Понятие, функции и виды управления. Управление виды


Виды управления

 

Управление – это система определенных действий, нацеленных на правильную координацию и упорядочение всех элементов данной системы, позволяющая сделать любые шаги как можно более слаженными и эффективными для достижения максимально высоких результатов функционирования. Любой субъект управления, действующий в рамках заданной программы и строго придерживающийся заранее определенных правил и установок, способствует приведению объективного процесса к субъективно запланированной цели. Чем же так опасна бесконтрольность? В первую очередь тем, что управляемое движение субъектов приводит, как правило, к анархии (стихии, хаосу).

Управленческая деятельность – это основная опора в организации/планировании любых действий. Она определяется согласно выбранной цели или задаче, а также, как правило, доверяется профессионалам, выбранным в зависимости от вида деятельности или направленности определенного субъекта управления. Виды управления условно позиционируются следующим образом: структурные или бесструктурные.

Структурное управление осуществляется напрямую путем обращения к объектам через определенные команды. То есть основной управляющий аппарат, для ускорения рабочих процессов, а также в целях необходимого контроля производительности, реализует руководство действиями непосредственно при личном присутствии, по ходу деятельности, корректируя работу субъектов и контролируя их движения в нужном направлении согласно поставленной цели. Такие виды управления применяются в социуме чаще всего в государственных структурах или при организованной деятельности большого количества субъектов, объединенных для выполнения четко определенных действий или задач.

Бесструктурное управление не так эффективно, как структурное, и часто происходит бесконтрольно и даже неосознанно, но является одной из составляющих установок определенного субъекта. Оно не предполагает открытого применения команд в отношении объекта управления. Вместо этого создается необходимое информационное поле или обстоятельства, в связи с непосредственным влиянием которых объект неосознанно принимает решения и выполняет действия, необходимые в сложившейся ситуации (в зависимости от требуемых установок). При этом объект может и не подозревать, что его действиями кто-либо управляет, будь то определенный человек или сложившиеся обстоятельства.

Виды управления:

- механическое или техническое, то есть машинами, технологическими процессами;

- биологическое – процессами жизнедеятельности живых организмов;

- социальное – это управление общественными процессами, в том числе людьми и организациями.

Все виды управления нацелены в первую очередь на правильную корректировку действий и достижение поставленных задач и целей, сопровождающих субъекты на протяжении длительного времени. Отличаются они по типам и назначениям, специфическими особенностями, а также частотой и интенсивностью, разнообразием функций и назначений. Могут быть как профессионально направленными, так и естественными, то есть создаваемыми окружающими обстоятельствами, не столь сильно зависящими от субъектов.

Вообще же стоит отметить, что ничто в мире не могло бы существовать без управления. Хаос – это отнюдь не то, что помогает обществу и миру развиваться. Управление – это основа жизни. Оно присутствует всегда и везде. То, что мы не видим и не чувствуем его, еще ни о чем не говорит. Правильное управление приводит к высочайшим результатам, неправильное – к провалу. Управление – абсолютно четкая и точная последовательность действий, которая должна быть предварительно продуманной.

 

fb.ru

Тема 3. Виды, формы, способы управления

Виды управления.

В теории и на практике известны многие виды управления, различающиеся по самым разным признакам. Однако четкая классификация обширной гаммы видов управления пока отсутствует. Даже сами понятия «виды управления», «формы управления», «способы управления», «методы управления», «функции управления» не обрели требуемой четкости и употребляются разными авторами в различном смысле. Понимая сложность классификации, структуризации управления, ограничимся его разделением на более или менее очевидные и достаточно употребляемые виды, классы, группировки, опираясь на самые характерные признаки их выделения.

Простейшая схема структуризации управления экономикой, разделения его на отдельные разновидности изображена ниже.

 

Разновидности управления

 
 
По типу, виду субъекта управления   По типу, виду объекта управления

 

По типу воздействия субъекта на объект   По реализуемой функции и цели

 

Основные виды управления, различающиеся между собой по признаку типа или вида субъекта управления.

§ Индивидуальное, личностное управление

§ Коллективное управление

§ Международным

§ Государственное управление,

§ Муниципальным

§ Ведомственное управление,

§ Управление со стороны собственника

§ Уполномоченное управление

 

Индивидуальное, личностное управление характеризуется тем, что бразды правления, права и полномочия управлять сосредоточены у одного лица, именуемого начальником, руководителем. Индивидуальное управление реализует так называемый принцип единоначалия, согласно которому одно определенное лицо осуществляет принятие управленческих решений и несет за них ответственность.

Коллективное управление (руководство) имеет место, когда субъект управления представляет коллегиальный орган, вырабатывающий и принимающий решения сообща, с учетом мнений и предложений участников процесса выработки решений лиц, входящих в состав органа управления.

Международным следует считать управление экономическими объектами и процессами, осуществляемое уполномоченными международными организациями и органами: ассоциациями, агентствами, банками, фондами.

Государственное управление, включающее также государственное регулирование экономики, представляет управление экономикой со стороны государства в лице государственных законодательных, исполнительных, правовых органов и возглавляющих их лиц. В государствах, странах с федеративным устройством к государственным относятся также органы управления субъектов федерации, т.е. отдельных республик, краев, областей, округов, земель (Германия), штатов (США), кактонов (Швейцария).

Муниципальным называют управление, осуществляемое местными органами власти, именуемое также местным самоуправлением. В качестве субъекта такого управления выступают выборные назначаемые или исполнительные органы территориальных образований: городов, районов, поселков, сел, других видов поселений.

Ведомственное управление, представляющее обычно часть государственного муниципального, есть управление со стороны специальных организаций и органов, именуемых ведомствами. Ведомство призвано управлять либо определенной отраслью экономики, либо видом экономической деятельности. К ведомствам относятся министерства, комитеты, управления, службы.

Управление со стороны собственника, как ясно из названия, соответствует ситуации, когда сам собственник объекта осуществляет полностью или частично управление принадлежащим ему на правах владения и распоряжения объектом.

Уполномоченное управление есть реализация функций управления уполномоченными на то лицами, не являющимися собственниками объекта, но получившими полномочия на управление в соответствии с законом или на основании прямых решений собственника по контракту, договору найма. Уполномоченное управление очень широко распространено в экономике, типично для менеджмента, в котором субъектом управления становится наемный управляющий. К уполномоченному относится и доверительно (трастовое) управление, при котором субъект управления передает управление объектом на определенных условиях другому объекту.

Перейдем к классификации видов управления по признакам типа объекта управления. Согласно такой классификации виды управления различаются между собой в зависимости то того, каким именно объектом управляет тот или иной субъект. Выше уже шла речь о разделении управления на управление людьми, природой, производственным персоналом, технологией и техникой. Теперь сконцентрируем внимание на выделении характерных видов управления экономикой, отличающихся экономической природой управляемого объекта.

§ управление мировой экономикой

§ управление экономикой, хозяйством страны,

§ территориальное (региональное) управление

§ управление предприятием

§ управление индивидуальным предпринимательством и домашним хозяйством.

Перейдем к структуризации видов управления, различаемых по типам управляющих воздействий субъектов на объекты.

§ Внутреннее

§ Внешнее

§ Централизованное

§ децентрализованное

Ранее упоминалась возможность разделения управления на внутреннее и внешнее в зависимости от того, формируются управляющие воздействия внутри управляемой системы или вне ее. Правомерно также разделять управление на централизованное, когда глобальные команды, управляющие сигналы формируются в едином центре управления и передаются из него многочисленным объектам управления, и децентрализованное, при котором значительное количество управляющих воздействий, касающихся данного объекта, вырабатываются самим объектом на основе самоуправления.

Способы управления

В теории управления принято также различать три способа, именуемых иногда методами управления.

Методы (способы) управления - формы воздействия руководителя на подчиненных.

Различия между этими методами (способами) управления состоят в разных подходах к формированию управляющих воздействий и в содержании этих воздействий.

Организационно-распорядительное управление (инструкции, контроль исполнения), которое часто называют административным, командным, основано на принудительном исполнении управляющих воздействий, генерируемых в форме постановлений, приказов, распоряжений. Логика этого метода управления выражается простой формулой «приказ начальника – закон подчиненного».

Экономический, стимульный метод управления (хозяйственный расчет) основан на побуждении экономических интересов тех людей, что представляют объект управления. Управляющие воздействия, исходящие от субъекта управления, порождают заинтересованность объекта управления в их использовании, так как при этом вступают в действие такие стимулы-побудители, как заработная плата, льгота, премии, смягчение ограничений, создание более выгодных условий работы, деятельности, продвижение по службе и др.

Социально-психологическое управление (учет психологии личности, коллектива) характеризуется использованием методов убеждения, морального и нравственного воздействия субъекта управления на трудовые коллективы, работников. Основным средством этого вида управления служит влияние на экономическую психологию работников, являющихся частью их кодекса чести и морали. Субъект управления взывает в этом случае к совести как основному побудительному мотиву качественного, эффективного труда.

Формы управления

Методы управления взаимосвязаны со стилем управления (формами управления). Стиль руководства – это устойчивые доминирующие формы управленческих отношений между руководителями и подчиненными им исполнителями, работниками, проявляющиеся в управлении их деятельностью

Авторитарный стиль воплощает в себя единоначалие, командное управление, при котором руководитель ставит выше всего собственное мнение и личную волю, пренебрегая мнением других лиц, принимая решения по своему усмотрению.

Демократический стиль, наоборот, опирается на коллективное обсуждение и принятие управленческих решений, на учет всего спектра мнений при подготовке решений.

Либеральный стиль исходит из необходимости использования «мягких» управляющих воздействий, не вызывающих негативных реакций исполнителей. Такой стиль обычно применяется при управлении высокоинтеллектуальными работниками, крупными специалистами своего дела, полагающими в нем не меньше, а иногда и больше, чем руководитель.

 

Похожие статьи:

poznayka.org

Понятие, функции и виды управления :: SYL.ru

Особым видом деятельности является управление. Оно осуществляется на разных уровнях и направлено на развитие системы. Существуют разные виды управления. Это позволяет направлять движение объекта в нужном направлении для достижения поставленных целей. Об особенностях, видах и функциях управления пойдет речь далее.

Признаки управления

Прежде чем начать изучение темы об организации производственных, социальных, государственных процессов, нужно рассмотреть понятие и виды управления. Это понятие подразумевает процесс воздействия на определенную систему. В результате получается достигнуть ее упорядоченности, направлении движения в требуемую сторону. Управляемая система достигает поставленных целей, развивается и совершенствуется.

Подобное воздействие имеет ряд признаков. Обязательно наличие субъекта и объекта управления. При этом воздействие является качественным. Оно позволяет придать целостности, организованности системе.

Еще одним признаком управления является наличие четкой направленности действий руководства для достижения поставленной цели. Этот процесс преследует определенный, четко сформированный результат. Деятельность руководства обязательно служит общим интересам системы. Управление требует определенных ресурсов.

Разновидности

Существуют разные виды управленческого процесса. Их классифицируют по определенным признакам. В первую очередь следует рассмотреть основные виды управления. По показателю участия человека в этом процессе различают технический, безмашиннный, тип воздейсвия. Оно также может распространяться на организационные или природные системы. Во втором случае имеются в виду группы биологических организмов. Организационными системами называют социальные группы, коллективы, общество. Масштаб такого воздействия может быть разным.

Внутри организационных систем выделяют такие виды управления, как прямое воздействие и координацию. В первом случае процесс осуществляется в приказном режиме при помощи издания директив установленной формы. Координация позволяет согласовать действия разных, отделенных друг от друга групп.

Также виды управления различают по степени сосредоточения. По этому признаку воздействие на систему может быть централизованным, частично централизованным и децентрализованным. В этом случае руководящие органы находятся либо в одном центре, либо рассредоточены внутри системы (например по областям).

Прочие виды классификаций

Рассматривая, какие виды управления существуют сегодня, нужно уделить внимание иным подходам к классификации подобных воздействий. По характеру взаимодействия управляемой системы и окружающей средой бывает осуществление действий в конфликтной или неконфликтной ситуации. Также различают виды управленческой деятельности в зависимости от подчиненных объектов. Воздействие на систему может быть внутренним или внешним. Например, на предприятии деятельность руководства осуществляет внутреннее управление. Однако государство при помощи законодательных актов проводит внешнее управление этой системой.

Руководство может преследовать разные цели. Они могут быть долгосрочными или краткосрочными. Действия руководителей будут отличаться в зависимости от этого фактора. Методология воздействия может быть прямой, косвенной или смешанной. Кратность управленческих воздействий может быть одношаговой или многошаговой. Существуют и иные классификации. Однако они применяются реже.

Социальное управление

Рассматривая виды управления, следует отметить такую разновидность, как социальное воздействие. В первом случае под системой подразумевается все общество либо определенная его социальная группа, а также отдельные индивидуумы. Управление производится для упорядочивания их действий, сплочения, повышения организованности коллектива.

Социальное управление имеет несколько характерных признаков. Оно возможно там, где существует совместная деятельность группы людей. Они должны быть единым коллективом. Воздействие на подобные социальные группы должно быть упорядоченным и последовательным.

Еще одним признаком социального управления является направленность на достижение конкретных целей. Субъекты управления наделяются определенной властью. Объекты управления подчиняются приказам руководящих органов. Они имеют определенную степень свободы действий. Однако при создании определенных указаний руководителем, все составляющие системы должны подчиняться изданным приказам. При этом команды и приказы должны быть реализованы в рамках единого механизма.

Составные части социального управления

Существуют разные виды структур управления социальными группами. К ним относятся государственное, муниципальное, общественное самоуправление. Между объектами и субъектами таких систем существуют управленческие связи. Они могут быть прямыми и обратными.

К субъектам управления относятся отдельные индивидуумы, коллективы, а также общество в целом. Под прямыми связями подразумевают целенаправленное воздействие руководителя на подвластную ему систему. Обратной связью называется информационный канал, при помощи которого объекты управления передают отчет о выполнении поставленных перед ними задач.

Стадии процесса

Социальное управление включает в себя такое понятие, как цикл. Это несколько взаимозависимых стадий воздействия на систему, которые позволяют выполнить определенные задачи участниками группы.

Процедура социального управления проводится в несколько стадий. Сначала анализируется сложившаяся ситуация, вырабатываются и принимаются решения относительно ее улучшения. Перед участниками группы ставятся конкретные задачи. Они их исполняют. Руководитель контролирует выполнение процесса достижения поставленной цели, при необходимости проводит корректировки. Заключительным этапом является подведение итогов.

Функции

Рассмотрев виды управления организацией и обществом, нужно уделить внимание функциям подобных воздействий. Они обусловлены назначением этого процесса для общества. Это наиболее типичные, стандартные направления деятельности руководящих органов.

Основными признаками функций управления социальной группой является обусловленность социальной направленностью и стабильностью процесса. Это внешнее проявление определенных свойств системы. Также признаком функций управления является направление активного действия руководства, которые предопределяются поставленными ранее целями, задачами.

Функции могут быть общими, которые характерны для всех типов систем, а также специальными. Второй вариант присущ только конкретной социальной группе. Также функции могут быть обеспечивающими. Они подготавливают почву для выполнения поставленных руководством задач. Это, например, может быть обеспечение требуемыми ресурсами, кадрами и т. д.

Разновидности функций

Существуют разные подходы к классификации видов функций управления. В соответствии с направлением влияния они бывают внешними и внутренними. Если учитывать время действия, то выделяют постоянные и временные функции. При их разработке учитывают особенности системы.

Общими для всех социальных групп функциями управления являются следующие воздействия:

  • прогнозирование – позволяет предвидеть перспективы в будущем;
  • обеспечение информацией – получение, обработка и анализ, хранение нужной для принятия решений информации;
  • моделирование – создание модели поведения всех элементов системы в определенных обстоятельствах;
  • организация – создание системы управления, ее принципов;
  • планирование – выбор направлений и темпов их достижения;
  • координация – согласование действий всех объектов;
  • распорядительство – формирование краткосрочных заданий исполнителям;
  • регулирование – создание общих требований;
  • контроль – определение соответствия действий объектов управления поставленным задачам.

После проведения перечисленных функций руководство фиксирует всю информацию за период. Учет ведется в количественных выражениях. На основании этого подводятся результаты.

Государственное управление

Рассматривая виды систем управления, нужно отметить такой вид деятельности, как государственное воздействие на систему. В узком понимании оно представляет собой подвластную законодательству работу органов исполнительной власти страны. В широком понимании такая деятельность представляет собой воздействие на систему всех органов государства для реализации своих полномочий.

Существуют определенные признаки государственного управления. Такое воздействие носит исполнительно-распорядительный, юридически властный характер. Подобная деятельность осуществляется непрерывно, планово и постоянно. Работа управленцев обусловлена действующим законодательством и направлена на его исполнение.

Также признаком государственного управления является наличие иерархических (вертикальных) и горизонтальных связей внутри системы. Деятельность может осуществляться как в правовых, так и неправовых формах. Она обеспечивается системой гарантий. При нарушении установленных законодательством принципов управленческой деятельности следуют негативные последствия. Имеется в виду ограничение прав и свобод.

Цели государственного управления

Существующие виды государственного управления преследуют четко установленные цели. Они могут быть разными. Социально-экономические цели направлены на создание порядка в жизни общества, что позволяет удовлетворить публичные интересы. Этот вид управления ведет к достижению экономического благосостояния, а также созданию и регулировке определенных экономических отношений внутри государства.

Политические цели управления направлены на привлечение к процессу всех главных политических сил в стране. Это способствует рассмотрению разных точек зрения, принятия позитивных предложений, которые способствуют совершенствованию всех структур, а также развитию всех людей в обществе.

Обеспечительные цели направлены на защиту прав и свобод граждан. Это нужно для достижения высокого уровня общественной безопасности, законности.

Организационно-правовые цели способствуют формированию правовой системы и реализации функций управленческих структур при помощи демократических институтов.

Общие принципы

Все существующие виды государственного управления базируются на общих фундаментальных принципах. Они делятся на общие и организационные основополагающие идеи. К первой группе относятся такие принципы:

  • законность;
  • демократизм;
  • объективность;
  • научность;
  • конкретность;
  • разделение видов власти;
  • федерализм;
  • эффективность.

Перечисленные принципы являются общими для всех уровней государственной власти. Пренебрежение ими влечет наступление ответственности руководителем перед законом.

Организационные принципы

Разные виды управления государством основываются также на организационных принципах. Это позволяет в точности выполнять общие задания и цели, установленные для системы. Организационные принципы бывают следующими:

  • отраслевой;
  • территориальный;
  • линейный;
  • функциональный;
  • двойного подчинения;
  • сочетание коллегиальности и единоначалия.

Эти принципы выполняют на местах и на каждом уровне управления.

Эффективность управления

Существующие виды методов управления подчиняются единым требованиям. Это обеспечивает эффективность процесса. Управление должно быть устойчивым и оперативным. Руководители должны быстро реагировать на изменения, производящие внутри и снаружи вверенной им системы.

Реализация поставленных целей и задач путем правильного управления должна поводиться непрерывно. Все стадии проходят последовательно, без перерывов и пауз. Управление должно быть эффективным. Это главное требование, которое выдвигается к этому процессу.

Рассмотрев виды управления, его функции и составляющие, можно понять важность этого процесса. Поэтому к подобной деятельности выдвигаются высокие требования. Без грамотного управления невозможно гармоничное развитие системы.

www.syl.ru

Основные виды менеджмента

Финансовый менеджер организации направляет и планирует свою деятельность на реализацию всего ресурсного потенциала организации и достижения максимальной эффективности производства. Менеджмент – это разнообразные формы, приёмы и методы управления персоналом и производством.

Несколько лет назад, когда наука менеджмент только появилась, у неё был один неделимый объект. С течением времени из этого объекта вычленилось ещё несколько объектов, которые, в свою очередь, дали жизнь ещё нескольким направлениям. Причём есть даже такие виды менеджмента, которые характерны для определенной страны, отражают её специфику (например, есть русская модель менеджмента).

 Виды менеджмента могут быть разными, и их число продолжает расти. В реальном производстве пробуются новые модели, специалисты используют новые термины и определения. Виды менеджмента – это отдельные области деятельности управления, которые призваны решать разнообразные задачи.

По объектам управления выделяют организационный, стратегический, тактический и оперативный менеджмент. Организационный менеджмент стоит у истоков создания структуры, механизма управления, выработки комплекса управленческих функций, правил и стандартов. Стратегический менеджмент реализует долгосрочные цели в управленческой деятельности после их предварительной установки. Потенциал человеческих ресурсов, переориентация потребностей потребителя на эффективную организацию производства – это основа стратегического менеджмента. Существуют различные модели стратегического менеджмента. Тактический менеджмент в чём-то схож со стратегическим, он разрабатывается в развитие стратегии. Уровень организации таких методов управления – среднее звено управления, и отрезок времени для прогнозирования гораздо короче. Оперативный менеджмент решает задачи, возникающие в процессе производства. Он основан на распределении работ и ресурсов, отслеживание хода выполнения заданий в текущий момент времени.

В зависимости от функциональной принадлежности выделяют такие виды менеджмента, как:

  1. Маркетинг-менеджмент. Изучает финансовые рынки, создаёт новые каналы сбыта, формирует ценовую политику.
  2. Производственный менеджмент позволяет контролировать производственные процессы организации, осуществлять основную деятельность предприятия с помощью координации действий и процессов.
  3. Менеджмент в области сбыта – это процесс организации сбыта продукции, участие в оформлении хоздоговоров на поставку продукции.
  4. Менеджмент персонала – это качественное планирование использования трудовых ресурсов, их подбор, расстановка, обучение. Сюда же относится разработка системы мотивации и стимулирования персонала организации.
  5. Финансовый менеджмент – это выработка целей и задач управления финансами организации, планирование финансовой деятельности организации, разработка методов для эффективного управления финансовыми ресурсами организации. Финансовый менеджмент включает в себя риск-менеджмент и налоговый менеджмент.
  6. Инновационный менеджмент – организует работу с нововведениями, координирует использование научных открытий. Это управление подразумевает творческое настроение в коллективе, особый настрой работающего персонала, готового к постоянному экспериментированию и освоению новых технологий.
  7. Инвестиционный менеджмент – это работа по управлению инвестициями, рациональное вложение капитала для получения прибыли в дальнейшем.
  8. Эккаутинг-менеджмент – это управление, основанное на тащательном сборе информации, её обработки и анализе, с дальнейшим сравнением показателей других организаций со схожим видом деятельности.
  9. Адаптивный менеджмент ставит своей целью адаптацию к изменяющимся условиям внешней среды. Например, брокерские конторы – яркий пример адаптивной системы.

10.  Антикризисный менеджмент – это управление процессами, сопутствующими процедуре банкротства организации. Например, управление в течение действия конкурсного производства или при заключении мирного соглашения.

Есть также атакующий менеджмент, вирусный, коммуникационный, механистический, проблемно-ориентированный, преобразующий, прогностический, проектный, пульсирующий, раскрепощённый, рациональный, сигнальный, ситуационный, эффективный и селф-менеджмент.

fb.ru

Виды, формы и способы управления.

 

Хотя и нет в науке и практике четкой классификации об­ширной гаммы видов управления, однако наиболее употребляе­мые виды, формы и способы управления в литературе встре­чаются.

По виду субъекта управления основными разновидностями управления являются:

- индивидуальное, личностное управление— это управле­ние, при котором права и полномочия находятся у одного человека, называемого начальником, руководителем;

- коллективное управление— это управление, когда субъект управления представляет коллегиальный орган, за которым сохраняется право вырабатывать и принимать решения сообща;

- международнымсчитается управление, когда объектами и процессами управления осуществляют уполномоченные меж­дународные организации (ассоциации, агентства, фонды) и органы;

- государственное управление— это управление со стороны государственных, исполнительных, правовых органов и ру­ководящих их лиц;

- муниципальное, местное управление— это управление осуществляемое местными органами власти;

- ведомственное управление— управление специальными организациями или органами, именуемые ведомствами;

- управление со стороны собственника— осуществляет сам собственник объекта;

- уполномоченное управление— это управление, при кото­ром управленческие действия осуществляются уполномоченными на то лицами, не являющимися собственниками.

С позиций макроэкономического подхода по признакам объекта управления различают управление мировой экономи­ки,то есть экономическими объектами, в которых участвуют несколько государств. Управление в одной стране разделяется на виды, называемые управление сферами экономики, отрас­лями, хозяйства, направлениями экономической деятельности.В составе управления экономикой выделяют региональное управление, управление предприятиями, компаниями, фир­мами.Отдельно по признаку объекта управления выделяют управление индивидуальным предпринимательством и домаш­ним хозяйством.

На микроэкономическом уровне, в организационных системах выделяют управление технической подготовкой производст­ва, основным и вспомогательным производством, персоналом, инновациями, финансами, сбытом продукции, затратами, производительностью, факторами интенсификации и т. д.

Управляющие воздействия бывают централизованные,ког­да управляющие действия формируются одним органом и пере­даются многочисленным объектам управления, и децентрализо­ванные— когда управляющие воздействия какого-то объекта передаются самому объекту.

В теории и практике менеджмента различают три способа или метода управления. К ним относится организационно-рас­порядительное управление, экономический, стимулированный метод управления и социально-психологическое управление,содержание которых будет рассмотрено в последующих главах.

 

 

Похожие статьи:

poznayka.org

Типы управления

Количество просмотров публикации Типы управления - 1580

Тип управления -это характеристика того, как принимаются (управленческая форма) и каким способом реализуются (рычаг управления) управленческие решения. Типы управления, конечно, должны соответствовать культуре организации, и следовательно, особенностям персонала, который в ней работает. Одна из существенных причин неэффективности управления - рассогласование между этими параметрами организации. Типы управления бывают выделœены:

Первый тип характеризуется коллективистской управленческой формой, которая предполагает единоличное принятие решений лидером коллектива, его вождем. Такая управленческая форма соответствует органической организационной культуре, при которой сотрудники организации являются послушными исполнителями, включенными в семейный тип отношений. Главный рычаг управления в данном случае - авторитет руководителя. Авторитет предполагает большой аванс доверия со стороны коллектива. Авторитетный руководитель получает практически беспрекословное подчинœение, основанное на принятии его мнения как самого верного, продуманного и выгодного для сотрудников. В случае если руководитель действует в соответствии с нормами коллектива, сформулированными в виде традиций, правил поведения, то он воспринимается как “правильный”, эффективный руководитель, пользующийся доверием подчинœенных. При этом аванс доверия не бесконечен. В случае если руководитель начинает нарушать установленные нормы, нарушать традиции, то он должна быть “свергнут”. Аванс нарушения норм, у каждого руководителя свой. В случае если руководитель обладает большим авторитетом, он может более существенно и в течение длительного срока нарушать правила, в случае если авторитет меньший, то терпение сотрудников истечет раньше, и он будет сменен.

Следующий тип характеризуется рыночной управленческой формой. При ее использовании решения принимаются в соответствии с законами рынка, и рынок является основным мерилом их эффективности. Главным рычагом воздействия на персонал служат деньги, что вполне соответствует рассмотрению персонала как субъектов рынка труда. Руководитель будет казаться сильным, эффективным, в случае если он сможет обеспечить своим сотрудникам вознаграждение, соответствующее затраченным силам, более выгодные финансовые условия, чем другой руководитель. Такая управленческая форма соответствует предпринимательской организационной культуре, в которой существуют, как правило, активные сотрудники, ориентированные на такое повышение в должности, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ будет сопряжено с увеличением ответственности, объёма выполняемой работы, и соответствующий рост уровня вознаграждения.

Еще один тип управления связан сбюрократической управленческой формой. В этом случае решения принимаются, как правило, вышестоящим руководителœем. Главным рычагом воздействия на подчинœенных оказывается силовое воздействие, часто основанное на использовании методов прямого воздействия (приказов, наказаний). Главным мерилом эффективности и успешности руководителя оказывается степень его воздействия на подчинœенных. Сильным руководителœем в таком типе управления мы будем называть такого, чьи приказы не обсуждаются, а сразу же исполняются. Такого типа управленческая форма характерна для бюрократической организационной культуры, которая характеризуется наличием технологически дисциплинированных сотрудников, строго выполняющих свои функции и приказы начальства.

Относительно новый тип управления, характеризуетсядемократической управленческой формой. Этот тип управления связан с использованием закона как главного рычага управления. Для такой организационной культуры характерно присутствие профессионалов, с одной стороны, ориентированных на достижение результата (получение нового знания), с другой стороны, стремящихся к собственному профессиональному развитию. Достижение подобных целœей в группе, включающих разно ориентированных, активных личностей, невозможно, в случае если не будут установлены определœенные правила поведения - законы. Но эти законы должны быть демократическими и обеспечивать как достижение интересов законопослушного большинства, так и соблюдение законных прав меньшинства.

В последнее время исследователи стали упоминать еще один новый, только возникающий тип управления, характеризующийся диалоговой управленческой формой. Для этого типа управления характерна распределœенность управленческих функций, которые бывают эффективно реализованы только при активном, равноправном участии всœех субъектов управления. Основная его особенность - использование в качестве главного рычага управления - знаний. Говорить о возникновении такого подхода к управлению возможно в том случае, когда эффективная управленческая деятельность не должна быть осуществлена без использования знаний множества различных профессионалов, обладающих своими специфическими представлениями и фактами, описывающими управляемую реальность. В таком подходе целостное представление об управляемом объекте, его состоянии, путях изменения и этапах достижения цели не будет полным при потере хотя бы одного видения. Примером такого управления может служить работа управленческой команды, в которую должны быть включены профессионалы, способные увидеть самое большое количество аспектов принимаемых решений, предугадать их последствия и минимизировать возможный ущерб. То есть управление командой в любой форме и проявлении является наиболее сложным процессом и требует особых знаний. Квалификации как руководителя, так и участников команды.

Таблица 10

referatwork.ru