рамках отдельного предприятия или подразделения. При этом все звенья ЛЦ должны работать как единый слаженный механизм. Поэтому их необходимо рассматривать как целостную систему, чтобы согласовать экономические интересы отдельных ее элементов, технические вопросы, технологические процессы и т.д.

Принцип тотальных затрат.Одна из основных задач логистики – минимизация совокупных логистическихиздержек на протяжении всей ЛЦ от первичного источника сырья до конечного потребителя. Необходимым условием эффективного решения этой задачи является возможность точного измерения логистических издержек, но это возможно лишь при условии, если система учета издержек производства и обращения позволяет выделять затраты на логистику. Поэтому необходимо отдельно выделять и анализировать затраты на реализацию ЛО, определять наиболее значимые затраты, выявлять их взаимообусловленность и т.д.

Принцип глобальной оптимизации. В процессе оптимизации структуры или управления ЛС необходимо согласование частных целей функционирова­ния отдельных элементов системы для достижения глобального оптимума.

Принцип логистической координации и интеграции. В процессе логистического менеджмента необходимо достижение согласованного, интегрального участия всех звеньев ЛС или ЛЦ от ее начала и до конца в управлении всеми видами потоков при реализации целевой функции.

Использование теории компромиссов для перераспределения затрат.Под компромиссом понимается гармонизация экономических интересов участников логистического процесса. В начале становления логистического подхода при формировании системы логистического управления использовался критерий минимума общих затрат на материальное распределение. Это, с одной стороны, открывало новые возможности в принятии решений, но вместе с тем определенным образом ограничивало эффективность получаемых решений. Поэтому в дальнейшем пришло понимание того, что критерием должна быть максимальная прибыль от ЛО всех фирм-участниц. Таким образом, снижение прибыли (увеличение затрат) в одном из звеньев ЛС допустимо и необходимо при условии, что это повлечет увеличение прибыли (снижение затрат) всей ЛС в целом.

Отказ от выпуска универсального технологического и подъемно-транспортного оборудования.Смыслэтого положения – в использовании обо­рудования, соответствующего, в основном, конкретным условиям. Оптимиза­ция потоковых процессов за счет использования специализированного обору­дования возможна только в условиях массового выпуска и использования ши­рокой номенклатуры разнообразных средств производства. Это означает, что для воплощения этого принципа на практике требуется высокий уровень на­учно-технического развития общества.

Принцип развития логистического сервиса. По сравнению с повыше­нием качества товара или выпуском нового товара существует гораздо менее затратный путь повышения конкурентоспособности предприятия, а именно: достижение современного уровня логистического сервиса и его развитие (обес­печение гибкости, надежности и высокого качества: своевременная доставка, удобная тара, приемлемые партии, подобранный ассортимент и т.п.).

Принцип моделирования и информационно-компьютерной под­держки. При анализе, синтезе и оптимизации объектов и процессов в ЛС ши­роко используются различные модели: математические, графические, физиче­ские, имитационные и др. Реализация логистического менеджмента в настоя­щее время невозможна без соответствующей информационно-компьютерной поддержки.

Принцип разработки необходимого комплекса подсистем, обеспечивающих процесс логистического менеджмента: технической, экономической, организационной, правовой, кадровой, экологической и др.

Принцип TQM (totalqualitymanagement) – всеобщего управления качеством. Обеспечение надежности функционирования и высокого качества работы каждого элемента ЛС для обеспечения общего качества товаров и сервиса, поставляемых конечным потребителям.

Принцип гуманизации всех функций и технологических решений в ЛС. Все решения должны соответствовать экологическим требованиям по охране окружающей среды, эргономическим, социальным, этическим требованиям к работе персонала и т.п. Например, одним из важнейших элементов ЛС являются кадры, способные с необходимой долей ответственности выполнять свои функции. Для привлечения дисциплинированного, квалифицированного персонала в область управления МП необходимы современные условия труда, перспективы карьерного роста, повышение престижа подобной работы и т.д.

Принцип устойчивости и адаптивности. Внешняя среда предприятий характеризуется высокой степенью неопределенности и колебаниями рыночного спроса на товары и услуги, резкими колебаниями цен на сырье, транспортными услугами, колебаниями качественных и количественных характеристик МП, изменением условий поставок и закупок и т.д.В этих условиях ЛС должна уметь перестраиваться, меняя цели, параметры, критерии оптимизации, программу функционирования, т.е. приспосабливаться к новым условиям внешней среды. Это является существенным фактором устойчивого положения на рынке.

Принцип логистики – это обобщенные опытные данные, закон явлений, найденный из наблюдений экспертов по логистике.

Знание некоторых принципов экспертами по логистике позволяет легко возмещать неопределенность некоторых факторов внешней среды.

Основные принципы логистики.

1. Принцип рациональности – выбираются такие управленческие решения, которые являются лучшими (оптимальными) по комплексу показателей для заданных условий. Решение принимается всегда таким образом, чтобы благодаря выбранному варианту, т. е. благодаря выбранному соотношению затрат и достигнутого результата, осуществлялось рациональное достижение поставленных целей логистической системы предприятия.

2. Принцип целостности – это свойство логистической системы выполнять заданную целевую функцию, реализуемую только системой в целом, а не отдельными ее элементами.

Любая логистическая система должна рассматриваться сначала на макроуровне, т. е. во взаимодействии с окружающей средой, а затем уже на микроуровне.

3. Принцип системности – предполагает исследование логистического объекта, с одной стороны, как единого целого, а с другой стороны, как части более крупной системы, в которой анализируемый объект находится в определенных отношениях с остальными системами. Таким образом, принцип системности охватывает все стороны объекта и предмета в пространстве и во времени.

4. Принцип иерархии – это порядок подчинения нижестоящих элементов вышестоящим по строго определенным ступеням (иерархическая лестница) и переход от низшего уровня к высшему.

Иерархическое построение логистических систем обусловливается тем, что управление в них связано с использованием и обработкой значительных массивов данных. На нижележащих уровнях используется более детальная и конкретная информация, охватывающая лишь отдельные аспекты функционирования логистической системы. На более высокие уровни поступает обобщенная информация, характеризующая условия функционирования всей логистической системы.

5. Принцип интеграции. Интеграция означает объединение в целое каких-либо частей или свойств. Принцип интеграции направлен на изучение инте-гративных свойств и закономерностей в логистических системах. Интегративные свойства проявляются в результате совмещения элементов до целого, совмещения функций во времени и в пространстве. Логистическая система, как упорядоченная совокупность элементов с определенными связями, обладает особыми системными свойствами, не присущими отдельным элементам и позволяющими получить синергический эффект.

Синергическая связь – связь, которая при совместных действиях независимых элементов логистической системы обеспечивает общий эффект, превышающий сумму эффектов этих же элементов, действующих независимо, т. е. усиливающаяся связь элементов системы.

6. Принцип формализации Формализация предполагает получение количественных и качественных характеристик функционирования логистической системы предприятия.

Принципы системного анализа применительно к логистике постоянно развиваются, причем в различных направлениях.

Главная цель логистики, шесть правил логистики

Основной целью логистики является обеспечение конкурентоспособности организации бизнеса на рынке. Для достижения поставленной цели необходимо выполнить 7 правил логистики:

1. Груз – нужный товар

2. Качество – необходимого качества.

3. Количество – в определенном количестве.

4. Время – должен быть доставлен в срок.

5. Место – в указанное место.

6. Затраты – с минимальными издержками.

7. Потребитель – конечному потребителю.

Глобальные задачи логистики:

1. Создание комплексных, интегрированных систем управления материальным, информационным, а по возможности и других сопутствующих потоков.

2. Стратегическое согласование, планирование и контроль за использованием логистических мощностей.

3. Достижение высокой системной гибкости

4. Постоянное совершенствование логистической системы.

megalektsii.ru