Особенности назначения и производства судебной фоноскопической экспертизы. Судебно фоноскопическая экспертиза


Тема 8. Субъект судебной фоноскопической экспертизы. Понятие специальных знаний в области судебной фоноскопической экспертизы

Квалификационные требования к субъекту судебной фоноскопической экспертизы. Комплекс специальных знаний субъекта судебной фоноскопической экспертизы. Разночтения в понимании проблемы комплексности экспертизы применительно к судебной фоноскопической экспертизе. Аудиометрия как метод проверки пригодности слуховой системы субъекта фоноскопической экспертизы.

Тема 9. Типовые задачи, решаемые судебной фоноскопической экспертизой

Основные задачи судебной фоноскопической экспертизы. Особенности назначения судебной экспертизы по гражданским, уголовным и арбитражным делам, по делам об административных нарушениях. Типовой перечень вопросов, выносимых на разрешение фоноскопической экспертизы. Производство фоноскопической экспертизы в экспертных учреждениях и иными лицами, из числа сведущих лиц.

Тема 10. Разновидности судебной фоноскопической экспертизы

Виды судебной фоноскопической экспертизы. Дискуссионные вопросы классификации фоноскопических экспертиз. Современные возможности анализа классификационных особенностей звуковых сигналов, фиксируемых на фонограммах.

Судебная фоноскопическая экспертиза звучащей речи - исследование голоса и речи, свойств речевого сигнала, обусловленных индивидуальными и функционально динамическими навыками говорящего. Объекты, предмет и цель данного вида судебной фоноскопической экспертизы. Решаемые задачи: установление дословного содержания звучащей речи, идентификация и диагностика личности по голосу и речи, установление целостности и связности фонограммы.

Судебная фоноскопическая экспертиза технических (аппаратных) средств приема, передачи, фиксации, хранения звуковой информации и ее носителей. Предмет - факты и обстоятельства, устанавливаемые на основе исследования технологии изготовления и эксплуатации средств трансмиссии и звукозаписи, фиксации и хранения звуковой информации, закономерностей и механизма следообразования - отражения на магнитном носителе свойств звукозаписи, свойств и особенностей самого носителя звуковой информации. Установление системы записи (механическая, оптическая, магнитная), способа (аналоговый или способа (аналоговый или цифровой). Понятие оригинала фонограммы (запись непосредственно от первоисточника), копии. Понятие монтажа фонограммы. Понятие изменений фонограммы, дефектов, повреждений. Идентификация и диагностика устройств, использованных для снятия, передачи, фиксации и хранения звуковой информации. Понятие средства звукозаписи.

Судебная фоноскопическая экспертиза звуковой среды. Сущность данного вида судебной фоноскопической экспертизы - исследование акустических сигналов звукового диапазона частот, записанных на материальном носителе. Особенности специальных знаний о физической природе, свойствах источника звуковых сигналов, акустической среды его распространения и передачи от источника звука до приемного и записывающего устройства.

Идентификация и диагностика звуков природного и искусственного происхождения. Диагностика акустической обстановки, условий и обстоятельств производства звукозаписи.

Тема 11. Теоретические и методические основы судебной фоноскопической экспертизы.

Методы, технические средства и инструментарий судебной фоноскопической экспертизы. Общеэкспертные и частно-экспертные методы судебной фоноскопической экспертизы. Понятие методики судебной фоноскопичсекой экспертизы. Виды экспертных методик. Влияние научно-технического прогресса на эволюцию методов и методик судебных фоноскопических экспертиз.

studfiles.net

Глава 24. Судебная фоноскопическая экспертиза

Судебная фоноскопическая экспертиза проводится в целях установления личности говорящего по признакам голоса и речи, записанной на фонограмме, выявления признаков стирания, копирования, монтажа и иных изменений, привнесенных в фонограмму в процессе или после окончания звукозаписи, определения условий, обстоятельств, средств и материалов звукозаписи, а также иных фактов, имеющих значение судебных доказательств*(260). К числу основных задач фоноскопической экспертизы относятся идентификация человека по голосу, а также отождествление звуко- и видеозаписывающей аппаратуры.

На разрешение диагностической фоноскопической экспертизы ставятся следующие вопросы.

1. Сколько лиц участвовало в разговоре, записанном на представленной фонограмме?

2. Каково дословное содержание текста? Каково содержание неразборчивой записи на представленной фонограмме?

3. Является ли речь, представленная на фонограмме, или ее фрагменты заученной, прочитанной или свободной?

4. Являются ли исполнитель (диктор, произносящий текст) и автор фонограммы на данном носителе (или начинающейся словами "..."), одним или разными лицами?

5. Имеются ли на фонограмме (на кассете, на стороне..., начинающейся словами "..." и кончающейся словами "..."), признаки изменения первоначального содержания текста разговора, нарушения его лингвистической целостности?

6. Каковы источники и характер звуков, сопутствующих основной записи? Какова была окружающая обстановка в момент изготовления фонограммы (характер помещения, в котором происходила запись, запись на открытой местности и т.д.)?

7. Является ли представленная фонограмма (видеофонограмма) оригиналом (копией), а если копией, то какой: первой, второй и др.?

8. Содержит ли фонограмма (видеофонограмма) непрерывную запись или она осуществлялась с остановками (магнитофона, видеомагнитофона, видеокамеры)? Имеются ли признаки нарушения непрерывности записи, стираний, дописок, монтажа на фонограмме (на конкретных носителях или начинающейся словами "...")?

9. Каков тип носителя, с использованием которого изготовлялась данная запись? Использовался ли для записи новый или ранее уже содержащий запись (какую) носитель?

10. Подвергалась ли представленная фонограмма (видеофонограмма) монтажу (склейке, электроакустическому монтажу и проч.), а если да, то какая ее часть смонтирована?

11. Имеются ли признаки иных изменений, привнесенных в процесс записи или после ее окончания, - мистификации, редактирования звуковых файлов (цифровых фонограмм, изготовленных при помощи компьютерных технологий)? Одновременно ли производилась запись звука и изображения на представленной видеофонограмме?

12. Изготовлена ли представленная фонограмма на одном или нескольких звукозаписывающих аппаратах?

13. На магнитофоне (видеомагнитофоне, диктофоне) какого типа, марки, класса, страны-производителя осуществлена данная магнитная запись? Микрофон какого типа использовался для производства звукозаписи?

14. Имели ли, судя по записи, звукозаписывающие аппарат или микрофон какие-либо неисправности, какие именно? Не использовались ли технические средства для преднамеренного искажения голоса говорившего?

15. Каков технический уровень навыков изготовителя фонограммы?

16. Каковы пол, возраст, анатомические особенности рече- образующего тракта, психофизиологические характеристики лица, речь которого представлена на фонограмме?

17. Каково эмоциональное состояние лица в период записи его устной речи?

На разрешение идентификационной фоноскопической экспертизы ставятся следующие вопросы.

1. Принадлежит ли зафиксированная на фонограмме устная речь определенному лицу, лицам? Какие фрагменты звукозаписи каким лицам принадлежат?

2. Изготовлена ли данная фонограмма на представленном звукозаписывающем аппарате? Воспроизводилась ли данная фонограмма на таком-то магнитофоне (видеомагнитофоне, диктофоне)? На каком из представленных магнитофонов (видеомагнитофонов, диктофонов) записывалась или воспроизводилась данная фонограмма?

3. Является ли данная видеофонограмма копией, изготовленной путем записи с лазерного диска на данный видеомагнитофон?

4. Являются ли фрагменты фонограммы частями одной первичной фонограммы или они были записаны в различное время и в разных обстоятельствах, т.е. фрагментами из различных фонограмм?

5. Является ли видеофонограмма 1 полностью или частично копией видеофонограммы 2? Являются ли данные видеофонограммы 1 и 2 дубликатами, изготовленными путем копирования с одной и той же видеофонограммы 3?

6. Составляли ли склеенные фрагменты данной магнитной ленты ранее одно целое?

Объектами фоноскопической экспертизы являются звуковая, особенно речевая, информация, записанная на различных носителях, средства звукозаписи (магнитофоны, видеомагнитофоны, диктофоны, магнитные, оптические и прочие носители и др.). Следует подчеркнуть необоснованность бытующего мнения, что фонограммы на цифровых носителях не принимаются судами в качестве доказательств. Чтобы не утратить важную информацию, но, не зная возможности судебной экспертизы, граждане зачастую сами перезаписывают на стандартную компакт-кассету фонограмму, полученную исходно в цифровом виде (например, с помощью портативного цифрового диктофона). Такая копия на аналоговом носителе иногда приобщается к материалам дела под видом оригинала. В дальнейшем при производстве судебной фоноскопической экспертизы факт перезаписи устанавливается, выявляются признаки цифровой обработки, или определяется несоответствие между параметрами фонограммы и техническими характеристиками якобы использованного магнитофона, условиями и обстоятельствами производства звукозаписи. Если факт перезаписи не был надлежаще процессуально оформлен, то по результатам экспертного исследования могут возникнуть сомнения в подлинности и достоверности записанной на фонограмме информации. Это, в свою очередь, может явиться поводом для признания фонограммы недопустимым доказательством.

Заметим, что действующее законодательство не содержит норм, запрещающих приобщать к материалам гражданского или уголовного дела фонограммы на цифровом носителе записи. Так, например, в ст. 77 "Аудио- и видеозаписи" ГПК прямо указано на возможность приобщения к материалам дела фонограммы на электронном или ином носителе - следует только указать, когда, кем и в каких условиях осуществлялись записи. Нет ограничений на использование каких-либо носителей фонограмм и в других кодексах (ч. 2 ст. 89 АПК, ст. 186 УПК). На практике, если запись телефонных или иных переговоров осуществляется с помощью цифровых регистраторов, то по существу к материалам дела всегда приобщается копия (на аналоговой кассете или цифровом носителе) исходной фонограммы, содержащейся на жестком диске компьютера.

Успех фоноскопической экспертизы во многом определяется качеством и количеством образцов для сравнительного исследования, предоставленных в распоряжение эксперта. С целью получения качественных экспериментальных образцов на фонограмме устанавливаемого лица выявляют индивидуальные лингвистические и фонетические признаки говорящего. При этом материалы, представляемые для сравнительного исследования, должны содержать, в первую очередь, слова и фразы, в которых наиболее ярко проявляются особенности произношения, патологии речи или иные отклонения от общепринятых норм литературного языка.

Для успешного решения экспертных задач желательно установить заранее, с помощью какой записывающей аппаратуры и в каких акустических условиях производилась исследуемая магнитофонная запись. Высококачественные экспериментальные образцы получаются при соблюдении следующих условий: микрофон располагают на расстоянии около 0,5 метра от рта человека, запись образца голоса которого производится; окна и двери помещения, где производится запись, должны быть плотно закрыты, телефонные аппараты отключены, устранены и другие источники возможных посторонних шумов; на магнитной ленте должно быть записано, когда, кем и в чьем присутствии производился отбор сравнительного материала. Желательно для отбора образцов приглашать специалиста.

Процесс получения сравнительных образцов осуществляется таким образом, чтобы при записи фонограммы испытуемый был вынужден произносить те же самые фразы и слова, что и в исследуемой записи. При этом необходимо по возможности соблюдать те же условия записи, которые имели место при получении исследуемой фонограммы. Однако основное требование к таким фонограммам - высокое качество звукозаписи и запись речевого сигнала в наиболее присущей данному человеку речевой манере, чтобы эксперт смог выделить и оценить индивидуализирующие признаки голоса и речи.

Для выполнения такого требования запись сравнительных образцов голоса и речи должна производиться на звукозаписывающей технике не ниже 1 класса, длительность записываемых образцов желательна 15-20 минут свободного рассказа об обстоятельствах дела или на любую тему, определенную лицом, отбирающим образцы. Важно, чтобы сравнительные образцы речи были максимально сопоставимы по эмоциональному состоянию и форме речевого представления. Не следует перебивать лицо, у которого отбираются сравнительные образцы голоса, или требовать прочитать письменный текст, повторять за ним определенные слова, фразы и выражения. Запись экспериментальных образцов речи в виде чтения письменного текста может быть представлена в качестве дополнения к свободным образцам речи. Если магнитофон, на котором была выполнена спорная фонограмма, имеет ярко выраженные индивидуальные признаки, влияющие на идентификационные параметры речевого сигнала, то эксперту дополнительно могут быть представлены сравнительные образцы, полученные на этом магнитофоне. Такие фонограммы нужно рассматривать как дополнительные. При невозможности получения экспериментальных образцов в качестве материала для сравнительного исследования могут быть представлены свободные образцы - магнитные записи бесед, где проверяемый ходом разговора вынуждается произносить определенные слова и обороты речи, такие записи можно делать, например, при производстве следственных действий.

Эксперту также необходимо сообщить, когда производилась опытная звукозапись, какое оборудование для этого использовалось и каково его техническое состояние, вид электропитания при записи (электросеть, аккумулятор, батарея), план помещения с указанием местонахождения магнитофона, микрофона и участников записи.

Фоноскопические экспертизы уже перестали быть редкими уникальными исследованиями. В настоящее время они проводятся в государственных экспертных учреждениях Минюста и МВД России и негосударственных экспертных учреждениях. Надо отметить, что при выборе негосударственного судебно-экспертного учреждения или конкретного эксперта особое внимание важно уделить проверке его компетентности и наличию оборудования, отвечающего современным требованиям, предъявляемым российским законодательством к средствам измерений. Спецификой судебной фоноскопической экспертизы является то, что для решения многих вопросов эксперт должен обладать широким спектром знаний из разных областей науки и техники (лингвистики и акустики, математики, радиотехники и др.).

Судебные фоноскопические экспертизы часто производятся комплексно с судебными лингвистическими экспертизами устных текстов, как, например, в следующем случае.

В одной из фирм Санкт-Петербурга был записан на пленку голос вымогателя. Комплексная экспертиза позволила установить, что звонил мужчина в возрасте 40-45 лет, по национальности молдаванин, со средним культурным уровнем, выходец из сельской местности, русским языком владеет удовлетворительно. Эксперты отметили, что говоривший, скорее всего, обладает импульсивным, неуравновешенным характером. Путем осуществления оперативно-розыскных мероприятий были получены образцы устной речи десяти человек, составлявших круг подозреваемых. Идентификационное исследование позволило установить, что вымогателем являлся один из подозреваемых - выходец из города Бендеры.

studfiles.net

Глава 24. Судебная фоноскопическая экспертиза

Судебная фоноскопическая экспертиза проводится в целях установления личности говорящего по признакам голоса и речи, записанной на фонограмме, выявления признаков стирания, копирования, монтажа и иных изменений, привнесенных в фонограмму в процессе или после окончания звукозаписи, определения условий, обстоятельств, средств и материалов звукозаписи, а также иных фактов, имеющих значение судебных доказательств *(260). К числу основных задач фоноскопической экспертизы относятся идентификация человека по голосу, а также отождествление звуко- и видеозаписывающей аппаратуры.

На разрешение диагностической фоноскопической экспертизы ставятся следующие вопросы.

1. Сколько лиц участвовало в разговоре, записанном на представленной фонограмме?

2. Каково дословное содержание текста? Каково содержание неразборчивой записи на представленной фонограмме?

3. Является ли речь, представленная на фонограмме, или ее фрагменты заученной, прочитанной или свободной?

4. Являются ли исполнитель (диктор, произносящий текст) и автор фонограммы на данном носителе (или начинающейся словами "..."), одним или разными лицами?

5. Имеются ли на фонограмме (на кассете, на стороне..., начинающейся словами "..." и кончающейся словами "..."), признаки изменения первоначального содержания текста разговора, нарушения его лингвистической целостности?

6. Каковы источники и характер звуков, сопутствующих основной записи? Какова была окружающая обстановка в момент изготовления фонограммы (характер помещения, в котором происходила запись, запись на открытой местности и т.д.)?

7. Является ли представленная фонограмма (видеофонограмма) оригиналом (копией), а если копией, то какой: первой, второй и др.?

8. Содержит ли фонограмма (видеофонограмма) непрерывную запись или она осуществлялась с остановками (магнитофона, видеомагнитофона, видеокамеры)? Имеются ли признаки нарушения непрерывности записи, стираний, дописок, монтажа на фонограмме (на конкретных носителях или начинающейся словами "...")?

9. Каков тип носителя, с использованием которого изготовлялась данная запись? Использовался ли для записи новый или ранее уже содержащий запись (какую) носитель?

10. Подвергалась ли представленная фонограмма (видеофонограмма) монтажу (склейке, электроакустическому монтажу и проч.), а если да, то какая ее часть смонтирована?

11. Имеются ли признаки иных изменений, привнесенных в процесс записи или после ее окончания, - мистификации, редактирования звуковых файлов (цифровых фонограмм, изготовленных при помощи компьютерных технологий)? Одновременно ли производилась запись звука и изображения на представленной видеофонограмме?

12. Изготовлена ли представленная фонограмма на одном или нескольких звукозаписывающих аппаратах?

13. На магнитофоне (видеомагнитофоне, диктофоне) какого типа, марки, класса, страны-производителя осуществлена данная магнитная запись? Микрофон какого типа использовался для производства звукозаписи?

14. Имели ли, судя по записи, звукозаписывающие аппарат или микрофон какие-либо неисправности, какие именно? Не использовались ли технические средства для преднамеренного искажения голоса говорившего?

15. Каков технический уровень навыков изготовителя фонограммы?

16. Каковы пол, возраст, анатомические особенности рече- образующего тракта, психофизиологические характеристики лица, речь которого представлена на фонограмме?

17. Каково эмоциональное состояние лица в период записи его устной речи?

На разрешение идентификационной фоноскопической экспертизы ставятся следующие вопросы.

1. Принадлежит ли зафиксированная на фонограмме устная речь определенному лицу, лицам? Какие фрагменты звукозаписи каким лицам принадлежат?

2. Изготовлена ли данная фонограмма на представленном звукозаписывающем аппарате? Воспроизводилась ли данная фонограмма на таком-то магнитофоне (видеомагнитофоне, диктофоне)? На каком из представленных магнитофонов (видеомагнитофонов, диктофонов) записывалась или воспроизводилась данная фонограмма?

3. Является ли данная видеофонограмма копией, изготовленной путем записи с лазерного диска на данный видеомагнитофон?

4. Являются ли фрагменты фонограммы частями одной первичной фонограммы или они были записаны в различное время и в разных обстоятельствах, т.е. фрагментами из различных фонограмм?

5. Является ли видеофонограмма 1 полностью или частично копией видеофонограммы 2? Являются ли данные видеофонограммы 1 и 2 дубликатами, изготовленными путем копирования с одной и той же видеофонограммы 3?

6. Составляли ли склеенные фрагменты данной магнитной ленты ранее одно целое?

Объектами фоноскопической экспертизы являются звуковая, особенно речевая, информация, записанная на различных носителях, средства звукозаписи (магнитофоны, видеомагнитофоны, диктофоны, магнитные, оптические и прочие носители и др.). Следует подчеркнуть необоснованность бытующего мнения, что фонограммы на цифровых носителях не принимаются судами в качестве доказательств. Чтобы не утратить важную информацию, но, не зная возможности судебной экспертизы, граждане зачастую сами перезаписывают на стандартную компакт-кассету фонограмму, полученную исходно в цифровом виде (например, с помощью портативного цифрового диктофона). Такая копия на аналоговом носителе иногда приобщается к материалам дела под видом оригинала. В дальнейшем при производстве судебной фоноскопической экспертизы факт перезаписи устанавливается, выявляются признаки цифровой обработки, или определяется несоответствие между параметрами фонограммы и техническими характеристиками якобы использованного магнитофона, условиями и обстоятельствами производства звукозаписи. Если факт перезаписи не был надлежаще процессуально оформлен, то по результатам экспертного исследования могут возникнуть сомнения в подлинности и достоверности записанной на фонограмме информации. Это, в свою очередь, может явиться поводом для признания фонограммы недопустимым доказательством.

Заметим, что действующее законодательство не содержит норм, запрещающих приобщать к материалам гражданского или уголовного дела фонограммы на цифровом носителе записи. Так, например, в ст. 77 "Аудио- и видеозаписи" ГПК прямо указано на возможность приобщения к материалам дела фонограммы на электронном или ином носителе - следует только указать, когда, кем и в каких условиях осуществлялись записи. Нет ограничений на использование каких-либо носителей фонограмм и в других кодексах (ч. 2 ст. 89 АПК, ст. 186 УПК). На практике, если запись телефонных или иных переговоров осуществляется с помощью цифровых регистраторов, то по существу к материалам дела всегда приобщается копия (на аналоговой кассете или цифровом носителе) исходной фонограммы, содержащейся на жестком диске компьютера.

Успех фоноскопической экспертизы во многом определяется качеством и количеством образцов для сравнительного исследования, предоставленных в распоряжение эксперта. С целью получения качественных экспериментальных образцов на фонограмме устанавливаемого лица выявляют индивидуальные лингвистические и фонетические признаки говорящего. При этом материалы, представляемые для сравнительного исследования, должны содержать, в первую очередь, слова и фразы, в которых наиболее ярко проявляются особенности произношения, патологии речи или иные отклонения от общепринятых норм литературного языка.

Для успешного решения экспертных задач желательно установить заранее, с помощью какой записывающей аппаратуры и в каких акустических условиях производилась исследуемая магнитофонная запись. Высококачественные экспериментальные образцы получаются при соблюдении следующих условий: микрофон располагают на расстоянии около 0,5 метра от рта человека, запись образца голоса которого производится; окна и двери помещения, где производится запись, должны быть плотно закрыты, телефонные аппараты отключены, устранены и другие источники возможных посторонних шумов; на магнитной ленте должно быть записано, когда, кем и в чьем присутствии производился отбор сравнительного материала. Желательно для отбора образцов приглашать специалиста.

Процесс получения сравнительных образцов осуществляется таким образом, чтобы при записи фонограммы испытуемый был вынужден произносить те же самые фразы и слова, что и в исследуемой записи. При этом необходимо по возможности соблюдать те же условия записи, которые имели место при получении исследуемой фонограммы. Однако основное требование к таким фонограммам - высокое качество звукозаписи и запись речевого сигнала в наиболее присущей данному человеку речевой манере, чтобы эксперт смог выделить и оценить индивидуализирующие признаки голоса и речи.

Для выполнения такого требования запись сравнительных образцов голоса и речи должна производиться на звукозаписывающей технике не ниже 1 класса, длительность записываемых образцов желательна 15-20 минут свободного рассказа об обстоятельствах дела или на любую тему, определенную лицом, отбирающим образцы. Важно, чтобы сравнительные образцы речи были максимально сопоставимы по эмоциональному состоянию и форме речевого представления. Не следует перебивать лицо, у которого отбираются сравнительные образцы голоса, или требовать прочитать письменный текст, повторять за ним определенные слова, фразы и выражения. Запись экспериментальных образцов речи в виде чтения письменного текста может быть представлена в качестве дополнения к свободным образцам речи. Если магнитофон, на котором была выполнена спорная фонограмма, имеет ярко выраженные индивидуальные признаки, влияющие на идентификационные параметры речевого сигнала, то эксперту дополнительно могут быть представлены сравнительные образцы, полученные на этом магнитофоне. Такие фонограммы нужно рассматривать как дополнительные. При невозможности получения экспериментальных образцов в качестве материала для сравнительного исследования могут быть представлены свободные образцы - магнитные записи бесед, где проверяемый ходом разговора вынуждается произносить определенные слова и обороты речи, такие записи можно делать, например, при производстве следственных действий.

Эксперту также необходимо сообщить, когда производилась опытная звукозапись, какое оборудование для этого использовалось и каково его техническое состояние, вид электропитания при записи (электросеть, аккумулятор, батарея), план помещения с указанием местонахождения магнитофона, микрофона и участников записи.

Фоноскопические экспертизы уже перестали быть редкими уникальными исследованиями. В настоящее время они проводятся в государственных экспертных учреждениях Минюста и МВД России и негосударственных экспертных учреждениях. Надо отметить, что при выборе негосударственного судебно-экспертного учреждения или конкретного эксперта особое внимание важно уделить проверке его компетентности и наличию оборудования, отвечающего современным требованиям, предъявляемым российским законодательством к средствам измерений. Спецификой судебной фоноскопической экспертизы является то, что для решения многих вопросов эксперт должен обладать широким спектром знаний из разных областей науки и техники (лингвистики и акустики, математики, радиотехники и др.).

Судебные фоноскопические экспертизы часто производятся комплексно с судебными лингвистическими экспертизами устных текстов, как, например, в следующем случае.

В одной из фирм Санкт-Петербурга был записан на пленку голос вымогателя. Комплексная экспертиза позволила установить, что звонил мужчина в возрасте 40-45 лет, по национальности молдаванин, со средним культурным уровнем, выходец из сельской местности, русским языком владеет удовлетворительно. Эксперты отметили, что говоривший, скорее всего, обладает импульсивным, неуравновешенным характером. Путем осуществления оперативно-розыскных мероприятий были получены образцы устной речи десяти человек, составлявших круг подозреваемых. Идентификационное исследование позволило установить, что вымогателем являлся один из подозреваемых - выходец из города Бендеры.

studfiles.net

Особенности назначения и производства судебной фоноскопической экспертизы

Фиксация с помощью технических средств речевой информации, передаваемой по акустическому каналу, — наиболее распространенный сегодня способ получения криминалистической информации, имеющей не только ориентирующее, но и доказательственное значение. Аудиозаписи, как результат контроля и записи телефонных и иных переговоров, приобщаемые к материалам уголовных дел, служат одним из наиболее объективных источников доказательств, имеющих существенное значение не только для раскрытия и расследования, но и для выявления и предотвращения тяжких и особо тяжких преступлений.

Современное кыргызское законодательство обусловливает необходимость дальнейшего совершенствования правового и методического обеспечения судебной фоноскопической экспертизы.

В то же время повышение эффективности использования результатов судебной фоноскопической экспертизы как источника доказательств по уголовным делам, в которых фигурируют фонограммы как вещественные доказательства или документы, неразрывно связано с проверкой законности происхождения и правильным процессуальным оформлением приобщаемых к уголовному делу фонограмм[1].

Представляемые на фоноскопическую экспертизу фонограммы могут быть получены из следующих источников: в результате осуществления контроля записи телефонных и иных переговоров по постановлению следователя на основании судебного решения или по письменному заявлению потерпевшего, свидетеля или их близких родственников, родственников при наличии угрозы совершения насилия, вымогательства и других преступных действий; фонограммы приобщаются в полном объеме к материалам уголовного дела в качестве вещественного доказательства на основании постановления следователя;

В результате применения технических средств в ходе оперативно-розыскных мероприятий, которые используются в доказывании если они отвечают требованиям УПК КР, регламентирующих собирание, проверку и оценку доказательств; для приобщения их к уголовному делу в качестве доказательств подозреваемым, обвиняемым, а также потерпевшим, гражданским истцом, гражданским ответчиком и их представителями, а также защитником, который также вправе собирать доказательства путем получения предметов, документов и иных сведений для осуществления юридической помощи; как объекты, предположительно связанные с совершением и сокрытием преступления, могут быть обнаружены и изъяты при осмотре, при обыске, выемке.

Собранные фонограммы приобщаются к материалам уголовного дела в качестве вещественных доказательств после их осмотра и прослушивания в соответствии с требованиями УПК КР. Результаты осмотра отражаются в протоколе осмотра и прослушивания фонограммы с соблюдением требований УПК КР. Фонограммы могут быть получены при производстве следственных и иных процессуальных действий, они хранятся при уголовном деле, по существу, являясь приложениями к соответствующим протоколам. Судебная фоноскопическая экспертиза является одним из предусмотренных законодательством процессуальным действием по проверке относимости и достоверности записанной на фонограмме информации, имеющей значение доказательства.

Производство судебной фоноскопической экспертизы по уголовным делам, как правило, поручается государственным судебным экспертам — сотрудникам государственных судебно-экспертных учреждений, имеющим необходимые специальные знания. Для продуктивной работы фоноскопические    лаборатории    должны    быть    оснащены    необходимым инструментарием, позволяющим решать комплекс разнообразных вопросов, это так называемое типовое автоматизированное рабочее место эксперта-фоноскописта (АРМ эксперта-фоноскописта). Судебная фоноскопическая экспертиза может быть назначена на этапе предварительного следствия либо при рассмотрении уголовного дела судом[2].

При назначении фоноскопической экспертизы необходимо иметь в виду, что в процессе ее производства может возникнуть необходимость в дополнительной информации об обстоятельствах, условиях, способе и технических средствах получения фонограмм, приобщенных к уголовному делу. Сведения из материалов уголовного дела о месте, способе, технических средствах и иных обстоятельствах производства записи приобщенных к делу фонограмм имеют существенное значение для правильной квалификации дефектов фонограммы и нарушений непрерывности ее записи и принятия решения об отнесении или не отнесении их к признакам монтажа, предупреждению возможных экспертных ошибок. При этом важно подчеркнуть, что, если представленных материалов недостаточно для производства судебной экспертизы, эксперт вправе не составлять экспертного заключения, а может в письменной форме мотивированно сообщить об отказе от производства экспертизы. В случае непригодности объектов, представленных на экспертизу эксперт имеет возможность отказаться от производства экспертизы без составления письменного заключения. При этом составляется мотивированное письменное сообщение о невозможности дать заключение, которое направляется в орган или лицу, которые назначили судебную экспертизу. В то же время применительно к судебной фоноскопической экспертизе надо отметить, что принять обоснованное решение о непригодности представленных объектов часто невозможно без проведения полноценного экспертного исследования фонограмм. При этом проводится как акустический, так и лингвистический анализ не только фонограмм, приобщенных к материалам дела в качестве вещественных доказательств, но и сравнительных образцов. По результатам такого исследования всегда составляется экспертное заключение с выводом о степени пригодности записанных на фонограмме речевых сигналов для идентификации говорящего[3]. Как видно из анализа экспертной практики, ошибочный вывод о непригодности фонограмм для идентификации по голосу и речи нередко бывает обусловлен недостаточным опытом или профессионализмом эксперта или отсутствием в его распоряжении современного исследовательского инструментария, применением неапробированных экспертных методик. Проведенные повторные экспертизы показывают, что по фонограммам, признанным первичной экспертизой непригодными, зачастую возможно успешное решение идентификационных и диагностических вопросов с получением выводов как в вероятной, так и в категорической форме.

Спецификой судебной фоноскопической экспертизы является то, что для решения многих вопросов эксперт должен обладать широким спектром знаний из разных областей науки и техники. Анализ экспертной практики показывает, что в случае назначения фоноскопической экспертизы одному эксперту, например, с базовым техническим образованием, достижение вывода о тождестве сравниваемых лиц по голосу и речи или о факте монтажа без специальных лингвистических знаний затруднено, и наоборот. Эксперт-инженер или эксперт-филолог в одиночку вынужден делать вывод в вероятной форме или отказываться от решения поставленного вопроса.

Эксперт-фоноскопист вправе по своей инициативе, но в пределах своей компетенции давать заключение и по вопросам, которые хотя и не поставлены в постановлении о назначении экспертизы, но имеют отношение к предмету экспертного исследования. На практике при производстве идентификационной экспертизы по голосу особое значение имеет наличие в распоряжении эксперта сравнительных образцов речи, не только достаточных по объему и удовлетворительных по качеству, но и сопоставимых по форме и текстовому содержанию. Следователь в процессе получения сравнительных образцов голоса и речи, не обладая специальными знаниями, нередко не может добиться требуемой сопоставимости с речью на спорной фонограмме. Привлечение же к отбору образцов голоса и речи специалиста-фоноскописта значительно расширяет возможности успешного решения задач судебной фоноскопической экспертизы. При этом предыдущее участие в производстве по уголовному делу в качестве эксперта или специалиста не является основанием для отвода эксперта.

Заключение эксперта по фоноскопической экспертизе содержит значительное число специальных терминов, сложно для восприятия на слух в условиях судебного разбирательства. Показания эксперта-фоноскописта, являющиеся самостоятельным источником доказательств, базируются на комплексе специальных знаний, а потому изобилуют техническими, лингвистическими, физическими и иными терминами, что нередко приводит к неправильному их занесению в протокол и ошибкам при оглашении, что может явиться причиной неверной оценки экспертного заключения или показаний эксперта.

Приобщенные к материалам уголовного дела в качестве вещественных доказательств фонограммы могут быть зафиксированы в аналоговой форме на магнитной ленте на кассете, микрокассете, видеокассете, катушке, либо в цифровой форме на электронном носителе данных (микросхемы памяти цифрового магнитофона, магнитные и лазерные диски, магнитооптические диски, магнитные ленты и т. п.)[4].

Кассеты с фонограммами направляются на фоноскопическую экспертизу в упакованном и опечатанном виде, с удостоверяющими подписями уполномоченных должностных лиц. В противном случае могут возникать сомнения в возможной подмене носителей записи, что равноценно утверждению о фаль

articlekz.com

Глава 24. Судебная фоноскопическая экспертиза — МегаЛекции

 

Судебная фоноскопическая экспертиза проводится в целях установления личности говорящего по признакам голоса и речи, записанной на фонограмме, выявления признаков стирания, копирования, монтажа и иных изменений, привнесенных в фонограмму в процессе или после окончания звукозаписи, определения условий, обстоятельств, средств и материалов звукозаписи, а также иных фактов, имеющих значение судебных доказательств*(260). К числу основных задач фоноскопической экспертизы относятся идентификация человека по голосу, а также отождествление звуко- и видеозаписывающей аппаратуры.

На разрешение диагностической фоноскопической экспертизы ставятся следующие вопросы.

1. Сколько лиц участвовало в разговоре, записанном на представленной фонограмме?

2. Каково дословное содержание текста? Каково содержание неразборчивой записи на представленной фонограмме?

3. Является ли речь, представленная на фонограмме, или ее фрагменты заученной, прочитанной или свободной?

4. Являются ли исполнитель (диктор, произносящий текст) и автор фонограммы на данном носителе (или начинающейся словами "..."), одним или разными лицами?

5. Имеются ли на фонограмме (на кассете, на стороне..., начинающейся словами "..." и кончающейся словами "..."), признаки изменения первоначального содержания текста разговора, нарушения его лингвистической целостности?

6. Каковы источники и характер звуков, сопутствующих основной записи? Какова была окружающая обстановка в момент изготовления фонограммы (характер помещения, в котором происходила запись, запись на открытой местности и т.д.)?

7. Является ли представленная фонограмма (видеофонограмма) оригиналом (копией), а если копией, то какой: первой, второй и др.?

8. Содержит ли фонограмма (видеофонограмма) непрерывную запись или она осуществлялась с остановками (магнитофона, видеомагнитофона, видеокамеры)? Имеются ли признаки нарушения непрерывности записи, стираний, дописок, монтажа на фонограмме (на конкретных носителях или начинающейся словами "...")?

9. Каков тип носителя, с использованием которого изготовлялась данная запись? Использовался ли для записи новый или ранее уже содержащий запись (какую) носитель?

10. Подвергалась ли представленная фонограмма (видеофонограмма) монтажу (склейке, электроакустическому монтажу и проч.), а если да, то какая ее часть смонтирована?

11. Имеются ли признаки иных изменений, привнесенных в процесс записи или после ее окончания, - мистификации, редактирования звуковых файлов (цифровых фонограмм, изготовленных при помощи компьютерных технологий)? Одновременно ли производилась запись звука и изображения на представленной видеофонограмме?

12. Изготовлена ли представленная фонограмма на одном или нескольких звукозаписывающих аппаратах?

13. На магнитофоне (видеомагнитофоне, диктофоне) какого типа, марки, класса, страны-производителя осуществлена данная магнитная запись? Микрофон какого типа использовался для производства звукозаписи?

14. Имели ли, судя по записи, звукозаписывающие аппарат или микрофон какие-либо неисправности, какие именно? Не использовались ли технические средства для преднамеренного искажения голоса говорившего?

15. Каков технический уровень навыков изготовителя фонограммы?

16. Каковы пол, возраст, анатомические особенности рече- образующего тракта, психофизиологические характеристики лица, речь которого представлена на фонограмме?

17. Каково эмоциональное состояние лица в период записи его устной речи?

На разрешение идентификационной фоноскопической экспертизы ставятся следующие вопросы.

1. Принадлежит ли зафиксированная на фонограмме устная речь определенному лицу, лицам? Какие фрагменты звукозаписи каким лицам принадлежат?

2. Изготовлена ли данная фонограмма на представленном звукозаписывающем аппарате? Воспроизводилась ли данная фонограмма на таком-то магнитофоне (видеомагнитофоне, диктофоне)? На каком из представленных магнитофонов (видеомагнитофонов, диктофонов) записывалась или воспроизводилась данная фонограмма?

3. Является ли данная видеофонограмма копией, изготовленной путем записи с лазерного диска на данный видеомагнитофон?

4. Являются ли фрагменты фонограммы частями одной первичной фонограммы или они были записаны в различное время и в разных обстоятельствах, т.е. фрагментами из различных фонограмм?

5. Является ли видеофонограмма 1 полностью или частично копией видеофонограммы 2? Являются ли данные видеофонограммы 1 и 2 дубликатами, изготовленными путем копирования с одной и той же видеофонограммы 3?

6. Составляли ли склеенные фрагменты данной магнитной ленты ранее одно целое?

Объектами фоноскопической экспертизы являются звуковая, особенно речевая, информация, записанная на различных носителях, средства звукозаписи (магнитофоны, видеомагнитофоны, диктофоны, магнитные, оптические и прочие носители и др.). Следует подчеркнуть необоснованность бытующего мнения, что фонограммы на цифровых носителях не принимаются судами в качестве доказательств. Чтобы не утратить важную информацию, но, не зная возможности судебной экспертизы, граждане зачастую сами перезаписывают на стандартную компакт-кассету фонограмму, полученную исходно в цифровом виде (например, с помощью портативного цифрового диктофона). Такая копия на аналоговом носителе иногда приобщается к материалам дела под видом оригинала. В дальнейшем при производстве судебной фоноскопической экспертизы факт перезаписи устанавливается, выявляются признаки цифровой обработки, или определяется несоответствие между параметрами фонограммы и техническими характеристиками якобы использованного магнитофона, условиями и обстоятельствами производства звукозаписи. Если факт перезаписи не был надлежаще процессуально оформлен, то по результатам экспертного исследования могут возникнуть сомнения в подлинности и достоверности записанной на фонограмме информации. Это, в свою очередь, может явиться поводом для признания фонограммы недопустимым доказательством.

Заметим, что действующее законодательство не содержит норм, запрещающих приобщать к материалам гражданского или уголовного дела фонограммы на цифровом носителе записи. Так, например, в ст. 77 "Аудио- и видеозаписи" ГПК прямо указано на возможность приобщения к материалам дела фонограммы на электронном или ином носителе - следует только указать, когда, кем и в каких условиях осуществлялись записи. Нет ограничений на использование каких-либо носителей фонограмм и в других кодексах (ч. 2 ст. 89 АПК, ст. 186 УПК). На практике, если запись телефонных или иных переговоров осуществляется с помощью цифровых регистраторов, то по существу к материалам дела всегда приобщается копия (на аналоговой кассете или цифровом носителе) исходной фонограммы, содержащейся на жестком диске компьютера.

Успех фоноскопической экспертизы во многом определяется качеством и количеством образцов для сравнительного исследования, предоставленных в распоряжение эксперта. С целью получения качественных экспериментальных образцов на фонограмме устанавливаемого лица выявляют индивидуальные лингвистические и фонетические признаки говорящего. При этом материалы, представляемые для сравнительного исследования, должны содержать, в первую очередь, слова и фразы, в которых наиболее ярко проявляются особенности произношения, патологии речи или иные отклонения от общепринятых норм литературного языка.

Для успешного решения экспертных задач желательно установить заранее, с помощью какой записывающей аппаратуры и в каких акустических условиях производилась исследуемая магнитофонная запись. Высококачественные экспериментальные образцы получаются при соблюдении следующих условий: микрофон располагают на расстоянии около 0,5 метра от рта человека, запись образца голоса которого производится; окна и двери помещения, где производится запись, должны быть плотно закрыты, телефонные аппараты отключены, устранены и другие источники возможных посторонних шумов; на магнитной ленте должно быть записано, когда, кем и в чьем присутствии производился отбор сравнительного материала. Желательно для отбора образцов приглашать специалиста.

Процесс получения сравнительных образцов осуществляется таким образом, чтобы при записи фонограммы испытуемый был вынужден произносить те же самые фразы и слова, что и в исследуемой записи. При этом необходимо по возможности соблюдать те же условия записи, которые имели место при получении исследуемой фонограммы. Однако основное требование к таким фонограммам - высокое качество звукозаписи и запись речевого сигнала в наиболее присущей данному человеку речевой манере, чтобы эксперт смог выделить и оценить индивидуализирующие признаки голоса и речи.

Для выполнения такого требования запись сравнительных образцов голоса и речи должна производиться на звукозаписывающей технике не ниже 1 класса, длительность записываемых образцов желательна 15-20 минут свободного рассказа об обстоятельствах дела или на любую тему, определенную лицом, отбирающим образцы. Важно, чтобы сравнительные образцы речи были максимально сопоставимы по эмоциональному состоянию и форме речевого представления. Не следует перебивать лицо, у которого отбираются сравнительные образцы голоса, или требовать прочитать письменный текст, повторять за ним определенные слова, фразы и выражения. Запись экспериментальных образцов речи в виде чтения письменного текста может быть представлена в качестве дополнения к свободным образцам речи. Если магнитофон, на котором была выполнена спорная фонограмма, имеет ярко выраженные индивидуальные признаки, влияющие на идентификационные параметры речевого сигнала, то эксперту дополнительно могут быть представлены сравнительные образцы, полученные на этом магнитофоне. Такие фонограммы нужно рассматривать как дополнительные. При невозможности получения экспериментальных образцов в качестве материала для сравнительного исследования могут быть представлены свободные образцы - магнитные записи бесед, где проверяемый ходом разговора вынуждается произносить определенные слова и обороты речи, такие записи можно делать, например, при производстве следственных действий.

Эксперту также необходимо сообщить, когда производилась опытная звукозапись, какое оборудование для этого использовалось и каково его техническое состояние, вид электропитания при записи (электросеть, аккумулятор, батарея), план помещения с указанием местонахождения магнитофона, микрофона и участников записи.

Фоноскопические экспертизы уже перестали быть редкими уникальными исследованиями. В настоящее время они проводятся в государственных экспертных учреждениях Минюста и МВД России и негосударственных экспертных учреждениях. Надо отметить, что при выборе негосударственного судебно-экспертного учреждения или конкретного эксперта особое внимание важно уделить проверке его компетентности и наличию оборудования, отвечающего современным требованиям, предъявляемым российским законодательством к средствам измерений. Спецификой судебной фоноскопической экспертизы является то, что для решения многих вопросов эксперт должен обладать широким спектром знаний из разных областей науки и техники (лингвистики и акустики, математики, радиотехники и др.).

Судебные фоноскопические экспертизы часто производятся комплексно с судебными лингвистическими экспертизами устных текстов, как, например, в следующем случае.

В одной из фирм Санкт-Петербурга был записан на пленку голос вымогателя. Комплексная экспертиза позволила установить, что звонил мужчина в возрасте 40-45 лет, по национальности молдаванин, со средним культурным уровнем, выходец из сельской местности, русским языком владеет удовлетворительно. Эксперты отметили, что говоривший, скорее всего, обладает импульсивным, неуравновешенным характером. Путем осуществления оперативно-розыскных мероприятий были получены образцы устной речи десяти человек, составлявших круг подозреваемых. Идентификационное исследование позволило установить, что вымогателем являлся один из подозреваемых - выходец из города Бендеры.

 

megalektsii.ru

Вопросник по курсу«судебная фоноскопическая экспертиза»

  • Понятие судебно-экспертного исследования фонограмм.

  • Понятие криминалистической фоноскопии.

  • Система принципов назначения, организации, производства и оценки результатов судебной фоноскопической экспертизы в судопроизводстве.

  • Заключение судебной фоноскопической экспертизы как источник доказательств.

  • Термины и определения ГОСТ-1399-91: «фонограмма» и «звукозапись», «видефонограмма» и «видеозвукозапись».

  • Понятие единого научно-методического подхода к организации государственной судебно-экспертной деятельности, профессиональной подготовке и специализации экспертов в государственных судебно-экспертных учреждениях разных ведомств, унификации и стандартизации экспертных методик фоноскопической экспертизы.

  • История возникновения судебной экспертизы фонограмм в России и за рубежом.

  • Этапы становления и развития фоноскопической экспертизы, современное состояние судебной фоноскопической экспертизы в России.

  • Судебное речеведение, судебная акустика – научный базис судебной фоноскопической экспертизы.

  • Естественно-научные основы и предпосылки формирования частной теории судебной фоноскопической экспертизы.

  • Понятие частной теории судебной фоноскопической экспертизы.

  • Понятие интегрированного комплекса специальных знаний фоноскопической экспертизы.

  • Тенденции и перспективы развития теории и практики судебной фоноскопической экспертизы.

  • Понятие предмета фоноскопической экспертизы.

  • Понятие фонообъекта.

  • Понятие звукового следа в криминалистике и судебной экспертизе.

  • Классификация источников звука в теории судебной фоноскопической экспертизе.

  • Понятия родового и видового объекта фоноскопической экспертизы.

  • Типы материальных носителей и их роль в классификации объектов фоноскопической экспертизы.

  • Отличие аналоговых и цифровых фонограмм как носителей доказательственно значимой информации об источниках звука.

  • Классификация фонограмм по источнику их происхождения.

  • Сравнительные образцы как объекты судебной фоноскопической экспертизы.

  • Требования, предъявляемые к сравнительным образцам методиками фоноскопической экспертизы.

  • Квалификационные требования к субъекту судебной фоноскопической экспертизы.

  • Комплекс специальных знаний субъекта судебной фоноскопической экспертизы.

  • Понятие комплексности экспертизы применительно к судебной фоноскопической экспертизе.

  • Типовые задачи судебной фоноскопической экспертизы.

  • Перечень вопросов, выносимых на разрешение фоноскопической экспертизы.

  • Особенности производства фоноскопической экспертизы в экспертных учреждениях и иными лицами, из числа сведущих лиц.

  • Виды судебной фоноскопической экспертизы.

  • Дискуссионные вопросы классификации фоноскопических экспертиз.

  • Современные возможности анализа классификационных особенностей звуковых сигналов, фиксируемых на фонограммах.

  • Методы, технические средства и инструментарий судебной фоноскопической экспертизы.

  • Общеэкспертные и частно-экспертные методы судебной фоноскопической экспертизы.

  • Понятие методики судебной фоноскопической экспертизы.

  • Виды экспертных методик судебной фоноскопической экспертизы.

  • Влияние научно-технического прогресса на эволюцию методов и методик судебных фоноскопических экспертиз.

  • Основные понятия и определения метрологии в судебной фоноскопической экспертизе.

  • Измерения и вычисления в судебной фоноскопической экспертизе.

  • Метрологические требования к средствам измерений акустических параметров фонограмм.

  • Понятие точности и погрешности в судебной фоноскопической экспертизе.

  • Виды погрешностей измерений акустических параметров.

  • Оснащение помещения для проведения экспертного исследования фонограмм.

  • Технические средства и программные продукты, необходимые эксперту для проведения фоноскопических экспертиз и исследований.

  • Структура и состав АРМ эксперта-фоноскописта.

  • . Классификация аппаратно-программных комплексов для аудитивного и лингвистического анализа речи.

  • .Типовые аппаратно-программные комплексы и средства для шумоочистки.

  • . Обзор автоматизированных и автоматических систем идентификации диктора.

  • . Перечень аппаратно-программных средств и измерительной аппаратуры для технического исследования фонограмм.

  • Криминалистические методы фоноскопических исследований.

  • Особенности подготовки и назначения судебной фоноскопической экспертизы, включая осмотр материалов и средств звукозаписи и отбор сравнительных образцов.

  • Фоноскопические учеты и фонотеки в структуре криминалистической регистрации. Программные средства, используемые для фоноучетов.

  • Особенности аудитивного восприятия голоса и речи на фоне шумов акустического окружения.

  • Понятие звуковой среды, сопутствующей процессу речеобразования.

  • Влияние шума на характеристики речевого сигнала.

  • Основные принципы аудирования и методические приемы составления текста фонограммы.

  • Идентификационные и диагностические вопросы, решаемые в ходе исследования речевой информации.

  • Порядок производства фоноскопической экспертизы речевой информации.

  • Основные предпосылки идентификации личности по голосу и звучащей речи.

  • . Индивидуальные факторы звучащей речи.

  • Система идентификационных признаков звучащей речи.

  • Взаимоотношение свойств и признаков звучащей речи.

  • Идентификационная значимость признака звучащей речи.

  • Понятие вариативности, устойчивости, взаимонезависимости признаков звучащей речи.

  • Понятие идентификационной значимости совокупности признаков речевого сигнала.

  • Понятие маскировки голоса, имитация речи.

  • Акустические характеристики выражения эмоций.

  • Методы идентификации и диагностики говорящего по фонограммам.

  • Перцептивные признаки и оценка их идентификационной значимости.

  • Лингвистические идентификационные признаки. Список и примеры выраженности лингвистических признаков.

  • Идентификационные признаки инструментальной группы (акустические, математические).

  • Понятие диагностики личности по фонограммам речи.

  • Классификация объектов экспертной диагностики по фонограммам речи (пол, возраст, темперамент, среда формирования речевых навыков, эмоциональное состояние, психические отклонения, особые речевые привычки).

  • Особенности определения родного языка говорящего.

  • Особенности определения социальной среды формирования языка говорящего.

  • Особенности установления социального статуса говорящего.

  • Особенности установления данных об эмоциональном и психическом состоянии говорящего.

  • Конструктивные факторы, связанные с техническими характеристиками средств и материалов фонограмм.

  • Понятие аутентичности фонограммы.

  • Понятие непрерывности фонограммы, признаков монтажа и иных изменений.

  • Система признаков оригинальности и копирования фонограммы.

  • Акустические особенности помещения (объем, общая поглощающая способность, время реверберации и т.д.).

  • Основные предпосылки возможности идентификации звукозаписывающих устройств по фонограммам.

  • Индивидуальные факторы устройств звукозаписи.

  • Особенности фонограмм, отражающие индивидуальный характер конкретного устройства.

  • Диагностические методы установления свойств средств и материалов фонограмм.

  • Система идентификационных признаков устройств звукозаписи.

  • Признаки конструктивные и признаки, связанные с техническими навыками оператора, производящего звукозапись.

  • Методы диагностики ситуации и условий, при которых происходил зафиксированный на фонограмме разговор.

  • Понятие ситуация общения, обстоятельств и условий осуществления звукозаписи.

  • Классификация источников шума.

  • Признаки инструментальной группы (акустические, математические) диагностики и идентификации источника шума.

  • Структура и содержание заключения эксперта по фоноскопической экспертизе.

  • Типовые экспертные ошибки при производстве фоноскопических экспертиз и их предотвращение.

  • Структура и содержание заключения специалиста-фоноскописта.

  • Справочно-консультационная деятельность специалиста по фоноскопии.

  • Формы участия специалиста-фоноскописта в процессуальных действиях.

  • . Показания эксперта и специалиста как самостоятельный вид доказательств.

  • Пределы и возможности участия специалиста-фоноскописта в постановке вопросов эксперту.

  • Помощь специалиста в оценке заключения эксперта по фоноскопической экспертизе.

  • studfiles.net