Профессиональная переподготовка - это что? Программы профессиональной переподготовки. Переподготовка сотрудников это


Профессиональная переподготовка - это что? Программы профессиональной переподготовки

Нередко человек понимает, что работает не на своем месте. Вместо того чтобы делать фотосессии, он сидит в душном кабинете и начисляет заработную плату. В большинстве случаев человек выбирает профессию не по желанию, а по необходимости. То есть мы работаем там, где больше платят. Профессиональная переподготовка – это шанс изменить жизнь и наконец получить ту работу, которая будет приносить не только доход, но и удовольствие.

Определение

Профессиональная переподготовка – это развитие новых знаний и умений, формирование специальных навыков для получения дополнительного образования. Иными словами, это дополнительное профессиональное образование для тех, кто уже имеет высшее образование и хочет освоить новую специальность.

профессиональная переподготовка это

Переподготовка существенно отличается от получения второго высшего образования, так как конкретный курс охватывает узкий набор предметов, необходимых для его изучения. Качество знаний от этого не страдает, а, наоборот, учащийся целенаправленно изучает конкретную специальность и ее специфику. Такое обучение намного удобнее, быстрее и, самое главное, не бьет по карману.

Отличие от повышения квалификации

Некоторые путают понятия "повышение квалификации" и "профессиональная переподготовка", считая, что это одно и то же. Это не так. Эти два понятия имеют существенные различия.

Под повышением квалификации следует понимать обучение тех лиц, которые имеют профессию в определенной сфере и хотят усовершенствовать профессиональные навыки, знания и умения, не повышая при этом образовательный уровень.

Под профессиональной переподготовкой следует понимать обучение тех лиц, которые уже имеют определенную должность или профессию, но хотят получить новую, в собственных интересах или с учетом потребностей на производстве.

повышение квалификации и профессиональная переподготовка

Получается, что программы профессиональной переподготовки более обширны и дают учащимся больше свободы выбора и деятельности.

Преимущества переподготовки

К основным преимуществам профессиональной переподготовки можно отнести:

  • полное соответствие существующему российскому законодательству;
  • разработка программ обучения с учетом профстандартов и квалифицированных требований;
  • максимально сжатые сроки обучения;
  • возможность расширения знаний по базовой специализации и получения дополнительной профессии, смежной с основной;
  • увеличение конкурентоспособности на рынке вакансий;
  • более высокий уровень практической подготовки специалистов;
  • возможность обучаться дальше в аспирантуре или защищать кандидатскую диссертацию;
  • возможность развивать личностные качества, которые необходимы для карьерного роста;
  • доступность обучения с финансовой стороны;
  • отсутствие общих предметов, не относящихся к изучаемому предмету;
  • удобная форма для обучения: заочная, дистанционная, вечерняя.

профессиональная переподготовка обучение

Виды

Программы профессиональной переподготовки бывают нескольких видов:

  1. С целью усовершенствовать уже имеющуюся профессиональную деятельность. Такая переподготовка рекомендована специалистам в рамках конкретно их профессии. Пройденное обучение может усовершенствовать или дополнить уже имеющиеся знания и умения для дальнейшей компетентной работы. Учебные программы такого курса разрабатываются под конкретные профессии и учитывают квалифицированные требования. В данном случае обязательно наличие законченного среднего профессионального или высшего образования. Обучение длится полгода, после которого специалист получает диплом установленного образца о пройденной профессиональной переподготовке.
  2. С целью получить допквалификацию. Дополнительная профессиональная переподготовка в данном случае может служить хорошей альтернативой второму высшему образованию. Получить допквалификацию могут специалисты, имеющие полное высшее или среднее профессиональное образование. Если учащийся еще студент, то результаты по пересекающимся дисциплинам будут учтены. Обучение обычно длится около двух лет, после чего студенты получают дипломы гособразца о дополнительном образовании.

Особенности

Профессиональная подготовка, переподготовка имеют свои особенности. Принципиального различия между этими понятиями нет. Помимо, собственно, развития есть еще несколько нюансов, почему требуется получить дополнительную квалификацию:

  • необходимость переподготовки связана с процессом высвобождения сотрудников, их продвижением по служебной лестнице, внутрипроизводственной текучкой, обусловленной поиском работы с лучшими условиями;
  • переподготовка должна быть связана с профессиональным и квалифицированным продвижением сотрудников, основной формой которых является получение смежной или второй профессии. Это получило свое развитие из-за развития коллективной формы организации труда, где важным условием является реализация принципа взаимозаменяемости;
  • часто переподготовку проходят те категории сотрудников, которые занимают свои должности довольно давно и их знания и навыки несколько устарели либо неактуальны.

программы профессиональной переподготовки

Обучение

Хорошим аналогом второму высшему образованию является профессиональная переподготовка. Обучение по заданным курсам значительно короче, чем в высшем учебном заведении. А все потому, что переподготовка не предполагает изучение общих предметов. Изучаются только те предметы, которые касаются специализации.

Период обучения по программам составляет 250-2000 часов.

К примеру, профпереподготовка медработника предполагает не меньше 576 часов обучения.

В большинстве случаев обучение не предполагает посещение учебного заведения. Все чаще это дистанционное изучение материала. Поэтому профессиональная переподготовка – это отличный шанс получить еще одну специальность, не отрываясь от основной работы.

Документы

Слушатели курсов после аттестации получают:

  • диплом о профессиональной переподготовке (подготовке): выдается тем слушателям, которые отучились больше 1000 часов;
  • удостоверение о краткосрочном повышении квалификации: выдается студентам, прослушавшим лекции до 100 часов;
  • свидетельство о повышении квалификации: выдается слушателям, отучившимся более 100 часов.

дополнительная профессиональная переподготовка

Все документы имеют установленный образец и являются настоящим документом, подтверждающим квалификацию и специальность.

Как выбрать профессию

Среди огромного количества специализаций можно легко растеряться и сделать неправильный выбор. Чтобы этого избежать, нужно придерживаться следующих советов:

  1. Выбирать вторую профессию надо только исходя из своих предпочтений и умений (желание работать с детьми – воспитатель, педагог, социальный работник; логический склад ума – экономист, финансист; умение и желание разговаривать - менеджер).
  2. При отсутствии определенных навыков или творческих способностей следует избегать узконаправленных специальностей, а остановить выбор на нейтральных профессиях – секретарь, администратор.
  3. При отсутствии желания и уверенности в своем потенциале лучше остановиться на тех специальностях, которые требуют минимальных трудозатрат: оператор, санитар, продавец, телефонист и т. д.

Данные советы помогут быстро и правильно подобрать ту специальность, которая принесет не только деньги, но и удовольствие.

профессиональная подготовка переподготовка

Профессиональная переподготовка – это эффективный инструмент для улучшения собственных профессиональных умений и навыков, дающий возможность получить дополнительную квалификацию и повысить свою конкурентоспособность на рынке вакансий.

fb.ru

Профессиональная подготовка и переподготовка персонала

Автор: Наталья Петрыкина

"Кадровый менеджмент"

Обучение сотрудников силами компании регламентируется большим числом нормативных документов, включающих в том числе и относящиеся к области налогового права. В рамках объема данной статьи мы осветим все основные аспекты договорного и налогового регулирования профессиональной подготовки и переподготовки персонала.

Формы профессиональной подготовки работников

На языке закона предоставление работнику возможности повышения его профессионального уровня называется профессиональной подготовкой, переподготовкой и повышением квалификации работника. Это обширный и сложный правовой институт, регулируемый Трудовым кодексом, Законом РФ от 10.07.1992 № 3266-1 "Об образовании" (далее – Закон об образовании), Федеральным законом от 22.08.1996 № 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" (далее – ФЗ № 125), а также нормами Налогового кодекса.

Статьей 196 ТК РФ установлено, что необходимость профессиональной подготовки и переподготовки работников определяется работодателем. Это значит, что именно ему решать – отправить ли сотрудника для повышения его квалификации на специализированный международный семинар в Лондон или же достаточно будет просто пройти стажировку у опытного наставника, причем без отрыва от производства. Если говорить серьезно, то профессиональная подготовка и переподготовка действительно может осуществляться не только в специализированных учебных заведениях (кстати, не забудьте ознакомиться с их аккредитацией или лицензией на ведение образовательной деятельности), но и в самой организации. Условия и порядок обучения должны содержаться либо в локальном нормативном акте компании, либо в договоре с работником (трудовой или специально заключенный для регулирования отношений по обучению).

Профессиональная подготовка и переподготовка, проводимые в специализированном учебном заведении, бывают двух видов: целевое обучение студентов и обучение аспирантов. Целевое обучение студентов – это направление штатных работников компании на переподготовку в соответствующее учебное заведение. Такое обучение означает переподготовку по той специальности, которой уже обладает сотрудник. По окончании обучения слушатель обязан сдать квалификационный экзамен или пройти аттестацию и получить диплом (сертификат, аттестат). Во время обучения он может получать стипендию от организации. Обучение аспирантов осуществляется с целью разработки нужных организации научных тем, которые впоследствии будут использованы в производственных или коммерческих целях. В обоих случаях процесс обучения оформляется договором об оказании услуг в пользу третьего лица (им является работник) между образовательным учреждением и работодателем.

Если целью научных изысканий аспиранта является создание некоего ноу-хау, или, другими словами, продукта интеллектуальной собственности (программа, алгоритм и т.п.), то в договоре на обучение нужно заранее предусмотреть, кто будет являться правообладателем результата научных исследований.

Оплату обучения в аспирантуре образовательного учреждения осуществляет работодатель. В договоре нужно полностью указать название образовательного учреждения, где будет обучаться работник, реквизиты лицензии или аккредитации (номер, когда и кем получена/выдана), срок обучения, получаемая специальность, обязательство о выдаче диплома установленного образца в случае успешной сдачи экзаменов.

Профессиональная подготовка и переподготовка, проводимая в самой организации для своих сотрудников, носит название ученичества и оформляется ученическим договором. Согласно статье 198 ТК РФ, ученичество осуществляется без отрыва от производства. Суть его состоит в переобучении работника новой специальности или повышении уже имеющейся у него квалификации. И "ученик", и "учитель" являются штатными работниками компании. То есть, фактически, более квалифицированный и опытный сотрудник обучает менее опытного и квалифицированного. Ученический договор является дополнительным к трудовому. Он заключается на срок, необходимый для обучения требуемой специальности или получения необходимой квалификации. Договор должен содержать наименования сторон, вид приобретаемой учеником профессии или квалификации, срок обучения, размер оплаты труда на время ученичества, обязанность ученика отработать определенное время в организации по приобретенной специальности. При прохождении обучения работники могут работать по основной специальности на условиях неполного рабочего дня или полностью освобождаться от трудовых обязанностей. Срок действия ученического договора продлевается в случае болезни ученика, прохождения им военных сборов и в других случаях, когда по независящим от воли сторон обстоятельствам обучение фактически не проводилось. Условия данного договора в течение срока его действия могут изменяться только по соглашению сторон.

Гарантии и компенсации

Работникам, впервые получающим высшее образование и совмещающим обучение в вузе с работой, закон предоставляет ряд гарантий и льгот (ст. 173 ТК РФ и ст. 17 ФЗ № 125). Прежде всего, это дополнительные оплачиваемые отпуска для сдачи экзаменов в период сессии, продолжительностью от 40 до 50 календарных дней в год; оплата проезда к месту учебы и обратно для заочников один раз в год; сокращенная рабочая неделя в период подготовки диплома; неоплачиваемый 15-дневный отпуск для сдачи вступительных экзаменов. Все эти льготы должны быть предоставлены работнику, если вуз, где он обучается, имеет государственную аккредитацию. В противном случае вопрос решается в соответствии с условиями трудового договора или в соответствии с нормами коллективного договора, правил внутреннего трудового распорядка или иного локального нормативного акта, если таковой имеется и регулирует данные правоотношения. Если нужных гарантий в этих документах нет или они сами отсутствуют, вопрос решается по усмотрению руководителя организации.

Поскольку закон связывает предоставление вышеперечисленных гарантий с получением высшего образования впервые, то на практике может возникнуть комичная и одновременно затруднительная ситуация: работник поступил в вуз, использовал оплаченный учебный отпуск, а затем, недоучившись, оставил учебу в этом вузе и поступил в другой. Обязан ли в таком случае работодатель предоставить работнику оплачиваемый отпуск еще раз? Ответ – да, потому что в первом вузе высшее образование работником получено не было, а значит, и во втором вузе он будет получать высшее образование впервые (ст. 77 ТК РФ).

Особенности налогообложения затрат на профессиональную подготовку

Все расходы организаций по предоставлению вышеперечисленных гарантий и компенсаций уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль, так как они входят в состав расходов на оплату труда (ст. 255 НК РФ). При этом не забудьте при предоставлении дополнительного отпуска студенту получить у него справку-вызов и справку-подтверждение из вуза. Суммы, выплачиваемые в период учебных отпусков, и оплата проезда к месту учебы и обратно включаются в налоговую базу по ЕСН. Соответственно, организации придется начислять страховые пенсионные взносы и взносы на страхование от несчастных случаев на производстве. Налогообложение расходов на обучение будет разным, в зависимости от того, какой уровень – образовательный или профессиональный – повышается работником. Разобраться в этом поможет статья 21 Закона об образовании. Относительно НДФЛ можно сказать следующее: согласно п. 3 ст. 217 НК РФ расходы на повышение профессионального уровня работников НДФЛ не облагаются. Напротив, оплата обучения, связанного с повышением образовательного уровня работника, включается в совокупный доход работника и НДФЛ облагается (Письмо МНС России от 24.04.2002 № 04-4-08/1-64-П758). Возмещение расходов на профессиональное обучение не облагается ЕСН (пп. 2 п. 1 ст. 238 НК РФ). Расходы на получение высшего и среднего специального образования ЕСН также не облагаются, так как не уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль (п. 3 ст. 236 НК РФ). Если на стоимость обучения не начисляется ЕСН, то страховые взносы в ПФР тоже не начисляются.

Для налога на прибыль тоже важна цель обучения. Оплата обучения в высших и средних специальных учебных заведениях не уменьшает налогооблагаемую прибыль (п. 3 ст. 254 НК РФ).

В расходы можно включить только профессиональную подготовку работников (пп. 23 п. 1 ст. 264 НК РФ). Сделать это можно при соблюдении следующих условий: обучение должно осуществляться в российском или иностранном образовательном учреждении, имеющем государственную аккредитацию или лицензию; профессиональная подготовка должна проводиться в интересах деятельности компании (например, нельзя направить бухгалтера на курсы парикмахеров). Организациям, применяющим упрощенную систему налогообложения, нужно обратить внимание на следующее.

Закрытый перечень расходов, которые такая компания может принять к вычету по единому налогу, установлен в статье 346.16 НК РФ, и расходов в виде оплаты обучения сотрудников в ней не упоминается. Однако если оплата обучения предусмотрена трудовым или коллективным договором, компания вправе учесть указанные затраты в составе расходов на оплату труда, предусмотренную пп. 6 п. 1 ст. 346.16 НК РФ. Состав оплаты труда организация, работающая по упрощенной системе налогообложения, определяет в соответствии со ст. 255 НК РФ (п. 2 ст. 346.16 НК РФ). В статье 255 НК РФ перечень расходов на оплату труда открыт, и если оплата обучения предусмотрена в трудовом или коллективном договоре, препятствий для ее признания в расходах нет.

Работники часто повышают свой профессиональный уровень с помощью участия в различных семинарах. Для целей налогообложения семинары делятся на учебные и консультационные, причем учебные семинары имеют право проводить только организации, имеющие лицензию. Расходы на участие в учебном семинаре учитываются по пп. 23 п. 1 ст. 264 НК РФ. Расходы на участие в консультационном семинаре уменьшают налогооблагаемую прибыль как затраты на консультационные услуги в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией (пп. 15 п. 1 ст. 264 НК РФ).

До сих пор мы говорили о том, как учитывать расходы на обучение в различных образовательных учреждениях. А как быть организациям, имеющим собственную учебнопроизводственную базу, на которой могут обучаться как собственные сотрудники, так и сотрудники других организаций? При подготовке и переподготовке штатных сотрудников на собственной учебно-производственной базе затраты, связанные с этой деятельностью, не могут быть отнесены к расходам, предусмотренным п. 3 ст. 264 НК РФ, поскольку в данном случае отсутствуют договорные отношения с образовательным учреждением, как это указано в приведенной норме. Данные расходы могут быть учтены в целях налогообложения прибыли согласно статье 275.1 НК РФ, так как в ней установлено, что для применения главы 25 НК РФ к обслуживающим производствам относятся и учебно-курсовые комбинаты. Чтобы учесть затраты учебно-курсовых комбинатов, нужно соблюдение следующих условий:

• Стоимость учебных услуг должна соответствовать стоимости аналогичных услуг, оказываемых специализированными организациями

• Расходы на содержание учебно-курсовых комбинатов не должны превышать обычных расходов на обслуживание аналогичных объектов

• Условия оказания услуг не должны существенно отличаться от условий оказания аналогичных услуг специализированными организациями

Выплаты работникам на период обучения предусмотрены п. 19 ст. 255 НК РФ и являются компенсационными. Поэтому в соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 238 НК РФ ЕСН не облагаются. На них также не начисляются страховые пенсионные взносы и взносы на страхование от несчастных случаев. Налогообложение затрат по обучению в порядке ученичества имеет свои особенности. Ученический договор заключается в соответствии со ст. 138 ТК РФ, то есть если организация имеет свою учебно-производственную базу и к новому сотруднику прикрепляется наставник.

Стипендию, которую получает обучающийся работник на основании статьи 204 ТК РФ, можно рассматривать как компенсационную выплату. Согласно п. 3 ст. 217 ТК РФ, все компенсационные выплаты НДФЛ не облагаются.

hr-portal.ru

Профессиональная переподготовка персонала

Профессиональная переподготовка (переобучение) организуется с целью освоения новых профессий высвобождаемыми работниками, которые не могут быть использованы по имеющимся у них профессиям, а также лицами, выражающими желание сменить профессию с учётом потребности производства.

С позиции организации процесса обучения принципиальной разницы между первичным обучением и переподготовкой нет. Переподготовка рабочих осуществляется непосредственно на предприятии (если есть возможность сохранить рабочих, заняв их на других участках производства), а также силами территориальной службы занятости (если произошло увольнение с предприятия).

Профессиональная переподготовка непосредственно на предприятии наиболее широко практикуется на предприятиях, ориентированных в своей кадровой политике на собственную рабочую силу. Необходимость в переподготовке вызывают такие процессы, как высвобождение работников и их плановое продвижение, внутризаводская текучесть работников (в поисках ими лучшей работы, условий труда и т.п.).

Особенность переподготовки кадров – в контингенте рабочих, которых она охватывает. Это в основном рабочие средних и старших возрастов, проработавшие определённое время (часто весьма продолжительное) по определённой профессии, что накладывает определённую специфику на обучение. Существенно отличается и образовательный уровень данного контингента рабочих: и низкий уровень среднего общего образования, и давность лет его получения.

Управление процессом переподготовки работников включает:

- определение масштабов переподготовки и факторов, влияющих на неё;

- выбор форм переподготовки с учётом достижения результата с минимизацией средств на её проведение;

- проведение социологических исследований среди высвобождаемого контингента работников;

- подбор рационального сочетания прежней и новой профессий как условие выработки программы и метода обучения.

Планирование переподготовки кадров предполагает наличие информации о том, по каким профессиям требуется обучить рабочих. Подробные сведения о высвобождаемых работниках формируются на предприятии не менее чем за два месяца до их высвобождения.

Объём переподготовки и конкретизация её форм зависят от наличия на предприятии соответствующей учебной базы, материального обеспечения, от возможностей предприятия вести эту работу на договорной основе со специальными учебными заведениями.

Сравнение прежней и новой профессий позволяет оценить прежде всего степень родства, их генетическую близость и стоящую за всем этим глубину переподготовки работников, сроки и затраты средств на её проведение. Постоянно проводимый анализ позволяет выявить складывающиеся здесь тенденции, оценить их, что будет способствовать принятию более обоснованных управленческих решений по регулированию этого процесса.

Не менее важное значение имеет и оценка достигнутого обучающимся квалификационного уровня, присвоенного разряда, его соответствия сложности поручаемых работ, изменений в результате переподготовки объёма знаний, умений и навыков по новой профессии, как в их комплексе, так и по отдельности (только знаний или только навыков).

Переподготовка кадров проводится за счёт средств, относимых на себестоимость продукции. Кроме того, источником финансирования выступают специально создаваемые в службах занятости фонды, часть которых может быть передана на предприятия для переподготовки кадров в рамках программ занятости населения на данной территории. При расчёте средств, необходимых на переподготовку кадров должны учитываться не только затраты на сам процесс обучения, но и материальное обеспечение работников в процессе их переподготовки.

 

 

Деловая карьера: понятие, направления, виды, этапы. Управление развитием карьеры. Планирование и реализация карьеры

Деловая карьера – это индивидуально осознанные позиции сотрудника фирмы, связанные с его трудовым опытом и трудовой деятельностью на протяжении всей его рабочей жизни; иными словами – продвижение работника по ступенькам служебной иерархии или последовательная смена занятий, как в рамках отдельной организации, так и на протяжении жизни, а также восприятие человеком этих этапов.

Виды деловой карьеры:

1. Профессиональная карьера – последовательная смена стадий развития конкретного человека в процессе его профессиональной деятельности. Среди стадий выделяют обучение, поступление на работу, профессиональный рост, поддержку индивидуальных профессиональных способностей и уход на пенсию. Эти стадии человек может переживать последовательно в разных фирмах.

2. Внутриорганизационная карьера – последовательная смена стадий профессионального развития человека в рамках одной фирмы.

Карьера может реализовываться в двух направлениях:

1. в вертикальном, при котором наблюдается подъём на более высокую ступень структурной иерархии;

2. в горизонтальном, предполагающем перемещение в другую функциональную область деятельности, либо расширение или усложнение задач в рамках занимаемой ступени, что сопровождается адекватным изменением вознаграждения сотрудника.

Управление развитием карьеры реализуется через изложение взаимных требований фирмы-работодателя и сотрудника при его приёме на работу; ротацию – целенаправленное перемещение работников с одного рабочего места на другое в целях обогащения труда и получения опыта работы смежных подразделений, знаний о деятельности фирмы в целом; отбор на выдвижение и замещение вакантных должностей высшего звена на конкурсной основе; установление испытательного срока; а также через стажировки и заграничные командировки.

Предварительный этап развития карьеры длится до 25 лет, включая учёбу в школе и получение среднего и высшего образования. За этот период человек может сменить несколько различных работ в поисках вида деятельности, удовлетворяющего его потребности и отвечающего его возможностям.

Этап становления длится примерно 5 лет, начиная с возраста от 25 до 30 лет. В этот период человек осваивает выбранную профессию, приобретает необходимые навыки, формирует свою квалификацию. Происходит его самоутверждение и появляется потребность к установлению независимости. Обычно на этом этапе у сотрудника образуется семья. Отсюда у него появляется желание получать более высокую заработную плату.

Этап продвижения протекает в возрасте от 30 до 45 лет и характеризуется ростом квалификации сотрудника в выбранной трудовой области. Он активно продвигается по служебной лестнице, накапливая богатый практический опыт и приобретая навыки. У него растёт потребность в самоутверждении, достижении более высокого статуса и ещё большей независимости. В ходе трудовой деятельности начинает происходить самовыражение сотрудника как личности. Усилия сотрудника сосредоточены на вопросах, касающихся увеличения оплаты труда.

Этап сохранения характеризуется действиями сотрудника по закреплению достигнутых результатов и протекает у него в возрасте от 45 до 60 лет. В этот период уровень квалификации сотрудника достигает пика совершенствования. Её повышение происходит в результате активной деятельности и специального обучения. Возможен подъём на новые служебные ступени. Данный период характеризуется творческим самовыражением и независимостью сотрудника. Несмотря на то, что многие потребности сотрудника в этот период удовлетворены, его продолжает интересовать уровень оплаты труда. Проявляется всё больший интерес к другим источникам дохода.

Этап завершения протекает в возрасте от 60 до 65 лет. Сотрудник начинает готовиться к уходу на пенсию, идут активные поиски достойной замены и обучение кандидата на освобождающуюся должность. В этот период может наблюдаться кризис карьеры, который проявляется в том, что сотрудник получает всё меньше удовлетворения от работы и испытывает состояние психологического и физиологического дискомфорта. Сотрудник заинтересован в сохранении уровня оплаты труда, но вместе с тем стремится увеличить и другие источники дохода, которые бы компенсировали отсутствие заработной платы при уходе на пенсию.

Пенсионный этап карьеры – её завершение. Появляется возможность для самовыражения в других видах деятельности, которые были невозможны в период работы или выступали в форме хобби (живопись, садоводство и т.п.).

Планирование и реализация деловой карьеры – организация планомерного горизонтального и вертикального продвижения сотрудника по системе должностей или рабочих мест, начиная с момента его трудоустройства в фирму и заканчивая предполагаемым увольнением с работы.

Основой планирования карьеры часто становится так называемая карьерограмма. Этот документ, составляемый на 5 – 10 лет, содержит, с одной стороны, обязательства администрации по горизонтальному и вертикальному перемещению работника, а с другой стороны, обязательства последнего повышать уровень образования, квалификации и профессионального мастерства.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:

zdamsam.ru

Что такое профессиональная переподготовка?

Профессиональная переподготовка (сокращённо ПП) – это получение дополнительных компетенций (знаний, умений, навыков, а также личностных качеств), необходимых для выполнения функций нового направления профессиональной деятельности или получения дополнительной квалификации. Данная форма обучения доступна лицам, имеющим среднее или высшее профессиональное образование, а также (с 1 сентября 2013 года) учащимся вузов и колледжей. 

Программы профессиональной переподготовки разработаны Министерством образования и науки России в качестве альтернативы второму высшему образованию. Профессиональная переподготовка – ­­удобный, недорогой и, главное, быстрый способ (программа включает только профильные дисциплины) получить второе образование, освоить новую специальность. Этим она выгодно отличается от второго высшего образования, которое длится 3 года и более, значительно дороже и насыщено общими предметами.

Как и в случае с программами основного высшего образования, поступая на специальности профессиональной переподготовки, можно выбрать любую форму обучения: с отрывом от работы (очное), без отрыва от работы (вечернее или дистанционное), с частичным отрывом от работы (заочное) и по индивидуальным формам обучения. Форму профессиональной переподготовки устанавливает учебное заведение в зависимости от сложности программы.

Профессиональная переподготовка бывает двух видов:

Профессиональная переподготовка для выполнения нового вида профессиональной деятельности

Объём занятий – свыше 500 аудиторных часов (6 месяцев).

Документ об образовании – Диплом государственного образца о профессиональной переподготовке.

Это совершенствование знаний сотрудника в рамках его специальности (специализация). Обучение проводится с учётом квалификационных требований к конкретным профессиям и должностям. Здесь могут обучаться только лица с законченным высшим или средним профессиональным образованием.

По завершении программы слушатели проходят итоговую государственную аттестацию. Успешно прошедшим испытание выдается диплом установленного образца. Обладатель подобного документа получает право работать в определенной сфере деятельности.

Профессиональная подготовка для получения дополнительной квалификации

Объём занятий – от 1000 часов общей трудоёмкости (2 года), из них 750 аудиторных часов.

Документ об образовании – Диплом государственного образца о дополнительном (к высшему) образовании или Диплом государственного образца о дополнительном (к среднему) образовании.

Получение дополнительной квалификации на базе имеющегося у специалиста высшего (среднего) профессионального образования. Но, в отличие от курсов профпереподготовки, на программах дополнительной квалификации  могут обучаться как лица, получившие основное профессиональное образование, так и студенты 3-4 курсов всех специальностей.

Получение дополнительной квалификации – практически аналог второго высшего профессионального образования. Дисциплины, которые слушатель сдавал, будучи студентом, могут быть перезачтены. Однако присвоение дополнительной квалификации не приравнивается к получению второго высшего образования, профпереподготовка ­есть актуальное и востребованное к нему дополнение.

По окончании обучения также проводится итоговая аттестация и выдается диплом установленного образца, удостоверяющий получение дополнительной квалификации.

Отдельной строкой выделим программы ДПО предпринимательской направленности – бизнес-образование. В России МВА относят к программам профессиональной переподготовки. Выпускник программы МВА получает диплом о дополнительном (к высшему) образовании с присуждением степени «Мастера делового администрирования (МВА)»  Подробнее о бизнес-образовании в России и за рубежом читайте в разделе МВА.

Другие разделы ДПО:

Что такое повышение квалификации?

Что такое стажировка?

Вернуться назад в статью: Что такое дополнительное профессиональное образование?

moeobrazovanie.ru

Право работников на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации (2)

В ч. 1 ст. 197 ТК РФ говорится о том, что работники имеют право на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации, включая право на обучение новым профессиям и специальностям. Данное право работник может реализовать самостоятельно путем поступления в учебные заведения. В этом случае у работодателя возникает обязанность по предоставлению работникам установленных законодательством гарантий и компенсаций для лиц, совмещающих работу с обучением. Как уже отмечалось в главе, посвященной гарантиям и компенсациям, обязанность по их предоставлению возникает у работодателя в тех случаях, когда работник обучается в учреждениях, имеющих государственную аккредитацию. При обучении в учебных заведениях, которые не имеют государственной аккредитации, работодатель вправе предоставить работнику соответствующие гарантии и компенсации путем издания локальных актов либо заключения с ним договора. То есть в этом случае обязанность работодателя превращается в его право. Причем при предоставлении работникам, обучающимся в учебных заведениях, не имеющих государственной аккредитации, дополнительных льгот работодатель может включить в заключаемый с ними договор соразмерные этим льготам обязанности, например обязанность отработать в организации по окончании учебного заведения не менее трех лет. В данном случае положение работников по сравнению с законодательством не ухудшается, так как возложение на них дополнительных обязанностей компенсируется предоставлением соответствующих льгот.

Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации работников могут происходить по инициативе работодателя. Полномочный представитель работодателя вправе направить работника на обучение для повышения его квалификации. В этом случае работник обязан пройти соответствующее обучение. В соответствии со ст. 187 ТК РФ при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. Если работник трудится по совместительству, то за ним сохраняется средний заработок только по основному месту работы. Работникам, направляемым для повышения квалификации с отрывом от производства в другую местность, производится оплата командировочных расходов в порядке и в размерах, которые установлены для лиц, направляемых в служебные командировки. Таким образом, направление на обучение для повышения квалификации по инициативе работодателя влечет предоставление работникам дополнительных прав, в частности компенсации понесенных в связи с данным обучением расходов, в том числе по найму жилого помещения, суточных, по проезду к месту обучения и обратно. В то время как работникам, обучающимся по собственной инициативе, в законодательстве предоставление перечисленных льгот не предусмотрено. Хотя работодатель за счет собственных средств может предоставить указанные льготы и работникам, обучающимся по собственной инициативе. В этом случае в договор могут быть включены дополнительные по сравнению с законодательством обязанности работника, которые должны быть соразмерны предоставленным работникам льготам. Как уже отмечалось, в подобной ситуации положение работников по сравнению с законодательством не ухудшается, так как дополнительные обязанности компенсируются предоставлением работникам дополнительных прав.

Обязанность по профессиональной подготовке работника может возникнуть у работодателя на основании требований законодательства. К примеру, в ст. 219 ТК РФ закреплена обязанность работодателя по проведению профессиональной подготовки работника за счет средств организации в случае ликвидации его рабочего места вследствие нарушения правил охраны труда. Работодатель обязан провести профессиональную переподготовку по требованию работника и в случаях, когда работник подлежит увольнению по сокращению численности или штата работников организации, а также в связи с несоответствием занимаемой должности или выполняемой работе.

В ч. 2 ст. 81 ТК РФ говорится о том, что увольнение по названным основаниям допускается, если невозможно перевести работника с его согласия на другую работу. Препятствием для перевода работника на другую работу может стать отсутствие у него достаточной квалификации. В связи с чем работник, подлежащий увольнению по указанным основаниям, может обратиться к работодателю с требованием о профессиональной переподготовке с целью перевода на другую работу. В том случае, если в пределах сроков проведения увольнения и сохранения за работником среднего заработка возможно осуществить его профессиональную переподготовку с целью перевода на другую работу, работодатель обязан предоставить работнику необходимые условия для прохождения профессиональной переподготовки. Невыполнение этой обязанности свидетельствует о нарушении работодателем требований ч. 2 ст. 81 ТК РФ, позволяющей провести увольнение работника только при отсутствии возможности перевести его на другую работу. В рассматриваемой ситуации работодатель уклоняется от такого перевода путем отказа от предоставления работнику условий для прохождения профессиональной подготовки. В связи с чем у органов, рассматривающих трудовой спор, возникает обязанность восстановить работника на работе в связи с невыполнением обязанности по принятию работодателем мер по сохранению с ним трудовых отношений. Например, водитель такси был уволен по сокращению штата работников организации, но при этом работодатель отказал ему в обучении и переводе на работу водителем бензовоза, так как у него не открыта категория на управление данным автомобилем. Восстанавливая работника на работе, судебные органы указали, что работодатель не выполнил обязанность по переводу работника на другую работу, так как у него имелась возможность в пределах срока проведения мероприятий по сокращению штата открыть для работника категорию для управления бензовозом. Однако работодатель от выполнения этой обязанности уклонился. Таким образом, при проведении мероприятий по сокращению численности или штата работников, а также при увольнении в связи с несоответствием работника занимаемой должности либо выполняемой работе работодатель обязан в пределах сроков увольнения и сохранения за работником среднего заработка принять меры по обеспечению условий для профессиональной переподготовки подлежащего увольнению с целью перевода с его согласия на другую работу.

В ч. 2 ст. 197 ТК РФ говорится о том, что право работников на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации может быть реализовано путем заключения дополнительного договора между работником и работодателем. В данном случае основанием для профессионального обучения работника выступает договор сторон трудового договора, в котором и определяются условия профессиональной подготовки. В этот договор также могут быть включены условия, которые улучшают положение работника по сравнению с действующим законодательством.

Таким образом, основанием для возникновения у работника права на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации является доказанность следующих юридически значимых обстоятельств. Во-первых, наличие инициативы работника, которая реализуется путем поступления в учебное заведение. В связи с чем у работодателя возникает обязанность по предоставлению работнику льгот и преимуществ, предусмотренных законодательством. Во-вторых, таким обстоятельством является инициатива работодателя, которая реализуется путем издания локального акта о направлении работника для повышения квалификации. В этом случае работодатель за счет собственных средств предоставляет работнику дополнительные льготы, которые также предусмотрены законодательством. В-третьих, указанные обстоятельства даны в действующем законодательстве, они могут быть дополнены в соглашениях, коллективном договоре, иных локальных актах организации, трудовом договоре. В-четвертых, к числу рассматриваемых обстоятельств относится волеизъявление сторон трудового договора, которое реализуется путем заключения дополнительного договора. После чего условия профессионального обучения работника определяются на основании заключенного договора, который не должен противоречить действующему законодательству.

Нельзя не заметить, что названное вторым обстоятельство связано с инициативой работодателя, что влечет возникновение у работника обязанности по прохождению повышения квалификации. Однако возникновение данной обязанности влечет предоставление работникам дополнительных прав, в частности гарантий и компенсаций, установленных законодательством для лиц, направляемых в служебные командировки. В связи с чем можно говорить о дополнительных правах работников, направляемых для повышения квалификации работодателем, в области их профессионального обучения.

Таким видится право работников на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации.

Учебник "Трудовое право России" Миронов В. И.

hr-portal.ru

Профессиональная переподготовка сотрудника

8 (800) 775 48 99 Звонок бесплатный! Подпишитесь со скидкой! Учет в учреждении Читайте в электронном журнале
  • Дела бухгалтера-зарплатника в апреле
  • Коротко о самом интересном
  • Порядок выдачи больничного по уходу за ребенком уточнят. Что это значит для бухгалтера
Подписаться
  • Сейчас выгодная подписка. Подробнее >>>
  • Новости
  • Статьи
  • Формы и шаблоны
  • Ответы на вопросы +4
  • Вебинары
  • КБК 2018
  • Система Госфинансы
  • Сервисы
  • Школа Главбуха госучреждения
  • Учетная политика 2018
  • Мероприятия
  • О журнале
  • Ввести код доступа

Рубрики

  • Как ревизоры проверят, ведете ли вы учет по стандартам
  • План закупок на 2019 год
  • За что привлекают к суду бухгалтеров
  • Порядок передачи документов при смене руководителя или главбуха

www.budgetnik.ru

это... Определение, особенности, виды и требования :: BusinessMan.ru

Что понимается под словом переквалификация? В первую очередь возникает ассоциация с получением дополнительного образования. Действительно, а что еще? Все верно, переквалификация – это чаще всего означает обучение новой специальности.

При этом освоить другую профессию намного проще. Во-первых, быстрее, а во-вторых – дешевле. Впрочем, переквалификацию можно пройти как в частных учебных образовательных центрах, так и в государственных. В последнем случае знания можно получить за государственный счет.

Переквалификация – такое объемное понятие

Но это еще не все. Есть и другое понятие, с которым, к счастью, не все сталкиваются. Речь идет о переквалификации преступлений и связанных с ними уголовных статей. Что это такое и каким образом происходит данная процедура, также будет детально рассказано в данной статье.

Новая специальность – новая жизнь!

Действительно, имея образование, не стоит останавливаться на достигнутом. Потому что учиться новому всегда полезно и интересно. Переквалификация помогает достигнуть чего-то большего в карьере и в жизни. Переквалификация – это ускоренное обретение новой специальности на базе уже имеющегося образования. Причем с получением диплома установленного образца.

Как правило, цель такого переобучения – получить более перспективную профессию, востребованную и хорошо оплачиваемую. Или же просто ту, что больше по душе.

Обычно переквалификация является уверенным шагом вверх по карьерной лестнице и меняет жизнь человека в лучшую сторону во всех отношениях. Впрочем, иногда необходимость в переквалификации является не просто добровольным выбором человеком. Иногда переобучение может быть вызвано требованиями к той профессии, которая нуждается в постоянном усовершенствовании знаний. Не имеют права останавливаться на достигнутом учителя, врачи, бухгалтера, юристы и многие другие. В определенный срок, к примеру, раз в три года, они должны пройти курсы усовершенствования, чтобы узнать о новых законах и правилах.

Перспективы переподготовки

Профессиональная переподготовка помогает человеку освоить новую профессию либо усовершенствовать знания по имеющейся профессии. А это в любом случае скажется на карьерном росте и уровне зарплаты. Инициатором переподготовки может стать как сам работник, так и работодатель. При этом работник получается несомненную выгоду, а руководитель как выгоду, так и опасность потерять свое место работы.

Поскольку иногда специалист, получивший дополнительные знания, может сместить руководителя с поста и занять его место. Если, конечно, он будет полностью подходить под требования и отличаться лучшими знаниями и личностными качествами не в пользу прежнего начальника. Поэтому иногда руководители препятствуют карьерному росту своих подчиненных, когда видят в них серьезных конкурентов. Однако никто не мешает человеку самостоятельно пройти профессиональную переподготовку в любом возрасте.

Два вида переподготовки

В зависимости от цели профессиональная переподготовка бывает двух видов. Это, собственно, переквалификация - получение совершенно новой специальности. К примеру, терапевт может дополнительно выучиться на эндокринолога, так как некоторая база знаний у него уже имеется. Потом он меняет профессию – становится врачом-эндокринологом. Второй вид - это курсы усовершенствования знаний по имеющейся специальности.

Допустим, врач невропатолог может освоить диагностические методы исследования и работать на компьютерном томографе. Но при этом оставаться врачом-невропатологом, но уже более высокого уровня. Такие же примеры можно привести и в сфере образования, и в сфере культуры, в промышленности и области компьютерных технологий. Кстати, немало примеров переквалификации и в области журналистики, когда в эту профессию приходят учителя, юристы, менеджеры. А потом отправляются на специальные обучающие курсы, чтобы лучше освоить профессию «акулы пера».

Где проходят переподготовку

В России проходят усовершенствование профессий и переквалификацию на базе средних и высших учебных заведений. Но в ряде случаев данная процедура также доступна в государственных центрах занятости. Причем в этом случае есть возможность получить новые знания совершенно бесплатно, то есть за счет государства. Однако данный вариант предлагается далеко не всем, а только в тех случаях, когда по данной профессии на рынке труда переизбыток работников. Поэтому соискателям работы предлагают освоить именно ту профессию, которая является наиболее востребованной в их регионе.

По времени курсы переквалификации в два раза короче, чем если бы человек получал знания обычным способом, обучаясь по специальности. Но несмотря на ускоренный учебный процесс, качеству уделяется должное внимание. Есть требования Министерства образования Российской Федерации, которым неукоснительно следуют. Количество лекций определяется конкретно по каждой специальности.

Обучение "удаленно"

Иногда учебное заведение находится в том же городе, где живет человек. Но чаще так уж получается, что за знаниями необходимо уезжать за пределы города или даже района. Не все могут себе это позволить. Решением данной проблемы является "удаленный" способ обучения. Переквалификация дистанционно позволяет учиться без отрыва от работы, от семьи, с меньшими затратами и необходимостью решать массу других проблем, связанных со временным переездом.

Дистанционное обучение позволяет получить точно такой же диплом, как при традиционной форме, и, по сути, те же знания. Просто многое приходится делать самостоятельно. Но зато «домашнее задание» не только дает новые знания, но и умение их добывать, пробуждает интерес к поиску нового. Переквалификация на базе высшего образования дистанционно доступна для таких профессий, как программист, бухгалтер, юрист, менеджер. Примеров много. Но нельзя обучиться таким способом некоторым другим профессиям. Например, медицинским. Причины объяснять не стоит.

Учиться и учиться

Выбирая профессию учителя или педагога в рамках дополнительного образования, необходимо быть готовым к тому, что каждые три года придется проходить обязательную переподготовку. А может быть, и освоить параллельно новую профессию в сфере преподавания. К примеру, воспитатель детского сада может освоить профессию логопеда и даже музыкального руководителя.

Вообще, переквалификация учителей – очень распространенное явление. В сфере образования каждый раз происходит множество изменений и дополнений, которым надо соответствовать. Поэтому даже работающий педагог регулярно обязан усовершенствовать свои знания, идти в ногу со временем. А освоить дополнительную профессию - значит, стать более востребованным, универсальным и высокооплачиваемым специалистом. Например, учитель начальной школы может дополнительно освоить профессию школьного психолога.

Усовершенствование высшего образования

Иногда жизнь требует переквалификации высшего образования. Если, к примеру, человек долгое время не работал по специальности, ему нужно вспомнить весь тот багаж знаний, который он когда-то получил в вузе. Это может коснуться врачей, инженеров, специалистов по рекламе, учителей. Действительно, как можно заниматься, к примеру, лечением людей, если знания и навыки позабыты.

Но бывают ситуации, когда переквалификация высшего образования необходима из-за того, что данных специалистов на рынке труда с избытком в конкретно взятом городе. Что делать? Переквалифицироваться. Или другая ситуация: учебному заведению позарез нужен определенный педагог, а его найти трудно. В таких случаях некоторые педагоги берут дополнительные часы работы, освоив новую профессию на базе имеющейся. При желании можно переквалифицироваться из учителя географии в историка, но это уже сложнее. И надо помнить, что диплом о переквалификации не равен диплому о высшем образовании.

Уголовное право

Переквалификация – это не всегда получение нового образования. Еще одна трактовка термина относится к уголовному праву. Сначала надо понять, что такое классификация преступлений. Это длительный процесс, который в итоге приводит к судебному решению и конкретному наказанию. Но в ходе расследования оценка преступления может быть изменена.

Обычно переквалификация статьи происходит в самом начале уголовного расследования, и результат переквалификации обязательно закрепляется в процессуальных документах. К примеру, следователь, собрав всю информации о совершенном деянии, возбудил уголовное дело, квалифицируя его как хулиганство. А потом выяснилось, что перед тем как устроить драку в кафе, человек поссорился с потерпевшим еще на работе. А вечером решил выместить злобу. Значит, это уже умышленное причинение вреда здоровью.

Переквалификация УК РФ может быть и неоднократной в случае запутанного и сложного дела.

Причины переквалификации преступлений

Переквалификация – это, по сути, изменение уголовной статьи и, соответственно, степени наказания. Изменения, как правило, возникают по трем причинам. Первая: если собрана новая информация, меняющая в корне первоначальное представление о рассматриваемом деле. Вторая причина: во время расследования или судебных разбирательств может измениться закон. В этом случае совершенное преступление может быть переквалифицировано в другую статью Уголовного кодекса или вообще выйти из определения содеянного как преступление. Третья причина: переквалификация УК РФ может возникнуть из-за допущенной ошибки. Увы, от ошибок никто не застрахован. Поэтому и существуют адвокаты, которые могут вникнуть в дело и найти эти ошибки. Если вначале совершенное деяние квалифицировалось как серьезное преступление, потом может оказаться, что содеянное по всем признакам не соответствует указанной квалификации.

businessman.ru