Правила ведения бухгалтерского учёта. Правила ведения бухучета


Правила ведения бухучета в бюджетных организациях

Бухучет в бюджетных организациях имеет много особенностей, начиная с отдельных НПА, регулирующих его, и заканчивая сложной системой кодировки счетов. В этой статье разберемся с понятиями, применимыми к бюджетным структурам, а также коснемся основных правил ведения учета.

 

Определения и виды организаций, финансируемых из бюджета

Планы счетов и инструкции по бухгалтерскому учету

Счета учета в государственных организациях

Итоги

 

Определения и виды организаций, финансируемых из бюджета

Для того чтобы разобраться в понятиях, обозначающих различные организации, финансируемые из бюджета, обратимся к закону «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 № 7-ФЗ. В основном под бюджетными организациями подразумеваются те, что созданы государством. Таким образом, наиболее обобщенным понятием является термин «государственные (муниципальные) учреждения» (далее — госучреждения). Они учреждаются Российской Федерацией, ее субъектом или муниципалитетом. В соответствии с п. 2 ст. 9.1 закона № 7-ФЗ госучреждения классифицируются как:

  • автономные;
  • бюджетные;
  • казенные.

В следующей таблице представлено сравнение трех видов госучреждений.

 

Автономные (АУ)

Бюджетные (БУ)

Казенные (КУ)

Основной регулирующий НПА

Закон «Об автономных учреждениях» от 03.11.2006 № 174-ФЗ

Закон «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 № 7-ФЗ

Бюджетный кодекс РФ

Вид деятельности

Обслуживание в следующих областях: наука, образование, медицина, культура, соцзащита, занятость населения, физкультура и спорт и др. (п. 1 ст. 2 закона № 174-ФЗ, п. 1 ст. 9.2 закона № 7-ФЗ)

Выполнение гос. функций, а также оказание госуслуг (ст. 6 БК РФ).

Использование доходов от коммерческой деятельности

На свое усмотрение (пп. 2–3 ст. 298 ГК РФ).

Перечисляются в бюджет (п. 3 ст. 161 БК РФ)

Расчетные счета

В Федеральном казначействе и коммерческих банках (п. 3 ст. 2 закона № 174-ФЗ)

Только в Федеральном казначействе (п. 9 ст. 9.2 7-ФЗ, п. 4 ст.161 и ст. 220.1 БК РФ)

Владение имуществом

На праве оперативного управления. Собственником является РФ, субъект РФ, муниципалитет (п. 1 ст. 3 закона № 174-ФЗ, п. 9 ст. 9.2 закона № 7-ФЗ, п. 4 ст. 298 ГК РФ)

Распоряжение имуществом

Должно быть получено согласие собственника:

  • для недвижимости, переданной собственником или купленной на средства, выданные им;
  • особо ценного имущества, переданного собственником или купленного на средства, выданные им.

Распоряжается на свое усмотрение остальным имуществом

Должно быть получено согласие собственника:

  • для любой недвижимости;
  • особо ценного имущества, переданного собственником или купленного за средства, полученные от собственника.

Распоряжается на свое усмотрение остальным имуществом

Необходимо согласие собственника для действий с любым имуществом (п. 4 ст. 298 ГК РФ)

Крупные сделки (п. 1 ст. 15 закона № 174-ФЗ), которые совершаются только с одобрения наблюдательного совета АУ (п. 2 ст. 3 закона № 174-ФЗ) или учредителя БУ (п. 13 ст. 9.2 закона № 7-ФЗ) независимо от вида имущества

Ответственностьпо обязательствам

Отвечает по своим обязательствам своими активами (за исключением тех, на распоряжение которыми нужно согласие учредителя). Если обязательства образованы по причине причинения вреда гражданам, при нехватке активов, которыми можно распоряжаться, ответственность несет учредитель (п. 5 ст. 2 закона № 174-ФЗ, пп. 5–6 ст. 123.22 ГК РФ)

Отвечает по обязательствам денежными средствами, при нехватке таковых отвечает учредитель (п. 4 ст. 123.22 ГК РФ)

Источник финансирования

Субсидии (п. 1 ст. 78.1 БК РФ)

Бюджетная смета (п. 2 ст. 161 БК РФ)

Об особенностях бюджетной бухотчетности читайте в статье «Порядок сдачи бюджетной отчетности в налоговую за 2017-2018 годы».

Планы счетов и инструкции по бухгалтерскому учету

Прежде чем разобрать планы счетов, применимые к госучреждениям, отметим, что главным нормативным актом по бухучету является закон «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ, который обязаны применять не только коммерческие организации, но и некоммерческие, в том числе и государственные. Этот закон содержит базовые требования к бухучету и правила его ведения в РФ. Перечислим основные из них:

  1. Ведение бухучета обязательно для всех субъектов экономики, за исключением ИП и подразделений иностранных организаций, если они соблюдают правила налогового законодательства.
  2. Глава экономического субъекта ответственен за функционирование бухгалтерской службы.
  3. Организация должна составлять учетную политику самостоятельно.
  4. Необходимо регистрировать все экономические события организации в первичных документах, данные из которых переходят в регистры бухучета.
  5. Активы и обязательства подлежат периодическому пересчету.
  6. Все данные в бухучете регистрируются в рублях.
  7. Организация должна обеспечивать достоверность содержащейся в отчетности информации.
  8. В организации должны быть налажены процедуры внутреннего контроля.

На базе принципов бухучета для госорганизаций разработаны единый план счетов и инструкция, утвержденные приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н. Они действуют как для всех госучреждений, так и для госорганов. Кроме того, в соответствии с п. 21 единого плана счетов для каждого вида госучреждения есть свой частный план счетов, утвержденный:

  • приказом Минфина России от 23.12.2010 № 183н для АУ;
  • приказом Минфина России от 16.12.2010 № 174н для БУ;
  • приказом Минфина России от 06.12.2010 № 162н для КУ.

Отметим еще один нюанс в терминологии. Часто словосочетание «бюджетный учет» употребляют применительно ко всем видам госучреждений. Однако исходя из формулировок, используемых в перечисленных выше НПА, АУ и БУ ведут бухгалтерский учет, а вот государственные органы, внебюджетные фонды и прочие учреждения, указанные в п. 1 инструкции (приказ № 162н), ведут бюджетный учет.

Также важно уделить внимание другим основным законодательным актам, которые необходимы для ведения учета в госучреждении. Указания о порядке применения бюджетной классификации, утвержденные приказом Минфина России от 01.07.2013 № 65н, объясняют использование бюджетных кодов. Инструкция о порядке составления и представления отчетности об исполнении бюджетов, утвержденная приказом Минфина России от 28.12.2010 № 191н и инструкция, утвержденная приказом Минфина России от 25.03.2011 № 33н, содержат формы отчетности и правила их заполнения. Приказом Минфина России от 30.03.2015 № 52н утверждены формы первичных документов и регистров для бюджетников. Помимо того, имеется ряд правовых актов для определенных отраслей и прочих специфических НПА.

План счетов госучреждения содержит 5 разделов. В первый раздел «Нефинансовые активы» входят:

  • основные средства в разрезе различных групп и видов;
  • нематериальные активы;
  • непроизведенные активы;
  • производственные запасы, товары, готовая продукция;
  • амортизация;
  • вложения в нефинансовые активы;
  • расходы.

Необычным подразделом для знакомых только с классическим бухучетом могут быть непроизведенные активы, которыми являются земля, ресурсы недр и прочие активы, не созданные человеком на производстве. Они отражаются в бухучете по первоначальной стоимости, только когда начали участвовать в экономическом обороте (кроме земли). А получение прав на пользование такими объектами показывается за балансом на счете 01. Земельные участки числятся по кадастровой стоимости. Еще одной особенностью является применение счета для вложений в материальные запасы. Он используется для аккумулирования затрат на производство или покупку материалов.

Более детально о первом разделе плана счетов читайте в статье «Нефинансовые активы в бюджетном учете — это…».

Второй раздел «Финансовые активы» охватывает:

  • денежные средства с указанием мест их хранения;
  • финансовые вложения, а именно все виды ценных бумаг и участие в других компаниях;
  • дебиторскую задолженность, относящуюся к контрагентам, плательщикам страховых социальных взносов, налоговым поступлениям, выданным кредитам и т. д.;
  • авансы работникам, контрагентам, иностранным организациям и т. д.;
  • вложения в финансовые активы.

Кредиторская задолженность по кредитам, заработной плате, долги контрагентам за товары, работы услуги, обязательства по перечислениям другим госструктурам, социальным выплатам, оплате налогов и т. д. содержатся в третьем разделе «Обязательства».

В четвертом разделе «Финансовый результат» сгруппированы счета для записи доходов, расходов, финансовых результатов. В основном состав активов и обязательств сравним с соответствующими статьями в небюджетных организациях, но также есть и отличия, как в перечне возможных счетов, так и в их бухучете. В инструкции к единому плану счетов можно найти информацию по учету и по использованию счетов.

Особенностью учета в госучреждениях, помимо прочего, является наличие раздела 5 «Санкционирование расходов» в плане счетов. Он необходим для записи получения и использования денежных средств, выделенных из бюджета, лимитов обязательств, полученных от распорядителей бюджетов, использования этих лимитов, планируемых доходов и расходов. То есть при поступлении уведомления от вышестоящих органов на текущий период о лимитах на приобретение, например, материально-производственных запасов учреждение отражает это на счетах учета. Проводки со счетами данного раздела содержатся в пп. 190–209 (приказ № 183н), пп. 161–180 (приказ № 174н), пп. 131–150 (приказ № 162н) инструкций к планам счетов. Бухгалтерские записи по санкционированию расходов делаются между счетами этого раздела.

Для госучреждений предусмотрено 30 забалансовых счетов. Подход для записи на них такой же, как в учете коммерческих организаций, с помощью односторонней записи, то есть только по дебету для поступлений и только по кредиту — для выбытий. За балансом числится имущество, которое не находится в оперативном управлении, гарантии, награды, бланки строгой отчетности, объекты, которые по инструкции не должны быть на балансе, и пр. Организация также имеет право самостоятельно открыть дополнительные забалансовые счета для осуществления контроля сохранности имущества и других задач управления.

Об изменениях-2018 в бухучете организаций госсектора читайте в статье «Какие изменения произойдут в бухучете с 2018 года - таблица».

Счета учета в государственных организациях

Номер счета бухучета для госучреждений состоит из 26 разрядов, о чем сказано в п. 21 единого плана счетов. В следующей таблице описано значение каждого разряда:

Номер разряда счета

1–17

18

19–21

22

23

24–26

Классификационный признак поступлений и выбытий

Финансовое обеспечение

Объект учета

Группа объекта учета

Вид объекта учета

Вид поступлений, выбытий объекта учета по КОСГУ

Увидеть расшифровку номера счета на примере можно здесь.

С разрядами 18–26 все однозначно, значения для разрядов 19–26 указаны в самих таблицах частных планов счетов, разряд 18 выбирается из значений 1–9 в соответствии с классификацией, обозначенной в п. 21 единого плана счетов. Причем при ведении бюджетного учета для разряда 18 используются только значения 1 — обеспечение за счет средств соответствующего бюджета, 3 — обеспечение за счет средств во временном распоряжении.

Для заполнения разрядов 1–17 необходимо познакомиться с бюджетной классификацией. Она нужна для того, чтобы соотнести показатели из разных бюджетов, которые составляют бюджетную систему страны. Она является базой для разработки нумерации счетов бухучета госучреждений. Система кодировки описана в указаниях о порядке применения бюджетной классификации, утвержденных приказом Минфина России от 01.07.2013 № 65н. КБК состоят из 20 знаков и делятся на коды, обозначающие доходы (гл. II, табл. 1 указаний), расходы (гл. III, табл. 2 указаний), источники (гл. IV, табл. 5 указаний). В таблице ниже приведен состав кода бюджетных расходов.

Номер разряда КБК (кода расходов)

1–3

4–5

6–7

8–12

13–17

18

19

20

Код главного распорядителя бюджетных средств

Код раздела

Код подраздела

Код целевой статьи

Код вида расходов

Программная (непрограммная) статья

Направление расходов

группа

подгруппа

элемент

Прил. 9 к указаниям № 65н

Прил. 2 к указаниям № 65н

Прил. 10.1 к указаниям № 65н

Прил. 3 к указаниям № 65н

Чтобы определить знаки 1–17 для счета АУ и БУ, необходимо следовать следующей схеме:

Номер разряда счета АУ или БУ

1–2

3–4

5–14

15

16

17

Соответствующий номер разряда КБК

4–5

6–7

0000000000

18

19

20

На месте разрядов 5–14 ставятся нули (п. 3 приказа № 183н, п. 2.1 приказа № 174н), если иного не прописано в учетной политике.

Для счетов бюджетного учета (КУ и прочие организации, указанные в приказе № 162н) на место разрядов 1–17 переносятся разряды 4–20 КБК (либо разряды 1–17 КБК переносятся на место разрядов 1–17 счета для финансовых органов). Приложение 2 к инструкции № 162н содержит информацию о виде КБК, который нужно применять для каждого счета.

О ведении бухучета в КУ подробнее читайте в материале «Правила ведения бухгалтерского учета в казенных учреждениях».

Итоги

Для определения правил ведения бухучета необходимо понять, какой вид государственных учреждений нам интересен, поскольку существует 4 плана счетов для бюджетников. В едином плане счетов содержатся общие правила, а в остальных 3 частных планах счетов можно найти детальные примеры использования счетов, перечни типовых проводок и разъяснения по структуре счета.

nalog-nalog.ru

Правила ведения бухгалтерского учёта

Бухгалтерский учёт является основной составляющей на каждом предприятии. Бухгалтерский учёт подразумевает под собой документирование тех или иных операций, причём факт соответствия записям на бумаге и реальным действиям, строго регламентируется, поэтому во избежание проблем сотрудники, которые занимаются этим, должны быть достаточно квалифицированы. Даже если организация занимается ведением бухгалтерского учёта по упрощённой схеме, она может вести бухгалтерский учёт на общих основаниях. Ответственность за ведение дел является обязанностью руководителя организации, а ряд компетентных сотрудников выполняет работы – главный бухгалтер, финансовый директор.

Руководитель организации имеет право:

  • Иметь службу, которая имеет полномочия в ведении тех или иных дел.
  • Передать дела специализированной организации, которая занимается оказанием подобных услуг, а также можно доверить ведение документации специалисту-бухгалтеру;
  • Вести личный учёт в тех случаях, которые предусмотрены законодательством.

Задачи и порядок

Правила ведения бухгалтерского учёта подразумевают под собой соблюдение ряда рекомендаций. На данное направление возлагается ряд задач, которые необходимо решить:

  • Обеспечить контроль за движением основного имущества, при этом необходимо использовать основные ресурсы предприятия;
  • Возложить некоторые полномочия на сотрудников, которые обладают более узкой специализацией том или ином вопросе.
  • Сформировать достоверную информацию о процессах, которые наблюдаются в хозяйстве, а также вести отчётность о результатах своей деятельности, согласно законодательству.

Ведение документации осуществляется в каждой организации согласно учётной политике, которая формируется согласно законодательству РБ. Организации должны заниматься формированием своей учётной политики самостоятельно, в зависимости от своей структуры, особенностей деятельности и так далее.

При ведении бухгалтерского учёта утверждаются основные положения:

1. Рабочий план счетов, который содержит синтетические и аналитические счета.

Организации могут в самостоятельном порядке открывать субсчета. На каждом предприятии регулярно в обязательном порядке проводится инвентаризация, которая подразумевает проверку основных показателей значений на бумаге и по факту. Также на каждой организации определяется выручка от реализации, при этом могут использоваться самые разные методы. Выручка может определяться тогда, когда поступают средства за товары, а также по факту отгрузки товаров.

Каждая операция должна отображаться в специальных документах. Это может быть любая учётная документация, ведомственные формы и так далее. Первичные документы должны проверяться по форме, а также по содержанию.

Всю полученную информацию необходимо классифицировать, поэтому для подобных целей предназначены специальные регистры.

Каждая организация ведёт учёт своей деятельности с использованием регистров, которые разрабатываются самой организацией при соблюдении требований, которые устанавливаются настоящей статьёй. Такие регистры выступают в качестве основных форм в условиях автоматизации учёта.

Организации могут выбирать форму учёта в самостоятельном порядке, и это зависит от потребностей и масштаба производства.

Также организации занимаются приспособлением применяемых регистров по отношению к специфике свое работы, однако при том условии, что соблюдаются следующие требования:

  • Применяется единая основа бухгалтерского учёта;
  • Данные являются взаимосвязанными между собой, это касается всех видов и форм учёта;
  • Все хозяйственные операции должны быть отображены в регистрах.

Все проводимые на предприятии операции осуществляются по принципам двойной записи. Для того чтобы занести операции на бумагу и передать в учёт, используется двойная запись. Причём для того чтобы упростить многочисленные процедуры в деятельности предприятия, могут использоваться и упрощённые записи.

Для достоверного ведения записей использование пбу 34н последней редакции является наиболее актуальным. ПБУ представляет собой основные положения по бухгалтерскому балансу. Эти положения регламентируют порядок учёта тех или иных активов. В ПБУ изложены основные требования, которые являются обязательными как при фактическом учёте ресурсов и активов, так и при составлении основной бухгалтерской документации.

Так, при правильном подходе к ведению дела организация не будет иметь проблем.

wfinbiz.com

Основные принципы и правила ведения бухгалтерского учета

Основные принципы и правила ведения бухгалтерского учета

Содержание

Введение

1. Сущность бухгалтерского учета

2. Основные принципы и правила ведения бухгалтерского учета

Заключение

Список использованных источников

По мере углубления в экономике нашей страны рыночных отношений происходит трансформация как содержания и сущности бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности, так и роли бухгалтерского аппарата хозяйствующих субъектов.

Информация, полученная в системе бухгалтерского учета, становится одной из важнейших составляющих системы управления хозяйствующими субъектами, а бухгалтеры - участниками разработки их экономической стратегии, направленной в первую очередь на получение прибыли. Они не только подготавливают информацию для управления предпринимательской деятельностью организации, но и принимают активное участие в прогнозировании, в планировании, в нормировании и бюджетировании, в учете фактически произведенных затрат и калькулировании себестоимости продукции (работ, услуг), а также в анализе.

В современных условиях деятельность одной части бухгалтерского аппарата связана с определением и оценкой финансового положения организации и/или финансовых результатов ее деятельности в целом, другая его часть занимается подготовкой информации для принятия управленческих решений (так называемым учетом для управления).

В связи с появлением де-факто новых функций бухгалтерского аппарата хозяйствующих субъектов единая система бухгалтерского учета стала подразделяться на две подсистемы: бухгалтерский финансовый учет и бухгалтерский управленческий учет, хотя в законодательстве Российской Федерации установлена единая система бухгалтерского учета, определение которой приведено в Федеральном законе "О бухгалтерском учете".

Актуальность моей работы заключается в том, что бухгалтерский учет ведется на основе правил и принципов, сформулированных и закрепленных на практике в ходе многовековой экономической деятельности.

Цель работы:

1. изучить сущность бухгалтерского учета;

2. изучить основные правила и принципы ведения бухгалтерского учета;

3. из всего изложенного сделать вывод.

Источником написания работы послужили:

1. Федеральный закон "О бухгалтерском учете". Федеральный закон от 20 марта 1996 г. № 129-ФЗ (в ред. от 23.07.1998 г. № 123-ФЗ) [Электронный ресурс] /СПС "Консультант Плюс"

2. Кондраков Н.П.: Бухгалтерский учет: учебное пособие/ Н.П. Кондраков - Москва: Инфра - М, 2005 - 576 с.

Бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в стоимостном выражении об активах (имуществе), обязательствах, доходах и расходах хозяйствующего субъекта и их движении, формируемую путем сплошного, непрерывного и документального отражения всех хозяйственных операций (факторов хозяйственной деятельности) с целью активного воздействия на процессы управления субъектом хозяйствования.

В этом определении не только изложена сущность бухгалтерского учета, но и отражены основные этапы учетного процесса (вначале информация об объекте учета формируется и собирается, затем осуществляется ее дальнейшая обработка и группировка для передачи пользователям).

Система бухгалтерского учета в целом ограничивается рамками хозяйствующего субъекта. Она охватывает всю информацию об имуществе, обязательствах и хозяйственных операциях организации. Поэтому применительно к бухгалтерскому финансовому учету можно утверждать, что он должен быть сплошным и непрерывным, что необязательно в управленческом учете, а также в статистическом и оперативном учете.

Бухгалтерский учет обязаны вести все организации, находящиеся на территории Российской Федерации, а также филиалы и представительства иностранных организаций, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации. Основными задачами бухгалтерского учета являются:

формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, необходимой внутренним пользователям бухгалтерской отчетности, - руководителям, учредителям, участникам и собственникам имущества организации, а также внешним - инвесторам, кредиторам и другим пользователям бухгалтерской отчетности;

обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности для контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации при осуществлении организацией хозяйственных операций и их целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами;

предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации и выявление внутрихозяйственных резервов обеспечения ее финансовой устойчивости.

В отличие от допущений, которые не обязательно должны объявляться хозяйствующим субъектом при ограничении бухгалтерского учета, общепринятые принципы бухгалтерского учета обычно закрепляются в законодательном порядке или формулируются и рекомендуются профессиональными бухгалтерскими организациями на основании теории и практики бухгалтерского учета, сложившихся традиций. Общепринятые принципы бухгалтерского учета служат базой общей концепции бухгалтерского учета, помогают на ее основе разрабатывать положения (стандарты) по бухгалтерскому учету. Назовем следующие принципы:

1) Принцип стоимостной оценки активов и обязательств является одним из главных принципов в бухгалтерском учете, поскольку от выбора способа оценки во многом зависит определение финансового состояния хозяйствующего субъекта. В качестве базы оценки используются разные виды стоимости (первоначальная, восстановительная, рыночная, остаточная и др.).

2) Принцип существенности исходит из положения значимости той информации, отсутствие или неточность которой может повлиять на исчисление финансового результата, финансового состояния хозяйствующего субъекта или на принятие решений пользователями.

3) Принцип уместности исходит из следующего определения: создание информации целесообразно, если она принесет определенную пользу для предпринимательской деятельности организации.

4) Принцип объективности определяет профессионализм и этику бухгалтерских работников. На подготовленную информацию не должны влиять личные мнения составителей. Объективной считается информация, если она надежна, проверяема, соответствует хозяйственным операциям предпринимательской деятельности. Она должна быть нейтральной по отношению ко всем пользователям информации.

5) Принцип осуществимости исходит из правила, что его реализация не должна создавать чрезмерных сложностей или затрат.

Основные правила ведения бухгалтерского учета определены Федеральным законом о "О бухгалтерском учете" и Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации.

Эти правила следующие:

обязательность двойной записи хозяйственных операций на счетах рабочего плана счетов, составляемого на основе Плана счетов, утверждаемого Минфином Российской Федерации.

учет объектов учета осуществляется в рублях и на русском языке.

Первичные учетные документы, составленные на иных языках, должны иметь построчный перевод на русский язык.

в бухгалтерском учете текущие затраты на производство продукции, выполнение работ и оказание услуг осуществляются раздельно от затрат, связанных с капитальными и финансовыми вложениями.

обязательность документирования хозяйственных операций. Первичные документы должны быть составлены в момент совершения хозяйственных операций или сразу по окончании операции. Они должны содержать обязательные реквизиты и составляться по типовым формам или формам, утверждаемым руководителем организации. Руководитель также утверждает правила документооборота и технологию обработки учетной информации.

для систематизации и накопления информации, содержащейся в учетных документах, используются учетные регистры, формы которых разрабатываются Минфином Российской Федерации, органами, которым предоставлено право регулирования бухгалтерского учета, федеральными органами исполнительной власти или самой организацией при соблюдении ими общих методических принципов бухгалтерского учета. Содержание регистров бухгалтерского учета и внутренней бухгалтерской отчетности является коммерческой тайной.

Объекты учета подлежат оценке в денежном выражении. Оценка имущества, приобретенного за плату, осуществляется путем суммирования фактически произведенных затрат на его покупку; имущества, полученного безвозмездно, - по рыночной стоимости на дату оприходования; имущества, произведенного в самой организации, - по стоимости его изготовления. Применение других методов оценки допускается в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами Минфина РФ и органов, которым предоставлено право регулирования бухгалтерского учета.

обязательность проведения инвентаризации имущества и обязательств. Порядок проведения инвентаризации определяется руководителем организации, за исключением установленных законом о бухгалтерском учете случаев обязательного проведения инвентаризаций.

Для ведения бухгалтерского учета в организации формируется учетная политика в соответствии с установленными допущениями и требованиями.

Понятие "требования" также являются правилами ведения бухгалтерского учета. В отечественной практике к требованиям ведения бухгалтерского учета как системы в целом относят требования полноты, своевременности, осмотрительности, приоритета содержания перед формой, непротиворечивости и рациональности.

требование полноты означает необходимость отражения в бухгалтерском учете всех фактов хозяйственной деятельности.

требование своевременности предполагает своевременное отражение фактов хозяйственной

деятельности в бухгалтерском учете и бухгалтерской (финансовой) отчетности.

требование осмотрительности (осторожности) означает большую готовность к признанию в бухгалтерском учете расходов и обязательств, чем возможных доходов и активов, не допуская создания скрытых резервов. Одним из конкретных проявлений данного требования является отражение прибыли в учете только после совершения хозяйственных операций, а убытка - с момента возникновения предположения о возможности его появления.

требование приоритета содержания перед формой предполагает, что в бухгалтерском учете факты хозяйственной деятельности должны отражаться исходя не только из их правовой формы, но и экономического содержания, а также условий хозяйствования.

требование непротиворечивости обусловливает необходимость тождества данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета на последний календарный день каждого месяца.

требование рациональности означает необходимость рационального, экономного ведения бухгалтерского учета исходя из условий хозяйственной деятельности, величины организации и объема информации для принятия решений.

Перечисленные выше требования должны применяться комплексно. Относительная важность отдельных требований в разных ситуациях является предметом профессионального анализа.

Основным содержанием бухгалтерского учета является формирование информации о предпринимательской деятельности хозяйствующего субъекта, в особенности данных об оценке состояния и изменения основного и оборотного капитала, собственных и заемных источников финансирования, активов организации, о движении денежных потоков за отчетный период, а также информации о финансовом положении, финансовых результатах деятельности организации, необходимой ее внутренним и внешним пользователям. Для реализации целей, присущих бухгалтерскому учету как одной из важнейших составляющих системы управления, к нему предъявляются соответствующие требования, устанавливаются определенные правила и процедуры его ведения. При этом доминирующую роль играют общепринятые правила и принципы бухгалтерского учета как системы в целом.

Исполнение правил, принципов и требований обеспечивает достоверность информации, формирующейся в бухгалтерском учете.

1. Безруких П.С. Бухгалтерский учет: библиотека журнала "Бухгалтерский учет"/ П.С. Безруких - Москва: Бухгалтерский учет, 2004. - 736 с.

2. Кондраков Н. П.: Бухгалтерский учет: учебное пособие/ Н.П. Кондраков - Москва: Инфра - М, 2005 - 576 с.

3. Федеральный закон "О бухгалтерском учете". Федеральный закон от 20 марта 1996 г. №129-ФЗ (в ред. от 23.07.1998 г. №123-ФЗ) [Электронный ресурс] /СПС "Консультант Плюс"

4. Щадилова С.Н. Основы бухгалтерского учета: учебное пособие/ Щадилова С.Н. - Москва: "Дело и сервис", 2003. - 575 с.

diplomba.ru