Статья 3. Понятие государственного кадастрового учета. Статьи по кадастровому учету


Кадастровый учет || KadastrMap.ru

Вы купили квартиру или получили жилье как соцнайм, купили земельный участок, вам необходимо пройти обязательную процедуру государственной регистрации. Мы поможем узнать вам какие документы для постановки на кадастровый учет необходимо предъявить собственнику имущественного права. По окончании процесса постановки вы получаете официальный документ, который подтверждает ваше право и постановку на учет недвижимости в Роскадастре. В данном случае, таким общепризнанным документом станет выписка из ЕГРН. Мы поможем вам получить документ из Госкадастра, при этом на нашем сайте предусмотрена удобная схема заказов сведений в публичном доступе для любого заинтересованного лица.

Читать дальше.. →

Вы купили квартиру или вступили в права наследства, или вам дали в найм жилье, вам потребуется по закону осуществить обязательную процедуру, которая называется постановка на кадастровый учет квартиры. Данные фактические требования является единым для всех граждан России и собственников имущественного права, которые являются владельцами своих квадратных метров в жилом доме.  Цель процедуры, это защита интересов собственника, а также объективное предоставление информации заинтересованным лицам путём предъявления официальной справки, которая получила название подробная и расширенная выписка из ЕГРН.  Данный документ признан по всем параметрам закона юридически правомочным при наличии на нем электронной уникальной и аналоговой цифровой печати или стандартной гербовой печати.  Документ выписка из ЕГРН заказывается индивидуально и оформить справку можно на нашем сайте в режиме онлайн

Читать дальше.. →

Для того, чтобы собрать в единое целое информационную, техническую и графическую базу данных по земельным наделам в России осуществляется комплексный кадастровый учет земельных участков. Единым органом, который ведёт регистрацию, а также является единственным регистратором базы данных  Росреестр. С 1998 года, все земельные участки России в обязательном порядке проходят регистрацию, где данные отражаются в едином реестре сведений Госкадастра.  Публичная информация доступна любому из вас, вы можете также на нашем сайте заказать выписку из ЕГРН, где отражены основные моменты кадастровых характеристик земельных участков, которые интересны вам как объект недвижимости.

Читать дальше.. →

В силу определённых ситуаций и причин происходит официальное снятие с кадастрового учета объекта недвижимости из базы данных Росреестра.  Если ваша недвижимость была зарегистрирована, в частности земельный участок, после этого произошла гибель или техногенная катастрофа, рекомендуется снять землю из кадастровой системы учета данных. Этот процесс предусматривает соблюдение определённых действий и порядок обращения в Госкадастр, путём подачи заявления и прочих действий. Проверить статус недвижимости вы можете при помощи выписки из ЕГРН, где будет указан статус объекта права.

Читать дальше.. →

Официальная процедура под названием снятие с кадастрового учета земельного участка происходит реже, чем постановка, но вместе с этим это обязательный процесс, который необходимо осуществить по ряду причин. Если вы не снимаете земельный участок с учета, то вам будут начисляться налоги в обязательном порядке. Чтобы проверить, снят ли земельный участок с учета в Росреестре, достаточно заказать выписку из ЕГРН, которая является официальным документом управляющий вашей недвижимостью.  Если вы хотите проверить информацию о состоянии вашего земельного участка на текущий момент, рекомендуем обратиться к нам и заказать выписку ЕГРН.

Читать дальше.. →

Если совершили сделку купли-продажи или получили жилье по наследству или дарению, и считаете что эта ваша собственность, что больше ничего не нужно делать? Вы глубоко ошибаетесь. Вам необходимо поставить жилье на кадастровую и регистрационную учётную карточку. Как поставить на кадастровый учет квартиру, независимо от того, какие у вас имеются правоустанавливающие документы? В данном случае вам придётся взаимодействовать с Росреестром, который является официальным оператором базы данных и регистрационным органом в одном лице.

Главный принцип постановки на кадастровый учет квартиры — это фиксация основных правоустанавливающих сведений и получение выписки из ЕГРН.  Сегодня этот документ имеет статус официального подтверждения права собственности для любого вида недвижимости.

Читать дальше.. →

Вы купили загородную недвижимость, или вам в наследство достался родительский очаг, вы невольно задаётесь себе вопросом, как поставить на кадастровый учет дом. Любые регистрационные действия с недвижимостью являются обязательными и равнозначными для всех собственников имущественного права в России. Росреестр является единственным официальным органом власти, который осуществляет регистрационные и имущественное-правовые действия с недвижимостью, в том числе с землёй, квартирой, недостроенным зданием или частным домом.  Результатом постановки дома на кадастровый учет станет внесение сведений в Единую регистрационную базу недвижимости — ЕГРН, и расширенная выписка из ЕГРН будет официальным подтверждением статуса недвижимости.

Читать дальше.. →

Как проходит сегодня постановка дома на кадастровый учет, есть ли изменения в данной сфере, что нужно знать собственнику имущественного  права в России? Попробуем детально остановиться на основных моментах регистрации имущественного права, которые имеют ряд изменений, начиная с нового 2017 года, в связи с тем, что введено в действие новое положение закона ФЗ-218. Этот законодательный акт кардинально изменил кадастровую и регистрационную систему в России. В целом сфера недвижимостью оказалась защищённой от действий мошенников, благодаря усовершенствованной системе постановки домов на кадастровый учет. Результатом всех действий станет выдача единой и обновлённой кадастровой справки в новом формате исполнения, которая получила название выписка из ЕГРН.

Читать дальше.. →

Все собственники недвижимости знают, что без наличия соответствующих документов из Росреестра невозможно доказать своё право на собственность а тем более нельзя выполнить какие то действия с недвижимостью.  Своевременная постановка на кадастровый учет позволяет снять ряд вопросов в отношении объекта имущественного права, а также  решить некоторые задачи с имущественным правом.  Процесс постановки сегодня несложный главное условие это предъявление необходимого пакета сведений, справок, которые подтверждают ваше право владения недвижимостью. По окончании регистрационных действий, вы получаете из Роскадастра выписку из ЕГРН, где можно узнать всю необходимую информацию по кадастровому объекту, в том числе уникальные правоустанавливающие характеристики.

Читать дальше.. →

Знаете ли вы что такое кадастровый учет, и какую роль играет в жизни общества данное явление.  В сфере недвижимости появление кадастрового учета позволяет регулировать все вопросы, связанные с имущественным правом в рамках закона. Наличие объекта недвижимости в кадастровом учёте позволяет узнать реальную картину состояния дел с недвижимостью. Сегодня кадастровый учет представлен уникальной базой данных, где любой из вас в публичном формате доступа может получить необходимые сведения из Роскадастра, причём официальные документы подтверждаются соответствующими печатями. Таким образцом сведений сегодня служит расширенная выписка из ЕГРН, которая может быть доступна как в электронном стандарте, так и на традиционном бумажном обычном носителе информации.

Читать дальше.. →

kadastrmap.ru

Что нужно знать о кадастровом учете

Кадастровый учет — занесение в государственный кадастр недвижимости данных об имуществе. Данная запись производится с целью подтверждения существования какой-либо недвижимости либо указывает на прекращение ее существования. Вместе с этим в реестр вносятся соответствующие характеристики об объекте.

Отвечает за внесение в государственный кадастр сведений орган — Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии, а точнее, подведомственным учреждением — Росреестром.

Дорогие читатели!

Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — звоните по телефонам:

8 (499) 703-35-33 (доб. 306) — Москва

8 (812) 309-52-81 (доб. 861) — Санкт-Петербург

8 (800) 333-45-16 (доб. 608) — Россия (общий)

или если Вам так удобнее, воспользуйтесь формой онлайн-консультанта!

Все консультации у юристов бесплатны.

Услуга, оказываемая Росреестром по постановке на учет, не требует оплаты госпошлины, т.е. никакая плата при обращении не взимается. Не надо путать, государственная пошлина оплачивается за получение кадастрового паспорта.

О кадастровом учете

Государственный кадастр недвижимости должен подчиняться принципам единства технологии по всей стране для того, чтобы актуальная информация могла быть внесена своевременно и была всегда доступна для всех нуждающихся в ней ведомств. Сведения государственного кадастра неприкосновенны, уничтожение или изъятие из них каких-либо документов не разрешается.

Кадастровый учет

Данные содержащиеся в Росреестре должны быть общедоступны, получить их можно, сделав заявку на портале государственных услуг https://portal.rosreestr.ru. В орган могут обратиться как физические, так и юридические лица.

При обращении через интернет срок регистрации заявления не должен превышать 15 минут. При личном обращении время ожидания в очереди также регламентировано — оно не должно составлять более 15 минут.

Кадастровый учет распространяется на все виды построек, земельных участков, в том числе и на те объекты, строительство которых еще не закончилось.

Законом определен круг лиц, которые вправе обратиться в регистрирующий орган для того, чтобы постановить недвижимость на учет. Среди них:

  • Непосредственный собственник
  • Органы власти или другие организации, в интересы которых входит учет участка в кадастре
  • При сроке аренде, превышающем 5 летний срок, — арендатор
  • При пользовании участка не ограниченном сроком — землепользователь

Кадастровый учет: для чего он нужен

Если заглянуть в актуальное законодательство, там черным по белому написано, что процедуру постановки на кадастровый учет должны пройти все без каких-либо исключений участки недвижимости. На это не влияет ни форма собственности, ни целевое назначение земли.

Так как законодательство РФ разрешает совершать любые сделки с участием недвижимости только с участками, внесенными в Единый реестр, и имеющими кадастровый паспорт, то владелец такой собственности при отсутствии необходимой документации обязан оформить все надлежащим образом до начала операции.

Кадастровый паспорт

Кроме того, постановка на учет требуется, если объект разделяется на отдельные части. Только после межевания и регистрации в кадастре становится возможным проведения с данными участками, каждый из которых получает отдельный кадастровый паспорт, дальнейших сделок.

Так как получение кадастрового паспорта и плана квартиры обусловлено ее постановкой на кадастровый учет, то нужно помнить, что без указанного документа нельзя:

  • Вступить в ТСЖ
  • Прописаться в квартире
  • Рассчитать налоги
  • Участвовать в судебных процессах относительно данной недвижимости

Перечисленные причины можно считать достаточно вескими, вопрос зачем ставить недвижимость на учет должен отпасть.

Необходимые документы

Для того чтобы объект был поставлен на кадастровый учет в Росреестр нужно собрать и предоставить определенный пакет документов.

Их перечень может отличаться, что находится в прямой зависимости от того, какие были исходные данные, и что требуется от Росреестра (первичная регистрация, внесение изменений и прочее).

Кадастровый учет

Основной список документов включает:

  1. Заявление с подписью заявителя
  2. Межевой план
  3. Технический план объекта
  4. Копия документа, с помощью которой определяется право
  5. Копия документа, с помощью которого определятся назначение земли (сельскохозяйственная, промышленная, специального назначения и другое)
  6. В случае когда вместо заявителя обращается законный представитель, необходимо предоставить доверенность на совершение соответствующих действий
  7. Если необходимо внести изменения относительно назначения объекта, то нужна копия документа, отражающего это
  8. При прекращении существовании объекта предоставляется акт, в котором фиксируется данный факт
  9. Если вместо лица, который должен был выступить в роли заявителя, с обращением приходит его представитель, то требуется документ, подтверждающий полномочия данного представителя

Отдельно рассмотрим ситуацию с квартирами в новостройках и при участии в долевом строительстве. При таких условиях потребуется предоставить дополнительно:

  • Квитанция с оплаченной государственной пошлиной
  • Акт приема-передачи (если уже имеется)
  • Договор долевого строительства (если квартира в строящемся доме)
  • Кредитный договор (при покупке в ипотеку)

Кадастровый учет

Обратите внимание, что указанный список неокончательный. В зависимости от ситуации перечень может меняться.

В какой срок производится кадастровый учет

Законодательством предусмотрен следующий регламент: при подаче заявления о постановке объекта на кадастровый учет, снятие его с учета или внесение других корректировок срок в 10 рабочих дней для выполнения заявки не должен быть превышен. Стоит отметить, что срок для совершения органом кадастрового учета не будет увеличен, если необходимые документы будут дополнительно запрашиваться через процедуру информационного взаимодействия между разными ведомствами.

При обращении в многофункциональный центр с заявлением о необходимости постановки на кадастровый учет, срок в 10 дней будет считаться начиная с того момента, когда заявка поступила в Росреестр.

Если нужно внести в государственный кадастр данные или поправки, которые поступили не через заявление, а от других ведомств через процедуру информационного обмена, то срок процесса не должен превышать тридцать рабочих дней.

Когда кадастровый учет может быть приостановлен

При определенных обстоятельствах Росреестр останавливает работу над заявлением на некоторый срок.

Кадастровый паспорт

Из-за чего это может произойти:

  1. Выявились несоответствия между теми сведениями об объекте, которые были указаны заявителем, и ранее внесенными кадастровыми сведениями о недвижимости.
  2. В предоставленном пакете не хватает одного или нескольких необходимых документов. Кроме тех ситуаций, когда недостающая информация должна быть получена посредством межведомственного обмена.
  3. Предоставленные документы не соответствуют выставляемым к ним требованиям. Например, в заявлении о постановке на кадастровый учет содержатся ошибки.
  4. Размер образуемого участка затрудняет проезд/проход к территории, которая предназначена общественного использования.
  5. Участок, получающийся в ходе преобразования, больше чем на 10% различается с данными, которые присутствуют в проектной документации по лесным участкам или помечены в проекте межевания территории
  6. Граница участка переходит границу территориальной зоны или нарушает границу муниципального образования или населенного пункта.
  7. Граница участка переходит за границу иного земельного участка, и данные об этом находятся в государственном кадастре недвижимости
  8. Местонахождение объекта совпадает с месторасположением другого помещения полностью или какой-либо частью.
  9. Последние два пункта не учитываются, если второй объект также находится в процессе преобразования, например, при разделении одного участка на несколько с последующим межеванием и перерегистрацией.
  10. Граница участка пересекается с границей территориальной зоны или нарушает границу владения.

При обнаружении перечисленных недочетов орган кадастрового учета должен разобраться в возможных причинах ошибок. Они могут быть вызваны техническими сбоями, некорректной работой органов учета или кадастрового инженера. В том числе и относительно других объектов, находящихся рядом с регистрируемым участком, помещением. Например, в ходе постановки на кадастровый учет участка, может выясниться, что ранее была неверно установлена граница муниципального образования.

Кадастровый учет

О невозможности постановки на кадастровый учет выносится решение, в котором должна быть отражена причина отказа со ссылками на законодательство. Там же должна присутствовать информация о тех причинах, по которым возникли сложившиеся обстоятельства, а также даны прямые рекомендации как устранить эти причины или доработать документы.

После того как было решено приостановить учет данного объекта, Росреестр посредством электронной почты или портала гос. услуг не позднее одного рабочего дня проинформировать заявителя об этом. Если же в заявлении была пометка о получении решении на бумаге, то копия документа может быть выдана заявителю при его непосредственном обращении в орган или отправляется почтой не позже 5 рабочих дней.

Если заявитель не согласен с решением Росреестра, то его можно обжаловать, подав исковое заявление суд.

Когда в кадастровом учете могут отказать

Росреестр также может полностью отказать в операции занесения в государственный кадастр. Такое нередко случается, в законодательстве прописаны ситуации, при которых происходит отказ:

  • С заявлением обращается человек, который не имеет на это права
  • Заявленный объект нельзя определить как недвижимость
  • Документ (технический или межевой план) подписан лицом, не являющимся кадастровым инженером
  • Действие, производимое с участком или помещением, не соответствует действующему законодательству
  • Срок, на который приостанавливался учет, истек (обычно 3 месяца), а его причины все еще не были устранены
  • Просрочена схема, где обозначено расположения участка на кадастровом плане, на основании которой подавалось данное заявление
  • При необходимости запроса у другого ведомства был получен ответ об отсутствии необходимого документа
  • Не соблюден регламент, по которому устанавливается допустимый минимум и максимум размера участка
  • В основе образующегося участка лежат территории, которые относятся к разным категориям земель, или выявлена попытка изменить назначение земли с сельскохозяйственной на другую без предоставления снятия возражений
  • Помещение никаким образом не обособлено в рамках здания от других помещений

Кадастровый учет

При отказе орган кадастрового учета доносит до заявителя свое решение аналогично тому, как это делается при приостановке. При этом в обязательном порядке указывается причина, повлекшая отказ.

Ответы на часто задаваемые вопросы по учету

Нужно ли предоставлять разрешение на ввод в эксплуатацию подаваемого на постановку на учет объекта вместе с прочими документами?

В этом нет необходимости. Этот документ Росреестр запрашивает своими силами у смежных ведомств посредством информационного взаимодействия.

Кто вправе изменить уже присвоенное назначение собственного земельного участка?

Заявление на изменение вида разрешенного использования имеют право написать собственник или лицо, которое доверено представлять его.

Обязательна ли процедура межевания?

Если границы участка не оформлены юридически, проблематично будет доказать нарушение владений со стороны собственников соседних участков. Для того чтобы обезопасить себя при приобретении рекомендуется проверить необходимую документацию и ее соответствие действительности.

Если обнаружено отсутствие данных по конкретным объектам в ГКН, владельцы могут вызвать для замеров специалиста по кадастру — инженера, и в дальнейшем занести сведения в общую государственную базу через орган регистрации.

mirkadastra.ru

Статья 3. Понятие государственного кадастрового учета

32

Проект

.

Федеральный закон

О формировании, государственном кадастровом учете, государственной кадастровой оценке объектов недвижимости

Глава I. Общие положения

Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при формировании, государственном кадастровом учете, государственной кадастровой оценке объектов недвижимости, а также при представлении сведений из Государственного кадастра недвижимости.

Статья 2. Основные термины и определения, используемые в настоящем Федеральном законе

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

объект кадастрового учета – недвижимое имущество, а также территориальные зоны, подлежащие в соответствии с настоящим Федеральным законом учету в Государственном кадастре недвижимости;

кадастровый номер - уникальный, не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации номер объекта недвижимости, который присваивается ему при осуществлении государственного кадастрового учета в соответствии с порядком, установленным Правительством Российской Федерации;

формирование объектов кадастрового учета - комплекс работ по однозначному описанию объектов кадастрового учета, подлежащих государственному кадастровому учету, и созданию документов, необходимых для проведения этого учета;

Государственный кадастр недвижимости – свод документов и сведений об объектах кадастрового учета, прошедших государственный кадастровый учет, сведений об административно-территориальном и кадастровом делении в виде текстовой, цифровой, графической и картографической информации, а также порядок и правила получения необходимых сведений в соответствии с настоящим Федеральным законом и иным законодательством Российской Федерации;

территориальная зона - часть территории Российской Федерации (субъекта Российской Федерации, муниципального образования), которая характеризуется определенным правовым режимом использования недвижимости, определяемым в соответствии с законодательством Российской Федерации и/или законодательством субъектов Российской Федерации, а также актами органов местного самоуправления;

комплекс недвижимого имущества – совокупность объектов недвижимости, имеющих единых правообладателей и образующих единое целое, предполагающее использование их по общему назначению;

правообладатель – лицо, обладающее правом собственности или иным вещным правом на недвижимое имущество;

кадастровый инженер – лицо, осуществляющее в соответствии с настоящим Федеральным законом деятельность по формированию объектов кадастрового учета;

кадастровый округ - часть территории Российской Федерации, включающей в себя, как правило, один или несколько субъектов Федерации, на которой действует территориальный орган федерального органа исполнительной власти или подведомственная ему организация, осуществляющая государственный кадастровый учет;

кадастровый район - часть территории Российской Федерации, включающей в себя, как правило, одно или несколько муниципальных образований, на которой действует обособленное подразделение территориального органа федерального органа исполнительной власти или подведомственной ему организации, осуществляющие государственный кадастровый учет;

государственная кадастровая (массовая) оценка объектов недвижимости (далее кадастровая оценка) одновременное, единообразное по способам определение кадастровой стоимости объектов недвижимости, осуществляемое на основе сбора и обработки сведений о рынке недвижимости и факторах на него влияющих;

государственная кадастровая стоимость объекта недвижимости (кадастровая стоимость) – расчетная величина стоимости объекта недвижимости, установленная на определенную календарную дату в результате государственной кадастровой (массовой) оценки объектов недвижимости.

1. Государственный кадастровый учет – юридический акт признания и подтверждения государством существования объекта кадастрового учета с характеристиками, указанными в Государственном кадастре недвижимости.

Государственный кадастровый учет является единственным доказательством существования объекта недвижимости как объекта гражданских прав.

2. Обязательному государственному кадастровому учету подлежат объекты недвижимости и территориальные зоны, формируемые после вступления в действие настоящего Федерального закона.

3. Государственный кадастровый учет проводится на всей территории Российской Федерации по установленной настоящим Федеральным законом системе записей в Государственном кадастре недвижимости.

Государственный кадастр недвижимости является федеральным информационным ресурсом. Государственный кадастр недвижимости ведется в бумажном и/или электронном виде. При несоответствии сведений на бумажном и электронном носителях приоритет имеют сведения на бумажном носителе.

4. Государственный кадастровый учет осуществляется федеральным органом исполнительной власти, определяемым Правительством Российской Федерации, или подведомственными ему организациями, являющимися государственными федеральными учреждениями (далее - орган кадастрового учета).

5. Отказ в государственном кадастровом учете либо уклонение соответствующего органа от государственного кадастрового учета могут быть обжалованы заинтересованным лицом в суд.

6. Орган кадастрового учета в соответствии с настоящим Федеральным законом несет ответственность за своевременность и точность записей об объектах кадастрового учета, за полноту и подлинность выдаваемой информации об объектах кадастрового учета, за необоснованный (не соответствующий основаниям, указанным в настоящем Федеральном законе) отказ в государственном кадастровом учете, уклонение от государственного кадастрового учета.

Ответственность за своевременность предоставления в Государственный кадастр недвижимости и точность сведений о правах на недвижимое имущество, обременениях (ограничениях) прав и о сделках с ним несет федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Ответственность за своевременность предоставления в Государственный кадастр недвижимости и точность сведений о кадастровой стоимости объектов недвижимости несет орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, являющийся заявителем данных сведений.

Ответственность за своевременность представления в Государственный кадастр недвижимости и точность сведений об административно-территориальном делении, а также иной информации, представляемой органу кадастрового учета в соответствии со статьей 24 настоящего Федерального закона, несут органы и организации, предоставляющие сведения.

Статья 4. Объекты государственного кадастрового учета

1. Объектами государственного кадастрового учета является все недвижимое имущество за исключением морских и воздушных судов, судов внутреннего плавания, космических объектов, участков недр, участков леса и обособленных водных объектов, а также предприятий, как имущественных комплексов. Объектами государственного кадастрового учета являются также территориальные зоны.

2. Объекты недвижимости, являющиеся объектами кадастрового учета, делятся на следующие виды:

земельные участки, определяемые в соответствии с Земельным Кодексом Российской Федерации;

здания - строения, состоящие из несущих и ограждающих или совмещенных конструкций с одним или несколькими помещениями;

сооружения - наземные, надземные, подземные или подводные инженерно-строительные системы, имеющие объемный, плоскостной, линейный, высотный или смешанный вид, состоящие из несущих, а в отдельных случаях и ограждающих конструкций, предназначенные для выполнения определённых производственных, технологических или иных специальных функций;

помещения - внутренние изолированные части здания или сооружения, отделённые стенами либо перегородками, имеющие выход на улицу или в места общего пользования (коридор общего пользования, лестничная площадка и иные) и не имеющие в пределах своих функциональных частей (площадей, объемов) других помещений, мест общего пользования;

объекты, незавершенные строительством – не сданное в установленном порядке в эксплуатацию здание или сооружение, в отношении которого получено разрешение на строительство;

комплексы недвижимого имущества, определяемые в соответствии со статьей 2 настоящего Федерального закона.

studfiles.net

последние изменения и поправки, судебная практика

СТ 70 ЗК РФ

Государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости".

Комментарий к Статье 70 Земельного кодекса РФ

Комментируемая статья носит отсылочный характер, указывая, что государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости".

Данный Закон, вступающий в силу с 1 января 2017 г., призван решить задачу объединения двух государственных ресурсов - Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним и государственного кадастра недвижимости. При этом в результате такого слияния образуется Единый государственный реестр недвижимости, представляющий собой свод достоверных систематизированных сведений в текстовой форме (семантические сведения) и графической форме (графические сведения), состоящий из:

1) реестра объектов недвижимости;

2) реестра прав, ограничений прав и обременений недвижимого имущества;

3) реестра сведений о границах зон с особыми условиями использования территорий, территориальных зон, территорий объектов культурного наследия, особо охраняемых природных территорий, особых экономических зон, охотничьих угодий, территорий опережающего социально-экономического развития, зон территориального развития в Российской Федерации, игорных зон, лесничеств, лесопарков, о Государственной границе Российской Федерации, границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о береговых линиях (границах водных объектов), а также сведений о проектах межевания территорий;

4) реестровых дел;

5) кадастровых карт;

6) книг учета документов.

Данный Закон устанавливает единые правила при осуществлении государственного кадастрового учета объектов недвижимости и государственной регистрации прав на них.

В то же время обратим внимание, что с 1 января 2017 г. Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" не признается утратившим силу. Его действие продолжается с новым наименованием и новым предметом правового регулирования. С указанного времени положения данного Закона будут посвящены исключительно кадастровой деятельности, что нашло отражение и в его новом наименовании - "О кадастровой деятельности".

В соответствии с ч. 3 ст. 1 ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных данным Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.

Под ведением государственного кадастра недвижимости понимается деятельность органа кадастрового учета по внесению записей об объектах кадастрового учета в реестр объектов недвижимого имущества, присвоению кадастровых номеров объектам недвижимости, информационному взаимодействию, при котором в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения, предоставленные органами исполнительной власти и местного самоуправления, а также предоставлению сведений из государственного кадастра недвижимости. Порядок ведения государственного кадастра недвижимости установлен Приказом Министерства экономического развития РФ от 4 февраля 2010 г. N 42.

Таким образом, основной целью государственного кадастрового учета земельных участков является подтверждение существования земельного участка в качестве уникального объекта, имеющего признаки, позволяющие его отличить от других объектов недвижимости. Кроме того, государственный кадастр недвижимости призван подтвердить прекращение существования земельного участка, например в случае его раздела и образования новых земельных участков (п. 1 ст. 11.4 ЗК РФ).

В Концепции развития гражданского законодательства указывалось на необходимость сформулировать понятие земельного участка как объекта права собственности, определив его как участок поверхности земли, границы которого описаны и удостоверены в установленном порядке, прошедший государственный кадастровый учет, что лишний раз подчеркивает значимость государственного кадастрового учета не только для того, чтобы отличать конкретный земельный участок от любых других, но и чтобы его индивидуализировать как объект права собственности.

Хотя существующее определение земельного участка, предусмотренное п. 3 ст. 6 ЗК РФ, не в полной мере соответствует Концепции развития гражданского законодательства, в целом можно отметить, что это определение опирается на основные принципы ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", указывающие на необходимость наличия характеристик, позволяющих определить земельный участок в качестве индивидуально определенной вещи.

Подобное мнение поддерживается и в литературе. Так, например, М.Ю. Тихомиров отмечает, что "...на практике следует иметь в виду, что для того, чтобы земельный участок мог стать объектом не только земельных, но и гражданско-правовых отношений, он должен пройти государственный кадастровый учет по правилам ст. 70 ЗК РФ" <1>. Также отмечается, что в результате государственного кадастрового учета земельных участков происходит индивидуализация земельного участка как объекта права <2>.--------------------------------<1> Тихомиров М.Ю. Предоставление земельных участков гражданам: новые правила. Изд-во Тихомирова М.Ю., 2014.

Постатейный комментарий к Федеральному закону "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (под ред. П.В. Крашенинникова) включен в информационный банк согласно публикации - Статут, 2007.

<2> Комментарий Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" / Под ред. П.В. Крашенинникова // Семейное и жилищное право. 2008. N N 4, 5, 6; 2009. N N 2, 3, 4, 5.

В соответствии с ч. 1 ст. 7 ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" к уникальным характеристикам земельного участка, т.е. тем самым характеристикам, позволяющим определить земельный участок в качестве индивидуально определенной вещи, относятся: кадастровый номер и дата внесения данного кадастрового номера в государственный кадастр недвижимости, описание местоположения границ, площадь земельного участка. Прочие характеристики, в том числе адрес, разрешенное использование, категория земель и т.д., относятся к числу дополнительных сведений государственного кадастра недвижимости о земельном участке.

Значимость государственного кадастрового учета земельного участка для формирования земельных отношений трудно переоценить. Так, например, положения главы V.1 указывают, что предоставлению земельного участка всегда предшествует его государственный кадастровый учет. В соответствии с ч. 5 ст. 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" с момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.

Частью 6 этой же статьи предусматривается, что выдача разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома и иных объектов недвижимого имущества, входящих в состав многоквартирного дома, построенного или реконструированного после дня введения в действие Жилищного кодекса РФ, осуществляется только в случае, если сведения о местоположении границ земельного участка, на котором расположены этот многоквартирный дом, а также иные объекты недвижимого имущества, входящие в состав этого многоквартирного дома, внесены в государственный кадастр недвижимости.

Вместе с тем государством кадастровому учету придается еще более значимый характер, не ограничивающийся только индивидуализацией объектов недвижимости. Так, в Концепции федеральной целевой программы "Развитие единой государственной системы регистрации прав и кадастрового учета недвижимости (2014 - 2019 гг.)", утвержденной распоряжением Правительства РФ от 28 июня 2013 г. N 1101-р, указано, что развитие единой государственной системы регистрации прав и кадастрового учета недвижимости является составной частью задач обеспечения социально-экономического развития страны, решения социальных, экономических и экологических проблем, повышения качества жизни и содействия региональному развитию.

По общему правилу для целей осуществления государственного кадастрового учета требуется межевой план, подготовленный кадастровым инженером. Согласно статье 22 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или выписки из Единого государственного реестра недвижимости о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках либо о части (частях) земельного участка или новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках.

Исключением из общего правила, при котором подготовка межевого плана не требуется, является возможность осуществления государственного кадастрового учета на основании предусмотренной Федеральным законом "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" схемы размещения земельного участка на публичной кадастровой карте.

Согласно ст. 22 ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" в целях государственного кадастрового учета земельного участка наряду с соответствующим заявлением заинтересованному лицу требуется представить межевой план земельного участка. Требования к межевому плану земельного участка утверждены Приказом Министерства экономического развития РФ от 24 ноября 2008 г. N 412.

Как предусмотрено ч. 2 ст. 38 ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", в межевом плане указываются сведения об образуемых земельном участке или земельных участках в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления о постановке на учет земельного участка или земельных участков, сведения о части или частях земельного участка в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления об учете части или частей земельного участка, новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления об учете изменений земельного участка или земельных участков.

zemkod.ru