Транспортная логистика. Транспортная логистика определение


Транспортная логистика

  1. Основные понятия и определения логистики (логистика, логистическая функция, логистическая операция, логистическая цепь, логистическая система). Функции и принципы логистики. Материальные потоки и их типы.

Логистика – наука о планировании, организации, управлении и контроле движения материальных и информационных потоков в пространстве и во времени от их первичного источника до конечного потребителя.

С экономической точки зрения, Логистика – совокупность различных видов деятельности с целью получения с наименьшими затратами необходимого количества продукции в установленное время и в установленном месте, в котором существует конкретная потребность в данной продукции.

Логистическая цепь – это линейно упорядоченная последовательность этапов прохождения материального и информационного потока от поставщика до потребителя.

Логистическая функция - это укрупненная группа (совокуп­ность) логистических операций, которые однородны с точки зрения их цели и направлены на реализацию целей логистиче­ской системы.

Логистическая операция – это обособленная совокупность действий, направленных на преобразование материального и информационного потока.

Основные логистические функции:

  • формирование хозяйственных связей по поставкам товаров или оказанию услуг, их развитие, корректировка и рационализация;

  • определение объемов и направлений материальных потоков;

  • прогнозные опенки потребности в перевозках;

  • определение последовательности продвижения товаров через места складирования, определение оптимального коэффициен­та складской звенности при организации товародвижения;

  • развитие, размещение и организация складского хозяйства;

  • управление запасами в сфере обращения;

  • осуществление перевозки, а также всех необходимых операций в пути следования грузов к пунктам назначения;

  • выполнение операций, непосредственно предшествующих и завершающих перевозку товаров, т. е. упаковка, маркировка, подготовка к погрузке, погрузочно-разгрузочныс работы и т. п.;

  • управление складскими операциями, которые включают в себя сдачу и приемку грузов по количеству и качеству, хранение, подсортировку и подготовку необходимого покупателю ассор­тимента, организацию доставки мелкими партиями и т. д.

Основными принципами логистики являются:

  1. Системность. Означает организацию и осуществление закупок, хранение, производство, сбыт и транспортировку как единого процесса. Материальные потоки в экономике складываются в результате действий многих участников, каждый из которых преследует свою собственную цель. Если участники смогут согласовать свою деятельность в целях рационализации совместного объекта управления, то все вместе получат существенный экономический выигрыш.

  2. Комплексность.

  • Формирование всех видов обеспечения для осуществления движения потоков в конкретных условиях;

  • Координация действий участников движения продукции;

  • Осуществление централизованного контроля выполнения задач, стоящих перед логистическими структурами фирм.

  • Стремление фирм к тесному сотрудничеству с внешними партнерами по товарной цепочке и установлению прочных связей между различными подразделениями фирм.

3.Научность.

  • Усиление расчетного начала на всех стадиях управления потоком от планирования до анализа, выполнение подробных расчетов всех параметров траектории движения потока;

  • Квалифицированные кадры – самый важный ресурс логистичеких структур.

  1. Конкретность.

  • Четкое определение конкретного результата как цели перемещения потока с учетом технических и экономических требований;

  • Осуществление движения с наименьшими издержками всех видов ресурсов;

  • Руководство логистикой со стороны учетно-калькуляционных подразделений, результаты работы которых измеряются полученной прибылью;

  • Конструктивность.

    • Диспетчеризация потока, непрерывное отслеживание перемещения и изменения каждого объекта потока и оперативная корректировка его движения.

    5. Надежность.

      • Обеспечение безотказности и безопасности движения;

      • Высокие скорости и качество поступления информации и технологии ее обработки.

    1. Вариантность.

      • Возможность гибкого реагирования фирмы на колебания спроса и другие воздействия внешней среды;

      • Целенаправленное создание резервных мощностей, загрузка которых осуществляется в соответствии с предварительными резервными планами фирмы.

      1. Основные понятия и определения логистики (логистика, логистическая цепь, логистическая система). Материальные потоки и их классификация.

      Логистика – наука о планировании, организации, управлении и контроле движения материальных и информационных потоков в пространстве и во времени от их первичного источника до конечного потребителя.

      С экономической точки зрения, Логистика – совокупность различных видов деятельности с целью получения с наименьшими затратами необходимого количества продукции в установленное время и в установленном месте, в котором существует конкретная потребность в данной продукции.

      Логистическая цепь – это линейно упорядоченная последовательность этапов прохождения материального и информационного потока от поставщика до потребителя.

      Логистическая система – адаптивная система с обратной связью, выполняющая те или иные логистические функции или операции, состоящая из подсистем, имеющая развитые связи с внешней средой.

      Материальный поток – составляют ресурсы (сырье, основные и вспомогательные материалы, полуфабрикаты, комплектующие, топливо и т.д.), незавершенное производство и готовая продукция.

    2. studfiles.net

      Транспортная логистика понятие и сущность

      Четвертый принцип транспортной логистики утверждает приоритет действительного оказания транспортной услуги, пусть даже небольшой, над технической возможнос­тью оказания транспортных услуг в большом объеме, но не реализованной практически из-за отсутствия заказов на перевозки грузов. Здесь имеется в виду, что транспортное предприятие мо­жет иметь по наличию перевозочных средств большие возможно­сти перевозок грузов, но не иметь заказчиков этих услуг из-за плохой организации работы по продвижению услуг на рынок, или из-за высоких установленных тарифов на перевозки, или из-за жесткой конкуренции с другими транспортными предприятия­ми в том же сегменте рынка транспортных услуг. Такую ситуа­цию транспортная логистика признает неэффективной и утверж­дает, что следует больше внимания уделять работе по привлечению заказчиков.

      Пятый принцип транспортной логистики заключается в необходимости выбора не наивысшего, а оптимального уровня транспортного обслуживания клиентов. Следует выбирать обоснованное компромиссное решение по уровню транспортного обслуживания: он должен быть не очень низким (чтобы не поте­рять клиентов) и не слишком высоким (чтобы стоимость транс­портных услуг не была слишком высокой). Практически наибо­лее эффективным решением в таких случаях является организа­ция гибкой системы предоставления разного уровня транспортного обслуживания для различных заказчиков, т. е. для разных сег­ментов рынка транспортных услуг [5, С. 199].

      Шестой принцип утверждает необходимость анализировать потреб­ность в транспортной услуге в начале грузопотока, т. е. в том пункте транспортного процесса, где возникает потребность в пе­ревозках грузов.

      Седьмой принцип транспортной логистики заключается в том, что при планировании или проектировании какого-либо отдельного звена логистического процесса следует рассматривать это звено не изолированно, а проанализировать влияние этого звена на всю· систему транспортной логистики. Этот принцип реализуется при рассмотрении технологии и условий перевозок грузов, т. е. при обсуждении требуемой транспортной услуги между транспортным предприятием и грузоотправителем [5, С. 200].

      Восьмой принцип транспортной логистики рекомен­дует транспортному предприятию выполнять расчеты стоимости каждой отдельной элементарной операции транспортного обслуживания, таких как:

      - подача порожнего транспортного средства к заказчику под погрузку;

      - погрузка одного транспортного пакета на поддоне в транспортн­ое средство;

      - разгрузка 1 т непакетированных грузов с транспортного сред­ства на склад;

      - перевозка 1 т грузов на расстояние 1км.

      Девятый принцип транспортной логистики состоит в выполнении по всем конкурентоспособным вариантам перевозок грузов технико-экономических расчетов и обоснований, с тем чтобы предложить заказчику наиболее эффективный вариант, технологию и условия перевозок грузов. Эти расчеты и обоснования могут выполняться транспортным предприятием заранее и храниться компьютерном банке данных.

      Десятый принцип транспортной логистики рекомендует каждому транспортному предприятию выполнять разработку стратегии на один, пять и 10 лет и руководствоваться ею в своих отношениях с другими предприятиями, государственными органами и между подразделениями и отдельными сотрудниками самого транспортного предприятия.

      Одиннадцатый принцип транспортной логистики заключается в сборе и использовании транспортным предприя­тием наиболее полной информации о грузоотправителях и грузополучателях в регионе своего действия, других транспортных предприятиях-конкурентах, других видах транспорта – возможных партнерах, по мультимодальным перевозкам, по государственным органам по, транспортному законодательству, по банкам и страховым компаниям, грузовым терминалам, по таможенным складам и т. д. [5, С. 201].

      Двенадцатый принцип транспортной логистики рекомендует создание и поддержание хороших деловых, парт­нерских отношений с другими транспортными предприятиями - участника перевозочных процессов на основе учета взаимных интересов и компромиссов.

      Таким образом, транспортная логистика — перемещение требуемого количества товара в нужную точку, оптимальным маршрутом за требуемое время и с наименьшими издержками.

      Транспорт – отрасль материального производства, осуществляющая перевозки пассажиров и грузов. Нами было отмечено, что транспорт как система, состоит из двух подсистем: транспорт общего пользования и транс­порт не общего пользования. К основным задачам транспортной логистики относятся: создание транспортных систем, в том числе созда­ние транспортных коридоров и транспортных цепей; обеспечение технологического единства транспортно-складского процесса; совместное планирование транспортного процесса со складским и производственным; выбор вида транспортного средства; выбор типа транспортного средства; определение рациональных маршрутов доставки.

      1.2. Генезис и развитие транспортной логистики в России

      Россия внесла значительную лепту в развитие логистики. Еще в начале XX столетия петербургские профессора путей сообщения издали труд под названием «Транспортная логистика». На его основе были построены модели перевозки войск, их обеспечения и снабжения. Эти модели получили практическое применение при планировании и проведении ряда кампаний русской армии в ходе первой мировой войны.

      В СССР в годы первых пятилеток на основе принципов транспортной логистики разрабатывались графики поставок грузов для важнейших строек, полярных и других экспедиций. В период Великой Отечественной войны службы военных сообщений организовывали движение фронтовых грузов всеми видами транспорта. В послевоенный период логистика получила дальнейшее развитие. В частности, в 1950 г. издан труд Б.Г. Бахаева «Основы эксплуатации морского флота». В этом труде сформулировано основное кредо логистики, суть которого сводилась к требованию рациональной организации перевозок и перевалок грузов в требуемом количестве и необходимого качества в заданный пункт назначения с минимальными издержками в обусловленный срок.

      В конце 1970-х годов в Ленинграде была разработана логистическая технология, т. е. работа видов транспорта по методу транспортного узла, где осуществлялось их взаимодействие. Концепции отечественных ученых изучались западными специалистами. В настоящее время они положены в основу развития единой Европейской транспортной системы стран ЕС [7, С. 3].

      Начало XXI века можно охарактеризовать скачком числа и уровня сервиса транспортных компаний. Потребность страны в перевозках грузов, новая бизнес-логистика вместо командной государственной, способствовали зарождению свежей отрасли народного хозяйства - автодоставке. В двухтысячном десятилетии объемы автомобильных перевозок увеличивались на 5-8% из года в год. Автомобильные перевозки грузов по количеству перевезенного товара на сегодняшний день опередили железнодорожные перевозки, являющиеся лидером при плановой экономике. В настоящее время 70% грузоперевозок внутри государства производится грузовым автомобильным транспортом. Стоит обратить внимание, что практически все компании-перевозчики, занимающиеся автодоставкой грузов - коммерческие.

      Транспорт является важнейшим фактором эффективного развития экономики. Становление рыночных экономических отношений усиливает эту роль транспорта, так как при его непосредственном участии формируются региональные товарные рынки. Становится более актуальной главная задача транспорта - ускорение оборота материальных ценностей, доставки готовой продукции, перевозки людей, Ибо это прямо затрагивает экономические интересы как производителей, так и потребителей [3, С. 85].

      Дорожно-транспортный комплекс России - одно из крупнейших звеньев ее экономики. На сегодняшний день общая протяженность автодорог федерального и регионального значения в России составляет около 605 тыс. км.

      Сфера применения автотранспорта широка. Он выполняет большую часть коротких внутрирайонных перевозок, доставляет грузы к станциям железных дорог и речным пристаням и развозит их к потребителям. В северных и восточных районах, где почти нет других видов сухопутного транспорта, им осуществляются дальние межрайонные перевозки.

      В отличие от других видов транспорта автотранспорт во все возрастающих объемах перевозит международные грузы. Это обусловлено его высокой маневренностью, большой скоростью, обеспечением перевозок непосредственно от отправителя до получателя в прямых бесперегрузочных сообщениях. Мобильность автомобильного транспорта позволяет оперативно реагировать на изменение пассажиров и грузопотоков.

      Динамика роста российского автомобильного парка одна из самых высоких в мире. Тем не менее, этот процесс происходит в условиях существенного отставания потребительских и экологических показателей отечественных автотранспортных средств и используемых моторных топлив от достигнутого мирового уровня. Не ликвидировано уже существующее многие годы отставание в развитии и техническом состоянии улично-дорожной сети. В парке грузового автотранспорта сохраняется значительная доля (свыше 50%) автомобилей устаревших моделей, у которых срок эксплуатации превысил 10 лет. Все также невысок удельный вес (14–15%) новых автомобилей, выпущенных не позже 1996 г. Ежегодное обновление парка грузовых автомобилей не превышает 5%.

      В последние годы общая численность парков автобусов и грузовых автомобилей изменялась практически незначительно. Тем временем интенсивно растет количество легковых автомобилей в собственности граждан. Автомобилизация страны стимулируется инвестициями населения и бизнеса, которые ежегодно вкладывают только в новые автомобили до 4 миллиардов долларов.

      mirznanii.com

      Транспортная логистика – основные понятия, задачи и основные определения транспортной логистики, распределение в транспортной логистике

      Задачи и основные определения транспортной логистики

       

      Для применения на практике различных логистических схем используются разнообразные транспортные единицы. Все составляющие логистической цепочки соединены при помощи транспорта. Главная задача транспортной логистики – доставить определенный груз из начального в конечный пункт по более выгодному маршруту подходящим транспортом, в установленные заказчиком перевозки сроки и оптимизацией сопутствующих расходов. Стоимость любой продукции составляется с учетом цены сырья, расходов на изготовление единицы товара, а так же сопутствующих затрат в период от приобретения сырья до попадания готовых единиц товара в руки покупателей. Во многом розничная цена любой продукции зависит от количества посредников в цепи «производитель-рядовой потребитель» и наценок, используемых ими для получения прибыли. При этом стоимость услуг транспортной логистики может наполовину состоять из реальных затрат на транспортировку продукции (от источника сырья до точек розничной торговли).

      Транспортная система подразделяется на две ветви:

      - транспорт общего пользования

      - транспорт необщего пользования

      К первой категории относятся транспортные единицы, основным предназначением которых является перевозка граждан и гостей государства, а так же обслуживание сферы обращения. Уместно применять к данной категории и определение «магистральный транспорт». Относиться к этой группе могут единицы любых видов транспорта: железнодорожного, автомобильного, морского и прочих. Транспорт необщего пользования – это единицы, находящиеся в частной собственности организаций, для которых осуществление перевозок не является основным направлением деятельности. Чаще всего транспорт необщего пользования является важной составляющей процесса производства.

      Транспорт может рассматриваться как обособленная сфера логистики или как одна из составляющих сложного логистического процесса. При этом важно, чтобы все транспортные процессы проходили с высокой степенью согласованности действий их участников. Для соблюдения этого условия необходимо решить ряд промежуточных задач. Это прежде всего контроль соответствия всех участников транспортной сферы по техническим и технологическим параметрам. Важно достигнуть договоренности между всеми участниками перевозки в финансовых вопросах, а так же утвердить общие стандарты планирования.

      Выполнение транспортировки груза из пункта А в пункт Б под контролем одного оператора позволяет разработать наиболее выгодный план доставки и оптимизировать расходы. Классическую логистическую систему при транспортировке смешанным методом можно определить по следующим признакам:

      - Привлечение транспорта не менее чем из двух различных категорий

      - Один организатор транспортировки

      - Общая транспортная бумага

      - Единые тарифы на оказываемые услуги

      - Организованная схема работы

      - Гарантия успешного выполнения доставки (материальную ответственность за груз несет оператор)

      При четком следовании этим условиям перевозка должна пройти на высшем качественном уровне. А это значит, что груз окажется в установленном количестве, комплектации и качестве, в конечной точке маршрута в оговоренные сроки. При этом стоимость доставки должна быть приемлемой для заказчика. Для соблюдения условия соответствия транспорта техническим и технологическим требованиям необходимо использовать общие схемы планирования и согласовать финансовые требования всех заинтересованных сторон. Необходимо провести оценку целесообразности использования конкретных видов транспорта, а так же моделей и единиц для транспортировки имеющегося груза по выбранному маршруту. Техническая сопряженность является основой рационального выполнения модальных перевозок, доставки с использованием специального оборудования или сборных грузов.

      Сопряженность технологическая делает возможным использование общей схемы транспортировки, налаживание сообщения без перегрузок или выполнение их прямым методом. Экономическая сопряженность заключается в утверждении тарифов для заказчиков перевозок с оценкой рынка. Единые планы графиков разрабатываются сообща участниками логистической системы при общем планировании коммерческой деятельности.

      Транспортная логистика решает следующие задачи:

      - Разработка транспортных систем, создание и отработка выгодных маршрутов, транспортных цепей и коридоров.

      - Организация процессов хранения и транспортировки грузов

      - Составление планов перевозок и оптимизация их относительно производственных и складских процессов.

      - Составление маршрута и оценка его рентабельности.

      - Подбор транспорта для выполнения перевозки и прочее.

       

      Распределение в транспортной логистике

       

      Понятие распределения партий продукции применяется в двух случаях:

      - Хранение на складе товаров, подготовленных к перевозке

      - Доставка грузов в указанные заказчиком точки

      Термин «доставка» в данном контексте используется для обозначения перемещения грузов из одного пункта в другой с привлечением транспортных единиц. Любая транспортная система предполагает наличие транспорта, перемещаемого груза и самого процесса перевозки.

      Перевозки могут осуществляться внутри производства или быть внешними. К первой категории относят движения грузов между складами и производственными цехами одной компании. Внешние перевозки предполагают отправку груза от производителя (или продавца) покупателю.

      Допускается рассматривать вместе перевозки обоих типов. Для осуществления внутренних перевозок рекомендуется так же применять внешние транспортные средства, в тех случаях, когда это позволяет сэкономить. Предмет транспортно-распределительной сферы логистики – это совокупность задач различных типов. Среди них – организация процесса перевозки транспортом общего предназначения, согласование плана перевозки со складскими и производственными процессами, соблюдения технологических требований и соответствий.

       

      Перевозки внутрипроизводственного типа

       

      Транспортные средства, используемые внутри производства, делятся на две категории: стационарные и подвижные. Устройства первой группы предполагают движение продукции по требуемому направлению в условии заданной линии. Это ременный или ручной подвесной транспортер, рольганг, ручные тали и прочее. Стационарные транспортные средства могут иметь вертикальные опоры от пола, или не иметь. Подвижные транспортные средства разделяются по направлению перемещения (вертикально/горизонтально). Это лифты и другие подъемники, а так же кары. Системы, по которым груз движется влево/вправо могут нуждаться в опорах или быть независимыми. К первой категории относятся тягачи и кары, ко второй – свободные монорельсовые системы. В наши дни наибольшую популярность имеют устройства, управлять которыми оператор может дистанционно.

      Материальный поток просто не может существовать без транспортировки. Именно по этой причине перемещение грузов на перевозке является важной отраслью транспортной логистики. Нередко сервис транспортировки дополняется погрузочно-разгрузочными манипуляциями и становится центром активности в логистической системе. Транспортировка в этом случае означает совокупность процессов перемещения продукции на всех этапах ее создания и реализации.  Это понятие включает в себя выполнение разнообразных работ помимо фактического перемещения груза, это: оформление документов на него, сопровождение, упаковка и т.д.

      Логистический менеджмент предприятия разделяет управление транспортной логистикой на следующие этапы:

      - Выбор варианта перевозки

      - Выбор типа транспорта

      - Выбор конкретной подкатегории (или моделей) транспорта

      - Поиск компании-транспортировщика и других партнеров

      - Проверка соответствия транспорта и его улучшение

      Разновидности транспортных средств:

      - Железнодорожные

      - Морские

      - Речные (внутренне-водные)

      - Автомобильные

      - Воздушные

      - Трубопроводные

      Необходимо понимать, что транспорт любой категории обладает своими плюсами и минусами.

       

       

      «Данная статья подготовлена специально для сайта http://www.pereezd-rb.ru.Копирование статьи разрешается только с указанием активной ссылки на наш сайт».

      www.pereezd-rb.ru