6.3. Порядок проведения медико-социальной экспертизы. Освидетельствование мсэ


Переосвидетельствование инвалидности. Медико-социальная экспертиза

Многие люди с ограниченными возможностями не понимают необходимости процедуры переосвидетельствования, особенно в случае инвалидности, присвоенной в детстве или связанной с тяжелыми необратимыми изменениями в организме. Повторное освидетельствование нужно не только для подтверждения ранее установленной инвалидности, но и для корректировки программы реабилитации, контроля динамики изменений в состоянии здоровья. Переосвидетельствование инвалидности ребёнка особенно важно для организации оптимальных условий его жизни и реабилитации. Разработанная система реабилитации позволяет максимально полноценно интегрироваться в жизнь общества.

Кроме этого, инвалид 3 группы получает ежемесячные пособия, льготы и другие выплаты, что значительно облегчает решение многих проблем, с которыми сталкивается больной человек. При других группах инвалидности значение государственной поддержки еще весомей. Поэтому процедура переосвидетельствования – важный момент в жизни человека с ограниченными возможностями.

переосвидетельствование инвалидности

Порядок и сроки переосвидетельствования инвалидности

Переосвидетельствование проходит в установленном федеральным законом порядке с периодичностью, определенной в зависимости от групп инвалидности. В настоящий момент действуют следующие правила прохождения данной процедуры:

• Инвалид 3 группы обязан пройти в течение года повторное освидетельствование 1 раз.

• Инвалид 2 группы в течение года должен прийти на повторное освидетельствование 1 раз.

• Инвалидам 1 группы необходимо пройти повторное освидетельствование 2 раза в течение года.

• Дети-инвалиды проходят процедуру один раз до окончания периода, на который определена инвалидность.

При бессрочной инвалидности повторное освидетельствование можно пройти, написав заявление лично или от имени законного представителя. Кроме этого, учреждение, осуществляющие лечебно-профилактический уход, может также направить на процедуру переосвидетельствования инвалидности при изменении в состоянии здоровья пациента.

Пройти процедуру можно заранее, но для проведения повторного освидетельствования ранее чем за два месяца до окончания срока инвалидности необходимо наличие личного заявления или направления медицинской организации, в которой ведётся наблюдение за течением болезни гражданина.

Процедуру повторного переосвидетельствования проводят также на дому. Для этого необходимо, чтобы лечащий врач сделал специальные отметки в направлении.

Главное и Федеральное бюро медико-социальной экспертизы

Переосвидетельствование группы инвалидности осуществляется на основе медико-социальной экспертизы, которая проводится бесплатно в бюро медико-социальной экспертизы по месту жительства, главным бюро и Федеральным бюро.

Федеральное казенное учреждение «Главное бюро медико-социальной экспертизы» (ФКУ ГБ МСЭ) – региональная служба проведения экспертизы, а также оказания комплекса услуг по реабилитации и восстановлению здоровья.

ФКУ ГБ МСЭ выполняет следующие функции:

• Организует повторную экспертизу в случае подачи заявления на обжалование заключения экспертной комиссии в бюро по месту жительства.

• Проводит МСЭ в ситуациях, когда необходимо специальное медицинское обследование.

• Осуществляет статистический анализ данных по количеству и демографическому составу граждан, имеющих инвалидность и обратившихся в бюро.

• Разрабатывает меры профилактики и предупреждения инвалидности.

• Контролирует деятельность каждого бюро.

Федеральное бюро медико-социальной экспертизы (ФБ МСЭ) – это федеральная служба проведения экспертизы, а также оказания комплекса услуг по реабилитации и восстановлению здоровья. Кроме этого, в задачи ФБ МСЭ входит обеспечение качественного протезирования.

фс мсэ

Федеральное бюро организует контроль деятельности остальных бюро, может назначать и осуществлять повторную экспертизу, изменять или отменять решения, принятые сотрудниками других бюро.

Граждане, не согласные с заключениями комиссий главных бюро, могут падать жалобу в Федеральное бюро, где будет назначена новая экспертиза. Здесь проводятся МСЭ и консультации по направлению главных бюро в ситуациях, когда нужно получить именно его экспертное заключение или необходимо провести сложный вид медицинского обследования.

Процедура медико-социальной экспертизы

Процедура экспертизы организуется работниками экспертной группы бюро. Проводится обследование обратившегося за экспертизой человека, рассматриваются его социальные, бытовые, психологические и трудовые характеристики. Изучается медицинская документация заболевания. На основе оценки всех полученных данных принимается решение об установлении инвалидности, её продлении или изменении группы инвалидности.

Если в результате комиссии было выявлено улучшение здоровья, трудоспособности и социально-бытовой адаптированности гражданина, то группа инвалидности может быть изменена. Инвалид 2 группы, в случае улучшения показателей состояния здоровья и условий жизни, может в ходе переосвидетельствования получить 3 группу инвалидности.

Заключение комиссии оглашается гражданину в присутствии всех членов экспертного состава и вносится в акт о проведенной экспертизе. В документ также вносится ряд сведений и справок, на основе которых было сделано заключение.

В случае надобности назначаются дополнительные обследования, проводимые в медицинской организации или Федеральном бюро. В ситуации отказа гражданина от программы дополнительных обследований данная информация отмечается в акте, и решение принимается на основе имеющихся сведений.

Процедура экспертизы может осуществляться на дому, если в связи с состоянием здоровья человек не может прийти в бюро. Для этого необходимо решение соответствующего бюро или направление медицинского учреждения, в котором проходит наблюдение гражданин, или стационара, где осуществляется лечение.

переосвидетельствование группы инвалидности

Заключение специалистов МСЭ

Заключение МСЭ является результатом работы экспертной комиссии. Состав специалистов комиссии зависит от бюро и его профиля. Экспертизу главного бюро осуществляют четыре врача разного профиля, эксперт по реабилитационной работе, социальный работник и психолог. Штатный состав бюро по месту жительства включает тех же специалистов, что и главное бюро, но количество врачей различного профиля меньше (три медицинских работника). Сотрудники комиссии принимают решение на основе большинства голосов.

Состав экспертной комиссии зависит от руководителя бюро, который принимает решение об участии того или иного специалиста в процедуре МСЭ. Также гражданин, направленный на экспертизу в бюро, имеет право привлекать дополнительных экспертов, но при условии оплаты их работы. Решение этих членов экспертной комиссии будет влиять на окончательное заключение МСЭ.

Специалисты МСЭ составляют заключение на основе предоставленной медицинской документации, после осмотра гражданина, обсудив все полученные сведения коллегиально. После объявления принятого решения, эксперты комиссии дают пояснения по сделанному заключению обратившемуся в бюро гражданину.

Обжалование заключений МСЭ

В ситуации, когда решение экспертной комиссии бюро в ходе переосвидетельствования инвалидности кажется необоснованным, можно подать заявление об обжаловании в бюро по месту жительство, где проходила экспертиза. В течение трёх дней заявление направят в главное бюро, где на основании результатов новой экспертизы выносится заключение. В ситуации несогласия с заключением главного бюро, обращение об обжаловании направляется в Федеральное бюро. В связи с обращением будет проведена повторная экспертиза и определено окончательное решение.

Заключение федерального бюро можно обжаловать только в суде.

Для обжалования заключения бюро необходимо написать заявление с указанием:

• Названия конкретного бюро, на рассмотрение которого направляется заявление.

• Личных данных (фамилии, имени, отчества, адреса места жительства, контактной информации) заявителя.

• Личных данных представителя.

• Предмета жалобы на проведенную экспертизу.

• Просьбы о проведении процедуры повторной экспертизы.

• Даты подачи заявления.

как продлить инвалидность

Как пройти МСЭ?

По результатам переосвидетельствования продлевается или снимается инвалидность, изменяется группа инвалидности, что влечет за собой изменение ИПР, размера льгот и пособий.

Для успешного прохождения экспертизы важно не только собрать все необходимые документы и результаты анализов, но и психологически подготовиться к процедуре. Решение принимается членами экспертного состава на основе оценки ограничение жизнедеятельности, при этом важную роль играет впечатление, которое производит гражданин на членов комиссии. Поэтому нельзя вести себя агрессивно или обижаться на некорректные вопросы. Отвечать следует спокойно и точно. При этом реакция смущения на вопрос будет гораздо лучше нетерпения и злости. К числу наиболее часто задаваемых вопросов, к которым нужно быть готовым, относят:

• Вопросы о течении болезни.

• Вопросы о трудоспособности (наличие работы, комфортность условий труда и т. д.).

• Вопросы о проводимом лечении (прохождение процедур ИПР, причины отказа от рекомендуемых видов диагностики и т. д.).

• Вопросы, связанные с особенностями функционирования организма.

• Вопросы о финансовом состоянии членов семьи, с целью выявления возможности участия больного в дорогостоящих программах реабилитации, не подлежащих государственному субсидированию.

инвалидность без переосвидетельствования

Переосвидетельствование инвалидности, документы необходимые для МСЭ

Чтобы пройти переосвидетельствование инвалидности, необходимо иметь при себе паспорт гражданина РФ, трудовую книжку, направление из поликлиники по месту жительства на процедуру экспертизы, амбулаторную карту, ИПР с указаниями о выполнении. Также необходимо написать и взять с собой заявление руководителю бюро о проведении переосвидетельствования. Если в течение года перед процедурой переосвидетельствования проводились консультации у специалистов или проводилось лечение в стационаре, то соответствующую документацию необходимо предоставить специалистом экспертного состава. С некоторых документов лучше сделать копии для предоставления в случае необходимости.

Дети-инвалиды проходят процедуру повторного освидетельствования практически в таком же порядке, что и первичное освидетельствование. Список необходимых документов тот же самый, но прибавляется справка об инвалидности и ИПР. При переосвидетельствовании инвалидности ребёнка необходимо наличие:

• Свидетельства о рождении ребёнка или паспорта (при достижении ребёнком 14 лет).

• Амбулаторной карты.

• Справки о полученном образовании или справки из учебного заведения, где проходит обучение.

• Заключений специалистов узкой направленности, выписок из стационаров.

• Документа, подтверждающего инвалидность;

• ИПР.

Продление инвалидности

Перед тем как продлить инвалидность, необходимо обратиться в медицинское учреждение по месту жительства. Обязательно наличие паспорта, медицинского страхового полиса, справки МСЭ об установлении инвалидности, амбулаторной карты, выписки из стационара (если там проходило лечение), ИПР. Медицинский работник выпишет направление на экспертизу, а также на проведение необходимых процедур и сдачу анализов. Нужно посетить бюро и записаться на ближайшую дату к окончанию срока инвалидности для переосвидетельствования. После этого необходимо обратиться к лечащему врачу по основному заболеванию, который даст заключение для экспертной комиссии. Также требуется пройти обследование у двух узких специалистов, к которым направит участковый терапевт. После получения результатов анализов и прохождения консультации всех врачей следует опять прийти на приём к терапевту, который внесёт данные в справку и выпишет направление на прохождение ВВК (военно-врачебная комиссия). Далее со всеми справками и копиями основных документов можно отправляться на процедуру МСЭ.

В случае отказа в продлении инвалидности выдаётся справка, в которой указывается результат экспертизы и основания для отказа. Решение бюро можно обжаловать в Федеральном бюро или в суде.

продление инвалидности

Переосвидетельствование детской инвалидности

Переосвидетельствование инвалидности ребёнка проходит в несколько ином порядке, чем у взрослых. Обязательно присутствие одного из родителей. Отличается список необходимых документов. Кроме того, не может быть установлена группа инвалидности, так как в детском возрасте присваивается общая категория «ребёнок-инвалид».

Для прохождения процедуры необходимо направление медицинских учреждений. Повторное освидетельствование проходит в период не раннее двух месяцев до окончания срока действия инвалидности, но не позднее указанной даты медико-социальной экспертизы. Стационарное наблюдение для продления инвалидности у ребёнка не обязательно. Рекомендательный характер носит и индивидуальная программа реабилитации, осуществление всех указанных в ней мероприятий не является обязательным условием для переосвидетельствования инвалидности.

Очень часто по достижению 18 лет при повторном освидетельствовании происходит признание трудоспособности. Это связано с тем, что при установлении взрослой инвалидности основное внимание уделяется не нарушениям функциям организма, а оценке способности к самостоятельному передвижению, самообслуживанию, трудовой деятельности и т. д.

переосвидетельствование детской инвалидности

Инвалидность без переосвидетельствования

Существует перечень заболеваний, при которых инвалидность устанавливается без указания срока переосвидетельствования.

К таким заболеваниям относят:

• Болезни внутренних органов.

• Нервно-психические расстройства.

• Анатомические дефекты.

• Болезни глаз.

При этом инвалидность без переосвидетельствования устанавливается не позднее чем по истечении двух лет после первичного признания инвалидности по заболеваниям данного перечня.

Инвалидность без переосвидетельствования также может быть установлена, если экспертной комиссией выявлена невозможность улучшения состояния здоровья, реабилитации человека и уменьшения ограничений его жизнедеятельности. В этом случае должно пройти не более четырёх лет после первичного освидетельствования инвалидности.

Для установления инвалидности без срока переосвидетельствования также должна отсутствовать положительная динамика в реабилитации, проводимой до назначения МСЭ. Соответствующие данные указываются в направление на экспертизу.

Кроме этого, процедура переосвидетельствования не назначается женщинам после 55 лет и мужчинам после 60, и устанавливается бессрочная инвалидность.

По мнению специалистов соцзащиты, переосвидетельствование лучше проходить даже в случае бессрочной инвалидности, чтобы вовремя выявить ухудшения состояния здоровья или необходимость замены протеза.

В случае если федеральное бюро осуществляет проверку вынесенных решений главного бюро, то при инвалидности без срока переосвидетельствования может быть всё же назначена МСЭ.

Неявка на переосвидетельствование инвалидности

В случае неявки на процедуру медико-социальной экспертизы выплата пенсии будет приостановлена на три месяца. Если в течение указанного срока службами медико-социальной экспертизы будет подтверждена инвалидность, пенсионные выплаты возобновятся со дня повторного признания инвалидности.

В ситуации, когда переосвидетельствование было пропущено по уважительной причине, выплата пенсий будет назначена со дня переосвидетельствования инвалидности, включая выплаты за пропущенный срок. Длительность срока, в течение которого не производились пенсионные выплаты, не имеет значения. При этом если экспертной комиссией установлена другая степень инвалидности, то выплаты за пропущенный срок будут произведены по прежней системе исчисления.

Возобновление выплат производится автоматически после получения Пенсионным фондом соответствующей документации, которая отправляется специализированной службой медико-социальной экспертизы и подтверждает проведенную процедуру переосвидетельствования.

fb.ru

Медико-социальная экспертиза (МСЭ).

Медико-социальная экспертиза (МСЭ) – это группа экспертов, определяющая в установленном порядке потребности освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты (в том числе степени ограничения способности к трудовой деятельности), включая реабилитацию, на основе оценки ограничений жизнидеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма.

Говоря простым языком, МСЭ определяет работоспособность гражданина и его потребность в социальной защите. В случае установления потребности социальной защиты определяется группа инвалидности и меры реабилитации, необходимые гражданину. Т.е. МСЭ проводится для того, чтобы юридически признать человека инвалидом и определить степень повреждения его здоровья.

Порядок направления гражданина на МСЭ.
  1. Гражданин направляется на медико-социальную экспертизу организацией, оказывающей лечебно-профилактическую помощь, независимо от ее организационно-правовой формы, органом, осуществляющим пенсионное обеспечение либо органом социальной защиты населения.

  2. Организация, оказывающая лечебно-профилактическую помощь, направляет гражданина на медико-социальную экспертизу после проведения необходимых диагностических, лечебных и реабилитационных мероприятий при наличии данных, подтверждающих стойкое нарушение функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами.При этом в направлении на медико-социальную экспертизу, форма которого утверждается Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации, указываются данные о состоянии здоровья гражданина, отражающие степень нарушения функций органов и систем, состояние компенсаторных возможностей организма, а также результаты проведенных реабилитационных мероприятий.
  3. Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, а также орган социальной защиты населения вправе направлять на медико-социальную экспертизу гражданина, имеющего признаки ограничения жизнедеятельности и нуждающегося в социальной защите, при наличии у него медицинских документов, подтверждающих нарушения функций организма вследствие заболеваний, последствий травм или дефектов.Форма соответствующего направления на медико-социальную экспертизу, выдаваемого органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, или органом социальной защиты населения, утверждается Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
  4.  Организации, оказывающие лечебно-профилактическую помощь, органы, осуществляющие пенсионное обеспечение, а также органы социальной защиты населения несут ответственность за достоверность и полноту сведений, указанных в направлении на медико-социальную экспертизу, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
  5. В случае если организация, оказывающая лечебно-профилактическую помощь, орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, либо орган социальной защиты населения отказали гражданину в направлении на медико-социальную экспертизу, ему выдается справка, на основании которой гражданин (его законный представитель) имеет право обратиться в бюро самостоятельно.Специалисты бюро проводят осмотр гражданина и по его результатам составляют программу дополнительного обследования гражданина и проведения реабилитационных мероприятий, после выполнения которой рассматривают вопрос о наличии у него ограничений жизнедеятельности.
Кем проводится медико-социальная экспертиза?
  1. Медико-социальная экспертиза проводится в бюро по месту жительства гражданина (по месту пребывания, по месту нахождения пенсионного дела инвалида, выехавшего на постоянное жительство за пределы Российской Федерации).
  2. В главном бюро медико-социальная экспертиза гражданина проводится в случае обжалования им решения бюро, а также по направлению бюро в случаях, требующих специальных видов обследования.
  3. В Федеральном бюро медико-социальная экспертиза гражданина проводится в случае обжалования им решения главного бюро, а также по направлению главного бюро в случаях, требующих особо сложных специальных видов обследования.
Возможно ли проведение медико-социальной экспертизы на дому?

Да. МСЭ может проводиться на дому в случае, если гражданин не может явиться в бюро (главное бюро, Федеральное бюро) по состоянию здоровья. Для проведения МСЭ на дому необходимо заключение организации, оказывающей лечебно-профилактическую помощь, или в стационаре, где гражданин находится на лечении, или заочно по решению соответствующего бюро.

Что нужно для проведения МСЭ?

Для проведения МСЭ необходимо заявление от гражданина, нуждающегося в освидетельствовании, либо заявление от его законного представителя.

Заявление подается в бюро в письменной форме с приложением направления на медико-социальную экспертизу, выданного организацией, оказывающей лечебно-профилактическую помощь (органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, органом социальной защиты населения), и медицинских документов, подтверждающих нарушение здоровья.

Медико-социальная экспертиза проводится специалистами бюро (главного бюро, Федерального бюро) путем обследования гражданина, изучения представленных им документов, анализа социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических и других данных гражданина.

Как принимается решение МСЭ?

Решение о признании гражданина инвалидом либо об отказе в признании его инвалидом принимается простым большинством голосов специалистов, проводивших медико-социальную экспертизу, на основе обсуждения результатов его медико-социальной экспертизы.

Решение объявляется гражданину, проходившему медико-социальную экспертизу (его законному представителю), в присутствии всех специалистов, проводивших медико-социальную экспертизу, которые в случае необходимости дают по нему разъяснения.

По результатам медико-социальной экспертизы гражданина составляется акт, который подписывается руководителем соответствующего бюро (главного бюро, Федерального бюро) и специалистами, принимавшими решение, а затем заверяется печатью.

Заключения консультантов, привлекаемых к проведению медико-социальной экспертизы, перечень документов и основные сведения, послужившие основанием для принятия решения, заносятся в акт медико-социальной экспертизы гражданина или приобщаются к нему.

Порядок составления и форма акта медико-социальной экспертизы гражданина утверждаются Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

Срок хранения акта медико-социальной экспертизы гражданина составляет 10 лет.

Что делать, если гражданину необходимы специальные виды обследования?

В случаях, требующих специальных видов обследования гражданина в целях установления структуры и степени ограничения жизнедеятельности (в том числе степени ограничения способности к трудовой деятельности), реабилитационного потенциала, а также получения иных дополнительных сведений, может составляться программа дополнительного обследования, которая утверждается руководителем соответствующего бюро (главного бюро, Федерального бюро). Указанная программа доводится до сведения гражданина, проходящего медико-социальную экспертизу, в доступной для него форме.

Программа дополнительного обследования может предусматривать проведение необходимого дополнительного обследования в медицинской, реабилитационной организации, получение заключения главного бюро или Федерального бюро, запрос необходимых сведений, проведение обследования условий и характера профессиональной деятельности, социально-бытового положения гражданина и другие мероприятия.

После получения данных, предусмотренных программой дополнительного обследования, специалисты соответствующего бюро (главного бюро, Федерального бюро) принимают решение о признании гражданина инвалидом либо об отказе в признании его инвалидом.

В случае отказа гражданина (его законного представителя) от дополнительного обследования и предоставления требуемых документов решение о признании гражданина инвалидом либо об отказе в признании его инвалидом принимается на основании имеющихся данных, о чем делается соответствующая запись в акте медико-социальной экспертизы гражданина.

progavrichenko.ru

Правовые аспекты проведения МСЭ - Сотрудникам службы МСЭ - Каталог статей

НЕКОТОРЫЕ ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ПРОВЕДЕНИЯ МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ ЭКСПЕРТИЗЫЛ.Ю. Балека, В.Н. Потапов

Рассмотрено состояние системы медико-социальной экспертизы. Предложены нововведения способные качественно улучшить и ускорить процесс экспертизы.    

Медико-социальная экспертиза, заочная экспертиза, оценка качества.

В последние годы в научной, медицинской и правовой литературе широко обсуждаются вопросы создания механизмов, направленных на обеспечение определенного уровня оказания медицинской помощи. Признавая принцип свободы экономической деятельности, государство для защиты конституционного охраняемых прав граждан, особенно в среде здравоохранения, нуждается в адекватности механизмов регулирования.

Устанавливая жестко ограниченный перечень требований, государство, с одной стороны, гарантирует гражданам требуемый уровень оказания медицинской помощи, а с другой — стимулирует развитие добросовестных участников рынка медицинских услуг, в том числе посредством привлечения недобросовестных организаций к юридической ответственности. Одним из подобных механизмов, широко распространенным и в мировой практике, является лицензирование медицинской деятельности.

Основной целью при исполнении государственной функции по лицензированию является предотвращение ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровья граждан. Согласно действующему законодательству предприятия, учреждения и организации государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения могут осуществлять свою деятельность только при наличии лицензии на избранный вид деятельности.

Федеральный закон Российской Федерации от 04.05.2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» защищает права граждан, их законные интересы, нравственность и здоровье, обеспечивает государственную политику в области обороны страны, безопасности государства, а так же основы единого рынка.

Федеральным законом устанавливается единый порядок лицензирования отдельных видов деятельности на территории Российской Федерации, включая порядок предоставления заявления и прилагаемых к нему документов соискателем лицензии, порядок принятия решения о предоставления лицензии, а так же порядок лицензионного контроля.

Условием для предоставления лицензии выступает соответствие соискателя лицензии требованиям, установленным настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными, правовыми актами Российской Федерации. Соблюдение этих требований лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности. Таким образом, согласно вышеизложенному, любое медицинское вмешательство, в том числе направленное на назначение каких — либо дополнительных методов обследования, установку клинических диагнозов, назначение реабилитационных мероприятий, назначение лечебных процедур, решение вопроса трудоспособности граждан, требует наличие у учреждения, независимо от его формы собственности, лицензии на соответствующий вид медицинской деятельности.

Кроме того, в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. № 323-Ф3 «Об основах охраны граждан в Российской Федерации» необходимым предварительным условием медицинского вмешательства является дача информированного добровольного согласия гражданина или его законного представителя на медицинское вмешательство на основании предоставленной медицинским работником в доступной форме полной информации о целях, методах оказания медицинской помощи, связанном с ним риске, возможных вариантах медицинского вмешательства, о его последствиях, а так же о предполагаемых результатах оказания медицинской помощи.

Гражданин, один из родителей или иной законный представитель лица, имеют право отказаться от медицинского вмешательства или потребовать его прекращения.

Приказом Минздравсоцразвития России от 23 апреля 2012 г. № 390-н «Об утверждении перечня определенных видов медицинских вмешательств, на которые граждане дают информированное добровольное согласие при выборе врача и медицинской организации при выборе врача и медицинской организации для получения первичной медико-санитарной помощи» утвержден перечень определенных видов медицинских вмешательств, при проведении которых необходимо добровольное согласие гражданина.

В частности, в вышеуказанный перечень входят следующие виды медицинских вмешательств:1. Опрос, в том числе выявление жалоб, сбор анамнеза.2. Осмотр, в том числе пальпация, перкуссия, аускультация, риноскопия, фарингоскопия, непрямая ларингоскопия, вагинальное исследование (для женщин), ректальное исследование.3. Антропометрические исследования.4. Термометрия.5. Тонометрия.6. Неинвазивные исследования органа зрения и зрительных функций.7. Неинвазивные исследования органа слуха и слуховых функций.8. Иследование функций нервной системы (чувствительной и двигательной сферы).9. Лабораторные методы обследования, в том числе клинические, биохимические, бактериологические, вирусологические, иммунологические.10. Функциональные методы образования, в том числе электрокардиография, суточное мониторирование артериального давления, суточное мониторирование электрокардиограмм, спирография, пневмотахометрия, пикфлуометрия, реоэнцефалография, кардиотокография (для беременных).11. Рентгенологические методы обследования, в том числе флюорография (для лиц старше 15 лет) и рентгенография, ультразвуковые исследования, доплерографические исследования.12. Введение лекарственных препаратов по назначению врача, в том числе внутримышечно, внутривенно, подкожно, внутрикожно.13. Медицинский массаж.14. Лечебная физкультура.

Таким образом, мы видим, что для проведения всех вышеперечисленных мероприятий в отношении гражданина, необходимо его информированное добровольное согласие, и он вправе отказаться как от медицинского вмешательства в целом, так и от отдельных его видов. Но самое главное заключается не в согласии или отказа гражданина, а в том, что на проведение всех вышеуказанных мероприятий необходимо наличие лицензии, причем именно на эти виды медицинских вмешательств.

А, как известно, служба медико-социальной экспертизы лицензии на различные виды медицинского вмешательства не имеет, а, следовательно, проводить их в отношении освидетельствуемых лиц, не имеет права.Более того, как уже было сказано выше, гражданин имеет право отказаться как от медицинского вмешательства в целом, так и от отдельных его видов.

То есть гражданин, представив в службу медико-социальной экспертизы заявление, направление на медико-социальную экспертизу и документ, удостоверяющий личность, вправе в дальнейшем отказаться от медицинского вмешательства со стороны специалистов бюро МСЭ, и в этом случае они обязаны вынести экспертное заключение по представленным медицинским документам без осмотра пациента.

Более того, специалисты бюро МСЭ, не имея лицензии, не вправе проводить опрос, сбор анамнеза, осуществляя пальпацию, перкуссию, аускультацию, тонометрию, неинвазивное исследования органа зрения и зрительных функций, неинвазивное исследование органа слуха и слуховых функций, исследование функций нервной системы, лабораторные методы исследования и т. д.

Таким образом, исходя из вышеизложенного, необходимость в очном освидетельствовании в службах медико-социальной экспертизы отпадает.

В соответствии со ст. 60 Федерального закона Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. №323-Ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» медико-социальная экспертиза проводится в целях определения потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма.

Как видно из этой статьи законодательством не предусматривается медицинское вмешательство со стороны специалистов бюро медико-социальной экспертизы, а на них возлагается только определение потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты. А степень расстройств функций организма, приводящих к ограничению жизнедеятельности, а так же необходимый перечень обследований гражданина возлагаются на медицинские организации, имеющих лицензию на соответствующий вид деятельности.

Более того, в соответствии с приказом Минтруда Российской Федерации от 11 октября 2012 г. № 310н «Об утверждении Порядка организации и деятельности федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы», предполагается, что необходимым условием формирования состава бюро, является наличие не менее одного врача по медико-социальной экспертизе, что на наш взгляд значительно затрудняет деятельность службы медико-социальной экспертизы и снизит ее объективность.Так как одному врачу практически очень трудно проводить опрос пациента, его осмотр, изучать представленные медицинские документы, выносить экспертные решения, заполнять акт медицинского освидетельствования, составлять индивидуальную программу реабилитации и т. д.

Все вышеизложенное позволяет сделать вывод в пользу заочного освидетельствования граждан в службе медико-социальной экспертизы по представленным документам.

Сведения об авторах:Балека Лилия Юрьевна — Государственное автономное учреждение Ростовской области «Областной консультативно-диагностический центр» ГАУ РО ОКДЦ. Заместитель главного врача по организационно-методической и медико-статистической работе.Потапов Владимир Николаевич — д.м.н, профессор кафедры гериатрии и медико-социальной экспертизы ГБУ ДПО РМАПО.

Статья опубликована в журнале: «Вестник Всероссийского общества специалистов по медико-сроциальной экспертизе, реабилитации и реабилитационной индустрии» № 1, 2014г.

Скачать статью (65кБ, формат doc) 

Комментарий к статье от astra 71

Статья, безусловно, заслуживает обсуждения.Никто из авторов статьи - непосредственно в учреждениях МСЭ - не работал (насколько мне известно).Лично мое мнение (действующего эксперта МСЭ со стажем непрерывной работы в учреждениях МСЭ - более 20 лет) следующее.

Если называть вещи своими именами, то основная функция учреждений МСЭ (ранее  ВТЭК) - была, есть и, надеюсь, будет и далее - это - КОНТРОЛЬНАЯ функция.Функция контроля за достоверностью сведений, предоставляемых ООЛПП в бюро МСЭ.

Думаю, что не ошибусь, если скажу, что не менее 50% всех Направлений на МСЭ по форме 088/у-06 содержат в себе данные, не соответствующие объективной реальности.В среде МСЭ - даже термин такой (вежливый) придумали для этого распространенного явления - ГИПЕРДИАГНОСТИКА.

К примеру - в форме 088/у-06 - выставлен диагноз "выраженного вестибуло-атактического синдрома", в статусе невролога поликлиники: "походка атактическая, в позе Ромберга выраженная неусточивость, с падениями".Является ЭТА ЖЕ больная на МСЭ - в обуви на высоких каблуках (не каждому здоровому в них легко пойти) - идет без всяких затруднений, в позе Ромберга (даже в усложненной) - стоит "как влитая".О каком "выраженном" вестибуло-атактическом синдроме тут можно говорить?Вопрос риторический.

Или - в форме 088/у-06 - выставлен диагноз: "Облитерирующий атеросклероз сосудов нижних конечностей, ХАН 3ст. с обеих сторон".Смотрим ЭТОГО ЖЕ больного - объективно - стопы теплые, обычной окраски, пульсация артерий стоп (задних большеберцовых и тыльных артерий) - СОХРАНЕНА с обеих сторон.О каком "ХАН 3ст." тут можно говорить?Вопрос - также - риторический.

Это я к тому, что если бы решение в вышеприведенных примерах принималось ЗАОЧНО - без осмотра больных - то в обоих случаях - им следовало бы устанавливать инвалидности 2-й группы (при том - что ОБЪЕКТИВНО - там данных нет и на 3-ю группу).

И это не единичные случаи.Это - СИСТЕМНОЕ явление.

ОТСУТСТВУЕТ у нас на сегодняшний день не то что ЖЕСТКАЯ, а даже МИНИМАЛЬНАЯ (на практике) ответственность ООЛПП за достоверность сведений, предоставляемых на МСЭ.Законодательно эта ответственность закреплена пунктом 18 Постановления Правительства РФ от 20.02.2006 N 95 "О порядке и условиях признания лица инвалидом":18. Организации, оказывающие лечебно-профилактическую помощь, органы, осуществляющие пенсионное обеспечение, а также органы социальной защиты населения несут ответственность за достоверность и полноту сведений, указанных в направлении на медико-социальную экспертизу, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Но закрепление это - носит исключительно декларативный характер.Нет отработанного механизма реализации этой ответственности.На практике - максимум, что может сделать бюро МСЭ - в случаях вышеупомянутой ГИПЕРДИАГНОСТИКИ - это написать дефектурное письмо на имя Главного врача ООЛПП с просьбой не допускать в дальнейшем повторения подобного рода фактов.

Исходя из вышеизложенного - если обязать учреждения МСЭ выносить решения ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО заочно (по документам) - то уровень инвалидности - у нас поднимется многократно, ввиду того, что из процесса будет исключена контролирующая функция учреждений МСЭ (о которой я писал выше).Пройдет пара-тройка лет и у нас в стране - каждый третий (как минимум) уже будет инвалидом (при таком раскладе).

Государство наше уже "наступало на эти грабли", когда - в бытность действия Приказа Минздрава РФ от 04.07.1991 N 117 "О порядке выдачи медицинского заключения на детей - инвалидов в возрасте до 16 лет" (утратившего силу в связи с изданием Приказа Минздрава РФ от 12.05.2000 N 161) инвалидность детям устанавливалась поликлиниками вообще без участия бюро МСЭ.После того, как этот порядок был отменен и установление инвалидности лицам до 18 лет было вновь передано в компетенцию учреждений МСЭ - у нас (экспертов МСЭ) была возможность лично убедиться в порочности подобной практики - когда на очередное освидетельствование стали приходить "инвалиды", имевшие справки об инвалидности, выписанные поликлиниками.

ГРОМАДНОЕ количество случаев - когда инвалидность эта (по справкам поликлиник) - устанавливалась ЯВНО без достаточных на то оснований - в том числе - и на сроки до достижения больными возраста 18 лет.Инвалидность устанавливалась поликлиниками зачастую с самыми минимальными нарушениями (грубо говоря - чуть ли не с хроническим насморком) - причем - на сроки обычно до 18 лет.

Понятно, что в процессе лечения - между больным и лечащими врачами - зачастую устанавливаются довольно доверительные, неформальные отношения, что (мягко говоря) - не всегда СПОСОБСТВУЕТ объективности информации о состоянии его здоровья, которую эти врачи предоставляют на МСЭ.

Так это - в ситуации - когда еще СУЩЕСТВУЕТ контрольная функция бюро МСЭ, проводящего очные освидетельствования граждан.А что же будет в ситуации, когда эти лечащие врачи будут точно знать, что больного эксперты МСЭ - вообще не увидят и экспертизу будут проводить ТОЛЬКО по документам (заочно)?Ответ, на мой взгляд - очевиден.Бюджет просто "треснет по всем швам" - из-за обилия инвалидов в стране.

Сложно подсчитать, какой материальный ущерб был нанесен государству этим непродуманным решением (отдать установление инвалидности у лиц до 18 лет - в компетенцию поликлиник).

Сейчас же - если реализовать на практике - положения этой статьи и ввести исключительно ЗАОЧНОЕ проведение МСЭ - ситуация будет практически аналогичная.Роль экспертов МСЭ - будет сводиться всего лишь к тупому копированию диагнозов из заключений врачей ООЛПП.

О степени достоверности этих заключений (в очень многих случая) - я уже писал выше.Как говорил нам (чистосердечно) один больной (пожилого возраста) - "я попросил ангиохирурга написать мне стадию ХАН побольше - он и написал".Вот Вам и вся достоверность сведений, предоставляемых на МСЭ.

Исходя из вышеизложенного - перевод учреждений МСЭ исключительно на ЗАОЧНЫЕ формы проведения освидетельствования граждан на сегодняшний день - НЕ является целесообразным.Негативные последствия такого перевода - приведены выше.

Так что фраза из введения в статью:"Предложены нововведения способные качественно улучшить и ускорить процесс экспертизы" - действительности НИКАК не соответствует (в плане УЛУЧШЕНИЯ экспертизы).

Что касается юридических выкладок, содержащихся в данной статье, то лицензия на проведение медико-социальной экспертизы у учреждений МСЭ - имеется.Порядок проведения медико-социальной экспертизы регламентирован действующими НПА (нормативно-правовыми актами), зарегистрированными в Минюсте и имеющими силу закона.

В частности, пункт 55 Приказа Минздравсоцразвития России от 11.04.2011 № 295н (зарегистрировано в Минюсте РФ 22.07.2011 г. N 21444):55. Специалисты бюро, принимающие решение, изучают представленные документы, проводят анализ клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических данных, проводят обследование получателя государственной услуги и на основе полученных документов и сведений, данных обследования получателя государственной услуги принимают решение об установлении инвалидности либо об отказе в установлении инвалидности.

Пункт 25 Постановление Правительства РФ от 20.02.2006 N 95 "О порядке и условиях признания лица инвалидом":25. Медико-социальная экспертиза проводится специалистами бюро (главного бюро, Федерального бюро) путем обследования гражданина, изучения представленных им документов, анализа социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических и других данных гражданина.

Т.е. - сам по себе - факт наличия у учреждения лицензии на проведение медико-социальной экспертизы - уже дает право экспертам проводить ОЧНОЕ освидетельствование больного (поскольку сама МСЭ - уже подразумевает и включает в себя эти функции - осмотра больного, опроса его жалоб и т.д.).И при этом - нет необходимости получать какие-то дополнительные лицензии и проводить МСЭ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО - заочно.

www.invalidnost.com

6.3. Порядок проведения медико-социальной экспертизы

Признание лица (далее - гражданин) инвалидом осуществляется федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы: Федеральным бюро медико-социальной экспертизы, главными бюро медико-социальной экспертизы, а также бюро медико-социальной экспертизы в городах и районах, являющимися филиалами главных бюро.

Признание гражданина инвалидом осуществляется при проведении медико-социальной экспертизы исходя из комплексной оценки состояния организма гражданина на основе анализа его клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных с использованием классификаций и критериев, утверждаемых Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

Медико-социальная экспертиза проводится для установления структуры и степени ограничения жизнедеятельности гражданина (в том числе степени ограничения способности к трудовой деятельности) и его реабилитационного потенциала.

Медико-социальная экспертиза лица проводится по письменному заявлению гражданина, либо письменному заявлению его законного представителя.

Заявление подается на имя руководителя БМСЭ. К заявлению прилагаются направление учреждения здравоохранения (ф. 088/у-06), медицинские документы, подтверждающие нарушение его здоровья. Освидетельствование граждан в БМСЭ проводится по месту жительства гражданина.

Специалисты учреждения, проводящие медико-социальную экспертизу, рассматривают предоставленные сведения (клинико-функциональные, социально-бытовые, профессионально-трудовые, психологические и другие данные), проводят личный осмотр гражданина, оценивают степень ограничения его жизнедеятельности и коллегиально обсуждают полученные результаты.

Решение о признании лица, инвалидом либо об отказе в установлении инвалидности, принимается полным составом специалистов простым большинством голосов. Решение объявляется гражданину руководителем учреждения.

БМСЭ проводят также выездные консультации в лечебно-профилактические учреждения и на дом к больному.

В случаях, когда состав специалистов учреждения не может принять экспертное решение, акт освидетельствования направляется в 3-дневный срок в Главное бюро медико-социальной экспертизы, которое принимает решение.

В главном бюро медико-социальная экспертиза гражданина проводится в случае обжалования им решения бюро, а также по направлению бюро в случаях, требующих специальных видов обследования.

Данные экспертного освидетельствования и решение БМСЭ, заносятся в протокол заседания и акт освидетельствования лица, которые подписываются руководителем, специалистами принимавшими решение, и заверяются печатью учреждения.

Лицу, признанному в установленном порядке инвалидом, выдается справка, подтверждающая факт установления инвалидности. Форма справки утверждается Министерством социальной защиты населения Российской Федерации. Лицу, не признанному инвалидом, по его желанию выдается справка (произвольного образца) о результатах освидетельствования. Лицу, имеющему документ о временной нетрудоспособности и признанному инвалидом, группа инвалидности и дата ее установления отмечаются в листке временной нетрудоспособности.

Специалисты бюро (главного бюро, Федерального бюро) обязаны ознакомить гражданина (его законного представителя) с порядком и условиями признания гражданина инвалидом, а также давать разъяснения гражданам по вопросам, связанным с установлением инвалидности.

studfiles.net

Медико-социальная экспертиза при инвалидности - Neverdikt.ru

Медико-социальная Экспертиза (МСЭ) – это комиссия из компетентных специалистов, основная функция которых заключается в том, чтобы выносить решение о степени тяжести заболевания человека, который обратился с соответствующим заявлением, и назначать ему одну из групп инвалидности. К сожалению, процедура достаточно непростая, так как необходимо будет пройти множество инстанций, а для людей с ограниченными физическими и психическими возможностями это непросто, а значит, втэк по инвалидности доставит массу ненужных хлопот.

Человека направляют для прохождения комиссии в специально уполномоченные органы, которые оказывают помощь лечебно-профилактического характера либо социальной защиты населения. Структура, которая уполномочена на оказание профилактической функции, выписывает  гражданину направление на экспертизу лишь после того, как будут проведены основные мероприятия лечебного или диагностического характера и подтвердится наличие нарушений нормального функционирования организма, которое было спровоцировано различными травмами, вирусами или генетическими заболеваниями. Подобные функции и полномочия имеются и у Пенсионного фонда, а также органов социальной защиты населения.

Медико социальная комиссия по инвалидности выдает гражданину специальный документ, утвержденный Министерством здравоохранения в котором содержится информация, раскрывающая степень тяжести заболевания, а также предпринятые реабилитационные меры и их результат.

Доктор с сердцем

В том случае, если гражданин обратился в вышеуказанные органы, но получил от них официальный отказ в направлении на МСЭ, то у него есть право сделать это самостоятельно. Сотрудники бюро обязаны провести дополнительный осмотр гражданина и назначить ему комплекс анализов и обследований, а также мероприятий реабилитационного характера и лишь после этого детально рассмотреть вопрос о назначении ему инвалидности.

В систему  МСЭ входят:

  1. Районные, а также городские бюро МСЭ. В основном именно в этих структурах разрабатываются реабилитационные программы, и проводится освидетельствование больных.
  2. Вторую позицию занимают главные бюро МСЭ федеральных субъектов. Их основная задача заключается в том, чтобы контролировать районные и городские бюро МСЭ, анализировать и принимать верные решения.
  3. Федеральное бюро медико социальной экспертизы занимается непосредственной координацией работы всех вышеуказанных бюро. Оно находится в подчинении у Министерства здравоохранения и соцразвития РФ.

 

Как принимается решение

Для принятия решения необходимо обратиться в специально созданную комиссию по медикосоциальной экспертизе. В ее составе присутствует:

  • Председатель.
  • Заместитель председателя.
  • Специалисты узких профилей.
  • Секретарь.

Пациент должен собрать все необходимые документы и предоставить их за месяц до заседания комиссии на проверку. Если они отвечают всем необходимым критериям, то человеку может быть присвоена та или иная группа инвалидности, особенно когда наблюдается стойкое нарушение здоровья и улучшений не наблюдается на протяжении года, двух. Кроме этого, заболевание, которое прогрессирует, не дает возможности нормально работать, передвигаться и нуждается в постоянном лечении или реабилитационных процедурах (протезирование, лекарственные препараты).

Комиссия ознакамливается с поданным перечнем документов до осмотра больного и после этого приглашает его на осмотр. Важно взять с собой документы, удостоверяющие личность к которым относится: паспорт, идентификационный код, удостоверение, военный билет.

Если пакет документов не полный, то можно принести недостающие уже на момент рассмотрения его комиссией, в противном случае заседание будет перенесено. После полного осмотра пациента, проверки правильности оформления документов и их содержания происходит голосование комиссии, решением которой устанавливается полная или частичная инвалидность.

Перечень документов для проведения МСЭ

В первую очередь человек должен написать соответствующее заявление на имя начальника МСЭ о том, чтобы в отношении него совершить проверку и собрали специальную комиссию. Если он не может сделать это самостоятельно, то в процесс вовлекается его законный представитель или опекун. К заявлению прикладывается направление на экспертизу, полученное от структуры, функция которой состоит в  оказании лечебно-профилактической помощи, а также документы медицинского характера, которые могут подтвердить факт заболевания или присутствия стойких нарушений в организме.

Эксперты службы обязательно дополнительно обследую пациента, тщательно изучают все предоставленные им документы на наличие подписей, штампов и печатей медицинских учреждений, проводят анализ социально-бытовых, профессиональных, психологических факторов в жизни человека.  Итак, в обязательном порядке необходимо предоставить:

  • Документ, удостоверяющий личность гражданина (оригинал и копия паспорта).
  • Заявление.
  • Форма № 088/у-06 (направление).
  • Оригинал или заверенная надлежащим образом копия трудовой книги.
  • Для граждан, которые работают необходимо предоставить информацию об условиях труда.
  • Характеристика для учащихся из образовательного учреждения.
  • Медицинская карта и выписки к ней.
  • Документ об инвалидности, реабилитационная программа, если проводится повторное освидетельствование.
  • СНИЛС.
  • Акт о профболезни.
  • Форма Н-1.
  • Письмо из санстанции об условиях труда.

Если инвалидность оформляет гражданин, младше 18 летнего возраста, то он должен взять с собой и предоставить МСЭ:

  • Заявление.
  • Свидетельство о рождении и паспорт родителей, как оригинал, так и копия.
  • Форму № 088/у-06, которая взята в детской поликлинике.
  • Паспорт или свидетельство о рождении для лиц до 14 лет и паспорт одного из родителей или опекуна (оригинал и копия).
  • Амбулаторная карта и все имеющиеся к ней выписки.
  • Характеристика учреждения, где учится ребенок.
  • Психологическое заключение.
  • Образовательные документы.

 

Сроки проведения экспертизы

На протяжении месяца комиссия должна собраться в полном составе и выяснить необходимо ли гражданину давать ту или иную категорию инвалидности.  Освидетельствование проводится не позже пяти дней с того момента, как было подано заявление.  Десять суток дается для того, чтобы привезти недостающие документы иначе комиссия будет откладываться и затянется минимум на полгода, а то и больше.

После того, как комиссия приняла положительное решение в пенсионный фонд в трехдневный срок необходимо направить соответствующее письмо для того, чтобы сотрудники смогли заняться вопросом назначения пенсии такому гражданину. Большинство родственников задаются вопросом можно ли им находиться на заседании комиссии.

Розовая справка

Как показывает практика, подобное разрешается особенно в том случае, если человек, освидетельствование которого проводится, нуждается в посторонней помощи, то есть ему трудно передвигаться самостоятельно. В остальных случаях родственников могут не пустить, исключением все же являются опекуны, попечители.

Отказ бюро МСЭ  в проведении освидельствования

На практике и законодательно закреплено, что медикосоциальная экспертиза не проводится, если гражданином подан не полный перечень документов, которые помогут достоверно и всесторонне рассмотреть его вопрос, иными словами полный отказ запрещен, а перенесение заседания комиссии возможно до подачи необходимых документов.

Человеческий фактор

В законе прописываются многочисленные основания, которые позволяют устанавливать человеку инвалидность, но, несмотря на все это могут возникнуть трудности при рассмотрении ситуаций, которые ранее не встречались. Решения принимают люди, и поэтому зачастую оно носит субъективный характер.

Единственным исключением принято считать ту ситуацию, когда у человека отсутствует определенный орган, а все остальные моменты могут быть восприняты неоднозначно. К примеру, возникают трудности при установлении инвалидности людям, страдающим различными генетическими заболеваниями.

В том случае, когда о заболевании мало что известно, возможен отказ, даже не смотря на тот факт, что оно провоцирует серьёзные проблемы в жизни человека. Печально, но при освидетельствовании больного генетик как специалист узкого профиля в комиссии отсутствует.

Понятно, что любое неправомерное решение подлежит обжалованию, но не следует забывать, что для того, чтобы добиться правды придётся потратить немало времени, сил и денежных средств, которыми болеющий человек не располагает, так как все финансы уходят на приобретение лекарственных средств и поддержания жизнедеятельности организма.

Органы осязания

В подобном случае инвалидность оформляется лишь после того, как будет установлено снижение остроты зрения. Всем известно, что при наличии подобных нарушений человек становится совершенно беспомощным, и существует большая вероятность получить первую группу инвалидности, но для этого необходимо провести исследования, сдать дополнительные анализы и пройти коррекцию в виде ношения очков. Для получения достоверных данных в комиссию обязательно приглашается компетентный офтальмолог.

Слух

Можно указать на то, что при оформлении  инвалидности при потере слуха возникают определенные проблемы. Если при установке аппарата человек слышит, то он не считается инвалидом, даже не смотря на то, что нуждается в определенных корректировках. Чтобы доказать свою правоту пациент приглашает сурдопереводчика и в конечном итоге это становится отправной точкой в получении желаемой инвалидности и как результат денежной компенсации от государства.

Танометр

Сердечно-сосудистая система

К счастью, сердечные заболевания появляются только в пожилом возрасте, но для оформления инвалидности необходимы серъезные отклонения в работе системы, зачастую такими ситуациями считается инсульт либо инфаркт. Человек попадает на стационарное лечение и после этого обязательно должен пройти реабилитацию, чтобы медико социальная экспертиза при инвалидности была полной. Важно успеть своевременно, представить все необходимые документы для прохождения комиссии,  если упустить это время, то подобные нарушения будут считаться временными, а, значит, произойдет улучшение и присвоение той или иной категории инвалидности не произойдет.

Сахарный диабет

Само заболевание не влечет за собой установление инвалидности, важно наличие осложнений, которое оно за собой влечет. Если эндокринолог опишет в истории болезни пациента все тонкости и сложности этого заболевания, то есть большая вероятность получения инвалидности.

Травмы

Травмы, как известно, бывают разного типа, но если, пройдя реабилитацию значительных улучшений у человека не наблюдается, то мечтать о первой группе инвалидности все же не стоит ведь будет присвоена только третья, и то на минимальное время. Внимание будет обращено на то, влияет ли травма на трудоспособность человека или нет.

Порядок проведения медико-социальной экспертизы

Гражданин может обратиться в МСЭ по месту пребывания пенсионного дела, месту жительства, прописки. Главное бюро медико социальной экспертизы берет документы в том случае, когда произошел отказ в назначении инвалидности в бюро низшего уровня либо же в тех случаях, когда необходимы дополнительные серьёзные обследования. В Федеральном бюро медико-социальная экспертиза гражданина проводится в случае обжалования им решения главного бюро, а также по направлению главного бюро в случаях, требующих особо сложных специальных видов обследования.

Существуют также ситуации, когда МСЭ выезжает на дом к человеку, который заявил о прохождении комиссии о присвоении ему инвалидности. Это возможно если человек не в состоянии самостоятельно передвигаться или состояние его здоровья с каждым днем ухудшается. Чтобы провести подобную процедуру важно получить специальное письмо от структуры, которая оказывала лечебно-профилактическую помощь во время его лечения на стационаре.

Порядок принятия решения

После изучения предоставленных документов, дополнительного осмотра, анализов и реабилитационных процедур специалисты проводят голосование. Побеждает большинство. Вердикт должен быть обязательно оглашено в присутствии пациента, чтобы он смог задать вопросы специалистам и получить быстрый и четкий ответ.

По результатам голосования комиссия составляет соответствующий акт, в котором подписываются все специалисты (члены комиссии), заведующий структурой здравоохранения, ставится печать. В акте должны быть занесены заключения специалистов, под которыми они ставят свою подпись и печать, указывая при этом медицинские документы, на которые ссылались. Данный акт должен храниться на протяжении десяти лет, чтобы в случае необходимости его можно было дополнительно изучить и использовать в работе как доказательство назначения инвалидности или отказа в ее получении.

Обследования специального характера

Если же предоставленных документов недостаточно и требуется дополнительное обследование чтобы определить степень ограничения жизнедеятельности и трудоспособности то составляется программа, в которой прописываются типы обследований необходимых для прохождения пациентом. Данная информация должна быть доведена под подпись человеку, обратившемуся в главное бюро медико социальной экспертизы.

После того, как будут получены нужные медицинские справки и проведены требующиеся обследования, сотрудники бюро выносят решение, в котором указывается о назначении инвалидности, в какой категории или отказе в ее получении. Если гражданин отказался от прохождения дополнительного обследования, то решение должно быть принято с учетом уже имеющихся материалов и медицинских документов, предоставленных лицом ранее.

Организация МСЭ

В основном МСЭ образуется в государственных медицинских учреждениях, таких как: госпитали, больницы или поликлиники. Различают несколько основных видов структур, которые организовываются для обследования людей больных туберкульозом, психически больных, онкобольных, детей и прочее, то есть смешанный и общий профиль организаций.

В обязательном порядке комиссия должна включать в себя специалистов по социальной работе, медсестру, шофера, медрегистратора. Если необходимы дополнительные экспертизы, то следует привлечь и экспертов другого профиля, к примеру, педагогов, сурдопереводчиков, специалистов владеющих вопросами профориентации и физиологии труда.

В комиссии обязательно должен быть терапевт и невропатолог, а также хирург, так как существует классификация заболеваний, которые может рассматривать невропатолог, то есть неврологические заболевания, хирург поможет классифицировать нарушения в работе костно-мышечной системы, опорно-двигательном аппарате, терапевт же владеет информацией обо всех видах внутренних заболеваний.  Это необходимо для того, чтобы не привлекать специалистов узких категорий.

Следом за тем, как были полностью изучены документы, гражданин получает соответствующее приглашение по почте от МСЭ. Это является обязательным порядком для тех людей, которые живут в другом городе, ведь они могут подготовиться к процедуре. Зачастую чтобы просмотреть документы и обследовать одного человека тратится около 20 — 30 минут, то есть на протяжении одного текущего дня комиссия по инвалидности проводит проверку и освидетельствование 16 — 18 граждан.

Работа с документами

Врачи-эксперты занимаются тщательным изучением документов, предоставленных больным, просматривают характеристику его состояния, занимаются его личным осмотром. В основном данная процедура проводится исключительно в комнате, где собраны все члены комиссии, но бывают такие случаи, что необходима достаточно интимная обстановка, чтобы пациент мог ощутить доверие к доктору и рассказать о своих проблемах (психолог).

Для детальной оценки общего состояние здоровья человека необходимо пользоваться классификациями и критериями, применяемыми во время осуществления медикосоциальной экспертизы, которые были утверждены Приказом Минздравсоцразвития в 2005 году. Иногда могут возникать определенные споры касательно установления той или иной  степени инвалидности, к примеру, терапевт считает, что приемлемым вариантом считается  І, хирург акцентирует внимание на II группе.

Люди в руках доктора

Это  можно объснить субъективностью, наличием человеческого фактора, а также в связи с тем, что на законодательном уровне нет четкого и продуманного детального алгоритма определения данных степеней. Зачастую это происходит благодаря абстрактным формулировкам, которые и могут провоцировать размолвки между комиссией.

Как определяется группа инвалидности

Если провести детальный анализ российского законодательства, то можно сделать вывод о том, что комиссия руководствуется двумя основными показателями, позволяющими с высокой точностью определить инвалидность. В первую очередь акцент делается на средства вспомогательного характера, во-вторых, обращается внимание на то, необходима ли лицу помощь в обыденной жизни.

Но на этом деятельность комиссии не заканчивается, кроме этого важно знать:

  • Может ли человек самостоятельно выполнять движения,  умываться, одеваться и прочее или ему необходима дополнительная помощь.
  • Как он ориентируется в пространстве.
  • О его возможностях общения.
  • Способности контроля поведения.
  • Наличие обучаемости.
  • Степепь нарушения трудоспособности.

Комиссия должна установить в процентном отношении степень отклонения с учетом приведенных ниже факторов.

  • К первой относится частичное нарушение главных и жизненно важных  функций, и лишь частичное применение вспомогательных средств или посторонней помощи.
  • Вторая степень отклонения включает в себя частичную, но постоянную помощь родственников или друзей.
  • Третья степень  — повышенное нарушение и систематическую помощь.

Обязательно в акте, который выносит комиссия, прописывается стойкость и степень отклонений. Не смотря на то, что все эти показатели непросто учесть, важно указать период протекания заболевания и информацию, которая имеется о диагнозе пациента. Если что-то из вышеуказанного упущено, то назначить правильную группу инвалидности, вынести верное решение комиссии будет проблематично, а из этого вытекают жалобы и судебные разбирательства. Если все же решение оказалось положительным, то гражданину выдается:

  1. Справка, в которой указана группа инвалидности, присужденная человеку.
  2. Если утрата трудоспособности произошла на предприятии, то предоставляется соответствующая справка.
  3. Программа индивидуальной реабилитации.
  4. Если имеется лист временной нетрудоспособности, то в нем должна быть соответствующая запись.
  5. Выписка, которая позволяет оформить пенсию.
Результаты комиссии

Если инвалидность подтверждается, то гражданин получает специальную справку с указанием на степень заболевания. Если травма случалась на производстве, вины работника не оказалось, то выдается справка соответствующего образца, в которой указывается в какой степени  в процентном соотношении утрачена работоспособность  и предоставляется специальная реабилитационная программа.

Кроме этого, комиссия также занимается расследованием причин смерти инвалида и выдает родственникам заключение для того, чтобы они могли получить определенную помощь от государства.  И, в конечном итоге, если инвалидность гражданину не установлена, комиссия выдает официальный документ  об отказе, подписанном всеми членами и скрепленным печатью.

Контроль деятельности МСЭ

Контроль правильности работы МСЭ принадлежит  Федеральной  надзорной службе здравоохранения и соцразвития. За работой федеральных государственных учреждений наблюдает непосредственно ФМБА России. В текущем порядке наблюдает за деятельностью сотрудников бюро разного уровня непосредственно руководитель, которому в первую очередь можно обжаловать неправомерное решение.

Как оспорить вердикт

В том случае, если человек не согласен с принятым комиссией решением он вправе обжаловать ее действия. На это ему дается один полный месяц. Для этого комиссии обязаны:

  • Указать степень ограничения инвалидности;
  • Указать группу, а также тщательно прописать причину, по которой она появилась.
  • Установить период реабилитации.
  • Укать какова степень повреждения, если инвалидность наступила вследствие выполнения трудовой деятельности.
  • Указать степень нуждаемости в дополнительных средствах технического характера;
  • Указать необходимость использования изделий медицинского характера.
  • Если же травма была получена как результат невнимательности или несоблюдения правил по технике безопасности во время трудовой деятельности, то не нужно забывать указывать информацию о дополнительном питании, протезировании, использовании сильнодействующих лекарственных препаратов и прочем. Также важно указать нуждается ли больной в специальной реабилитации и направлении в соответствующие центры и санатории.
  • Комиссия поможет определить, необходим ли инвалиду специальный транспорт для передвижения или после не длительной реабилитации он сможет самостоятельно передвигаться.
  • Важно составить определенную программу реабилитационного характера, а самое главное следить за тем, чтобы она выполнялась.

Если человек с чем-то не согласен, то он вправе обратиться в Главное бюро или же в федеральное бюро медико-социальной экспертизы. Следует учесть, что согласно п. 32 Правил по установлению степени утраты профтрудоспособности полученных в результате несчастного случая на работе (N 789 от 16.10.2000 года) указывается, что возможно обжалование неправомерного решения в орган социальной защиты населения. В результате комиссия принимает решение перепроверить освидетельствование и провести его совсем другой комиссии. К сожалению, подобное считается достаточно противоречивым вариантом и не согласовывается с Правилами признания лица инвалидом прочих законодательных актов.

Только поступает соответствующее заявление от гражданина Федеральное бюро обязано перепроверить все данные. На это ему дается срок в один месяц. Кроме этого, не следует забывать и о том, что Решения бюро, а также непосредственного Главного бюро могут рассматриваться в судебном порядке на основании соответствующего заявления гражданина.

Зачастую для того, чтобы вынести достоверное решение судьи могут назначить судебно-медицинскую экспертизу, которая помогает устанавливать факт заболевания истца. Подобное можно объяснить тем, что при вынесении решения судьи стараются как можно детальнее изучить суть и помочь в решении возникшей проблемы.

Согласно правилам человеку инвалидность присуждается в основном на конкретное время и когда оно истекает, то необходимо прохождение повторного переосвидетельствования в результате можно будет говорить о продлении или изменении группы инвалидности. К примеру, для инвалидов I группы повторная «проверка» должна быть проведена 1 раз через 2 года, для людей, получивших инвалидность II и III группы —  раз в году.

Если человеку назначена бессрочная инвалидность, то переосвидетельствование может быть проведено после того, как его направят из пенсионного фонда или управления социальной защиты населения или после того, как он лично напишет соответствующее заявление. Это может происходить заранее, но не позже 2 месяцев до того, как срок инвалидности истекает.

У инвалидов есть некоторые преимущества, которые значительно смогут улучшить их жизнь. К примеру, сюда можно отнести право на получение земельных участков, на которых можно строить жилое помещение, дачу или просто сажать овощи и фрукты. Важно обратить внимание на то, что участок должен располагаться неподалеку от дома, в котором проживает инвалид.

Есть также и условия, которые необходимо соблюдать, осуществляя сделки покупки или продажи  жилого помещения. Среди них важно отметить тот факт, что за инвалидом сохраняется право материального обеспечения, то есть  питание, коммунальные, льготы.

Благодаря внедрению и принятию некоторых законов и актов, люди, получившие ту или иную категорию инвалидности, имеют льготы в виде бесплатных лекарственных препаратов, а это означает, что  подробная категория граждан буквально в два раза экономит свой бюджет, что считается немаловажным в нынешних условиях.

Как видно, государство старается всесторонне защитить подобные категории граждан, предоставляя им определенные привилегии, чтобы они не ощущали себя неполноценными. Создаются многочисленные учреждения для людей с ограниченными способностями, особенно для тех, кто не может самостоятельно передвигаться, а, следовательно, и работать. Для них строятся центры, где они смогут выразиться с другой стороны, работая умственно.

Читайте так же:

neverdikt.ru

Процедура освидетельствования

Поиск Лекций

Тема №5. Процедура освидетельствования

1. Основания для освидетельствования в учреждениях МСЭ

2. Порядок направления на МСЭ

3. Процедура освидетельствования

4. Документы, оформляемые в процессе освидетельствования, их содержание и назначение

5. Порядок обжалования решений учреждений МСЭ

Основания для освидетельствования в учреждениях МСЭ.

В правилах признания лица инвалидом утв. Постановлением Правительства №95 от 20.02.2006 закреплены условия признания лица инвалидом. К ним относятся:

1) нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами;

2) наличие ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья;

3) необходимость в мерах социальной защиты.

Основанием для проведения освидетельствования в учреждении МСЭ является заявление гражданина, составленное в письменной форме либо заявление его законного представителя. Заявление составляется на имя руководителя учреждения МСЭ и к нему прилагаются следующие документы:

- паспорт или иной документ удостоверяющий личность;

- направление на освидетельствование, которое выдается мед.учреждением или органом, осуществляющим пенсионное обеспечение или органом социальной защиты населения;

- мед.документы, подтверждающие нарушение здоровья.

Кроме того, при первичном освидетельствовании в некоторых случаях дополнительно требуются документы, подтверждающие причину инвалидности (трудовое увечье, профессиональное заболевание при установлении инвалидности у бывших военнослужащих, при установлении причинной связи заболевания и инвалидности с радиационным воздействием).

 

Порядок направления на МСЭ

В соответствии с Постановлением Правительства №95 от 20.02.06 «Правила признания лица инвалидом» гражданин направляется на МСЭ организацией оказывающей лечебно-профилактическую помощь. Организационно-правовая форма такой организации значения не имеет. Кроме того, направление может выдать орган, осуществляющий пенсионное обеспечение либо орган социальной защиты населения.

Организация, оказывающая лечебно-профилактическую помощь осуществляет направление гражданина на МСЭ после всестороннего обследования, проведения лечебных и реабилитационных мероприятий. Решение о направлении принимается при наличии данных, подтверждающих стойкое нарушение функций организма. При этом оформляется документ, который называется Направление на МСЭ. Оно подписывается всеми членами врачебной комиссии и заверяется печатью учреждения. В Направлении указываются сведения о состоянии здоровья гражданина, о степени нарушения функций организма, о состоянии компенсационной возможности человека, а также сведения о результатах проведенных реабилитационных мероприятий.

Органы, осуществляющие пенсионное обеспечение, а также ОСЗН имеют право направлять на МСЭ гражданина, у которого есть признаки ограничения жизнедеятельности и нуждаемости в социальной защите. При этом Направление выдается в тех случаях, когда у гражданина имеются мед.документы, подтверждающие нарушение функций организма. МЗСР утв. форма направления на МСЭ, которое выдает пенсионный орган или ОСЗН – приказ МЗСР №874 от 25.12.06

Учреждения, выдающие направление на МСЭ несут ответственность за достоверность и полноту сведений указанных в Направлении.

Если гражданину было отказано в Направлении на МСЭ, то ему выдается справка об этом.

На основании этой справки гражданин или его законный представитель имеют право обратиться в бюро самостоятельно. В таких случаях специалисты бюро проводят осмотр гражданина и по его результатам составляют программу дополнительного обследования и проведения реабилитационных мероприятий. После выполнения этой программы в бюро рассматривается вопрос о наличии у гражданина ограничений жизнедеятельности.

Процедура освидетельствования

Проведение МСЭ относится к категории государственных услуг. В связи с этим разработан административный регламент по предоставлению государственной услуги по проведению МСЭ (утвержден приказом Минтруда от 29.01.2014г. №59н). В соответствии с указанным регламентом гос услуга предоставляется бесплатно. Проводится МСЭ в бюро МСЭ по месту жительства или по месту пребывания. МСЭ граждан, выехавших на постоянное м/ж за пределы РФ проводится по месту нахождения пенсионного дела. МСЭ может проводиться на дому, если гражданин не может явиться в бюро по состоянию здоровья. Данный факт должен быть подтвержден медицинским заключением. МСЭ может проводиться в стационаре, где больной находится на лечении. В некоторых случаях экспертиза проводится заочно – по решению бюро (в отношении лиц, проживающих за границей или проживающих в отделенных местностях). Заявление о проведении МСЭ и необходимые документы при поступлении в бюро регистрируются в специальном журнале. Дата регистрации считается датой начала освидетельствования. При этом назначается дата явки гражданина на освидетельствование. Гражданину выдается приглашение на освидетельствование, которое так же может быть оформлено в виде бумажного или электронного документа.

Само экспертное исследование состоит из нескольких этапов.

На первом этапе работа специалистов, принимающая экспертное решение, заключается в изучении направления и той медицинской документации, которая представлена в бюро. Это позволяет составить представление о тяжести заболевания, о степени нарушений функций, а так же о клиническом прогнозе, трудовом прогнозе и т.д.

На 2 этапе проведения экспертизы осуществляется непосредственное экспертное обследование лица специалистами, которые принимают экспертное решение. Цель обследования состоит в том, чтобы убедится в наличие нарушений функций организма и составить преставление о степени ограничения жизнедеятельности. В процессе освидетельствования, кроме состава бюро могут принимать участие другие лица. В частности, лицо, проходящее освидетельствование имеет право на приглашение по своему усмотрению любого специалиста с правом совещательного голоса. Для участия в освидетельствовании такого специалиста он должен подать заявление не позднее назначенного дня освидетельствования.

3 этап заключается в коллегиальном обсуждении данных обследования и в процессе этого обсуждения делается вывод о наличии инвалидности, группе инвалидности, причине, времени ее наступления. Решение принимается простым большинством голосов специалистов, проводивших МСЭ. В результате обсуждения полученных сведений может быть принято решение об отказе в установлении инвалидности. Решение объявляется гражданину, непосредственно после его принятия в присутствии всех специалистов, проводивших МСЭ, которые в случае необходимости дают на него разъяснение. Если в процессе проведения МСЭ выясниться, что представленных сведений недостаточно для принятия решения, то специалисты, принимающие решение составляют программу дополнительного обследования. Эта программа может предусматривать проведение необходимого дополнительного обследования в медицинской организации, проведения обследования условий и характера профессиональной деятельности, социально-бытового положения гражданина и другие мероприятия. Программа дополнительного обследования должна быть подписана руководителем бюро, заверена печатью и выдается на руки гражданину. Гражданин может отказаться от программ дополнительного обследования. Этот отказ оформляется заявлением гражданина, которое приобщается к акту МСЭ. В этом случае решение по установлению инвалидности принимается на основании имеющихся данных о чем делается запись МСЭ гражданина.

4. Документы, оформляемые в процессе освидетельствования, их содержание и назначение

В процессе проведения МСЭ оформляются различные документы:

· Ведется протокол заседания бюро МСЭ. В нем кратко отражается процедура освидетельствования и результаты освидетельствования. Подписывается руководителем бюро.

· Акт МСЭ гражданина. Он оформляется во всех случаях, независимо от признания гражданина инвалидом. В акт заносится или приобщаются к нему заключение консультантов, привлекаемых к их проведению МСЭ. Основные сведения, послужившие для основания принятия решения, а так же медицинские документы, представленные для освидетельствования. Акт подписывается руководителем бюро, специалистами принимавшими экспертное решение и заверяется бюро. Гражданину по его заявлению в день подачи заявления выдается копия разделов акта МСЭ, отражающих состояние здоровья гражданина. Акт МСЭ подшивается в дело освидетельствования МСЭ. Впоследствии в это дело подшиваются документы, служащие основанием для переосвидетельствования. Срок хранения акта составляет 10 лет.

· Лицу, признанному инвалидом на руки выдается справка, подтверждающая факт установления инвалидности (форма справки утверждена приказом МЗСР №1031н от 24.11.2010г.). Справка подписывается руководителем бюро и заверяется печатью.Лицу, не признанному инвалидом по его желанию оформляется справка о результатах МСЭ.

· В тех случаях, когда гражданин признан инвалидом, оформляется выписка из акта освидетельствования бюро МСЭ. Существует форма такой выписки, которая утверждена приказом МЗСР №1031н. Выписка в трехдневный срок направляется в пенсионный орган.

· Гражданину, имеющему документ о ВН и признанному инвалидом руководитель бюро делает в документе о ВН отметку о группе инвалидности и дате ее установления.

· Для гражданина, признанного инвалидом бюро разрабатывает индивидуальную программу реабилитации. Она подписывается руководителем бюро, заверяется печатью и выдается на руки инвалиду. Порядок составления и форма индивидуальной программой реабилитации утверждена МЗСР.

poisk-ru.ru

Порядок освидетельствования инвалидов — Официальный сайт ФКУ «ГБ МСЭ по г. Москве» Минтруда России

Порядок проведения медико-социальной экспертизы.

Медико-социальная экспертиза (далее МСЭ) проводится специалистами бюро по месту жительства гражданина (по месту пребывания, по месту нахождения пенсионного дела инвалида, выехавшего на постоянное жительство за пределы России). МСЭ может проводиться на дому в случае, если гражданин не может явиться в бюро (главное бюро, Федеральное бюро) по состоянию здоровья, что подтверждается заключением организации, оказывающей лечебно-профилактическую помощь, или в стационаре, где гражданин находится на лечении, или заочно по решению соответствующего бюро.

Для проведения МСЭ необходимо заявление гражданина (его законного представителя), поданное в письменной форме с приложением направления на МСЭ (форма 088/у-06) и медицинских документов, подтверждающих нарушение здоровья.

МСЭ проводится путем обследования гражданина, изучения представленных им документов, анализа социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических и других данных гражданина.

Решение о признании гражданина инвалидом либо об отказе в признании его инвалидом принимается простым большинством голосов специалистов, проводивших МСЭ, на основе обсуждения результатов МСЭ. Решение объявляется гражданину (его законному представителю) в присутствии всех специалистов, проводивших экспертизу, которые в случае необходимости дают по нему разъяснения.

По результатам МСЭ составляется акт, который подписывается руководителем бюро и специалистами, принимавшими решение, а затем заверяется печатью. Заключения консультантов, привлекаемых к проведению МСЭ, перечень документов и основные сведения, послужившие основанием для принятия решения, заносятся в акт МСЭ или приобщаются к нему.

При проведении освидетельствования в главном бюро по обжалованию решения первичного филиала, акт экспертизы с приложением всех документов направляется в главное бюро в 3-дневный срок со дня подачи заявления о несогласии с решением. При проведении освидетельствования в Федеральном бюро по обжалованию решения главного бюро, акт экспертизы с указанными приложениями направляются в Федеральное бюро в 3-дневный срок со дня подачи заявления о несогласии с решением главного бюро.

В случаях, требующих специальных видов обследования гражданина в целях установления структуры и степени ограничения жизнедеятельности, реабилитационного потенциала, а также получения иных дополнительных сведений, может составляться программа дополнительного обследования, которая утверждается руководителем соответствующего бюро (главного бюро, Федерального бюро). Программа доводится до сведения гражданина, проходящего МСЭ, в доступной для него форме.

Программа может предусматривать проведение необходимого дополнительного обследования в медицинской, реабилитационной организации, получение заключения главного бюро или Федерального бюро, запрос необходимых сведений, проведение обследования условий и характера профессиональной деятельности, социально-бытового положения гражданина и другие мероприятия. После получения данных, предусмотренных программой дополнительного обследования, специалисты соответствующего бюро принимают решение о признании гражданина инвалидом либо об отказе в признании его инвалидом.

При отказе гражданина (его законного представителя) от дополнительного обследования и предоставления требуемых документов решение о признании гражданина инвалидом либо об отказе в признании его инвалидом принимается на основе имеющихся данных, о чем делается соответствующая запись в акте МСЭ.

Для гражданина, признанного инвалидом, специалистами бюро (главного бюро, Федерального бюро), проводившими МСЭ, разрабатывается индивидуальная программа реабилитации, которая утверждается руководителем соответствующего бюро. Индивидуальная программа реабилитации содержит мероприятия, предоставляемые инвалиду с освобождением от оплаты в соответствии с Федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденным распоряжением Правительства РФ от 30 декабря 2005 года № 2347-р. А также могут включаться реабилитационные мероприятия, в оплате которых принимают участие сам инвалид, либо другие лица и организации. Объем реабилитационных мероприятий, предусмотренных индивидуальной программой, не может быть меньше установленного Федеральным перечнем, при наличии медицинских показаний и при отсутствии противопоказаний.

Индивидуальная программа реабилитации является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности. Для самого инвалида программа имеет рекомендательный характер. Он вправе отказаться от того или иного вида, формы или объема реабилитационных мероприятий и даже выполнения программы в целом. Однако отказ инвалида (или лица, представляющего его интересы) от программы реабилитации в целом или частично освобождает соответствующие органы власти и организации от ответственности за ее исполнение и не дает инвалиду права на получение компенсации в размере стоимости реабилитационных мероприятий, предоставляемых бесплатно (ст. 11 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»).

Выписка из акта МСЭ гражданина, признанного инвалидом, направляется соответствующим бюро в орган, осуществляющий его пенсионное обеспечение, в 3-дневный срок со дня принятия решения о признании гражданина инвалидом.

Гражданину, признанному инвалидом, выдаются справка, подтверждающая факт установления инвалидности, с указанием группы инвалидности, а также индивидуальная программа реабилитации. Форма справки и порядок её заполнения утверждены постановлением Министерства труда и социального развития РФ от 30 марта 2004 года № 41.

Гражданину, не признанному инвалидом, по его желанию выдаётся справка о результатах МСЭ в произвольной форме.

🔊 Прослушать текст

gbmsem.ru