Транспортная логистика: задачи, проблемы, сущность. Транспортная логистика это


задачи, проблемы, сущность :: BusinessMan.ru

Термин «транспортная логистика» введен на первом в этой сфере деятельности Европейском Конгрессе, состоявшемся в Берлине в 1974 г. Здесь же было дано и определение данного понятия. Согласно документам, принятым на Конгрессе, транспортная логистика является наукой, осуществляющей планирование, управление, а также контроль над движением информационных, финансовых и материальных ресурсов, которые являются звеньями различных систем.

Актуальность темы

Существующие проблемы транспортной логистики требуют решения в связи с постоянной необходимостью в существовании каналов снабжения сырьем и полуфабрикатами, а также распределения произведенной продукции.

Наиболее ответственным вопросом при этом является принятие решения об определении пути движения товара. Это самая острая проблема, с которой приходится сталкиваться при доставке продукции на рынок сбыта. Актуальность данного вопроса подтверждается тем, что практически половина всех произведенных на логистику затрат приходится на транспортные издержки.

Распространенность

Транспортная логистика не ограничивается рамками одного государства. На сегодняшний день она пересекла границы многих стран. Так, в Европе, в пределах ЕЭС, созданы и работают трансконтинентальные системы транспортной логистики. Существуют подобные разработки и межнационального типа. Примером тому может послужить логистическая система объединенного европейского пространства.

При этом в транспортной политике стран ЕЭС данный вид коммуникаций является структурно-технологической частью экономики не только каждого отдельного государства. Он распространяется на все сообщество в целом. Это связано с тем, что транспортная логистика высококачественно и эффективно удовлетворяет существующие потребности в перевозках. При этом она ставит на первый план задачу доставки в точно оговоренные сроки.

Основное понятие и сущность логистики

Данный термин имеет множество разнообразных трактовок. В ряде определений логистики имеет место ее оперативно-финансовый аспект. При этом считается, что данная наука связана с той деятельностью в хозяйственном обороте, которая происходит с момента внесения поставщику требуемой суммы по договору поставки, до того времени, когда потребитель оплатит счета за перевозку ему груза.

Конечно, данное выше определение логистики вполне справедливо. Однако оно не учитывает один из важнейших аспектов данной дисциплины, касающийся ее возможности оказывать влияние на стратегию компании и на ее конечные цели, связанные с влиянием на рынке.

Эта сущность транспортной логистики находит свое отражение в определениях, указывающих на управленческий и экономический аспект данного термина.

Различают:

  • закупочную логистику, связанную с обеспечением производственных процессов различными ресурсами;
  • производственную логистику;
  • сбытовую или маркетинговую;
  • транспортную, являющуюся составной частью каждого из вышеперечисленных видов.

Основы транспортной логистики рассматриваются с учетом существующего информационного потока, который включает в себя сбор данных о товаре, его обработке и передаче. Однако полученные данные не являются конечной целью данной дисциплины. Они требуют обработки, в результате которой выдается готовая информация. Таким образом, в логистике имеет место определенная подсистема, называемая компьютерной. Она является основой всех дальнейших разработок. Управление транспортной логистикой при этом осуществляется в виде выбора лучшего решения из всех имеющихся.

Основной функцией работ по определению схем передвижения грузов является доставка продукции с помощью автомобильного, железнодорожного или иного средства по определенной технологии. Данные поставки включают в себя экспедирование и грузопереработку, упаковку и страхование рисков, передачу прав на груз и таможенные процедуры и т. д.

Все транспортные предприятия, работающие в условиях развивающейся рыночной экономики, должны быть настроены на получение весомого экономического результата в рамках логистической цепи. Для решения данной задачи имеются различные факторы, такие как:

  • усиление конкурентной борьбы между различными видами подвижного состава и предприятиями;
  • сформировавшийся рынок, на котором оказываются транспортные услуги;
  • повышение требования к качеству и тарифам со стороны потребителей и т. д.

Весь процесс транспортной логистики включает в себя множество звеньев. Начинается он с поставщиков материалов и сырья, охватывает различных посредников и заканчивается потребителями перевозимых грузов. При этом возникает единая технологическая цепь, в которой транспорт служит частью единого экономического процесса.

Перемещение грузов

Изменение местонахождения готовой продукции, а также сырья и материалов должно происходить с учетом принципа экономичности, который подразумевает сокращение временных и стоимостных затрат. Перемещение грузов должно быть выгодно в финансовом плане, так как на это затрачиваются время и деньги.

Транспортная логистика должна строиться на концепциях сокращения запасов как на складах, так и в пути, ведь они «связывают капитал», ограничивая использование товарных и материальных ресурсов. При этом значительно возрастает значимость временного фактора.

Транспортировка грузов невозможна и без финансовых ресурсов. Они находят выражение во внутренних расходах на перевозку собственным подвижным составом. Вложение финансовых ресурсов осуществляется и на аренду общественного или коммерческого транспорта. В данном случае речь идет о внешних расходах.

Таким образом, перемещение грузов является той функцией транспортировки, которая определяет главную цель всего процесса. При этом доставка товаров к месту назначения должна происходить максимально быстро, с меньшими финансовыми затратами и с минимальным ущербом для экологии.

При разработке логистической схемы необходимо также сводить к минимуму порчу и потерю грузов. Одновременно с этим должны выполняться требования заказчиков о своевременности доставки и предоставлении информации о нахождениях товара в пути.

Хранение грузов

Это одна из функций транспортировки, необходимая для экономии денежных средств на повторную перегрузку и выгрузку. Также ее использование необходимо при недостаточных объемах складских помещений или изменениях ранее разработанных маршрутов следования. Однако стоит иметь в виду, что данная процедура увеличивает время нахождения груза в пути. Разумеется, использовать транспортные средства для хранения грузов недешево. Однако такой прием порой вполне оправдан с точки зрения общих затрат.

Разновидность подвижного состава

Значительная часть движения материальных потоков от первичного места нахождения сырья до конечного потребителя ресурса осуществляется при участии разнообразных транспортных средств. Затраты на эти операции находятся в пределах пятидесяти процентов от всех расходов на логистику. Выделяются такие группы транспорта:

  1. Общего пользования. Этот транспорт обслуживает население и сферу обращения, входя в ту отрасль народного хозяйства, которая призвана удовлетворять потребности всех имеющихся в государстве экономических сфер. Транспортом общего пользования считается водный, железнодорожный, трубопроводный и автомобильный подвижной состав.
  2. Необщего пользования. Это группа, в которую входит внутрипроизводственный транспорт, а также тот подвижной состав, который является собственностью нетранспортных хозяйств. Такие средства необщего пользования являются частью производственных систем и должны быть органично в них вписаны. Следовательно, в задачи транспортной логистики на предприятии входит организация работы такого подвижного состава. При этом разработанная схема должна быть «подвязана» к решению производственных вопросов, касающихся закупок и распределения.

Задачи, решаемые транспортной логистикой

При разработке схемы доставки товара необходимо учесть множество факторов. Что же входит в основные задачи транспортной логистики? Разработка схемы перемещения грузов осуществляется при:

  • выборе того или иного вида транспортных средств;
  • совместном планировании доставки груза с производственным и складским процессом;
  • определении наиболее рациональных маршрутов доставки;
  • обеспечении единства транспортно-складского процесса;
  • совместном планировании перевозок на различных видах подвижного состава.

Порой в транспортной логистике приходится решать специфические задачи. Они возникают в тех случаях, когда объемы работ по перевозке грузов выделяются в самостоятельный массив. Это происходит при функционировании транспорта общего пользования, а порой и необщего назначения. В таком случае перевозки выделяются в одну большую и самостоятельную сферу.

К таким специфическим задачам относятся:

  • создание транспортных цепей и коридоров, входящих в единую систему;
  • планирование совместных процессов при смешанных перевозках;
  • соблюдение единства транспортного и складского процессов;
  • выбор наиболее целесообразного транспортного средства;
  • определение максимально рациональных маршрутов.

Основной принцип логистики

При разработке маршрутов грузоперевозок происходит соединение технических, экономических и технологических сфер деятельности хозяйствующих субъектов. Зная основы транспортной логистики, можно решить непростые задачи и достичь сложнейших целей. При этом имеется гарантия непрерывности технологических и экономических процессов. Одновременно логистическая система придерживается своего главного принципа, который заключается в приведении к минимуму транспортировочных расходов.

Самым эффективным способом, позволяющим достичь финансовой экономии, является увеличение дальности и объемов грузоперевозки. Снижение денежных затрат за счет первого фактора происходит в связи с тем, что на больших маршрутах единица расстояния несколько дешевле в части использования подвижного состава. И все это должна учесть транспортная логистика. Пример такого подхода можно привести достаточно простой. Так, доставка одной партии товара на 2000 км обойдется значительно дешевле, чем грузоперевозки двух партий на 1000 км. Что касается объема товара, то его большие значения снижают затраты на перевозку единицы. Причем для этого понадобятся более мощные транспортные средства (железнодорожные или водные). Их использование дешевле, чем воздушных или автомобильных.

Выбор транспорта

Поиск подходящего подвижного состава не может не учитывать описанный выше принцип логистической системы. Транспортировка товара должна максимально приближаться к каждому из них, но не стоит забывать в то же время и о предпочтениях заказчика.

Расходы на подвижной состав следует рассчитать так, чтобы они были оптимальными. Это позволит снизить стоимость общих издержек логистической системы. Достигнуть такого положения дел можно при установлении равенства между качеством грузоперевозки и расходами на используемый подвижной состав.

Выбор транспортного средства должен опираться на его соответствие определенным критериям. При этом необходима аренда такого подвижного состава, который обладал бы набором определенных свойств. Критериев для выбора того или иного транспортного средства существует множество. Однако самыми популярными из них являются:

  • вместимость;
  • грузоподъемность;
  • возможность сохранности продукции;
  • экономия финансовых вложений на перевозках.

При этом при составлении логистических схем должны решаться и другие задачи. В их перечень входит создание, а также поддержание необходимого уровня запасов, выбор упаковочного материала и т. д.

Организация транспортной логистики начинается с подбора информации о характерных особенностях того или иного подвижного состава. Так, основным преимуществом автомобильного транспорта является его высокая маневренность. Использование этого средства перемещения позволяет производить доставку груза с максимально высокой степенью точности и «от дверей до дверей». При помощи данного вида транспорта обеспечивается регулярность поставок, возникают менее жесткие требования к качеству упаковки товара. К недостаткам автомобильных перевозок можно отнести их высокую себестоимость, срочность разгрузки, вероятность хищения груза, малую грузоподъемность и риск угона.

При помощи железнодорожного транспорта товар можно возить различными партиями при любых погодных условиях. Этот подвижной состав для логистической схемы подбирается в том случае, когда груз нужно доставлять регулярно и на большие расстояния. При этом железнодорожный транспорт отличается сравнительно низкой себестоимостью и возможностью эффективной организации погрузочно-разгрузочных работ.

Какой подвижной состав логистика предпочитает выбирать для международных перевозок? Для них наиболее подходящим является морской транспорт. Он обладает низкими грузовыми тарифами и достаточно высокой провозной способностью. К недостаткам морского транспорта можно отнести его очень низкую скорость, нерегулярность отправок, а также жесткие требования, предъявляемые к упаковке и креплению грузов.

При разработке логистической схемы могут быть использованы и воздушные суда. Они позволят доставить груз с высокой скоростью в самые удаленные районы. Однако стоимость таких перевозок достаточно высока и зависит от сложившихся метеоусловий.

Нередко из всех видов транспорта логистика выбирает внутренний водный. Это самый дешевый подвижной состав, который используется для перевозки грузов. Однако выбор на водный транспорт падает только тогда, когда не требуется высокая скорость доставки товара, и склад потребителя находится вблизи существующих водных путей.

Основные задачи в производственной сфере

Транспортная логистика на предприятии решает ряд проблем, связанных с его бесперебойным функционированием. При этом работа ведется над задачами, в которые входят:

  1. Разработка транспортных сетей и коридоров. Первый вид маршрутов связан с перевозкой грузов между различными населенными пунктами одного района или регионами в масштабе страны. Транспортные коридоры – это сгруппированные определенным образом транспортные сети.
  2. Выбор склада. Это не менее важная задача. Транспортно-складская логистика определяет точки, где можно будет поместить груз по разработанному маршруту его перемещения. К примеру, это может быть доставка до склада предприятия после проведения таможенных операций.
  3. Выбор вида подвижного состава. Решение данной задачи невозможно без взаимосвязи с такими факторами, как уровень запасов, выбор упаковки и т. д. Оптимальное транспортное средство для той или иной перевозки выбирается исходя из анализа характеристик существующего подвижного состава. При разработке логистической схемы затраты на перевозку должны быть минимизированы. Данный фактор оказывает существенное влияние и на выбор субподрядчиков, с которыми обеспечивается сотрудничество на каждом этапе транспортировки.
  4. Определение оптимальных маршрутов доставки. Пути грузоперевозок определяются логистами предприятия с учетом решения всех вышеперечисленных задач. При этом должны быть выполнены условия безопасности и скорости.

Дальнейшие пути развития

Без преувеличения можно сказать, что логистика служит великолепной предпосылкой к экономическому росту всех государств на нашей планете. В Европе и США затраты на разработку транспортных схем находятся в пределах 7,8% и 8,6% от ВВП соответственно.

Рынок логистических услуг на Западе сформировался еще в 90-е годы прошлого столетия. При этом специалисты отмечают его ежегодный рост на 16-22%. Наибольшее развитие транспортной логистики фиксируется в США. Так, в 2004 г. емкость данного рынка составила 89,4 млрд. долларов. В этом сегменте лидерство принадлежит экспедиторам, организующим международные грузоперевозки.

Совершенствование транспортной логистики в России происходит не такими бурными темпами. Наша страна начала испытывать необходимость в данном сегменте только в период перехода к рыночной экономике. Однако на развитии логистических услуг, как и многих других нововведений, сказываются политическая обстановка, уровень технологического развития и многие другие факторы.

На сегодняшний день, несмотря на многочисленные проблемы и трудности, в России существуют определенные предпосылки, которые способствуют развитию логистических цепей. Одни из них – научно-технические, выражающиеся в начавшейся подготовке квалифицированных специалистов. Для развития логистики имеются и технические предпосылки. Это технологические объекты территориальных, отраслевых и ведомственных систем снабжения и сбыта продукции.

Эти предпосылки закладывают фундамент для создания и укрепления логистического стержня, который способствовал бы управлению всеми сферами экономики и управления в целом.

businessman.ru

Что такое транспортная логистика и как ей управлять

Оглавление

Что это такое?

Зародившись в древности как искусство снабжения и перемещения армий, логистика вобрала в себя весь опыт и знания поколений — и дополнилась новейшими научными разработками, информационными технологиями, современной техникой.

Для людей, не знакомых со спецификой этой работы, она выглядит слишком элементарно.

Отвезти-привезти», мол. Как говорил герой детской книжки: «Чтобы продать что-нибудь ненужное, надо сначала купить что-нибудь ненужное, а у нас денег нет…

Но на самом деле — это наука, базирующаяся на точном расчете. Она изучает, как лучше управлять товарными запасами; складскими мощностями; транспортными, материальными, финансовыми и информационными потоками.

Поскольку результат деятельности логистов — это затраты, то основная цель логистики — минимизация, а вернее оптимизация этих затрат.

Отделы и компании

Службу логистики можно обнаружить внутри любой коммерческой организации — и она не только обеспечивает движение товарных потоков. Этот отдел, будучи связан с департаментом продаж, производством, финансовым управлением, управлением IT, службой маркетинга, юристами и другими подразделениями компании, проходит через всю его структуру. Проще было бы перечислить тех, кто в своей работе не сталкивался с логистами!

Логистика существует также и в виде самостоятельной организационной структуры — как оператор, который оказывает логистические услуги всем заинтересованным юридическим и физическим лицам. Почта доставляет вашу корреспонденцию, посылки и денежные средства, авиаперевозчик отправляет вас и ваш багаж… Всё это логистические операторы, и даже парковка автомобилей — это, по сути, склад, а значит — тоже логистический оператор.

При этом на сегодняшнем рынке услуг логистические операторы достигают такого уровня сервиса, что с успехом интегрируются в бизнес своих клиентов, позволяя им снизить свои затраты на логистику и давая таким образом конкурентное преимущество.

Где работать

Будет ли это служба логистики или компания-оператор, принципиальной разницы нет. Применить знания и получить полезный опыт — увидеть все ипостаси логистики — можно и там, и там. Впрочем, есть и шанс познакомиться с одним-двумя наиболее развитыми направлениями углубленнее.

Какие есть варианты?

Логистический оператор вправе специализироваться только на складских услугах или единственно на перевозках, он может быть лишь таможенным брокером или исключительно экспедитором.

В рамках крупного холдинга способна функционировать полноценная логистическая структура.

Наоборот, существуют операторы, предоставляющие спектр услуг, и компании, имеющие, к примеру, только склад.

Отличное владение всеми аспектами логистики для работника — это высший пилотаж. Для начала же достаточно сконцентрировать свои усилия в одной из областей.

Логисты бывают…

…снабженцами

Смысл их работы: закупай качественный товар за разумную цену у надежного и серьезно проверенного поставщика, не замораживая деньги компании в излишках складского запаса.

Их рабочий инструмент — светлая голова, опыт, средства коммуникации, компьютер и широкий набор научных знаний, которым они ежедневно пользуются.

… аналитиками

Что же они анализируют? Взаиморасчеты с поставщиками. Какие материалы целесообразнее использовать экономически. Нужно ли привлекать сторонних поставщиков каких-либо ресурсов. Насколько эффективно используются собственные складские объемы или транспорт.

А еще аналитики проверяют цены поставленных материалов, проводят мониторинг рынка товаров и услуг, анализируют эффективность работы всей службы логистики в целом и информируют о ее работе другие подразделения.

… складскими специалистами

Склад! Здесь скопилось всё тяжелое, что может быть в компании: тяжелый физический труд, тяжелая ноша ответственности (в том числе — материальной) за вверенные ценности, тяжелый режим работы, тяжелая погрузочная техника, с помощью которой необходимо с ювелирной точностью перемещать товары. 

Так что на складах обитают «рабочие лошадки». Они начинают рабочий день раньше всех и заканчивают позже всех, в любых условиях решая одну, главную задачу — обеспечить бесперебойную работу.

Чем они занимаются? Принимают от внешних поставщиков комплектующие и сырье, а от внутреннего производства — полуфабрикаты. На дальних подступах к производству отсеивают некачественные материалы — а к потребителям провожают укомплектованные готовыми изделиями машины. Правильное хранят все товарно-материальные ценности склада — и своевременно их выдают.

А те… не то чтобы тихо лежат. Вокруг склада кипят страсти.

Скажем, цеха требуют от логистов постоянного наличия всех комплектующих — для бесперебойного производственного процесса. Если слепо исполнять такую установку, товарный запас на складах вырастет до невероятных размеров: в запасе надо будет иметь всегда даже такие материалы, которые используются раз в год. Вырастет количество «замороженных» в этих материалах денег — и, соответственно, стоимость самих комплектующих. Финансисты выдвигают противоположное требование — освобождать склады, высвобождать денежные средства. Но вдруг чересчур снизится запас деталей — как тут поступить? 

Такие задачи решают складские логисты.

… специалистами ВЭД

Это «белая кость» логистики. Их дело — внешний рынок, организация поставок из-за рубежа, международные контракты, таможенные процедуры. 

Отличное знание иностранных языков, высокий профессионализм, безупречный внешний вид, холодный расчет и знание международного законодательства, опыт и умение — вот то, что выделяет этих людей среди прочих.

… сотрудниками отдела транспорта

Времена, когда по нескольку раз «заслушивали начальника транспортного цеха», канули в Лету, и теперь это — грамотно и умно функционирующее подразделение. 

Деятельность перевозчиков и экспедиторов может происходить на внутреннем и внешнем рынках. Эти люди оперируют всеми возможными видами транспорта: от морских и речных перевозок до авиационных и автомобильных. Вершина мастерства — организация мультимодальных и интермодальных перевозок, когда в процессе доставки товара из пункта А в пункт Б задействуются разные виды транспорта и маршрут доставки пролегает через разные страны, а иногда и континенты.

Старая пословица про время и деньги всегда актуальна у транспортников, поэтому здесь всё делается быстро — доставка сырья и готовой продукции, обслуживание и ремонт техники, подача под погрузку и разгрузку.

Модные веяния

Службы логистики ведут сейчас совместную работу со специалистами IT-отделов: внедряются разнобразные программы и системы — ERP, WMS… Идет постоянная примерка новых разработок и технологий.

Стало актуально поставлять материалы по принципу Just-In-Time (точно в срок): таким образом, снижаются издержки компании и уменьшатся площади под хранение.

Использование штрихкодов упрощает складские процедуры.

Средства механизации и автоматизации позволяет нанимать меньше персонала.

Появился кросс-докинг — работа не с товаром, а с заказами, когда ответственность за хранимое несет поставщик, склад отвечает лишь за целостность упаковки, а сам заказ находится на складе минимум времени, что обходится дешевле и поставщикам. Компании чаще задаются вопросом, не передать ли часть функций внутренних служб логистики сторонним логистическим операторам.

А девизом логистики стало слово оптимизация. Оптимизируется всё: и складской запас, и закупочные цены, и условия поставки, и объемы хранения, и товарные потоки, и использование транспорта… Кто-то сказал, что логист — профессиональный скряга. Это не совсем правильно. Логист — профессиональный оптимизатор.

Обучение и повышение квалификации

Логистика — понятие очень широкое. И в программах высшей школы ей уделяют внимание практически все вузы со специализациями прикладной направленности. Естественно, что круг изучаемых дисциплин здесь ориентирован на конкретные отрасли с их особенностями. При желании можно специализироваться на логистике в нефтяной промышленности, металлургии, сельском хозяйстве — или в авиационной, железнодорожной, автомобильной и в прочих отраслях. Хоть на перчатках, хоть на вениках.

Также в Москве можно выделить два вуза, которые дают наиболее полные и универсальные знания в области логистики — это ГУ-ВШЭ, где упор сделан на экономическую и складскую сферы, и МАДИ, который специализируется на перевозках.

Кроме того, действуют несколько учебных логистических центров, таких как Logist-ISC, УЦ «Логистика» при МАДИ, ИТКОР — Институт исследования товародвижения и конъюнктуры оптового рынка, МТИ — Московский транспортный институт (на базе МАДИ), где можно получить второе высшее образование по курсу логистики либо пройти профессиональную переподготовку или повышение квалификации.

В России можно получить степень МВА по логистике и действует программа международной сертификации логистов.

Кому подходит профессия

Профессия логиста рассчитана на человека с хорошими коммуникативными навыками, способного быстро вникать в суть проблемы, просчитывать необходимые для выхода из сложной ситуации ходы и принимать решения. Умение хорошо считать, анализировать, прогнозировать, интерес к экономическим дисциплинам, юриспруденции, бухгалтерии, желание улучшать все процессы, с какими приходится иметь дело — вот качества, которые полагается иметь будущему логисту.

Работа по специальности не подразумевает возрастных или половых ограничений — необходима лишь готовность к активной и насыщенной работе в напряженном ритме и понимание того, что если вы выбрали логистику, то она захватит вас на всю жизнь.

Широта возможностей в логистике позволяет трудиться в этой сфере довольно разным людям:

  • человеку, который отлично считает, но не убедителен в принятии решений и отдаче распоряжений, можно специализироваться на логистической аналитике, управлении запасами и автоматизации; 
  • при меньших аналитических способностях, но с умением договариваться и устанавливать связи с нужными людьми — выбрать для себя снабжение; 
  • с меньшими коммуникативными способностями, но с тягой к порядку и к четкой последовательности действий — сконцентрироваться на складской деятельности.

Типичная ошибка — оценка профессии логиста как сугубо расчетно-математической. Логистика на самом деле подразумевает постоянный человеческий контакт. Логист взаимодействует с поставщиками и клиентами, с практически всеми подразделениями компании; и умение удовлетворять потребности всех, с кем контактирует, а также тонкая балансировка между этими потребностями, подчас противоречащими друг другу — вот что более свойственно логистам.

Совсем не обязательно пытаться сразу освоить все аспекты логистики: такое возможно только при дальнейшей серьезной работе.

Также будущему логисту необязательно идти учиться на специальность «Логистика». Если вы получите образование по специальности «Экономика и управление на предприятии транспорта», «Управление процессами перевозок» или, например «Управление запасами», вы тоже сможете успешно работать в этой сфере.

Автор статьи: Вадим Карпенко, «Отличные окна», начальник службы логистики

edunews.ru

Что такое логистика простыми словами?

В последние несколько лет офисы крупных компаний пополнились отделом логистики. Отечественные менеджеры позаимствовали практику привлечения специалистов аналогичного профиля у своих европейских и американских коллег. Однако суть деятельности логистов для многих до сих пор остается непонятой. Пришло время расставить все точки над «и».

Суть логистики заключается в поиске путей рационального продвижения продукта по цепочке: от производителя до конечного получателя. Этот процесс достаточно трудоемок и предусматривает контроль перечня действий от организации маркетинга и получения заказов, до налаживания производственного процесса, хранения и разработки оптимальных транспортных путей доставки.

Логистика – управление товарными, финансовыми и информационными потоками. Это истинная философия процветающей коммерческой деятельности.

Задача специалиста-логиста. Производитель (поставщик) хочет организовать процесс производства, хранения и доставки с минимальными затратами и максимальной прибылью. В свою очередь, клиент (покупатель) намерен платить только за товар высокого качества по приемлемой цене в нужное время с достойным качеством обслуживания.

Если обе стороны удовлетворены, значит, цель логистики достигнута.

Функциональные области

Инфраструктура

В ней задействован комплекс объектов, имеющих непосредственное отношение к логистической цепочке. Перечень функциональных обязанностей и географическое положение у них разное:

  • источники сырья рядом с заводом-изготовителем;
  • складские помещения для хранения готовой продукции возле оптовых баз и розничных точек продажи;
  • транспортные пути, по которым осуществляется доставка продукции;
  • финансовые структуры, обеспечивающие проведение денежных расчетов.

Взаимодополняющее функционирование описанных выше систем невозможно без отлаженной сети информационных потоков.

Транспортировка

Основополагающее звено логистической цепочки – налаживание бесперебойного транспортного обеспечения между основными точками. Чаще всего задействован автомобильный транспорт, реже железнодорожный, морской и воздушный.

Важное условие – обеспечить качество и сохранность груза в процессе доставки. Основные задачи транспортной логистики:

  • создание транспортных коридоров;
  • прокладка рациональных маршрутов;
  • подбор соответствующих видов транспортных средств;
  • подстройка производственной и складской деятельности под процесс отгрузки и доставки;
  • сведение к минимуму транспортных затрат;
  • стремление к максимальной наполняемости подвижного состава;
  • обеспечение своевременной доставки груза.

Складирование.

Одной из важных составляющих системы логистики являются склады. Основное их различие состоит в назначении: одни привязаны производству, другие – выступают самостоятельной единицей, третьи располагаются на оптовых базах и в розничных магазинах.

Управление запасами.

Основа успешного ведения деятельности – строгий и точный расчет количества запасов для конкретной точки инфраструктуры. Главная задача – обеспечить их в нужном объеме, требуемом качестве своевременно до целевой точки.

Информационное обеспечение. Позволяет в полной мере регулировать логистические процессы. Информационные системы призваны отдельные звенья в единый отлаженный механизм.

Логистика что это за профессия?

Логист – ответственное лицо, управляющее потоками реализационного продукта на уровне выполнения отдельных или комплексных операций по обеспечению рационального и эффективного перемещения товаров (услуг) в требуемом временном интервале от точки отгрузки до точки получения конечным потребителем.

Из описанного выше определения становится понятным, что человек, решивший связать свою жизнь с профессией логиста должен быть готов к работе в следующих сферах:

  • мультимодальные перевозки;
  • транспортные и экспедиторские услуги;
  • контроль и управление складской деятельностью;
  • управление материально-технической базой;
  • оформление таможенных документов и решение сопутствующих вопросов;
  • оперативное и стратегическое планирование в разрезе управления корпоративной логистической системой;
  • организация сбыта продукции и поиск путей рационального физического распределения;
  • управление системой информационных, справочных и сервисных услуг.

Как интегральный менеджер, логист должен разбираться в отношениях между всеми функциями на него возложенными.

Преуспеть в данной профессии помогут уверенное пользование компьютером и соответствующими программами (1С, Банк-клиент и т.д.). Неоспоримым плюсом станет образование в области экономики и финансов. Понимание процессов прогнозирования продаж, обработки и систематизации статистических данных – неотъемлемые качества в процессе ежедневной деятельности.

Личные качества, присущие успешному логисту: коммуникабельность, находчивость, пунктуальность, собранность, умение быстро реагировать на меняющиеся условия, быстро находить решение оперативных проблем и т.д.

Особенности логистики в России

Мировой рейтинг эффективности функционирования логистических систем отводит Россию на 95 позицию из 155 возможных. В разрезе секторов показатели следующие:

  • качество логистики – 92 позиция;
  • система контроля – 79 позиция;
  • оперативность и своевременность доставки - 94 позиция;
  • внешняя экономическая деятельность – 107 позиция.

В структуре ВВП доля транспортных расходов составляет 20%. Этот показатель является одним из самых высоких в мире.

Очевидно, логистика как неотъемлемая часть рыночных отношений в нашей стране находится на стадии формирования, существует немало проблем, требующих безотлагательного решения, ключевые из них:

  • начальный уровень развития логистической инфраструктуры;
  • сложность в процессах синхронизации фактических продаж с плановыми;
  • минимальная конкуренция среди транспортных компаний, некачественное выполнение последними своих непосредственных обязанностей, резкое повышение себестоимости в сценарии организации собственного крупного автопарка;
  • отсутствие оптимизации сети поставщиков;
  • низкая эффективность карты потоков;
  • высокая стоимость организации рациональной складской логистики.

Что такое вэд в логистике?

ВЭД (внешнеэкономическая деятельность) – вид деятельности компании, связанный с заключением договоров о сотрудничестве с иностранными коллегами в разрезе импорта/экспорта товаров и услуг.

В случае с экспортом товаров и услуг работа логиста усложняется, требуя высокого профессионализма и готовности решать оперативные проблемы не только на территории России, но и за рубежом. К списку обязательных навыков и умений специалиста добавляется свободное владение несколькими иностранными языками, знание законов, правил и порядков ведения бизнеса страны, в которой ведет свою деятельность компания-партнер.

Внешнеэкономическая деятельность — то направление коммерческой деятельности, где отсутствие знаний, опыта и непрофессионализм приведут к серьезным, порой, неразрешимым пеградам на пути к поставленным целям и задачам.

www.itctraining.ru

Основы транспортной логистики для начинающих и не только

2603

Основы транспортной логистики для начинающих бизнесменов

Производя товар, каждый предприниматель в первую очередь думает о его реализации и получении максимально возможной прибыли. Именно поэтому он стремится за короткий период охватить как можно большее пространство, где этот товар будет актуален и востребован. Обратившись в любую компанию, заказчик может столкнуться с несколькими предложениями решения поставленной задачи. В этом случае выбрать правильный вариант помогут основы транспортной логистики для начинающих предпринимателей и частных лиц, которые решили воспользоваться услугами грузоперевозки. Именно знание основ транспортной логистики поможет правильно выбрать компанию среди конкурирующих фирм, которой можно доверить свой груз.

История появления транспортной логистики

Мало кто обращал внимание на тот факт, что логистика появилась ещё в древние времена, когда существовали специальные служители, распределяющие продукты между различными провинциями, поселениями, людьми. Главный смысл заложен в самом слове «логистика» (logistike) – способность вычислять, оценивать, рассуждать. Яркий пример – прокладка торговых путей для караванов с заморским товаром. И всё же как отрасль создание транспортной логистики относят ко времени Второй мировой войны. Приходилось решать стратегические задачи, целью которых было правильное распределение продовольствия и снабжение армии оружием и боеприпасами. Логистика разделилась на несколько видов, и транспортный был только её небольшой долей. Постепенно значение термина видоизменилось и включило в себя управление складским хозяйством и товародвижением. Каждый заказчик будет знать, изучив транспортную логистику, как считать расходы на доставку груза, и какому виду транспорта отдать предпочтение.

При разработке системы доставки грузов в логистике учитываются следующие факторы:

  • габариты груза;
  • грузоподъёмность транспортного средства;
  • дальность пути следования;
  • временной промежуток.

От того насколько быстро будет подобран способ перевозки груза, рассчитан путь, задействованы другие участники транспортной логистики зависит коммерческий успех конкретной компании или предпринимателя. Поэтому цели и основные задачи транспортной логистики заключаются в организации регулярных поставок, максимальном использовании грузоподъёмности транспортного средства, правильно выбранного пути следования груза.

Основные этапы транспортной логистики:

  • подбор оптимального вида транспорта;
  • оценочный расчёт предполагаемых расходов;
  • подготовка пакета документов;
  • погрузка и установка груза;
  • транспортировка;
  • разгрузка на требуемом пункте.

Управление транспортной логистикой при автомобильных перевозках может сочетаться с корректировкой деятельности другого вида транспорта.

Факторы, мешающие стремительному развитию логистики:

  • экономическая нестабильность;
  • слабый уровень производственной базы по изготовлению тары и упаковки;
  • плохие дороги, не позволяющие развивать максимально допустимую скорость;
  • низкий уровень производственной базы.

Но даже при существующих трудностях значение транспортной логистики велико и за ней будущее.

Основные понятия транспортной логистики

Сущность транспортной логистики кратко заключается в следующем – организовать своевременную доставку груза в конкретную местность к конкретному часу. При этом необходимо выполнить следующие задачи:

  • проанализировать пункты доставки и свойства груза;
  • подобрать нужный вид транспорта;
  • выбрать конкретного перевозчика и других партнёров;
  • выстроить маршрут;
  • постоянно контролировать перемещение груза;
  • сформировать и обеспечить единство всех «фигурантов» процесса грузоперевозки;
  • осуществить оптимизацию процесса движения.

Освоив понятия транспортной логистики, каждый заказчик понимает, насколько это важно для дальнейшего развития компании.

Транспортная и складская логистика – «две стороны одной медали»

Транспортная логистика в России не может эффективно существовать без хорошо отлаженной системы складского учёта. Ведь именно запас товаров на складах позволяет избавиться от серьёзных простоев и срывов выполнения спецзаказа. Рассмотрим, как организована транспортная логистика автопроизводителей в Германии. В этой стране автомобильная промышленность занимает значительный удельный вес, и влияет на производственную деятельность поставщиков автозапчастей. Здесь разработаны специальные системы обеспечения внутреннего рынка, где применяется концепция «точно в срок» и «точно одно за другим».

Смысл концепций заключается в своевременной поставке нужных запчастей на производство. А для предприятий, где нет складов, логистика поставки комплектующих деталей настолько точно рассчитана, что поставляет продукцию строго в нужный момент на конвейере. Вся Европа чётко работает по этому принципу и эффективно решает оптимизационные проблемы транспортной логистики. Для России эта модель пока не приемлема из-за относительно низкого уровня развития производства. Для эффективной работы транспортной логистики внедряются специальные программные продукты, которые рассчитывают маршруты для конкретных видов транспорта, объёма продукции, её веса и других аналитических исследований. Информационные технологии в транспортной логистике позволяют сравнивать фактические и плановые маршруты, которые наглядно отражают отклонения и позволят выявить необоснованные простои.

Загрузка...

unifs.ru

Транспортная логистика - это... Что такое Транспортная логистика?

 Транспортная логистика

"...Транспортная логистика - комплексное и взаимосвязанное решение задач, связанных с организацией перемещения грузов транспортом общего пользования. Современная система управления экономическими, в том числе транспортными, процессами как единым циклом товародвижения..."

Источник:

"МОДЕЛЬНЫЙ ЗАКОН О ТРАНСПОРТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"

(Принят в г. Санкт-Петербурге 31.10.2007 Постановлением 29-8 на 29-ом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ)

Официальная терминология. Академик.ру. 2012.

  • Транспортная карта
  • Транспортная накладная

Смотреть что такое "Транспортная логистика" в других словарях:

  • Транспортная логистика — Транспортная логистика  это система по организации доставки, а именно по перемещению каких либо материальных предметов, веществ и пр. из одной точки в другую по оптимальному маршруту. Одно из основополагающих направлений науки об управлении… …   Википедия

  • ТРАНСПОРТНАЯ ЛОГИСТИКА — Система по организации доставки, а именно по перемещению каких либо материальных предметов, веществ и пр. из одной точки в другую по оптимальному маршруту. Одно из основополагающих направлений науки об управлении информационными и материальными… …   Словарь бизнес-терминов

  • ТРАНСПОРТНАЯ ЛОГИСТИКА — – одна из функций логистики, на которую возложено осуществление доставки материальных ценностей до потребителя. В смете логистических затрат доля транспортно экспедиционных расходов достигает почти 50%, так как кроме перемещения (перевозки)… …   Краткий словарь экономиста

  • Логистика — Логистика  профессия , предмет которой заключается в организации рационального процесса продвижения товаров и услуг от поставщиков сырья к потребителям, функционирования сферы обращения продукции, товаров, услуг, управления товарными… …   Википедия

  • Транспортная система — Транспортная система  транспортная инфраструктура, транспортные предприятия, транспортные средства и управление в совокупности. Единая транспортная система обеспечивает согласованное развитие и функционирование всех видов транспорта с целью… …   Википедия

  • Транспортная — логистика планирование и управление движением материальных потоков обеспечивающее объединение процессов снабжения, производства и потребления в единую систему. Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 …   Словарь бизнес-терминов

  • Логистика — (Logistics) Определения логистики, история логистики, логистические системы Цель и обьект логистики, проблемы логистики, виды логических систем, основные задачи логистики, экономический эффект от использования логистики Содержание Содержание… …   Энциклопедия инвестора

  • ЛОГИСТИКА — – дисциплина, изучающая процессы управления, организации, планирования и контроля за материальными потоками, которые позволяют обеспечить продвижение материальных и нематериальных объектов в сфере производственного процесса и реализации продукции …   Краткий словарь экономиста

  • Транспортная система России — Транспортная система России  совокупность транспортных средств, инфраструктуры и управления, функционирующих на территории Российской Федерации. Содержание 1 Характеристика системы 2 Структура сис …   Википедия

  • Транспортная экспедиция — – деятельность, связанная с оказанием услуг грузоотправителям и грузополучателям (клиентам) и организаций доставки грузов каким либо видом транспорта. Оказанием услуг транспортной экспедиции (экспедиторских услуг) занимаются специальные… …   Википедия

official.academic.ru

Словарь терминов-Савенкова Т.И. | Логистика.Формулы, расчеты, схемы, книги on-line

Логистика.Формулы, расчеты, схемы, книги on-line > Словарь терминов-Савенкова Т.И.

СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВАвтомобильный тариф — тариф на оплату перевозок автомобильным транспортом.Автомобильное страхование  — класс страхования авто- и мототранспортных средств, а также водителей и пассажиров, включающий страхование:• водителя и пассажиров на случай телесных повреждений в результате ДТП;• медицинских расходов в результате ДТП;• на случай смерти в результате ДТП;• транспортного средства на случай повреждения или полной конструктивной гибели в результате ДТП;• гражданской ответственности владельца транспортного средства за ущерб, причиненный третьим лицам в связи с эксплуатацией автомобиля или мотоцикла.Администрирование логистической системы — комплекс управленческих функций и процедур, осуществляемых персоналом логистического менеджмента фирмы для реализации стратегических, тактических и оперативных целей логистической системы.Альтернативный тариф  — тариф, содержащий две или более ставки на перевозку одинаковых грузов между одними и теми же пунктами.Аутсорсинг — отказ от собственного бизнес-процесса, обычно не ключевого. Русский аналог слова аутсорсинг — кооперация.Безопасность дорожного движения — состояние процесса дорожного движения, отражающее степень защищенности его участников и общества от дорожно- транспортных происшествий и их последствий.Бизнес-процесс — модель преобразования типа «вход-выход», понимаемая как работа по реализации приписываемой функции.Бизнес-процесс реинжиниринга  — методика кардинальной реструктуризации бизнес-процессов.Вертикальное сжатие бизнес-процессов — объединение нескольких разноуровневых рабочих процедур в одну.Взаимосвязь функций логистики и маркетинга — маркетинг формирует спрос, а логистика его реализует путем создания технико-технологически сопряженных систем движения материалов и систем контроля за их прохождением.Водный транспорт — общее название видов транспорта, использующих водные естественные (океаны, моря, реки, озера) и искусственные (каналы, водохранилища) пути сообщения. Водный транспорт подразделяется на морской и внутренний.Воздушная перевозка — транспортировка пассажиров, грузов и почты воздушным судном на основании и в соответствии с условиями договора воздушной перевозки.Воздушный транспорт — вид транспорта, производящий перевозку грузов и пассажиров воздушным путем с помощью летательных аппаратов: самолетов, вертолетов и др. Воздушный транспорт эффективен в обслуживании труднодоступных отдаленных районов, для перевозки дорогих и скоропортящихся грузов на большие расстояния. Воздушный транспорт является одним из важнейших видов пассажирского транспорта. Для воздушного транспорта характерны высокие скорости движения, способность преодолевать естественные преграды, препятствующие наземному транспорту. Грузоподъемность воздушных судов невелика, стоимость перевозок высока.Выбор вида транспортного средства — одна из основных задач транспортной логистики, решаемая с учетом следующих данных:• базисных условий поставки;• характера груза — его консистенции, веса, объема, габаритов и т.д.;• количества отправляемых партий груза;• места нахождения точки, в которую должен быть доставлен груз, его погодных, климатических, сезонных характеристик;• расстояния, на который должен быть доставлен груз;• ограничений скорости перевозки груза;• ценности груза;• близости расположения точки доставки груза к железнодорожной сети, магистральным автомобильным дорогам, морским и речным портам и т.д.Выбор логистических посредников — использование посредника уменьшает цену продукции для предприятия и поэтому должно быть оправдано конкретными преимуществами, такими как: экономия на транспортных издержках, затратах на складирование и т.д. При выборе посредника необходимо следить, чтобы затраты, связанные с его использованием, были меньше, чем вызванное этим увеличение прибыли.Выбор поставщика — процесс оценки возможных поставщиков и принятия решений о стратегическом партнерстве в части поставок материалов, комплектующих изделий.Горизонтальное сжатие бизнес-процессов — объединение нескольких одноуровневых рабочих процедур в одну.Государства транзита — государства, через территорию которых грузы перевозятся транзитом из государства отправления в государство назначения.Груз — товар, находящийся в процессе перевозки.Грузовая единица — некоторое количество товаров, которые погружают, транспортируют, выгружают и хранят как единую массу. Параметры этой массы связывают технологические процессы на различных участках логистической цепи в единое целое.Грузовой терминал — специальный комплекс сооружений, персонал, технические и технологические устройства, организационно взаимоувязанные и предназначенные для выполнения логистических операций, связанных с приемом, погрузкой-разгрузкой, хранением, сортировкой, грузопереработкой партий грузов, а также коммерческо-информационным обслуживанием грузополучателей, перевозчиков и других логистических посредников в перевозках.Грузооборот  — экономический показатель работы транспорта, равный произведению веса перевозимого за определенное время груза на расстояние перевозки. Грузооборот измеряется в тонно-километрах.Грузоотправитель  — сторона договора перевозки груза, сдавшая груз к перевозке и указанная в качестве отправителя в транспортном документе. Грузоотправитель — сторона, от имени которой осуществляется перевозка грузов. В международной торговле грузоотправителем является экспортер или его экспедитор, т.е. физическое лицо или фирма, отправляющие груз.Грузополучатель  — лицо, которому по указанию грузоотправителя должен быть выдан груз в пункте назначения. Грузополучатель не является стороной в договоре перевозки, однако имеет права и обязанности, обусловленные этим договором. Грузополучатель — это клиент (физическое или юридическое лицо), получающий груз.Грузопереработка — перемещение грузов на короткие расстояния внутри завода или склада или между помещением и транспортным предприятием.Дистрибуция — функциональная область логистики, задача которой — интегрированное управление логистическими функциями и операциями по продвижению готовой продукции и сопутствующего логистического сервиса от производителей и (или) оптовых (оптово-розничных) торговых компаний до конечных (или промежуточных) потребителей.Договор перевозки — договор между перевозчиком и грузовладельцем, по условиям которого перевозчик обязуется доставить груз в названный пункт назначения, а грузовладелец — оплатить установленную провозную плату.Единый транспортный тариф — единые ставки платежа за перевозку грузов по всей стране или между отдельными пунктами транспортных магистралей на линиях, обслуживаемых разными компаниями.Задача МОВ (Маке Ог Вуе — «сделать» или «купить») — решения по закупке или самостоятельному производству комплектующих изделий или реализации вспомогательных процессов. Принимаются как по использованию собственных средств производства (собственный транспорт, склады, техника, оборудование), так и по использованию предметов труда (заготовок, полуфабрикатов, комплектующих).Закупочная логистика — управление материальными потоками в процессе обеспечения предприятия материальными ресурсами; первая логистическая подсистема, регулирующая процесс движения сырья, материалов, комплектующих и запасных частей с рынка закупок до складов предприятия.Запасы — находящиеся на разных стадиях производства и обращения продукция производственно-технического назначения, потребительские и другие товары, ожидающие вступления в процесс производственного или личного потребления. Запас — форма существования материального потока — материальный поток, отнесенный не к временному интервалу, а к моменту времени, переходит в запас.Звено логистической системы — функционально (структурно) обособленное подразделение компании и ее юридическое самостоятельное предприятие, рассматриваемое как целое в рамках логистической системы, подсистемы логистической системы, логистической сети (канала, цепи), реализующие один или несколько видов логистической деятельности.Зеленая карта — страховой полис, выданный страховой компанией страны, являющейся членом Международного союза «зеленых карт». Зеленая карта действительна на территории всех стран- членов Союза. Во многих странах наличие зеленой карты служит для въезжающих необходимым условием пользования автомобилем на территории страны.Информационная система и информационная технология в логистике — комплекс программно-технических средств и методов производства, передачи, обработки и потребления информации в логистической системе.Информационный поток — совокупность сообщений, циркулирующих в логистической системе между логистической системой и внешней средой, необходимых для управления и контроля логистических операций. Может существовать в виде бумажных и электронных документов.Исключительные тарифы  — в Западной Европе пониженные железнодорожные тарифы, нацеленные на стимулирование перевозок отдельных грузов железнодорожным транспортом.Ключевые / комплексные показатели эффективности логистической системы — основные измерители эффективности использования ресурсов для сформированной логистической системы, в комплексе оценивающие результативность логистического менеджмента и служащие основой логистического планирования, учета и контроля.Количественные модели логистики — количественные описания логистических моделей компании.Команда логистического процесса — группа менеджеров и специалистов, ответственная за реализацию процесса.Комиссионирование (комплектация) — разделение однородных единиц груза (хранимых на складах) на меньшие и составление из них сборных неоднородных единиц груза в соответствии с заказами клиента.Компоненты эффективности логистики: время поставки, обязательность при поставке, информационная готовность, гибкость, качество поставок, готовность к поставкам.Коносамент  — документ, выдаваемый перевозчиком грузоотправителю в подтверждение факта принятия груза к морской перевозке и обязательства передать его грузополучателю в порту назначения.Корпоративный перевозчик — фирма, перевозящая свои товары собственными транспортными средствами.Критерий разграничения заготовительной и распределительной логистики — момент перехода прав собственности на товары от одного субъекта хозяйственной связи к другому. Технически вопрос может решаться в соответствии с базовыми условиями договоров купли-продажи, основные положения которых систематизированы Международной торговой палатой .Логистика — 1. Наука об управлении материальными потоками, связанной с ними информацией, финансами и сервисом в определенной микро-, мезо- или макроэкономической системе для достижения поставленных перед ней целей с оптимальными затратами ресурсов. 2. Инструментарий интегрального управления материальными и связанными с ними информационными и финансовыми потоками, а также сопутствующим сервисом, способствующим достижению целей организации бизнеса с оптимальными затратами ресурсов. 3. Наука о рациональной организации производства, транспорта и распределении, которая комплексно охватывает вопросы снабжения предприятия, распределения и сбыта готовой продукции. 4. Комплексное направление в науке, охватывающее проблемы управления материальным и информационным потоками в их взаимодействии. 5. Научная дисциплина об управлении потоками в системах. 6. Междисциплинарное научное направление, непосредственно связанное с поиском новых возможностей повышения эффективности материальных потоков. 7. Наука о рациональной организации производства и распределении, позволяющая комплексно с системных позиций охватывать вопросы снабжения, организовывать сбыт и распределение готовой продукции. 8. Процесс планирования, реализации, контроля затрат, перемещения и хранения материалов, полуфабрикатов и готовой продукции, а также связанной с ними информации о поставке товаров от места производства до места потребления в соответствии с требованиями клиентов. 9. Процесс управления производством, движением и хранением материалов, изделий и товаров, а также сопутствующих им информационных потоков посредством организации каналов товародвижения так, что текущие и будущие затраты минимизируются при условии высокоэффективного выполнения и доставки заказов. 10. Организация системы, включающая производство, хранение, транспортировку и распределение продукции с максимальной прибылью и др.Логистическая концепция для организации бизнеса — парадигма (руководящая идея), взгляд на логистику как на платформу поддержки бизнеса и инструментарий оптимизации ресурсов фирмы при управлении основными и сопутствующими потоками.Логистическая операция — обособленная совокупность действий, направленная на преобразование материального и (или) информационного потока (складирование, транспортировка, комплектация, погрузка, разгрузка, внутреннее перемещение: сбор, хранение и обработка данных и т.д.).Логистическая сеть — полное множество звеньев логистической системы, между которыми установлены взаимосвязи по основным и (или) сопутствующим потокам в рамках анализируемой или проектируемой логистической системы.Логистическая система — адаптивная система с обратной связью, выполняющая логистические операции, состоящая из нескольких подсистем и имеющая развитые связи с внешней средой (инфраструктура экономики отдельной страны или группы стран, промышленное или торговое предприятие, комплекс и т.д.).Логистическая стратегия — долгосрочное, качественно определенное направление развития логистики, касающееся форм и средств ее реализации в фирме, межфункциональной и межорганизационной координации и интефации, сформулированное высшим менеджментом компании в соответствии с корпоративными целями.Логистическая технология — стандартная (стандартизированная) последовательность (алгоритм) выполнения отдельной логистической функции и (или) логистического процесса в функциональной области логистики и (или) логистической системе, поддерживаемая соответствующей информационной системой и воплощающая определенную логистическую концепцию.Логистическая функция (на микроуровне — с позиций конкретного бизнеса) — обособленная совокупность логистических операций, выделенная с целью повышения эффективности менеджмента, управления логистическим процессом и степени управляемости логистической организации бизнеса.Логистическая цепь — 1. Множество звеньев логистической системы, упорядоченное по основному и (или) сопутствующему потоку в соответствии с параметрами заказа конечного потребителя в пределах отдельной функциональной области логистики или логистического канала. 2. Линейно упорядоченное множество участников логистического процесса (конкретной агентской фирмы, конкретного перевозчика и т.д.), осуществляющих логистические операции по доведению внешнего материального потока от одной логистической системы до другой.Логистические издержки — затраты на выполнение логистических операций: складирование, транспортировку и т.д.; сбор, хранение и передачу данных о заказах, запасах, поставках и т.д.Логистический бизнес-процесс — взаимосвязанная совокупность операций и функций, переводящих ресурсы компании (при управлении материальными и сопутствующими потоками) в результат, задаваемый логистической стратегией фирмы.Логистический канал — 1. Обособленная совокупность звеньев логистической системы, ориентированных по основному потоку, сформированному с целью выполнения маркетинговых требований и (или) экономии на масштабах логистической деятельности за счет гармонизации трансакционных единиц упаковки, хранения, грузопереработки и транспортировки продукции. 2. Частично упорядоченное множество различных посредников, осуществляющих доведение материального потока от конкретного производителя до его потребителей.Логистический менеджмент — 1. В фирме (когда она является «хозяином» логистического процесса) представляет собой администрирование логистической системы, т.е. выполнение основных управленческих функций (организация, планирование, регулирование, координация, контроль, учет и анализ) для достижения целей логистической системы. 2. Персонал, управляющий логистическим процессом, который по своей роли в управленческой иерархии фирмы и организационных уровнях логистической системы можно разделить на высший, средний и управленческий персонал нижнего звена.Логистический микс (правило «7R») — обеспечение наличия нужного продукта в требуемом количестве и заданного качества в нужном месте в установленное время для конкретного потребителя с наилучшими затратами.Логистический процесс — определенным образом организованная во времени последовательность выполнения логистических операций/функций, позволяющая достигнуть заданные на плановый период цели логистической системы или ее сетевых (функциональных) подразделений.Логистический процесс на складе — управление логистическими операциями, связанными с грузопереработкой (операционное управление), и координация смежных служб, обеспечивающих эффективное функционирование склада.Логистический сервис — 1. Комплекс услуг, оказываемых в процессе поставки товаров, неразрывно связан с процессом распределения. Объектом логистического сервиса являются различные потребители материального потока. 2. Процесс предоставления логистических услуг (в результате выполнения соответствующих операций или функций) внутренним или внешним потребителям.Маркировка — различного вида знаки, рисунки, надписи и условные обозначения, наносимые на грузы, устанавливающие порядок их учета и меры по сохранности при транспортировке. Маркировка позволяет установить связь между грузом и перевозочным документом, отличить одну партию груза от другой и содержит: основные, дополнительные и информационные надписи, манипуляционные знаки.Материальный поток — находящиеся в состоянии движения материальные ресурсы, незавершенное производство и готовая продукция, к которым применяются логистические виды деятельности, связанные с физическим перемещением в пространстве:погрузка, разгрузка, затаривание, перевозка, сортировка, консолидация, разукрупнение и т.п.Международный транзит — перевозка иностранных грузов при условии, что пункты отправления и назначения находятся за пределами страны.Международный транспортный коридор — 1. Часть национальной или международной транспортной системы, которая обеспечивает значительные международные грузовые и пассажирские перевозки между отдельными географическими районами, включает подвижной состав и стационарные устройства всех видов транспорта, работающие на данном направлении, а также совокупность технологических, организационных и правовых условий перевозок. 2. Совокупность магистральных транспортных коммуникаций с соответствующим обустройством, как правило, различных видов транспорта, обеспечивающих перевозки пассажиров и грузов в международном сообщении, на направлениях их наибольшей концентрации, связывающих различные страны.Межорганизационная логистическая координация — согласование действий фирмы («хозяина» логистического процесса), поставщиков, потребителей и логистических посредников для достижения целей логистической системы.Межфункциональная логистическая координация — согласование деятельности подразделений фирмы по параметрам конфликтов, относящихся к логистике, или перекрестным функциям при планировании и управлении деятельностью фирмы.Мелкая автомобильная отправка — партия груза весом до 5 т включительно, оформленная одной товарно-транспортной накладной, под перевозку которой не требуется отдельное транспортное средство.Метод АБС-анализа (правило «80—20») — средство классификации и ранжирования ресурсов по ряду параметров (стоимости, объему, массе и др.), значимость которых определяется поставленной целью анализа и спецификой предпринимательской деятельности фирмы.Метод ХУZ-анализа — классификация ресурсов фирмы, рассмотренных при проведении АВС-анализа в зависимости от характера  их потребления и точности прогнозирования изменений в их потребности.Метод «точно в срок»  — полная синхронизация процессов снабжения с производством, что значительно сокращает величину запасов за счет частых («дробных») поставок.МРП (МНР) — планирование потребности в материалах. Эта система располагает широким набором машинных программ, которые обеспечивают согласование и оперативное регулирование снабженческих, производственных и сбытовых функций в режиме реального времени.МРП-2 (МКР-2) — система планирования производственных ресурсов, включающая функции МРП, а также функции управления технологическими процессами и др.Назначение логистического менеджмента — поддержание корпоративной стратегии фирмы с оптимальными затратами ресурсов, а также обеспечение системной устойчивости фирмы на рынке за счет сглаживания внутрифирменных противоречий между подразделениями закупок, производства, маркетинга, финансов, продаж и оптимизации межорганизационных взаимоотношений с поставщиками, потребителями и логистическими посредниками.Непрерывное усовершенствование процесса  — методика «плавной» реструктуризации бизнес-процессов.Общие логистические издержки — суммарные затраты, связанные с комплексом функционального логистического менеджмента и логистическим администрированием в логистической системе.Объект исследования логистики — основные и сопутствующие потоки в определенном экономическом объекте, функционирующем как система, т.е. реализующем поставленные цели и рассматриваемом как единое целое.ОПТ (ОРТ) — оптимизированные производственные технологии. Основным принципом системы ОПТ служит выявление «узких» мест — критических ресурсов, в качестве которых могу выступать: запасы сырья и материалов, машины и оборудование, технологические процессы, персонал.Организационная структура управления логистикой — совокупность элементов службы (отдела) логистики (должностей и структурных подразделений) и установившихся связей между ними.Основная цель логистического анализа — классификация используемых ресурсов по ряду параметров для повышения эффективности планирования, организации контроля, регулирования и сокращения управленческих затрат.Отслеживание груза — услуга перевозчика грузополучателю по определению местонахождения груза.Пакетирование — укладка товаров на поддоны или формирование единицы хранения, пригодной для погрузки на поддоны (тоже, что и палетизация).Пассажир  — лицо, которое не является членом экипажа и которое перевозится транспортным средством в соответствии с договором перевозки.Пассажиропоток — характеристика пассажироперевозок на отдельном участке транспортной сети или между определенными пунктами, районами, странами. Пассажиропоток измеряется числом пассажиров.Перевозка  — транспортирование грузов, товаров или пассажиров. Различают сухопутные (железнодорожные и автомобильные), водные (речные и морские), воздушные перевозки. По территориальному признаку различают международные и внутригосударственные (каботажные) перевозки.Переходящие запасы — остатки материальных ресурсов на конец отчетного периода.Планируемая система доставки — усовершенствованная система «точно в срок».Подготовительные запасы — часть производственных запасов, требующих дополнительной подготовки перед использованием их в производстве, и часть товарных запасов, наличие которых вызвано необходимостью подготовки материальных ресурсов к отпуску потребителям.Подсистема логистической системы — выделенная в соответствии с организационной структурой совокупность элементов и звеньев логистической системы, которая позволяет решать задачи логистического администрирования системы в целом и (или) управления комплексом логистических функций в отдельной сфере бизнеса компании.Показатели работы склада — технико-экономические показатели, используемые для комплексного анализа различных направлений работы складов.Полный логистический цикл (цикл исполнения заказа) — это интервал времени между подачей заказа и доставкой заказанного продукта или услуги конечному потребителю.Предмет исследования в логистике — оптимизация ресурсов в определенной экономической системе при управлении основными и сопутствующими потоками.Программное планирование закупок — процесс планирования снабжения производства на основе производственной программы.Производительность (продуктивность) логистической системы — определяется объемами логистической работы (услуг), выполненными техническими средствами, технологическим оборудованием или персоналом, задействованными в логистической системе в единицу времени или удельными расходами ресурсов в логистической системе.Производственная логистика — обеспечение качественного своевременного и комплектного производства продукции в соответствии с хозяйственными договорами, сокращение производственного цикла и оптимизация затрат на производство.Производственные запасы — часть совокупных запасов, предназначенных для производственного потребления, находящаяся на предприятиях-потребителях всех отраслей сферы материального производства. Производственные запасы обеспечивают бесперебойность производственного процесса, к ним относятся сырье, материалы, поступившие к потребителям, но еще не использованные и не подвергнутые переработке.Распределительная логистика — это часть общей логистической системы, обеспечивающая рационализацию процесса фактического продвижения продукции к потребителю.Региональная логистическая транспортно-распределительная система — совокупность логистических функциональных и обеспечивающих подсистем региональной товаропроводящей сети, состоящей из звеньев, интегрированных с материальными и сопутствующими потоками для получения максимального синергетического эффекта на основе установления партнерских взаимовыгодных отношений между участниками транспортно-логистического процесса.Рейс — транспортный процесс перевозки грузов или пассажиров за определенный промежуток времени между географическими пунктами или районами.Реструктуризация бизнес-процессов — изменение модели бизнес-процессов компании: сокращение, добавления, изменения образующих бизнес-процессы работ, изменение сетевой модели образующих бизнес-процессы работ, перераспределение ответственности звеньев за исполнение бизнес-процессов.Сезонные запасы — образуются при сезонном характере производства потребления или транспортировки.Сервисные потоки — потоки услуг (нематериальной деятельности, особого вида продукции или товара), генерируемые логистической системой в целом или ее подсистемой (звеном, элементом) с целью удовлетворения внешних или внутренних потребителей организации бизнеса.Система поставки «точно в срок»  — производится и перевозится только то, что необходимо в данный момент времени (резко сокращаются страховые запасы).Система снабжения производства по запросам — по системе запросов с поставщиками заключаются типовые контракты на длительный период существования потребностей. Данные по фактической потребности запрашиваются на основе поэтапного уточнения.Система толкающего типа — система подачи материалов, деталей или узлов в производственный процесс с предыдущей технологической операции на последующую независимо от того, нужны ли они в данное время и в данном количестве на последующей технологической операции.Система тянущего типа — система организации производства, в которой детали и полуфабрикаты подаются на последующую технологическую операцию с предыдущей только по мере необходимости.Складская логистика — оптимизация операций, непосредственно связанных с переработкой и оформлением грузов и координацией со службами закупок и продаж, расчет оптимального количества складов и места их расположения.Склады — здания, сооружения и разнообразные устройства, предназначенные для приемки, размещения и хранения поступивших на них товаров, подготовки их к потреблению и отпуску потребителям.Смешанная перевозка — перевозка, осуществляемая, по крайней мере, двумя различными видами транспорта.Срок доставки груза — период времени, в течение которого перевозчик обязан доставить груз по назначению и за соблюдение которого он несет ответственность перед грузовладельцами. Срок доставки груза включает время, необходимое для транспортировки груза от пункта отправления до пункта назначения (в том числе операции по его погрузке и выгрузке), выполнение различных вспомогательных операций и оформление документов. За задержку в доставке грузов против установленных сроков перевозчик уплачивает грузовладельцу штраф, обычно устанавливаемый в процентах от провозной платы. При возникновении чрезвычайных и неотвратимых обстоятельств перевозчик освобождается от уплаты штрафа за просрочку в доставке груза.Страховые (гарантийные) запасы — резервная, постоянная, неприкосновенная в нормальных условиях часть запасов, предназначенная для непрерывного снабжения потребителей в случае непредвиденных обстоятельств, например: отклонений в периодичности и величине партий поставок от предусмотренных договором; возможных задержек материалов или товаров в пути; непредвиденного возрастания спроса.Структура процессов — отражение компонентов процессов и устойчивых связей между ними.Тарифные расстояния — расстояния между пунктами перевозки, принимаемые в расчет при определении перевозной платы.Текущие запасы — основная, постоянно меняющаяся часть производственных и товарных запасов, обеспечивающая непрерывность производственного и торгового процессов между очередными поставками.Терминальная перевозка — перевозка грузов, организуемая и осуществляемая через терминалы.Товарные запасы — часть совокупных запасов, находящаяся у предприятий-изготовителей в виде готовой продукции и в каналах сферы обращения (запасы в пути и запасы на предприятиях торговли). Подразделяются на запасы средств производства и запасы предметов потребления.«Точно в срок»  — современная концепция/технология построения логистической системы в целом или организации логистического процесса в отдельной функциональной сфере бизнеса: производстве, снабжении и дистрибуции, основанная на синхронизации процессов доставки материальных ресурсов, незавершенного производства и готовой продукции в необходимых количествах к тому времени, когда элементы/звенья логистической системы в них нуждаются, с целью минимизации затрат, связанных с гарантийными запасами.Транзит  — перевозка грузов от места отправления до места назначения без перегрузок в промежуточных пунктах.Транзитная льгота  — оговорка в договоре перевозки, предусматривающая возможность остановки в пути следования для переработки груза без изменения транспортного тарифа.Транспортировка — ключевая логистическая функция, связанная с перемещением продукции транспортным средством или средствами по определенной технологии в цепи поставок и состоящая из логистических операций и функций, включая экспедирование, грузопереработку, упаковку, передачу прав собственности на груз, страхование рисков, таможенные процедуры и т.п.Транспортная сеть — общая сеть путей сообщения. Транспортные сети характеризуются длиной, густотой, составом, пропускной способностью, мощностью грузопотоков, пассажиропотоков и другими показателями.Транспортное обслуживание  — деятельность транспортных компаний по организации доставки товара от отправителя до получателя груза. Транспортное обслуживание предполагает выбор вида транспорта, направления перевозок, способа транспортировки и обслуживания груза в пути и т.п.Транспортно-экспедиторские документы — документы, которые оформляют выполнение экспедитором операций по экспедированию, обработке грузов, складированию, организации перевозки, включая перегрузку товара, хранение и перетарку в пути, предоставление местных транспортных средств, проверку состояния упаковки и маркировки, оформление необходимыхдокументов (транспортных, таможенных, страховых, складских) и т.д.Транзитный груз — товары, находящиеся в процессе перемещения между двумя пунктами.Транспортная логистика — оптимизация транспортных систем, выбор вида и типа транспортных средств; определение разноканальных маршрутов доставки; обеспечение технологического единства транспортно-складского процесса.Транспортная характеристика груза — совокупность свойств груза, определяющая условия и технику его перевозки, перегрузки и хранения.Транспортный тариф  — ставки, по которым перевозчик взимает плату за свои услуги.Транспортный терминал  — пункт, на котором осуществляется сдача-приемка грузов. Транспортными терминаламиявляются железнодорожная, товарная станции, терминал покупателя, продавца и т.д.Упаковка — комплекс средств, обеспечивающих гармонизацию типоразмерных рядов потребительской упаковки, промышленных упаковочных модулей, грузовых единиц, тары и грузовместимости транспортных средств при физическом распределении и защиту продукции от повреждения и потерь при транспортировке, складировании, грузопереработке и прочих логистических операциях.Уровень логистического сервиса — количественная оценка теоретически возможного и фактически оказываемого объема логистических услуг в соотношении с временными и стоимостными затратами на его оказание.Физическое распределение — сфера логистической деятельности, составная часть процесса распределения (дистрибуции), включающая все логистические операции и функции, связанные с физическим перемещением, хранением и управлением запасами готовой продукции в товаропроводящих структурах производителей и (или) логистических посредников.Финансовая операция — совокупность двух или более взаимосвязанных финансовых потоков.Финансовое окружение — среда обращения финансовых потоков, включающая как часть внутренней среды предприятия, так и часть внешней логистической среды. Элементами финансового окружения являются финансы и финансовые ресурсы, источники и потребители ресурсов и финансовые потоки, связанные логистическими отношениями.Финансовый поток — это направленное движение финансовых ресурсов, связанное с материальными, информационными и иными потоками как в рамках логистической системы, так и вне ее.Формула Вильсона — формула для определения оптимальной величины заказа.Характеристика груза — это режим хранения, способ упаковки, перегрузки и перевозки, физико-химические свойства, размеры, объем, масса и форма предъявления к перевозке.Чартерные перевозки — нерегулярные перевозки, осуществляющиеся по договорам чартера.Штриховой код, бар-код — комбинация темных и светлых вертикальных полос (штрихов) различной ширины с нанесенными под ними цифрами. Эффект применения штрихового кода заключается в значительном снижении стоимости учетных работ на складе, уменьшении издержек обращения, повышении уровня контроля за состоянием запасов и др.Экспедитор  — специализированная организация, выполняющая комплекс вспомогательных операций с транспортируемыми грузами: хранение и подготовку грузов к транспортировке, оформление сдачи грузов к перевозке, переупаковку, сортировку, маркировку; оформление транспортной, таможенной и прочей документации и т.п.Экспедиторское свидетельство о транспортировке — разработанный международным союзом экспедиторов (ФИАТА) оборотный документ, который выдается для удостоверения того, что экспедитор берет на себя ответственность за транспортировку и доставку конкретной партии в соответствии с указанными в документе инструкциями грузоотправителя и за доставку груза держателю документа.Эксплуатационные расходы на транспорте — сумма издержек транспортного предприятия, непосредственно связанных с выполнением перевозок.Электронный документооборот — компьютерный информационный обмен между пользователями с применением стандартного формата данных, обслуживающий современные телекоммуникационные технологии.Электронный обмен данными  — система компьютерной связи между поставщиком и потребителем, предназначенная для непосредственного оформления заказов и обмена информацией.Элемент логистической системы — неделимая в рамках поставленной задачи администрирования или проектирования логистической системы часть звена логистической системы логистической подсистемы.Эффективность логистической системы — это группа показателей, характеризующих качество работы при заданном уровне логистических издержек.KANBAN —   комплексная система организации производства, претворяющая в жизнь принципы общей теории систем, в соответствии с которыми фирма трактуется как организационное единство. Система обеспечивает оперативное регулирование количества производимой продукции на каждой стадии поточного производства.SIC — техника управления запасами, использующая статистические методы для моделирования спроса и времени пополнения товарных запасов (для производственных компаний — с учетом времени изготовления).Workflow — программное обеспечение для описания, проектирования, управления и контроля бизнес-процессов.

В начало

www.xcomp.biz