Open Library - открытая библиотека учебной информации. Что такое овос в экологии


Оценка воздействия на окружающую среду

Оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС, EIA, (англ. Environmental Impact Assessment) — термин Международной ассоциации по оценке воздействия на окружающую среду (IAIA, International Association for Impact Assessment). Предназначена для выявления характера, интенсивности и степени опасности влияния любого вида планируемой хозяйственной деятельности на состояние окружающей среды и здоровье населения.

ОВОС относится к направлению, имеющему общий «зонтичный бренд» оценка программ.

Проведение ОВОС предусмотрено Федеральным законом «Об экологической экспертизе» [1] для всех видов намечаемой хозяйственной или иной деятельности.

ОВОС намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду способствует принятию экологически грамотного управленческого решения о реализации намечаемой хозяйственной и иной деятельности посредством определения возможных неблагоприятных воздействий, оценки экологических последствий, учёта общественного мнения, разработки мер по уменьшению и предотвращению воздействий.

Участники ОВОС

В процедуре ОВОС участвуют заказчик, исполнитель работ по оценке воздействия и общественность.

Заказчик — юридическое или физическое лицо, отвечающее за подготовку документации по намечаемой деятельности в соответствии с нормативными требованиями, предъявляемыми к данному виду деятельности на экологическую экспертизу.

Исполнитель работ по оценке воздействия на окружающую среду — физическое или юридическое лицо, осуществляющее проведение оценки воздействия на окружающую среду, которому заказчик предоставил право на проведение работ по оценке воздействия на окружающую среду. Исполнитель отвечает за полноту и достоверность оценок, соответствие их экологическим нормативам и стандартам.

В процессе выполнения ТЗ на ОВОС исполнитель проводит исследования по оценке воздействия с учётом альтернатив проекта, целей деятельности, способов их достижения и т. д., результатом которых является предварительный вариант материалов по оценке воздействия, с которым заказчик знакомит общественность. После анализа замечаний общественности и результатов общественных слушаний исполнитель готовит окончательный вариант материалов по оценке воздействия. Окончательный вариант ОВОС представляется на государственную экологическую экспертизу в составе другой предпроектной и проектной документации. Возможно также проведение общественной экологической экспертизы.

Третий участник ОВОС — общественность региона. Он может включаться в процедурный процесс на этапе представления первоначальной информации и на этапах проведения ОВОС. Принимать участие в общественных слушаниях, общественных обсуждениях.

Процедура

Требования к разработчику

  • определение характеристик состояния окружающей среды в районе расположения объекта;
  • анализ видов, основных источников и интенсивности существующего техногенного воздействия в рассматриваемом районе;
  • выявление характера, объёма и интенсивности предполагаемого воздействия проектируемого объекта на компоненты окружающей среды в процессе строительства и эксплуатации;
  • описание целей реализации намечаемой деятельности, возможных альтернатив;

Принципы ОВОС

  • применение ОВОС в качестве инструмента формирования решений на самых ранних этапах проектирования и доступность на этих же этапах информации по проектным решениям для общественности;
  • рассмотрение во взаимосвязи технологических, технических, социальных, природоохранных и экономических показателей проектных предложений;
  • альтернативность проектных решений, формирование новых вариантов;
  • ответственность заказчика (инициатора) деятельности за последствия реализации проектных решений.

Заказчик обеспечивает финансирование всех процедур ОВОС.

ОВОС включает:

  • определение ресурсного потенциала территорий и фонового состояния окружающей среды;
  • разработку программы ОВОС;
  • оценку альтернативных вариантов строительства или хозяйственной деятельности;
  • оценку величины и продолжительности потенциального воздействия проекта на окружающую среду;
  • мониторинг воздействия реализации проекта на окружающую среду;
  • разработку мер и мероприятий по снижению уровня воздействия на окружающую среду;
  • общественные слушания [2] и экологическую экспертизу;
  • подготовку отчетов по анализу воздействия проекта на окружающую среду.

В окончательный вариант материалов по ОВОС должны включаться протоколы общественных слушаний [3].

Этапы проведения ОВОС

В соответствии с методологией Международной организации по оценке влияния, процесс ОВОС представляет собой последовательный переход по следующим стадиям:

  1. Скрининг (screеning), в рамках которого определяется, необходимо ли оценивать проект с точки зрения воздействия на окружающую среду и насколько детально.
  2. Скоппинг (scopping) — выявление проблем и сфер влияния, которые представляются важными, а также установление источников информации для ОВОС
  3. Оценка альтернативных проектов, в результате которой выявляется наиболее предпочтительный, благоприятный для окружающей среды способ достижения заявленных в проекте целей
  4. Оценка воздействия — определение и прогнозирование степени экологического, биологического и социального влияния проекта

На этапе оценки воздействия анализируются количественные показатели воздействия, а именно:

  • интенсивность воздействия (поступление загрязняющих веществ в единицу времени)
  • удельная мощность воздействия (поступление загрязняющих веществ на единицу площади)
  • периодичность воздействия во времени (дискретное, непрерывное, разовое воздействие)
  • длительность воздействия (год, месяц и т. д.)
  • пространственные границы воздействия (глубина, размеры и форма зоны воздействия)
  1. Управление экологическим воздействием — установление мероприятий, необходимых для устранения, минимизации, или компенсации неблагоприятных последствий от введения программ, реализации проекта и т. д.
  2. Оценка значимости — определение относительной важности и приемлемости прочих компонентов воздействия на окружающую среду (например, тех, которые нельзя элиминировать). Целью данного этапа является сокращение первоначального списка влияний путём выбора только тех, которые характеризуются наибольшей интенсивностью и продолжительностью. При этом используются следующие критерии значимости:
  • значительная по площади зона воздействия
  • влияние на особо охраняемые территории
  • особо опасное производство
  1. Составление отчета о проведении ОВОС
  2. Принятие решения — принятие проекта или отказ от его реализации, а также установление условий его осуществления
  3. Надзор за соблюдением предписанных условий осуществления проекта, контроль степени влияния проекта на окружающую среду, а также эффективности мер по снижению негативных последствий.

Литература и источники

Примечания

См. также

Внешние ссылки

dic.academic.ru

Что такое ОВОС?

Экология Что такое ОВОС?

просмотров - 112

-ОВОС – оценка воздействия на окружающую среду предполагаемой хозяйственной деятельности включает две стадии – строительство, эксплуатация и подразделяется на три базовых направления.

-Характеристика выбираемой территории (климат, рельеф, воздушный бассейн, водный бассейн, почвы, экосистема и т.д.)

-Анализ путем расчетов и аналогий возможных изменений при строительстве и эксплуатации.

-Выводы и рекомендации на основании проведенного анализа. К основным целям проведения ОВОС) следует отнести определœение возможных экологических, социальных и экономических последствий реализации инвестиционно-строительного проекта при различных вариантах размещения, технической реализации и организации функционирования предприятия, а также оценку инвестиционных затрат на обеспечение экологической безопасности в зоне влияния объекта.

ОВОС способствует принятию экологически грамотного управленческого решения благодаря определœению возможных неблагоприятных воздействий, оценки экологических последствий, учета общественного мнения, разработки мер по уменьшению и предотвращению воздействий. Обсуждение общественностью объекта экспертизы, включая ОВОС предполагаемой хозяйственной и иной деятельности организуется заказчиком совместно с органами местного самоуправления в соответствии с законодательством.

На начальном этапе ОВОС проводится предварительная оценка и составление технического задания на проведение собственно его проведения. При этом заказчик подготавливает и представляет в органы власти обосновывающую документацию, содержащую общее описание намечаемой деятельности, ее цели, возможные альтернативы, описание условий реализации, другую информацию, предусмотренную действующими нормативными документами, проводит консультации с общественностью. После этого проводятся исследования и подготовка предварительного варианта материалов ОВОС в соответствии с техническим заданием. Затем подготавливается окончательный вариант раздела проекта с учетом поступивших замечаний и предложений, куда должны также включаться протоколы общественных слушаний. ОВОС утверждается заказчиком, передается для использования при подготовке обосновывающей документации и в ее составе представляется на Государственную и Общественную экологические экспертизы.

Результаты ОВОС заключаются в формировании информации о характере и масштабах воздействия на окружающую среду намечаемой деятельности, альтернативах ее реализации (включая «нулевой вариант», ᴛ.ᴇ. отказ от проекта), а также оценке экологических и иных последствий данного воздействия и возможности минимизации воздействий. Эти результаты включаются в документацию, представляемую на Государственную экологическую экспертизу (ГЭЭ).

В идеале результаты ОВОС должны учитываться при окончательном выборе участка для строительства, а также при проектировании. Сложность в том, что в нормативной литературе и законодательстве нет четкого определœения: в каких случаях проводится процедура ОВОС, а в каких проводить ее необязательно. По этой причине сегодня на практике для строительства объектов жилого назначения и небольших промышленных объектов ОВОС не проводиться. Проведение ОВОС предусмотрено Федеральным законом «Об экологической экспертизе» для всœех видов намечаемой хозяйственной и иной деятельности.

-Что такое строительная экология?

-Строительная экология направлена на создание благоприятной городской среды, возведение экологичных зданий и сооружений. Важным разделом строительной экологии является экология строительных материалов, в том числе производства конструкций и материалов. Строительная экология учитывает также экологическое влияние технологий на рабочих в период строительства, на жителœей городов и природу. Принимаемые решения должны отвечать требованиям рационального использования земель, рекультивации земельных участков после возведения объектов и др.

-Что такое экологическая экспертиза проекта?

Это – система комплексной оценки всœех возможных экологических и социально-экономических последствий осуществления проектов строительства и реконструкции крупных объектов. Ее цель – предотвращение отрицательного влияния объектов на окружающую среду, а также решение намеченных задач с наименьшей затратой ресурсов и минимальными нежелательными последствиями. Экспертиза еще на стадии планирования и проектирования объекта позволяет выявить и устранить ошибки в организации природопользования и охране природы. Экспертиза должна вестись на всœех этапах разработки проектной документации на строительство. При разработке заданий на проектирование промышленных и градостроительных комплексов контролируется наличие и соблюдение экологических требований к функционированию объектов, исходя из результатов прогнозирования, а также соответствующих количественных и качественных критериев. Проектные организации должны заранее согласовать с экологической экспертизой документацию о выборе земельных участков для размещения объектов и экологически обоснованные условия их строительства. Уже на стадии выбора строительных площадок крайне важно обеспечить комплексное решение вопросов охраны окружающей среды. Экологические заключения о влиянии производства на среду составляются специалистами-экологами. Затем методы и критерии комплексной оценки вредного влияния объектов на окружающую среду закладываются в «Строительные нормы и стандарты».

-Какие требования строительной экологии должны учитываться при составлении проектной документации?

-Требования строительной экологии крайне важно соблюдать на всœех этапах разработки проектной документации, начиная от выбора места строительства, согласования намечаемых решений по выбранной площадке с соответствующими органами и организациями, разработки заданий на проектирование, и заканчивая разработкой собственной проектно-сметной документации для всœех объектов.

Охрана окружающей природной среды должна быть учтена при разработке всœех вопросов строительства и отражена во всœех разделах проектной документации: общей пояснительной записке, технологической части, строительных решениях, сметной документации. Вместе с тем, промышленная документация должна иметь специальный раздел по охране окружающей природной среды. В проектах на строительство объектов жилищно-гражданского назначения раздел «Охрана окружающей природной среды» не разрабатывается.

Читайте также

  • - Что такое ОВОС?

    -ОВОС – оценка воздействия на окружающую среду предполагаемой хозяйственной деятельности включает две стадии – строительство, эксплуатация и подразделяется на три основных направления. -Характеристика выбираемой территории (климат, рельеф, воздушный бассейн, водный... [читать подробенее]

  • oplib.ru

    Что такое ОВОС - Bellona.ru

    45b04d70362b852a4f99fcccd56bb0a6.jpeg

    и как его читатьБольшая часть присутствовавших предварительно ознакомилась с вынесенными на обсуждение материалами. Памятка «Что такое ОВОС и как его читать» была написана Полиной Агаханянц, Дмитрием Афиногеновым и Александром Карповым (Программа «ЭКОМ» СПб Общества естествоиспытателей) при участии Юлии Жуковой — как пояснение к материалам ОВОС, которые были доступны в двадцати библиотеках и волостных администрациях Всеволожского района.

    Согласно Конституции Российской Федерации и другим нормам российского и международного права, каждый гражданин нашей страны имеет право получать правдивую и объективную экологическую информацию и участвовать в процессе принятия общественно значимых решений. К таким решениям относятся, среди прочих, решения о строительстве и размещении промышленных производств.

    Право на участие в принятии решений реализуется через специально разработанные процедуры «общественного участия». Одной из таких процедур являются «общественные слушания». Чтобы такие слушания не стали просто трибуной, с которой выкрикивают свое эмоциональное отношение к обсуждаемому проекту, на них обсуждается конкретный документ — материалы «Оценки воздействия на окружающую среду» (ОВОС). Материалы ОВОС должны содержать информацию, необходимую для ответа на главный вопрос: «Можно или нельзя реализовать намечаемую хозяйственную деятельность?» (построить завод или дорогу, запустить производство, начать разработку карьера,проложить нефтепровод и т.д.).

    Место ОВОС в проектированииПредприниматель (инвестор), прежде чем открыть любое производство, должен разработать проект и получить согласие органов местного самоуправления и региональных органов власти на размещение предприятия. Для этого он должен доказать населению и государству, что его проект, в частности: 1) является экономически выгодным для данного региона; 2) оптимально соответствует месту, в котором его предполагается разместить; 3) не содержит риска для окружающей среды и здоровья людей.

    Проектирование состоит из трех обязательных этапов, результаты каждого из которых утверждаются властями: I. Декларация (ходатайство) о намерениях; II. Обоснование инвестиций; III.Технико-экономическое обоснование (рабочий проект).

    Проведение ОВОС является обязательной частью этапа «Обоснование инвестиций». Именно на этом этапе граждане РФ имеют возможность ознакомиться с предварительным вариантом материалов ОВОС, получить детальную информацию о проекте, а затем принять участие в общественных слушаниях.

    Зачем нужны общественные слушания ОВОС? Оценка воздействия проводится по заказу инвестора и на его деньги специалистами, приглашенными самим инвестором. Поэтому необходима независимая оценка результатов ОВОС. Экологическую безопасность объекта предполагаемой хозяйственной деятельности предстоит оценить специалистам государственной (или общественной) экологической экспертизы. Эти люди работают в Москве или в областном центре и не знают деталей и обстоятельств жизни Вашего населенного пункта. Они будут принимать решения на основе того варианта материалов ОВОС, который поступит к ним на стол. Поэтому еще до экспертизы основные факты материалов ОВОС должны быть проверены на общественных слушаниях.

    Общественные слушания являются обязательной процедурой. Без утвержденного органом местной власти протокола слушаний предприниматель не может направить материалы ОВОС на государственную экологическую экспертизу.

    Что должно содержаться в материалах ОВОС? 1. Описание экономической, социальной и экологической ситуации в районе предполагаемой хозяйственной деятельности. 2. Обоснование выбора места размещения объекта производства и применяемых технологий, исходя из этой конкретной ситуации. Анализ возможных альтернативных решений. 3. Прогноз воздействия намечаемой хозяйственной деятельности на окружающую среду, здоровье и условия жизни людей. 4. Информация о мерах, предлагаемых проектировщиками для уменьшения, компенсации или предотвращения возможного негативного воздействия данного объекта. 5. Информация о рисках для здоровья людей и окружающей среды и о возможных последствиях этих рисков. 6. Сравнение предложенных альтернатив (разных площадок, разных технологий) по ожидаемым экологическим и социально-экономическим последствиям и обоснование варианта, предлагаемого к реализации. 7. Предложения по программе экологического мониторинга и контроля на всех этапах реализации проекта размещаемого производства. 8. Указания на источники информации, которыми пользовались при написании ОВОС, и на методы их получения. 9. Сведения о том, как к намечаемой деятельности относится общественность. Как правило, материалы ОВОС — это многостраничный документ, содержащий множество специальных технических терминов и цифровых данных. Поэтому ОВОС должен содержать в конце резюме, написанное понятным каждому языком.

    Как читать материалы ОВОС? 1. Для начала прочтите резюме. 2. Если Вам что-то не ясно, ознакомьтесь с более подробной информацией по интересующей Вас теме, найдя ее через оглавление. 3. Читая документ, отметьте, как, с Вашей точки зрения, (правильно? правдиво? объективно? полно? или совсем даже наоборот?) описана ситуация, раскрыта тема и т.д. О чем в документе не сказано или сказано не так, как надо? 4. Обязательно подайте свои вопросы и замечания в письменном виде!В ходе общественных слушаний организаторы вряд ли смогут предоставить слово каждому желающему. Только изложив свои соображения письменно, Вы становитесь полноценным участником процесса обсуждения и можете получить ответы на свои вопросы непосредственно во время слушаний.

    Окончательный вариант материалов ОВОС (который затем оценивает Комиссия экологической экспертизы) готовится с учетом замечаний, предложений и информации, поступившей от общественности.

    Дополните ОВОС своими фактамиМатериалы ОВОС — это документ, подготовленный специалистами. Но практически каждый человек, интересующийся состоянием природы родного края и вопросами собственного здоровья, может прочитать и оценить его.

    Цель общественных слушаний — собрать и письменно зафиксировать факты, без которых предварительный вариант материалов ОВОС, подготовленный заказчиком, недостоверен и неполон. Привести аргументы, которые убедят в необходимости сделать предполагаемую хозяйственную деятельность более безопасной.

    За мудреными словами «состояние окружающей среды» скрываются самые простые и жизненные вещи. Никто лучше Вас не знает, где расположен Ваш дом, куда дуют ветры, откуда Вы берете воду, где отдыхаете, как часто болеют Ваши дети.

    Дополните ОВОС своими фактами, чтобы завтра Ваш дом не оказался на семи ядовитых ветрах, в эпицентре промзоны, на обочине федеральной трассы, на берегу безрыбной реки.

    bellona.ru

    Оценка воздействия на окружающую среду и экологическая экспертиза

     

    Под оценкой воздействия на окружающую среду (ОВОС) понимается деятельность, направленная на определение характера и степени потенциального воздействия намечаемого проекта на окружающую среду, ожидаемых экологических и связанных с ними социальных и экономических последствий в процессе и после реализации такого проекта и выработку мер по обеспечению рационального использования природных ресурсов и охрану окружающей среды от вредных воздействий в соответствии с требованиями экологического законодательства.

    Оценка воздействия планируемой деятельности на окружающую среду является для России новой правовой мерой ее охраны, которая стала проводиться с начала 90-х гг. XX в. Если в Законе "Об охране окружающей природной среды" 1991 г. нет даже упоминания о необходимости проведения ОВОС при планировании новой хозяйственной деятельности, то в Законе "Об охране окружающей среды 2002 г. этому посвящена специальная ст. 32, в соответствии с которой ОВОС проводится в отношении планируемой хозяйственной и иной деятельности, которая может оказать прямое или косвенное воздействие на окружающую среду, независимо от организационно-правовых форм собственности субъектов хозяйственной и иной деятельности. Она проводится при разработке всех альтернативных вариантов предпроектной, в том числе прединвестиционной, и проектной документации, обосновывающей планируемую хозяйственную и иную деятельность, с участием общественных объединений.

    ОВОС проводится инициатором экологически вредной деятельности, начиная с самых ранних стадий ее планирования (например на стадии разработки технико-экономического обоснования) с целью:

    § выявления видов и уровней воздействия этой деятельности на окружающую среду;

    § прогнозирования изменений состояния окружающей среды в случае осуществления планируемой деятельности и их социально-экономических последствий;

    § выработки мер по обеспечению охраны окружающей среды в соответствии с требованиями законодательства России об охране окружающей среды.

    Среди видов и объектов хозяйственной и иной деятельности, по которым в обязательном порядке должна проводиться оценка воздействия на окружающую среду при ее планировании (всего 33 вида или объекта), в частности, находятся предприятия по добыче нефти, природного газа, тепловые электростанции и установки, предприятия химической промышленности, крупные производства строительных материалов, космодромы, аэропорты, аэродромы, метрополитены и др.

    При этом ОВОС организуется и проводится при подготовке следующих видов документации:

    · концепций, программ (в том числе инвестиционных) и планов отраслевого и территориального социально-экономического развития;

    · схем комплексного использования и охраны природных ресурсов;

    · градостроительной документации;

    · документации по созданию новой техники, технологии, материалов и веществ;

    · предпроектных обоснований инвестиций в строительство, технико-экономических обоснований и/или проектов строительства новых, реконструкции, расширения и технического перевооружения действующих хозяйственных и/или иных объектов и комплексов.

     

    Содержательную сторону ОВОС составляют:

    · цели реализации замысла или предполагаемого проекта;

    · разумные альтернативы намечаемой деятельности;

    · характеристика проектных и иных предложений в контексте существующей экологической ситуации на конкретной территории с учетом ранее принятых решений о ее социально-экономическом развитии;

    · сведения о состоянии окружающей среды на территории предполагаемой реализации намечаемой деятельности в соответствующих пространственных и временных рамках;

    · возможные последствия реализации намечаемой деятельности и ее альтернатив;

    · меры и мероприятия по предотвращению неприемлемых для общества последствий осуществления принимаемых решений;

    · предложения по разработке программы мониторинга реализации подготавливаемых решений и планов послепроектного экологического анализа.

    По результатам оценки воздействия планируемой деятельности на окружающую среду инициатор этой деятельности должен провести общественные слушания и затем представить все материалы на государственную экологическую экспертизу. Если государственная экологическая экспертиза представляет собой правовое средство обеспечения учета и выполнения экологических требований на стадии принятия хозяйственного, управленческого и иного решения, то ОВОС есть главное правовое средство обеспечения учета и выполнения этих требований на стадии подготовки соответствующего хозяйственного решения.

    Проведение государственной экологической экспертизы регулируется Законом "Об охране окружающей среды" (ст. 33), Федеральным законом "Об экологической экспертизе" от 23 ноября 1995 г., Положением о государственной экологической экспертизе, утвержденным Постановлением Правительства России от 22 сентября 1993 г.

    Экологическая экспертиза направлена на установление соответствия планируемой хозяйственной и иной деятельности экологическим требованиям и определение допустимости реализации объекта экологической экспертизы в целях предупреждения возможных неблагоприятных экологических воздействий и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий реализации объекта экспертизы (ст. 1. Федерального закона "Об экологической экспертизе").

    Государственная экологическая экспертиза является обязательной мерой охраны окружающей среды, предшествующей принятию хозяйственного решения, осуществление которого может оказывать вредное воздействие на окружающую природную среду. Финансирование и осуществление работ по всем проектам и программам производится только при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы. Последнее положение служит гарантией обеспечения соблюдения требований законодательства при проектировании и осуществлении хозяйственной и иной деятельности вредной для окружающей среды.

    В соответствии со ст. 3 Федерального закона "Об экологической экспертизе" государственная экологическая экспертиза осуществляется на основе следующих принципов:

    · презумпции потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности;

    · обязательности проведения государственной экологической экспертизы до принятия решения о реализации объекта экологической экспертизы;

    · комплексности оценки воздействия на окружающую природную среду хозяйственной и иной деятельности и ее последствий;

    · обязательности учета требований экологической безопасности при проведении экологической экспертизы;

    · достоверности и полноты информации, представляемой на экологическую экспертизу;

    · независимости экспертов экологической экспертизы при осуществлении ими своих полномочий в области экологической экспертизы;

    · научной обоснованности, объективности и законности заключений экологической экспертизы; гласности, участия общественных организаций (объединений), учета общественного мнения;

    · ответственности участников экологической экспертизы и заинтересованных лиц за организацию, проведение, качество экологической экспертизы.

     

    Достаточно подробно Федеральный закон "Об экологической экспертизе" определяет объекты государственной экологической экспертизы, проводимой как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов РФ:

    · проекты комплексных и целевых социально-экономических, научно-технических и иных программ, при реализации которых может быть оказано воздействие на окружающую природную среду;

    · проекты генеральных планов развития территорий свободных экономических зон и территорий с особым режимом природопользования и ведения хозяйственной деятельности;

    · проекты схем развития отраслей народного хозяйства РФ, в том числе промышленности;

    · проекты генеральных схем расселения, природопользования и территориальной организации производительных сил РФ;

    · проекты генеральных схем расселения, природопользования и территориальной организации производительных сил крупных регионов и национально-государственных образований;

    · проекты инвестиционных программ;

    · проекты комплексных схем охраны природы;

    · технико-экономические обоснования и проекты строительства, реконструкции, расширения, технического перевооружения, консервации и ликвидации организаций и иных объектов хозяйственной деятельности и другие проекты независимо от их сметной стоимости, ведомственной принадлежности и форм собственности, осуществление которых может оказать воздействие на окружающую природную среду и др.

    Наряду с государственной законодательство предусматривает проведение общественной экологической экспертизы. Она может проводиться общественными организациями (объединениями), основным направлением деятельности которых в соответствии с их уставами является охрана окружающей среды, в том числе осуществление экологической экспертизы. В отличие от государственной экологической экспертизы, являющейся обязательной мерой, общественная экспертиза проводится в инициативном порядке. Общественная экологическая экспертиза может проводиться в отношении объектов, по которым проводится и государственная экологическая экспертиза. Исключением являются объекты экологической экспертизы, сведения о которых составляют государственную, коммерческую и/или иную охраняемую законом тайну (ст. 21 Федерального закона "Об экологической экспертизе"). Заключение общественной экологической экспертизы становится юридически обязательным после его утверждения соответствующими органами государственной экологической экспертизы.

     

    megaobuchalka.ru

    ОВОС (оценка воздействия на окружающую среду)

    Оценка воздействия на окружающую среду – это экспертная оценка потенциального экологического ущерба намечаемой деятельности в процессе которой определяются вероятные неблагоприятные воздействия и возможные экологические последствия. Эта оценка основана на принципе вероятности возможной экологической угрозы любой хозяйственной и иной деятельности.

    Необходимость проведения оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС) законодательно установлена ФЗ «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 г №7-ФЗ (ст.32), а также № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» от 23.11.1995.

    Кто обязан выполнять оценку воздействия на окружающую среду?

    Категории объектов, для которых ОВОС обязательна, прописаны в статьях 11 и 12 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» от 23.11.1995.

    Это такие объекты, как мусороперерабатывающие предприятия, объекты на которых планируется размещение отходов производства и потребления, объекты на морских акваториях, объекты строительство которых предусмотрено на землях особо охраняемых природных территорий и прочие.

    Что включает в себя оценка воздействия на окружающую среду?

    Материалы ОВОС это документ, который обобщает в себе результаты многопрофильных исследований по оценке воздействия на окружающую среду, здоровье и социальное благополучие населения от намечаемой деятельности того или иного объекта на стадии «Обоснование инвестиций» или на стадии «Проект».

    Для чего это необходимо?

    Основная цель выполнения Оценка воздействия на окружающую среду –это выявление значимых воздействий планируемой хозяйственной деятельности на окружающую среду, здоровье и социальное благополучие населения для разработки адекватных технологических решений и мер по предотвращению или минимизации возможного негативного воздействия и снижению значимых экологических и социальных рисков.

    Материалы Оценка воздействия на окружающую среду содержат:

    • природно-климатическую и социально-экономическую характеристику территории намечаемой деятельности;
    • информацию о характере и масштабах воздействия на окружающую среду планируемой намечаемой деятельности, альтернативах ее реализации, оценке экологических и связанных с ними социально-экономических и иных последствий этого воздействия и их значимости, возможности минимизации воздействий;
    • анализ общественного мнения о строительстве объекта и значимых воздействиях его на окружающую среду и здоровье населения;
    • решения заказчика по определению альтернативных вариантов реализации намечаемой деятельности с учетом результатов проведенной предварительной оценки воздействия на окружающую среду и общественных предпочтений.

    Материалы ОВОС содержат общие сведения о проекте строительства объекта, территории и месте расположения предприятия, а также анализ существующего и прогнозируемого промышленного воздействия на окружающую среду, социальные аспекты и здоровье населения, анализ значимых воздействий и общественного мнения, законодательных требований к эксплуатации производств, потенциальных экологических рисков и рисков здоровью населения, основные решения по снижению воздействия на окружающую среду и здоровье населения, экологоэкономическую оценку эффективности проекта.

    Материалы ОВОС обычно состоят из 4 частей:

    • Часть 1. Оценка воздействия на окружающую среду намечаемой деятельности
    • Часть 2. Приложения.
    • Часть 3. Материалы общественных обсуждений.
    • Часть 4. Резюме нетехнического характера.

    Материалы оценки воздействия на окружающую среду подлежат Государственной экологической экспертизе.

    В случае, если данная работа была проведена не в соответствии с законодательством, или  в составе материалов не учтено мнение общественности, то по решению экспертной комиссии государственной экологической экспертизы материалы будут направлены на доработку, а  это финансовые и временные потери отодвигающие дату реализации того или иного объекта.

    Помимо самой разработки материалов, существуют ещё процедура обсуждения данных материалов с общественностью.

    Весть комплекс мероприятий от начала проектирования до получения положительного заключения государственной экологической экспертизы занимает не менее года, ввиду установленных законодательством регламентных сроков.

    Поэтому выбирая организацию, необходимо быть уверенным в её надёжности. Основополагающим фактором при выборе разработчиков тома «Оценка воздействия на окружающую среду» является профессионализме экспертов. Вы должны быть уверены, что именно они смогут не только организовать весь комплекс работ, но и довести Ваш проект до положительного заключения.

    Именно в Серконс работает более 30 специалистов различных естественно-научных специальностей, имеющие знание и опыт в воплощении более чем 300 проектов для объектов, попадающих под государственную экологическую экспертизу.

    Не много кто задумывается над тем, что в процессе согласования разработанного прoекта мoжет быть пoлучен oтказ, o кoтoрoм будет известнo тoлькo пo истечении нoрмативнoгo срoка рассмoтрения прoекта.

    Самым неприятным сюрпризом, для тех, кто с этим не сталкивался, может стать то, что таких oтказoв мoжет быть нескoлькo. И пересогласовывать доработанный проект придется с самого начала.

    Как результат-разрешение на сброс будет получено намного позже установленного срока.

    Только высококвалифицированные специалисты, не только помогут сократить время на разработку проекта и оформление необходимой документации, но и своевременно устранят любые замечания.

    sercons-eco.ru

    Услуги по разработке проекта ОВОС, проведение ОВОС в Москве

    Проводим ОВОС - оценку воздействия на окружающую среду. Более 13 лет опыта, объекты по всей России.

    Оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС) — это комплекс мероприятий, который предусматривает:

    • оценку характера воздействия хозяйственного объекта на окружающую среду и здоровье людей;
    • оценку интенсивности данного воздействия;
    • определение степени опасности данного воздействия для окружающей среды и здоровья людей.

    В большинстве случаев в рамках раздела ОВОС рассчитывается: прямое и косвенное воздействие на атмосферный воздух, природу, поверхностные и подземные воды; шум и образование отходов. В более сложных случаях состав ОВОС определяется спецификой объекта. В ОВОС учитывается воздействие как на стадии строительства, так и при эксплуатации.

    Разработка и согласование ОВОС: требования

    Подготовка раздела ОВОС в чаще всего нужна в следующих случаях:

    1. 1.Проектируемый объект подлежит государственной экологической экспертизе. То есть, предполагается проведение строительства на землях особо охраняемых природных территорий (ООПТ). В Москве это, например, парк Сокольники, Нескучный Сад, Воробьевы Горы. В данном случае полностью проводится процедура ОВОС.
    2. 2.Проектируемый объект не подлежит государственной строительной экспертизе, и для получения разрешения на строительство необходимо сделать ОВОС. В рамках ОВОС нужно доказать, что объект не является источником негативного воздействия на окружающую среду.
    3. 3.По требованию контролирующих органов — местных администраций, Росприроднадзора, Роспотребнадзора (СЭС), ГосСтройНадзора. СанПин 2.2.1/2.1.1.1200-03 регламентирует отдельные случаи, когда проект СЗЗ не нужен и достаточно ОВОС.
    4. 4.При размещении объекта в зоне влияния аэропортов.

    ОВОС для крупных промышленных объектов: ТЭЦ, ГЭС и АЭС требуются в редких случаях. Наиболее часто к нам обращаются, когда нужно сделать проект ОВОС с экологической экспертизой, а также в тех случаях, когда на проектируемое производственное здание не выдают разрешение на строительство, а определенные инвестиции в строительство уже сделаны.

    Рекомендуем обратиться к нам за уточнением, нужно ли вам заказать ОВОС с учетом всех обстоятельств вашей ситуации.

    Информацию о том, какие ОВОС мы разрабатывали, вы можете найти в разделе «Выполненные работы».

    Посмотрите видео о проектировании раздела ОВОС

    Правила проведения ОВОС: процедура ОВОС

    ОВОС – это "экологический паспорт" проекта. Разработка этого раздела проекта регламентируется ФЗ № 174 от 23.11.1995 и в некоторых случаях ее принципы изложены в СанПин 2.2.1/2.1.1.1200-03.

    Необходимо понимать, что ОВОС – это не мониторинг уже нанесенного вреда на стадии строительства, для выявления и расчета вредных факторов используются превентивные методы. Разработка ОВОС объективно нужна для того, чтобы предотвратить негативное действие хозяйственного объекта на окружающую среду, жизнь и здоровье людей. Мало того, у каждого заказчика есть и субъективная цель.

    Нужно доказать общественности и государственным органам, что объект на самом деле не причинит вреда, предоставить научные обоснования, что он не изменит положение окружающей среды в худшую сторону. Кроме того, хочется, чтобы процедура прошла как можно быстрее и исключительно без проблем.

    Разработка раздела ОВОС состоит из следующих важных этапов:

    1. 1.Подготовка уведомления о намерениях — УН. Первым пунктом в структуре работы стоит информирование общественности о том, что планируется определенный объект, который будет осуществлять конкретные виды деятельности. Достоянием общественности нужно также сделать реальные разумные альтернативы проекту.
    2. 2.Подготовка заявления о воздействии на окружающую среду — ЗВОС. На данном этапе разработки проекта ОВОС необходимо выявить все возможные негативные воздействия планируемого объекта. Проводят анализ экологической ситуации на данный момент, включая недавние изменения, выявляют возможные воздействия, их характер, интенсивность, основные источники.
    3. 3.Проведение общественных слушаний и составление соответствующего протокола. На основе этого документа осуществляется корректировка решений, определяется содержание и намечаются этапы необходимых изысканий и исследований.
    4. 4.Далее процесс проведения ОВОС предусматривает внесение в проект корректив соответственно протоколу общественных слушаний. Необходимо разработать мероприятия, которые помогут предотвратить негативные последствия для всех субъектов.
    5. 5.Подготовка заявления об экологических последствиях — ЗЭП. Этим документом заказчик даёт общественности гарантии того, что новый объект не причинит вреда окружающей среде и здоровью людей. Можно сказать, что на этом проведение ОВОС завершено. Но остаётся еще один важный момент — проведение государственной экологической экспертизы.

    ОВОС и экологическая экспертиза (ГЭЭ)

    После того как выполнена оценка воздействия на окружающую среду, должен быть проведён контроль со стороны государственных органов. Контролируют ОВОС во время экспертизы по экологии.

    Создается комиссия государственной экологической экспертизы, которая рассматривает материалы ОВОС, исходные данные Заказчика, экологические изыскания.

    Компетентные органы должны установить правильность проведения процедуры на всех этапах и её соответствие нормативным актам.

    В г. Москве госэкоэкспертиза проводится в Департаменте Природопользования и Охраны Окружающей Среды, в Московской области - в Минэкологии М.О., федеральная экологическая экспертиза осуществляется РосПриродНадзором.

    В случае необходимости на этой стадии наша компания проводит согласование ОВОС во всех необходимых инстанциях, с прохождением экологической эккспертизы и участием в общественных слушаниях.

    Проект ОВОС, госстройэкспертиза и разрешение на строительство

    Согласно градостроительному кодексу, госстройэкспертиза не проводится в отношении проектной документации на производственные двухэтажные здания площадью менее 1500 квадратных метров.

    При этом, указанным зданиям санитарно-защитная зона должна быть установлена по границе здания или участка, или не требоваться вовсе.  

    Поэтому бывает так - застройщик или инвестор направляет документы в госстройнадзор с заявлением о выдаче разрешение на строительство и рассчитывает на то, что процесс согласования будет кратким.

    Госорган дает ответ, что нужно либо пройти госстройэкспертизу, либо, как пример, предоставить доказательство, что объекту застройщика не требуется санитарно-защитная зона (СЗЗ) или что СЗЗ сокращена по границе земельного участка.

    Если объект действительно незначительный (пятого класса опасности по классификации СанПин 2.2.1/2.1.1.1200-03, и при этом заявитель - малый бизнес), то для него разрабатывается раздел проекта ОВОС, обосновывающий размер СЗЗ по границам земельного участка или здания.

    Если же объект не проходит по санитарной классификации, то есть два пути. Первый - либо уменьшить масштаб производственной деятельности для попадания в нужную категорию по закону. Иной путь – сокращать санзону до "0", что достаточно долго и затратно. 

    В любом случае, мы можем вам помочь.

    После разработки проекта ОВОС и подачи его в составе документации для получения разрешения на строительство, дальнейших проблем у наших Заказчиков не возникает.

    Стоимость ОВОС

    Если вы хотите уточнить стоимость раздела проекта ОВОС — позвоните по телефону, указанному на сайте. Отметим, что цена будет зависеть от размера объекта, сроков выполнения и порядка оплаты (авансирование, НДС и т.п.).

    Примерные границы цен на ОВОС вы можете найти в разделе «Цены».

    Вы можете также оставить заявку на бесплатную консультацию с экспертом-экологом, заполнив форму ниже.

    xn--80anccgcwd3a3hra8a.xn--p1ai