Политическая реклама: кто и как обходит закон? Часть 1. Реклама определение из закона


Статья 3. Закон о Рекламе N 38-ФЗ от 13.03.2006

В целях настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

1) реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке;

2) объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама;

3) товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот;

4) ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации;

5) рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо;

6) рекламопроизводитель - лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму;

7) рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств;

8) потребители рекламы - лица, на привлечение внимания которых к объекту рекламирования направлена реклама;

9) спонсор - лицо, предоставившее средства либо обеспечившее предоставление средств для организации и (или) проведения спортивного, культурного или любого иного мероприятия, создания и (или) трансляции теле- или радиопередачи либо создания и (или) использования иного результата творческой деятельности;

10) спонсорская реклама - реклама, распространяемая на условии обязательного упоминания в ней об определенном лице как о спонсоре;

11) социальная реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на достижение благотворительных и иных общественно полезных целей, а также обеспечение интересов государства;

12) антимонопольный орган - федеральный антимонопольный орган и его территориальные органы.

www.zakonrf.info

22.Понятие рекламы,законодательство о рекламе.

Распространяемая в любой форме, с помощью любых средств информация о физическом или юридическом лице, товарах, идеях и начинаниях, предназначенная для неопределенного круга лиц И призванная формировать или поддерживать интерес к этим физическому, юридическому лицу, товарам, идеям и начинаниям и способствовать реализации товаров, идей и начинаний.

ненадлежащая реклама -недобросовестная, недостоверная, неэтичная, заведомо ложная и иная реклама, в которой допущены нарушения требований к ее содержанию, времени, месту и способу распространения, установленных законодательством Российской Феде рации.

Контрреклама — опровержение ненадлежащей рекламы, распространяемое в целях ликвидации вызванных ею последствий

Реклама должна быть распознаваема без специальных знаний или без применения технических средств именно как реклама непосредственно в момент ее представления независимо от формы или от используемого средства распространения.

Использование в рекламе объектов исключительных прав (интеллектуальной собственности) допускается в порядке, предусмотренном законодательством РФ.

Юридические лица или граждане — нарушители законодательств;) о рекламе несут гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Лица, права и интересы которых нарушены в результате ненадлежащей рекламы, вправе обратиться в установленном порядке в суд, арбитражный суд с исками, в том числе с исками о возмещении убытков, включая упущенную выгоду (т.е. неполученные доходы), о возмещении вреда, причиненного здоровью и имуществу, компенсации морально вреда, а также о публичном опровержении ненадлежащей рекламы.

(СТ.4 закона о рекламе):Законодательство Российской Федерации о рекламе состоит из настоящего Федерального закона. Отношения, возникающие в процессе производства, размещения и распространения рекламы могут регулироваться также принятыми в соответствии с настоящим Федеральным законом иными федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.

Например: • Налоговый кодекс РФ (часть 2)

• Закон о защите прав потребителей

• Закон о лицензировании отдельных видов деятельности

• Закон о рекламе

• Закон о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции

• Закон об ограничении курения табака

• Закон о рынке ценных бумаг

• Закон о связи

• Закон о средствах массовой информации

• Закон о товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров

• Закон о конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках

• Закон об авторском праве и смежных правах

• Закон об информации, информатизации и защите информации

• Кодекс РФ об административных правонарушениях

23.Требования к рекламе

Статьей 5 Федерального закона от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе» (далее — Закон о рекламе) определены общие требования к рекламе, в том числе закреплены важные положения, касающиеся запретов и ограничений на размещение рекламы, содержатся определения недобросовестной и недостоверной рекламы, а также признаки, по которым реклама может быть признана таковой.

Так, в соответствии с пунктом 2 ст. 5 Закона о рекламе недобросовестной признается реклама, которая:

• содержит некорректные сравнения рекламируемого товара с находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами;

• порочит честь и достоинство или деловую репутацию лица, в том числе конкурента;

• представляет собой рекламу товара, реклама которого запрещена данным способом, в данное время и в данном месте, если она осуществляется под видом рекламы другого товара, товарный знак или знак обслуживания которого тождествен или сходен до степени смешения с товарным знаком или знаком обслуживания товара, в отношении рекламы которого установлены соответствующие требования и ограничения, а также под видом рекламы изготовителя или продавца такого товара;

• является актом недобросовестной конкуренции в соответствии с антимонопольным законодательством.

Недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения, а именно (п. 3 ст. 5 Закона о рекламе):

• о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами;

• о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, знаков соответствия и знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности товара;

• об ассортименте и о комплектации товаров, а также о возможности их приобретения в определенном месте или в течение определенного срока;

• о стоимости или цене товара, порядке его оплаты, размере скидок, тарифов и других условиях приобретения товара;

• об условиях доставки, обмена, ремонта и обслуживания товара;

• о гарантийных обязательствах изготовителя или продавца товара;

• об исключительных правах на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации товара;

• о правах на использование официальных государственных символов (флагов, гербов, гимнов) и символов международных организаций;

• об официальном или общественном признании, о получении медалей, призов, дипломов или иных наград;

• о рекомендациях физических или юридических лиц относительно объекта рекламирования либо о его одобрении физическими или юридическими лицами;

• о результатах исследований и испытаний;

• о предоставлении дополнительных прав или преимуществ приобретателю рекламируемого товара;

• о фактическом размере спроса на рекламируемый или иной товар;

• об объеме производства или продажи рекламируемого или иного товара;

• о правилах и сроках проведения стимулирующей лотереи, конкурса, игры или иного подобного мероприятия, в том числе о сроках окончания приема заявок на участие в нем, количестве призов или выигрышей по его результатам, сроках, месте и порядке их получения, а также об источнике информации о таком мероприятии;

• о правилах и сроках проведения основанных на риске игр, пари, в том числе о количестве призов или выигрышей по результатам проведения основанных на риске игр, пари, сроках, месте и порядке получения призов или выигрышей по результатам проведения основанных на риске игр, пари, об их организаторе, а также об источнике информации об основанных на риске играх, пари;

• об источнике информации, подлежащей раскрытию в соответствии с федеральными законами;

• о месте, в котором до заключения договора об оказании услуг заинтересованные лица могут ознакомиться с информацией, которая должна быть предоставлена таким лицам в соответствии с федеральными законами или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

• о лице, обязавшемся по ценной бумаге;

• об изготовителе или о продавце рекламируемого товара.

Данный перечень является закрытым.

Закон также указывает, какой реклама не должна быть и какие выражения в ней недопустимы. Приведем некоторые требования из числа тех, что интересны для руководителей СМИ:

• В рекламе не допускается использование бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений, в том числе в отношении пола, расы, национальности, профессии, социальной категории, возраста, языка человека и гражданина, официальных государственных символов (флагов, гербов, гимнов), религиозных символов, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия.

• Не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

• В рекламе товаров, в отношении которых в установленном порядке утверждены правила использования, хранения или транспортировки либо регламенты применения, не должны содержаться сведения, не соответствующие таким правилам или регламентам.

• Не допускаются использование в радио-, теле-, видео-, аудио- и кинопродукции или в другой продукции и распространение скрытой рекламы, то есть рекламы, которая оказывает не осознаваемое потребителями рекламы воздействие на их сознание, в том числе такое воздействие путем использования специальных видеовставок (двойной звукозаписи) и иными способами.

В целях защиты несовершеннолетних от злоупотреблений их доверием и недостатком опыта в рекламе не допускаются (ст. 6 Закона о рекламе):

• дискредитация родителей и воспитателей, подрыв доверия к ним у несовершеннолетних;

• побуждение несовершеннолетних к тому, чтобы они убедили родителей или других лиц приобрести рекламируемый товар;

• создание у несовершеннолетних искаженного представления о доступности товара для семьи с любым уровнем достатка;

• создание у несовершеннолетних впечатления о том, что обладание рекламируемым товаром ставит их в предпочтительное положение перед их сверстниками;

• формирование комплекса неполноценности у несовершеннолетних, не обладающих рекламируемым товаром;

• показ несовершеннолетних в опасных ситуациях;

• преуменьшение уровня необходимых для использования рекламируемого товара навыков у несовершеннолетних той возрастной группы, для которой этот товар предназначен;

• формирование у несовершеннолетних комплекса неполноценности, связанного с их внешней непривлекательностью.

Статьей 7 Закона о рекламе установлен следующий перечень товаров, реклама которых запрещена:

• o товары, производство и (или) реализация которых запрещены законодательством Российской Федерации;

o наркотические средства, психотропных веществ и их прекурсоры;

o взрывчатые вещества и материалы, за исключением пиротехнических изделий;

o органы и (или) ткани человека в качестве объектов купли-продажи;

o товары, подлежащие государственной регистрации, в случае отсутствия такой регистрации;

o товары, подлежащие обязательной сертификации или иному обязательному подтверждению соответствия требованиям технических регламентов, в случае отсутствия такой сертификации или подтверждения такого соответствия;

o товары, на производство и (или) реализацию которых требуется получение лицензий или иных специальных разрешений, в случае отсутствия таких разрешений.

studfiles.net

кто и как обходит закон? Часть 1

Политическая реклама: кто и как обходит закон? Часть 1

Автор Александр Андреевич Гаганов — эксперт Центра Сулакшина, к.ю.н.

ЧТО ТАКОЕ ПОЛИТИЧЕСКАЯ РЕКЛАМА?

Основным законодательным актом в сфере рекламы является закон о рекламе. Но не все так просто с политической рекламой. В статье 2 закона о рекламе говорится, что он не распространяется на политическую рекламу, в том числе предвыборную агитацию и агитацию по вопросам референдума. Из этого в частности следует, что, по мнению законодателя, предвыборная агитация и агитация по вопросам референдума — это виды политической рекламы. Из этого также следует, что политическая реклама не исчерпывается агитацией. Определения понятия политической рекламы закон не содержит.

Закон дает понятие рекламы, объекта рекламирования и товара, как одного из объектов рекламирования, а также социальной рекламы.

Согласно закону реклама — это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Реклама не обязательно должна быть коммерческой — она может быть и некоммерческой, что, например, характерно для социальной рекламы. Основной смысл рекламы — привлечь внимание к тому, что рекламируется.

Объект рекламирования — это товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама. По сути можно рекламировать что угодно, с изъятиями, предусмотренными законом.

Социальная реклама — это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на достижение благотворительных и иных общественно полезных целей, а также обеспечение интересов государства. Понятие весьма расплывчатое, потому что «общественно полезные цели» и «интересы государства» — также недостаточно определенные понятия. В контексте закона реклама, обеспечивающая интересы государства, как правило, инициируется органами государственной власти или органами местного самоуправления.

Например, можно быть уверенным в том, что если в рекламе будут содержаться призывы сделать Россию более успешной и жизнеспособной, при условии мирной смены политического курса и мирной смены политической верхушки, это не будет считаться социальной рекламой. Товар — продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот. С учетом этого определения можно констатировать, что реклама конкретной персоны, человека, не являющегося изготовителем или продавцом товара, законом не предусмотрена по определению. Означает ли это, что реклама, направленная на привлечение внимания к физическому лицу, запрещена? Не означает, и ниже мы объясним почему. Может ли в контексте определения объекта рекламирования рекламироваться, например, политическая партия, которая вообще-то не предоставляет услуг и не производит товары (кроме товаров с символикой партии)? Если зарегистрированный логотип партии рассматривать как средство индивидуализации политической партии, то реклама в виде логотипа партии возможна. Также возможна реклама мероприятий, проводимых партией. Будет ли это считаться политической рекламой, на которую не распространяется действие закона о рекламе?

Это большой вопрос, поскольку понятия политической рекламы закон не содержит. Определения этого понятия вообще нет в российском законодательстве.

Определение понятия политической рекламы было в постановлении Центризбиркома России от 20 сентября 1995 года № 18/149-II (Инструкция о порядке предоставления эфирного времени на каналах государственных телерадиокомпаний избирательным объединениям, избирательным блокам, кандидатам в депутаты Государственной Думы ФС РФ и публикации агитационных предвыборных материалов в периодических печатных изданиях с государственным участием, утратила силу в 2016 году).

Согласно Инструкции политическая реклама — это распространение сведений (объявления, призывы, видеоаудиоролики и т.п.) участниками избирательного процесса через СМИ об избирательных объединениях, избирательных блоках, кандидатах в депутаты, с использованием средств и приемов, отличающих рекламные материалы от других видов и жанров информации (преобладание эмоционального воздействия над смысловым, броскость, лаконизм, подчеркивание доминантного достоинства рекламируемого объекта) и признаваемых в качестве признаков рекламы федеральным законодательством и практикой СМИ, с целью формирования общественного мнения в пользу избирательных объединений, избирательных блоков, кандидатов в депутаты. Политическая реклама признавалась одним из видов предвыборной агитации наряду с выступлением, интервью, пресс-конференцией, предвыборными дебатами, «круглыми столами» (из действующего законодательства следует, что, наоборот, предвыборная агитация — вид политической рекламы).

Очевидно, что приведенное понятие политической рекламы 1995 года не соответствует действующему определению понятия рекламы в законе о рекламе, поэтому оно не может быть использовано для понимания феномена политической рекламы.

По аналогии закона для понимания сущности политической рекламы можно использовать понятие политической деятельности. Понятие политической деятельности сформулировано в законе о некоммерческих организациях в контексте иностранных агентов. Политическая деятельность — это деятельность в сфере государственного строительства, защиты основ конституционного строя РФ, федеративного устройства РФ, защиты суверенитета и обеспечения территориальной целостности РФ, обеспечения законности, правопорядка, государственной и общественной безопасности, обороны страны, внешней политики, социально-экономического и национального развития РФ, развития политической системы, деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, законодательного регулирования прав и свобод человека и гражданина в целях оказания влияния на выработку и реализацию государственной политики, формирование государственных органов, органов местного самоуправления, на их решения и действия.

Ключевым признаком политической деятельности является цель — оказание влияния на выработку и реализацию государственной политики, формирование госорганов, на их решения и действия. Сопоставим эти цели с целями, которые предписываются политическим партиям. Согласно закону о политических партиях партии создаются в целях формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления. Разумеется, та политическая деятельность, которая осуществляется «иностранными агентами», может носить более ограниченный характер, чем деятельность политических партий. Ограниченный характер носит и политическая деятельность, осуществляемая незарегистрированными политическими организациями или зарегистрированными организациями, не являющимися политическими партиями. Главное преимущество политических партий перед другими политическими организациями — право выдвигать своих кандидатов на выборах (и государственное финансирование при соблюдении определенных условий). Однако все названные субъекты могут заниматься политической деятельностью с теми или иными ограничениями.

С учетом того, что политической деятельностью занимаются не только политические партии, имеющие право участвовать в выборах, логично предположить, что политическая деятельность, а значит, и политическая реклама не исчерпываются вопросами выборов, референдумов и предвыборной агитации.

Резюмируя сказанное выше о целях политической деятельности и деятельности политических партий, можно сказать, что политическими целями в контексте действующего законодательства могут быть признаны: оказание влияния на выработку и реализацию государственной политики, формирование госорганов, на их решения и действия; формирование и выражение политической воли граждан; участие в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах; представление интересов граждан в органах государственной власти. Реклама, направленная на привлечение внимания к данным политическим целям либо напрямую стремящаяся воздействовать на достижение этих политических целей, может считаться политической.

Остается вопрос о том, всегда ли будет считаться политической рекламой реклама, направленная на привлечение внимания к субъектам политической деятельности (политикам, политическим партиям, кандидатам на выборные должности). Анализ правоприменительной практики показывает, что такого рода реклама с большой степенью вероятности будет признана политической рекламой.

РАЗГРАНИЧЕНИЕ ПОНЯТИЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ РЕКЛАМЫ

Как мы писали выше, ключевые признаки социальной рекламы это ее направленность на достижение благотворительных и иных общественно полезных целей, а также обеспечение интересов государства. Каждый из этих трех целевых ориентиров социальной рекламы не обладает достаточной определенностью, для того чтобы точно сказать — социальная реклама или какая-то другая. Это оставляет простор для произвола со стороны Федеральной антимонопольной службы.

Закон о некоммерческих организациях вводит такую категорию, как социально ориентированные некоммерческие организации, но из этой категории исключаются политические партии. Цели деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций — решение социальных проблем, развитие гражданского общества в РФ. Закон об НКО (статья 31.1) содержит перечень направлений деятельности НКО, которые позволяют признать НКО социально ориентированной. Теоретически данный перечень можно использовать для того, чтобы идентифицировать социальную рекламу.

Если же некая некоммерческая политическая или научная организация занимается проектированием решения задач широкого спектра, не только социальных, то такая организация вряд ли будет считаться социально ориентированной. С другой стороны, закон об НКО сформулирован таким образом, что непонятно: может ли социально ориентированная НКО заниматься иными видами деятельности, помимо перечисленных в статье 31.1. Коммерческая организация не может считаться социально ориентированной, также она не может быть признана иностранным агентом. Вообще, категория социально ориентированных некоммерческих организаций введена для того, чтобы дать органам государственной власти и органам местного самоуправления право (не обязанность) поддерживать их. Мы рассмотрели понятие социально ориентированной организации лишь с целью использования аналогии закона при уточнении понятия социальной рекламы. Правила о том, что социальную рекламу может давать только социально ориентированная организация либо государство, в законе нет. Из этого следует, что теоретически политическая организация также может давать социальную рекламу. То есть нельзя считать, что автоматически любая реклама, даваемая политической организацией, является политической.

Однако такой подход также порождает вопросы. Например, реклама, распространяемая вне периодов предвыборной агитации политической партией «ЛДПР», выглядит следующим образом: на синем фоне большими желтыми буквами написано «ЛДПР» и ниже — мелко написано «Прием граждан».

Возможно, такая реклама считается социальной, хотя общественно полезные цели здесь в явном виде не обозначены. В то же время эта реклама со всей очевидностью продвигает бренд «ЛДПР» (средство индивидуализации юридического лица), то есть собственно политической партии. Предвыборная агитация этой партии выглядит практически идентично. Возникает вопрос — где та грань, которая отличает предвыборную агитацию от социальной рекламы, распространяемой политической партией? Закон не дает ответа на этот вопрос.

Реклама «Единой России» также практически круглый год, то есть вне агитационных периодов, присутствует во многих городах страны, маскируясь под социальную рекламу. Например, ЕР с рекламных конструкций заявляет о том, что зарплата медиков была увеличена (видимо, стараниями партии) ФАС не имеет претензий к этим партиям.

ПОЛИТИЧЕСКАЯ РЕКЛАМА — НЕ РЕКЛАМА (МНЕНИЕ АНТИМОНОПОЛЬЩИКОВ)

Но есть претензии к другим партиям. Так, от бдительного ока ФАС не укрылась вроде бы безобидная реклама партии с хорошим названием «Патриоты России», распространенная в Свердловской области в 2015 году. Реклама гласила: «ПАТРИОТЫ РОССИИ знают: нашей области нужны перемены». Если бы авторы рекламы написали о том, что нужны социальные перемены, то, возможно, исход дела был бы другим. В реальности партии не удалось доказать, что их реклама была социальной — именно это они хотели доказать.

В деле «Патриотов России» Рекламораспространитель полагал, что реклама партии представляет собой информацию о деятельности политической партии, обращающую внимание граждан на социальные проблемы общества, которая не содержит в себе агитации, не имеет целью побудить к голосованию за определенного кандидата на выборах, и относится к категории — социальная реклама.

Рекламораспространитель ссылался на разъяснения, данные в ходе совещания руководителей ЦИК РФ и ФАС РФ и зафиксированные для применения в протоколе №2 от 06.08.2007: «В соответствии с ч. 2 ст. 19 ФЗ „О рекламе“ признать, что в период до начала и в ходе избирательной кампании информация, включающая сведения о политических партиях и иных избирательных объединениях, отдельных политических деятелях, не содержащая признаков агитации, допускается к размещению на рекламных конструкциях на условиях социальной рекламы». Вообще, непонятно, с чего это было взято: из закона это прямо не следует.

Тем не менее, на практике стало действовать именно это правило — реклама партий и политических деятелей вне агитационного периода возможна только в виде социальной рекламы. При этом не учитывается, что далеко не все партии могут похвастаться в своей рекламе, например, тем, что повысили зарплату врачам, и другими социальными подвигами. ФАС расценил рекламу «Патриотов России» иначе, не признав ее социальной, что в очередной раз доказывает ущербность расплывчатого понятия социальной рекламы. Основным аргументом ФАС стало то, что в рекламе партии «отсутствовала благотворительная либо иная полезная цель, цель данной рекламы сформировать интерес потребителей (потенциальных избирателей) к партии „Патриоты России“ и руководителю ее Регионального отделения». Причем данный вывод был сделан даже без проведения лингвистической экспертизы. Тем более ущербно отсутствие определения понятия политической рекламы, так как это тоже приводит к злоупотреблениям со стороны государства и недобросовестной борьбе с непарламентскими партиями. В решении УФАС по Свердловской области от 28.01.2016 по делу № 120/121/122 о рекламе «Патриотов России» ФАС использовала понятие политической рекламы 1995 года и сделала очевидный вывод о том, что оно не соответствует легальному определению рекламы.

На основании этого несоответствия определения из постановления ЦИК 1995 года закону 2006 года ФАС делает вывод не о противоречии постановления ЦИК — подзаконного акта — действующему закону, а о том, что противозаконна сама политическая реклама: «по мнению ФАС РФ, размещение материалов, направленных на популяризацию тех или иных партий или политиков на рекламных конструкциях, должно считаться противозаконным и не допускаться за пределами агитационных периодов, предусмотренных избирательным законодательством».

Об этом же говорит ЦИК РФ (протокол совещания № 1 от 20.06.2007): «размещение подобных материалов (политической рекламы) на рекламных конструкциях возможно только в агитационный период за пределами агитационных периодов, предусмотренных избирательным законодательством, размещение на рекламных конструкциях агитационных материалов не допускается».

Обоснование позиции ЦИК и ФАС по поводу политической рекламы содержится в указанном протоколе их совместного совещания.

Первым делом ФАС и ЦИК решили «указать на неоднозначность трактовки части 2 статьи 19 Федерального закона «О рекламе», запрещающей размещение политической рекламы на рекламных конструкциях, в совокупности с положениями статьи 64 Федерального конституционного закона «О референдуме Российской Федерации» и статьи 54 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». И затем дали трактовку, обязательную для применения. То есть фактически выступили вместо законодателя.

Логика ФАС основана на том, что политическая реклама не является рекламой (да-да, это не опечатка — «реклама не является рекламой»), поэтому ее нельзя размещать на рекламных конструкциях. Нарушители — субъекты избирательного процесса — будут подвергнуты административному наказанию, а со стороны ЦИК РФ их ждет отказ в регистрации либо отмена регистрации.

Строго говоря, любая деятельность политической партии связана с выборами в первую очередь, с политическими, а не социальными целями. Цель политической организации по определению — власть, а не решение социальных проблем. Власть — это средство решения многих проблем, не только социальных, поэтому вся политическая борьба идет за власть. Это означает, что любая реклама, исходящая от политической партии является в первую очередь политической рекламой, даже если она преследует какие-то социальные цели. В этом контексте изобретение разрешенной вне агитационного периода социальной рекламы политической партии — это просто уловка, позволяющая богатым партиям круглый год размещать свою рекламу.

ЕЩЕ ПО ТЕМЕ

Сколько стоят партии?

Пропаганда в эфире

Президентская кампания началась

Аналитика и пропаганда

Вернуться на главную

rusrand.ru

Понятие рекламы. Законодательство рф о рекламе.

Реклама — распространяемая в любой форме, с помощью любых средств информация о физическом или юридическом лице, товарах, идеях и начинаниях, предназначенная для неопределенного круга лиц И призванная формировать или поддерживать интерес к этим физическому, юридическому лицу, товарам, идеям и начинаниям и способствовать реализации товаров, идей и начинаний

Реклама – это неличные формы коммуникации, осуществляемые посредством платных средств распространения информации с четко указанным источником финансирования (Ф. Котлер).

Реклама продукции и деятельности предприятия – это важнейшая составная часть комплекса маркетинговых мероприятий, своеобразный информационный выход на потребителя.

При правильной организации реклама очень эффективна и способствует быстрой и бесперебойной реализации производимой продукции.

Законодательство РФ о рекламе.

Законодательство РФ о рекламе состоит из закона «О рекламе» и принятых в соответствии с ним иных ФЗ. Отношения, возникающие в процессе производства, размещения и распространения рекламы, могут регулироваться также указами Президента РФ, НПА федеральных органов исполнительной власти, издаваемыми в соответствии с настоящим законом.

ФЗ устанавливает общие и специальные требования к рекламе. В частности, ст.5 содержит общие требования к рекламе.

В законе «О рекламе» правовому регулированию посвящено 5 статей. В частности, ст.11 рассматривает особенности правового регулирования рекламы в радио- и телепрограммах.

Реклама боевого и служебного оружия, а также вооружения и военной техники, реализуемой по лицензиям, допускается только в изданиях, указанных в законе РФ «Об оружии», а также на специальных выставках или ярмарках-продажах.

ФЗ "О рекламе"

Закон РФ "О СМИ"

Закон РФ "Об авторском праве и смежных правах"

Закон РФ "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров"

Закон "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках".

  1. Требования к рекламе.

Статья 5. Общие требования к рекламе

1. Реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.

2. Недобросовестной признается реклама, которая:

1) содержит некорректные сравнения рекламируемого товара с находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами;

2) порочит честь, достоинство или деловую репутацию лица, в том числе конкурента;

3) представляет собой рекламу товара, реклама которого запрещена данным способом, в данное время или в данном месте, если она осуществляется под видом рекламы другого товара, товарный знак или знак обслуживания которого тождествен или сходен до степени смешения с товарным знаком или знаком обслуживания товара, в отношении рекламы которого установлены соответствующие требования и ограничения, а также под видом рекламы изготовителя или продавца такого товара;

4) является актом недобросовестной конкуренции в соответствии с антимонопольным законодательством.

studfiles.net

Федеральный закон "О рекламе" простыми словами :: BusinessMan.ru

Рекламная деятельность в нашей стране регламентируется. Впрочем, так происходит и во всем цивилизованном мире. Существует такой нормативный акт, как федеральный закон 38 ФЗ «О рекламе». Речь идет о документе № 38-ФЗ, принятом 13 марта 2006 года. Последняя его редакция – от 08.03.2015 г.

В чем суть?

Содержание закона – те отношения, которые имеют место в процессе производства и размещения всех видов рекламы, а также при ее распространении. То есть его положения охватывают достаточно широкий круг понятий.

Федеральный закон 38 «О рекламе» своей целью имеет устранение недобросовестной конкуренции в данной сфере. Его смысл – в защите потребителей от вредного воздействия. Таковым признается реклама, которая способна вводить в заблуждение, наносить вполне осязаемый вред имуществу или здоровью. Кроме того, такая интеллектуальная собственность способна подрывать репутацию либо достоинство.

Помимо того, к ненадлежащей рекламе, защитить от которой всех нас призван названный закон, относится та, что нарушает моральные принципы и общественные интересы или же вредит окружающей среде.

На какие сферы закон о рекламе не действует

К ним относится политическая ее разновидность (включая предвыборную агитацию и связанную с референдумом), информация, которую закон обязывает раскрывать либо доводить до потребителя в обязательном порядке, аналитический и справочно-информационный материал (обзоры рынков, научные исследования). Все это не имеет цели продвинуть товар.

Далее должна быть упомянута информация органов власти, государства, местного самоуправления, не несущая коммерческого характера и не относящаяся к социальной рекламе. Такого же рода вывески и указатели тоже относятся к этой категории интеллектуальной собственности. Следует упомянуть и объявления различных субъектов, как юридических, так и физических лиц, не связанные с получением дохода.

А еще?

Еще под действие закона не попадает та информация, что размещена на упаковке (данные о производителе и проч.) и любые элементы оформления, относящиеся именно к этому товару, а не к постороннему.

Та информация об объекте, которая естественным образом «вписана» в художественное или научное произведение, упоминает изготовителя либо продавца и не несет коммерческой цели, тоже относится к этой категории.

Федеральный закон «О рекламе» N 38 ФЗ – основные понятия

Давайте определимся с терминами. Под рекламой понимается любая информация, независимо от вида и способа размещения, адресат которой – широкий круг лиц. Цель ее – привлечение внимания к упоминаемому товару (услуге) для продажи или продвижения на рынке.

Другое понятие – объект рекламы. Им может быть товар, его изготовитель или продавец, мероприятие (концерт, фестиваль, конкурс, состязание), интеллектуальное достижение. Одним словом, сюда относится все, что требует привлечения внимания.

Товаром считается продукт деятельности (включая работы и услуги), предназначенный к продаже, обмену и прочим видам оборота.

Другие понятия

Какими еще терминами оперирует федеральный закон «О рекламе»? Их не так уж много. Например, под так называемой ненадлежащей рекламой понимается та, что противоречит требованиям российского законодательства. А как же именуют здесь субъектов, т. е. действующих лиц?

Рекламодателями, производителями и распространителями называют лиц, занимающихся соответственно изготовлением или продажей товара, приводящих информацию в коммерческий формат и доводящих до потребителя любым способом. Эти три категории субъектов тесно связаны между собой и служат звеньями одной цепи.

Потребитель рекламы – лицо, чье внимание к продвигаемому объекту должно быть привлечено. Спонсором именуют того, на чьи средства проводится мероприятие.

Как известно, кто платит, тот и заказывает музыку. Спонсорская реклама – та, обязательным условием которой является упоминание определенного лица в качестве «благотворителя».

Кроме того, существует и социальная ее разновидность. Под ней федеральный закон «О рекламе» подразумевает информацию некоммерческого характера для достижения целей благотворительности и т. п.

Решение всех упомянутых вопросов находится в компетенции федерального антимонопольного органа, а также его местных представителей.

Что требуется от российской рекламы?

Закон о рекламе не допускает недостоверной и недобросовестной информации в ней. А что же это такое, собственно говоря?

Под недобросовестной понимается та реклама, в которой содержатся некорректные сравнения товара с аналогичными от других производителей или продавцов, либо данные, порочащие деловую репутацию или достоинство конкурента (и любого лица).

Она же продвигает товар, запрещенный к рекламе, под видом аналогичного – похожего или тождественного торгового знака, либо другими способами. Согласно антимонопольному законодательству, это – акт недобросовестной конкуренции.

К недостоверной относится реклама, содержащая ложную информацию, то есть не соответствующие действительности сведения.

Какого рода они могут быть?

Таковыми, например, закон о рекламе считает информацию о преимуществах рекламируемого товара по сравнению с другими, находящимися в обороте. Речь может идти о:

  • любых его характеристиках, потребительских качествах, сроках службы и годности, ассортименте и комплектации;
  • месте происхождения и наличии сертификатов, возможности покупки в конкретном месте или в течение определенного времени;
  • стоимости или цене, порядке оплаты, скидках, тарифах и прочих денежных вопросах;
  • условиях, на которых производятся доставка, ремонт, обмен, обслуживание данного товара, о его гарантийных условиях.

Какая еще информация может быть недостоверной?

Это сведения о рекомендациях любых лиц относительно объекта рекламы либо о его одобрении кем-то, то же самое – о результатах испытаний и исследований, реальном масштабе спроса на товар, объеме его производства или продажи.

Недостоверной является информация о самых разных правилах и сроках проведения мероприятий, числе призов/выигрышей и порядке их получения.

Сюда же относятся любые сведения о лицах, которые являются изготовителями либо продавцами данного товара.

Чего не должна делать реклама?

Есть определенные действия, которые недопустимы. Их закон о рекламе строго запрещает. Это, прежде всего, призыв к противоправным действиям, жестокости и насилию. Далее следует упомянуть создание угрозы безопасности транспорта путем сходства некоторых символов с дорожными знаками. Еще – формирование осуждения тех, кто не применяет рекламируемый товар, или же использование порнографической информации.

Недопустимо в рекламе пользоваться иностранными терминами, искажающими смысл. Нельзя указывать на одобрение органами власти. Запрещено также демонстрировать курение и употребление алкоголя, использовать образы врачей и медсестер (кроме рекламы, предназначенной специально для них), указывать на лечебный эффект того или иного средства.

Нельзя применять бранные слова, непристойные выражения и образы, в т. ч. касающиеся расы, пола, национальности, социальной категории, профессии, возраста или языка человека. То же самое относится к государственным и религиозным символам, памятникам культуры и истории.

Какие товары нельзя рекламировать?

Нельзя рекламировать все товары, изготовление и реализация которых запрещены на территории РФ: оружие, наркотики, психотропные вещества, взрывчатку, человеческие органы и ткани как объект продажи.

Товары, требующие госрегистрации либо обязательной сертификации (в случае отсутствия последних) относятся к этой группе. То же самое касается лицензируемой их категории.

Табак и вся относящаяся к нему продукция – изделия из него, курительные принадлежности и т. п., не рекламируются.

Медицинские услуги по прерыванию беременности также относятся к категории запрещенных.

Что такое неэтичная реклама?

Данный термин обычно интуитивно понятен. Он относится к числу нарушений, с которыми призван бороться закон «О рекламе». Последняя редакция его особенное внимание уделяет понятию неэтичного воздействия. Это то, которое ведется с нарушением общепринятых норм морали и гуманности путем оскорбления словесно или путем приведения сравнений либо образов рас, национальностей, профессий, социальных категорий, пола, языка или возраста граждан, а также их религиозных взглядов и политических убеждений.

Неэтичная реклама может порочить объекты искусства, являющиеся национальным или мировым культурным достоянием, государственные гербы, флаги и прочие символы, валюту той или иной страны. Кроме того, нападкам может подвергаться конкретное лицо или товар.

Под скрытой рекламой понимается та, что воздействует на потребителя на неосознаваемом уровне, в том числе специальными техническими средствами (видеовставками и пр.).

businessman.ru

закон о рекламе №38-ФЗ - Основные определения и краткое содержание,основные положения,последняя редакция 38 федерального закона о рекламе

ФЗ №38-ФЗ «О рекламе» был подписан Президентом РФ 13 марта 2006 года.

Целью принятия закона было развитие рынков по реализации товаров, работ и услуг, в процессе которого соблюдались бы принципы добросовестного конкурирования, а также обеспечение многоуровневого, но единого экономического поля в рамках всего государства.

Мотивы закона были обозначены потребностями в реализации прав потребителей на получение и ознакомление с рекламой добросовестного и достоверного уровня, а также на внедрение законных возможностей в части создания благоприятных условий в процессе производства и распространения рекламы в социальной сфере.

 Реализация политики РФ в части предупреждения нарушений и пресечения фактов распространения ненадлежащей рекламы.

Основные определения и краткое содержание

Закон включает в себя регулирование рекламной деятельности в различных сферах деятельности, а также способов размещения рекламных слоганов и объявления, в том числе при теле-, радиовещании.

Особое внимание уделяется правам несовершеннолетних при рекламировании алкогольной продукции, игр, связанных с неоправданным риском и в других сферах. 

Закон определяет, что рекламой является информация:

  • Которая получила распространение любым возможным способом и при применении любых техник;
  • Адресована неопределенному числу людей;
  • Целью которой является привлечение внимания к самому объекту рекламы;
  • Поддержание или формулирование интереса к определенному товару;
  • С целью продвижения последнего на рынке предложения товаров и услуг.

Объект рекламирования может обладать различными характеристиками, и главной чертой последнего является:

  1. Мотив привлечения внимания, которое адресуется потребителям в неограниченном количестве от изготовителя или продавца товара;
  2. Результатов от осуществления интеллектуальной деятельности или определенного мероприятия.

Товар в данном случае должен обладать признаками:

  • Является продуктом деятельности;
  • Предназначен для сбыта в форме продажи, обмена или внедрения в оборот.

Закон определяет, что отношения формируются в определенном субъектном составе, в который входят:

  1. Рекламодатель;
  2. Рекламопроизводитель;
  3. Рекламораспространитель;
  4. Потребитель,
  5. Спонсор — лицо, которое оказало финансирование в производстве рекламы или рекламируемой деятельности, или самого продукта, который рекламируется.

Реклама является спонсорской в которой указывается или упоминается имя, или наименование такого спонсора, если он является юридическим лицом. 

Закон имеет понятие социальной рекламы. То есть информации, адресованной неопределенному числу лиц, целью которой есть благие намерения и благотворительные мотивы, в части достижения общественно полезных целей и следованию интересов самого государства в целом.

В основной части даются основные характеристики и требования, предъявляемые к такого рода информации, среди которых выделяются:

  • Реклама в телепрограммах и телепередачах;
  • На радио в продолжение радиопередач;
  • В продолжение видеообслуживания и кинообслуживания;
  • С помощью сетей электросвязи;
  • Наружная реклама;
  • На транспортаных средствах и с их использованием;

К ним относят:

  • Алкогольную продукцию;
  • Всяческие средства медицины и услуг по оказанию медицинской помощи;
  • Пищевые и биоактивные добавки, детское питание;
  • Продукция военного назначения и оружие;
  • Игры, основанные на риске, пари;
  • Финансовые услуги и процесс их оказания, финансовая деятельность;
  • Ценные бумаги;
  • Договоры ренты, к ним также относятся договоры по пожизненному содержанию;
  • Деятельность медиаторов, в частности по оказанию услуг медиации.

Что регулирует и когда применяется

ФЗ «О рекламе» является регулятором ко всем отношениям, связанным со сферой применения рекламы. При этом решающего значения не имеет место производства, важно, что она используется в рамках территории РФ.

Статья 2 определяет, что действие закона не имеет распространения на следующие сферы:

  • Политическая, в рамки которой кроме прочего входит предвыборная агитация, а также агитация, связанная с проведением референдумов;
  • На информацию, доведение до конечного потребителя и распространение которой носит обязательный характер;
  • Справочно-информационная и аналитическая продукция, которая не ставит перед собой основной целью продвижение товара на рынке и не входит в разряд социальной рекламы;
  • Сообщения органов государственной и местной власти, не имеющие рекламного характера и не являющиеся социальной рекламой;
  • Вывески и указатели, не имеющие рекламной нагрузки;
  • Объявления физических и юридических лиц, которые не имеют общего с осуществляемой последними предпринимательской активности;
  • Общие данные о товаре, изготовителе, экспортере и импортере, которые размещаются на самом товаре или его упаковке;
  • Элементы, используемые при оформлении товара;
  • Упоминания о товаре и его качественных характеристиках, которые были органично внедрены в произведения искусства и не имеющие по своим характеристикам рекламной нагрузки;

Статья 7 определяет спектр товаров и услуг, которые рекламировать запрещено.В него входят:

  • Товары, изготовление и распространение которых запрещено законами РФ;
  • Наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, и растения, содержащие таковые;
  • Взрывчатые вещества и материалы, кроме пиротехнических изделий;
  • Органы и человеческие ткани, в качестве предметов продажи и покупки;
  • Товары, подлежащие процессу обязательной государственной регистрации, в силу отсутствия таковой;
  • Товары, которые должны быть сертифицированными ввиду отсутствия сертификации или подтверждения соответствий требованиям содержания технических регламентов;
  • Товары, для изготовления и распространения которых требуется наличие лицензий или других специальных разрешений, ввиду отсутствия таковых;
  • Всех товаров, связанных с табакокурением;
  • Медицинских услуг, оказание которых имеет свей целью прерывание беременности.

Закон «О рекламе» определяет, что реклама должна быть достоверной и добросовестной. Если эти требования не соблюдаются, то налагаются санкции, так как популяризация таковой согласно закону недопустимо.

Видео: Комментарии юриста

Регулируется  саморегуляция в сфере рекламы, в частности деятельность объединений рекламодателей, а также спектр их прав в части защиты своей деятельности и нарушений с ней связанных. А также прописаны права антимонопольного органа по контролю рекламной деятельности.

В частности, при проведении проверок, сохранении коммерческой тайны, полномочия в части контроля за деятельностью рекламщиков.

Последняя редакция 38 федерального закона о рекламе

Последняя редакция закона не претерпела серьезных изменений по сравнению с предыдущими версиями. Были внесены изменения в части рекламирования объектов долевого строительства, а также расширен список требований к такого рода рекламе.

В частности, запрещена реклама:

  • Если отсутствует регистрация прав на субаренду земельного участка;
  • Если отсутствует заключение уполномоченного на проведение государственного контроля (надзора) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости органа исполнительной власти субъекта РФ, территория которого застраивается на предмет соответствия застройщика и проектной декларации требованиям закона.

Принятие нового закона о рекламе было продиктовано реалиями современного мира и развитием общества. Закон устанавливает наиболее благоприятные условия для проведения рекламной деятельности, а также регуляторной политики в этой сфере. Предусматривает самоуправление и возможность самостоятельной защиты нарушенных прав, а также наложение мер ответственности за невыполнение его положений.

zakonmaster.ru

3. Федеральный закон «О рекламе». Реклама и рекламная деятельность: конспект лекций

3. Федеральный закон «О рекламе»

1. Федеральный закон от 18.07.95 № 108-ФЗ «О рекламе» (ред. от 02.11.2004) (далее – Закон) регулирует отношения, возникающие в процессе производства, размещения, распространения рекламы на рынках товаров, работ и услуг.

Целями Закона являются:

• защита от недобросовестной конкуренции в области рекламы;

• предотвращение ненадлежащей рекламы, способной:

• ввести потребителя в заблуждение;

• нанести вред его здоровью, имуществу, окружающей среде, достоинству и репутации;

• нарушить общественные интересы и моральные принципы.

Закон не распространяется:

• на политическую рекламу;

• объявления физических лиц, не связанные с осуществлением предпринимательской деятельности.

2. Основные понятия Закона:

• реклама – распространяемая в любой форме, с помощью любых средств информация о физическом или юридическом лице, товарах, идеях и начинаниях, которая предназначена для неопределенного круга лиц и призвана формировать или поддерживать интерес к организациям, товарам, услугам и т. д.;

• ненадлежащая реклама - недобросовестная, недостоверная, неэтичная, заведомо ложная и иная реклама, в которой допущены нарушения требований к ее содержанию, времени, месту и способу распространения;

• рекламодатель - юридическое или физическое лицо, являющееся источником рекламной информации для последующего производства, размещения и распространения рекламы;

• производитель рекламы - юридическое или физическое лицо, осуществляющее полное или частичное приведение рекламной информации к готовой для распространения форме;

• распространитель рекламы - юридическое или физическое лицо, осуществляющее размещение и распространение рекламной информации путем предоставления и использования технических средств телевизионного и радиовещания, каналов связи, эфирного времени и т. д.;

• потребители рекламы - юридические и физические лица, до сведения которых доводится или может быть доведена реклама, следствием чего может являться воздействие рекламы на них.

3. Основные требования к рекламе в РФ:

• реклама должна быть распознаваема без специальных знаний и технических средств, независимо от того, в какой форме она преподносится;

• реклама на территории РФ может распространяться на русском языке и дополнительно на государственных языках республик и родных языках народов РФ;

• не допускается реклама о товаре, выпущенном без лицензии, если таковая необходима, а также реклама товаров, запрещенных к производству;

• реклама товаров, подлежащих обязательной сертификации, должна сопровождаться сообщением об этом;

• использование в рекламе объектов интеллектуальной собственности разрешается только в порядке, установленном законодательством;

• реклама не должна побуждать к насилию, агрессии, возбуждать панику;

• реклама не должна побуждать к действиям, нарушающим природоохранное законодательство.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

marketing.wikireading.ru