|
|
|
|
|
|
|
|
|
Повышение квалификации и переподготовка специалистов. Повышение квалификации и переподготовкаПереподготовка и повышение квалификации персонала, кадров и специалистовПовышение квалификации, как и профессиональная переподготовка, является видом последипломного образования. И переподготовка, и курсы повышения квалификации, по-своему полезны и открывают перед лицом, прошедшим их, новые карьерные возможности. Но в чем их особенности и чем они отличаются друг от друга? Общая информация Все, что вы хотели бы знать про учебный процесс и особенности прохождения обучения.Переподготовка Обзор самых популярных и востребованных программ переподготовки специалистов.По программам переподготовки могут обучаться граждане, которые уже обладают какой-либо профессией. Главная цель программ переподготовки – дать возможность служащему получить новую должность, а рабочему предоставить навыки ведения деятельности в новой сфере обязанностей и требований. Переподготовку проводят с ориентированием на потребности производства, а также, на ту профессиональную деятельность, которая велась слушателями курса. Повышение квалификации также проводится для служащих и рабочих, являющихся полноценными обладателями какой-либо профессии. Главная цель таких программ – повысить качество профессиональных навыков слушателей, последовательно усовершенствовать и дополнить базу их знаний в сфере профессий, которыми они обладают. Ст. 76 Закона РФ № 273-ФЗ, регламентирует, что дополнительное профессиональное образование является, по сути, обучением граждан по особой категории образовательных программ. При этом, переподготовка нацелена на внедрение новой квалификации и получение компетенции, которая необходима для ведения новой деятельности. А вот повышение квалификации, согласно этому же закону, спроецировано на улучшение качества умений и знаний слушателей, а также на обновление их компетенций в пределах квалификации, которой они обладают. Если проанализировать, в целом, весь сектор профессионального образования, можно рассмотреть 2 основных его уровня:
Переподготовка может являться и обязательным, необходимым обучением, если она вызвана с трансформацией структуры профессии работника или со снижением его трудоспособности. По итогам переподготовки, гражданин, прошедший ее программу, становится обладателем новой профессии. А вот повышение квалификации находится в тесной взаимосвязи с дефицитом или устареванием знаний, которые нужны для выполнения текущих обязанностей, а также, с обновлением наполнения или трансформированием характера трудовой деятельности. При этом, повышение квалификации предоставляет возможность освоить новые навыки и знания в пределах уже имеющейся профессии и занимаемой должности. Обучение при переподготовке длится значительно дольше, чем прохождение программы повышения квалификации. Да и стоимость профессиональной переподготовки значительно выше. При этом, если вам понадобится сменить место работы, наличие диплома о переподготовки будет в глазах потенциальных работодателей более весомым плюсом, чем свидетельство или удостоверение о повышении квалификации. edunews.ru Институт повышения квалификации и профессиональной переподготовкиИнститут повышения квалификации и профессиональной переподготовки является структурным подразделением МГОУ, реализует программы дополнительного профессионального образования. Институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки создан с целью подготовки высококвалифицированных специалистов, повышения профессиональных знаний и компетенций специалистов, совершенствования деловых качеств, подготовки их к выполнению новых трудовых функций в соответствии с запросами экономики региона. Система непрерывного образования МГОУ гибко реагирует на изменения, происходящие в образовании и экономике региона. Созданы условия, которые предоставляют слушателям возможность проявлять личностную активность и заинтересованность от формирования потребности на получение образования по программам повышения квалификации и профессиональной переподготовки до построения индивидуальных траекторий профессионального развития. Особенность данной системы — это сопровождение профессионального развития представителей педагогического сообщества Подмосковья и после завершения обучения: Модель системы непрерывного образования МГОУ Изменились подходы к выбору форм и методов профессионального развития в системе непрерывного образования. Сегодня наиболее востребованными являются: Конкурентными преимуществами системы непрерывного образования МГОУ являются:
Ознакомиться с полным перечнем программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки: Проекты института повышения квалификации и профессиональной переподготовки:
Адрес: г.Москва, ул.Радио, д.10А, корпус № 2, ауд.64График работы:Понедельник-пятница с 09.00 до 18.00Обед: с 13.00 до 14.00Суббота-воскресенье – выходные дниСайт: http://edu.mgou.ruInstagram: https://www.instagram.com/dpomgou/
В состав Института повышения квалификации и профессиональной переподготовки входят: 1. Кафедра непрерывного образования 2. Управление дополнительного профессионального образования: отдел профессиональной переподготовки отдел повышения квалификации 3. Регионально-координационный центр межшкольных методических центров (РКЦ-ММЦ) 4. Центр управления образовательными системами
Положение об институте повышения квалификации и профессиональной переподготовки Порядок приёма слушателей ДПО Формы документов установленного образца по дополнительным профессиональным программам Нормативно-правовые документы mgou.ru Курсы повышения квалификации персонала и переподготовка кадровТермин «квалификация» тесно привязан к профессиональной деятельности. Но не следует путать квалификацию со специальностью. Специальность – конкретизированная узкая сфера деятельности специалиста. А квалификация – уровень его подготовленности к работе в этой сфере – бакалавр, магистр и так далее. Регулярное повышение квалификации и переподготовка кадров – залог стабильного развития любого предприятия. Основные сведенияСледует учитывать, что после успешного прохождения курсов, слушатель не получает новой квалификационной степени – бакалавр так и останется бакалавром. Тем не менее, он получит свидетельство или диплом о повышении квалификации, которые будут подтверждать соответствие его профессиональных навыков и знаний передовым требованиям современности. Наиболее актуальными курсы повышения квалификации 2015 являются для юристов, архитекторов психологов, работников МЧС, медиков, педагогов, работников МВД, строителей и инженеров. Курсы повышения квалификации для педагогов – один из самых объемных сегментов данной сферы. Острая необходимость в качественных преподавателях возникла сегодня на всех уровнях – от школ и колледжей, до университетов и академий. Очень популярным, в последнее время, стало повышение квалификации по 44-ФЗ. Такие курсы помогают слушателям полноценно скоординировать свою трудовую деятельность с данным федеральным законом (в последней редакции), изданным 5.04.2013 и регламентирующим порядок осуществления государственных закупок, а также заключение и исполнение контрактов в этой сфере. Отдельно стоит отметить, что переподготовка и повышение квалификации – совсем не одно и тоже. Повышение профессиональной квалификации занимает меньше времени, чем переподготовка и котируется немного ниже последней. Разновидности курсовКурсы повышения квалификации подразделяются на:
В большинстве случаев, курсы проводятся согласно плану, обычно раз в пять лет. Но они могут организовываться и значительно чаще, если возникает острая необходимость в совершенствовании квалификационного уровня работников предприятия для приведения их компетентности в соответствии с актуальными вызовами времени или резким обновлением административной, производственно-технологической и кадровой структуры предприятия. В процессе прохождения курсов, слушатели могут быть освобождены от исполнения должностных обязанностей частично, полностью или не освобождены вовсе. Возможным является и создание индивидуальных курсов обучения. Курсы могут проводиться и силами работников других предприятий при заключении соответствующего соглашения между руководящими составами. На рынке образования, в последнее время, появилось немало фирм, специализирующихся на полной организации и проведении курсов повышения квалификации по заказу. Многие из таких компаний обладают государственной аккредитацией, то есть по завершении курса, эти фирмы уполномочены выдавать слушателям свидетельства, дипломы и удостоверения образца, установленного ГОСТом. Метод Six SigmaПовышение квалификации персонала может осуществляться и в рамках методологии «Шести Сигм». Технология «Шесть Сигм» - новый для РФ способ управления проектами и оптимизации бизнес процессов. Последователями этого методического принципа в России утверждается, что «6 Сигм» - значительно повышает конкурентоспособность любого предприятия. Этот метод может использоваться в самых разнообразных сферах: бухучет, производство, инвестиции, финансы, технологии, маркетинг. Чему учит метод:
Сама система появилась в 80-х годах и вначале была локальным экспериментальным проектом компаний General Electric и Motorola. На сегодняшний день, это один из самых популярных на западе методологических практических комплексов, используемый почти что во всех сферах экономики. Метод полезен для изучения консультантам в сфере оптимизации бизнеса, руководителям предприятий, технологам, менеджерам по качеству и производству, инженерам, коллективам, специализирующимся на реализации бизнес-проектов.
edunews.ru Повышение квалификации и переподготовка специалистовВ отличие от рабочих специалисты и руководители получают профессиональное образование, повышают свою квалификацию и проходят переподготовку в соответствующих образовательных учреждениях. Повышение квалификации и переподготовка специалистов осуществляется по решению работодателя с их согласия. В случаях, предусмотренных действующим законодательством, работодатель обязан обеспечить регулярное повышение квалификации определенных категорий работников, а работники должны пройти соответствующее обучение (ст. 196 ТК РФ). В качестве примера можно привести специалистов по таможенному оформлению, которые в соответствии со ст. 147 Таможенного кодекса РФ каждые два года должны проходить обучение по программам повышения квалификации, утверждаемым федеральным министерством. Обязательное обучение по программам повышения квалификации предусмотрено и для аудиторов (ст. 15 Федерального закона от 07.08.2001 N 119-ФЗ "Об аудиторской деятельности"; в ред. от 30.12.2004) <*>. Повышение квалификации является служебной обязанностью прокуроров и следователей (ст. 43.4 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации") <**>. -------------------------------- <*> СЗ РФ. 2001. N 33 (часть 1). Ст. 3422. <**> СЗ РФ. 1995. N 47. Ст. 4472.; СЗ РФ. 1995. N 27. Ст. 2580. В других ситуациях периодичность, форма и сроки повышения квалификации определяются работодателем. Как правило, это находит отражение в локальном нормативном акте или коллективном договоре. Обычно утверждается план повышения квалификации работников, в котором указываются формы обучения и количество работников, направляемых в соответствующем периоде на обучение по каждой форме. Повышение квалификации проводится по мере необходимости, но не реже одного раза в 5 лет (п. 7 Типового положения об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов, утв. Постановлением Правительства РФ от 26.06.1995 N 610, в ред. от 31.03.2003). Целью повышения квалификации специалистов является обновление их теоретических и практических знаний в соответствии с постоянно повышающимися требованиями государственных образовательных стандартов. Повышение квалификации может осуществляться в следующих формах: - краткосрочное (не менее 72 часов) тематическое обучение по вопросам конкретного производства, которое проводится по месту основной работы специалистов и заканчивается сдачей соответствующего экзамена, зачета или защитой реферата; - теоретические и проблемные семинары (от 72 до 100 часов) по научно-техническим, технологическим, социально-экономическим и другим проблемам, возникающим на уровне отрасли, региона, организации; - длительное (свыше 100 часов) обучение специалистов в образовательных учреждениях повышения квалификации для углубленного изучения актуальных проблем науки, техники, технологии, социально-экономических и других проблем по профилю профессиональной деятельности (п. 7 Типового положения об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов). Повышение квалификации специалистов осуществляется на основе договоров, заключаемых работодателем с образовательными учреждениями дополнительного профессионального образования. Работник направляется на семинар (курсы) для повышения квалификации в соответствии с приказом (распоряжением) работодателя. Он обязан добросовестно пройти обучение, выполнить учебную программу и по окончании семинара (курсов) приступить к исполнению своих трудовых обязанностей. На практике ввиду буквального толкования ч. 2 ст. 197 ТК РФ иногда ошибочно полагают, что любое повышение квалификации должно сопровождаться заключением дополнительного договора между работником и работодателем. На наш взгляд, это неправильно. Дополнительный договор о повышении квалификации целесообразно заключать в том случае, когда это связано с длительным обучением, существенными затратами работодателя и необходимостью в связи с этим предусмотреть дополнительные обязанности работника, например обязанность отработать в организации определенный период времени. Если же повышение квалификации носит краткосрочный характер или обязанность обеспечить его возложена на работодателя законом, заключение дополнительного договора вряд ли возможно. Уклонение работника без уважительных причин от прохождения повышения квалификации, если соответствующая обязанность предусмотрена нормативным правовым актом, в т. ч. должностной инструкцией или трудовым договором, является дисциплинарным проступком и может повлечь за собой привлечение к дисциплинарной ответственности. Вместе с тем невыполнение учебной программы, пропуск занятий без уважительной причины не рассматриваются судами как нарушение трудовой дисциплины. Во время прохождения обучения в образовательном учреждении повышения квалификации работники (слушатели) имеют право: - участвовать в формировании содержания образовательных программ и выбирать по согласованию с соответствующими учебными подразделениями учреждения дисциплины для факультативной и индивидуальной форм обучения; - пользоваться имеющейся на факультетах, кафедрах и в других структурных подразделениях учреждения нормативной, инструктивной, учебной и методической документацией по вопросам профессиональной деятельности, а также библиотекой, информационным фондом, услугами других подразделений в порядке, определяемом уставом этого учреждения; - принимать участие в конференциях и семинарах, представлять к публикации в изданиях учреждения свои рефераты, аттестационные работы и другие материалы; - обжаловать приказы и распоряжения администрации учреждения в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (п. 25 Типового положения об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов). Выполнив учебную программу, слушатели проходят итоговую аттестацию. Для ее проведения создается государственная аттестационная комиссия, председатель которой утверждается учредителем образовательного учреждения (п. 27 Типового положения об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов). Работники, успешно завершившие курс обучения в образовательных учреждениях повышения квалификации, получают документы государственного образца, подтверждающие полученную подготовку: - удостоверение о повышении квалификации - для лиц, прошедших краткосрочное обучение или участвовавших в работе тематических и проблемных семинаров по программе в объеме от 72 до 100 часов; - свидетельство о повышении квалификации - для лиц, прошедших обучение по программе в объеме свыше 100 часов. Сведения о результатах повышения квалификации специалистов направляются в кадровые службы по месту их основной работы (п. 28 Типового положения об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов). Во время обучения работникам предоставляются гарантии, предусмотренные ст. 187 ТК РФ, а именно: за ними сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. Работникам, направляемым на обучение в другую местность, выплачиваются суточные, оплачивается проезд к месту повышения квалификации и обратно, расходы по найму жилого помещения (ст. ст. 187, 168 ТК РФ). Для некоторых категорий специалистов установлены особые правила повышения квалификации. Так, повышение квалификации управленческих кадров осуществляется в соответствии с Указом Президента РФ от 23.07.1997 N 774 "О подготовке управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации" (в ред. от 01.04.2003) <*>. -------------------------------- <*> СЗ РФ. 1997. N 30. Ст. 3607. Указом предусмотрена подготовка управленческих кадров высшего и среднего звена для организаций народного хозяйства РФ в российских образовательных учреждениях и за рубежом. На повышение квалификации (переподготовку) работники должны направляться на конкурсной основе (ежегодно - не менее 5000 специалистов в возрасте до 40 лет, имеющих высшее образование, а также стаж работы не менее одного года на управленческих должностях высшего и среднего звена в организациях народного хозяйства Российской Федерации). Указанные требования по поводу стажа работы не распространяются на военнослужащих, уволенных в запас в связи с реформой Вооруженных Сил РФ. Организация, направляющая специалиста на повышение квалификации (переподготовку), не позднее 10 дней до начала обучения заключает с ним контракт, руководствуясь при этом Типовым контрактом со специалистом, направляемым на подготовку в соответствии с Государственным планом подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации. По окончании обучения организация заключает со специалистом трудовой договор (п. п. 3, 4 Положения о порядке обеспечения работой специалистов, подготовленных в соответствии с Государственным планом подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 N 44) <*>. -------------------------------- <*> СЗ РФ. 1998. N 4. Ст. 475. Повышение квалификации может включать стажировку. Она проводится с целью формирования и закрепления на практике профессиональных знаний, умений и навыков, полученных в результате теоретической подготовки. Стажировка осуществляется также с целью изучения передового опыта, приобретения профессиональных и организаторских навыков для выполнения обязанностей по занимаемой или более высокой должности. Стажировка специалистов может проводиться как в Российской Федерации, так и за рубежом, в организациях, научно-исследовательских организациях, образовательных учреждениях, консультационных фирмах и федеральных органах исполнительной власти. Продолжительность стажировки устанавливается работодателем исходя из ее целей, по согласованию с руководителем организации, где она проводится (п. 7 Типового положения об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов). Стажировка может быть и самостоятельным видом дополнительного профессионального образования. В этом случае направление на стажировку целесообразно оформлять заключением специального соглашения с работником (внесением дополнений в трудовой договор), в соответствии с которым работник добросовестно проходит стажировку, а по ее окончании работает в организации, оплатившей стажировку, в течение обусловленного соглашением сторон срока. При нарушении обязательства отработать обусловленное соглашением сторон время работник возмещает затраты, связанные с обучением (ст. 249 ТК РФ). Работодатель обязан организовать прохождение стажировки, ее оплату и сохранение места работы и среднего заработка за период стажировки. Соглашением может быть предусмотрено предоставление работнику после успешного прохождения стажировки более высокой должности, повышение заработной платы и т. п. Стажировка может проводиться и в начале трудовой деятельности до поручения работнику самостоятельной работы. В этом случае работник принимается на определенную должность с условием предварительного прохождения стажировки. Например, Методические указания по стажировке вновь принятых государственных инспекторов в Федеральном горном и промышленном надзоре России, утв. Постановлением Госгортехнадзора России от 17.04.2000 N 21, устанавливают порядок стажировки вновь принятых инспекторов в территориальных органах Госгортехнадзора России. В период стажировки инспектор изучает нормативные правовые акты, необходимые для осуществления надзорной деятельности, овладевает навыками надзорной работы. Для оказания практической помощи вновь принятому инспектору назначается руководитель стажировки - заместитель начальника отдела, главный государственный инспектор или наиболее опытный государственный инспектор, который контролирует выполнение программы стажировки. Стажировка осуществляется в соответствии с программой, утвержденной начальником управления округа или его заместителем. Продолжительность теоретического обучения - до двух месяцев. Продолжительность практической подготовки - до трех месяцев. В исключительных случаях срок стажировки вновь принятого инспектора может составлять один год. Стажировка завершается сдачей квалификационного экзамена. По результатам квалификационного экзамена принимается решение о допуске государственного инспектора к самостоятельной работе, о чем издается соответствующий приказ. Помимо повышения квалификации специалисты могут проходить переподготовку. Целью профессиональной переподготовки специалистов является получение ими дополнительных знаний, умений и навыков по образовательным программам, предусматривающим изучение отдельных дисциплин, разделов науки, техники и технологии, необходимых для выполнения нового вида профессиональной деятельности. Профессиональная переподготовка осуществляется также для расширения квалификации специалистов в целях их адаптации к новым экономическим и социальным условиям и ведения новой профессиональной деятельности, в т. ч. с учетом международных требований и стандартов. Профессиональная переподготовка специалистов является самостоятельным видом дополнительного профессионального образования, проводится с учетом профиля полученного образования специалистов и осуществляется образовательными учреждениями повышения квалификации и подразделениями образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования по дополнительным профессиональным образовательным программам двух типов, один из которых обеспечивает совершенствование знаний специалистов для выполнения нового вида профессиональной деятельности, другой - для получения дополнительной квалификации (п. 1 Положения о порядке и условиях профессиональной переподготовки специалистов, утв. Приказом Минобразования России от 06.09.2000 N 2571) <*>. -------------------------------- <*> Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2000. N 44. Профессиональная переподготовка специалистов проводится на базе высшего и среднего профессионального образования. Обучение может быть организовано с отрывом от работы, без отрыва от основной профессиональной деятельности, с частичным освобождением работника от выполнения трудовых обязанностей (п. 6 Положения о порядке и условиях профессиональной переподготовки специалистов). Для осуществления профессиональной переподготовки специалиста работодатель заключает договор с образовательным учреждением. Одновременно следует заключить с работником соглашение о прохождении переподготовки (внести дополнение в трудовой договор). Содержание соглашения аналогично обязательствам сторон при направлении работника на стажировку. Переподготовка завершается государственной итоговой аттестацией, в результате которой работники, прошедшие обучение по дополнительным профессиональным образовательным программам, обеспечивающим совершенствование знаний специалистов для выполнения нового вида профессиональной деятельности, получают дипломы о профессиональной переподготовке, которые удостоверяют право (соответствие квалификации) специалиста на ведение профессиональной деятельности в определенной сфере (п. 17 Положения о порядке и условиях профессиональной переподготовки специалистов). Работники, которые прошли обучение по дополнительным профессиональным образовательным программам для получения специалистами дополнительной квалификации, получают дипломы о дополнительном (к высшему) образовании или о дополнительном (к среднему профессиональному) образовании, удостоверяющие присвоение дополнительной квалификации (п. 18 Положения). Настольная книга кадровикаЮридические аспектыЮ.П. Орловский, А.Ф. Нуртдинова, Л.А. Чиканова hr-portal.ru Курсы переподготовки и курсы повышения квалификацииНе секрет, что чем выше квалификация сотрудника, тем больше его ценят в компании, где он работает. Ведь успешная работа компании напрямую зависит от того, как работают ее сотрудники. Поэтому вопрос повышения квалификации, обучения персонала всегда будет актуальным для бизнеса. Если есть возможность, компании создают собственные центры обучения, курсы переподготовки и курсы повышения квалификации, но чаще всего эта проблема решается привлечением консультантов, тренеров, преподавателей, коучей со стороны. И согласитесь, что намного выгодней и в плане финансов и в плане времени искать таких людей в одном месте. Для того чтобы организовать курсы переподготовки и курсы повышения квалификации, не нужно иметь обширные познания, нужно обладать организаторскими способностями. Ваше дело – сплотить вокруг себя специалистов, с которыми вы вместе будете зарабатывать деньги.к оглавлению ↑Первые шаги создания курса переподготовки
Формы обучения могут быть самыми разными: проведение лекций, семинаров и вебинаров, инструктаж, наставничество, просмотр обучающих видеоматериалов, моделирование рабочих ситуаций, ролевые игры, ротация кадров в отделах и филиалах с целью обмена опытом – включите свою фантазию плюс опыт ваших сотрудников, и от клиентов не будет отбоя. к оглавлению ↑ Курсы переподготовки и курсы повышения квалификации в интернетеОбучение также можно проводить посредством интернета. С этим занятием вполне могут справиться три-четыре человека. Организация курсов переподготовки и курсов повышения квалификации не только значительно расширит круг ваших заказчиков, но и сократит ваши расходы. Можно даже разработать собственный сертификат, свидетельствующий о том, что человек прошел обучение по определенной программе. Никаких проблем с законодательством это не вызовет. Делайте акцент в своей деятельности на то, что вы в отличие от образовательных учреждений предлагаете краткосрочные курсы, которые позволят за недолгое время и относительно недорогую оплату овладеть теми же знаниями, которые предлагают ВУЗы и колледжи. Понравилась статья? Жми на одну из кнопок - расскажи друзьям, это лучшая благодарность!Оцените статью Загрузка...Рекомендуем ознакомиться: Понравилась статья? Cледите за обновлениями В Контакте, Facebook, Twitter или Google Plus. Метки: курсыbusiness-poisk.com Обучение персонала, повышение квалификации, переподготовка кадровПроцесс обучения человека протекает всю его сознательную жизнь. Первичное обучение осуществляется в школах, профессионально-технических училищах, техникумах, колледжах, лицеях, вузах. Вторичное обучение проходит в вузах, институтах и на факультетах повышения квалификации и переподготовки кадров, в учебных центрах, специально организованных курсах и семинарах, в организациях и т.п. Целью обучения является получение образования.Образование — процесс и результат усвоения систематизированных знаний, умений, навыков и способов поведения, необходимых для подготовки человека к жизни и труду. Уровень образования обусловливается требованиями производства, научно-техническим и культурным уровнем, а также общественными отношениями. Образование делится на два вида: общее и профессиональное. Образование должно осуществляться непрерывно.Непрерывное образование - процесс и принцип формирования личности, предусматривающий создание таких систем образования, которые открыты для людей любого возраста и поколения и сопровождают человека в течение всей его жизни, способствуют постоянному его развитию, вовлекают его в непрерывный процесс овладения знаниями, умениями, навыками и способами поведения (общения). Непрерывное образование предусматривает не только повышение квалификации, но и переподготовку для изменяющихся условий и стимулирование постоянного самообразования.Профессиональное образование как процесс - это одно из звеньев единой системы непрерывного образования, а как результат — подготовленность человека к определенному виду трудовой деятельности, профессии, подтвержденная документом (аттестатом, дипломом, свидетельством) об окончании соответствующего учебного заведения.Обучение персонала — основной путь получения профессионального образования. Это целенаправленно организованный, планомерно и систематически осуществляемый процесс овладения знаниями, умениями, навыками и способами общения под руководством опытных преподавателей, наставников, специалистов, руководителей и т.п.Следует различать три вида обучения. Подготовка кадров — планомерное и организованное обучение и выпуск квалифицированных кадров для всех областей человеческой деятельности, владеющих совокупностью специальных знаний, умений, навыков и способами общения. Повышение квалификации кадров — обучение кадров с целью усовершенствования знаний, умений, навыков и способов общения в связи с ростом требований к профессии или повышением в должности. Переподготовка кадров — обучение кадров с целью освоения новых знаний, умений, навыков и способов общения в связи с овладением новой профессией или изменившимися требованиями к содержанию и результатам труда.Отечественный и зарубежный опыт выработал три концепции обучения квалифицированных кадров. Концепция специализированного обучения ориентирована на сегодняшний день или ближайшее будущее и имеет отношение к соответствующему рабочему месту. Такое обучение эффективно относительно непродолжительный отрезок времени, но, с точки зрения работника, способствует сохранению рабочего места, а также укрепляет чувство собственного достоинства. Концепция многопрофильного обучения является эффективной с экономической точки зрения, так как повышает внутрипроизводственную и внепроизводственную мобильность работника. Однако последнее обстоятельство представляет собой известный риск для организации, где работает сотрудник, поскольку он имеет возможность выбора и поэтому менее привязан к соответствующему рабочему месту. Концепция обучения, ориентированного на личность, имеет целью развитие человеческих качеств, заложенных природой или приобретенных им в практической деятельности. Эта концепция относится в первую очередь к персоналу, имеющему склонность к научным исследованиям и обладающему талантом руководителя, педагога, политика, актера и т.п.Таким образом, предметом обучения являются: знания — теоретические, методические и практические, необходимые работнику для выполнения своих обязанностей на рабочем месте; умения — способность выполнять обязанности, закрепленные за работником на конкретном рабочем месте; навыки — высокая степень умения применять полученные знания на практике, навыки предполагают такую меру освоения работы, когда вырабатывается сознательный самоконтроль ; способы общения (поведения) — форма жизнедеятельности личности, совокупность действий и поступков индивида в процессе общения с окружающей действительностью, выработка поведения, соответствующего требованиям, предъявляемым рабочим местом, социальные отношения, коммуникабельность.В последнее время существенно возросло значение методов обучения квалифицированных кадров, согласно которым члены рабочих групп (до 10 человек) в регулярных встречах вне рабочего места обсуждают рабочую ситуацию и вместе занимаются поиском возможностей ее решения (речь идет о японском методе «кружок качества», который применяется в США и Европе). В Германии этот метод называется «вместо учебы». Оба метода имеют ряд одинаковых, аналогичных особенностей: рабочие группы хотят управлять самостоятельно. Производственная иерархия в рабочей группе не имеет никакого значения, результаты работы группы представляются вышестоящим инстанциям. Группы отличаются друг от друга прежде всего постановкой цели. «Кружок качества» прежде всего старается подчеркнуть ориентированную на результат экономическую эффективность обучения квалифицированных кадров, в то время как группа «вместо учебы» на передний план выдвигает элементы обучения квалифицированного работника, ориентированные на личность, т.е. выработку манеры поведения, способы общения.Задачи обучения для отдельных целевых групп:1. Учащаяся молодежь. Теоретическая начальная подготовка вне сферы деятельности в сочетании с практической подготовкой по специальности на рабочем месте (так называемая двойственная система образования: профессиональная школа — производство).2. Специалисты с опытом работы. Повышение квалификации для углубления специальных знаний по специальности.3. Руководители с опытом работы. Отработка поведения на случай возникновения конфликтных ситуаций, ведение переговоров, методика принятия решений, выработка сдержанности и т.п.Методы обучения персонала на рабочем месте:1. Направленное приобретение опыта. Систематическое планирование обучения на рабочем месте, основу планирования составляет индивидуальный план профессионального обучения, в котором изложены цели обучения.2. Производственный инструктаж. Информация, введение в специальность, адаптация, ознакомление обучающегося с его новой рабочей обстановкой.3. Смена рабочего места (ротация). Получение знаний и приобретение опыта в результате систематической смены рабочего места. В результате этого за определенный промежуток времени создается представление о многогранности деятельности и производственных задач (специальные программы молодого поколения специалистов).4. Использование работников в качестве ассистентов, стажеров. Обучение и ознакомление работника с проблемами высшего и качественно иного порядка задач при одновременном принятии на себя некоторой доли ответственности.5. Подготовка в проектных группах. Сотрудничество, осуществляемое в учебных целях в проектных группах, создаваемых на предприятии для разработки крупных, ограниченных сроком задач.Характеристика видов обучения кадров:1. Профессиональная подготовка кадров. Приобретение знаний, умений, навыков и обучение способам общения, направленных на выполнение определенных производственных задач. Подготовка считается законченной, если получена квалификация для осуществления конкретной деятельности (обучается учащаяся молодежь).1.1. Профессиональная начальная подготовка. Развитие знаний, умений, навыков и способов общения как фундамента для дальнейшей профессиональной подготовки (например, подготовка бакалавров).1.2. Профессиональная специализированная подготовка. Предназначена для получения специфической профессиональной квалификации. Углубление знаний и способностей с целью овладения определенной профессией (например, специалист, магистр).2. Профессиональное совершенствование (повышение квалификации). Расширение знаний, умений, навыков и способов общения с целью приведения их в соответствие с современными требованиями производства, а также для стимулирования профессионального роста (обучаются занятые в производстве работники, имеющие практический опыт).2.1. Совершенствование профессиональных знаний и способностей. Приведение знаний и способностей в соответствие с требованиями времени, их актуализация и углубление. Обучаются специалисты (горизонтальная мобильность).2.2. Профессиональное совершенствование с целью продвижения по службе. Подготовка к выполнению качественно более высоких задач. Обучаются руководители (вертикальная мобильность).3. Профессиональная переподготовка (пере¬квалификация). Получение знаний, умений, навыков и овладение способами обучения (поведения) для освоения новой профессии и качественно другой профессиональной деятельности (обучаются занятые в производстве работники или безработные, имеющие практический опыт).Методы обучения персонала вне рабочего места:1. Чтение лекций. Пассивный метод обучения, используется для изложения теоретических и методических знаний, практического опыта.2. Программированные курсы обучения. Более активный метод обучения, эффективен для получения теоретических знаний.3. Конференции, семинары. Активный метод обучения, участие в дискуссиях развивает логическое мышление и вырабатывает способы поведения в различных ситуациях.4. Метод обучения руководящих кадров, основанный на самостоятельном решении конкретных задач из производственной практики. Моделирование организационной проблемы, которую должны решить участники (слушатели) группы. Позволяет соединить теоретические знания и практические навыки, предусматривает обработку информации, конструктивно-критическое мышление, развитие творчества в процессах принятия решений.5. Деловые игры. Обучение манере вести себя в различных производственных ситуациях, при ведении переговоров, причем обладатели ролей должны вырабатывать альтернативные точки зрения.6. Методы решения производственно-экономических проблем с помощью моделей. Моделирование процессов, происходящих на конкурирующих предприятиях. Слушатели распределяют между собой роли конкурирующих между собой фиктивных организаций. С помощью исходных данных слушатели должны принять соответствующие решения для нескольких стадий производства продукции или услуг (производство, сбыт, финансирование, кадровые вопросы и т.д.).7. Рабочая группа («кружок качества» и «вместо учебы»). Молодые специалисты разрабатывают конкретные решения по проблемам управления организации, объединившись в рабочие группы. Разработанные в рабочих группах предложения передаются руководству организации, которое рассматривает предложения, принимает по ним решения и информирует рабочую группу о принятии или отклонении ее предложений.Обучение квалифицированных кадров является эффективным в том случае, если связанные с ним издержки будут в перспективе ниже издержек организации на повышение производительности труда за счет других факторов или издержек, связанных с ошибками в найме рабочей силы. Поскольку определение результатов, достигнутых с помощью обучения квалифицированных кадров, сопряжено с определенными трудностями, налицо экономическая эффективность обучения в форме снижения издержек, которые поддаются точному расчету. Обучение квалифицированных кадров затрагивает важные факторы социальной эффективности. Повышение профессионального мастерства положительно отражается на гарантии сохранения рабочего места, возможностях повышения в должности, расширении внешнего рынка труда, на величине доходов организации, на чувстве собственного достоинства и возможностях самореализации. Понравился данный материал?Не стесняйся, поставь лайк, расскажи о нас своим друзьям, однокурсникам, короче, всем, кому был бы полезнен наш сайт! Тебе ничего не стоит, а нам приятно, что не зря стараемся ;) managment-study.ru Переподготовка кадров - академия повышения квалификации педагогических, институт, дистанционноСегодня для ведения какой-либо деятельности необходимо в обязательном порядке наличие квалифицированных кадров. Особенно это касается определенных видов деятельностей. Для работы по некоторым отдельным видам профессий переподготовка осуществляется в соответствии с законодательством. Специальные нормативно-правовые документы регламентируют порядок этой процедуры, её периодичность. Существует большое количество самых разных нюансов, особенностей связанных с переподготовкой. Предварительное их изучение позволит избежать штрафных санкций со стороны контролирующих учреждений. Сегодня вопрос переподготовки кадров стоит особенно остро в связи с постоянным реформированием законодательных норм. Существует определенный перечень профессий для работы по которым требуется определенная квалификация. Причем подтверждать её необходимо периодически. В первую очередь это касается медицинских работников, педагогов. Также этот момент касается множество иных специалистов. Сам вопрос переподготовки всегда решается работодателем. Особенно строгий контроль осуществляется за государственными предприятиями, на которых работают сотрудники на соответствующих должностях. Невыполнение требуемых законодательством норм приводит к наложению штрафов, иных административных взысканий. Сама переподготовка осуществляется в специализированных учреждениях. Повышение квалификации и переподготовка педагогических кадров в академиях проводится специальными квалифицированными специалистами. Институты повышения квалификации и переподготовки кадров обычно включены в образовательную систему. Чаще всего подобные учреждения размещаются при высших учебных заведениях и среднепрофессиональных. Все в первую очередь зависит именно от специализации. К наиболее важным вопросам следует отнести:
Что это такое?Сегодня под термином «переподготовка кадров» понимается широкий перечень понятий. В первую очередь это получение работающими сотрудниками определенных знаний, непосредственно связанных с выполнением должностных обязанностей. Обучение персонала – процесс, осуществляемый планомерно, непрерывно и систематически. Подразумевает получение новых навыков, умений, улучшений уже имеющихся. Процедура данная выполняется под руководством специалистов. Причин для постоянного проведения переподготовки достаточно большое количество. В первую очередь это связано со следующим:
Переподготовка кадров позволяет сделать работу сотрудника более эффективной, а также выполнить требования законодательных норм. Так как деятельность многих работников связана с постоянным повышением квалификации. Отсутствие переподготовки приведет к появлению проблем не только с законом, но и к выполнению должностных обязанностей несоответствующим образом. Зачем это нужноПереподготовка специалистов в различных сферах, получение более высокой квалификации имеет свои особенности, нюансы. Но при этом цели переподготовки, вне зависимости от сферы деятельности, являются одинаковыми. На данный момент повышение квалификации решает сразу несколько основных задач:
Выше обозначены основные цели повышения квалификации с позиции именно работодателя. Также следует знать, что непосредственно сам сотрудник также в определенной мере заинтересован в прохождении переподготовки, повышении квалификации. В первую очередь по следующим причинам:
Достижение поставленных выше задач позволяет специалисту стать более ценным для своего работодателя. В то же время наличие соответствующих навыков и умений позволит в случае необходимости без особых затруднений найти новую работу. Именно поэтому переподготовка кадров, вне зависимости от сферы деятельности всегда в интересах как работодателя, так и самого сотрудника. Действующие нормативыСегодня вопрос переподготовки кадров достаточно пристально рассматривается в действующем законодательстве. По возможности с ним следует ознакомиться не только должностным лицам, ответственным за эту процедуру. Но также простым сотрудникам, проходящим такую переподготовку. Это позволит избежать нарушения прав, а также всевозможного вида иных неприятностей. Основополагающим нормативно-правовым актом является Трудовой кодекс РФ. В рассматриваемом случае следует ориентироваться на гл.№31 ТК РФ. В данный раздел включены следующие статьи:
Знание законодательных норм, имеющих непосредственное отношение к переподготовке кадров, позволит простым сотрудникам защитить свои права. Так как нередко возникают ситуации, когда работодатель прямо или же косвенно нарушает положения ТК РФ. Следует избегать возникновения подобных прецедентов. Это может привести к серьезным последствиям. И в первую очередь – к наложению штрафов. Также при отправке персонала на переподготовку необходимо будет ориентироваться на следующие законодательные нормы:
Перечень нормативно-правовых актов, регламентирующих переподготовку и повышение квалификации, достаточно обширен. Важно внимательно ознакомиться со всеми ними. Непосредственно сама процедура этого типа может осуществляться как в специализированных государственных, так и в частных учреждениях. Например, в межотраслевых институтах. Центры переподготовки располагаются в разных частях страны. Работодатель обязан обеспечить проезд и проживание своего сотрудника. Сам процесс переподготовки кадров закреплен на законодательном уровне. В то же время процедура данная может существенно отличаться в зависимости от специфики определенного вида деятельности, типа профессиональной подготовки. К самым существенным вопросам, рассмотреть которые следует заранее, стоит отнести:
Необходимые документыСама процедура проведения переподготовки, повышения квалификации возможна лишь при наличии обязательного перечня документов. Он может отличаться в зависимости от должности сотрудника, его специализации. Но существует универсальный общий перечень, документы из которого требуются всегда для реализации процедуры рассматриваемого типа:
Также на самом предприятии обычно оформляется приказ на отправку определенного сотрудника для прохождения курсов на повышение квалификации. Данный документ должен иметь установленный заранее формат. Он определяется правилами внутреннего документооборота. По результатам прохождения переподготовки, курсов повышения квалификации также обязательно должен быть оформлен некоторый пакет документов. Например, в случае повышения квалификации в каком-либо государственном учреждении почти всегда оформляется стандартный набор документов:
Все сведения о прохождении обучения соответствующим образом отправляются в кадровые службы. При этом формат документов, подтверждающих прохождение обучения определенного вида, установлен законодательно. Основным нормативно-правовым документом является Постановление Госкомвуза РФ №13 от 27.12.95 г. Порядок заполнения документов такого типа отражается в Приказе Госкомвуза №708 от 19.04.96 г. Организация процедурыНепосредственно сама процедура переподготовки персонала может осуществляться различным образом:
Сама процедура переподготовки организуется следующим образом:
Кадровое делопроизводствоСегодня нормативы, связанные с ведением кадровой документации, изменяются очень часто. Потому кадровым работникам переподготовка, дополнительное обучение требуется особенно часто. При этом каких-либо особенностей при прохождении курсов повышения квалификации не имеется. За исключением того, что проходить их требуется практически ежегодно. Возможно ли дистанционно для педагоговНе менее редко требуется переподготовка различного рода педагогам. Причем как школ, так и высших учебных заведений, средне специальных. Ранее для повышения квалификации требовалось обязательно посещать специализированные учебные центры. Сегодня же подобное более не требуется. Возможно прохождение переподготовки, повышение квалификации дистанционно. Норматив расходов для предприятияСегодня нормативы расходов для предприятия на переподготовку сотрудников, повышения их квалификации не установлены. Но при этом все их можно будет включить в состав «прочих» расходов. Но возможно подобное только лишь при выполнении следующих условий:
Сегодня процедура переподготовки кадров имеет множество нюансов. Со всеми ними нужно ознакомиться работодателю, сотруднику и непосредственно предприятию, осуществляющему саму переподготовку. buhonline24.ru
|